Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

Вопрос № 71. Петербург в романе

Город пышный, город бедный,Дух неволи, стройный вид,Свод небес зелено–бледный,Сказка, холод и гранит…А.С. Пушкин

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

Тема Петербурга в русской литературе была положена еще в XVIII веке М.В. Ломоносовым, а в XIX веке продолжена К. Батюшковым в «Прогулке в Академию Художеств», где автор восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга, А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин».

У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века.

Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными ассоциациями. Но учащиеся отметят, что Петербург Пушкина двойственен.

Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя.

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

Следующим этапом развития темы Петербурга в русской литературе стал этап 40-х годов. В это время о Петербурге начинают писать писатели так называемой «натуральной школы».

Издается сборник «Физиология Петербурга», где печатаются такие повести как «Петербургские шарманщики» Д. Григоровича, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского и другие. У писателей появляется интерес к петербургским низам, трущобам, типам.

В их произведениях тема Петербурга сближается с темой маленького человека.

В 50-60 е годы Н. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.

На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века.

Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города.

На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами.

Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость».

Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города?

А.С. Пушкин “Медный всадник” – вопло-щение петровского духа, символ созида-тельных сил России, талантливости ее народа.

Н.В. Гоголь “Петербургские повести”. “Шинель” – великолепен город, но его великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холод-ный, равнодушный, он враждебен человеку.

Ф. М. Достоевский.

А.Блок, А.Ахматова, А.Белый – воспе-вают дивный и призрачный город.

Исто­рия преступления и наказания Раскольникова про­исходит в Петербурге в 60-е годы XIX века. Город – это строение, здания, дома, улицы, квартиры. Автор, описывая Петербург в своем романе, делает это при помощи

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

В мире Достоевского место,обстановка, природа неразрывно связаны с героя­ми. Мы отправляемся вместе с Р. по улицам Петербурга, трактирам, распивочным, каморкам. Мы увидим, как придавлен, унижен, духовно одинок в этом мире человек, как удушливой скучности людей противостоит духовное одиночество человека в толпе.

Городские пейзажи

Одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж. Пейзажные описания очень кратки – это особенность пейзажа Достоевского.

Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки.

Он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

В строках, которыми открывается роман, автор не «рисует» улицы, а говорит о том чувстве, которое возникает у него, когда попадает на одну из «серединных» улиц Петербурга. «На улице жара стояла страшная… грустный колорит картины» ч.1 гл.

1; «На улице опять жара стояла страшная…грустный колорит картины» ч.2 гл.1; «»Был уже поздний вечер… пылью, стоячей водой» ч.3 гл.6 – все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа.

Достоевский в романе создаёт и совсем другой пейзаж, отличный от того, что видит Раскольников обычно на улицах Петербурга. «Таким образом пошел он… прежде, чем они скрывались из глаз» ч.1 гл.5; «Он зажал двугривенный в руку…для него эта пышная картина» ч.2гл.2.

Однако великолепный вид на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть каждое его украшение» давит на героя, мучит, гнетет, как и духота, теснота.

Эта атмосфера влияет на Раскольникова: герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие.

Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке».

Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи-процентщицы.

Внешний облик людей

На улицах Раскольникову встречаются люди, от встреч с которыми остается ощущение «чего-то грязного, жалкого, безобразного»: Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

  • это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»;
  • Мармеладов с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями; Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»
  • старуха-процентщица с вострыми и злыми глазками», белобрысыми волосами, жирно смазанными маслом, «тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»;

Сам Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен, но опустился и обнеряшился. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Сцены уличной жизни

Серединные улицы» Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе главного героя «чувство глубочайшего омерзения». Распи­вочные, трактиры, дома терпимости, трущобные гостиницы, полицейские конторы, мансарды сту­дентов и квартиры ростовщиц, улицы и закоулки, дворы и задворки, Сенная и «канава» — все это как бы порождает собой преступный замысел Раскольникова.

Сцены уличной жизни:

  • пьяный в телеге,
  • сцена на Николаевском мосту,
  • сцена с пьяной девушкой,
  • сцена смерти Мармеладова,
  • сцена с шарманщиком и толпой женщин,
  • сцена на мосту с утопленницей,
  • сцена смерти Катерины Ивановны.

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

Эти сцены показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем.

Автор не случайно так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные. Он хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города.

Выводы:Мир, который показывает Достоевский, – это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Сцены уличной жизни приводят читателей к выводу: от такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво.

Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство к несчастьям близкого, злорадная насмешка. От встреч с людьми остается ощущение «чего-то грязного, жалкого, безобразного».

Картины эти, рисующие трагизм нищеты и безмерных страданий людей, проникнуты тоской по гуманности и справедливости. Поэтому страшная жизнь людей пробуждает у читателей и сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может.

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

Помещения, интерьеры

Самое сильное ощущение, когда читатель, покидая улицы, входит в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы, – это ощущение тесноты.

Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, рождае­мых пейзажем, продолжается и усиливается описанием внеш­него облика людей и каморок, в которых они живут. Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье.

«Ка­морка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит ночи Свидригайлов, — это темные, серые «гробы».

Каморка Раскольникова: «Это была крошечная клетушка…маленький столик» (ч.1 гл.3). Герой в этом жилище ощущает себя, словно в тюрьме, ему неуютно, все его сдавливает, он постоянно хочет выйти из этих мрачных стен.

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

Описания комнаты Мармеладовых и Сони, а также описание номера в гостинице, в котором останавливается Свидригайлов: «Маленькая закоптелая кровать…комната его была проходная» (ч.1 гл.

2) «Это была большая комната… у кровати не было занавесок», «Это была клетушка до того маленькая…».

Некоторые повторяющиеся детали обращают на себя внимание: неправильные формы, бедность, желтые обои, простая мебель.

Между обликом комнат и судьбой живших в них людей есть много общего: жилища их убоги и бедны, так же, как и жильцы. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдых. По сути, у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой.

Помимо квартир мы наблюдаем в романе описания лестниц, дворов, трактиров, полицейской конторы. Лестницы грязные, вонючие. «Лестница была темная и узкая, черная», «Лестница чем дальше, тем становилась темнее… на верху этой лестницы было очень темно», «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях».

Читайте также:  Сочинение: Портретные характеристики персонажей романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнатах без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактире, «битком набитом», и в каморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Символика цвета

В романе преобладает желтый цвет. Этот цвет выбран не случайно. В романе мы находим

  1. комнату старухи-процентщицы с желтыми обоями,

  2. мебель из желтого дерева,

  3. бледно-желтое лицо героя,

  4. желтое лицо у Мармеладова,

  5. на Петровском острове – ярко-желтые домишки,

  6. в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой»,

  7. Соня живет по желтому билету.

Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины. Это не случайно. Желтый цвет – цвет болезни, болеют душевно люди, населяющие это город, от того болен и сам город.

Выводы

Фон большого города в каком-то смысле пре­допределяет характер конфликтов и драм.

Только в мрачном и таинственном Петер­бурге могла зародиться безобразная мечта нищего студента, и с этой точки зрения Петербург — не просто место действия, Петербург — соучастник пре­ступления Раскольникова.

Город подталкивает Раскольникова на преступление, давит на него. Петербург буквально преследует Раскольникова, как кошмарный сон.

Петербург Достоевского – это город социальных контрастов. Было как бы два Петербурга. Один, созданный прекрасными архитекторами, поражающий нас красотою и стройностью. Но был и другой Петербург, изображенный Достоевским, Гоголем, Некрасовым с такой болью, где страдают и мучаются бедняки.

Это город трущоб, до отказа заполненный голытьбой. Эти люди – жертвы капиталистического мира, для которых смерть является спасением. Это все вызывает чувство протеста против насилия и угнетения.

О противоречивости Петербурга Достоевского говорят контрасты: голодный студент и разряженные женщины, богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, закоулки и глухие дворы, прекрасный, но холодный фасад города и улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло.Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

Образ Петербурга приобретает в романе символиче­ское звучание: это душная атмосфера общественного бытия, в которой вызревает преступление Раскольникова.

Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как в комнатах без форточек.

Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут.

Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорбленных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может.

Нужно отметить, что Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние».

4

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

(349 слов) В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Петербург прописан настолько хорошо, что его по праву можно назвать ещё одним героем произведения. Он поглощает героев, давит на них мрачной и грязной желтизной, уничтожает индивидуальности. Такая действительность окружает главного героя романа Родиона Раскольникова, именно её он видит каждый день.

Роман начинается с описания Петербурга. Он описан настолько явно, что читатель может почувствовать удушающую вонь, летний жаркий смрад и сутолоку на ночных улицах возле трактиров. Такая атмосфера действует угнетающе на Раскольникова. Он чувствует себя не в своей тарелке. Его постоянно кто-то норовит задеть или толкнуть.

Смрадный запах преследует его по пятам, а пропитые лица посетителей трактиров уже въелись в память. От них исходит недовольство жизнью, они хотят выплеснуть её на первого встречного. И Родион будто впитывает в себя это настроение и запахи города. Каждый шаг по улицам Петербурга может закончиться плачевно, везде царит агрессия, велика вероятность попасть в драку.

Раскольников вполне уместно реагирует на такую обстановку страхом. Он боится даже свою хозяйку. Нищета и лишения – постоянные спутники жителей города. Раскольников проникается этими же чувствами, его разум впитывает настроение и мрачные краски. И вот главный герой уже готов совершить убийство. Перед ним сплошь примеры загубленных судеб – это и случайный самоубийца, и Мармеладов.

Постоянные недовольства формируют в сознании Родиона образ жителя Петербурга, который готов запросто распрощаться с жизнью.

Но на улицах города встречается не только погрязшая в пороках публика. Мы видим Соню, которую словно обходит стороной вся грязь общества и переулков Петербурга. Даже род деятельности не откладывает отпечаток на её человечности и доброте.

Девушка обладает положительными качествами, она непорочна душой и смогла сохранить в себе веру в лучшее и светлое. Эта героиня становится спасением для Раскольникова, она направляет его на путь раскаяния. Вместе с тем Соне не чуждо и сочувствие – ценой собственной чести она содержит всю семью.

Встретить такое сокровище посреди грязи на улицах Петербурга – редкость, но всё же такие люди встречаются, что даёт надежду, что этот город ещё может реабилитироваться.

Таким образом, уличная жизнь города показана с двух сторон. Мы видим и пропавшие души, которые своими же руками топят себя в алкоголе и пороке, и добрые сердца, которые не смогла сломить нищета и безысходность.

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание»». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения).Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения) Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены, одну безобразнее другой.

В последнее время Раскольникова « тянуло шляться» по злачным местам, «когда ему тошно становилось, «чтоб еще тошней было»».

Приближаясь к одному из распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных «оборванцев», ругающихся друг с другом, на «мертво-пьяного» (оценивающий эпитет, гипербола) нищего, лежащего поперек улицы.

Всю мерзкую картину дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое

и истасканное»).

Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны)

Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть, предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и не было видно стучавших».

В сцене уличной жизни, когда Катерина Ивановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которой преимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудность интересов этой массы, их привлекает не что иное, как странное зрелище.

Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, она ужасна и непредсказуема. Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни и личности, одна из важнейших тем романа.

Кроме того, эпизод смерти Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе Любовь и Бога. Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается

их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.

Город-соучастник

Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров. Петербург Достоевского логично выписывается в сюжетную канву, и его подробности являются точнейшими штрихами в характеристике героев и развитии идеи произведения. Как это происходит?

Городские пейзажи

Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же – в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова.

В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина – вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб – это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза.

Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.

Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова(«злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.

Образ города в романе Ф

Петербург. Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой природе. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудовищную идею.

Действие романа «Преступление и наказание» разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия.

Петербург Ф

В романе Ф.М.Достоевский описывает свой город Петра. Читатель может проникнуться атмосферой города через пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер и даже через запахи и цвета.

С первой страницы романа мы сразу же переносимся в комнату Родиона Раскольникова, но даже комнатой это нельзя назвать.

Это «каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру».

Роль уличных сцен в романе преступление и наказание

Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно». На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.

Читайте также:  Проблемы в творчестве и. бунина

Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления. На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия».

Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Город-двойник

Окутанный тайной, приютивший на своих прямых, погруженных в туман проспектах ирреальный майорский Нос Ковалева и загробную тень несчастного Акакия Акакиевича, город сам кажется призраком, готовым растаять вместе с туманом.

Петербург в произведениях Достоевского, как и в фантастических повестях Гоголя, предстает странной «навязчивой грезой», сном, который исчезнет в тот самый миг, как только тот «вдруг проснется, кому все грезится» (роман «Подросток»). Нередко Гранитный город в творениях писателей является почти одушевленным существом, способным влиять на судьбы людей.

Он становится виновником разбитых надежд бедного Евгения в Пушкинской поэме «Медный всадник», и отчаянная угроза страдальца «Ужо тебе!», брошенная в сторону статуи, адресована всему городу-обидчику. Петербург в творчестве Достоевского является не только персонажем, но и своеобразным двойником героев, странно преломляющим их думы, переживания, фантазии и будущее.

Тема эта зародилась еще на страницах «Петербургской летописи», в которой молодой публицист Федор Достоевский с тревогой видит черты болезненной угрюмости, проскальзывающие во внутреннем облике любимого города.

Город-соучастник

Автор мастерски переплетает изображение городских пейзажей, уличных сцен и интерьеров. Петербург Достоевского логично выписывается в сюжетную канву, и его подробности являются точнейшими штрихами в характеристике героев и развитии идеи произведения. Как это происходит?

Городские пейзажи

Первое описание Петербурга Достоевским мы встречаем сразу же – в 1-й главе первой части. Жара, духота, вонь и поминутно попадающиеся на пути пьяницы мучительно отзываются на расстроенных нервах Раскольникова.

В 1-й главе второй части с ужасающими подробностями повторяется та же самая картина – вонь, духота, жара, снующие мимо люди, и опять юноша переживает тяжкие мгновения. Теснота и духота городских трущоб – это и духовная атмосфера почти всего романа. Только теперь говорится еще о солнце, нестерпимо режущем глаза.

Мотив солнца потом обретет метафорическую завершенность, а пока его яркий свет терзает запутавшегося в своей идее Раскольникова.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и. – презентация

1 Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит! В.А. Жуковский Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Сказка, холод и гранит… А.С. Пушкин

2 В ряду классиков мировой литературы Достоевский заслуженно носит звание мастера в раскрытии тайн человеческой души и создателя искусства мысли. Роман «Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые выступил как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который получил название полифонического (многоголосого).

3 Интерьеры Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, это темные, сырые «гробы».

4 В романе преобладает желтый цвет. Этот цвет выбран не случайно.

В романе мы находим комнату старухи- процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно –желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко – желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», Соня живет по желтому билету. Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины.

5 Раскольников жил в…крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой Отставшие, жёлтого цвета обои… вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова -…неуклюжая большая софа…

, которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные, высокие дома с дворами-колодцами, слепыми окнами, выбитые стёкла, развороченный асфальт – человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Коморка Раскольникова отражает весь Петербург.

6 И так ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать Достоевский вводит уличные сцены.

7 Сцены уличной жизни Сцены уличной жизни в романе показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем.

8 Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она, еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет. Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, когда Раскольников видит самоубийство. На мосту его стегают плеткой, чтобы он чуть не попал под повозку. Всё это говорит о злости, раздражительности людей.

9 В Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской радостью, даже в них мы видим только страдания: неужели ты не видела здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор.

10 Автор хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города. Мир, который показывает Достоевский, – это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

11 От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка.

12 МИХАИЛ ШЕМЯКИН Михаил Шемякин родился в Москве в 1943 году, детство провел в Германии, в 1957 году переехал с родителями в Ленинград и через четырнадцать лет был вынужден его покинуть. Принудительно высланный из страны, он нашел прибежище в Париже, где получил известность как один из ведущих представителей эстетического диссидентства.

13 Иллюстрации Серии иллюстраций к «Преступлению и наказанию» выполнены с 1964 по 1969 годы. Шемякин усматривал главные события романа по преимуществу в снах и видениях Раскольникова, ставящих героя перед проблемой «переступания порога».

Накопив опыт сопротивления чуждым влияниям, мастер ощущал глубоко родственной идею Достоевского о том, что «новое» может войти в жизнь только в результате отстранения «старого», когда смело переступаются границы, начертанные той или иной традицией.

14 Набережная Фонтанки. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 1966

15 Петербургская улица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Офорт

16 Раскольников с мещанином. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Офорт

17 Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Офорт

18 Раскольников и Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Бумага, карандаш

19 Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Бумага, карандаш

20 Раскольников. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевск ого «Преступление и наказание» Бумага, тушь, акварель

21 Сон Раскольникова. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Бумага, карандаш

22 Сонечка. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Бумага, карандаш

23 Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Бумага, карандаш

24 Раскольников и старуха- процентщица. Сон Раскольникова. Эскиз иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Бумага, карандаш

25 Исповедь на площади. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Бумага, карандаш

26 Раскольников и старуха- процентщица. Иллюстрация к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Бумага, графитный карандаш, коллаж

27 Эскиз к балету по роману Ф.М.Досто евского «Преступл ение и наказание » Бумага, тушь, акварель

Что толкает человека на преступления? Сочинение № 12173256

       

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

24.09.2021 20:07:53

Эльзана Нуриева

На протяжении существования всего человечества происходят преступления. Преступление – действие, противоречащее закону, которое неблагоприятно влияет на всё общество. В большинстве случаев это происходит из-за эгоистичности человека, поступающего противозаконно ради личной выгоды. Но есть люди, вынужденные переступить закон. Что же толкает человека на преступления?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к рассказу М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой отправился на фронт защищать Родину. В ходе одной из операций оказался в плену у врага вместе со своими товарищами. Но один из них оказался предателем, который хотел выдать информацию об одном из своих соотечественников, попавшем вместе с ними к фашистам и доверившимся им. Тем самым он хотел, чтобы враг его пожалел, помиловал и оставил в живых. Этот человек легко мог предать своих друзей, семью, страну и перейти на сторону фашистов. А. Соколов задушил его, совершил преступление. На это его толкнул патриотический  долг, ведь герой не мог допустить этого. Мужчина пошел на это не ради личной выгоды, а на пользу Родины.
Ф.М. Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» описывает иную ситуацию. Главный герой – студент, у которого не хватало денег  для оплаты обучения и места проживания. Бедственное положение оказывало на него психологическое давление. У него возникла гипотеза, согласно которой одни люди могут преступать общие законы ради совершения великих дел, другие же нет. Для того чтобы проверить свою идею, он обдумывает план убийства старухи-процентщицы. Но после совершения преступления проблемы Раскольникова не исчезли, а наоборот, прибавились. Герой переступил закон, решив, что является одним из тех, кому это позволено, но ошибся. Его ошибка обошлась ценой жизни старухи и её ни в чём не повинной сестры.
На примере этих произведений мы можем сделать вывод, что мотив преступления может быть любым: помощь другим или же личная выгода, прихоть. Но, по моему мнению, совершения незаконного действия нужно избегать. Ведь иногда даже хорошие намерения могут привести к неблагоприятному исходу. Рецензент: Наталья Белина

Читайте также:  Анализ романа Дефо «Робинзон Крузо»

Здравствуйте, Эльзана!

Ваше сочинение соответствует установленным требованиям: “Объём итогового сочинения” и “Самостоятельность написания итогового сочинения”. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что в требовании № 1 установлен рекомендуемый объем сочинения от 350 слов.

  • В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
  • К1 (соответствие теме) + 1 балл.
  • Обоснование: в сочинении вы демонстрируете способность рассуждать на предложенную тему.
  • К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Доказывая свою позицию и формулируя аргументы, вы подкрепляете их примерами из литературного материала. Однако в ваших рассуждениях присутствуют фактические ошибки.

Главный герой отправился на фронт защищать Родину. В ходе одной из операций оказался в плену у врага вместе со своими товарищами. Но один из них оказался предателем, который хотел выдать информацию об одном из своих соотечественников, попавшем вместе с ними к фашистам и доверившимся им.

Товарищами герои стали только в плену. Раньше они не были знакомы.”Но один из них оказался предателем” – герой, по фамилии Крыжнев.”Об одном из своих соотечественников” – речь идёт о взводном командире Крыжнева.

На примере этих произведений мы можем сделать вывод, что мотив преступления может быть любым: помощь другим или же личная выгода, прихоть.

Если следовать логике вашего сочинения, то слова “личная выгода , прихоть” соотносятся с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Но, анализируя произведение, вы приходите к неуместному выводу. Обращайте внимание не только на сюжетную линию, но и на идейное содержание произведения. Из-за непонимания сути романа вы неверно трактуете образ Родиона Раскольникова.

  1. К3 (логика и композиция) + 1 балл.
  2. Обоснование: в сочинении нет грубых логических нарушений, которые существенно препятствуют пониманию смысла написанного.
  3. Ошибки:
На протяжении существования всего человечества происходят преступления. Преступление – действие, противоречащее закону, которое неблагоприятно влияет на всё общество. В большинстве случаев это происходит из-за эгоистичности человека, поступающего противозаконно ради личной выгоды. Но есть люди, вынужденные переступить закон. Что же толкает человека на преступления?

Во вступлении вы нарушаете логику, переходя от одной мысли к другой. Один из примеров такого нарушения обозначен синим и красным цветами. Кроме того, почему вы решили, что причиной совершения преступлений “в большинстве случаев” является эгоистичность? То, что выделено зелёным цветом, не обосновано.

В большинстве случаев это происходит из-за эгоистичности человека, поступающего противозаконно ради личной выгоды.

Что подразумевается под словом “это”? В предыдущем предложении вы давали определение слову “преступление”.

В большинстве случаев это происходит из-за эгоистичности человека, поступающего противозаконно ради личной выгоды. Но есть люди, вынужденные переступить закон.

Непонятно, почему вы противопоставляете “человека, поступающего противозаконно ради личной выгоды”, и “людей, вынужденных переступить закон”. К людям, которые “вынуждены переступить закон”, можно отнести и тех, кто совершает преступление “ради личной выгоды”. Возникает речевая недосказанность.

А. Соколов задушил его, совершил преступление.

Вы ставите в один ряд несопоставимые понятия.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к рассказу М. Шолохова «Судьба человека». Главный герой отправился на фронт защищать Родину. В ходе одной из операций оказался в плену у врага вместе со своими товарищами. Но один из них оказался предателем, который хотел выдать информацию об одном из своих соотечественников, попавшем вместе с ними к фашистам и доверившимся им. Тем самым он хотел, чтобы враг его пожалел, помиловал и оставил в живых. Этот человек легко мог предать своих друзей, семью, страну и перейти на сторону фашистов. А. Соколов задушил его, совершил преступление. На это его толкнул патриотический  долг, ведь герой не мог допустить этого. Мужчина пошел на это не ради личной выгоды, а на пользу Родины.

Почему вы сообщаете имя главного героя только в конце абзаца? Имя персонажа лучше написать полностью: Андрей Соколов.

Главный герой – студент, у которого не хватало денег  для оплаты обучения и места проживания. Бедственное положение оказывало на него психологическое давление. У него возникла гипотеза, согласно которой одни люди могут преступать общие законы ради совершения великих дел, другие же нет. Для того чтобы проверить свою идею, он обдумывает план убийства старухи-процентщицы. Но после совершения преступления проблемы Раскольникова не исчезли, а наоборот, прибавились. Герой переступил закон, решив, что является одним из тех, кому это позволено, но ошибся. Его ошибка обошлась ценой жизни старухи и её ни в чём не повинной сестры.

Эту же ошибку вы допускаете и во втором примере.

Ведь иногда даже хорошие намерения могут привести к неблагоприятному исходу.

В заключении дан ответ на вопрос темы, однако он не вытекает в полной мере из содержания вашего сочинения. Непонятно, “хорошие намерения” какого героя “могут привести к неблагоприятному исходу”.

  • К4 (речь) + 0 баллов.
  • Обоснование: в сочинении присутствуют предложения с речевыми ошибками, которые затрудняют понимание смысла высказываний.
  • Ошибки:
На протяжении существования всего человечества происходят преступления.

Слово “всего” – лишнее. Красным цветом обозначена речевая несочетаемость. Правильно: совершаются преступления.

Преступление – действие, противоречащее закону, которое неблагоприятно влияет на всё общество.

Слово “всё” – лишнее.

В ходе одной из операций оказался в плену у врага вместе со своими товарищами.

Не хватает подлежащего. Синим цветом обозначены употребление слова в несвойственном ему значении и речевая недостаточность: о какой операции идёт речь? Скорее всего, вы употребляете это в слово в значении “совокупность боевых действий, объединенных одной целью, одним заданием. О. по захвату населенного пункта. Разведывательная, наступательная, оборонительная о. Десантная, воздушная, морская о. Крупномасштабная о. вооруженных сил ООН. Провал, успех операции. // Согласованные действия сотрудников милиции, разведывательной службы и т.п. по выслеживанию и задержанию преступника. О. по обезвреживанию бандита. О. захвата террористов” (Источник: Грамота.ру). Однако в рассказе “Судьба человека” М.А. Шолохова действия Соколова не задуманы как “операция”.

В ходе одной из операций оказался в плену у врага вместе со своими товарищами. Но один из них оказался предателем, который хотел выдать информацию об одном из своих соотечественников, попавшем вместе с ними к фашистам и доверившимся им.

Зелёным, красным и розовым цветами обозначены повторы слов. Неудачное употребление местоимений, которые мешают пониманию прочитанного, нарушают логику высказывания.

Тем самым он хотел, чтобы враг его пожалел, помиловал и оставил в живых.

Речевая избыточность.

Этот человек легко мог предать своих друзей, семью, страну и перейти на сторону фашистов.

Употребление слова разговорного стиля.

На это его толкнул патриотический  долг, ведь герой не мог допустить этого.

Неудачное употребление местоимений. Кроме того, непонятно, что вы подразумеваете под словом “этого”.В каком значении употребляется слово “герой”: главное действующее лицо литературного произведения или человек, совершивший подвиг?

Ф.М. Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» описывает иную ситуацию.

Лишнее слово.

Главный герой – студент, у которого не хватало денег  для оплаты обучения и места проживания.

Смешение лексики разных исторических эпох.

Бедственное положение оказывало на него психологическое давление. У него возникла гипотеза, согласно которой одни люди могут преступать общие законы ради совершения великих дел, другие же нет.

Повтор слова. Синим цветом обозначено неудачное словоупотребление. Правильно: преступать закон или преступать нравственные законы. Непонятно, что именно вы хотите сказать.

Преступление – действие, противоречащее закону, которое неблагоприятно влияет на всё общество. Но, по моему мнению, совершения незаконного действия нужно избегать.

Старайтесь не использовать канцелярит.

К5 (грамотность) + 1 балл. Всего допущено 5 ошибок.

Орфография: орфографических ошибок нет.

Пунктуация

Но после совершения преступления проблемы Раскольникова не исчезли, а наоборот, прибавились.

Не хватает запятой между словами.

Грамматика

Преступление – действие, противоречащее закону, которое неблагоприятно влияет на всё общество.

Определительное придаточное отделено от главного слова.

Но один из них оказался предателем, который хотел выдать информацию об одном из своих соотечественников, попавшем вместе с ними к фашистам и доверившимся им.

Правильно: доверившЕМся.

Мужчина пошел на это не ради личной выгоды, а на пользу Родины.

Правильно: пользу РодинЕ.

Герой переступил закон, решив, что является одним из тех, кому это позволено, но ошибся.

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм.

  1. Общий вывод по работе
  2. Итак, Эльзана, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом художественных произведений, логикой изложения и речевым оформлением мыслей.
  3. Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 0; К5: 1;

Итоговый балл – 4 Зачёт

Возврат к списку

Ссылка на основную публикацию