Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Орест Кипренский известный художник портретист. За свою жизнь он нарисовал десятки картин и занимает особое положение в разделе романтики. Одним из его работ по портретам можно отметить юного мальчика лет 12. Этот мальчик А. Челищев, в будущем тоже будет известен, как декабрист, герой войны в 1812 году.

Картина была предоставлена к осмотру и стала проводником в другой мир, предвестник движения романтизма. В настоящее время все кисти и портреты можно посмотреть в Третьяковской галерее. В коллекцию картин Ореста, входят много известных людей таких, как А.С.Пушкин, В. А. Жуковский, О. А. Рюмина и другие личности.

Кипренский первый, кто рискнул нарисовать портрет молодого человека. До этого старались не рисовать детей. Из соображений и предрассудков о том, что образ переданный на полотне, вскоре умрет. Художник долго искал позера и остановился на Челищев. Тот как раз готовился поступать в кадетское училище.

После того, как портрет был готов, художник подыскивал другой образ. Таким послужил образ девочки, примерно такого же возраста. Картина называется девочка с красным венком на голове.

Художник старался передать на портрете, не только образ позера, но и его душевное состояние. На холсте превосходят игры цветовой гаммы. Можно заметить на лице легкий румянец, блеск губ и выразительные черные глаза. Также портретист уделил внимание прическе мальчика.

Волосы кажутся немного растрёпанными и лежат беспорядком. Взгляд юноши устремлен вдаль от зрителя. Сам мальчик изображен вполоборота, выдвинув левое плечо вперед. Вероятно портрет писался в холодное время года, так как мальчик одет в белую рубашку.

Это видно по отвороту на шее, вышедшая из-под красного, теплого свитера. Поверх этой одежды надет темно синего пиджак. Тонко подмечен и то, что на одежде имеются пару пуговиц.

Для того времени, когда писался холст, одежда была самая обыкновенная и не привлекала никакого внимания к себе.

Все цвета расположены с прямым вхождением, точностью, нет ничего лишнего, чтобы отвлечь внимание зрителя. Фоновое изображение имеет черный и коричневый цвета.

О чем же может рассказать нам образ мальчика? Наверное о том, что Александр хорошо воспитан. Об этом говорит его прямая осанка, строго приподнятая голова и умный, задумчивый взгляд.

Тогда наверно юнец думал о том, что детство подходит к концу и в скором времени ему придется стать взрослым мужчиной.

Мог ли тогда предположить, какая жизнь предначертана ему, и какие испытания приготовила судьба.

Описание картины

Каждый, кто хоть немного разбирается в живописи, сразу узнает неповторимый стиль художника 19 века Ореста Адамовича Кипренского, особый колорит его работ. Художественный стиль мастера – это сочетание русской школы и черт Итальянского Возрождения, которым серьезно увлекался автор.

Лица людей с портретов мастера всегда одухотворены, обладают притягательностью и красотой. Кипренскому нравилось изображать выдающихся личностей из числа современников – Пушкина, Жуковского, Давыдова. Есть среди его работ и замечательные детские портреты.

Автор стремился передать характер своих персонажей, раскрыть детскую индивидуальность.

На сегодняшний день портрет мальчика Челищева, написанный в 1809 году, является ярким примером изображения подростка в академической русской школе живописи. На портрете мы видим двенадцатилетнего мальчика. Прежде всего, привлекает внимание его лицо. На контрасте с темным фоном картины, оно кажется еще более светлым и свежим.

Крупные карие глаза и красиво очерченные брови придают взгляду глубину и сосредоточенность. Хочется угадать, о чем сейчас его мысли. Может быть, о будущей учебе в пажеском корпусе, а, может, он вспоминает сюжет недавно прочитанной книги. Художнику удалось запечатлеть момент, когда Челищев на мгновение остановился и задумался.

Обращает на себя внимание темно-синий сюртук мальчика. Он выполнен по дворянской моде начала 19 века. В то время детям из благородного сословия шили одежду под заказ, детские наряды во всем повторяли взрослые по форме и используемым тканям.

Сразу можно представить его родителей: отца – благородного офицера и мать – прекрасную даму с веером в руках, например. Ярко-красный жилет со вкусом подобран к костюму, добавляя к образу Челищева нотку щегольства.

Возможно, таким образом, художник хотел показать контраст между внешней показной взрослостью и детской мечтательностью, эмоциональностью и непосредственностью. Именно это создает особое впечатление, вызывает симпатию к герою.

Определенно симпатизирует ему и сам художник, изобразивший его с таким мастерством. Мальчик не знает, что ждет его в будущем, художник запечатлел его в моменте здесь и сейчас.

В целом, образ мальчика можно назвать романтическим. Об это свидетельствует загадочный взгляд, устремленный в даль, слегка вьющиеся уложенные волосы, пухлые губы, на которых застыла не то досада, не то нечаянная грусть.

Автор сознательно пишет фигуру ребенка на темном фоне, тем самым выдвигая ее на первый план, ближе к зрителю и оживляя портрет. Кипренский считается непревзойденным мастером именно романтического портрета.

Чертами романтизма наделены все герои его картин.

Портрет мальчика Челищева – это картина с продолжением… Мы знаем некоторые факты о судьбе изображенного героя. Прошли годы, мальчик вырос. Во взрослой жизни он стал участником войны 1812 года с Наполеоном, а двумя десятилетиями позднее вошел в состав Северного общества и был участником восстания декабристов.

 Я думаю, что мальчика Челищева можно назвать героем своего времени, то есть ярким представителем эпохи первой половины 19 века, когда дворянство было передовым сословием, стремившимся к переменам в жизни российского государства. Благодаря таким картинам мы получаем представление о людях прошлых столетий. Выразительным, наполненным смысла взглядом смотрят они на нас с этих полотен.

8 класс, кратко

Другие:

← Портрет А.С. Пушкина↑ По картинамМина Моисеев →

Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева» Портрет мальчика Челищева

Сейчас читают:

  • Мёртвые живые души по поэме Мертвые души сочинение
    Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.
  • Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова сочинение
    Александр Сергеевич Грибоедов выступил своего рода пророком, когда создал свое бессмертное творение «Горе от ума», которое определило ценности в обществе после военной кампании 1812 года. По этой самой причине русское высшее общество, можно сказать,
  • Сочинение Детство 9 класс ОГЭ рассуждение
    Это самое беззаботное время, когда за тебя всё решают родители. Ходить или нет в детский садик, или пусть бабушка с дедушкой нянчат. А они любят тебя больше, чем своих детей, и всё тебе разрешают делать и покрывают твои шалости. Лучшее время,
  • Сочинение Душа человека рассуждение
    У каждого из нас, очень часто возникает достаточно интересный вопрос, который не дает нам покоя: что такое человеческая душа, и существует ли она вообще? Ответов на этот счет множество, и найти, что-то одно
  • История души человеческой в романе Герой нашего времени сочинение
    В романе “Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов представил образ Григория Александровича Печорина, к которому можно относиться по-разному: с сожалением – в связи с потерей героем ориентира в жизни, с осуждением – так как он принес
  • Сочинение Ангарск – мой город
    Ангарск – мой городЯ родилась не в Ангарске, а в Иркутске, но мы с семьёй живем здесь уже пять лет. Здесь я хожу в школу, здесь мой любимый молодежный клуб, друзья. Я могу уверенно сказать, что Ангарск – мой город,

Сочинение по картине «Портрет мальчика Челищева»

Орест Адамович Кипренский — гениальный новатор-портретист и один из основоположников русского романтизма, написал «Портрет мальчика Челищева» в 1809 году. Полотно стало в некотором роде прорывом в изобразительном искусстве того времени, так как до Кипренского живописцы не принимались за работу над детскими портретами.

Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Изящные крылья точеного носа и здоровая белизна кожи говорят о благородном происхождении мальчишки.

Пока его сверстники вовсю играют и развлекаются, юный Александр Челищев серьезно размышляет о будущей карьере и своей роли в жизни стремительно меняющегося общества.

Спустя каких-то промелькнувших три года, этому парнишке с будто удивленно приподнятыми, тонкими бровями, придется стать героем множества сражений.

Темные, курчавые, аккуратно причесанные волосы красиво обрамляют еще по-детски мягкий и круглый овал личика, заметно, что мальчик только в самом начале своего превращения в сильного мужчину, однако взгляд его уже полон смелости, ума, мужества и отваги, которыми мог похвастаться далеко не каждый взрослый человек его времени.

Мальчик Челищев написан Орестом Адамовичем Кипренским с теплым и светлым чувством, каждый волосок выписан удивительно четкими и изящными мазками. Кажется, что вместо масляного портрета перед зрителем представлен особо удачный, будто оживающий фотоснимок красивого подростка.

Кажется, что этот не по годам взрослый мальчик вот-вот повернется, взмахнет длинными черными ресницами, вздохнет неожиданно глубоко и расскажет только начавшим ломаться, еще по-детски звенящим голосом нечто бесконечно важное, то, что многие взрослые в силу разных обстоятельств, быть может, давно уже позабыли.

Темный породистый кафтан с высоким воротничком-стойкой и снежно-белый, накрахмаленный воротничок свежей рубашки тоже придают обаятельному, видному мальчишке изрядной солидности и пару-тройку лет к его двенадцати годам.

«Портрет мальчика Челищева» кисти Ореста Адамовича Кипренского — это еще одно художественное напоминание о пытливости, чистоте, силе и нестандартности мышления детского ума, воплощение открытости и наивности, которые, как это часто бывает, бесследно исчезает с годами.

Сочинение-описание картины «Портрет А. А. Челищева» («Портрет мальчика Челищева»), Кипренский (2 варианта – кратко и подробно)

Главная>Сочинения по картинам

«Портрет А. А. Челищева» («Портрет мальчика Челищева»), Кипренский

Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Год написания: 1808-1809Размер: 48 × 38 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Быстрый переход:

Вариант 1 – Кратко

Вариант 2 – Подробно

Вариант 1 – Кратко

10 предложений/ 102 слова

«Портрет А. А. Челищева» стал первым в русской истории произведением, реалистично изобразившим ребёнка со всей присущей тому живостью и чистотой. Принадлежит работа кисти Ореста Кипренского.

На картине мы видим двенадцатилетнего Александра Кипренского. Это красивый темноволосый юноша с выразительными карими глазами и ещё по-детски округлым овалом лица. Он внимательно и спокойно взирает с портрета на зрителя.

Пухлые алые губы героя в сочетании с таким же оттенком жилета мальчика создают единственный яркий акцент на картине. Накрахмаленный белый воротничок рубашки гармонирует с нежным цветом кожи ребёнка. Синий сюртук юноши практически сливается с тёмным фоном картины. По традициям того времени портрет вписан в аккуратную овальную рамку.

Вариант 2 – Подробно

17 предложений/ 223 слова

«Портрет А. А. Челищева» кисти Ореста Кипренского стал первым в истории русской живописи произведением, реалистично изобразившим ребёнка, не уподобляя его образ образу взрослых. На картине изображён двенадцатилетний Александр Челищев — сын генерал-лейтенанта, в будущем штабс-капитан и участник Отечественной войны 1812 года.

Художник запечатлел юношу в преддверии его отъезда из отчего дома в Москве. Вскоре Александр должен отправиться обучаться военному делу в Петербург. Там герой наверняка познает тягости самостоятельной взрослой жизни, но пока всё это совершенно не беспокоит его. Оттого взгляд больших тёмных глаз ребёнка невинен, беззаботен и прекрасен.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «Белые ночи» (Ф. М. Достоевский)

Александр имеет ещё по-детски округлый овал лица, губы героя пухлы и сочны, а на его щеках горит свежий румянец юности. Лицо мальчика обрамляют густые тёмные волосы, красивыми завитками ниспадающие на скулы и лоб. Брови кажутся немного приподнятыми, что делает выражение лица ребёнка несколько удивлённым.

Сейчас Александр спокоен. Он просто и радушно смотрит прямо на художника. Тем не менее легко представить себе, как, устав позировать, этот мальчик может сорваться и весело убежать играть во двор.

Герой одет в нарядный тёмно-синий сюртук, под которым заметен красный жилет, создающий яркий акцент на картине и гармонирующий по цвету с оттенком губ ребёнка. Испод жилета выглядывает накрахмаленный воротничок белоснежной рубашки.

В соответствии с канонами того времени, портрет Александра Челищева вписан в аккуратный ровный овал. Фон картины тёмный, без каких-либо деталей, поэтому ничто не отвлекает внимание зрителя от выразительного детского лица.

см. также:Все сочинения-описания картин

Краткая биография Ореста Кипренского

Описание картины Ореста Кипренского "Портрет Челищева": фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Сочинение по картине О.А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»Картина Ореста Кипренского “Портрет Челищева”, opisanie-kartin.com

В Третьяковской галерее среди множества известных экспонатов можно встретить работы Ореста Кипренский. Одна из них — «Портрет мальчика Челищева». Это изображение мальчика примерно двенадцатилетнего возраста с розовыми щечками и непослушными черными локонами.

Художник довольно точно сумел передать возраст мальчика, акцентировав внимание на детскую припухлость и округлый овал лица. С картины на зрителя задумчиво смотрит маленький ребенок, своим детским непосредственным взглядом завораживая и привлекая внимание зрителя.

Во взгляде и позе ребенка можно уловить детское нетерпение и желание сорваться с места и бежать играть со своими сверстниками. На припухлых губах ребенка вот-вот появится озорная улыбка, которую мальчик сдерживает из всех сил.

Он одет в строгий бархатный плащ, под которым скрывается белая рубашка и красная жилетка, застегнутая на две пуговицы. Скорее всего это ученик, одетый в строгую форму одного из учебных заведений того времени.

Художник постарался не акцентировать внимание на одежде, сделал ее более темной, выделив яркий акцент на лице ребенка. Взгляд мальчика как бы направлен в будущее, он еще мал, но уже потихоньку начинает задумываться о том, что ждет его впереди.

Его внутренний мир открывается глубиной глаз, которые автор постарался выделить как можно более глубокими красками и сконцентрировать тем самым внимание зрителя. Поза, в которой сидит ребенок, поворот его головы, говорит о хорошем воспитании. Художник полностью акцентировал внимание на лице ребенка, упростив или убрав ненужные детали одежды.

Мальчику, портрет которого рисовал Кипренский было уготовано великое будущее — после обучения в Пажеском корпусе, Челищев станет участником войны 1812 года и войдет в Северное общество, в будущем организовавшее восстание декабристов.

Все это будет позднее, но сейчас мы видим маленького мальчика, который впервые задумался над своим будущим. На картине художнику удалось запечатлеть момент взросления, превращения маленького непоседливого мальчишки во взрослеющего юношу.

Сочинение по картине Кипренского «Портрет мальчика Челищева. «Портрет мальчика Челищева», Орест Адамович Кипренский

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Кипренский

Орест Кипренский за свой жизненный путь заслуженно стал знаменитым художником, широкую известность ему принесли его чудесные портреты. Его работы быстро заняли достойное место в области романтизма, вклад Кипренского в развитие этого направления как художника был очень высок. Одним из шедевров стала работа «Портрет мальчика Челищева».

Автор на своей картине изображает мальчишку лет одиннадцати.

Фон картины затемнен, такой метод даёт возможность художнику более выразительно продемонстрировать лицо героя, чтобы задний план не отвлекал зрительское внимание.

Подобный прием присутствует во многих картинах данного автора. Взгляд мальчика автор изображает при помощи выразительных глаз, которые широко раскрыты. Судя по взгляду ребенок о чем-то думает.

Губы мальчика надуты, выделены автором красным оттенком. Чуть розоватое лицо, пряди темных волос закрывают половину лба и щеки. Прическа в целом соответствует той эпохе.

По выражению лица мальчика видно, что он хочет казаться взрослее своих лет, но детские черты слишком выделены автором. Взрослый взгляд и надутые детские губы. Брови дугой показывают, что ребёнок удивлён.

Можно подумать, что он уже в столь раннем возрасте задумывается о будущем, которое его ждет и старается понять законы бытия.

Не взирая на то, что запечатленный ребенок еще слишком мал, в нем уже заметны черты взрослого. Автор мастерски показал с помощью портрета ту линию перехода, когда ребенок из детства переходит в юность.

Для мальчика ещё важны игры и баловство, но несмотря на это он уже начинает задумываться о взрослых вещах. Картина выполнена на контрасте, автором очень точно подобрана гамма цвета, оттенки темного разбавлены яркими штрихами.

Например, темные волосы и светлое лицо, темный костюм и яркий свитер задают эмоциональный тон портрету.

В данном портрете нельзя найти ни единого лишнего мазка, который бы отвлекал зрительское внимание от портрета. Одеяние мальчика слишком простое, это сделано для того, чтобы зритель мог сконцентрировать свое внимание на взгляде ребенка.

Как говорится, глаза — это зеркало души. Художник мастерски передает состояние души, пока еще юного героя.

Популярные сочинения

  • Сочинение про Урожай Начало осени, запоминающийся момент. Такие события долго остаются в памяти, недаром создано много картин, стихотворных произведений. Здесь переполняет радостью наш взгляд лесные дары: яркой рябины
  • Сочинение от 1 лица по картине Мороз и солнце Цыплакова (от первого лица) На дворе стоит середина зимы. Сегодня день выдался очень морозный и солнечный, и я оделся как можно теплее, ведь мне предстоит ехать по такому морозу в открытой повозке. Я одел теплый тулуп, шапку и валенки
  • История создания произведения Тихий Дон Шолохова Огромный роман о жизни простого народа и входе в его жизнь революции был задуман автором еще задолго до его написания. В то время, как автор работал над донскими рассказами, у него начало появляться желание написать

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского

На портрете известного художника Ореста Адамовича Кипренского изображен двенадцатилетний мальчик — Александр Челищев, будущий кадет Пажеского корпуса, позже – герой войны 1812 года и декабрист.

На темном фоне портрета, который скрывает практически всю фигуру мальчика, особенно четко выделяется его лицо. Лицо не совсем уже мальчика, но еще и не парня, скорее юноши или, как говорили во времена его жизни, отрока.

Во всем его образе сквозит противоречие – небрежный вихор темных волос на макушке, растрепанная челка, как бы намекают, что на портрете ребенок, которому в принципе не важна внешность. В то же время волосы на висках, аккуратно уложенные в завитки и ниспадающие на лицо юноши, показывают, что интерес к собственной внешности уже пробуждается.

При первом взгляде на картину особое внимание сразу привлекают глаза отрока – огромные, карие, глубокие, которые смотрят прямо в душу. Полукруглые достаточно тонкие брови, придают лицу мальчика немного удивленный, пытливый вид. Во взгляде юноши, в разлете его бровей сквозит детская чистота наивность, но в то же время в глазах читается мудрость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Губы мальчика по-юношески пухлые, с небольшой ямкой под нижней губой и пока еще без проявления легкого пушка над верхней. У Александра пока еще по-детски пухлые щечки и овал лица.

Бледный цвет лица с еле заметным румянцем говорит об аристократическом происхождении мальчика. Это же подтверждается взглядом, наполненным достоинством, осанкой ребенка – ровная спина, расправленные плечи, посадка головы. Прямо-таки военная выправка.

Одет юноша по моде того времени – белая рубашка с высоким расстегнутым воротом, красный двубортный жилет с пуговицами, темный, практически черный сюртук с высоким воротником-стойкой и лацканами с пуговицами.

Одежда тоже говорит о том, что мальчик уже практически вступил во взрослую жизнь – это не матроска с короткими штанишками, которые были популярны у мальчиков того времени, а вполне себе взрослый гардероб.

Красная и белая краска, используемая при написании одежды, помогает немного разбавить темный фон портрета, сделать его менее мрачным.

Орест Адамович Кипренский (1782-1836)

В биографии О. Кипренского в большой степени перепутаны правда и вымысел, сдобренные доброй долей клеветы. Поэтому некоторые моменты его жизни не до конца ясны.

Однако известно, что мать его была крепостной помещика А.С. Дьяконова и, предположительно, именно он был отцом ребёнка.

Через год после рождения сына её выдали замуж за дворового человека Адама Швальбе, который усыновил мальчика.

Орест Кипренский. Портрет А.К. Швальбе (1804). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) А.К. Швальбе (1742-1807) был крепостным помещика А.С. Дьяконова. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В их семье было ещё пятеро детей. После смерти А.С. Дьяконова в 1800 г. Швальбе получил вольную. Портрет А.К.

Швальбе – одна из ранних и лучших работ Кипренского. Считается, что он написан в рембрандтовском стиле – сочными густыми мазками, с резкой игрой света и тени. Мы видим суровое лицо умудрённого жизнью человека. Автор не расставался с этим портретом и даже возил его с собой за границу. Имя Орест дал ему помещик Дьяконов, фамилия Кипренский – вымышленная.

Возможно, по имени греческой богини любви Киприды (Афродиты). Заметив у маленького Ореста способности к рисованию, Дьяконов дал мальчику вольную и определил его в Воспитательное училище при Академии художеств. Затем Кипренский окончил Академии художеств в 1803 г. по классу исторической живописи.

Юный художник был учеником известного русского живописца и портретиста Г.И. Угрюмова.

В москве

В 1809 г. Кипренский приехал в Москву, познакомился с некоторыми известными людьми, писал много портретов. Именно здесь у него начинает вырабатываться свой стиль: индивидуальность конкретной личности передана в духе своей эпохи.

Орест Кипренский. Портрет мальчика А.А. Челищева (1809). Дерево, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Портрет написан яркими красками. В лице мальчика сочетаются непосредственность ребёнка и серьёзность взрослого.

И это говорит о проницательности художника: в 15 лет А.А. Челищев уже участвовал в Отечественной войне 1812 г. и в рядах русской армии дошёл до Парижа.

Особенно ярко обобщенный образ героя своего времени выражен в облике гусара Давыдова (1809).

Орест Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809). Холст, масло. 162 x 116 cм. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Давыдов изображён на большом холсте почти в рост. Это парадный портрет. Умное отважное лицо.

Воин и одновременно мечтатель, романтик. Портрет написан во время наполеоновских войн, ещё не дошедших до России. Давыдов стоит в небрежной картинной позе, но его образ полон мужественной грации.

Читайте также:  Краткий анализ рассказа Шукшина «Срезал»

Главное внимание в портрете уделено лицу, общий колорит картины создаёт приподнятое настроение.

Сайт La-Fa.ru

Выдающийся русский живописец и график О. А. Кипренский окончил Петербургскую Академию художеств по классу исторической живописи, но портрет с самого начала становится ведущим в его творчестве. В 1816—1822 гг. Кипренский работал в Италии. Вернувшись на родину, он через 6 лет — в 1828 г. снова и навсегда уезжает в Италию.

Кипренский — первый представитель романтизма в русской живописи. Великая французская революция, наполеоновские войны в Европе, Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, оказавшие огромное влияние на развитие искусства. В этих условиях сформировался особый строй чувств и представлений.

Мир казался неустойчивым и неустроенным, таящим в себе постоянную угрозу неожиданных метаморфоз.

О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва.

О. А. Кипренский первым из русских художников находит этому мироощущению соответствующую форму. Прежде всего эта форма столь же изменчива, как и тот мир, к которому обращено искусство художника. Написанные почти одновременно портреты мальчика А. А. Челищева (ок. 1809, ГТГ), Е. П. Ростопчиной (1809, ГТГ), Е. В.

Давыдова (1809, ГРМ) демонстрируют изумительную способность к видоизменению в каждом данном случае живописной манеры, композиционных, колористических, световых эффектов и всего эмоционального строя портрета.

Но постоянным остается одно — герои ранних портретов Кипренского как бы пребывают в настороженном, чутко-внимательном ожидании каких-то неведомых собы тий. Живопись отличается незнакомой искусству XVIII в. артистической свободой, любовью к контрастам освещения и цвета.

Не случайно пристрастие Кипренского к детским и юношеским образам — в них та открытость навстречу «всем впечатлениям бытия», та незавершенность внутреннего мира, которая наиболее родственна романтическому мироощущению. Кипренский — подлинный создатель русского карандашного портрета.

Графический стиль художника отмечен изумительной непринужденностью, быстротой, бархатистой воздушностью штриха при поразительной точности и ясности формы и красоте силуэта (портреты Н. В. Кочубеи генерала Е И Чаплица оба — 1813).

Безусловный шедевр и последняя крупная удача художника — портрет А. С. Пушкина (1827 ГТГ).

Лицо, озаренное вдохновением внезапной мысли, отмечено печатью глубокой сосредоточенности, в горькой складке губ сквозит затаенная скорбь в замкнутости позы — какая-то воинственная настороженность.

Эмоциональный строй портрета отличается сдержанной благородной строгостью исполнение — мудрой простотой экономностью художественных средств.

Создатель обширнейшей портретной галереи Кипренский доносит до нас не только внешний облик человека, но и возвышенный благородный строи его мыслей и чувств воссоздает историю надежд и разочаровании современников того исключительного по своему историческому и культурному значению периода, который именуется пушкинской эпохой.

Важное место в творчестве Кипренского занимает автопортрет. Незнакомый предшествующему искусству XVIII века повышенный интерес к автопортретным изображениям у Кипренского отражает свойственное романтической эпохе представление о духовной независимости творческой личности наделенной даром обостренной восприимчивости и сострадания к чужим судьбам.

Близкий к передовым кругам русской интеллигенции Кипренский, уехав в Италию лишился той живительной умственной среды, которая питала его творчество в России.

Это сказалось в его искусстве утратой естественной непринужденности и свободы выражения, составлявших обаяние лучших его произведений.

В Италии живопись Кипренского, сохраняя высокий уровень мастерства, приобретает специфический «музейный» оттенок, холодноватую изощренность (портрет Е. С. Авдулиной, ок. 1822, ГРМ).

>

Отъезд в Италию. Франция

Только в 1816 г. Кипренский смог воспользоваться своим пенсионерским правом – уехать в Италию. Но здесь его оклеветали: обвинили в связи с итальянскими карбонариями и в убийстве своей натурщицы. Зачем это было сделано – нам уже не узнать.

Возможно, зависть к его творческому успеху. Возможно, реакция на его независимый характер. В Италии ему позировала 10-летняя девочка Мариучча, к которой он сильно привязался и проявлял о ней заботу. Уезжая из Италии, О.

Кипренский устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.

Орест Кипренский «Девочка в маковом венке» (1819). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Девочка на портрете облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю.

Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка. Позировала художнику Мариучча. В начале 1822 г. художник покинул Италию. Затем больше года он провёл во Франции.

Здесь был написан портрет Е.С. Авдулиной.

Орест Кипренский. Портрет Е.С. Авдулиной (1822-1823). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Поэтичный образ женщины, одновременно хрупкий и холодный. Взгляд её направлен мимо зрителя, он создаёт впечатление отрешённости. Мастерски изображены детали костюма.

Руки женщины сложены как у Джоконды Леонардо да Винчи, схожа и композиция портрета. Мастерски передан и богатый внутренний мир модели. Чувствуется, что это незаурядная женщина. По пути в Петербург Кипренский задержался в Мариенбаде и здесь общался с И.-В. Гёте, дважды рисовал его.

Орест Кипренский. Портрет И.-В. Гёте (1823). Карандаш на бумаге. Государственный художественный музей им. А.С. Пушкина (Москва)

Портретист или художник исторического жанра?

Этот вопрос не был ясен даже для самого художника. Академию художеств он окончил по классу исторической живописи и считал, что именно в этом жанре его призвание. В то же время свои замечательные портреты он считал в основном только заработком. Ему хотелось писать большие исторические полотна. И вот создана историческая картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Орест Кипренский «Князь Димитрий Донской после Куликовской битвы» (1805). Холст, масло. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) Князь Димитрий Иванович (1350-1389) правил Москвой после 1359 г. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 г.

татары были разбиты на Куликовом поле, за что князь Димитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери были огромные, но сражение было выиграно. Димитрий Донской был тяжело ранен. На картине показан эпизод, когда после битвы люди нашли раненого князя среди мёртвых.

Академия художеств присудила Кипренскому за эту работу Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Только в 1816 г. он смог поехать в Европу – после окончания наполеоновских войн. По пути он остановился в Женеве, и здесь за ряд работ его избрали членом Женевского художественного общества.

Но портреты по-прежнему были его лучшими работами. Например, портрет С. Щербатовой.

Орест Кипренский. Портрет С.С. Щербатовой (1819). Итальянский карандаш, сангина на бумаге. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Кем была она, эта юная женщина с задумчивым и одухотворённым лицом? Софья Степановна Щербатова (в девичестве Голицына) изображена на портрете в возрасте 19 лет. Она уже жена А.Г.

Щербатова, вдовца, генерала от инфантерии, участника войны 1812 г., отмеченного многими наградами. Он старше своей юной жены на 22 года. Портрет Софьи Щербатовой написан Кипренским во время свадебного путешествия супругов. Несмотря на разницу в возрасте, этот союз был счастливым, в семье было 6 детей.

В москве салон молодой княгини со временем стал «центром всей старой столицы». В ее альбоме подписывались Пушкин, Жуковский, Вяземский, Тютчев, Тургенев, Гоголь, Баратынский, Мицкевич, Лист, Рубини, Россини, Патти, Полина Виардо. Ей посвящали ноты и стихи. Но она была известна своей простотой и трудолюбием, любовью к людям.

Овдовев, она активно занималась благотворительностью и меценатством: организовала вместе с доктором Гаазом Никольскую общину сестер милосердия. По инициативе её сына Александра в Москве открылась городская больница, которую впоследствии назовут Щербатовской (ныне это Русаковская детская больница).

Александр передал в дар Москве дом, оставшийся в наследство от матери, здесь устроили детскую больницу. В наши дни она известна как городская клиническая детская больница имени Филатова.

Сочинение описание картины портрет мальчика челищева кипренского (8 класс)

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Кипренский

Орест Кипренский за свой жизненный путь заслуженно стал знаменитым художником, широкую известность ему принесли его чудесные портреты. Его работы быстро заняли достойное место в области романтизма, вклад Кипренского в развитие этого направления как художника был очень высок. Одним из шедевров стала работа «Портрет мальчика Челищева».

Автор на своей картине изображает мальчишку лет одиннадцати.

Фон картины затемнен, такой метод даёт возможность художнику более выразительно продемонстрировать лицо героя, чтобы задний план не отвлекал зрительское внимание.

Подобный прием присутствует во многих картинах данного автора. Взгляд мальчика автор изображает при помощи выразительных глаз, которые широко раскрыты. Судя по взгляду ребенок о чем-то думает.

Губы мальчика надуты, выделены автором красным оттенком. Чуть розоватое лицо, пряди темных волос закрывают половину лба и щеки. Прическа в целом соответствует той эпохе.

По выражению лица мальчика видно, что он хочет казаться взрослее своих лет, но детские черты слишком выделены автором. Взрослый взгляд и надутые детские губы. Брови дугой показывают, что ребёнок удивлён.

Можно подумать, что он уже в столь раннем возрасте задумывается о будущем, которое его ждет и старается понять законы бытия.

  Какие мечты бывают у людей?

Не взирая на то, что запечатленный ребенок еще слишком мал, в нем уже заметны черты взрослого. Автор мастерски показал с помощью портрета ту линию перехода, когда ребенок из детства переходит в юность.

Для мальчика ещё важны игры и баловство, но несмотря на это он уже начинает задумываться о взрослых вещах. Картина выполнена на контрасте, автором очень точно подобрана гамма цвета, оттенки темного разбавлены яркими штрихами.

Например, темные волосы и светлое лицо, темный костюм и яркий свитер задают эмоциональный тон портрету.

В данном портрете нельзя найти ни единого лишнего мазка, который бы отвлекал зрительское внимание от портрета. Одеяние мальчика слишком простое, это сделано для того, чтобы зритель мог сконцентрировать свое внимание на взгляде ребенка.

Как говорится, глаза — это зеркало души. Художник мастерски передает состояние души, пока еще юного героя.

Популярные сочинения

  • Главные герои произведения Капитанская дочка Петр Гринев. Является в произведении шестнадцатилетним юношей, который был необразованным
  • Сочинение Мечта в жизни человека Мечтать — это прекрасно. Когда мечта врывается на своих белых крыльях в жизнь человека, мир вокруг меняется, начиная играть новыми красками. Мечта поднимает высоко в небо
  • Сочинение про Воспитание человека У каждого из нас есть семья, которую мы любим и уважаем, ведь, это по праву самое лучшее и дорогое, что есть у человека. Никакие материальные блага не заменят человеку семьи, ведь она выполняет для человека

Сочинение по картине Портрет мальчика Челищева Кипренского

На портрете известного художника Ореста Адамовича Кипренского изображен двенадцатилетний мальчик — Александр Челищев, будущий кадет Пажеского корпуса, позже – герой войны 1812 года и декабрист.

На темном фоне портрета, который скрывает практически всю фигуру мальчика, особенно четко выделяется его лицо. Лицо не совсем уже мальчика, но еще и не парня, скорее юноши или, как говорили во времена его жизни, отрока.

Во всем его образе сквозит противоречие – небрежный вихор темных волос на макушке, растрепанная челка, как бы намекают, что на портрете ребенок, которому в принципе не важна внешность. В то же время волосы на висках, аккуратно уложенные в завитки и ниспадающие на лицо юноши, показывают, что интерес к собственной внешности уже пробуждается.

При первом взгляде на картину особое внимание сразу привлекают глаза отрока – огромные, карие, глубокие, которые смотрят прямо в душу. Полукруглые достаточно тонкие брови, придают лицу мальчика немного удивленный, пытливый вид. Во взгляде юноши, в разлете его бровей сквозит детская чистота наивность, но в то же время в глазах читается мудрость, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне.

Губы мальчика по-юношески пухлые, с небольшой ямкой под нижней губой и пока еще без проявления легкого пушка над верхней. У Александра пока еще по-детски пухлые щечки и овал лица.

Читайте также:  Сочинение: Тема родины в лирике С. Есенина

Бледный цвет лица с еле заметным румянцем говорит об аристократическом происхождении мальчика. Это же подтверждается взглядом, наполненным достоинством, осанкой ребенка – ровная спина, расправленные плечи, посадка головы. Прямо-таки военная выправка.

Одет юноша по моде того времени – белая рубашка с высоким расстегнутым воротом, красный двубортный жилет с пуговицами, темный, практически черный сюртук с высоким воротником-стойкой и лацканами с пуговицами.

Одежда тоже говорит о том, что мальчик уже практически вступил во взрослую жизнь – это не матроска с короткими штанишками, которые были популярны у мальчиков того времени, а вполне себе взрослый гардероб.

Красная и белая краска, используемая при написании одежды, помогает немного разбавить темный фон портрета, сделать его менее мрачным.

В портрете автору удалось навсегда запечатлеть быстротечный переходный возраст и качества, присущие ему.

Другие сочинения: ← Портрет А.С. Пушкина↑ Кипренский О.А.

Сочинение по картине «Портрет мальчика Челищева»

Орест Адамович Кипренский — гениальный новатор-портретист и один из основоположников русского романтизма, написал «Портрет мальчика Челищева» в 1809 году. Полотно стало в некотором роде прорывом в изобразительном искусстве того времени, так как до Кипренского живописцы не принимались за работу над детскими портретами.

На момент написания полотна, будущему герою Отечественной войны 1812 года, участнику тайного декабристского общества, Александру Челищеву едва исполнилось двенадцать лет.

Благодаря сочетанию алого и белого цветов в центральной части композиции картины, портрет не кажется чересчур мрачным и затемненным.

Первые веяния романтизма находят свое отражение в огромных черных глазах-маслинах и пухлых алых губах курсанта Пажеского корпуса.

Несмотря на юность, взгляд мальчишки задумчив явно не по годам, возможно, из-за проблем, связанных со сложной социальной и политической ситуацией того времени. Взор удивительно прям и открыт, юный парень еще не подозревает об уготованной ему судьбе, о нелегком военном будущем. Мальчик явно мечтает о героических подвигах и невероятных приключениях.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Изящные крылья точеного носа и здоровая белизна кожи говорят о благородном происхождении мальчишки.

Пока его сверстники вовсю играют и развлекаются, юный Александр Челищев серьезно размышляет о будущей карьере и своей роли в жизни стремительно меняющегося общества.

Спустя каких-то промелькнувших три года, этому парнишке с будто удивленно приподнятыми, тонкими бровями, придется стать героем множества сражений.

Темные, курчавые, аккуратно причесанные волосы красиво обрамляют еще по-детски мягкий и круглый овал личика, заметно, что мальчик только в самом начале своего превращения в сильного мужчину, однако взгляд его уже полон смелости, ума, мужества и отваги, которыми мог похвастаться далеко не каждый взрослый человек его времени.

Мальчик Челищев написан Орестом Адамовичем Кипренским с теплым и светлым чувством, каждый волосок выписан удивительно четкими и изящными мазками. Кажется, что вместо масляного портрета перед зрителем представлен особо удачный, будто оживающий фотоснимок красивого подростка.

Кажется, что этот не по годам взрослый мальчик вот-вот повернется, взмахнет длинными черными ресницами, вздохнет неожиданно глубоко и расскажет только начавшим ломаться, еще по-детски звенящим голосом нечто бесконечно важное, то, что многие взрослые в силу разных обстоятельств, быть может, давно уже позабыли.

Темный породистый кафтан с высоким воротничком-стойкой и снежно-белый, накрахмаленный воротничок свежей рубашки тоже придают обаятельному, видному мальчишке изрядной солидности и пару-тройку лет к его двенадцати годам.

«Портрет мальчика Челищева» кисти Ореста Адамовича Кипренского — это еще одно художественное напоминание о пытливости, чистоте, силе и нестандартности мышления детского ума, воплощение открытости и наивности, которые, как это часто бывает, бесследно исчезает с годами.

Описание картины Кипренского «Портрет мальчика Челищева»

Если бы люди могли знать свое будущее заранее, все ли захотели стать взрослыми? Не знаю. Только портрет, написанный Кипренским О.А., где изображен маленький мальчик, лет двенадцати, кажется, предугадывает предстоящее завтра своего героя.

О ком картина «Портрет мальчика Челищева»? Можно ли было по внешности паренька угадать его бесстрашные поступки в будущем? Почему из сотни знакомых детей, Кипренский первым решил написать именно младшего Челищева? Чем этот ребенок так затронул живописца, что он с готовностью посвятил ему свое время, и написал один из самых интересных детских портретов? Наверное, они не раз разговаривали. Садились рядом и беседовали на разные темы. Как импонировала детская непосредственность ребенка взрослому художнику! Они, наверное, сдружились за таким времяпровождением. Истинность этих предположений я нашла, когда случайно увидела имя этого ребенка среди всех подростков, которые всего лишь через какие-то три года отправились на великую битву за родину с французами. Получается, что ему было тогда пятнадцать лет. Возраст достаточный, чтобы учиться, но абсолютно неподходящий для серьезной войны. Значит, на протяжении долгого времени сознание ребенка росло быстрее, чем у всех его сверстников. Это, я думаю, как раз благодаря свободному общению со взрослыми мудрыми людьми. Беседы не прошли впустую, потому, что дальнейшее будущее Челищева уже среди декабристов. Да, как быстро повзрослел этот мальчик, чтобы принимать такие серьезные решения.

На портрете бросается в глаза не по-детски умный взгляд. Как будто он этими глазами может рассказать так много чего, что даже и не видели они. Темные печальные глаза спокойно смотрят с полотна, как будто заглядывают внутрь меня, прямо мне в душу. Что он там видит? Достойна ли я общаться с ним?

Ок. 1809. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Александра Александровича Челищева (чаще его называют «Портретом мальчика Челищева») был создан Кипренским в годы, когда он едва ступил на стезю живописца, но уже завоевал всеобщее восхищение.

Обратиться к образу ребенка было смелым шагом. Вспомним, что XVIII век не знал детских портретов. Если подобные изображения и встречаются, то на них изображены маленькие взрослые, а эпоха романтизма, открывшая мир детства, еще не вступила в свои права. Кипренский раньше других почувствовал новые веяния, увидел в ребенке глубокий и чистый внутренний мир и отобразил его на полотне.

Александр Челищев прожил 84 года, долгую жизнь благородного дворянина и патриота. В год, когда создавался портрет, его уже зачислили в Пажеский корпус, а в 1812 г., как раз во время начала Отечественной войны, он был выпущен оттуда в чине прапорщика и направлен в 49-й егерский полк.

Уже через месяц четырнадцатилетний офицер принял участие в сражении под Малоярославцем. Впереди у него будет еще много таких сражений… С русскими войсками Челищев дошел до Парижа. В 1820 г. он получил звание штабс-капитана. Молодой офицер подружился с декабристом Никитой Муравьевым, который открыл ему новый мир и увлек вольнолюбивыми идеями.

Челищев стал членом Союза благоденствия, а после его роспуска вступил в тайное Северное общество. Впрочем, в активных действиях, равно как и в самом выступлении декабристов, участия он не принимал. В целом этот факт остался для него без последствий, хотя после разгрома восстания Челищев некоторое время находился под полицейским надзором.

Вскоре он вышел в отставку, счастливо женился, вел безмятежную и спокойную жизнь в кругу семьи.

Но мальчик, изображенный на портрете, еще ничего не знает о том, как сложится его жизнь, он пока лишь с трепетом и надеждой вглядывается в свое будущее. Не используя живописных ухищрений, Кипренский создает ощущение романтической приподнятости.

Картина построена на контрастах – темные волосы и огромные черные глаза подчеркивают бледность ярко освещенного лица Челищева, которое кажется еще бледнее за счет темного фона портрета. Такие же контрасты присутствуют и в одежде – белый воротник, темно-синяя куртка, алый жилет.

Вообще в романтической живописи, у истоков которой стоял Кипренский, цвет играл очень важную роль, помогая добиться необходимого настроения. «Колорит – это музыка живописи» – как говорили художественные критики того времени. Художник работает динамичными, свободными мазками. Портрет получился, живым, «дышащим».

Мальчик Челищев спокойно смотрит на нас с холста, но за этим спокойствием скрывается взволнованность юной души, для которой «новы все впечатленья бытия».

Орест Кипренский за свою жизнь заслужил звание знаменитого русского художника, благодаря своим чудесным портретам. Его работы занимали особое место в разделе романтизма, он помог развитию этого стиля. Одной из таких работ была «Портрет мальчика Челищева».

  Эссе на тему «Электроснабжение – моя профессия!»

На картине изображен мальчик 12 лет.

Фон картины темный, этот метод используется художниками дабы более наглядно показать лицо, чтобы задний план не сбивал зрителя. Таким прием виден на многих картинах этого автора.

Глаза у мальчика большие, широкие, темного цвета, кажется, что они полностью черные. Взгляд идет вдаль, видно, что мальчик задумчив.

Автор ярко выразил пухлые губы, подчеркнув их красным цветом. Немного розоватое лицо, черные пряди волос падают на лоб и немного щеки, можно сказать, что его прическа была как раз того времени. Выражение лица мальчика, как бы говорит, что он хочет казаться взрослым, но детские черты берут верх. Весьма взрослый взгляд и такие детские пухлые губы.

В глаза сразу бросается яркий алый свитер. Дугообразные брови показывают некое удивление на лице ребенка. Кажется, ребенок уже сейчас задумался о будущем, что его ждет, и старается понять окружающий мир. Видно, что он часто задумывается о взрослой жизни, и испытывает определенный интерес к испытаниям и проблемам.

Не смотря на то, что изображенный ребенок еще маленький, в нем уже видны взрослые черты. Художник удачно изобразил с помощью портрета тот момент, когда ребенок переходит из детской жизни в юность.

Пусть мальчик еще играет и балуется, как дитя, но в тоже время он часто думает о взрослых вещах. Картина имеет хорошую контрастность, автор очень точно подобрал цветовую гамму, темные цвета разбавляются яркими нотками.

Так, например черные волосы и светлое лицо, темный костюм и яркий свитер хорошо передают эмоциональность картины.

Ссылка на основную публикацию