Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)

Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак) Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой. Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой. Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому, Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры. И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник. С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно, Перекликалась даль протяжно. В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту. Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом: «Прощай, лазурь преображенская Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа. Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений Я — поле твоего сражения. Прощай, размах крыла расправленный, И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».  Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)
Отношения Бориса Пастернака с религией складывались непросто. Крещенный в детском возрасте по настоянию няни, поэт вплоть до совершеннолетия не знал об этом. Хотя и признавался, что его постоянно тянуло зайти в православный храм. Став состоявшимся поэтом и известным литератором, Пастернак неожиданно для себя обратился к теме религии и создал цикл произведений, в которых затронул вопросы православной веры. Для того чтобы понять, насколько сложно было работать над такими произведениями, следует обратиться к тому времени, когда они создавались. Так, стихотворение «Август» было написано в 1953 году, который ознаменовался новым витком гонений на православие. К тому же следует учитывать, что Борис Пастернак, являясь выходцем из еврейской семьи, после крещения стал изгоем среди своих соплеменников и при том не был принят в русской православной среде, малочисленной и постоянно подвергающейся репрессиям. Поэтому со стороны поэта надо было обладать огромным мужеством, чтобы написать стихотворение, посвященное Преображению Господню, и даже опубликовать его, зная заранее, к чему подобный шаг может привести.
Впрочем, для 63-летнего Пастернака, который недавно перенес инфаркт и мог умереть в любой момент, период заигрывания с властями уже закончился. Именно по этой причине он откровенно рассказывает о своих душевных переживаниях и при этом намекает на то. что дни его сочтены. Обращаясь к своим друзьям, поэт отмечает: «Мне снилось, что ко мне на проводы шли по лесу вы друг за дружкой». Проснувшись от теплого августовского солнца, лучи которого своевольно пробрались в комнату, поэт отметил, что его подушка мокра от слез. И вспомнил, что 19 августа православная церковь отмечает великий праздник. Сон, увиденный накануне Преображения господня, Пастернак воспринял как верный знак того, что очень скоро ему предстоит уйти в иной мир. И самое удивительное в том, что именно во сне автор прощался не только со своими друзьями, но и со всем тем, что дорого ему в этом мире.
Это – отнюдь не материальные ценности, к которым Пастернак после того, как лицом к лицу столкнулся со смертью, стал относиться с заметным пренебрежением. Поэта гораздо больше волнуют ценности духовные, поэтому он отмечает: «Прощай, лазурь Преображенская и золото второго Спаса». Поэт понимает, что прожил очень сложную и непростую жизнь, когда за возможность выражать свои мысли приходилось бороться в прямом смысле этого слова. Эпоху социализма поэт считает годами «безвременщины», наполненными унижений, которые прервали его «полета вольного упорство». Но Пастернак ни о чем не сожалеет, так как ему довелось познать «и творчество, и чудотворство», постичь гармонию мира и испытать подлинное счастье. Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)

Последние годы жизни Пастернака были очень непростыми. Еще до публикации на Западе романа «Доктор Живаго» поэт и писатель почувствовал усиливающееся на него со стороны власти давление. Переживания и боязнь за собственную судьбу привели к тому, что в 1952 г. Пастернак пережил инфаркт. Почувствовав близкое дыхание смерти, он начал легче относиться к своей жизни. В 1953 г. Пастернак написал стихотворение «Август», в котором открыто говорит о своей вероятной скорой кончине.

Ещё по теме:  Борис Пастернак ~ биография, фото, личная жизнь, лучшие стихи

Стихотворение начинается с описания обычного раннего утра. Лирический герой просыпается в своей постели и внезапно обнаруживает, что его подушка мокрая. Ища причину, он вспоминает свой необыкновенно яркий сон. Автору снилась собственная смерть и похоронные проводы. Он ясно видел множество друзей, участвующих в процессии.

Происходит ключевой момент стихотворения и сна лирического героя: один из провожающих его в последний путь с опозданием вспоминает, что в этот день отмечается православный праздник — Преображение Господне («шестое августа по старому»).

В народе этот праздник пользовался большой популярностью и назывался «Яблочный Спас». Он считался днем подведения определенных годовых итогов, началом осени и времени сбора урожая.

В этот праздник «свет без пламени… с Фавора» (гора в Израиле, на которой три апостола стали свидетелями Преображения Иисуса Христа) разливается над всей землей.

Пастернак перед лицом близкой смерти уже не боится возможных преследований, поэтому смело вводит в произведение религиозную тематику. Он видит «казенную землемершу» — смерть, которая уже давно ждет его на кладбище. Финальная часть стихотворения — «провидческий голос» поэта, прощающийся с земной жизнью.

Лирическому герою не жалко расставаться с материальными ценностями. Он уже осознал их бесполезность. Поэт прощается с «лазурью преображенской», «годами безвременщины», а самое главное, — с «творчеством и чудотворством». Он прожил долгую жизнь, насыщенную как радостями, так и «бездной унижений».

Покидая этот мир, он жалеет лишь о том, что теряет свой бесценный божественный дар — возможность творить.

Пророческий сон Пастернака сбылся не сразу. Поэт прожил еще семь лет. Но эти годы стали самыми тяжелыми в его жизни. Смертельно больного человека ждали ожесточенная травля за публикацию «Доктора Живаго», вынужденный отказ от Нобелевской премии, предательство бывших друзей и знакомых. В каком-то смысле смерть Пастернака в 1960 г. стала для него долгожданным избавлением от страданий.

Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак) Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)

«Август» Бориса Пастернака: разбираем самое личное евангельское стихотворение поэта – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Герой стихотворения видит во сне свои похороны. Страшный сон, где смерть в образе землемерши роет яму для нового покойника. Однако парадоксальным образом стихотворение о смерти вдруг становится пронзительным исповедальным текстом о том, что конец земного существования человека — это отнюдь не конец его жизни.

В проекте «50 великих стихотворений» говорим о шедевре поздней лирики Бориса Пастернака — стихотворении «Август».

  • Как обещало, не обманывая,Проникло солнце утром раноКосою полосой шафрановою
  • От занавеси до дивана.
  • Оно покрыло жаркой охроюСоседний лес, дома поселка,Мою постель, подушку мокрую,
  • И край стены за книжной полкой.
  • Я вспомнил, по какому поводуСлегка увлажнена подушка.Мне снилось, что ко мне на проводы
  • Шли по лесу вы друг за дружкой.
  • Читать полностью
  1. Вы шли толпою, врозь и парами,Вдруг кто-то вспомнил, что сегодняШестое августа по старому,
  2. Преображение Господне.
  3. Обыкновенно свет без пламениИсходит в этот день с Фавора,И осень, ясная, как знаменье,
  4. К себе приковывает взоры.
  5. И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,Нагой, трепещущий ольшаникВ имбирно-красный лес кладбищенский,
  6. Горевший, как печатный пряник.
  7. С притихшими его вершинамиСоседствовало небо важно,И голосами петушиными
  8. Перекликалась даль протяжно.
  9. В лесу казенной землемершеюСтояла смерть среди погоста,Смотря в лицо мое умершее,
  10. Чтоб вырыть яму мне по росту.
  11. Был всеми ощутим физическиСпокойный голос чей-то рядом.То прежний голос мой провидческий
  12. Звучал, не тронутый распадом:
  13. «Прощай, лазурь преображенскаяИ золото второго СпасаСмягчи последней лаской женскою
  14. Мне горечь рокового часа.
  15. Прощайте, годы безвременщины,Простимся, бездне униженийБросающая вызов женщина!
  16. Я – поле твоего сражения.
  17. Прощай, размах крыла расправленный,Полета вольное упорство,И образ мира, в слове явленный,
  18. И творчество, и чудотворство».
  19. Свернуть

1953 год

Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)

Борис Леонидович Пастернак (1890–1960) — поэт, прозаик, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958) за роман «Доктор Живаго».

«Август» входит в цикл «Стихотворения Юрия Живаго». Этот цикл из 25 лирических текстов составляет последнюю, семнадцатую главу романа «Доктор Живаго», над которым Пастернак работал в с 1945 по 1955 год.

Большинство стихотворений цикла, якобы написанных главным героем, связаны с ключевыми евангельскими событиями. Обращение Пастернака к библейским темам превращает книгу о «жизни одного врача» в роман о постоянном присутствии Божественного Слова в душе человека.

Большинство «библейских» стихотворений Пастернака посвящены событиям Страстной недели. В «Августе» же поэт обращается к истории о преображении Иисуса Христа.

Каждому стихотворению из тетради Живаго чаще всего соответствуют определенные произаические эпизоды романа.

Но с «Августом» все сложнее: не так просто отыскать какой-то конкретный фрагмент книги, который совпадал бы с этим стихотворением образно и тематически.

Именно поэтому в пастернаковедении за этим текстом закрепилось звание «самого пастернаковского» из всей тетради Юрия Живаго, хотя итоговым в цикле и ключевым для понимания самого романа является, скорее, “Гефсиманский сад”.

Лирический герой просыпается от тяжелого сна, на его подушке — слезы. Он только что как наяву видел собственную смерть и похороны. Но поразительно — во сне его хоронят, однако он одновременно и мертв, и жив!

Вот все близкие у могилы слышат «нетронутый распадом» голос души. И это не фигура речи — они физически ощущают этот голос. Видение о, казалось бы, абсолютном конце человека превращается в видение о… продолжении жизни. Но почему же это продолжение не приносит облегчения? Откуда слезы на подушке?

Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)

Собравшиеся на похоронах слышат стихи умершего. Его творчество, его слово осталось после него в земной жизни, оно продолжает звучать в человеческом бренном мире, служить людям и обращать их души к Красоте. Но обретает ли благодаря этому автор полноту бессмертия? Ощущает ли он радость совершенно иного бытия?..

Да, он наблюдает за собственными похоронами. Да, он видит, что слово его живо для людей. Но все это словно бы издалека, из-за непреодолимой прозрачной стены — пусть стихи его слышат, но сам он уже не может вернуться в покинутый мир.

Это момент бессильного отчаяния, страха, покинутости: он не умер, но прежняя земная жизнь навсегда закрыта для него. Небу, деревьям, даже пережившим его собственным стихам, «творчеству и чудотворству», он может сказать лишь одно: прощай.

И повторять в слезах это слово снова и снова.

Однако если нет возврата к прежнему, то значит ли это, что нет и надежды? «Прощай» — только ли это слово расставания, или это еще и слово отправляющегося к новой Встрече?

Читайте также:  Тема любви в творчестве А.А. Блока

Исполненные боли и трагизма события Пастернак помещает в совершенно конкретный (даже указывает дату!) и очень необычный день — праздник Преображения Господня.

В этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос, поднявшись на гору Фавор в Галилее на берегу Геннисаретского озера, явил своим ученикам Петру, Иакову и Иоанну свет Своей Божественной Славы, исходящий от Его лица и одежды: Спаситель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 1-9). Митрополит Сурожский Антоний так говорил об этом евангельском эпизоде: «В этот момент пробился Божественный свет, охватил всё Его естество, и ответновоссияла и Его человеческая природа, отдавшаяся до конца Живому Богу на смерть».

Анализ стихотворения «Август» (Б. Пастернак)

В преображении человеческой природы Спасителя христиане видят прообраз обретения людьми нового благодатного состояния после второго пришествия Христа и всеобщего воскресения.

Слава Преображения — это удел всех людей, которые войдут со Спасителем в вечность и разделят с Ним радость Царства Божьего. Праздник Преображения — это праздник надежды.

Надежды на то, что после земного существования мы окажемся там, где нет боли, нет чувства разлуки и обреченности, там, где мы обретем абсолютную полноту жизни.

Герой стихотворения уже получает в своем сне некий опыт ощущения продолжения жизни — через свое творчество, которое остается в земном мире после его смерти.

И все же это ощущение еще пропитано «человеческой, слишком человеческой» тоской, это уже не смерть, но еще и не новая жизнь — это лишь отдаленное подобие той подлинной Вечности, к которой он устремляется в день Преображения, трижды сказав «прощай». И творчеству и чудотворству.

  • Интересно сравнить со строфой из “Гефсиманского сада”, где Сам Спаситель прощается с чудотворством, чтобы умерев, воскреснуть:
  • Он отказался без противоборства,Как от вещей, полученных взаймы,От всемогущества и чудотворства,
  • И был теперь как смертные, как мы.

Заметим также, что хотя “Август” и заканчивается прощанием, но мы, читатели, уже знаем, что после этих слов герой… проснулся живым на увлажненной слезами подушке. И после пробуждения увидел, что в его комнату проник — свет августовского солнца.

Образ небесного света, наделяющего земной мир необыкновенными нездешними цветами, очень важен в этом стихотворении. Вся палитра «Августа» иконографична.

Шафран, жаркая охра, имбирно-красный лес, золото и лазурь — Пастернак стремился через цвета и краски словесно передать тот «свет без пламени», который мы можем заметить на иконах Преображения.

Заметим, что именно такие краски ипользуются иконописцами для получения золотого Божественного света: «Возьми константинопольской охры, перетри ее, подбавь к ней немного шафрана, и этим составом покрывай всё, что хочешь золотить. После сего наложи красный полимент на выпуклость узоров…».

Праздник Преображения Господня всегда был для Пастернака особым днем. Еще в детстве, летом 1903 года, именно в день Преображения, будущий поэт упал с лошади и чуть не погиб: искусный врач сумел предотвратить начавшееся у мальчика серьезное воспаление.

В 1913 году, через 10 лет, Пастернак, вспоминая свое падение и близость смерти, признавался, что испытанные им беспомощность и неподвижность поспособствовали пробуждению в его душе «вкуса творчества».

Свое чудесное спасение именно в день Преображения Господня поэт считал своим личным преображением, новым рождением, моментом пробуждения своего творческого дара.

И вот через 50 лет после своего отроческого спасения, в 1953 году, Пастернак снова обращается к этому дню и пишет стихотворение, посвященное Преображению.

«Август» был создан Пастернаком в период наивысшего напряжения духовных и творческих сил.

Это стихотворение стало настоящим откровением поэта и его лирического героя, который здесь одновременно созерцает свою прошлую жизнь и «провидчески» устремляется в будущее, в жизнь вечную.

Использованная литература:

  • Собрание сочинений Б.Л. Пастернака в 11 томах (том 4, «Доктор Живаго»);
  • Евдокимова Е.А. «Смерть и преображение в поэзии Б. Пастернака.
  • Стихотворения «Август» и «В больнице»;
  • Мирошниченко О.С. «Стихотворение Б. Пастернака «Август» как пространство жанровой борьбы»;
  • Лилеева А.Г. «Из опыта прочтения стихов из романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» («Август»);
  • «Икона. Секреты ремесла»;
  • Власов А.С, «Дар живого духа. Стихотворения Б. Пастернака «Август» и «Разлука» в контексте романа «Доктор Живаго».

Анализ стихотворения «Август» Б.Пастернака

  • Анализ стихов
  • Пастернак
  • Август

В этом стихотворении Борис Леонидович описывает августовское утро, когда последние тёплые лучики света так приятно освещают комнату и напомнили писателю о празднике. Пастернак пишет, что когда он проснулся, его подушка оказалось влажной и решает вспомнить сон, в котором он плакал.

Жизнь самого поэта была сложной, поэтому это произведение накануне завершения его жизни было написано уже без прежних страхов. Его будят лучи солнца, которые постепенно заполняют его комнату, не пропуская ни одного уголка. Солнечный луч заглядывает даже за книжную полку и наполняет все светом и теплом.

Рассвет озаряет леса рядом с поселком и не забывает коснуться и домов.

В этом сне Пастернак видит своих друзей, которые идут к нему навстречу. Стихотворение было написано после инфаркта писателя, где он со всем и всеми прощается. Перед православным праздником в августе ему снится, что он умер и видит всех своих близких которые пришли с ним попрощаться. Он встречает смерть, которая готовится выкопать ему могилу.

Стихотворение было написано в те годы, когда к религии относились не очень хорошо. Писатель был евреем и от него все отвернулись, потому что в детстве его няня настояла, чтоб его окрестили в православной церкви.

Материальные ценности были не так важны для поэта и в этом стихотворении видно, что он прощается с природой. Пастернак очень красиво отзывается о природе и ее красках.

Такой великий праздник как Преображение Господне, которое он описывал в этом стихотворении, могло вызвать большой резонанс, и он снова был бы гоним государством. Но Пастернак не побоялся его выпустить, ведь в душе понимал, что дни его уже сочтены.

Писатель описывает завершение своей творческой работы и своей жизни.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Признание Стихотворение «Признание» Входит в сборник лирических произведений Николая Заболоцкого. Все знают и любят это стихотворение как музыкальное произведение, воспетое многими исполнителями. Знакомы Заболоцкого, утверждали,
  • Анализ стихотворения Анненского Минута Чувствительная и тонкая натура творческого человека видна невооруженным глазом в каждой строчке стихотворения «Минута». Таким человеком и был Иннокентий Федорович Анненский.
  • Северянин
  • Анализ стихотворения Зима недаром злится Тютчева 5 класс Поэзия Федора Тютчева очень разнообразна и в то же время абсолютно неповторима. Каждая стихотворение мастера лирики наполнена глубоким философским содержанием. Это касается как любовных произведений, так и пейзажных
  • Баратынский Замечательный лирик, мыслитель, философ представитель интеллигенции 19 века – Е.А. Баратынский, один из крупнейших литературных деятелей, творчество которого нельзя оставить без внимания

История создания

История создания анализируемого произведения связана с пребыванием Б. Пастернака в Переделкино. Там, в тридцати минутах от Москвы, у поэта была дача, выделенная литфондом.

Борис Леонидович любил проводить время в загородном доме, ведь там у него был небольшой огородик, где можно было отдохнуть душой от повседневной суеты.

Дача поэта располагалась среди леса, прекрасная природа вдохновляла на создание прекрасных образов.

«Июль» – образец поздней лирики Бориса Пастернака. Он появился летом 1956 г. Этот период был одним из самых счастливых в жизни поэта.

За год в его блокноте было записано около 40 стихотворений, в которых не развивались патриотические мотивы, зато появились оригинальные образы. Зрелый поэт позволил себе побыть в стихах «растрепой», как и его июль.

В анализируемом стихотворении он вернулся к футуристической манере, которая была присуща его ранней лирике.

Смысл произведения

Суть произведения заключается в передаче состояния автора. Он неимоверно счастлив и желает об этом заявить. Ничто не помешает ему воплощать в жизнь безумные, безрассудные мечты.

Творец спокоен и искренен, и лишь летняя «распутица» может отвлечь его от нахлынувших размышлений. Но это совершенно не влияет на настроение. Напротив, литератор радуется тому, что летняя пора вступила в свои права.

А торопиться и «прогонять» непоседливый месяц совсем не хочется.

Пастернак понимает, что единство с природой позволяет добиться умиротворения, настроиться на радостные мысли, придающие сил.

Бесспорно, кому-то нравится весна за ее нежность и раскидистые сады, иные же чувствуют себя безукоризненно осенью, наблюдая за золотыми листопадами.

Но есть особенность, которую можно проследить лишь в летние месяцы. Это символ нового начала, благотворности и надежды.

Нужно уметь замечать неповторимость природных воплощений, благодарить их за ощущение спокойствия и благоденствия. Эта способность является залогом везения. Способный замечать прекрасное сможет его создавать.

Образы и символика

Летний месяц является главным героем произведения. Творец активно использует олицетворения, намереваясь придать характеристику человека обычному явлению. В этом заключается специфика применяемых в творении образов. Создается совершенно новый стихотворный стиль.

Июль характеризуется как дачник, получивший вольную и наводящий в доме собственные порядки.

Он отличается легкомысленностью и взбалмошностью, не может перестать подшучивать над остальными отдыхающими и разыгрывать их. Хозяин не сердится на безобразника и не пытается его отругать.

Ему приятны невинные шалости. Становится даже тоскливо, когда «отпуск» месяца завершается, и все возвращается на круги своя.

Композиционные моменты

Стихотворение состоит из семи строф-четверостиший и разделено на две части. Первая вызывает у читателя заинтригованность. Ее можно интерпретировать, как интересную загадку. Чтобы найти на нее ответ, нужно понять, что делает сказать автор, и выяснить его намерения.

Литератор намекает на присутствие чего-то потустороннего и мистического, заставляет задуматься над тем, кто же учиняет беспорядки в летнем доме. Это призрак, неупокоенная душа или коварный двойник? Прилагательные, местоимения и изображения предметов отсутствуют, литератор отдает предпочтение глаголам, делая образ динамичным и непосредственным.

Трудно провести анализ, не обратив внимания на композицию. Невозможно разделить произведение на какие-либо смысловые категории. Каждая строфа делает тайное явным, позволяет прочувствовать новое. Наблюдается четкая последовательность описаний.

Средства выразительности

Для создания образа июля средства выразительности.

Главную роль играет метафора, ведь Пастернаков июль метафоричный: «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаем», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков».

Характеристики главного героя дополняются эпитетами – «начесанный растрепа», «воздух луговой», «недолгий роздых». Сравнение в тексте одно: занавеска, «как танцовщица». Художественные средства, использованные в тексте, поражают сплетением оригинальности и простоты.

В некоторых строках используется аллитерация. Например, чтобы передать «хулиганский» характер июля, автор нанизывает слова с согласными «с», «ч», «р»: «степной нечесаный растрепа».

Читайте также:  Что помогает человеку преодолеть страх?

  Историческая память. Проблемы исторической памяти России

Стилистика, направленность и размер

Жанровая направленность произведения — элегия. Автор скучает по непоседливому летнему месяцу и нежно обращается к нему.

Используются перекрестная рифма и нестандартный стихотворный размер — четырехстопный ямб. Неточные и необычные рифмовки позволяют почувствовать лёгкость и независимость, истинную безмятежность.

Творение звучит, словно прекрасная песня, основная роль которой, сделать чтение более певучим.

«Август» Б. Пастернак

«Август» Борис Пастернак

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

  • Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.
  • Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.
  • И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.
  • С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.
  • В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.
  • Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:
  • «Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».

Тема

Стихотворение посвящено летней тематике. В нем автор создал оригинальный образ июля, благодаря чему произведение занимает почетное место в русской литературе.

Несмотря на то, что в центре авторского внимания природа, нельзя сказать, что произведение представляет целостный пейзаж. Скорее это рассказ о непоседе-дачнике, который в некоторых строках перебивается пейзажными зарисовками.

Июль – центральный герой стихов, но нельзя забывать и о лирическом герое. Именно он сдает летнему месяцу в наем комнаты.

В первых строках лирический герой рассказывает, что в его доме появилось какое-то существо, топающее по чердаку. Он предполагает, что это приведение или домовой. Герой совсем не боится «гостя», только жалуется на его проказы: «мешается во все дела», «срывает скатерть со стола». Шутник не очень воспитанный, так как не вытирает у порога ноги, а вбежав в дом, начинает плясать с занавеской.

В четырех строфах стихотворения автор сохраняет интригу, а в пятом признается, кто же этот гость-проказник. Оказывается, это июль. Летний месяц ассоциируется у Б. Пастернака с дачником, приехавшим на время короткого отпуска. Июль не стесняется хозяев, пустивших его в дом. Он позволяет себе таскать в одежде одуванчики и заходить в дом сквозь окна.

В последнем катрене Б. Пастернак отображает целый букет июльских ароматов. Это запахи липы, укропа, ботвы и луга. Прочитав стихотворение, нетрудно заметить, что лирический герой совсем не сердится на растрепу. Наоборот, он грустит, что «отпуск» июля такой короткий.

Последний период творчества поэта

Стих о летнем месяце июле, который вошел в программу по литературе седьмого класса средней школы, был написан в 1956 году за несколько лет до смерти поэта и вошел в замечательный цикл «Когда разгуляется». Отдельные произведения из этой книги стихов печатались в 50-х годах в советских литературных журналах, а полностью она была опубликована в посмертном сборнике «Избранное» (1961).

Этот период жизни можно считать относительно спокойным и плодотворным для великого советского писателя: с ним жена Зинаида и редактор Ольга Ивинская, позади остались годы лишений, голод, революция, войны, серьёзная болезнь (инфаркт).

И хотя трагическая и нелепая история с общественным осуждением романа «Доктор Живаго» продолжается, Борис Леонидович остаётся членом Союза писателей и Литфонда. Последний выделил ему для проживания государственную дачу в Переделкино.

Роль этого события в судьбе поэта сложно переоценить.

Жизнь за городом позволяла более тесно общаться с природой, растениями и птицами, наблюдать за сменой времён года, за настроениями и состояниями погоды, а также работать, творить, передавать свои ощущения и размышления в новых стихотворениях.

Большая часть произведений позднего периода творчества Пастернака — лирические зарисовки предметов простой дачной жизни, талантливо выполненные рукой мастера поэтического слова, который многие годы работал над совершенствованием собственного стиля.

Пастернак не зря увлекался в молодые годы музыкой и живописью — его поэзия зрелых лет представляет собой интересный синтез этих искусств, они невероятно красочны и мелодичны.

Продолжая традиции предыдущего века русской поэзии, он добавил к стройности и музыкальности поэтического языка Тютчева и Фета реалистичность, живость, душевность, местами самоиронию и редкую глубину чувственных переживаний.

Стихотворение август пастернака

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую, И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

  1. Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.
  2. Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.
  3. И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.
  4. С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.
  5. В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.
  6. Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, не тронутый распадом:
  7. «Прощай, лазурь преображенская И золото второго Спаса Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины, Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».

Борис Пастернак: Август. «Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

«Август», анализ стихотворения Пастернака

Отношения с религией складывались у Бориса Пастернака сложно. Крещеный выходец из еврейской семьи не был принят в православной русской среде. Но, став известным литератором, Пастернак неожиданно обратился к религиозной теме и создал цикл произведений, где затронул тему православия.

Стихотворение «Август» датировано 1953 годом, когда начался новый этап гонений на православную веру. В то время нужно было обладать немалым мужеством, чтобы написать произведение о Преображении Господнем и опубликовать его.

Для Пастернака, недавно перенесшего инфаркт, время заигрывания с властью закончилось. Поэтому в стихотворении «Август» поэт откровенно поведал о своих переживаниях и с горечью намекнул, что дни его сочтены. Столкнувшись лицом к лицу со смертью, Борис Пастернак начал пренебрежительно относиться к материальным благам. Его куда больше волновали ценности духовные.

«Август» состоит из двенадцати строф, многие из которых со временем стали популярными и широко цитируемыми. Размер стихотворения – четырехстопный ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге.

Рифмовка перекрестная – АВАВ. Главный мотив произведения – сон, в котором лирический герой видит собственные похороны.

Само же действие состоит из нескольких последовательных событий: сон, слезы, пробуждение.

Разбуженный лучами солнца, лирический герой заметил мокрую от слез подушку. Он вспомнил, что православие отмечает в этот день великий праздник Преображения Господня. Когда Иисус Христос молился на горе Фавор в Галилее, его лик внезапно озарился светом Божественного величия. И все ученики это увидели.

Обыкновенно свет без пламениИсходит в этот день с Фавора…

Приснившийся накануне праздника сон герой воспринял как пророчество – ему придется в ближайшее время покинуть этот мир. Во сне он прощается с друзьями и с тем, чем дорожил в этой жизни.

Летнее солнце яркими лучами разрушило сон героя, в котором тот видел свою смерть. Таким образом, солнце как бы воскресило его. Символ света играет важную роль в стихотворении.

Солнечные лучи озаряют все вокруг светом божественной любви и добра.

Сила света постепенно нарастает, но появляются образы, наполненные трагическим смыслом, красные тона преобладают над остальными.

Если в первой части стихотворения осень только зарождается «ясная, как знаменье», то в последующих строфах она уже господствует вовсю: имбирно-красный лес, облетевшая листва, притихшие вершины.

Это время года символизирует переход в новое состояние, начало чего-то необычного, мостик к иной жизни.

Далее герой видит смерть в облике «казенной землемерши», которая оценивает его рост.

В лесу казенной землемершеюСтояла смерть среди погоста,Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

Автор неожиданной рифмой соединил смерть с умершим лицом, усилив впечатление повторяющимися звуками «з», «с», «ш». Смерть, по мнению Пастернака, способна только оценить рост покойника, чтобы выкопать ему яму. Духовный уровень поэта, его внутренний потенциал ей совершенно безразличны.

В заключительных строфах стихотворения звучит «не тронутый распадом» «провидческий» голос, который прощается с миром. Герой воспринимает свою смерть как избавление от мук и страданий души, переход в светлую реальность.

Слова здесь пронизаны особой силой и эмоциями: «поле твоего сраженья», «бездна унижений», «упорство», «вызов», «размах крыла», «горечь рокового часа», «полет». В строках слышен сильный, волнующий голос души героя, наполненный жизнью, которую дает ему творчество.

В Иисусе Христе соединились две сущности — человеческая и божественная. В каждом из нас также есть два начала, считает Пастернак. Под божественным он подразумевает желание творить. Смерть и прощание с лирическим героем в день Преображения создает образ просветления, духовного прозрения.

А за преображением, согласно евангельской хронологии, должно последовать воскресение. Герой не просто уснул и проснулся, он умер и воскрес, а также преобразился, очистился, о чем говорит мокрая от слез подушка. Пробуждение героя, таким образом, становится символом духовной победы над смертью.

Примечательно, что эпоху социализма Пастернак называет в стихотворении годами, наполненными унижением, прервавшими полет его вольной мысли. Но поэт не жалеет, ведь он познал «и творчество, и чудотворство», испытал настоящее счастье, постиг гармонию мира.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака

  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака

  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака

  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака

  • Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака

  • «Март», анализ стихотворения Пастернака

  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака

  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение

  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака

  • По произведению: «Август»
  • По писателю: Пастернак Борис

Анализ стихотворения «Август» Б.Пастернака

Творчество. Какое  красивое слово!  Происходит оно от того же корня, что и
Творец, и уже по этой причине обращаться с ним нужно почтительно, а главное
осторожно.   Слово «чудотворчество»
такого же высокого стиля, что и творчество. Два слова. Одно говорим часто,
другое – редко.

В стихотворении Б.Пастернака «Август»(1953)
интересно их сочетание. Какая-то тайна звучит в этих словах! Сколько
волшебства! Попытаемся поразмышлять, как Б.Пастернак в стихотворении использует
их сочетание.

И творчество, и чудотворство.

Тайна этой строки, как всякая настоящая тайна,
необъяснима. Всего два слова, соединенные двумя союзами, создали чудо! А ведь
это завершающая строка, в ней последний выдох, разрядка. И в ней взлет в небо:

  • Прощай, размах крыла растравленный,
  • Полета вольное упорство;
  • И образ мира, в слово явленный,
  • И творчество, и чудотворство.

Такие строки, благодаря точности попадания,
запоминаются тотчас. Но, разумеется, дело тут не только в точности
стихотворного выстрела и афористичности, в умении писать по завету Некрасова
так, чтобы “словам было тесно, а мыслям просторно”.

  1. Кроме точности, афористичности, насыщенности
    смысла и пластичности стиха, в этой строфе есть еще чудо, которое собственно и
    следует назвать поэзией.
  2. Посмотрим, как в других стихотворениях проявляется
    афористичность.
  3. Когда строку диктует чувство,
  4. Оно на сцену шлет раба,
  5. И тут кончается искусство,
  6. И дышат почва и судьба.

(“О знал бы я,  что так бывает…”1932)

  • Но я продумал распорядка действий,
  • И неотвратим конец пути.
  • Я один, все тонет в фарисействе.
  • Жизнь прожить – не поле перейти.
  • (“Гамлет”1946)
  • Не спи, не спи, художник,
  • Не предавайся сну.
  • Ты вечности заложник
  • У времени в плену.
  • (“Ночь”1956)

Длить список таких пастернаковских цитат можно до
бесконечности. Вот сколько у него волшебства!

  1. Но Б.Пастернак будто не замечает своей точности и
    афористичности и идет дальше:
  2. За поворотом, в глубине
  3. Лесного лога, открыто будущее мне
  4. Верней залога.
  5. Его уже не втянешь в спор
  6. И не заластишь.
  7. Оно распахнуто, как бор,
  8. Все вглубь, все настежь.
  9. («За поворотом» 1958)

Такие, казалось бы, несочетаемые слова как
«вглубь» и «настежь» для позднего Пастернака – ключевые. Без них к его
творчеству и чудотворству не прикоснуться.

Вернемся к стихотворению “Август”,
которое завершается этой строкой. Оно, в свою очередь, входит в цикл “Стихотворения
Юрия Живаго”, составляющий последнюю семнадцатую часть знаменитого романа.
Однако Юрий Живаго остался лишь романным персонажем, а стихи, которые ему
приписывает автор, всегда были и останутся пастернаковскими.

  • Начинается “Август” с описания поселка
    Переделкино и переделкинского дома:
  • Как обещало, не обманывая
  • Проникло солнце утром рано
  • Косою полосою шафрановою
  • От занавеси до дивана
  • Оно покрыло жаркою охрою
  • Соседний лес, дома поселка,
  • Мою постель, подушку мокрую.
  • И край стены за книжной полкою.
  • Рифма в первой- третьей строфах по –
    пастернаковски праздничная, роскошная, второй – четвертой – даже простая.
  • Я вспомнил, по какому поводу
  • Слегка увлажнена подушка.
  • Мне снилось, что ко мне на проводы
  • Шли по лесу вы друг за дружкою.
  • В третьей строфе несомненная перекличка со
    стихотворением “Елене” из книги “Сестра моя – жизнь”:
  • Юность в счастье плавала, как
  • В тихом детском храпе
  • Наспанная наволока.

И там и здесь речь идет о сне, там наволока, здесь
подушка, но там счастье, а здесь – смерть. Любопытно, что едва Б.Пастернак
отходит от описательности, рифмы теряют свою праздничность, становятся
буднично-тускловатыми: подушка-дружкой. По-видимому, если бы они зазвучали
бравурно, то могли бы помешать другим строфам, в которых уже различим голос
трагедии.

  1. Вы шли толпою, врозь и парами,
  2. Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
  3. Шестое августа по-старому,
  4. Преображение Господне.

На полвека раньше, 6 августа 1903 года, Пастернак
упал с лошади, едва избежал смерти, и поэтому праздник Преображение приобрел
для него особое значение. (Опять же для него, а не для Юрия Живаго).

 Вот как
Пастернак описал этот случай в очерке “Люди и положение”(1957). “Отец
задумал картину «В ночное». На ней изображались девушки из села Бочарово на
закате верхом, во весь опор гнавшие табун в болотистые луга под нашим холмом.

Увязавшись
однажды за ними, я на прыжке через широкий ручей свалился с разомчавшейся
лошади сломал себе ногу, сросшуюся с укорочением, что освобождало впоследствии
от военной службы при призывах “А еще раньше, в 1913 году, к десятилетию
этого события, Пастернак написал прозаический набросок: “Еще накануне,
помнится, я не представлял себе вкуса творчества. Существовали только
произведения, как внушенные состояния, которые оставались только испытать на
себе. И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность
распоряжаться непрошенным, начинать собою то, что до сих пор приходило без
начала и при первом обнаружении стояло уже тут, как природа”.

  • Как природа – тоже ключевые слова, причем ключевые
    для всей полувековой стихотворной работы Пастернака.
  • Обыкновенно свет без пламени
  • Исходит в этот день с Фавора,
  • И осень, ясная, как знаменье,
  • К себе приковывает взоры.

Фавор-гора в Галилее на берегу Тивериадского
озера, где по христианской традиции первых веков произошло Преображение Христа:
«… и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

  1. И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
  2. Нагой, трепещущий ольшаник
  3. В имбирно-красный лес кладбищенский,
  4. Горевший, как печатный пряник.

Хотя рифмы здесь вроде бы самые простые, звук
строк неизменно отдается во мне дрожью. Помню, это стихотворение кто-то из
пришедших на похороны читал 2 июня 1960 года на переделкинском кладбище.

  • С притихшими его вершинами
  • Соседствовало небо важно,
  • И голосами петушиными
  • Перекликалась даль протяжно.
  • Вновь перекличка с “Сестрой моей – жизнью”,
    со стихотворением “Степь”:
  • Тенистая полночь стоит у пути,
  • На шлях навалилась звездами,
  • И через дорогу за тын перейти
  • Нельзя, не топча мирозданья.
  • И вновь там – свет (несмотря на полночь) счастья,
    а здесь (несмотря на краски лета, близкое небо и соседнюю даль) – мрак смерти.
  • В лесу казенной землемершею
  • Стояла смерть среди погоста,
  • Смотря в лицо мое умершее,
  • Чтоб вырыть яму мне по росту.

В этой строфе Б.Пастернак, по-видимому, впервые
вспоминает, что “Август” должен стать стихотворением из романа.
Казенный землемер – понятие из дореволюционного обихода.

Назвав смерть
намеренно буднично казенной землемершею, соединив её неожиданной рифмой с
умершим лицом, усилив звукопись(“з-з” и “з-ш”) дрожь предыдущих
строк, он создал удивительный по своей бесконечности и в тоже время космической
точности образ; причем образ пугающе-безнадежный, поскольку смерть в этой
строфе предстает всесильной. Однако дальше начинается чудо.

  1. Был всеми ощутим физически
  2. Спокойный голос чей-то рядом.
  3. То прежний голос мой провидческий
  4. Звучал, не тронутый распадом.

Начинается как бы противостояние поэзии и смерти.
Рифмы снова будничны, но слово распад выведено в конце, как мне кажется, не
случайно. Думаю, слова не тронутый распадом употреблены в позднем их значении.
По свидетельству известного физика М. Д.

Левина (1921-1993) Пастернак не только
живо интересовался проблемами ядерной энергии, но, в отличие от большинства
литераторов, многое в них понимал.

Любопытно, что близкое соседство казенной
землемерши и ядерной реакции – понятий, хронологически несочетаемых, вовсе не
разрушают стих, а, наоборот, поднимает его.

  • Наступает прощание, но оно, как это возможно лишь
    в поэзии, возвышается над печалью и горем:
  • Прощай, лазурь преображенская,
  • И золото второго Спаса.
  • Смягчи последней лаской женскою
  • Мне горечь рокового часа.
  • (Второй Спас – праздник Преображения)
  •           В
    этой строфе горе уже переходит в гордость.
  •                               Прощайте, годы
    безвременщины!
  •                               Простимся, бездне
    унижений
  •                               Бросающая вызов
    женщина!
  •                               Я – поле твоего
    сраженья.

Посмотрим дальше, что  показано в стихотворении.  Много было споров, кто же героиня этого
стихотворения. Если оно принадлежит доктору Юрию Живаго, то, естественно,
героиня должна называться Ларой Гишар, в замужестве Антиповой.

Но, как мы
установили, стихи с романом связаны весьма условно, а правильно сказать –
вообще не связаны. Это не романная героиня, а тогдашняя любовь Пастернака Ольга
Ивинская. Она была арестована в 1949 году по уголовному обвинению, но поэт
считал, что её посадили из-за него.

Как бы там ни было, но  стихи замечательные.

Что же гений в праве выбирать себе героинь, и тут
мы ему не судьи…

  1. Если в этой строфе говорится о схватке любви со
    страшной явью, то в следующей – о бесспорной победе поэзии.
  2. Прощай, размах крыла расправленный,
  3. Полета вольное упорство,
  4. И образ мира, в слове явленный,
  5. И творчество, и чудотворство.
  6. Интересно сочетание рифм: “расправленный –
    явленный”, “упорство – чудотворство”.
  7. Примерно в то же время поэт пишет книгу стихов
    “Когда разгуляется”, открывшуюся строками:
  8. Во всем мне хочется дойти
  9. До самой сути.
  10. В работе, в поисках пути,
  11. В сердечной смуте.
  12. До сущности протекших дней,
  13. До их причины,
  14. До оснований, до корней,
  15. До сердцевины.
  16. Все время схватывает нить
  17. Судеб, событий,
  18. Жить, думать, чувствовать, любить,
  19. Свершать открытья.
  20. Не забудем, что это Пастернак писал на
    шестьдесят  седьмом году жизни, на самом
    деле он был моложе всех тогдашних лириков. В нем не было закостенелости
    мастера, он каждый свой стих писал словно бы впервые, отсюда и такая юная и
    щедрая неуверенность в себе:
  21. О, если бы я только мог.
  22. Хотя отчасти,
  23. Я написал бы восемь строк
  24. О свойствах страсти,
  25. О беззаконьях, о грехах,
  26. Бегах, погонях,
  27. Нечаянностях впопыхах,
  28. Локтях, ладонях.

            
Мы уже говорили о его точности и афористичности, о его умении сказать
так, чтобы строка стала вечной, словно бы отлитой в бронзе или высеченной на
скале. Но отливка и надпись на камне – неподвижны, а стих Пастернака весь в
движении. Недаром начальное стихотворение книги “Когда разгуляется”
заканчивает строфа:

  • Достигнутого торжества
  • Игра и мука-
  • Натянутая тетива
  • Тугого лука.
  • Это достигнутое торжество, может быть, как нигде,
    проявилось в стихотворении “Август”.

И образ лира, в слове явленный…

Выше этого, на мой взгляд, только евангельское:
“В начале было Слово, и Слово было у Бога”.

На примере одного стихотворения я попыталась
показать, что такое чудотворство в поэзии.

Ссылка на основную публикацию