Чиновники в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Образы чиновников в поэме «Мертвые души»: описание, характеристики добавить в закладки

На написание знаменитого произведения у автора ушло более семнадцати лет. В основе поэмы «Мертвые души» прослеживается хитрое переплетение двух проблем – бюрократического склада управления и крепостной системы. Отдельно Гоголь говорит о беззаконии, которое творится в стране с позволения блюстителей порядка, властей. Он подчеркивает, что чиновник, прокурор или полицеймейстер сами являются сеятелями произвола. 

Чиновничество в «Мертвых душах» характеризуется во всех главах. Писатель часто сравнивает помещиков с представителями власти. Автор постоянно подчеркивает, что Россия – прекрасная, огромная страна с большим потенциалом. Именно чиновничий состав он обвиняет в бедах, моральном и культурном упадке населения.

Главный герой – Павел Чичиков пребывает в отличных отношениях с представителями властей. Он – душа компании на светских вечеринках. Аферист умело втирается в доверие, завоевывает признание, используя обман, лесть. Писатель размещает чиновников на низшей ступени культурного, духовного, просветительского уровня. В их мире царит сплошной фарс, пафос, пошлость.

Чиновники в поэме Гоголя «Мёртвые души» Чиновники в поэме Гоголя «Мёртвые души»

Образы чиновников в поэме «Мертвые души»

При описании каждого героя Гоголь предпочитает давать полный обзор его жилища, быта, характера, отношения к людям. Среди высокопоставленных лиц в произведении часто встречаются:

  • Губернатор. Первое представление формируется в начале поэмы. Человек деликатный, доброй души, гостеприимный. По ходу сюжета раскрывается другая сторона героя – он думает исключительно про собственные блага, участвует во всех махинациях. Губернатора не заботит простой народ, крестьяне;
  • Прокурор. Поэма позиционирует прокурора как молчаливого, серьезного человека. К нему одобрительно относился даже Собакевич, который презирал всех чиновников. Основной порок персонажа – леность, тяга к праздной жизни. Обеспеченный мужчина постоянно приглашает в дом гостей, устраивает вечера, званые обеды. Его хобби – рукоделие. В одном из эпизодов Собакевич все же причислил прокурора к ворам;
  • Почтмейстер. Почтальон на современный лад по имени Иван Андреевич представлен полным, невысоким, недалеким мужчиной. Достоинством героя является хорошо поставленная речь. В поэме его прозвали Кувшинным рылом. Почтмейстер азартный человек, его постоянно тянет за игральный стол;
  • Председатель палаты. Рассудительный мужчина средних лет, имеет образование, умен. В общении с людьми проявляет любезность;
  • Полицмейстер. Несмотря на образованность, начитанность чиновника, он привык общаться прямо, открыто. Ему чужды намеки, притворство. Полицмейстера интересует тема заработка – он готов брать взятки, участвовать в любых аферах с целью обогащения.

Кувшинное рыло в «Мертвых душах» – характеристика

Гоголь воссоздает персонаж Кувшинного рыла бегло. Главный эпизод – процесс оформления купчей Чичиковым. Каждый мертвый крестьянин должен быть оформлен по закону. В этой сцене чиновник не преминул намекнуть на взятку. В приоритете для него – получение дохода, прибыль. Героя не интересуют чувства, просьбы других людей, если они не выгодны для него.

Основные характеристики персонажа:

  • Устрашающий внешний вид;
  • Герой отражает российскую бюрократию девятнадцатого века;
  • На протяжении тридцати пяти лет он непрерывно работает на своей должности;
  • Иван часто философствует, любит рассуждать;
  • Красноречие героя привлекает людей во время общения.

Персональный сайт – Чиновники

Тема бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония проходит через всё творчество Н. В. Гоголя. С несправедливостью и взяточничеством читатель встречается в повести «Вечера на хуторе близ Диканьки», в «Миргороде» и в комедии «Ревизор», где автор «решился собрать в одну кучу всё дурное в России».

         В поэме «Мёртвые души» эта тема переплетается с экономическим распадом барщинного хозяйства России 40-х годов ХIХ века, его нежизнеспособностью, моральным упадком и духовным разложением.

         Как и степные поместья, губернский город №№, куда приезжает Чичиков, объят глубоким сном. Павел Иванович нашёл, что он «никак не уступал другим губернским городам».

Дома, огороженные нескончаемыми деревянными заборами, покрашены безрадостной жёлтой краской; грязные и пыльные улицы, «смытые дождём вывески», чахлый сад, «который состоял из тоненьких дерев», – вот что увидел гоголевский герой.

         Но не пейзаж интересует Чичикова, а «отцы города» – чиновники, люди, получившие полную власть, прозябающие в праздности, тупости, умственном убожестве. Н. В.

Гоголь писал: «Идея города — возникшая  до высшей степени пустота. Пустословие.

Сплетни, перешедшие пределы, Как всё это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей».

         Давая характеристику чиновникам, автор поэмы не желает называть никаких имён. Одни у него «тоненькие», одетые по моде, но без гроша в кармане, другие – «толстые» , некрасивые, без наружного блеска. «…

волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», зато в «шкатулках» у них «благодать божия».Меткий эпитет сразу определяет статус этих героев в общественной среде города №№.

К «почётным чиновникам» направляет свои стопы Чичиков.

«Сильные мира» сего не страдают неприступностью и подозрительностью к новым для города лицам и безотказно сдаются на лесть. Павел Иванович « в разговорах с сими властителями очень искусно умел польстить каждому.

Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь как в рай…

Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчёт городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были ещё только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство».

         С горькой иронией говорит Н. В. Гоголь о городских сановниках, умевших сохранять внешнюю благопристойность и порядок, действующих тесной корпорацией, охраняющих выгоды и благополучие каждого её члена. Они «жили между собой в ладу», пишет автор «Мёртвых душ», «всё было очень семейственно».

         Возглавлял эту шайку мздоимцев губернатор, имевший орден Анны на шее и ожидавший дальнейших награждений, человек безличный и пустой, находит удовольствие в вышивании по тюлю.

«Чудотворец» полицмейстер «был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую» и взятки брал так ловко, «что получал вдвое больше доходов противу всех своих предшественников».

Чего только у него не было на столе: и белуга, и осётры, и сёмга, и икра паюсная — всё подношения обвешивающих и обманывающих покупателей купцов, глубоко верящих, « что Алексей Иванович «хоть оно и возьмёт, но зато уж никак тебя не выдаст».

Оказывается, полицмейстер «успел приобресть совершенную народность», прикрывая тёмные делишки «разбойников» и казнокрадов и предотвращая крестьянские бунты с помощью капитан-исправника, который «пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».

         В губернском городе №№ процветают продажность, взяточничество ( один Иван Антонович, «кувшиное рыло», чего стоит!), грабёж государства и населения.

Собакевич так характеризует Чичикову чиновников: «Я их всех знаю: это всё мошенники, весь город такой; мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». Ни одна просьба не рассматривается без взятки. Берут все: и начальники, и их подчинённые.

Это знает Павел Иванович, поэтому ( хотя председатель палаты и предупреждает его никому не давать ничего) ловко подсовывает деньги Ивану Антоновичу, которые тот «совершенно не заметил и накрыл тотчас… книгою».

         Жители города невежественны, бездуховны, считаются просвещёнными, если прочитали «Карамзина», «Московские ведомости» или, как почтмейстер, книги мистиков.

         Н. В. Гоголь едко высмеивает пустоту жизни губернского общества, вечную игру в карты, балы, вечеринки, где чиновники сытно и вкусно едят, заводят знакомства с «приятными» и «полезными» людьми, занимаются сплетнями и пересудами.

Их не интересуют служебные дела и нужды народа. За «моргуна»-прокурора, который дрожит от страха, боясь за своё беззаконие, и умирает от известия, что Чичиков скупил мёртвые души, «всё делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире».

         Автор издевается над «этикетом и множеством приличий самых тонких» дам. «Никогда не говорили они: я высморкалась, я вспотела, Я плюнула, а говорили: я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка».

Зло и беспощадно смеётся писатель над их презентабельностью, потугами следовать столичной моде, злословием и завистью: «Визитная карточка, будь она писана хоть на трефовой двойке или бубновом тузе, но вещь была очень священная».

Узнать первой новость, сплетню, разнести её по городу, подставить ножку своей лучшей приятельнице и при этом сделать сочувственный вид — на это дамы губернского города были большие мастерицы.

         Не отстают от них и мужья, проявляя друг к другу «совершенно бескорыстную подлость». «Дуэли, конечно, между ними не происходило, потому что все были гражданские чиновники, но зато один другому старался напакостить, где было можно, что, как известно, подчас бывает тяжелее всякой дуэли».

         Изображая губернское дворянское общество в его частной жизни и быту, писатель показывает пустоту, бессмысленность, узость и примитивность его интересов, уничтожает чиновников своим разящим смехом, видя в них врагов общественного прогресса, бездельников, губителей страны. А. И. Герцен писал: « Благодаря Гоголю мы, наконец, увидели их («дворянчиков») выходящими из своих дворцов и домов без масок, без прикрас, вечно пьяными и обжирающимися: рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных…».

Характеристика образов чиновников в поэме «Мёртвые души» Гоголя

На написание знаменитого произведения у автора ушло более семнадцати лет.

В основе поэмы «Мертвые души» прослеживается хитрое переплетение двух проблем – бюрократического склада управления и крепостной системы.

Отдельно Гоголь говорит о беззаконии, которое творится в стране с позволения блюстителей порядка, властей. Он подчеркивает, что чиновник, прокурор или полицеймейстер сами являются сеятелями произвола.

Читайте также:  Короткие стихи про маму: красивые небольшие, маленькие детские стихотворения о матери

Чиновничество в «Мертвых душах» характеризуется во всех главах. Писатель часто сравнивает помещиков с представителями власти. Автор постоянно подчеркивает, что Россия – прекрасная, огромная страна с большим потенциалом. Именно чиновничий состав он обвиняет в бедах, моральном и культурном упадке населения.

Главный герой – Павел Чичиков пребывает в отличных отношениях с представителями властей. Он – душа компании на светских вечеринках. Аферист умело втирается в доверие, завоевывает признание, используя обман, лесть. Писатель размещает чиновников на низшей ступени культурного, духовного, просветительского уровня. В их мире царит сплошной фарс, пафос, пошлость.

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах».

Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века.

Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы.

Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Чиновники в «Мёртвых душах»

В «Мёртвых душах» нет отдельно прописанных образов государственных служащих, но тем не менее быт и характеры показаны очень точно. Образы чиновников города Н появляются с первых страниц произведения.

Чичиков, решивший нанести визит каждому из сильных мира сего, постепенно знакомит читателя с губернатором, вице-губернатором, прокурором, председателем палаты, полицмейстером, почтмейстером и многими другими. Чичиков льстил всем, вследствие чего сумев расположить к себе каждого важного человека, и всё это показано как само собой разумеющееся.

В чиновничьем мире царила пышность, граничащая с пошлостью, неуместный пафос и фарс. Так, дом губернатора во время обычного обеда был освещён будто для бала, убранство слепило глаза, а дамы были одеты в свои лучшие платья.

Чиновники в уездном городе были двух типов: первые были тонкими и всюду увивались за дамами, стараясь очаровать их плохим французским и сальными комплиментами.

Чиновники второго типа, по словам автора, напоминали самого Чичикова: не толстые и не тонкие, с круглыми рябыми лицами и зализанными волосами, они косились по сторонам, стараясь найти для себя интересное или выгодное дело.

При этом каждый пытался друг другу напакостить, сделать какую-то подлость, обычно это происходило из-за дам, но стреляться по таким пустякам никто не собирался. Но на обедах они делали вид, будто ничего не происходит, обсуждали «Московские вести», собак, Карамзина, вкусные блюда и сплетничали о чиновниках других ведомств.

При характеристике прокурора Гоголь соединяет высокое и низкое: «был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю… » Заметьте, здесь ничего не сказано о том, за что этот человек получил награду — орден Святой Анны выдаётся «любящим правду, благочестие и верность», а также присуждается за военные заслуги. Но ведь ни о каких боях или особых эпизодах, где упоминалось бы о благочестии и верности, не упоминается вовсе. Главным становится то, что прокурор занимается рукоделием, а не своими должностными обязанностями. Собакевич о прокуроре отзывается нелестно: прокурор, дескать, человек праздный, поэтому сидит дома, а работает за него стряпчий, известный хапуга. Тут и говорить не о чем — какой порядок может быть, если человек, совершенно не разбирающийся в вопросе, пытается его решить, пока уполномоченное лицо вышивает по тюлю.

Похожий приём использован при описании почтмейстера, серьёзного и молчаливого человека, низенького, но остряка и философа. Только в этом случае различные качественные характеристики объединены в один ряд: «низенький», «но философ». То есть здесь рост становится аллегорией на умственные способности этого человека.

Реакция на переживания и реформы тоже показана весьма иронично: от новых назначений и количества бумаг государственные служащие худеют («И председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович… и тот похудел»), но были и те, кто мужественно держал себя в прежней форме. А совещания, по словам Гоголя, удавались только тогда, когда можно покутить или пообедать, но в этом, конечно же, не чиновники виноваты, а менталитет народа.

Гоголь в «Мёртвых душах» чиновников изображает только за обедами, игрой в вист или другие карточные игры. Только один раз читатель видит чиновников на рабочем месте, когда Чичиков приехал оформлять купчую на крестьян.

В ведомстве Павлу Ивановичу недвусмысленно намекают, что дела без взятки делаться не будут, а уж о скором решении вопроса без определённой суммы и говорить нечего.

Это подтверждает и полицмейстер, которому «стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», и у него появляются балыки и хорошие вина. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Тарас Бульба Гоголя 7 класс Жанровая направленность произведения представляется в виде исторической повести, изложенной в форме эпоса, характерной чертой которого является разнообразная много плановость действующих персонажей.
  • Любовь в рассказе Чистый понедельник Бунина сочинение В начале рассказа И.А. Бунин рисует любовную идиллию: пара молодых людей приятно проводит время вместе, наслаждается друг другом, посещает театры, рестораны и курсы. Они молоды и красивы, и часто ловят на себе восхищенные взгляды
  • Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события прошлого, обратился к эпохе правления Петра I
  • Природа в рассказе Кладовая Солнца Пришвина (тема, роль, описание) В сказке Прившина большое значение уделено матушке-природе, которая держит этот хрупкий мир. А ведь действительно, природа даёт жизнь всей нашей планете.
  • Описание каморки Герасима из рассказа Тургенева Муму (жилище, комнаты) Герасим жил один. Ему выделили маленькую каморку, к ней вверх вела лестница от кухни. Герасим не любил , когда к нему заходят в комнату. Он считал свою каморку – его личным пространство

Поэма «Мертвые души» — это настоящая галерея ярких литературных образов. Ниже представлены образы и характеристики чиновников из поэмы «Мертвые души» в таблице: краткое описание героев в цитатах.Смотрите: — Краткое содержание поэмы— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Чиновники в поэме «Мертвые души»: образы, характеристики, описание в таблице

Чиновники в поэме «Мертвые души» (описание в цитатах)
Губернатор
«…был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю…» «…Первый разбойник в мире!..» (Собакевич о нем)Читать подробнее>>
Вице-губернатор
«… с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники…» «…А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек?..» (Манилов о нем)«…Очень, очень достойный человек, – отвечал Чичиков…»«…Он да еще вице-губернатор – это Гога и Магога!…» (Собакевич говорит, что вице-губернатор и губернатор — разбойники)
Прокурор
«…прокурор с вечно неподвижною своей физиономией, густыми бровями и моргавшим глазом…» «…он наконец присоединился к толстым, где встретил […] прокурора с весьма черными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом […] человека, впрочем, серьезного и молчаливого…» «…Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья…» (Собакевич о прокуроре)Читать подробнее>>
Почтмейстер
«…К почтмейстеру, которого звали Иван Андреевич …» «…он наконец присоединился к толстым, где встретил […] почтмейстера, низенького человека, но остряка и философа…»«…он был остряк, цветист в словах и любил, как сам выражался, уснастить речь …»«…кое-кто неробкого десятка, которые не теряли присутствия духа […] Он один не изменялся в постоянно ровном характере…» Читать подробнее >>
Председатель палаты
«…у председателя палаты, у Ивана Григорьевича…»«… с […] председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: «ваше превосходительство», что очень им понравилось…»«…он наконец присоединился к толстым, где встретил […] председателя палаты, весьма рассудительного и любезного человека…» «…Председатель, который был премилый человек…»Читать подробнее >>
Полицеймейстер
«…Алексей Иванович…»«…служил в кампанию двенадцатого года и лично видел Наполеона…» «…Мошенник! – сказал Собакевич очень хладнокровно, – продаст, обманет, еще и пообедает с вами […] Все христопродавцы…» (Собакевич о полицеймейстере) «…он получал вдвое больше доходов противу всех своих предшественников, а между тем заслужил любовь всего города…» Читать подробнее >>
Инспектор врачебной управы
«…он явился даже засвидетельствовать почтение инспектору врачебной управы…»«…Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…» (Собакевич о нем)«…Инспектор врачебной управы вдруг побледнел; ему представилось бог знает что: не разумеются ли под словом «мертвые души» больные, умершие в значительном количестве в лазаретах и в других местах от повальной горячки, против которой не было взято надлежащих мер, и что Чичиков не есть ли подосланный …»
Городской глава
«…Потом был […] на закуске после обедни, данной городским главою, которая тоже стоила обеда…»«Ноздрев […] прочитал в записке городничего, что может случиться пожива, потому что на вечер ожидают какого-то новичка…» (городничий надеется поживиться)
Жандармский полковник
«…жандармский полковник говорил, что он ученый человек…» (полковник о Чичикове)
Управляющий казенными фабриками
«…потом был […] у начальника над казенными фабриками..»
Городской архитектор
«…он явился даже засвидетельствовать почтение […] городскому архитектору…»
Читайте также:  В чем смысл жизни по горькому?

Это были образы и характеристики чиновников города N в поэме «Мертвые души»: таблица с кратким описанием в цитатах.Смотрите: Все материалы по поэме «Мертвые души»

Чиновники в «Повести о капитане Копейкине»

Наиболее жестокой оказывается повесть о капитане Копейкине. Инвалид войны в поисках правды и помощи едет из российской глубинки в столицу, чтобы просить аудиенции у самого царя. Надежды Копейкина разбиваются о страшную реальность: пока города и сёла бедствуют и недополучают денег, столица шикует.

Встречу с царём и высокопоставленными лицами постоянно переносят. Совершенно отчаявшись капитан Копейкин пробирается в приёмную высокопоставленного чиновника, требуя, чтобы его вопрос немедленно поставили на рассмотрение, иначе он, Копейкин, из кабинета никуда не уйдёт.

Чиновник уверяет ветерана в том, что сейчас помощник отвезёт последнего к самому императору, и на секунду читатель верит в счастливый исход — радуется вместе с Копейкиным, едущим в бричке, надеется и верит в лучшее. Однако повесть заканчивается неутешительно: после этого случая Копейкина больше никто не встречал.

Этот эпизод на самом деле пугающий, ведь человеческая жизнь оказывается незначительной мелочью, от потери которой нисколько не пострадает вся система.

Когда афера Чичикова раскрылась, арестовывать Павла Ивановича не спешили, потому что никак не могли понять то ли он такой человек, которого нужно задержать, то ли такой, который сам всех задержит и виноватыми сделает.

Характеристикой чиновников в «Мёртвых душах» могут служить слова самого автора о том, что это такие люди, которые сидят себе спокойно в сторонке, накапливают капитальчик и устраивают свою жизнь за счёт других.

Мотовство, бюрократия, взяточничество, кумовство и подлость — вот что характеризовало людей, стоявших у власти в России XIX века.

Тест по произведению

Популярные сегодня темы

На чем основано чувство гордости? Вот, например, такое хорошее чувство как гордость за свою страну. Гордость это всегда сравнение, в котором выигрывает ваша сторона: город, дети, страна, что-то еще.

Десять лет Лонгрен прослужил матросом на Орионе. Когда у него умирает жена, ему приходится уйти со службы, чтобы воспитывать дочь Ассоль.

Принц – это маленький мальчик, он поселился на планете Земля. Помимо него на этой планете еще есть роза и больше никого. Несмотря на это принц не одинок, он очень любит и ценит свою единственную розу

Многие читатели убеждены, что поэма «Василий Теркин» тесно связана только со временем Великой отечественной войны.

Образ чиновников практически полностью описывает Собакевич, когда Чичиков приезжает к нему. Помещик называет губернатора и его приближенных Гогой и Магогой и далее характеризует всех как, коротко говоря, недостойных людей

Характеристика образов чиновников в поэме «Мёртвые души» Гоголя

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Чиновники в поэме Мертвые души

Чиновники в поэме Гоголя «Мертвые души» представляют из себя целый ряд различных образов.

В произведение описываются они как по отдельности, так и как целый коллектив. Образы чиновников показаны здесь, как сатира.

Например, вот один из них, губернатор, по описанию Гоголя, ни толст, ни тонок, и говорили даже, что он был представлен звезде. А представлен он к этой звезде не за заслуги перед Родиной. Автор иронизируя разоблачает все образы чиновников, так скажем высмеивает их.

Также, с иронией, Гоголь рассказывает и о почтмейстере — серьезном и молчаливом мужчине, описывает его, как низкого человека, но остряка. Низкий — он имеет ввиду рост. Еще почтмейстер очень любил играть в карты, и это одно из его самых любимых увлечений.

Из поэмы ясно, что чиновники не особо то и думают о делах государства. Они живут на широкую ногу, радуют себя вкусными обедами, развлекаются. Также Гоголь с сарказмом говорил об их умственных способностях, для него они были, как более ли менее просвещенные в своих делах.

  Основной смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина

Люди, которые властвовали, даже не думали о своем государстве и о людях, они только набивали свои карманы, обворовывали казну и простой народ.

Одним из главных персонажей в произведении был высокопоставленный чиновник по фамилии Чичиков. Павел Иванович был полноват, но приятной внешности. Этот персонаж неоднозначен.

Нельзя про него сказать, что он отрицательный герой поэмы. В нем есть ряд и положительны качеств. Он весьма аккуратен, опрятен, следит за своим здоровьем, также может сострадать человеку и подать милостыню.

Но тем не менее это лицемерный человек, он обманывает и берет взятки.

В своей поэме гоголь показывает чиновников, как лживых, корыстных людей, которые склоны к аферам, лишь бы с этого им была выгода. Они пустые люди, и их жажда набить свои карманы, одновременно и злит, и смешит. Их злоупотребление выглядит нелепо.

Чиновничество-это некое уродливо общество, и оно еще читается и основой, на котором оно держится.

В тот момент, пока губернатор и его общество считает Чичикова богачем, то и остальные чиновники относятся к нему соответственно.

И если губернатор дал добро, то и любой человек из чиновничества немедля оформит все необходимые документы товарищу Чичикову за определенную взятку, ведь рука чиновничья уже просто привыкла ее брать.

Также, в одном эпизоде появляется еще один чиновник по имени Иван Антонович, Гоголь назвал его даже не человеком, а винтиком механизма этой государственной машины, абсолютно бездушным.

Гоголь высмеивает это ничтожное общество, как они покрывают все махинации, чтобы не раскрылась правда, чтобы их не разоблачили. Это общество из одних бюрократов, которые полностью погружены в преступную деятельность.

Наверное, простому честному человеку не понятны и не приемлемы все грязные действия чиновников. Честный человек привык зарабатывать на все своим трудом, не погружаясь в эту грязь. Но, увы, среди чиновников таких людей нет и быть не может. Чиновникам нравится их «деятельность», их поведение. Ведь именно такое поведение помогает им набить свои карманы еще толще и сделать свои животы еще шире.

Сочинение Образы чиновников в «Мёртвых душах»

В произведении «Мёртвые души» нет конкретных примеров служителей государства, но в нём отражены быт и черты служителей. Образы чиновников конкретного города прослеживаются с начала повествования сюжета. Если Чичиков отправляется к конкретному чиновнику, поэтому он знакомит читателя с этой личностью.

Чичиков льстит людям, поэтому у него складываются с ними замечательные взаимоотношения, всё показано в обычном виде. В мире чиновников пышность граничит с роскошью, пошлостью, пафосом и фарсом. Жилище губернатора в обед был шикарно украшено, что ослепляло глаза людей, а представительницы прекрасного пола были одеты в замечательные наряды.

Чиновники в конкретном городе подразделялись на два типа: первые были тонкими и ходили за дамами, пытаясь заманить их плоскими ароматами. Служащие другого типа походили на самого Чичикова: плотного телосложения, с упитанными рябыми физиономиями и приглаженными волосами, они смотрели по сторонам, стараясь рассмотреть прибыльную работу.

Каждый мужчина старался доставить неприятности другому человеку. Порой такие события происходили из-за дам, но устраивать дуэли по этой причине никто не желал. При приёме пищи они не показывали эмоций, что всё события обыденны, рассматривали «Московские вести», собак, Карамзина, изысканные блюда, рассказы о служащих разных структур.

При обзоре прокурора автор объединяет разные черты: «был нормального телосложения, имел на шее Анну, рассказывали, что был удостоен высшей награды; он был добрый человек и занимался творчеством…».

Отмечаем, что ничего не сказано, что служитель закона получил достойную награду – орден Святой Анны, который дают за «любовь к правде и чистоте» и заслуги в конкретной должности.

Ведь о боях в эпизодах ничего не написано, где отмечали приличные качества.

В центре внимания отмечаем, что прокурор занимался творчеством, а не своей должностью. Собакевич плохо рассказывал о служителе закона, что он любит веселье, поэтому находится дома. Все обязанности за него выполняет стряпчий, который любит деньги. О порядке не приходится говорить, так как человек, компетентные в данном деле, занимает должность. Назначенное лицо занимается обычным рукоделием.

Искренне рекомендую использовать эту информацию для создания сочинения, чтобы понимать образы и характеры конкретных помещиков в произведении «Мёртвые души».

Актуальность образов

В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мёртвых душах».

Удивительно, с какой лёгкостью и непринуждённостью автор рисует отвратительные по сути портреты, да так мастерски, что ни на минуту не сомневаешься в подлинности каждого характера. На примере чиновников в поэме «Мёртвых души» были показаны наиболее актуальные проблемы Российской империи середины 19 века.

Кроме крепостного права, которое тормозило естественный прогресс, настоящей проблемой был обширный чиновничий аппарат, на содержание которого выделялись огромные суммы.

Люди, в руках которых была сосредоточена власть, работали только ради накопления собственных капиталов и улучшения своего благосостояния, обворовывая и казну, и простых людей. К теме разоблачения чиновников обращались многие писатели той поры: Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский.

Читайте также:  Возможно ли в жизни следовать только чувствам?

Что роднит чиновников с помещиками?

С помещиками роднят чиновников, как показывает Николай Васильевич, бездуховность, жажда наживы, привычка к паразитическому существованию. Таков, например, Иван Антонович, нарисованный беглыми штрихами. Он готов за взятку продать свою душу, если предположить, конечно, что она есть у него. И выглядит именно поэтому, несмотря на свое комическое прозвище, совсем не смешно, даже страшно.

Однако самое ужасное — это то, что подобные чиновники не исключение. Это типичные представители системы бюрократии в России. В их среде царит продажность и бюрократизм.

Несколько интересных сочинений

Вот и пришло долгожданное лето. Три месяца отдыха. Родители решили провести его не на даче, а вывести меня к морю. Чтобы я загорела и поправила своё здоровье. Так как я плохо переношу жар

Многие произведения Астафьева автобиографичные. Он писал книги для детей о событиях, произошедших с ним в деревне. Писатель обращал много внимания на взросление ребёнка, складывание его характера и формирования личности

Главные герои повести Гоголя «Невский проспект» — это два друга: Пирогов и Пискарёв. Автор показывает на их примере, как легко донести до читателя, что один герой не заслуживает сочувствия и сострадания

Я считаю, что противоречие, конечно, есть. И оно сохранилось даже в нашу эпоху, хотя и немного изменилось.

В сказке рассказывается о том, что в одном государстве царь начал думать о том, что его сыновьям пришло время жениться. Царевичей в произведении было трое и все они отправились на поиски невесты

Популярные сегодня темы

На чем основано чувство гордости? Вот, например, такое хорошее чувство как гордость за свою страну. Гордость это всегда сравнение, в котором выигрывает ваша сторона: город, дети, страна, что-то еще.

Десять лет Лонгрен прослужил матросом на Орионе. Когда у него умирает жена, ему приходится уйти со службы, чтобы воспитывать дочь Ассоль.

Принц – это маленький мальчик, он поселился на планете Земля. Помимо него на этой планете еще есть роза и больше никого. Несмотря на это принц не одинок, он очень любит и ценит свою единственную розу

Многие читатели убеждены, что поэма «Василий Теркин» тесно связана только со временем Великой отечественной войны.

Образ чиновников практически полностью описывает Собакевич, когда Чичиков приезжает к нему. Помещик называет губернатора и его приближенных Гогой и Магогой и далее характеризует всех как, коротко говоря, недостойных людей

Мертвые души

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” была написана по аналогии с “Божественной комедией” Данте Алигьери и должна была состоять из трех частей, как и творение великого итальянца, включавшее в себя “Ад”, “Чистилище” и “Рай”. В первом томе “Мертвых душ” Гоголь стремился обрисовать страшный лик русской действительности, воссоздать “ад” российской современной жизни.

О содержании двух последующих томов мы можем судить лишь по некоторым сохранившимся черновым вариантам глав, но, скорее всего, в них Гоголь хотел показать путь возрождения Руси и очищения душ героев.

О чем же конкретно написано в первом томе “Мертвых душ”? В “Божественной комедии” при входе в ад герой читает надпись: “Я у вожу к отверженным селеньям, Я увожу сквозь вековечный стон, Я увожу к погибшим поколеньям…” Именно об “отверженных селеньях” и “погибших поколеньях” — первый том “Мертвых душ”.

Но где же в поэме Гоголя мы встречаемся с ними? Чичиков, главный герой произведения, путешествует по России, скупая души умерших крестьян, и однажды попадает в уездный город NN. затерявшийся где-то между Москвой и Казанью. Он видит однообразные дома с мезонинами, глупые вывески на них, которые не удивляют его, потому что являются типичными для каждого города.

Чиновники, дамы и простые жители — это люди, живущие сплетнями, скандалами, не имеющие моральных принципов, собственного мнения и индивидуальности, люди, похожие на кукол, существа с мертвой душой и человеческой оболочкой. В городе Чичиков знакомится с помещиками и наносит каждому визит.

Сначала главный герой едет к Манилову, с трудом находит деревню, которая немногих может “заманить своим местоположением”: дом помещика стоит “на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть”, нигде между избами не видно “растущего деревца или какой-нибудь зелени”, сосновый лес в стороне темнеет “каким-то скучно-синеватым цветом”.

Вся эта картина вызывает чувство бесприютности, одиночества, отверженности и отрешенности от всего мира. Хозяин поместья представляет из себя человека “ни то ни се”, его глаза, “сладкие, как сахар”, ничего не выражают, и эта чересчур сладкая приятность создает ощущение неестественности. Но что же скрывается за ней? Пустота, бездушие, безразличие к миру и идеалам.

Пока Манилов разглагольствует о счастии дружбы, о достойных и образованных людях, об уединении и духовном наслаждении, его имение разрушается, хозяйство идет “как-то само собой”, крестьяне бездельничают, приказчик ворует. Безразличие Манилова к внешнему миру и действительности свидетельствует о совершенной мертвенности души.

После посещения Манилова Чичиков едет к Собакевичу, но по вине пьяного Селифана и грозы заезжает в какую-то глушь и попадает к Коробочке. Местоположение ее деревни так же неопределенно, как и местоположение деревни Манилова. Помещица, “женщина пожилых лет”, производит впечатление глупой, жадной и мелочной старухи.

Все в ее хозяйстве просчитано до пустяка, она заботится о том, чтобы не продешевить при продаже продуктов купцам, а ее тупость и ограниченность настолько велики, что Чичиков, человек терпеливый, выходит из себя и называет ее в уме крепколобой и дубинноголовой бабой. Коробочка думает лишь о прибыли или выгоде, по ее разговорам понятно, что она никогда не покидает своей деревни.

В ней незаметны проявления каких-либо человеческих чувств, ее жизнь не меняется и проходит в заботах о хозяйстве и деньгах — все это свидетельствует об отсутствии души или ее признаков в Коробочке. Помещица быстро надоедает Чичикову своими опасениями, как бы не прогадать. Он быстро собирается и уезжает.

По дороге к Собакевичу Чичиков заезжает в трактир, где встречает Ноздрёва, который приглашает его к себе в поместье. Хозяин водит главного героя по имению, показывает пустые стойла, на ходу сочиняя истории об их бывших обитателях, о пруде, “в котором водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку”, о поле, где “русаков такая гибель, что земли не видно”, и т. д.

Сам Ноздрёв создает впечатление разбитного малого, хвастливого и задорного лгуна, мошенника, человека, который “может наврать, прибавить, распустить черт знает что”. Женитьба его ничуть не меняет, тем более что жена скоро умирает, “оставивши двух ребятишек, которые решительно” ему не нужны. Он гораздо лучше относится к собакам, нежели к собственным детям.

Вся жизнь этого человека проходит в кутежах и веселье, энергия бьет ключом из него, но проявлений человеческих чувств и души не наблюдается. Наконец, с удовольствием и облегчением покинув Ноздрёва, Чичиков находит поместье Собакевича, к которому не может доехать уже третий день.

Деревня помещика кажется главному герою довольно большой, все в ней сделано “упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке и не рассчитано на перемены”. Чичикова на крыльце дома встречает хозяин, похожий “на средней величины медведя.

”, над отделкой лица которого “натура недолго мудрила, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза” и пустила на свет. Всем обликом герой напоминает нам лубочную игрушку, медведя-куклу. После Собакевича Чичиков едет к Плюшкину.

Главный герой внимательно осматривается и видит “особенную ветхость” во всем, не замечая ничего оживляющего в обстановке поместья и дома. Все указывает на разрушение и медленную смерть.

Хозяин поместья, человек, бывший некогда семьянином и бережливым помещиком, имевший дом, в котором “были открыты все окна”, и детей прекрасных “как розы”, теперь превратился в “прореху на человечестве”, в существо, живущее ради денег.

Описание Плюшкина гармонирует с представшей перед нами картиной его деревни: то же ощущение гнили, тления, безразличия, утраты человеческого облика (Чичиков принимает его, дворянина, за бабу-ключницу). Но все-таки в Плюшкине еще видны проблески души: глаза “еще не потухнули”, на лице иногда заметны проявления человеческих чувств, подобные “неожиданному появлению на поверхности вод утопающего”. Образ Плюшкина завершает портретную галерею помещиков, представляя последнюю ступень, на которую может опуститься человек в своем нравственном падении. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Чичиков олицетворяет собой всю Русь, ее душу, поэтому именно ему постоянно представляется возможность выбора между добром и злом, живой душой и мертвой. “Мертвые души” — это книга о заблудившейся и обретающей свой истинный путь национальной душе. Автор видит себя в роли ее проводника на этом пути к возрождению. Дорога бесконечно трудна, но она существует. Показать это, заставить людей поверить в нее и стремится Гоголь: “Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, как не показав всю глубину его настоящей мерзости”, — именно поэтому автор описывает в первом томе поэмы “потерянные селенья” и “погибшие поколенья”.

Ссылка на основную публикацию