Любовь в романе «Герой нашего времени»

Любовь в романе «Герой нашего времени»

Судьба несколько раз сталкивает героя с замечательными женщинами, разными по воспитанию и социальному происхождению.

Естественная любовь

Первой мы видим Бэлу – юную черкешенку. Печорин похитил ее с помощью Азамата из собственного аула и пытался различными способами расположить к себе. Гордая девушка долго не принимала его любви, но в конце концов ответила взаимностью.

Она была счастлива какое-то время, но вскоре Печорину наскучила ее нежность и ласка. Он начал избегать ее, стал задумчив и суров. Девушка затосковала. Вскоре Бэлу убивает Казбич.

Смерть ее казалась неизбежной: если не от кинжала, так от глубокой тоски по любимому.

Светская любовь

Судьба другой девушки, встретившейся на пути Печорина, не менее трагична. С княжной Мэри он познакомился в Пятигорске. Она принадлежала к высшему свету, красивая, воспитанная и образованная. От скуки он начал ухаживать за ней, постепенно привязался, периодически скучал без ее общества.

Он сам не понимал, что движет им – игра или реальные чувства. В пользу последних говорит его «исповедь», где он признается в своих грехах, а также чувство стыда, когда он говорил ей неправду в глаза.

В какой-то момент Печорин понял, что душа его оживает, что он хочет чего-то большего, но все равно назло самому себе продолжал играть с княжной, доведя ее до нервного срыва.

Решив оставить в покое ее израненное сердце, он сказал Мэри, что все это время смеялся над ней. Так очередная история любви Печорина закончилась страданием.

Жертвенная любовь

Печорину важно иметь власть над любимой женщиной, других отношений он не приемлет. А для этого девушка должна жертвовать собой безусловно.

Такой женщиной в судьбе Григория становится Вера, давняя его любовь. Это единственный человек на всем белом свете, которого он неспособен обмануть. Имя Вера говорит само за себя – для Григория Александровича она была верой в лучшее будущее. Ее Печорин действительно ценил, потому что она понимала его полностью и умела прощать боль и страдания, которые он причинял. Однако он потерял и ее.

Все любовные романы Печорина закончились трагически: Бэла умерла, Мэри потеряла веру в настоящую любовь, Вера больна неизлечимой болезнью.

Виды любви

Я могу выделить три вида любви в романе М.Ю. Лермонтова: естественная (любовь Бэлы), светская (княжна Мэри) и жертвенная (Вера). Печорин ни в одной из них не нашел своего человеческого счастья. Он находится в бесконечных поисках чего-то, разрушая сам себя. В результате находит лишь трагическую гибель.

Сочинения по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

[add_posts tag=sochineniya-geroj-nashego-vremeni show=10]

Любовь и женщины в жизни Печорина в романе "Герой нашего времени", отношение Печорина к женщинам

Главная страницаГерой нашего времени

Любовь в романе «Герой нашего времени»
Печорин и княжна Мери.
Художник В. А. Поляков

Любовь является одной из центральных тем в романе “Герой нашего времени” Лермонтова. 
Женщины и любовь в жизни Печорина играют особую, порой даже роковую роль.  Григорий Печорин – молодой и привлекательный офицер. Он вращается в светском обществе Петербурга, покоряя сердца хорошеньких аристократок. Печорин влюбляется сам и бывает любим.

Большинство возлюбленных Печорина – это женщины его круга, светские красавицы. Однако есть одно исключение – черкешенка Бэла. Бэла далеко не светская львица. Напротив, она – настоящая “дикарка”, коренная жительница Кавказа.

В романе “Герой нашего времени” описано нескольких любовных историй Печорина. Ниже представлен список любовных отношений Печорина в хронологическом порядке.

Печорин в Петербурге

1. Увлечения ранней молодости в Петербурге

Очевидно, молодость Печорина в Петербурге протекает бурно и насыщено. В тексте упоминается о нескольких женщинах в его ранней молодости: 

” …Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума…” 

“…один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались врагами…” 

“…я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин…” (Грушницкий о Печорине)

2. Отношения с Верой в Петербурге

За несколько лет до поездки на Кавказ Печорин встречает Веру. Вероятно, их встреча происходит на одном из светских вечеров в Петербурге. Печорин любит Веру, и она отвечает ему взаимностью. Они встречаются тайно, так как Вера замужем. В конце концов эти отношения заканчиваются разрывом.

           Смотрите: Отношения Печорина и Веры

1. “Ундина” в Тамани

По пути на Кавказ Печорин оказывается в Тамани. Здесь он останавливается в доме бедняков, среди которых он замечает загадочную девушку-“ундину”. Печорин выясняет, что красавица является контрабандисткой.

Тем не менее он отправляется с ней на свидание. Оказавшись вдвоем в лодке с Печориными, девушка пытается его утопить. К счастью, ему удается спастись. В ту же ночь “ундина” покидает дом со своим возлюбленным-контрабандистом.

На этом история Печорина и “ундины” заканчивается.

Смотрите: Отношения Печорина и “ундины”
2. Княжна Мери

Приехав в Пятигорск, Печорин знакомится здесь с юной княжной Мери. Печорин решает “волочиться” за Мери, чтобы развеять свою скуку. Княжна Мери в свою очередь всерьез влюбляется в Печорина. В конце концов он признается, что не собирается на ней жениться. На этом их отношения прекращаются.

         Смотрите: Отношения Печорина и княжны Мери
3. Встречи с Верой на Кавказе На Кавказе в Пятигорске Печорин снова встречает свою возлюбленную Веру, с которой у него были отношения в Петербурге. В Пятигорске Печорин и Вера снова тайно встречаются. В это же самое время Печорин ухаживает за княжной Мери.

         Смотрите: Отношения Печорина и Веры

4. Бэла 

После знакомства с княжной Мери и дуэли с Грушницким Печорин попадает на службу в крепость N. Здесь на местной свадьбе Печорин встречает молодую черкешенку Бэлу.

Печорин влюбляется в нее и крадет ее из дома. 4 месяца Бэла и Печорин живут счастливо, но со временем Печорин остывает к любимой и ему становится скучно.

Внезапно Бэлу похищает разбойник Казбич и смертельно ранит ее. Вскоре Бэла умирает. 

Смотрите: Отношения Печорина и Бэлы

Отношение Печорина к женщинам

Отношение Печорина к женщинам довольно сложное и противоречивое. Конечно, он любит женщин. Он сам признается в этом в своем дневнике:

“…

Некстати было бы мне говорить о них с такою злостью, – мне, который, кроме их, на свете ничего не любит, – мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию…”

Печорин хорошо знает женщин.

Он знает все их недостатки и слабости. Он любит женщин даже сильнее, чем мужчины, которые женщин не понимают:

“…Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости…”
Противоречивость Печорина в том, что он, любя женщин, совершенно не хочет жениться. Печорин боится потерять свою свободу. Мысли о женитьбе убивают в нем даже самую страстную любовь:

“…как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам…”
Печорин никогда не был рабом женщины, вероятно, потому что никогда не дорожил ни одной из своих возлюбленных:

“…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что они ежеминутно боялись выпустить меня из рук?…”  
Печорин признается, что не любит женщин с характером. Он считает, что женщинам не нужно иметь характер:

“…Надо признаться, что я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело!..”

К сожалению, любовь не приносит счастья ни Печорину, ни его любимым женщинам. Всему виной его эгоизм и “развращенная душа”. Сам Печорин признает в этом:

“…Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…” Это были материалы по теме “Любовь и женщины в жизни Печорина” в романе “Герой нашего времени” Лермонтова: анализ отношений Печорина к женщинам.

Смотрите: Все материалы по роману “Герой нашего времени”

Тема любви в романе «Герой нашего времени»

Тема любви в «Герое нашего времени» является одной из центральных тем, которые исследует автор. Любовных коллизий в романе действительно много. Даже главный герой – внешне холодный и эгоистичный Печорин ищет любви, он находит ее в сердцах трех женщин Веры, Мери Лиговской и Бэлы, однако любовь этих прекрасных женщин не приносит Печорину счастья.

В этом романе любовь вообще радости никому не приносит, она является испытанием для каждого из героев, и часто их любовные переживания оканчиваются трагически.

Попробуем рассмотреть основные любовные линии этого произведения.

Один из литературоведов, анализируя содержание этого произведения, справедливо отметил, что композиционная структура романа строится на бесконечных любовных треугольниках.
Действительно, любовных треугольников здесь очень много.

В первой части романа «Бела» мы узнаем, что Печорин похищает у родного отца молодую черкешенку Белу и делает ее своей любовницей. Гордая Бела умна, прекрасна и добра.

Она всем сердцем полюбила русского офицера, однако поняла, что в его душе нет ответного чувства к ней. Печорин похитил ее ради забавы и скоро потерял к своей пленнице всякий интерес.

Читайте также:  Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л. Толстой)

В итоге Бела несчастна, ее любовь не принесла ей ничего кроме глубокой скорби.

В одной из прогулок около крепости, в которой она живет вместе с Печориным, ее похищает влюбленный в нее черкес Казбич. Увидев погоню, Казбич смертельно ранит Белу, и та умирает спустя два дня в крепости на руках у Печорина.

В итоге этот любовный треугольник не приносит никому из героев удовлетворенности и радости.

Казбич, увившей свою любимую, мучится угрызениями совести, Печорин понимает, что любовь Белы не смогла пробудить его к жизни и осознает, что погубил молодую девушку напрасно, движимый чувством самолюбия и эгоизма.

В своем дневнике он позже написал: «Я опять ошибся, любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».

Тема любви в романе «Герой нашего времени» представлена еще одним любовным треугольником, в котором находятся Печорин, княжна Мери Лиговская и влюбленный в нее Грушницкий, которого Печорин, сам того не желая, убивает на дуэли.

Данный любовный треугольник также трагичен. Он приводит всех его участников либо к бесконечному горю, либо к смерти, либо к осознанию своей душевной никчемности.

Можно сказать, что главным действующим лицом этого треугольника является Григорий Александрович Печорин.

Именно он постоянно подсмеивается над влюбленным в Мери юношей Грушницким, что в итоге приводит последнего к ревности и к роковому для него вызову на дуэль.

Именно Печорин, заинтересовавшись княжной Лиговской, доводит эту гордую девушку до того, что она сама признается ему в любви. А он отвергает ее предложение, чем вызывает с ее стороны чувство тоски и обманутых надежд.

Печорин недоволен сам собой, однако он, пытаясь объяснить мотивы своего поведения, лишь говорит о том, что свобода ему дороже любви, он просто не хочет изменять свою жизнь ради другого человека, даже такой девушки, как княжна Мери.

Любовь в произведении Лермонтова «Герой нашего времени» находит свое выражение в еще одни страстном любовном треугольнике.
В него входят Печорин, светская замужняя дама Вера и ее муж, о котором романе лишь говорится. С Верой Печорин познакомился еще в Петербурге, он был в нее страстно влюблен, однако ее замужество и страх перед светом помещали дальнейшему развитию их романа.

В Кисловодске Вера и Печорин случайно встречаются, и прежние отношения вновь вспыхивают с былой силой.

Печорин проявляет Вере нежность, когда она внезапно уезжает из Кисловодска, он до смерти загоняет коня, чтобы успеть за ней, что ему, однако, не удается. Однако эти любовные взаимоотношения не приносят счастья ни Вере, ни Печорину. Это подтверждают слова героини: «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила она, – ты ничего мне не дал, кроме страданий».

Фактически, данный любовный треугольник предвосхищает любовную коллизию, описанную в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Там ведь тоже светская замужняя дама встречает молодого офицера, влюбляется в него и понимает, что ее муж ей стал неприятным. В отличие от Веры Анна Каренина идет на разрыв с мужем, уходит к любовнику, но обретает только несчастья, что и приводит ее к самоубийству.

И, наконец, последним любовным треугольником романа является история, которая произошла с Печориным на Тамани. Там он случайно раскрыл банду контрабандистов, которые его за это чуть не лишили жизни.

На этот раз участниками любовного треугольника стали Печорин, девушка, которую он прозвал «ундиной», то есть русалкой, и ее возлюбленный контрабандист Янко.

Однако эта любовная коллизия являлась скорее авантюрой, в которой Печорин решил отвлечься от своих переживаний. Ундина не была влюблена в него, а завлекла его только ради того, чтобы утопить как нежелательного свидетеля. Девушка пошла на такой опасный шаг, повинуясь чувству влюбленности к Янко.

Печорин осознал всю опасность своего положения и пришел к выводу, что он зря подвергнул себя такому риску.

Как мы видим, любовная тема в романе «Герой нашего времени» представлена достаточно ярко. При этом в произведении нет примеров счастливой любви. И это неудивительно, ведь любовь и дружба в творчестве Лермонтова – это всегда трагические темы.

По мнению писателя и поэта, на земле человек никогда не сможет обрести настоящей любви, потому что он сам несет в себе печать несовершенства.

Поэтому люди будут любить и страдать от того, что их любовь не может принести им ни счастья, ни радости, ни покоя.

С описанием основных любовных линий романа будет полезно ознакомиться учениками 9 классов перед написанием для сочинения на тему «Тема любви в романе «Герой нашего времени»».

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест 2 том «Войны и мира»с результатом 11/12

Гость завершил

Тест «Гранатовый браслет»с результатом 12/14

Гость завершил

Тест «Биография Рылеева»с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Портрет»с результатом 14/14

Гость завершил

Тест «Недоросль»с результатом 13/18

Гость завершил

Тест «Капитанская дочка»с результатом 15/16

Гость завершил

Тест Полимерыс результатом 6/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Тема любви в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – великое произведение классической литературы, в котором поднимаются важнейшие темы, актуальные во все времена. Тема любви – одна из ключевых в романе.

В жизни главного героя романа Григория Печорина помимо одиночества, долгих поисков себя и беспощадной игры с чужими судьбами были и такие многозначительные моменты, как знакомства с женщинами и любовь. В отношении к каждому из представленных образов в Печорине раскрываются новые черты характера, становятся ясны его тонкие грани душевного устройства, недостатки и положительные качества.

Ярким женским персонажем произведения становится юная дочь черкесского князя, ставшая жертвой в руках Григория. Бэла выросла в естественной среде, была необразованная, дикая, но имела чувство достоинства и гордости. Пылкая натура девушки сохраняла глубокие чувства надолго. Печорин придумывает план похищения Бэлы с обменом на удалого коня.

Он делает это ради обретения собственного счастья с помощью женской любви. Открытая, искренняя любовь дикарки на миг растапливает холод души Печорина, но вскоре его чувства к ней остывают. Сильной любви к Бэле он не испытывает, а её эмоциями лишь пользуется.

Судьба Бэлы трагична: она невинно погибает, но Печорин быстро переживает эту потерю, хотя сам остаётся виноватым в горе. Мимолётное увлечение черкешенкой говорит о таких чертах его характера, как безразличие к чувствам других, переменчивость и холодность души.

Сам герой признаётся Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно», как бы говоря о том, что любовь не приносит ему счастья, исцеления от тоски и разочарования.

К печальному концу приводят отношения Печорина со следующей героиней – княжной Мэри. Мэри представляет образ прекрасной и гордой аристократки, образованной и почитаемой в обществе личности. Печорин схож с ней своим социальным статусом: они оба являются светскими людьми.

Неопытность, молодость девушки позволяют ей быть обманутой Печориным в его игре с чувствами. Она становится центром внимания офицера Грушницкого, лицемерие и ухаживания которого не нравились Печорину. Тот решает влюбить в себя княжну с тем, чтобы досадить приятелю.

Интригу с Мэри он затевает ради развлечения, получения новых эмоций и достижения личных целей – внимание публики будет отвлечено от его отношений с замужней женщиной Верой. Действуя знакомому плану, он получает в ответ расположение княжны и её открытую любовь.

Она верит в его истории «страданий» и сочувствует трудной судьбе героя. В это время Печорин наслаждается обладанием молодой души и управлением её настроением. Вскоре он признаётся Мэри в его истинных намерениях.

Он насмехался над её чувствами ради интереса и не намерен на ней жениться.

Данный женский образ показывает стремление Печорина властвовать над другими, сохраняя собственную свободу. Он играет с судьбами других людей по своим правилам, обрекая их на страдания и гибель. Именно в отношениях с Мэри проявляется наибольшая жестокость души офицера. Он предстаёт человеком, поглощённым эгоизмом и жаждой достижения своих целей, переступающим через чужие интересы.

Несмотря на множество отрицательных черт героя, он может перечеркнуть грань между эгоизмом и самопожертвованием и пойти на уступки. Это проявляется в его взаимоотношениях с Верой.

Она была знакома с Григорием дольше всех и всегда понимала его с полуслова, принимая недостатки, не требуя ничего взамен. Перед Верой Печорин становится самим собой, и это делает его любовь к ней наиболее глубокой и сильной.

Именно Вера становится женщиной, которую герой будет продолжать любить спустя годы после расставания.

Таким образом, отношения Печорина с женщинами раскрывают в нём новые черты, присущие его характеру. Тема любви в романе раскрыта многогранно.

Читайте также:  Отношение Гончарова к Обломову

2 вариант

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» важное место занимает тема любви. Любовные линии сюжета помогают пролить свет на характер героя и лучше понять его внутренний мир.

В любовных отношениях обнажаются недостатки и страхи героя. Печорин искренне хочет быть любимым, но, воспринимая отношения с женщиной в романтическом ключе, он поступает безответственно, завоевав сердце возлюбленной. Очарованные неординарностью личности Печорина, в его сети попадают и Бэла, и Вера, и княжна Мэри.

Начнём с романа Григория Александровича и юной очаровательной княжны. Для молодого человека ухаживания за новой знакомой превращаются в игру, охоту, в которой он ни в коем случае не должен уступить сопернику Грушницкому.

Печорин последовательно и целенаправленно завоёвывает сердце неопытной девушки, используя различные уловки: остроумие, жалость, ревность, героическое спасение. Наивная Мэри уверена, что все шаги Печорина демонстрируют его глубокую симпатию и желание связать себя узами брака.

И только офицер способен себе признаться, что упивается властью над чужой душой. Высшее блаженство для него – сорвать только распустившийся цветок и, вдоволь нанюхавшись, бросить на дороге.

Бэла привлекла внимание Печорина своей экзотичностью. Диковатая, с глазами, как у горной серны, она поразила романтическое воображение юноши. Печорин поверил, что судьба дала ему шанс обрести счастье в любви, но оказалось, что любовь дикарки ничем не лучше любви светской кокетки. Молодого человека опять интересовал только процесс завоевания, и, получив добычу, он снова заскучал.

Несчастливыми были и его отношения с Верой. Это единственная женщина, прекрасно понимающая недостатки избранника и мотивы его поведения. Печорин осознаёт, что только Вера смогла до конца понять его и сохранить к нему любовь.

Ему приятно чувство ностальгии, кроме того, интерес подогревает и замужний статус его бывшей возлюбленной. Однако даже в этой ситуации он не был готов бороться до конца за своё счастье. Не догнав любимую и её супруга, Печорин упал с лошади и «заплакал, как ребёнок».

Но кто знает, что ждало бы эту пару в будущем.

Печорин показал себя несостоятельным в любви. Герой прекрасно осознаёт, что неудачи обусловлены особенностями его характера, но он не готов побороть эгоизм, отказаться от предрассудков и взять на себя ответственность за чужую жизнь.

Сочинение Любовь в Герое нашего времени

Одной из центральных тем в  романе «Герой нашего времени» является любовь. В произведении несколько сюжетных линий любовных взаимоотношений Печорина с женщинами. Они помогают  лучше узнать и понять характер главного героя.

Григорий Печорин – незаурядный человек. Он умён, красив, знает, как завоевать женское сердце, но вместе с тем – эгоистичен, жесток и не способен никого вокруг себя сделать счастливым. Доказательством этому являются отношения Печорина с тремя прекрасными героинями – Беллой, Верой и княжной Мери. Каждая из них прекрасна, но ни одна из них  не станет для Григория единственной и на всю жизнь.

В повести «Белла» внимание Печорина привлекла своей необычностью прелестная горянка. Он похитил её из родного дома и постепенно завоевал доверие гордой девушки. Спустя непродолжительное время, Белла привязалась к русскому офицеру и полюбила его всей душой.

  Печорин, наоборот, добившись своего, потерял интерес к несчастной девушке. Своим поступком он сломал жизнь Белле, разлучив её с родными и лишив возможности устроить личную жизнь с человеком из своей среды.

В итоге, жизнь девушки закончилась трагически, она погибла от рук соплеменника Казбича, который  мечтал жениться на ней.

Ещё одна из героинь романа – княжна Мери. С ней Печорин познакомился на водах. Девушка умна и хороша собой, но больше всего Печорина в княжне привлекла надменность.

Он решил для себя непременно добиться расположения княжны и только с одной целью, чтобы досадить своему приятелю Грушницкому, влюблённому в девушку. Печорину доставляет удовольствие управлять чужими судьбами и насмехаться над чувствами людей. Эта история тоже закончилась печально.

Грушницкий погиб от рук Печорина на дуэли, а Мери, познав неудачный опыт первой любви, довела себя до нервного истощения.

Вера была самой большой любовью Печорина. Он знал её с давних пор.

Вера – единственный человек, который понимал Григория и принимал таким, как есть. Однако и с ней Печорин не связал себя узами брака, предпочтя свободу. Он случайно встретился с ней в Пятигорске.

Вера приехала на отдых с мужем – богатым и влиятельным человеком. Это ещё больше подогрело интерес Печорина к ней. Слухи об их отношениях дошли до супруга Веры.

Ничего серьёзного Григорий не предложил ей и на этот раз, только внёс разлад в семью любимой им женщины.

В итоге Печорин так и остался одиноким,  и в этом виноват только он один. Из-за своего эгоизма герой не способен брать ответственность за жизнь другого человека. Для него свобода дороже любви.

← Образы и характеристики героев в романе Герой нашего времени
← Система образов в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовЛюбовь в творчестве Лермонтова →
История души человеческой в романе Герой нашего времени →

Тема любви в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Время на чтение: 11 минут

Особенности взаимоотношений героя с женщинами

Хорошо зная людей, их сильные и слабые стороны, Печорин не отрицает, что любит женщин, и ведет себя с ними, как настоящий светский ловелас. В погоне за предметом своего увлечения используются все средства. «Никому не будет принадлежать, кроме меня! Она будет моя!», — говорит он о Бэле. К этому времени юноша вывел для себя несколько афоризмов:

  1. «Нет ничего парадоксальнее женского ума».
  2. «Женщин трудно убедить в чем-нибудь».
  3. «Надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами».

Было несколько приемов, с помощью которых он овладевал сердцем очередной красавицы. Их подкупало в молодом человеке не только приятная внешность, но и некая загадочность: «заглянуть в его душу манило, как заглянуть в пропасть». Больше всех он привязал к себе Веру. В одном из писем женщина признается, что полюбила его за таинственность, из стремления подчиниться сильному мужчине.

Она знает, что своей жалостью не сможет растопить это холодное сердце, но продолжает любить. С нею Печорину не нужно притворяться, с нею ему просто и спокойно.

Интересен был юноша и для склонной к романтике Мери. Стремясь добиться благосклонности девушки, он обсыпает ее комплиментами, красуется перед ней, рассказывает душещипательные истории из своей биографии. И княжна, сломленная его пылкостью, бросается в его объятия, как бабочка на огонь.

Дикарку Бэлу он покоряет силой и настойчивостью. Она, восточная женщина, привыкшая подчиняться мужчинам, считает Печорина своим господином, и ему такое отношение очень удобно. Он никогда не раболепствовал перед женщинами и сам не понимает, почему имеет такую власть над ними.

«Отчего это?» — спрашивает себя Печорин, выдвигая разные варианты:

  1. Они боятся расстаться со мной, потому что видят, что не особенно дорожу ими?
  2. Или на них так сильно действует мужской магнетизм?
  3. А, может быть, на моем пути встречались только слабые и безответные женщины?

Эти вопросы остаются неразрешенными не только для главного героя, но и для читателей: «Женщины, женщины, кто их поймет?». Конфликт с честными контрабандистами и отношения с девушкой-«ундиной» чуть не стоили ему жизни, и мужчина еще долго винил себя, что вмешался в жизнь прекрасной русалки и ее друга Янко.

Встреча с черкешенкой Бэлой

В образе Бэлы, дочери мирного князя, чистой и невинной девушки, автор воплотил быт и традиции жителей гор. На страницах романа читатель видит высокую и стройную темноволосую красавицу с выразительными глазами, которые отражали малейшие движения её эмоций.

Лермонтов сравнивает девушку с горной серной: она так же легка в движениях, как это грациозное животное.

Увидя впервые черкешенку на свадьбе, скучающий Печорин, пораженный дикой и неземной красотой, во что бы то ни стало решил добиться ее расположения.

Трудно сказать, что движет его желанием обладать самым лучшим, что видит перед собой. Вероятно, молодому человеку хотелось испытать в этих чувствах что-то новое, необычное. А, может быть, это от невысказанности давних обид. Ведь не зря писатель останавливает внимание читателя на чертах детскости в облике странствующего офицера: «В его улыбке было что-то детское».

В случае с Бэлой эта черта больше граничит с жестокостью, чем с простым желанием овладеть очередной красивой женщиной.

По словам Максима Максимыча, однажды ради забавы он упросил Азамата за червонец украсть для него козла из семейного стада. Сейчас же предметом кражи является девушка, которую предает собственный брат.

Максим Максимыч объясняет это по-своему: «Видно, в детстве был маменькой избалован». Однако своеволие и сговор с несмышленым мальчишкой заслуживает другой оценки поступка Печорина.

Он не может позволить себе вернуться «без добычи; таков уж был человек: что задумает, подавай».

Печориным овладевает азарт охотника: он должен покорить несговорчивую горянку. Добившись своего, охладевает: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни», но как «эгоист страдающий», он признает, что жизнь его «становится пустее день от дня».

Читайте также:  Проблема любви в рассказе и. бунина «темные аллеи»

Но, принося несчастье другим, он осознает, что несчастлив и сам. Печорин понимает, что виноват в смерти Бэлы, которая, в отличие от него, самозабвенно любит и жалеет только о том, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича».

По словам рассказчика, трагический конец этой истории оправдан тем, что для Бэлы смерть — лучший выход, так как Печорин все равно оставил бы ее, и девушке это расставание принесло бы еще больше страданий.

Печорин и княжна Мери

Отношения Печорина и Мери с самого первого знакомства были похожи на охоту. Зная, что неприятный ему Грушницкий, который явно этого не заслуживает, следит за «прехорошенькой» княжной, «как хищный зверь», и надеется на брак с нею, он решает влюбить ее в себя.

Печорину доставляет преогромное удовольствие позлить бывшего приятеля и заставить его изнывать от ревности. «Врожденная страсть противоречить «не дает юноше покоя, а судьба, действительно, заботилась о том, чтобы ему не было скучно».

Ее «бархатные» глаза были похожи на глаза Бэлы, но их слишком надменный взгляд еще больше возбудил в нем желание одержать над светской красавицей победу. Конечно же, он добивается ее расположения.

Печорин «внутренне хохотал» и заранее представлял свое наслаждение, как будет мучиться от переживаний влюбленный отставной офицер: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости?».

К сожалению, Мери не замечает истинной цели их отношений и наивно полагает, что Печорин влюблен и скоро попросит ее руки. Он играет на ее чувствах, то приближаясь, то отдаляясь от девушки, тем самым подогревая ее страсть.

Она слушает рассказы о «странных случаях» в его жизни и смотрит на любимого с благоговением. По курорту распространяются слухи, что Печорин намерен жениться.

Он же наслаждается властью над молодой душой и управляет ее настроением. Доведя княжну до признания, он вначале уходит, как бы оставляя надежду, а при следующей встрече сознается, что не любит ее и с наслаждением представляет, как «она проведет ночь без сна и будет плакать».

Эта любовная история, как и с Бэлой, принесла одни страдания:

  1. Грушницкий гибнет на дуэли, не приняв его великодушия разрешить конфликт миром.
  2. Мери доводит себя до нервных припадков.

В дневниковых записях герой пытается объяснить, зачем ему «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха». В итоге приходит к мысли, что таким способом он старается победить в себе «неизъяснимый страх» смерти, который чувствует при встрече с очередной женщиной. Его подсознание томится этим предчувствием с детских лет, когда ему нагадали «смерть от злой жены».

Жертвенная любовь Веры

Не были счастливыми и отношения Печорина с Верой, которую знал давно, и она понимала его с полуслова. Когда женщина появляется в его жизни вновь, в его душе просыпается настоящее желание любить. Стоит вспомнить, что именно она предлагает начать ухаживать за Мери, чтобы влюбленные могли видеться.

Когда-то женщина из-за сына вышла за немолодого князя по расчету, сейчас ради Печорина она кается перед мужем, признаваясь в неверности, чем ставит под угрозу покой всей семьи.

Вера знает, что у ее романа не будет счастливой развязки, но продолжает его любить.

Яркая характеристика женщины в произведении Лермонтова раскрывается в ее прощальном письме: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно…».

Несмотря на всю безнравственность своего чувства, она полностью подчиняется ему, не в силах противостоять. Казалось, она ничего не замечает вокруг себя, так как она, по словам Белинского, «образ самой любви».

Белинский назвал черты героини неуловимыми и неопределенными, а ее любовь загадочной: «То она кажется вам женщиною глубокою, то видите в ней одну слабость».

Критик обращает внимание на отсутствие в ней гордости и достоинства: глубоко любящая женщина вряд ли допустит такого неуважительного отношения к себе. Ведь с ней он поступает так же безответственно, как и с другими, потому что «никогда не делался рабом любимой женщины».

Пример ее слабости и растерянности можно увидеть и в том, что она унизительно для себя просит его не жениться на Мери.

Впрочем, он и сам не собирался связывать себя узами брака. Но Вера не ошиблась в том, что это послание очень тронуло Печорина и, наверное, впервые разбудило спящую где-то внутри его совесть.

Он понял, что эта женщина для него «дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья». Он бежит вслед за ней, пытаясь остановить: «И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий».

Таким образом, любовь Печорина никому не принесла счастья.

Ему недостаточно земного и безыскусного чувства, которое могла дать ему Бэла, но и возвышенную идеальную любовь Веры герой тоже отвергает.

В отдельные минуты, чувствуя силу ее любви к нему, он готов ответить взаимностью, но внутренний голос противоречия убеждает героя в том, что причиной пылкости являются те страдания, которые он причинил.

Тема любви в произведении «Герой нашего времени»

Тема любви произведении «Герой нашего времени»

Творчество Лермонтова и спустя столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому что в нем мы находим “союз волшебных звуков, чувств и дум”. Многие проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его поэзия по-прежнему актуальна и в наше время.

 Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует “жизнь иная”, что человек создан для любви, для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии писателя. Рассмотрим эту тему на примере романа «Герой нашего времени»

 Первой в романе перед нами предстает черкешенка Бэла.

Поддавшись своей прихоти, Печорин с помощью Азамата выкрал юную девушку из родительского дома. Некоторое время влюбленные были счастливы, но герою быстро наскучила Бэла. Он понял для себя, что «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой». В конце повести Бэла мучительно погибает.

Максим Максимыч рассуждает: «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней  сталось, если б Григорий Александрович ее покинул?  А  это  бы  случилось,  рано  или поздно…»

    Не менее трагична судьба другой героини романа – княжны Мери. Печорин начинает волочиться за ней от скуки. Сблизившись с княжной, он, сам того не желая, проникается к ней нежными чувствами. Подтверждение тому – его исповедь ей о том, что он нравственный калека. Печорин сам сомневается, играет ли он или искренне чувствует. Но его душа на какое-то время оживает. Ведь неслучайно, не видя княжну целый день, Печорин в замешательстве, он не понимает, что с ним происходит: «Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то недостает. Я не видал ее! Она больна! Уж не влюбился ли я в самом деле?.. Какой вздор!» Но герой – противоречивая натура, и он продолжает играть с княжной Мери, несмотря на свои чувства к ней, пока не доводит её до нервной болезни. Чтобы облегчить их расставание, он говорит княжне, что все это время просто смеялся над ней. Еще одна история любви в жизни Печорина закончилась болью и разочарованием.

Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он то оставлял её, то снова к ней возвращался. Печорин причинил девушке много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, – говорила Вера, – ты ничего мне не дал, кроме страданий» .

И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. А что же Печорин? Он любит её, как позволяет ему его искалеченная душа.

Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым…».

 Но, опомнившись, Печорин решает, что это был глупый поступок, а свои искренние рыдания он выдает за «расстроенные нервы».

    Я думаю, что Лермонтов в своем романе представляет несколько видов любви: любовь столичную, любовь «естественную» и любовь жертвенную. Важно, что судьба женщин, столкнувшихся с Печориным, всегда трагична. Но герой сам несчастлив в любви, он находится в бесконечном безумном поиске, разрушающем его.

В итоге он находит лишь одно: раннюю трагическую смерть… Спасибо Лермонтову за замечательный роман «Герой нашего времени». Он заставил меня сделать выводы, что  для любви надо жертвовать чем – то. Мало быть любимым, надо самому любить. Многие люди не готовы к этому. Дело в воспитании и в обществе, в котором мы живем.

Вот в чем  заключается большая человеческая трагедия.

Ссылка на основную публикацию