Анализ стихотворения «Ленинград» (О. Мандельштам)

Поэт Осип Мандельштам написал стихотворение «Ленинград» после того, как долгое время не был в своём родном краю. Когда ему всё же удалось вернуться, он увидел, что город изменился до неузнаваемости.

Вместе с ним изменились и люди, которые раньше жили в особняках, а теперь ютятся в коммуналках. Все это подвигло поэта написать «Ленинград».

Анализ стихотворения даст понять читателю, какие мысли возникли у автора, когда он вернулся на родину.

Анализ стихотворения «Ленинград» (О. Мандельштам)

История написания

Осип Мандельштам — один из крупнейших русских поэтов и прозаиков XX века, автор множества известных произведений, в том числе стихов:

  • «Ласточка»,
  • «Адмиралтейство»,
  • «Раковина» и др.

Родился в Варшаве в 1891 году, но всё своё детство провёл в Петербурге. Поэт считал своей родиной этот русский город. Однако писатель учился за границей, и ему пришлось покинуть свою родину. Во время Гражданской войны он успел побывать в разных странах мира. За время путешествий Петербург был переименован в Ленинград. Именно из-за этого в стихотворении используются сразу два названия.

Мандельштам очень хочет опять встретиться со своими знакомыми и друзьями. Из-за этого он практически живёт на лестнице. Однако, спустя время, его так никто и не навестил. Поэта это очень опечалило. Именно поэтому любой звонок в дверь напоминал ему выстрел из пистолета, а дверная цепочка сравнивается с кандалами, в которые закован писатель.

Проблематика произведения:

  • связь с прошлым,
  • патриотизм,
  • проблема верности родине.

Композиция, жанр и средства выразительности

Произведение является рассказом поэта о своей бесконечной любви к родному городу. Стихотворение невозможно разделить на какие-то смысловые части. Оно имеет целостную конструкцию. Формально его можно разделить на двустишия, в каждом из которых описывается либо отдельный элемент пейзажа Петербурга, либо эмоции и мысли самого́ Осипа.

Жанром произведения является элегия, так как писатель с грустью рассказывает о том, как изменилась его родина за время его отсутствия. Его также гложет, что никто из старых друзей и знакомых так и не пришёл с ним увидеться. В последних строках произведения особо ярко подчёркивается та печаль, которая засела у поэта глубоко в душе.

Строки стихотворения объединены перекрёстной рифмовкой. Стихотворный размер — четырёхстопный анапест.

Анализ стихотворения «Ленинград» (О. Мандельштам)

Средства выразительности в произведении Мандельштама играют важную роль. При помощи различных приёмов поэт красочно выражает свои мысли и подробно описывает каждую деталь изменённого Петербурга. Одним из таких средств выразительности является метафора: «к зловещему дёгтю подмешан желток», «рыбий жир ленинградских ночных фонарей».

Кроме того, особое место в произведении занимают эпитеты, при помощи которых поэт задаёт настроение общей картине: «лестница чёрная», «декабрьский денёк». Такие выразительные средства характерны для модернистской литературы.

Анализ произведения Осипа Мандельштама «Ленинград» даёт понять читателю, какие эмоции испытывал автор по приезде в свой родной край. Его очень опечалил внешний вид города, но от этого его любовь не пропала. Ведь именно в этих краях писатель провёл всё своё детство. Стих может послужить аргументом для сочинения на тему «Связь с прошлым».

Анализ стихотворения Ленинград Мандельштама

Осип Мандельштам бесконечно любил Санкт-Петербург, и это произведение посвятил любимому городу. Написано стихотворение в 1924 году, когда город еще не был переименован в Ленинград.

Много путешествуя и учась за границей, Мандельштам очень скучал по родному городу и в конце двадцатых годов ему это удалось. Но город сильно изменился. Грязные коммунальные квартиры, толпы зевак на набережных, вместо чинно прогуливающихся кавалеров и барышень.

Настроения людей сильно изменились. В погоне за деньгами, затаив в душе лютый страх, люди безотчетно метались в поисках спокойной и стабильной жизни. Поэт был сильно разочарован увиденным.

Он мечтал вернуться в тот старый Петербург из своей юности, но со скорбью осознал, что его больше нет.

Восторженная радость предвкушением встречи со старым Ленинградом сменяется тенью тревоги за будущее. Каждый камень, как будто, живет ожиданием страшных событий.

В лирическом герое произведения автор осознает себя, пережившего не одно гонение и ссылку. Вернувшись в Ленинград, герой чувствует, что скоро настанет время жестоких репрессий и самое страшное еще ждет его впереди.

Олицетворение тревоги в те сложные годы новой смены власти полностью показано в стихотворении. Герой бесконечно любит свой город, друзей и знакомых, которые живут здесь.

Но жизнь в бесконечном ожидании ночных посетителей, увозящих людей творческих профессий и просто неугодных новому правительству в неизвестном направлении, полна смятения, беспокойства и бесконечного страха перед будущим.

Увезенные люди уже никогда не возвращались домой.

Мандельштам яркий представитель акмеизма в поэзии. В этом произведении он обходится без лишнего философствования и туманных рассуждений. Он четко и лаконично описывает свои чувства, применяя яркие художественные эпитеты и метафоры.

Депрессивная, пессимистичная тональность настроения не дает  проникнуть в грудь вздоху облегчения после прочтения стихотворения. Она оставляет уверенность в том, что судьба лирического героя обязательно закончится трагично и не оставляет даже капли надежды на возможность развития положительного финала.

Учитывая, что сам Осип Эмильевич Мандельштам был в итоге репрессирован и сослан в ссылку, а будучи там погиб от сыпного тифа, стихотворение оставляет крайне тяжелое впечатление. Автор, будто предчувствовал свою смерть. Ведь прожил он всего восемь лет после приезда в Ленинград.

Вариант №2

Стих «Ленинград» написанный Мандельштамом Осипом Эмильевичем воспевает городской пейзаж. В этом произведении ощущаются сильные чувства, обуревавшие поэта.

История создания

Поэт очень много путешествовал, но отовсюду  стремился возвратиться в Петербург. Это произведение он написал, приехав из длительного путешествия в 1930 году. В то время Осип Эмильевич ощущал, что из-за того, что он плохо вписывается в социалистический строй его непременно ждут преследования и тюрьма.

Тема

Приезд в изменившеюся северную столицу является темой произведения. Этого события герой ждал очень долго, но он разочарован.

В центре стиха Петербург и лирический герой. Вначале он сообщает, что возвратился в дорогой сердцу город. Но дальше он призывает себя есть “…рыбий жир ленинградских речных фонарей». Осознавая, насколько сильно это средство неприятно на вкус, очень легко понять силу отрицательного восприятия произошедших перемен.

Атмосфера, в которую погрузилось всё сравнивается с дегтем, но герой силится найти нечто приносящее удовольствие. Там, где есть обращения к городу присутствую восклицательные знаки. Они подчеркивают огромную эмоциональную напряженность поэта. Он утверждает, что северная столица, все же не превратилась в чужое место, ведь она хранит адреса любимых друзей.

Герой сильно жаждет вновь встретиться с дорогими ему людьми. Но они не посещают его, и из-за этого звонки в двери ассоциируется с ударом в висок.

Несмотря на то, что северная столица России изменилась, но для него город, как и раньше «знакомый до слез». Он также пишет, что ленинградский “рыбий жир” успокаивает его. Но автор одновременно чувствует себя иностранцем.

В этом трагичном произведении присутствуют строки о том, что главный герой не хочет погибать. Он как будто знает будущее и чувствует, что скоро непременно умрет.

Любя прошлое, но не представляя себя в будущем, поэт радуется тому, что где-то есть номера телефонов, и адреса, где звучат «мертвецов голоса». Это выражение, к несчастью, не гипербола, ведь многие его друзья давно умерли. А в их квартирах, живут бывшие крестьяне. Они не знают чьи апартаменты заняли.

Осип Эмильевич говорит: «Я на лестнице черной живу». Эти слова отвечают реальности, ведь он ютится в каморке, находящееся под лестницей в бывшем доходном доме. Автор боится прихода чекистов (” гостей дорогих”). Осип Эмильевич с печалью рассказывает об произошедших переменах. Это является причиной того, что он понимает, что за ним непременно придут.

Композиция

Анализируемое стих является рассказом о Петербурге. Его нельзя поделить на части ориентируясь на смысл. Но формально в нет присутствуют двустишия (дистихи). Они описывают образ или испытываемые ощущения.

Жанр

Жанр: элегия. В окончании поведано об неудовлетворенности и страхе героя. Он написан четырехстопным анапестом. Строки произведения соединены перекрестной рифмовкой.

Художественные средства

Облик города формируется поэтическими средствами. Об чувствах главного героя поэт рассказывает также при помощи их. Присутствуют метафоры: «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург!

У тебя телефонов моих номера!» и эпитеты: «детских припухлых желёз», «мой город». На выбор художественных средств оказала влияние модернистская литература.

Анализ стихотворения «Ленинград» (О. Мандельштам)

  • Анализ стихотворения Фета У камина
    Афанасий Фет создавал свои шедевры в период смены Золотого Века Серебряным. Стихотворения Афанасия Афанасьевича всегда выделялись высоким уровнем культуры, мастерством и литературными изумительными изображениями.
  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок
    Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях – формах, цветовых оттенках,
  • Анализ стихотворения Бунина Ночь
    «Ночь» – великолепный образец бунинской поэзии, недооцениваемой в наше время. Странно, почему столь прекрасные стихотворения, пробуждающие в душе свет и дающие ей покой, так мало разбираются в школах, мало цитируются,
  • Анализ стихотворения Фета Венеция ночью
    Небольшое, всего двенадцать строчек, стихотворение. Венеция – город влюблённых и путешественников. Побывать там хоть раз в жизни – мечта любого человека. Город полный романтики, стоящий на воде, где вместо улиц – каналы,
  • Анализ стихотворения Северянина Град
    Игорь Северянин – поэт Серебряного века. Стихи Северянина были под запретом в советские времена потому что считалось, что они плохо влияют на психику читателей. Но в современное время, мы можем наслаждаться стихами такого замечательного

Анализ стихотворения «Ленинград» (Мандельштам О.Э.)

Анализ стихотворения «Ленинград» (Мандельштам О.Э.) возвращает нас в тяжелое и страшное прошлое нашей страны. Читая и анализируя стихотворение, мы будто вместе с автором попадаем в другое измерение, и этот новый мир ужасает.

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но родным городом на всю жизнь для поэта стал Петербург. Он очень тосковал по родине, когда учился за границей.

Поэт очень любил возвращаться в любимый город, где бы он ни побывал, и сколько бы ни отсутствовал. Так вышло и в 1930 году, когда Мандельштам вернулся после длительного отсутствия.

Он с радостью возвращался в родные места, но получил одно сплошное разочарование.

Мандельштам родился и начал свое творчество еще задолго до революции, в совершенно другой России. Он с радостью ждал предстоящих изменений, но они принесли столько крови, так изуродовали страну, что поэт просто не мог их принять.

В 1930 году Мандельштам уже был состоявшимся поэтом, отчетливо помнящим, каким был мир Петербурга до революции, поэтому так болезненно он воспринял все изменения, произошедшие в нем. Окрыленный мечтами о встрече с родными местами, Мандельштам испытал горькое разочарование.

Читайте также:  Стихи о пушкине: красивые стихотворения русских поэтов про александра пушкина

Его любимый город, с прекрасными особняками и неторопливой жизнью, с неспешной походкой людей по набережной превратился в сплошной хаос из коммунальных квартир и непонятной публики вокруг себя. Но страшнее всего был даже не внешний облик города. Изменились и люди.

Теперь уж не читался в их лицах интерес к искусству, культуре, к жизни. Ужас и подозрительность отражались в глазах пробегающих мимо прохожих. Но и это только вершина айсберга. Самым страшным ударом стало для поэта, не терпящего даже намека на ложь, то, как изменились его друзья-поэты.

Кто-то подстроился под новый режим и научился лгать, приспособился угождать нынешней власти. А кто-то уже поплатился жизнью за свое несогласие с новой правдой.

Отправляя в печать стихотворение «Ленинград», Мандельштам прекрасно понимал, чем это может обернуться для него, так как его творчество было неугодно новой власти. Он предчувствовал скорую развязку, но в силу нетерпимости к тотальному режиму не мог запретить себе писать то, о чем чувствовал.

В стихотворении «Ленинград» поэт позволил себе излить душу, раскрывая тему встречи с родным городом после долгого расставания. Разочарование раскрывается в решении проблемы стихотворения.

Автор затрагивает не только политические проблемы новой власти, революции и их влияния на страну, но и социальные, ведь и люди сильно изменились. Они стали подозрительными и озлобленными. Вмиг разрушились такие незыблемые, казалось, ценности, как любовь и дружба.

Но прошлого уже не вернешь, поэтому и остается автору только наблюдать жизнь на его руинах. Идея стихотворения в призыве автора к людям помнить о своем прошлом.

Стихотворение печальное — элегия, написано как беседа лирического героя с родным городом, и только в конце его он обращается к самому себе.

Каждое двустишье, из которых состоит стихотворение, — это новые образы, возникающие при встрече с Петербургом.

Эти образы поэт рисует в лучших традициях модернистского течения — акмеизма, поэтому в произведении очень ярко воспроизведена действительность Петербурга, в один миг ставшего Ленинградом.

Стихотворение, кажется, нельзя поделить на смысловые части. Все оно подчиняется одной-единственной теме — изменившемуся Ленинграду.

Первые две строки — приветствие города. То, что он был сильно любим Мандельштамом, читается в каждом слове. Уже только одно местоимение «мой» делает родным и близким, как брат или отец, город.

Метафоры «знакомый до слез», «до прожилок», «до детских припухших желез» еще больше сближают лирического героя с городом.

Это степень любви, которую иногда сложно передать словами, и только слезы выдают истинные чувства человека.

Первое двустишье настраивает читателя на патриотическое чувство любви и долгожданной встречи. Но уже во втором резко меняется настроение, слезы радости сменяются горечью разочарования. Лирический герой обращается к себе:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей…

У автора возникают ассоциации с самым горьким и тошнотворным из лекарств — рыбьим жиром. Рыбьим жиром стал для него не только свет уличных фонарей, но весь внешний облик города. Он заставляет себя через силу глотать действительность, которой встретил его город – так же, как и горький рыбий жир.

Чувствуется, как тяжело автору осознавать причины таких резких и страшных изменений. Революция разрушила города и жизни. Это ее заводские трубы коптят зимнее небо над городом. Метафорой, не менее горькой, чем «рыбий жир … речных фонарей»,»зловещему дегтю» Называет поэт черное, мрачное небо. На этом небе тускло светит солнце, отраженное в метафоре «подмешан желток».

Страшное предчувствие терзает лирического героя:

Петербург! Я ещё не хочу умирать!

Дыхание смерти повсюду чувствуется в городе. И прежде всего — в насильственном разрыве с близкими людьми поэта.

Еще жива память о прошлом:

У тебя телефонов моих номера.

И невозможно, кажется, поверить в то, что это уже не его, не родное. Метафорами «телефонов моих номера», «мертвецов голоса» выражается последнее, что уже никогда не будет родным лирическому герою. В эпитете «мертвецов» можно увидеть двоякий смысл.

С одной стороны, многие из его знакомых из-за тотальных расстрелов уже действительно стали мертвецами, потому и нет больше связи с ними у вернувшегося автора. Но мертвецами можно назвать и «гостей дорогих», которые приходят и вырывают с мясом звонок.

Этого звонка в страхе ждал и сам Мандельштам, потому что понимал, что рано или поздно придут и за ним. Это только вопрос времени.

Целый ассоциативный ряд рисует метафорами поэт: «черная лестница», «в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок», «кандалами цепочек». Черная лестница — это не только ступени, ведущие к квартире Мандельштама, «черная» приобретает в стихотворении особый смысл и становится символом смерти. Очень красноречиво намекает нам на смерть и «вырванный с мясом звонок».

Это и бесцеремонное отношение к имуществу, и безжалостные убийства, кровь, ставшие буднями в начале 20 столетия. Удар в висок тоже имеет двоякое значение. Звонок в дверь стал дурным знаком для людей. А зазвонив внезапно, после долгого ожидания, все равно становился неожиданным.

С пулей в висок сравнивает его автор, проводя параллель с расстрелом, который следовал, как правило, после звонка в дверь и прихода «гостей дорогих».

Мы видим в стихотворении только настоящее любимого города Мандельштама, но обращает на себя внимание антитеза. Стихотворение называется «Ленинград».

Так назывался теперь этот город, но лирический герой обращается к нему еще по-старому: «Петербург», и в этом противопоставление старого города, который остался лишь в воспоминаниях поэта, новому, потускневшему, городу.

Дважды восклицает лирический герой «Петербург!», пытаясь понять, кем же он стал на самом деле? В этом обращении растерянность и тоска: вместе с названием у города отобрали прошлое, а будущее Ленинграда пока представляется в красно-черных красках. И пожалуй, это пугало лирического героя даже сильнее предстоящих «гостей дорогих».

Четырехстопный анапест с жестко звучащей парной рифмой в большей степени, чем все остальные средства художественной выразительности, создает особый мир мандельштамовского «города трех революций». Особенно обращает на себя внимание неточная рифма «умирать — номера».

Если учесть любовь Мандельштама к сложной образности, становится понятно, что и эта неточность неслучайна. Слова «умирать» и «номера» специально выделены. Мне кажется, акцент с их помощью сделан на вырванные революцией с корнем связи между людьми.

Создается ощущение полного одиночества, в котором не спасет уже никто от выстрела в висок.

Стихотворение «Ленинград» может нравиться или не нравиться. Но совершенно точно то, что к нему нельзя оставаться равнодушным. Его мало просто понимать, анализируя каждое слово. Его нужно прочувствовать. А это возможно только в том случае, когда сам почувствуешь, каково это — остаться без родины и прошлого.

Сегодня далекие и страшные события начала 20 столетия нам во многом не понятны.

Нам сложно представить, каково это жить с постоянной оглядкой на каждое свое слово, на каждый жест, что за одну только непонравившуюся фамилию, нас могут расстрелять, сослать в Сибирь, заковать навсегда в кандалы.

И мне кажется, историю стоит изучать не только по фактам, но и с помощью искусства, ведь где еще, как ни в литературе, живописи и музыке отражается эмоциональное состояние современников кровавого времени?

Анализ стихотворения Ленинград Мандельштама

Стихотворение «Ленинград» Мандельштам написал в 1930 году. Он вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург, который в 1924 году переименовали в Ленинград. Стихотворение он написал в ожидании этой поездки, так как на Кавказе оказался не по своей воле.

«Ленинград» написан в традициях акмеизма с чертами символизма.

Основная тема стихотворения ― возвращение в родной город. Лирический герой с восторгом сообщает о приезде в «Ленинград», где ему все знакомо с детства. В то же время его что-то тревожит.

Автор использует интересный ход: когда он говорит «я» (все двустишия, кроме второго), то называет город Петербургом, а во втором двустишии ― «ты», обращаясь к самому себе, пишет «ленинградских речных фонарей».

Будто герой хочет сказать, что не совсем согласен с переименованием города. Радость героя сменяется тревогой и ожиданием чего-то зловещего: «я еще не хочу умирать», «жду гостей дорогих» в кандалах.

Герой отождествлен с автором, который пережил много ссылок и гонений властей и догадывается, что все его трудности еще впереди. Этими же чувствами он наделяет героя. Поэтому звучит еще одна тема ― ожидание репрессии.

Идея стихотворения ― показать тревожное время, наступившее с приходом новой власти, которой стали неугодны многие поэты и другие творческие личности тех десятилетий. Автор показывает, как дорог герою город, что у него остались там важные связи, но это не придает ему спокойствия. Дело в том, что есть ночные «гости», которые могут решить его судьбу в любой момент.

Сюжет стихотворения развивается плавно. Сначала лирический герой с восторгов сообщает о своем возвращении: «Я вернулся в мой город, знакомый до слез».

Несмотря на мрачное описание города (зловещий деготь с желтком) герой восхищается его видами (Мандельштаму свойственны подобные пессимистичные описания).

Неожиданно герой сообщает, что не хочет умирать, и рассказывает почему: у него есть дорогие друзья, но возможно кто-то уже мертв или живет в страхе. Сам герой поселился на «черной лестнице» и ждет прихода «гостей», обладающих властью над его жизнью.

Для большой выразительности автор использует художественные приемы. Эпитеты: черная лестница, декабрьский денек. Метафоры: рыбий жир фонарей (тусклость и безжизненность), зловещий деготь с желтком (темное небо с блеклым солнцем).

Олицетворение: дверной звонок ударяет в висок (наделение звонка качеством насилия). Инверсия: мертвецов голоса, цепочек дверных (определение после определяемого слова).

Как представитель акмеизма, Мандельштам использует четкость и лаконичность мысли, не философствуя, без туманности рассказывает о переживаемых чувствах.

Стихотворение написано четырехстопным анапестом. Строки соединены перекрестной рифмой.

Стихотворение оставляет пессимистичное настроение без надежды на положительное разрешение судьбы героя. Особенно учитывая тот факт, что сам автор в последствие был репрессирован и погиб в ссылке.

Вариант 2

Стих «Ленинград» Мандельштамом был написан в 1930 году, после того, как он вернулся с Кавказа в Санкт-Петербург. Свое произведение автор написал в предвкушении возвращения домой, ведь туда он был послан не по своему желанию.

Мандельштам затрагивал тему возвращения на родину. Его лирический герой с огромным воодушевлением говорил о том, что возвращается в родной Ленинград. Однако, какие-то мысли не давали покоя, тревожили героя.

Сама идея стихотворения заключается в том, чтобы показать то время, которое пришло с тем, как пришла новая власть. Именной этой власти не по душе пришлись многие люди творчества того времени. Мандельштам описывает то, как все-таки дорог герою его родной город, ведь с ним немого чего было связано, остались связи, однако, и это не придало герою уверенности в себе.

Весь сюжет стихотворения «Ленинград» развивается постепенно и плавно. Изначально лирический герой с огромным восторгом говорит о том, что наконец-то возвращается в родные места. Он говорит, что это его даже доводит до слез.

Несмотря даже на то, что первые описания города очень даже мрачные, лирический герой все-таки восхищен величественным Ленинградом. Однако, совсем неожиданно для читателя герой говорит о том, что совсем не хочет погибать.

Читайте также:  Народный герой в произведении «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

Ведь у него есть друзья, хорошие знакома, однако, возможно кто-то уже умер.

Мандельштам для того, чтобы сделать текст более ярким и выразительным, использовал разные интересные художественные приемы. К примеру, было много эпитетов: черная лестница, декабрьский день. Так же, автор использовал различные метафоры, которые олицетворяли все, что происходило вокруг.

Поэт использовал и олицетворения: дверной звонок ударяет в висок. Все эти приемы помогли Мандельштаму описать то, что он хотел, еще с большей яркостью. Все стихотворение было написано в интересной форме, а именно: четырехстопным анапестом.

Строки между собой соединялись прекрасной и восхитительной рифмой.

Самое стихотворение Мандельштама «Ленинград» довольно-таки пессимистичное, унылое, пер без какой-либо надежды на положительное разрешение судьбы лирического героя.

Нужно учесть так же тот факт, что Мандельштам в последствии подвергался репрессии, его отправили в ссылку, где он и трагически скончался.

Вся его жизнь была трудной, тернистой, полно неожиданностей и трудностей, однако, он справлялся со всем и дарил миру свои восхитительные произведения.

Анализ стихотворения Ленинград по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Музе Фета
    Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,
  • Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс
    Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность
  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс
    Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).
  • Анализ стихотворения Жуковского Птичка сочинение
    Небольшое по объему стихотворение В. Жуковского «Птичка» носит веселый, легкий на первый взгляд характер. По ритму оно напоминает произведение, относящееся к русскому народному фольклору
  • Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива Лермонтова 7 класс
    Поиском счастья человек занимается всю свою жизнь. Каждый ищет счастье в чем-то своем: в семье, в работе, в мечтах, в идеях, в помощи другим… Лирический герой Лермонтова постигает истинное счастье, созерцая природу вокруг себя.

«Ленинград» анализ стихотворения Мандельштама по плану кратко – тема, главный герой, жанр, год

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

Жанр произведения

По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Это один из характерных жанров Мандельштама, существующих в его творчестве наравне с посланием, ведь вся его поэзия — это удивительное переплетение символизма и акмеизма.

https://www.youtube.com/watch?v=jRHLxqWns9I

Стихотворение пронизано грустью и глубокой печалью. Почему же так выходит? Лирический герой сердцем видит все изменения, произошедшие в городе, ведь он теперь стал совсем другим, не таким, как в его юношеские годы.

Все пребывание героя в пределах дома — это ожидание старых знакомых, которые уже не спешат в гости: «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, / Шевеля кандалами цепочек дверных».

В последних двустишиях ярко видны разочарование и тоска.

«Ленинград» написан четырехстопным анапестом с перекрестной рифмовкой.

История создания

Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным.

На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны.

Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.

В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».

Вариант №2

Стих «Ленинград» написанный Мандельштамом Осипом Эмильевичем воспевает городской пейзаж. В этом произведении ощущаются сильные чувства, обуревавшие поэта.

История создания

Поэт очень много путешествовал, но отовсюду стремился возвратиться в Петербург. Это произведение он написал, приехав из длительного путешествия в 1930 году. В то время Осип Эмильевич ощущал, что из-за того, что он плохо вписывается в социалистический строй его непременно ждут преследования и тюрьма.

Тема

Приезд в изменившеюся северную столицу является темой произведения. Этого события герой ждал очень долго, но он разочарован.

В центре стиха Петербург и лирический герой. Вначале он сообщает, что возвратился в дорогой сердцу город. Но дальше он призывает себя есть «…рыбий жир ленинградских речных фонарей». Осознавая, насколько сильно это средство неприятно на вкус, очень легко понять силу отрицательного восприятия произошедших перемен.

Атмосфера, в которую погрузилось всё сравнивается с дегтем, но герой силится найти нечто приносящее удовольствие. Там, где есть обращения к городу присутствую восклицательные знаки. Они подчеркивают огромную эмоциональную напряженность поэта. Он утверждает, что северная столица, все же не превратилась в чужое место, ведь она хранит адреса любимых друзей.

Герой сильно жаждет вновь встретиться с дорогими ему людьми. Но они не посещают его, и из-за этого звонки в двери ассоциируется с ударом в висок.

Несмотря на то, что северная столица России изменилась, но для него город, как и раньше «знакомый до слез». Он также пишет, что ленинградский «рыбий жир» успокаивает его. Но автор одновременно чувствует себя иностранцем.

В этом трагичном произведении присутствуют строки о том, что главный герой не хочет погибать. Он как будто знает будущее и чувствует, что скоро непременно умрет.

Любя прошлое, но не представляя себя в будущем, поэт радуется тому, что где-то есть номера телефонов, и адреса, где звучат «мертвецов голоса». Это выражение, к несчастью, не гипербола, ведь многие его друзья давно умерли. А в их квартирах, живут бывшие крестьяне. Они не знают чьи апартаменты заняли.

Осип Эмильевич говорит: «Я на лестнице черной живу». Эти слова отвечают реальности, ведь он ютится в каморке, находящееся под лестницей в бывшем доходном доме. Автор боится прихода чекистов (» гостей дорогих»). Осип Эмильевич с печалью рассказывает об произошедших переменах. Это является причиной того, что он понимает, что за ним непременно придут.

Композиция

Анализируемое стих является рассказом о Петербурге. Его нельзя поделить на части ориентируясь на смысл. Но формально в нет присутствуют двустишия (дистихи). Они описывают образ или испытываемые ощущения.

Жанр

Жанр: элегия. В окончании поведано об неудовлетворенности и страхе героя. Он написан четырехстопным анапестом. Строки произведения соединены перекрестной рифмовкой.

Художественные средства

Облик города формируется поэтическими средствами. Об чувствах главного героя поэт рассказывает также при помощи их. Присутствуют метафоры: «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург!

У тебя телефонов моих номера!» и эпитеты: «детских припухлых желёз», «мой город». На выбор художественных средств оказала влияние модернистская литература.

Тема

В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».

Зная, какой вкус имеет рыбий жир, можно предположить, что герою не понравилось, как изменился город.

Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.

Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.

Тропы и образы

В первой строфе лирический герой не называет город по имени. Отношение к городу у героя не просто как к человеку (до слёз знакомый), но к родному, которого обнимаешь, так что видны прожилки. Даже как к ребёнку, чьи припухлые желёзки тебе знакомы.

Вторая и третья строфы наполнены цветами. И рыбий жир фонарей, и желток, подмешанный к зловещему дёгтю – метафоры тусклого жёлтого цвета, испускаемого речными фонарями и зимним солнцем из-за туч.

Цвета в стихотворении превращаются в вещества. Интересно, что эти образы ещё и противно пахнут (рыбий жир и дёготь), как будто город, каким лирический герой его застал, противен ему.

Поэтому в следующих строках герой обращается к истинному городу – Петербургу.

Для него это город мёртвых, который как будто хранит память о людях ушедшей эпохи. Вместе с названием изменился и город, и сам герой. Дорогие ему люди исчезли вместе со старым Петербургом, а в Ленинграде уже невозможно позвонить по старым телефонам. Это строфы о не-звучании, о голосах мёртвых и телефонах, от которых уехали хозяева-жильцы.

Да и как позвонить, если лирический герой ютится на чёрной лестнице? Тема незвучащих звонков продолжается теперь в дверном звонке, который вырван с мясом, следовательно, звонить не может. Но и в таком мёртвом состоянии он ударяет лирическому герою в висок (символ смертельной опасности).

Читайте также:  Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми?

В последней строфе, наконец, появляется звук. Дверные цепочки гремят кандалами (метафора). Лирический герой указывает на причину гибели – приход «дорогих гостей» (ирония).

Даже если звонок вырвать с мясом, это не спасёт от стука в дверь. Мандельштам предчувствовал свой арест, случившийся в 1934 г.

, через полгода после антисталинских стихов, которые Мандельштам неосторожно читал многим, как бы приближая свою гибель.

Интерпретировать стихи Мандельштама очень трудно. Образы всегда многозначны. Возможно, мертвецы – это те, за кем уже пришли «дорогие друзья».

И это сотрудники госбезопасности, а не лирический герой, вырвали с мясом звонок, пытаясь дозвониться. Тогда и звуковые образы в романе будут иными.

А может быть, дорогие друзья – это не ирония, а призраки прошлого, которых ждёт полусумасшедший лирический герой.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Ленинград» создают атмосферу безысходности и тоски:

  1. В стихотворении «Ленинград» явно прослеживается антитеза. Старое противопоставляется новому, а прошлое будущему.
  2. Кроме того, поэт использует множество эпитетов, подчеркивающих «чужеродность» нового города на Неве, Ленинграда. Он стал «зловещим», «черным».
  3. Нельзя не обратить внимание на использование Мандельштамом метафор: свет речных фонарей сравнивается с горьким рыбьим жиром («рыбий жир ленинградских речных фонарей»), «кандалы цепочек дверных», «вырванный с мясом звонок», ночная темнота – это для лирического героя зловещий дёготь.
  4. Все эти средства выразительности передают мрачное настроение лирического героя, его переживания за свою будущую судьбу и судьбу страны.

Поэзия Мандельштама действительно уникальна. Прежде всего, несмотря на все обстоятельства, на угрозу жизни, поэт никогда не боится сказать правду. Он всегда очень искренен, прямолинеен и смел в своих стихотворениях.

В произведениях он остается самим собой: человеком, любящим свою страну, любящим свой народ, переживающим за их судьбу даже больше, чем за свою собственную жизнь. Поэт всегда старается искать хорошие и светлые стороны жизни. В нем никогда не погибают надежда и вера в лучшее будущее.

Читатель, знакомясь с творчеством Мандельштама, как будто знакомится с самим автором.

Мандельштаму удается очень точно отразить в творчестве трагедию эпохи, трагедию поколения, трагедию отдельной личности, столкнувшейся с противоречивой политической ситуацией, в условиях которой каждый должен сделать свой выбор и нести за него ответственность.

Юлия Киселева

Анализ стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Мандельштама

В лирику Мандельштама 30-х годов вошли более непосредственно жизненное дыхание, голос и поведение конкретного человека-современника. В таком стихотворении, как «Мы с тобой на кухне посидим…» (1931), этот голос прозвучал в его наиболее как бы бытовой форме, хотя со вторым, подводным душевным мотивом.

В стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (декабрь 1930) — тот же тип лирического высказывания, с той же предельной естественностью разговорной интонации, но с более сложным и обобщенным, многосоставным, хотя также конкретным, адресатом: обращением и к самому себе, и к родному городу, как к городу своего детства и всего своего прошлого.

Многосоставное обращение вместе с тем имеет форму простой дневниковой записи о том, что с тобой происходит.

Разговор с собой и с родным городом выражает и близкое общение с близким, родным, и сложное смутное чувство — страха, одиночества, тревоги, смятения, и сверх того и вместе с тем — непреодолимой силы связи с родными местами, со своим прошлым, с человеческой общностью, хотя бы ее составляли прежде всего «мертвецов голоса», память об ушедших и ушедшем.

В разговорную простоту речи включены, как узлы движения смысла-переживания, сложно-слитные детали-метафоры, которые превращаются в многообразное лирическое обращение — призыв к самому себе и неведомому собеседнику-слушателю. «… Так глотай же скорей/ Рыбий жир ленинградских речных фонарей».

«Рыбий жир фонарей» — это точная, зрительно точная передача впечатления от расплывающихся свечений, похожих на жирное пятно на темном фоне ночной реки.

Зрительное ощущение соединено с вкусовой ассоциацией, сопряженной с наплывом воспоминаний о детстве, а в этом детстве чего-то очень близкого — и болезненного, и противного, и питательного, целебного.

Тесно связана с этой следующая деталь-метафора: «…декабрьский денек ,/ Где к зловещему дегтю подмешан желток». Опять точное зрительное впечатление, опять ассоциация с воспоминаниями детства, но, кроме того, возникает психологическая оценка: «деготь» темного декабрьского «денька» (очень короткого — только денька, не дня) становится «зловещим».

Детали-метафоры приобретают и большое метонимическое значение, как элементы единого ряда впечатления при возвращении в родной город. И значение каждой детали усиливается контекстом, перекликается со значением первых двух строчек, с основным мотивом — возвращения в родное, свое, до слез знакомое.

В рыбьем жире речных фонарей и в желтке декабрьского денька двигается дальше ассоциативный ряд с элементами и зрительного предметного подобия (желез, фонарей, желтка), и звуковой паронимической связи (слез — желез — желток), и своеобразных психолого-поведенческих ассоциаций (глотать рыбий жир и глотать впечатления от теперешнего города).

Все это объединено целостностью общего переживания.

В целом это отрывок из дневника, но с внутренней законченностью, четким контуром лирического события-сообщения. И также осуществляется новый тип лирического времени — наложение друг на друга его разных пластов.

Но здесь не в форме совмещения двух разновременных исторических пластов-образов, как в «Петербургских строфах», а в форме надвига прошлого лирического «я» на его сегодняшнее: «знакомый до слез, / До прожилок, до детских припухлых желез», и продолжают сейчас звучать «мертвецов голоса».

Сближение разных времен сопряжено со сближением разных смыслов и переживаний в одном высказывании, даже в одной строчке.

Простота, естественность и напряженность высказывания выражена и в звуковой организации стиха: четырехстопный анапест с устойчивой цезурой и парными мужскими рифмами приобретает в этой интонации оттенок несколько протяжного, напевного и вместе с тем энергичного, страстного движения речи. В конце стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» реальность метафор, их бытовая конкретность приобретает дополнительное значение реализованного кошмара: «… и в висок / Ударяет мне вырванный с мясом звонок».

Источник: Македонов А. Свершения и кануны: Монография. — Л.: Сов. писатель, 1985

Жанр, направление, размер

Стихотворение Мандельштама «Ленинград» написано четырехстопным анапестом, рифма перекрестная ААВВ. Жанр лирического произведения – элегия. Лирический герой стихотворения обращается к городу с монологом – это одновременно светлая грусть, воспоминания о прошлом и горькая тревога за будущее.

Большинство произведений Мандельштама относится к литературному течению «акмеизм», и «Ленинград» не является исключением. Мандельштам вместе с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой был основоположником этого модернистского направления.

Биографическая справка

Родился будущий поэт в 1891 г. в варшавской купеческой семье, которая в 1897 г. переехала в Петербург. Здесь Осип Эмильевич заканчивает Тенишевское училище. После чего едет в Париж, посещает лекции в Сорбонне, занимается в Гейдельбергском университете.

В 1910 году впервые публикуются его стихотворения в журнале «Аполлон». За год Мандельштам становиться своим в литературной среде, при этом тяготея к идеям акмеистов. В 1913 году писатель публикует первый сборник стихов – «Камень».

Жизненный путь поэта оканчивается в 1938 году, когда он был репрессирован и сослан в Воронеж. Скончался Мандельштам в ссыльном лагере и был погребен в братской могиле.

Помогает раскрыть внутренний мир и особенности мировоззрения поэта анализ стихотворения. Мандельштам в этом отношении открывает читателю свою точку зрения на то, что происходило в начале ХХ века в России, и чему он сам был свидетелем.

Осип Мандельштам

  • Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
    До прожилок, до детских припухлых желез.
  • Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
    Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
  • Узнавай же скорее декабрьский денек,
    Где к зловещему дегтю подмешан желток.
  • Петербург, я еще не хочу умирать:
    У тебя телефонов моих номера.
  • Петербург, у меня еще есть адреса,
    По которым найду мертвецов голоса.
  • Я на лестнице черной живу, и в висок
    Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
  • И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
    Шевеля кандалами цепочек дверных.

Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама

Осип Мандельштам – русский поэт, переводчик и критик. Является одним из крупнейших представителей 20 века. Его стихотворения публиковались в различных журналах и газетах, одним из которых было «Ленинград». В нем четко выражены все переживания лирического героя. Данное творчество изучается в одиннадцатом классе.

История создания: Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург (Ленинград). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал данное произведение.

Основная тема: возвращение в родной город и встреча с ним. В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть легкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть.

Автор сравнивает всю атмосферу города с дегтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное.

Герой признает, что Ленинград остается для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живет на лестнице. Герой живет с надеждой.

Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.

Стихотворный размер: четырехстопный анапест.

Жанр: Элегия. Герой с печалью сообщает о том, как сильно изменилось его родное место.

Идея: Автор хочет показать то не лучшее время, когда в город приходит новая власть. Также раскрыть всю тревожность данного периода. Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно там находиться.

Средства выразительности: При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга. Например, эпитеты «лестница черная» и «декабрьский денек».

В стихотворение есть и метафоры: «к зловещему дегтю подмешен желток», «кандалы цепочек дверных». В конце стихотворения представлены более жесткие высказывания. Это «вырванный с мясом» и «кандалы цепочек дверных».

Они создают не самые приятные ощущения.

Ленинград – город, в котором поэт нашел свое призвание, обрел близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа. Петербург уже стал другим, но в нем еще осталась частичка старого и прошлого времени. В целом стихотворение показывает боль и отчаяние героя. Ощущается трагическая развязка всего.

Ссылка на основную публикацию