Анализ цикла стихов Николая Гумилева «Капитаны»

Анализ цикла стихов Николая Гумилева «Капитаны»

Стихотворение «Капитаны» Николая Гумилева

Николай Гумилев с юношеских лет мечтал о дальних странах и морских путешествиях. Позже, уже повзрослев, он совершил несколько научных экспедиций. Однако цикл стихотворений «Капитаны» появился гораздо раньше.

История создания

Цикл состоит из четырех стихотворений, которые были написаны автором в 1909 году, когда он гостил у поэта Максимилиана Волошина в Коктебеле. Существует версия, что произведения были созданы группой поэтов. Однако согласно воспоминаниям Алексея Толстого, Гумилев несколько вечеров подряд закрывался в своей комнате и работал над циклом. А уже потом прочитал стихи гостям.

Тема

В стихотворениях раскрывается тема путешествий по морю, что характерно для эпохи романтизма. В центре находится многогранный образ моряка. И в каждом произведении он раскрывается с разных сторон.

Первая часть описывает идеального капитана в глазах автора. Это бесстрашный и сильный человек, который бросает вызов морской стихии и отмечает на карте «свой дерзостный путь». Такой мореплаватель вызывает у лирического героя восхищение. Ведь это бесспорный лидер, он не боится штормов и ураганов и с легкостью справится с бунтом моряков.

Второе стихотворение посвящено путешественникам и мореплавателям. Гумилев называет некоторые имена: это первооткрыватели 14-18 веков, античные колонизаторы и даже мифические и сказочные персонажи.

Но в центре внимания поэта неизвестные герои: пираты, люди, которые искали веру, а также те, кто впервые поплыл не на корабле, а на плоту. Но все эти лица, принадлежащие разным эпохам, объединены общими чертами: отвержение традиций и серых будней.

Вместе с тем лирический герой рассуждает о том, что в мире есть земли, которые не были открыты до сих пор. И эта мысль погружает автора в романтические грезы.

Но сколько бы не продолжалось путешествие, моряки возвращаются в родной порт. И этому посвящена третья часть цикла. Ступив на сушу, мореплаватели спешат в таверны, чтобы за бутылочкой сидра рассказать свои истории о далеких странах.

Они привыкли к свободе и поэтому берут от этой передышки все: участвуют в драках, играют в карты и продают знатным женщинам обезьянок. Но как только слышится рупор капитана, они покидают свои развлечения и снова отправляются на борт.

Основой для четвертой части послужила легенда о корабле-призраке, Летучем Голландце. По преданиям, это предвестник смерти каждому моряку, который увидит его в море. Но у Гумилева своя трактовка этого мифа. Автор считает, что корабль указывает путь к краю мира. И тот, кто отважится по нему последовать, узнает все тайны мироздания. Пусть даже и придется заплатить за это собственной жизнью.

Таким образом, цикл Николая Гумилева «Капитаны» — это четыре стихотворения, которые открывают для читателей разные аспекты жизни моряков. А основная их мысль заключается в восхищении образами капитанов и мореплавателей, стремление автора повторить их судьбу и пережить удивительные приключения, которое только могут случиться в дальних странах.

21 сентября 2021 в 21:27

«Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва

Цикл «Капитаны» состоит из четырёх стихотворений. Гумилёв создавал его в 1909 г. в доме Волошина в Коктебеле и сразу же прочитал гостившим там поэтам. На создание цикла ушло несколько вечеров.

В момент написания стихотворений Гумилёв ещё не был ни в одном из своих знаменитых восточных путешествий.

В образах капитанов Гумилёв изобразил идеал, к которому стремился: жизнь, полную приключений и опасностей, достойную смерть храбреца. Всем этим Гумилёв насладился сполна.

Один из свидетелей расстрела 35-летнего Гумилёва в 1921 г. вспоминал, что он вёл себя очень спокойно и достойно, не проявлял признаков страха или паники.

Литературное направление и жанр

В 1909 г. об акмеизме как направлении ещё не было заявлено. Можно трактовать цикл «Капитаны» как символический.

Об этом свидетельствует традиционный портрет капитана из первой части и характерное для символистов описание невзгод, случающихся на море, как жизненных трудностей.

Тогда образ смелого капитана становится символом человека, который избирает полную приключений жизнь и достойную смерть, а не жалкое прозябание и смерть от старости в собственной постели.

Но о том, что Гумилёв уже в 1909 г. воспринимал образы как земные, жизненные, то есть, по сути, акмеистические, свидетельствует сама его жизнь, в которой он не символически, а реально пережил все тяготы изображённого им капитана. Наиболее близки к акмеистическим подробности жизни матросов в третьем стихотворении цикла.

Тема, основная мысль и композиция

«Капитаны» – это цикл из четырёх стихотворений. Первое стихотворение описывает идеальный образ капитана – смелого, дерзкого, внимательного, романтичного открывателя новых земель. Лирический герой описывает привлекательные стороны профессии, избегая упоминания о тяготах плаванья. Даже бунт на корабле, буря или нападение пиратов описаны как красивые события.

Второе стихотворение цикла начинается перечислением знаменитых мореплавателей. Гумилёв начинает с полководцев и первооткрывателей 14-18 вв., потом упоминает античных колонизаторов. Наконец, мифологического Улисса и сказочного Синдбада-Морехода.

Предметом внимания лирического героя становятся неизвестные люди разных эпох: пираты, искатели веры и первые поплывшие на плоту люди. Лирический герой находит общие черты характера их всех: дерзкие, отвергающие традиции и привычное течение жизни.

Лирический герой пытается понять мысли этих людей и, перевоплотившись в них, оказывается в мире романтических грёз.

Если в первом стихотворении описан идеальный человек-путешественник, то во втором – идеальный мир, к которому путешественник стремится. Это мир волшебных сказок, первозданной природы.

Третье стихотворение посвящено совсем не капитанам, которые упоминаются только в самом конце, а простым матросам, их жизни в порту. Это стихотворение контрастирует с романтическим миром второго.

Только в начале третьего стихотворения нарисована привлекательная картина жизни матросов в порту. В следующих строфах лирический герой открывает всю неприкрашенную жизнь матроса: попойки, грязь, обман, карточные игры.

Только в плаванье, под предводительством капитана, прекращается эта чудовищная жизнь и начинается истинная.

В четвёртом стихотворении лирический герой озвучивает легенду о Летучем Голландце, корабле-призраке, обращая самое пристальное внимание на его капитана, который, хотя и наказан за убийство вечным скитанием, не перестаёт быть капитаном, отвечающим за судьбу корабля.

Тематика цикла – судьба капитанов и вообще всех первооткрывателей, романтика в их жизни.

Основная мысль: восхищение судьбой и подвигом капитанов, желание повторить их судьбу, сделать открытия и испытать необыкновенные приключения. А в символическом смысле – яркая, нетривиальная жизнь как идеал.

Весь цикл объединяет, кроме темы и идеи, романтический пафос.

Тропы и образы

Все четыре стихотворения цикла соединяет образ лирического героя. Он восхищается капитаном из первого стихотворения, мечтает о неоткрытых землях вместе с первооткрывателями из второго, наблюдает за жизнью в порту простых матросов в третьем и с ужасом следит за появившимся на горизонте Летучим Голландцем в четвёртом.

Капитан из первого стихотворения – собирательный образ, поэтому множественное число сменяется единственным.

Гумилёв описывает франта в красивой и, наверное, не очень удобной на корабле одежде: высокие ботфорты с клочьями пены, которые становятся украшением, подобным золотым кружевам на розоватых брабантских манжетах. Обязательные атрибуты капитана – трость и пистолет, которым он грозит мятежникам.

Во внешности капитана Гумилёв обращает внимание на острый уверенный взгляд (эпитеты) и руки, потому что они связаны с деятельностью капитана, полной опасностей: борьба с пиратами, охота за китами, умение ориентироваться на море в ночи многозвездной (эпитет).

Важными качествами капитанов для лирического героя становится бесстрашие (не страшны ураганы), опытность (изведали мальстремы и мель), деятельная, а не созерцательная жизнь, что отражено в противопоставлении, содержащем метафору (грудь пропитана солью моря, а не пылью затерянных хартий).

Капитан в стихотворении изображён как неотъемлемая часть корабля. Он окружён привычными вещами, всходит на трепещущий мостик (метафорический эпитет), который не просто дрожит и качается от непогоды, а как будто боится, в отличие от капитана. Корабли в стихотворении – послушное орудие в руках капитана, они награждены эпитетом быстрокрылые.

Основной противник капитана – само море. На фоне его могущества изображены корабль и капитан.

Волны описаны с помощью метафоры (изгибы зелёных зыбей), базальтовые и жемчужные скалы, между которыми плавают корабли, напоминают о древнегреческих Сцилле и Харибде.

Море безумствует и хлещет, как живое (олицетворение), в небеса поднимаются гребни волн (метафора и гипербола), но капитан, в отличие от своего мостика, не трепещет (метафора).

Во втором стихотворении Гумилёв развивает тему моря как божества. Капитаны называются паладинами (рыцарями), а море – зелёным храмом. Седые валы восхваляют победы капитанов (олицетворение).

Лирический герой находит много общего у себя со знаменитыми капитанами, что даёт ему возможность погрузиться в их грёзы. Воображение рисует сказочный мир, в котором живут карлики и великаны.

Идеальную природу Гумилёв изображает с помощью эпитетов: солнечные рощи, прозрачная вода, душистые смолы, червонного золота пчёлы. Использует он сравнения (розы краснее, чем пурпур царей), олицетворения (узорные листья лепечут).

Во втором стихотворении цикла отражается тоска лирического героя по тем временам, когда мир ещё был «не открыт до конца».

В третьем стихотворении цикла Гумилёв создаёт образ отдыхающих в порту матросов, в основном с помощью эпитетов.

Жизнь в порту связана с немногими приятными вещами, создаваемыми эпитетами (весёлые матросы, знакомый порт, рассказы болтливого деда, песни темнокожих мулаток, сладкий запах блюд) и множеством неприятных (заплёванные таверны, неверные колоды, завитые шулера, затоптанный пол, пьяных слов бессвязный лёт). Избавлением от такой жизни становится рупор капитана, которому матросы внимают с радостью.

Образы четвёртого стихотворения проникнуты поэтикой смерти и умирания: иные области, томимые мучительной луной (эпитеты и метафора), непрекращаемый танец волн (эпитет), капитан скользит над бездною (метафора), окровавленная, но железная рука (эпитет), товарищи бледны, как смерть, подобны трупам (сравнение). Другая группа тропов связана с образом бравых моряков: ватага буйная и воинственная, страшные таинственные истории, смелые пенители моря (эпитеты).

Капитан с ликом Каина – своеобразный антигерой. Он переступил моральную черту, поэтому, хотя ему присущи все черты капитана, притягательные для лирического героя, его дорога ужасна. Этот образ в конце цикла – предостережение, окончательная точка в формировании идеала лирического героя. Образ Каина возникает как образ преступника-изгнанника, обречённого на вечные скитания.

Читайте также:  ОГЭ: аргументы к сочинению 15.3 «Что такое человечность»

Во всех четырёх стихотворениях большое значение имеет цвет.

Это и зелёный цвет океана, и розовые с золотом кружева капитана, свет звёзд и маяков, седые валы, червонного золота пчёлы, красные розы, темнокожие мулатки, свет луны и огней святого Эльма, окровавленная рука капитана и бледность его товарищей.

Эта антитеза, как и антитезы других стихотворений (полярные моря и южные, базальтовые скалы и жемчужные, мальстремы и мель, великаны и карлики) создаёт картину мира, наполненного противоположностями.

Размер и рифмовка

Первое стихотворение написано трёхстопным анапестом, второе – четырёхстопным амфибрахием, третье – четырёхстопным хореем со множеством пиррихиев, четвёртое – четырёхстопным ямбом. Рифмовка всех стихотворений перекрёстная.

В первых трёх женская рифма чередуется с мужской, в последнем – дактилическая с женской. Это необычное сочетание с ямбом, у которого каждая нечётная строка оказывается безударной в последнем слоге, приближает силлабо-тонический метр к дольнику.

В целом ритмическая организация цикла передаёт динамику, полную деятельности жизнь капитанов.

  • «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Слово», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва

  • «Змей», анализ баллады Гумилёва

  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва

  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

  • По произведению: «Капитаны»
  • По писателю: Гумилёв Николай Степанович

1033,Гумилев «Капитаны» анализ стихотворения — разбираемся основательно

Главная / Разное /  

Николай Гумилев – великий поэт 20 века. Его творчество – это не только лирические произведения, но и литературоведческие материалы – именно он установил правила русского акмеизма, популярного течения в рамках русского модернизма. Он призывал авторов не говорить образно и вычурно, выступал за простой и понятный любому читателю язык, стремился показать близость автора и слушателя.

Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях.

Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии.

Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои.

Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным.

«Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», — вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей.

«Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», — отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога».

И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны».

Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении.

И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море.

У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка.

Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога».

Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.

Гумилев

Часть I

С первых же строк читателя с ног до головы окатывают солёные морские волны, он слышит шум прибоя, хлопанье парусов и скрип такелажа. Под ногами – ходуном ходит палуба, а под ней – зелёная бездна океана. Рассекая бушпритом волны, на всех парусах мчится вперед быстрокрылый корабль.

Мчится он не сам по себе, а направляемый железной рукой и волей капитана – главного героя стихотворения. Капитаны – люди удивительной профессии и удивительной судьбы. Морские бродяги, прикрывшие богатым камзолом израненную одиночеством душу и бросившие вызов не только всему человечеству, но и самой природе.

Или отчаянные храбрецы, скрывающие под благородным происхождением ненасытную жажду странствий. Суровые морские волки, пропитанные солью и славой, у которых в груди под кирасой бьётся честное и верное сердце. Это настоящие мужчины, дерзкие и отчаянные, мужественные и нежные одновременно, до головокружения влюбленные в море и не представляющие своей жизни без него.

Они прошли огонь, воду и медные трубы, они много раз смотрели в лицо смерти, они знают цену дружбе, они испытали боль предательства, они вкусили блаженный яд любви.

Их обветренные руки умеют все: сжимать штурвал корабля, эфес шпаги и рукоятку пистолета, проложить иглой на карте курс корабля, перевязать истекающего кровью друга, нежно обнимать плечи любимой женщины, и украшающие их брабантские манжеты – не пустая прихоть или пижонство, а королевский знак качества, отличающий настоящий мужчин.

Им неведом страх, они презирают опасности, и не важно, от кого именно они исходят: от бушующей стихии или от своего же экипажа, который вдруг вздумал взбунтоваться. Недрогнувшей рукой, капитан способен пресечь мятеж, одним движением сорвав с пояса пистолет и отправив бунтарей на корм рыбам.

На крайний случай сбоку у него всегда под рукой длинная боевая шпага, готовая в любую минуту защитить честь своего капитана, и поэтому первый, кто посмеет приблизиться к нему на расстояние клинка, поплатится за это своей жизнью. Корабль – не просто средство для достижения цели, но и верный и надёжный друг капитана, который никогда его не предаст и не подведет, в котором капитан уверен, как в самом себе, и который является для капитана как бы продолжением его самого.

Капитан и корабль – одно целое, поэтому загорелые руки капитана, утопающие в пене брабантских кружев, уверенно сжимают штурвал и ведут корабль туда, куда зовёт его судьба.

Это интересно: 1031,Гульельмо Маркони: краткая биография

История создания

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества Н. Гумилева. Его поэт создал, когда гостил у своего друга Максимиана Волошинав 1909 г. Очевидцы вспоминали, что цикл был написан за несколько вечеров. Видимо, так сильно вдохновила Николая Степановича морская природа Коктебеля.

Существует мнение, что «Капитаны» – коллективное творение нескольких поэтов, гостивших у Волошина. Эта версия была опровергнута А. Толстым. Он вспоминал, как несколько вечеров подряд Гумилев работал над стихами. Он даже запирался в комнате, чтобы ему не мешали. После напряженного творческого процесса Николай Степанович прочитал стихотворения друзьям.

Капитаны

Часть II

В следующей части читателю открываются имена анонимных до этого прославленных морских героев: это и легендарный Колумб, первооткрыватель Америки, и загадочный Синдбад-мореход, и античный Одиссей. В этот же список врываются и лихие пираты Карибского моря под командованием капитана Блада.

В одном строю с ними стоит и юный Дик Сенд – пятнадцатилетний капитан. Где-то в глубине океана бесшумно следует за ними таинственный капитан Немо на своём «Наутилусе».

Здесь все отважные покорители морской стихии, названные и не названные по имени, потому что вторая часть стихотворения – своего рода гимн всем великим капитанам всех времен, начиная с самого первого капитана – Ноя и его легендарного Ковчега.

И хотя Америка давным-давно открыта и переоткрыта, и Ковчег уже несколько тысяч лет стоит на причале в Араратских горах, а читателя все равно не покидает чувство, что где-то есть ещё необитаемый остров, который ждёт имени его.

И так и хочется подтянуть ботфорты, надвинуть на лоб треуголку, снарядить корабль и отправиться на поиски своего острова сокровищ.

Темы и настроение

  1. Тема в каждом стихотворении цикла своя. В первом стихотворении перед нами открывается картина природы и ее покорения человеком, поиск новых земель. Здесь же нам представлен образ идеального капитана – храброго, внимательного и слегка романтичного.

    В данной части ремесло моряка намеренно идеализированно: опускаются некоторые трудности этого дела, даже стычки в команде описываются сродни красивым событиям.

  2. В следующей части Гумилев мастерски рисует портреты знаменитых мореплавателей, заслуги которых остаются в веках.

    Здесь лирический герой пытается примерить на себя образ каждого введенного автором героя, проследить общие черты характера. В данной части в добавление к идеальному капитану рисуется не менее идеальный окружающий мир.

  3. В третьей части «Капитанов» описывает не столько капитанская жизнь, сколько матросская.

    Стоит отметить, что авторская позиция тут видна отчетлива: он рисует нам картину ужасного мира матросов, которые ждут момента отплытия корабля. На суше они грязные и пьяные, не имеющие смысла в жизни. И только благодаря уму капитанов, только их нахождению на корабле, в мире свободной природы моряки способны быть счастливыми.

  4. В заключительной части цикла описывается легенда о Летучем Голландце, вводится антигерой, но и тут лирический герой не может не указать на благородство капитанов. Хоть Каин и обречен на вечные скитания, он не лишен чувства ответственности перед командой и кораблем.

Часть III

Третья часть направляет уставших от изнурительных походов матросов к родным берегам, откуда ещё издали они замечают дружеский свет знакомого маяка. Кораблю тоже требуется отдых, замена парусов, чистка днища от налипших ракушек, и потому капитан уверенной рукой ведёт корабль в родной порт.

Ступив на берег, матросы напрочь забывают и про корабль, и про капитана, и с жадностью пускаются во все тяжкие, наверстывая то, чего так долго были лишены в море: они с головой окунаются в кутежи, пьяные пирушки, азартные игры и весёлых женщин, тут же спуская все, что было заработано или награблено за время похода.

В себя их приводит только сигнал к отплытию, которым капитан вновь зовет их на корабль: передышка окончилась, впереди новые приключения и новые открытия.

Композиция

«Капитаны» – цикл, состоящий из четырех стихотворений, каждое из которых посвящено определенному аспекту жизни моряков. По смыслу цикл делится на четыре части. Каждая часть состоит из катренов.

Часть IV

Четвертая – самая таинственная и зловещая часть из всего стихотворения. Читателя ждёт встреча с самым мрачным из всех капитанов – Летучим Голландцем. Встреча с этим кораблем-призраком – ужас для моряков, потому что это предвещает гибель любому, кто с ним столкнется.

Но в стихотворении эта легенда вдруг приобретает довольно неожиданный смысл: а что, если этот проклятый корабль вовсе не заманивает моряков в глубину бездны, а приглашает за собой туда, куда ещё не проникал ни один из смертных, за край моря, по ту сторону жизни и смерти. Естественно, это путь в один конец – из этой страны ещё никто не возвращался.

Однако, тому, кто рискнет пойти по нему вместе с проклятым капитаном, откроются тайны мироздания и смысл бытия.

И если здесь уже все открытия сделаны, и больше не осталось на земле островов, которые можно открыть, и не к чему больше здесь стремиться и не о чем больше мечтать и жалеть, может быть, имеет смысл принять приглашение проклятого капитана и заглянуть за черту бытия, пусть даже заплатив за это собственной жизнью.

Это интересно: 1034,Гумилев «Перстень», анализ стихотворения

Основная идея

Смысл стихотворения состоит в том, что приключения – необходимость. Автор рисует нам картину идеальной жизни капитанов, которая наполнена постоянной новизной и свежестью, встрясками и передрягами, доблестью и мужеством, отвагой и смелостью. Их судьба полна красок и эмоций, это и есть идеал.

Гумилев призывает всех быть открытыми порыву и желанию постоянного движения, нельзя довольствоваться долго тем, что имеешь, нужно постоянно идти дальше за новыми приключениями. Главная мысль произведения была жизненной идеологией самого автора.

Размер и рифмовка

Первое стихотворение написано трёхстопным анапестом, второе – четырёхстопным амфибрахием, третье – четырёхстопным хореем со множеством пиррихиев, четвёртое – четырёхстопным ямбом. Рифмовка всех стихотворений перекрёстная.

В первых трёх женская рифма чередуется с мужской, в последнем – дактилическая с женской. Это необычное сочетание с ямбом, у которого каждая нечётная строка оказывается безударной в последнем слоге, приближает силлабо-тонический метр к дольнику.

В целом ритмическая организация цикла передаёт динамику, полную деятельности жизнь капитанов.

По произведению: «Капитаны»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Поделитесь в соц.сетях:

Анализ стихотворения «Капитаны» Гумилева: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры

Стихотворение написано Николаем Степановичем Гумилевым в 1909 году. Творчество автора относится к периоду Серебряного века в русской поэзии. Гумилев был одним из основоположников школы акмеизма. Приверженцы данного литературного течения отрицали идеи символизма.

История создания

Николай Степанович с детства увлекался рассказами о морских приключениях. Поэта завораживала тема дальних странствий, и он мечтал объездить весь мир. В 1909 году хороший друг Гумилева пригласил его в Крым.

Приехав в Коктебель, поэт был восхищен красотой этих мест. Величественные горы в сочетании с потрясающими морскими пейзажами оказали положительное воздействие на творчество Гумилева. Днем Николай Степанович совершал длительные прогулки вдоль побережья, а ночью, вдохновленный увиденным, принимался за работу. Результатом этой поездки стала поэма «Капитаны».

Тема

Стихотворение состоит из четырех глав, которые объединяет тема морских странствий. Лирический герой изображен в роли моряка. В первой части произведения автор рисует идеализированный образ капитана морского судна, который с легкостью преодолевает любые трудности в пути.

Во второй части поэт восхваляет великих первооткрывателей, которые отправились покорять неизведанные места вопреки всем сложностям.

Третья части написана в стиле классических романов о приключениях пиратов. Автор описывает досуг морских путешественников, вышедших на сушу.

В заключительной главе прослеживается отсылка легендарному кораблю-призраку, который уже целую вечность скитается по морям и океанам.

Композиция

Поэма «Капитаны» представляет собой цикл из четырех взаимосвязанных стихотворений. Каждая часть посвящена рассказу об образе жизни морских путешественников.

Жанр

Сентиментальные рассуждения лирического героя в сочетании с описаниями окружающей природы позволяют определить жанр стихотворения – элегия. Примечательно, что каждая глава имеет собственный стихотворный размер (анапест, амфибрахий, хорей, ямб).

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

Средства выразительности

В момент создания произведения литературные взгляды Гумилева все еще формировались, поэтому в стихотворении прослеживаются ноты романтизма. Использование гипербол и аллитерации придало произведению динамику. Этот эффект усиливается перекрестной рифмой строк и глаголами, стоящими в форме повелительного наклонения.

Для описания красоты морского простора автор использовал целую палитру красок: «зеленые зыби морей», «белые клочья пены», «желтый свет маяка».

Эпитеты

Передать великолепие морских пейзажей и отважный дух моряков удалось с помощью ярких эпитетов:

  1. «меж базальтовых скал и жемчужных»;
  2. «дерзостный путь»;
  3. «острый и уверенный взгляд»;
  4. «трепещущий мостик»;
  5. «многозвездная ночь».

Олицетворение

Море предстает в образе божества, которое восхваляет прославленных мореплавателей: «о ваших победах гремят в дифирамбе седые валы, набегая на мыс».

Метафоры

Раскрытию образов и более глубокому погружению в тему способствовали метафоры:

  1. «солью моря пропитана грудь»;
  2. «безумствует море»;
  3. «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина».

????Капитаны

Цикл из четырёх стихотворений «Капитаны» написан в 1909 году, когда душа молодого Гумилёва стремилась к покорению морской дали из знойного и пропитанного пылью Коктебеля. Настоящие путешествия поджидают Николая позже, пока же он пишет, выражая страсть к океану из прочитанных книг, подпитывая её собственным воображением.

«Капитаны» – это стихотворный гимн покорителям морей, которым не страшны бури и бунты экипажа, они готовы вести судно в самую пучину океана и улыбаются, глядя в лицо смерти.

Стих первый

Анализируя первое стихотворение, мы видим, что в нём поэт с восторгом отдаёт дань должного капитанам, в мыслях стоя с ними на палубе и принимая грудью морские брызги. Это они открывают нам новые земли, часто принося взамен собственные жизни, они усмиряют бунты моряков и с открытым забралом идут на кита.

Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса.

Среди капитанов не может быть трусов, ведь он не сможет стоять один на один с грозным океаном, принимая его вызов. Гумилёв с ними и, кажется, готов прямо сейчас сменит перо поэта на брабантские манжеты капитана.

Стих второй

Во втором стихотворении цикла Гумилёв снимает шляпу уже не перед обезличенным капитаном, а перед конкретными личностями, доказавшими свою морскую удаль. Тут и Лаперуз, и Гонзальво, и Сенегамбий, и Колумб. Все они достойны оды, каждый из них легенда и их имена навсегда останутся в памяти людей и будут примером удали и отваги.

О ваших победах гремят в дифирамбе Седые валы, набегая на мыс!

Николай хочет быть на них похожим, он мечтает сделать новые открытия и первым ступить на новую землю, подарив её всему человечеству.

Стих третий

Настоящий моряк должен быть не только отважным, но и уметь покутить на всю катушку, что помогает не забыть, как ходить по твёрдой земле в ауре кабацких паров. Таверна для них всегда второй дом, полжизни проходит среди волн, вторая половина среди изобилия рома. Это близко русскому человеку, хотя лично Гумилёв и не имел особой страсти к алкоголю.

А в заплеванных тавернах От заката до утра.

В таверне моряков поджидают мулатки, которые готовы их отблагодарить своим телом за морские подвиги и сидр льётся рекой, пока капитан не скажет «Стоп» и не призовёт их снова на палубу. Капитанский рупор останавливает портовую жизнь и моряк за минуту превращается из кабацкого гуляки в морского дьявола.

Стих четвёртый

В крайнем стихе Гумилёв отдаётся мистике и вспоминает морские байки (а байки ли?) про Летучего Голландца. Его команда вечность бороздит моря и океаны, наводя ужас даже на былых морских псов. Да, они не боятся ни ветра, ни мели, но бессильны перед высшими силами, перед мистическим Летучим Голландцем и его сумрачной командой.

Как смерть, бледны его товарищи, У всех одна и та же дума.

Голландец несётся к краю земли, чтобы узнать тайны мироздания, и каждый моряк при всём страхе желает встретить в океане его и пожелать удачи бессмертной команде или встать в её ряды.

Цикл бурей проносит нас от реальности до мистики, буквально сквозь время видна любовь Гумилёва к океану и желание странствовать и делать открытия для людей. К сожалению, рок не позволит Николаю прожить долгую романтичную жизнь, но его стремление вперёд и нежелание стоять на месте всегда будут достойны уважения.

Кратко о главном

Стихи написаны в жанре элегии в разных стихотворных размерах – четырёхстопный анапест, четырёхстопный амфибрахий, трёхстопный хорей и пятистопный ямб. В качестве средств выразительности использованы метафоры (безумствует море, солью моря пропитана грудь и др.) и эпитеты – трепещущий мостик, полярные моря, ночи многозвёздной и т д.

Текст

  • На полярных морях и на южных,По изгибам зеленых зыбей,Меж базальтовых скал и жемчужных
  • Шелестят паруса кораблей.
  • Быстрокрылых ведут капитаны,Открыватели новых земель,Для кого не страшны ураганы,
  • Кто изведал мальстремы и мель,
  • Чья не пылью затерянных хартий, —Солью моря пропитана грудь,Кто иглой на разорванной карте
  • Отмечает свой дерзостный путь
  • И, взойдя на трепещущий мостик,Вспоминает покинутый порт,Отряхая ударами трости
  • Клочья пены с высоких ботфорт,
  • Или, бунт на борту обнаружив,Из-за пояса рвет пистолет,Так что сыпется золото с кружев,
  • С розоватых брабантских манжет.
  • Пусть безумствует море и хлещет,Гребни волн поднялись в небеса,Ни один пред грозой не трепещет,
  • Ни один не свернет паруса.
  • Разве трусам даны эти руки,Этот острый, уверенный взглядЧто умеет на вражьи фелуки
  • Неожиданно бросить фрегат,
  • Меткой пулей, острогой железнойНастигать исполинских китовИ приметить в ночи многозвездной
  • Охранительный свет маяков?
  • II
  • Вы все, паладины Зеленого Храма,Над пасмурным морем следившие румб,Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
  • Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!
  • Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,Синдбад-Мореход и могучий Улисс,О ваших победах гремят в дифирамбе
  • Седые валы, набегая на мыс!
  • А вы, королевские псы, флибустьеры,Хранившие золото в темном порту,Скитальцы арабы, искатели веры
  • И первые люди на первом плоту!
  • И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,Кому опостылели страны отцов,Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
  • Внимая заветам седых мудрецов!
  • Как странно, как сладко входить в ваши грезы,Заветные ваши шептать имена,И вдруг догадаться, какие наркозы
  • Когда-то рождала для вас глубина!
  • И кажется — в мире, как прежде, есть страны,Куда не ступала людская нога,Где в солнечных рощах живут великаны
  • И светят в прозрачной воде жемчуга.
  • С деревьев стекают душистые смолы,Узорные листья лепечут: «Скорей,Здесь реют червонного золота пчелы,
  • Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»
  • И карлики с птицами спорят за гнезда,И нежен у девушек профиль лица…Как будто не все пересчитаны звезды,
  • Как будто наш мир не открыт до конца!
  • III
  • Только глянет сквозь утесыКоролевский старый форт,Как веселые матросы
  • Поспешат в знакомый порт.
  • Там, хватив в таверне сидру,Речь ведет болтливый дед,Что сразить морскую гидру
  • Может черный арбалет.
  • Темнокожие мулаткиИ гадают, и поют,И несется запах сладкий
  • От готовящихся блюд.
  • А в заплеванных тавернахОт заката до утраМечут ряд колод неверных
  • Завитые шулера.
  • Хорошо по докам портаИ слоняться, и лежать,И с солдатами из форта
  • Ночью драки затевать.
  • Иль у знатных иностранокДерзко выклянчить два су,Продавать им обезьянок
  • С медным обручем в носу.
  • А потом бледнеть от злостиАмулет зажать в полу,Вы проигрывая в кости
  • На затоптанном полу.
  • Но смолкает зов дурмана,Пьяных слов бессвязный лет,Только рупор капитана
  • Их к отплытью призовет.
  • IV
  • Но в мире есть иные области,Луной мучительной томимы.Для высшей силы, высшей доблести
  • Они навек недостижимы.
  • Там волны с блесками и всплескамиНепрекращаемого танца,И там летит скачками резкими
  • Корабль Летучего Голландца.
  • Ни риф, ни мель ему не встретятся,Но, знак печали и несчастий,Огни святого Эльма светятся,
  • Усеяв борт его и снасти.
  • Сам капитан, скользя над бездною,За шляпу держится рукою,Окровавленной, но железною,
  • В штурвал вцепляется — другою.
  • Как смерть, бледны его товарищи,У всех одна и та же дума.Так смотрят трупы на пожарище,
  • Невыразимо и угрюмо.
  • И если в час прозрачный, утреннийПловцы в морях его встречали,Их вечно мучил голос внутренний
  • Слепым предвестием печали.
  • Ватаге буйной и воинственнойТак много сложено историй,Но всех страшней и всех таинственней
  • Для смелых пенителей моря —
  • О том, что где-то есть окраина —Туда, за тропик Козерога! —Где капитана с ликом Каина
  • Легла ужасная дорога.

1909 год

Слушаем стих аудио

Анализ стихотворения «Капитаны» (Н. С. Гумилев)

Анализ стихотворения «Капитаны» (Н. С. Гумилев) погрузит нас мир мечты молодого поэта.

Стихотворение написано в 1909 году, когда Гумилев был в гостях у Волошина в Коктебеле. По всей вероятности, поэта настолько восхитили пейзажи гор и моря, что он в течение нескольких вечеров закрывался в своей комнате и писал стихотворение. Хотя многие и говорили, что «Капитаны» написано несколькими авторами.

Большое стихотворение состоит из четырех частей, каждая из которых посвящена разным моментам жизни капитанов морских кораблей. Благодаря этому, части, каждую по отдельности, можно считать самостоятельными произведениями. Но все они объединены одной темой любви к морским путешествиям.

Этой темой увлекались многие поэты начала 20 века, она уносит нас в эпоху романтизма, а также заставляет читателей мечтать о дальних странах и подвигах моряков.

В первой части автор восхищается смелостью и отвагой моряков, которые не боятся ни ветров, ни штормов. Он с гордостью и завистью говорит о том, что только храбрецы могут встать за штурвал корабля. Об этом автор пишет в конце первой части, задавая риторический вопрос читателям:

Разве трусам даны эти руки…

         На него невозможно ответить отрицательно, невозможно не признать это.

         Вторая часть посвящена всем мореплавателям, открывателям новых земель. Здесь автор перечисляет знаменитых моряков и восхищается их дерзостью.

Их бесстрашие и страсть к открытиям заставляют бросать вызов судьбе в поисках новых берегов. Это должно вдохновлять и читателей на подвиги, а также думать, что еще есть в мире неоткрытые страны и континенты, где все по-другому.

Ради таких прекрасных открытий стоит мечтать о дальнем плавании и рисковать жизнью.

         Жизнь матроса – это судно и море, соленый ветер и волны. Но иногда и они выходят на сушу. Как они живут на берегу, рассказывает Гумилев в третьей части. После долгих плаваний матросы возвращаются в «знакомый порт». Они веселы, потому что славно потрудились, побывали во многих странах.

Даже ритм стихотворения меняется на более веселый, а строки становятся короче. И даже на земле моряки живут с широко распахнутой душой: гуляют, рассказывают интересные истории, не спят до утра. Столько в них веселья и сил, что они заражают им и всех окружающих.

Но время приходит, и короткий миг на суше вновь заканчивается отплытием в поисках приключений.

         Самая загадочная и таинственная – четвертая часть. В ее основе лежит легенда о Летучем Голландце. Это он стоит за штурвалом корабля-призрака, и «как смерть, бледны его товарищи».

         Автор считает, что призрак указывает морякам на край моря и предупреждает об опасностях, которые поджидают их на пути. Но только сильнее лирический герой гордится подвигами моряков, преодолевающих страх в своих путешествиях.

                  В стихотворении, которое можно отнести к жанру элегии, автор использует много средств художественной выразительности, чтобы более эмоционально передать свои чувства и грезы о путешествиях.

Так, эпитеты «полярные моря», «дерзостный путь», «трепещущий мостик», «острый, уверенный взгляд», «многозвездная» украшают стихотворение, метафоры «солью моря пропитана грудь», «безумствует море», «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина» и сравнение «как смерть, бледны его товарищи» — наполняют текст образами, заставляют фантазировать читателей.

         Каждый из нас в детстве мечтал о приключениях и чудесах. Вот и автор стихотворения, будучи уже взрослым, позволил себе погрузиться в мир мечты и фантазий.

Не важно, взрослый читает это стихотворение или ребенок, каждый невольно представляет морскую стихию и жаркие страны, которые еще предстоит открыть. Это особенно важно и ценно в век, когда уже, кажется, известно все.

Гумилев оставляет место мечтам в мыслях каждого из нас. И это прекрасно, это делает и нас с вами немножко путешественниками и поэтами.

Ссылка на основную публикацию