Согласны ли вы с утверждением Суворова: «Только трусы жестокосердны»?

Александр Васильевич Суворов происходил из старинного русского дворянского рода. Дед его, Иван Григорьевич, служил при Петре I. Он занимал видное положение.

В 1709 году (по другим сведениям в 1705 году) у него родился сын Василий. Крестным отцом новорожденного был сам Петр.

Впоследствии, когда крестнику исполнилось пятнадцать лет, царь взял его к себе денщиком и переводчиком («денщики» Петра I по существу являлись его адъютантами для поручений).

В царствование Екатерины I Василий Суворов был произведен в сержанты и определен в Преображенский полк.

В 1730 году он был подпоручиком, в 1740 году – бергколлегии[1] прокурором в чине полковника, а в 1753 году получил чин генерал-майора и в течение некоторого времени исполнял обязанности прокурора Сената.

Во время Семилетней войны Василий Иванович был назначен генерал-губернатором Кенигсбергской области (1761).

«Это был человек неподкупной честности, – отзывалась императрица Екатерина II о Василии Ивановиче, – весьма образованный; он говорил, понимал или мог говорить на семи или восьми мертвых и живых языках. Я питала к нему огромное доверие и никогда не произносила его имя без особенного уважения».

Василий Суворов был сравнительно небогат, очень бережлив и даже скуп. Женился он на Авдотье Федосеевне Мануковой (дочери дьяка) и имел от этого брака двух дочерей и сына Александра.

Согласны ли вы с утверждением Суворова: «Только трусы жестокосердны»?

Александр родился 13 ноября[2] 1730 года в Москве. Дома, в котором он родился, в настоящее время не существует; известно только, что этот дом находился около Никитских ворот.

Детство мальчика протекало в Москве. Не мог он не бывать и в принадлежавшем его отцу поместье. В доме Суворовых, как и в их вотчине, не существовала того высокомерия и жестокости по отношению к крепостным крестьянам, которые характерны для тогдашнего вельможного дворянства.

Маленький Александр проводил много времени в обществе своих сверстников – крестьянских ребятишек, и общение с ними, наряду с тем, что он наблюдал в обращении его родителей с крестьянами, заронило первые зерна подлинного демократизма и уважения к простому русскому человеку – черты, отличавшие впоследствии Суворова и во многом способствовавшие его необычайной популярности среди солдат.

Отец не предназначал Александра к военной карьере. Он вообще не благоволил к военной деятельности, а тут еще мальчик оказался хилого сложения, на вид болезненный. Как было пустить единственного сына по пути бранных невзгод?

Это в дальнейшем обернулось для Суворова благоприятной стороной: вынужденный пройти солдатскую службу по-настоящему, он сумел глубоко ознакомиться с бытом и нравами русских солдат.

Итак, для маленького Александра было избрано гражданское поприще. Отец не удосужился позаботиться о серьезной подготовке сына. Занятый служебными и хозяйственными делами, вдобавок опасавшийся расхода на преподавателей, он мало, обращал внимания на воспитание мальчика.

Только природные дарования и неутолимая любознательность воспрепятствовали Александру сделаться «недорослем» со скудным багажом поверхностных и бессистемных знаний.

Даже самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам-дворянам его круга.

У Василия Ивановича была неплохая библиотечка по военным вопросам. Там были Плутарх,[3] Юлий Цезарь,[4] жизнеописание Карла XII,[5] записки Монтекукули.[6] Пытливый ум мальчика нашел богатую пищу в этих книгах.

Он перечитывал их одну за другой и отовсюду выбирал и сохранял в памяти крупицы полезных сведений.

Сидя по целым дням в пустой библиотеке, он разыгрывал настоящие сражения: переходил с Ганнибалом[7] через Альпы, воевал вместе с Цезарем против галлов, совершал молниеносные переходы с Морицем Саксонским.[8]

Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. С появившимися уже в детстве упорством и настойчивостью он начал готовить себя к военной деятельности. Это выражалось не только в чтении специальных книг, но и в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик.

Будучи от природы болезненным, легко подверженным простуде, он поставил себе целью закалиться; для этого он обливался холодной водой, не надевал теплого платья, скакал верхом под проливным дождем и т. д. Домашние удивлялись странности ребенка, отец между делом читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг.

Все это способствовало еще большему самоуглублению мальчика, усилению его природной замкнутости и заставило его еще сильнее пристраститься к из бранному им поприщу. В конце концов Василий Иванович махнул рукой на упрямого ребенка, а окружающие уже тогда окрестили его «чудаком».

Эту кличку Суворов пронес через всю свою семидесятилетнюю жизнь, и она неизменно свидетельствовала не столько о его странностях, сколько об ограниченности тех, кто наградил его такой кличкой. Счастливый случай помог Александру настоять на своем, избегнуть намеченной для него отцом гражданской деятельности и пойти по военной тропе.

Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал, увековеченный Пушкиным под именем «арапа Петра Великого». Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына. Заинтересованный Ганнибал прошел к мальчику.

Сидя в Своей комнате, Александр предавался любимому занятию – разыгрывал с помощью игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. Ганнибал стал с интересом наблюдать. Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях маневра. Ганнибал стал подавать свои советы.

Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. Завязалась оживленная беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений мальчика.

Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решен им самим, и притом вполне правильно.

– Если бы жив был батюшка Петр Алексеевич, – добавил он, – поцеловал бы его в лоб и определил бы обучаться военному делу.

Василий Иванович хотел было позвать мальчика, но Ганнибал остановил его:

– Нет, брат, не зови его сюда: его беседа лучше нашей. С такими гостями, как у него, уйдет он далеко.

Читайте также:  Переводы пушкина: читать стихи переводы александра пушкина

Суворов-отец, вероятно, и без того испытывал беспокойство, предвидя стычки с сыном, не желавшим примириться с чиновничьей службой. Настойчивый совет Ганнибала окончательно побудил его переменить свои планы относительно будущей деятельности сына. Александру было дано согласие на военную карьеру.

Читать онлайн "Афоризмы. Война и мир" автора Фомина Н. Е. – RuLit – Страница 27

* * *

Пятиться назад из трусости и боязни до сих пор считается искусным маневром.

* * *

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не осознавая опасности.

* * *

Себя надо изнасиловать в первую очередь, чтобы стать героем или святым.

* * *

Славу свою герой полагает не в том, чтобы нести чужеземцам голод и разорение, а в том, чтобы самому их терпеть во имя родины, не в том, чтобы сеять смерть, а в том, чтобы смело смотреть ей в глаза.

* * *

Смелость заключается в умении выбрать наименьшее зло, каким бы ужасным оно ни было.

* * *

Смелость, которая не зиждется на осмотрительности, именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости.

* * *

Смелость часто бывает следствием чувства обесцененности жизни, тогда как трусость всегда — следствие ложного преувеличения ее ценности.

* * *

Смелость — это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха.

* * *

Смелый поступок не должен непременно предполагать доблесть у совершившего его человека; ибо тот, кто по-настоящему доблестен, будет таковым всегда и при всех обстоятельствах.

* * *

Сократ справедливо называет бегущего воина трусом.

* * *

Со смелостью можно все предпринять, но не все можно сделать.

* * *

Страх делает умных глупыми и сильных слабыми.

* * *

Страх идет впереди бегства, ему расчищены все дороги, бояться его заставляют опасности, которые за ним следуют, и он делает храбрыми тех, кто смотрит ему в лицо: он становится смелостью.

* * *

Страх — это страсть воистину поразительная, и врачи говорят, что нет другой, которая выбивала бы наш рассудок из положенной ему колеи в большей мере, чем эта.

* * *

Суеверные в обществе то же, что трусливые в войске: они сами чувствуют и возбуждают в других панический ужас.

* * *

Существует двоякого рода смелость: смелость превосходства и смелость умственного убожества, черпающая силу из своего официального положения, из сознания, что она пользуется в борьбе привилегированным оружием.

* * *

Только герой обретает мужество следовать своей судьбе.

* * *

Только тот, кто ничего не боится, может внушить боязнь.

* * *

Только трусы жестокосердны.

* * *

Тот, кто достиг вершины храбрости, знает, что храбростью никогда не одолеешь всех людей. Поэтому он скромен.

* * *

Тот, кто ничего не боится, не менее могуч, чем тот, перед кем все трепещут.

* * *

Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.

* * *

Трусливость самих народов — вот что дает возможность ковать для них цепи.

* * *

Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего.

* * *

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.

Статья "Выбор темы сочинения. Стратегия и тактика"

Слайд 1

Выбор темы сочинения. Стратегия и тактика

Слайд 2

Обоснование Сочинение – это творческая работа по русскому языку и литературе, в которой ученик может и должен продемонстрировать знание художественного текста и теории лингвистики, умение логически мыслить и облекать свои мысли в правильную с точки зрения речи и грамматики форму, формулировать собственные суждения, основательно аргументируя их. К сожалению, сегодняшние ученики недостаточно хорошо владеют обеими формами речи – устной и письменной. Вследствие этого написание сочинений любого жанра представляет для них трудную, порой непосильную, с их точки зрения, задачу.

Слайд 3

Существует, на мой взгляд, несколько причин, по которым создание творческой работы становится для ребенка проблемой.

Во-первых, многие ученики не читают программную, да и просто качественную художественную литературу, и хорошая русская речь и грамматика языка не усваивается ими сама собой. Во-вторых, теоретическую информацию выучивают так, что надолго в памяти она не сохраняется.

В-третьих, в своих часто неверных суждениях о жизни, человеке дети настолько категоричны, что не принимают во внимание и не хотят учитывать те законы, ценности, которые создавались веками разными поколениями людей.

В-четвертых, перед ними в обычной жизни редко встает задача отстоять свое мнение с опорой на стопроцентные доказательства: им легче отказаться от словесной битвы, дать волю эмоциям, переключиться на что-либо другое.

Слайд 4

Но современный учитель-филолог все равно должен научить писать сочинение каждого учащегося, хотя воспитать творческое отношение к написанию сочинения все труднее и труднее. Стандарты единых государственных экзаменов свели написание сочинений к выстраиванию рассуждений по определенному плану.

Казалось бы, это упрощает задачу. Но опять возникают трудности. Мой опыт говорит мне о том, что, прежде всего, ученику трудно выбрать тему, по которой он мог бы успешно написать сочинение.

Если же тема выбрана верно, то и мысли найдутся, и художественные произведения вспомнятся и даже аргументы с выводом сформулируются .

Слайд 5

Что же значит «тема выбрана верно»? Как осуществить этот выбор? «Верно» означает, что в формулировке темы ученику понятен весь спектр значений каждого слова, включая ассоциативный ряд.

«Верно» означает, что он понял на сто процентов смысл формулировки темы, осознал цель, поставленную перед ним, и сделал наброски плана своих действий, продумав, что он будет показывать и доказывать в своей работе и с помощью каких средств (литературные примеры, примеры из данного текста, из личного опыта) будет анализировать художественный текст, аргументировать какие-либо собственные утверждения. Только в этом случае, составив стратегический план своей деятельности и подобрав необходимые тактические приемы, можно быть уверенным, что тема выбрана верно, тогда следует приступать к работе над сочинением.

Слайд 6

Стратегия (др. -греч. στρατηγία, «искусство полководца» ) — общий, недетализированный план какой-либо деятельности, способ достижения сложной цели , являющейся неопределённой и главной на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия.

Читайте также:  Л.Н. Толстой «Юность» — краткое содержание повести, главы 1-5

Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии.

Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы-цель».

Слайд 7

Как же научить ученика этой правильной стратегии и тактике ? Прежде всего, следует понимать, что стратегия и тактика относятся к области практической деятельности и проявляются только в практической деятельности . Поэтому необходимо для коллективной, групповой и самостоятельной работы на уроках, а также для выполнения домашнего задания предлагать упражнения, направленные на выработку определенных умений и навыков:

Слайд 9

Предположим, что сегодня вы пишете сочинение. «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь). – Что сделать вам будет легко, а что трудно? – Какие знания, умения и навыки вам понадобятся? – Назовите этапы написания хорошего сочинения? – Что вы должны сделать, прежде чем начать писать? (выбрать тему, составить план…)

Слайд 10

Задание 1. Прочтите записи на экране. Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? «Верность и измена» «Равнодушие и отзывчивость» «Цели и средства» «Смелость и трусость» «Человек и общество» «Честь и бесчестие» «Победа и поражение» «Ошибки и опыт» «Разум и чувства» «Дружба и вражда»

Слайд 11

Соотнести темы сочинений с направлениями Аргументировать «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон). “Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами” (Эрих Мария Ремарк).

« Для измены родине нужна чрезвычайная низость души» (Н. Г.Чернышевский) «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». Н. Н.

Миклухо-Маклай “Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле” (А.С.Пушкин).

Слайд 12

Самостоятельная работа 1) Выберите одну из тем, на которую, как Вам кажется, Вы бы смогли написать сочинение. Запишите ее на листке. 2) Сформулируйте основную мысль вашего будущего сочинения. Запишите.

3) Запишите названия, авторов, имена героев литературных произведений, на основе которых Вы будете выстраивать аргументы.

4) Сделайте предположение: насколько Вы уверены, что правильно поняли тему, насколько точно сформулировали идею сочинения, верно ли подобрали литературные произведения. 5) Отложите листки.

Слайд 13

Что значит понять тему? Тем сочинений много, и мы не сможем обсудить все. Какую же задачу мы попытаемся выполнить сегодня? (разобраться в предложенных темах, проверить себя: насколько верно Вы сделали свой выбор)

  • Слайд 14
  • Групповая работа (делятся на группы по количеству тем) Задача – победить тему: – понять (лексические значения слов, составить ассоциативный ряд, сформулировать тему своими словами) – поставить цель (сформулировать или переформулировать проще вопрос, на который следует дать ответ в сочинении) – поставить задачи, которые следует решить для достижения цели – подобрать несколько произведений для аргументации
  • Слайд 15
  • -Выступления групп -Обсуждение выступлений, дополнения -Запись в тетради основных положений по каждой теме
  • Слайд 16

Сопоставление записей , сделанных самостоятельно на листах с теми, что создали в группе: 1) Сравните все этапы записи на листах и в тетради 2) Какой вывод можете сделать? 3) Изменилось ли ваше решение по выбору темы? 4) Какие коррективы вы бы внесли в свою работу?

Слайд 17

Какая группа лучше всех справилась с заданием? Почему так считаете? Чему научились сегодня?

Слайд 18

Домашнее задание «Нет уз святее товарищества», “Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце” (Шиллер) или та тема, которую выбрали в начале урока Выработать стратегию и тактику.

Напишите сочинение на 350 слов по одной из тем 1.можно ли простить измену? 2.согласны ли вы с утверждением луция сенеки

Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?

” Цель и смысл жизни не в личном счастье, а в чем-то более разумном и великом”. А.Чехов

  “Маленькая трилогия”-это кульминация творчества Чехова,автор объединил рассказы,повествующие о “футлярности ” человека,когда люди сами закрывались от общества ,ставя личное счастье выше всего в жизни,общественное мнение выше любви,запреты -выше здравого смысла.

В “маленькую трилогию” вошли “Крыжовник”,”О любви” и “Человек в футляре”.

 К трилогии  примкнул рассказ “Ионыч”,где показана  обратная сторона медали,когда молодой и талантливый земский врач превратился в Ионыча,очерствел душой,утратил все свои таланты, стремления,предал убеждения и идеалы юности,работал ради наживы. То,что отличало его от остальных-исчезло,испарилось,талант стал бездарностью,Старцев стал Ионычем.Он успокоился,дать усыпить себя,закрылся в футляр.

 Тема рассказа “Крыжовник”-это погоня за личным счастьем, эгоистичное и бездушное восприятие действительности.Нельзя быть счастливым среди страданий и нищеты,равнодушно наблюдая гибель других.Закрыться ” в футляре” от несовершенства мира-это смысл рассказа.

    Рассказ А.П.Чехова “О Любви” -это произведение о силе чувств,моральных устоях и нравственности общества.История любви,которая не принесла радость,а скорее разочарование героям,история которая не имела развития и счастливого конца. Жизнь “в футляре” неискренняя,лишена чувств и эмоций, переживаний,но Алёхин сознательно жертвует любовью,в угоду мнению окружающих и репутации. 

 “Человек в футляре”-это боязнь перемен,страх перед жизнью. Учитель Беликов убирает свои чувства в футляр и существует, повинуясь страху жить и наслаждаться жизнью.Деспотичный учитель не может измениться,когда ему выпадает случай.Женившись,Беликов ещё глубже отстраняется от общества.

 Все рассказы выражают один призыв автора-спешить совершать поступки,творить добро,”сеять вечное”,иначе будет поздно.Нельзя оставаться в стороне от жизни,закрываться “в футляре”,ставить личное счастье на первый план.

“Берегите в себе человека”, оставайтесь живыми людьми,не зарывайтесь в своих желаниях и не отгораживайтесь от мира футляром,душным и мёртвым.

Нельзя успокаиваться на достигнутом,необходимо идти вперёд, двигаться навстречу переменам жизни,иначе быт,стабильность, сытость усыпит нас,сделает просто обывателями.

  Очерстветь душой и сделаться бездушным легко и быстро,человек теряет остроту ощущений по мере взросления,чувства притупляются, искренность засыпает,удивление становится похожим на испуг, слишком неожиданно.

Радость,умиление,восторг отходят на второй план,материальное эго начинает вытеснять помехи “душевной теплоты”.

Жить нужно не завтра,а сейчас ,и каждый миг,иначе “зачехление” неизбежно и”ионычевская”деградация,как печальный итог.

Читайте также:  Патриотизм в романе Толстого «Война и мир»

 Главное-это не очерстветь душой,не потерять интерес к жизни,не сделаться равнодушным,так как  “Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть”                                                                    

Антон Павлович Чехов

Сочинения на темы итогового сочинения 2017 год

2016-2017 учебный год
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.):

«Разум и чувство»,
«Честь и бесчестие»,
«Победа и поражение»,
«Опыт и ошибки»,
«Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2016-2017 учебный год

Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 г. № 10-764
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Методические рекомендациидля экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
– Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)
– Бланк записи итогового сочинения (изложения)
Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году

Методические рекомендации ФГБНУ «ФИПИ»  по подготовке к итоговому сочинению (изложению) разработаны на основе анализа итоговых сочинений 2015/16 учебного года и могут быть использованы образовательными организациями.

Разъяснения ФГБНУ «ФИПИ» по оцениванию итогового сочинения в части привлечения литературного материала

Ссылка на основную публикацию