Как Бунин изображает детство в «Цифрах»?

“Цифры” – это одно из творений И. А. Бунина, написанное от лица взрослого человека, который вспоминает историю, произошедшую с его племянником, – давнюю ссору и обиды.

Автор в совершенстве владеет силой слова, рассказ потрясающе интересный, с глубоким смыслом. Персонажей несколько.

Дядя мальчика – очень любит своего племянника, приезжает в гости, привозит игрушки, угощения, играет с ребенком. Себя считает “умным”, “всезнающим”, – например, имеет понятие о том, как воспитывать детей. Так ли это, на самом деле?

Хорошо относится к племяннику, любит того, балует, обещает разучить цифры.

Но когда мальчик посыпается в хорошем настроении и просит показать цифры, купить альбомы и цветные карандаши, взрослый человек отпирается, выдумав причину, что “царский день”.

Ребенок не соглашается на подобную отговорку, тогда дядя высказывает, что обещание выполнит назавтра. Это только подталкивает племянника вести себя шумно, шаловливо, привлекая внимание и надоедая. У дяди и ребенка выходит конфликт:

Как Бунин изображает детство в «Цифрах»?

Позже, дядя идет в детскую с серьезным видом, показывая, что по делу.

Как Бунин изображает детство в «Цифрах»?

вечером дядя жалеет играющего смирно ребенка и стыдится поступка, но не отступается.

Мальчик Женя – смышленный, рассудительный, обожает дядю, уговаривает показать цифры, жаждет их разучить. В ответ на отказ, ведет себя слишком оживленно и энергично:

Как Бунин изображает детство в «Цифрах»?

Ребенок чувствует, что дядя мог бы позаниматься с ним, но отказывается из простых побуждений. Любому ясно, что из лени! Но Женя еще мал, ему непонятно многое из поведения взрослых. Вечером Женя придумывает новое “развлечение”: подврыгивает, стучит обоими ногами об пол, сопровождая вскрикиванием. Дядя не сдержался, накричал, “шлепнул”, выставил в детскую…

Ребенку горько и обидно, что обошлись подобным образом. Взрослые даже не представляют, что юному человеку не ясно, почему цифрам научат только “завтра”, мотивов не осознает. Дядя не идет на компромисс, другие члены семейства тоже не уступают, чтобы поддержать дядю. Сначала плач, потом утверждение, что умирает… Но взрослые неумолимы.

Остается последний аргумент успокоить дитя на ночь, – нужные слова подбирает бабушка.

Бабушке тяжелее всех переносить обоюдное воспитание ребенка подобными методами, ее сердце разрывается, когда мальчик ее зовет и плачет… А взрослые, всего-то, “стоят на своем” из нежелания потакать.

Как Бунин изображает детство в «Цифрах»?

Мама, сестра дяди, тоже солидарна с братом, но успокоить ребенка хочет, почти не меньше бабушки, хотя все вынуждены принять одну сторону, чтобы “не баловать”.

На другой день после произошедшего, Женя снова просит научить цифрам, склоняя голову из покорности.

Главное в этом произведение – отношения между взрослыми и детьми. Такой “умный” дядя (у Бунина этот эпитет употреблен с сарказмом, иронией) не осознает, какую боль причиняет младшему, как он “ломает” незрелый детский характер. Все ополчились против ребенка…

А он всего-то жаждал узнать новое, учиться! Подобные желания надо пообщрять, побуждать любыми методами! Из лени взрослый переносит обучение, находит отговорку…

А когда ребенок, в ответ на напускное игнорирование, поведением “протестует”, его грубейшим образом “ставят на место”! На помощь приходит бабушка с самой “тяжелой артиллерией”: если не простит обиду дяде – тот и не научит цифрам! Это единственный приемлемый аргумент, призывающий смириться, что делает, в итоге Женя, которому некуда деться.

И на другое утро всех прощает! Со счастливым видом, узнает о цифрах… А надменный, эгоистичный дядя сильно перегнул палку в своем “воспитании”, сам чувствуя укоры совести, но отмахиваясь, так как полагет, что делает правильно. Иногда надо слушать, что сердце подсказывает, а не разум диктует!

Как Бунин изображает детство в «Цифрах»?

Кратко «Цифры» И. А. Бунин

⭐⭐⭐⭐⭐ «Цифры» за 1 минуту и подробно по главам за 4 минуты. 

Сюжет рассказа «Цифры»  строится вокруг конфликта между взрослыми и эмоциональным, любопытным ребенком. История призывает родителей быть чуткими к своим детям, взглянуть на окружающий мир их глазами. 

Повествование ведется от первого лица.

Очень краткий пересказ рассказа «Цифры»

Крупная ссора случилась зимним днем между дядей и племянником. Мальчик Женя хотел выучить цифры, дядя поленился ехать в город за книгами, карандашами и альбомами, отложил дело на завтра. Тем же вечером возбужденный от нетерпения ребенок устроил игру с визгом и топаньем ногами. Дядя разозлился от громкого крика Жени. После крепкого мужского шлепка племянник отправился в детскую.

Мужчина винил себя и злился на племянника. Женя тоже обиделся, не хотел просить прощения. Взрослые по одному заглядывали к Жене в детскую как бы невзначай и каждый говорил, что капризничать не хорошо, ребенок дерзил. Тогда взрослые престали замечать Женю, но на помощь пришла бабушка. Она намекнула внуку, что не прекратишь, дядя не покажет цифры.

Самолюбие ребенка было сломлено, Женя пришел к дяде с извинениями. Ребенок принес карандаши и бумагу. Они вместе с дядей сели за стол учить цифры. Пока мальчишка старательно рисовал цифру 3, дядя любовался им, вдыхая запах детских волос.

Главные герои и их характеристика:

  •  Дядя  – выступает в роли рассказчика. Очень любит племянника Женю, привозит ему гостинцы, учит. Нежное отношение к ребенку скрывает за маской строгости, старается не баловать.
  •  Женя.  Любопытный, озорной шалун. Женя буквально горит каждым новым желанием. Его мир наполнен стремлением к знаниям и открытиям. Взрослые не всегда торопятся исполнять Женины мечты. Мальчик не понимает отговорки старших. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня? Нетерпение выплескиваются в капризы и пронзительные истерики.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Бабушка Жени.  Любит внука. Внешне поддерживает строгое воспитание, скрывая теплые чувства к Жене. Когда мальчика отшлепали и заперли в детской, она едва сдерживала слезы, но крепилась, чтобы не броситься следом с утешениями. Мудрая женщина знает струны детской души, которые можно затронуть, чтобы сломить гордыню и самолюбие.
  •  Мама Жени.  Сестра рассказчика. Вместе со всеми старается быть строгой во время истерик сына. Она хмурится, кажется беспристрастной, старается отвлечься вязанием.

Краткое содержание рассказа «Цифры» подробно по главам

Глава 1

Как Бунин изображает детство в «Цифрах»? Иван Алексеевич Бунин

Рассказчик обращается к племяннику. Он вспоминает, что Женя – большой шалун. Мальчишка не дает покоя всему дому шалостями, криком и беготней. Дядя прощает баловство племянника. Мальчик так трогательно и нежно радуется примирению, что на него нельзя долго сердиться.

Тем зимним днем дядя и племянник крупно поссорились. Вечером Женя робко подошел пожелать дяде «Покойной ночи!» шаркнув ножкой, вспомнил о хороших манерах. Дядя сдержанно ответил «Покойной ночи!». Такого примирения Жене было недостаточно и он, забыв обо всех обидах, горячо попросил прощения. Ему очень хотелось научиться цифрам! Дядя понимал, что с ответом медлить нельзя. И все же помедлил.

Глава 2

Женя проснулся рано утром с мечтой выучить счет, цифры и рисование. Для этого нужны книжки с картинками, альбом, цветные карандаши. Мальчик упрашивает дядю исполнить желание, но ехать в город мужчине не хочется. Он обманывает, что сегодня царский день, все закрыто. Женя не верит, упрашивает сильнее.

Дядя пригрозил, что за надоедливость ничего не купит. Мальчик смирился, попросил хотя бы показать цифры. Дядя предложил пойти на компромисс, отложить цифры до завтра. К разговору подключилась бабушка, потребовала не приставать к дяде. Весь день Женя был суетлив и рассеян. К вечеру энергия нашла неприятный выход.

Глава 3

Женя придумал развлечение. Высоко подпрыгивать, бить ногами в пол и громко кричать, не обращая внимания на уговоры мамы и бабушки. Дядя сначала попытался сделать племяннику замечание. Озорник не послушался и огрызнулся. В мужчине закипело раздражение.

Когда Женя в очередной раз подпрыгнул с особенно пронзительным криком, дядя не выдержал, в бешенстве накричал на ребенка. Дядя заметил перепуганное лицо Жени, но не остановился. Дернул мальчика за руку, крепко шлепнул и вытолкал из комнаты.

Глава 4

В детской Женя закатил истерику, привлекая внимание рыданиями, мольбами о помощи. Взрослые решили не поддаваться на провокации, соблюдая правил разумного воспитания.

Рассказчик курил папиросу, бабушка стучала чайной ложечкой по столу, мама взялась за вязание. Но дяде уже стало стыдно, а сердца женщин разрывались от жалости к ребенку. Женя устал плакать, слезы сошли на крик, который вскоре стих.

Глава 5

Как Бунин изображает детство в «Цифрах»?

Женя хмуро расставлял на полу коробочки из-под спичек. Он поднял голову, обиженно сказал, что дядю больше не любит и заберет назад свой подарок – японскую копеечку. Затем заходили мама с бабушкой. Советовали помириться. Им Женя от обиды тоже надерзил. Взрослые решили оставить ребенка без внимания.

Глава 6

Поздно вечером мужчина собирался выйти на прогулку. Проходя мимо детской, он услышал голос бабушки. Она корила внука, говорила, что если он не извинится, то дядя уедет в Москву и никогда не вернется. Тогда с мечтой о цифрах можно попрощаться. Самолюбие Жени было сломлено.

Дядя понял, племянник молил утром об исполнении заветной мечты.  Он стремился, упрашивал саму жизнь помочь. Но жизнь не дрогнула перед мольбами ребенка. Она  потребовала терпения, а также наказала за стремление к знаниям. Она приказала: «Смирись!» И Женя смирился в ожидании.

Глава 7

Женя робко вышел из детской. Он все еще очень хотел научится писать цифры. Мальчик извинился, его простили. Женя принес карандаши, бумагу. Пока племянник старательно выводил на листе цифры, дядя сохранял строгий вид, незаметно наслаждался детской радостью, вдыхая аромат детских волос.

Кратко об истории создания произведения

В июне 1898 года Иван Алексеевич Бунин уехал в Одессу, а в сентябре 1898 года женился на Анне Николаевне Цакни.

Их сын Николай умер 16 января 1905 года. В 1906 году появляется рассказ «Цифры», который не имеет прямого отношения к трагическому событию, но несет в себе грустный, ностальгический оттенок.

Анализ рассказа Бунина Цифры 7 класс

В рассказе «Цифры» описываются два главных героя, дядя и его племянник. Бунин показывает в нём не простые отношения между взрослыми и детьми, но не всегда взрослые понимают, что у детей тоже присутствует чувство собственного достоинства, есть свои желания и мечты. Многие взрослые ранят их своими поступками и словами, сами не понимая, что, это ещё нежные, чуткие души.

Читайте также:  Сочинение как можно выйти с честью из трудной ситуации

А может порой им тоже стоит вспомнить себя в детстве, свои радости и горести и тогда станет намного легче понять своих детей. Не стоит обижать детей, показывая им своё превосходство над ними. Дети вырастут и, конечно же, всё простят, но порой их желания вполне можно выполнить.

Как раз в данном рассказе и показано, то, что не всегда желания ребёнка надо воспринимать как прихоть. Не стоит кричать и применять силу, так как это произошло в рассказе с маленьким мальчиком. Ведь он не просил чего-то дорогого или невыполнимого, просто взрослым оказалось лень тратить на него своё время. А порой внимание дороже любых подарков.

Данный рассказ написан не для нравоучения детей, а для того, чтобы взрослые посмотрели на себя со стороны. В силу своего возраста ребёнок понять такой отказ не может, да и опыта в силу возраста у него ещё нет. Поэтому часто дети устраивают бунт. И не всегда взрослые признают, что вина в некоторых случаях именно их.

Впрочем, в данном рассказе мальчик смирился, первым попросил прощения, но за что? Ценой детской открытости и чистоты преодолеют они конфликт. Цифры были мечтой мальчика, а дядя их знал…

Дядя позже будет корить себя за лень, ему будет стыдно. А детское сердце долго не помнит зло, он, конечно же, всё забудет, и дальше будет жить с любовью к окружающим его родным и близким.

Этим рассказом Бунин даёт понять, как важно ценить и понимать друг друга в жизни, не обидев, ведь обидеть довольно легко, а первым пойти на примирение бывает сложно. Иногда не нужно следовать правилам, а нужно слушать и своё сердце.

Вариант 2

Рассказ Бунина, вероятно, описывает события из личной жизни автора, его взаимоотношения с собственным племянником, в доме которого он гостил. Отношения с маленьким мальчиком автор описывает трепетно и нежно, он явно любит своего племянника и относится к нему с уважением, достаточно почтительно.

Сюжет рассказывает о том, как мальчик и взрослый поругались из-за непослушания ребенка.

Ключевым фактором являются «цифры», которым дядя обещает обучить своего подопечного, но откладывает обучение и мальчик начинает капризничать.

После этого происходит ссора, которая только усугубляется радикальными высказываниями мальчика, заявляющего, что больше не будет любить дядю и даже ничего ему больше не купит и не подарит.

С одной стороны мы видим как Бунин умело выводит особенности детского поведения и психики, с другой – наблюдаем какими всеобъемлющими являются переживания в детской душе.

Мальчик полностью погружается в свои переживания, для него эти высказывания не являются бравадой.

Иногда он, конечно, впадает в некоторую театральность и пробует манипулировать взрослыми, как свойственно детям, но в остальном он предельно серьезен и поглощен происходящим.

Наверное, с возрастом люди утрачивают подобное ощущение, становятся более обыденными и пережитый опыт не позволяет относиться ко всему так поглощено и увлеченно. Ребенок в свою очередь действительно существует будто в другом мире, который представляет собой пространство предельной серьезности. Он видит, по мнению взрослых, довольно мало, но для него увиденное является невероятно масштабным.

Бунин указывает на интересное соотношение между «цифрами» и счастьем. Автор понимает, что на самом деле обучение и склонность узнать нечто новое представляется для ребенка возможностью пережить настоящее счастье. И здесь в действительности трудно не согласиться.

Даже, если мы посмотрим с нашей, условно взрослой, стороны, то поймем, что цифры в действительности являются довольно полезным знанием и изучение этого знания позволяет практически вступить в иной мир. Оказаться там, где есть математика и астрология, закономерности существования космических пространств и человеческого восприятия.

На мой взгляд, именно соотношение обучения цифрам и счастья является ключевым элементом рассказа.

Анализ произведения Цифры Бунина

Иван Бунин уникален в плане написания рассказов, что способны воздействовать положительно на человека. Действительно, всё творчество писателя наполнено духовным смыслом. Поэтому каждый читатель, что обращается к творениям Бунина, делает собственную жизнь и внутренний мир богаче и ярче.

Знаменитый рассказ творца – “Цифры”, где проблема кроется в нравственном выборе человека при сложившихся обстоятельствах.

История представляется в ссоре между маленьким ребенком и его дядей. Дитя жаждало того, чтобы взрослый позанимался с ним, рассказал о цифрах. Однако на дядю налетела усталость, он не желал уделять время своему близкому. Здесь и завязался узел между героями.

Ребенок начал топать ногами, кричать, требовать того, чтобы взрослый потратил драгоценное время на учение мальчика. Но все безуспешно. Когда мама дитя потребовала объяснений по поводу того, что же произошло, дядя свалил всю вину на маленького ребенка. Почему он это сделал? Гордыня, что сказать.

Разве можно выставить себя перед бабушкой и матерью сына в плохом свете? Нет, конечно.

С одной стороны виноват дядя, который своим равнодушием убивал в ребенке стремление к познаниям. С другой, всё дело в ребенке, что спровоцировал собственной настойчивостью отрицание, негативность по отношению к мальчику. Ситуация довольно-таки проблематичная и актуальная, ибо подобное происходит и сейчас.

Многие взрослые люди, имеющие детей, часто пренебрегают общением с ними. А ведь это самые счастливые годы: детство любимого ребенка. И если упустить такое, то потом будет слишком поздно что-либо менять. Важно понимать, как необходимо внимание детям. Без этого взаимопонимания трудно добиться.

Об этом и предупреждает Бунин: стоит осознавать весь груз и ответственность перед теми, кто нам действительно дорог.

Писатель изобразил, казалось бы, обыкновенный случай, но глубина ситуации просто неоспоримо потрясает. Всё просто, да много истины. В этом и проявляется талант Бунина: акцентировать внимание на том, что особо не явно замечаешь.

В итоге ребенок просит прощения за собственное поведение, ему не до обид и расстройств, в отличие от дяди, которого съедала день из дня гордыня. Дитя просто стремится к знаниям. И, в конце концов, взрослый их даёт. А это главное!

Не нужно отнимать у малышей, что жаждут познать мир, желание осязать и чувствовать, и развиваться! Ни в коем случае!

7 класс

Несколько интересных сочинений

Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

  • Практическая деятельность
  • Учитель обращает внимание на особенности композиции.
  • – Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?
  • Пользуясь общей схемой композиции рассказа и тем, как дома ты озаглавила каждую часть, распредели семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.

– Обрати внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?

Композиция рассказаКульминация4-я глава
Развитие действияРазвитие ссорыГлавы 2–4ЗавязкаГлава 1 Развитие действияСсора в обобщённом видеГлавы 5–6РазвязкаГлава 7
Помнишь ли:
ВступлениеГде, когда, с кем, почему произошёл случай? (Взгляд в прошлое)Глава 1 + лирическое отступление Заключение Какой след оставил случай? Чему научил? (Осмысление прошлого.)Глава 7

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.)

—Прочитай, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)

—Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтверди свою мысль цитатой из текста… Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)

—Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

—А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)

—Подтверди эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)

—Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)

—Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

—Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)

—Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы ты озаглавил эту главу? (Все забыли о тебе.)

—Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.)

Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)

Работа с презентацией.

 Находят элементы композиции в тексте, иллюстрируют свои ответы. Ответы фиксируют в тетради.

  1. Вспоминают элементы композиции.
  2. Работа по учебнику.
  3. Предметные: получает возможность развивать монологическую речь; усовершенствует знания по теории литературы, приёмы анализа образа героя художественного произведения.
  4. Коммуникативные: формирует умения слушать и анализировать  услышанное.
  5. Регулятивные: формирует умения планировать учебную деятельность при решении литературной задачи; определяет последовательность производимых действий.

Конспект урока по рассказу Бунина "Цифры"

Конспект урока по рассказу И.А. Бунина “ Цифры ”

Какая мука наше писательское ремесло!..

А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,

которой определяется всё последующее.

И.А. Бунин

1. Слово учителя. “Какая мука наше писательское ремесло!.. А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию, которой определяется всё последующее”. Так говорил Иван Бунин о писательской судьбе, скромно замечая при этом, что “всю жизнь страдал от того, что не мог выразить того, что хочется…”

Читайте также:  Русский модернизм в литературе

На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.

Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.

Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа « Цифры » попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребёнком. (Учитель обращает внимание детей на записанные на доске вопросы-задачи.)

2. Беседа с элементами анализа и записью основных положений урока.

  • — Чем необычен этот рассказ?
  • (Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)
  • — По какой схеме строится повествование?
  • Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения)
  • — Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика)
  • — Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)

— О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте)

— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)

— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)

— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащиеся активно обсуждают проблему, приходят к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)

— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием.)

— Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.

(В ходе работы и появляется следующая запись.)

Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.

— Обратите внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?

  1. Композиция рассказа
  2. Кульминация
  3. 4-я глава
  4. Развитие действия
  5. Развитие ссоры
  6. Главы 2–4
  7. Завязка
  8. Глава 1
  9. Развитие действия
  10. Ссора в обобщённом виде
  11. Главы 5–6
  12. Развязка
  13. Глава 7
  14. Помнишь ли:
  15. Вступление
  16. Где, когда, с кем, почему произошёл случай?
  17. (Взгляд в прошлое — ретроспектива.)
  18. Глава 1 + лирическое отступление
  19. Заключение
  20. Какой след оставил случай?

Чему научил? (Осмысление прошлого.)

Глава 7

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.)

— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)

— Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста… Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)

— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

— А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)

— Подтвердите эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)

— Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)

— Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

— Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)

— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе.)

— Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.)

— Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)

— Какие главные выводы мы можем сделать?

Учитель помогает детям сформулировать выводы и записать их в тетрадь. В результате совместной работы появляется следующая запись:

Вывод 1. Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.

Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.

Вывод 3. Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я — ты) придаёт художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.

3. Подведение итогов урока . Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ… А сколько ещё загадок таится в рассказе! Я предлагаю вам дома подумать над смыслом названия рассказа.

4. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван « Цифры »? Объясните смысл заглавия.

Урок с элементами мастерской "Арифметика чувств" (по рассказу И.Бунина "Цифры")

Цели:

  • создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа: «Все способны»;
  • предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;
  • воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и своё место в мире, понимать других людей, а также общие закономерности мира.

Задачи урока:

  • выявить идею, авторскую позицию через форму рассказа.
  • развить в учениках умение анализировать прозаический текст.
  • способствовать формированию у обучающихся теоретико-литературных знаний о литературном герое, способах его характеристики; раскрыть особенности характеров героев на лексическом уровне через анализ их поступков.
  • способствовать формированию умения работать со словом, навыков выборочно-направленного анализа текста.

Оформление урока:

На доске – коллаж «В мастерской художника слова», состоящий из портрета И.Бунина, иллюстраций художников к рассказу, иллюстраций, сделанных самими учащимися; словарик литературоведческих терминов и «психологической лексики». На столах учащихся – словари: «Толковый словарь русского языка», «Словарь литературоведческих терминов».

  • Эпиграф к уроку:
  • Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике.
  • Цицерон
  • ХОД УРОКА
  • I. Вступление-интрига
  • Обращаюсь к классу:

– На доске записана тема: «Арифметика чувств». Не кажется ли вам это сочетание странным? – Какие ассоциации возникают при слове арифметика? Арифметика – это учение о числах, обозначаемых цифрами, и о действиях над ними.

Ответы учеников записываю на доске, они как бы обрамляют слово «Арифметика».

II. Учитель читает отрывок: «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, однажды…» до слов: «Но это была слишком крупная ссора». Ребята, писателя интересовали всевозможные проявления внутренней жизни человека. Основу повествования составляет жизненно – психологическая ситуация.

Психология – это углубленное изображение психических, внутренних, душевных переживаний. Герой – рассказчик несет в себе чувство вины за то, что позволил себе когда-то давно без особой на то причины омрачить радость ребенка.

Он жаждет успокоить свою совесть, свою мятущуюся душу в излияниях, адресованных племяннику, обиженному им.

III. Беседа

Учитель: Необычайное начало. А в чём его необычайность? Ответ: Рассказ от первого лица. Рассказчик одновременно является героем.

Учитель: К кому обращается рассказчик, говоря «ты»? (Ты главный герой рассказа)

– Мы становимся свидетелями чьего либо объяснения, оправдания. Взрослый человек что-то хочет объяснить, в чём-то оправдаться. Поэтому рассказ по форме представляет исповедь, монолог.

Почему произошёл конфликт между дядей и племянником? Послушаем диалог из II главы.

Ответы: Мальчику хотелось поскорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел показать ему их. Дядя не хочет себя тревожить: «Уж очень не хотелось мне идти в город». А чтобы оправдать свою лень, он ссылается на мудрое правило: вредно баловать детей.

Учитель: Бунин разбил рассказ на отдельные главки, и каждая должна стать для нас ступенькой на пути понимания происходящего. В этом нам поможет лексика, передающая внутренние и внешние прявления героев рассказа.

  1. IV. Групповая работа
  2. Учитель: Ребята, дома вы изучали текст рассказа и выбрали слова и выражения, передающие психологические реакции героев на ссору.
  3. – Разграничим примеры выражения в слове поведения дяди после ссоры на те, которые показывают проявления и состояния внутреннего и внешнего плана.
Мысли, чувства, переживания внешние, физические действия персонажа
«вредно, не полагается баловать детей»; «совершаю великий грех – лишаю тебя счастья»; «мне было стыдно»; «сжалось сердце»; «хотелось встать, распахнуть дверь в детскую и сразу … пресечь твои страдания … » «зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку»; «соврал»; «твердо отрезал»; «сказал, досадливо морщась»; пожал плечом и сделал вид, что больше не замечаю тебя»; «кинулся, дернулся за руку, да так, что ты волчком перевернулся передо мною, крепко с наслаждением шлепнул» и т.д.
Читайте также:  Анализ баллады «Светлана» (В. Жуковский)

Учитель: Разграничение лексики, передающей внутренние и внешние проявления героя, о которых он сам и повествует, не случайно. – О чем свидетельствует несовпадение этих проявлений? (Свидетельствует о той внутренней борьбе, которая происходит в душе дяди, о его противоречивом характере.

С одной стороны он, как всякий «очень умный дядя», «выдерживает характер», не идет ни на какие уступки, а напротив, всем своим поведением старается подчеркнуть безразличие к тому, как реагирует Женя на отказ удовлетворить его желание. С другой – как дядя, чуткий, любящий племянника, мучается, наблюдая детское горе.

«Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости … Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей» – вот слова, которые передают и причину «слишком крупной ссоры» и источник нравственных мучений героя – рассказчика.

– Какой же дядя – жестокий или добрый? А может быть, и жестокий, и добрый? – Возможно ли такое сочетание качеств в человеке? – Прав ли герой, выдерживая характер до конца? Чего это стоило ему?

Чем вызвана его исповедь? (В ответы включите наиболее яркие, точные бунинские слова и обороты).

Учитель: Очень важны для понимания характера дяди диалога. Необычны в рассказе воображаемые диалоги, имеющие обобщенную, философскую направленность. – Обратимся к самому глубокому из них, который подводит нас к пониманию основной мысли рассказа, авторской позиции.

Чтение ученицы (от слов «Счастье, счастье! До слов «И ты смирился»).

Учитель: По наблюдаем над репликами ремарками в диалоге (глава VI) – Обратите внимание на ремарки, поясняющие слова ребенка. Они содержат «психологическую лексику».

Почему? И только ли конкретного ребенка? А может быть, вообще любого человека, который хочет получить от жизни что-то сразу, не считаясь ни с кем и ни с чем? – Чем можно объяснить использование повтора слов? Одинакова ли цель каждого из этих повторов? Проследите словесный ряд: «Счастье, счастье!» – «Потерпи». – «Замолчи, иначе ничего не получишь!» – «Смирись, смирись!»

– Какую жизненную науку заключают в себе эти слова? Поведение дяди сломило самолюбие мальчика, он смирился. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. Жизнь бьет их в сердце тупым ножом обиды, ожесточает их души, и они становятся черствыми, бездушными.

А дядя? О чем говорят его раздумья о своих поступках, о своей жизни? У него тоже когда-то была мечта, но постепенно из увлеченного он превратился в человека, который привык сдерживать себя, а потом и отступать перед препятствиями, неудачами: « … я знаю и то, что, чем дороже мне моя мечта, тем менее надежна осуществление ее. И я уже давно в борьбе с нею.

Я лукавлю: делаю вид, что я равнодушен». Этот пример самохарактеристики героя.

V. Работа со 2-й группой

Учитель: Самохарактеристика, когда герой сам передает и внутреннее состояние и внешние проявления, не единственный способ раскрытия характера героя, его «поведенческих» мотивов. Есть еще и такой способ, как косвенная характеристика персонажа.

В этом случае о внутреннем мире персонажа «сообщается» от другого лица. В «Цифрах» читательское представление о характере мальчика складывается из того, что рассказывает дядя о его реакции на ссору, причем только о внешних проявлениях этой реакции (жесты, движения, интонация и т.п.

) – Как ведет себя ребенок после отказа дяди удовлетворить просьбу немедленно? – Отметьте цитаты, характеризующие психологическое состояние мальчика? («закричал … тонким голосом»; «вихрем понесся в зал»; «придумал отличную игру, подпрыгивать, бить изо всех сил ногами в пол и при этом …

звонко вскрикивать»; «начал играть с мучительным наслаждением роль умирающего»; «кричать … уже не хочется, голос охрип … все равно кричал и кричал» и т.д.)

  • – Почему так ведет себя Женя?
  • Ответы: дерзкое, отчаянное, бурное поведение ребенка стало следствием отказа дяди удовлетворить просьбу немедленно.

Учитель: Внешние проявления чувств мальчика вполне раскрывают то, что испытывает Женя, впервые натолкнувшись на удар судьбы. «Потерпи». В его реакции – и обида на дядю и горечь от того, что цифры он не научится писать сегодня и сейчас, и непонимание того, что в жизни может быть вот так …

  1. Учитель: Какое представление о характере мальчика дает его поведение?
  2. Ответы: характер нетерпеливый, даже эгоистичный и в чем-то агрессивный.
  3. Учитель: Ребята, качества характера мальчика проявляются по-детски непосредственно и в то же время оскорбительно для окружающих.
  4. – Как же воспринимают окружающие, как понимают реакцию мальчика?
  5. Ответы: для близких мальчика его вызывающее поведение – это, прежде всего «страдание» от первого удара судьбы, который всегда тем сильнее, чем «пленительнее мечта».

Учитель: Взрослые дают ребенку перестрадать свое горе. Почему?

Ответы: Дерзкое поведение ребенка вовсе не означает, что негативные черты «перейдут» во «взрослый» характер: Женя, повзрослев, совершенно забыл о случае с цифрами.

И сделали это, по мнению, рассказчика, не годы, а готовность и способность ребенка упиваться исполненной все-таки мечтой: «Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернул ось к заветной мечте …

И вечером, как только эта мечта овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня».

VI. Работа 3-й группы.

Учитель: отношение бабушки и мамы к конфликту между дядей и племянником рассмотрим в сопоставлении. – Какова реакция мамы?

(«Потом заходили к тебе мама и бабушка … », «качали головами», «заводили речь о том, как это нехорошо, когда дети растут непослушными, дерзкими»; «советовали тебе пойти ко мне и попросить … прощения»; «не обращай на него внимания», – говорила мама, – охота тебе разговаривать с такой злючкой»! «Ужасно испорченный ребенок», – сказала, нахмурившись и стараясь быть беспристрастной, мама».)

Вывод: реакция мамы, пытающейся быть беспристрастной, почти однозначна: не следует потакать ребенку.

Учитель: Реакция бабушки иная. Какова она? Какие художественные детали помогают раскрыть ее?

Ответы: Прежде всего, бабушке жалко внука, ей не по душе ссора. Она пытается предотвратить ее (гл.II): «не приставай к дяде». Когда же конфликт произошел, бабушка тяжело переживает его.

Об этом красноречиво говорит описание ее внутреннего состояния через минуту, позу, движения («Ее сердце рвалось в детскую, но она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на потемневшую улицу … »; у нее «задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро колотить чайной ложкой по столу …

» Учитель: Защищает ли бабушка внука? Осуждает ли она сына? Почему открыто не встает на сторону ребенка, не позволяет своей жалости выплеснуться наружу? Можно ли назвать позицию бабушки позицией наблюдателя?

– Каким образом она пытается устранить конфликт?

Учитель: прочитаем выборочно диалог бабушки и внука, предварительно проанализировав ремарки (конец V – нач.VI глав)

Ответы: бабушка мудра, терпелива. Натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела сдержать себя (чего нельзя сказать о дяде), погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к примирению.

Учитель: Можно ли считать, что, смиряя внука, бабушка прибегает к запрещенному приему? Проанализируйте ее последний аргумент в споре с мальчиком: ” – А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал туда-сюда. А цифры? Ведь уже этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте”. – По какой “самой чувствительной струне” сердца мальчика ударила бабушка?

Какой жизненный урок преподнесла она ребенку? Самая чувствительная струна – желание мальчика познакомиться немедленно с цифрами. Огромное желание мальчика Бунин подчеркивает странным словом – алкать (сильно хотеть, жаждать чего-то, стремиться силою воли).

VII. Коллективный анализ VII главы

Учитель: Выделите слова и обороты, передающие психическое состояние дяди и племянника после заключения мира. – Как же осуществляется героями переход к миру и согласию?

– Кому из них труднее дается быстрая смена настроения? Почему?

Ответ: труднее дается смена настроения дяде. Его состояние и в «мирный» период» нельзя рассматривать однозначно. Вот он наслаждается «радостью, с нежностью обоняя запах … волос» мальчика. Но лишь за мгновение до этого у него было «притворно-печальное» лицо, в то время как Женя «покорным, деликатным, осторожным … старался быть», «жадно ловил … каждое слово».

– Что значит слово деликатный? Обратимся к толковому словарю (Нежный, тонкий, хрупкий, мягкий). – Что дает такое противопоставление для понимания характеров взрослого и ребенка?

Ответы: у взрослых труднее происходит смена настроений, они менее естественны в проявлении своих чувств, для них характерны нарочитость, «сделанность» форм поведения, маска «очень умного дяди».

Учитель: Но, наверное, писатель хотел сказать не только об этом. Не случайно ведь бунинский рассказ по своей форме представляет исповедь, монолог.

Обратимся к «Словарю литературоведческих терминов». Монолог (от греч. mопоs – один и logos – слово) – развернутое высказывание одного лица …

– Обратимся к толковому словарю» – Исповедь – откровенное признание в чем-либо, сообщение своих мыслей, взглядов.

Учитель: Но монолог героя вовсе не требует сиюминутного речевого отклика, хотя в нем есть вопросы, адресованные племяннику, перед которым и винится герой-рассказчик, и реплики-вопросы Жени, слушающего исповедь.

IX. Подведение итогов анализа текста

– Что является главным в рассказе? – Каковы взаимоотношения взрослых и детей? Что должно лежать в их основе.

Х. Творческая работа

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам построить собственное размышление об одной из ваших ссор, придумайте название. Если хотите, придерживайтесь плана.

XI. Чтение нескольких работ

ХII. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, а какие жизненные уроки извлекли вы из нашего урока? Да, ребята!   Так должны поступать все: уважать, стараться понять, простить. Тогда можно избежать ссоры, обиды, непонимания.

Приложение

8.03.2009

Ссылка на основную публикацию