Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  15.11.2020

Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»
Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием» Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

Период сталинских репрессий коснулся и великой поэтессы Анны Ахматовой. За это время она потеряла самых близких людей: мужа и сына. Ее муж Николай был казнен, а ее сын Лев – заключен в тюрьму. В своей поэме “Реквием” поэт пытается передать всю горечь утраты, описывая своей болью трагедию всех матерей вообще и всех людей в эти страшные времена.

Героиня поэмы – мать, но Ахматова использует местоимение “мы”, подчеркивая, что это общее горе всех людей. Она смотрела на лица матерей, стоящих у ворот тюрьмы, на холод, на жару, на дождь. В их глазах была боль, отчаяние и ….. Любовь.

Эта боль не имеет границ, никто не в состоянии вынести ее, лучше умереть, чем испытать горе матери. Анна Ахматова, которая стояла в этих унизительных очередях, умоляя вместе с друзьями в несчастье хотя бы немного информации о своем сыне, написала эти строки.

Вернее, не писать их, а хранить в памяти, потому что в то время для этих слов и мыслей она могла находиться в том же месте, где был ее сын.

Жизнь героини бессмысленна без сына. Все ее эмоции борются внутри нее одновременно: страх, гнев, мужество, усталость, меланхолия, а иногда кажется, что она сходит с ума. Она сделает все, что угодно для своего единственного сына. Но самое худшее – это неопределенность.

Ахматова в каком-то смысле сравнивает героиню с Божьей Матерью, с болью и страданиями, которые она пережила, сопровождая своего единственного сына Иисуса на Голгофу.

Стихотворение написано для матерей, испытывающих невыразимую боль, живущих в бесконечном ожидании. В то время, когда Анна писала стихотворение, она сама была истощена и измотана, психически и физически. Ахматова в своих строках хотела донести до читателя правду о том, что даже если оторвать, забрать самое ценное в жизни, душа не может убить.

Создается впечатление, что автор представляет народ в целом в образах сына и матери. Нет ничего, что сравнивало бы эту материнскую боль, разрывать душу и сердце. Каковы чувства матери, когда ничто не может помочь ее ребенку? Она чувствует отчаяние, беспомощность, гнев….. Она может только молиться и ждать своих сыновей.

Какие мысли приходят на ум: если они все равно умрут, то почему не сейчас? И что агония и воспоминания закончатся. И слезы давно ушли. Но мы должны как-то жить дальше, но у нас тоже нет сил.

Анна Ахматова с горькой иронией писала в тюрьме, что если она заслуживает памятник после смерти, то он должен находиться не в каком-нибудь живописном месте, а возле тех красных стен тюрьмы. Анна и десятки других матерей провели здесь эти два года своей жизни, и это время казалось им всем вечностью.

Образ матери в поэме ахматовой «реквием» – Literature Teacher

10.06.2019
Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием»

“Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад”. Анна Ахматова.

Я поворачиваюсь взглядом к урокам, посвященным творчеству русского поэта Анне Ахматовой (именно в мужском роде “поэта” – а не поэтессы, так как Анна Ахматова так любила говорить), и будто вижу над собой, над моей школой, над моей страной тень матери – птицу, которая своими крыльями старается защитить все, что является важным для людей. Что важнее всего для матери? Дети. Семья. Мужчина. Семейное гнездо. Сохранить семью, своих детей – главнейшая задача каждой женщины на земле. Поэтому для меня образ Анны Ахматовой и описание главной героини поэмы “Реквием” объединяется еще с одним национальным символом – образом Берегини. Это древняя богиня добра и защиты славян от всякого зла. Женщина в длинных одеждах подняла в умоляющей молитве руки к небу. Она будто просит у Бога защитить детей от бедствия, болезней, злого зверя…

“Реквием” Анна Ахматова писала продолжительное время – от 1935 до 1961 года. Это не просто отдельные стихи, которые со временем сложились в поэму, эта целая жизнь женщины и ее ребенка, мужчины, народа.

Лирическая героиня должна была вынести много на своих плечах – аресты мужчины и сына, выстаивание в очередях к тюрьмам. Она страдает и плачет над бедствием, которое выпало на ее судьбу, она также оплакивает судьбу всех людей, которые жили в том времени в ее стране.

  • Женщина – часть своего народа, она вместе со всеми несет бремя трудной судьбы:
  • “Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был”.
  • Читаешь поэму – и мурашки бегают под кожей.
  • В отдельных небольших стихах Ахматова смогла донести к нам события того страшного времени, когда человека могли арестовать просто так – ночью “черные маруси” отвозили людей в безызвестность, и узнать о них уже было очень тяжело.

Кто виновный, кто не виноватый, а страдали все: и те, кого забирали, и те, от кого забирали. Николая Гумилева, первого мужа Анны Ахматовой, арестовали, и долго женщина не могла узнать о его судьбе.

И только позднее стало известно, что поэта расстреляли как контрреволюционера. Обвинения сыпались на людей градом, и отвести их от себя от них было непросто. Люди сознавались в не совершенных ими грехах только потому, что не выдерживали страшных мучений, издевательств, пыток.

Но пострадал не только муж, даже сына Ахматовой и Гумилева арестовали спустя некоторое время, хотя на время смерти отца ему было всего девять лет. Разве он мог быть его политическим соучастником? Для власти этих вопросов не существовало. Действовала страшная машина уничтожения и для тех, кто во втором колене считался “врагом народа”.

Разве может пережить такое горе иметь, разве может она не плакать кровавыми слезами, когда видит такую несправедливость? Поэтому и просит поставить памятник себе:

“… Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов. И где для меня не открыли засов”.

Читаешь о плаче матери, когда от нее забирают ее сына, и действительно слышишь те страшные причитания над умершим, который никогда больше не возвратится к родному дому.

  1. В прошлом году мы ездили на похороны в Тернопольскую область, и впервые там мне пришлось услышать похоронные причитания – люди вслух плачут и рассказывают и о жизни умершего, и о своей собственной боли.
  2. Так вот у Ахматовой эта самая боль ощущается:
  3. “Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть”
  4. Тоска “стрелецких жен”, тоска за сына, переходит в колыбельную песню… Так бывает, когда наседает страшное горе – человек то смеется, то плачет, то одно говорит, то вдруг будто совсем о другом, тогда человек идет “словно лунатик… в мертвый мир…”
  5. Она в поэме – и защитница ребенка, и тот, кто в третьем часу утра через весь город идет к застенку, чтобы отстоять в очереди и узнать хотя бы что-то о своих родных. Она сердцем видит, как подвергают пытке родного сына:
  6. “Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел”

Палачи понимают, что делают не по-человечески, им стыдно, что они более сильные, и власть матери перед их властью – ничто.

Ахматова поднимает образ матери, обычной женщины, до уровню библейской героини, так как каждая женщина того времени прошла через страшную пытку сталинского режима, она знала, догадывалась об истязании близких, их смерти, она страдала и кричала, она несла в себе страшную боль и тоску.

Мои пальцы тянутся к клавишам пианино.

Тоску можно выливать в музыке – в реквиеме. Ведь “реквием” – это музыкальное произведение, тоска по умершим. Звучит музыка. Кажется, расступаются стены – и в высокие храмовые башни поднимаются души тех, кто был замучен во времена тоталитарного режима.

Люди в храме склоняют главы и молятся: “Пусть простятся им грехи их…” И над всеми ими – над живыми и безжизненными – распростерла свои руки Богоматерь, Берегиня, Защитница. Она никогда не покинет своих детей, она защитит.

  • Если не в этом мире, то на том свете…

Образ матери в поэме Ахматовой «Реквием» – по русскому языку и литературе

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ матери в поэме Реквием Ахматовой

Пора сталинских репрессий коснулась и великую поэтессу Анну Ахматову.

В те времена она потеряла самых близких ей людей: мужа и сына. Мужа Николая казнили, а сын Лев оказался в тюрьме.

Поэтесса пытается передать всю горечь утраты в своей поэме «Реквием», а вместе со своей болью описывает трагедию всех матерей в целом и всего народа в те ужасные времена.

Героиня поэмы – мать, но Ахматова употребляет местоимение «мы», тем самым подчёркивая, что это общее горе всех людей. Она наблюдала за лицами матерей, стоящими у ворот тюрьмы, в мороз, в жару, в дождь. В их глазах была боль, отчаяние и …любовь.

Эта боль не имеет границ, никто не способен ее выдержать, лучше умереть, чем испытать материнское горе. Анна Ахматова, находясь в этих унизительных очередях, вымаливая вместе с подругами по несчастью хоть какую-то информацию о своём сыне, писала эти строки.

Вернее, не писала, а хранила их в своей памяти, ведь в то время за эти слова и мысли она могла оказаться там же, где и её сын.

Жизнь главной героини потеряла смысл без родной кровиночки. Внутри неё борются все чувства одновременно: бессилие, гнев, мужество, усталость, тоска и порой кажется, что она сходит с ума. Она готова на всё ради единственного сына. Но хуже всего неизвестность…

Ахматова в чем-то сравнивает героиню с Богоматерью, с её болью и страданием, которые она испытывала, сопровождая своего единородного сына Иисуса на Голгофу.

Читайте также:  Образ дома в романе Шолохова «Тихий Дон»

Поэма написана для матерей, страдающих от непередаваемой боли, живущих бесконечным ожиданием. В то время, когда Анна писала поэму, она сама была истощена и измучена, морально и физически. Ахматова в своих строках хотела донести до читателя такую истину, что даже если у человека вырвать, отобрать самое дорогое, что у него есть в жизни, душу убить просто невозможно.

  Анализ стихотворения Тютчева Нам не дано предугадать

В поэме автор как-бы отображает весь народ в целом в образы сына и матери. Ни с чем нельзя сравнить эту материнскую боль, разрывающую душу и сердце. Какие ощущения испытывает мать, когда ничем нельзя помочь своему ребенку? Отчаяние, бессилие, злость… Остаётся только молиться за своих сыновей и ждать.

Какие мысли только не лезут в голову: уж если всё равно умирать, то почему не сейчас? И кончились бы эти муки и воспоминания. И слёз давно уж нет. Но надо как-то жить дальше, но сил тоже нет.

Анна Ахматова в заключении с некой горькой иронией пишет, что если уж она заслужила себе памятник после смерти, то не надо устанавливать его в каком-нибудь живописном месте, он должен стоять у этих красных стен тюрьмы. Эти два года своей жизни, Анна с десятками других матерей провела здесь и это время показалось для всех них вечностью.

Проблемы

Проблематика поэмы весьма многогранна. Несмотря на давность описываемых событий, она остается актуальной и по сей день, поскольку даже в современном мире еще есть место политическим репрессиям, жертвами которых становятся ни в чем не виновные люди.

  • Несправедливость. Ахматова пишет о том, что мужья, отцы и сыновья тех женщин, что стояли с ней в общей очереди, оказались за решеткой только потому, что были чуждыми новой власти. Они не совершили никаких преступлений, но оказались в тюрьме лишь по той причине, что были не согласны с постулатами советского правительства, и посмели как-то выразить свое мнение. Сын Ахматовой был приговорен к лагерям из-за того, что его отец был расстрелян по подозрению в контрреволюционной деятельности. Символом безжалостной диктатуры является огромная красная звезда с кровавыми отблесками, которая повсюду преследует лирическую героиню. Будучи символом новой власти, она в представлении поэтессы представляет атрибут антихриста – звезду смерти.
  • Проблема исторической памяти. Анну Андреевну очень тревожит мысль о том, что новые поколения с легкостью забудут все те ужасы, через которые пришлось пройти их предкам. Она словно предчувствовала, что на долгие годы она и ее бунтарское творчество окажется под запретом в стране, в которой власть безжалостно уничтожает тех, кто смеет сомневаться идеологии действующей партии. Даже когда спустя время этот запрет был снят, Ахматова оказалась под прицелом безжалостных критиков. Ее обвиняли во всех смертных грехах, сознательно умаляли творчество гениальной поэтессы. Под лозунгами светлой борьбы за интересы простого народа Ахматова как поэт была буквально растоптана своими лицемерными коллегами.
  • Беспомощность и бесправие. При всей своей огромной, всепоглощающей любви к сыну героиня не способна как-то повлиять на его горькую судьбу, облегчить участь. Как и сотни матерей, обреченных провожать в последний путь своих детей, героиня может лишь безропотно ждать хоть какую-то весточку о своем сыне. Им приходится шепотом, тайком ото всех делиться своим переживаниями и страхами, ведь за малейшее лишнее слово, высказанное против действующей власти, человека могли отправить гнить в лагерях.

Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись «врагами народа», исчезали безследно, попали в тюрьмы. О них можно было говорить лишь шепотом, от родных «врагов народа» отворачивались. Не прошла эта горькая чаша и семью Анны Ахматовой. Еще в 1920 г. был расстрелян большевиками ее первый муж Н.

Гумилев, известный русский поэт, в прошлом офицер царской армии. 1935 г. за «нетрадиционную» деятельность были арестованные ее сын Лев Гумилев и второй муж; М. Пунин. После письма Ахматовой к Сталину их освободили. Тем не менее 1939 г. Льва Гумилева арестовали вторично. Приговор — десять лет исправительно-трудовых лагерей. Ахматова пережила длинные года отчаяния и страха.

И таких людей были миллионы. Поэтому поэма о пережитых страданиях, которую Ахматова пообещала написать одной из таких измученных женщин «с голубыми губами», является голосом целого народа. Изображая всенародную трагедию, Ахматова персонифицирует образ народа в образах матери и сына. Насильнический разрыв между ними приводит к нарушению гармонии — основы основ.

Боль раненной матери не уравнять ни с чем, и только через ее скорбь можно вообразить большую трагедию той эпохи. * Приговор… И сразу слезы хлынут, * Вот от всех уже отделена, * Словно с болью жизнь из сердца вынут, * Словно грубо навзничь опрокинут, * Но идет… Шатается… Одна.

Горе матери настолько безграничное, что она смотрит на него словно отстраненно, ей не верится, что она сможет все выдержать. И польется над закованной страхом горя страной вопль души матери: * Семнадцать месяцев кричу, * Зову тебя домой, * Бросалась в ноги палачу, * Ты сын и ужас мой.

Жизнь матери без сына теряет свой смысл, наверное, легче было бы умереть, не терпеть такое горе. И она находит в себе мужество идти этим крестным путем, как когда-то Богоматерь сопровождала своего сына в его страданиях.

Через это органически вплетается в поэму раздел о смертной казни Иисуса Христоса: * Магдалина билась и рыдала, * Ученик любимый каменел, * А туда, где молча Мать стояла, * Так никто взглянуть и не посмел. Когда распяли Иисуса, то даже те, кто кричали: «Распни его, распни», не могли взглянуть на Мать, так как ее страдание — это более всего бедствие на земле.

Страх потерять сына делает счастливые, теплые материнские лица застывшими, скорбными.

Героиня поэмы собственными глазами видела, * …как опадают волосы, * Как из-под век проглядывает страх, * Как клинописи жесткие страшны * Страдание выводят на шоках, * Как локоны из пепельных и черных * Серебряными делаются вдруг… Поминая всех умерших в эпилоге поэмы, автор концентрирует внимание на оскорблении матери как обобщенном образе всех женщин.

Они разные извне, за характером, за силой воли, но всех их соединило одно горе, постигла одна судьба. В каждой из них Ахматова находить что-то свое, а в себе — каждую из них: * Для них соткала я широкий покров * Из бедных, у них же подслушанных слов, * О них вспоминаю всегда и везде, * О них не забуду и в новой беде… Правдивое произведение Анны Ахматовой о жизни советского народа в 30-те года XX ст. смогло выйти из печати на ее родине лишь 1988 г., когда прошло уже много лет после смерти автора поэмы. «Реквием», написанный в 1935- 1940-х гг., жил необыкновенной жизнью — лишь в сердцах и в памяти людей, которым поэт тайно, шепотом доверил «слово» правды о смертной эпохе и про живую человеческую душу, которую нельзя убить.

Сочинение на тему: Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как имя великой русской поэтессы, творческое наследие кото­рой входит в мировой поэтический фонд четырнадцатью сборниками стихов. В 1962 году она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе.

В Санкт-Петербурге находится памятник поэтессе, открытый в 2006 году не­далеко от места ее страданий: «А здесь, где стояла я трис­та часов и где для меня не открыли засов». Известно, что судьба Ахматовой была необыкновенно трагичной, на ее долю выпали тяжелые испытания.

В предисловии к своей поэме Ахматова поведала, как в очереди людей, стремя­щихся попасть на свидание с родными, заключенными в следственном изоляторе — в «Крестах» — одна жен­щина предложила поэтессе описать в стихах состояние отчаяния и боли, охватившее тех, кто остался на свобо­де, но обречен стоять без надежды под стенами тюрьмы. И Ахматова написала «Реквием».

Тематика творчества Ахматовой всегда основывается на взгляде в глубину человеческой души. Средствами по­этической речи можно в концентрированной форме по­этического образа передать психологическое состояние лирического героя, мотивировать его решения.

Трагизм положения матери, сын которой подвергся аресту, трудно представить и понять тем, кто не видел своими глаза­ми лица жен и матерей, ожидающих приговора родных в очереди под тюрьмой.

Политическое заключение мужа и сына — тяжелое испытание, ведь врагами народа в годы репрессий называли тех, кто не шел в ногу с духом совет­ской власти. Сама Ахматова подвергалась резкой оценке со стороны режима за то, что ее поэзия была «совершенно чуждой, безыдейной».

Долгие годы ее поэзия теснилась цензурой: стихи исправляли, не считаясь с желанием ав­тора, безжалостно удаляя все «чуждые» моменты; книги не выходили в печать. Ахматова — одна из тех, кто на себе прочувствовал ужасное положение репрессирован­ных режимом людей.

Поэма «Реквием» посвящается материнскому страда­нию. Автобиографическая поэма, она, тем не менее, выхо­дит за рамки индивидуальной трагедии одного человека и становится памятником всем матерям, которых постиг­ла подобная участь.

Реквием — это заупокойная служба католической церкви, это и музыкальное произведение скорбного характера. Именно скорбь является главным мотивом в поэме. «Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела», — убеждает себя лирическая ге­роиня, пытаясь осмыслить свое состояние.

Но слишком много боли в сердце матери, и вот уже рассудок уступает: «Прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду», героиня ведет нас к страшным мыслям, решению траге­дии на высшем уровне бытия.

В стихотворении «К смер­ти» она молит о приходе конца, который утолит боль, и говорит о моменте смерти: «Ты все равно придешь — зачем же не теперь?». Скорбь усиливается от осознания неспра­ведливости происходящего с сыном, от осознания непра­вого суда над жертвами режима:

  • Там тюремный тополь качается,
  • И ни звука — а сколько там
  • Неповинных жизней кончается…
Читайте также:  Сочинение 15.1 по цитате Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят»

Личная материнская трагедия Ахматовой перерастает в общую беду русских матерей и жен, познавших горечь разлуки, боль утраты и долгие-долгие дни ожидания, сначала приговора, потом возвращения.

Сын Анны Ах­матовой вернулся из заключения в 1956 году, проведя в репрессиях около двадцати лет. Многие не вернулись.

Поэма «Реквием» написана, чтобы сохранить память обо всех одиноких матерях, которым остается только молить­ся и надеяться: «А надежда все поет в дали…».

Образ матери в поэме Реквием Ахматовой сочинение

Произведение «Реквием» является автобиографией, автором которой является Анна Ахматова. Действие происходит во время сталинской репрессии, во время которой пострадала, так же и ее семья.

Ее первый муж пострадал, в это время потому как находился на «вражеской стороне». А после ее сын, был арестован, причиной послужило его родственная связь с отцом.

В те времена, это была трагедия, которое пережило и испытало на себе, все общество.

В главной героини произведения, каждая женщина может увидеть свое отражение и понять насколько глубоко была нанесена рана, от репрессии. Писательница, с самого начала показывает в своих строках, насколько женщины того времени были обобщены.

Для этого она использует в своих строках местоимение, «мы», объединяющее всех женщин. Те времена очень ослабили как физически, так и морально матерей.

Однако они не потеряли силу духа, они продолжают верить в свои силы, наоборот они продолжали, долгое время стоять возле тюремных ворот, с одой единственной надеждой, на то, что их родных, наконец, отпустят и они смогут воссоединиться.

В каждом слове повести, можно прочувствовать всю скорбь и тяжесть ноши, которую ощущали женщины, матери, дочери, сестры. Точно также и сама Анна Ахматова ощутила на себе всю боль и невыносимость того времени, она потеряла мужа и у нее забрали сына.

И это горе произошло не только с ней, ведь каждая женщина, прожившая те ужасные дни, могла рассказать, какого же было, без защитника и кормильца в семье, ведь не каждый арестованный человек, был преступником. За решетку попадали также, могли попасть и родственники осужденных, без всяких на то причин.

Именно поэтому поэтесса и потеряла своего сына, который не был ни в чем виноват.

Множество семей было уничтожено в то жестокое время. Чувства несчастной женщины на протяжении всего произведения не могут остановиться на одном. С начала она несчастна, у нее большое горе, боль, страдание, на смену которым приходит, отчаяние, бессилие, одиночество и окончательная потеря сил, и надежды.

Главная героиня, не может найти утешения своему горю, ведь она, прежде всего мать и ее разлучили с единственным сыном, она потеряна и не знает, как поступить и что делать. Но сила духа, все же дает ей надежду на спокойное будущее, она обретает покой. У нее, получается, пройти через все страшные испытания, которые пали на ее жизнь.

Она находит долгожданное утешение.

Несколько интересных сочинений

Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием» (Реквием Ахматова)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ матери в поэме Реквием Ахматовой

Произведение «Реквием» является автобиографией, автором которой является Анна Ахматова.

Действие происходит во время сталинской репрессии, во время которой пострадала, так же и ее семья. Ее первый муж пострадал, в это время потому как находился на «вражеской стороне». А после ее сын, был арестован, причиной послужило его родственная связь с отцом.

В те времена, это была трагедия, которое пережило и испытало на себе, все общество.

В главной героини произведения, каждая женщина может увидеть свое отражение и понять насколько глубоко была нанесена рана, от репрессии. Писательница, с самого начала показывает в своих строках, насколько женщины того времени были обобщены.

Для этого она использует в своих строках местоимение, «мы», объединяющее всех женщин. Те времена очень ослабили как физически, так и морально матерей.

Однако они не потеряли силу духа, они продолжают верить в свои силы, наоборот они продолжали, долгое время стоять возле тюремных ворот, с одой единственной надеждой, на то, что их родных, наконец, отпустят и они смогут воссоединиться.

В каждом слове повести, можно прочувствовать всю скорбь и тяжесть ноши, которую ощущали женщины, матери, дочери, сестры. Точно также и сама Анна Ахматова ощутила на себе всю боль и невыносимость того времени, она потеряла мужа и у нее забрали сына.

И это горе произошло не только с ней, ведь каждая женщина, прожившая те ужасные дни, могла рассказать, какого же было, без защитника и кормильца в семье, ведь не каждый арестованный человек, был преступником. За решетку попадали также, могли попасть и родственники осужденных, без всяких на то причин.

Именно поэтому поэтесса и потеряла своего сына, который не был ни в чем виноват.

Множество семей было уничтожено в то жестокое время. Чувства несчастной женщины на протяжении всего произведения не могут остановиться на одном. С начала она несчастна, у нее большое горе, боль, страдание, на смену которым приходит, отчаяние, бессилие, одиночество и окончательная потеря сил, и надежды.

Главная героиня, не может найти утешения своему горю, ведь она, прежде всего мать и ее разлучили с единственным сыном, она потеряна и не знает, как поступить и что делать. Но сила духа, все же дает ей надежду на спокойное будущее, она обретает покой. У нее, получается, пройти через все страшные испытания, которые пали на ее жизнь.

Она находит долгожданное утешение.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Дон Кихота↑ ДругиеОбраз Санчо Панса в романе Дон Кихот →

  Планы для сочинений по произведению М.Ю. Лермонтова “Мцыри”

Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Сочинение по теме

«Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Валиева Фарида Фаридовна,

  • ученица 10 класса МБОШИ «Гимназия-интернат №13»
  • г. Нижнекамска Республики Татарстан
  • Учитель: Жданко Светлана Дмитриевна

Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Рану, нанесённую родине, каждый из

нас ощущает в глубине своего сердца.

В. Гюго.

Жизнь человека неотделима от жизни государства, в котором он живёт.

Каждая эпоха в становлении и развитии российского государства ковала и формировала русский национальный характер, который складывался на основе любви и преданности Отечеству, самопожертвования во имя Родины. Во все времена на русской земле ценились и воспевались патриотизм, чувство долга перед Отечеством, непобедимость духа.

В период становления и развития Советского государства возродились и укрепились чувство национального самосознания, чувство сопричастности к судьбам страны, народа, истории. Образцом настоящего патриотизма и верности отечеству стала А.

Ахматова – великая поэтесса 20 века, писавшая свои замечательные стихи в эпоху великих социальных перемен и катастроф. Испытания, выпавшие на долю российского народа, нашли воплощение в её лирике.

О чём бы ни писала Анна Ахматова: о первой мировой, событиях 1917 года, сталинских репрессиях, о Великой Отечественной войне, «хрущёвской оттепели» — гражданская и общечеловеческая позиция её оставалась неизменной: во всех испытаниях она была вместе со своим народом.

Её творчество отличало чувство сопричастности к судьбам страны, народа, истории. Горькие испытания, выпавшие на долю России, не сломили решимость Ахматовой разделить судьбу своей разрушенной, голодной, истекающей кровью войн, но по-прежнему любимой и родной страны.

Истинная поэзия прекрасна, потому что в ней выражены высокая правда души поэта и беспощадная правда времени. А. Ахматова понимала это, понимаем это и мы, читатели, любящие её поэзию. Я уверена, многие поколения читателей будут любить её проникающие прямо в душу стихи.

Чтобы понять великое мужество души Ахматовой, перечитаем самое трагическое произведение «Реквием», посвящённое событиям страшной эпохи в истории государства России – сталинским репрессиям.

Правда – это не только гибель невинных людей, кровь и слёзы, это ещё и очищение от всего подлого, грязного и страшного, что творилось в период большевистского террора против своего народа. Замалчивание этой стороны жизни нашего государства грозит новыми трагедиями.

Открытость очищает, делает невозможным, чтобы такое случилось ещё когда-нибудь в нашей истории.

Поэма «Реквием» создавалась с 1935 по 1940 год. В те далёкие годы поэму можно было прочитать только в рукописных списках.

Какую же правду хранило это произведение Ахматовой, что его так долго боялись обнародовать? Это была правда о сталинских репрессиях.

О них Ахматова знала не понаслышке: был арестован её единственный сын Лев Гумилёв, отец которого, известный русский поэт Н. Гумилёв, в прошлом царский офицер, был арестован большевиками.

Долгих семнадцать месяцев провела Анна Андреевна в тюремных очередях, пока решалась судьба её сына. Однажды её узнали в этой скорбной очереди и спросили: «А это вы можете описать?» Ахматова твёрдо ответила: «Могу». Это была клятва народу, с которым она всегда была вместе, разделяя все его несчастья.

Да, Ахматова исполнила свою клятву. Это был её долг перед народом — передать будущим поколениям боль и трагедию того страшного времени в истории нашего государства.

Это было время, как образно пишет поэтесса, когда над людьми бежали «звёзды смерти и Русь, не сломившаяся ни под Ордой, ни под нашествием Наполеона, корчилась «под кровавыми сапогами» своих же сынов…». Написание такой поэмы можно считать героическим подвигом.

Ведь текст поэмы мог быть смертным приговором для самой Анны Ахматовой. Она описала время, «когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад», когда народ страдал или в тюрьмах, или возле них.

Ахматова, «трёхсотая с передачею и со слезою своею горячею», стоит в очереди рядом с «невольными подругами» около тюрьмы Кресты, в которой находится её арестованный сын, и молится обо всех, кто стоял там «и в лютый холод, и в июльский зной».

Арест сына Ахматова соотносит со смертью, потому что сам факт ограничения свободы в те годы становился фактически приговором. Она сравнивает себя со стрелецкими жёнами во время расправы над восставшими стрельцами в эпоху Петра I, которые были сосланы вместе с семьями или казнены русскими же людьми.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «детство» по главам (л. н. толстой)

Она не способна уже разобрать, теперь «кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать», так как арест одного из членов семьи в те годы грозил всем остальным по меньшей мере ссылкой. А клевета не подкреплялась доказательством. И всё же Ахматова смирилась, но боль в душе не утихла.

Она вместе с сыном переносит эти «страшные белые ночи», постоянно напоминающие о близкой смерти. И когда приговор вынесен, приходится убивать память и заставлять душу окаменеть, чтобы «снова научиться жить». Иначе останется лишь «опустелый дом». С другой стороны, Ахматова готова и смерть принять, она даже ждёт её, потому что ей «всё равно теперь».

Героине безразлично и то, в каком виде принять ей свою последнюю спутницу – смерть. Безумие, бред или смирение?

Центральное положение в произведении занимает распятие. Это эмоциональный и смысловой его ключ. Я думаю, что кульминационный момент – это когда «Огромная звезда» смерти исчезла и «небеса расплавились в огне».

Распятие в «Реквиеме» — это воплощение крестного пути, когда Магдалина «билась и рыдала», а мать должна была смириться со смертью дитя.

Молчание Матери – скорбь, реквием по всем тем, кто находился в «каторжных норах».

Эпилог – продолжение немоты и безумия и одновременно молитва «обо всех, кто там стоял со мной». «Красная ослепшая стена» являет собой тех людей, кто находился за нею, кто есть в Кремле. Они «ослепли» потому, что не имели ни души, ни сострадания, ни каких-либо других чувств, ни зрения, чтобы увидеть, что же натворили своими руками…

  1. Вторую часть эпилога и по мелодике интонации, и по смыслу можно соотнести с колокольным звоном, возвещающим о погребении, о скорби:
  2. Опять поминальный приблизился час,
  3. Я вижу, я слышу, я чувствую вас.
  4. Автобиографичность «Реквиема» не вызывает сомнений, в нём отражение трагедии всего народа, вместившей драму женщины, потерявшей мужа и сына:
  5. Муж в могиле, сын в тюрьме,
  6. Помолитесь обо мне…

Горе женщины, прошедшей все круги ада, настолько велико, что перед ним «гнутся горы, не течёт великая река…». Материнское горе заставляет каменеть сердце, умерщвляет душу. Ожидание матери самого страшного – смертного приговора для своего ребёнка почти лишает женщину рассудка: «уже безумие крылом души накрыло половину».

Ахматова обращается к смерти, призывая её для себя как способ избавления от нечеловеческих мук. Но поэтесса говорит не только о себе, о своём горе, она подчёркивает, что разделила судьбу многих матерей. Ей хотелось бы поимённо назвать всех страдалиц, стоявших вместе с нею, «да отняли список, и негде узнать». Разлука с сыном.

Быть может, навсегда, быть может, нет. символичен и жёлтый цвет, который упоминает Ахматова. Цвет разлуки и цвет безумия. Женщина, перенёсшая смерть мужа и арест сына, обезумела, она отождествляет себя с одинокой тенью и просит помолиться вместе с ней. Но голос Надежды, поющей вдали, пронизывает всё произведение.

Ахматова не верит в этот ужас:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает

Я бы так не смогла…

Она просто «женщина одна». Она же и «царскосельская, весёлая грешница», которая раньше и не подозревала о предстоящей такой горькой доле, и, наконец, Дева Мария. Ахматова не может найти себя, не может осознать и принять эту боль.

  • Поэма «Реквием» — это не только повествование поэтессы о личной трагедии, это и рассказ о трагедии каждой матери тех лет, о трагедии целой страны. Поэтесса скорбит о судьбе родины, но в годы тяжёлых испытаний остаётся верна ей:
  • Нет, и не под чуждым небосводом,
  • И не под защитой чуждых крыл, —
  • Я была тогда с моим народом,
  • Там, где мой народ, к несчастью, был.
  • Ахматова надеялась, что, даже если ей зажмут рот, «которым кричит стомиллионный народ», её также помянут в канун её «погребального дня». Завершает поэму Ахматова завещанием: если когда-нибудь, пишет она, ей в России захотят поставить памятник, то она просит не воздвигать его ни у моря, где она родилась, ни в Царском Селе, где прошла её счастливая юность,
  • А здесь, где стояла я триста часов
  • И где для меня не открыли засов.

Сын Ахматовой, проведя в тюрьмах и лагерях почти двадцать лет, на удивление, остался жив. Стал известным историком и этнографом. В 1962 году Ахматова принесла поэму в журнал «Новый мир».

Получила отказ. В том же году поэма была передана за границу и напечатана в Мюнхене. При жизни Ахматова увидела только это издание.

И только в 80-ые годы мы смогли прочитать изданную на Родине поэму «Реквием».

К счастью, время сталинских репрессий, которые коснулись почти каждой семьи в стране, осталось в далёком прошлом. И «Реквием» Ахматовой мы можем считать памятником великому народному горю и всей стране, обездоленной и замученной.

Хочется закончить сочинение словами Анны Андреевны: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны.

Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Вариант 2

Анна Ахматова – известнейшая русская поэтесса, чьим творчеством можно упиваться и по сей день. Она творила в начале 20-го века, потому ее можно отнести к поэтам Серебряного века русской литературы и поэзии. Стихи этой поэтессы поражают своей глубиной и формой.

Начало 20 века. Грубая смена власти. Теперь Россия в руках большевиков – людей, которые реформируют все под себя, прикрываясь мыслью отдать правление народу. Жизнь и творчество Анны Ахматовой пришлись именно на этот период истории. Она, как и многие другие поэты, пострадала от репрессий. Сталинский репрессий.

Нет сомнений, что это не могло не отразиться на ее творчестве. Бала написана поэма «Реквием». В ней поэтесса раскрывает всю трагедию репрессий как свою личную. Никого не оставляется равнодушной.

Это не только трагедия непосредственно Ахматовой – это трагедия всего народа, отголоски которой еще многие века будут слышны из уст бабушек и дедушек.

Саму Анну Ахматову не репрессировали, но многократно под арест брались ее сын и муж – самые близкие люди. Кстати, муж Анны там и погиб.

Много русских людей пострадали от репрессий. Ахматова пытается донести эту мысль, помещая вначале своего стихотворения небольшое прозаическое вступление. Анна стоит в очереди в Ленинградскую тюрьму. Тут она замечает обыкновенную женщину, с которой они пересекаются взглядами. Женщина знала Ахматову как поэтессу и спросила, может ли она это описать? Ахматова сказала, что сможет. И описала.

Поэтесса сама считала свою поэму голосом народа. Этот бедный народ был искалечен деспотом в лице Сталина. Поэтесса выразила своим реквиемом боль всего народа, который стал страдальцем в эти времена. Ахматова считала свои долгом донести до будущего поколения эту трагедию и показать, как жестокий контроль ломает жизни миллионов люде. Как же это ужасно – бивать свой же народ!

Репрессируют одного человека – и это задевает его судьбу и калечит всю оставшуюся жизнь! Как это страшно! Ужас репрессий, трагизм всего народа отражается и на семью репрессированных, каковой и являлась Анна Ахматова.

Ни в коем разе нельзя повторить эту трагедию народа. Всего русского народа. Творчество поэтов того времени, людей, которые столкнулись с этим, помогает донести до людей мысль, что это не может повториться и не имеет права ни человеческого, ни морального.

Другие сочинения: ← Герои рассказа Возвращение Платонова↑ ДругиеГлавные герои произведения Юшка →

Основные образы

1. Реальная женщина

⦁ поэма автобиографична: А. А. Ахматова переживает личные трагедии (смерть Н. С. Гумилёва, аресты Н. Н. Пунина и сына);

  1. ⦁ женщина с достоинством и силой воли;
  2. ⦁ эмоциональна, не скрывает своего ужаса;
  3. ⦁ то охваченная безумием, призывающая смерть, то отстранённая и окаменелая от горя.
  4. 2. Собирательный образ русской женщины
  5. ⦁ разговор в очереди показывает, что трагедия поэтессы не только личная, но и общая для всех женщин эпохи сталинского террора;

  Сказка “Синюшкин колодец”: герои, краткое содержание, отзывы

  • ⦁ женщины сильные, терпеливые, самоотверженные, но в то же время измученные тревогой за судьбу близких;
  • ⦁ все подруги по несчастью;
  • ⦁ стоят и в холод, и в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных, готовы последовать за ними в ссылку
  • 3. Обобщающий образ Богоматери
  • ⦁ образ-символ, обращение к библейским мотивам;
  • ⦁ наиболее ярко проявляется в стихотворении «Распятие»;
  • ⦁ образы женщин сравниваются с ликом Богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына

История создания

Толчком к написанию поэмы послужили трагические события из жизни А. А. Ахматовой: расстрел первого мужа, Н. Гумилёва, в 1921 г., арест второго мужа, Н, Пунина, и сына Л. Гумилёва в 1935 г., высылка многих представителей интеллигенции, повторный арест сына в 1938 г. и ссылка его в Сибирь на 10 лет.

⦁ С 1935 г. — написание поэмы в разные периоды. Долгое время А. А. Ахматова только читала её друзьям по памяти, а в 1950 г. решилась записать.

⦁ 1963 г. — первая публикация в Мюнхене.

⦁ 1987 г. — первая публикация в СССР, спустя 11 лет после смерти поэтессы, в журналах «Нева» и «Октябрь».

Ссылка на основную публикацию