Образ Иисуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»

Образ Иисуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» Понимание смысла загадочной поэмы «Двенадцать» зависит прежде всего от толкования центрального образа поэмы – Христа, идущего сквозь вьюгу перед отрядом красногвардейцев. Сам Александр Блок подчеркивал, что в финал «должен был поставить Христа». Обратимся к самой неоднозначной поэме в истории русской литературы и к ее главному образу. Поэма «Двенадцать» (1918) – свежий отклик Александра Блока на революционные события 1917 года (с момента революции прошло только два с небольшим месяца). Поэт воспринял революцию как явление положительной метаморфозы, духовного преображения России; точку отсчета нового времени. Статью того же 1918 года «Интеллигенция и революция» он закончил так: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Однако революционность Блока не имела ничего общего с партийной программой большевиков. В своем поэтическом отклике, в финале «революционной» поэмы, Блок не смог обойтись без ключевого христианского образа, породившего разнообразные трактовки Спасителя «с кровавым флагом», идущего во главе отряда красногвардейцев. Необходимо разобраться в этих расхождениях и смысловых нюансах. Тем более, что «Двенадцать» входит в обязательную школьную программу. Поэтому преподавателю, который идёт на урок по поэме, нельзя ограничиваться какой-либо одной точкой зрения на образ Христа.  

Кто же впереди: многообразие трактовок

Христос. Иллюстрация Н. Гончаровой к поэме Блока “Двенадцать” В самом конце поэмы «Двенадцать» появляется ее центральный образ – образ Христа. Вот эти известные строки:

…Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Исус Христос. Среди многочисленных объяснений финала поэмы специалистами, а также современниками поэта, можно выделить несколько самых распространённых.

Бог умер

Обложка издания поэмы Блока в издательстве “Новый путь” В одной из примечательных и распространенных трактовок пристальное внимание обращено на «белый венчик из роз», не соответствующий православной традиции, в которой атрибутом Спасителя является терновый венец. Живописец Петров-Водкин откровенно признавался ученому Дмитрию Максимову: «Я предпочел бы, чтобы там был просто Христос, без всяких белых венчиков». Одна из интерпретационных крайностей образа венка – его погребальное назначение. Следовательно, Христос в поэме мертвый, а это значит, что умерла и Церковь, и вера. Здесь мы видим перекличку с философией Фридриха Ницше, популярного в России начала ХХ века и утверждавшего, что «Бог умер», а также с цитатой из произведения самого Блока, написанного в 1918 году: «Церковь умерла, а храм стал продолжением улицы. Двери открыты, посредине лежит мёртвый Христос». Однако цветы на венце Христа могут, напротив, означать и возрождение, Воскресение, путь к новому возрожденному миру, в котором ключевая роль будет отдана вере в Бога.

Лже-Христос

Образ Иисуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» Ряд исследователей соглашаются с точкой зрения священника и философа Павла Флоренского, который считал, что «поэма – это предел и завершение блоковского демонизма». В финале появляется не Христос, а его антипод, «враг» «за вьюгой невидим», – антихрист, принявший вид Иисуса. Известный литературовед Михаил Дунаев пишет: «Быть может, это все же адова сила: дьявола ведь тоже пулей не возьмешь. И вот он принимает облик Спасителя – и увлекает за собою духовно неразвитых «апостолов»? Ведь такая трактовка имеет свою логику». Существовали очень резкие оценки такого «антихристианского» восприятия образа современниками автора. Так, Николай Гумилев говорил, что Блок, создав «Двенадцать», послужил «делу Антихриста», «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», а Анна Ахматова даже отказывалась выступать с Блоком на совместных поэтических вечерах.

Разрушение «старого мира» и зарождение «нового»

Образ Иисуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» “Двенадцать”, берлинское издательство “Нева” Большая часть русских интеллигентов, современников Блока, восторженно воспринимала революцию как стихийную силу – средство разрушения «старого» мира; как необходимый переход к миру «новому», полному возможностей и свершений. Поэтому Бог, идущий во главе красногвардейцев, был главным духовным звеном в этом революционном процессе разрушения отжившего, обветшалого мира. В последних строках поколение Александра Блока находило ответ на вопрос, что же принес в мир Октябрь 1917 года. Появление Христа здесь означало возможность будущего преображения, к которому приведут революционные события. Однако важно отметить, что самой революционной массе образ Христа показался резко отрицательным, «незримым» врагом двенадцати бойцов «без креста».

Христос – Спаситель

Образ Иисуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» Михаил Ларионов. Иллюстрация к поэме Блока “Двенадцать” Другая актуальная трактовка отражает наиболее ортодоксальное, православное понимание образа Спасителя в поэме. Согласно этой литературной традиции, Христос – мученик, который идет на гибель ради обновления жизни. Здесь не может идти речи об антихристе, принявшем облик Иисуса, чтобы обмануть красноармейцев. Их попросту невозможно обмануть лже-Христом, так как сам Иисус для них – одно из воплощений «старого» мира, они совсем не хотят знать истинного Спасителя. Он не является для бойцов, держащих «револьюцьонный шаг», авторитетом, который сманил бы их на ложный путь. Как пишет литературовед Денис Макаров, «если бы антихрист хотел обмануть их, ему было бы проще это сделать в образе, например, Карла Маркса или Фридриха Энгельса, Троцкого, наконец». Строки «Нежной поступью надвьюжной, / Снежной россыпью жемчужной…» могут указывать не только на обычное движение Христа, но и означать присутствие Спасителя как вне этого мира, так и в нем. Христос – над стихиями и над природой, Он познаваем и непознаваем одновременно. Согласно этому толкованию, к Богу обращаются и простые созерцатели революции, и двенадцать красногвардейцев-безбожников. Они проходят путь от свободы и вседозволенности «без креста», «без имени святого», к свободе с Христом, и такая разительная перемена происходит помимо их воли, без их веры в Спасителя, т.е. фатально, как проявление высшего порядка. Иисус идёт впереди красногвардейцев. С кровавым, красным флагом — образом страданий и крови. Во всем есть промысел Божий. Христос – во всем происходящем в мире. Иисус в поэме олицетворяет и идею принятия на Себя очередного греха людей, и идею всепрощения, и надежду на то, что те, кто совершил кровавый грех все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви и братства. Известный литературовед Виктор Жирмунский в рамках этой интерпретации также считал главной темой поэмы спасение душ двенадцати красногвардейцев — олицетворения всей разбойной России, всего человечества.

А как думал сам Блок?

Блок, портрет 1917 года Многообразие трактовок и расхождения в оценках (Михаил Пришвин, к примеру, видел в Христе самого Блока, а Иван Бунин, напротив, считал, что автор «дурачит публику какой-то галиматьей» в лице «пляшущего Иисусика») подчёркивают глубину созданного поэтом образа Иисуса, содержание которого не исчерпывается приведёнными примерами. Какими бы разнообразными ни были трактовки критиков и литературоведов, сохранились записные книжки самого Блока, в которых поэт сделал несколько записей о своей поэме, что часто не учитывается при анализе «Двенадцати», в том числе в школе. Так, 18 февраля 1918 года Блок пишет: «Что Христос идет перед ними — несомненно. Дело не в том, “достойны ли они Его”, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого — ?» Но кто этот Другой, Блок сам не знает. Следовательно, образ Христа в финале поэмы был для Блока единственно возможным. Как отмечает филолог Дина Магомедова, «Блок ничего не искал. Он писал о том, что увидел. И проницательные слова Блока о Христе в финале поэмы свидетельствуют об одном: поэт был непреложно убежден в органичности именно такого завершения». Также в черновике поэмы Блок сделал запись, что Христос: «… был с разбойником. Было двенадцать разбойников». Здесь мы видим отсылку к Евангелию от Луки и истории о двух распятых с Христом разбойниках, один из которых проявил сострадание к мукам Иисуса и был прощен. В контексте этого библейского сюжета во многом прочитывается суть появления Иисуса Христа перед красногвардейцами в финале. Это не благословение происходящего и не «освящение» стихийного разгула, а преодоление безотчетного аморализма и нигилизма, залог будущего очищения для героев произведения. Из запечатленного Блоком хаоса должна родиться гармония. Важно, что явление Христа в конце поэмы — символическое явление необходимости религии. Еще 27 июля 1918 года Блок отметил в дневнике: «В народе говорят, что все происходящее – от падения религии…». Показателен эпизод чтения поэмы на одном из литературных вечеров на Фонтанке, который лишний раз убеждает в неоднозначности блоковского текста: После прочтения поэмы, у автора спросили:

— Александр Александрович, а что значит этот образ: «И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос?»

Блок ответил: «Не знаю, так мне привиделось. Я разъяснить не умею. Вижу так». То есть на вопрос о смысле главного образа своей поэмы Блок не ответил. Следовательно, каждый читатель может по-своему ответить на этот вопрос, и в каждом таком толковании будет своя доля правды. Известный учёный Сергей Аверинцев заметил: «Должен сознаться в наивности, если это наивность: когда поэт на вопрос о его интенции свидетельствует: «Не знаю», — я предпочитаю совершенно дословно верить такому свидетельству».  

Читайте также:  Краткий пересказ рассказа М. Зощенко «Беда», отзыв для читательского дневника

Источники: С. Аверинцев, Е. Иванова, Д. Макаров, Н. Солнцева, Д. Магомедова, О. Клинг

Образ Христа в поэме «12»: какую идею вкладывает в него автор

Александр Блок создал знаменитую поэму «Двенадцать», будучи под впечатлением от Петроградских событий 1917 года. Он начал работу над произведением 8 января 1918 года – через два месяца после революционного восстания. На написание у автора ушло двадцать дней. 28 января 1918 года поэма была закончена. 

Христос появляется в завершающей части повествования. Это достаточно необычный поворот. В произведении обсуждается революция, убийство человека. Идея внедрить образ Христа в поэме «12» выглядит нестандартно, но логично.

Среди современников, поддерживающих православное русское направление, бытовало радикальное мнение о творчестве Александра Блока. Многие неоднозначно характеризовали произведение с непредвиденной финальной развязкой.

 

До сегодняшнего дня образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» является спорным вопросом для литературных критиков, литературоведов. У каждого своя точка зрения касательно его появления в конце революционного опуса. 

Образ Иисуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»

Образ Иисуса Христа в поэме «Двенадцать»

Образ Иисуса Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»

Фигуру Иисуса необходимо воспринимать совместно с обликом двенадцати красноармейцев, символизирующих 12 апостолов. Критики называют их предзнаменованием революционного движения. Бог может возглавлять их, освещая дорогу к новой жизни. Автору удалось воспроизвести отражение гармоничного, стихийного мироздания. Значение собаки, бегущей позади, – отголоски прошлого. Расстановка героев является намеком на неполное избавление революционеров от прежних традиций, порядков. 

Образ Иисуса Христа в поэме «12» трактуется по-разному:

  1. Роль спасителя. Основным православным, ортодоксальным значением фигуры Христа считается Спаситель. Бога позиционируют как мученика, готового пойти на смерть, чтобы жизнь на земле обновилась, изменилась к лучшему.
  2. Формирование нового жизненного уклада вместо устаревших канонов. Для интеллигенции, увлекающейся творчеством Блока, революция была значимым, стихийным событием. Они верили, что она избавит их от устоявшихся правил, гнета, давления нынешней власти, приведет к новым перспективам, возможностям. Задание Иисуса – привести революционеров к светлому будущему сквозь обветшалый мир.
  3. Ложный Бог. Образ Иисуса не является христианским. Так рассуждал философ Павел Флоренский. Он уверен – в завершении действа предстает не Бог, а его противоположность, фигура антихриста.

Каждая из этих точек зрения поддерживается весомыми аргументами. Если провести тест творческих мотивов Блока, станет понятно, что для автора Христос является идеалом нравственности. Он направляет красноармейцев к светлой цели, счастливому будущему.

Значение образа Христа в поэме «Двенадцать»

Бог – символическая фигура в поэме, имеющая неоднозначный смысл. Персонаж помогает писателю завершить сюжетную линию точкой или троеточием многоточием. Для толкования сути читатель может использовать различные подходы: исторический, политический, религиозный. Появление евангельских мотивов заметно с первых строк произведения:

  • 12 красноармейцев;
  • Отсутствие святого имени;
  • Отсутствие креста;
  • Белый венчик из роз на голове Христа.

В образ Бога Блок вкладывает доброту, любовь, красоту. Он принимает революцию, противоречащую вере. При этом считает безнравственным отрицать наличие Иисуса Христа.

Образ Иисуса Христа в поэме А.Блока "Двенадцать"

Цели:

  • Постараться уяснить, почему предметом нескончаемых споров является как сама поэма, так, в особенности, и образ Христа;
  • Выявить особенности в изображении Иисуса Христа Блоком и сравнить этот образ, созданный поэтом, с образами Христа, изображенными художниками XIX-XX веков и с изображениями Христа-Спасителя на иконах XII-XV веков.
  • Формировать умения рассуждать, доказывать на примере текста изученного произведения, оценок критиков, современников Блока, высказывать свою точку зрения.

Оборудование и наглядность:

  • Портреты и фотографии Блока;
  • Иллюстрации к поэме «Двенадцать» художников Анненкова, Альтмана, Малеша;
  • Репродукции картин: И. Крамской «Христос в пустыне», А. Иванов «Явление Христа народу», Н. Ге «Тайная вечеря», Б. Биргер «Выход с тайной вечери», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»;
  • Изображение Спаса на иконах: «Спас» А. Рублева; «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас Ярое Око» – неизвестных авторов.

Эпиграф к уроку:

«Конец русскому государству будет тогда, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Радонежского и закроются врата его Лавры». Ключевский

Ход урока

Ученик читает начало 1 главы наизусть:

Чёрный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

Учитель: Завораживающие строки поэмы А.Блока, будоражащие и настораживающие. Почему? Отчего ветер и метель? Что творится на божьем свете? Что принес ветер России, разрушение или созидание? Поэма «Двенадцать» – одна из загадок литературы XX века. Вспомним оценку самого Блока.

Ученики рассказывают о периоде, когда создавалась поэма, приводят слова поэта: «Сегодня я – гений», сказанные им 29 января 1918 года, после завершения работы. Блок, по его словам, «…в январе 1918 года в последний раз отдался стихии…»

Учитель: Какое впечатление произвела поэма на современников Блока? Что увидели они в «Двенадцати»?

Ученики: Одни увидели сатиру, проклятие, другие – гимн, славу революции. Оценки были очень неоднозначные, противоречивые.

  • Бунин отрицательно воспринял произведение. Назвал поэму «нечто вульгарное, неумелое».
  • Маяковский: «Одни увидели гимн революции, другие – сатиру на неё».
  • Иванов-Разумник: «Блок видит мировое значение совершающегося… Это поэма о революционном Петрограде, о грязи и преступлениях… и в то же время это благая весть…»
  • Горький назвал поэму сатирой.
  • Луначарский увидел в поэме бессмертие.
  • Волошин: «Блок уступил свой голос большевикам»
  • Бердяев назвал «Двенадцать» «изумительной, почти гениальной вещью», но в то же время отметил, что «Блок жестокой смертью поплатился за галлюцинацию, обман».

Учитель: Многие петроградские писатели отвернулись от Блока, не подавали ему руки. Но были и такие, которые пытались разобраться в том, что же создал поэт, изменил ли он себе, написав поэму, или остался верен своей творческой манере. Как думаете вы?

Ученики приводят доказательства «за» и «против».

  • М. Волошин увидел в «Двенадцати» связь с «Прекрасной Дамой» и «Снежной Маской», значит, Блок не изменил себе.
  • Иванов-Разумник назвал Блока «поэтом розы и креста».
  • Чуковский также отмечал, что Блок остался верен себе.

Одна группа учеников проводит сравнение между поэмой и циклом «Стихов о Прекрасной Даме», где изображенный мир совсем иной: светлый, прекрасный; храмы и терема, любовь возвышенная и чистая. В «Двенадцати» всё иное, здесь Блок другой.

Вторая группа учеников сравнивает поэму со стихами о России, с третьей книгой, где появляется образ ветра, а Россия – «хмельная», «разбойная», «удалая», – подтверждает мысль, что Блок остается тем же поэтом.

Учитель: Как мы видим, нет единого мнения ни у современников Блока, ни у нас. Что же вызвало такие разноречивые оценки и споры, которые не затихают до сих пор, через 90 с лишним лет после появления поэмы?

Ученики: Спорно все в поэме: изображение революции, старый мир, «апостолы нового мира» – двенадцать красногвардейцев и, конечно, образ Христа.

Учитель: Девяноста лет не хватило, чтобы разгадать загадку поэмы, особенно её трудно объяснимого финала. Мы, конечно, не берем на себя роль судьи, который должен решить спор, и не поставим последнюю точку в более чем 90-летнем споре. Но попробуем разобраться в сложной концепции поэмы Блока.

Итак, тема нашего урока: «В белом венчике из роз – впереди Исус Христос» (Образ Иисуса Христа в поэме «Двенадцать»).

Ученик читает наизусть финальную сцену:

  • …Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз –
  • Впереди – Исус Христос.

Учитель: Существует две точки зрения на появление Иисуса Христа в конце поэмы:

  1. искусственный, надуманный образ, противоречащий объективному содержанию поэмы;
  2. образ Христа не является инородным, а вытекает из содержания поэмы. Попробуем и мы доказать или опровергнуть эти точки зрения.

Ученики доказывают, что образ Христа незримо, но уже присутствует в поэме, начиная с первой главы (зачитывают строчки):

  • 1 глава: «На всем божьем свете».
  • 2 глава: «Крестом сияло…», «Святая злоба», «свобода без креста», пальнем-ка пулей в Святую Русь».
  • 3 глава: «Господи, благослови».
  • 5 глава: «Эх, эх, согреши, будет легче для души…»
  • 7 глава: «…позабавиться не грех…»
  • 8 глава: «Упокой, господи, душу рабы твоея…»
  • 10 глава: «Ох, пурга какая, спасе!» «Отчего тебя упас золотой иконостас?»
  • 11 глава: «И идут без имени святого…»

Выводы о закономерности появления образа Христа-Спасителя. Он присутствует незримо, наблюдает за действиями и поступками двенадцати. А в 12 главе только ли в последней, финальной строфе появляется Иисус, зримо для поэта и незримо для патруля?

Чтение 12 главы по ролям.

Учитель: К кому обращены вопросы патруля? Кто этот невидимый «Кто»? «…ходит беглым шагом, хоронясь за все дома»? «…машет красным флагом»? «Кто в сугробе…»?

Что звучит в этих вопросах?

Ученики приходят к выводу, что этот «незримый враг» – Иисус Христос. А в вопросах слышны угрозы, неуверенность, страх, сомнения. И чтобы убить свои сомнения и страх, они стреляют. Сначала «…пальнем-ка пулей в Святую Русь», а потом и в самого Господа Бога.

Учитель: Следовательно, можно предположить, что «винтовочки стальные» направлены на врага. Как назван этот враг в поэме?

Ученики находят эпитеты: «неугомонный», «лютый», «незримый». Неугомонный – значит, не угомонится, т.е. не успокоится. Христос, наверное, не может успокоиться, видя безобразия, преступления, злодеяния. Революционеры – атеисты, безбожники, действуют «без имени святого», без креста. «Ко всему готовы, ничего не жаль…»

Читайте также:  Существует только одно преступление, которое не искупается, — это измена своей Родине

Учитель: Всё это так. Христос тревожит красногвардейцев. Чем же? Напоминанием. Что нельзя жить, нарушая христианские заповеди, главная из которых «не убий». Не может Иисус успокоиться, что рушится вера, святость, без которой возможны убийства, расправы, доносы. Вспомните сцену убийства Петрухой Катьки, поведение Петрухи (гл. 6-7).

Ученики рассказывают о муках совести убийцы и о том, как не дают товарищи ему раскаяться:

Что ты, Петька, баба, что ль? – Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! – Поддержи свою осанку!

– Над собой держи контроль! (7 глава)

Петруха называет имя незримого врага – Спаса.

Учитель: Каков смысл этого слова в поэме?

Ученики: «Спас», «Спасе» в поэме – это и спаси, и спаситель. На иконах XII-XV веков Христос изображался под именем Спас.

Сообщение ученицы об иконах «Спас Нерукотворный», «Спас Вседержитель», «Спас Ярое Око» – неизвестных авторов и о «Спасе» Андрея Рублева.

Учитель: В поэме Блока нет ничего случайного. Неслучайно и имя Петра, Петрухи. Оно символично.

Ученица делает сообщение о библейской легенде, об апостоле Петре, об учениках Иисуса Христа и о картинах Леонардо да Винчи и Н. Ге с одинаковым названием «Тайная вечеря», где изображен Иисус среди своих учеников-апостолов.

Учитель: В чем отличие блоковского Петра от библейского?

Ученик: Блоковский Петр пытается обратиться к имени Бога, раскаяться, но «апостолы нового мира» гонят раскаяние, пытаются отгородиться о т имени святого, от Христа, и Петруха отворачивается от Бога:

Он головку вскидавает, Он опять повеселел… (7 глава)

Учитель: Поэма переполнена страхом перед ним, врагом незримым. Значит, революционеры-атеисты не признают Иисуса своим. Однако возможно ли, чтобы сам Христос согласился идти во главе таких двенадцати? Кто они, апостолы новой жизни, какими изобразил их поэт?

Ученица делает сообщение о красногвардейцах.

Ученик читает наизусть вторую главу:

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. … В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! … Пальнем-ка пулей в Святую Русь – В кондовую, в избяную, В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Учитель: Многие художники иллюстрировали поэму «Двенадцать». Как изобразили Анненков, Альтман красногвардейцев на фоне рушащегося старого мира? Какие тона преобладают? Удалось ли иллюстраторам выразить замысел поэта? (Сообщения двух учениц)

Учитель: Вот какие люди пришли к власти и стали хозяевами новой жизни. Русские писатели, не принявшие революцию, такие как Бунин, Мережковский, Гиппиус, видели в ней приход антихриста и конец света.

Так возможно ли, чтобы Иисус Христос у Блока возглавил «апостолов насилия и грабежа»? Для верующих – это кощунство.

Но ведь Христос говорил: «Ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» – в этом глубокий смысл явления Христа людям.

Русские художники не раз обращались к образу Христа. Каким изображен Христос на картинах Крамского и Иванова? Отличен ли их Христос от блоковского?

Сообщение учениц о картинах Крамского «Христос в пустыне» и Иванова «Явление Христа народу».

Учитель: Работа над образом Христа требовала огромного напряжения, до физического изнеможения. Александр Иванов считал свою картину, над которой работал двадцать лет, делом всей своей жизни. Блок, как мы уже знаем, после «Двенадцати» почти ничего не писал до самой смерти.

В поэме, в отличие от картин, нет явления Христа, он невидим. Его увидел только поэт, но где и как?

Ученики: Иисус не возглавляет красногвардейцев. Он идет впереди «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной», т.е. среди вьюги, метели, выросшего как бы из снега, «в белом венчике из роз». Но не во главе. Его не видят солдаты.

Сообщение ученицы о картине Биргера «Выход с тайной вечери».

Учитель: Вспомним, как сам Блок воспринимал образ Христа.

Ученики зачитывают высказывания Блока об образе Иисуса и приходят к выводу, что поэт сам не совсем понимал этот образ. «Ненавижу этот женственный образ…» «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». «Пригляжусь и вижу, что он…» «…к сожалению, он» и т.д.

В конце поэмы Блок поставил точку, а не восклицательный знак, следовательно, он «не восхвалял», а по его словам, «только констатировал факт». Блок до конца не осознал написанного. По воспоминаниям К.

Чуковского, он прислушивался к разговорам, «как будто хотел найти того человека, который объяснил бы ему смысл поэмы».

Учитель: Судьба России неотделима от Христа. Этот образ вечен, к нему обращались поэты и до Блока, и после Блока. Но первооткрывателем образа Христа в русской поэзии считается Г.Р. Державин.

Ученица читает наизусть отрывок из оды Державина «Христос»:

Христос – весь благость, весь любовь, Блеск свойствам даже трисвященным. Весь круг бы без него миров Неполным был, несовершенным. … Христа нашедши, всё находим! Эдем свой за собою водим,

И храм его – святы сердца.

Учитель: Нашли своего Христа двенадцать?

Ученики приходят к выводу, что двенадцать в поэме не нашли своего Христа, они подняли «винтовочки стальные», попрали все нравственные законы: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!»

Учитель: Но почему все же все-таки в финале поэмы Христос? Исследователи предлагают несколько трактовок образа: Христос – революционер, Христос – символ будущего, Христос – сверхчеловек, Христос – символ Вечной Справедливости и другие. Ваше мнение.

Ученики высказывают разные точки зрения.

Учитель: Мы так же, как и критики, исследователи творчества поэта, его современники, не можем ответить однозначно на этот вопрос. Прав был К.И.

Чуковский, утверждая, что «поэму толковали и будут толковать ещё 1000 раз и всё по-разному, потому что писал её сложный человек».

Сам Александр Блок надеялся, что поэму прочтут «когда-нибудь, в не наши времена» и поймут её и его, поэта.

Блок – пророк, и поэма его – трагическое пророчество о спасении России. Обратите внимание на эпиграф к уроку, на слова русского историка Ключевского: «Конец русскому государству будет тогда, когда погаснут лампады над гробницей Сергия Радонежского и закроются врата его Лавры».

Мы живем в такое время, когда сняты все запреты, существует полная свобода вероисповедания, открываются все новые церкви, восстановлен Храм Христа Спасителя, но стало ли меньше преступлений? Нет. Почему? Да опять «идут без имени Святого».

Поэма «Двенадцать» – предупреждение, попытка Христа-Спасителя разбудить тех, кто отдавал и отдает на растоптание Святую Веру, Святую Русь, свое будущее. Нескончаемая вьюга по-прежнему метёт над Россией. Когда же придет конец этой вьюге-пурге?

17.12.2011

"Образ Иисуса Христа в поэме А.А. Блока "Двенадцать"

Урок литературы в 11 классе

Образ Иисуса Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Цели:

  • Постараться уяснить, какое значение имеет образ Христа в поэме, почему предметом нескончаемых споров является как сама поэма, так и образ Христа;
  • Выявить особенности в изображении Иисуса Христа Блоком и сравнить этот образ, созданный поэтом, с образами Христа, изображенными художниками XIX-XX веков.
  • Формировать умения рассуждать, доказывать на примере текста изученного произведения, оценок критиков, современников Блока, высказывать свою точку зрения.
  • Способствовать формированию нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей, созданию эмоционально- положительной атмосферы, развитию учебной дисциплины, инициативы, самостоятельности суждений.

Оборудование и наглядность:

  • Портрет Блока;
  • Презентация «Иллюстрации к поэме «Двенадцать» художников Анненкова, Альтмана»
  • Презентация: «Репродукции картин: И. Крамской «Христос в пустыне», А. Иванов «Явление Христа народу», Н. Ге «Тайная вечеря», Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»; Изображение Спаса на иконе «Спас Нерукотворный»

Ход урока Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Все готовы к уроку? Надеюсь, что у нас будет благотворное сотрудничество. Сегодня у нас последний урок по творчеству А.А. Блока. Вы внимательно прочитали поэму «Двенадцать»? Все было понятно, или появились вопросы? Какие? Ученики отвечают. 1 кадр презентации .И как раз тема нашего урока «Образ Иисуса Христа в поэме А.А. Блока «Двенадцать»» Как вы думаете, какие задачи надо нам решить на уроке?

  1. Проверка домашнего задания (тест) Но сначала мы проверим выполнение домашнего задания с помощью теста. Напишите фамилию на листе и начинайте работу. Я думаю, что вы справитесь с заданиями за 3 минуты. В это же время…………, которая будет сдавать ЕГЭ по литературе, решает тест on-line. Желаю успеха.

Ответы к тесту:

  1. 3, 2-3, 3 : 1-в, 2-а, 3-б , 4-2, 5-1, 6- 1, 7-3, 8- 4

Учитель: Время. Давайте проверим правильность выполнения, и поставьте себе оценку. Кадр 3. (Оценивание: «5» – 9 баллов, «4» – 7-8 , «3» -5-6, «2» – 4) Какие вопросы вызвали у вас затруднение? 3.Работа по теме урока. Ученики отвечают. УЧИТЕЛЬ: Какое значение имеет образ Христа в поэме? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока. (Презентация кадр 4) А домашним заданием будет составить кейс по данной проблеме. Поэтому внимательно слушайте друг друга и записывайте основное в тетради. (Звучит 1 глава поэмы в исп. И.Кваши) Кадр 5

Учитель: Завораживающие строки поэмы А.Блока, будоражащие и настораживающие. Отчего ветер и метель? Что творится на божьем свете? Что принес ветер России, разрушение или созидание? Поэма «Двенадцать» – одна из загадок литературы XX века. Вспомним историю создания поэмы. Какое впечатление произвела поэма на современников Блока?

Читайте также:  Василий Теркин, Переправа, анализ главы

Учитель: Оценки были очень неоднозначные, противоречивые.

Многие петроградские писатели отвернулись от Блока, не подавали ему руки. Но были и такие, которые пытались разобраться в том, что же создал поэт, изменил ли он себе, написав поэму, или остался верен своей творческой манере. Как думаете вы?

Учитель: Как мы видим, нет единого мнения ни у современников Блока, ни у нас. Что же вызвало споры, которые не затихают до сих пор?

Спорно все в поэме: изображение революции, старый мир, «апостолы нового мира» – двенадцать красногвардейцев и, конечно, образ Христа.

Девяноста лет не хватило, чтобы разгадать загадку поэмы, особенно её трудно объяснимого финала.

Мы, конечно, не берем на себя роль судьи, который должен решить спор, но попробуем разобраться в сложной концепции поэмы Блока. Существует две точки зрения на появление Иисуса Христа в конце поэмы:

  1. искусственный, надуманный образ, противоречащий объективному содержанию поэмы;

  2. образ Христа не является инородным, а вытекает из содержания поэмы.

Попробуем и мы доказать или опровергнуть эти точки зрения. Находим напоминание о вере, о Христе.

  • 1 глава: «На всем божьем свете».
  • 2 глава: «Крестом сияло…», «Святая злоба», «свобода без креста», пальнем-ка пулей в Святую Русь». – 1 группа
  • 3 глава: «Господи, благослови».
  • 5 глава: «Эх, эх, согреши, будет легче для души…» – 2 группа
  • 7 глава: «…позабавиться не грех…»
  • 8 глава: «Упокой, господи, душу рабы твоея…» – 3 группа
  • 10 глава: «Ох, пурга какая, спасе!» «Отчего тебя упас золотой иконостас?»
  • 11 глава: «И идут без имени святого…» – 4 группа

Учитель: Следовательно, он присутствует незримо, наблюдает за действиями и поступками двенадцати. Послушаем 2 главу.

  • (Чтение наизусть 2 главы)
  • – Как характеризуются главные герои во 2 главе? Кадр 8
  • -Как относятся «двенадцать» к религии?

– Какой призыв звучит в конце 2 главы? Кадр 9.

Учитель: можно предположить, что «винтовочки стальные» направлены на врага. Как назван этот враг в поэме? Найдите эпитеты.

(Ученики находят эпитеты: «неугомонный», «лютый», «незримый».

Учитель: Всё это так. Христос тревожит красногвардейцев. Чем же?( Напоминанием, что нельзя жить, нарушая христианские заповеди, главная из которых «не убий». Не может Иисус успокоиться, что рушится вера, святость, без которой возможны убийства, расправы, доносы.) Что произошло в поэме?

Учитель: Петруха восклицает: «Ох пурга какая, Спасе»Каков смысл слова «Спас»в поэме?

Ученики: «Спас», «Спасе» в поэме – это и спаси, и спаситель. На иконах XII-XV веков Христос изображался под именем Спас.

(Сообщение ученицы об иконе «Спас Нерукотворный»)

Учитель: В поэме Блока нет ничего случайного. Неслучайны и имена Петра, Андрюхи. Они символичны. Почему? Как изображали Христа известные художники?

Учитель: В чем отличие блоковского Петра от библейского?

Ученик: Блоковский Петр пытается обратиться к имени Бога, раскаяться, но «апостолы нового мира» гонят раскаяние, пытаются отгородиться о т имени святого, от Христа, и Петруха отворачивается от Бога:

Учитель: Многие художники иллюстрировали поэму «Двенадцать». Как изобразили Анненков, Альтман красногвардейцев . какие тона преобладают? Удалось ли иллюстраторам выразить замысел поэта? (Сообщения учеников 1 группы))

Учитель: (Кадр 10)Вот какие люди пришли к власти и стали хозяевами новой жизни. Русские писатели, не принявшие революцию, такие как Бунин, Мережковский, Гиппиус, видели в ней приход антихриста и конец света. Послушаем 12 главу.

(Читают 12 главу)

Учитель: К кому обращены вопросы патруля? Что звучит в этих вопросах?

Ученики приходят к выводу, что этот «незримый враг» – Иисус Христос. А в вопросах слышны угрозы, неуверенность, страх, сомнения. И чтобы убить свои сомнения и страх, они стреляют. Сначала «…пальнем-ка пулей в Святую Русь», а потом и в самого Господа Бога.

Учитель: Поэма переполнена страхом перед ним, врагом незримым. Значит, революционеры-атеисты не признают Иисуса своим. Однако возможно ли, чтобы сам Христос согласился идти во главе таких двенадцати?

Ученики: Иисус не возглавляет красногвардейцев. Он идет впереди «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной», т.е. среди вьюги, метели, выросшего как бы из снега, «в белом венчике из роз». Но не во главе. Его не видят солдаты.

Учитель: Вспомним, как сам Блок воспринимал образ Христа. Кадр 12.

Ученики зачитывают высказывания Блока об образе Иисуса и приходят к выводу, что поэт сам не совсем понимал этот образ. «Ненавижу этот женственный образ…» «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». «Пригляжусь и вижу, что он…» «…к сожалению, он» и т.д. В конце поэмы Блок поставил точку, а не восклицательный знак, следовательно, он «не восхвалял», а по его словам, «только констатировал факт»

– Почему образ женственный? Кадр 13.

Учитель: Судьба России неотделима от Христа. Этот образ вечен, к нему обращались поэты и писатели до Блока и после Блока. Какие произведения вы помните?

  1. Нашли своего Христа двенадцать?
  2. Ученики приходят к выводу, что двенадцать в поэме не нашли своего Христа, они подняли «винтовочки стальные», попрали все нравственные законы: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!»
  3. Учитель: Но почему все же все-таки в финале поэмы Христос?

( Ученики отвечают, высказывая разные точки зрения) А вот что предлагают исследователи творчества А.А. Блока.

3 группа рассказывает, что исследователи предлагают несколько трактовок образа: Христос – революционер, Христос – символ будущего, Христос – сверхчеловек, Христос – символ Вечной Справедливости и другие.

4. Проверка усвоения материала

Учитель: Мы так же, как и критики, исследователи творчества поэта, его современники, не можем ответить однозначно на этот вопрос. Прав был К.И. Чуковский, утверждая, что «поэму толковали и будут толковать ещё 1000 раз и всё по-разному, потому что писал её сложный человек»..Послушайте стихотворение.

Двенадцать. Как апостолы,Но что же проповедуют?Всё низменное, пошлое.Безумный всплеск  страстей.Толпа с идеей сброшенной,С мозгами запорошенными.Возводят на Голгофу,Вновь собственных детей.И впереди  Двенадцати -Что символ революции,Не есть благословениеНа их мятежный бунт.Но снова жертва Божия,Вновь терн на Лик возложенный,Вновь на распятье – дожили!Невинного ведут.

Но где же победители?

Проживши много лет,Мы вновь Христа увидели,Воскресшего на свет.И вновь долгобородыеСвятой надели крест,И из народа многиеСпешат под благовест.Есть барышня в каракуле.Богатые и нищие.Стоит Россия – матушка.Стоят за верой тысячи.Что вырвано, что брошено,Что сломано, что скошено.Забыто и растерзано,Заколото штыком.Все выплыло, все сложено,Все засияло, ожило,И всё облагорожено

  • Вселюбящим Христом.
  • Учитель Попробуем сделать вывод.

Ученик : В концепции поэмы сказались противоречия мировоззрения Блока, с одной стороны человека, желающего верить в новое, созидательное, с другой стороны гражданина, человека творческого, мыслящего, имеющего в своей основе нравственные начала русского народа, вечные ценности христианства.

Отсюда и неприятие старого и неприятие нового, антигуманного, могущего переступить через любого человека, сделать несчастным и безучастным к страданиям ближнего.

И только тогда достигается мировая гармония, когда переступившие через кровь придут к вере, христианским заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

Учитель: Поэма Блока – трагическое пророчество о спасении России. Мы живем в такое время, когда сняты все запреты, существует полная свобода вероисповедания, открываются все новые церкви, восстановлены Храмы, но стало ли меньше преступлений? Нет. Почему? Да опять «идут без имени Святого».

Поэма «Двенадцать» – предупреждение, попытка разбудить тех, кто отдавал и отдает на растоптание Святую Веру, Святую Русь, свое будущее. Нескончаемая вьюга по-прежнему метёт над Россией. Когда же придет конец этой вьюге-пурге? Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы – сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. И подошел к концу наш урок.

А сейчас предлагаю составить синквейн. Над чем заставил вас задуматься урок? 2 минуты достаточно?

Всем большое спасибо. Вы хорошо потрудились.

5. Домашнее задание: составить кейс по проблеме, которая обсуждалась на уроке. Какое значение имеет образ Христа в поэме?

6. Рефлексия. Составить синквейн по проблеме урока.

7. Итог урока (анализ работы и выставление оценок)

ТЕСТ

1 .К какому направлению относится раннее творчество Блока?

1. Футуризм 2. Акмеизм 3 Символизм 2.Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением 1.На историческую тему 2. О современности 3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. 3. Какие приемы использует Блок в следующих примерах:

  • 1.«Весенний и тлетворный дух»
  • 2.«И очи синие, бездонные/ Цветут на дальнем берегу»
  • 3.«Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?»

А) метафора б) анафора в)оксюморон 4. Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»? 1. Марш 2. Танго 3.Частушка 4.Романс 5. Композиция поэмы в литературоведении получила определение: 1.кольцевой 2.хронологической 3. «метельной» 6. Старый мир в поэме сравнивается с:

  1. псом
  2. попом
  3. с буржуем
  4. со старушкой

7. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать» 1.красный и черный 2.красный и зеленый 3.белый и черный 4. черный и серый 8. Назовите основное событие поэмы «Двенадцать» 1. шествие красногвардейцев 2. появление представителей «старого мира» 3. убийство Катьки 4. появление Христа

Ссылка на основную публикацию