«И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности

«И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности – Скажи-ка, дядя, ведь недаром – Москва, спалённая пожаром, Ведь были ж схватки боевые, Недаром помнит вся Россия «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности – Да, были люди в наше время, – Не то, что нынешнее племя: Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности Мы долго молча отступали. «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности Забил заряд я в пушку туго Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» И вот на поле грозной сечи «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражён булатом, «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Как наши братья умирали!» И клятву верности сдержали «И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности Французы двинулись, как тучи, Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими -хвостами, Все промелькнули перед нами, Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Земля тряслась – как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, Вот смерклось. Были все готовы Тогда считать мы стали раны, Да, были люди в наше время, Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля,

Знаменитое стихотворение

15 октября 1814 года родился один из величайших поэтов человечества Михаил Юрьевич Лермонтов. Он погиб совсем молодым – ему не исполнилось ещё и двадцати семи лет. За свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино».

Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял прославленный полководец – император Наполеон I.

Бородино -одна из величайших в истории битв, в которой решалась наша судьба – судьба народов России, Бородино – самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года.

В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъём русской армии и всего русского общества. Бородино – великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели его «непобедимой» армии.

Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М. Ю. Лермонтов в заглавие своего стихотворения.

О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности». В лице старого солдата Лермонтов изобразил главного героя войны – народ.

О многом сумел рассказать поэт в небольшом по размеру стихотворении. Тут и ночь перед сражением, и утро великой

Михаил Лермонтов ~ Бородино ("Скажи-ка, дядя, ведь недаром…") (+ Анализ 3 варианта)

«И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности «Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом;
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
– И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья водя,

Не отдали б Москвы!

«И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности Написано, по всей вероятности, в январе 1837 г., в связи с исполнявшимся в этом году двадцатипятилетием Отечественной войны 1812 г.

Бородинская битва давно привлекала внимание Лермонтова. Среди юношеских произведений поэта (1830–1831) имеется сходное по замыслу стихотворение «Поле Бородина» (рассказ участника событий).

В 1837 г. Лермонтов основательно переработал свое раннее стихотворение. Повествование, лишенное индивидуальных черт рассказчика, в новой редакции заменено живой, народной, характерной речью старого солдата, образ которого и стал центральным в стихотворении.

Ум, беззаветная храбрость, действенный патриотизм русского народа – вот качества, которые, по мысли Лермонтова, обусловили победу над Наполеоном.

Говоря о конкретном историческом событии, которое изображено почти с документальной точностью, Лермонтов проводит идею, имевшую злободневное звучание: он противопоставляет богатырей духа, героев недавнего прошлого дремлющему в бездействии поколению своих современников.

«И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности
Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Приветствую тебя, воинственных славян…

Традиционно произведение «Бородино” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В нашей статье вы сможете найти полный разбор и краткий анализ «Бородино” по плану.

Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова Вариант 1

Краткий анализ

История создания – написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве. Композиция – 14 строф в форме повествования лирического героя солдата-очевидца событий. Жанр – лирическое стихотворение, баллада, народная ода. Стихотворный размер – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

 Метафоры – «постоим головою”, «ломить стеною”, «пала тень”, «отец солдатам”, «спит в земле сырой”, «гора тел”. Эпитеты – «грозной сечи”, «кровавых тел”, «удалый бой”, «протяжный вой”, «могучее, лихое племя”. Синекдоха – «ликовал француз”, «рука бойцов”, «изведал враг”, «французу отдана”.

 Олицетворение – «картечь визжала”, «звенел булат”, «затрещали барабаны”. Сравнение – «земля тряслась, как наши груди”, «французы двинулись, как тучи”, «носились знамена, как тени”.

 Гипербола – «рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, «земля тряслась…”, «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, «тогда считать мы стали раны”.

История создания

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В этом же году оно было опубликовано в журнале «Современник”. Идея написания произведения возникла у автора ещё в 1832-34 годах.

Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении.

Знаменитый образ полковника без имени из стихотворения по некоторым данным – списан с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Тема

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой в деревне Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне.

Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками.

Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовых деталей, человеческих характеров, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе.

Читайте также:  Сочинение на тему: Онегин — лишний человек

Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф, лирическое повествование в содержательном план делится на описание подготовки к бою и самого сражения.

Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. «Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний.

Такой стих легко воспринимается и запоминается на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ К *** (Я не унижусь пред тобою…) (+Анализ)
Жанр

Жанром «Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Близость балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат.

Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток.

Специальная лексика, использованная в стихотворении подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: «»булат”, «лафет”, «редут”, «картечь”, «кивер”.»

Средства выразительности

Всё повествование состоит из ярких образов, сочных выражений и колоритных сравнений. Гипербола в стихотворении – самый яркий пример выразительности и средства образного описания картин сражения: «»Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, «земля тряслась…”, «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, «тогда считать мы стали раны”. «

Полной картину боя делают эпитеты: «»»грозной сечи”, «кровавых тел”, «удалый бой”, «протяжный вой”, «могучее, лихое племя”. «

Встречается в повествовании олицетворение «»картечь визжала”, «звенел булат”, «затрещали барабаны”». Оно создаёт эффект участия в сражении даже неодушевлённых предметов. Живописные сравнения «»земля тряслась, как наши груди”, «французы двинулись, как тучи”, «носились знамена, как тени”» подчеркивают масштабность действия.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» Вариант 2

Стихотворение «Бородино» – настоящий гимн русскому оружию, это апология русского солдата – бесстрашного и непритязательного одновременно, готового на любые жертвы ради защиты Отечества.

Композиционно произведение выстроено в форме диалога двух солдат – новобранца и бывалого, прошедшего горнило войны 1812 года, ключевым сражением которого стало Бородинское сражение, прославившее небольшую подмосковную деревушку. И приходится признать, что старый солдат невысоко оценивает боевую выучку и мотивацию сражаться солдат следующего призыва. Вывод «богатыри – не вы» повторяется в стихотворении дважды.

Автор использует огромное количество выразительных средств:

  • беспрецедентное количество риторических восклицаний – «…были схватки!», «не отдали б!.. », «есть разгуляться где…!», «ушки на макушке!», «угощу … друга!», «…постоим за родину!..», «Пора добраться …!», «Ребята! Умремте ж …!», «Ну … был денек!», «Вам не видать … сражений!..», «…наш … бой!» – отражающее патриотический порыв говорящего;
  • риторические вопросы – «Что ж мы? на зимние квартиры?», «… не смеют изорвать?», «что толку?», которые позволяют автору придать изложению дискуссионный характер;
  • инверсию – «схватки боевые», «помнит Россия», «не смеют командиры», «забил я», «пала тень», «ликовал француз», «бивак открытый», «шумно вдруг зашевелилось», «полковник наш», «в земле сырой», «молвил он», «умереть мы обещали», «дым летучий», «носились знамена», «звучал булат», «бой удалый», – обеспечивающую гармоничную рифмовку;
  • синекдоху – «отдана французу», «ликовал француз», «сражен булатом», «звучал булат», «считать раны» – придающую речи краткость и образность;
  • эвфемизм – «немногие вернулись с поля», то есть остались на нем, погибли; «изорвать мундиры о штыки» – то есть сразиться, «есть где разгуляться» – так говорят о возможности свободных действий; «спит в земле сырой» – то есть погиб и похоронен; «добраться до картечи (снарядов, начиненных круглыми пулями)» – означает ввести в бой артиллерию;
  • фразеологизм – «ушки на макушке» – означает готовность отразить нападение в любую минуту, быть начеку;
    умолчание – «немногие вернулись…»;
  • эпитеты – «синие верхушки», «грозная сечь», «кровавые тела», «русский удалый бой», «протяжный вой», «могучее, лихое племя», украшающие речь;
  • архаизм – «очи»;
  • устаревшее слово «бусурманы» – искаженное «басурманы» – в контексте речи это бранное слово;
    ирония – «угощу … друга» – автор имеет в виду не угощение, и, уж конечно, не считает французов друзьями; «брат мусью» – искаженное, принятое у простого народа французское обращение «месье» в сочетании со словом «брат» вносит ноту пренебрежения;
  • лексические повторы – «уж мы пойдем, уж постоим»; «все промелькнули, все побывали»;
  • синтаксический параллелизм – «кто… чистил, кто … точил…»;
  • метафора – «постоим головою» – подчеркивает готовность умереть, рискнуть головой (то есть жизнью);
  • цитирование – «Пора добраться до картечи!» – отражает солдатские, полные энтузиазма настроения;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «сверкнул за строем строй» – создает ощущение тревоги и предельного напряжения;
  • сравнения – «умремте, как браться наши», «двинулись, как тучи», носились, как тени», «тряслась, как наши груди»;
  • олицетворения – «булат звучал», «картечь визжала», «земля тряслась», «барабаны затрещали» – позволяют точнее обрисовать картину происходящего, приблизить ее к читателю;
  • кольцо – «считать … стали раны, товарищей считать», «бой удалый, наш … бой» – позволяет выделить ключевые слова;
  • гипербола – «гора тел».

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Поцелуями прежде считал…(+Анализ)

Некоторые военные термины требуют пояснения. «Редут» – это укрепление, «лафет» – часть артиллерийского орудия, «бивак» – военный лагерь под открытым небом, «кивер» – военный головной убор, «рожден хватом» – значит, был расторопным, находчивым и удалым, склонным к риску человеком.

Анализ стихотворения Бородино Михаила Лермонтова Вариант 3

Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в честь 25-летнего юбилея Бородинской битвы (1837). Многие русские поэты и писатели, независимо от политических и идеологических взглядов, с чувством глубокого уважения относились к победе русских войск. Бородинское сражение показало силу народного духа и значительно повысило патриотические настроения.

«Бородино» Лермонтова занимает особое положение. В то время было принято писать о войне либо с позиции стороннего наблюдателя, либо от лица полководца. «Бородино» создано в оригинальном стиле – в форме рассказа бывалого солдата, лично участвовавшего в героической битве. Поэтому в нем нет фальшивых выражений и псевдопатриотических заявлений.

Стихотворение воспринимается как непосредственная передача фактов простым человеческим языком. Этим Лермонтов значительно повышает эмоциональное воздействие произведения. Неторопливый рассказ солдата о страшных картинах сражения затрагивает душу читателя. Невольно чувствуется гордость за тех, кто не жалел своей жизни ради спасения Родины.

Солдат не приукрашивает своих заслуг, что делает рассказ максимально правдивым и искренним. Он отдает дань уважения всем погибшим и уверенно утверждает, что сдача Москвы – «божья воля».

Люди были готовы погибнуть под ее стенами, но не допустить врага до сердца России. Героический призыв полковника «…не Москва ль за нами?» не вносит в произведение излишнего пафоса.

Он органически вписывается в текст и является кульминационной точкой.

Большое значение имеет структура стихотворения, его стилистические особенности. Оно написано разностопным ямбом со сплетенной рифмой. Это придает произведению музыкальный характер. Оно напоминает семидольный размер народных песен-сказаний.

Лермонтов подчеркивает связь с национальными корнями путем употребления просторечных выражений: «ушки на макушке», «брат мусью», «отступили бусурманы».

Вместе с тем он применяет особые выразительные средства для усиления значимости сражения: метафоры («ломить стеною», «отец солдатам»), сравнения («перестрелка» — «безделка», «двинулись, как тучи»).

«И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности

"Бородино": что нужно знать, чтобы понять стихотворение – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Для школьников, студентов, учителей, лермонтоманов и лермонтоведов, для тех, кто знает “Бородино” наизусть и для тех, кто помнит только “Скажи-ка, дядя, ведь не даром…

” – наш новый материал о стихотворении Михаила Лермонтова.

В чем парадокс “Бородино”? Какие открытия сделал Лермонтов, написав стихотворение? Или поэму? Что такое “кивер” и “лафет”? Известные и неизвестные факты о “Бородине” к годовщине Бородинского сражения от Анастасии Занегиной.

Серьезный повод

Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в начале 1837 года. Оно посвящено 25-летию Бородинской битвы – крупнейшему сражению Отечественной войны 1812 года, в котором русская армия под командованием генерала Кутузова сражалась против французского войска во главе с Наполеоном I Бонапартом.

Особый 1837-й

1837 год – особенный в судьбе Лермонтова. Именно в этом году он написал стихотворение «Смерть Поэта» на гибель Александра Пушкина и стал известен.

В это время Лермонтов погружен в размышления о прошлом и настоящем страны, о судьбе народа в истории и приходит к выводу, что умонастроения деятелей 30-х годов – безыдейны и безвольны, лишены героизма и отваги.

Известный критик Виссарион Белинский хорошо почувствовал основной нерв текста, увидев в «Бородино» жалобу «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

Парадокс “Бородино”

Историки всегда по-разному оценивали исход одной из самых кровопролитных битв XIX века. Потери обеих армий были огромны. Сейчас в истории преобладает точка зрения, согласно которой исход Бородинского сражения остался неопределенным. Сам Наполеон считал, что русские были побеждены, а Михаил Кутузов, в свою очередь, писал императору Александру I: “Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришёл нас атаковать”.

Для сторонников «французской» победы в битве принципиальным было то, что, во-первых, многие позиции русской армии были (вопреки Кутузову) в руках Наполеона, а во-вторых, что Москва была в итоге сдана.

Сторонники мнения о победном значении Бородинской битвы для русских, в свою очередь, напоминают, что Наполеон не исполнил главной цели: не смог разбить нашу армию, и это стратегически обернулось для него отступлением-бегством из России, а затем и поражением во всей огромной цепи наполеоновских войн.

Несмотря на то, что в результате сражения русские потеряли около 30 процентов своей армии, основное настроение лермонтовского стихотворения – восторженное, поэт гордится героями 1812-года и прославляет русское оружие. Это отражает чувства русского народа, в сознании которого Бородинское сражение стало одной из самых ярких и прославленных страниц русской истории.

Читайте также:  Главные образы в творчестве С. Есенина

Второе Бородино

«Бородино» – не первое стихотворение, написанное Лермонтовым на тему Отечественной войны 1812 года. К событиям Бородинского сражения поэт впервые обратился в 1830-м году в стихотворении «Поле Бородина».

Спустя семь лет поэт вернулся к бородинской теме, значительно переработав текст. Но именно из него были взяты одни из центральных строк текста «Бородино»: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!..

» / И клятву верности сдержали / Мы в бородинский бой».

Громкая публикация

«И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности

М.Ю. Лермонтов, автопортрет, фрагмент

«Бородино» стало одним из первых напечатанных произведений 23-летнего Лермонтова. Стихотворение было опубликовано в том же 1837 году в 6-м томе «Современника» – популярнейшнго литературного журнала 30-60-х гг. XIX века.

Упрек и похвала

В стихотворении можно выделить две ключевые темы:

Первая – это высокое значение подвига русских воинов 1812 года, восхищение мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага.

Каждый участник сражения понимал, что никто, кроме него и его товарищей, не сможет защитить свою страну от могущественного врага, каким был тогда Наполеон Бонапарт и его армия.

«Когда б на то не Божья воля, / Не отдали б Москвы!» – от лица всего народа восклицает рассказчик.

Вторая тема стихотворения – это упрек поколению современников самого Лермонтова – людям 30-х годов: «Богатыри — не вы!». Рассказчик (а вместе с ним и автор) идеализирует прошедшее время и сетует, что сегодняшнее поколение утратило многие высокие качества.

Отголоски темы противопоставления поколений можно найти во многих произведениях Лермонтова. Например, в знаменитой «Думе»: «Печально я гляжу на наше поколенье! / Его грядущее — иль пусто, иль темно, / Меж тем, под бременем познанья и сомненья, / В бездействии состарится оно».

«Бородино» это диалог

Во времена Лермонтова стихотворения в форме диалога были очень редкими. Свое произведение поэт постоил как диалог между юношей и «дядей» – бывшим артиллеристом, участником военных действий 1812 года. Все это сделано для придания максимальной достоверности событиям.

В «Лермонтовской энциклопедии» сказано: «Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения и данная им событию субъективная оценка разделяется автором».

Важно также, что в своем рассказе «дядя» всегда подчеркивает единство народа: «И умереть мы обещали, / И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой».

Поэма или стихотворение?

Лермонтов создал уникальное произведение, соединившее в себе жанры баллады, сказа и поэмы. Однако традиционно жанр «Бородино», несмотря на его немалый размер, определяется как стихотворение.

Бородинская строфа

Текст Лермонтова написан семистишиями (или септимами – от лат. septem – семь) с особой рифмой – очень редким стихотворным размером. Такое построение стихотворения впоследствии получило название Бородинской строфы – от названия лермонтовского «Бородино».

Зерно «Войны и мира»

«Бородино» всегда высоко оценивали именитые литераторы. Например, Лев Толстой назвал стихотворение Лермонтова «зерном» своего романа «Война и мир».

Военные словечки

«И клятву верности сдержали…»: образцы настоящей верности

Россия. Московская область. Участники реконструкции Бородинского сражения во время подготовки к празднованию победы России в Отечественной войне 1812 года. Фото ИТАР-ТАСС/ Андрей Лукин

«Бородино» – не такое простое стихотворение, каким может показаться на первый взгляд. Текст Лермонтова населен военной терминологией того времени.

Задание для детей: Проверь себя! 

Для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Предлагаем вам устную игру для лучшего понимания и запоминания стихотворения.

Задание 1: Угадайте слова из стихотворения по их описанию:

  • Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)
  • Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)
  • Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)
  • Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)
  • Место расположения войск под открытым небом для отдыха во время военных действий (Бивак)
  • Иноземец, враг, недоброжелатель, иноверец (Бусурман)
  • Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь широко рассеивается, поражая неприятеля (Картечь)
  • Колющее оружие, прикрепляемое на конец ствола военного ружья (Штык)
  • Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)
  • Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)
  • Военная одежда для верхней части тела (Мундир)

Задание 2: А теперь вставьте пропущенные слова в стихотворение М.Ю. Лермонтова: 

Бородино

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать _________
О русские штыки?”
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!

  • Построили _____.
  • “Пора добраться до ______!”
  • Прилег вздремнуть я у _______,
  • Кто ______ чистил весь избитый,

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш ______ открытый:
Кто ______ точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен _______,

Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.

_______ с пестрыми значками,

_______ с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны –

  1. И отступили ________.
  2. Не отдали б Москвы!

Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,

1812

1812 точка ру

Церковь в 1812 году: главный призыв – защитить Родину

1812 год в литературе

Кутузов

Верность/измена отчизне, родному краю. Аргументы для Декабрьского сочинения 2017 года по направлению «Верность и измена»

Центр подготовки к ЕГЭ > Верность/измена отчизне, родному краю. Аргументы для Декабрьского сочинения 2017 года по направлению «Верность и измена»

Автор статьи И. М. Храпова

Проблема верности Родине в трудные годы испытаний или в мирное время не остается без внимания русской классики.

«Ребята! не Москва ль за нами?

  • Умремте же под Москвой,
  • Как наши братья умирали!»
  • И умереть мы обещали,
  • И клятву верности сдержали
  • Мы в Бородинский бой.

Клятва в верности братьям по оружию для героев «Бородино» М.Ю.Лермонтова – это и клятва своей Отчизне. Быть верным родной земле – значит, по мысли ветерана той битвы, быть готовым сложить за нее голову.

Поэтому поколение новобранцев, живущих «под бременем познанья и сомненья», вызывает горькую усмешку. Способны ли они на тот же подвиг или изменят в трудную минуту, ибо вовсе не богатыри?..

Лермонтов оставляет читателя наедине с этой мыслью, дает возможность современникам определиться с отношением к России – родине и государству…

Верность своей стране, готовность служить ей до последнего вздоха является главной мыслью и в поэме «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского. Словно подхватывая и развивая мысль поэта- предшественника, он создает новую формулу верности:

  1. Бой идет святой и правый.
  2. Смертный бой не ради славы,
  3. Ради жизни на земле.
Читайте также:  Краткое содержание повести «метель» для читательского дневника (а.с пушкин)

Знаменитый рефрен не оставляет сомнений: ведь земля – она та самая, родная! Измена ей – это измена семье, детям, любимым, всему, что дорого и свято. Эта мысль становится лейтмотивом всей литературы периода Великой Отечественной войны. Свидетели событий: поэты, писатели, военные корреспонденты – донесли до потомков идею верности и готовности к самопожертвованию как залога грядущей победы.

Причины отступничества, измены интересовали классиков литературы не меньше героических этапов истории страны. На страницах книг мы знакомимся не только с образами патриотов. Персонажи изменников, созданные в литературе, помогают нам определиться с собственной нравственной позицией. А.С.

Пушкин «Полтава»: в 1708 году Мазепа перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне – шведского короля Карла XII. За измену и предательство его наградили орденом Иуды.

В поэме Александр Сергеевич показал Мазепу как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого (“не ведает святыни”, “не помнит благостыни”).

Похожие мотивы звучат в романе Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: младший сын Тараса Бульбы – «мазунчик» Андрий – жил не по законам Запорожской Сечи, а по зову сердца. Из-за любви казак предает свою Отчизну. “А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна моя – ты!” – говорит он возлюбленной.

Для казаков, чей закон гласит: «Нет уз святее товарищества», – Андрий не кто иной, как предатель. Казалось бы, неразрешимую дилемму – простить сына-изменника или покарать неверного – Тарас Бульба разрубает как гордиев узел. Ведь атаман не мыслит себя вне Сечи и предательство Андрия он простить не может.

Но не только на войне чтят верность. Не только на войне возможна измена. Иногда тихий подвиг Левши (Н.С. Лесков «Левша») звучнее и действенней батального грома. «Мы к своей родине привержены», – говорит Левша, отказываясь остаться в Лондоне.

Его образ, как и образ генерала Платова, по-казачьи прямодушного и грубого, противопоставлен образу императора Александра Павловича. Восхищение царя всем иностранным сказитель воспринимает с обидой.

А вслед за ним и читатель задумывается о том, что чувствует Александр по отношению к стране, в которой поставлен быть царем…

По-своему тема верности родной земле, своим корням развивается в «Прощании с Матёрой» В.Г. Распутина. Пронзительной болью в душе читателя отдаются слезы старухи Дарьи Пинигиной: «Могилки, значитца, так и оставим? Могилки наши, и родные.

Под воду?» Разорённые могилы, сожженные дома, затопленная деревня, погибший «царственный листвень» – трагедия разыгрывается на фоне равнодушия и молчаливой измены. Андрей, Соня, Павел пока не осознают, как страшно может откликнуться предательство.

Изменения необратимы: «Если мы с тобой кинули, нас с тобой не задумаются кинуть. О-ох, нелюди мы, боле никто…».

С чего же начинается путь к измене? Как и любое зло, измена начинается с маленькой лжи, с минутного сомнения в том, в чем сомневаться нельзя. А.И.

Солженицын свою Нобелевскую речь закончил русской пословицей: «Одно слово правды весь мир перетянет».

А самым простым, доступным ключом праведной жизни писатель считал личное неучастие во лжи: «…пусть ложь всем владеет, но в малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

Читать далее Верность/измена в отношениях между людьми. Аргументы для Декабрьского сочинения 2017 года по направлению «Верность и измена»

Кого и когда цитировал Путин?

Легенда русской эстрады Владимир Высоцкий запомнился текстами своих песен не одному поколению россиян. Владимир Путин Высоцкого, само собой, слышал и вспомнил цитату из песни “Честь шахматной короны” на докладе вице-премьера Трутнева об итогах встречи в Давосе:

Обнажил я бицепс ненароком, даже снял для верности пиджак”. Это Высоцкий не про вас пел?

Владимир Путин, 2016 год

Михаил Лермонтов

К стихам классика русской литературы, чей “Парус” школьники учат наизусть до сих пор, Путин обращался несколько раз.

В 2012 году в Лужниках на предвыборном митинге он прочитал отрывок из “Бородино” перед более чем 130 тысячами собравшихся москвичей: 

Умрёмте же под Москвой, Как наши братья умирали!”   И умереть мы обещали,  И клятву верности сдержали  Мы в Бородинский бой

Владимир Путин, 2012 год

Двумя годами позже Путин цитировал Лермонтова, отвечая во время своей пресс-конференции на вопрос журналиста о том, в чём заключается разница между политической оппозицией и настоящими предателями страны. Свой ответ президент начал со стихотворения Михаила Юрьевича “Прощай, немытая Россия”:

Прощая, немытая Россия,   Страна рабов, страна господ,   И вы, мундиры голубые,   И ты, им преданный народ

Владимир Путин, 2014 год

Иван Ильин

Классик русского философского консерватизма, философ и публицист Иван Ильин был ярым сторонником Белого движения и до самой смерти критиковал большевизм и коммунизм. 

За критику действующей власти был выслан из страны на “философском пароходе” вместе с другими деятелями культуры, не принимавшими советскую власть. “Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно”, — говорил про пассажиров этих двух рейсов Троцкий.

За свою жизнь Ильин написал около 50 книг, включая, например, критику философских позиций Льва Толстого в труде “О сопротивлении злу силою” и сборник статей “Наши задачи”, которые Владимир Владимирович процитировал в послании Федеральному собранию:

Кто любит Россию, тот должен желать для неё свободы; прежде всего, свободы для самой России, её международной независимости и самостоятельности; свободы для России как единства русской и всех других национальных культур; и, наконец, свободы для русских людей, свободы для всех нас: свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности

Владимир Путин, 2014 год

Николай Бердяев

Религиозный и политический философ Николай Бердяев, яркий представитель русского экзистенциализма (философии существования) и персонализма (философии личности). 

Дважды был под арестом, после чего отплыл на всё том же “философском пароходе” сначала в Берлин, затем в Париж. Во время пребывания в столице Германии написал один из своих известнейших трудов “Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии”, цитату из которого Путин использовал в обращении к Федеральному собранию в 2013 году:

Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперёд и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур

Владимир Путин, 2013 год

Александр Солженицын

Александр Солженицын — один из любимейших авторов Владимира Владимировича. Писатель и президент встречались на даче первого в Троице-Лыкове в 2007 году, где обсуждали будущее страны и сходство планов развития России с трудами писателя.

По особому поручению Владимира Путина правительство подготавливает празднование юбилея великого русского писателя, которому в 2018 году исполнилось бы 100 лет.

Патриотизм — чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная

Владимир Путин, 2012 год

Лев Гумилёв

Советский историк, археолог, востоковед, писатель и переводчик Лев Гумилёв, один из крупнейших русских интеллектуалов двадцатого века, не очень интересовался политикой. Куда больший интерес для него представляла история и этнография.

Гумилёв вывел философскую теорию “пассионарного этногенеза”, согласно которой образование и развитие малых и больших народностей происходит благодаря особенной биологической энергии, способствующей изменению и налаживанию собственных жизней и устоявшегося порядка вещей.

Работа Гумилёва не нашла особенного распространения в СССР или за рубежом, но сегодня преподаётся в университетах как одна из теорий развития этноса. Идея народного сверхусилия, направленного на перемены, не могла не найти отклик у президента, который ссылался на историка в своей речи перед Федеральным собранием в 2012 году:

Кто вырвется вперёд, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от её внутренней энергии; как говорил Лев Гумилёв, от пассионарности, от способности к движению вперёд и к переменам

Владимир Путин, 2012 год

Николай Фёдоров

Николай Фёдоров прежде всего известен как основоположник русского космизма, к которому принадлежали Циолковский и Вернадский. Как ни парадоксально, одновременно со стремлением к звёздам был истово верующим человеком, который видел цель религии и христианства в преодолении смерти.

Одной из самых смелых философских теорий о том, что техника и наука со временем позволят людям изменять и контролировать любую материю вокруг себя на таких уровнях, что позволит не только жить бесконечно, но и воскрешать умерших. Именно на этом технологическом прорыве и будет построено Царство Божие.

Владимир Владимирович цитирует менее оригинальные идеи Фёдорова, например философию общего дела:

Все мы хотим одного — блага России. И отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнёрстве и равноправном диалоге

Владимир Путин, 2014 год

Пётр Столыпин

Пётр Аркадьевич Столыпин, один из известнейших реформаторов, премьер-министр при Николае II, считается главным политическим единомышленником Владимира Путина. У политических деятелей, между которыми век, часто совпадают мысли и позиции. Оба, например, заявляли о том, что стране, чтобы оправиться от экономических потрясений разных веков, нужно “десятилетие устойчивого развития”.

Столыпин был противником политического застоя и бескомпромиссно выступал против “стояния на месте и отказа от введения реформ”. Столыпинское мнение о кризисе доверия народа к власти, когда его спешат обвинить в любом положении вещей, каким бы оно ни было, цитировалось Путиным в речи, произнесённой им на заседании правительства по подготовке к празднованию 150-летия реформатора:

Правительство в России — ответчик за всё, даже за то, что делает сама страна внутри себя, в недрах своей духовной и экономической жизни.

Пьянство, озорничество, безделье, бездельничество, разврат царят чуть ли не на каждом шагу — виновато в этом правительство. Или оно довело, или не умеет обуздать и направить на здоровый путь.

Начнёт правительство принимать меры, призывать к труду, к порядку — новые вопли: тирания, попрание свобод

Владимир Путин, 2011 год

Ссылка на основную публикацию