Герой нашего времени — лишний человек

Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками. В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества.

Создается новый образ – «лишнего человека», отвергнутого, духовно невостребованного обществом. В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин. Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей.

Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» – баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве», а «славы он не желал».

Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник : «я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли.

Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть. Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого.

Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане. Также слаб он и в психологическом плане.

Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.

Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Слов.

Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?

С каждой прочтенной книгой человек становится намного богаче внутри и умнее. Некоторые книги являются настоящими друзьями, они могут дать правильный совет, ведь писатели чаще всего в своих произведениях делятся с читателями своим ценным опытом, который они могли приобрести спустя большой отрезок времени.

Часто в книгах люди ищут утешение, поскольку они привыкли прибегать к ним с самого раннего детства. Тогда мы читаем самые интересные сказки и делимся приятными впечатлениями со своими друзьями. Начинаем верить в принцев или принцесс, в злых героев и в добро, которое их побеждает.

А с возрастом, когда мы начинаем читать не много другие произведения, то не перестаем фантазировать, ведь каждая история как будто переносит нас в другое время, в иное измерение, расширяет наше мировоззрение и дарит множество приятных впечатлений.

Они даже способны поднять человеку настроение и отвлечь от негативных эмоций или переживаний. С интересной книгой никто никогда не бывает одиноким. А вот что касается любимых книг, то они, конечно же, становятся настоящими друзьями, ведь их всегда приятно перечитывать и мысленно опять погружаться в любимую историю.

С ними мы не хотим расставаться, поэтому они с нами на всю жизнь. Каждый человек имеет свое любимое произведение. Это может быть «Анна Каренина» или «Герой нашего времени», «Война и мир» да и многие другие. Некоторые предпочитают сборники стихотворений, в которых собрана самая разнообразная тематика.

И любовь, и печаль, и радость, и разлука. Такие различные понятия присутствуют в гениальных строках Маяковского, Есенина, Цветаевой, Ахматовой, Блока, Бродского и многих других.

Алексей Толстой невероятно правильно выразился, сказав, что именно книгу можно сопоставить с беседой с умным человеком. Поскольку когда читаем произведение, мы как будто общаемся с ее героями, переживаем вместе с ними. Читать – прекрасно и полезно, ведь человек, который любит книги, имеет очень глубокий внутренний мир и никогда не бывает одиноким. Я согласна с этим выражением.

Книга- умнейший собеседник. И если вам не скучно наедине с книгой, то других собеседников и не надо!

Слов.

Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Герой нашего времени — лишний человек Мы поможем в написании ваших работ!

Печорин лишний человек и почему сочинение 9 класс

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Почему Печорин лишний человек

На первых порах 19 столетия начинают проявляться работы, основной темой которых является конфликт человека и общества. Появляется современный образ — «лишнего человека», отвергнутый, и не только, людьми.

В произведении «Герой нашего времени» как раз и появляется этот образ по имени Григорий Александрович Печорин. Он происходит из влиятельной семьи дворян, из-за чего с самого детства всегда был окружен богатыми людьми. Но вскоре ему надоело богатое общество с бессмысленными потехами за деньги, то есть различные баллы, обеды, маскарады и так далее. Григорий был заинтересован больше в науке.

Внутренний мир Печорина пустовал, причиной этому было его развитие. С рождения он был вынужден жить пустой жизнью и его будущее было тоже пустым. Он писал в своем дневнике, что если он был скромен — его обвиняли в лжи; он стал скрытным, так как никто не дарил ему ласки; он стал злым, так как его оскорбляли; он был готов полюбить всех, но никто его не понял и он стал ненавидеть всех.

В произведении Печорина показывают, как жертва дворян. В результате этого с ранних лет он становился бездушным, грубым и эгоистичным человеком, он каждый раз понемногу отодвигался от общества.

В течении всего произведения Печорин старается бороться с пустотой внутри. Однако его попытки оказываются неудачными. Все что он затевал было провальным. Печорин это знает и мучается из-за этого.

Его муки показываются в нескончаемом противостоянии между гуманизмом и цинизмом. Все эти страдания он написал в дневнике, в своей внутренней борьбе он лишал себя всем нужным для существования.

Вот эти все страдания сделали его «лишним человеком» среди людей.

  Сочинение на тему “Почему важно быть грамотным человеком”

Еще Печорин измучен в моральном аспекте. Он не хочет знакомиться с людьми, беседовать с интересными собеседниками. У Печорина нет близких друзей, также ему никто не нравится.

Печорин оправдывается тем, что дружба не опирается на равноправности, а на страхе лишиться свободы. В результате этого можно умозаключить, что Печорин придает внимание только своей свободе.

Он так любит свободу, что грезит властью и хочет подчинить себе все и всех.

Доктор Вернер и Вера являются ближайшими людьми Печорина. С доктором они похожи своим одиночеством, душевной неустроенностью и складом ума.

Вера — это первая девушка в мире, которую он любит восхищенно и благородно, но вскоре у них возникают препятствия, которые он не в силах решить. В его сердце всегда борются огненная страсть и ледяное безразличие.

Эгоизм Печорина проявляет его безрезультативность во всем, так как он не делает ни добра, ни зла, уделяя внимание своим стремлениям и проблемам. Это говорит о том, что он замкнулся в себе.

Вариант 2

Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Название романа подсказывает нам, что его герой был типичным представителем своего времени, времени бездуховности и жестокого политического преследования людей передовых взглядов после разгрома восстания декабристов.

В это время у молодежи не было возможности осуществить свои планы и идеи, поэтому в их сознании появлялось неверие и сомнение.

Все эти черты, присущие целому поколению, автор и отобразил в образе главного героя произведения, которым есть Печорин.

Печорин – это основной герой произведения, который проходит через все 5 глав романа. Он – «лишний человек» своей эпохи, но почему он стал таким? Почему он не нужен обществу?

Родился Григорий в богатой дворянской семье. Детство у него было радостным и безоблачным. Но в характере мальчика с ранних лет зарождались грубость, жестокость, лицемерие. Он впоследствии сам понимал это, записывая в дневник.

С дневника Григория мы узнаем, что когда он говорил правду, ему не верили, вот и научился врать.

Его не жалели, оскорбляли, вот и появились такие черты характера как злопамятность, ненависть ко всему окружающему и внутренняя пустота.

Юность также не принесла Печорину удовлетворения. Ему быстро наскучили балы и другие праздные события светской жизни с пустыми разговорами ни о чем. Он стал постепенно отдаляться от людей, теряя веру в жизнь. Печорин решил заняться наукой, много читает, но это занятие ему быстро становится скучным.

Читайте также:  Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова?

Можно сделать вывод, что среда, в которой он рос и заложила в его личность все пороки. Но с этими пороками он пытался бороться, хотя эта борьба была нерешительной и сводилась к нулю. Все, чтобы он не начинал делать, было обречено на провал и он очень страдает от этого.

Психологически он также слаб: боится заводить новые знакомства, общаться с умными людьми, иметь друзей, ибо в его понимании все это ограничит свободу. В нем идет внутренняя борьба между добром и злом.

Его свободолюбивая натура боится потери независимости, поэтому он подчиняет все своей воле, даже любовь. Он замкнулся в себе и для него чужды добрые дела и поступки.

Два человека ему близки – Вернер и Вера, но даже в отношении к ним он не может перебороть себя.

Главная трагедия Печорина в том, что он мог изменить свою жизнь, но его действия при этом были ничтожны. Он приносил только несчастья окружающим, нигде не мог найти применения своим силе и таланту, поэтому везде был лишним человеком. В конце романа Печорин осознает, что не мог найти свое место в жизни, он стал здесь лишним.

Интересы Печорина

Печорин — достаточно умный человек, «герой нашего времени» не раз доказывает, что он не принимает обществу в силу своего разума, а не наоборот. Он мог бы сделать много полезных вещей для дворянства, но из-за разочарованности в его принципах существования, он отрекается от всего, что его с ним связывает.

Печорин начитан, он заинтересован в изучении литературы, но этот интерес остывает со временем. Затем Григорий увлекается светскими вечерами с присущими им беседами, но и это вскорости ему надоедает.

Его душа ищет занятия, где бы он мог быть полезным и нужным, показать все свои умения. Он понимает, что странный для окружающих, его путешествие на Кавказ — это попытка убежать не только от самого себя, но и от опостылевшего общества.

Его жизненная позиция открывается читателю в разговорах с доктором Вернером — единственным другом Печорина. Рядом с ним герой позволяет себе рассуждения: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера». Вернер в чем-то похож на Печорина — тоже замкнут и отстранен от мира. На этом фоне они сближаются.

Представитель новой эпохи молодых людей отчаянно пытается найти свое место хоть в чем-то: в любви, работе, дружбе. Это не удается ему, потому что он играет с женщинами, не может доверять окружение, манипулирует судьбой и испытывает ее. От рук Печорина страдают все вокруг, и он в глубине потерянной души это понимает.

Рассуждение для 9 класса

Вообще, есть в литературе такая теория о «лишних» людях. И это не только Печорин! Онегин, например… Эти герои чувствуют себя вне общества, они не могут ощутить радости, любви, сделать что-то полезное, а для этого вдохновиться, загореться чем-то.

Действительно, Печорин видится лишним… Без него многим было бы лучше, он вносит только разрушение и раздор в жизни окружающих. Например, он точно разрушил жизнь Бэлы, внес ещё больший разлад в отношения между местным – горным населением и русскими.

Пытался он внести разлад в жизнь контрабандистов, в отношения княжны и Грушницкого… Но и сам он не очень доволен этим – не счастлив. Если бы ему казалось всё это нормальным, то он стал бы злодеем, а он страдает. Говорит, что пытается найти себя, но ни в мирной жизни (в столице), ни на войне (на Кавказе), ему это не удаётся.

Ему быстро всё надоедает! И все – тоже… Но он упрям и самолюбив, поэтому готов совершать назло, чтобы доказать самому себе.

Печорин сам отделяет себя от остального общества, не строит близких отношений. Даже в дружбе ведёт двойную игру! Он мог бы помочь Грушницкому и подружиться с княжной, а не влюблять её в себя (зачем-то).

Мог бы оставить Бэлу в покое или, если уж вроде влюбился, то иметь совесть и силы продолжить их отношения. Григорий мог бы найти старшего друга и советчика в лице Максима Максимовича – мудрого и доброго, но отстранился от него.

Сделал в итоге так, что стал этому человеку просто отвратителен!

Григорий Александрович видит, что не такой – без развитых чувств. Но вместо того, чтобы их развивать, он предпочитает осуждать себя.

Ему бы остановиться! Прекратить следовать за своим эгоизмом! Печорин не находит себе цели – дела, всё ему кажется пустым, он ведь смеется над чувствами людей. Всем, что он делает, он издевается над людьми.

Общество ещё не совсем его отвергло, но сделало бы это из-за его эгоистичных поступков.

Как и Онегин, он наблюдает за людьми, как будто они играют в театре. Никто не спорит, что наша жизнь – это игра, но ведь люди на самом деле испытывают чувства. Любят, страдают… А вот он сам не особенно понимает, как это – чувствовать.

Опять же он знает этот свой «грех», но ничего не может сделать.

Теперь бы его послали на курсы по развитию эмоционального интеллекта! Этому тоже можно научиться, было бы желание! И на тренинге нашли бы ему цель жизни, дело… Но в те времена он просто стал лишним! Тогда только появлялись такие люди.

9 класс

Печорин — тип «лишнего человека»

Белинский утверждал, что Онегин — герой времени того поколения, а его сходство с Печориным меньше, чем расстояние между реками Онегой и Печорой. Однако, налицо сходство между двумя этими персонажами. Они оба — дворяне, любившие светские удовольствия.

И Онегин, и Печорин разочаровались в окружении, и ставили себя выше него; также они обладали незаурядными умственными способностями, но не смогли применить их.

И обоих героев можно назвать «лишними людьми», потому что они не смогли встроиться в социальную структуру общества…

Печорин жил в эпоху политической реакции, и это существенно сказалось на его внутреннем мире. У героя просто не было «питательной почвы» для саморазвития и самовыражения.

Главный герой романа чрезвычайно одарен, читатель сразу замечает его высокий интеллектуальный уровень, сильные страсти и глубину души. Природный ум Печорина, развитый и обогащенный культурой и богатым жизненным опытом, делает его проницательным человеком, безошибочно разгадывающим людей и их душевные переживания.

Печорин — очень сильная личность, он обладает волей и жаждет действия. Однако этого персонажа терзают противоречия. Несмеющиеся глаза, усталая походка при крепком телосложении и энергичности — даже внешность содержить противоречия. «Болезнь» героя того времени можно поэтапно проанализировать.

Во-первых, Печорин мечется между двух начал: с одной стороны, герой циник и скептик, с другой стороны, он хочет живой деятельности и ярких впечатлений.

Во-вторых, этот персонаж не может найти баланс между рассудком и чувствами, эгоизмом и состраданием. Он глубоко анализирует себя, поступки окружающих, но в то же время, Печорин обладает горячим сердцем и способностью понимать окружающую действительность.

Герой очаровывает княжну Мери, чтобы самоутвердиться за счет Грушницкого, насмехается над «водяным обществом», доводит до погибели Бэлу, до изнеможения анализирует свои мысли.

И в то же время, он в слезах бежит за Верой, открывает душу княжне, любуется природой перед дуэлью.

Именно эти противоречия делают Печорина лишним в обществе. Он не может полностью раскрыть свои задатки, самовыразиться из-за социальных и политических факторов. Внешняя среда загоняет его в тупик. А внутренний мир, бесконечная «рефлексия» и анализ, поедают все душевные силы героя. Вот почему Печорин — «лишний человек».

Внешность персонажа

Лермонтов уделяет в «Герое нашего времени» отдельные фрагменты, чтобы показать то, как выглядит его «лишний человек». Во внешности Григория сосредоточены черты типичного персонажа эпохи романтизма:

  Сочинение на тему “Мой любимый уголок города” (Ответы)

  1. В романе представлен юноша примерно двадцати пяти лет.
  2. Черты лица благородные, темные усы и брови. Единственное, что выбивается из образа — светлые, а не черные кудри.
  3. Глаза Печорина «никогда не улыбаются», отражают его душу.

  4. Пальцы на руках аристократически длинные и бледные, сам он хоть и невысок ростом, имеет среднее телосложение.
  5. Всегда хорошо и опрятно одет.
  6. Незаменимым атрибутом его образа является плащ.

В тексте несколько раз делается акцент, что Печорин непохож на остальных не только своей внешностью, но и поведением.

Все в нем кричит о том, что герой является другим, поэтому он привлекает внимание всех вокруг.

Причина индивидуальности

Григорий отличается эгоистичностью натуры. Печорин объясняет такое состояние внутренней пустотой. Почему юноша стал смотреть за людьми со стороны, как за актерами сценических представлений? Жизнь мальчишки была пустой и однообразной.

Все поступки интерпретировались, по мнению Григория, неправильно, на свое усмотрение. Его анализировали такие же пустые люди, развращенные ленью и достатком.

Читайте также:  Человек должен всегда стремится жить по призванию (по тексту паустовского)

Мальчик хотел быть скромным, его пытались в чем-то изобличить, он стал скрывать свои чувства и мысли.

Не получая ласки и искренней заботы, он становится злым и жестоким. Юноша верил в любовь и ждал ее, но от непонимания стал ненавидеть женщин и мужчин.

Постепенно Григорий отодвигается от дворянского общества, не находит настоящих друзей среди военных. Он начинает ощущать себя «лишним человеком».

Наблюдая со стороны за происходящим, проводя постоянные эксперименты, где в центре стоят человеческие отношения, он становится проницательным циником, знающим наперед результат своих действий.

Черты характера

В погоне за острыми ощущениями молодой человек часто пренебрегает чувства окружающих. Он делает все, чтобы добиться желаемого. На основе поступков можно кратко выделить главные черты его поведения:

  1. Бесстрашие и желание идти до конца — фатализм (соглашается на дуэль, входит в дом убийцы Вулича и т. д. ).
  2. Потакание любым, даже мелочным желанием — он от скуки влюбляет в себя молодую княжну, а затем разбивает ей сердце.
  3. Неосведомленность в том, что ему действительно нужно от жизни, отсюда череда необдуманных поступков, повлекшая многие трагедии, например, смерть Бэлы.
  4. Недоверие, с которым он относится ко всем вокруг, включая людей, переживающих о его самочувствии — Вера, Максим Максимыч, Вернер.

На протяжении всего романа читатель видит перед собой измученную личность, истощенную в моральном плане.

Печорин, несомненно, полон изнутри различными чувствами и переживаниями, но убежден, что они никому не нужны, и предпочитает прятать их от всех. Поэтому можно назвать Печорина лишним человеком.

В сочинении Лермонтова герой демонстрирует окружающим внутреннюю пустоту и возводит вокруг своего сердца стены, которые никто не в силах пробить.

Можно предположить, что Печорин — «маленький человек». Однако это не так. Он знает, какую цену имеет его жизнь, может ею управлять и делать важные решения просто этого не хочет.

Итог жизни лишних людей

Печорин погибает. Автор пытается донести до читателя несколько важных истин. Человек должен иметь цель. Бессмысленное прозябание приводит к гибели физической или моральной. Какая страшнее, непонятно. Часть людей живут, не принося пользы обществу, но их и не интересует это.

Такие люди празднуют, веселятся, кажется, ведут яркую интересную жизнь. На деле это однообразие, завершающее разложение души. Печорин мог стать лидером движения молодежи к лучшему, но он принимает образ скучающего в буре. Нет сопротивления, нет и развития. Жизнь останавливается.

Герои превращаются в никчемных наблюдателей, не желающих помочь, разрушающих и медленно умирающих.

«Лишние люди» появляются в любую эпоху. Одни рождаются раньше времени, другие живут прошлым веком. Написать сочинение «Печорин – «лишний человек» можно, взяв за основу предложенный рассуждения.

Итог жизни Григория

Как и заведено, по традиции литературы 19 века такой тип персонажа обречен на гибель. Это происходит и с героем романа Лермонтова.

Печорин погибает в дороге, от болезни. Эта смерть не от пули неприятеля, она настигла Григория не бою. Кажется, что судьба посмеялась над ним — всю жизнь он промаялся в скуке, поэтому и смерть везде чужого и лишнего Печорина стала скучной, как будто под стать ему.

В гибели есть и символ. Всю жизнь он провел будто в пути, пытаясь отыскать среди всех дорог свою. Печорин наделся, что она приведет его к внутренней гармонии.

Однако этого так и не случилось, он умирает в поиске, так и не найдя своего предназначения в этой жизни, из-за чего его можно называть странником, который не дошел до точки назначения.

Проблема «лишнего человека» в обществе разрешается традиционным образом.

Григорий стал разрушителем своей жизни, постепенно отстраняясь от любого участия в ней. Он выбрал быть безмолвным наблюдателем и принял однообразие судьбы, хотя с его возможностями и амбициями мог бы сделать очень много для развития страны и молодежи. Еще один «лишний человек» в галерее предшественников трагически завершил свой путь, так и не поняв, зачем был рожден на свет.

Печорин – лишний человек своего времени (по роману "Герой нашего времени")

Для читателей Литероведа предлагаем новое сочинение на тему «Печорин – лишний человек своего времени (по роману «Герой нашего времени»)», в котором не только расскажем о личностных качествах главного героя романа, но и ответим на вопрос, почему его назвали лишним человеком.

В 1836 году известный русский поэт М.Ю. Лермонтов задумал написать вместе с С.А. Раевским роман о своем современнике, гвардейском офицере, представителе светского общества.

Однако арест и ссылка 1837 года прервали работу над произведением. За годы, проведенные на Кавказе в ссылке, писатель обогатился  новыми впечатлениями, познакомился с новыми людьми, которые стали прототипом героев романа.

Уже в марте 1839 года читатели познакомились в первой главой произведения.

Главный персонаж «Героя нашего времени» — Григорий Александрович Печорин, названный «лишним человеком своего времени». Лишними в обществе называют людей, которые не могут найти себе место в мире и реализовать свои богатые возможности. Таков и Григорий Печорин.

Он молодой дворянин, родился и вырос в высшем свете, поэтому знает все пороки великосветского общества не понаслышке. Сначала он гонялся за светскими удовольствиями, однако вскоре они пресытили его, разочаровали.

Затем он пытался заняться наукой, чтением книг, однако и эти занятия не удовлетворили его потребности, не сделали его счастливым, тогда он стал искать счастья в любви, в военной службе, но везде и всюду, как верный пес, за ним следовали все те же разочарование и скука. 

Герой – образованный, умный, сообразительный представитель своего поколения. Он тонкий психолог, умеет хорошо разбираться в людях, видит их насквозь, дает окружающим тонкие и верные характеристики.

Это качество не раз помогало ему в жизни, благодаря ему он сумел одержать победу над Грушницким, влюбить в себя черкешенку Бэлу и княжну Мери, знал, как вести себя в светском обществе, где нет ни одного искреннего чувства, правдивого слова, только маски и интриги.

 Печорин не довольствуется ролью пассивного наблюдателя жизненных событий, он всегда стремится стать их активным участником, вмешаться в события, при этом его не пугают ни опасности, ни смерть.

Кажется, имея такие качества, как ум, активность, наблюдательность, самообладание, невозможно не быть счастливым человеком. Однако ничего из того, чем бы занимался Печорин, не имеет большой и четкой цели.

Печорин — активный человек, однако его активность не нужна никому: ни ему самому, ни другим людям, с которыми он встречается на жизненном пути. Он ищет настоящее дело, к которому можно приложить его талант и недюжинные силы, но вместо этого находит лишь подобие дела и не получает ни счастья, ни радости.

Он умен и образован, наблюдателен и находчив, но все эти достоинства приносят несчастья другим людям, с которыми судьба столкнула Печорина: погибла Бэла, вырванная из привычной среды, из родительского дома; пропал Азамат, оставив отца; разбито сердце княжны Мери Лиговской, имеющей неосторожность полюбить героя; погиб Грушницкий, осмелившийся вступить в противоборство с Печориным; разрушена жизнь честных контрабандистов. Нет в жизни Печорина достойной цели, все его действия, поступки случайны, продиктованы сиюминутными порывами. Активность героя бесплодна, словно выжженное поле, а сам герой глубоко несчастлив. История его жизни – это история незаурядного человека, пытающегося реализовать себя, найти удовлетворение своим потребностям; это история утраты Печориным  жизненных сил.

Герой называет себя нравственным калекой и обвиняет в этом общество. В дневнике Печорин пишет, что все его дурные качества родились только потому, что их в нем предполагали. В скромности героя  окружающие подозревали лукавство; в правде, которую он говорил, слышали ложь; его никто не ласкал, только оскорбляли. Окружающие не понимали, что герой глубоко чувствует добро и зло.

Печорин признается, что был готов любить весь свет, однако его никто не понимал. Такое отношение со стороны великосветского общества сделало героя злопамятным, злым, завистливым, скрытным. Он научился ненавидеть и лгать, хоронить свои настоящие, добрые чувства так глубоко, что никто даже и не подозревал об их наличии.

Тогда в его груди родилось отчаяние: не такое, которое лечится под пулями, а холодное и бессильное, мастерски прикрытое  светской любезностью и милой улыбкой. Но он отмечает, что одна половина его души умерла. Герой одинок, он не может никому открыть душу, поэтому изливает свои мысли только на бумаге, в дневнике.

Деятельный, энергичный, умный, он не просто уходит от общества, а бежит от него, становясь жестоким и нелюдимым, однако измениться уже не может.

Судьба лишних людей всегда предсказуема: сначала они умирают морально, а потом и физически. Именно так и случилось с Печориным.

Он, к сожалению, появился не в свое время: вступил в жизнь в 30-е годы 19 века, после разгрома декабристов, а умер прежде, чем на историческую сцену вступили революционные демократы, поэтому дела, достойного такой сильной, волевой натуры, как Печорин, не нашлось, что обрекло его стать лишним человеком.

Почему Печорин «Лишний человек»? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

  • Выполнила ученица 10 класса МКОУ «Никольская СОШ» Новоусманского района Воронежской области Саяпина Ирина Павловна
  • Проверила учитель русского языка и литературы Гордиенко Оксана Владимировна
  • Почему Печорин «Лишний человек»?
Читайте также:  Смелость и трусость в романе «Война и мир»

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся поэт и прозаик XIX века. Несчастливое детство, ранняя смерть матери, бесконечные распри между отцом и бабушкой – все это отразилось на творчестве писателя,придавая ему настроения грусти , одиночества и глубокого самоанализа .

Не смотря на то что Лермонтов прожил всего 27 лет , он достиг больших успехов и смог встать на одном уровне со своим кумиром – Александром Пушкиным .

Условно творчество Михаила Юрьевича можно поделить на 3 периода : ранний (1828-1832 г.) , переходный (1833-1836г.

) и зрелый (1837-1841 г ); переломным моментом между которыми является смерть Пушкина , имеющего особое влияние, как на личность , так и творчество Лермонтова .

Под впечатлением первой ссылки на Кавказ Михаил Юрьевич в 1837 году начинает работать над первым психологическим романом «Герой нашего времени». В центре произведения сложная и противоречивая личность – Григорий Печорин. Автора интересуют не столько события, сколько внутренний мир героя .

Изображению и раскрытию образа Григория способствует особая композиция романа , состоящего из 5 частей , каждая их которых имеет собственное заглавие и сюжет . Лермонтов намеренно нарушает хронологический порядок глав , следующих друг за другом по принципу более глубокого проникновения в мир Печорина .

сперва оценка действиям главного героя дается самим автором , затем оценка извне , то каким его видят современники .

Но настоящим Печорин предстает в главах «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист », в которых происходит самораскрытие героя , его самоанализ , проявление способности видеть насквозь других людей и в какой то степени умение манипулировать ими .

В предисловии Михаил Юрьевич называет Печорина «безнравственным человеком », а позже и сам герой назовет себя «нравственным калекой » «Герой Нашего Времени – портрет не одного человека : это портрет из пороков всего нашего поколения в полном их развитии »- отмечает писатель.

Печорин по типу героев является «лишним человеком». Герой данного типа – не просто отвергнутый обществом человек , это люди , которые не могут найти себе места в мире . Эти герои всегда находятся в конфликте с современным для них обществом , они способны видеть пороки других людей , но не способны им противостоять .

Печорин молодой человек из дворянской семьи. Сперва юноша наслаждается тем, что можно купить за деньги , вскоре ему это надоедает. Григорий попадает в высший свет, любовь светских красавиц раскаляла в нем самолюбие и воображение, но сердце героя оставалось пустым . Печорин решает обучаться наукам , но и это для него становится скучным .

Герой находится в постоянном движении ,надеясь хоть где-то найти себе место . Вскоре его переводят на Кавказ, в нем селится надежда , что «скука не живет под чеченскими пулями», но уже через месяц близость смерти становится привычкой и герой теряет последнюю надежду .

Жизнь Григория Александровича становится пустее день ото дня и он старается убедить себя , что путешествия по Америке , Аравии , Индии наскучат ему не так скоро. В главе «Максим Максимыч» герои находят странности в Печорине: «в дождик , в холод целый день на охоте ;все зябнут ,устанут – а ему ничего.

А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет ,уверяет, что простудился ; бывало , по целым часам слова не добьешься , зато уж иногда как начнет рассказывать , так животики надорвешь со смеха». Также про него говорили : «Его холодный металлический взгляд.

Глаза не смеялись – признак злого нрава или постоянной грусти»- одна из главных черт «лишнего человека», герой постоянно хандрит. «Его походка была небрежна и ленива, но он не размахивал руками при ходьбе »- верный признак того ,что он скрытен .

Черты скрытности и эгоизма проявляются при встрече Печорина с бежавшим к нему после длительной разлуке штабс-капитаном . Максим Максимыч хотел кинуться на шею Григорию , но тот довольно холодно, но с приветливой улыбкой протянул ему руку.

Сколько бы герои не просили Печорина остаться с ними , хотя бы еще часа на два, Печорин в спешке решил их покинуть . О себе герой говорит , что у него несчастный характер , сам несчастен и приносит его другим . Ведь по его вине была убита Бела , от его руки погибает Грушницкий, люди вокруг него не могут быть счастливы. Также Григорий Александрович говорит о двойственности своей натуры: «Во мне два человека, один делает ,другой мыслит и судит ».

Печорин не боится давать оценку обществу, при этом постоянно анализирует самого себя, он мыслитель и тонкий психолог . В своих пороках он винит общество, в котором он вырос .

в главе «Княжна Мери », Григорий делится с героиней: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств ,которых не было; но их предполагали и они родились ; моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом».

Печорин чувствует себя выше других людей, в глубине сердца давно умерли чувства, в нем родилось отчаяние .

Именно все это и делает Печорина «лишним человеком», который появился раньше своего времени.

Печорин – "лишний человек" (по роману "Герой нашего времени") – Лермонтов М.Ю. Литература 19 века

Проблема героя является центральной в романе, на что указывает его название — «Герой нашего времени». Однако когда роман создавался, он назывался по-другому — «Один из героев начала века». Различие между этими названиями имеет принципиальный характер. Если бы Лермонтов оставил черновое название, его герой был бы поставлен в ряд многих других героев.

Печорин же, как утверждает автор в окончательном варианте названия, обобщает тип современного героя, вбирая в себя черты персонажей предшествующей литературы, начиная с немецких писателей Гёте и Шиллера, английских — Байрона и Вальтера Скотта, французских романтиков Р. Шатобриана и В. Гюго и, конечно, русских писателей А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и других.

Григорий Александрович Печорин — представитель своего времени, тип героя, в котором отразились эпохальные перемены, происшедшие в мире к началу XIX века.

Эти перемены затронули мировоззрение нового человека, его жизненные ценности, вывели на иной уровень отношения личности и общества, сделали внутреннюю жизнь человека более глубокой.

Лермонтовский герой стал в этом отношении героем, воплощающим черты нового человека.

В обществе, естественно, возникала ситуация, когда отдельные наиболее талантливые личности опережали в своём развитии и поведении значительную часть общества, инертную и отстающую от темпа перемен. Они часто не могли найти себя в общей жизни, их взгляды и позиция вызывали подозрение, и консервативное общество зачастую отторгало их от себя, защищая таким образом свой привычный образ жизни.

В этих обстоятельствах рождалась литература о «лишних людях». Поначалу героями были романтические личности, изгнанные обществом или бежавшие от него, что объясняет такую распространённость в романтизме мотивов бегства и изгнанничества. Позже причины разрыва личности с обществом стали изображаться более объективно, то есть реалистически, учитывая социальную природу и психологию человека.

Произведений о «лишних людях» было написано немало. «Лишними» можно считать ещё гётевского Вертера или байроновского Чайльд Гарольда, однако в русской литературе это особый тип героя.

Термин «лишние люди» возник значительно позже самого литературного явления.

Вернее, явление было отмечено ещё Пушкиным в черновых вариантах «Евгения Онегина», а словосочетание стало популярным после повести «Дневник лишнего человека» (1849) И.С. Тургенева.

«Лишних людей» в русской литературе традиционно представляли триадой героев — Чацкий, Онегин, Печорин. «Лишний человек» — это тип героя-дворянина, отчуждённого от своей социальной среды, то есть фигура, отражающая исторические реалии. Тем не менее, называя этих героев «лишними людьми», следует помнить, что подобное определение значительно упрощает сложность и богатство этих образов.

Тенденция воспринимать литературный образ суженно, то есть проецировать его на условия и обстоятельства реальной личной жизни читателя и критика, проявилась сразу же после выхода романа «Герой нашего времени».

Героя попросту не «узнали», воспринимая его как прославление безнравственности и гордыни или клевету на добропорядочное общество и его мораль. Более тонкие читатели, такие как В.Г.

Белинский, видели в Печорине «болезнь времени», но не в полной мере осознавали, что Печорин — это не отдельный человек, а литературный тип.

Такое восприятие романа современниками побудило Лермонтова написать «разъяснение» в предисловии ко второму прижизненному изданию 1841 года: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

При анализе образа главного героя романа следует исходить из соображения, что Печорин — это человек в самом широком смысле слова.

В этом герое мы непременно обнаружим черты, свойственные нашему поведению, поведению и как частных людей, и как членов общества, то есть в социально-историческом контексте, а также поступки и жизненный выбор, присущие человеку любо/о исторического времени.

На этих уровнях и следует понимать образ Печорина, и если мы предпочтём один уровень чтения другому, то непременно исказим мысль, которую вкладывал автор в своё произведение.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016

Ссылка на основную публикацию