Главные образы в творчестве С. Есенина

Лирический герой в стихах Есенина: основные особенности, характеристики добавить в закладки

Есенин создавал свои стихи в тяжелое для России время. Сложности эпохи сказываются на его произведениях. Они носят лирический характер. Для чувствительных граждан перемены стали тяжелым испытанием, справляться с которыми писателю помогала поэзия. Поэт выражает в своих стихах душевные терзания, тоску по былой Руси, чувства, мечты. Есенинский лирический герой является противоречивым, неоднозначным образом. Взрослея, писатель менял направленность своего творчества. По мнению критиков, портрет лирического персонажа можно назвать автобиографичным. 

Главные образы в творчестве С. Есенина Главные образы в творчестве С. Есенина

Лирический герой в поэзии Есенина – отличительные черты

Главное действующее лицо произведений – Есенин. Он описывал множество образов в циклах стихов, основываясь на статичных факторах, рождающих вдохновение. Основные характеристики лирического персонажа:

  • Любовь к родине. Все стихотворения пронизаны восхищением природой, патриотизмом. Автору сложно представить свое существование без родных просторов, раздолья. Любимая земля играет большую роль в его жизни;
  • Тоска по родному краю. Сила любви лирического героя к отчизне проявляется в восторженных характеристиках любимой страны. Писатель не раз покидал Россию, но всегда скучал, вспоминал природу в стихотворениях;
  • Приверженность к провинциальному миру. Манерная, вычурная Москва не прельщала Есенина. Некоторое время автор посещал кабаки, гулял, но это не приносило ему душевного удовлетворения;
  • Образ пророка. Критические ситуации в жизни заставили поэта стать пророком. Ранее наивному, неискушенному автору сложно было сменить портрет лирического героя. Он стал деятельным, суровым, активным человеком. В стихотворениях появился образ новой, дореволюционной страны;
  • Душевное смятение. Перемены вызывали странное чувство. Душа писателя страдала от потери привычного, милого сердцу отечества. Он стал писать про уходящие годы, прожитую молодость.

Лирический герой в стихах Есенина – основная тема поэзии

Эволюция стала тяжелым периодом в творчестве автора. В стихах появились странники, ищущие покоя для своей души. Черный отпечаток печали, грусти с годами стал чаще прорисовываться в поэзии.

Для писателя характерна была роковая, страстная любовь, он испытывал поистине сильное чувство. Важная черта лирического портрета – чрезмерная эмоциональность.

Она помогала автору воссоздавать яркие, живые образы. 

Любовные истории поэта зачастую заканчивались трагично. Он тосковал, выражая горечь в строках стихотворений. 1917 год стал крайне тяжелым для Есенина.

Масштабный переворот, начало индустриализации, революция огорчали, вызывали ощущение навсегда уходящего прошлого. Лирический герой чаще обращается к грустным размышлениям.

Русское село, горячо любимое творцом, уходит в прошлое, уступая место новому укладу жизни. 

Изменились приоритеты, ценности крестьян, которые ранее восхищали его своим упорством, патриотизмом, трудолюбием. Для большинства граждан главной задачей становилось обогащение. 

Главные образы в творчестве С. Есенина | Литерагуру

(413 слов) Сергей Есенин оставил потомкам изобильное творческое наследие, которое до сих пор изучается филологами, обсуждается журналистами и нравится простым читателям. Успех лирики крестьянского поэта во многом обусловлен теми образами, которые он изобразил в своих произведениях.

Образ Родины является центральным в творчестве Есенина. Возможно, именно благодаря своей пейзажной лирике, где чувствуется «широкая русская душа», он стал так любим народом. Особенно была близка поэту старая патриархальная деревня.

К самым известным стихотворениям, в которых автор воспевает бескрайнюю Русь и красоту природы, можно отнести «В хате», «Гой ты, Русь, моя родная», «Запели тесаные дроги», «У плетня заросшая крапива», «Задремали звезды золотые» и другие. Позже Есенина стала волновать не только природа, но и судьба России.

Поэт видел, что эстетика деревянных изб и крестьянского быта исчезает, а взамен приходит советская власть. «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Русь советская» и «Русь уходящая» — произведения, в которых ярче всего отражено отношение поэта к грядущим переменам.

Он чувствует, что наступает новое время, даже ощущает себя чужим в родной стране («Другие юноши поют другие песни»). Однако во всех трех стихотворениях он подчеркивает, что примет Россию, какой бы она ни была. Сначала Есенин увлекся революционными идеями, однако быстро в них разочаровался.

Тем не менее, образ революции закрепился в его поэзии. В стихотворении «Небесный барабанщик» автор приветствует перемены, а в произведениях «Кобыльи корабли» и «Сорокоуст» уже делает на том, что крестьянская деревня не может существовать с новыми навязанными традициями.

Образ женщины тоже нередко встречается и у Есенина. Юный поэт в начале творческого пути часто совмещает пейзажную и любовную лирику. В его представлении девушка всегда свежа и красива, словно деревенский пейзаж.

Например, в стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных» Есенин пишет, что предмет его восхищения похож на «розовый закат», она «как снег, лучиста и светла». По ходу взросления поэта меняется и образ женщины. Нежные романтичные стихи превращаются во что-то более серьезное.

В поздних произведениях лирик описывает не только влюбленность, но и разочарование в ней. К таким можно отнести «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Собаке Качалова» и другие. Например, в стихотворении «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» он называет женщину «молодой красивой дрянью».

Отдельного внимания заслуживает образ матери. Лишь перед ней поэт раскаивается в своем поведении и выражает безграничную любовь и уважение.

Крайне любопытен и образ черного человека. В одноименной поэме чувствуется страх перед неопределенной действительностью, проводится анализ жизненного пути, поднимаются философские вопросы.

Сам черный человек – это двойник поэта, его темная сторона, которая совмещает в себе страх и одиночество.

Когда к Есенину приходит «скверный гость», поэт чувствует, что все светлое осталось в прошлом, а впереди лишь мрак.

Полина Батраева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образы-символы в поэзии Сергея Есенина. Сочинение

Сочинения

Образы-символы в поэзии Сергея Есенина

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, — это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, “черемуховую вьюгу”: “Сыплет черемуха снегом”. Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Белые цветы и белая кора березы (береста) также “связываются” друг с другом. А общий для них признак — белый цвет — ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти: Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона И березы в белом плачут по лесам Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(“Снежная равнина, белая луна “)

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как “символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины.

А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка — это потерянная радость, ушедшая чужая молодость: Снежная замять крутит бойко, По полю мчится чужая тройка.

Мчится на тройке чужая младость, Где мое счастье? Где моя радость? Все укатилось под вихрем бойким Вот на такой же бешеной тройке.

(“Снежная замять крутит бойко…”)

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка — кони, сани — колокольчик… И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова “окно”. Воробышки игривые, Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Здесь слово “окно” — только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом “мерзлый”, оно превращается в поэтический образ: И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные

  • У мерзлого окна.
  • Образность слова “окно” усиливается также за счет ее связи со словом “ставни” — “атрибутом” окна: А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным
  • И злится все сильней.

Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении “Подражанье песне” лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна: Я смотрел из окошка на синий платок…
В пряже солнечных дней время выткало нить…

Мимо окон тебя понесли хоронить.

Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

(“Береза”)

Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина: Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня Понесут с могильным пеньем хоронить меня… Ты увидишь из окошка белый саван мой…

(“О дитя, я долго плакал над судьбой твоей…”)

Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, “подошла, взглянула в мутное окошко…” Даже боги с ангелами в “райском тереме” — и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: “Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай…” (“Микола”)

Таким образом, окно — важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна — это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно — граница этих миров.

Русская изба для поэта — действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: “Смолкшим колоколом над прудом/ Опрокинулся отчий дом” (“Нощь и поле, и крик петухов…

“); “Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины” (“О красном вечере задумалась дорога…

“) Образ богатого дома, “больших хором”, “палат” и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими “избами”, “хатами” и миром голодных возникает и в стихотворении “Село”: Цветут сады, белеют хаты, А на горе стоят палаты, И перед крашеным окном

В шелковых листьях тополя.

Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: “Под красным вязом крыльцо и двор”.

Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, “связанные” друг с другом дорогой — это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа.

(“Гой ты, Русь, моя родная…”) В том краю, где желтая крапива И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо Избы деревень.

(“В том краю, где желтая крапива…”)

Читайте также:  Краткое содержание романа «Мартин Иден»

Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей: Закружилась пряжа снежистого льна, Панихидный вихорь плачет у окна, Замело дорогу вьюжным рукавом, С этой панихидой век свой весь живем.

(“Закружилась пряжа…”)

К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни — в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом.

Окно разделяет не только два мира — внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его “голубые года”, детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой: За окном гармоника и сиянье месяца.

Только знаю — милая никогда не встретится. (“Песня”) Проходил я мимо, сердцу все равно — Просто захотелось заглянуть в окно.

(“Не криви улыбку, руки теребя…”)

В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого — есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: “Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения”.

Поэзия Есенина.(Тематика,центральные образы)

  • Тема Родины
  • Я буду воспевать
  • Всем существом в поэте
  • Шестую часть земли
  • С названьем кратким “Русь”.

С. Есенин.

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины— ведущая тема в творчестве Есенина.

Сам Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве”. Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию.

Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

  1. Родился я с песнями в травном одеяле,
  2. Зори меня вешние в радугу свивали.
  3. Вырос я до зрелости, внук купальной ночи, ,
  4. Колыбель колдовная счастье мне пророчила.
  5. И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.
  6. О Русь — малиновое поле
  7. И синь, упавшая в реку,
  8. Люблю до радости и боли
  9. Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

  • Но более всего любовь к родному краю
  • Меня томила, мучила и жгла.
  • Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:
  • Свет луны, таинственный и длинный.
  • Плачут, вербы, плачут тополя.
  • Но никто под окрик журавлиный
  • Не разлюбит отчие поля.
  • Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза — “девушка”, “невеста”, она олицетворение всего чистого и красивого:
  • Я навек за туманы и росы
  • Полюбил и березки стан,
  • И ее золотые косы,
  • И холщовый ее сарафан.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении “Русь” Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

  1. Понакаркали черные вороны:
  2. Грозным бедам широкий простор.
  3. Крутит вихорь леса во все стороны.
  4. Машет саваном пена с озер.

Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу.

Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху — вот что теперь волнует его:

  • О, Русь, взмахни крылами,
  • Поставь иную крепь!
  • С иными именами
  • Встает иная степь,
  • Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного “железного гостя”.

Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин “разлюбил нищую Родину”. Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся “стальной” Руси, потому что за ней будущее:

  1. Полевая Россия! Довольно
  2. Волочиться сохой по полям!
  3. Нищету твою видеть больно
  4. И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

  • Может, в новую жизнь не гожусь.
  • Но и все же хочу я стальною
  • Видеть бедную, нищую Русь.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,— голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа — эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.

Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее.

“Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам”,— справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

Тема природы

С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви.

Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом.

“Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить”, — писал Есенин.

Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Константинове, что около Рязани.

Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свой первые стихи.

И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:

  1. О Русь — малиновое поле
  2. И синь, упавшая в реку.
  3. Люблю до радости и боли
  4. Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. “Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество”, — говорил Есенин.

О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная”…

В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзительная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит. Вместе с тем уже в ранних стихах Есенина много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией, — таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические перемены. После революции 1917 г.

его поэзия наполнилась новым светом — Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического “града Инонии”, поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события.

Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его мучает вопрос: “Куда несет нас рок событий?” Но найти ответ на этот вопрос очень трудно, поэт стремится познать смысл происходящего:

О, если б прорасти глазами,

Как эти листья, в глубину.

Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в России. Он пишет стихотворения — впечатления об этих переменах, переживает за свой народ.

В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь, беспредельная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда.

О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как “Заглушила засуха засевки…”, “Край ты мой заброшенный” и другие.

Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого крестьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровенные верования и чувства поэта.

Деревенская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность:

Полыхают Зори, курятся туманы,

Над резным окошком занавес багряный.

Но совсем иной предстает перед нами деревня в суровые годы войны. Как проникновенно, с какой болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной. Поля пусты, избы заперты, лишь изредка достигнет деревни солдатская весточка.

Раньше пели крестьяне веселые песни, беззаботные, сейчас же “все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год”. Уже нет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенской избенки, “потому что горе “заглушает” их.

Если раньше поэт восхвалял “полевую Русь”, то теперь поэт хочет “стальной видеть бедную, нищую Русь”. Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его раздумья о судьбах родины,стихи о любимой, волнующие рассказы о животных.

Читайте также:  Расул гамзатов - стихи о войне: читать стихотворения гамзатова про войну

Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен “на одной ноге”, стерегущий “голубую Русь”.

В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется.

В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения.

Черемуха у него “спит в белой накидке”, вербы плачут, тополя шепчут, “пригорюнились девушки-ели”, “заря окликает другую”, “березы в белом плачут по лесам”.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России (“только синь сосет глаза”, “синь, упавшая в реку”, “в летний вечер голубой”), выражают чувство любви и нежности (“парень синеглазый”, “голубая кофта, синие глаза”).

Еще одним излюбленным цветом Есенина является золотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказывания (“роща золотая отговорила милым языком”). Есенинская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чувство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни:

  • Как дерево роняет тихо листья,
  • Так я роняю грустные слова.
  • Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:
  • Я буду воспевать
  • Всем существом в поэте
  • Шестую часть земли
  • С названьем кратким “Русь”.
  • А Русь — это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли.

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные.

Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин — жизнелюб.

И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край, понимаешь, как Есенин,

  1. Тема любви
  2. В жизни Сергея Есенина – красивого молодого человека с золотистыми волнистыми волосами и талантливого поэта – любовь занимала особое место.
  3. В первых стихах поэта уже появляются любовные мотивы. С пылкостью деревенского парня он отдается этому чувству:
  4. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
  5. Сядем в копны свежие под соседний стог.
  6. Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
  7. Хмельному от радости пересуду нет.
  8. Для юного Есенина, тонко чувствующего красоту русской природы, образ любимой часто был неотделим от образов неба, леса:
  9. С нежным соком ягоды на коже
  10. Нежная, красивая была
  11. На закат ты розовый похожа
  12. И, как снег, лучиста и светла.

Со временем, насыщенным многими событиями, перевернувшими жизнь поэта, любовная дирика Есенина тоже претерпевает изменения от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям.

Были периоды, когда Есенин пытался глубже разобраться в своих чувствах, переливая их в целые циклы стихотворений. В сложное время личных неудач, “без семьи, без дружбы”, творческого поиска поэт пытается найти спасение в любви.

Так появляется цикл стихов “Москва кабацкая”, наполненный болью и отчаянием забдулившегося:

  • Много женщин меня любило,
  • Да и сам я любил не одну,
  • Не от этого ль темная сила
  • Приучила меня к вину.

Есенин сумел вынырнуть из водоворота заблуждений и лшибок.

В этом он исповедуется в стихотворении “Письмо к женщине”, прося у когда-то любимой прощения за все горести и возможные обиды, которые он ей причинил, находясь в “сплошном дыму, в развороченном бурей быте”, когда его несло течение, движение которого он не мог контролировать. В то время он не сумел уберечь любовь, но до сих пор сохранил бесконечное уважение и привязанность к женщине, бывшей когда-то рядом с ним, терпеливо переносящей выходки пьяницы и скандалиста.

Так же и в стихотворении “Вечер черные брови насопил…” поэт бережет в памяти воспоминания о дорогих сердцу минутвх:

  1. Пусть я буду любить другую,
  2. Но с нею, с любимой, другой,
  3. Расскажу про тебя, дорогую,
  4. Что когда-то я звал дорогой.
  5. Изумительный по своей красоте, нежности, задушевности цикл стихов “Персидские мотивы” Есенин создает в последние годы жизни. Влюбленный в прекрасные произведения восточнх поэтов Саади и Фирдоуси, Есенин и здесь остается верен себе, самобытен, неповторим:
  6. Я спросил сегодня у менялы,
  7. Что дает за полтумана по рублю,
  8. Как сказать мне для прекрасной Лалы
  9. По-персидски нежное “люблю”?
  10. Персия – страна жаркого солнца, красивых девушек, горячей любви. Все здесь напоминает об этом чувстве, и Есенин сравнивает женщину с самым прекрасным, что есть в мире:
  11. Руки милой – пара лебедей –
  12. В золоте волос моих ныряют.
  13. Все на этом свете из людей
  14. Песнь любви поют и повторяют.

Много любви было и в жизни Есенина. Богатый и щедрый сердцем, он дарил свои чувства красивым девушкам и женщинам, но всегда, как святыню, хранил в памяти моменты, которые нельзя забыть.

  • И сердце, остыть не готовясь
  • И грустно другую любя,
  • Как будто любимую повесть
  • С другой вспоминает тебя.

Были мгновения, когда обнимая одну, поэт думал о другой, “у которой глаза – голубень”.

Но кто сможет обвинить в неискренности Есенина, для которого любовь всегда живительной, утешающей, спасительной силой? Чувства поэта всегда были открыты, выливаясь в чудесные лирические стихотворения, которые и сегодня трогают наши сердца. А Есенин – он жил по принципу “жить – так жить, любить – так уж влюбляться!”

Лирический герой в стихотворениях Есенина

Время, в которое жил и творил русский поэт С.А. Есенин считается одной из сложных эпох российского государства, и может быть своего рода лирических эпох. Эта эпоха особенно повлияло на судьбы людей обладающих сверхчувствительностью.

Таким являлся и Есенин. Вся его жизнь, его биография – вложена в его стихи. Лирика поэта – это его автобиографический герой. Каков он? Все зависит от определенных событий жизни автора.

Лирический герой Есенина, единство с природой, в родном крае, в них он черпает свою силу, мощь, которая сопутствует поэту на всем пути его жизни и творчества. Данный герой действительно близок мировоззрению самого автора. Он может быть и печальным, и влюбленным, и надменным и патриотичным.

В ранней юности Есенина, его поэзия весела и бесшабашна, радостна и бесстрашна, таким и является его лирический герой.

Выражая свои чувства в стихах, чувствуется его открытость, любовь к Родине и природе, также присутствует романтичность, стремление воспеть лучшие человеческие черты человека, также есть и тоска.

В ранних стихах чаще воспета крестьянская жизнь их быт, их проблемы. Через стихи он выражает свои чувства и здесь лирический герой утопает в любимой родной природе, где мир ярок и многоцветен.

Позже Есенинская лирика раскрывает определенный сложный этап в его душе – этап перехода, эволюции. Она отражена в образах странников.

Здесь его герой стремится познать вселенную, чтобы наполнить ею свою душу «с молоком матери земли». Чаще стала встречаться печаль на страницах творчества Есенина, по мере взросления автора.

А позже улавливаются в стихах и нотки любви. Такой бесшабашной, необузданной, страстной и роковой.

Переломным стал момент, когда из лирического героя, наивного и неискушенного юнца взрастает образ пророка, воспевающий новую предреволюционную страну. Герой активен, суров, деятелен – все, что необходимо новой России. Но длилось это недолго.

На смену пришло смятение, он не может смириться с переменами. Вскоре лирический герой вновь погружается в любовь к крестьянскому быту, но присутствует и мифические образы. Здесь глубже описаны проблемы человечества, каждого человека, уходящего времени, молодости, жизненных сил.

Есенин печалится, что нет больше крестьянской Руси. Герой прячется под маской, пряча чувства человека, которого потрепала жизнь, где он сносил удар за ударом. На смену боли и полученных ран приходит смирение, принятие того, что уготовано судьбой. Преображение лирического героя в одинокого человека.

Лирический герой Есенина многогранен. Все этапы лирики Есенина – это его жизнь, собранная по крупицам.

2 вариант

Сергей Александрович Есенин подарил миру русской поэзии, безусловно, большое количество прекрасных стихотворений, которые пользуются невероятной популярностью даже сегодня. Лирический герой Сергея Александровича является прототипом его самого.

Он, если можно так назвать, «на одной волне» с природой, ощущает ее настроения и мастерски передает его при помощи своего человеческого языка.  Есенин был рязанским мальчиком, который с детства чувствовал каждый листок, цветочек на своей земле и мастерски изображал его внутренний мир в своих стихотворениях.

Также в творчестве Сергея Александровича прослеживаются мистические мотивы, христианские и даже языческие символы. Персонажи мистические переселились в реальный мир у этого автора.

Сам автор, когда был пик популярности его творчества (1924) считал, что читатели должны в первой степени обратить внимание на чувствование с точки зрения лирической составляющей. Вся эго поэзия пропитана этим самым чувством.

Языческое и христианское переплетено в творчестве Сергея Александровича. Связываются различные временные эпохи. Любой предмет, имеющийся во Вселенной, становится у Есенина символом чего-то великого.

К примеру, всего лишь какой-то клен является у рязанского поэта целым деревом жизни, а не каким-то деревцем. В публицистическом тексте «Ключи Марии» Есенин дает четко понять это.

Его лирический персонаж принимает весь окружающий мир сквозь эти самые символы и чувствует себя единым с окружающей Вселенной. Собственное «я» и природа сплетены.

Мне думается, что абсолютно в каждом стихотворении Сергея Александровича имеется отсылка к родине, родной России. Лирический персонаж отдается рассуждениям о судьбе России, сравнивает ее с кораблем. Она для него и мать и Богородица.

В «Письме к матери» Есенин обращается к России, которая оставляется им во время отъезда в другие страны. Чувства и видение мира поэта передаются метафорически, а еще с помощью цвета, запаха, звуков. Есенинское жилье – это село, точнее – его образ. Также она сравнивается с колесницей, что несется вперед.

Цвета лирического героя этого поэта: красный, синий, золотистый, а также их тона. Именно такого цвета одеяния у Богородицы. Эти цвета используются при написании икон.

Читайте также:  Смысл песни «520» (группа Дельфин)

Вообще Есенин также в своих стихах фокусирует читателя на запахах. Значимое место занимают в творчестве этого поэта и праздники. Они народные, религиозные. При помощи упоминания о них народный поэт как бы объясняет, когда происходит действие, время его.

Лирический герой Есенина – человек, который живет душой и сердцем в Руси и любит все, что с нею связано.

← Мое любимое стихотворение Есенина
← Природа в лирике Есенина↑ ЕсенинТема любви в творчестве Есенина (в лирике) →
Сочинение о творчестве Есенина →

  • Сочинение Ульяновск – мой любимый город
    Ульяновск – мой любимый город, где всегда тепло и уютно, красочно и загадочно-старинно, масштабно и современно. Здесь прекрасные люди, добрые, вежливые и отзывчивые
  • Второстепенные персонажи в рассказе Толстый и тонкий Чехова
    Перечень персонажей произведения Чехова «Толстый и тонкий» включает в себя двух центральных персонажей – Михаила и Порфирия, и двух вспомогательных, жену и сына Порфирия.
  • Сочинение Параша в рассказе Медный всадник Пушкина
    Возлюбленная Евгения не играет самостоятельной роли в произведении. Она воплощает в себе один из образов «маленького человека», взаимоотношению которого с властью оно посвящено.
  • Сочинение Мой любимый герой из книги
    Одним из тех, кто занял ближайшее место в списке моих любимых литературных героев, является капитан городской стражи Сэм Ваймс, из цикла «Плоский мир» английского писателя Терри Пратчетта.
  • Сочинение Ванюшка в произведении Судьба человека Шолохова (харакутеристика и образ)
    В известном произведении Шолохова «Судьба человека» ярким, чистым и непорочным образом является Ванюшка. В годы Великой Отечественной войны у мальчика погибли родители

Эволюция лирического героя С. Есенина

Эволюция лирического героя С. Есенина.

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох — старой и новой. (1895-1925) русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии(1914-1918 гг.), а позже и имажинизма(1918-1922 гг.) Человек, в своих стихах восхваляющий родину, людей, природу. Лирика Есенина ярка и разнообразна по своей тематике, мотивам, образам. Поэзия С.

Есенина мелодична, лирична, песенна. Основные мотивы лирики С. Есенина неразрывно связаны между собой, так что отделить мотив Родины от мотива природы или любви не очень просто. Красота родной природы, ее чистота связана с понятием «малой родины» поэта («Вот уж вечер», «О Русь — малиновое поле», «Край любимый! Сердцу снятся», «Русь»).

Немало стихов посвящено животным: «Корова», «Песнь о собаке», «Лисица». До революции в стихах о родине преобладал мотив голубой патриархальной Руси. После революции он вначале представляет будущее России как мужицкий рай («Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»).

В 1920-е годы происходящие преобразования деревни воспринимаются трагически («Кобыльи корабли», «Русь уходящая», «Сорокоуст», «Русь советская»).

Феномен поэзии С.А.Есенина состоит прежде всего в том, что он соединил, по мысли Георгия Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего».

Лирический герой Есенина философски размышляет над происходящим в России, пытается определить место человека, его духовные и нравственные ориентиры в cложное для Родины время, обращаясь то к временному, то к вечному. С удивительной искренностью и исповедальностью поэт покаянно выносит на суд читателя свою духовную борьбу, свои заблуждения.

Поэт философски осмысляет путь человека только в незыблемой связи с Родиной, а поэтом называет лишь того, кто имеет чувство Родины.

Лирический герой поэзии С.А.Есенина проходит путь трудной духовной эволюции: 1)дооктябрьская лирика (до 1917)

2) послеоктябрьская лирика (1 ступень (1918-1919), 2 ступень (1920-1921), 3 ступень (1922-1925). Вопросы, которые решает в своем творчестве поэт, разнообразны: роль поэта и назначение искусства, жизнь и смерть, любовь и дружба, проблема духовного выбора, но главной для него все же остается задача отношений человека и Бога, то есть вопрос веры.

Дооктябрьская лирика. Ранняя лирика Есенина собрана в сборнике «Радуница», что означает день поминовения умерших. Само слово означает «блестящая», «просветленная». В самом названии мы видим метафору: вера в вечное воскресение всего живого, ассоциация с весной, порой любви и цветения.

В творчестве данного периода широко представлена христианская символика (березы – «большие свечки», ели – монашки, ветер – схимник) и связь с фольклором. В сборнике стихотворений «Радуница» поэт размышляет о красоте родного края, о гармонии, царящей в природе (Стихи : «Гой, ты, Русь моя родная…», «Край любимый.

Сердцу снятся…», «Сыплет черемуха снегом…»). Читая эти стихи, мы видим, что поэта привлекают темы и образы, связанные с христианским бытом. Есенин передает в художественном образе главную составлюющую русской ментальности – соборность. Весь тварный мир у Есенина – храм, как и сама природа.

Все это создание Господа: Земля моя златая // осенний светлый ХРАМ…

Тихой и светлой радостью проникнуты ранние стихи, кротость и смирение лирического героя перед красотой Божьего мира пронизывает его мироощущение. В стихотворении «Бегство» (1915) мы наблюдаем мотив духовного соблазна, с которым борется лирический герой:

Храня завет родных поверий – Питать к греху стыдливый страх, Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как об ножи стальной дорогой Рвались на камнях сапоги, И я услышал зык от Бога: «Забудь, что видел, и беги!»

Приезд в Петербург стал для молодого Есенина духовным распутьем. В петербургский период жизни молодого поэта, попавшего в гущу событий Серебряного века, соблазн религиозной мистики в духе символистов Мережковского, Гиппиус, А.Белого был достаточно серьезным искушением.

Неохристианские идеи пронизывали сознание творческой интеллигенции, в общение с которой вступает поэт. В стихотворении «Бегство» показано зыбкое состояние лирического героя, которому необходимо сделать правильный выбор. Лирический герой принимает решение быть с Богом.

Влияние православия на ранний период творчества Есенина неоспоримо, как и неоспорима светлая позитивная энергетика его поэзии этого периода:

Чую радуницу Божью – Не напрасно я живу, Поклоняюсь придорожью, Припадаю на траву. Между сосен. Между елок, Меж берез кудрявых бус, Под венком в кольце иголок Мне мерещится Исус.

Послеоктябрьская лирика. Следующий этап в лирике Есенина наглядно демонстрирует нам духовный раскол и пути его преодоления поэтом и его лирическим героем.

Законы духовной жизни, направляющие судьбу каждого человека, создают решение многих философских проблем и определяют основные мотивы его творчества. В 1917 году происходит духовный переворот в сознании поэта, который «с крестьянским уклоном принимает революцию». Духовное помрачение входит в сознание поэта, отражаясь на его творчестве.

В стихотворении «Инония», например, поэт пишет шокирующие строки: « Тело, Христово тело // выплевываю изо рта». Кощунство этой фразы бесспорно, но что так резко меняет мироощущение лирического героя? Круговорот событий, духовное помрачение, охватившее страну, вирусом проникают в душу поэта, рождая в его сердце сомнение.

Его лирический герой впитывает богоборческие мотивы, характерные для живой действительности, расколовшей общество после революции 1917 года. С имажинистами (имажинизм рождается в 1919г.

) связывают такой скандальный поступок Есенина, как роспись наружной стены Страстного монастыря строчкой из своей поэмы «Преображение»: «Господи, отелись!» Словом «отелись» Есенин призывал Господа «войти в тело», то есть воплотиться. Лирический герой вступает в пору духовного раскола.

Наиболее глубоким кризисом можно отметить стихотворения 1920 – 1921 гг «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая» и др. стихи 1920-х гг. говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с Есениным.

В лирике этого периода начинают звучать мотивы прощания с молодостью, предощущения гибели, душевной усталости и рока («увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «куда несет нас рок событий», «трубит, трубит погибельный рог»). Но с 1922 года в творчестве Есенина появляется мотив покаяния. Совесть побуждала поэта к исповеди за ошибки прежних лет, в чем он сам признавался поэту Всеволоду Рождественскому.

Раздумья о собственном несовершенстве, чувство вины , раскаяние в слишком легком отношении к жизни и к своей миссии на земле – мотивы, которые составляют стержень философской лирики Сергея Есенина 1922-1925гг.

Его лирический герой подходит к зрелому осмыслению своего духовного пути. Это находит отражаение в его стихах: « Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу».

Настроение лирического героя того периода хорошо передают строки из стихотворения «Жизнь – обман с чарующей тоскою..»:

Жизнь – обман с чарующей тоскою. Оттого так и сильна она, Что своею грубою рукою Роковые пишет письмена…. Но и все ж, теснимый и гонимый, Я, смотря с улыбкой на зарю, На земле, мне близкой и любимой, Эту жизнь за все благодарю.

Особое место в философской лирике Есенина занимает поэма «Черный человек», где доминирует мотив смерти. Разговор с черным человеком – диалог с собой, со своим отражением в зеркале. Черный человек – реминисценция из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». Традиционно данный образ воспринимается как предвестник гибели.

Обреченность и ощущение страха лирического героя в поэме вполне оправданы, так как Россия 20-х гг. ХХ века охвачена волной «большого террора». Состояние героя выходит за рамки душевного равновесия. Он испытывает страх и раздражение одновременно.

Исповедальность поэмы налицо: построенное в форме диалога, произведение воссоздает сложность духовных прозрений и глубину страдания лирического героя при осознании им ошибок своей жизни и истинного значения судьбы на фоне трагической истории Родины.

Предъявляя жестокий счет за прожитую жизнь, черный человек иронизирует, он мешает истинному покаянию героя, приводит его к бешенству, отчего трость летит в зеркало и разбивает его.В финале поэмы мираж рассеивается, уходят страх и раздражение, но одиночество берет верх: «Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало…».

Первый вариант поэмы Есенин читал свои друзьям уже в 1923 году по возвращении из-за границы, где его поразил цинизм и духовная опустошенность людей. Поэт приводит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе, так и вовне. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.

Вывод: Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное. Осознание человеком своего места в мире, уход от суетного к вечным истинам – вот путь лирического героя Есенина, так точно обозначенный в последней цитате из стихотворения «Не жалею, не зову. Не плачу..».

Ссылка на основную публикацию