Женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман Отцы и дети школьники изучают в 10 классе. При этом им в обязательном порядке приходится писать сочинение по данному произведению. Чтобы справиться с такой работой, следует внимательно изучить женские образы в романе Отцы и дети, понять их роль и значение.

Женские образы в романе Отцы и дети сочинение

В романе Отцы и дети женских образов довольно мало. К основным из них можно отнести всего пять. Именно они заслуживают особого внимания. Поэтому в своем сочинении я рассмотрю только эти женские образы из романа Отца и дети.

Образ Кукшиной

Кратко рассматривая женские образы в романе Отцы и дети, первым делом стоит упомянуть именно о Кукшиной. Сказать, что эта женщина вызывает приятное впечатление, конечно же нельзя. Выглядит она весьма неопрятно, волосы растрепаны, одежда явно небрежная. При виде такой особы невольно хочется посмотреть в другую сторону, отвернуться.

Столь неординарное проявление нигилизма автор изобразил не случайно. Ведь женщина стремится казаться умной, делает вид, что разбирается во многих отраслях. При этом собеседнику отчетливо видно, что ее позиция является ошибочной. Кукшину можно смело назвать псевдо-нигилистом.

Ведь именно она подрывает авторитет нигилизма и создает контраст с другими женщинами, которые присутствуют в произведении.

Образы Кати и Анны Одинцовой

Изучая цитаты и женские образы в романе Отцы и дети отдельно стоит рассмотреть образ Анны.

Несмотря на то, что Базаров отрицает все чувства, которые оказывают воздействие на людей, эта особа у него вызывает интерес. Она умна, приятна в общении.

Главный герой переживает внутренний, явный конфликт между любовью и разумом. Он осознает, что его убеждения ошибочны. Идея не настолько сильна, как чувства.

Анна красивая, уверенная в себе, уравновешенная персона. Душа же ее настолько холодна, что растопить этот лед не может даже самый сильный духом мужчина. При этом она способна доказать, что любовь все-таки существует. При этом оба героя опасаются этих чувств. Ведь Анна из-за них может лишиться спокойствия, а Базаров – собственных убеждений.

Невероятно женственной в произведении представлена Катя. Она очень милая, но при этом сильная. Благодаря особой внутренней энергии ей удается изменить окружающую обстановку. Вместе с Аркадием она создает семью, наполненную нежными чувствами.

Именно благодаря любви тот престает верить заблуждениям и оставляет их в прошлом. Аркадию удается освободиться от оказываемого главным героем давления. Именно Кате удается подтвердить, что любовь способна мотивировать подвиги.

Без нее человек попросту не может обрести счастье.

Арина Власьевна и образ матери

Яркий материнский образ представлен автором в виде Арины Власьевны. Это невероятно милая и заботливая женщина. Она поражает своей наивностью и душевной теплотой, теряется при виде своего умного отпрыска.

Главный герой делает все возможное, чтобы максимально редко попадать в отчий дом. Можно предположить, что причиной таких действий является сильная материнская любовь.

Базаров опасается, что не сможет совладать с собственными чувствами и превратится в явного романтика, любящего и преданного сына.

Образ Фенечки

Именно Фенечка в произведении выступает типажом, приводящим к раздору. Она очень мягкая, заботливая, тихая и невероятно скромная. Как раз она была виновницей произошедшей дуэли.

Мужчины, участвующие в ней, во многом похожи. Они испытывают друг к другу ненависть, но при этом невероятно смешны в собственных чувствах.

Писатель намеренно показал эту комичность, чтобы каждый читатель смог посмеяться над пафосом дуэли.

Фенечка не желает выступать виновницей раздора, но на это ее подталкивает судьба. Она симпатизирует и одному, и второму мужчине, но при этом испытывает неистовый страх.

Женские образы в романе Отцы и дети сочинение 10 класс

Данный роман вызывает немалый интерес. В этом произведении автор показал принципы нигилистического отношения к жизни, которые подверглись бурным обсуждениям. При это ему удалось раскрыть убеждения главного героя именно с помощью ряда женских образов, которые сыграли в его жизни немаловажную роль.

Роль женских образов в романе

Базаров является представителем неординарной жизненной позиции. Он попросту не признает устоявшиеся моральные нормы и ценности. Отмечается весьма скептическое отношение не только к искусству, но и чувствам людей.

Для главного героя романтизм является неприемлемым. Он считает недопустимым проявление заботы, любви и нежности, высмеивает такие поступки. По его мнению, связь с противоположным полом обусловлена исключительно физиологией.

Изначально он всех представительниц прекрасного пола называет никак иначе, как бабами, оценивает их исключительно по внешнему виду. Так, Фенечка для него становится хорошенькой.

При встрече с Анной он отмечает, что у нее богатые плечи и тело.

Понять, как главный герой относится к чувствам и женщинам как таковым можно по его реакции на рассказанную Аркадием историю. Базаров не понимает, почему страдал Павел Петрович.

Мол, если он предался любви, то не является истинным мужчиной. Кроме того, со стороны Евгения отмечается явная ирония по поводу фразы о загадочном взгляде.

Он утверждает, что загадка в органах зрения анатомией не предусмотрена.

По мнению же писателя, женщины представляют собой олицетворение духовности и безумной нежности. Как раз данные качества у главного персонажа вызывали презрение. При этом автор предложил сразу несколько героинь, которых противопоставил Базарову. Среди них его мама, а также Фенечка и Катя.

Именно за счет этих особ у Евгения возникают сомнения по поводу выдвигаемых им убеждений. Ему страшно предаться страсти, и он постоянно борется со своими чувствами. При этом отчетливо видно, что со временем он начинает несколько иначе относиться к женщинам.

Из-за отсутствия любви он так и не стал счастливым.

Женские образы в романе Отцы и дети кратко

В произведении Тургенева есть несколько женщин, которые заслуживают особого внимания. Первой при этом хочется упомянуть Фенечку. Она обладает естественной привлекательностью, нежна и мила. Это простая крестьянка, которая жила в доме у аристократа. Она родила Николаю Петровичу сына, которого назвали Митей. Правда, положение ее в семье было двойственным.

Даже в романе она упоминается не сразу. Женщина ведет себя скованно, стеснительно. Это при том, что ее мужчина признал ребенка и приютил саму Фенечку. Писатель показывает ее с положительной стороны, особо трепетно. Он демонстрирует, насколько многогранна ее душа, какая она любящая, заботливая мама.

К ней хорошо относится и главный герой, перестает быть угрюмым во время общения с девушкой.

Кардинальной противоположностью этой героине выступает Кукшина. Это весьма эмансипированная особа, не вызывающая позитивных эмоций. Этот образ автор сделал явно карикатурным, продемонстрировал собственную неприязнь к подобным персонам. Внешность у Авдотьи далека от идеала.

Женщина явно неопрятная, ведет себя развязно, да и умом не блещет. Базарову было неприятно общение с Кукшиной. Правда, из него он все-таки смог вынести определенную пользу. Ведь благодаря этому ему удалось узнать об Одинцовой.

Именно эта женщина в дальнейшем и вызовет у него интерес.

Первая встреча с Анной происходит на балу. Евгений восхищен этой особой. В ней его привлекает неординарность. Одинцова явно отличается от других женщин, с которыми приходилось общаться главному герою. У нее уточненные черты лица, указывающие на аристократическое происхождение.

Она ведет себя невероятно изысканно, осанка у нее ровная, взор несколько томный, а улыбка лишь слабо заметна. Женщина рано оказалась вдовой и получила наследство мужа. Тем не менее, продолжала жить безмятежно, не растранжиривая богатство.

Для любви, страсти, искренних чувств при этом в ее жизни места не находилось.

Анне противопоставляется Катя. Это сестра Одинцовой. Она довольно простая, совсем не высокомерная. Кажется, что эта девушка постоянно находится под влиянием своей сестры, в ее тени.

Правда, это впечатление оказывается обманчивым. У девушки огромная сила воли, она способна проявить свою индивидуальность. Не удивительно, что она привлекает внимание Кирсанова.

Столь нежная, душевная особа попросту не может вызывать равнодушие.

Женские образы в романе Отцы и дети сочинение 10 класс – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Автор романа “Отцы и дети” очень разнообразил свое творение женскими образами. От трудолюбивой Фенечки до благородной Анны Сергеевны Одинцовой. Часто именно от самих женщин зависит их судьба. Благодаря их ним решениям роман и есть интересным произведением.

В первую очередь мне хочется описать героиню по имени Фенечка. Образ духовности русской женщины. Для меня этот образ стал чем-то родным и домашним. Автор ее описывает как молодую добрую и мягкую девушку. С чистыми и наивными глазами.

Так как она была очень застенчивой то в первый день приезда Аркадия и Базаровым соврала про свою болезнь. Только что бы ни увидеться с ними. И хоть барин и поселил ее в доме и даже признал своего сына, она все же не могла себя полностью ощутить защищенной.

Именно Фенечка является прототипом образу “тургевской женщиной”. С наружи она нежна и чиста, но в душе ее силе воли может позавидовать каждый. А чего только стоит ее любовь к сыну. Она настоящая любящая мать для Мити. Тургеневу очень нравиться его героиня Фенечка.

Он всегда описывал ее с большой теплотой.

Вот образ Кукшиной совершенно иной. Она фальшиво играет на публику. И ее “нигилистское” нутро совершенно несчастно. Она весьма глупая и грубая. Что совершенно противоречит нежной Феничке. Ко всему этому ее неряшливость совершенно убивает в ней всю красоту женственности.

Читайте также:  Анализ пьесы чехова «вишневый сад»

Можно предположить, что своим псевдо нигилизмом Кукшина пытается прикрыть свою душевную боль и разочарование, от того что ее бросил муж и теперь она никому не нужна. Но не стоит забывать о том, что автор весь ее образ преподносит нам как сатиру.

Для того времени совершенно не естественно когда женщина интересуется наукой и это весьма раздражает окружающих. Хотя изредка, если отбросить всю ею грубость и неопрятность, то можно разглядеть что-то человеческое и женское.

Она глубоко несчастна и так хочет внимания к своей персоне, что не замечает, как она выглядит со стороны. Хочет быть значимой для общества, но, по сути, только может болтать. А за ее вульгарностью скрывается ее не самоуверенность в себе.

Она пытается играть роль богатой и самодостаточной дамы, но это ей не удаётся. Все только насмехаются над ее грубостью и неопрятностью. Кукшина хоть и пытается играть роль, но всегда при этом чувствует себя не в своей тарелке.

Образ Анны Одинцовой более чист. Она красива и умна и к тому же еще и богата. Автор не поскупился в описании этой героине своего романа. В ее глубокую и холодною красоту мужчины сразу влюблялись. Но ей все не так уж и легко все далось в жизни. Она вышла замуж не по любви, аза старого богача, что бы спастись от бедности.

Для нее очень важно чувствовать себя независимой не от кого. Но некто из героев так и не смог затронуть ее сердце. Автор описал и ее детство для того что бы мы могли понять ее поступки да и в прочем всю ее жизнь. Ведь ей было сложно с отцом картежником и поездке за границу.

По чему она собственно и предстала перед нами строгой и временами равнодушной, решительной и где-то бесчувственной. Даже Базаров не верил в то, что она может увлечься. Он был склонен к тому, что ей просто любопытно. Это просто было развлечением и пилюлей от скуки. И даже по отношению к Кате она строга и жестока.

Тургенев на протяжении романа постепенно раскрывает нам весь образ Анны и ее роль в судьбе главного героя. Для кого она была сильной и независимой, а для кого и вовсе идеал. Но она боится кем-то увлечься, что бы ни нарушить свою спокойную и размеренную жизнь. Она боится страданий от любви. Хотя здесь мы можем задать вопрос, а может ли она вообще любить.

На этот вопрос Тургенев нам дал ответ словами Базарова: « а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье». Правда сама Одинцова так не считает. Ее удовлетворят такая черта характера. Ей предначертано быть одинокой.

Женские роли в романе «Отцы и дети» хоть и второстепенны, но и не маловажны. Благодаря их характерам, автор дает нам прочувствовать все тонкости того времени. И дает множество вариантов развития событий. Все образы совершенно непохожи друг на друга. У всех разные и характеры, и внешность, и жизненные ситуации. Но все они по-своему сильные.

Благодаря такому великому автору как Тургенев, мы можем насладиться прекрасным романом, и каждый может вынести из него свой смысл. Автор не проявлял к какому-то образу больше любви. Он их сделал всех равными. А вот читатель уж сам решит, кто ему больше нравиться.

Вариант 2

Анализ характеров женских персонажей, которые занимают в романе отдельное место, придавая ему авторскую завершенность и художественную целостность.

Фенечка предстает перед читателем в образе скромной, боязливой, тихой крестьянской девушки, родившую ребенка от помещика Кирсанова. Молодая женщина очень стеснительна, ощущая свое непростое и несвободное положение, но в то же время естественна и благородна.

В ней нет фальши и претенциозности, она обладает высокой духовностью и чистотой и, несмотря, на происхождение, хорошо воспитана. Фенечка – заботливая и чуткая мать, обожающая своего малыша, прекрасная и трепетная в своем материнстве, чуждая всех предрассудков и сплетен.

Она искренне и горячо любит отца своего ребенка, несмотря на двоякость ее собственного положения в его доме.

Описывая девушку, автор явно выражает свою симпатию к ней, любуется Фенечкой как нежным изысканным цветком и немного сочувствует женщине, как будто стремиться защитить ее от всех кривотолков и бед.

Полной противоположностью Фенечки изображена автором Евдоксия Кукшина, молодая женщина, считающая себя нигилисткой. Ее характерные черты – резкость, бескомпромиссность, грубость, нелепость и самоуверенность. Евдоксия увлекается женскими проблемами в разных странах, и она интересуется точными науками.

Описывая образ Евдоксии, автор раскрывает все негативные черты женского характера, позволяющие создавать спорные ситуации на пустом месте и спровоцировать любой скандал. Героиня изображена в образе вульгарной и развязной дамы, не гнушающейся алкоголем и сигаретами, при этом желающей быть продвинутой и передовой особой.

Ее поведение наигранно, неестественно, фальшиво, порой глупо, под ним ярко проглядывает стремление скрыть свое чувство неполноценности и тоску по счастливой личной жизни. Внешность Евдоксии неприятна, одевается женщина вызывающе, безвкусно и неопрятно.

Раскрывая образ Кукшиной, автор акцентирует внимание читателя на бесполезности и пустоте женщин, пропагандирующих идеи феминизма, скрывая за ними собственную жизненную неудовлетворенность.

Еще один яркий образ представлен писателем в виде женщины, заставившей главного героя романа ощутить чувства любви и страданий, Анны Сергеевны Одинцовой. Это дама из высшего общества, поражающая плавными движеньями, осанкой, спокойствием, с умными и мягкими глазами.

Основными чертами характера Анны Сергеевны являются постоянство и размеренность, положенные в основу комфортного и безмятежного существования женщины. Одинцова много повидала в жизни и сейчас желает лишь отдохнуть от пережитого прошлого.

Именно поэтому она отказывается от нахлынувшей на нее влюбленности в главного героя, проявив свой сильный характер, поскольку не может расстаться с размеренной и комфортной жизнью.

Однако Анна Сергеевна не растеряла способность на сочувствие и благородные поступки, приехав проститься с Базаровым перед его смертью.

Катя Одинцова – младшая сестра Анны Сергеевны, милая темноволосая девушка с задумчивыми глазами. Ее образ изображен писателем как кроткой, поэтической и стыдливой барышни, мило краснеющей.

Она увлечена музыкой, цветами, стихами. Катя – терпеливый, нетребовательный человек, но в отдельных случаях бывает очень упрямой.

На протяжении повествования автор раскрывает индивидуальность девушки, которая не желает быть тенью своей старшей сестры.

Одним из второстепенных женских персонажей романа является образ матери главного героя, Арины Власьевны, пожилой женщины, слепо любящей своего сына и всячески пытающейся окружить его заботой.

Арина Власьевна опасается, что ее чрезмерная забота рассердит сына и очень аккуратно разговаривает с ним, но иногда не выдерживает, начинает вслух гордиться свои талантливым умным сыном.

Базаров не может находиться с матерью длительное время, так как не хочет размякнуть и стать романтиком.

Все описанные образы женщин в романе неслучайны, поскольку предназначены ярче отразить внутренний душевный конфликт главного героя.

Сочинение Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети

 «Отцы и дети» И. С. Тургенева роман пронизанный лирикой и поэтичностью. Исключительную поэтичность творению придают тонкие женские образы. “Тургеневская женщина” —  это женский идеал, объединяющий в себе все самые лучшие черты,  красоту человеческой души, Авдотья.

Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка, Авдотья  и Кукшина —  яркие женские образы в поэтичном  произведении Тургенева. Три женских образа исключительно не похожи на друг друга.

Но читатель сравнивает их, зачитываясь романом. Уважительное отношение автора к женскому полу очень чувствуется в строчках произведения. Единственное объединяет этих дам, знакомство с Базаровым.

Каждая без исключения внесла изменения в его мировоззрение.

С особым трепетом и любовью на страницах романа описана героиня Фенечка. В ней преобладает натуральность  и тепло. Она крестьянская девушка, проживающая у Николая Петровича и родившая ему сыночка Митю. Стесняясь своего двойственного, семейного  положения, Фенечка ни с первых страниц появляется в романе.

Фенечка чувствует  себя очень скованно, несмотря на то, что Николай Петрович ее приютил и признал Митю. Автор относиться к ней очень положительно. Он чувствует ее сиротскую душу и любуется ей, описывая ее как молодую  красивую мать со здоровым ребенком на руках.

Помимо автора к ней очень хорошо относиться Базаров, рад с ней общаться, перешагивая свою угрюмость.

Городская героиня, особа, борющая за равноправие и полная противоположность Фенечке  Авдотья Никитишна Кукшина.  В середине XIX века появилось много эмансипированных  женщин, у Тургенева они не вызывали положительных эмоций.

И объединил  автор их в карикатурном образе Авдотье и показывает  свою неприязнь через ее образ. Авдотья внешне не привлекательна, не отличалась опрятностью, скудоумна и развязна.

Базаров, поморщился, услышав Авдотью, и  вынес один плюс из общения с ней, от нее он впервые услышал об Одинцовой, которой он в дальнейшем  увлекся.

На балу у губернатора перед читателем появляется Анна Сергеевна Одинцова. Она производит неизгладимое впечатление на Базарова в связи с тем, что неординарна и отличалась очень от других женщин. Ее тонкие черты и штрихи ее портрета, верно, указывали на происхождение из высшего общества.

Также ее манеры не оставляли сомнений — тонкая, едва заметная улыбка, томный взгляд, ровная осанка. Овдовевшая рано Одинцова получила все наследство супруга. Она на нарушала безмятежного течения своей жизни, хотя могла позволить жить «на широкую ногу».

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: совесть (таблица)

  В ее судьбе не было места большой любви и сильным чувствам.

Противоположным образом Одинцовой стала ее младшая сестра Катя. Она девушка простая и лишена высокомерности. У читателя складывается первое впечатление, что Катя находиться в тени старшей сестры и под влиянием ее. Но для Катерины свойственна внутренняя сила характера и собственная индивидуальность. Это и делает ее привлекательной для  молодого Кирсанова.

У героинь романа «Отцы и дети» нет практически ничего общего и нет первоцели любовь, они не добиваются ее всеми возможными способами, а ждут.

Любовь приходит к ним и женщины выходят замуж, становясь хорошими женами и матерями. Сильные женщины стали Тургеневскими героинями. Они умеют полюбить и жертвовать всем во имя  любимых. Героини сильные духом женщины.

И каждая выполняет свою особую роль и очень важную, хотя и может ни очень заметную сперва.

Для 10 класса

Картинка к сочинению Женские образы в романе Отцы и дети

ПредыдущаяСледующая

Женские образы в романе «Отцы и дети», характеристика пяти центральных персонажей девушек

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» — величайшее произведение русской литературы. Обычно его рассматривают, чтобы проанализировать вечную проблему разрыва поколений.

Однако исследователи часто забывают, что женские образы в романе «Отцы и дети» очень значимы, ведь персонажи-девушки тем или иным способом влияют на главных героев, а вместе с этим и на сюжет.

Всего в произведении можно выделить 5 девушек: Фенечку, сестер Одинцовых, Кукшину и мать Базарова Арину Власьевну. Многим эта информация может быть полезна для собственных рефератов или сочинений.

Мать Базарова

Пожалуй, лучше начать с Арины Власьевны. Это типичная заботливая мать, которая хочет, чтобы у ее ребенка все было хорошо. Ее не волнуют взгляды Базарова на мир, она не вступает с ним в споры. Наоборот, Арина Власьевна любит своего сына, несмотря ни на что.

Евгений Базаров отвергает материнскую заботу и нежность, боясь, что его сочтут романтиком. Также он редко бывает дома. Его мама понимает это, поэтому очень аккуратно разговаривает с сыном, относится к нему с трепетом, чтобы не отпугнуть его еще больше.

Но иногда она не может удержаться и говорит о том, как она гордится своим умным ребенком.

Женщина раздора

Мягкий образ Фенечки выведен в тип женщин, приведших к раздору. Заботливая мать, скромная и тихая, стала причиной дуэли между Евгением и Павлом Петровичем. Между мужчинами много сходства. Они ненавидят друг друга, но в своих чувствах дуэлянты смешны. Комичность описана автором специально, ему хочется, чтобы читатели усмехнулись над пафосом поединка.

Фенечка не хочет быть причиной раздора, но судьба гонит ее к этому. Удивительна сцена свидания Базарова с Фенечкой в беседке, она с симпатией относится к обоим мужчинам, но внутри ее страх, вводящий в ужас. Отношение Базарова к женщинам иное.

Евдоксия Кукшина

В романе множество героев-двойников, наиболее яркие из них — Ситников и Кукшина. В образе Евдоксии читатель видит пародию на эмансипе. Рассказ об этой женщине вызывает отрицательные эмоции. Она небрежно одета, у нее не убраны волосы, и в целом она выглядит неопрятно. Кукшина стремится показать, что она продвинутая женщина.

Героиня занимается науками, изучает проблемы женщин, однако все это она делает весьма поверхностно. Тургенев показывает ее негативные черты характера.

Кукшина может устроить скандал на пустом месте, она легкомысленна, часто пристращается к алкоголю и сигаретам. Ее позиция наиграна и фальшива, а на примере Кукшиной Тургенев показывает, что Базаров иногда начинает сомневаться в собственной позиции, ведь такие последователи ему совсем не нравятся.

Сочинение Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети

«Отцы и дети» И. С. Тургенева роман пронизанный лирикой и поэтичностью. Исключительную поэтичность творению придают тонкие женские образы. “Тургеневская женщина” — это женский идеал, объединяющий в себе все самые лучшие черты, красоту человеческой души, Авдотья.

Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка, Авдотья и Кукшина — яркие женские образы в поэтичном произведении Тургенева. Три женских образа исключительно не похожи на друг друга.

Но читатель сравнивает их, зачитываясь романом. Уважительное отношение автора к женскому полу очень чувствуется в строчках произведения. Единственное объединяет этих дам, знакомство с Базаровым.

Каждая без исключения внесла изменения в его мировоззрение.

С особым трепетом и любовью на страницах романа описана героиня Фенечка. В ней преобладает натуральность и тепло. Она крестьянская девушка, проживающая у Николая Петровича и родившая ему сыночка Митю. Стесняясь своего двойственного, семейного положения, Фенечка ни с первых страниц появляется в романе.

Фенечка чувствует себя очень скованно, несмотря на то, что Николай Петрович ее приютил и признал Митю. Автор относиться к ней очень положительно. Он чувствует ее сиротскую душу и любуется ей, описывая ее как молодую красивую мать со здоровым ребенком на руках.

Помимо автора к ней очень хорошо относиться Базаров, рад с ней общаться, перешагивая свою угрюмость.

Городская героиня, особа, борющая за равноправие и полная противоположность Фенечке Авдотья Никитишна Кукшина. В середине XIX века появилось много эмансипированных женщин, у Тургенева они не вызывали положительных эмоций.

И объединил автор их в карикатурном образе Авдотье и показывает свою неприязнь через ее образ. Авдотья внешне не привлекательна, не отличалась опрятностью, скудоумна и развязна.

Базаров, поморщился, услышав Авдотью, и вынес один плюс из общения с ней, от нее он впервые услышал об Одинцовой, которой он в дальнейшем увлекся.

На балу у губернатора перед читателем появляется Анна Сергеевна Одинцова. Она производит неизгладимое впечатление на Базарова в связи с тем, что неординарна и отличалась очень от других женщин. Ее тонкие черты и штрихи ее портрета, верно, указывали на происхождение из высшего общества.

Также ее манеры не оставляли сомнений — тонкая, едва заметная улыбка, томный взгляд, ровная осанка. Овдовевшая рано Одинцова получила все наследство супруга. Она на нарушала безмятежного течения своей жизни, хотя могла позволить жить «на широкую ногу».

В ее судьбе не было места большой любви и сильным чувствам.

Противоположным образом Одинцовой стала ее младшая сестра Катя. Она девушка простая и лишена высокомерности. У читателя складывается первое впечатление, что Катя находиться в тени старшей сестры и под влиянием ее. Но для Катерины свойственна внутренняя сила характера и собственная индивидуальность. Это и делает ее привлекательной для молодого Кирсанова.

У героинь романа «Отцы и дети» нет практически ничего общего и нет первоцели любовь, они не добиваются ее всеми возможными способами, а ждут.

Любовь приходит к ним и женщины выходят замуж, становясь хорошими женами и матерями. Сильные женщины стали Тургеневскими героинями. Они умеют полюбить и жертвовать всем во имя любимых. Героини сильные духом женщины.

И каждая выполняет свою особую роль и очень важную, хотя и может ни очень заметную сперва.

Для 10 класса

Скромная Фенечка

В романе система образов построена на контрасте и противопоставлении. Наряду с величественной Анной Одинцовой, в произведении есть заботливая и кроткая Фенечка.

Если нужно охарактеризовать ее в нескольких словах, то можно сказать, что она естественна и благородна. Однако сама того не желая, она становится яблоком раздора и причиной дуэли между Евгением и Павлом Петровичем.

Она не хочет вмешиваться в споры мужчин, относится к обоим с симпатией. Этот поединок комичен, герои спорят, потому что похожи друг на друга.

Итак, можно сделать вывод о том, что женские образы в «Отцы и дети» разнообразны: от боязливой Фенечки до холодной Одинцовой и глупой Кукшиной.

Женские персонажи помогают автору лучше раскрыть замысел своего романа, каждая девушка в какой-то мере отдаляет Базарова от своей идеологии.

Основная характеристика женских образов

«Тургеневские женщины» такие разные, но в то же время они смогли разбудить внутренний конфликт в душе Базарова. Интересно рассмотреть образы поближе. Как автор изобразил женские образы?

Чем интересна их судьба?

  • Анна Одинцова. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей!» Только здесь наоборот, аристократка 29 лет холодна и не допускает ни единой мысли о любви. Несмотря на отношения Базарова к женщинам, он все же влюбляется в девушку. Одинцова красива, умна, достаточно уверена в себе. Общение с ней нравилось Евгению. Грация, королевская осанка и внешняя холодность Анны покоряют сердце нигилиста. Циничные убеждения тоже не помогают. Рассудительность девушки помогает узнать, что на самом деле творится в душе Базарова. Но для себя она выбирает спокойную, размеренную жизнь. Поэтому и выходит замуж по расчету для уверенности в обеспеченной старости.
  • Катя Одинцова. Младшую сестру Анны в романе «Отцы и дети» можно охарактеризовать как скромную, без каких-либо примечательных особенностей. Девушке 18 лет, и с ней не так интересно вести беседы. Но, спустя пару страниц романа, Екатерина предстаёт в образе открытого человека, полного душевной силы. И такие изменения происходят благодаря встрече с Аркадием. Юноша же в свою очередь получил от героини жизненную энергию. Теперь ему совершенно не страшно говорить, что думает; поступать так, как посчитает нужным, а не как ему говорят другие. Юноша ощущал свою слабость в сравнении с Базаровым, которым он был обольщен и восхищён. Молодые люди создают прекрасную семью, в которой дополняют друг друга. Образ Кати в романе «Отцы и дети» противоположен Анне, а персонаж Аркадия — Евгению.
  • Евдоксия Кукшина. Эмансипированная помещица при знакомстве даже отталкивает своим внешним видом и поведением. Ни о какой женственности не может быть и речи. Она неопрятна, всегда растрепанная причёска, небрежная одежда. А элементарные правила приличия ей просто чужды. Зато Евдоксия считает, что достаточно хорошо разбирается в вопросах философии и науки современного мира. И эта самоуверенность еще больше отталкивает, чем привлекает. У Кукшиной также есть друг Ситников, который очень похож с ней. Базаров же сразу понимает всю сущность этих двух персонажей.
  • Фенечка. И снова контраст между женскими образами в «Отцах и детях»… При сравнительном анализе непохожа ни на Анну Одинцову, ни на Евдокию Кукшину. Девушка является дочерью экономки Кирсановых. Ей не присущи грубость, хамство, резкие движения. Но благодаря ей читатель понимает как похожи между собой Базаров и Павел Петрович. Их дуэль, которая началась из-за ссоры в беседке (Фенечка играет в этом эпизоде важную роль), становиться смешной. Спор между людьми, которые имеют одинаковое мнение и «смотрят в одну сторону».
  • Арина Власьевна. Даже у самого холодного человека есть чувства. Кто может разбудить эмоции? Чаще всего это мама. Перед ее любящими глазами невозможно оставаться равнодушным. Поэтому в романе необходим образ Арины Власьевны, мамы Базарова. Она так трепетно относится к сыну, боится сказать что-то обидное, из-за чего Евгений все реже радует ее своим присутствием.
Читайте также:  Может ли честь оказаться дороже жизни

Женские образы в романе Отцы и дети сочинение 10 класс

Автор романа “Отцы и дети” очень разнообразил свое творение женскими образами. От трудолюбивой Фенечки до благородной Анны Сергеевны Одинцовой. Часто именно от самих женщин зависит их судьба. Благодаря их ним решениям роман и есть интересным произведением. В первую очередь мне хочется описать героиню по имени Фенечка.

Образ духовности русской женщины. Для меня этот образ стал чем-то родным и домашним. Автор ее описывает как молодую добрую и мягкую девушку. С чистыми и наивными глазами. Так как она была очень застенчивой то в первый день приезда Аркадия и Базаровым соврала про свою болезнь. Только что бы ни увидеться с ними.

И хоть барин и поселил ее в доме и даже признал своего сына, она все же не могла себя полностью ощутить защищенной. Именно Фенечка является прототипом образу “тургевской женщиной”. С наружи она нежна и чиста, но в душе ее силе воли может позавидовать каждый. А чего только стоит ее любовь к сыну. Она настоящая любящая мать для Мити.

Тургеневу очень нравиться его героиня Фенечка. Он всегда описывал ее с большой теплотой.

Вот образ Кукшиной совершенно иной. Она фальшиво играет на публику. И ее “нигилистское” нутро совершенно несчастно. Она весьма глупая и грубая. Что совершенно противоречит нежной Феничке. Ко всему этому ее неряшливость совершенно убивает в ней всю красоту женственности.

Можно предположить, что своим псевдо нигилизмом Кукшина пытается прикрыть свою душевную боль и разочарование, от того что ее бросил муж и теперь она никому не нужна. Но не стоит забывать о том, что автор весь ее образ преподносит нам как сатиру.

Для того времени совершенно не естественно когда женщина интересуется наукой и это весьма раздражает окружающих. Хотя изредка, если отбросить всю ею грубость и неопрятность, то можно разглядеть что-то человеческое и женское.

Она глубоко несчастна и так хочет внимания к своей персоне, что не замечает, как она выглядит со стороны. Хочет быть значимой для общества, но, по сути, только может болтать. А за ее вульгарностью скрывается ее не самоуверенность в себе.

Она пытается играть роль богатой и самодостаточной дамы, но это ей не удаётся. Все только насмехаются над ее грубостью и неопрятностью. Кукшина хоть и пытается играть роль, но всегда при этом чувствует себя не в своей тарелке.

Образ Анны Одинцовой более чист. Она красива и умна и к тому же еще и богата. Автор не поскупился в описании этой героине своего романа. В ее глубокую и холодною красоту мужчины сразу влюблялись. Но ей все не так уж и легко все далось в жизни. Она вышла замуж не по любви, аза старого богача, что бы спастись от бедности.

Для нее очень важно чувствовать себя независимой не от кого. Но некто из героев так и не смог затронуть ее сердце. Автор описал и ее детство для того что бы мы могли понять ее поступки да и в прочем всю ее жизнь. Ведь ей было сложно с отцом картежником и поездке за границу.

По чему она собственно и предстала перед нами строгой и временами равнодушной, решительной и где-то бесчувственной. Даже Базаров не верил в то, что она может увлечься. Он был склонен к тому, что ей просто любопытно. Это просто было развлечением и пилюлей от скуки. И даже по отношению к Кате она строга и жестока.

Тургенев на протяжении романа постепенно раскрывает нам весь образ Анны и ее роль в судьбе главного героя. Для кого она была сильной и независимой, а для кого и вовсе идеал. Но она боится кем-то увлечься, что бы ни нарушить свою спокойную и размеренную жизнь. Она боится страданий от любви. Хотя здесь мы можем задать вопрос, а может ли она вообще любить.

На этот вопрос Тургенев нам дал ответ словами Базарова: « а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье». Правда сама Одинцова так не считает. Ее удовлетворят такая черта характера. Ей предначертано быть одинокой.

Женские роли в романе «Отцы и дети» хоть и второстепенны, но и не маловажны. Благодаря их характерам, автор дает нам прочувствовать все тонкости того времени. И дает множество вариантов развития событий. Все образы совершенно непохожи друг на друга. У всех разные и характеры, и внешность, и жизненные ситуации. Но все они по-своему сильные.

Женские образы в романе Отцы и дети Тургенева 10 класс сочинение

Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев создал большое количество замечательных образов русских женщин. Отношение писателя к прекрасной половине человечества было особенным. В своих бессмертных произведениях Тургенев показал, какие сокровища таятся в сердце и уме женщины, ее готовность к самопожертвованию, мужество и духовную силу.

В романе “Отцы и дети” представлено несколько ярких женских портретов, каждый из них по- своему дополняет и раскрывает характер главного героя Базарова.

Анна Сергеевна Одинцова — главный женский образ произведения. Читатель видит высокую красивую женщину с умными глазами. Она держится с большим достоинством, несмотря на все нелестные слухи. Богатство и независимость сделали ее жизнь легкой и размеренной. Любить Одинцова не умеет и не знает, чего хочет.

Базаров поразил воображение Анны Сергеевны своим оригинальным мышлением. Она думала о нем, хотя и не скучала в его отсутствие. Эта женщина пробуждает в главном герое жгучую страсть. Он забывает, как совсем недавно с презрением отзывался о высоком чувстве любви.

Переживания Базарова глубоки и серьезны, страсть окружает его ореолом возвышенности. Однако Одинцова не отвечает взаимностью, хотя и добивается признаний молодого человека. Она остается спокойна, равнодушна, в душе ее лишь пустота. В финале Анна Сергеевна второй раз выходит замуж и опять не по любви.

С гораздо большей теплотой и симпатией Тургенев повествует о двух других героинях романа, Фенечке и Кате Локтевой.

Федосья Николаевна — молодая женщина, живущая с Николаем Петровичем и родившая ему сына. Материнство очень красит ее. У Фенечки чистое нежное лицо и пухлая фигурка. Ей присущи степенность, рассудительность и любовь к порядку, унаследованные от матери.

Женщина до крайности стеснительна, ее положение в доме неопределенно. Это не мешает всем окружающим симпатизировать ей, Базаров в какой- то момент даже пытается приударить за этой милой особой.

В конце романа Фенечка заслуженно обретает тихое семейное счастье, став официально женой Кирсанова.

Младшая сестра Одинцовой Катя Локтева — это настоящая “тургеневская девушка”. Она миловидна, застенчива, совершенно не похожа на холодную Анну Сергеевну. Обожает природу, поэзию и прекрасно играет на фортепиано. Кирсанов – младший постепенно влюбляется в юную красавицу, ему легко и спокойно с ней, между ними много общего.

Сестра холодной Анны

Катя Одинцова – пример женственности. Милая девушка обладает огромной силой. Ее энергия способна изменить обстановку вокруг себя. Аркадий и Катерина создают настоящую семью, основанную на истинных чувствах.

Любовь выводит мужчину из заблуждения. Нигилизм остается в прошлом. Аркадий освобождается от давления ума Базарова.

Женщина подтверждает авторскую позицию: любовь толкает человека на подвиги, без нее невозможно быть счастливым.

Женские образы близки и контрастны. Они как чувства различны и ярки. Нельзя отказать в индивидуальности каждому персонажу. Конфликт отрицания и эмоциональности без женщин остался бы неразрешенным. Роман становится понятным только с их помощью.

Написать сочинение «Женские образы в романе «Отцы и дети», используя предложенный материал, станет проще.

Ссылка на основную публикацию