Глубокий анализ пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок»

Островский Александр Николаевич был великим драматургом, творчество которого стало новым уровнем в развитии русского национального театра. Он отразил жизнь своего времени и место купечества в нем в одной из своих самых знаменитых пьес «Бедность не порок», анализ по плану которого хочет предложить Вам Многомудрый Литрекон. 

История создания

Роли героев этой пьесы были распределены между актерами ещё до того, как она была написана. Ведь Александр Николаевич даже посвятил её своему доброму другу, Прову Михайловичу Садовскому, который мог лучше всех выйти на сцену в амплуа Любима Торцова. 

История написания произведения «Бедность не порок» начинается в июле 1853 года, тогда оно еще должно было называться «Гордым Бог противится». В августе Островский начал над ним работу и закончил в конце того же года. 

Эта работа автора написана под серьезным и весьма очевидным влиянием его друзей-славянофилов. Именно по этой причине многие из них узнали в ней себя.

Также на комедию повлияло то, что драматургу пришлось оставить высшее образование и поступить на службу в суд.

Купеческое сословие особенно часто обращалось в суды, оттого оно и было так хорошо знакомо Александру Николаевичу, именно из этого жизненного опыта он и взял персонажей, достойных войти в его библиографию. 

Жанр, направление 

«Бедность не порок» принято относить к жанру комедии в трех действиях. В этом произведении нас окружают комические характеры, забавные ситуации. Также этому драматургическому жанру присуща положительная развязка, где обязательно победу одержит добро. Что и происходит, когда Любим помогает брату сбросить с себя ужасное наваждение. 

В этой своей работе Александр Николаевич умело сочетает романтизм и критический реализм. Первый характеризуется утверждением самостоятельной ценности жизни одной единственной личности, её зачастую бунтарских страстей и чувств. Второй же вскрывает то, как влияет социальная среда на обстоятельства жизни человека и его психологию.

Смысл названия

«Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы и человек был. Бедность не порок», — говорит Любим брату уже ближе к концу пьесы. Он имеет в виду то, что если бы не было у него тех денег, не пропил бы он их и не стал бы последним пьяницей. 

Также не нужно забывать, что изначально мы встречаемся с двумя персонажами-антиподами. С одной стороны Митя – добрый, любящий душою и сердцем и Любовь, и Пелагею, её мать, но без гроша в кармане. С другой стороны – старый, толстый и губастый Коршунов, жадно позарившийся на молодость и красоту купеческой дочери, хитрый, высокомерный, но зато богатый. 

Таким образом, получается, что смысл названия прост: бедность не порок, а порок есть пьянство, гордость, жадность, злоба и хитрость. 

Композиция

Произведение «Бедность не порок» тянется медленно, мы знакомимся с персонажами, одним за другим, узнаем, что Митя и Любовь Гордеевна друг r другу неравнодушны, и все никак не можем понять, в чем же заключается конфликт пьесы «Бедность не порок». Завязка настигает нас только в десятом явлении второго действия: Гордей Карпыч, несмотря на все чаяния молодой барышни, решил выдать её за старого фабриканта Африкана Савича. 

Дальше дело развивается стремительно, Митя порывается уехать, порывается забрать с собой возлюбленную, но она отказывается.

В другую сторону и за другую нежную ладошку её тянет ненасытный Коршунов, описывая, сколько ей выгоды принесет этот брак, что она будет, как сыр в масле.

И вот, мы уже долистали до десятого явления третьего действия, кульминации. Как помолвили двух нелюбимых и не любящих будущих супругов, так и «размолвили» волей Торцова. 

Остается только одно дело: устроить помолвку Мити и Любви по взаимному чувству, а не фабриканту назло. Тут сюжет берет в руки Любим Карпыч, русло сюжета и поворачивает в самую, что ни на есть, лучшую сторону. И приводит молодых за ручку к счастливой развязке, как и положено в комедии. 

Суть: о чем рассказ?

Пьеса «Бедность не порок» начинается с того, что Митя узнает, что купец Гордей Карпыч Торцов, на которого он работает, поссорился со своим братом, так как тот напился и стал творить странные и забавные вещи при приглашенных гостях, чем опозорил Гордея и тем самым нанес сильную обиду. 

Дальше приезжают супруга и дочь вышеупомянутого купца. Первая жалуется приказчику на мужа, из-за того, что он стал общаться с Африканом Савичем Коршуновым, и дружба с ним оказала большое влияние на него: «Теперь все ему наше русское не мило». Также женщина переживает за дочь, так как её уж пора замуж выдавать, но отец все говорит «нет ей ровни». 

После её ухода Митя жалуется Гуслину на хозяина, который «все бедностью попрекает», но не прибавляет жалования, несмотря на то, что молодой человек очень старается и посылает все деньги маме в деревню.

Но это все ещё не самое ужасное, потому что Митя посмел полюбить его дочь. Тем временем к Торцовым приходят подруги Любови, и, после короткого перешептывания с Анной Ивановной, Разлюляев веселит девушек, все пускаются в пляс и незаметно покидают комнату.

И Анна её запирает, оставив безнадежно влюбленного юношу с Любовью. 

Приказчик читает ей стихи собственного сочинения о ней, о любви. В ответ купеческая дочь пишет ему прозой и просит прочесть его только после её ухода.  

Второе действие начинается с того, что Митя находит Любу и молит её сказать, правда это или насмешка. Девушка открывает ему свои чувства, и они порешили идти завтра к Гордею Карпычу, дабы просить у него благословения. 

Пелагея Егоровна созывает всех девушек по соседству. Все собираются в доме Торцовых и начинают веселиться. Пелагея руками слуг угощает гостей патокой и мадерой – она получает удовольствие от наблюдения за пляшущей молодежью.

Но вся радость и довольство тут же гаснут, стоит только появиться Гордею в сопровождении Коршунова. Хозяин крайне неудовлетворен тем, что увидел, ведь жена устроила святки «на мужицкий манер». Поэтому он тотчас приказывает принести шампанского и зажечь свечи, а затем пройти Африкану Савичу в гостиную.

Когда гость остается с купеческой дщерью один, Африкан дарит ей сережки с бриллиантами, а затем просит любить его. 

В то же время Гордей Карпыч говорит супруге, что хочет переехать в столицу, так как здесь все из своего невежества не способны его понять. На новом же месте жительства их семейству подсобит будущий зять, Африкан Савич. Весть о свадьбе, которая уже вот-вот состоится, шокировала весь дом, дочь и жена бросаются ему в ноги, просят изменить волю, но гордый купец слов назад не берет.

В третьем же действии появляется Митя, он, услышав о помолвке Любови Гордеевны, решил отправиться к маме в деревню навсегда, и приходит попрощаться с Пелагеей Егоровной.

Она ему в ответ жалуется, он говорит, что не знает он, как это можно – добровольно отдавать дочь за нелюбимого. Приказчик признается ей, что воспылал чувствами к Любови, и это взаимно.

Предлагает её дочери бежать с ним, но она отказывается, такова её судьба: страдать от воли отца, против которой она не может пойти. 

После ухода Мити, Любу находит Коршунов и снова описывает преимущества брака с ним. Он признается, что в прошлом его браке любви не было, а вот новую жену он обещает на руках носить. Тем временем пьяный Любим снова приходит к Торцовым, разгоняет гостей, начинается ссора между братьями. Он недоволен поступком брата, а также обвиняет Африкана Савича в мошенничестве.

Это оскорбляет фабриканта, за такое оскорбление он требует Гордея преклонить колена перед ним. Конечно же, ударившие прежде по рукам мужчины разрывают помолвку после подобного. Назло Коршунову хозяин дома готов отдать Любовь Гордеевну за первого встречного, которым волей случая оказался Митя.

Но этот герой, что только что выиграл джек-пот, не хочет «назло», он хочет благословения с любовью, от всего сердца. Но Гордей Карпыч тут же напоминает молодому человеку о статусе, ставя на место. И тут свою решающую роль играет Любим Карпыч, что встает на колени за молодых, обещая у них стать нормальным человеком.

Своей пламенной речью он открывает брату глаза, тот смягчается и обнимает их искренне. Рассудок купца прояснился, теперь все могут просить всего, чего душа желает, пьеса кончается веселой свадебной песней. 

Главные герои и их характеристика

Главных героев и их подробную характеристику Многомудрый Литрекон отразил в таблице:

Главные герои Характеристика героев
Гордей Карпыч Торцов богатый купец, гордый, строгий, имеет крутой характер, мужчина почти шестидесяти лет, «зверем смотрит» на свою жену. 
Пелагея Егоровна жена Торцова, усталая на старости лет женщина, умеющая быть благодарной за то, что дано. Однако очень слабохарактерная, при всей своей любви к дочери, не предпринимает никаких попыток остановить самодурство мужа. 
Любовь Гордеевна дочь Торцова, красивая, молодая, нежная особа, страстно влюбленная в Митю, но покорная девушка, а потому не может пойти против воли отца. 
Любим Карпыч Торцов брат Гордея, промотавшийся, пьяница, пропил все наследственные деньги, часть денег потерял из-за обмана Африкана Савича, теперь вынужден побираться, однако по натуре очень добрый и честный человек. 
Африкан Савич Коршунов фабрикант, англоман, москвич, старый, толстый, губастый, жадный, высокомерный, хитрый, похотливый, обманул Любима на большую сумму, а молодую жену замучил ревностью.
Митя приказчик Торцова, молодой, добрый, честный, щедрый юноша, страстно влюбленный в Любовь Гордеевну, заботливо относящийся к её матери и к своей, которой посылает в деревню жалованье. 
Яша Гуслин племянник Торцова, хороший музыкант, веселый, добрый друг Мити, хочет жениться на Анне Ивановне.
Гриша Разлюляев молодой купчик, из семьи богатых и добрых людей, любит веселиться, песни петь да плясать, простой, за что и просит девушек его полюбить.
Анна Ивановна молодая вдова, веселая и простая, любит сплетни и всякие шутки с подругами делать, хочет замуж за Гуслина
Маша и Лиза подруги Любови Гордеевны, очень приличные и стеснительные девушки.
Егорушка мальчик, дальний родственник Торцова, смешлив
Арина няня Любови Гордеевны, жалостливая русская женщина, к ней изволит приставать Разлюляев.
Читайте также:  Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

Темы 

«Бедность не порок» полюбилась всем современникам именно по той причине, что она, словно цветок — лепестки, аккуратно открывает нам правдивые личности русских, изображая тех, кто ещё сохранил любовь к России, а вместе с ней и внутренний стержень. Образом, отражающим все это в идеальном комплексе, любимым персонажем, зрители и читатели всегда выбирали честного пьяницу, Любима Карпыча. Тематика пьесы такова:

  1. Любовь. Автор напоминает читателю, что чувства между людьми возникают без материальной выгоды. Искренние чувства способны победить пороки людей и приблизить их к совершенству. Так, любовь молодой пары помогла семье купца наладить отношения.
  2. Семья. Материальные выгоды не стоят того, чтобы причинять боль своей семье. В попытках завязать выгодные связи купец решил пожертвовать благом дочери и спокойствием жены. Однако лишь близкие люди в трудные минуты помогли ему и поддержали.
  3. Быт и нравы купечества. Автор описывает забавы и традиции купцов, передает их речь без прикрас и недомолвок. В его пьесах сословие представляется с разных сторон: и плохих, и хороших. Купцы близки к народу и русскому духу, гостеприимны, добродушны, но в то же время их часто обуревают жадность, корысть и гордыня.

Также пьеса затрагивает то, как влияет благосостояние на отношение людей друг к другу. Как скупы, высокомерны, подозрительны те, что придают большое значение чужому и своему материальному достатку. И как добры, щедры, нежны и трогательно чувствительны те, кто придает большее значение душевной составляющей человека. 

Проблемы

Также в пьесе «Бедность не порок» присутствует определенная нравственная проблематика:

  1. Проблема выбора будущего – Любовь Гордеевна выбирает свое неблагоприятное будущее под давлением отца, но Гордей Карпыч вовремя отменяет свадьбу.
  2. Проблема уважения к старшим – Любовь стоит перед тяжелым выбором, но благодаря своему уважению к старшим и к их воле, не противится выбранной ими судьбе. 
  3. Проблема послушания – Пелагея и её дочь разрываются между личным счастьем и хорошими отношениями с главой семьи, послушание не дает им разрушить последнее. 
  4. Проблема любви – чувства Мити к Любви Гордеевне, чувства между Гуслиным и Анной Ивановной, отсутствие таковых в первом браке Коршунова, все это относится к любовной проблематике.
  5. Проблема алчности. Любовь к деньгам и жадность приводят купца к отречению от собственного брата и едва не заставляют его сломать жизнь родной дочери. Тяга к деньгам способствует деградации человека и разрушению его семьи.
  6. Проблема подражания западным тенденциям. Автор сатирически описал стремление купцов перенять иностранную моду, совсем не понимая ее.

Основная идея 

Главная мысль пьесы «Бедность не порок» проходит протоптанной тропинкой через все повествование, мы следуем за её поворотами, впитывая мудрость пьесы. Смысл её таков: русских человек далек от идеала – он ошибается, часто греховно тратит всю свою жизнь на беспутство, но все же способен признать, что оступился, а это, как известно, означает, что он наполовину вернулся на путь истинный. 

Идея пьесы заложена и в самом названии: нельзя считать бедность пороком и судить людей по материальному состоянию. Отец Любови едва не принял в семью мошенника, ориентируясь только на деньги.

Финансовый успех легко может обмануть человека, за ним может скрываться лживый и порочный путь. А вот бедные люди — это еще не значит «плохие».

Они еще могут честно заработать себе на жизнь, поэтому нельзя вычеркивать их из окружения, не давая шанса показать всего себя.

Чему учит?

Чему учит «Бедность не порок»? О чем заставляет задуматься? Какие нравственные уроки пьеса нам преподает? Для того чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно обратить пристальное внимание на фабулу комедии.

После чего нам становится очевиден следующий вывод: мода никогда не сможет ужиться в нашей среде, никакие её взгляды и принципы, если они идут вразрез с нашими знаниями о мире, с велениями нашего сердца, со здравым смыслом. 

Мораль пьесы Александра Николаевича – деньги никогда не перевесят жизнь по чести у достойного русского человека.

Критика

Седьмая по счету работа Островского и вторая, вышедшая отдельным изданием, была и остается одной из самых известных. Конечно, многие критики не упускали возможность обсудить её художественные особенности:

Н. Г. Чернышевский: «Мы не можем найти эпитета, который бы достаточно выражал всю фальшивость и слабость новой комедии… Поэтому скажем только: новая комедия г.Островского слаба до невероятности.

Что могло придать этим неосторожным поклонникам слабой комедии такую смешную смелость? Только имя г.Островского, как автора «Своих людей». Блеск его так ослепил их, что они не могут видеть прискорбного различия между первою комедию г.Островского и его последними произведениями. Только подпись одного имени на обоих произведениях убеждает нас, что оба они писаны одним и тем же человеком.

…в «Бедность не порок» все фамилии лиц «заимствованы» от их качества: Коршунов (фабрикант свирепого нрава), Гуслин (русский виртуоз), Разлюляев (то есть гуляка и весельчак). И надобно сказать, что это чрезвычайно прилично новой комедии г.Островского, столь же неумеренной в неудачной идеализации.

Коршунов мелодраматический злодей — это дурно; но еще хуже то, что все остальные лица (под конец пьесы даже злочинствующий сначала Гордей Карпыч) облиты тою патокою, с которою Егорушка пляшет на святочном вечере… В особенном изобилии пролита она на Любима Торцова, который, по собственным словам (истинная скромность!), «пьяница, но лучше всех», и на Митю, подслащенных до совершенного искажения действительности.

В двух своих последних произведениях г.Островский впал в приторное прикрашиванье того, что не может и не должно быть прикрашиваемо.»

Кроме довольно строгих и резких заявлений о пьесе «Бедность не порок», Александр Николаевич также слышал огромное количество похвал, она имела просто колоссальный успех.

Большое количество фанатов комедии ходили на неё не один раз в театр, и даже не два. Некоторые даже говорили, что Россия обрела своего Шекспира, другие – что родная страна переплюнула его великие произведения (например, «Оттелло) в лице Островского.

Очевидно, что это произведение автора получило должное внимание ещё при его жизни.

Как бы там ни было, данная работа драматурга оказала влияние на отечественный театр, а также продолжает поучительно влиять на умы молодежи нашего времени. 

Екатерина Вельмакина

Глубокий анализ пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок»

Островский Александр Николаевич – ранний русский реалист, величайший драматург, чье творчество явилось новоявленным этапом в формировании русского национального театра и карьере Станиславского. Он показал бытие своего времени и максимально достоверно изобразил его тонкости в одной из своих наиболее известных пьес «Бедность не порок».

История создания

«Бедность не порок» была написана всего через четыре года после пьесы «Свои люди-сочтемся», но она резко контрастирует с настроением предыдущего произведения.

В июле 1853 года зародилась хроника написания пьесы «Бедность не порок». Александр Николаевич завершил работу над ним в конце этого же года.

Интересным фактом является то, что еще до того, как данная пьеса была написана, роли действующих лиц уже были распределены между актерами. Пров Михайлович Садовский, который являлся хорошим другом Островского, замечательно воспроизвел личность Любима Торцова. Ведь данная пьеса была посвящена именно ему.

Известно, что Островский находился под влиянием славянофильской школы писателей и мыслителей, которые находили традиции русского общества обителям доброты и любви. Все это они противопоставляли поверхностному блеску западной цивилизации.

Поэтому, в последствии, многие из них смогли узнать себя в данной пьесе. В том числе значительное влияние на комедию оказало то, что Островский был вынужден прервать свое высшее образование, и последовал на службу в суд.

Именно этот жизненный опыт позволил драматургу включить столь интересных персонажей в свое книгопечатание.

Жанр и направление

Пьеса «Бедность не порок» является комедией в трех действиях. Произведение пронизано юмористическими характерами и комическими случаями. Отличительной чертой данного жанра является позитивная развязка, в которой добро непременно побеждает. Это легко прослеживается в поступке Любима, когда с его помощью брат сбрасывает с себя кошмарную одержимость.

Очень умело в своем произведении Александр Николаевич комбинирует романтизм и реализм. Романтизм отражается в проявлении сильных характеров, страстей и бунтарских настроений. Реализм же бесцеремонно демонстрирует характерные черты действительности, которым не присуще преувеличение и искажение.

В самом начале мы знакомимся с двумя абсолютными противоположностями. Сердечный, душевный, отзывчивый, но с пустыми карманами – Митя. И коварный, лукавый, обрюзглый – Коршунов, который положил глаз на юность и прелесть дочери купца. Из этого следует, что смысл названия лежит в простой истине: бедность не порок, а пороком является гордыня, пьянство, мелочность и алчность.

Суть пьесы

Произведение открывается для нас с ссоры купца Гордея и его брата. Брат Гордея, употребив крепких напитков начал вытворять чудные дела на виду у званых гостей и тем самым пристыдил Гордея.

В скором времени Гордея навещает его жена и дочь. Cупруга купца опечалена тем фактом, что их дочь все еще не замужем, а отец не видит для нее достойной партии.

Митя, который изо всех сил трудится, и все сбережения отправляет матери в деревню, делиться с Гуслиным своими обидами на хозяина. Гордей в свою очередь постоянно упрекает Митю в его бедности, но не добавляет платы.

Но самым ужасным оказался тот факт, что Митя всем сердцем полюбил дочь своего хозяина. Вскоре до глубины души влюбленный юнец остается на один на один с Любовью.

Митя зачитывает стихи, сочиненные в честь любимой, а дочь купца отвечает ему на листке бумаги и настаивает, чтобы он прочел это, когда она покинет комнату.

Читайте также:  Смысл нового трека Оксимирона «Биполярочка»

Далее во втором действии для нас открывается душещипательная картина. Митя отыскивает Любу и взывает ее к правде. Она раскрывает свою тайну о взаимной любви к нему. На следующий день они вместе решают направиться к Гордею Карпычу и молить у него одобрения.

Все соседи встречаются в доме у Пелагеи Егоровны, которая любезно приготовила для них веселье, что, несомненно, радовало ее до глубины души. Но вскоре в доме появляются Гордей под руку с Коршуновым, и все веселье подходит к концу. Дорогой гость Африкан Савич оказывается наедине с Любовью и преподносит ей драгоценные серьги с бриллиантами. И после просит заветно любить его.

Тем временем Гордей сообщает жене, что желает отправиться в другой город, потому что здесь его окружают одни невежи.

И подчеркивает, что жизнь на новом месте не обойдется без поддержки их новоиспеченного зятя в лице Африкана Савича.

Новость о скором замужестве купеческой дочери шокирует всех, Любовь и Пелагея Егоровна умоляют Гордея на коленях о смене его воли, но высокомерный отец не забирает своих слов обратно.

В заключительном действии из-за ссоры и гордости Гордея, товарищи, прежде заключившие соглашения разрывают помолвку.

Наперекор Африкану Савичу купец решается отдать свою дочь за первого встречного и им по счастливой случайности оказывается Митя. Ключевую роль в счастье молодых сыграл своим обещанием, Любим Карпыч.

Он произнес пылкую речь, открыв брату глаза и прояснив его разум. Все заканчивается счастливой свадебной песней.

Основные темы и идеи

Произведение «Бедность не порок» включает в себя несколько основных тем, которые гармонично и последовательно перекликаются между собой.

1.Любовь. Александр Николаевич очень тонко направляется читателя на размышления об искренности любви, которая не имеет ничего общего с материальной выгодой.

2.Семья. Семейные узы не делимы и только родные люди в моменты отчаянья смогут тебя поддержать. Нельзя жертвовать счастьем близких в стремлении обрести выгодное партнерство.

3.Уклад и натура купечества. Автор дает яркое представление о жизни и устоях купцов, очень правдоподобно отражает их манеру речи и привычное поведение.

Основной идеей произведения является портрет русского человека, который далеко не идеален и может совершать ошибки, идти по неправильному пути, но находить в себе мужество признать, что он оступился.

Проблемы

В пьесе автор так же поднимает очень важные духовные и этические вопросы.

  1. Вопрос о будущем – любовь стоит на распутье между настоящей любовью и материальными благами, которые навязывает ей отец.
  2. Вопрос почитания старших – дочь купца не идет против своего отца и его воли именно из-за уважения к старшим.
  3. Вопрос покорности – любовь и ее мать не ослушиваются главу семьи, и им остается только терзаться между желаемым и благосостоянием семейства.
  4. Вопрос любви – через все произведение прослеживается любовная проблематика, посредством взаимоотношений Мити и Любви Гордеевны.
  5. Вопрос корысти – тяга и нескончаемая жажда денег заставляют отказаться купца от брата и почти рушат жизнь его собственной дочери.

Критика

Островский Александр Николаевич получил довольно противоречивые заявления о своем творении. Несмотря на ряд резких замечаний со стороны нескольких критиков, пьеса имела ошеломляющий успех. Огромное количество поклонников неоднократно посещали данную комедию в театрах. Многие ознаменовали автора «русским Шекспиром».

В любом случае, нельзя отрицать тот факт, что данная комедия оставила свой неизгладимый след в истории отечественного театра и значимо повлияла на умы молодых людей как того, так и нашего времени.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ пьесы Бедность не порок Островский

История. Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.

В этом же году состоялась первая постановка пьесы, она прошла на сцене Малого театра в Москве. Это случилось в начале года, а 9 сентября пьесу уже играли на петербургской сцене, в Александринском театре.

Главная тема комедии «Бедность не порок» выражена достаточно ярко. В ней автор высмеивает пороки человека, жизнь купечества, преклоняющегося перед западной модой и отвергающего самобытность истинно русского характера. Очень наглядно продемонстрировано, насколько культивируется тема денег, их влияние на судьбы людей, на взаимоотношения в обществе и выбор жизненного пути.

Островский поднимает вопрос о значимости моральных качеств людей. Убеждает читателя, что все люди равны, главное в человеке — душа и чистая совесть, что богатство не делает людей образованнее и гуманнее, а материальное положение — лишь условность.

Также писателем раскрывается тема нравственности купеческого сословия. Он обличает патриархальные устои и деспотизм, порой приводящие к драмам, происходящим за глухими заборами.

Но счастливый конец пьесы дает надежду на то, что молодость, любовь и доброта смогут изменить старые обычаи.

Главными героями являются влюбленные молодые люди, приказчик Митя и дочь купца Любовь Гордеева. Они понимают, что деспотичный отец девушки ни за что не согласится на их брак. Гордей Карпыч тем временем лелеет надежду выгодно выдать замуж единственную дочь.

Он мечтает с помощью богатого зятя, пожилого фабриканта Коршунова, перебраться в Москву. Мать девушки, Пелагея Егоровна, узнав тайну молодых, лишь сочувствует им, но никаких действий предпринять не решается.

Хозяину никто не перечит, и дочь послушно готова выполнить волю отца, загубив свою жизнь.

Неожиданно помощь приходит от разорившегося брата богатого купца, Любима Карпыча Торцова. Он бросает обвинения в глаза Коршунову в махинациях и своем разорении и требует вернуть не только долг, но еще уплатить выкуп за племянницу.

Старый плут оскорблен и, отказавшись жениться, уезжает. Гордость хозяина задета, и он сгоряча объявляет о намерении выдать дочь за первого встречного. По счастливой случайности, им оказывается ее возлюбленный Митя.

Любовь восторжествовала над деспотизмом купеческих устоев.

Главная мысль. Таким образом, можно резюмировать, что в своем произведении Островский демонстрирует столкновение старого и нового, а также вечное противостояние богатых и бедных.

Анализ 2

Первоначальное название произведения–«Гордым Бог противится». 1853- создана пьеса, 1854– опубликована и поставлена на сцене Москвы и Петербурга.

Три главные темы комедии–очень яркие:

  • высмеивание автором многочисленных пороков людей,
  • праздное существование купечества, предпочитающего самобытному русскому– зарубежное,
  • настоящая любовь, неподвластная материальным ценностям.

Жанр произведения– комедия, так как смешные ситуации и комичные характеры героев.

Пьеса состоит из трех действий. Первое действие– знакомство с героями произведения, второе– основные события, третье – развязка и кульминация.

Отличительная черта композиции – большое количество фольклора – пословицы, прибаутки, песни читатель увидит в каждой сцене, подчеркивая или оттеняя действие.

Очень интересны особенности системы образов– герои разделены на богатых и бедных.  Богачи это– Гордей, Люба и Пелагея Торцовы,  Разлюляев Григорий и  Коршунов Африкан. Все остальные герои– «бедняки», зато души чистые и добрые.

Условно можно разделить героев еще на тех, кто стремиться к новому– Гордей и Африкан, и кто тяготеет к старине( все остальные, особенно  Пелагея и Торцов).

Еще очень важная деталь в системе образов– «говорящие» фамилии, подчеркивающие наиболее яркие и запоминающиеся черты характера.

Для наиболее яркой характеристики героев автор использует языковые средства.

К примеру, на исконном русском языке разговаривают Митя, Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, тогда как Гордей Карпыч пытается говорить красиво и современно.

Для более легкого восприятия образов, герои рассматриваются параллельно, как бы сопоставляя, их друг другу. Особая роль в создании красочных сцен играют ремарки автора и потрясающие декорации.

Главные герои пьесы приказчик Митя и дочь купца Гордеева Любочка – юные, красивые и влюбленные в друг друга.

Они прекрасно понимают, что отец- деспот никогда не даст согласия на брак, так как надеется выгодно выдать замуж единственную дочь Любу за богатого фабриканта Коршунова и переехать в Москву.

Мать Любы, зная про тайную привязанность дочери, ничего сделать не может, лишь сочувствует. Любовь не может перечить отцу и, несмотря на чувства к другому, готова выйти за нелюбимого. Помощь пришла нежданно.

Коршунова обвиняют в махинациях и разорениях, и он, отказавшись от женитьбы на молодой красавице, оскорбленный, уезжает. Раздосадованный отец объявляет, что выдаст дочь за первого встречного и им, на счастье, оказывается Митя, возлюбленный Любови. Торжество любви над деспотизмом купеческих устоев.

Автор в своем произведении поднял вопрос значимости морали, убеждая читателя в том, что все люди равны, главное – личные качества человека – доброта, гуманность, человечность, совесть, а не его социальное и материальное положение. Так же раскрыта тема безнравственности купеческого сословия– обличая патриархальный деспотизм.

Островского считают «основателем русского театра». Созданная им теория поведения героев на сцене «непревзойденная» на сегодняшний день. Уже около 150 лет его пьесы ставятся в театрах по всему миру, они до сих пор актуальны, так как их автор гений.

Пьесы Островского бессмертны.

Вариант 3

Бедность не порок» пьеса, написанная А. Островским в конце 1853 года, работал он над ней полгода. Писатель в начале работы дал ей название «Гордым Бог противится». Она была написана для Малого театра в Москве.

Роли были распределены ещё в период написания. Автор посвятил произведение другу, который работал актером театра – Прову Садовскому, он сыграл роль Любима Торцова. Долго пьесу не пускали до постановки.

В 1854 году пьеса вышла отдельной книгой, и поставили в Театре.

Произведение написано в жанре комедии. В основе лежат смешные ситуации. И заканчивается счастливо. Как и положено комедии. В эпизодах проскакивает сатира, резко высмеивается купечество, которое гонится за модой.

Название пьесы «Бедность не порок» отображает главную мысль произведения. Писатель пытается доказать, что бедность всего лишь денежное благополучие. Она не может являться духовным недостатком. Поэтому в пьесе бедные люди показаны с чистой душой, а богачи моральными калеками.

Островский в этом произведение высмеивает жадность и корысть. Показано, что люди считают, если деньги есть, то перед человеком открыты все двери, а бедность главный порок, но автору удается умело перевести внимание читателя, на то, что ни какие деньги не сравняются с духовными ценностями.

Читайте также:  Сочинение: История создания романа Александра Пушкина «Капитанская дочка»

В пьесе просматриваются три темы, жизнь купечества, они стараются перестроить жизнь на западный манер, столкновение старых и новых взглядов, истинная любовь. Для которой деньги не главное. Писатель делает акцент на том, что главное надо быть богатым душевно и уметь любить искренне..

Сюжетные лини связаны с Гордеем Торцовым, Любимом Торцовым, Любавой и Митей, Анной Ивановной и Яшей Гуслиным. Все события вертятся вокруг семьи Торцовых.

У богатого купца Гордея Торцова, есть мечта переехать жить в крупный столичный город. Для реализации этой мечты решает отдать дочь замуж за богатого, но старого фабриканта Африкана Коршунова. Но дочь влюблена в приказчика и хочет, что бы он стал её мужем.

Её мама знает о любви дочери. Но чем не может ей помочь. Молодым влюбленным помогает случай Коршунова обвиняют в махинациях с деньгами, он решает отказаться от брака сорится с Торцовым, и уезжает из города. Отец разрешает девушке выйти замуж за своего Митю.

 

У Торцова есть племянник Яша Гуслин, который любит вдову Анну Ивановну, она бедна. Дядя против их связи. Но ссора с фабрикантом, толкнула его дать согласие на брак молодых людей. Итог произведения – все счастливы. Главный конфликт, который идет через все произведение, противостояние богатых и бедных.

В пьесе все герои кроме Гордея Торцова, говорят на простом языке, а глава семьи хочет выглядеть модно, говорит на литературном, правильном языке, без просторечья.

Пьеса разделена на три действия. В первом действие автор знакомит со всеми персонажами. Во втором разворачиваются все события пьесы. В третьем происходит вся кульминация произведения. 

Интересная черта пьесы в том, что в произведении много фольклора.

Это произведение актуально и в наше время. Этой пьесой автор показал, что на сцене можно показывать не только возвышенное, но и простонародное.

9 класс

← По пьесе Бедность не порок
← Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция)↑ Островский«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза →
Авторское определение жанра Грозы →

  • Герои комедии Мещанин во дворянстве Мольера
    Главный герой пьесы – сумасбродный, взбалмошный чудак, мещанин, который стесняется своего низкого происхождения и бредит идеей войти в высший свет.
  • Сочинение Ты открываешь книгу
    Какое замечательное изобретение – книга! Сейчас даже невозможно себе вообразить, как можно жить без книг. Тот, кто однажды открыл для себя книгу, тот навсегда попал в ее плен и всю жизнь пронесет в своем сердце любовь к книге и к чтению
  • Сочинение Образ Туркина в рассказе Ионыч Чехова
    В рассказе Чехов знакомит читателя с семейством Туркиных. Иван Петрович Туркин — глава добродушный и замечательный человек. Его характер читатель видит в произведении, но его образ не выходит на первый план в истории
  • Особенности жанра романа Война и мир Толстого сочинение 10 класс
    Дать точную характеристику жанру романа довольно сложно. Можно сказать, что это – семейно-бытовой, и в тоже время, социально-психологический, военно-исторический роман
  • Сочинение Правда Сони Мармеладовой (по роману Преступление и наказание)
    Соня Мармеладова – далеко не единственная героиня, которая в романе обладает собственной «правдой». Носителем оной является и Раскольников. Только вот понятия этих героев об обществе

Анализ пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок»

Детали создания пьесы

Островский посвятил произведение своему дорогому другу — Прову Садовскому. К слову, это был талантливый актёр, который после исполнил роль Любима Карпыча Торцова (одного из главных персонажей).

Александр Николаевич Островский писал пьесу под влиянием своих товарищей-славянофилов. Образы и типажи персонажей частично были «срисованы» с них.

Изначально пьеса носила другое название — «Гордым Бог противится». Но по мере её написания, автор расширил смысл композиции. Пришлось менять и название. К слову сказать, оба названия весьма специфичны и несут в себе интересный смысл.

Когда Островский поступил на службу в суд, ему пришлось очень тесно взаимодействовать с московским купечеством. Там автор и познал настоящую суть этой социальной прослойки. Это помогло ему достоверно изобразить характер русской души того исторического периода в своём произведении.

Не так много времени ушло у автора на сочинение этого произведения. Закончил он его меньше чем за год. Если бы не было препятствий со стороны властей, произведение могло уйти в массы гораздо быстрее. Пьеса всё-таки была поставлена на сцене.

Как указывают официальные данные, премьера состоялась в Малом театре в Москве 25 января 1854 года, а 9 сентября она покорила сердца петербуржцев в Александровском театре.

Тематика и главные мысли

Большое значение «Бедность не порок» имеет в русской классике. Тема, раскрывающаяся в пьесе, отражает суть русского общества XIX века и отдельных людей, из которых оно состоит.

Автор «Бедность не порок» Александр Островский прекрасно описал русские традиции, быт, привычки, уклад жизни. Он показал, как складывались взаимоотношения людей. Писатель затронул темы уважения к старшим поколениям, семьи, выбора, греха, любви. Автор сумел раскрыть суть людей того времени, изображая их в обычной жизни.

Основная мысль, которая пролегла через всё повествование — русский человек далёк от идеала. Он ошибается, грешит и часто делает неправильные вещи, но способен стать на истинный путь. Пожалуй, в этом и есть сила русских — умение признавать ошибки и исправлять их ради очищения собственной совести.

Особое внимание нужно уделить одной из важнейших мыслей повести. Сформулировать её можно так — нововведения могут отвергаться русской душой, если они противоречат той житейской мудрости, что передаётся из поколения в поколение. Фабула пролегла через всю повесть, как красная нить.

Островский акцентирует внимание, что деньги для русских хоть и важны, но не имеют силы перед честью, достоинством и совестью. Он «сталкивает лбами» два разных мира — богатых и бедных.

Проблематика противоречий открывает читателю важную идею, которая выражена в названии — бедность не является пороком, ведь для русского человека куда важнее любить, быть честным, совершать добрые, искренние поступки.

Из-за основных идей пьесы, после публикации и первых постановок она подвергалась критике. Связано это с тем, что богатые и зажиточные люди, в частности, купцы, отчасти выглядели в непривлекательном свете.

Главные и второстепенные герои

Как и в любом произведении, в «Бедность не порок» есть главные и второстепенные герои. К первым относятся:

  1. Гордей Карпыч Торцов. Мужчина, который имеет немало денег. Гордей Карпыч — глава семьи, купец. Человек сложного склада характера. Никто не смеет ставить под сомнение привычный уклад его патриархального мира. Когда-то он был более вежливым и спокойным, но после посещения Москвы его взгляды на жизнь изменились. Водит дружбу с фабрикантом Коршуновым.
  2. Любим Карпыч Торцов. Любим — брат Гордея Карпыча. Имел долю состояния (ценных бумаг и денег), которое осталось от покойного отца, но быстро прокутил богатство. Малую часть оставшегося решил доверить другу Коршунову, который является фабрикантом, но был обманут. После неудач пришлось вернуться к брату и теперь выслушивает от него кучу упрёков. Любим — тот человек, кто сказал, что бедность не порок.
  3. Африкан Савич Коршунов. Тот самый человек, из-за которого Любим Карпыч потерял своё оставшееся состояние. Но он искренне обижается и не понимает, почему его упрекают в махинациях. Убегая от конфликта, он привык удаляться с высоко поднятой головой, когда Любим заводит неприятные для зажиточного фабриканта разговоры. Африкан хочет взять в супруги дочь Гордея. Лелеет и холит своё богатство, из-за этого «высоко задирает нос».
  4. Любовь Гордеевна. Это дочка Гордея Карпыча. Добрая, красивая девушка, однако плохо образована. Как она утверждает, откуда же взяться знаниям, если в пансионе она не училась. Говорит и делает только то, что чувствует.

Второстепенные персонажи:

  1. Митя — приказчик Торцова.
  2. Пелагея Егоровна — жена Гордея Карпыча.
  3. Яша Гуслин — племянник Гордея.
  4. Анна Ивановна — друг семьи Торцовых, возлюбленная Яши Гуслина.
  5. Гриша Разлюляев — молодой купец.
  6. Маша и Лиза — подруги Любови Гордеевны.
  7. Арина — няня.
  8. Егорушка — дальний родственник семейства Торцовых.

Композиция произведения

Жанр пьесы — комедия. Произведение состоит из трёх действий. План пьесы выглядит так:

  1. Знакомство с персонажами и завязка — первое и второе действие.
  2. Кульминация приходится на третье действие.
  3. После идёт развязка.
  4. Счастливый финал.

Особенность произведения «Бедность не порок» — наличие фольклорных элементов. Они насыщают всю пьесу. Специфические шутки, поговорки, пословицы, песни сопровождают все 3 действия. Они придают особый образ всем диалогам.

Персонажи в произведении рассматриваются параллельно. Сопоставление позволяет проще воспринимать образы героев. В пьесе используется приём подготовительного появления. Он означает, что сначала о героях говорят, а после они появляются на переднем плане.

Отражение в кино

По пьесе в 1969 году режиссёр Антонина Зиновьева сняла одноимённый фильм. Если на прочтение произведения не оказывается времени, кино позволит узнать историю.

Важно отметить, что актёры фильма — работники Государственного академического Малого театра. Очень символичен этот факт, ведь именно на сцене этого учреждения впервые была поставлена пьеса.

Ссылка на основную публикацию