Анализ повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

Роман или повесть «Матерь Человеческая» Закруткин написал в 1969 году. Повествование является ярчайшим примером прозы о героизме женщин во время Великой Отечественной войны в русской литературе.

Анализ повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

Анализ повести «Матерь человеческая»

  • Произведение основывается на событиях реальной действительности в период военного и послевоенного времени и имеет прототипа главной героини.
  • Жанровая направленность произведения определяется в качестве повести реалистичного стиля, характеризующейся несколькими сюжетными линиями, разветвленными системой образов и проблематикой.
  • Основной темой повести является изображение ужасов военного времени, а также проявление материнских чувств, доброты и милосердия.

Композиционная структура произведения является последовательной и характеризуется раскрытием заявленной тематики посредством использования несюжетных элементов. Своеобразием композиционного построения является включение в повествование вступительного рассказа о главной героине и ретроспекций в виде воспоминаний о прошлом.

В экспозиции повести представляется знакомство с главной героиней и ее воспоминания. Завязкой произведения является изображение смерти ее сына и мужа, а также ожесточенных боев, превративших деревню в руины.

Развитие сюжетной линии осуществляется посредством описания жизни героини по окончании войны. Кульминацией и развязкой представляется изображение новой жизни.

Главной героиней повести является Мария, представленная в образе простой крестьянки, испытавшей нечеловеческие муки, выжившей в суровых военных буднях.

Мария изображается в произведении в качестве невысокой женщины, закончившей всего четыре класса, имеющей карие глаза и веснушки, отличающейся неимоверной силой духа, терпением, добротой, любовью к ближнему, несмотря на пережитое страшное горе в виде потери единственных родных людей, мужа и сына.

Второстепенными персонажами повести являются муж главной героини Иван, ее сын Васятка, которые погибают от рук фашистов.

Кроме того, в повести описываются Саны, изображенная пятнадцатилетней девочкой, умершей на руках Марии, а также семнадцатилетний солдат немецкой армии Вернер Брахт, оказавшийся раненным, которого пытается спасти Мария, ленинградские детишки, спасенные Марией и ставшие для нее впоследствии родной семьей, и полковой командир, признавший главную героиню Матерью человеческой, опустившись перед ней на колени.

Главной мыслью повести является изображение материнских чувств, которые являются огромным счастьем и одновременно большой ответственностью за детские судьбы.

О чем повесть закруткина – сюжет

Матерь человеческая – произведение, повествующее о тяжелой судьбе русской женщины в годы войны.

Мария не вымышленный персонаж, а реально существующее лицо. Сюжетом послужило то что один раз Закруткин увидел женщину в хуторе и узнал ее печальную историю. В Прикарпатье он увидел изваяние Мадонны с младенцем и решил написать повесть.

Повесть начинается с описания взрывов, которым охвачена Земля. Главная героиня Мария спряталась от немцев. Она беременна. Женщина в отчаянии, хочет смерти. Все беды из-за войны. На войну ушел муж и вернулся инвалидом и умер. Когда Мария была маленькой, потеряла отца. В школе проучилась лишь четыре глаза вынуждена была работать.

Мать умерла когда девушке исполнилось 16. После вышла замуж, родила сына Васю. Сына тоже убили немцы. В одну сентябрьскую ночь она вышла из своего укрытия. Она была в ужасе. Немцы сожгли ее дом. Она вспомнила про пятнадцатилетнюю девочку Саню. Как та умерла, как Мария руками вырыла могилу руками и похоронила там.

В Саню стрелял немец, она лежала раненой когда ее заметила Мария. Женщина приволокла Саню к кукурузе, но было уже поздно. После она пошла в огород, увидел коров, подоила их. После к ней возвращается пес, появляется лошадь. Она из ‑за отсутствия людей начинает с ними разговаривать.

На следующий день пошла в сторону хутора все было разгромлено. Решила пойти в погреб где можно было укрыться от холода и безопасным укрытием от пуль. Зайдя туда она увидела молодого немца, она посмотрела на него с ненавистью и презрением.

Она взяла вилы и хотела отомстить за все. Немец тихо прошептал “мама”. Она уронила вилы. Как оказалось потом, немец был ранен осколком в груди звали его Вернер Брахт.

Зная, что он умрет, все равно Мария ухаживала за ним до самой смерти. После она собрала урожай, обустроила погреб, нашла и приютила детей из детдома. Мария  Вскоре она родила сына, через некоторое время пришли разведчики.

Смысл произведения в том что Мария несмотря на свои трудности не теряет силы и продолжает бороться. Она помогает всем просто так не надеясь на какое-либо вознаграждение. Война изменила сущность женщины. Она становится сильнее и не боится брать ответственность за судьбы других людей.

Мужество с которым она переносит  несчастья достойна уважения.  А главное она не потеряла надежду на мирную жизнь без войны. Не случайно автор дает своей героине имя Мария. Как известно Дева Мария непорочная девушка, символ чистоты и милосердия.

Сочинение Человек на войне (Матерь человеческая)

Великая Отечественная война – тяжелейшее из всех испытаний, какие когда-либо выпадали на долю нашего народа. Ответственность за судьбу Родины, горечь первых поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность отчизне, вера в победу – все это под пером разных художников отлилось в неповторимые прозаические произведения.

Теме войны нашего народа с фашистскими захватчиками посвящена книга Виталия Закруткина «Матерь человеческая», написанная практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы.

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, ее муж Иван и их сын Васятка.

Но война не щадит никого. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка.

Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами.

Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе силы для того, чтобы жить. С большим трудом преодолевая горе.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, еще вернется домой. Чувство исполняемого долга поддерживало ее в тяжелые и одинокие дни.

Скоро у нее появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожженное подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей ее земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы.

И хотя она перенесла смерть дорогих и любимых людей, ее сердце не очерствело, и Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожженный хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира…

Книга В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, прекрасному символу гуманизма, жизни и бессмертия рода человеческого.

Гражданское и частное, радость победы и горечь невосполнимых утрат, общественно-патетические и интимно-лирические интонации переплетаются в этих произведениях неразделимо. И все они – исповедь об испытаниях души на войне кровью и смертью, потерями и необходимостью убивать; все они – литературный памятник неизвестному солдату.

Сочинение в виде рассказа с цитатами

Мама… Есть ли на свете кто-то роднее и ближе, чем она? Именно ей я могу доверить свои тайны, с ней обсудить проблемы. Сколько тепла и нежности скрывается в этом общем для всех людей на Земле имени…

«Поговори со мною, мама, о чем-нибудь поговори…», — строки этой песни вспомнились сразу, как только закрылась последняя страничка повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Она потрясла меня до глубины души. Я безудержно плакала над этой удивительной книгой.

Никогда до этого я не читала таких произведений. Я не могла не поделиться с мамой своими впечатлениями:

– Мама, она же (Мария) возродилась, вернулась к жизни! Мама, разве такое могло произойти? Откуда только взялись силы у этой хрупкой женщины? Интересно, если эта история была в реальной жизни, то где место, которое описывает автор?

Маленький Прикарпатский городок… На вершине Княжьей горы стоит изваяние Мадонны с младенцем на руках. Это прототип главной героини – Марии. Матерь Божья, спасительница — вот, что олицетворяет эту прекрасную женщину.

Мама в тот же вечер села читать книгу. Я почувствовала, что маму эта удивительная книга очень впечатлила.

– Дочка, нет на свете слова страшнее, чем «война». В этом коротком слове чувствуется столько боли и страданий людей. «На Марию навалился липкий, холодный страх. «Это Саню убили»,- молнией обожгла ее страшная догадка», — помнишь эти строки? Как же страшно осознавать, что пережили в то время люди и какие испытания легли на их плечи.

– Мама, а разве может женщина вынести столько на своих плечах, сколько вынесла эта хрупкая женщина? Разве это под силу женщине?

– Она мать, и этим всё сказано! — ответила мама. — Даже умирающий немецкий мальчишка, которого заставили воевать, называет её мамой, и она принимает это. А он немец, он враг, он был здесь, когда убивали её семью, и это настолько душераздирающе, что читать можно только с комом в горле, ведь на её руках он перестаёт быть немцем. Враг ли он только потому что немец?

Или друг, который тоже остался один, без родителей, без матери? Я плакала, читая, когда он произнёс только одно русское слово — мама, называя так Марию. «Я не могу жить, господи, — давясь слезами, шептала Мария, — я не хочу жить». И как она не умерла от ужаса в ту ночь?

– Мама, эти слова как показывают силу ее характера. Это удивительно, что Мария, после всего случившегося, смогла не только выжить, но и “подарить” жизнь другим, помочь, подарить надежду. Она работает, помогает людям и животным, хотя сама нуждается в помощи.

Мария не забывает своих родных, думает о детях, животных, старается никого не обделить. Этим она вызывает у нас восторг и восхищение.

Для меня самым волнующим и эмоционально сильным был эпизод, где Мария рыдает над останками своих родных, которые были обнаружены на месте сгоревшего домика.

В эпизоде, где она становится матерью для семерых детей, дав им приют, свою любовь и новую жизнь, она раскрывается еще больше! Это придаёт ей еще больше сил, она отдает всю свою любовь и тепло всем детям, которые нуждались в ней. Вскоре у нее появился ребёнок, который и стал смыслом ее существования и борьбы за жизнь.

Трогателен и финальный эпизод, где командир опускается перед Марией на колени и прижимается щекой к ее руке, тем самым показывая нам читателям её великий подвиг – подвиг материнства, символ жизни.

Ведя диалог с мамой и делясь своими впечатлениями, мы мысленно оказались на том месте, на вершине Княжьей горы, у изваяния Мадонны. И тогда невольно пришло осознание насколько важно передавать такие истории из поколения в поколение: тогда не прервется связь поколений.

Читайте также:  Анализ поэмы Мильтона «Потерянный рай»

Я очень надеюсь, что наступит тот день, когда мы сможем и в реальности посетить это место и поклониться той, которая стала матерью всему человечеству.

Месть и великодушие (Матерь человеческая)

Основная сюжетная линия произведения В. А. Закруткина поможет написать сочинение «Месть и великодушие» по произведению «Матерь человеческая». Главная героиня повести отказывается от мести и поступает по отношению к своему врагу великодушно.

Мария, главная героиня повести «Матерь человеческая», прошла нелегкий жизненный путь. Война отобрала у нее всех родных людей. Мария лишилась любимого мужа Ивана и родного сына Васютки.

Лишилась героиня и дома, так как фашисты разгромили всю деревню, где проживала Мария. Единственное, что давало силы героине, заключалось в беременности ее. Мария в одиночку начала свою жизнь с начала, несмотря на то что это было крайне тяжело. Героиня помогала и другим людям – голодным детям, которым была необходима поддержка.

Образ Марии является олицетворением всех женщин, которые понесли все тяготы жизни в военные времена.

Месть

Враги в военное время отобрали у Марии все самое ценное. У нее не осталось смысла жизни. Она хотела отомстить немцам за то, что они сделали с ней и ее семьей. Поэтому когда Мария увидела немецкого солдата, она бросилась на него с вилами, чтобы отомстить всем фашистам, которые испортили не только ее жизнь, но и судьбы многих русских людей.

Великодушие

Однако, когда немец произнес слово «мама», Мария остановилась. Она поняла, что ему нужна ее помощь, что она не сможет убить этого молодого человека. Мария проявила себя как настоящий великодушный человек. В. А. Закруткин демонстрирует то, что героиня смогла избавиться от чувства гнева и желания отомстить, добро внутри Марии победило злые намерения.

Доброта и великодушие Марии позволило героине позаботиться о человеке, который причастен к войне. Даже немец, согласно поступку Марии, заслуживает хорошего и человеческого отношения к нему. Героиня поняла, что она не сможет убить человека, которого дома также ждет мать. Мария не смогла на зло фашистов ответить злом.

Поступок Марии, которая вместо мести выбирает путь добродетели, демонстрирует проблему мести и великодушия («Матерь человеческая»). Писатель показывает, что Мария стоит перед таким выбором в самые тяжелые для русского народа времена – во времена войны.

Моя лучшая подруга – сочинения для 5–8 классов.

О женщине, силу воли и доброту которой не смогли перетереть жернова истории, рассказывается в повести В. Закруткина «Матерь человеческая». Благодаря образу главной героини произведение стало хрестоматийным. Спустя 6 лет после написания его экранизировали.

Урок литературы для 9 класса «Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

  • Урок литературы
  • 9 класс
  • Тема: Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
  • Выполнила Федотова Елена Вячеславовна
  • учитель русского языка и
  • литературы МБОУ Верхнеобливской оош
  • Тацинского района
  • Ростовской области
  • 2014 г.
  • Тема: Образ главной героини в повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
  • Цели урока:
  • Образовательные:
  • – дать представление о личности и судьбе писателя, на примере повести показать жестокие реалии войны, мужество и патриотизм простого человека, мастерство писателя в создании человеческого характера, образа женщины-матери как воплощения высокой нравственности;
  • – определить тематику и проблематику произведения;
  • – на основе эпизодов составить портретную характеристику героини, показать художественные приемы, используемые автором при создании образа Марии;
  • Развивающие:
  • – развитие ассоциативного мышления, эмоциональной сферы;
  • – закрепление навыков анализа текста с ми, выводами;
  • Воспитательные:
  • – воспитывать культуру устной и письменной речи, личностное отношение к событиям, героям;
  • – способствовать воспитанию патриотических чувств, милосердия, сострадания, уважения и любви к женщине, матери;
  • – пробудить интерес к истории России.
  • Тип урока: урок-размышление

Оборудование: Портрет В. Закруткина, выставка книг с произведениями В. Закруткина, иллюстрации к произведению, репродукции картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», Казанской иконы Богородицы, раздаточный материал, ТСО.

На доске эпиграфы.

Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!

М. Горький «Сказки об Италии».

…вспомнил женщину, которую не смел, не имел права забыть.

В. Закруткин «Матерь человеческая».

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя. Сегодня у нас необычный урок – урок-размышление. Мы попробуем поразмышлять над повестью Виталия Закруткина «Матерь человеческая».

Эта повесть вам уже знакома, вы прочитали ее дома. Сегодня мы обобщим то, что узнали. В то же время мне хочется, чтобы этот урок был и уроком – открытием, чтобы никто из вас не ушел с пустым сердцем.

Более 65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, песни, рассказы, строки военной корреспонденции. Не был исключением и наш земляк, писатель Виталий Закруткин.

2. Беседа с учащимися.

1) Скажите, а какие ассоциации у вас вызывает слово «война»?

(Смерть, убийства, кровь, разрушения, насилие, плен, голод, издевательства, потеря родных и друзей, боль и горечь утрат и т.д.).

2) Кто воевал на войне?

(Солдаты, партизаны, медсестры, студенты и др.).

3) Что такое тыл?

(Учащиеся отвечают предположениями.)

3. Словарная работа.

В словаре «Тыл: 1) территория позади фронта, за боевой линией;

2) во время войны: вся страна в противоположность фронту».

4. Слово учителя.

Люди в тылу тоже совершали подвиг, подвиг труда. Жены, матери, дети заменяли тех, кто ушел на фронт.

Повесть В. Закруткина посвящена женщине, женщине-матери. Тем, кому в годы войны приходилось труднее всего.

Они должны были заменить ушедших мужей, и в то же время продолжать свой труд – труд матерей. Неслучайно я взяла для названия темы нашего урока строку из стихотворения Д.

Кедрина «Солдатка»: «Есть материнства женская работа…» А дальше есть продолжение: «И есть мужской тяжелый труд войны».

5. Сообщение учащегося «История создания повести «Матерь человеческая».

Виталий Александрович Закруткин родился на станции Кочетковская-на-Дону Ростовской области в 1908 году. Сын учителей, вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом. В 20-е годы семья Закруткиных оказалась на Дальнем Востоке.

В 1932 году Виталий экстерном окончил Благовещенский педагогический институт. В 1941 году, порвав прямо в военкомате уведомление о брони для научных работников, ушел на фронт военным корреспондентом. На войне был до последнего дня.

Победу встретил в Берлине.

В первые месяцы войны наши войска отступали под напором гитлеровских полчищ. Женщины, старики, дети оставались беззащитными перед лицом жестокого врага.

«Я своими глазами видел все, что натворили гитлеровцы только за одну неделю. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца, » – напишет В. Закруткин в книге «Страницы о себе».

Душевная щедрость, мужество, принципиальность, бескорыстие, доброта – основные черты положительных героев писателя. В основе его повести «Матерь человеческая» – реальный факт.

«Ранней весной 1943 года, – пишет автор, – мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной линии.

В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого…

Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то темной дыры выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним выползла еле прикрытая лохмотьями женщина…

Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора. Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст…».

Тогда же, в перерыве между боями, В. Закруткин написал об этой женщине рассказ «О живом и мертвом», который был напечатан в 1944 году. Спустя много лет, перечитывая этот рассказ, В. Закруткин решил писать повесть о женщине, которая воплотила в своем характере все лучшие качества.

6. Работа с эпиграфом.

Произведений, посвященных матерям, очень много. Мне особенно понравились высокие слова М. Горького, которые я выбрала в качестве эпиграфа.

  1. Как вы понимаете эти слова?
  2. – Все на земле: жизнь, счастье, радость – идет от матери.
  3. – Мама для каждого человека – самый близкий человек, она ограждает своего ребенка от всех бед и напастей, и никто не должен об этом забывать.

7. Анализ содержания произведения.

  • 1) О чем эта повесть?
  • – О судьбе женщины, которая выжила, несмотря на то, что оказалась одна в сожженном немцами хуторе.
  • – О подвиге Марии, который она совершила в тылу.
  • – О еще одной страшной стороне Великой Отечественной войны.

2) Какие эпизоды вам показались самыми яркими? Почему?

  1. – Эпизод гибели мужа Марии Ивана и сына Васятки.
  2. Не каждая женщина смогла бы вынести смерть самых близких и дорогих людей, а Мария, решившая сначала тоже умереть, все же находит в себе силы жить и бороться с тяготами жизни на пепелище.
  3. – Описание той страшной ночи, которая перевернула жизнь Марии.

После этой ночи вся жизнь Марии раздвоилась на две половины: до и после этой ночи.

Убитая горем, Мария хочет умереть, но жизнь властно напоминает ей о том, что «она не одна, что в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским теплом, но уже своя отдельная слабая жизнь…». Мария ждет ребенка.

На страницах повести мы слышим диалог разума и сердца Марии: «Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить!…» Здесь мы слышим ярко выраженную позицию автора, он говорит от лица еще не родившегося ребенка.

И Мария остается жить среди трупов и каркающих ворон, пролетающих над головой. Мария смогла найти в себе силы, чтобы жить дальше в этих нечеловеческих условиях. Ее жизненное пространство обозначено сгоревшим хутором, время как бы остановилось. Автор намеренно замедлил его, подробно описывая каждый жизненный шаг Марии.

– Эпизод ухаживания за раненым немцем.

Вернер Брахт – враг, но Мария увидела в нем простого мальчишку, попавшего на войну не по своей воле. Слово «мама», произнесенное им, остановило уже поднятую для убийства руку женщины.

Доброта, милосердие, сострадание – вот главные черты характера Марии. Они победили зло, заглушили чувство мести.

До самой смерти Вернера Мария ухаживает за ним, как мать, и хоронит его, как и русских солдат.

– Приход животных к подвалу, в котором жила Мария.

Колхозные коровы, овцы, лошади, куры и голуби были спасены этой женщиной от голодной смерти.

– Сбор урожая подсолнечника, кукурузы, свеклы, моркови. Огромных усилий стоила беременной женщине эта работа. Была поздняя осень, потом зима, а она в течение нескольких недель сносила початки кукурузы и шляпки подсолнечника в воронки от снарядов, так как думала не о себе, а о том, как будет смотреть в глаза односельчан, когда они вернутся домой.

– Захоронение наших убитых солдат.

Картины, которые открывались нашим глазам при чтении, разрывают сердце. А Мария нашла в себе мужество и похоронила всех убитых, найденных ею в окопах за селом. Смерть каждого она переживала, как личное горе.

– Спасение детей, эвакуированных из Ленинградского детского дома, найденных Марией в отдаленной копне сена.

Каждому из этих ребятишек она стала настоящей матерью, обогрела, накормила, сшила одежду и т.д. Детей семеро, наверное, не случайно, ведь семь по народным представлениям является счастливым числом. С появлением их на хуторе Мария «оттаяла», как будто ожила.

– Рождение сына.

Появление сына Васеньки – огромное выстраданное счастье для Марии. Ради него она выжила, выстояла в этих трудных условиях. Мария называет его «кровиночкой», слезы радости выступают у нее на глазах.

В этот момент «…она почувствовала , что в этом тихом младенческом дыхании рожденного ею человека заключается вся ее жизнь, все помыслы и надежды, все, что есть у нее на испепеленной , искромсанной, изуродованной войной земле».

Читайте также:  В чем разница между жестокостью и злостью?

В этом момент ей показалось, что она родила всех «малых людей» и должна отвести от них смерть.

8. Анализ тем произведения.

  • 1) Какие темы звучат в произведении?
  • – тема Родины,
  • – детства и взросления,
  • – мужества,
  • – семьи,
  • – любви,
  • – жизни и смерти,
  • – скорби и печали,
  • – труда,
  • – природы,
  • – животных,
  • – героизма и подвига,
  • – народа,
  • -смирения…

2) Расскажите, как эти темы раскрываются писателем? Приведите примеры. (Учащиеся распределены по группам для анализа тем).

9. Анализ проблематики произведения.

  1. 1) Какие проблемы поднимают эти темы?
  2. – Война и дети,
  3. – Война и материнство,
  4. – Война и стремление к добру.

Вывод: Человек ответственен за все живое. Никогда нельзя сдаваться, потому что твоя жизнь может спасти еще чью-то жизнь.

10. Анализ художественных средств.

Учащиеся вместе с учителем анализируют отрывок из повести. «Она слегка приподнялась, опустила только что рожденного сына…».

  1. Выразительное чтение отрывка.

  2. С помощью каких приемов автор создает образы и подводит к выводам?

11. Работа с текстом по вариантам.

Учащиеся распределены по группам и анализируют художественные средства в отрывках из повести.

1 вариант.

На Марию навалился липкий, холодный страх. «Это Саню убили»,- молнией обожгла ее страшная догадка.

  • (Липкий, холодный страх, страшная догадка – эпитеты;
  • страх навалился, догадка обожгла молнией – метафоры).
  • 2 вариант.

Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!

(Риторическое обращение, ряды однородных членов).

3 вариант.

В конце апреля возле погреба, в котором Мария прожила всю осень и зиму, неожиданно зацвела обожженная пожаром яблоня. На ней распускались редкие почки, еще чернели оголенные, тронутые пламенем полумертвые ветки, и уже белые, с красноватой сердцевиной лепестки цветов засияли, нежно и трепетно, красуясь на утренней заре.

(Полумертвые ветки; лепестки засияли, красуясь, – олицетворения. Ожившая обожженная пожаром яблоня – символ возрождающейся жизни.)

12. Осмысление названия произведения и имени главной героини.

1) Как вы думаете, почему В. Закруткин назвал свое произведение «Матерь человеческая»?

2) Почему командир полка «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к безвольно опущенной маленькой руке»?

– Мария берет на себя ответственность за чужих детей, за чужих животных, за раненого немца. Она для всех них становится матерью.

– Перед нею преклонил колено командир полка, пришедшего весной в сожженную деревню, как перед Богородицей. В данном эпизоде Мария предстает в облике Богоматери с младенцем на руках, прошедшей путь мученичества и самоотверженной любви. Поэтому автор назвал свое произведение «Матерь человеческая», а не «Мать», «Мама».

«Матерь» – слово старославянское, слово высокого стиля.

13. Слово учителя:

О святых вещах нужно говорить возвышенными словами. Вспомните, как очень уважительно М. Горький отозвался о Матери: «Прославим Женщину-Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!»

Сегодня у вас перед глазами образ Богородицы с ребенком на руках, представленный на репродукциях картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» и Казанской иконы Богородицы. Подобный образ увидел и командир отряда.

Каждая мать рождает ребенка на страдания. И она знает, на что отдает свое дитя. Горе Богородицы, отдающей сына людям, может быть понятно любой матери. Богородицу особенно любят на Руси, она считается покровительницей России. И нам нужно помнить, что, оскорбляя даже слово «мать», мы оскорбляем и Богородицу, и свою собственную маму.

Имя главной героини дано тоже в честь Божьей матери Марии. Имя Мария имеет интересную историю.

14. Сообщение подготовленного учащегося о значении имени Мария.

Имя Мария древнееврейского происхождения. По одной версии – горькая, по другой – любимая, по третьей – упрямая. Имя Мария является, пожалуй, наиболее распространенным из женских имен во всем мире. Это объясняется широтой охвата самых различных стран христианством.

Наиболее известной его обладательницей была пресвятая преподобная дева Мария Египетская, Мать Иисуса Христа, зачавшая Божьего Сына непорочно после явления к ней ангела Господня.

Наряду с другими представителями святого семейства, Пресвятая Дева Мария была причислена к лику Святых уже в первые годы существования христианства. О жизни Богородицы в Священном Писании немного сведений. Известно, что ее родители, Иоаким из Назарета и Анна из Вифлеема, прожили до старости без детей.

Архангел известил, что у них родится «благодатная дщерь». Мария по обету родителей с четвертого года жизни была отдана в храм на воспитание как посвященная богу. На четырнадцатом году жизни она обручена с Иосифом.

Она пережила все муки, связанные с жизнью и распятием Иисуса Христа. Немного событий рассказали евангелисты из жизни Богоматери, но вполне достаточно, чтобы ясно очертить идеальный нравственный образ Пресвятой Девы. Предание говорит, что Мария жила до 48 лет, почила при многих чудесных обстоятельствах, была погребена в веси Гефсиманской, но потом чудесно взята на небо.

Высокое почтение к Матери Божьей в христианском обществе восходит к глубокой древности.

15. Выявление авторской позиции.

Какова авторская позиция в этом произведении?

Все, о чем мы говорили, помогает нам понять взгляд писателя на войну. Мы не видим сражений, перед нами обыкновенная, простая русская женщина и типичная судьба ее в годы войны. Закруткин показывает войну как античеловеческое, антигуманное, противоестественное всему начало. Вся повесть залита морем слез, полна какого-то генетического страха и тревоги.

Перед читателем широкая река горя людского и горя материнского. С другой стороны, писатель раскрывает необыкновенный характер русской женщины, ее силу духа, способность выстоять, выжить в тяжелейших условиях военного времени. Истоки ее нравственного подвига в любви, милосердии, вере в людей. Это помогло Марии спасти и сохранить «погибающий» мир.

Благодаря таким, как Мария, Земля жива.

16. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я открыл… (почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился… и т.д.). Закончите предложение.

17. Домашнее задание.

Напишите сочинение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Анализ романа Закруткина "Матерь человеческая"

Донская земля, во все времена, была богата на таланты. Во второй половине XX века здесь собрались три литературных “кита”: М. Шолохов, В. Калинин, В. Закруткин. Все трое родились, росли и творили в один из трагических разломов российской истории. И тот факт, что они прошли войну, кардинально повлияло на их творчество.

В небольшой станице Кочетовской, расположенной в нижнем течении Дона, жил и творил Виталий Александрович Закруткин, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Здесь, в сельской тишине, были написаны его замечательные произведения: “Кавказские записки”, “Плавучая станица”, “Сотворение мира”, “Матерь человеческая” и многие другие.

Небольшой хуторок, затерянный на необъятных донских просторах, в сентябре 1941 года, заняли фашисты. Звери есть звери; они всё разорили, сожгли хутор. Часть жителей убили, другую часть угнали в неволю.

Эта горькая чаша не миновала и молодую женщину Марию. Её мужа Ивана и малолетнего сыночка Васятку, эти звери, в человеческом обличии, повесили. Женщина осталась один на один со своим страшным горем.

Казалось, что утерян сам смысл жизни, порвалась последняя нить, соединяющая её с прошлым.

Но Мария русская женщина! Беда не сломила её. Она продолжала бороться за свою жизнь, за жизнь будущего ребёнка. Смертельно раненую девочку Соню, Мария спасает, рискуя своей жизнью. Когда та умирает, она едва не сходит с ума. С огромным трудом всё же находит в себе силы, чтобы жить.

В эпизоде с раненым молодым немцем, совсем ещё мальчиком, автор раскрывает истинную душу простой русской женщины, её сострадание, гуманизм. Несмотря на смертельную ненависть к гитлеровцам, Мария не заколола вилами этого горе-вояку, когда тот слабо прошептал: “Мама! Мама!”.

Чувство долга перед убитыми и замученными, перед угнанными в Германию односельчанами, заставляет женщину убирать урожай с колхозных полей, собирать скотину. Эта, невероятно, тяжёлая работа, во многом, помогла ей преодолеть тяжесть утраты и одиночество.

Смерть родных ей людей не ожесточило сердце молодой женщины. Под её крыло, как под крыло квочки-несушки, собирались животные и люди. Так, она смогла приютить семерых сироток, занесённых ветром войны в эти края. Когда в разоренный хутор вошли советские солдаты, Марии показалось, что она родила не только своего сына, а многих и многих сирот этой проклятой войны.

“Матерь человеческая” – это гранитный памятник, гимн русской женщине. Редкий художник может так глубоко раскрыть душу женщины. В. А. Закруткин так нарисовал образ Марии, что если внимательно читать эту книгу, то становится понятно, почему войну выиграл советский народ.

Месть и великодушие (Матерь человеческая) – сочинение по теме

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Матерь человеческа
  • Произведение основывается на событиях реальной действительности в период военного и послевоенного времени и имеет прототипа главной героини.
  • Жанровая направленность произведения определяется в качестве повести реалистичного стиля, характеризующейся несколькими сюжетными линиями, разветвленными системой образов и проблематикой.
  • Основной темой повести является изображение ужасов военного времени, а также проявление материнских чувств, доброты и милосердия.

Композиционная структура произведения является последовательной и характеризуется раскрытием заявленной тематики посредством использования несюжетных элементов. Своеобразием композиционного построения является включение в повествование вступительного рассказа о главной героине и ретроспекций в виде воспоминаний о прошлом.

В экспозиции повести представляется знакомство с главной героиней и ее воспоминания. Завязкой произведения является изображение смерти ее сына и мужа, а также ожесточенных боев, превративших деревню в руины. Развитие сюжетной линии осуществляется посредством описания жизни героини по окончании войны. Кульминацией и развязкой представляется изображение новой жизни.

  Сочинение «Кабинет русского языка»: описание любимого класса

Главной героиней повести является Мария, представленная в образе простой крестьянки, испытавшей нечеловеческие муки, выжившей в суровых военных буднях.

Мария изображается в произведении в качестве невысокой женщины, закончившей всего четыре класса, имеющей карие глаза и веснушки, отличающейся неимоверной силой духа, терпением, добротой, любовью к ближнему, несмотря на пережитое страшное горе в виде потери единственных родных людей, мужа и сына.

Второстепенными персонажами повести являются муж главной героини Иван, ее сын Васятка, которые погибают от рук фашистов.

Кроме того, в повести описываются Саны, изображенная пятнадцатилетней девочкой, умершей на руках Марии, а также семнадцатилетний солдат немецкой армии Вернер Брахт, оказавшийся раненным, которого пытается спасти Мария, ленинградские детишки, спасенные Марией и ставшие для нее впоследствии родной семьей, и полковой командир, признавший главную героиню Матерью человеческой, опустившись перед ней на колени.

Главной мыслью повести является изображение материнских чувств, которые являются огромным счастьем и одновременно большой ответственностью за детские судьбы.

Сюжет

Матерь человеческая произведение повествующее о тяжелой судьбе русской женщины в годы войны.

Мария не вымышленный персонаж, а реально существующее лицо. Сюжетом послужило то что один раз Закруткин увидел женщину в хуторе и узнал ее печальную историю. В Прикарпатье он увидел изваяние Мадонны с младенцем и решил написать повесть.

Повесть начинается с описания взрывов которым охвачена Земля. Главная героиня Мария спряталась от немцев. Она беременна. Женщина в отчаянии, хочет смерти. Все беды из-за войны. На войну ушел муж и вернулся инвалидом и умер. Когда Мария была маленькой, потеряла отца. В школе проучилась лишь четыре глаза вынуждена была работать.

Мать умерла когда девушке исполнилось 16. После вышла замуж, родила сына Васю. Сына тоже убили немцы. В одну сентябрьскую ночь она вышла из своего укрытия. Она была в ужасе. Немцы сожгли ее дом. Она вспомнила про пятнадцатилетнюю девочку Саню. Как та умерла, как Мария руками вырыла могилу руками и похоронила там.

В Саню стрелял немец, она лежала раненой когда ее заметила Мария. Женщина приволокла Саню к кукурузе, но было уже поздно. После она пошла в огород, увидел коров, подоила их. После к ней возвращается пес, появляется лошадь. Она из -за отсутствия людей начинает с ними разговаривать.

Читайте также:  Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это

На следующий день пошла в сторону хутора все было разгромлено. Решила пойти в погреб где можно было укрыться от холода и безопасным укрытием от пуль. Зайдя туда она увидела молодого немца, она посмотрела на него с ненавистью и презрением. Она взяла вилы и хотела отомстить за все. Немец тихо прошептал «мама». Она уронила вилы.

Как оказалось потом немец был ранен осколком в груди звали его Вернер Брахт

Зная, что он умрет, все равно Мария ухаживала за ним до самой смерти. После она собрала урожай, обустроила погреб, нашла и приютила детей из детдома. Мария Вскоре она родила сына, через некоторое время пришли разведчики.

Смысл произведения в том что Мария несмотря на свои трудности не теряет силы и продолжает бороться. Она помогает всем просто так не надеясь на какое-либо вознаграждение. Война изменила сущность женщины.

Она становится сильнее и не боится брать ответственность за судьбы других людей. Мужество с которым она переносит несчастья достойна уважения. А главное она не потеряла надежду на мирную жизнь без войны. Не случайно автор дает своей героине имя Мария.

Как известно Дева Мария непорочная девушка, символ чистоты и милосердия.

9 класс

Судьба

Мария, главная героиня повести «Матерь человеческая», прошла нелегкий жизненный путь. Война отобрала у нее всех родных людей. Мария лишилась любимого мужа Ивана и родного сына Васютки.

Лишилась героиня и дома, так как фашисты разгромили всю деревню, где проживала Мария. Единственное, что давало силы героине, заключалось в беременности ее. Мария в одиночку начала свою жизнь с начала, несмотря на то что это было крайне тяжело.

Героиня помогала и другим людям – голодным детям, которым была необходима поддержка.

Образ Марии является олицетворением всех женщин, которые понесли все тяготы жизни в военные времена.

Композиция произведения

Экспозицией повести является знакомство с главной героиней, сцена в кукурузе, краткое описание прошлого.

Завязка — гибель мужа и сына, сжигание деревни фашистами, угон немцами людей из деревни, кровавый бой. Развитие событий — жизнь после случившегося.

Кульминация делится на несколько частей, поэтому выделить основную невозможно. Развязка — жизнь Марии после рождения ребёнка.

События произведения Виталия Закруткина «Матерь человеческая» идут последовательно, которые разбавляются сценами, уходящими от основного сюжета. Особенностью композиции является рассказ о Марии и о её прошлом в начале повести.

Анализ кратко даёт понять читателю сюжет и задумку автора произведения «Матерь человеческая». Аргументами для сочинения могут послужить проблемы доброты, сожаления, материнства и милосердия.

Воспоминания женщины

Находясь на выжженном поле, смотря в небо, героиня пытается вспомнить свое прошлое. Ей довелось хлебнуть горя еще с малых лет. Белогвардейцы расстреляли её отца, члена коммунистической партии, когда той было 7 лет. В 16 она похоронила собственную мать. С самой юности девушка была труженицей.

Ей удалось закончить только 4 класса, потому что заставила жизнь. Ей приходилось много работать, заниматься хозяйством и делать всё возможное, чтобы прокормиться. Иван, за которого она впоследствии вышла замуж, также не успел окончить школу и всё по той же причине. Но оба смогли вступить в комсомол и колхоз. По этой причине односельчане уважали их.

  Список тем эссе по 5 направлениям для ЕГЭ по обществознанию

Молодые люди поженились, а спустя год у них родился сын Вася. Девушка устроилась работать дояркой, её муж занимал должность шофёра в 3 бригаде. Как только началась война, Ивану пришлось уйти на фронт, но вернулся он оттуда без руки.

Молодая жена старалась поддержать его. Ей пришлось уйти рыть окопы для советских воинов, наряду с другими односельчанами. Потом до деревни добрались немцы. Поначалу они никого не трогали, но, как только кто-то взорвал автомобиль с офицерами и украл ценные документы, они решили отомстить.

В итоге повесили Ивана, заступившуюся за него Феню и сына героини.

Женщина готова была кричать, но земляки закрыли ей рот руками, чтобы не расстреляли и её. Односельчане потащили ее в кукурузу, приказав не выходить оттуда, пока всё не закончится. Только по этой причине Марии удалось остаться в живых.

Видимо, судьбе было угодно, чтобы героиня книги осталась жива, потому что впоследствии она спасла много людей. Ей довелось даже лечить противника, который получил тяжелое ранение. Вместо того чтобы отомстить ему, она проявила по отношению к мужчине милосердие и сострадание.

Появление хозяйства

Постепенно наступил октябрь, стало холодно. Женщина понимала, что надо как-то подготовиться к зиме. Она стала ходить по немецким блиндажам, которые были уже заброшены солдатами, и собирать всё, что было пригодно для использования.

Ей удалось обнаружить мыло, светильник, но самой важной находкой оказалась печка. Находясь в сложных условиях, важно предусмотреть абсолютно всё.

Не имея печки, женщина могла бы погибнуть от холода, равно как и все животные, которые следовали за ней.

Ей пришлось даже снять сапоги с мёртвого немца и взять у него шинель. Она носила лёгкое ситцевое платье, которое за время странствования превратилось в лохмотья. К тому моменту с ней рядом было уже 2 собаки.

Героине удалось найти тушу немецкой лошади, убитой снарядом. Она разделала её, после чего убрала мясо в надежное место, обсыпав густым слоем соли. Кости она отдала собакам, что помогло им спастись от голода. Упряжь, снятая с коня, также принесла пользу.

Она надела её на корову Зорьку, чтобы было удобнее носить вещи.

Единственным источником воды в хуторе был колодец, в которой немцы кинули трупы убитых животных. По этой причине она была непригодной для использования.

но Мария вычистила колодец, пользуясь помощью запряженной коровы Зорьки. После этого крестьянка вручную убрала всю негодную воду и очистила дно.

Часть коровника в дальнейшем она переделала, чтобы там могли быть ещё и 3 лошади, а также овцы и куры, последовавшие когда-то за ней.

Основные события

После его гибели Мария осталась одна, но вскоре к ней прибились собаки и голуби одного из хуторян. Она смогла обустроить погреб для сносной жизни, продолжила собирать урожай на всех огородах в надежде на возвращение колхозников. Но вместо них у нее появилось хозяйство:

  • куры;
  • коровы;
  • овцы;
  • собаки;
  • лошади.

Четыре месяца Мария оставалась в одиночестве. Но как-то в декабре решила пойти на отдаленный участок бригады. Оттуда доносились голоса и плач детей. Все они были родом из детского дома в Ленинграде. Они ехали в поезде, но на них напали немцы. Враги убили воспитателей и нескольких детей, остальным удалось сбежать.

Женщина проявила милосердие и забрала ребят к себе. Она их искупала и накормила, заменила им мать. В ответ дети помогали ей с хозяйством и на полях. Апрельским днем у Марии начались схватки. Женщина родила сына, назвала его Васей. Но в тот момент глава огромного семейства подумала, что вместе с ним появились на свет и те семеро детей, которых она воспитывала.

В конце месяца в хутор пришел кавалерийский полк, где и служил рассказчик. Мария с детьми вышли навстречу солдатам. А их командир стал перед женщиной на колени и прижался к ее руке щекой. Он безмолвно выражал ей благодарность всего человечества за мужество и великодушие.

Забота о животных

Вечером, когда героиня вышла на поле, засеянное свеклой, до нее донесся хруст сухих веток. Она испугалась, но, оглянувшись, заприметила вдали 4 коров, у которых капало молоко с вымени, а также злого пса, принадлежавшего чабану Герасиму.

Животные пытались отыскать убежище, спастись рядом с человеком. Коровы были недоены, потому чувствовали себя плохо. Мария приняла решение помочь им. Поначалу она доила коров так, что молоко капало прямо на землю, а потом додумалась утолить им свои жажду и голод.

Она дала молока и собаке, которая была очень голодна и с удовольствием приняла это угощение.

Мария захотела было уходить, но животные последовали за ней, так как увидели в ней свое спасение. Они легли на ночёвку все вместе. Коровы пристроились немножко поодаль, а Дружок расположился рядом.

В дальнейшем к несколько овец, кур, которые также последовали за ней в поисках заботы и тепла. Но не только о животных предстояло заботиться Матери человеческой.

Анализ произведения показал, что доброта в её сердце распространялась и на людей.

«Матерь человеческая» – анализ. Дети, которым Мария спасает жизнь

Дальнейшее изучение повести доказывает, что нет предела человеческим возможностям. Мария, дабы не пропал труд колхозников третьей бригады, каждый день ходила убирать кукурузу, подсолнухи, овощи.

В один из таких уже зимних дней женщина услышала голоса в копне сена и увидела семерых детей. Они много дней шли, питались сырым картофелем, который находили на полях.

Это были дети из разбомбленного поезда, который вез эвакуированных из блокадного Ленинграда. Из 160 человек уцелело только 7. Мария выходила детей.

Сначала она отвела их домой, вымыла, дала молока, постирала вещи, затем стала шить им новые из тех, которые до этого нашла в окопах.

Старшие девочки стали помогать женщине убирать урожай третьей бригады.

Характеристика главных героев

В произведении Закруткина не так много основных персонажей, но у каждого из них есть своя печальная история.

  • Мария;
  • Иван;
  • Вася;
  • Саня Земенкова;
  • Вернер Брахт.

Автор назвал главную героиню Марией в честь Богоматери. Иваном звали мужа, его ещё в самом начале войны забрали на фронт. Вася — сын главной героини, которого главная героиня обнаружила повешенным от рук немецких солдат.

Девочку, жившую по соседству и оставшуюся без семьи, звали Саней Земенковой. Мария считала её своей приёмной дочерью и очень полюбила. Именно поэтому смерть девочки от ранений далась женщине очень тяжело.

Немца, которого обнаружила Мария в своём погребе, звали Вернер Брахт. Это ещё совсем юный мальчишка, которого война загнала в такие условия. Он не был негативным персонажем, так как боялся всего происходящего так же, как и остальные невинные люди.

Пережитые потери

Начало сюжета приходится на сентябрь 1942 года. Ночью повсюду разрываются бомбы, земля — в огне. Мария пытается спрятаться от происходящего в зарослях кукурузы. Она находит глубокую борозду, в которую ложится вниз животом. Занимать это положение долго ей не удаётся, потому что она беременна и испытывает дискомфорт.

В итоге она переворачивается набок и от отчаяния просит у Бога смерти. Анализ следующего эпизода позволяет понять, что её сподвигает на такие мысли. Оказывается, её мужа и старшего сына повесили немцы. Без них женщина не знала, как жить дальше. Не сойти с ума ей помогал тот факт, что она ждала ребенка.

Много горя принесли с собой фашисты. Они сожгли дома в деревне, подорвали новый коровник. Всех, кто остался в живых, насильно угоняли в Германию. Находясь в своём убежище, женщина видела, как стройной шеренгой друг за другом шли старики и женщины. Когда кто-то начинал плакать и жаловаться, фашисты подбегали и ударяли их прикладом ружья.

Саня Зименкова, которой было на тот момент 15 лет, начала кричать, что не пойдёт в Германию батрачить на немцев. Мать пыталась её угомонить, но та не переставала шуметь.

Внезапно раздалась автоматная очередь, после чего девочка упала на землю. Как только процессия удалилась далеко вперед, Мария наконец-то покинула свое укрытие и бросилась к девочке. Она была смертельно ранена, но еще оставалась в живых.

Утром её не стало. Её хоронит Мария, она же и есть Матерь человеческая.

Анализ книги дает понять, почему Виталий Александрович решил так назвать обычную женщину из народа.

Ссылка на основную публикацию