Анализ поэмы «Черный человек» (С. Есенин)

Анализ поэмы «Черный человек» (С. Есенин)

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 118.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 118.

Поэма “Чёрный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал её давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Чёрный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.

История создания – поэма была задумана поэтом ещё во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

  • Композиция – поэма построена на диалогах и больше напоминает пьесу.
  • Жанр – лироэпическая поэма.
  • Стихотворный размер – дольник.
  • Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “на шее ноги
    маячить… невмочь”.
  • Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.

Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Сравнения – “голова моя машет ушами, как крыльями птица”.

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился ещё в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжёлый для восприятия. Есенин решил сократить поэму, но депрессивность и глубина страдания, воплощённые в поэтической форме, всё равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у неё просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные ещё в Америке, и значительно сократить произведение.

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось.

Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждёт от него революционных маршей.

Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжёлый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Чёрного человека”, который был завершён в 1925 году.

Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает своё ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре.

Что же видит этот человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви: кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней.

Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“Чёрный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нём ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом поэма является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал драматическую композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким чёрным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой приём, как вступление – в нём Есенин обращается к другу.

Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму.

С одной стороны, в нём описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, в ней есть сюжет, который можно отследить.

Есенин использует в поэме тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать своё настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.

Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “на шее ноги маячить… невмочь”, сравнения – “голова моя машет ушами, как крыльями птица”, горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”, а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 118.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Олеся»с результатом 10/12

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 16/16

Гость завершил

Тест на тему “Древний Рим”с результатом 9/9

Гость завершил

Тест Вторая мировая войнас результатом 15/22

Гость завершил

Тест на тему “Древний Рим”с результатом 6/9

Гость завершил

Тест на тему “Сатира”с результатом 3/5

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 15/15

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 13/19

Гость завершил

Тест Кольчатые червис результатом 10/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ поэмы «Черный человек» (С. А. Есенин) | Литрекон

Самый Зелёный · 14.02.2019

Крестьянский поэт, желтоволосый с голубыми глазами, воспевающий красоту рязанских полей — такого Есенина все мы знаем. Однако рязанский сельский паренек писал не только про белую березу и страну березового ситца.

Есенин — это еще и про надрыв, отчаяние, хаос, маяту, боль, вечное опьянение, распад личности.

Поэма «Черный человек» — попытка глубокого мрачного самоанализа, подводящая итог жизни поэта, воплощающая в себе всю накопившуюся боль.

История создания

1926 год, журнал «Новый мир», первая публикация «Черного человека». А теперь развернемся в 1923 год.

В это время 28-летний поэт бывает в Америке и встречается с Айседорой Дункан, с которой в этом же году расстается, и, что нам сейчас особенно важно, именно в 1923 создает первоначальный вариант «Черного человека» — еще более трагический, монументальный и страшный.

Софья, следующая после Айседоры женщина Есенина, отмечает, что слушать поэму было невозможно — разрывалось сердце. Вариант 25-го года сокращен и менее драматичен — по словам современников.

Чтобы понимать замысел «Черного человека» таким, каким его задумал Есенин, важно знать контекст. Черный человек — не бред воспаленного алкоголем сознания, это не в одночасье написанная поэма, ведь идея пришла к поэту еще во время заграничных гастролей, где его одолевала страшная тоска по родине, где казалось, он никому больше не нужен.

Считать, что «Черный человек» — предсмертная исповедь поэта, как видите, ошибочно. Есенин как минимум два года жил в том мраке, что описан в произведении.

Жанр, направление, размер

Жанр: лироэпическая поэма, не лишенная, однако, и драматизма, ведь налицо трагический внутренний конфликт, разрывающий лирического героя на части. В ней есть и роли, и реплики, и даже ремарки автора. Произведение можно сыграть на сцене.

Поэтому можно сделать вывод, что оно сочетает в себе все три рода литературы: эпос (перед нами история с линейной композицией, героями и характерными чертами того времени, когда это происходит), лирика (это произведение в стихах), драма (ее черты описаны выше).

Направление сложно определить точно. По новаторству и времени создания это модернистское произведение, сочетающее в себе черты мистического реализма, романтизма и экзистенциализма.

В реальности и обыденности нашего героя сомнений нет, но его видение выходит за пределы действительности. В диалоге много резких и грубых подробностей из жизни поэта. Все это указывает на мистический реализм.

Романтизм ощущается в пейзаже, который транслирует чувства героя. Основными темами, как и принято в рамках направления, являются одиночество, смерть, внутренние противоречия личности.

На экзистенциальные корни поэмы указывает озарение в момент пограничного состояния (герой пьян, сознание покидает его, и только тогда высвобождается его истинная сущность, испытывающая экзистенциальную тошноту от всей его жизни).

Размер стихотворения: дольник

Композиция

Поэме присуща театральная композиция, где сразу две сюжетные линии представлены в виде диалогов. Начинается поэма в виде разговора с воображаемым (а может быть и нет) другом. Друг молчит. Вторая линия — с Черным человеком — также имеет форму диалога.

Поэтому так любят читать поэму со сцены. Достаточно надеть на руку черную перчатку, и лирический герой превращается в черного человека (кстати, в хронике Есенина есть стихотворение, озаглавленное «Человек в черной перчатке»).

В этом и состоят особенности композиции.

Поэма имеет 3 смысловые части.

  1. Завязка, первая часть — знакомство с психологическим состоянием героя и его черным человеком.
  2. Первая часть закольцовывается во вторую — кульминацию, начинающуюся с того же «Друг мой, друг мой». Во второй части наступление Черного человека приобретает необратимый характер. Решено — с ним надо покончить – трость летит в переносицу.
  3. И наконец — развязка. Лирический герой один стоит в комнате.

Смысл названия

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третий

Сидит. (А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери»)

Мифологический черный человек — это целый архетипический образ, имеющие свои особенные черты. Например, он всегда двойственен. С одной стороны, он несет в себе зло и деструктив, но с другой стороны, именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и проверке на прочность.

Читайте также:  Образ Дубровского из одноименного романа Пушкина

Одно из первых упоминаний черного человека в коннотации некой человеческой тени в русской литературе, встречается у Пушкина в произведении «Моцарт и Сальери».

Черный человек незваным гостем является к Моцарту и заказывает “Реквием”. На протяжении всего времени Моцарта не покидает мысль, что он пишет свою предсмертную мессу.

У Пушкина черный человек — это не Франц фон Вальсек, одетый в черное — это предзнаменование судьбы, пророчество, предупреждение.

Черный человек в литературе — символ личностной трагедии, внутреннего кризиса, угнетающей обстановки в мире. «Черный человек», вынесенный Есениным в название, лишь подчеркивает всю глубину переживаний поэта.

Образы и символы

В поэме два одинаково важных действующих лица: образ черного человека и образ лирического героя. Один лирический, который не может быть второстепенным хотя бы в силу жанра, второй — черный, которого мы можем либо отождествлять с лирическим, либо рассматривать, как духа или видение.

Есенин=лирический герой=черный человек?

Консервативные литературоведы за такое высказывание нас по головке не погладят. Нельзя отождествлять лирического героя с автором. Однако, стоит посмотреть, как много в поэме автобиографических черт.

И упоминания об Айседоре Дункан («женщину, 40 с лишним лет»), и автопортрет «желтоволосого, с голубыми глазами» из Рязани. Стоит вспомнить, какую боль вызывало прочтение этой поэмы Есениным у его друзей, потому что они знали — беда с ним.

Поэтому обрушим на себя гнев литературоведов и приравняем лирического героя к автору.

Мысль о том, что Есенин страдал раздвоением личности, что позволит нам считать лирического героя и черного человека одним целым, чуть более спорная. Тут возможны несколько раскладов.

Первое, черный человек действительно альтер эго поэта, его второе я, и этот разрыв надвое так разрушает поэта.

Второй вариант: черный человек — иллюзия воспаленного сознания, вызванная постоянной бессонницей («Так ненужно и глупо страдал бессонницей”) и алкоголем («Осыпает мозги алкоголь»).

Дмитрий Быков, настаивая на биполярности личности, говорит о постепенном распаде ее, что проявляется даже грамматически: «Ей на шее ноги маячить больше невмочь». Что такое шея ноги? Непонятно.

Чёрный человек как вторая личность Есенина, его чёрная, разрушающая часть, злобно нашёптывающая на ухо, что все его искусство ничего не значит, а единственное, что осталось в поэте — похоть и «дохлая лирика».

Темы и проблемы

Проблематика произведения весьма богата, здесь каждый найдет для себя злободневный вопрос.

Экзистенциальное одиночество. Лирический герой заперт внутри собственного сознания. Он страдает не от нехватки общества, а от ненужности этому обществу, от пропасти, что лежит между ними.

Никто не в силах его понять, и он все же отчаянно пытается найти понимание в друге, до которого тщится достучаться. А, может, и не тщится, ведь на призыв почему-то приходит именно черный человек.

В этом и заключается трагизм поэмы.

Двойничество. Измученное сознание поэта порождает чёрного человека. Это смело можно подтвердить последними строчками: «Я один…». Но весь трагизм в том, что теперь внутри одного тела заперто два человека. И один, как бы странно это не звучало, пытается помочь другому. Черный бросает лирическому герою вызов.

Ошибочно дихотомически делить двух героев на добро/зло, делая при этом чёрного человека дьяволом. В чем он виноват? Почему он отрицательный герой? Он вскрывает пороки своего собеседника, выводит наружу всю его грязь. Он скорее помощник, от которого можно либо принимать, либо не принимать помощь. Работать над этим или нет.

Может, это и есть тот самый единственно возможный друг, который отозвался на призыв.

Тема душевной болезни. Лирический герой действительно болен, и это не фигура речи. Он не может спать, не может существовать – чёрный человек перечеркивает все то светлое, что осталось в жизни поэта. Он оскверняет любовь, творчество, искусство, то, во что автор ещё верит. Тут очень ярко выражена психологическая симптоматика.

Постоянное притворство, игра на публику. Лирический герой скрывает свои истинные чувства. Его привыкли видеть веселым, поющим кабацкие песни, крестьянским поэтом. Разве что с дудочкой его не представляют. А на самом деле внутри него – много больше.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —

Самое высшее в мире искусство.

Пограничное состояние. Герой находится на грани – скоро то, что кроется под его черепной коробкой, сведёт его с ума. И именно в этот момент на него нисходит озарение, он вдруг видит себя со стороны, и увиденное его разочаровывает.

Разочарование. Пожалуй, самая очевидная тема. Герой разочаровывается во всем. Искусство — «дохлая, томная лирика». Родина — сборище «громил и шарлатанов». О любви теперь едко – «и какую-то женщину, сорока с лишним лет, называл скверной девочкой». Даже его состояние самоанализа обесценивается — «ненужно и глупо страдал бессонницей».

Основная идея

Основную идею из огромного количества синонимов «разочарование, надрыв, одиночества, пограничное состояние, страх жизни и страх смерти» вычленить достаточно сложно. Это все верно.

Смысл поэмы чисто технически – преподнести внутренний слом через диалог с «чёрным человеком».

Главная мысль всего повествования — бесконечный трагизм, спрятанный вглубь «счастливого человека», которого все видят, но никто не понимает.

Возможно, этим произведением автор подводил некий итог своей деятельности, обесценивая ее. Талантливому поэту присущи сомнения, колебания, и он редко бывает доволен собой.

Состояние Есенина было усугублено буквально всем: кризисом среднего возраста, когда радость юности прошла, а уверенности зрелости еще нет, окружающей обстановкой (неудовлетворенностью революцией, конфликтом с властями), общим мировым трендом разочарования и саморазрушения.

Средства выразительности

Тропы в поэме «Черный человек» тоже радуют многообразием.

  • Повторы. Они в тексте даны для усиления заданной атмосферы. Поэма сразу начинается с повтора «друг мой, друг мой» – подчеркивает грусть обращающегося. «Чёрный человек, чёрный». Анафора на чёрный создаёт нагнетающее и устрашающее настроение. Затем в тексте мы снова встречаем трёхкратный повтор «чёрный человек». Нагнетает тоску и страх, это уж точно. Суммарно в тексте 14 раз звучит «чёрный».
  • Сравнения. «Как рощу в сентябрь, осыпает мозги алкоголь». Более элегантно расписываться в собственном алкоголизме мало кто мог. «Гнусавит надо мной, как над усопшим монах» — с одной стороны, просто художественное сравнение, с другой – пасхалка, что герой уже мертв.
  • Метафоричные олицетворения. Каждый нерв в поэте напряжен, органы не чувствуют его, работают как-то сами по себе – «голова моя машет ушами, как крыльями птица». Пейзаж создается тоже сложными метафорами: «И деревья, как всадники, съехались в нашем саду». «Метели заводят веселые прялки» — очень милая с первого взгляда строчка, если бы перед ней не было метафоры «снег до дьявола чист». Вот ещё примеры олицетворений, их в тексте много – «месяц умер, синеет рассвет».
  • Эпитеты. Их так много, что можно играть в игру «кто больше найдёт». Они тоже для атмосферы нагнетания. Даже если эти слова в привычной жизни имеют положительную коннотацию, в этом стихотворении являются вспомогательными инструментами для создания устрашающей действительности. Мерзкая книга, веселые прялки, неловкие души, зловещая птица и т.д.
  • Парцелляция и инверсия. Эти приёмы удачно передают ритм диалога – быстрый, скачкообразный, пугающий, например: «Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты».
  • Градация. В диалоге можно проследить такую градацию: гнусавит, бормочет, говорит, хрипит. В такой последовательности это делает чёрный человек по мере развития сюжета. Каждая новая его реплика содержит нарастающую по смыслу ремарку.

Анастасия Чернышева

???? Чёрный человек

Последние годы жизни Сергея Есенина преследуют страхи и неуверенность. Пытался ли поэт их заглушить алкоголем или наоборот они развивались на фоне пристрастия к спиртному – это вопрос. Так или иначе, на этом фоне внутренней неуверенности, страхов и разочарования Есенин пишет поэму «Чёрный человек», анализ которой я и предлагаю.

☠️ Поэма писалась долго и закончена незадолго до трагической смерти Сергея. Первоначальный черновой вариант был гораздо больше, но его поэт счёт слишком сложным для понимания и сократил почти вдвое. Это не сделало строки менее депрессивными, в них буквально физически чувствуется страх и неуверенность в завтрашнем дне.

Обращение к другу

В этом стихотворении, как и ещё в нескольких есенинских работах, идёт обращение к неизвестному другу «Друг, мой», этими же строками поэма и начинается:

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен.

???? Что подразумевал Есенин под болезнью? Скорее всего, совокупность душевных и физических недомоганий. Не забываем, что алкоголь и депрессия не раз доводили поэта до психбольницы, побывал он в этом заведении и незадолго до смерти, когда предположительно, и шла финальная правка поэмы.

Последние годы жизни поэт критически оценивает свой путь – ему так и не удалось оторваться от деревни, а городским он не стал. Старые друзья ушли, новым нет доверия. Кое-кто стихи поэта любит, другой из-за них отворачивается. Слава призрачна, а смысл жизни потерян.

Собирательный образ

☠ В поэме много раз говорится о чёрном человеке и только в конце открывается его тайна. Чёрные человек символизирует все проблемы автора, в нём генерируются все неприятности и невзгоды судьбы. Тут и непризнание, и бодание с властью, и проблемы в личной жизни, и алкоголь.

О душевном одиночестве поэта в момент работы над поэмой говорят строки:

Я один у окошка,

Ни гостя, ни друга не жду.

Нимб одиночества

???? Мало того что один, так никого и не ждёт. Нет, у Есенина даже в последний год жизни, не было недостатка в товарищах, особенно в кабаке, но это было не то, это было «достань, да выкинь». К прочему, в процессе работы над поэмой расстреливают Ганина, а последняя жена Есенина Толстая более друг, чем жена… .

Читайте также:  «хамелеон» чехова: анализ

В строках Есенин вспоминает и Дункан:

  • И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой
  • И своею милою.

✔ И несколько раз повторяется про бессонницу, которая приходит на фоне алкоголя и душевного разлада с самим собой. Главного героя поэмы, в котором угадывается сам Есенин, поэт не раз обзывает, то подлец, то вор… . Это показывает недовольство собой на фоне депрессивного состояния.Что доказывает, что главный герой и есть Есенин? Хотя бы эти строки:

Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый,

С голубыми глазами…

Напомню, Есенин «жёлтоволос» с голубыми глазами, а родился в Константиново под Рязанью.

Диалог… с собой

Разговор с чёрным человеком в концовке поэмы не ладится, герой недоволен его правдой и разъярён, после чего хватает трость и бьёт гостя в «морду, в переносицу».

В последних строчках произведения герой оказывается перед разбитым зеркалом в цилиндре, в который был одет чёрный человек. То есть никакого гостя не было, человек в черном – это второе «я» Есенина, его чёрная сторона, которую он пытался убить в себе… .

Из поэмы явно видно, что последний год тяжело даётся поэту. Внешние и внутренние препятствия буквально мешают ему жить. Поэт не сдаётся, борется с ними, но один убитый страх рождает два других.

«Чёрный человек» – это реквием Есенина по самому себе и одна из последних попыток поэта освободиться от пут, которые не дают дышать полной грудью. Строки полные боли, страха и депрессии, но их надо читать, чтобы видеть Есенина в полном образе, без купюр и вырезок.

Литературный анализ

Стихотворение написано в жанре философской поэмы дольником (размер не имеет метра), имеет смешанную рифмовку и последовательное развитие композиции. Имеется вступление и финал – в первом автор обращается к неизвестному другу, в заключении маски снимаются и иллюзии развеиваются вместе с утренним солнцем.

В произведении широко использованы средства выразительности (тропы), который помогают передать гнетущую, но сначала фантастическую, а потом реальную картину происходящего.

✔ Метафоры:

  1. Голова моя машет ушами / Как крыльями птица.
  2. Осыпает мозги алкоголь.
  3. Снег до дьявола чист.

✔ Олицетворения:

  1. Метели заводят веселые прялки.
  2. Месяц умер.
  3. Что ты, ночь, наковеркала.

✔ Эпитеты:

  1. Деревянные всадники (это и олицетворение).
  2. Изломанные жесты.
  3. Зловещая птица.
  4. Синеет рассвет.
  5. Разбитое зеркало.

При прочтении стиха между строк витает дух Данте, который в финале рассыпается на тысячи осколков жизни, но не избавляет нас от известных вопросов добра и зла.

Текст

Друг мой, друг мой,Я очень и очень болен.Сам не знаю, откуда взялась эта боль.То ли ветер свиститНад пустым и безлюдным полем,То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,Как крыльями птица.Ей на шее ногиМаячить больше невмочь.Черный человек,Черный, черный,Черный человекНа кровать ко мне садится,Черный человек

  1. Спать не дает мне всю ночь.
  2. Черный человекВодит пальцем по мерзкой книгеИ, гнусавя надо мной,Как над усопшим монах,Читает мне жизньКакого-то прохвоста и забулдыги,Нагоняя на душу тоску и страх.Черный человек

Черный, черный…

  • “Слушай, слушай,-Бормочет он мне,-В книге много прекраснейшихМыслей и планов.Этот человекПроживал в странеСамых отвратительных
  • Громил и шарлатанов.
  • В декабре в той странеСнег до дьявола чист,И метели заводятВеселые прялки.Был человек тот авантюрист,Но самой высокой
  • И лучшей марки.
  • Был он изящен,К тому ж поэт,Хоть с небольшой,Но ухватистой силою,И какую-то женщину,Сорока с лишним лет,Называл скверной девочкой
  • И своею милою”.

“Счастье,- говорил он,-Есть ловкость ума и рук.Все неловкие душиЗа несчастных всегда известны.Это ничего,Что много мукПриносят изломанные

  1. И лживые жесты.
  2. В грозы, в бури,В житейскую стынь,При тяжелых утратахИ когда тебе грустно,Казаться улыбчивым и простым –
  3. Самое высшее в мире искусство”.

“Черный человек!Ты не смеешь этого!Ты ведь не на службеЖивешь водолазовой.Что мне до жизниСкандального поэта.Пожалуйста, другим

https://www.youtube.com/watch?v=1-C5aBsRC4Q

Читай и рассказывай”.

Черный человекГлядит на меня в упор.И глаза покрываютсяГолубой блевотой.Словно хочет сказать мне,Что я жулик и вор,Так бесстыдно и нагло

Обокравший кого-то.

Друг мой, друг мой,Я очень и очень болен.Сам не знаю, откуда взялась эта боль.То ли ветер свиститНад пустым и безлюдным полем,То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…Тих покой перекрестка.Я один у окошка,Ни гостя, ни друга не жду.Вся равнина покрытаСыпучей и мягкой известкой,И деревья, как всадники,

Съехались в нашем саду.

Где-то плачетНочная зловещая птица.Деревянные всадникиСеют копытливый стук.Вот опять этот черныйНа кресло мое садится,Приподняв свой цилиндр

И откинув небрежно сюртук.

“Слушай, слушай!-Хрипит он, смотря мне в лицо,Сам все ближеИ ближе клонится.-Я не видел, чтоб кто-нибудьИз подлецовТак ненужно и глупо

Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!Ведь нынче луна.Что же нужно ещеНапоенному дремой мирику?Может, с толстыми ляжкамиТайно придет “она”,И ты будешь читать

Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!Забавный народ.В них всегда нахожу яИсторию, сердцу знакомую,Как прыщавой курсисткеДлинноволосый уродГоворит о мирах,

  • Половой истекая истомою.
  • Не знаю, не помню,В одном селе,Может, в Калуге,А может, в Рязани,Жил мальчикВ простой крестьянской семье,Желтоволосый,

С голубыми глазами…

  1. И вот стал он взрослым,К тому ж поэт,Хоть с небольшой,Но ухватистой силою,И какую-то женщину,Сорока с лишним лет,Называл скверной девочкой
  2. И своею милою”.

“Черный человек!Ты прескверный гость!Это слава давноПро тебя разносится”.Я взбешен, разъярен,И летит моя тростьПрямо к морде его,

В переносицу…

…Месяц умер,Синеет в окошко рассвет.Ах ты, ночь!Что ты, ночь, наковеркала?Я в цилиндре стою.Никого со мной нет.Я один…

И – разбитое зеркало…

1925 год

В конце предлагаю полушать, как читает “чёрного человека Сергей Безруков. По моему мнению, его исполнение отлично отображает ход мыслей поэта. 

Особенности образа Чёрного человека в поэме С. А. Есенина и его соотнесённость с аналогичными образами других авторов

Поэма “Черный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал ее давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Черный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Черный человек.История создания – поэма была задумана поэтом еще во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

Композиция – она построена на диалогах и больше напоминает пьесу.

  Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая Шейка” Анализ произведения.

  • Жанр – лироэпическая поэма.
  • Стихотворный размер – дольник.
  • Метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица”.
  • Эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”.

Олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Жанр, направление и размер

Жанр произведения — лиро-эпическая поэма, в которой присутствуют отголоски драматизма. Здесь сочетаются эпос, лирика и драма. Невозможно точно определить, к какому направлению относится стих. Это модернистская поэма, в которой присутствуют романтизм, мистический реализм и экзистенциализм. Главный герой не сомневается в реальности, но его виде́ния находятся за гранью здравого смысла.

В произведении присутствуют резкие высказывания, отражающие сущность поэта. Эти особенности указывают на мистический реализм. Романтизм отражается в пейзаже, отражающем внутреннее состояние автора. На экзистенциализм указывает озарение, которое приходит лирическому герою в тот момент, когда он не может выдержать присутствие постороннего в своём сознании. Стихотворный размер — дольник.

История создания

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился еще в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжелый для восприятия. Есенин решил сократить ее, но депрессивность и глубина страдания, воплощенные в поэтической форме, все равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у нее просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные еще в Америке, и значительно сократить произведение.

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось.

Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждет от него революционных маршей.

Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжелый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Черного человека”, который был завершен в 1925 году.

Опубликовали поэму уже после смерти Есенина – в 1926 году она вышла в журнале “Новый мир”.

Основная идея

Сергей Александрович при помощи произведения хотел передать то, что творится у него на душе. Главная мысль заключается в том, что общество привыкло видеть счастливого человека, но никто и никогда не смог понять его настоящего внутреннего состояния.

Литературоведы склоняются к тому, что поэма становится итогом творческой карьеры поэта, в которой он сам разочаровался. Писатели часто сомневались в своём таланте и были недовольны собой. Такая же ситуация произошла и с Есениным. Состояние поэта усугублялось из-за большого количества факторов: кризис среднего возраста, мир был подвластен идее разочарования и страдания.

Тема

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре.

Читайте также:  Описание героев в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней.

Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

  Прекрасная Дама в лирике А. А. Блока

“Черный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Смысл названия

Чёрный человек является архетипическим образом, который содержит в себе многообразие отличительных черт. Особенно характерна для него двойственность. С одной стороны, этот образ несёт в себе зло и хаос, с другой — именно он подталкивает человека к глубокому самоанализу и заставляет проходить проверки на прочность.

Впервые чёрный человек появляется в произведении Пушкина «Моцарт и Сальери». Неизвестный возникает на пороге у Моцарта и заказывает у него Реквием. Творца всё время не покидает чувство, что его произведение является собственной предсмертной запиской. Образ чёрного незнакомца становится предупреждением о несчастье.

Чёрный человек в литературе является отражением глубоких переживаний писателей. То, что Есенин вынес его в название, в очередной раз подчёркивает страдания.

Композиция

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.

Образы и символы

В поэме присутствуют два главных персонажа, равных по значимости. Первым является лирический герой, прототипом которого становится сам автор. Второй же — чёрный человек, отражающий либо сущность поэта, либо дух и виде́ние.

Литературоведы склоняются к тому, что нельзя приравнивать лирического героя к автору. Но стоит отметить, как много автобиографичных деталей присутствует в произведении. В нём есть упоминания и об Айседоре Дункан, и описание «желтоволосого с голубыми глазами» из Рязани. Когда поэт прочитал строки поэмы своим друзьям, те сразу поняли, что Есенина срочно нужно спасать.

Нельзя утверждать точно, что Сергей Александрович страдал раздвоением личности. Образ в стихотворении можно рассмотреть с двух сторон: с одной — это альтер эго писателя, которое разрушает его изнутри, с другой — разыгравшееся воображение поэта, обусловленное продолжительной депрессией и большим количеством алкоголя.

Средства выразительности

Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица”, горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники”, а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?”.

Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда
  • Анализ стихотворения Черный человек Есенина Образ, которым является Черный человек в одноименном стихотворении Есенина, во многом напоминает нечто наподобие совести. Только как подобает хулигану и алкоголику и Есенина черная совесть
  • Анализ стихотворения Какое счастие: и ночь, и мы одни! Фета В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем
  • Анализ стихотворений Тургенева
  • Анализ стихотворения Песня Гиппиус Стихотворение Песня имеет довольно интересную структуру, в этом размере каждая строфа имеет повторяющуюся четную строчку. Каждая вторая строка вторит завершению предыдущей и таким образом звучит будто отголоском или своеобразным эхом.

Рецензия на поэму «Черный человек» Сергея Есенина

Черный человек! Ты не смеешь этого!Ты ведь не на службе живешь водолазовой!Что тебе до жизни скандального поэта?Пожалуйста, другим читай и рассказывай! Ночь, «зловещая птица», покой перекрестка, покрытая «сыпучей и мягкой» известкой равнина, деревья в саду, ставшие всадниками и сеющие «копытливый стук»… Лишь несколько образов, примененных Сергеем Есениным от лица главного героя поэмы «Черный человек», самого автора, вводят читателя в атмосферу нескрываемого ужаса и угнетения под давлением предчувствия важной, но самой нежелаемой в жизни встречи. Встречи не с больным воображением, как считали многие не прочувствовавшие до конца трагедию поэта современники, не с дьяволом, а практически с самим собой, с альтер-эго повествователя. Поэма «Черный человек» была написана не за несколько дней, и не в 1925 году, незадолго до трагической гибели поэта, что должно было бы свидетельствовать в пользу самоубийства. Она детально разрабатывалась и проходила переработки два года, пока, наконец, не приобрела необходимой поэту не только музыкальной, но и философской, психологической стройности.

Две ее части, разделенные даже в самих себе стихотворной формой – дактилем, используемым в монологе «черного человека», и лирическим, взволнованным хореем – в монологе героя — призваны показать читателю неравную борьбу.

В ней столкнулось угнетенное, но стремящееся к справедливости существо автора и самое гнилое, безжалостное второе «я», не желающее принимать никакие оправдания.

Последнее не только обличает судьбу и окружение главного героя («Был человек тот авантюрист… К тому же поэт, хоть с небольшой, но ухватистой силою…», «Проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов»), но и сам вынужденно обстоятельствами сложившийся характер Есенина, и основу всего существования человека – любовь.

Так, антигерой предлагает простую модель: «счастье – есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за несчастных всегда известны. Это ничего, что много мук приносят изломанные и лживые жесты». Казалось бы, это лишь издевательское утешение героя,пораженного муками осознания произошедших в его жизни событий.

Но дальнейшее повествование «черного человека» приводит к логическому завершению – либо ты встаешь на его сторону и подменяешь черное белым, либо воспринимаешь слова как сарказм, надменный укор, от которого придется защищаться: «В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство».

И если в первый раз герою удается избавиться от назойливого гостя показным равнодушием к жизни «скандального поэта», то при следующей встрече, где со дна человеческой души антигерой «водолазовой службы» умудряется поднять еще более сокровенные частицы, борьба оказывается проигранной. Почему взбешен повествователь – Есенин? Только лишь из-за уточнения про Родину поэта – Рязань, которое раскрывает истинные намерения «черного человека»? Или есть более важные перепитии?

Две женщины – две любви поэта – в этой поэме упоминаются тем, кто возник из глубин подсознания.

Но если речь об одной из них, знаменитой, великой танцовщице Айседоре Дункан угадывается всеми («И какую-то женщину сорока с лишним лет называл скверной девочкой и своею милою»), то пошлые размышления о второй остаются незамеченными для всех исследователей творчества Есенина до сих пор.

Однако с большой долей вероятности можно сказать, что в строках: «Может с толстыми ляжками, тайно, придет «она», И ты будешь читать, свою дохлую томную лирику» говорится о Зинаиде Райх – первой жене «последнего поэта деревни».

Во-первых, и друзья Есенина, в частности Анатолий Мариенгоф, и некоторые первые критики новоявленной актрисы, которую на главные роли в своем театре ставил ее второй муж, режиссер Всеволод Мейерхольд, характеризуют Райх как обладательницу пышных форм.

Во-вторых, известен факт, что ее подруга — Зинаида Гейман, по возвращении Сергея Есенина из европейско-американского турне , отдавала свою комнату для тайных встреч поэта с его бывшей женой.

Становится очевидным, что эти две самые сильные любви поэта, также как и талант героя, как смысл его жизни, не с проста осмеяны «черным человеком». Он стремится уничтожить главное — ту почву, на которой еще удается держаться отчаявшемуся герою.

Это искаженное сознание погруженного в рефлексию человека, который в одиночестве, не ожидая «ни гостя, ни друга», сталкивается с самим собой. Он «взбешен» и «разъярен» нахальным монологом, стремится если не уничтожить или спровадить гостя, то хотя бы нанести ему ощутимый урон.

Однако финал расставляет все по своим местам – орудие мести – трость — летит в зеркало.

Нестерпимые муки души гения Серебряного века, так желавшего походить на своего кумира Александра Пушкина и потерявшего себя в борьбе с собственным сознанием, до сих пор вызывают отклик в сердцах многочисленных поклонников.

Тяжелые строки из «Черного человека» врезаются в память любого, кто их читает. Одно из самых пронзительных произведений поэта сливает воедино щемящую лирику и грубую жестокую насмешку. Воистину, «дар поэта – ласкать и корябать».

И пока жив русский язык, пока жива «необъяснимая русская душа», будет жить и поэзия, и трагедия великого Сергея Есенина.

Ах ты, ночь!,Что ты, ночь, наковеркала?Я в цилиндре стою.Никого со мной нет.Я один…И разбитое зеркало…

Ссылка на основную публикацию