Трагедия совести в пьесе Островского «Гроза»

(394 слова) В пьесе А. Н. Островского «Гроза» тема трагедии совести красной нитью проходит через все повествование. Она же становится главным фактором, позволяющим полностью раскрыть образ главной героини – Катерины. Каким же образом в произведении раскрывается тема совести, и почему она непременно трагична?

Катерина выросла в семье, где царили уважение и взаимопонимание. Все очень внимательно относились друг к другу, и героиня не испытывала никаких притеснений в выборе свое судьбы.

Здоровая атмосфера в доме позволила девушке вырасти достойным человеком и сохранить в себе лучшие человеческие качества. Катерина добра, скромна и искренна.

Она с практически благоговейным трепетом относилась к религии и находила большое утешение в молитвах.

После замужества, тем не менее, Катерина попала в совершенно другой мир. В ее новом доме всем заправляла ее свекровь – зловредная купчиха Кабаниха. Кабаниха в произведении выступает, как одна из представительниц закостенелой прослойки русского общества.

Кабаниха была своенравна, упряма, более того, она держала в страхе весь дом и считала, что тирания – это самый надежный способ поддерживать порядок. Порядок, разумеется, должен был соответствовать ее собственным представлениям об оном. Катерина невероятно страдала от притеснений со стороны Кабанихи, она ей была совершенно чужда.

Муж Катерины Тихон, кстати говоря, не заступался за свою молодую жену, ибо во всем потакал своей матери. Подобное безволие характеризовало Тихона, безусловно, далеко не с самой лучшей стороны.

Утешение Катерина обретает в лице Бориса. Вспыхнувшая любовь придает ей сил, она чувствует себя счастливой. Очень скоро, правда, девушку начали терзать страшные угрызения совести. Она видела себя грешницей, считала, что Бог не простит ей подобный поступок.

Катерина не боялась сопровождающей ее грозы, однако очень боялась умереть во грехе. Поэтому она приняла решение покончить с собой, дабы тем самым очиститься. Совесть не дала ей жизнь с осознанием того, что она своим поведением оскорбила священные узы брака.

Именно совесть подвела ее к трагическому решению своей судьбы, именно из-за угрызений совести она решилась на суицид.

В чем же трагедия? Трагедия, пожалуй, сводится главным образом к тому, что Катерина из всех представленных персонажей была самой чистой, самой великодушной и самой прекрасной.

Она старалась бы честной с собой, с окружающими, она не сводила ценность жизни к одним лишь материальным благам, она верила в любовь, в конце концов. Остальные же герои пьесы продолжали жить. Конечно, после смерти Катерины в доме Кабанихи все рухнуло, и Тихон с Варварой начали выходить из-под ее контроля.

Тем не менее никто из них не встретил смерть, а жизнь Катерины закончилась самоубийством, хотя она последняя, кто этого заслуживает.

  Краткое содержание романа Оцеола, вождь семинолов Рида

Яна Москаленко

Анализ пьесы

«Гроза» Островского А. Н. — бытовое психологическое произведение. Такое название ему автор дал, потому что оно в сущности передаёт трагичность событий, произошедших в провинциальном городке.

Если говорить кратко, то в пьесе долгое время нарастало напряжение, после чего произошёл взрыв, изменивший жизнь большинства героев и перенёсший их в настоящий жестокий мир. В драме Островского «Гроза» трагедия совести и образ Катерины — одно целое.

Это передаёт идею самой пьесы.

Природное явление, в честь которого названа пьеса, символизирует неотвратимость кары. После измены над героиней начали сгущаться тучи. Признавшись в своем проступке, героиня решается на самоубийство.

Для многих это стало аргументом называть трагедию Катерины трагедией любви и совести. Саму пьесу относят к направлению реализма. Здесь автор максимально точно старался передать быт и проблемы жертвы и других героев. Характеры персонажей соответствуют описанию реальных людей. Жанр произведения — драма. В ней выделяют такие конфликты:

  1. Противостояние самодуров и жертв. Здесь сталкиваются два мировоззрения — старое и новое.
  2. Внутренний психологический конфликт. Он происходит в душе главной героини.
  3. Социальные противоречия.

Из-за социльного конфликта произошли все предыдущие. Пьеса Островского начинается с брака купца и дворянки, которая потеряла своё состояние. В те времена такое явление было широко распространено. Правящие слои общества начали разоряться и терять власть из-за своей экономической безграмотности и чрезмерной расточительности.

Параллельно с этим купцы набирали обороты. Они были беспринципными, имели деловую хватку. Также торговцы пробивались за счёт кумовства. Дворяне, пытаясь хоть как-то держаться на плаву, стали отдавать своих дочерей замуж за сыновей из богатых купеческих семей. Брак Тихона и Катерины из-за этого изначально не имел никаких перспектив.

Жизнь Катерины

Главная героиня занимает основное место для трагедии совести в драме Островского «Гроза». Катерина выросла в русской купеческой семье, где ей привили многие положительные качества. В частности, она совершенно не умела лгать, о чём заявляла прямо. Главное своё утешение и наслаждение девушка находила в теме религии, где видела лишь красоту и высшую правду.

Образ Катерины и трагедия совести напрямую взаимосвязаны. Такой чистый и прямолинейный человек обязательно станет участником печальной истории. Повзрослев, девушка вышла замуж за Тихона — члена купеческой семьи, где главенствовала Кабаниха. Нрав этой героини был в полном соответствии с ее именем.

Властная женщина считала, что построить порядок в семье можно, если подчинить всех окружающих, превратив их в безвольных и пассивных людей.

Не стала она делать исключение и для Катерины, постоянно донимая ее придирками, несправедливыми замечаниями и по-всякому измываясь над ней, чтобы поскорей переделать на свой вкус.

Кабаниха была уверена, что для сохранения семейных традиций поступать нужно следующим образом:

  1. Все вокруг подчиняются только ей.
  2. Каждый безразличен к другому, нет никакой взаимопомощи.
  3. Если приходит кто-то новый, он принимает устоявшиеся правила и обрабатывается психологическим давлением.

Трагедия здесь во втором пункте. Катерина, оказавшись под гнётом Кабанихи, ищет поддержки у своего мужа. Тихон, будучи абсолютно безвольным, считает всё происходящее нормальным, никак не утешает свою жену. Девушка чувствует себя в тюрьме, где над ней постоянно издеваются, а единственный родной человек оказался хуже всех остальных.

В дальнейшем это стало причиной трагедии Катерины. Эта трагедия любви и совести стала непреодолимым препятствием, которое не удалось разрешить никак, кроме самого радикального и ужасного способа.

Сочинение на тему трагедия совести в драме островского гроза

С самых первых сцен она привлекает к себе особое внимание. Катерина отличается от всех представителей “тёмного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, поэтичностью натуры. В её образе автор запечатлел всю красоту народной души. Свои думы и чувства Катерина выражает простым народным языком, не употребляя обычных в купеческой среде искажённых слов и выражений.

Речь героини музыкальна , напевна, напоминает народные песни. В ней много ласкательных и уменьшительных слов: солнышко, водица, дождичек, травка. А какое чистосердечие звучит в рассказе о её вольной жизни в родном доме, среди цветов, икон, молитв. “Я жила ,ни об чём не тужила, точно птичка на воле”. Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины. В народной поэзии птица-символ воли.

И Катерина ,как “вольная птица” ,верна чувству свободы, лишь в ней она видит содержание и смысл жизни. “Отчего люди не летают так, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. “Но эта вольная птица попала в железную клетку. И она бьётся, тоскует в неволе. Со своей мечтательной и романтической душой Катерина чужая в доме Кабановых.

С таким характером она не может жить там, где всё держится на лжи, лицемерии, тирании. Не может жить в доме, где жизненная философия хозяйки – пугать, унижать и держать всех в страхе. Ей тяжело терпеть унизительные упрёки свекрови. Но цельная ,сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. “А уж коли очень мне здесь опостынет, -говорит она, – так не удержат меня никакой силой.

В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!” Среди жертв “тёмного царства” она выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу,” -отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживёшь.

Самодурная сила “тёмного царства” не согнула Катерину, не отравила её сознания, не заставила лицемерить и лгать. Она живёт с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Её попытка вырваться из “опостылевшего” мира сливается с проснувшимся чувством любви. И в этот момент происходит столкновение любви и долга. Ведь Катерина не может любить так, как робкие жертвы “тёмного царства”.

Она хочет открытости, свободы, “честного” счастья. Борис говорит ей: “Никто и не узнает про нашу любовь. ” А Катерина отвечает: “Пусть все знают ,пусть все видят, что я делаю!” Она изменяет своему мужу Тихону, но при этом воспринимает своё светлое чувство любви как смертный грех. И здесь перед нами открывается трагедия женской души, её муки и страдания.

Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и с самой собою. Она не может выбрать между долгом и любовью. Героиня находится в мучительном разладе со своей совестью. Она мечется, тоскует, пытается подавить в себе радость любви, озарившей её жизнь, пытается запретить себе любить и быть счастливой. Но эта борьба с собой, со своими чувствами оказывается героине не по силам.

Законы окружающего мира, его уклад и порядок давят на неё. И Катерина жаждет очистить свою совесть покаянием. Она не может больше терпеть. И когда видит на стене галереи в церкви картину “Страшного суда” ,то не выдерживает, падает на колени и принародно кается в грехе. Но это не приносит облегчения. Трагизм заключается в том ,что героиня нигде не находит поддержки. Даже у любимого человека.

“Возьми меня с собой отсюда!” -молит она Бориса. Но слаб и забит её друг. “Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду. ” -таков его ответ. Борис -не герой, он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину.

Читайте также:  Что помогает людям достигать намеченных целей? 

Невозможность найти поддержку и опору в любимом человеке, травля со стороны деспотичной свекрови, столкновение любви и долга -всё это приводит к трагическому концу, ломает судьбу Катерины, толкает её к обрыву. Она уже не представляет своей жизни без любви и счастья, поэтому жить в доме Кабановой, для которой эти понятия чужды, Катерина не может.

И единственный возможный выход для себя героиня находит в самоубийстве. Мысль о будущем только пугает её, а могила кажется спасением от душевных мук. Катерина уходит из жизни. Но в этом проявляется скорее её сила, чем слабость.

Потому что она не захотела пользоваться жалким прозябанием, которое ей предлагали в обмен за её живую душу, не захотела жить в обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка. Смерть героини не была бесполезной. Нравственная победа Катерины над “тёмным царством” несомненна. Она озарила царящий в душах и сердцах людей мрак, открыла им глаза, побудила к действию. Её смерть-это страшный вызов самодурной силе, это приговор всему “тёмному царству”. Жизнь героини была коротка, но она, как “луч света”, полыхнула во мраке и оставила зарево над царством тьмы и безумия. Внимание, только СЕГОДНЯ!

Новая любовь

Будучи в своём положении, Катерина обращает внимание на Бориса. Этот человек стоит гораздо выше по статусу, чем Тихон, но по несчастливому совпадению тоже оказывается безвольным. Хоть у него и есть возможности, но он советует несчастной смириться с её положением. В его голове нет ни малейшей идеи о том, что можно сопротивляться происходящему.

Но всё равно девушка чувствует к нему благодарность, потому как тот всё же понимает её и сочувствует. Из-за этого она влюбляется окончательно, чувствует подъём, но стыдится его.

Она в браке с Тихоном, а мысли о другом — это для неё страшный грех. Окрестив себя нечестивым человеком, Катерина открывает суть трагедии совести в пьесе «Гроза».

Это чувство съедает её на протяжении всего повествования.

Вскоре чувство любви ассоциируется у героини только с грехом. Самое странное, что это даже нельзя назвать полноценным романом. Она осознаёт нарушение нравственного долга, хоть Тихон и легко бы всё стерпел. Он подавленный чужой волей мужичок. Ему что с женой, что без неё, — всё едино.

Получилось так, что притворяться главная героиня не может, а новая семья так и пытается залезть в душу, что-то подозревает. Из-за этого она приходит к единственному выводу — нужно признаться немедленно, выставить себя на жестокий людской суд.

Такой широкий жест души требует, чтобы его оценили по достоинству. Любому читателю хочется, чтобы девушку утешили, простили, разглядели в ней высочайшую благородность. Но было выбрано не то место, не те люди.

Они не умеют понять её сущность, поэтому Катерина решает, что не хочет жить старой жизнью, пусть даже для этого придётся погибнуть. Она совершает самоубийство, что приводит к множеству последствий для окружающих.

«Гроза». Трагедия Катерины Кабановой. Критики о пьесе

Главная героиня занимает основное место для трагедии совести в драме Островского «Гроза». Катерина выросла в русской купеческой семье, где ей привили многие положительные качества. В частности, она совершенно не умела лгать, о чём заявляла прямо. Главное своё утешение и наслаждение девушка находила в теме религии, где видела лишь красоту и высшую правду.

Образ Катерины и трагедия совести напрямую взаимосвязаны. Такой чистый и прямолинейный человек обязательно станет участником печальной истории. Повзрослев, девушка вышла замуж за Тихона — члена купеческой семьи, где главенствовала Кабаниха. Нрав этой героини был в полном соответствии с ее именем.

Властная женщина считала, что построить порядок в семье можно, если подчинить всех окружающих, превратив их в безвольных и пассивных людей.

Не стала она делать исключение и для Катерины, постоянно донимая ее придирками, несправедливыми замечаниями и по-всякому измываясь над ней, чтобы поскорей переделать на свой вкус.

Кабаниха была уверена, что для сохранения семейных традиций поступать нужно следующим образом:

  1. Все вокруг подчиняются только ей.
  2. Каждый безразличен к другому, нет никакой взаимопомощи.
  3. Если приходит кто-то новый, он принимает устоявшиеся правила и обрабатывается психологическим давлением.

Трагедия здесь во втором пункте. Катерина, оказавшись под гнётом Кабанихи, ищет поддержки у своего мужа. Тихон, будучи абсолютно безвольным, считает всё происходящее нормальным, никак не утешает свою жену. Девушка чувствует себя в тюрьме, где над ней постоянно издеваются, а единственный родной человек оказался хуже всех остальных.

  Расшифровка Роберт Льюис Стивенсон. «Остров сокровищ»

В дальнейшем это стало причиной трагедии Катерины. Эта трагедия любви и совести стала непреодолимым препятствием, которое не удалось разрешить никак, кроме самого радикального и ужасного способа.

«Трагедия совести». По пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Все сочинения по литературе за 10 класс

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода.

Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать то я не умею; скрыть то ничего не могу», — говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту.

Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем».

Орудие ее власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину.

Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».

В а, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти.

Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей.

Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести — будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна.

Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно.

Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской.

Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению.

«Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» — не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Новая любовь

Будучи в своём положении, Катерина обращает внимание на Бориса. Этот человек стоит гораздо выше по статусу, чем Тихон, но по несчастливому совпадению тоже оказывается безвольным. Хоть у него и есть возможности, но он советует несчастной смириться с её положением. В его голове нет ни малейшей идеи о том, что можно сопротивляться происходящему.

Но всё равно девушка чувствует к нему благодарность, потому как тот всё же понимает её и сочувствует. Из-за этого она влюбляется окончательно, чувствует подъём, но стыдится его.

Она в браке с Тихоном, а мысли о другом — это для неё страшный грех. Окрестив себя нечестивым человеком, Катерина открывает суть трагедии совести в пьесе «Гроза».

Это чувство съедает её на протяжении всего повествования.

Вскоре чувство любви ассоциируется у героини только с грехом. Самое странное, что это даже нельзя назвать полноценным романом. Она осознаёт нарушение нравственного долга, хоть Тихон и легко бы всё стерпел. Он подавленный чужой волей мужичок. Ему что с женой, что без неё, — всё едино.

Получилось так, что притворяться главная героиня не может, а новая семья так и пытается залезть в душу, что-то подозревает. Из-за этого она приходит к единственному выводу — нужно признаться немедленно, выставить себя на жестокий людской суд.

Такой широкий жест души требует, чтобы его оценили по достоинству. Любому читателю хочется, чтобы девушку утешили, простили, разглядели в ней высочайшую благородность. Но было выбрано не то место, не те люди.

Читайте также:  Сочинение 15.3 на тему: «Что такое доброта» по тексту Екимова «Хлебные карточки»

Они не умеют понять её сущность, поэтому Катерина решает, что не хочет жить старой жизнью, пусть даже для этого придётся погибнуть. Она совершает самоубийство, что приводит к множеству последствий для окружающих.

Сочинение на тему: Трагедия совести» в драме «Гроза»

Катерина — главный и, пожалуй, единственный персонаж пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Всех остальных (хотя действующих лиц в пьесе действительно много) можно смешать с кромешной тьмой, в которой Катерина, волей-неволей вынужденная жить в имении Кабановых, остается единственным «светлым лучом».

Только ей автор придал человеческие черты, только ее наделил добродетелью, значительно превышающей по силе человеческие пороки, а именно совестью.

  41. Художественное своеобразие сказок м.Е. Салтыкова-Щедрина

Вопрос совести в пьесе напрямую связан с религией. Островский неоднократно акцентирует внимание читателя на религиозности и глубокой набожности Катерины.

Пожалуй, даже можно предположить, что надвигающаяся по ходу пьесы гроза, которую так сильно боится Катерина, — это божий суд, и Господь, как думает несчастная, раскаивающаяся в своем грехе, разгневался на нее за то, что она сотворила.

Вместе с тем Катерина выбирает своей судьбой добровольный уход из жизни, когда бросается в реку, — тяжесть греха, который она совершила, становится непосильной ношей. Катерина понимает, что не сможет до конца дней своих жить с этим грехом на душе, и потому решает прервать земные муки сейчас.

Удивительно, но они кажутся ей куда невыносимее и страшнее, нежели адское пламя, ожидающее всех грешников после самоубийства.

Читателю, конечно, покажется несправедливым такой порядок вещей. Жизнь Катерины почти так же беспросветна, как и темное царство, в окружении которого она вынуждена находиться.

Единственной отдушиной стала влюбленность в Бориса, но сколько сомнений тогда встало на пути к женскому счастью! Варвара — сестра мужа Катерины, видя, как мучается любовной тоской ее родственница, решается помочь ей и устраивает свидание с Борисом.

Уже тогда Катерина сама себе напоминает загнанного в клетку зверя, загнанного туда любовью и пораженного страхом от того, на что он сам способен.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Влюбленность и свидание могли бы остаться тайной, счастливым воспоминанием, которое Катерина бы лелеяла в памяти, возможно, никогда больше не решившись обмануть мужа. Но вокруг сверкает гром, бьет молния, и шумит гроза. Катерине кажется, что это Господь Бог говорит с ней с небес, проклиная за то, что она осмелилась сделать, что она опорочила мужа и саму себя.

Нет ей прощения! Набожность и сгубила Екатерину, которая тут же кидается в ноги и без того ненавидящей ее свекрови и мужу, который сам по себе неплохой человек, однако не вызывающий у своей супруги никаких чувств.

Как же сильно ненавидит ее в этот момент Кабаниха — свекровь Катерины, как клянет и хулит за то, что та посмела обмануть ее сына! Но может ли эта ненависть оскорбленной матери сравниться с тем, что чувствует сама жертва? Не быть ей с Борисом, которому предстоит отъезд и невозвращение.

А, значит, она на всю жизнь останется у Кабановых, вечно проклинаемая Кабанихой и равнодушная к мужу. Только и есть у нее, что это воспоминание о случайной, о запретной любви, которой никогда не будет шанса воплотиться в семью.

И что ей делать? Разве может она жить дальше так, как жила? Ведь теперь муж станет ей совсем не мил, а свекровь и вовсе изведет ее за проступок. Так будут идти месяцы и годы, но ничего не изменится, она по-прежнему будет жить в окружении «темного царства» — до тех пор, пока ее собственный, и без того тусклый огонек не померкнет. Нет, не бывать этому!

В тот миг, когда она, ведомая чувством вины и отчаянием, бросается в реку, она не думает о Боге, чьего наказания Катерина так боится. Она сама себя наказывает, ведь это совесть приводит ее на обрыв, с которого она бросается в реку. И там, за чертой, возможно, она все же найдет что-то светлое, как она сама, всю жизнь жившая в страшном и таком чужом для нее «темном царстве».

«Трагедия совести» (по пьесе Островского «Гроза»)

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать.

«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии.

Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину.

Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение. Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».

В а, лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти.

Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей.

Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести — будет преследовать ее до последних дней. Чувство любви для Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро.

Что-то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе.

Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской.

Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению.

«Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь). «Гроза» — не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

«Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

| Печать |

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода.

Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать?то я не умею; скрыть?то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту.

Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой – Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем».

Орудие ее власти – страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину.

Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из?под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из?под их власти.

Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей.

Это сознание греховности, внутреннего суда – суда совести – будет преследовать ее до последних дней.

Читайте также:  Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)

Чувство любви для Катерины – это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна.

Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что?то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно.

Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской.

Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению.

«Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» – не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины – акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

Похожие сочинения: Художественный метод в драме “Гроза” Проблематика пьесы Островского “Гроза” Проблема народного характера в драме “Гроза” Еще сочинения:
Трагедия героини пьесы А. Н.

Островского «Бесприданница» «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Рекомендуем:
Трагедия Катерины (по пьесе А. Н.

Островского «Гроза») «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

лес””> предыдущая страница

TESTSOCH.RU

Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»

Вариант 1Сочинение на тему: Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»

         К пьесе Островского «Гроза» долгое время относились неоднозначно. Своим появлением она вызвала активные споры среди общества.

Некоторые посчитали драму провокационной и безнравственной, а прочие сочли ее воплощением красоты русской души, показанной в прекрасном исполнении Островского.

Как бы там ни было, сейчас это великое произведение входит в образовательную систему школьников, а это говорит само за себя.

         Катерина является главной героиней пьесы. На протяжении всего повествования читатели постигают все уголки души девушки. Будучи чувствительной натурой, Катерина все принимает близко к сердцу.

И главное, что чувства героини проявляются без остатка. Если любит, то искренне и сильно; если верит, то покорно и слепо; если делает, то правильно и честно.

Но жизнь вносит свои коррективы в поведение Катерины.

         С детства главная героиня росла в условиях свободы. Естественно, это повлияло на формирование ее сознания. Черты характера, присущие Катерине, показывают нам ее открытость и легкость: добрая, мечтательная, сильная, и решительная. Только человек, так любящий жизнь и все прекрасное на этой земле, вынужден был страдать после замужества.

Катерину с Тихоном связывает лишь жалость, но не любовь. Его семья душила личность девушки своим «темным царством». Поэтому полюбив по-настоящему, главная героиня нашла в этом прекрасном чувству свою отдушину. Катерина влюбляется в Бориса со всей силой и самоотверженностью. Но угрызения совести не дают ей жить спокойно, ведь измена – это тяжкий грех.

Чтобы искупить свою вину, главная героиня решает признаться во всем мужу, что приводит к тяжелым последствиям не только в ее семье, но и в городке, где Катерина проживает. Неудивительно, что героиню стали осуждать, но не этот факт огорчал ее. Девушка поняла, что запятнала репутацию своего возлюбленного.

Одолеваемая горькими чувствами и не находя выхода из темноты, в которой была Катерина, нашелся лишь одни выход – смерть.

         Возможно, стоило найти другой способ избавления от подобной жизни, но все попытки героини были обречены на провал: побег с Борисом не удался, в силу слабости духа последнего; защиты от Тихона Катерина и не ждала, т.к. он был «маменькиным сынком». Нигде не могла найти просвета несчастная девушка.

         Как относится к поступку главной героини – личное дело каждого. Но, именно в тот момент, Катерина видела лишь такой способ избавления от чувства агонии и пустоты в том мирке, что был сформирован вокруг нее.

Вариант 2Образ Катерины и трагедия совести в драме А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский – известный русский драматург. Его творчество стало важным этапом в развитии театра. За всю свою жизнь Александр Николаевич написал около 40 пьес.

В 1856 году Островский отправился в пароходное путешествие по верхней Волге. Ему настолько понравились русские красоты, что спустя год он решил совершить еще одну поездку по волжским берегам. После путешествий он написал пьесу «Гроза», действие которой проходит летом в Калинове, на берегу великой русской реки. Главная героиня пьесы – Катерина.

Детство Катерины прошло в христианской семье. Девушка любила ходить в церковь и молиться богу. Она была счастлива в своей родной семье. Ее спокойная жизнь обрывается, когда она выходит замуж и переезжает в дом мужа. Катерина жила с супругом Тихоном, его сестрой Варварой и свекровью Кабановой.

В новой жизни ее окружали двуличные и злые люди. В детстве Катерина была свободна как птица, а теперь она загнана в клетку. Но у каждого человека свое понимание свободы. Например, для Варвары свобода – это полное непослушание. Для Катерины свобода – это совесть, доброта и порядочность.

Даже придя в мир злых людей, девушка не утратила чистоту души.

У Катерины, как ей казалось, есть родственная душа. Это Борис. Когда на две недели Тихон уезжает из дома, героиня втайне от всех встречается с Борисом.

Она прекрасно понимала, что это большой грех и, в конце концов, не выдержав душевной тяжести, она рассказала мужу об измене. Она раскаивалась в своем поступке, что характеризует ее как порядочного человека, как истинную христианку.

И даже совершив самоубийство, бросившись в Волгу, девушка оставалась чистым человеком.

Катерина – добрая душа. Добролюбов говорил о ней: «Лучик света в темном царстве», и я полностью согласна с этим высказыванием. Единственный светлый человек в пьесе «Гроза» – Катерина. Она светлая, потому что грешна и раскаивается. Другие люди темные, потому что грешны и не раскаиваются. Борис, которого Катерина считала прекрасным и добрым человеком, оказался на стороне зла.

Наше современное общество – темное царство, в котором есть лучи света. Чтобы превратить его в светлый мир, каждый человек должен меняться. Изменения всегда исходят изнутри!

Вариант 3Образ Катерины в драме «Гроза» (сочинение для 10 класса)

Пьеса «Гроза» Островского, пожалуй, вызовет в любом человеке огромное количество разных эмоций. И многие из этих эмоций связаны непосредственно с главной героиней произведения –Катериной. Свободолюбивая, выросшая в религиозной семье, где ее окружали заботой и демонстрировали взаимоуважение, она обладает стойкостью характера и стремлением к счастливой жизни.

Жизнь и восприятие мира Катериной меняются вскоре после того, как она выходит замуж за Тихона-спокойного мужчину, глубоко подавленного своей матерью.

Из-за своего стремления к счастью и любви, девушка пытается сделать над собой усилие и проявить нежность к супругу. Проявить к нему те же чувства, которые проявляла к ней ее мать.

Но в атмосфере ненависти, злости, алчности ее новой семьи, Катерине крайне сложно это сделать. На Катерину постоянно давит ее новое окружение.

Особую нелюбовь к стойкой девушке проявляет ее свекровь. Кабаниха привыкла руководить всеми, кто жил под ее крышей. Поэтому старуха любыми способами извести и унизить волевую девушку.

Катерине даже приходится встать на колени перед безропотным мужем, чтоб удовлетворить унизительную просьбу новой родственницы. Однако даже это оказалось не способно сломить ее.

В окружении бесконечного неуважения и бессмысленных придирок к себе, девушка всё так же мечтает о светлой любви.

Но любовь находит девушку сама. И появляется она в лице Бориса – приехавшего в ее родной город по делам мужчины. При встрече с ним чувства Катерины вспыхивают практически мгновенно. Борис так же отвечает ей взаимностью.

Но воспитанная в высокоморальных устоях девушка пытается отказаться от своих чувств. Организовать встречу Борису и девушке помогает Варвара – сестра Тихона.

Хитрая, изворотливая, она давно научилась врать в угоду своей матери понимая, что иначе в этом доме выжить нельзя.

Свидания Катерины и Бориса длились десять дней. В это время ее муж был в отъезде. Однако, счастье ее оказывается крайне мимолетным. По возвращению Тихона домой, ее возлюбленный сразу меняет свое поведение. Он просит Варвару уговорить героиню молчать об их тайной связи. Борис сообщает ей, что собирается уехать и не может взять ее с собой. Девушка понимает, что мужчина ее не любил.

Испытывая чувство стыда, Катерина решает рассказать мужу обо всем произошедшем. Тихон избивает ее, его мать так же продолжает гнобить девушку. Пожалуй, это и является переломным моментом в восприятии мира героиней. Она не готова к его жестокости. Пожелав лишь луч счастья для себя, она вдребезги разбила собственные моральные устои. И, не найдя поддержки ни в ком, решает покончить с собой.

Образ Катерины является крайне положительным. В ней заключено огромное количество хороших качеств и черт характера. Но абсолютное честолюбие приводит ее жизнь к печальному концу.

Рекомендуем также ознакомиться:

  • Все материалы с раздела: Сочинения по драме Островского «Гроза»
Ссылка на основную публикацию