Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Одним из важнейших в творчестве Гоголя является образ Руси в поэме “Мертвые души”. Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Предлагаем вам анализ этого образа, который дает ключ к пониманию всей поэмы.

Произведение является художественным исследованием общественной жизни, современной писателю, ее коренных проблем. Главное место в композиционном отношении занимает изображение двух миров – помещичьего и чиновничьего. Однако именно трагическая судьба народа является идейным стержнем произведения.

Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Писатель, беспощадно бичуя существовавший в стране общественный порядок, был твердо убежден в том, что русской земле уготовано славное будущее. Он верил в ее грядущий расцвет. У Николая Васильевича эта убежденность появилась из живого ощущения огромного творческого потенциала, который таится в недрах русского народа.

Образ Руси в поэме “Мертвые души” представлен как олицетворение того великого, на что только способен народ, того важного исторического дела, которое, как верил автор, могут совершить его соотечественники. Образ России возвышается над всеми образами и картинами, нарисованными в произведении. Он овеян любовью автора, который посвятил свою жизнь, свое творчество служению родной стране.

Характеризуя образ Руси в поэме “Мертвые души” кратко, необходимо сказать пару слов и о “хозяевах жизни”. Ведь Гоголь не случайно ввел их в свое произведение.

Обличение “хозяев жизни”

Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, “хозяев жизни”. Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, – носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении “Мертвые души”.

Утверждение прогресса

Формы жизни, которые утверждают все вышеперечисленные персонажи, резко противоречат нуждам и запросам исторического развития страны. Для иллюстрации этой мысли автор рисует величественный образ Руси в поэме “Мертвые души”.

Эта страна, как считает Гоголь, обладает громадной мощью.

Образ Руси в романе “Мертвые души” является олицетворением основной идеи поэмы, которая заключается в отрицании общественного застоя, социального порабощения, в утверждении прогресса.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм – вот основная идея “Мертвых душ”. Критик понимал под словосочетанием “субстанциальное начало” богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе.

Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии – все это воплощает образ Руси в поэме “Мертвые души”. Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке.

Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме “Мертвые души”. Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Размышления о русском народе

Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета.

Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над “порядками” – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво.

Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова.

Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Оценка поэмы Герценом

Патриотический пафос “Мертвых душ” высоко оценил Герцен. Он с полным основанием отмечал, что это произведение – удивительная книга. Герцен писал, что это “горький упрек современной Руси”, однако не безнадежный.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: “Русь, куда ж несешься ты?”. Однако ответа нет.

Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь.

И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, “рыцарей” наживы.

Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. В.Г.

Белинский, которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя “Мертвые души”, был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

“Мертвые души” – революционное произведение

Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Гоголь – патриот

Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в “Мертвых душах”. Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме “Мертвые души” свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.

Образ России в поэме «Мертвые души»: краткий обзор поэмы

Образ России в поэме «Мертвые души»: краткий обзор поэмы добавить в закладки

Образ России в поэме «Мертвые души» кратко характеризует жизнь людей в стране в период девятнадцатого века. Гоголь создал знаменитое произведение в 1841 году. Каждая часть композиции описывает конкретного помещика, знакомящегося с главным героем. Через богатство образов автор передает разнообразие характеров, различия в уровне жизни простых крестьян, помещиков. Главный образ поэмы – русский народ, Россия. Каждый сюжетный поворот связывает события, давая точную характеристику определенной категории людей: чиновникам, помещикам, крестьянам.

Отдельно писатель выделил дорогу. Герой по имени Павел – главный персонаж, пребывающий в постоянном движении. Он переезжает из одной усадьбы в другую, заводя знакомства с зажиточными горожанами.

Каждый переезд – своеобразный урок, позволяющий Чичикову иначе взглянуть на крепостное общество, дворянские сословия.

Параллельно автор описывает красоты природы, с которыми встречается персонаж в дороге.

Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь) Образ Руси в поэме «Мёртвые души» (Н. В. Гоголь)

Образ России в «Мертвых душах» – кратко

До начала путешествия Павла писатель подробно рассказывает о пейзажах. Русская земля для него – душа народа, передающая его величие, символизирующая огромные возможности простых людей. Как характеризует автор Россию в произведении:

  • Историческое развитие государства. Многие эпизоды указывают на смену ценностей в обществе. Задание каждого помещика – заработать больше денег, найти новые источники дохода. Даже мертвый крестьянин вызывает у людей желание получить прибыль. Яркий пример предприимчивого, беспринципного человека – главный герой Павел;
  • Характеристика народного труда. Гоголь много говорит о красоте городов, дворцов, созданных руками русского человека. Поэма повествует о трудолюбии простого народа. Тяжелый труд крестьян не оценивается по достоинству;
  • Стремление к лучшей жизни. В эпизодах встречается упоминание о желании молодежи изменить свою жизнь, получить образование, переехать в Петербург, найти хорошую работу. Писатель верит в процветание, положительные перемены в стране;
  • Красивейшая природа. Гоголь сравнивает пейзажи с произведением искусства. Для него Русь – родина, у которой есть душа. С описанием красот противоречит характеристика домов, жилища. Они позиционированы как бедные, ветхие, разбросанные по земле. Сюжет передает ощущения народа того времени – неудовлетворенность, подозрительность, финансовая нестабильность;
  • Особенности зажиточных людей. Через описание помещиков творец характеризует основные пороки, мешающие развитию страны. Герои греховны, безнравственны, алчны. Знакомство с каждым человеком – своеобразный тест личности. После общения Чичиков делает вывод о недостатках, низменности действующего лица.
Читайте также:  Анализ произведения «посторонний» (альбер камю)

Городом Н писатель именует все просторы России. Однако приоритетом для граждан является не красота, духовные ценности или нравственные принципы. Они стремятся к богатству, игнорируя общественные, культурные нормы.

Образ России в поэме гоголя «Мертвые души» – взгляд в будущее

Вся поэма посвящена критике государственного порядка. Она пронизана фразами, вселяющими надежду на улучшение жизни, изменение взглядов, приоритетов. Гоголь проводит параллель между угнетенностью, забитостью народа и его талантами, трудолюбием. Каждый персонаж – это урок, показывающий влияние пороков на жизнь человека, всей страны.

Понятие родины автор возвышает над невзгодами, трудностями. Многие сцены показывают, что несмотря на низменность персонажей – жителей России, страна непременно станет лучше. На это указывает окончание композиции: красивая тройка, несущаяся к светлому будущему. 

Гоголь верит в непоколебимость, силу России. Поэма говорит, что родина непременно воспрянет, ситуация изменится, люди станут добрее, сменят свои приоритеты.

Смотри также:

  • Главная тема «Мертвых душ»: как связаны все части произведения

Образ России в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»

Русь и простой народ

У России есть великая история. Гоголь с любовью рассказывает, что было сотворено российским человеком. Описываются прекрасные города, здания и дворцы. Молодые люди во все времена стремятся в столицу за образованием, за службой, навстречу лучшей жизни.

Тяготы Российского общества

Опасная чарующая природа похожа на произведение искусства, она обнимает архитектурные сооружения, заглядывает в небесную высь и теряется среди облаков.

В произведениях Гоголя образ России всегда величественен и торжественен. Природа укрывает ветхие домики, расставленные по большой стране.

Создание образа России у Гоголя в поэме «Мертвые души» осуществляется при помощи поэтичных описаний роскошной живописи всего внешнего.

Но в Российском государстве всегда есть противоречия и конфликты. Люди длительное время находились под гнетом, поэтому пока еще обычной жизнью на Родине жить не умеют. Народ никому не верит: крестьяне погружаются в собственную работу, запивают горе огненной водкой, погибают в кабаках.

Привилегированное дворянство принимает за патриотизм строительство своих домов на русский манер. Ежедневно организуются в огромном количестве благотворительные общества, но почти сразу же расформируются.

Государство крепко держится за прошлую жизнь, полагая, что былые времена были примером процветания. Автор убежден: прошлое составляет ценность лишь для богатых сословий с «мертвыми душами».

Некоторые образованные дворяне верят в лучшее, надеются на развитие родной страны, стараются проводить реформы для изменения российской действительности.

Предназначение русского населения

Николай Гоголь критикует нравы и устои, закрепившиеся в стране. Писатель готов безжалостно бичевать словом развращенное дворянство. Образ России в «Мертвых душах» возносится горделиво над другими героями поэмы. Российскую землю не сломит низкое душою дворянство, ее непременно ждет подъем и величие.

Русская земля:

  • талантливая;
  • великая;
  • живая.

Автор прерывается от рассказов о помещиках лирическими описаниями красоты Руси: чудесной, сверкающей, малознакомой. Писатель пишет: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?» Птица-тройка, летящая на просторе — символ Руси. Она свободна, могущественна, непобедима. Гоголь восторгается Россией. Он описывает любовь к труду крестьян, их особый талант.

Писатель убежден, что российский «мужик» в силах изобрести нечто, которое поведет страну по новому пути. При написании сочинения на тему России и Гоголя непременно следует упомянуть о роли простого народа в судьбе отчизны.

Россия и помещичье дворянство

Типичная настоящая Россия состоит из помещиков губернского города N. Дворянство погрязло в лени, глупости и праздности, обременяет непомерными работами собственных крепостных.

Типичные дворяне

Есть множество Маниловых, которые грезят лишь встречами с друзьями. Для них нет интересных тем, нужны только развлечения. Они ожидают продвижений по службе, которые должны прийти сами собой.

Получить звание генерала Манилов планирует благодаря удачным и выгодным знакомствам. Высокий чин достанется легко, о тяжком труде, о подвиге пусть думают другие.

В действительности на помещичьих землях Маниловых все медленно приходит в упадок. Домашнее хозяйство стареет и погибает.

Собакевичей заботит лишь пища. Они грубы и черствы, безгранично отправляют в свои желудки различные яства. Количество поглощенной еды не имеет значения. В сравнении с ними голодные крестьяне находятся в совершенном контрасте. Они трудятся с утра до позднего вечера, не жалея своих сил, но накормить собственную семью удается редко.

Плюшкины — это наиболее противные дворяне. Из-за своей жадности растеряли что-либо человеческое. Существуют безнравственно, как какие-то пауки, ужасные и беспощадные. Тянут домой все, что можно утащить, не чураются воровства. Плюшкин давно забыл, для чего ему понадобилась какая-либо вещица, стремление к накопительству застелило разум.

Помещики у Гоголя:

  • ленивы;
  • глупы;
  • скупы;
  • развратны;
  • праздны.

Ноздревы проводят дни без дела, отправляясь на балы и гулянья. Позволяют себе сильно напиться и буянить. Им необходимо сосредоточение шума, им нравится вранье, драки, алкоголь. Эти невежды и транжиры не признают никаких авторитетов.

Главная идея поэмы

Настоящее Российского государства — помещичье сословие, которое не созидает, а лишь разрушает. Дворяне единственно выискивают, чем бы поживиться, что олицетворяет состояние умов русской общественности того времени.

Главная цель книги Гоголя — обнаружение проблем и противоречий России. Их необходимо обличить для последующего принятия и устранения. Необходимо вынести уроки судьбы. Образ жизни поместных дворян крайне непривлекателен. Российскому государству требуются скорейшие преобразования.

В образе Российского государства символический совмещены мертвые и живые души. Побеждает живой разум российского труженика, русского богатыря.

Еще материалы по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”:

Образ Руси в поэме Мёртвые души Гоголя сочинение

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, «хозяев жизни».

Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии.

Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, — носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей.

Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении «Мертвые души».

Русь в произведении Мертвые души

Одним из центральных образов является в поэме Николая Васильевича Гоголя является Русь. Гениальный писатель сумел в своем произведении показать целую эпоху страны. Русь рассматривается настолько правдиво насколько это возможно. В поэме можно рассмотреть разнообразные истинные человеческие характеры, пейзажные картины, огромные просторы всей Руси.

Николай Васильевич начал работу над произведением “Мертвые души” в далеком 1835 году. Любопытно что именно Александр Сергеевич Пушкин подсказал писателю сюжет. Сам Гоголь много раз отмечал масштабность и глобальность своего замысла.

В Мертвых душах писатель изобразил самые актуальные и наболевшие вопросы жизни своего времени. Он указал на распад крепостного строя раскрывая тем самым трудное положение простых крестьян. Образ Руси беспрерывно связан с народом.

Само наименование поэмы несло в себе большой внутренний смысл, и также “наводило ужас”, как говорит Герцен. Дорога в “Мертвых душах” это место, по которому колесит чичиковская повозка.

В известной одиннадцатой главе, дорога с быстро летящей по ней бричкой превращается в необыкновенный путь, по которому также стремительно несется Русь посреди других стран. В подтверждение вышеизложенного можно выделить такие строчки как: Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Чичиков уже давно потеряли свои души. К сожалению, таких людей можно встретить и в современном мире. Белинский описывает Манилова как сентиментального размазню. Конечно же он не опасный и довольно-таки вежлив и воспитан. Главная его мечта — это благополучие в жизни.

Читайте также:  Кратчайшее содержание сказки «премудрый пискарь» для читательского дневника (м.е. салтыков-щедрин)

Однако это всего лишь пустой внутренне человек, который умеет только говорить красивые слова при этом нечего не делая. Следует отметить, что, Николай Васильевич старается не разделять народ от бюрократов в виде чиновников и помещиков. Ярким персонажем являлся Ноздрев. Его характеризовали такие качества как: грубость, нахальность, не принципиальность, циничность.

Собакевич представляет печальный и нелегкий крепостное устройство. Это человек старой закалки, то есть непоколебимый помещик, нагло обнажая свою бесцеремонную и грубую натуру. Для него нет нечего святого, особенно научное развитие и достижение народом малой капли просвещения. Плюшкин выдающийся пример утраты всего человеческого.

Жадность стал его главной одержимостью. Образ Плюшкина далеко не комичный, а скорее всего драматический.

В заключении можно сделать вывод о том, что “Мертвые души” это хорошее справочник при знакомстве с Россией начала 19 века. Белинский отмечал, что шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм – вот основная идея «Мертвых душ». Критик понимал под словосочетанием «субстанциальное начало» богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе.

Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии — все это воплощает образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке.

Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Образ России и народа в поэме Гоголя Мертвые души

«Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не только сатира на Россию Чичиковых и Собакевичей, но это также и лирическая поэма о России — родине великого народа. Гоголь писал «Мертвые души» не как спокойный созерцатель жизни, а как горячий патриот, уверенный в великом будущем России, понимавший свой народ и ненавидевший все то, что мешало развитию народных сил.

В помещичьей и чиновничьей среде Гоголь не обнаружил ни одного порядочного человека. Она населена мерзавцами, мошенниками и пошляками. Полным контрастом предстает в изображении писателя Россия народная, в которой он, по слову Белинского, увидел «плодовитое зерно русской жизни».

Чем дальше движется сюжет «Мертвых душ», тем больше расширяется поэтический диапазон поэмы, ярче вырисовывается поэтический облик народа и России. Гоголь чувствует душу русского народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни.

Рассуждения Чичикова о крепостных и беглых крестьянах имеют глубокое значение. Крестьяне, несмотря на крепостное право, не стали рабами по натуре. Они бегут из помещичьих усадьб на окраины России. Абакум Фыров подался на Волгу, работает и гуляет с ватагой бурлаков.

Писатель не верит в покорность и смирение мужика. «Бог ведает, трудно знать, что думает дворовой крепостной человек в то время, когда барин ему дает наставления», — многозначительно замечает писатель. Непокорные мужики селений Вшивая Спесь и Боровки снесли с лица земли земскую полицию.

Гоголь далек от революционных настроений, но в данном случае он восхищается своим народом.

Интересен рассказ Собакевича о достоинствах умерших крестьян, «словно бы они все живы и здоровы».

Давно уже нет на свете непревзойденного умельца — печника Милушкина, или искуснейшего каретника Михеева, или чудо-сапожника Максима Телятникова, или Пробки Степана, могучей силищи мужика, или бойкого Еремея Сорокоплехина, приносившего оброку до пятисот рублей, а память о них жива.

Чичиков, возвратившись в город, с необычным для него искренним волнением и юмором размышляет о горестной судьбе мужиков. Конечно, понимаешь, что это рассуждения не Чичикова, это лирический голос самого автора, который восхищается русским народом.

Человек из народа овеян у Гоголя поэзией, часто вызывает ассоциации с песней. Песня, в которую народ вкладывал свое сердце, свою печаль и свою мечту о свободной, счастливой жизни, проходит лирическим лейтмотивом через все эпизоды, где предстает перед нами образ Руси и ее народа.

Любовь писателя к своей родине и к своему народу наиболее полно выразилась в пророческом уподоблении России со стремительно несущейся тройкой: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земле, и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Герцен высоко ценил патриотизм Гоголя, он писал, что «Мертвые души» — «удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный». Интересно, что Гоголь сам дал эскиз обложки для своей книги.

Слово «поэма» он выделил самыми крупными буквами на фоне голов двух богатырей. Это был как бы подзаголовок.

А весь рисунок представлял бричку Чичикова, бутылки, бокалы, танцующую пару и вьющиеся вокруг завитки со зловещими черепами — весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано светлым по черному.

Обложка точно передавала основную идею произведения. Черной силе «мертвых душ» противостояло светлое, жизнеутверждающее начало — мечта о счастливой России и свободном русском народе. «Широкие черты человека величаво носятся и слышатся по всей русской земле», — писал Гоголь.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме «Мертвые души». Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Вариант 2

Образ Руси в произведении Гоголя, прежде всего, ассоциируется с Русью-тройкой, то есть с запряженной конями повозкой, которая мчится по бескрайним просторам.

Этот образ является актуальным до сих пор и продолжает прослеживаться в культуре.

К примеру, популярное кино Бумер тоже представляет собой этот образ, только тут не тройка, а автомобиль, который тоже едет в неизвестность по российским просторам и фактически устремляется в бесконечность.

Удивительным образом этот образ (тройки, которая мчится по просторам) контрастирует с образом той России, которую описывает автор фактически. Перед читателем возникает беспробудно тупой народ, иногда тупой до ужаса, вороватые чиновники и погрязшие в грехах помещики.

Где именно автор собирается располагать нечто то, что «глубоко заронилось в славянскую природу» сказать трудно.

По большей части наблюдается только падение нравов и декларация святости и подобных идеалов, которые далеки от действительности.

Разве только некоторые мертвые крестьяне, которых изучает Чичиков, представляются талантливыми людьми, они рисуются перед главным героем богатырями и настоящим сокровищем страны.

Снова хочется обратиться к современности и современной культуре и вспомнить фразу какого-то чиновника, который назвал людей в стране «новой нефтью», то есть природным ресурсом, на которое может опираться государство. Мысль совершенно гоголевская и совсем не новая. Люди и раньше были нефтью и то как рассматривают их Чичиков с Собакевичем, подобно тому как рассматривают красивые природные минералы или нечто подобное.

Образ Руси в этом смысле невероятно точен и, по сути, не меняется веками, остается прежним.

Здесь в основе лежит какое-то странное сакральное начало, которое будто бы все ощущают и которое движет страну к невыразимому простору, но на деле мы видим только упадок нравов и эксплуатацию людей, буквально процесс перемалывания носителей этого самого чудесного начала в ресурс для власть имущих.

Ответом становится только фигура Чичикова, которая тоже характерна для Руси и является своеобразным символом страны, также как Остап Бендер и подобные герои, тонко чувствующие эти вечные реалии и умеющие виртуозно перебирать по этим струнам социального устройства.

Резюмируя, следует называть гоголевский образ Руси парадоксальным. Он сочетает в себе надежду и безнадежность, трагедию и возвышение духа.

  Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Другие сочинения: ← Крестьянская Русь в поэме Мертвые души↑ ГогольТема искусства в повести Портрет →

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета.

Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над «порядками» – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво.

Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Читайте также:  Сенека - о пьянстве: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова.

Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: «Русь, куда ж несешься ты?». Однако ответа нет.

Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь.

И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Любовь к России

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

— слова великого классика сквозят любовью к стране. Писатель как будто специально прерывает рассказы о помещиках лирическими отступлениями. Рассуждения о судьбе России сквозят верой в ее счастливое будущее. Образ птицы – тройки, летящей вдаль, — это символ настоящей России. Она несется впереди всех, ей уступают дорогу и сторонятся, боясь стать преградой.

Автор оттачивает каждое слово, характеризующее Русь: сверкающая, чудная, незнакомая. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом. Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.

Автор спрашивает: «

Русь, куда ж несешься ты?».

Но он не может ответить на вопросы, которые сам ставит. Противоречия жизни приводят писателя в тупик. Он не видит решения в революции, не надеется на просвещение. Есть мысли о доблестном муже и самоотверженной девице, но точно сказать, кто нужен России, автор не может.

Возможно, ответы были в продолжении поэмы, тогда зачем ее сжигать? Гоголь оставил право за читателем выбирать путь развития родины. Пусть каждый сам рассуждает и строит жизнь главных персонажей поэмы.

Кто-то позволит им возродиться, а кто-то откажет им даже в продолжении выбранного ими способа существования.

В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика, воина и богатыря. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, грубияне и транжиры.

Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе. Гоголь верит, туман скоро рассеется, откроется широкая дорога к счастью.

Русь снова воспрянет и заставит меняться всех своих жителей.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, «рыцарей» наживы.

Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. В.Г.

Белинский, которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя «Мертвые души», был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

«Мертвые души» — революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ.

Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы.

Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Образ России в поэме «Мертвые души»

Множество образов, изображенных Гоголем, развиваются на фоне российской действительности. Можно спорить, кто является главным действующим лицом книги: Чичиков или мертвые души помещиков. Но все соглашаются, что образ России в поэме «Мертвые души», центральный и связующий, помогающий понять суть русского характера.

Образ России

Великий классик, получивший идею, хотел показать идеальную русскую жизнь в глубинке. Но замысел расширился. Гоголь не смог раскрасить будни помещиков и чиновников. Идеальные краски ушли на задний план, а серые реалии выплыли наружу.

Именно этим можно объяснить настроение Пушкина во время чтения автором поэмы. Грусть и тяжесть наполняла душу поэта. Россия предстала перед читателями галерей пороков: скупости, лени, обжорства.

Каждый образ дополнялся следующим персонажем и становился собирательным:

  • Скупая Коробочка;
  • Разгульный Ноздрев;
  • Угрюмый Собакевич;
  • Алчный Плюшкин.
  • Россия породила страшных людей, имеющих власть над другими, но не желающих ничего создавать. Все они выросли их хороших людей, но общество помогло им очерстветь душой и деградировать как личностям.

    Добродушный романтизм Манилова становится пустотой ленивого мечтателя, беспечного и глупого. Строить нереальные прожекты, сидя в приходящей в запустение беседке, – все, что он может.

    Хозяйственность и практичность Коробочки свели ее разум к тупому исканию выгоды. Она превратилась в глупую старуху, не вдумывающуюся в предмет торговли. Главное, продать.

    Смелость Ноздрева заменяется невежеством, пьянкой и транжирством. Он смело врет, хамит и дерется, но трусливо сбегает от решения настоящих проблем.

    Богатырская стать Собакевича стала грубостью, крепость характера преобразовалась в черствость души, а прямолинейность стала подозрительностью.

    Бережливость Плюшкина переросла в безнравственность. Он не замечает близких себе людей, отказывается от детей и не радуется внукам.

    Эти образы составляют основу сатиры на крепостную Русь. Безжизненная Россия ждет изменений, надеется на новые социальные классы, интересные идеи.

    Любовь к России

    «Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу» – слова великого классика сквозят любовью к стране. Писатель как будто специально прерывает рассказы о помещиках лирическими отступлениями. Рассуждения о судьбе России сквозят верой в ее счастливое будущее. Образ птицы – тройки, летящей вдаль, – это символ настоящей России.

    Она несется впереди всех, ей уступают дорогу и сторонятся, боясь стать преградой.

    Автор оттачивает каждое слово, характеризующее Русь: сверкающая, чудная, незнакомая. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом.

    Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.

    Автор спрашивает: «

    Русь, куда ж несешься ты?». Но он не может ответить на вопросы, которые сам ставит. Противоречия жизни приводят писателя в тупик. Он не видит решения в революции, не надеется на просвещение. Есть мысли о доблестном муже и самоотверженной девице, но точно сказать, кто нужен России, автор не может.

    Возможно, ответы были в продолжении поэмы, тогда зачем ее сжигать? Гоголь оставил право за читателем выбирать путь развития родины. Пусть каждый сам рассуждает и строит жизнь главных персонажей поэмы. Кто-то позволит им возродиться, а кто-то откажет им даже в продолжении выбранного ими способа существования.

    В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика, воина и богатыря. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, грубияне и транжиры. Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе.

    Гоголь верит, туман скоро рассеется, откроется широкая дорога к счастью. Русь снова воспрянет и заставит меняться всех своих жителей.

    Другие материалы по поэме «Мертвые души»

    • Краткое содержание
    • История создания
    • Краткая биография Чичикова
    • Образ и характеристика Чичикова
    • Образ и характеристика Ноздрева
    • Образ и характеристика Манилова
    • Образ и характеристика Собакевича
    • Образ и характеристика Плюшкина
    • Образ и характеристика Коробочки
    • Образы помещиков
    • Образ России в поэме
    • Образ и характеристика города NN
    • Крестьянская русь в поэме. Сочинение
    • Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение
    Ссылка на основную публикацию