Сочинение: Образ Ларисы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)

Сочинение: Образ Ларисы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)

Лариса Огудалова — главная героиня пьесы «Бесприданница» А. Островского. Смотрите: — Краткое содержание пьесы «Бесприданница»— Все материалы по пьесе «Бесприданница»

Образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» Островского: описание в цитатах

Полное имя главной героини пьесы «Бесприданница» — Лариса Дмитриевна Огудалова. Лариса — молодая девушка, «девица» на выданье:

«…ее дочь, девица…» 

«…я еще молода, не знаю людей…»

Лариса выросла в порядочной, но бедной семье:

«Огудаловы все‑таки фамилия порядочная, и вдруг за какого‑то Карандышева!» 

«Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь.»

Лариса живет с матерью, Харитой Игнатьевной. Отец Ларисы умер, а две ее сестры уже вышли замуж:

«Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет…»

Две сестры Ларисы из-за бедности вышли замуж неудачно и живут несчастливо. Возможно, одна из сестер погибла от рук своего мужа:

«…надо их спросить, сладко ли им жить‑то. Старшую увез какой‑то горец, кавказский князек.

Вот потеха‑то была… Как увидал, затрясся, заплакал даже – так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто.

Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа‑то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого‑то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.»

Лариса одевается богато, но скромно:

«…одета богато, но скромно.»

Лариса — бесприданница, то есть девушка из бедной семьи, за которой не дают приданого:

«…состояние небольшое, давать приданое не из чего…» 

«А средства у нее так невелики…» 

«Да что ж делать‑то, где взять женихов‑то? Ведь она бесприданница.»

От отчаяния Лариса собирается замуж за господина Карандышева, которого она не любит и который ей не пара:

«…я решилась наконец выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней.» 

«Ну, что такое Карандышев! Не пара ведь он ей, Василий Данилыч!» 

Лариса дала согласие выйти замуж за Карандышев, только чтобы не жить вместе с матерью:

«Но что меня заставило?.. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?»

Лариса — красивая и образованная девушка. Она умеет играть на музыкальных инструментах и прекрасно поет:

«…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…»

«Велико наслаждение видеть вас, а еще больше наслаждения слушать вас.»

«Слушать ваш очаровательный голос, забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве.»

Лариса — очаровательная девушка:

«Очаровательное создание! Повелительница моя!»

Лариса — талантливая, одаренная девушка. У нее всегда было много поклонников: 

«Господа, вы сейчас восхищались талантом Ларисы Дмитриевны. Ваши похвалы – для нее не новость; с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае. Да‑с, талантов у нее действительно много.»

«Много блестящих молодых людей окружали ее…»

Лариса — простая, открытая, нехитрая девушка. Она не любит лгать и любит говорить правду:

«…да ведь она простовата. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо. Да, правду; а бесприданницам так нельзя. К кому расположена, нисколько этого не скрывает.» 

«Опять притворяться, опять лгать!» (слова Ларисы)

Лариса — чувствительная натура. Ей нужны сочувствие, нежность и ласка со стороны мужчины:

«Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!»

Лариса — чуткая и впечатлительная девушка:

«…со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна.»

Лариса страдает оттого, что никто из мужчин не любит ее по-настоящему:

«Вы только о себе! Все себя любят! Когда же меня‑то будет любить кто‑нибудь? Доведете вы меня до погибели?!» 

«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите.»

Год назад Лариса влюбилась в господина Паратова, но через 2 месяца знакомства он сбежал. Несмотря ни на что Лариса по-прежнему любит его:

«Вот Сергей Сергеич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда.»

Внезапно Паратов приезжает в город. Лариса бросает своего жениха и едет вместе с Паратовым на ночную прогулку

«…Сергей Сергеич приехал на один день, и она бросает для него жениха, с которым ей жить всю жизнь. Значит, она надежду имеет на Сергея Сергеича; иначе зачем он ей!»

«…должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!»

После этой прогулки Лариса надеется, что Паратов женится на ней:

«У меня один жених: это вы.» (Лариса — Паратову)

Но подлец Паратов бросает Ларису после веселой ночи на пароходе. Паратов признается, что помолвлен с другой:

«Я обручен.»

После этой ночи Лариса объявляет Карандышеву, что больше не хочет выходить за него замуж:

«…как могу я уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует.»

Теперь Лариса понимет, что ее честь безвозвратно потеряна и ей больше никогда не выйти замуж после этой ночи с Паратовым. Теперь Ларисе остается лишь стать любовницей старика Кнурова. Она решает ехать с ним в Париж:

«Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.»

Услышав о планах Ларисы, ослепленный ревностью Карандышев убивает ее:

«Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)»

Умирая, Лариса берет в руки пистолет Карандышева, чтобы все считали это самоубийством:

«Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама… сама… Ах, какое благодеяние!.. (Поднимает пистолет и кладет на стол.)»

Это был цитатный образ и характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» Островского: описание характера, личности и истории жизни героини в цитатах.Смотрите: Все материалы по пьесе «Бесприданница»

Отношение автора к ларисе бесприданница. Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н

Лариса Огудалова – новый тип персонажа, такой женский образ появился в произведении Н.Островского в связи со стремительной сменой эпох, техническим прогрессом, изменением общества, его ценностей и мировоззрения.

Имя героини означает «чайка», она действительно парит гораздо выше, чем ограниченные, хищные торговцы и предприниматели, которые привыкли, что за деньги можно купить всё.

Для таких, как Паратов, душа и тело, красота и наивность – тоже товар, его можно продать, проиграть, отдать даром.

Лариса не только красива, но и умна: понимание собственного бессилия перед ситуацией, высокие моральные принципы, тщеславие и амбициозность, которые не чужды главной героине – всё это делает её существование невыносимым.

Душа девушки ищет родственной натуры, тепла, понимания, любви, но она не находит желаемого. Реальность проста, груба и пошла – товарно-денежные отношения сместили главные человеческие ценности: любовь проиграла деньгам.

Сочинение: Образ Ларисы в пьесе «Бесприданница» (А.Н. Островский)

Особое место в творчестве А.Н.Островского занимает проблема несчастья русских женщин внутри патриархальной системы, существовавшей в обществе его времени.

Очень ярко мы видим это явление в “Бесприданнице” — истории о талантливой и красивой женщине, судьбу которой портит только одно — отсутствие приданого.

Она вынуждена подчиняться тщеславным законам общества, в котором живёт, и быть комедийным персонажем в этом спектакле, в условиях своего печального положения.

Речь идет о Ларисе Дмитриевне Огудаловой — самой главной красавице светского общества города Бряхимов, что на берегу Волги.

Но Лариса не просто красавица, она к тому же ещё и обладательница прекрасного музыкального слуха и голоса, её песнями заслушивается весь свет, и кажется, что судьба такой девушки относительно замужества должна быть решена самым наилучшим образом, однако всё складывается совсем по-другому.

Из-за своей бедности и отсутствия приданого девушка вынужденно становится пешкой в замысловатой и запутанной игре местных женихов, которые только и делали, что бравировали между собой статусами, званиями и состоянием.

И вроде бы, всё выглядит довольно неплохо — кавалеров, желающих просить у неё руку и сердце совсем немало, ведь все понимают, что девушки из обедневших семей становятся более покладистыми женами, чем богачки.

Такие девушки готовы терпеть любые невзгоды и разлады в семье, лишь бы сохранить свой лоск, достаток, прекрасную одежду из роскошных тканей и кисеи, к которой они так привыкли на многочисленных балах и приемах до замужества. Одиночество для девушек без приданого означало нищету, забвение и скорую печальную гибель.

В дом к Огудаловым ходит множество богатых женихов, однако разговоры идут вовсе не о девичьем нраве Ларисы и не о сердечных расположенностях, а о капиталах, которые имеют конкуренты, так же желающие связать себя узами брака с такой завидной красавицей.

И пока эта безумная игра продолжается, сама Лариса и её мать — Харита Игнатьевна, могут не переживать о своём материальном положении, однако чем дальше развиваются события, тем больше безобидная конкуренция перерастает в торги, а личность Ларисы становится похожа на лот, за который борются покупатели на аукционе.

Конкуренты борются между собой, не стесняясь показывать самые нелицеприятные черты характера, о любви здесь не может быть и речи, да о ней никто и не вспоминает.

Ларису рассматривают как потенциальное антикварное украшение чьего-то большого богатого дома, купленного за бешеные деньги, никто и не предполагает, что у неё могут быть свои чувства и желания, тем более право голоса в этой хищнической игре.

Читателю, конечно, становится очень жаль героиню. В конце пьесы жалость к ней достигает своего максимума — она, униженная и обесцененная, погибает и благодарит своего убийцу. Лариса счастлива умереть. Ведь только теперь она стала настоящей хозяйкой своей жизни и прекращает эту безумную игру.

Читайте также:  Какую роль сильная личность может сыграть в обществе?

Впервые окружавшие её люди подумали о ней, о её чувствах и всем становится понятно, насколько она была несчастна. И несчастье её закончилось в тот самый миг, когда пуля попала в её грудь, ведь наконец-то что-то сложилось по её желанию и воле.

Все плачут, суетятся над ней, но понимают, что изменить ничего нельзя — рана смертельная.

Всю свою жизнь Лариса жила в обществе алчных, жадных, богатых людей, не имеющих представления о настоящем счастье. Они жили в вечной погоне за деньгами, лжи, подхалимничестве и лицемерии, не оставляя в своем мире место для человечности.

Желая произвести впечатление, мужчины разбрасывались деньгами, находились в постоянной погоне за наживой, жертвовали последним, чтобы иметь излишнее. Лариса знала только таких мужчин.

И только подтверждая свое безысходное состояние и обреченность, она так легко отказаться от брака с Карандышевым, который мог дать благополучие, на очень шаткие перспективы с Паратовым — светским модником, бабником и ханжой, которого за глаза называют человеком с большими усами и маленьким сердцем.

Сделав это, Лариса обрекла себя на безучастное наблюдение за своей жизнью, она сделала этот спектакль ещё масштабнее и ярче. Правда, ей было уже совершенно безразлично, что происходит на сцене. Получив пулю в грудь, как это не парадоксально, она избавилась от той боли, которая мучила её долгое время, она стала свободной и больше не заложник в чьей-то игре.

Можно подытожить, что история Ларисы Огудаловой лишь служит подтверждением того, насколько правдива фраза о том, что женское несчастье начинается там, где заканчивается мужская честь. Честь, которая принимает отказ и не боится услышать “нет”. Честь, которая не стесняется быть бедной, но боится быть дешёвой. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Душа и характер главной героини

Автор уделяет особое внимание талантам своей героини, подчёркивая её душевную красоту, тонкую, возвышенную, поэтичную натуру.

Песни Ларисы – её главная характеристика, в них раскрывается внутренний мир героини, они – эмоциональный портрет девушки.

Широкая душа тяготится тем, что любовь, о которой она мечтала, оказалась сказкой, чем-то несуществующим, придуманным. Она не встретила близкого человека, равного ей по духу, любящего и понимающего.

Обман Паратова, его открытое предательство – это приговор для девушки, которую подвела доверчивость и наивность. Лариса понимает, что жизнь не имеет смысла для неё, так как тот, кто должен был «спасти», – оставляет её «тонуть», ни капли не сожалея о случившемся.

Возлюбленный сообщает Ларисе Дмитриевне, что он собирается жениться на богатой наследнице. Девушка думает о самоубийстве, но у неё не хватает решительности совершить этот шаг.

Трагизм её положения обостряется ещё и тем, что все события, происходящие в городе – объект всеобщего обсуждения.

Сравнение с Катериной

Сравнительный анализ «Грозы» и «Бесприданницы» Островского помогает найти не только сходства, но и различия между произведениями. Обе героини — яркие личности, а их избранники — слабые и безвольные люди. Катерина и Лариса обладают горячими сердцами и без памяти влюбляются в мужчин, которые соответствуют их воображаемому идеалу.

Обе героини чувствуют себя одинокими в обществе, и внутренний конфликт накаляется все больше. И тут появляются различия. Лариса не обладала той внутренней силой, которая была у Катерины.

Кабанова не смогла смириться с жизнью в обществе, где царила тирания и деспотизм. Она бросилась в Волгу. Лариса же, понимая, что для всех она — вещь, не может решиться на такой шаг. И девушка даже не думает о борьбе — она просто решает жить теперь так, как все.

Возможно, именно поэтому зрителю сразу понравилась героиня Катерина Кабанова.

Судьба Ларисы Огудаловой

Карандышев, выстрелив в свою несостоявшуюся невесту, сделал ей огромное одолжение, ведь дальнейшая жизнь в роли содержанки едва ли сделала бы героиню счастливой.

Несчастная женщина, не потеряла себя и в последние минуты жизни: поступила благородно, забрав у Карандышева пистолет. Она оказалась выше всех окружающих её людей даже на пороге смерти.

Последние слова героини – свидетельство её безграничной натуры, чистой души: “Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех… люблю».

В статье представлен материал для подготовки к сочинению на тему “Лариса Огудалова” по пьесе Н. Островского “Бесприданница”.

«Бесприданница»: характеристика героев. Таблица

Попробуем систематизировать анализ главных героев драмы с помощью таблицы.

Характеристика
Дворянин, 30 лет, уважаемый человек, любитель роскоши, невероятно расчетливый, бессердечный, все его действия связаны с наживой.
Карандышев Молодой, небогатый чиновник, самолюбив и завистлив. Всегда попрекает Ларису за «цыганский табор» в ее доме. Соперник Сергея Сергеича, пытается во всем ему подражать, даже говоря об образованных и уважаемых людях с Паратовым, ставит их рядом.
Молодая девушка на выданье из бедной семьи, бесприданница. Собирается выйти замуж за Карандышева из-за безвыходности положения, чтобы не жить со своей матерью. Талантливая, красивая и образованная девушка, но кукла в руках мужчин.

Вот такой мы представили характеристику главных героев. Для того чтобы сделать свои выводы, советуем прочесть это произведение.

Психологическая драма Александра Николаевича Островского «Бесприданница» – сильнейшая классическая пьеса XIX века. Типичный волжский купеческий городок с разорившимися дворянами, где разгораются нешуточные страсти.

Может показаться, что основа пьесы – любовь. По прочтении вместо созидающего мы видим расчёт, становящийся просчётом, как итог – неудавшиеся «торги».

Образ Ларисы Огудаловой предстает воплощением красивой и желанной «вещи».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бесприданница»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бесприданница»
  • для самых любопытных — Анализ «Бесприданница» Островский
  • для самых крутых — Читать «Бесприданница» полностью

Тест по произведению

  Анализ произведения «451 градус по Фаренгейту» (Брэдбери)

Как создавалась пьеса

История создания «Бесприданницы» следующая. Произведение, которое сегодня считается классикой мировой драматургии, изучается по школьной программе, при жизни автора не было принято.

Премьерный показ спектакля по пьесе «Бесприданница» состоялся осенью 1878 года и вызвал неприятие со стороны театральных критиков и зрителей. Дальнейшая судьба пьесы складывалась непросто по причине провала первых постановок. Жанр драмы выбран не случайно: с целью раскрыть глубину психологических переживаний главных героев.

На работу над пьесой автор потратил фактически пять лет, на протяжении которых то откладывал работу (сюжет произведения несколько видоизменялся), то вновь возвращался.

Островский служил в должности мирового судьи, потому бытует мнение, что пьеса основана на реально произошедших событиях: если у главной героини, действительно, был прототип, значит, в смерти этой девушки виноват конкретный человек.

Сейчас понятие «бесприданница» практически не употребляется, смысл его видоизменился. Раньше наличие у девушки приданного являлось обязательным моментом.

По сути, кто такая бедная девушка? – просто камень на шее мужа, ведь тогда возможности работать и приумножать свой капитал женщина не имела. Даже умная, красивая, отличающаяся богатым духовным миром девушка, воспринималась как человек второго сорта.

Бесприданнице приходилось всё безропотно терпеть, надежды на искреннюю, взаимную любовь почти не оставалось.

Популярные сочинения

  • Сочинение Смысл названия рассказа Хамелеон Прочитав название рассказа Хамелеон, читатель вряд ли сразу догадается о чем он. Быть может, автор решил описать природу или чье-то диковинное домашнее животное? А может хамелеон — это игрушка?
  • Сочинение по картине Маковского Воззвание Минина к нижегородцам Полотно величайшего художника Константина Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованию» больше известная под названием «Воззвание Минина к нижегородцам»
  • Сочинение Как головотяпы превратились в глуповцев Глуповцы — жители Глупова, герои сатирического романа М.Е.Салтыкова-Щедрина История одного города. Изначально глуповцы назывались головотяпами

Образ и характеристика Ларисы Огудаловой (Бесприданница Островского)

У драматурга Островского имеется много достойных работ, с разными героями, но больше всего запоминаются те, где в качестве главных героинь выступают женщины с мятежным характером. Одна из них, замечательная работа Островского Бесприданница, которая знакомит нас с Ларисой Огудаловой и ее образом. А над ее характеристикой нам предстоит поработать.

Образ Ларисы Огудаловой

Лариса Огудалова является главной героиней в Бесприданице. Благодаря ее матери дом полон холостых ребят, которым женщина предлагает получить удовольствие, правда за все придется раскошелится. В отличие от матери, которая готова на любые жертвы и траты, лишь бы подобрать дочке богатого жениха, Лариса Огудалова ее совершенная противоположность.

Лариса талантлива и романтична, верит в чувство любви и не принимает ту жизнь, которую в ее доме устраивает мать. Конечно по приказу матери девушка любезничает, раздаривает улыбки и ведет светские беседы, но все это ей не по душе. Она чужая в мире, где на первом месте стоят деньги, вокруг сплошные эгоисты и копеечные страсти.

Ее любовь к Паратову оказалась надуманной и не настоящей. Избранник предпочел другую, более богатую, и попросту обманул Ларису. А сосватанный маменькой Карандышев был не мил. Лариса терпела, а душа хотела свободы. Осознав, что к ней все относятся как к вещи, девушке не хотелось жить. Подумывала она и о самоубийстве, но не решалась.

Ее освобождением стала пуля, выпущенная Карандышевым. За это освобождение девушка была благодарна, а смерть для нее стала спасением.

Если остановится подробнее на характеристике нашей героини, то по описанию мы увидим молодую девушку, чей возраст был подходящим для заключения брака. Росла Лариса Огудалова в бедной семье, приданное за ней не значилось, поэтому и выбирать женихов не приходилось. В отчаянии она решает выйти замуж на нелюбимого Карандышева, ведь ее идеал Паратов сбежал.

Паратов возвращается, как и возвращается ее надежда. Лариса решается на прогулку по ночной реке. Она надеялась, что тот предложит воссоединить сердца, но вместо этого он сообщает о своей женитьбе. После ночи с Паратовым, девичья честь потеряна навсегда и теперь она не видит жизни даже Карандышевым, поэтому соглашается стать содержанкой.

Но Карандышев из ревности убивает девушку.

Лариса Огудалова девушка открытая и простая, привыкла всегда говорить правду. Она очень чувствительная, впечатлительная и очень страдает оттого, что ни один мужчина ее не полюбил по-настоящему. Все воспринимают ее как вещь, поэтому даже ставку на нее могут спокойно сделать.

Такая жизнь для нее была невозможной. Вокруг непонимание и унижение, а ее душа не может существовать в мире денег и примитивности, где материальное затмило душевное, вытеснило любовь и другие человеческие чувства.

Эта девушка не из тех, кто приспосабливается к подобной жизни, поэтому смерть стала для нее избавлением. Очень жаль, что данное произведение актуально и в наше время.

Читайте также:  Cочинение моя любимая игрушка 1 - 6 класс

Расчетливость и выгода сегодня у многих также на первом месте, но радует что существуют и Ларисы Огудаловы, которые вопреки всему ищут свое счастье не среди денег, а ради настоящих чувств.

Лариса Дмитриевна Огудалова — образ и характеристика героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Русская литература дала много образов женщин высокой нравственности, способных на сильные чувства, душевно богатых. Это героини произведений Пушкина, Тургенева, Некрасова. Суть их образов — в верности себе, в духовной целостности.

В них воплощен русский национальный характер. А. Н. Островский поддержал эту тенденцию. Его трагические героини могут жить лишь в полную силу, не разменивая душу.

Лишённые этой возможности любимые героини Островского — Катерина, Лариса Огудалова — вообще отказываются от жизни.

Характеристика образа Ларисы Огудаловой, главной героини драмы Александра Николаевича Островского «Бесприданница», дана автором в процессе развития действия, хотя само действие начинается с критического момента её судьбы: здесь уже больная душа. Вся её предыстория неизвестна зрителям (читателям), но пережитое прошлое присутствует в её нынешней жизни.

Происхождение, семья и воспитание

Женское имя Лари́са в переводе с греческого означает «чайка». Чайка — свободная птица, парящая над морем. Она то взмывает вверх, то камнем падает вниз. Так и Лариса: её поэтическая душа парит над миром, а события жизни бросают её вниз.

Её полное имя — Лариса Дмитриевна Огудалова. Она ещё молода и недостаточно знает людей. Живёт с матерью в городе Бряхимове на Волге очень небогато, оттого считается бесприданницей. Её отец умер, а две старшие сестры уже замужем.

Мать прилагает все усилия, чтобы выдать её удачно замуж, для этого держит свой дом постоянно открытым, но это страшно угнетает девушку.

Мать постоянно навязывает ей женихов, заставляет улыбаться и любезничать с каждым из них, а ей это кажется невыносимым: её искренний и честный характер не выдерживает постоянного лицемерия. Она мечтает поскорее покинуть свой дом и даже уехать из города. Поэтому соглашается выйти замуж за Карандышева.

Она надеется поселиться с ним где-нибудь в глуши и спокойно жить тихой семейной жизнью, чтобы примириться со своей судьбой и найти для себя внутреннее успокоение.

Лариса красива и умна, играет на музыкальных инструментах и хорошо поёт. Её всегда окружает множество поклонников.

Её артистичная, чувствительная натура является и благом, и горем для неё, так как такой девушке нужна моральная поддержка, крепкая опора рядом, чтобы все её лучшие качества развивались и засверкали новыми гранями. Она верит в чистые отношения и любовь.

Но её окружают люди нового времени, у которых иные приоритеты: нажива. Красота, любовь, девичья честь у них продаются и покупаются.

Вокруг неё много мужчин, но никто по-настоящему её не любит, каждый из них видит в ней лишь вещь, которой хочется обладать некоторое время, а потом бросить или отдать другому. Она это понимает: «Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите».

Её торгуют все: и жених Карандышев, и близкий друг Вожеватов, и бывший возлюбленный Паратов, и даже родная мать. Никого не интересует её душа, её чувства.

Любовь к Паратову

Лариса год назад влюбилась в Паратова, блестящего барина, судовладельца. Но их отношения продлились всего два месяца — Паратов внезапно покинул город. Лариса по-прежнему любит его и страдает. Он кажется ей образцом мужчины, хотя это далеко не так.

Это человек без стыда, чести и совести. Он — делец, для него эти понятия не нужны, в его мире всё можно купить, были бы деньги. Лариса для него, как и для других, кто её окружает, — тоже живой товар.

Она живёт среди этих людей, но не до конца осознаёт всю глубину их безнравственности, поэтому ещё надеется на любовь Паратова.

Отношения с Карандышевым

Карандышев, как и Лариса, беден. Он человек в некоторой степени не глупый и довольно грамотный, даже хочет баллотироваться в мировые судьи где-то в глухом месте. Но его в городе «сильные мира сего» не принимают, издеваются над ним, поэтому он охвачен жаждой отомстить им всем, доказать свою значимость.

И для этого использует шанс женитьбы на Ларисе. Да, она бедна, но пользуется популярностью у них, а это повод поставить себя выше других — всё-таки она выбрала в мужья именно его. По-своему он любит Ларису, а она надеется, что семейная жизнь с ним возродит её к новой жизни, в которой она надеется найти покой и участие.

И даже при появлении Паратова она продолжает уговаривать Карандышева уехать в деревню, не устраивать «званого» обеда, который в результате ещё больше унизил его в глазах окружающих. Но Карандышев глух к её уговорам, он охвачен желанием доказать своим обидчикам, что он такой же, как они. И даже хочет восторжествовать над ними.

Самолюбие, уязвленная гордость подавили в нем даже любовь. Но Лариса поняла это гораздо позже, когда Карандышев выпил слишком много, и уже не он забавляется над своими обидчиками, а они над ним. У жениха появляется высокомерие даже по отношению к своей невесте — он запрещает ей петь.

И только теперь Лариса понимает, что она и для него только средство достижения своей цели.

Она поёт романс на слова Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды». Слова этого романса как будто адресованы и ему:

Уж я не верю увереньям,
Уж я не верую в любовь,
И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Но в большей степени они адресованы Паратову, который возвращает Ларисе надежду на счастье. Хотя слова романса говорят: «Не искушай меня без нужды / Возвратом нежности твоей», она тайно надеется, что её пение возродит в Паратове прежние чувства, прежнюю страстную любовь. В этой надежде она покидает жениха и уезжает с Паратовым.

Гибель

Известие о том, что Паратов не собирается на ней жениться, что он обручён с другой, Лариса воспринимает как трагедию.

Она не может осознать того, что человек, которому она отдала свою красоту, молодость и честь, так просто воспользовался этим и так легко от неё отказался. Она хочет умереть.

Но на самоубийство она не способна: у неё нет той внутренней силы и бескомпромиссности, что были у Катерины Кабановой.

Но смерть её настигает: в неё стреляет Карандышев. «Это я сама… сама», — говорит она, умирая. Лариса осознает, что сама подтолкнула Карандышева на убийство, задев и без того его уязвленное самолюбие словами о том, что она слишком дорогая вещь для него.

Вывод

В финальной сцене Лариса прощает всех.

В её гибели виновен не только Карандышев, но и все, кто её окружал. И в том числе она сама.

Название пьесы подталкивает к пониманию беды Ларисы: она бесприданница. Но это только часть правды о ней. Девушка настолько одинока в этом мире, что не одна только бедность её тяготит. Она стыдится не только бедности, но и мещанских претензий матери, заурядности Карандышева. Её страдания усиливают гордость, самолюбие, болезненная ранимость.

Но ведь и она сама не щадит Карандышева. Мало того, что Лариса не любит его, но она еще и презирает его, третирует, смеется над ним, не испытывая к нему никакого сострадания и терпимости. Каждым своим словом Карандышев раздражает её.

Чем привлекает Ларису Паратов? Своей самоуверенностью, богатством, которое позволяет ему ставить себя выше других, бравадой, барскими замашками. Всем хочется богатства, роскоши, особенно если к этому подстрекают окружающие.

Образ Ларисы Огудаловой, как и другие образы пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», очень актуален для нашего времени.

Сейчас в обществе происходят те же тенденции: расслоение людей на очень богатых и на тех, кто живёт скромно, причём богатство некоторых вызывает недоумение — нет для этого ни предпосылок, ни личных качеств, ни заслуг. Главное сейчас — не опустошить собственную душу, как это случилось с Ларисой Огудаловой.

Характеристика образа Ларисы Огудаловой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

TESTSOCH.RU

Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Бесприданница»

Вариант 1

План1. Купечество в изображении А. Н. Островского.2. Главная героиня пьесы.

  • Семейные ценности.
  • Характер.
  • Судьба.

3. Протест героинь Островского.         А. Н. Островского нередко называют певцом русского купечества. И в самом деле, в его произведениях мы знакомимся со множеством персонажей – людей этого сословия. Мы видим Дикого и Кабаниху в “Грозе”, Паратова, Кнурова и Вожеватова в “Бесприданнице”. Сменилось время, купцы читают по-французски.

Но в глубине души они остались теми же «кабановыми» – грубыми и бездушными.         Лариса родилась в очень небогатой семье. В драме автор не может дать подробный портрет героини, но мы понимаем из диалогов других действующих лиц, что девушка красива и талантлива. Но в той среде, в которой она живет, ее достоинства – всего лишь товар.

И мама Ларисы мечтает продать этот товар как можно дороже, выдав дочку замуж за богатого человека. При этом женщине безразлично, что это за человек, как относится к нему дочь, как он относится к ней. Таким же образом она уже пристроила двух дочерей. Но осуждать ее трудно: она искренне хочет счастья своим девочкам.

Ведь альтернативой будет нищенская жизнь или униженное существование забитой приживалки: у Огудаловых нет никакого капитала.          Но сама Лариса едва ли хочет себе такой судьбы. Она очень романтичная девушка, с нежной и хрупкой душой, способная на глубокое чувство.         Лариса верит в высокую и чистую любовь. И она влюблена. Любовь Ларисы к Паратову – это любовь-восхищение.

Девушке ее избранник кажется настоящим героем, наделенным множеством достоинств. Лариса ослеплена его барственностью, лоском, умом, щедростью. Она не в силах понять его душу и осознать, что за шикарной внешностью скрывается мелкая и жестокая душонка, хищник, готовый на все ради денег и своего удовольствия. Такая наивность Ларисы показывает, что она очень юная и чистосердечная девушка.

Собственные честность и порядочность мешают ей понять подлость другого человека.          Однако наивность девушки и ее безрассудная вера в любимого и становятся причиной ее гибели. С теми людьми, с которыми ее свела судьба, нельзя обращаться как с порядочными. Их честь – это честь торгашей, она затрагивает только денежные отношения и деловую репутацию.

Читайте также:  Итоговое сочинение по направлению «искусство и ремесло»

Поэтому Вожеватов (вроде бы друг детства) не предупреждает Ларису, что Паратов на ней не женится – у него уже есть богатая невеста. Он ждет, пока Лариса наделает глупостей, ведь тогда ей некуда будет податься и она станет легкой добычей. Но тот же Вожеватов, проиграв в орлянку, твердо держит слово, данное Кнурову: Кнуров – партнер по бизнесу, а Лариса – всего лишь дорогая вещь, игрушка.

“Да, я вещь», – соглашается Лариса. Но на самом деле это не так. Она не в силах бороться и не может жить той жизнью, которую ей стремятся навязать. Поэтому она, действительно, радуется смерти как избавлению.

         Героини Островского, тонкие и способные на глубокое чувство, гибнут. Но их смерть – это протест. Единственный протест, на который они способны.

Своей гибелью они отвергают хищнические законы мира, в котором они оказались, отказываются им подчиняться.

Я думаю, что такие произведения, как пьесы Островского, учат нас не принимать то, что мы считаем подлостью или безнравственностью, а протестовать против этого, как сумеем. Это позволит нам сохранить себя как личность.

Вариант 2Образ Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» (с цитатами, кратко)

         Лариса  Дмитриевна Огудалова – главная героиня пьесы Александра Островского «Бесприданница». Она молодая девушка, достигшая брачного возраста.

  •          «…ее дочь девица…»
  •          Героиня из обедневшей дворянской семьи.
  •          «Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь.»

         Живет Лариса Дмитриевна с матерью  Харитой Игнатьевной в г. Бряхимов.  Отец девушки умер.

         «Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет…»

         Две ее сестры вышли замуж, но неудачно. Старшую муж погубил из ревности, а другая по вине мужа оказалась в тюрьме.

         «Старшую увез какой‑то горец, кавказский князек… Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа‑то, зарезал на дороге от ревности.  Другая тоже за какого‑то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.»

         Лариса – девушка красивая, имеет образование, обладает  прекрасным голосом, умеет музицировать на разных инструментах.

         «.. барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…»

         У героини было много поклонников.

         «Много блестящих молодых людей окружали ее…»

         Лариса была честным, бесхитростным, открытым человеком. Она говорила то, что думала.

         «…да ведь она простовата. Не  глупа, а хитрости нет, не в матушку. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

  1.          Героиня – чувствительная и впечатлительная натура.
  2.          «Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую».
  3.          Лариса мучается, потому что понимает, что никто из поклонников ее по-настоящему не любит, а любят только себя.

         «Все себя любят! Когда же меня‑то будет любить кто‑нибудь? Доведете вы меня до погибели?!»

         Девушка – бесприданница. Состояние их семьи  не позволяет дать за ней приданого.

         «Да что ж делать‑то, где взять женихов‑то? Ведь она бесприданница».

         Лариса решила выйти замуж за первого кто посватается. Это был Карандышев, который ей был не пара.

         «Ну, что такое Карандышев! Не пара ведь он ей, Василий Данилыч!»

         Лариса  любит  С.С. Паратова  и едет с ним на ночную прогулку по Волге. Девушка надеется. что он женится на ней.

         «У меня один жених: это вы.»

         Но  после их ночи  Паратов говорит Ларисе, что обручен, и бросает ее.

         Лариса решает ехать  в Париж с Кнуровым.  Ей оскорбителен упрек Карандышева,  сравнившего ее с вещью.

         «Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой».

         Карандышев стреляет в Ларису, а она, умирая, благодарит его.

         «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!  Это я сама… сама…»

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Бесприданница»

Характеристика Ларисы (Бесприданница)

Лариса Огудалова – персонаж пьесы Островского. В ее судьбе соединились разные варранты жизни бесприданниц на Руси. Яркий образ и характеристика Ларисы в пьесе «Бесприданница» – помогают проникнуться тяготами существования умных впечатлительных натур в обществе денег.

Лариса и семья

Лариса – красивая умная девушка, в возрасте «на выданье». Фамилия семьи Огудаловы говорит о хорошем положении в обществе:

«Огудаловы все-таки фамилия порядочная…». Семья бедная, порядочность заставляет унижаться, искать покровительства богатых и состоятельных. У Ларисы две сестры. Их судьбы пугают читателя. Что ждет Ларису? Одна из сестер стала женой горца, кавказского князя, который не довез девушку до дома, зарезал от ревности. Вторая вышла замуж за иностранца, оказавшегося шулером. Судьба Ларисы тоже плачевна. Над ней сначала посмеялись, обманули, затем выбросили и предложили стать содержанкой богатого купца. Смерть от руки ревнивого жениха Карандышева стала избавлением от мук, хотя девушка очень хочет жить.

Внешность и характер бесприданницы

Девушка красива, по словам гостей дома матери, она очаровательна.

«…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…» так, что хочется ее слушать мужчинам разных возрастов и характеров. Голос уносит купцов в мир грез и мечтаний: «…забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве». Чаще под блаженством мужчины понимают красавицу. У талантливой девушки много поклонников, «…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае». Музыка сделала Ларису чувствительной натурой. Ей сложно притворяться, лгать. Не выдержав, бесприданница говорит не то, что от нее ждут: «…вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Так вести себя могут богатые наследницы, Лариса должна уметь сдерживать свои чувства. Простота привела девушку к гибели. Она доверилась развратнику Паратову и стала игрушкой в его руках. « К кому расположена, нисколько этого не скрывает». Паратов сбежал из города, не объяснив причину отъезда. Лариса прощает любимого, не видит обмана в его словах и поступках, «…значит, она надежду имеет на Сергея Сергеевича; иначе зачем он ей!». Итог страшен: бесприданница вынуждена соглашаться стать приживалкой у Кнурова, гибнет от рук Карандышева.

Лариса и Вожеватов

Вожеватов знаком с Ларисой с детства. Он посылает ей подарки, оказывает тайные знаки. Лариса считает его другом, но обманывается в чувствах. Василий холоден, практичен и хитер. Молодой купец ведет себя несколько пошло:

«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». Лариса доверяет Василию, юношеская привязанность разбивается о камень черствости и безнравственности. Вожеватов предлагает сыграть в орел – решку и определить, кому достанется Лариса после ночи с Паратовым.

Лариса и Кнуров

Богатый делец имеет огромное состояние, жену, наверное, и детей. Чего не хватает купцу? Красивой содержанки. Лариса – цель, которая, то удаляется от него, то приближается.

Почтенный возраст купца – основная причина, по которой он не пытается действовать открыто. Лариса ведет себя по отношению к другу семьи уважительно, с чувством почтения. Она строго выполняет поручения матери, шепчет на ушко слова благодарности за помощь.

Девушка – хороший собеседник. Если с другими Кнуров молчит, то про Ларису он говорит нежно:

«Приятно с ней одной почаще видеться – без помехи».

Лариса и Паратов

Для бесприданницы Паратов стал идеальным мужчиной. Он сумел покорить ее сердце, девушка прощает ему побег. Когда-то он уже пропал из ее жизни, разогнав всех женихов. Очарование строится на внешних поступках мужчины.

Это показывает наивность девушки и ее сильную веру в честность человека. Любовь ослепляет Ларису, но автор подчеркивает, что вряд ли любая другая женщина смогла бы устоять против его чар. Отдавшись всецело чувству, Лариса остается полностью опустошенной.

Слова любимого больно бьют девушку:

«В любви приходится иногда и плакать». Паратов говорит красиво: «Я проиграл больше, чем состояние, я потерял вас; я и сам страдаю, и вас заставил страдать…». Верить лживому купцу сложно, но оценка Ларисе дана правильная. Она богатство, которое могло бы принести счастье. В руках безнравственного развратника становится вещью, которую разыгрывают в жеребьевке.

Лариса и Карандышев

Лариса решается на выход замуж за того, кто предложит ей руку и сердце, когда жить в доме матери становится совсем невыносимо. Выбор падает на Карандышева. Девушка противоречит сама себе.

Ей хочется верить, что юноша любит ее. Это единственное достоинство, которое она выделяет, когда ее спрашивает Паратов.

В тоже время, Лариса видит, что она кукла в руках завистливого, кичливого гордеца:

«Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите». Карандышев выгуливает Огудалову по бульвару, гордиться тем, что стал ее женихом. Красавица терпеливо выносит его попреки и ревность. Для Ларисы ревность – это пошлость. Дом матери – цыганский табор, но не Лариса в нем хозяйка. Она помеха, от которой нужно побыстрее избавиться. Матери хочется отдать дочь в другую семью и жить для себя. Постоянные упреки Юлия обидны и жестоки.

Ссылка на основную публикацию