Анализ произведения А. Куприна «Синяя звезда»

История

«Синяя звезда» получила свое начало в 1927 году. Она была опубликована в двух книгах. Сюжет повести сравнивается с произведением Андерсона «Гадкий утенок». Возможно, автора вдохновила история о маленьком утенке, и он решил написать по ней свое произведение. У двух авторов после прочтения произведений выделяется одна и та же основная мысль — «Главное, что внутри, а не снаружи».

У Куприна была большая семья, большую часть времени он занимался воспитанием детей и посвящал свободные минуты любимому делу — написанию литературы для ребят. Вначале он читал сказки своим детям ,и после их одобрения выпускал их в свет.

Популярные сегодня темы

Васнецов является мастером в изображении полотен на тему религии и всего божественного. Для оформления одного из соборов была создана работа Страшный суд.

В разговорах, на телевидении, в интернете часто попадается контрастом «искусство» и «ремесло». Их вечный спор – что лучше, что важней… Обычно приходят к выводу, что Искусство выше какого-то там ремесла. А я не согласен.

  Анализ рассказа И.Бунина “Холодная осень”(11 класс)

Премьера пьесы Островского «Гроза» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого Театра. Созданию её предшествовал целый ряд событий, которые, ко всему прочему, обросли мифами в народном сознании.

Вадик является второстепенным персонажем произведения, описываемого события тяжелого послевоенного времени. Вадик представляет собой ученика седьмого класса, рослого и сильного подростка с длинной рыжеволосой челкой, выглядевшего старше своих лет.

Зима – замечательное время года. Снег накрывает сбросившие листву деревья, как бы награждая их теплой одеждой за то красно-желтое многообразие цветов, которое они подарили нам осенью.

Действия

В «Синей звезде» рассказывается о далекой, спрятанной в горных вершинах, стране Эрнотерре. В ней все живут по своим правилам, короли и королевы правят мудро, в стране всего царит тишина и спокойствие.

Первый король — основатель страны, был справедлив и мудр со своим народом. Но его внешний вид был уродлив, после смерти короля, часто стали рождаться дети с такой же внешностью. Но несмотря на их внешний вид, внутри они были благородны и добры. За это их и ценит народ.

Но, как-то раз у одного из королей появилась на свет дочь с уродливой внешностью. Король издал приказ, чтобы все зеркала в стране были уничтожены. Но, когда девушке исполнилось 15 лет она случайно наткнулась на зеркало и увидела в нем свое некрасивое отражение.

У нее полились слезы из глаз и она, убегая услышала плач и крики о помощи в горных вершинах. Храбрая принцесса откликнулась на зов и спасла французского принца. Он влюбляется в девушку, несмотря на ее внешность для него она прекрасна. Во Франции необычный внешний вид ценится.

Молодые играют свадьбу, и принцесса рожает малыша. Все счастливы.

Главные герои произведения

— Первым героем, о котором идет речь вначале, это Эрн 1. Он является основателем сказочной страны. Да, его внешний вид далек от идеального, но люди ценят его за внутренние качества, такие как: доброта, благородство и мужество.

— Вторым персонажем представлена дальняя родственница Эрна — некрасивая принцесса. Она очень любит животных, обладает умом, сообразительностью и конечно же добротой. Это самые главные внутренние черты, которые ценятся людьми.

— Родители принцессы показаны с двух противоположных сторон: как любящие родители, заботящиеся о будущем дочери, но их приказ о запрете зеркал в королевстве несет эгоистичный смысл (в данной ситуации они думали только о своей дочери, но не о народе).

— Принц Франции полюбил девушку не за внешность, а за внутренние качества. Он тоже не обладает привлекательным обликом, но в душе он честен и справедлив.

В рассказе Куприн поднимает важную тему, о внешнем облике человека и его внутренних ценностях. У людей разные предпочтения по внешнему виду, каждый из них ищет что-то свое.

В произведении представлен образ девушки, которую уважают молодые люди, но ни один из них не влюбился в нее.

Но принц рассмотрел в ней самые главные черты, которые спрятаны у нее в душе — это мудрость и доброта.

Девушка была очень расстроена, что родилась некрасивой, а зря. Поражать мужской пол можно не только привлекательной внешностью, но и внутренними качествами. Автор пытался передать читателям, что важно ценить душевную, а не телесную красоту.

Автор и его герои в повести «Поединок» А.И. Куприна

Писатель Александр Куприн стал известен всем после того, как весною 1905 года в одном из сборников была напечатана повесть «Поединок». Книга быстро разошлась, и уже примерно через месяц пришлось это произведение печатать заново.

Автор показывает в повести царскую армию, те нечеловеческие условия, которые в ней существуют простые солдаты. Все, о чем он пишет, Александр Куприн видел, когда служил в армии.

В изображении поручика Куприна жизнь в армии давно уже опошлилась, и отупляющее воздействие имеет на человека.

Но тут же автор говорит о том, что вырваться из такой жизни трудно. И офицер должен либо дальше подумать о своей учебе в военной академии, либо тянуть эту лямку дальше, надеясь на отставку с назначенным пенсионным жалованием.

Жизнь офицерского состава расписана: строевые занятия и занятия по изучению уставов армии, выпивки, связи с женщинами, балы, обязательно карточные игры и поездки в публичный дом.

Но иногда для разнообразия проводились парады и маневры.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

В повести показано много офицеров: Веткин — добрый малый и не стремящийся ни к чему, Слива — командир роты, тупой капитан, Осадчий — офицер, верящий в то, что все может изменить война, Зегржет — вдовый поручик, которому едва хватает денег на содержание маленьких детей, а у него их четверо, Рафальский —подполковник, которого зовут по кличке Брэм, она произошла от увлечения зверинцем, Бобетинский — пытается показать из себя светского человека, но он на самом деле пустышка, Арчаковский — обманывает в карты, и другие. Все офицеры, которых показывает Александр Куприн, не вызывает никакого сочувствия. Так, офицер Рафальский избивает солдата-горниста лишь только за то, что он уставший исполняет на своем инструменте другой сигнал.

Действие купринской повести разворачиваются в конце 19 века. В то время дуэли пользовались большой популярностью, особенно между офицерами. Но более подробно автор останавливался на сценах избиения и унижения солдат.

Ярким образом солдата из народа является солдат Хлебников, над которым солдаты постоянно издеваются. А. Куприн не только обличает те порядки, которые царят в армии, но главный смысл заключается в опустошении и бесчеловечности людей, которые оказываются в армейских условиях.

Автор противопоставляет двух героев: Ромашова и Назанского.

Ромашов — подпоручик, многие критики в его чертах обнаруживали сходство с автором. Он родился и вырос в небольшом городе Наровчата Пензенской губернии. О семье его известно немного: мать проживает в Москве, отца своего герой не помнит.

Учился подпоручик в кадетском корпусе, где и начал увлекаться сочинительством. Обаятельный молодой человек привлекает внимания читателя чистотой своей души. Он сострадает солдатом, наивен, но такой человек не сможет долго прожить в армейской среде.

Ему в тягость служба, так как вокруг него находятся нравственные уроды. Он мечтает вырваться из этой бесчеловечности.

В гуманистических мечтах поддерживает Ромашова его друг офицер Назанский.

А гуманизм подпоручика проявляется в каждой сцене купринской повести: Ромашов осуждает жестокое наказание солдат, его знакомство с Хлебниковым, который уже отчаялся, тем, как он защищает женщину и в то же время тяготиться своим пошлыми связами с Раисой Петерсон, и в его чистой любви к Александре Петровне. Герой Куприна мечтателен, но ему всего двадцать лет. Он мечтает изменить мир, но сохранить честь и веру своему отечеству.

Эти же мечты, но уже более зрелые возникают и у офицера Назанского. Жизнелюбивый офицер пытается насладиться всеми радостями жизни, но армию он не любит. Женщин он боготворит, а любовь к ним он считает святой. Восторженно он говорит о неразделенной любви к женщине. Ромашов считает его своим учителем, он видится ему мудрецом.

Назанский обвиняет офицеров в том, что они не стремятся к новой жизни, остаются к ней слепыми и глухими. Не верит офицер и в библейские заповеди, да и не желает принимать мысли о служении или об исполнении долга. По мнению героя, нужно любить только себя и служить себе. Он верит в то, что настанет время, когда богами станут сами люди.

Но ведь эти мысли можно расценивать как простой эгоизм.

Назанского и Ромашова объединяет отвращение к тем традициям и порядкам, которые существуют в царской армии, где офицеры забывают о чести, а простого человека унижают и подавляют. Но есть и различие в их взглядах.

Назанский презирает слабых людей, а Ромашов относится к нему бережно. Ромашов считает, что у каждого человека есть три основных признания, которые он должен реализовать. Это искусство, наука и физический труд, но по желанию.

Но в России, где царили самодержавные и крепостнические порядки, невозможен никакой свободный труд.

Атмосфера человеческого разложения и отупения охватывает не только офицеров. Жены офицерского состава живут скучной жизнью, они невежественны и недалеки. Яркой представительницей такой офицерской жены у Куприна становится Раиса Петерсон. Автор начинает знакомство читателя с этой женщиной с писем, которые она пишет и отсылает Ромашову.

Читайте также:  Анализ произведения «Великий Гэтсби» (Фрэнсис Скотт Фицджеральд)

Содержание в них глупое и вульгарное, они и сентиментальные, и одновременно злобные. Но зато по ним легко можно представить саму героиню. Когда Ромашов сообщает ей о том, что он разрывает эту пошлую связь, то она начинает мстить ему, мерзко и подло. Раиса пишет анонимные письма, которые и становятся виновниками смерти Ромашовой на дуэли.

По-другому нарисован образ Николаевой. В изображении Шурочки Александр Куприн вложил весь свой талант и чуткость. Александра Петровна обаятельна и прекрасна внешне, она умна, женщине присуще и чувство такта, и чуткость. Поэтому-то Ромашов и влюбляется в нее. Влюблен в не и Назанский.

Но прекрасную женщину пугает то, что ждет ее впереди: дети, небольшое жалование и звание офицерской жены и нищета. А ведь она мечтает всегда хорошо одеваться, выглядеть прекрасно и изящно, чтобы перед ней преклонялись.

А пока она живет с мужем, которого совсем не любит, он ей отвратителен, но она требует от него поступления в академию, чтобы в дальнейшем он сделал карьеру.

Чтобы этого достичь, она готова пожертвовать и любовью Назанского, и даже предать и любовь подпоручика, и самого Ромашова. Ради своих целей она отдается Ромашову, чтобы лишить его воли.

Поэтому и образ Шурочки показан автором исковерканным, лишенным человечности. Ее основная жизненная цель — выйти в высший свет, где она имела бы успех, и вырваться из этой провинции.

Александра Петровна изображена автором, как эгоистка.

Повесть Александра Куприна сильное и яркое произведение. В нем человек, который жизнелюбив и человеколюбив, противопоставлен обществу, где личность унижают и подавляют. И это был настоящий, реальный уклад России того времени.

Поэтому «Поединок» содержит и гуманистический смысл. И критика на армию переходит у писателя на критику строя жизни, который порождает такие античеловеческие отношения. Заканчивает Куприн свою повесть рапортом о дуэли Ромашова, на которой он был убит.

Автор обрывает свое повествование смертельным для главного героя выстрелом.

Идея

В произведении идет упоминание о надписи, сделанной первым королем. В королевстве никто никому не удалось ее перевести, лишь одному человеку это стало под силу, главному герою, принцу. Фраза звучала так: «Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы; женщины — честны, добры и понятливы. Но — прости им Бог — и те, и другие безобразны.

Это есть и основная мысль сказки. В нем на первом месте внутренние черты и лишь потом внимание стоит обращать на внешний облик.

При знакомстве с человеком нужно обращать внимание на то, что скрыто внутри. За красивой оберткой могут прятаться совершенно противоположные черты. Красота имеет свойство увядать, а честность и доброта всегда останутся с человеком.

Вывод очень прост и понятен каждому. Не гонитесь за идеальной внешностью, цените в человеке ум и внутренние свойства. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Различное представление об идеале красоты в сюжете произведения А.И. Куприна «Синяя звезда» Литература 5 класс

Различное представление об идеале красоты

в сюжете произведения А.И. Куприна «Синяя звезда»

  • Литература
  • 5 класс
  • Тарасенко Светлана Николаевна
  • учитель русского языка и литературы,
  • ГУ «Средняя школа №1»

Цель урока: знакомство учащихся с творчеством А.И. Куприна на примере сказки «Синяя звезда».

  1. Задачи:
  2. образовательная: детально изучить образ-персонаж, составить внешний и внутренний (психологический) портрет; составление карты-опроса.
  3. развивающая: развить у учащихся логическое, критическое, ассоциативное мышление и умение аргументировать.

воспитательная: осознать взаимосвязь и взаимозависимость в общественных отношениях, правах и обязанностях людей, развить чувство гражданской ответственности; преодолеть стереотипы–критерии человеческой красоты; определить, что лежит в основе всякой оценки. Расширить читательский кругозор.

  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Вид урока: стандартный.
  • Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа), исследовательский, проблемное изложение.
  • Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
  • Педагогические технологии и методики: личностно-ориентированное обучение, стратегия критического мышления через чтение и письмо (RWST).
  • Межпредметная связь: история и основы общественных знаний.
  • Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска/экран), электронный конспект урока «Синяя звезда».

Дидактический материал и наглядность: текст произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», портрет писателя; дискуссионные и концептуальные карты опроса; карточки с заданиями, маркеры и листы А-3 (на группы), тетради, 5-10 портретов, фотографии, репродукции известных картин, представляющие разнообразные типы красоты (Леонардо да Винчи, Крамской, Де Лакруа, Врубель и другие).

Предварительная работа: разработка темы урока и карт опроса, подбор текстового, иллюстративного материала, вопросов и заданий для анализа текста. Работа с учащимся по подготовке индивидуального выступления по биографии А.И. Куприна; предварительное прочтение учащимися текста сказки.

Содержание темы: изучение жизни и творчества А.И. Куприна. Детальный анализ сказки «Синяя звезда». Решение проблемных вопросов по теме.

Ожидаемые результаты: учащиеся получат сведения об авторе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST; пополнят словарный запас новой лексикой.

Структура урока: 1. Организационный момент. 2 Изучение нового материала (Информация о жизни и творчестве А.И. Куприна. История создания сказки). 3. Анализ текста (Фронтальная беседа). 4. Рефлексия. Подведение итогов. 5. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся к уроку. Распределение по группам.

2. Изучение нового материала

Информация о жизни и творчестве А.И. Куприна. История создания сказки

Слайд 1 «Куприн А.И.»

Учащийся сообщает информацию по биографии и творчеству А.И. Куприна.

Учитель: Сегодня мы с вами будем работать над произведением, вместившим в себя достаточно большое количество нравственных, этических, гражданских уроков. Это сказка-легенда А.И. Куприна «Синяя звезда», написанная в 1925 году.

  1. Слайд 2-3 «Различные представления… Эпиграф»
  2. Запишите тему урока и эпиграф.
  3. «… и в диких горах на северо-востоке увидишь … синюю звезду; она тебе будет светить всю жизнь». Нострадамус

Выдающийся русский писатель конца XIX – начала XX веков Александр Куприн – создатель яркого и радостного художественного мира, пронизанного любовью к жизни. Силач, жизнелюб, спортсмен, он исповедовал культ физической и духовной красоты. Его симпатии были всегда на стороне не испорченных цивилизацией людей, живущих среди величественной и дикой природы.

Сказка «Синяя звезда», будучи остроумной и поэтичной, перенесет нас в волшебно-реалистическую страну, отделённую от всего мира крутыми скалами, пропастями, густым лесом. Правит ею мудрый, великодушный и храбрый предводитель. А её мирный трудолюбивый народ, не тронутый цивилизацией, живет «невинной, чудесной жизнью, не зная ни войн, ни преступлений, ни нужды в течение тысячи лет».

  • 3. Анализ текста
  • Участники каждой группы делятся на пары.
  • Задание № 1 «Законы Эрнотерры»
  • Задание выполняется на тетрадном листе.

Найдите в сказке «Синяя звезда» описание законов государства Эрнотерра. Составьте перечень законов, доказывающих мнение автора, что Эрнотерра – идеальное государство.

Задание № 2 «Главный закон»

Задание выполняется на листе А-3 всеми участниками группы.

Обсудите решения, принятые в парах, и составьте единый перечень законов государства Эрнотерра. Выберите из всего перечня самый главный закон, от которого исходят или зависят все остальные. Покажите эту зависимость. Подготовьте ваши аргументы.

  1. Спикеры групп презентуют результаты работы.
  2. Слайд 4-9 «Законы государства Эрнотерра»
  3. Учитель: А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение об устройстве государства.

? Что, по вашему мнению, означает понятие «Идеальное государство»?

? Можно ли считать Эрнотерру идеальным государством? Почему?

? Какие права и обязанности предполагают законы идеального государства для своих граждан?

? Легко ли было определить самый главный закон?

? Что, по вашему мнению, можно было бы добавить к перечню законов государства Эрнотерра?

? Можно ли избежать зла, отгородившись от тех, кто на него способен?

? А что, по-вашему, такое красота? (высказывания учащихся)

Учитель: Рассказывая об идеальном государстве Эрнотерра, А.К. Куприн ставит перед нами ряд вопросов, касающихся вечных и непреходящих ценностей. Одна из них – понятие красоты, красивый и некрасивый человек. Давайте поговорим о главной героине, принцессе Эрне XXII.

  • Составление ДДЗ в группах, 2 мин.
  • Слайд 10-12 «Портрет Эрны»
  • Внешний портрет
  • Психологический (внутренний) портрет
  • – похожа на Эрна Великого
  • – некрасива
  • – сильная девушка
  • – высокий рост
  • (на голову выше рослого мужчины)
  • – доброта
  • – терпеливость
  • – кроткость
  • – внимательность к окружающим
  • – любовь к людям и животным
  • – ясный, живой, точный ум
  • – приветливость
  • – справедливость, сострадание
  • – лечит людей
  • + играет на арфе, вышивает
  • + умело бросает мяч (обратить внимание учащихся на умения и навыки принцессы)

? Какая характеристика, внешние или внутренние качества Эрны, вас более вдохновляют? Почему?

? За что народ любит свою принцессу-дурнушку?

  1. Слайд 13 «Красота…»
  2. Задание № 1
  3. Выберите наиболее, на ваш взгляд, правильное мнение, подготовьте аргументы и представьте мнения своих групп.
  4. Каждая группа выбирает понятие из предложенных.

1. Критерии человеческой красоты постоянны.

2. Жители Эрнотерры были очень некрасивы.

3. Понятие человеческой красоты всегда очень субъективно.

  • Слайд 14 «Критерии красоты»
  • Задание № 2
  • Разработайте пять критериев красоты человека, расположите их в порядке убывания значимости: от наиболее важного до наименее важного (работа выполняется маркерами на листе А-3, записать по пять прилагательных).
  • Слайд 15-17 «Репродукции»
  • Задание № 3

Используя свои критерии, оцените картины и фотографии на слайде. Спикеры представляют мнения группы.

Определите, какое из изображений наиболее подходит под выбранные вами критерии красоты человека.

? А всегда ли по красивому лицу можно определить хороший, добрый ли этот человек?

? На самом ли деле Эрна была красива? (Да или нет, привести аргументы в защиту).

Читайте также:  Футлярные люди в рассказах а. п. чехова

? Где об этом говорится?

? Почему же тогда все были так несправедливы к ней?

4. Рефлексия. Подведение итогов

? Трудно ли было принять непривычный взгляд на красоту человека?

? Что делает человека прекрасным?

? Что определяет истинную красоту человека?

? Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с «проблемой» красоты?

? Нарушали ли вы истину писателя Куприна о красоте?

Учитель: Куприн считает, что только при условии доброты и терпимости разных народов друг к другу возможно счастье и процветание всей страны. Старинная надпись, вырезанная Эрном Мудрым на стене, гласит: «Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы; женщины – честны, добры и понятливы. Но – прости им Бог – и те, и другие безобразны».

  1. Вспомните фразы из текста:
  2. «Безобразную наружность короля прощали за легендарную красоту его души»; «Будем молиться о том, чтобы её телесная некрасивость уравновесилась прекрасными дарами души, сердца и ума».
  3. Хотелось, чтобы они стали девизом вашей жизни.

? Пословица: «С лица воды не пить». Объясните ее смысл?

? Объясните смысл названия «Синяя звезда»?

  • ? Восстановите фразу Нострадамуса:
  • Слайд 18 «Слова Нострадамуса»
  • «… и в диких горах на северо-востоке увидишь сначала…(смерть), потом же… (синюю звезду); она тебе будет… (светить всю жизнь)».

? Почему рассказ называется «Синяя звезда»?

(Синий цвет – рыцари носили синие цвета в честь глаз принцессы; голубое платье Эрны – во время спасения принца; синий цвет мглы пропасти).

5. Домашнее задание

1. Творческая работа «Моё понимание слова «красота».

2. Разработать законы для своего класса.

Литература

Куприн А.И. Повести и рассказы / А.И. Куприн. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

Чаплышкина Т.П. Русская словесность: фольклор и литература: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы / Т.П. Чаплышкина, А.М. Садвакасова, Л.В. Сафронова, Н.Н. Ставицкая, С. Я. Ходова. – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.

Краткое содержание и отзыв о сказке «Синяя звезда» для читательского дневника

Куприн родился в 1870 году в семье наровчатского чиновника. До того как стать писателем, он пробовал себя в разных областях. За плечами Куприна военная служба, актёрская работа, организация цирковых представлений, управление имением, карьера репортёра.

Первые произведения Куприна датированы концом XIX века. В 1919 году писатель покинул родину. В Европе он пробыл до 1937 года, однако возвращение в Россию было недолгим.

В 1938 году писатель скончался. Рассказ Куприна «Синяя звезда» впервые увидел свет в столице Франции в 1927 году. Тогда он имел заглавие «Принцесса-дурнушка». Позднее вышел сборник «Храбрые беглецы», в котором рассказ получил своё нынешнее название.

История создания

Произведение увидело свет в 1927 году, опубликовалось сразу в двух сборниках рассказов: «Новые повести и рассказы», где сказка называлась «Принцесса-дурнушка», и «Храбрые беглецы», но уже с названием «Синяя звезда».

Сюжет сказки достаточно часто сравнивают с «Гадким утёнком» Ганса Христиана Андерсена, не исключаем вероятность, что Куприн вдохновился уже существующей историей. Во всяком случае автор продублировал смысл книги: важно не то, что внешне, а то, что внутри.

  Краткое содержание Гауф Калиф аист

Автор имел прекрасную семью, воспитывал своих детей, а потому много времени и внимания уделял литературе для ребятишек. Свои сказки он сначала тестировал на собственных отпрысках, и лишь после их одобрения выпускал произведение в свет.

Куприн «Синяя звезда»

Тема данного произведения – красота внешняя и внутренняя. Автор доносит до читателя мысль, что у разных народов представления о красоте могут отличаться.

Более того, население одного и того же государства в разное время может считать эталоном красоты противоположные вещи.

За примером далеко ходить не надо: лучшие образцы средневековой европейской живописи демонстрируют восхищение людей того времени полнотелыми женщинами. Сегодня же полнота – это недостаток.

Куприн утверждает, что внешняя красота – вещь относительная. Гораздо важнее иметь красивую душу. Если у человека душа прекрасна, то окружающие не будут обращать внимание на внешние недостатки. Именно об этом произведение «Синяя звезда» (Куприн). Краткое содержание рассказа представлено ниже.

Произведение ориентировано на читателей всех возрастов. Оно в равной степени будет интересно детям и взрослым, поскольку в центре внимания – процесс взросления главного героя.

Рассказа «Синяя звезда» краткое содержание

Когда-то давно на одной из горных вершин проживал добрый и мирный народ пастухов. Земля их было спрятана от посторонних глаз высокими скалами, пропастью и густыми дремучими лесами. В произведении «Синяя звезда» Куприна читать можем о том, что как-то раз на плоскогорье забрались чужеземцы.

Местность, которую открыли воины, пришлась им по душе. Так и решили чужеземцы навсегда остаться в этом крае. Поскольку местные жители были очень добрыми, воевать с ними казалось бесполезной затеей. Тогда воины просто сняли свои доспехи и вошли в город. Там они познакомились с местными женщинами, создали семьи и завели потомство.

Тогда же, около тысячи лет назад, чужеземцы назначили королем нового государства своего предводителя. Им оказался добрый, но в тоже время храбрый мужчина по имени Эрн. С тех пор прошло уже несколько сотен лет.

Потомки первых воинов, пройдя через все перекрестные браки, уже потеряли свои примечательные внешние черты и стали похожими на эрнотеррский народ. Язык же, на котором говорили завоеватели, уже давно забылся.

Но жители всё еще хранили память об Эрне Первом или, что видим из сказки Куприна «Синяя звезда», как народ называл его – слуга государства. Ведь именно он ввел один из самых главных законов, который до сегодняшнего дня звучит в Эрнотерре. Он гласит, что никто из жителей края не имеет права лгать.

Много времени прошло, и многое была разрушено, однако до сих пор сохранились некоторые предметы, которые принадлежали Эрну Первому.

Во дворце можно было найти его латы, оружие, послание в виде нескольких непонятных никому строчек, а также три портрета.

Именно там можно было увидеть, что, несмотря на свою доброту, справедливость и мужественность, у Эрна Первого был один явный недостаток – он был ужасно некрасив. С тех пор многие его наследники так или иначе перенимали некоторые его внешние данные.

Правитель Эрн ХХIII со своей женой долго не могли иметь детей. Целых десять лет после брака они мечтали о наследнике, и тут судьба сжалилась над ними и подарила им дочь. Однако, как только малышка родилась, все тут же заметили, что она была очень дурна собой.

Правители и жители Эрнотерры очень расстроились, переживая за судьбу будущей принцессы. Тем временем малышка росла, не зная о своих недостатках. Она была любима во дворце, отличалась добродушием и веселым нравом. Немного позже король издал указ, с помощью которого из государства следовало изъять все, даже самые маленькие зеркала.

Теперь даже если кто-то и скажет девушке о том, что она некрасива, она не сможет этого увидеть.

В сказке Куприна «Синяя звезда» краткое содержание рассказывает о том, что, когда принцессе Эрне исполнилось пятнадцать лет, в ее честь устроили пышный бал. Однако среди всех поздравительных слов девушка улавливала во взгляде народа нечто, похожее на жалость и сочувствие.

На следующий день после бала Эрна отправилась к своей кормилице, к которой принцесса была очень привязана. По пути она размышляла о тех сочувствующих взглядах, которые замечала на празднике.

Тогда в ее мысли закралось подозрение, что она как главная героиня рассказа Горького «Старуха Изергиль», на самом деле уродлива.

Когда показался дом кормилицы, самой женщины не было дома. Эрна решила войти внутрь. Тут вдруг принцесса заметила, что на столе кормилицы стоит шкатулка с различными мелкими вещами. Там на самом дне она увидела незнакомый блестящий осколок. Вытащив его, принцесса начала рассматривать предмет и с удивлением заметила, что он отражает вещи.

Тогда она посмотрела в зеркало на свое лицо и ужаснулась от того, насколько она была уродливой. От ужаса Эрна кинула зеркало на пол и начала плакать. Когда вошла кормилица, она быстро поняла, в чём дело. Женщина стала просить прощения у принцессы, но та только попросила рассказать ей всю правду.

Услышав рассказ о том, что еще несколько лет назад король уничтожил все зеркала в Эрнотерре, девушка выбежала из дома.

Если читать произведение «Синяя звезда» Куприна в сокращении, то узнаем, как Эрна в отчаянии бродила по горным тропинкам и плакала. Вдруг возле обрыва она услышала незнакомый голос. Забыв о своей обиде, девушка ринулась смотреть, что же произошло. Тогда она увидела возле обрыва стонущего человека.

Он никак не мог подняться наверх и кричал от боли. Эрна долго думала, как помочь страннику, и тут решилась снять с себя платье, разорвать его и превратить таким образом в канат. Она скинула верёвку из одежды незнакомцу и помогла ему выбраться.

Тогда принцесса заметила, что странник был таким же уродливым, как она и ее предок Эрн Великий.

Когда ее нашли местные жители, девушка приказала отвезти молодого человека во дворец, чтобы помочь ему восстановиться. Долгое время Эрна ухаживала за странником. Обладая большими познаниями в медицине, она была способна излечить любые болезни.

Единственное, что немного осложняло их общение, это то, что молодой человек говорил на совершенно другом, незнакомом принцессе языке. Однако через несколько дней они научились понимать друг друга практически без слов, и как-то раз во время одной из прогулок юноша признался Эрне в любви и поцеловал ее.

Заглянув в синие глаза принцессы, он сказал, что когда-то давно провидец Нострадамус предвидел, что он будет спасён прекрасный синей звездой, которая будет светить ему всю жизнь.

В рассказе Куприна «Синяя звезда» краткое изложение рассказывает, что позже выяснилось, что незнакомец был сыном французского короля. Молодого человека звали Шарль, и он очень любил путешествия. Во время одного из них он и оказался неподалеку от Эрнотерры.

Читайте также:  Сочинение: История создания произведения «Олеся» (А.И. Куприн)

Через какое-то время принцесса решила показать Шарлю доспехи своего предка. С удивлением молодой человек отметил, что Эрн Великий был наделён не только отвагой, но и красотой. Тогда принцесса подвела его к надписи, которую выгравирован первый король на незнакомом для всех языке.

Прочитав несколько строк, Шарль рассмеялся, однако не стал говорить Эрне, что написано на стене.

Через какое-то время молодые люди сыграли свадьбу, и Шарль забрал Эрну в свои земли. Там все придворные были поражены красотой юной принцессы. Но она боялась, что все вокруг врут и притворяются. Жители Франции оценили красоту и доброту Эрны, даже старый король был под впечатлением от жены своего сына.

Через некоторое время у молодой пары родился ребенок. Принцесса отметила, что несмотря на то, что младенец имеет черты лица, схожие на неё и Шарля, она всё равно считает его красивым. Тогда принц решил рассказать ей о том, что же было написано Эрном Великим на стене.

Надпись гласила, что, когда воины попали в Эрнотерру, они увидели, что все жители были добрыми и трудолюбивыми. Но, даже несмотря на всё это, завоеватели заметили, что энотеррцы были ужасно уродливыми.

Тогда принцессе и стала понятна главная мысль «Синей звезды» Куприна: внешность человека – явление субъективное и не такое важное по сравнению с чистотой и добротой сердца.

Краткое содержание

В давние времена высоко в горах жил один народ. Он был отрезан от всего мира, пока однажды не появились рыцари, пришедшие с юга. Новая местность произвела на них сильное впечатление, поэтому решили они здесь остаться.

На высокогорье создали люди государство, во главе которого поставили самого достойного – Эрна. Тысячу лет страна жила в мире и спокойствии. Единственное огорчение – уродство, с которым рождались некоторые наследники трона.

Однако внешние недостатки членов королевской семьи не были серьёзной проблемой, поскольку они обладали прекрасной душой.

Король Эрн XXIII был женат на местной красавице. После десяти лет совместной жизни судьба подарила им дочь, но она была так же некрасива, как её предок, Эрн Первый и многие его потомки.

Родители всё равно любили принцессу за её доброту и отзывчивость. По просьбе королевы в стране были уничтожены все зеркала.

Однако в пятнадцать лет девушка всё равно узнала о недостатках своей внешности, когда нашла спрятанный осколок зеркала в доме своей кормилицы.

  Краткое содержание рассказа Лондона «Мексиканец»

Возвращаясь в замок, принцесса услышала крики о помощи. Девушка пошла на голос и увидела иностранца, такого же уродливого, как она. Он висел на краю утёса. Эрна сняла с себя голубое платье, сделала из него верёвку и с её помощью подняла израненного путника.

Принцесса распорядилась перенести юношу в замок и лично выхаживала его. За это время между молодыми людьми возникли взаимные чувства, поэтому после выздоровления принц сделал Эрне предложение.

После свадьбы они отправились на родину принца, во Францию, где девушка увидела, что все жители этой страны похожи на неё.

Как и Эрна, они имели длинные ноги, маленькие ступни и руки, высокую талию, большие синие глаза и полные губы.

Через год после свадьбы у молодой пары родился сын. Эрне он показался очень красивым. Когда она рассказала об этом мужу, он со смехом перевёл ей слова, высеченные на стене в её отчем доме королём Эрном Первым. Он написал на латинском языке, что мужчины и женщины, населяющие его страну, обладают массой достоинств. Но они безобразны.

«Синяя звезда» (Куприн). Краткое содержание рассказа

Искусство и развлечения 5 мая 2016 Рассказ «Синяя звезда» входит в школьную программу по литературе. Ученики начальной школы изучают его в третьем классе. Автор – А. И. Куприн, известный русский писатель прошлого столетия.

XX век подарил миру много произведений, причисленных позднее к шедеврам русской литературы. Среди них «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок», «Синяя звезда» (Куприн). Краткое содержание последнего текста позволяет читателю по-новому взглянуть на личность писателя и его творчество.

Коротко об авторе

Куприн родился в 1870 году в семье наровчатского чиновника. До того как стать писателем, он пробовал себя в разных областях. За плечами Куприна военная служба, актёрская работа, организация цирковых представлений, управление имением, карьера репортёра.

Первые произведения Куприна датированы концом XIX века. В 1919 году писатель покинул родину. В Европе он пробыл до 1937 года, однако возвращение в Россию было недолгим.

В 1938 году писатель скончался. Рассказ Куприна «Синяя звезда» впервые увидел свет в столице Франции в 1927 году. Тогда он имел заглавие «Принцесса-дурнушка». Позднее вышел сборник «Храбрые беглецы», в котором рассказ получил своё нынешнее название.

Куприн «Синяя звезда»

Тема данного произведения – красота внешняя и внутренняя. Автор доносит до читателя мысль, что у разных народов представления о красоте могут отличаться.

Более того, население одного и того же государства в разное время может считать эталоном красоты противоположные вещи.

За примером далеко ходить не надо: лучшие образцы средневековой европейской живописи демонстрируют восхищение людей того времени полнотелыми женщинами. Сегодня же полнота – это недостаток.

Куприн утверждает, что внешняя красота – вещь относительная. Гораздо важнее иметь красивую душу. Если у человека душа прекрасна, то окружающие не будут обращать внимание на внешние недостатки. Именно об этом произведение «Синяя звезда» (Куприн). Краткое содержание рассказа представлено ниже.

Произведение ориентировано на читателей всех возрастов. Оно в равной степени будет интересно детям и взрослым, поскольку в центре внимания – процесс взросления главного героя.

Видео по теме

Краткое содержание

В давние времена высоко в горах жил один народ. Он был отрезан от всего мира, пока однажды не появились рыцари, пришедшие с юга. Новая местность произвела на них сильное впечатление, поэтому решили они здесь остаться.

На высокогорье создали люди государство, во главе которого поставили самого достойного – Эрна. Тысячу лет страна жила в мире и спокойствии. Единственное огорчение – уродство, с которым рождались некоторые наследники трона.

  Рецензии на книгу «Скотный двор» Джордж Оруэлл

Однако внешние недостатки членов королевской семьи не были серьёзной проблемой, поскольку они обладали прекрасной душой.

Король Эрн XXIII был женат на местной красавице. После десяти лет совместной жизни судьба подарила им дочь, но она была так же некрасива, как её предок, Эрн Первый и многие его потомки.

Родители всё равно любили принцессу за её доброту и отзывчивость. По просьбе королевы в стране были уничтожены все зеркала.

Однако в пятнадцать лет девушка всё равно узнала о недостатках своей внешности, когда нашла спрятанный осколок зеркала в доме своей кормилицы.

Возвращаясь в замок, принцесса услышала крики о помощи. Девушка пошла на голос и увидела иностранца, такого же уродливого, как она. Он висел на краю утёса. Эрна сняла с себя голубое платье, сделала из него верёвку и с её помощью подняла израненного путника.

Принцесса распорядилась перенести юношу в замок и лично выхаживала его. За это время между молодыми людьми возникли взаимные чувства, поэтому после выздоровления принц сделал Эрне предложение.

После свадьбы они отправились на родину принца, во Францию, где девушка увидела, что все жители этой страны похожи на неё.

Как и Эрна, они имели длинные ноги, маленькие ступни и руки, высокую талию, большие синие глаза и полные губы.

Через год после свадьбы у молодой пары родился сын. Эрне он показался очень красивым. Когда она рассказала об этом мужу, он со смехом перевёл ей слова, высеченные на стене в её отчем доме королём Эрном Первым. Он написал на латинском языке, что мужчины и женщины, населяющие его страну, обладают массой достоинств. Но они безобразны.

Смысл названия

А.И. Куприн назвал рассказ «Синяя звезда». В тексте есть упоминание о предсказании, которое было сделано юному принцу Шарлю. Согласно пророчеству, юноша посетит северные земли. Там он посмотрит в глаза смерти, но будет спасён синей звездой.

Она осветит всю его жизнь. У принцессы Эрны были синие глаза, а в день встречи девушка была одета в голубое платье. Шарль сразу узнал её.

Автор неслучайно выбрал синий цвет: он символизирует бесконечность, самоотверженность, гармонию с собой и окружающим миром, уход от реальности.

Подведём итоги

Для многих читателей большой интерес представляет рассказ «Синяя звезда» (Куприн). Краткое содержание не может в полной мере передать замысел автора. Однако даже беглое знакомство с текстом заставляет задуматься о некоторых важных вещах.

Среди них бессмысленность стремления быть похожим на общепризнанный эталон красоты в ущерб своей душе. Автор убеждён, что совсем не обязательно иметь красивую внешность, чтобы оставаться добрым, отзывчивым и чутким человеком. Этому учат нас герои рассказа «Синяя звезда» (Куприн).

Краткое содержание произведения представлено выше.

Ссылка на основную публикацию