Аргументы: Месть и великодушие в романе-эпопее «Война и мир»

Война становится критическим событием в жизни человека. И не важно, идет ли речь о солдате, погруженном в ход баталий, или о безоружном мирном населении. Война в судьбе каждого оставляет след слома — слома нравственного, духовного, этического. Русская литература подмечает позитивную эволюцию или, наоборот, упадок личности, пережившей войну.

Также она приводит примеры подвигов и уроков мужества и патриотизма. Предлагаем вспомнить ключевые литературные произведения. Само направление посвящено 150-летию одноимённого романа Л. Н. Толстого.

И при подготовке к сочинению из этого тематического блока следует обратить особое внимание на роман-эпопею, однако стоит рассмотреть аргументы на тему войны и мира и из других произведений.

«Война и мир»: аргументы для сочинения

«Слово о полку Игореве» (ок. 1185-1187 гг.)

  • В произведении находим:
  • 1) тему патриотизма
  • 2) проблему народного единения
  • 3) мотив героического подвига
  • 4) женский образ

Пафос патриотизма считывается буквально с первых страниц произведения.

Сразу мы встречаем Бояна — «старинного соловья», певца, повествующего о подвигах князей и событиях того времени. Боян хвалит правителей за их удаль, храбрость.

Однако сам автор «Слова о полку Игореве», личность которого нам не известна, судит о них по поступкам с точки зрения вклада в общечеловеческое благо.

Так, автор иллюстрирует проявление истинного патриотизма, он подмечает не только личные качества князей, но и их ошибки, которые привели Русскую землю к раздробленности. К примеру, князь Игорь, удовлетворив своё тщеславие, идёт на половцев, обрекая своих воинов на гибель или плен.

В «Слове…» формируется идея единения земель, единения народа, который живет в разобщенных княжествах. «Золотое слово» Святослава напоминает о прежних временах, о воинской славе:

  1. А ведь было время — без щитов, Выхватив ножи из голенища, Шли они на полчища врагов, Чтоб отмстить за наши пепелища.
  2. Плач Ярославны обращает женские стенания к природным силам:
  3. Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне, Чтоб забыла слезы я отныне, Чтобы жив вернулся он ко мне!

Ярославна обращается и к ветру, и к Днепру, и к солнцу. Ее голос слышен издалека. Образ Ярославны вбирает в себя всю боль женщины, ждущей мужа с поля брани.

«Бородино» М. Ю. Лермонтова (1837 г.)

  • В произведении находим:
  • 1) тему патриотизма
  • 2) идею народного духа
  • 3) мотив героического подвига
  • 4) образ русского солдата

Историю о воинских подвигах автор вкладывает в уста участника баталий. Старый солдат — выходец из народа. В нем будто сливаются голоса однополчан:

Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!

Солдат — человек простой, вместе с тем ему присущи честность, храбрость и благородство души.

Солдат не стремится приукрасить события, показать свою значимость, он правдиво, легко и с особым задором повествует о пережитом на войне. Его рассказ лишен скорби и печали от увиденных кровопролитий.

Солдат видит в борьбе против врагов проявление бравой удали русского народа, торжество патриотического начала. Рефреном звучат строки:

Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!

Аргументы: Месть и великодушие в романе-эпопее «Война и мир»

«Белая гвардия» М. А. Булгакова (1923 г.)

  1. В произведении находим:
  2. 1) изображение гражданской войны
  3. 2) тему сохранения нравственности в условиях войны
  4. 3) тему семейных ценностей
  5. 4) тему мужества и благородства

В романе мы видим четкое противопоставление мира Турбиных и пространства гражданской войны.

Дом Турбиных отличается гостеприимством и уютом: в нем находит приют комичный Лариосик, неожиданно приехавший из Житомира. От жестокости и ужасов гражданской войны главные герои отделены стенами своего дома. Им удается сохранять тепло отношений, семейных ценностей, хотя угрозу им представляет пространство за окном.

Пережив потерю матери, Елена Турбина восстанавливает гармонию дома — она заботится о братьях, молится о близких, занимается бытом.

Благородство души проявляют Николка и Най Турс. Най Турс спасает солдат от переохлаждения, требуя, чтобы им были выданы валенки. Его отзывчивость и ответственный подход к людям восхищают Николку.

Николка берет такие уроки благородства себе на вооружение. В романе юноша совершает настоящий подвиг: он идет на риск, чтобы полковник Най Турс был похоронен по христианским обычаям. (Подробнее о героях — см. учебное пособие «Литература.

Русский и литература. 11 класс. Часть 2», А. К. Михальской, с. 69)

Противоположностью главных героев — Елены, Алексея и Николки — становятся Василиса (Лисович), пекущийся только о богатстве и накопительстве, и Тальберг, который предает Елену и сбегает с другой женщиной за границу. Ему чуждо ощущение ответственности по отношению к близким, он обманывает доверие Турбеных.

Нравственный выбор человека, в том числе и в разрушительных апокалиптических условиях войны, оценивается самим автором в соответствии со вторым эпиграфом «Белой гвардии»: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…»

«Судьба человека» М. А. Шолохова (1956 г.)

  • В произведении находим:
  • 1) изображение разрушительной силы войны
  • 2) изображение простого солдата
  • 3) идею национального духа
  • 4) тему мужества и благородства
  • 5) идею обретения смысла жизни после потрясений судьбы

Название произведения М.

 А. Шолохова подчеркивает, что его герой — собирательный образ человека, пережившего войну. Автор написал историю о человеке, заключив в ней историю миллионов. Судьба Андрея Соколова связана с беспощадностью военного бремени (см. учебник «Литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 2», В. В. Агеносова, с.198).

В довоенное время в его судьбе тоже случались несчастья: Соколову пришлось участвовать в гражданской войне, в 22 года он потерял родителей.

Однако он находит свое счастье с девушкой Ириной, женится на ней, заводит семью, видит, как подрастают дети. У семьи появляются планы на светлое будущее… «А тут вот она, война.

На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон…»

Честный крестьянин становится солдатом. Он принимает удары судьбы, но, в то же время, проявляет стойкость духа. Лагерфюрер Мюллер видит его духовную силу и даже выказывает жест уважения русскому солдату.

Андрея Соколова не покидают надежды на лучшее, пока он не получает известие о том, что жена и дочери погибли. Дом, который Андрей строил, как строил свое счастье, был разрушен фашистским снарядом.

Даже День Великой Победы становится траурным для Соколова, потому что в этот день он теряет последнего родного человека — сына Анатолия. Главный герой остается один, он не чувствует своего героизма, торжества освобождения.

Однако смысл жизни обретается Соколовым, когда он встречает Ванюшку, за которым ухаживает как за родным: «Ночью-то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»

«А зори здесь тихие…» Б. Васильева (1969 г.)

  1. В произведении находим:
  2. 1) изображение разрушительной силы войны
  3. 2) образы женщин на войне
  4. 3) идею национального духа
  5. 4) тему подвига и стойкости духа
  6. 5) проблему исторической памяти

Главными персонажами повести Бориса Васильева становятся пять юных девушек, судьбы и характеры которых очень различаются. И объединяет таких разных людей война. Война заставляет их связаться одной целью и пожертвовать своими мечтами и будущим ради этой цели — ради освобождения Родины. «Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем…» — возмущается Васков в начале повести. И правда, девушки проходят целый путь перерождения, оказавшись на войне. Однако верно говорят, что у войны не женское лицо. Галя Четвертак — романтическая натура — не может побороть свою трусость. Только автор не укоряет ее за это, так как для девушки враждебность противоестественна. Но и женщины проявляют себя настоящими бойцами. Васкова удивляет усидчивость Лизы Бричкиной, которая примечает в лесу все, вплоть до маленьких росинок. Девушки даже способны совершать отважные подвиги: Соня Гурвич, получив удар ножом в грудь, вскрикивает, за что получает смертельный удар. Так Соня успевает предупредить остальных девушек и Васкова о вражеском присутствии. Смерть Жени Комельковой, девятнадцатилетней девушки, можно назвать героической: «…немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо…» Перед смертью Риту Осянину не покидает ответственность за сына, она просит Васкова принять его и, получив обещание, она стреляет себе в висок. Война убивает всех героинь повести — убивает красоту, гармонию, естественность, ребячливость.

Проблема исторической памяти, памяти о войне раскрывается в эпилоге — маленьком фрагменте текста повести. Эпилог переносит нас на несколько десятилетий вперед. Лес, в котором погибли бойцы, соседствует, видимо, с базой отдыха, куда люди теперь приезжают порыбачить. Альберт, сын Риты Осяниной, и Васков же приезжают сюда как на место памяти, чтобы установить скромную мраморную плиту.

Аргументы: Месть и великодушие в романе-эпопее «Война и мир»

Военная лирика Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» (1941 г.)

  • В стихотворении находим:
  • 1) образ Родины
  • 2) поэтизацию русской деревни, образа простого народа
  • 3) тему единства народа

Образ Родины Константин Симонов воплощает через мотив дороги.

По бесконечно длинной дороге, проходящей через деревни, идут солдаты, изнуренные «злыми дождями». Деревенские жители с отзывчивостью относятся к участи солдат, они подают им кринки, шепчут благословения. Это подбадривает русского бойца за свободу Отечества.

В этом пути лирический герой видит всю Россию:

Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась…

В деревне заключена естественность жизни, естественность чувства, потому что, проходя мимо деревенской местности, герой чувствует единение, связь с предками и целыми поколениями. Это будит национальный дух солдата, он осознает, ради чего ему суждено идти по этой дороге.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина – Не дом городской, где я празднично жил, А эти проселки, что дедами пройдены, С простыми крестами их русских могил.

Такая ощутимая поддержка меняет настроение бойца. Он обращается к Алеше — своему собрату-солдату — с рассуждениями о том, что именно война заставляет ощутить этот русский дух. Он слышит его повсюду. Голос русского духа исходит и от людей и от природы: пажитей, лесов. Чувствуя такую связь, герой признается, что горд отдать жизнь за свою Родину:

Я все-таки горд был за самую милую, За горькую землю, где я родился, За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила…

Последние строфы заключают в себе выражение высокого патриотизма, любви к своей Родине, своему народу. Солдат хочет быть лично причастным к освобождению, счастью своего Отечества, поэтому его покидает страх перед смертью и он готов дальше и дальше идти по бесконечной дороге.

Военная лирика Булата Окуджавы «До свидания, мальчики» (1958 г.)

  1. В стихотворении находим:
  2. 1) тему военного бремени
  3. 2) женские образы

Текст «До свидания, мальчики» был положен Б. Ш.

 Окуджавой на музыку, это автобиографическая песня, в основу которой легли искренние авторские переживания. «Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее…» — так высказывался Булат Окуджава.

И это стихотворение-песня не исключение.

В этом произведении война называется подлой. Она опустошила дворы, забрала мальчиков на войну, заставила озорных детей вдруг повзрослеть. Теперь мальчики — солдаты, они должны защищать Родину, «не щадить ни пуль, ни гранат и себя не щадить…»

Автор в первой части стихотворения прощается с мальчиками, во второй части он обращается к девочкам. Потому что война забирает на фронт не только мальчишек, она беспощадно лишает детства, покоя и мира всех.

Девочкам суждено сменить хорошенькие платьица на сапоги и зеленые погоны. Девичьи розовые мечты рассеиваются с приходом войны — теперь никому не придет в голову грезить о свадьбе: «…вместо свадеб — разлуки и дым..

Рефреном стихотворения в обеих частях являются строки, обращенные как к мальчикам, так и к девочкам: «…постарайтесь вернуться назад!» Это негромкая надежда, которую таили в себе миллионы людей, проводивших родных и близких на фронт.

Военная лирика Андрея Дементьева «Баллада о матери» (1967 г.)

  • В стихотворении находим:
  • 1) тему военного бремени
  • 2) образ военных матерей

Центральным в произведении становится изображение образа матери, которая ждет возвращения своего сына с фронта. Тридцать лет она не видела своего сына.

Много лет, как все пришли назад, Кроме мертвых, что в земле лежат.

Но несмотря на это, она верит в то, что сын спасся, что он вернется домой, и надежда дает ей силы жить, в этом мать видит смысл своей жизни. Мать — тот человек, которому не важна военная слава, ордена сына. Ей нужно только то, чтобы он выжил на кровопролитной войне.

Когда в село привезли показывать кино, собралось много народу: и молодые и старики, и кто был на войне и кто не был. Но все имели тяжелые воспоминания о войне: «Трудно было это вспоминать…»

Когда мать видит в герое киноленты своего Алешеньку, она кричит, словно в бреду, она двигается вместе с героем:

Он рванулся из траншеи в бой. Встала мать прикрыть его собой.

Это состояние передалось и другим людям: все кричали вместе с матерью, подбадривали война. Испытав жестокость военного бремени, люди не могли оставаться равнодушными к чужому горю или переживаниям. Солдат же в киноленте — собирательный образ героя, бравого защитника, устремленного к защите Родины.

Читайте также:  Анализ романа «бесы» (ф. м. достоевский)

После просмотра киноленты мать продолжает верить в чудо, она все так же надеется на возвращение сына, надеется даже чуточку больше, ведь только недавно она видела его, звала его. И эта надежда навсегда останется в материнском сердце, которое как ни одно другое любит своего сына.

Также с аргументами на тему войны и мира можно познакомиться в статьях:

1. О литературе военных лет: учебник «Литература. Базовый уровень. 11 класс. Часть 2» Т. Ф. Курдюмовой, с. 52.

2. О русской поэзии периода Великой Отечественной войны: учебное пособие «Литература. Базовый уровень.11 класс» Г. В. Москвина, с. 268.

3. Анализ поэмы «Василий Теркин».

4. Анализ «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого.

#ADVERTISING_INSERT#

Месть и великодушие

Согласно Большому толковому словарю русского языка С.А. Кузнецова, месть – это намеренное причинение зла кому-либо с целью отплатить за потери, страдания, обиды; возмездие. Великодушие – наличие высоких качеств; щедрость души, благородство, снисходительность.

В этой статье мы разберём некоторые художественные произведения, которые учащиеся смогут использовать в качестве литературных аргументов на итоговом сочинении.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 21 главе описывается полёт Маргариты над Москвой. Внимание её привлекает новый восьмиэтажный дом. Она понимает, что здесь живёт критик О. Латунский.

Желание немедленной мести руководит Маргаритой, и она начинает громить квартиру того, кто «погубил мастера»: «Разрушение, которое она производила, доставляло ей  жгучее  наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому  она  стала  делать что попало».

Месть Маргариты потрясает Латунского: «Говорят, что и до сих пор критик Латунский бледнеет, вспоминая этот страшный вечер…». Лишь четырёхлетний испуганный мальчик смог остановить разрушительные действия Маргариты, и она успокаивает заплаканного ребёнка.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» князь Андрей Болконский долго не может простить Наташу Ростову, изменившую ему с Анатолем Курагиным. Его терзает чувство мести к Анатолю, человеку, который разрушил его счастье.

Будучи тяжело раненным, Болконский встречается со своим врагом. Анатоль страдает от боли, он потерял ногу. И вместо чувства реализованной мести Андрей испытывает желание «плакать детскими, добрыми, почти радостными слезами». Чувство всепрощения открывается герою.

Андрей Болконский проявляет великодушие и прощает Анатолю все прошлые обиды.

Тема проявления великодушия интересно представлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а именно во взаимоотношениях Петра Гринёва и Емельяна Пугачёва. Незнакомый человек, впоследствии оказавшийся Пугачёвым, во время бурана показывает дорогу к постоялому двору Гринёву и его слуге Савельичу, тем самым выручая их.

Пётр преподносит спасителю заячий тулуп. И хоть тулуп не подходит Пугачёву, тот благодарен за него: «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», – говорит он Гринёву. Следующая встреча происходит уже во время восстания. Гринёв находится между жизнью и смертью.

Его должны повесить вместе с остальными, но Пугачёв узнаёт Савельича и сохраняет жизнь Петру, проявляя великодушие: «Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов». И далее Пушкин начинает испытывать великодушие Пугачёва, ставя его всё в новые ситуации.

Гринёв отказывается присягнуть Пугачёву: «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», – говорит Гринёв Пугачёву. Самозванец принимает этот отказ. Также бунтовщик выручает из беды Машу Миронову, хотя и узнаёт, что Маша – дочь коменданта крепости. Он помогает освободить её: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай».

Образ Пугачёва неоднозначен. Действительно, каким бы злодеем ни был человек, но в глубине души всегда можно найти доброе начало.

Поистине великодушный и благородный характер представлен в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

В центре повествования простой русский солдат Андрей Соколов, который и в мирной жизни, и  на войне действует по одному принципу: «На то ты и мужчина, на то ты и  солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». В этом образе воплощён русский национальный характер.

                                                                               К.ф.н. Кривенкова И.А.

Аргументы к ЕГЭ по направлению «Месть и великодушие» :: Сочиняшка.Ру

  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Аргументы: Месть и великодушие в романе Война и мир

Великодушие является характерным качеством сильного и благородного душой человека, имеющего представление о добре и зле.

Иногда общество может противопоставить месть великодушию и рассудить отмщение как черту характера, говорящую о несостоятельности духовного мира человека. Л.Н.

Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» подталкивает читателя к рассуждению об этих явлениях и их роли в человеческой жизни.

Великодушие человека на войне

Человеческое великодушие может проявляться как в повседневной жизни, так и на фронте, что мы и наблюдаем на примере Пьера Безухова, попавшего на место ведения военных действий. Будучи представителем дворянского сословия, Пьер во время войны с французами не спешит покинуть свои имения и переехать вглубь страны, дабы спрятаться от вражеских войск.

Наоборот, он отправляется в самое сердце военных событий, помогая нуждающимся людям. Пьер спасает девочку, которая из-за собственного страха пряталась под скамейкой во время пожара и была абсолютно беспомощна в тот момент. Также молодой дворянин помог женщине избежать приставаний от французских солдат.

Поступки этого героя свидетельствуют о безграничном великодушии и о его любви к миру, простым людям.

Месть и великодушие

Определение 1 Вечные темы (в искусстве) — традиционные, неисчерпаемы проблемы, всегда актуальные в любом обществе, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.

Вечными являются следующие проблемы:

  1. Добро и зло (свет и тьма);
  2. Разум и чувства (долг и честь);
  3. Вопрос смысла жизни человека.

Этот список можно продолжать довольно долго. В конце концов в нём мы сможем найти и проблему мести и великодушия, двух понятий-антиподов.

  • Определение 2
  • Месть — вред, причиняемый в наказание за вред, причинённый ранее.
  • Великодушие — свойство характера человека, его способность к прощению, незлопамятности; одна из высших добродетелей человека.

Многие писатели поднимали тему противостояния данных понятий в своих произведениях. Практически во всех из них звучит такая мысль: великодушие — это проявление внутренней силы, в то время как месть — это слабость, неспособность противиться искушению ответить ударом на удар.

Человек, находящийся в гармонии с миром и самим собой, может быть великодушен. Месть же — деструктивная сила, разрушительно влияющая как на человека, который мстит, так и на его жертву.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Месть и великодушие в зарубежной литературе 420 руб.
  • Реферат Месть и великодушие в зарубежной литературе 230 руб.
  • Контрольная работа Месть и великодушие в зарубежной литературе 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Многие авторы обращались к темам мести и великодушия, рассуждая о том, является ли месть необходимой мерой защиты или же духовной слабостью.

Прощение как форма великодушия

Великодушие может являть себя не только лишь в помощи к людям, нуждающимся в поддержке, но и в прощении провинившегося человека. Нужно быть поистине сильным и благородным человеком, чтобы переступить через ненависть и злость к обидчику и простить его в своем сердце.

Князь Андрей Болконский предстает перед читателем как человек благородной души, а потому способный простить предательство своей возлюбленной и её любовника.

Увидев, как потерявший на войне ногу Анатоль Курагин стонет от боли и изнемогает от мук на столе у военного хирурга, князь Болконский отпускает свои обиды, тревожившие его ранее.

Пройдя через злость, гнев и ненависть к людям, ранившим его сердце, князь Андрей приобретает опыт и зрелость в человеческих взаимоотношениях. В таких случаях обычно говорят, что время лечит.

В ситуации князя Болконского время не только вылечило, но и помогло осознать ценность прощения не столько для обидчика, сколько, в первую очередь, для самого Андрея. Жажда мести — это тяжкий груз, нести который на своих плечах отнюдь не легко.

Андрей Болконский простил измену, избавив себя от беспокойства и гневных мыслей, мучивших его на протяжении долгого времени.

Максим Горький «На дне»

Герои произведения Горького «На дне» — ожесточенные люди, склонные винить всех в своих бедах и мстить. Автор изображает прослойку общества, которая оказалась на самом «дне» — это погрязшие в бедности и разврате люди.

Большинство из них духовно деградированные личности, поэтому уже не только не пытаются сами выбраться со «дна», но и стараются затянуть на дно других. Им кажется, что так они мстят всем за свои сломанные судьбы.

Они не могут встать на ноги и поэтому не хотят, чтобы это сделали другие.

Одна из героинь по имени Василиса мстит сестре, приревновав ее к своему любовнику. Васька Пепел проявлял некий интерес к младшей сестре любовницы, но вряд ли это было чем-то серьезным.

Но своенравная Василиса так заигралась в свою «справедливую» месть, что даже довела мужа и любовника до драки, в результате которой первый из них погиб. А Ваське грозила теперь каторга. Однако Василиса не пытается его от нее спасти.

Героиня мстила якобы за то, что осквернили ее любовь, но была ли это любовь, если она переживала только за свое ущемленное самолюбие? Конечно нет, эгоистичная любовь привела ее к жестокой мести и ожесточению души.

Не только Василиса, но и большинство других героев пьесы не склонны к великодушию.

Однако все-таки Горький дает один образ, который до конца еще не сломленный и не ожесточенный – это Лука. Он странник, который узнал в жизни много бед, даже бывал на каторге, но не стал жестоким.

Лука еще способен на великодушие, он старается вселить в обитателей «ночлежки» надежду на лучшее будущее, говорит с ними ласково и участливо. Однако этим людям уже нельзя помочь – такой вывод можно сделать из финала пьесы. Лука оставляет их, возможно, поняв это.

Герои произведения «На дне» не имеют не только дома, но и доброго сердца, поэтому им не поможет чья-то помощь и великодушие. Они не могут оценить то, чего не имеют в своих душах. Пьеса несет важную идею – люди сами должны хотеть не быть на дне.

Месть за свое ущемленное самолюбие, за то, что оказались в нищете тем, кто в этом не виноват – все это результаты духовного вырождения героев.

Великодушие – великое качество человека, но оно не может помочь, если люди не умеют ценить добро, если склонны только к низменным стремлениям. Месть для таких людей ближе и понятнее, потому что так они чувствуют себя лучше, сделав кому-то больно, они ощущают радость, не понимая, в чем настоящее счастье.

Читайте также:  Леонид андреев: анализ рассказов

Последствия жажды мести

Природа мести, как мы уже отметили выше, неоднозначна: с одной стороны, желание отомстить обидчику вполне оправдывается чувством собственного уважения, а с другой стороны, желание отомстить может преследовать человека долгое время, не давать ему покоя, сбивать с мыслей и попросту мешать жить и наслаждаться сегодняшним днём.

Элен Курагина, будучи женой Пьера Безухова, изменяла своему мужу с Долоховым, к чему молодой граф не остался равнодушным. В порыве гнева на очередном светском застолье Пьер, не сумевший стерпеть ехидной насмешки от Долохова, вызвал любовника своей жены на дуэль. Ранив своей оппонента, Пьер жалел о своем сиюминутном желании отомстить и раскаивался за содеянное.

Так, месть не успокоила Безухова, а наоборот привнесла в его жизнь новые переживания.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Если месть иногда все же может быть справедливой, то мстительность не может быть качеством благородного человека. Как раз о таком человеке рассказывает нам Александр Пушкин в своей повести «Капитанская дочка». Образ Алексея Швабрина – это пример мстительной, эгоистичной личности.

Он мстит главному герою Петру Гриневу за то, что тот оказался удачливее его в любви – Маша Миронова влюбляется в Петра, а не в Алексея. Но герой не хочет принимать поражение и старается обманом женить на себе девушку. Своей подлостью Швабрин провоцирует дуэль с Петром.

Но и тут герой верен себе: он пользуется невнимательностью соперника и стреляет в него.

Когда бунтовщики захватывают крепость, Швабрин не защищает ее, а пользуется моментом, чтобы украсть Машу. Он долго ее удерживал в плену, пытаясь заставить выйти за него замуж. Однако Петр спасает возлюбленную при помощи Пугачева.

Так как Пугачев был вне закона, то Швабрин, скорее всего именно он, пишет донос на Гринева, обвиняя его в том, что он является сообщником бунтовщика Пугачева. За такое преступление Петру грозит страшное наказание, но от злой судьбы героя спасает Маша.

Она лично просит императрицу помиловать Гринева, ведь он не виновен и просил помощи у Пугачева только ради ее спасения, а не потому что был с ним заодно. Искренность девушки понравилась императрице — и Петра сразу отпустили.

От мстительного Алексея отличаются не только главные герои Петр и Маша, но и Емельян Пугачев. Он проявляет великодушие к Петру, даже, несмотря на то, что тот является врагом. Он способен отвечать добром на добро. Однажды в метель Пугачев указал путь Гриневу, и он за это подарил ему шубу.

Когда Петра взяли в плен бунтовщики, Пугачев отпустил его в знак благодарности. Позже он вновь помогает Петру, освобождая из плена возлюбленную. И это, несмотря на то, что Петр не согласился примкнуть к бунтовщикам. Емельян не только не стал мстить, но и проявил великодушие.

Пушкин показал, что не всегда союзники оказываются благородными и не всегда враги мстительные, все зависит от самих людей.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» показал недостатки современного ему общества, собрав их в одном образе – главном герое.

Печорин – противоречивый человек, который часто поступает низко, но осознает аморальность поступков. Он – умная, эгоцентричная личность, считает, что познал жизнь и имеет право жить, как хочет.

Когда он увидел красивую черкешенку Бэлу на кавказской свадьбе, то решил, что получит ее любым способом. Он подкупает брата девушки Азамата, пообещав ему коня Казбича, который славился суровым нравом. Бэла оказывается в плену у Печорина. Но молодой мужчина сумел подобрать ключ к ее сердцу.

Девушка влюбляется в героя, но он, получив желаемое, теряет интерес. Печорин все реже приходит к ней. Возможно поэтому Казбичу, который решил отомстить, было не сложно украсть Бэлу. Мужчина был зол на Печорина, потому он украл у него коня.

К тому же, раньше Казбич тоже любовался Бэлой, но она стала женщиной другого, что еще сильнее обозлило черкеса. Герой не смог простить и жестоко отомстил за обиду.

Когда он украл Бэлу, вслед за ними была погоня. Казбич не смог бы уйти от нее вместе с девушкой, поэтому он вонзает в нее нож и выбрасывает на дорогу. Юная черкешенка стала жертвой мести Казбича.

Он хотел насолить Печорину, а пострадала Бэла. Чего добился Казбич своей местью? Не отомстил настоящему обидчику, погубил невинную девушку и свою душу.

Месть не может принести добро, потому что совершается из чувства ненависти.

В этом романе есть еще один мститель – Грушницкий. Он старался казаться героем, но выходило это не правдоподобно. Ему нравилась княжна Мери. Когда главный герой это заметил, то решил позлить его, соблазнив Мери. Она всерьез восприняла ухаживания, и Грушницкий решил отомстить своему сопернику, обвинив в совращении княжны. Григорий не стерпел обиды и вызвал его на дуэль.

Но Грушницкий струсил, и решил победить обманом, но Печорин это понял, и застрелил хитреца. Месть часто приводит к трагичному финалу. Грушницкий не совладал с эмоциями и даже хотел поступить подло, но месть обернулась против него же. Если бы он поступил великодушно и простил счастливого соперника, то, скорее всего, тот бы скоро утратит интерес и сам уступил ему Мери.

Выбирая между местью и прощением, стоит думать не только о своей гордости, но и о последствиях – одна из главных идей романа.

Пример великодушия из поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя

Мнимое великодушие (ЧИЧИКОВ) Предложение Чичикова платить подати за умерших крестьян совершенно изумило Плюшкина, от радости он даже потерял дар речи.

Всех своих дворовых Плюшкин подозревает в воровстве; черты «великодушия» Чичикова тоже стали казаться ему невероятными, и он, к радости Чичикова, поспешил со сделкой. После отъезда Чичикова Плюшкин решил даже отблагодарить гостя за его великодушие и сделать ему подарок.

«Я ему подарю, – подумал он про себя, – карманные часы: они ведь хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек еще молодой, так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, – прибавил он после некоторого размышления, – лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духов- ной, чтобы вспоминал обо мне».

Л.Н. «Анна Каренина»

Мотив мести есть и в знаменитом романе Толстого «Анна Каренина». Главная героиня уходит от мужа к любовнику, что не было принято в обществе тех времен. Хотя многие тайно изменяли, но внешне изображали нравственность. Анна Каренина решила поступить так, как подсказывало ей сердце, но в результате дорого заплатила.

Ее муж Алексей Каренин хоть и не был злым человеком, но не смог простить жену и низко мстил, не разрешая видеться с родным сыном.

Героиня чувствовала вину — и это отображалось на ее отношениях с возлюбленным. И даже, когда она родила от него дочку, она не смогла ее полюбить так же, как сына.

Возможно, потому что она считала отношения с любовником грехом, и дочь стала еще одним напоминанием о ее проступке.

Анна не признает это, но чувствует.

Ее начинают терзать сомнения, а любит ли ее Алексей Вронский так, как любит его она? Ведь она пожертвовала ради него мужем и сыном, а что сделал для нее он? И неосознанно героиня начинает мстить Алексею за свои сомнения и муки.

Она часто устраивала истерику, спрашивала, любит ли ее Алексей, однако его утвердительные ответы не убеждали Анну. Доведя себя до отчаяния сомнениями и угрызениями совести, Анна Каренина бросается под поезд, считая, что так сможет отомстить за свои муки.

Автор показывает на примере главной героини, как не стоит решать конфликты, как месть может привести к трагедии. А ведь ее можно было избежать, если бы герои проявили великодушие. Если бы муж не мстил, используя ребенка, если бы Анна смогла принять свой поступок и не винить в нем возлюбленного, скорее всего, финал мог быть не таким страшным.

Для контраста Толстой вводит в роман другого героя – антипода Анны, Левина. Он любит простую спокойную жизнь и сторонится страстей, которые так любила эмоциональная Каренина. Левин добивается своим упорством любви Кити и создает с нею хорошую семью, основанную не только на любви, но и на уважении.

Девушка вначале не отвечала ему взаимностью, потому что была ослеплена красавцем Алексеем Вронским. Но Вронский выбрал яркую Анну, а не тихую Кити. И скорее всего для Кити так было лучше, ведь неизвестно, смогла бы она обрести счастье с таким, как Алексей Вронский.

А Левин стал отличным мужем, ведь он благородный человек, умеющий по-настоящему любить и уважать.

Лев Толстой показал на примере главных героев, что месть разрушает семьи, и что великодушие помогает создать семью.

Месть и великодушие: аргументы к итоговому сочинению 2021. Выстрел. Герой нашего времени. Война и мир. Дубровский

В сочинении на тему мести для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужно указать основные значения слова и привести аргументы и тезисы. Наряду с замечательными и примерными качествами — добротой, сочувствием — у людей присутствуют зависть, алчность и месть. Человек мстит, целенаправленно причиняя зло обидчику за высказанное в его адрес оскорбление.

Определение и основные черты

Человек попадает в такие обстоятельства, когда считает себя или близких незаслуженно обиженными. Появляется желание проучить виновников, заставить их страдать морально или физически. Разные факторы могут влиять на человеческий характер и темперамент.

Причины мести:

  • Ревность.
  • Доставление боли и убийство.
  • Обида.
  • Предательство.
  • Измена.

Местью называется действие личности по отношению к оппоненту с целью причинения вреда. Оправдать такой поступок можно, когда недопустим иной вариант восстановления справедливости, в другом случае месть ставит человека на один уровень с врагом.

  Сочинение на тему мой любимый школьный предмет история

Все зависит от психологии личности, характера, темперамента и восприятия мира. У людей, живущих в гармонии с собой, редко возникает желание возмездия. Мстительные люди хотят расплатиться с обидчиками той же монетой, заставить ощутить пережитое.

В Японии бытует пословица, означающая суть определения мести: «Если идешь мстить, готовь могилу и себе». Это чувство губит душу и жизнь.

Цель мести:

  • Возмездие за причиненную боль и страдание.
  • Наказание обидчика.
  • Жестокость по отношению к недругу.

Детей воспитывают с ясным пониманием того, что людей необходимо прощать. Личность под властью эмоций стремится к расплате. Психологические удары, вызванные потерей родных, серьезными моральными травмами, лишают человека возможности рассуждать разумно.

Читайте также:  Основная идея повести «Собачье сердце» (М.А. Булгаков)

Самостоятельно вершить правосудие и мстить не является лучшим выходом из ситуации, но порой человека толкает на это не только горячий нрав, обычаи, социум, но и обстоятельства. С помощью мести он рассчитывает добиться справедливости в волнующем вопросе.

Желание расплаты вызывает уязвленная гордыня, обида за нанесенное оскорбление или ущерб. Обиженный предполагает, что отомстив, он восстановит справедливость. Это чувство сжигает личность, лишая ее жизненных радостей.

Месть уничтожает разум, а люди не осознают, что губят себя. Мстительность основывается на не прощении. Например, женщине сделали больно или задели ее самолюбие, унизив прилюдно. Она постоянно думает о произошедшем, негативные мысли ежеминутно прокручиваются в памяти. Злые намерения поглощают личность, а в голове созревает план причинения боли обидчику или другому человеку.

Литературные иллюстрации

В сочинении-рассуждении на тему «Что такое месть?» в качестве примера представлены произведения художественной литературы. В «Евгений Онегин» А. С.

Пушкин причиной мести главного героя — Ленскому обозначил зависть. Онегин завидовал счастливым отношениям Ленского и Ольги, впоследствии чувство раздражало его.

Пара «оскорбляла самолюбие» Евгения, поэтому мужчина не построил собственное счастье с Татьяной, отказав ей во взаимных чувствах.

Онегин считал Ольгу легкомысленной особой, желая доказать это, вызвал Ленского на дуэль. Евгений старше и опытнее оппонента, он понимал, что победа будет за ним, поэтому мог избежать поединка. Мужчина становится убийцей, причиной которой стало мщение и слабость характера.

Другим произведением является поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Когда любимый опричник царя Кирибеевич соблазняет супругу купца — Алену, Калашников начинает мстить. Отстаивание чести семьи купца он видит в кулачном бою на смерть. Победа над врагом становится для мужчины смертельной казнью.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтова в главе «Бэла» месть считается традиционным явлением культурного наследия горцев. Это низкое чувство не вспыхивает внезапно, а становится необходимостью согласно традициям народа.

На примере Казбича читателю представлен кодекс чести горца. Герой мстит за воровство коня, как дорогого атрибута кавказского мужчины, убивая отца Бэлы. Похитив и убив девушку, он мстит инородцам.

Месть в литературе играет не последнюю роль. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» мотив возмездия проходит на протяжении всей жизни.

Фаддей мстил Матрене за замужество с его братом, а также окружающим людям, супруге и детям. Пагубное желание становится причиной гибели Матрены. Женщина попадает под поезд во время перевозки горницы.

Поведение Фалдей не оправдывал, он не преодолел жизненные сложности. Человек отомстил не одному обидчику, а судьбе.

Каждый автор понимает месть как показатель слабости личности, неспособной достойно перенести обиду. Мстительный гражданин нравственно опускается на один уровень с врагом, посвящая жизнь отрицательным намерениям и действиям.

Примеры из литературных творений выражают мысль о том, что месть сопряжена с желанием наказания противника, используя жестокие и злые действия.

СПАДИЛО.РУ

Дополняем тематику итогового сочинения «Месть и великодушие» аргументами из литературы!

«Война и мир» Л.Н. Толстого

Герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский, при всем своем благородстве, не готов проявить великодушие. Он считает поступок Наташи Ростовой предательством. И не может простить ее и соперника. Князь признается Пьеру, что никого ранее так сильно не любил и одновременно не ненавидел, как эту юную девушку.

Анатоля Курагина – своего соперника Андрей готов вызвать на дуэль при первой же личной встрече. Этой беседе помешала война. Через бои и сражения несет Болконский свою ненависть. Но встречает в госпитале Курагина, которому отнимают ногу.

Сам князь Андрей лежит на соседнем ложе тяжело раненый, поэтому становится свидетелем этой сцены. В такой момент исчезает ненависть, уходит жажда мести. Великодушие просыпается в душе молодого князя вслед за состраданием. Соперники примиряются.

Второй герой романа – Пьер Безухов демонстрирует иную модель поведения в подобной ситуации. Его жена – Элен Курагина изменила ему с офицером Долоховым. У юного графа, в отличие от Болконского, была своевременная возможность дуэли. Поединок состоялся. Пьер ранил соперника.

И теперь, все обдумав, благодарит Всевышнего за то, что помог ему не совершить убийство. Долохов остался жив. Безухов проявляет великодушие по отношению к обидчику. Он склонен к христианскому прощению, нежели к ненависти и мести.

«Кавказ» И.А. Бунина

И.А. Бунин много пишет о любви, изменах, предательстве. Одним из таких рассказов стал «Кавказ». Жена военного сбегает от мужа, которого считает тираном, с любовником на Кавказ. Мужчина ищет жену по указанным адресам, но не находит.

Обман раскрыт, а предательство становится очевидным для героя. Офицер не может вынести позора. И стреляет в себя из двух револьверов. Но это трудно назвать актом великодушия. Своего рода это вызов на дуэль иллюзорного противника.

Поэтому такой поступок больше напоминает месть, чем прощение.

«На дне» М. Горького

В драме «На дне» М. Горький предлагает нам спуститься на дно жизни и понаблюдать за героями. Их отношения наполнены ожесточением, злостью, а поступками движет месть. Они мстят друг другу за то, что оказались в этом обществе, за неустроенную жизнь, за то, что не нужны обществу и государству.

Эти несчастные люди стараются утянуть товарища еще глубже, чтобы чувствовать себя не такими потерянными. Человек – странное существо. Когда он видит, что кому-то хуже, ему становится легче. Поэтому неписанным законом ночлежки становится потопление другого. Если у меня нет возможности подняться, то ни у кого ее не должно быть.

Василиса становится тираном и деспотом для собственной младшей сестры. Так как видит, что ее любовник проявляет интерес к девушке. Месть, выраженная в интригах, достигает своего апогея в момент драки, когда погибает муж героини. А любовнику – Ваське Пеплу грозит суд, а затем каторга. Но деспотичная Василиса уже не может остановиться. От ее клеветы страдает все больше людей.

Становится ясно, что месть – страшное чувство, оно разъедает личность изнутри, уничтожая в человеке все хорошее, доброе, затмевает разум.

Герои Максима Горького не могут проявить великодушия. Потому, что к ним никто никогда его не проявлял. Поэтому они стараются задеть, унизить, сделать больно друг другу. Нужда, страдания уничтожили в них человека. И даже странник Лука, прошедший каторгу, терпевший немало испытаний, но не потерявший свет в душе, не может возродить к жизни обитателей ночлежки.

«Матерь человеческая» В.А. Закруткина

В.А. Закруткин в драме «Матерь человеческая» показал нам сложную ситуацию в жизни простого человека. Мария – обычная русская женщина. Но вторжение неприятеля на родную землю лишило ее всего, что она любила: мужа, сына и дома. Поэтому увидев раненого немецкого солдата, она решается его добить.

С ненавистью в сердце и вилами в руках женщина бросается на врага. Такова ее месть за смерть близких, гибель соотечественников, надругательство над родной землей. Но сердце Марии дрогнуло, она слышит слова юноши, который называет ее мамой. Она понимает, что он совсем еще молодой и где-то в далекой Германии его ждет мать.

Русская женщина не склонна к агрессии, она проявила высшую степень великодушия в показанной ситуации.

«Анна Каренина» Л.Н. Толстого

В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» главному герою – Алексею Каренину сложно простить супругу и проявить великодушие. Измена жены стала для него тяжелым ударом. Но и к открытой мести мужчина не готов. Дуэль испортит его репутацию. Он подавлен и потерян. С юных лет он привык скрывать свои эмоции, не проявлять их даже с родными людьми.

Что угнетало Анну и сына. Но Алексею поддержка была нужна не меньше, чем самой Анне. У жены он ее так и не получил. А она, в свою очередь, не дождалась прощения супруга. В данном случае месть проявилась в отсутствии милосердия, понимания. Если бы герои проявили великодушие друг к другу, то трагедии удалось бы избежать.

Ненависть разрушила души героев.

Опасность и решение проблемы

Мстительность присуща слабохарактерной, низкой по статусу личности, ведь только сильные духом умеют прощать. В сочинении для 9 класса можно сделать вывод, что необходимо учиться благородству и освобождаться от злобы, а также узнать, каковы итоги мщения.

Серьезные последствия и оправдание поступка

Человек становится одержим самосудом и порой на фоне отмщения, происходят серьезные несчастья, после которых наступает раскаяние. Впоследствии он сожалеет о случившемся, теряет свой успех, но время назад не вернуть.

Месть приобретает устрашающие масштабы, когда происходят трагедии, а за ними стоит конкретный объект. Случаются ситуации, когда возмездие становится единственным способом добиться правосудия.

Примером является история Виталия Калоева, потерявшего семью в авиакатастрофе. Самолет разбился по вине авиадиспетчера. Узнав подробности, мужчина искал способы встречи с виновником.

Виталий лично участвовал в поисках после несчастья, и сам обнаружил предметы, принадлежавшие жене и ее тело. Из-за ошибки диспетчера человек лишился семьи, а спустя время Виталий нашел виновника и убил его на глазах у семьи, за что был осужден.

В этом заключается опасность человека, которому нечего терять. Безрассудство и жестокость делает личность неуправляемой и неконтролируемой.

Мало людей, готовых простить, проявить великодушие или безразличие, а многие, пытаются отомстить. Милосердный человек уступает и прощает все обиды.

Последствия мстительности трагичны и влекут невосполнимую потерю, ломают судьбы, разрушают надежды и изменяют жизнь. Сведя счеты с обидчиком, человек не может жить безмятежно, приходит осознание того, что поступок был неправильным, и тогда пробуждается совесть.

В погоне за расплатой личность теряет человеческий облик, морально-нравственные позиции и идет на крайние меры. Он не получает удовольствия от обыденных дней, на душе воцаряется равнодушие, а реальность кажется безысходной.

Менее сдержанные и импульсивные делают это на фоне нахлынувших отрицательных эмоций, а другие вынашивают план возмездия месяцами и годами.

Из ребенка, которого в семье не любили, не уважали, унижали или били, в будущем вырастет взрослый гражданин с очевидным ощущением того, что его личность не имеет ценности для окружающего мира.

Чтобы выжить и защитить себя от опасностей, ему приходится быть агрессивным из-за инстинкта самосохранения.

Такой индивид травмирован, изранен с младенческих лет и может отличаться нестандартным поведением.

Внешнее событие, угрожающее для него, воспринимается враждебно. Но из-за низкой самооценки личности, прав у человека мало, поэтому характерная агрессия с помощью защитных барьеров психики перевоплощается в обиду. В сложных ситуациях, приводящих к гибели, нужно отвечать по закону.

Ссылка на основную публикацию