Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Сергей Есенин – великий русский поэт, человек с большой буквы и страдающий гений. Поэт безгранично любил родную землю и русский народ. Его стихи – это одна длинная ода Родине и русской деревне.

.

Природа в творчестве Есенина

Творчество Сергея Есенина открывает необыкновенный чувственный мир природы, любви и остроту страданий души, которая мечется от собственных слабостей к необыкновенной силе чувств. Творчество поэта во многом автобиографично.

В нем нашли отражения и переживания за судьбу страны в непростые для неё времена, и тоска по прошлому, и боль за народ, страдающий от сильных перемен. На всех этапах творчества Есенин много писал о природе и деревенской жизни.

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля

Каждую особенность творчества Сергея Есенина следует рассмотреть подробно, выделив художественное своеобразие его поэзии. Начать следует с особого места деревенской жизни и природы. Не зря его считали представителем новокрестьянской поэзии и лирики. Позднее творчество Сергея Есенина относится к имажинизму.

В лирике поэта природа являет собой средоточие красоты. В его стихах она увидена как бы впервые, свежим детским взглядом.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти

Белой бахромой.[1]

Природа у Есенина наделена такой красотой, что при чтении его стихов замирает дыхание. Восхитительные эпитеты, метафоры и сравнения создают картину от которой не хочется отрываться.

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом,

Точно серебром.[1]

Есенин широко использует в лирике о природе олицетворения. Так, в уже упомянутом стихотворении “Береза”, заря наделена человеческими чертами она “обходит” и “осыпает”, а сама береза “принакрылась”.

Каждая строка в стихах поэта насыщена художественными средствами, но, при этом, совершенно не перегружена ими. Так в стихотворении “Вечер черные брови насопил…” само название содержит в себе олицетворение и метафору.

В стихотворении “Отговорила роща золотая” роща – живое существо. Она дышит, говорит.

Природа и человек у Есенина тесно связаны. Не природа сопоставима с человеком, а человек – это часть природы, живой, одухотворенной. Природные явления часто имеют деревенский, крестьянский облик, уподоблены предметом деревенского быта и животными. У Есенина природа будто участвует в богослужении, где звезды или березы, свечки, рощи “кадят росою” и т.д.

Важной особенностью лирики Сергея Есенина является человек. У Есенина часто встречается описание деревенских гуляний, праздников. Изображение нищих, калек, рекрутов иногда вносит грустные ноты, не омрачающие общей картины.

Во многих стихах поэта отчетливо проступает его “Я”. Образ поэта в лирике отражение основных черт самого Есенина, его ангелов и демонов. Отдельно следует выделить стихотворение “Поэт”.

Оно является отражением всей глубины патриотизма Есенина.

Он все сделает свободно, Что другие не могли. Он поэт, поэт народный,

Он поэт родной земли! [1]

Основные образы в творчестве Есенина

Есенин как патриот проявляет себя еще в ранней лирике. В качестве примера можно привести стих “Гой, ты Русь, моя родная!”

Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.[1]

Это произведение отражение молодости, наивности и юношеской увлеченности Родиной, которая пока ограничена у поэта родным краем, а именно селом Константиново, где он родился. “Рязанские поля была моя страна”, – вспоминал он впоследствии. Восприятие Родины в качестве социальной и политической среды появится поэта позднее.

Есенин влюблен в крестьянскую жизнь. Для него она единственная истина в полной гармонии с природой. Однако после Октябрьской Революции тон патриотичных стихов изменился. Есенин по-прежнему патриот своей страны, но к юношеской восторженности прибавилась горечь и переживание за русский народ. Поэт сильно переживал изменения в укладе села.

Он боялся, что деревня лишится своей идентичности.

А за ним По большой траве, Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребёнок? Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница? [1]

Особенностью творчества Есенина можно смело назвать наличие в ряде стихов лирического героя. У Есенина лирический герой – это странник, путник, человек ищущий, духовный.

Лирический герой Есенина в гармонии с людьми и миром, ощущает душевное равновесие. Есенин “очеловечивает” все предметы вокруг лирического героя. Такой прием в литературе получил название “антропоморфи́зм”.

В поздней лирике Есенина антропоморфизм становится всё более явным.

Метель теперь Хоть чертом вой, Стучись утопленником голым, – Я с отрезвевшей головой

Товарищ бодрым и веселым. [1]

Сергей Есенин очень любил животных. Им посвящено много стихов. Все они трогательные и, по большей части, печальные. У Есенина животные – это часть природы, живой, разумной. Огромная любовь и сострадание к братьям нашим меньшим пронизывает творчество поэта. Всеем знакомы стихотворения “Песнь о собаке” и “Табун”.

В холмах зеленых табуны коней Сдувают ноздрями златой налет со дней. С бугра высокого в синеющий залив Упала смоль качающихся грив. Дрожит их головы над тихою водой, И ловит месяц их серебряной уздой. Храпя в испуге на свою же тень

Зазастить гривами они ждут новый день.[1]

Через всю лирику Сергея Есенина проходит любовь к женщине. Будь то мать или любимая. Женщина в стихах Есенина похожа на природу. Она чувственна, прекрасна, но сурова. Из стихов поэта очевидно, что женщина и природа не разделимы в его восприятии.

Так женскими чертами наделены, береза, заря, весна и метель. Стихотворение Сергея Есенина “Письмо к женщине” похоже на исповедь. В нем переплетается восхищение женщиной, её усталость.

Поэт презирает себя за свои характер, за свои пороки и за боль, которую он принес любимой.

Образ матери у поэта отличается от образа любимой женщины. Все знают его стихотворение “Письмо матери”. Оно стало вероятно самым сильным выражением любви к маме во всей русской поэзии. С самых первых строк чувствуется нежность и печаль поэта.

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет [1].

Использование цветов для выражения эмоций и создания определенной атмосферы в стихах характерно для всех периодов творчеств Сергея Есенина. Именно через контрастные цвета – белый и черный – Есенин однажды ярко выразил раздумье о своей жизни.

Это было в период “Москвы кабацкой”, когда он болезненно ощущал противоречия между той средой, в которой оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств [2]. Ранняя лирика Есенина наполнена нежными цветами: голубой, золотой, бирюзовый. Чем дальше тем темнее мир поэта. Цвета становятся более темными.

Последние стихи поэта мрачные и угрюмые. Чувствуется усталость и обреченность.

Литература

  1. Сергей Есенин. Полное собрание лирики в 1 томе – М.: ЭКСМО, 2017
  2. Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина / Под редакцией Н.Н. Беляковой и М.М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012

Творчество Есенина: темы, мотивы, особенности стиля | СуперСоч

Сергей Есенин (1865 – 1925) – великий русский поэт, чьи произведения полны безраздельной любви к России со всеми ее достоинствами и недостатками.

Есенина зачастую называют «крестьянским поэтом», «тонким лириком» и «мастером пейзажа», однако его творчество настолько многогранно, что этих эпитетов недостаточно для полной характеристики  творца.

Чтобы разобраться в творчестве Есенина, необходимо тщательно проанализировать темы и мотивы произведений, а также особенности уникального стиля поэта.

История успеха

Сергей Александрович Есенин появился на свет 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.

Родителями будущего поэта были простые крестьяне, которые были вынуждены следовать царившим в их среде обычаям.

Так, например, юных девушек было принято выдавать замуж помимо их воли, за того человека, которого ей присмотрели родители. В большинстве случаев такие браки распадались. Не стала исключением и семья Есениных.

Мать будущего поэта, Татьяна Федоровна, без любви вышла замуж за Александра Никитича Есенина, и родила в браке троих детей: старшего Сергея, Екатерину и Александру.

Почти сразу после свадьбы Александр Никитич вернулся в Москву, где работал в мясницкой лавке, а мать приехала к своим родителям.

Денег молодой семье катастрофически не хватало, и Татьяна Федоровна была вынуждена бросить маленького сына на попечение дедушки и бабушки, и отправиться на заработки в Рязань.

Дед Сергея, Федор Андреевич Титов, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтихиевна, в большом количестве знала занимательные народные сказки, песни, прибаутки. Мальчик рос очень смышленым, и в пять лет уже научился читать, а в восьмилетнем возрасте попытался написать первые стихи.

В 1904 году Сергей был принят в Константиновское земское училище, которое спустя пять лет окончил с отличием.  Юноша решил продолжить обучение, и поступил в церковно-приходскую второклассную учительскую школу.

Сергей очень скучал по своей семье, но мог видеть близких лишь во время каникул. Именно к этому периоду времени относятся его первые стихи: «Зима», «Осень», «Наступление весны». Все они были написаны примерно в 1910 году.

Спустя два года закончив школу дипломированным специалистом «учитель грамоты», Есенин решил начать новую жизнь в Москве.

Оказавшись в  столице без средств к существованию, молодой Есенин был вынужден устроиться на работу в мясную лавку – туда же, где работал его отец. Однако подобная работа не была предметом мечтаний творческого юноши.

Поссорившись с отцом, он пошел работать в типографию И. Д. Сытина. Это решение оказалось судьбоносным для будущего поэта, поскольку именно там он познакомился со своей первой гражданской супругой.

Анна Изрядова оказала большую поддержку Есенину тем, что ввела его в столичный литературно-музыкальный кружок.

Сергей Есенин очень хотел получить полноценное высшее образование. В 1913 году он поступил в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет.

Однако вскоре он забросил учебу, и полностью посвятил себя написанию стихотворений.

Спустя время в журнале «Мирок» впервые было опубликовано его стихотворение «Береза», а еще спустя несколько месяцев произведения молодого поэта стала печатать большевистская газета «Путь правды».

Большое значение в судьбе поэта сыграл 1915 года. Именно тогда он познакомился с Н. Гумилевым, С. Городецким, А. Блоком. Осенью того же года свет увидела его «Молитва матери»,  посвященная Первой Мировой войне. Так литературное сообщество осознало – матушка-Россия подарила настоящий самородок, способный тонко чувствовать и переживать.

Сергей Есенин оказался в числе призывников, но среди его друзей оказались влиятельные люди, которые хотели уберечь талантливого поэта от жестокой мясорубки.

Так, благодаря их протекции Есенин был определен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. И даже там Есенин не переставал писать.

Позже в журнале «Женская жизнь» была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут».

Жизнь Есенина в Москве буквально «била ключом». Пребывая в плену юношеского максимализма, он писал свои произведения в духе революционных настроений и под девизом борьбы за русскую правду.

К таким произведениям относятся его небольшие по объему поэмы «Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик». Все они пронизаны стойким ощущением грядущих перемен, которое было близко очень многим передовым людям того времени.

Однако подобные свободолюбивые порывы привлекали внимание не только интеллигенции, но и жандармерии, которая стала появляться на выступлениях поэта.

Большое влияние на судьбу Есенина оказало его знакомство с Анатолием Мариенгофом, и попытка писать в духе новейших модернистских течений. Так был сформирован своеобразный есенинский имажинизм, который наиболее ярко представлен в произведении «Ключи Марии», 1919. Впрочем, чрезмерная эпатажность простого деревенского парня быстро прискучила публике, и Есенин поспешил на поиски новых решений.

Так год спустя появился новый литературный образ – пьяницы, скандалиста, дебошира, но при этом тонко чувствующего человека с большим сердцем. «Исповедь хулигана» была восторженно принята читателями, и Есенин понял, что выбрал верное направление в своем творчестве.

Читайте также:  Чиновники в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Он принялся оттачивать свой новый имидж, в основу которого легли бурные романы, скандальное поведение в общественных местах, гонение на действующую власть.

Результат подобного бесконтрольного поведения был предрешен – убийство, ловко замаскированное под самоубийство, которое произошло 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник – «Радуница» – был напечатан в 1916 году. В нем очень четко прослеживалось отношение поэта к своей земле, родине.

Критики оценили этот сборник следующим образом: «…на всем его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок…».  Центральным образом стала крестьянская душа – простая и бесхитростная, но при этом щедро одаренная «радужным светом».

Здесь также присутствует имажинизм, однако он является лишь рабочим инструментом для поиска лиризма и принципиально новых поэтических форм.  Так Есенин стал основоположником нового литературного стиля.

После удачного начала один за другим последовали следующие сборники: «Голубень» (1920 г.), «Москва кабацкая» (1924 г.), «Любовь хулигана» (1924 г.), «Персидские мотивы» (1925 г.), «Стихи скандалиста» (1926 г.). Каждый сборник отличался самобытностью, и бы не похож на предыдущий ни настроением, ни темой, ни мотивами.

Но при этом все они весьма гармоничны и составляют единую концепцию творчества Есенина. В центре внимания поэта всегда была открытая русская душа, которая могла меняться в зависимости от перемены мест и времени.

Поначалу она – чистая и непорочная, тесно связанная с природой, затем – хмельная, безнравственная, испорченная городом, и уже в финале – одинокая, глубоко разочарованная.

Художественный мир

Мир Сергея Есенина удивительно многогранен, и состоит из большого количества понятий, тесно связанных между собой: счастья, любви, природы, дружбы, отечества. Чтобы в полной мере ощутить и понять художественный мир поэта, следует проанализировать лирическое наполнение его произведений.

Основные темы

  • Счастье (сущность самого счастья, его поиск и утрата). В 1918 году было опубликовано стихотворение «Вот оно глупое счастье», в котором Есенин вспоминает о своем безмятежном детстве, когда особенно остро чувствовалось приближение счастья. Оно представлялось автору чем-то далеким, почти несбыточным, но вместе с тем до боли близким и понятным. Есенин с ностальгией вспоминает те давно минувшие дни, когда жил в своей родной деревушке и не ведал серьезных проблем: «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек». Однако образ счастья для поэта олицетворяется не только с родным краем, но и с любовью. Особенно явно это чувствуется в  стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», в котором поэт признается в любви к прекрасной молодой девушке, которая подарила ему чувство гармонии.
  • Женщины (страсть, любовь, разлука, очарование музой, пресыщение). Есенин всю свою недолгую жизнь пользовался большой популярностью у женщин, однако это не мешало ему писать о тяжести неизбежных расставаний, горечи измен, безнадежности безответного чувства. Чтобы познакомиться с достаточно трагичной любовной лирикой поэта, достаточно прочесть сборник «Москва кабацкая», в котором почти каждое произведение о любви – это щемящий душу крик человека, который остро нуждается в искренних чувствах, а не в подобии любви и страсти. По этой причине  в отечественной литературе даже появился термин – «есенинская любовь», которая прямо говорит о сильной душевной боли и переживаниях, связанных с любовью, нежели с ощущением полета, гармонии и счастья.
  • Родина (исторический путь Отчизны, искренняя преданность и восхищение родиной). Для Сергея Есенина лучшим воплощением любви, ее самым чистым, ничем не замутненным вариантом, является любовь к родине. Так, в произведении «Русь» он так трогательно и открыто признается в своих чувствах к родине, будто делает признание конкретной женщине.
  • Природа (описание времен года, ощущение красоты каждого мига). В стихотворении «Белая береза…» поэт детально и с большой нежностью описывает березку, непорочно белый цвет ее ствола, который ассоциируется с символичным значением смерти, неустойчивостью.
  • Деревня. Есенин, будучи крестьянским сыном, глубоко и нежно любил деревню, которая символизировала для него отчий дом. Так, в стихотворении «Село» олицетворением стабильности, благосостояния является изба. Но при этом автор подчеркивает разницу между «сытым миром», который присущ лишь верхушке общества, и затхлыми, бедными избами крестьян – пропасть между ними просто огромна.
  • Революция, война, новая власть. Пожалуй, лучшей работой Есенина на эту тему является поэма «Анна Снегина», в которой описываются страшные события 1917 года. В этом произведении Есенин продемонстрировал авторское отношение к происходившим событиям, показал, насколько небезразлично ему все то, что происходило в стране.

Главные мотивы

В лирике Сергея Есенина ведущими являются мотивы страсти, раскаяния, саморазрушения и переживания за судьбу родины. В более поздних сборниках на смену чистым, возвышенным чувствам приходит пьяный угар, глубокое разочарование и тоска по несбывшимся надеждам.

Подобная перемена в лирике является зеркальным отражением поведения самого Есенина, который быстро спивается, проявляет агрессию внутри семьи, теряя таким образом близких людей. В этот период в его творчестве все чаще воспевается красота духовной и физической деградации.

Любовь, которая раньше воспевалась Есениным почти в каждом произведении, отныне приобретает форму тоски, страдания, глухого отчаяния.

Жизнь поэта была не слишком продолжительной, однако удивительно яркой, насыщенной важными масштабными событиями. Есенин был прямым свидетелем смены идеалов в России, и это не могло не отразится на его творчестве. Ярким примером тому служит стихотворение «Возвращение на Родину», в котором есть следующая строчка: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Поэтический стиль Есенина отличается некоторой сумбурностью и хаотичностью, и далеко не всегда соответствует читательскому представлению о том, каким должно быть «стихотворное сложение». Но вместе с тем язык Есенина прост и понятен каждому.

Любимым стихотворным размером поэта были дольники – одна из самых древних форм поэзии, которая существовала еще до появления и развития силлабо-тонической системы стихосложения. Есенинская лексика по-настоящему уникальна, и щедро сдобрена архаизмами, просторечиями, диалектизмами, разговорными фрагментами речи и даже матом.

При этом следует отметить, что столь любимые Есениным просторечия  – это, прежде всего, своеобразная дань своему простому происхождению, особенность художественного оформления стихотворений.

При чтении и анализе произведений Есенина не стоит забывать о том, что он был простым крестьянским парнем, который все свое детство и юность провел в деревне, и искренне считал, что душой и сердцем всей России был диалект простого народа.

Образ Есенина в лирике

Сергею Есенину довелось жить и творить в очень непростое время, когда в российском государстве произошел мощнейший раскол. Революционные события 1905-1917 гг., Гражданская война оказали на поэта колоссальное влияние. Он не мог остаться в стороне от происходивших в стране событий, и все свои мысли, переживания, надежды отразил в своем творчестве.

  • Лирический образ Есенина – это собрание самых лучших качеств поэта, которые нашли свое отражение в стихотворениях. К примеру, искреннее восхищение вызывает его патриотизм в стихотворении «Поэт»:
  • Тот поэт, врагов кто губит, Чья родная правда мать, Кто людей, как братьев, любит
  • И готов за них страдать.

Для лирики Сергея Есенина весьма характерна и так называемая «любовная чистота», которая особенно заметна в цикле «Любовь хулигана». В нем лирический герой признается в своих светлых чувствах музам, раскрывает перед ними всю свою глубокую, многогранную душу.

Стоит отметить, что в своей лирике Есенин зачастую предстает эдаким нежным и робким поклонником, к которому любовь бывает зла и несправедлива. Лирический герой восхищается Женщиной, одаривает ее комплиментами, цветистыми эпитетами и восторженными репликами. При  этом он намеренно оскорбляет себя, и даже бахвалится хмельной удалью, сильной натурой и сломанной судьбой.

В унижении Есенин видел способ произвести впечатление сложного, никем не понятого и обманутого в лучших чувствах возлюбленного.

Однако на деле именно он становился инициатором разрывов с женщинами, опускаясь до измен и избиений в хмельном угаре.

Однако эти нелицеприятные моменты в лирике Есениным упускались, и речь шла лишь об обманутых надеждах и его разочаровании. Ярким примером тому служит его знаменитое «Письмо к женщине».

Есенин стремился идеализировать собственную личность, обогащал собственную биографию разного рода мистификациями. Он даже датировал свои зрелые работы более ранними сроками, чтобы создать иллюзию, будто он был с самого рождения феноменально одаренным поэтом.

Поначалу Сергей Есенин, как истинный мятежник и борец, с большим энтузиазмом принял идеи революции. Но со временем он глубоко разочаровался в новой России, в которой чувствовал себя чужеземцем.

Положение крестьян в деревнях еще больше ухудшилось с приходом большевиков. Появилась жесткая цензура, и власть все чаще стала вмешиваться в искусство.

По этой причине со временем в репликах лирического героя стали все более заметны желчные ноты и саркастические интонации.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

  1. Особенность есенинской речи такова, что она представляет собой особую художественную композицию, насыщенную олицетворениями, метафорами, фразеологизмами, которую придают всему произведению неповторимый стиль.

  2. Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» поэт использует следующее метафорическое высказывание:
  3. Тихо в чаще можжевеля по обрыву, Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

А в знаменитом произведении «Письмо к женщине» он выдал глубокую, развернутую метафору длиной с целое стихотворение. В нем Россия представляется судном, большевистская партия – рулевым, кабак – трюмом, а революционные настроения – качкой.

При этом сам поэт отождествляет себя с загнанной лошадью, которую безжалостный седок все пришпоривает и подгоняет. Так в иносказательной форме поэт показал время, которое стремительно менялось, и требовало от него невозможного. Там же Есенин предрек себе и роль попутчика новой власти.

Есенинские эпитеты представляют особую художественную ценность: они уникальны, самобытны и позволяют очень точно представить то, что хотел донести автор.

«Точеные печурки», «рыхлые драчены», «смешной дуралей» – все они являются прямым свидетельством того, насколько интересным, ни на что не похожим слогом обладал Сергей Есенин. В нем чувствуется живая народная речь, не обремененная какими-либо рамками и условностями.

Также в своих произведениях Есенин с удовольствием использовал неологизмы, на пример, «златокарий омут».

Другие примеры средств выразительности Есенина можно поискать в анализе стихотворений «Собаке Качалова», «Разбуди меня завтра рано», «Письмо к матери», «Заметался пожар голубой», «Черный человек», «Анна Снегина», «Гой ты, Русь моя родная».

Особенности поэзии

Особенность поэзии Сергея Есенина заключается, прежде всего, в том, что она самым тесным образом связана с народными традициями и фольклором, максимально приближена к простому народу.

В своих произведениях поэт мог себе позволить и нецензурную брань, и реалистичное описание окраин, которые были для городских литераторов настоящей экзотикой. Подобным колоритом он покорил капризную публику, которую было уже трудно чем-либо удивить.

Она нашла в творчестве деревенского поэта национальную самобытность, и полюбила его.

В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из популярных в те времена модернистских течений. Весьма непродолжительным было его увлечение имажинизмом. Вскоре он смог отыскать собственное звучание, благодаря чему стал одним из выдающихся русских поэтов.

Многие стихотворения Есенина были положены на музыку, и эти песни стали по-настоящему народными. Секрет их непреходящей популярности заключается в том, что поэт смог разгадать секрет истинно русской души и показать ее во все величии и многообразии.

История русской литературы XX века (c 1917 года)

Сергей Александрович Есенин

(1895 – 1925)

В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина – «Радуница» (православный праздник на 9 день после Пасхи, День поминовения, родительский день).

У Есенина Радуница – это символ весны, возрождения, де, связанный с предками, а значит и с Родиной. Так было заявлено важнейшее направление в творчестве поэта – прославление красоты родного края: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине.

Темы Родины – основная в моем творчестве» (идея неотделимости своей судьбы от судьбы России).

Основные темы лирики Есенина:

  • тема Руси
  • тема революции
  • тема любви

В связи с отношением Есенина к революции можно выделить следующие этапы творчества:

  • 1917 – 1919 – самые оптимистические для Есенина годы: он воспевает февральскую и Октябрьскую революции, хотя и принимает все по-своему, с «крестьянским уклоном», как напишет позже в автобиографии. Для творчества этого периода характерен пафос историзма, бунтарства, революционной романтики, призывные интонации, богоборческие мотивы.
  • 1919 – 1923 – время разочарования в революции, непринятия братоубийственной гражданской войны и того социализма, который строят большевики: «Веслами отрубленных рук // Вы гребетесь в страну грядущего» («кобыльи корабли»).

В эти годы поэт входит в литературную группировку имажинистов (от фр. и англ. Image – образ). Имажинизм как оппозиция футуризму провозглашал самоценность художественного образа, а Есенин утверждал связь художественного образа с языком устного народного творчества.

  • 1921 – 1923 – время характеризуется двойственным, противоречивым отношением Есенина к советской действительности.
  • 1923 – 1925 – время новой попытки понять Русь Советскую: «Я человек не новый, что скрывать, // остался в прошлом я одной ногою, // Стремясь догнать стальную рать, // скольжу и падаю другою.» итог духовных исканий поэта: «Радуясь, свирепствуя и мучась, // Хорошо живется на Руси!» Ведущим в творчестве становится исповедальные мотивы, лирические интонации, мотив покаяния. 

Основные мотивы лирики Есенина:

  • мотив природы особенно характерен для раннего творчества, в котором основным приемом становится олицетворение («Поет зима, аукает…»); позже от простого олицетворения поэт перейдет к образам («Зеленая прическа, девическая грудь…»).
  • мотив любви к животным («Табун», «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке»), жизненная позиция поэта выражена в словах «зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».
  • мотив крестьянского труда («Марфа Посадница», «Ус»).
  • мотивы устного народного творчества (дед и мать Есенина на память знали множество народных песен, частушек, в тетрадях поэта было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров).

Например, мотив несчастной любви («Хороша была Танюша»). 

  • «древесные мотивы».
  • космические мотивы.

Основные образы лирики Есенина

Образ Родины претерпел огромную эволюцию в творчестве Есенина. Уже в первом сборнике «Радуница» было сделано поэтическое открытие (находка) – образ голубой  Руси (рожден весенним половодьем, которое Есенин наблюдал еще в детстве в родном селе Константиново: Ока слитая с небом).

Но голубая Русь соседствует с Русью нищей, патриархальной (мотив сыновней любви). У Клюева Есенин заимствует концепцию макрокосмоса крестьянской избы (изба как символ Руси). Эта концепция непосредственно связана с неприятием цивилизации, сначала буржуазной, затем цивилизации вообще (см.

«Сорокоуст» (молитва по усопшему – автор провожает в последний путь Русь, уничтожаемую «железной конницей»), где неприятие переходит в протест, а заканчивается стихотворение активной нотой проклятия: «Черт бы взял тебя, скверный гость!»).

неприятие цивилизации связано и с мотивом природы: устройство жизни лишь по принципу крестьянского подворья, а цивилизация губит природу – деревню – избу – человека.

Другим главным составляющим художественного мира поэта являются образы земли и неба. В центре природно-поэтического мира Есенина – «деревянная избенка». В начале творческого пути – это реальная деревенская изба.

  Но постепенно она мифологизируется, становится храмом, связующим землю и небо, а различные части этой избы и ее украшения (красный угол, конек на крыше) предстают символами связи земли с небом. С 1914 года в поэтическом мире Есенина появляется и небесное жилище – изба на небе. Это «золоченая хата», «божий» или «райский терем».

В 1914 – 1919 годах обе сферы есенинского мира – земная и небесная – взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются: божественный мир приобретает черты земного, а земной обожествляется.

Вот почему небо в художественном мире поэта – «голубая трава», «голубая пыль», «голубой («небесный») песок», там растут деревья, пасутся «животные» (солнце, месяц, облака, тучи), а вода на земле – это небесная «синь, упавшая в реку». Природа у Есенина – божественный храм: в ней звезды «лампадки небесные», деревья – монашки, сумрак – ангел и т. п.

В 20-е годы более важным для поэта будет образ земли: «На земле милее. Полно плавать в небо»; «Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек!». А в центре земли все та же крестьянская изба с постройками (хлевом, гумном и другими). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей.

«Осколки» города – «московские изогнутые улицы», «скелеты домов», «продрогший фонарь» – случайны, единичны и не складываются в цельную картину, то есть образа города как такового нет. Зачастую лирический герой даже не находит слов для описания месяца на городском небосклоне: «А когда ночью светит месяц, // Когда светит… черт знает как!». В городе поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться и вылечить душу слиянием с природой: «Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад».

Так поэт решает проблему личности и ее связи с миром, проблему отношений человека с обществом и природой. В стихах Есенин создает собственную концепцию человека. Поэт наделяет человека растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами, но продолжает мечтать о гармонии в мире и душе человека.

Для раскрытия отношения поэта к природе, миру людей, историческим событиям служат также образы животных.

Творчество С.А.Есенина – Сергей Есенин

Имя
С.Есенина занимает совершенно особое место в русской литературе, в
художественной культуре, в русском сознании. В произведениях именно этого
великого художника слова наиболее глубоко раскрываются главные особенности и
сокровенные черты русского национального характера, таинственных стихий русской
души. Можно сказать, что Есенин – это сама Россия, явленная нам, выраженная,
воплощенная в художественном слове. В трагическую эпоху 20 века, с «кровавым
гуманизмом» и «сентиментальными палачами», в эпоху «кровавых костей в колесе»,
когда поэту «на плечи кидается век-волкодав», когда возникла реальная угроза
превращения всей России в «Мертвый Дом», Есенин стал восприниматься русским
народом «как символ национального единства русской культуры, символ духовной
целостности русской нации». Есенин объединяет русских людей звуком русской
песни, где сознание общей вины и общего братства сливаются в общую надежду на
освобождение.

Есенин
был не склонен подразделять свой творческий путь на какие – либо этапы. И
отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной
целостностью, ибо все в ней – о России. «Моя лирика жива одной большой любовью,
любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

В стихотворении
1914года «Гой ты, Русь моя родная…» Есенин утверждал: «Если крикнет рать
святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину
мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду
воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким
«Русь».

В
этом же стихотворении – «Русь Советская» – «о других юношах, поющих другие
песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать».

Кровная связь с землей, его
породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог
принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – изумительными
в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть
необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни.

В стихах Есенина
все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и
кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту
видится так:

  • Гой
    ты, Русь, моя родная,
  • Хаты
    – в ризах образа…
  • Не
    видать конца и края –
  • Только
    синь сосет глаза.

Он
– главный нерв первых сборников Есенина – «Радуница» и «Голубень». Показательны
уже сами названия обеих книг. Радуница – день поминовения умерших, обычно
первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая»,
«просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя –
постоянные эпитеты есенинской Руси:

  1. Опять
    передо мною голубое поле.
  2. Качают
    лужи солнца рдяный лик.
  3. ………………………………….
  4. Водою
    зыбкой стынет синь во взорах…

«Обаяние
и тайна есенинской Руси – в тихо лучащемся отсутствии». Ключевые образы – звон
и сон. Есенинская Россия – это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон
колоколов «на туманном берегу»:

  • Молочный
    дым качает ветром села,
  • Но
    ветра нет, есть только легкий звон.
  • И
    дремлет Русь в тоске своей веселой,
  • Вцепивши
    руки в желтый крутосклон,
  • или:
  • И
    хоть сгоняет твой туман
  • Поток
    ветров, крылато дующих,
  • Но
    вся ты – смирна и ливан
  • Волхвов,
    потайственно волхвующих.

Разумеется,
Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, – это лишь
поэтический миф, «красивая Гипотеза России». Примечателен и тот факт, что
есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с
«Россией-тайной», «светлой женой» – другая – «гугнивая матушка Русь», гулящая,
нищая и бесприютная:

  1. Сторона
    ль моя, сторонка,
  2. Горевая
    полоса.
  3. Только
    лес, да посолонка,
  4. Да
    заречная коса…
  5. В
    стихотворении «За темной прядью перелесиц …» лирический герой прямо
    отождествляет себя с поэтом:
  6. И
    ты, как я, в печальной требе,
  7. Забыв,
    кто друг тебе и враг,
  8. О
    розовом тоскуешь небе
  9. И
    голубиных облаках.

Это
очень показательные строки. Две России – «земная» и «небесная» – уживаются в
душе поэта, хотя его тоска – о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический
герой Есенина – «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина
потому и любима смертной любовью, что – оставленная. Мотив покинутого отчего дома
– ведущий в лирике Есенина.
Есенин стал не только «последним поэтом» Руси уходящей, той Руси, миф о которой
существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает
тяжелую эпоху умерщвления личности как живого».

Год 1920-й – переломный в творчестве Есенина. Его муза «сменила походку»; к
мотиву покинутого дома прибавился конфликт «Русь Советская» – «Русь уходящая». Поэзия
Есенина требует исторического подхода, и непременно в свете ленинской
постановки вопроса.

Между тем историки литературы и общественной мысли,
изучающие творчество Есенина, его стихотворения и поэмы посвященные
крестьянской России, не всегда учитывают конкретные обстоятельства политической
жизни страны, особенности крестьянской психологии, судят о «крестьянском
уклоне» в поэзии слишком отвлечено, не принимая во внимание тех сложных
социальных и нравственных проблем, которые неизбежно возникали после
гражданской войны и в период перехода к нэпу. Если объективно посмотреть на
поэзию Есенина, на его «деревенские» стихи, то не будет преувеличением сказать,
что крестьянский вопрос он решал с огромной ответственностью, вдумчиво и
заинтересованно. Через десять лет после знаменитого стихотворения «Русь»
создается своеобразная трилогия: «Возвращение на родину», «Русь Советская»,
«Русь бесприютная». В 1925году все эти стихотворения объединяются в программный
для автора сборник «Русь Советская». Творчество Есенина впитало в себя целую
«радугу» народного мироощущения: и твердое, незыблемое признание святости
земледельческого труда, и молодую «жениховскую» радость весеннего обновления
жизни, и врачующее душу чувство единения с родной природой. Но за любой чертой
близкого поэту сельского обихода, за каждым, не ему одному свойственным, переживанием
угадывалось тут еще и нечто большее. Великий сын своего Отечества, Есенин
обладал единственным в своем роде умением «собирать» в едином звуке Россию
земную и небесную, открывать словом ту потаенную связь, что определила на века
судьбу России, судьбу каждого из русских. Простая жизненная подробность,
непосредственная эмоция в то время, как правило, выступали у него проводниками
возвышенного и чистого созерцания.

"Лирика Есенина" – сочинение (9, 10, 11 класс)

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Есенин

Поэтические произведения Есенина представляют собой сочетание уникального таланта и огромной любви к своей стране, а также окружающей природе.

В основе лирических стихотворений поэта лежа народнопоэтические образы, окружающие Есенина с детских лет в виде песен, сказаний, поговорок, составляющих русский фольклор.

Главной темой лирических произведений поэта становится описание русской природы, изображенной с особенным любовным трепетом и теплотой. При этом поэт использует многочисленные средства художественной выразительности в форме ярких метафор, вводных сравнений, необычных эпитетов, удивительных олицетворений.

  Анализ стихотворения «На поле Куликовом» А.А.

Блока

Отличительной особенностью лирики Есенина является разнообразие используемых им в стихотворениях образов, в основе которых всегда находится природное начало, независимо от тематики произведения.

Созданные любовные произведения поэта, а также пейзажная лирика, взаимосвязанные между собой, подчеркиваются глобальной тематикой родной отчизны, а в более поздних стихотворениях – философскими авторскими размышлениями.

Для более острого восприятия лирическое поэзии Есенина автор использует не только средства выразительности, но и разнообразные оттенки цвета, запахов, звуков.

Также отличительной особенностью стихотворений поэта является его звуковая динамика, выраженная в мелодичности, голосистости и свежести поэтических строк.

Некоторые стихотворения поэта демонстрируют использование нетрадиционной лексики, однако это не придает поэтическому содержанию непристойные и отвратительный вид, а лишь только обнажает проблемные вопросы жизни.

  • Есенинские стихотворения характеризуются многогранностью и неповторимостью, представляя читательской аудитории возможность почувствовать различные оттенки авторского настроения в виде безудержного веселья, молчаливой грусти, легкой радости, воздушных ощущений счастья, но в любом случае каждое произведение поэта является живым, звонким, цепляющим и затрагивающим потаенные места в сердце человека.
  • Помимо любимой родной природы поэт не обходит стороной и политические события, происходящие в стране, демонстрируя в собственной лирике драматизм, болезненный поиск жизненного смысла и справедливости, а также искреннее стремление помочь своему народу в его тяжелой судьбе.
  • Литературное наследие Есенина насчитывает несколько сотен стихотворений и поэм, являющихся уникальным и неповторимым даром поэта человечеству.
  • Другие темы: ← Тема Родины в творчестве Есенина↑ ЕсенинБог, природа, человек в поэзии Есенина →
  • `

Особенности лирики Есенина

Сергей Александрович Есенин занимает особое место в русской литературе. Нет человека в России, который не знал бы строки «Белая береза под моим окном», «Гой ты, Русь, моя родная». Творчество Сергея Александровича проникнуто чувствами любви к Родине, природе, деревне и т. д. Певучие мотивы лирики, легкость рифмы делают стихотворения Есенина быстрыми для запоминания.

Особенность лирики Есенина в описании природы, Родины – отсылка к устному народному творчеству. Множество образов, жанров использовал поэт в произведениях. Например, в произведении

«Гой ты, Русь, моя родная» слышны мотивы русской народной песни. Почти вся деревенская лирика Есенина построена на основе бытовых песен, частушек и т. д. Часто описывал в своих стихотворениях разные обряды русского человека. Например, в стихотворении «Матушка в купальницу по лесу ходила» описан день на Ивана Купала.

Самой главной особенностью лирики Есенина является, конечно, обилие изобразительно-выразительных средств. Они создают особую лиричность, образность. Самый излюбленный поэтом прием – олицетворение природы. В стихотворении «Береза» заря лениво обходит природу. Читая стихотворение «Зеленая

прическа», мы понимаем, что Есенин описывает природу как юную девушку. Автор часто ассоциирует себя с природой. Например, в стихотворении «Заметался пожар голубой» Есенин говорит, что он, как запущенный сад.

Насыщенна лирика Есенина и необычными метафорами, эпитетами, сравнениями. Отдельное место в лирике занимают «цветные» эпитеты. Есенин любил описывать красочность природы: месяц голубой, береза белая.

Часто осенняя природа у поэта покрывается золотом: «листва золотая», «золотая роща». Удивительны метафоры в описании природы: «морда месяца», «дым половодья», «косы-ветви».

Сергей Александрович сравнивает Родину с любимой матерью, ассоциирует Русь с родным человеком.

Безусловно, ещё одной особенностью лирики Есенина является чувственное восприятие любви. Безрассудно, полностью отдавался поэт этому чувству.

Любовь всегда страстная, пылкая: «зацелую допьяна, изомну, как цвет». Женщина часто ассоциируется с природой: «на закат ты розовый похожа».

Только в сборнике «Москва кабацкая» Есенин обращается к женщине пренебрежительно, но в то же время и преклоняется перед ней.

Вся лирика Есенина представляет собой тонкое, чувственное восприятие мира. Стихотворения легкие, лиричные, но в них заключено множество приемов. Автор проповедует идеи доброты, любви, гуманизма.

  Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина

Мелодии родного края

Первые стихи Есенина написаны под детскими впечатлениями, основная их часть датируется 1910 годом. После того как поэт переехал в Москву, он испытывал влияние различных литературных веяний. Однако устойчиво и неизменно в его стихах звучали мотивы родного края, которые обретали более определенную форму поэтического выражения.

Он вырос среди глуши лесов, жил овеянный однообразным шумом сосен и берез, засыпал под тихий шепот трав. Детские годы он провел вдалеке от тенденций «нового времени», а в деревне не испытывал тяжелого бремени крестьянского труда. Его детство не было омрачено нуждами и лишениями, поэтому он просто учился, наблюдал за природой и деятельностью односельчан.

Есенин хорошо разбирался в бытовых вопросах и в психологии простых рабочих. От них он перенял глубокую любовь к Родине, природе и устным старинным преданиям.

Популярные сочинения

  • Анализ басни Обоз (с моралью) Крылов Одной из самых известных произведений И. А. Крылова является басня «Обоз», которая отражает людские пороки.
  • Три правды в произведении На дне Горького Произведение М.Горького «На дне» показывает действительность жизни многострадального народа и его внутренний мир в целом. В нем заключаются разные события, которые, в общем, формируют трагедию сочинения
  • Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ) Нелегко быть человеком мягкого темперамента, ведь каждый второй так и норовит задеть и сделать больно. таким и является главный персонаж произведения Шинель Акакий Акакиевич.

Краткая биография

Огромное влияние на раннюю лирику Есенина оказали впечатления детских и юношеских лет. Сергей Есинин родился в Константиновке, небольшом селе Рязанской губернии. С ранних лет его воспитывал дедушка. Он был зажиточным человеком и хорошо знал церковные книги. Сергею Есенину не довелось познать тяжелый крестьянский труд, но он был хорошо о нем наслышан.

Будущий поэт окончил четыре класса сельской школы, позже учился в церковно-учительской школе. В 1912 году подался в Москву к отцу, который на время служил у купца. В столице работает в типографии, присоединяется к литературно-музыкальному кружку Сурикова. В свободное время посещает лекции в народном университете Шанявского.

Первые его стихи появились в московских журналах в 1914-м. Его восторженно воспринимают в столичной литературной среде как посланца русской деревни и бескрайних полей. Именно с таким амплуа входит Есенин в среду русской литературы Серебряного века.

Мое отношение к творчеству С.А. Есенина

Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Он оставил нам большое стихотворное наследие. Его язык очень богат и интересен.

В своем творчестве Есенин затрагивал многие темы: любовь, Родина, русская природа, революция… Его перу принадлежат красивые, иногда авангардные, иногда романтические, иногда гневные и ироничные, но всегда близкие и понятные читателю стихи. Есенина называют «поэтом русской деревни».

Нельзя не заметить грустную любовь к родной стране, которая в мыслях поэта была свободной, зеленой, бескрайней поляной с душистыми цветами. Образ «русского парня» сложился у Есенина с самого начала творческого пути.

На свое первое публичное выступление в 1915 году друзья посоветовали ему надеть белую рубашку с серебряной вышивкой и взять с собой деревенскую гармошку… Из всего творчества поэта мне больше всего нравятся стихи Есенина о любви. Одним из лучших сборников его любовной лирики является знаменитый цикл «Персидские мотивы» (1924-1925).

В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан. Входящие в цикл стихотворения («Шаганэ ты моя, шаганэ…», «Руки милой – пара лебедей», «Ты сказала, что Саади…», «В Хороссане есть такие двери» и так далее) выражают чувства любви в разных его проявлениях.

Есенина интересует различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем». Женский образ «Персидских мотивов» собирательный.

Все героини цикла – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны и удивительны, так же, как и их родина. Загадочная страна Персия привлекает Есенина и необычностью нравов, и экзотичностью природы, и загадочностью женщин. Но, восхищаясь удивительной Персией, лирический герой не перестает тосковать по родине. Прекрасны также стихи Есенина о Родине.

Читая их, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу поэта. Он до последних дней оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение «Спит ковыль…». В нем Есенин как бы вопреки всему заклинает: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». За стихами Есенина встаёт его время, его эпоха.

Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но всё, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней, чем любовь к родной земле. Трепетно относясь к своей Родине, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать страшных изменений, происходящих в стране. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что без родной земли, без своих корней, человек не может жить.

Что говорят литературоведы?

Литературоведы, что детально рассматривали поэзию поэта, говорят о ранней лирике Есенина другими словами. Его творчество неоднородное и неравноценное.

В стихотворениях, особенно в первых, сталкиваются противоположные поэтические традиции и заметны неодинаковые социальные устремления поэта.

Он постоянно делал попытки подтянуть это противоречие к какому-то одному ряду стихотворений и выделить один единственный звонкий мотив. Подчас это стремление вызывало противоречивые настроения в лирике, которые ставили исследователей в тупик.

Если же проводить анализ ранней лирики Есенина в целом, то поэт удивительно правдоподобно раскрывает социально-психологический мир. Как и многие поэты его времени, он нередко сталкивался с влиянием случайных инородных веяний. И все же произведения Есенина базировались на постоянной составляющей: безудержном удальстве, безмятежной радости, кротости, унынии и грусти.

Технические характеристики

В ранних работах Есенина поэтический образ простой и прозаичный, без особой вычурности. В стихах еще не успела обрести силу метафора, однако заметны ее индивидуальные особенности. Сами лирические чувства неглубокие и лишены серьезных переживаний. Эмоциональность ранних произведений схожа с порывами ветра, теплым летним вечером.

Что касается выразительных средств, то поэт чаще всего использует эпитеты и несложные сравнения. Каждая строфа – это маленькая картинка, которая появилась в процессе личных наблюдений, а потом оформилась в желание передать чувства, которые ощущал сам поэт, наблюдая за чем-то. Все что поэт видел, он выражал самой простой, бытовой лексикой, практически никогда не употребляя сложных слов.

Вот такая она, ранняя лирика Есенина. Жизнь и творчество поэта неразрывно связаны. Неважно, что происходило в жизни Есенина, он обязательно писал об этом в своих стихотворениях. Наличие таланта и отсутствие политически-религиозной остроты в произведениях – вот что сделало его певцом благочестивой мужицкой Руси.

Ссылка на основную публикацию