Образ маленького человека в рассказе Чехова «Смерть чиновника»

Тема так называемого «маленького человека» широко распространена в литературных кругах. Людей этого типа любили описывать все известные писатели, они показывали несчастных людей, которые живут очень плохо, потому что сверху на них давит «большой» человек, то есть тот, кто имеет чин выше.

Эти бедные люди в произведениях постоянно угнетались обществом, они мучились, но не делали ничего, потому что уже привыкли так жить, как было, например, в «Шинели» Гоголя Николая Васильевича.

Всё шло и текло спокойно, но однажды Чехов написал произведение «Смерть чиновника», которое вроде бы и описывало того же «маленького человека», но уже по-другому, по новому.

По сюжету, Червяков, пришедши однажды в театр, нечаянно чихнул на самого генерала. Извинившись один раз, он не успокоился, а начал есть себя изнутри. Сначала он долго-долго слёзно просил прощения, а потом, придя домой рассказал всё жене и решил всё-таки пойти ещё раз извиниться перед генералом.

Когда тот рассердился на Червякова за чрезмерное внимание и однотипные фразу и крикнул на него, бедный несчастный человек побрёл домой, лёг на диван и тут же умер. Казалось бы, незначительная вещь, – ну с кем не бывает, несчастный случай – всего лишь чих, но Червяков сделал из этого настоящую трагедию.

Он донимал этим не только себя, но и бедного Бризжалова, который, скорей всего, сразу же после инцидента забыл о случившимся и продолжил жить обычной жизнью. В этом-то и заключается отличие чеховского «маленького человека» от других.

У Чехова он сам довёл себя до белого каления, он выдумал проблемы и пытался их разрешить, навязываясь ни в чём неповинному человеку, которому и так пришлось несладко – на него чихнул незнакомец.

Червяков не способен осознать, что то, что произошло – мелочь, поскольку он привык к тому, что перед вышестоящими людьми нужно чуть ли не стелиться. Рабское мышление погубило Червякова.

Не мысли он так, генералу бы и в голову не пришло замучить бедного экзекутора.

Но, к сожалению, перестать быть рабом очень сложно, потому что такие люби привыкли пресмыкаться, им сложно перестроиться и начать жить нормально, не пытаясь угодить подобным генералам.

Антон Павлович призывает читателей не быть такими же, как Червяков, а постоянно воспитывать в себе самоуважение и никогда не раболепствовать ни перед кем, потому что человеческое достоинство – это одна из самых главных ценностей нашей жизни.

2 вариант

О «маленьком человеке» в своих произведениях вспоминали многие русские писатели. Небогатый мелкий чиновник, ничем не выдающийся человек с почти рабской психологией почитания высоких чинов встречается у Гоголя, Достоевского и даже Пушкина. Не обошел этот типаж вниманием и Чехов.

Главный герой чеховского рассказа «Смерть чиновника» – самый что ни на есть маленький человек. У него даже типичная «говорящая» фамилия – Червяков. Она словно намекает, что ее обладатель мал, бесхребетен и так же жалок, как какой-нибудь червь. Червяков, и правда, совсем не тот герой, которому есть чем выделиться.

Маленькая должность, маленькая жизнь, маленькие мысли. Столкнувшись в театре с генералом Бризжаловым, на которого главный герой нечаянно чихнул, Червяков уже не может ни о чем думать, кроме как о случившейся неприятности.

И если для генерала это досадный пустяк, о котором он готов быстро забыть, то для маленького чиновника это событие огромного масштаба. Он несколько раз приносит извинения Бризжалову в театре, а затем навещает того на следующий день, чтобы объясниться.

И хоть генерал не является начальством для Червякова, тот все равно переживает о том, какое впечатление произвел. Для Червякова недопустима мысль, чтобы Бризжалов понял его неверно или усмотрел в его поступке дерзость.

Эта история заканчивается для героя печально – потерявший терпение генерал прогоняет Червякова, потрясение так велико для последнего, что он умирает, дойдя до дома. Показательно, что в названии рассказа Чехов определяет своего героя чиновником, словно сразу указывая на его суть. Червяков чиновник, и это стоит в его личности на первом месте.

Чеховский «маленький человек» не просто жалок. Он имеет свои четкие представления о том, как устроен этот мир. Система субординации и соподчинения для этого человека – основа общества и всего мироздания, именно поэтому Червяков так и впечатлен случившимся.

Для него чихнуть на генерала – это не пустяк, а поступок, подрывающий устои. Он не замечает абсурдности и назойливости своих попыток объяснить и принести извинения, ведь он думает, что восстанавливает правильный порядок вещей.

Потому и кричащий на него генерал становится для Червякова чем-то, что потрясает его собственный мир так сильно, что приводит к смерти.

Интересной особенностью изображения Чеховым «маленького человека» выступает то, что его червяковы не раболепствуют. Маленький чиновник не боится генерала, не ужасается возможности вызвать его неудовольствие, не опасается преследований и сведения счетов. Важнее всего для него порядок, при котором у низших и высших чинов не должно случаться историй, подобных конфузу в театре.

Чехов изображает «маленького человека», чтобы в несколько сатиричной форме показать пороки общества. Его Червяков не уникален. Таких людей можно было встретить в любом театре и в любой конторе, наполненной мелкими служащими. Сам феномен «маленького человека» кажется Чехову достаточно большим, чтобы говорить о нем громко и со страниц большой литературы.

← Анализ рассказа Шуточка
← Россия в пьесе Вишнёвый сад↑ ЧеховГлавные герои повести Палата № 6 →
Главные герои рассказа Ионыч →

Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19 в

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника

Тема так называемого «маленького человека» широко распространена в литературных кругах.

Людей этого типа любили описывать все известные писатели, они показывали несчастных людей, которые живут очень плохо, потому что сверху на них давит «большой» человек, то есть тот, кто имеет чин выше. Эти бедные люди в произведениях постоянно угнетались обществом, они мучились, но не делали ничего, потому что уже привыкли так жить, как было, например, в «Шинели» Гоголя Николая Васильевича.

Всё шло и текло спокойно, но однажды Чехов написал произведение «Смерть чиновника», которое вроде бы и описывало того же «маленького человека», но уже по-другому, по новому.

По сюжету, Червяков, пришедши однажды в театр, нечаянно чихнул на самого генерала. Извинившись один раз, он не успокоился, а начал есть себя изнутри. Сначала он долго-долго слёзно просил прощения, а потом, придя домой рассказал всё жене и решил всё-таки пойти ещё раз извиниться перед генералом.

Когда тот рассердился на Червякова за чрезмерное внимание и однотипные фразу и крикнул на него, бедный несчастный человек побрёл домой, лёг на диван и тут же умер. Казалось бы, незначительная вещь, — ну с кем не бывает, несчастный случай – всего лишь чих, но Червяков сделал из этого настоящую трагедию.

Он донимал этим не только себя, но и бедного Бризжалова, который, скорей всего, сразу же после инцидента забыл о случившимся и продолжил жить обычной жизнью. В этом-то и заключается отличие чеховского «маленького человека» от других.

У Чехова он сам довёл себя до белого каления, он выдумал проблемы и пытался их разрешить, навязываясь ни в чём неповинному человеку, которому и так пришлось несладко – на него чихнул незнакомец.

Червяков не способен осознать, что то, что произошло – мелочь, поскольку он привык к тому, что перед вышестоящими людьми нужно чуть ли не стелиться. Рабское мышление погубило Червякова.

Не мысли он так, генералу бы и в голову не пришло замучить бедного экзекутора.

Но, к сожалению, перестать быть рабом очень сложно, потому что такие люби привыкли пресмыкаться, им сложно перестроиться и начать жить нормально, не пытаясь угодить подобным генералам.

Антон Павлович призывает читателей не быть такими же, как Червяков, а постоянно воспитывать в себе самоуважение и никогда не раболепствовать ни перед кем, потому что человеческое достоинство – это одна из самых главных ценностей нашей жизни.

“Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника”

“Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника”

План

I. Суд человеческий и суд совести.

II. Самоуничтожение чиновника Червякова.

III. Страх и скудоумие – главные враги человека.

Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…

А. С. Пушкин

Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…” – Пушкин сказал так неслучайно. Это выражение можно в равной степени применить как к высокоморальному человеку, являющемуся пламенным поборником нравственности

(и автоматически наиболее суровым образом анализирующему свои собственные поступки и проступки), так и к человеку мелкому, не очень принципиальному и последовательному.

Яркой иллюстрацией подобного высказывания является ситуация, изображенная писателем А. П. Чеховым в рассказе “Смерть чиновника”.

Главный герой данного произведения, мелкий и совершенно ничем не выдающийся из общей массы служащих, чиновник Червяков попадает в ситуацию, которая доставляет ему моральный дискомфорт.

Углубляясь в пучину переживаний, внутренних метаний и смятения, Червяков тем самым медленно убивает себя

своими же руками. При этом никакие внешние факторы, казалось бы, не оказывают на него воздействия: даже человек, перед которым Червяков чувствует себя провинившимся – солидный генерал, давно уже забыл и о ситуации, в которой Червяков участвовал, и вообще о его существовании.

Никто не осуждает и не клеймит Червякова, никто не делает его изгоем. Но он уже сам для себя давным-давно определил степень своей вины, изрядно ее при этом преувеличив, и сам устраивает себе ежедневную экзекуцию. От осуждения толпы можно спрятаться, убежать, абстрагироваться.

От себя спрятаться невозможно; не получится и не обращать внимания на собственные душевные терзания.

При этом, как мы видим, для того чтобы строго судить себя и мысленно признавать себя несостоявшимся, никчемным, виноватым человеком, совершенно необязательно придерживаться каких-либо из ряда вон выходящих нравственных принципов.

Даже обычный обыватель, чиновник, человек, практически никогда не задумывавшийся о глобальных вопросах морали и нравственности, может раздуть собственный комплекс вины до колоссальных размеров. Даже он способен довести ситуацию до абсурда и последовательно, планомерно заниматься самоуничтожением, буквально разъедая себя изнутри.

Финал таких ситуаций, как правило, трагичен и поучителен. Никто не сможет оправдать человека в собственных глазах, кроме него самого. Никто не сможет помочь человеку, который сам себе изначально не помощник.

Он не услышит слов одобрения, если не хочет их слышать, и не сможет противостоять даже самым незначительным внешним потрясениям, если внутренне готов только к тому, чтобы покорно принимать удары судьбы, считая их наказанием за собственную оплошность.

«Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

«Смерть чиновника» — один из ранних рассказов известного русского писателя Антона Чехова. В 1886 году произведение вошло в сборник «Пестрые рассказы». «Смерть чиновника» написана в духе реализма, это направление распространилось в России во второй половине XIX – XX в.

Читайте также:  Образ интеллигенции в романе «Доктор Живаго»

Чехову удалось совместить «строгий реализм» с повышенной условностью. В начале рассказа мы можем отчетливо проследить черты этого направления, но в конце произведения Чехов выходит за рамки реализма, для которого насмешка над смертью недопустима.

В данном произведении Чехов поднимает тему «маленького» человека. В своем творчестве Чехов пытаеся протестовать подавлению человеческой личности, и в произведении «Смерть чиновника» ярко показывает последствия такого обращения: предмет осмеяния – это мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.

В рассказе присутствуют всего три персонажа: чиновник с говорящей фамилией Иван Дмитриевич Червяков, жена Червякова и генерал Бризжалов. Наибольше внимания Чехов уделяет чиновнику, ведь это главный герой, объект насмешки. Остальные персонажи автора не интересуют.

Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. Смех вызывает нелепая настойчивость Червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства.

В начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. Уже с этого момента порождается конфликт, традиционный для Чеховских произведений.

Из-за того, что генерал крикнул на посетителя, Червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета.

Но в рассказе присутствуют существенные сдвиги: генерал крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довел его до агрессии.

Такой неожиданный и комический поворот событий заключается именно в особенном мировоззрении главного героя. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.

Мастер малого жанра и в этот раз не смог изменить своему стилю. Чеховская лаконичность просто поражает.

В его небольших произведениях зачастую заложен глубокий смысл, а познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею.

В данном рассказе не чувствуется присутствия автора, Чехов отстраняется от героев. Этот прием помогает описывать действия еще более объективно.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова
  • «Гриша», анализ рассказа Чехова
  • «Горе», анализ рассказа Чехова
  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова
  • «Дома», анализ рассказа Чехова
  • «После театра», анализ рассказа Чехова
  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова
  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова
  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова
  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова
  • «Альбом», анализ рассказа Чехова
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «Смерть чиновника»

По писателю: Чехов Антон Павлович

“Смерть чиновника” Чехова

Выдающийся русский прозаик и драматург Антон Павлович Чехов известен на весь мир своими блестящими пьесами, повестями, рассказами. Однако путь в большую литературу Чехов прокладывал маленькими комическими историями, такими себе анекдотическими зарисовками.

Поразительно, но эти ранние пробы пера ничуть не уступают зрелым произведениям уже состоявшегося литератора. Чехов вообще ценил лаконизм и неукоснительно следовал правилу «писать талантливо – то есть коротко». Он никогда не писал по-толстовски длинно, скрупулезно не подбирал слова, как Гоголь, пространно не философствовал, как Достоевский.

Чеховские произведения просты и понятны, «его Муза, – говорил Набоков, – одета в будничное». Но в этой гениальной будничности и заключается творческий метод прозаика. Именно так пишут по-чеховски.

Одним из примеров ранней прозы Антона Павловича является юмористический сборник «Пестрые рассказы». Он неоднократно редактировался самим автором. Большинство произведений стали хрестоматийными, а их сюжеты мифологизировались. Это рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Унтер Пришибеев», «Каштанка», «Смерть чиновника» и другие.

История экзекутора Червякова

В 80-е годы Чехов активно сотрудничал с московскими и петербургскими печатными изданиями («Будильник», «Стрекоза», «Осколки» и другие).

Талантливый молодой литератор, подписывавшийся именем Антоша Чехонте, выдавал десятки коротких смешных историй, которые пользовались большой популярностью у читательской аудитории.

Свои истории автор никогда не выдумывал, а подсматривал, подслушивал в жизни. Любой анекдот он умел превратить в остроумный рассказ.

Важно

Однажды хороший приятель семьи Чеховых Владимир Петрович Бегичев (писатель, управляющий московских театров) рассказал занятную историю о том, как один человек случайно чихнул на другого в театре. Он так разволновался, что на следующий день пришел просить прощения за произошедший конфуз.

Над случаем, рассказанным Бегичевым, все посмеялись и забыли. Все, кроме Чехова. Тогда его воображение уже рисовало образы экзекутора Ивана Дмитриевича Червякова в наглухо застегнутом вицмундире и статского генерала Бризжалова из ведомства путей сообщения. А в 1883 году на страницах журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Смерть чиновника» с подзаголовком «Случай».

По сюжету блестящий экзекутор Иван Дмитриевич Червяков отправляется в театр, чтобы посмотреть «Корневильские колокола». В приподнятом настроении он усаживается в ложу и наслаждается действом на сцене.

На минуту оторвавшись от бинокля, он окидывает блаженным взглядом зрительный зал и совершенно случайно чихает. Такой конфуз может произойти с каждым человеком и, прекрасный экзекутор Червяков не исключение. Но вот незадача – он обрызгал лысину впереди сидящего человека.

К ужасу Червякова им оказывается статский генерал Бризжалов, что ведает путями сообщения.

Червяков деликатно просит прощения, но Бризжалов лишь махает рукой – пустяки! До самого антракта экзекутор сидит как на иголках, «Корневильские колокола» больше не занимают его. В перерыве он отыскивает генерала Бризжалова и рассыпается в извинениях. Генерал небрежно о.

Посоветовавшись с женой, на следующий день Червяков появляется в приемной Бризжалова. Он собирается пояснить высокопоставленному лицу, что чихнул не нарочно, без всякого злого умысла. Но генерал слишком занят, в спешке он несколько раз бросает, что это, право, смешно извиняться за такое.

Совет

Целый вечер бедный чиновник бьется над текстом письма для Бризжалова, однако изложить слова на бумаге не удается. Так что Червяков вновь отправляется в генеральскую приемную для личной беседы. Увидев надоедливого посетителя, Бризжалов затрясся и гаркнул «Пошел вон!!!».

Тогда в животе у несчастного Червякова что-то оборвалось. В беспамятстве чиновник вышел из приемной, добрел до дому и «не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».

Новый «маленький человек»

В печатном варианте рассказ «Смерть чиновника» занимает всего две страницы. Но вместе с тем является частью масштабной панорамы пестрой человеческой жизни, которую рисует Чехов. В частности, произведение затрагивает проблему «маленького человека», которой очень интересовался писатель.

На тот момент эта тема в литературе была не нова. Она разрабатывалась Пушкиным в «Станционном смотрителе», Достоевским в «Бедных людях», Гоголем в «Шинели».

3650. Сочинение Образ маленького человека в рассказе Смерть чиновника Чехова Русский язык

Проблема маленького человека всегда интересовала писателей. Во многих литературных произведениях встречаются незначительные личности, привыкшие безропотно страдать под гнетом несправедливого отношения. А.Чехов первый, кто показал маленького человека с изнаночной стороны.

Герой рассказа, как часто бывает у Чехова, носит говорящую фамилию, раскрывающую его сущность. Чиновник Червяков имеет сходство с низменным пресмыкающимся. Себя он считает ничтожной тварью, а свое существование – никчемным.

Повествование начинается с оплошности, которую посмел допустить Червяков, находясь в театре. В сущности, ничего серьезного не случилось. Просто Червяков неудачно чихнул и забрызгал при этом генерала.

Как воспитанный человек чиновник немедленно извинился и услышал в ответ вежливые слова, однозначно указывающие на то, что генерал на него не в обиде. Казалось, о конфузе можно забыть, но не такой человек Червяков.

Он засомневался в том, что генерал простил его, поэтому продолжил извиняться.

Под разными предлогами Червяков проникал в кабинет к генералу, чтобы растолковать, какие обстоятельства вынудили его чихнуть в сторону высокопоставленной особы. Извращенное сознание человека, привыкшего к чинопочитанию, оказалось не способно оценить мелочность происшествия. В его понимании не может быть пустяком событие, в котором замешана благословенная фигура генерала.

Убежденный в том, что искупает свой грех, Червяков осаждал приемную генерала, каждый раз заново извиняясь.

Наконец, доведенный до бешенства генерал, вышел из себя и со скандалом вытолкал Червякова из кабинета.

Бедный чиновник так и не понял, почему гневается начальник, но неудовольствие высокопоставленного чина подействовало на него как смертный приговор. Выслушав злобную отповедь генерала, Червяков умер.

Чеховский маленький человек совсем не похож на жертву, попираемую могущественными членами общества. Писатель показал абсурдную ситуацию, когда потерпевшим оказался генерал. Именно ему приходится страдать от рабских наклонностей Червякова. Кончина чиновника выглядит нелепо. Генерал всего лишь прикрикнул на него, но для мелкого чиновника даже сущая ерунда равносильна Божьему гласу.

Стремление Червякова угодить начальнику выглядит отвратительно. Автор призывает читателей к самосовершенствованию. Нужно воспитывать свободных и гордых людей и искоренять Червяковых.

Все сочинения

Антон Павлович Чехов. Штрихи к портрету. Рассказ «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19 в

Одним из самых главных образов в русской литературе считается образ маленького человека, построенный на идеи справедливости человеческих отношений. Чехов обычно уделяет внимание тем, на кого внимание почти никто не обращает, а все из-за низкой занимаемой должности или же отсутствия каких-либо навыков, образования.

Чехов хочет сделать акцент на сострадании, милосердии и терпении, показывая маленького человека в своих произведениях драматического характера.

Кто такой маленький человек?

Чехов умел изобразить в своих произведениях маленького человека как в ничтожном виде, так и в смешанном. Например, в лице Пети Трофимова, героя из произведения «Вишневый сад», автор показывает маленького, но доброго и честного человека-неудачника.

  Сочинение по картине Нестерова Осенний пейзаж описание

В каждом рассказе А. П. Чехова имеются образ маленького человека, практически незаметного, но каждый из них обладает своими способностями и желаниями, которые по каким-то причинам ему не удалось реализовать в своей жизни.

Рассказ «Смерть чиновника» отображает маленького ничтожного человека в виде Червякова, который от переживаний просто умирает, когда совершенно не специально чихнул на генерала в театре. Червяков бросается с извинениями и, безусловно, генерал входит в его положение и прощает его.

Но по каким-то причинам, которые известны только маленькому человеку, Червяков решает, что это ужасный поступок, который невозможно простить. Каждый раз он ходил к генералу и выпрашивал прощение. Хотя генерал давно уже простил его, Червяков постоянно ходил и доставал его. Но в один прекрасный момент у генерала закончилось терпение, и он выгоняет его.

В то время чиновник сильно испугался и так и не смог понять, что произошло, по какой причине рассердился генерал и из-за чего заслужил такое отношение к себе.

Почему рассказ называется «Смерть чиновника»?

(335 слов) Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» относится к разряду анекдотических произведений, в которых автор рассматривает традиционную для русской литературы проблему (жизнь «маленького человека») через призму смеха. Даже во время первого прочтения бросается в глаза явное несоответствие между драматическим сюжетом и комическим тоном повествования.

Читайте также:  Сочинение: Образ Ларисы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)

С одной стороны, уже из заглавия становится понятно, что в конце рассказа чиновника Червякова ожидает смерть (первым словом в заглавии является «смерть», последний словом в рассказе – «помер», так создаётся кольцевая композиция, завязанная на гибели героя), однако само происшествие и причина смерти персонажа настолько абсурдны, что трагический рассказ воспринимается как анекдот.

Однажды, сидя в концертном зале, Червяков чихнул и нечаянно обрызгал сидящего впереди генерала Бризжалова. На этом завершается завязка рассказа и начинается развитие действия, которое составляют попытки Червякова извиниться перед генералом.

Здесь-то и проявляется новаторство Чехова в переработке образа «маленького человека»: персонажа никто не просит извиняться целых пять раз, унижаться перед начальством, вымаливать прощение, так как генералу, по сути, всё равно, он не держит зла на чиновника и пытается забыть о случившемся.

Но ему это не удаётся, потому что виновник инцидента всячески пытается не только напомнить о своей провинности, но и убедить Бризжалова в том, что он очень виноват перед ним.

И когда генерал не выдерживает и прогоняет Червякова, не пожелав в очередной раз выслушать его извинения, мир маленького человека рушится, он не понимает, как может чинопочитание быть не в угоду высокопоставленному лицу.

В заглавии «Смерть чиновника» речь идёт не столько о физической смерти, сколько о духовной гибели.

Добровольное пресмыкательство и самоуничижение, а также та настойчивость, с которой чиновник пытается убедить генерала в своей вине, демонстрируют полную утрату человеческого достоинства.

Дав рассказу такое заглавие, Чехов не только сразу же «убрал» интригу, раскрыв дальнейшую судьбу героя (читатель, даже приступив к прочтению рассказа, знает, что персонаж умрёт), но и обозначил главную проблему текста – моральное разложение человека, чья психология близка к мировоззрению «маленького человека», не мыслящего свою жизнь без чинопочитания. Таким образом, автор делает акцент на том, что зло исходит не столько от людей, обладающих властью, сколько от тех, кто пытается делать всё в угоду власть имущим.

Милана Асяева Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Глупость Червякова

(Игорь Ильинский играет Червякова в фильме по рассказу Чехова, 1978)

Такое происшествие довело Червякова почти до нервного срыва. Вследствие этого, чиновник отправляется домой без настроения и в своих раздумьях, ложится на свой диван и просто умирает. Его сердце не выдерживает напряжения из-за сильных переживаний, и останавливается.

Глупые переживания! Почему же он так сильно принял в душу случившуюся ситуацию? Если рассуждать, то тут все очень просто – он посчитал себя неудачником, жалким человечишкой, которого нельзя прощать.

Именно своими переживаниями он и довел себя до такого безумия – банальной смерти.

Обычно Чехов высмеивал пороки в людях и этот случай не исключение. Автор и сам не понимал, как можно так сильно унижаться перед другим человеком, выпрашивая прощение и не понимая, что его и так простили. Именно за это и был наказан Червяков, ситуация забрала его жизнь.

Как видно, Червяков в произведении «Смерть чиновника» был показан в виде маленького человека. Он не внешне был таковым, а, напротив, в душе был маленьким, хотя положение в обществе занимал не малое. Как бы там ни было, даже маленький человек остается личностью со своими понятиями и нравами.

А.П.Чехов «Смерть чиновника»

— Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.)

«Ничего … ничего … «

«Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать».

«Ах, полноте. Я уже забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой».

«Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю».

«Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой».

«Да вы просто смеётесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью».

«Пошёл вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал».

«Пошёл вон!! — повторил генерал, затопав ногами».

  • Работа в тетради
  • Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:
  • Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.

— Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала? (Приём градации — последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста).

— Смешно нам или грустно? В чём заключается комический характер конфликта? (Чувства действующих лиц — страх у одного и гнев у другого — не имели в данном случае никаких посредственных серьёзных оснований. Страх чиновника был результатом недоразумения, самовнушения, или, как сказал бы Гоголь, «слепого тумана, какой напускают люди друг другу в очи»).

— А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России

Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.

Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на первом месте — деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя.

(Деталь — один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради).

Послушайте отрывки. О какой детали идёт речь? «На другой день Червяков надел новый вицмундир, подстригся и пошёл к Бризжалову объяснить. В конце рассказа последняя фраза сообщает: «Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и: помер».

(вицмундир Червякова — деталь-символ чиновника).

Каждое слово здесь насыщено смыслом, Каждая деталь подчёркивает потрясение несчастного чиновника («машинально» — бессознательно, непроизвольно, как машина, государственная машина, «не снимая вицмундира»), и тут Чехов использует гиперболу: » … лёг на диван и … помер».

История создания

Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал у управляющего императорскими театрами.

По другой версии – источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.

Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли.

В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее, чем за два дня.

Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.

Краткий анализ

  1. Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Смерть чиновника.
  2. Год написания – 1883 год, 25-26 июня.

  3. История создания – рассказ опубликован в 1883 году в журнале “Осколки”, идея сюжета взята автором из реальной жизни и творчески переработана.
  4. Тема – тема маленького человека, самоуничижения и чинопреклонения.

Композиция – чёткая, свойственная жанру рассказа. Личность повествователя просматривается, привнося оценку и эмоциональную окраску происходящему.

Жанр – рассказ. Чеховский рассказ похож на форму “сценки”, поэтому его произведения особенно хороши при постановке в театрах и экранизации.

Направление – реализм, свойственный второй половине 19 века.

Сюжет и название. Смешное и трагическое в рассказе

Анализ рассказа Чехова «Смерть чиновника»

У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен — он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера.

Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.

Оксюморонный характер названия. Название «Смерть чиновника» может расцениваться как своего рода оксюморон (то есть сочетание несочетающихся, противоположных понятий).

Чиновник — это должностное лицо, в мундире, застегнутом на все пуговицы (то же относится и к его чувствам); он как бы лишен живых движений души, и вдруг — смерть, хотя и печальное, но все-таки чисто человеческое свойство, что чиновнику, такое уж сложилось о нем представление, противопоказано.

Произведение Чехова, заранее можно предположить, — это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности (не о ней речь!), а о прекращении функционирования чиновника, некоего бездушного механизма. Совсем иначе звучит название повести Л.Н.

Толстого «Смерть Ивана Ильича» — произведения о событии абсолютно личностном, персонифицированном (только таким оно и может быть), что выражено в имени и отчестве героя. Чехов же, в соответствии со своей художественной задачей, травестирует сакральное событие, пишет пародию.

Анекдотичность сюжета. Сюжет этого произведения, как и большинства ранних рассказов Чехова, откровенно анекдотичен. По словам писателя, литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление».

В рассказе это в прямом смысле звуковое впечатление («Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите») продолжает звучать в наших ушах на протяжении всего рассказа, прочно удерживая на нашем лице улыбку, вызывая комический эффект. Это — от анекдота. Ситуационное мышление — это тоже свойство анекдота.

Тем неожиданнее окажется серьезное содержание этой анекдотической истории, которое явственно проступит в финале рассказа-анекдота.

Смешное и трагическое в рассказе. Печальный сюжет контрастирует с ироническим тоном произведения. Смешной рассказ начинается со слова… «смерть» и заканчивается словом «помер».

Но необходимо помнить, что эмоциональная контрастность — это постоянная отличительная черта и «раннего», и «позднего» Чехова: «С самого начала творческого пути эмоциональная контрастность изображаемого… была результатом сознательного авторского выбора, художественного эксперимента».

Иронична интонация повествования: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т.п. Говорящие имена персонажей выбраны в целях создания комического эффекта: Червяков, Бризжалов.

Как и многие смешные рассказы Чехова, рассказ «Смерть чиновника» не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя производит в рассказе эффект не только комический, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями добровольного, упорного самоунижения человеческого в человеке.

Читать рассказ «Смерть чиновника»

Смотреть все темы книги «Рассказы и пьесы А.П. Чехова: ситуации и персонажи»

Вариант 2

Произведение Антона Павловича обладает особыми чертами повествования. Читатель изначально знает, что произойдёт с главным героем. Писатель умело сочетает такие стили, как драма и комедия. Ситуация, в которой оказался мелкий чиновник настолько глупа, что обычному человеку сложно понять поведения персонажа.

Читайте также:  Сенека - кто твой лучший друг: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Червяков относится к маленьким людям, которые привыкли пресмыкаться перед всеми власть имеющими. Чиновник случайно чихнул на генерала. По факту, его извинения было вполне достаточно. Однако, Червяков настолько перепугался от случившегося, что своими извинениями и признанием вины достал генерала.

Бризжалов был бы давно рад забыть произошедшее, но не тут-то было. Мелкий чиновник не давал покоя генералу. Постоянно мельтеша у него перед глазами. По началу Бризжалов игнорировал эти действия, но потом его терпение закончилось. Он оттолкнул настырного Червякова, а тот в свою очередь воспринял это по-своему. Мир маленького человека был вмиг разрушен.

Он разволновался настолько сильно, что его организм не выдержал стресса. Любой адекватный человек давно бы забыл эту ситуацию. Сразу извинился и больше не напоминал о подобном инциденте. Поведение героя продиктовано его низкой природой. Он привык преклоняться перед людьми высокого ранга.

Червяков забыл одно: они тоже люди. Генералы способны понять простых людей, которые могут оказаться в неприятной ситуации. Своими бесконечными извинениями и напоминаниями об этой глупой ситуации Червяков обострил восприятие генерала.

Ему опротивело поведение героя. Ошибка чиновника состояла в том, что он был сильно навязчив. Навязчивость была продиктована неуверенностью, чувством вины и низкой самооценкой. Персонаж опустил себя настолько низко, что генералу стало неприятно с ним общаться.

Нельзя преклоняться перед людьми высокого ранга. Они не боги. Сегодня у них есть большие возможности, деньги и связи, а завтра нет ничего. Такое понятие как чувство собственного достоинства абсолютно чуждо главному герою. Так глупо и настойчиво унижаться не понятно ради чего.

На самом деле герой был давно мёртв. Его смерть была не физической, а духовной. Он потерял себя как личность, пресмыкался перед властными и богатыми людьми. Ожидал от них похвалы, а когда получил отвержение и позор, не смог перенести этого.

  Краткое содержание Зощенко Елка для читательского дневника

Если бы только Червяков научился объективно оценивать ситуацию и правильно себя вести, всё бы кончилось иначе.

Другие сочинения: ← Вишневый сад драма или комедия↑ Чехов А.П.Основной конфликт в пьесе Вишневый сад →

Образ маленького человека в произведениях Антона Павловича Чехова

Время на чтение: 11 минут

Появление типа маленьких людей

Ещё задолго до А. П. Чехова тема маленького человека вошла в русскую литературу, взволновав читателей. Новый литературный тип восходит к повестям А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и Н. В. Гоголя «Шинель», а также к роману в письмах Ф. М. Достоевского «Бедные люди»:

  1. Станционный смотритель Самсон Вырин, герой А. С. Пушкина, — бедный чиновник 14 класса, скромный, тихий, не имеющий талантов и не способный никуда пожаловаться. Всю жизнь он делает людям лишь добро, а в ответ оказывается битым и обманутым. В результате всего теряет единственную радость в жизни, любимую дочь Дуню, и умирает от горя в полном одиночестве.
  2. Гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин — титулярный советник, который работает в канцелярии и занимается переписыванием бумаг. Будучи незнатным и замкнутым, Башмачкин становится постоянным объектом для унижений и насмешек на работе. Главной целью жизни герой видит покупку новой шинели. После её пропажи и безуспешной попытки пожаловаться значительному лицу Башмачкин трагически погибает от горячки.
  3. Герой Ф. М. Достоевского Макар Девушкин — тоже обездоленный и незначительный служащий. В силу своей честности и безропотности за тридцать лет на службе Макар не смог добиться никакого успеха, но он не ропщет, а пытается сам объяснить себе, почему мир устроен подобным образом. Макар не способен дать защиту или оказать существенную материальную поддержку сироте Вареньке, которую очень любит, и вынужден лишь наблюдать за тяготами её судьбы.

Прежде чем за перо взялся Чехов, маленький человек воспринимался как позитивный тип с трагической судьбой, который призывал читателя к гуманизму, проявлению внимания и сочувствия по отношению к тем, кто слаб и зависим от обстоятельств. Однако спустя время образ эволюционировал и приобрёл новое звучание.

Сатирический образ в раннем творчестве

В ранних рассказах Чехова тема маленького человека получает новое осмысление, хотя героями многих его юмористических произведений, как и раньше в литературе, часто выступают мелкие чиновники.

Новаторский подход Чехова проявляется не в том, что автор иначе описывает положение героев, меняет их социальное положение или усиливает драматизм ситуаций.

Наоборот, герои в тех же обстоятельствах, но ведут себя по-другому, руководствуются низкими и недостойными мотивами.

Акцент в произведениях отныне делается не на горестях и неустроенности жизни маленьких людей, а на их пороках: трусости, подхалимстве, приземлённости и ограниченности во взглядах. Знакомый читателю образ в произведениях Чехова существенно трансформируется, ранее вызывавший сочувствие герой становится непривлекательным «мелким» человеком, опустошенным духовно.

Пример мелкого человека можно найти, обратившись к рассказу «Толстый и Тонкий». Сюжет произведения очень прост: на вокзале встречаются для бывших одноклассника, Порфирий и Михаил.

Они очень рады встрече и рассказывают друг другу о прожитых годах и пришедших жизненных успехах.

Но чем больше говорит тайный советник Порфирий, тем подобострастнее и запуганнее становится лицо его бывшего приятеля.

Казалось бы, Тонкого никто не собирается унижать, оскорблять или помыкать им. Герой сам ставит себя в приниженное положение, как только узнаёт о социальном неравенстве. Он готов пресмыкаться ради получения выгоды и из-за страха перед вышестоящими лицами. Разумеется, всё это негативно сказывается на встрече бывших приятелей.

Толстый, который был очень рад видеть своего одноклассника, сначала удивляется, потом теряется, а в конце наполняется презрением к Тонкому. Однако причиной этого становится не бедственное положение Михаила и не низкий чин, а фальшивая почтительность, в которой безошибочно угадывается мелкий чеховский человек.

В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» герой предстаёт в ещё более неприглядном свете. Случайно чихнув на лысину генерала в театре, чиновник Червяков беспрестанно приносит свои извинения, буквально преследуя «значительное лицо». В результате сам генерал терпит неприятности от маленького и, казалось бы, слабого человека.

Не выдержав постоянных уничижений, он прикрикивает на Червякова. Этого оказывается достаточно, чтобы чиновник умер дома от страха, «не снимая мундира». Эта деталь позволяет выявить авторское отношение к герою: Червяков умирает не как человек, а как вещь, его смерть не вызывает сочувствия, он жалок и отвратителен автору и читателям.

Герои ранних чеховских рассказов не терпят унижений от вышестоящих лиц, но продолжают вести себя как рабы, благоговеть и унижаться «по долгу положения».

Основная проблема подобных людей — духовное рабство. Им незнакома уязвлённая гордость, их охватывает грязное честолюбие, которое подсказывает: путём постоянного подхалимства и уничижений можно добиться более высокого положения и обезопасить себя. В рассказах высмеиваются люди, полные подобострастия и трусости.

Трансформация в поздних рассказах

В более позднем периоде чеховского творчества образ маленького человека эволюционирует всё больше. Героям, полным низменных страстей, больше подходит слово «деградация», поскольку духовно они оказываются ещё более пустыми и порочными, чем персонажи ранних рассказов.

В рассказе «Ионыч» земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев оказывается перед нравственным испытанием: он может продолжать честно и незаметно выполнять свою работу, попытаться построить отношения с дочерью Туркиных Екатериной или погнаться за жаждой наживы, сосредоточиться лишь на себе и тем самым окончательно опошлиться. Герой не справляется с собственными страстями.

Поначалу он полон благородных устремлений, чувствителен и влюблён в своё дело, весь окружающий город кажется ему мещанским, обыденным и бездуховным, но к концу произведения он сам оказывается гораздо безнравственнее и отвратительнее своего окружения.

Нравственное падение героя, имевшего когда-то свои убеждения и ценности, желавшего изменить мир к лучшему, глубоко потрясает читателей. Однако в самом конце рассказа Ионыч вызывает лишь презрение и отвращение, ведь невозможно сочувствовать тому, кто никого не уважает и не ценит ничего, кроме денег.

Вершиной раскрытия образа маленького человека в творчестве Чехова является рассказ «Учитель в футляре», ставший первой частью чеховской трилогии.

В этом рассказе даётся сатирический образ человека, который видится жертвой, но на самом деле лишь сам угнетает и преследует всех вокруг.

Учитель мёртвых языков Беликов живёт в укромном собственном мирке, состоящем из запретов, ограничений и жалоб.

Мелкий человек сам помещает себя в подобное пространство, в которое не может влезть ни совесть, ни нравственность, ни душевность. Морально опустошённый герой у Чехова обречён на одиночество, не замечая, что непреодолимая оболочка, отделяющая его от общества, создана его собственными руками.

Чехов выводит универсальную форму такого пространства — футляр. Человек в футляре — это герой, душа которого обмелела, а жизнь прошла впустую в стороне от людей, способных любить и сочувствовать. Внешний вид Беликова тоже напоминает футляр.

  • даже в тёплую погоду учитель ходит в калошах и с зонтом;
  • постоянно носит тёплое пальто;
  • спит, укрывшись одеялом с головой;
  • носит тёмные очки;
  • любит поднимать воротник.

Больше всего на свете Беликов боится перемен и активных проявлений жизни: ему кажется чем-то недопустимым, не укладывающимся в привычные схемы, когда Варя смеётся и катается на велосипеде, когда кто-то рисует анонимную карикатуру. Футлярный человек Беликов постоянно строчит доносы и читает циркуляры, его девиз: «Как бы чего не вышло».

После смерти Беликова всем вдруг стало легче, ведь учитель незаметно отравлял всё вокруг себя, заставляя всю школу подчиняться, прятаться, бояться. Гроб оказывается футляром, из которого герою уже не суждено выйти, чему он будто бы рад, ведь на самом деле Беликов уже давно был внутренне мёртв.

Характерные особенности

Для полного раскрытия темы необходимо выделить самые характерные особенности изображения маленького человека в прозе Чехова, то есть сформулировать черты, свойственные абсолютному большинству героев чеховского типа. Такая характеристика поможет при написании философского эссе или литературного сочинения по этой теме:

  1. Героев Чехова никто не угнетает и не преследует, акцент с внешнего неблагополучия смещён на обмельчание души персонажей.
  2. Маленькие люди Чехова становятся мелкими по собственной вине, поскольку они боятся жизни и перемен, стремятся сохранить всё в том виде, в котором имеют.
  3. Основная причина деградации героев в произведениях Чехова — их духовное рабство, для них уничижение и подхалимство перед вышестоящими лицами является нормальным и приемлемым поведением.
  4. Герои Чехова сами становятся угнетателями «значительных лиц»: они настаивают на своём, жалуются, пишут доносы, буквально заставляя других соблюдать установленную иерархию, играть роль «большого чиновника» и относиться к ним как к бедным и обездоленным людям.

Таким образом, тип маленького человека заметно трансформировался в творчестве Чехова. На смену достойным, но слабым героям приходят жалкие карьеристы, не страдающие от обстоятельств, но заставляющие страдать всех вокруг, не имеющие уважения ни к кому, включая себя.

Ссылка на основную публикацию