«Три сестры», Чехов: анализ

  1. История произведения
  2. Краткое соджержание пьесы
  3. Композиция и конфликт произведения
  4. Жанр
  5. Главные герои и их характеристика
  6. Основная идея пьесы
  7. Смысл названия произведения “ Три сестры”
  8. Проблематика
  9. Чему учит пьеса А. П.

    Чехова

  10. Цитаты из книги “ Три сестры”

Произведение Чехова “ Три Сестры” было написано в 1900 году. Сочинение пьесы ему давались нелегко, все записи записывал в свою записную книжку, как только он садился творить, его постоянно кто то отвлекал, а в один миг он совсем заболел.

Но один режиссер по имени константин все таки заставил его написать пьесу,для того чтобы успеть к началу театрального сезона. Пьеса была опубликована в журнале “ Русская Мысль”  уже в 1901 году. В этом же году состоялся первый спектакль.

Многие события из книги, во многом имели быть в реальной жизни, а главные герои стали литературными образами существующих в действительности людей. 

«Три сестры», Чехов: анализ

Краткое содержание пьесы

Пьеса Чехова “ Три сестры” действие происходит в губернском городе в доме семьи Прозоровых. В этой семье живут три сестры и брат.  Сестер зовут Маша,Олья,и Ирина , а брата Андрей. Сестры чувствуют себя несчастными так как для этого городка они слишком образованные.

У Ольги и Иры есть большое желание вернуться в Москву где больше для них перспектив. а брат Андрей  хочет поступить там в университет чтобы стать профессором, сестры уверены что его поступление завершиться успехом. Маша замужем за Кулыгина, она несчастлива в браке, и изменяет своему мужу.

  Ольга старшая сестра работает учительницей в гимназии,она не замужем, как и младшая сестра Ирина. В младшую сестру безответно влюбляется офицеры, но девушка очень хочет начать работать, так как считает, что работа сделает ее счастливой,через некоторое время она работает на телеграфе.

Ирина соглашается выйти замуж за барона Тузенбаха, который давно за ней ухаживает.

«Три сестры», Чехов: анализ

 Андрей делает предложение Наташе, но брак не делает его счастливым,он начал маяться от скуки. Спустя 3 года у Тузенбаха с Соленым случится конфликт, они встречаются на дуэли где погибает Тузенбах.

Сестры очень расстроились и другу друга стали утешать, и начинаю осознавать что нужно жить несмотря ни на что жизнь продолжается.

Андрей начинает размышлять о жизни,  иза чего же они такие разочарованные,пустые и грустные уже столько лет ведь, они еще молоды и полны сил.

Композиция и конфликт произведения

В пьесе Чехова нет особой интриги , главная композиция в ней это, фон, атмосфера, настроение, жизненные позиции. В произведении существует классическая композиция.

Произведение раскрывает характеры героев, показывает жизнь мечтательных, но ничего не предпринимающих людей. Нет выраженных конфликтов между героями, все диалоги персонажей уравновешенные и спокойные.

Основным конфликтом является что у героев разные мировоззрения и расхождение между стремлениями,происходит  противостояние с окружающей действенностью и его бытом.

Жанр

Произведение “ Три сестры”, определяется драмой. Есть все признаки данного жанра, это конфликт с обществом, пьеса полна тоски и печали. Персонажи пьесы  движутся к неведомой цели, постепенно привыкают к печальной жизни.

Сестры Прозоровы, Тузенбах, Чебутыкин – это лишь пассивные наблюдатели, но не активные участники жизни. Созданные образы героев дышат натурализмом, а литературное направление реализмом. Действия описаны так реалистично, что читатели могу поверить в это событие.

Произведение “Три сестры” предназначены для показа на театральной сцене.

«Три сестры», Чехов: анализ

Главные герои и их характеристика

Ольга Прозорова. 

Старшая сестра,дочь генерала, ей двадцать восем лет,. Работает учительницей в гимназии. Она работает для того чтоб себя чем то занять,чтоб не сидеть на месте, не любит детей, работа отнимает у нее силы и молодость, мечтает о другой жизни.

Героиня по характеру спокойная и терпеливая, меланхоличная, течет по течению и ничего не меняет. Ольга  живет с чувством постоянной  усталости, головной болью, “Чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям силы и молодость”, “Устала… Лучше бы я вышла замуж..”.

Ее утешает лишь мечта “ скорее в Москву”.

Ирина Прозорова. 

Младшая сестра, ей двадцать лет, она чувствует себя счастливой, полна надежд и сил. Она окрыленная любовью. Хочет работать и приносить пользу. Но с появлением работы у нее начинается портиться характер, проявляется агрессия при посторонних людях.  

Маша Прозорова.

Средняя сестра, самая молчаливая из сестер. В восемнадцатилетнем возрасте Маша вышла замуж за учителя гимназии, потому что казался ей очень умным и важным ученым, но прожив с ним она в нем разочаровала и вступает в тайные отношения с Вершининым, свою любовь она выражает  к нему с нежностью, страстью, наполнилась смыслом жизни.

Наталья Иванова

Жена Андрея Прозорова. По началу автор ее описывает как милую, любящую девушку. Но потом она стала эгоистичной, резкой, грубой, меркантильной, подчиняет себе мужа, думает только о себе. Сестёр постепенно выживает из дома, прислугу унижает, обращается с ней жестоко, все деньги от заклада дома забирает себе.

«Три сестры», Чехов: анализ

Андрей Прозоров.

Сын генерала,глава семьи. Служит секретарем в земской управе. Сестры говорят о нем, что он “мастер на все руки”. Он влюбляется в Наташу и берет ее в жены.

Но жена оказывается тиражей, и берет Андрея в свою власть, не замечая как становиться подкаблучником, пьяницей и зависимым игроком, чувствует себя одиноки в своем доме.

Разочаровавшись в жизни он мечтает о свободе, но ему не хватает твердого характера, чтобы изменить свою жизнь.

Основная идея пьесы “Три сестры”

Главная идея пьесы , мечты о жизни, тоска по труду, о будущем которое кажется никогда не наступит. Автор показывает труд как самое важное для становления человека.

Смысл пьесы в том что, если просто думать о высоких помыслах и намерениях, надеяться и мечтать, так счастья невозможно достигнуть. Его достигают делами, поступками, нужна искать пути для достижения целей .

Ведь герои плыли по течению и ничего не делали для того, чтобы их мечта сбылась, а не оставалась иллюзией. писатель поставил много вопросов о природе человека, счастья и смысла жизни.

Смысл названия произведения “Три сестры”

Пьеса Чехова “Три сестры” глубокое произведение. В нем открывается много разных мыслей.  Но в самом названии такого смысла нет, Автор утверждает, что в названиях его произведений не нужно искать смысла, иронии или глубинной символики. Кроме троих сестер был не менее важный персонаж брат Андрей, а така же активно проявлялась его жена Наташа, которая добивалась всего.

Проблематика

Главные проблемы произведения это – одиночество, отчаяние, смысл жизни, рутина. 

  • Одиночество , в пьесе все персонажи чувствовали одиночество. При то что у каждого есть друзья, общение, но внутри одиночество поглотило их. 
  • Отчаянье – Чехов показывает в пьесе слабых , в безысходном положении героев, которым тяжело решить проблему.
  • Рутина – усталые мрачные люди которые находятся в круговороте рутины разных бытовых забот.
  • Смысл жизни – автор показывает людей которые живут кажется напрасно на этой земле, не несут никакой пользы,просто существуют.

Чему учит пьеса

Автор произведения учит тому, как человек может унизиться, если перестанет бороться с обстоятельствами и не будет развиваться как личность. Человек который бессильный не достигнет счастья. Нужно бороться до последнего и быть активным, чтобы стать личностью и обрести смысл жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=syScDktUi2w

Пьеса “ Три сестры “ раскрывает как важно для человека быть  умным, активным, добрым и искренним. Нужно постоянно быть в развитии как духовно так и физически.

«Три сестры», Чехов: анализ

Цитаты из книги “Три сестры”

“Сидишь в Москве, в громадной зале ресторана, никого не знаешь, и тебя никто не знает, и в то же время не чувствуешь себя чужим. А здесь ты всех знаешь и тебя все знают, но чужой, чужой… Чужой и одинокий.”

“После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки, откроют, быть может, шестое чувство и разовьют его, но жизнь останется все та же, жизнь трудная, полная тайн и счастливая. И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «Ах, тяжко жить!» – вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти. “

“Русскому человеку в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко? Почему?”

  • “Потому что если бы вокзал был близко, то не был бы далеко, а если он далеко, то, значит, не близко.”
  • “Какие пустяки, какие глупые мелочи иногда приобретают в жизни значение , вдруг ни с того ни с сего.”
  • “Если философствует мужчина, то это будет философистика или там софистика; если же философствует женщина или две женщины, то уж это будет — потяни меня за палец.”

Все тайны "Трех сестер"

Если вы считаете “Трех сестер” занудной и пустой пьесой, то вы не дочитали или не досмотрели ее до четвертого акта. Все тайны раскрываются там! Хотя далеко не все намеки мы теперь понимаем.

В этой пьесе все, как любит А.П.Чехов: три действия персонажи неспешно развешивают по стенам ружья, которые лишь в финале все начинают палить. Хотя лучше подойдет другое сравнение: три акта происходит скрытое от глаз превращение гусениц во что-то иное, скрытое от глаз неподвижной оболочкой куколки. И лишь в четвертом акте куколки вскрываются, являя нам… что?

Краткое содержание первых актов: после смерти родителей уже вполне взрослые дети, брат и три сестры, долгое время живут прежними воспоминаниями и мечтами, вроде бы никак не желая взрослеть. Хотя какие-то события за несколько лет происходят.

Старшая из сестер, Ольга, работает учительницей и постепенно дорастает до поста начальницы гимназии. Средняя, Мария, рано вышла замуж, разочаровалась в муже, завела роман с женатым.

Младшая, Ирина, попыталась работать телеграфисткой, потом переучилась на учительницу, собралась замуж за порядочного и безмерно ее любящего, но нелюбимого человека.

  • Как бы ни цеплялись сестры за свои инфантильные иллюзии, как бы ни отвергали тягостное и безотрадное настоящее, но в их душах постепенно происходит преображающая работа.
  • Вполне естественно, что раньше и сильнее всех меняется Маша, ведь именно в ее жизни происходит больше всего событий и она раньше всех оказывается оторвана от родительского дома.
  • Мне очень нравится выражение:

Именно так и развивается взросление Маши – окружающие взрослые становятся… людьми. Сначала происходит неприятное открытие: ее муж, учитель Кулыгин – это не высшее существо, а весьма обыкновенный, даже заурядный человек. Не слишком большого ума, лебезящий перед начальством, трогательно-неловкий в отношениях с женой. Просто человек…

Затем Вершинин из “взрослого” родительского гостя становится тоже человеком, ровней. Чуть за сорок для мужчины, особенно нуждающегося в состоянии постоянной влюбленности – разве это возраст?! Над ним теперь можно не посмеиваться из-за дверей детской, а общаться на равных, беседовать, любить! И страдать от невозможности долгого счастья, от неизбежности разлуки.

А за этим уже недалеко и до следующего шага. Чебутыкин, понятный и привычный как старый шкаф. То ли друг семьи, то ли приживал. Его присутствие в жизни Прозоровых естественно, но совершенно неинтересно с его дурацкими подарками и странной привязанностью старого бездетного холостяка к младшей Ирине.

Старого? Но позвольте, ему еще нет шестидесяти! Значит, двадцать лет назад… да он был моложе нынешнего Вершинина! И он безумно любил жену своего командира. Он посвятил этой безнадежной любви, а потом памяти о ней всю оставшуюся жизнь. Стоп, а была ли эта любовь безнадежной? Именно Маша вдруг дорастает до такой мысли.

Маша. Сидит себе здесь, посиживает…Чебутыкин. А что? Маша (садится). Ничего…(Пауза.) Вы любили мою мать? Чебутыкин. Очень. Маша. А она вас?Чебутыкин (после паузы). Этого я уже не помню.

Сколько смыслов заложено в эти паузы! Сколько трудных прозрений, осмыслений, решений, умолчаний…

И как по-другому сразу воспринимается отношение Чебутыкина к Ирине, постоянное желание быть поблизости, приласкать, прикоснуться. “Милая, деточка моя, я знаю вас со дня вашего рождения… носил на руках… я любил покойницу маму…”, “девочка моя, радость моя”, “я не могу без вас”… Кто же они на самом деле друг другу?

А если эти подозрения в самом деле оправданы, то как понять поведение генерала Прозорова, терпевшего Чебутыкина почти в своем доме? Был слеп? равнодушен? Или настолько любил жену, что прощал все? Также… как его сын Андрей теперь прощает своей жене Наташе? Неужели он вынес эту терпимость из родительского дома?

И также теперь Кулыгин прощает измену самой Маше. Трусоватый, подобострастный Кулыгин, так боящийся сделать что-то, привлекающее внимание. Но в небольшом провинциальном городе ничего не скроешь, наверняка ходят слухи о Машином увлечении.

Злые, едкие слухи. Однако он находит в себе силы сказать при всех: Ты моя жена, и я счастлив, что бы там ни было… Я не жалуюсь, не делаю тебе ни одного упрека… вот и Оля свидетельница…

Начнем жить опять по-старому, и я тебе ни одного слова, ни намека…

Удивительно, но после этого решения у него появляются силы и на другое: одобрительно посмеяться над выходкой учеников, огрызнуться на Наташу. Этот серенький человечек тоже начинает перерастать свой футляр.

Если взросление Маши было эволюционным, то Ирине повезло меньше. Как она будет теперь жить с осознанием того, что не нашла последних слов для человека, идущего на верную смерть? Точнее, что своими словами отправила его на смерть.

Тузенбах …Только вот одно, только одно: ты меня не любишь! Ирина. Это не в моей власти! Я буду твоей женой, и верной, и покорной, но любви нет, что же делать! (Плачет.) О, я так мечтала о любви, мечтаю уже давно, дни и ночи, но душа моя, как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян. … Тузенбах. Я не спал всю ночь.

В моей жизни нет ничего такого страшного, что могло бы испугать меня, и только этот потерянный ключ терзает мою душу, не дает мне спать. Скажи мне что-нибудь. (Пауза). Скажи мне что-нибудь… Ирина. Что? Что? Кругом все так таинственно, старые деревья стоят, молчат… (Кладет голову ему на грудь.) Тузенбах. Скажи мне что-нибудь. Ирина.

Что? Что сказать? Что? Тузенбах. Что-нибудь.

Так легко, так привычно, так приятно жалеть себя… Ирине даже кажется, что она ведет себя честно и правильно. Она даже не видит, что эта нелепая дуэль по сути плохо замаскированное самоубийство.

Только так Тузенбах мог избавить любимую от необходимости всю жизнь быть верной и покорной, но несчастной.

Но у Ирины легкий нрав, она сумеет пережить эту трагедию. Повзрослеет, многое поймет, станет бережнее относится к людям. Зато относительно старшей сестры, Ольги, прогноз у меня невеселый.

Кажется, она сменила свою прежнюю тягу в Москву какой-то откровенно стародевичьей мечтой о замужестве. И это нисколько не приближает ее к реальности, увы.

В финале, когда все уже говорят о понятных и реалистичных вещах, лишь она продолжает возвышенные разговоры о грядущем через века счастье.

———————————————————————————————–

Ну и вишенка на торте для тех, кто дочитал до конца.

Помните, я вначале говорила, что мы не понимаем в тексте пьесы некоторых намеков? Это не потому, что мы глупые, а потому, что утрачен контекст эпохи.

Вот Чебутыкин в разгар горьких событий назойливо напевает: Тара-ра… бумбия… сижу на тумбе я… А его каждый раз раздраженно, даже грубо обрывают. В чем дело? Просто все не в духе?

А дело в том, что песенка-то очень и очень популярная в конце XIX века, шлягер, можно сказать. Только из тех, которые при дамах, а уж тем более девицах, упоминать не следовало.

Вообще-то ее исполняли в скандально знаменитом “Мулен Руж”, на французском, разумеется. То, что поет Чебутыкин – русское переложение, сохранившее мелодию, но не смысл.

В русском варианте молодой человек слегка грустит от жизненных неудач:

Тара-ра… бумбия… сижу на тумбе я…И горько плачу яЧто мало значу я

А в оригинале девица рассказывает, что напрасно слишком долго слушалась матушку и хранила невинность. Зато теперь перед ней открылись самые восхитительные возможности – чего она и другим желает.

  1. Так что Чебутыкин косвенно озвучивает происходящий на наших глазах процесс потери сестрами душевной невинности.
  2. Подробнее об этом можно почитать здесь: Наука и жизнь 420 “Та-ра-ра-бумбия и «драма железнодорожного билета».
  3. Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба

"Три сестры". Подтексты, литературные параллели

?

Штратникова Виктория (vtosha) wrote in chitate_li, 2020-05-31 20:40:00 Штратникова Виктория vtosha chitate_li 2020-05-31 20:40:00 Categories:

  • Общество
  • Отношения
  • Образование
  • Cancel

В школе я ничего в этой пьесе не поняла. В пьесе ведь значительная часть содержания идёт подтекстом, да ещё и не одним, а чуть ли не тройным. А тут с возрастом увлеклась перечитыванием Чехова. Задумалась. Первый явный слой, судя по школьным сочинениям, такой. Три прекрасных образованных воспитанных интеллигентных женщины и прекрасный образованный воспитанный интеллигентный молодой человек хотят уехать в Москву, но у них ничего не получается. Молодой человек неудачно женится на весьма отрицательной девице, которая постепенно пригребает к рукам дом семейства, а сестёр потихоньку выживает. Обывательская мещанская среда выдавливает интеллигенцию. Теперь читаем подтекст. Дом 11 лет назад сестры Прозоровы приехали в этот дом. 11 лет — это в сущности, ничего. За это время дом можно разве что только-только обжить и приспособить. И этот дом они ненавидят и стремятся его поскорее продать и из него сбежать. Это не Наталья их вытесняет. Их вытесняет сам дом. Потому что они чужие для него. Дом требует внимания и любви к себе, к земле, на которой он стоит. Сёстры же вспоминают только бурные вечеринки со множеством гостей. Кто заботится о доме? Кто набирает прислугу, кто следит за хозяйством, поддерживает порядок? Только Наталья упоминает какие-то вещи, связанные с уходом за домом. Остальные выше этого. Они философствуют. Но чистить туалеты — это явно не входит в обязанности и увлечения дам. Срубить деревья, как хочет Наталья, — это ужасно. Но кто из сестёр упоминает хотя бы о желании посадить цветы? Растут деревья — и ладно. Берёзы, ели — всё растёт само, за ними не нужно ухаживать, не нужно трудиться.Дети За 11 лет в доме не появилось ни одного маленького персонажа. Первые дети — это дети Андрея и Натальи. Ни одна из сестёр не озаботилась возможностью завести детей, они не понимают детских надобностей, это для них отягощающая обязанность, к нуждам детей они прислушиваются лишь постольку поскольку это принято. Будущее возможно только когда продлеваешь себя в него. У сестёр этого будущего нет, они к нему и не стремятся. Дому же нужна новая жизнь, новые люди. Иначе он будет разрушаться. Ещё и поэтому дом вытесняет чужих и пришлых и принимает Наталью.Образ Наташи — это ведь полемика с Толстым. Наташа — это Наташа Ростова! Вначале скромная и робкая, потом повзрослевшая и взявшая на себя роль хозяйки.

“Война и мир”: “Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка.”

“Три сестры”: “Она честная, порядочная, ну, добрая, но в ней есть при всем том нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого шершавого животного.” Заметим, что Наталья весьма внимательна к своим детям. Замуж выходит, заметим, за Андрея. У которого есть сестра Мария. На Болконского намекает Чехов? Что было бы, если бы. “Наталья с Андреем любили друг друга, поженились и были несчастны”. Параллель Натальи с Протопоповым/Наташи с Курагиным. У Толстого Наташа — положительный персонаж, у Чехова — отрицательный. Деньги Почему сёстры и брат не едут в Москву? Это не загадка. Истина проста и элементарна. У них попросту нет денег. Ехать не на что. Все эти “гости” — остатки былой роскоши. Поэтому они с восторгом говорят о работе — раньше, дескать, это не признавалось хорошей нотой для дворянства, а мы это любим. Андрей замечает сёстрам: “у вас есть жалованье, а что у меня?” То есть, умирая, генерал Прозоров не оставил детям приличного наследства. Вот им и приходится работать. Но много ли заработаешь учительницей гимназии или телеграфисткой? Во всяком случае, не столько, чтобы содержать большой двухэтажный дом с прислугой. Наряды, туалеты, праздники стоят денег. Сестрам, вероятно, хватает денег в лучшем случае на модные шляпки. Где взять деньги Андрею? Игра. Не везёт, он только проигрывает и глубже увязает. Мечта о профессорстве — наивна с самого начала. Ни словом, ни знаком он даже не намекает, в какой области науки он собирался профессорствовать, чем заниматься, ни слова о своих научных интересах. Это исключительно расхваливание самого себя “а вот был бы у меня миллион” без реального таланта и работы. Так где они берут деньги? А только ли по любви женился Андрей? Почему Наташа сочла возможным забрать все деньги от закладывания дома? Так это, видимо, на её деньги ведётся хозяйство, обслуживается и ремонтируется дом, нанимается прислуга. С её протекции и с её знакомств Андрей занимает какие-то должности и места. Кто из сестёр вкладывается столь же весомо? Поэтому и Андрей молчит — не от бесхарактерности, а от того, что он понимает правоту Наташи. Поэтому и сёстры не говорят ни слова, ужимаются в одну комнату при просьбах Наташи — им нечего сказать и нечего возразить. Только Маша что-то возражает — но она живёт отдельно, с солидным мужем, бездельничает, и, видимо, не понимает денежных сложностей дома и семьи. Воспитание и образование О своём воспитании они боятся вспомнить. Отец их прижимал так, что Андрей как на свободу вышел после его смерти. Но, похоже, деньги считать, а тем более зарабатывать он их толком не научил. Воспитанные и интеллигентные дамы, при которых Андрей стесняется и слово сказать, они задавливают его своим авторитетом. Воспитанные, интеллигентные и тактичные дамы не стесняются сделать в глаза замечания насчёт одежды девушке, невесте своего брата, пришедшей в гости. А ведь невест у него при его застенчивости не ахти как много. Считается, что у этих дам должен быть высокий вкус, Наталья должна их послушать. То есть это не бестактность сестёр, а свидетельство их высокого положения. В последнем действии подобное замечание насчёт одежды одной из сестёр показывает, оказывается, властолюбие Натальи. Дамам публика прощает бестактность, Наталье — нет. Отношение к прислуге. Наталья кричит на пожилую старуху и фактически выставляет её из дома. Называет воровкой. Анфиса поселяется при квартире Ольги и расписывает как ей там хорошо — ведь у неё отдельная комната и кроватка(!). Чувствуется здоровый житейский юмор. Тридцать лет прожила пожилая служанка в семействе, няня, воспитывала детей. За все тридцать лет семейство не выделило ей отдельной комнаты. Кто платил ей жалованье в доме? Ольга с её зарплатой учительницы? Или Наталья со своих средств (при том, что дел Анфиса уже никаких не делает)? Или вовсе не платят? Немудрено, что ей приходилось брать что-то хозяйское, что Наталья сочла воровством… Но Наталья ли довела её до такого состояния? Кстати, насчёт тонкого воспитания Ольги.

“Ольга. Всякая, даже малейшая, грубость, неделикатно сказанное слово волнует меня…”

(Это когда она поссорилась с Наташей из-за няньки.) Но… если бы её действительно волновала грубость, то Солёному, с его шуточками про съеденных детей, отказали бы от дома ещё до начала пьесы. Речь тут идёт, конечно, о власти, о том, кто в доме хозяин. Вспоминается Честертон, “Алиби актрисы”: “В вашем театре мне все рассказывали, какая она тонкая и деликатная и насколько она духовно выше бедняги Мандевиля. Но все эти тонкости и деликатности сводились в конце концов к тому, что она — леди, а он — не джентльмен. Знаете, я не совсем уверен, что в рай пускают именно по этому признаку.”Адюльтер Два адюльтера мы видим. Наталья с отсутствующим на сцене Протопоповым. Это ужасно, как Андрей этого не замечает, почему не скажет ни слова. Почему-почему… Деньги где-то брать же нужно! Не от сестёр же. Мужа как-то продвигать по службе нужно! Сам он, похоже, служебными достоинствами не отличается. Страшное дело — интрижка Натальи, всеми осуждается. Что же касается романа Маши — о, это любовь! Как ужасна судьба, что разлучает столь любящие сердца, Вершинина и Машу. Ну тут всё очевидно. Сёстры не выглядят теми, кого “выдают замуж родители”. Они достаточно самостоятельны, чтобы выходить замуж по собственной инициативе. Маше некого винить, кроме себя самой. Машу привлекают только недоступные ей люди. Был муж недоступен, далёк и велик — был нужен. Как стал своим — сразу понадобился кто-то другой. Появился недоступный Вершинин — увлеклась им, хотя уж свободных мужчин в округе — пруд пруди. Вершинин же — типичный пикапер. Из трёх сестёр выбирает для романа исключительно замужнюю. Чтобы не было проблем с продолжением отношений. Конечно же, он женат (чтобы не было проблем с продолжением отношений), конечно же, неудачно (чтобы продемонстрировать возможность отношений), конечно же, у него две несчастные дочки (чтобы доказать, что продолжения отношения совсем невозможны). У него, небось, в каждом городе такой печальный роман. Он даже писать не обещает. Но мнение публики однозначно: у Маши священное и одобряемое чувство, у Натальи — мерзкий и пошлый адюльтер. И ещё моментик. Роль Чебутыкина, военного доктора. К нему нежно относятся все четверо, и не требуют плату за квартиру. Он любил их мать и он уходит от разговора, когда спрашивают, любила ли она его. Он разбивает часы их матери и при этом не выражает чувства вины. А ещё мы знаем, что генерал очень строго относился к своим детям. Он, конечно, военный, ему свойственно должно быть такое отношение. Но…Не Чебутыкин ли является отцом всех четверых или кого-то из них? Ирину он любит больше других. При этой мысли начинаешь вглядываться в пьесу значительно внимательнее, например, какие-то черты характера четвёрки выглядят переходящими по наследству.Филифьонка и Федотик. Ожидание катастрофыПосле того, как прочитала “Филифьонку в ожидании катастрофы” Туве Янссон, стал более понятен эпизод с пожаром у Чехова. В этом рассказе после многочасового ожидания чего-то ужасного приходит ураган. Сначала ветер просто производит беспорядок в доме. Филифьонка сидит на берегу и думает:

“Имущество, которое перебито, переломано, перепачкано сажей и залито водой… Неужто ей предстоит все это приводить в порядок, клеить, латать, искать недостающие куски, и так неделя за неделей…

Стирать, гладить, красить, огорчаясь при этом, что не каждую вещь удается починить, постоянно думая, что как ни старайся, а все равно останутся щели и трещины, и что раньше все было намного красивее…

А потом расставлять эту рухлядь на прежние места, в тех же самых мрачных комнатах, по-прежнему убеждая себя, что это и есть домашний уют…”

А потом приходит смерч и уносит весь дом целиком.

Она видела, как, кружась в воздухе, улетает ее мебель.

Видела, как уносятся прямо в небо все ее безделушки, все ее вещицы: салфеточки, фотографии родственников, чайнички, бабушкин молочник, скатерти, вышитые шелком и серебряной нитью, – все, все, все! И она в восторге подумала: “О, как прекрасно! Что значит бедная маленькая Филифьонка по сравнению с великими силами природы? Что после этого здесь можно чинить! Ничего! Все в доме прибрано и выметено!”

И усевшись на песок, Филифьонка смеялась до слез.

Сравним с пьесой, после пожара:

“Федотик (танцует). Погорел, погорел! Весь дочиста!Смех.Ирина. Что ж за шутки. Все сгорело?

Федотик (смеется). Все дочиста. Ничего не осталось. И гитара сгорела, и фотография сгорела, и все мои письма… И хотел подарить вам записную книжечку — тоже сгорела.”

Этот эпизод тоже не просто так. Сестры хотят уехать, избавиться от той жизни, которую ведут. Внешне всё выглядит так, как будто их засасывает провинциальный город. На самом деле: Ольга освобождается от дома. Маша освобождается от Вершинина. Ирина освобождается и от Тузенбаха, и от дома, и от семейства. Военные уходят из города. В финале сёстры освобождаются от всего, что их сдерживает в прежней жизни, может, хорошего, может, плохого. И получают то, чего хотели вначале, — возможность строить жизнь по-новому. Поэтому часто финал, несмотря на кажущийся пессимизм пьесы, и выглядит таким оптимистичным в ряде постановок. И отдельные мелкие наблюдения

"Три сестры" – краткое содержание пьесы А.П. Чехова

Время на чтение: 12 минут

История появления

Пьеса в четырех действиях была написана Антоном Павловичем Чеховым в 1900 году. Первая публикация прошла на страницах журнала «Русская мысль» в 1901 году, тогда же она впервые появилась отдельным изданием. Известно, что произведение регулярно ставят на сцене уже более ста лет.

История создания пьесы «Три сестры» довольно проста. Чеховская драматургия, несмотря на традиционно ругаемое критиками отсутствие фабулы, пользовалась бешеным спросом и у театральных режиссеров, и у зрителей.

Каждый открывал в классических произведениях что-то свое, новый уникальный пласт. Полюбились такие произведения драматурга, как «Чайка», «Дядя Ваня», именно поэтому руководящий состав МХТ в 1900 году обратился к Чехову с просьбой написать еще одно драматическое произведение. Так мир увидели «Три сестры».

Известно, что события, отображенные на страницах книги, во многом имели место быть в реальной жизни, а отдельные персонажи стали литературными образами существующих в действительности людей.

Драматург отмечал, что написание текста далось ему нелегко, однако в результате он справился, выпустив очередной шедевр, произведение на все времена, которое по сей день не сдает позиций.

Интересно, что в литературоведении популярна легенда, согласно которой прототипами сестер Прозоровых стали девушки из Перми — сестры Оттилия, Маргарита и Эвелина Циммерман, открывшие первую в городе частную школу.

Краткое содержание

Ознакомление с кратким содержанием избавит от необходимости читать пьесу полностью и поможет понять ее смысл. «Три сестры» Чехова разворачивают свое действие в губернском городе (в котором современники без труда узнавали описание Перми), доме семьи Прозоровых.

Младшей из сестер, Ирине, исполняется 20 лет. Именно поэтому ждут гостей, накрывают столы в зале. Сама девушка испытывает небывалый душевный подъем, но не может понять, в чем его причина. Ей кажется, будто она летит под парусами по бескрайней небесной глади, а рядом с ней парят в свободном полете крупные белые птицы.

Известно, что осенью семейство Прозоровых планирует переезжать в Москву. У девушек есть брат, Андрей, собирающийся поступать в университет, причем в том, что это завершится успехом, уверены все сестры. Юноша непременно получит образование и станет профессором.

Муж Маши, второй сестры, по фамилии Кулыгин, также испытывает общее настроение радости. Счастлив и Чебутыкин, врач-медик, некогда бывший влюбленным в мать девушек. Ожидает светлого будущего и поручик Тузенбах, оптимистично настроен Вершинин.

Первое действие произведения пронизано общей светлой радостью, поэтому нет ничего удивительного в том, что завершается оно на мажорной ноте — Андрей делает предложение Наташе.

Развитие сюжета

Однако во втором действии все меняется. Каждого из ключевых героев произведения ожидает разочарование, крушение надежд:

  • Андрей, в мечтах видящий себя московским профессором, находит мало интересного в скромной должности земского секретаря. Он страдает от одиночества, ощущает себя чужим, никому не нужным.
  • Маша разочаровывается в супруге. Он оказался всего-навсего обычным учителем, а не мудрым ученым, каким представлялся ей изначально. Да и круг его друзей довольно скучен и прозаичен.
  • Ирина недовольна своей службой на телеграфе. Девушка понимает, что эта должность — отнюдь не то, о чем она грезила.

Разочарованной приезжает из гимназии Ольга. Общее настроение пессимизма передается и Вершинину, который продолжает рассуждать о счастье, но в его словах явственно звучит упаднический дух.

Даже Чебутыкин, славящийся своими каламбурами, начинает страдать от внутренней боли, раздумывать об одиночестве, которое именует «страшной штукой, но неизбежной». Очаровательная скромница Наташа на деле оказывается мещанкой, стремящейся занять в доме лидирующую позицию. Она выпроваживает гостей, чем вызывает негодование Маши.

Действие третье

Последующее развитие событий отделяет от описанного ранее срок три года. Если в первом действии перед читателем солнечный полдень, то сейчас автор в ремарках указывает, что на дворе мрачно.

Да и сами события счастливыми не назовешь — звуки набата говорят о том, что случился страшный пожар, окно дома Прозоровых окрашено в красный цвет от зарева, а само жилище наполняется людьми, спасающимися от страшной стихии.

Каждый из действующих лиц по-своему переживает обрушившуюся на них трагедию:

  • Ирина в отчаянии, до нее доходит мысль о том, что в Москву они с сестрами не уедут никогда, что жизнь проходит, будто песок сквозь пальцы, и ничего нельзя возвратить.
  • О своем будущем в тревоге задумывается и Маша. Цитата: «Как-то мы проживем нашу жизнь, что из нас будет?».
  • Андрей горько сожалеет о своем браке, который не принес ему ожидаемого счастья.
  • Горечь разочарования сразила и Тузенбаха, который осознал, что счастливая жизнь ему только мерещилась.
  • Чебутыкин от безысходности стал пить, плачет.

Кулыгин пытается убедить себя в том, что он доволен, повторяя это слово несколько раз, однако именно это и доказывает — каждый из персонажей сломлен, разочарован, раздавлен жизнью и несчастлив.

Завершающие сцены

Последнее действие рисует перед читателем или зрителем картину начинающейся осени. Маша, прогуливаясь по аллее, наблюдает за перелетными птицами. Артиллерийская бригада по переводу покидает город, офицеры прощаются с Прозоровыми, делают фото на память. Везде царят скука и тишина. Андрей уверен в том, что город в скором времени опустеет.

Маша рассталась с Вершининым, несмотря на то, что некогда испытывала к нему сильные чувства. Ольга стала начальницей гимназии и смирилась с тем, что переезд в Москву остался лишь в мечтах. Ирина, мучимая этой же мыслью, приняла предложение руки и сердца от Тузенбаха.

Она готова начать новую жизнь, именно поэтому чувствует желание работать. У нее словно выросли крылья.

Кажется, что история хотя бы одной из сестер завершится благополучно, но этому было сбыться не суждено. Соленый, поклонник Ирины, вызывает Тузенбаха на дуэль и убивает его.

Батарея покидает город под звуки военного марша. История завершается словами Ольги, вопрошающей: «Зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать!».

Анализ произведения

Жанр «Три сестры» Чехов определил как драму. Произведение традиционно считается сложным для анализа, поэтому школьники чаще всего разбирают его в классе. Ведь понять авторский замысел и написать сочинение дома весьма непросто.

Центральными героинями, как следует из названия, являются Маша, Ольга и Ирина Прозоровы. Каждая из них имеет собственный характер, однако нередко литературоведы рассматривают их образы, как единое целое. Девушки живут надеждой на лучшее, искренне ждут перемен, что символизирует их стремление вырваться из родного города и переехать в Москву.

Однако суровая реальность вносит свои корректировки в перспективы Прозоровых — сестры вынуждены остаться на месте, в губернском городе, их мечты о Москве так и остаются мечтами.

Постепенно героинь начинают посещать мысли о прожитых годах, уходящей молодости, осознание того, что сил остается все меньше и изменить уже едва ли что получится. И это общее настроение разочарования в жизни и в себе царит во всех картинах пьесы. Вот почему ряд критиков считает книгу самой пессимистичной в творчестве Чехова.

Однако еще одним важнейшим персонажем, позволившим автору выразить свои идеи, является Андрей Прозоров. Не зря женские образы напрямую с ним связаны:

  • Ольга (старшая), Ирина и Маша — сестры.
  • Наталья — сначала возлюбленная, а затем — супруга.

Именно Андрея можно назвать ключевым персонажем, носителем смысла произведения.

Характеристика главного героя

Андрей Прозоров — человек умный, образованный, но сильным назвать его невозможно, он не готов к борьбе. Ничего не делает ради того, чтобы занять столь желаемую должность профессора, предпочитая праздность.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что постепенно жизненные силы покидают его, оставляя наедине с собственным бессилием и разочарованием. Сначала — в кажущейся несправедливости обстоятельств, затем — в себе самом.

Будущее перестает казаться радужным и светлым. До Андрея доходит мысль о том, что он обречен на жалкое серое существование в стенах уездного городка, что маячившая на горизонте Москва, символ сбывшихся надежд, так и останется вдалеке, недоступной ему.

Прозоров отдаляется от сестер, залезает в долги, даже вынужден принять унизительную должность от любовника Наташи, своей жены. А меж тем именно с ним сестры связывали свои надежды на лучшую жизнь.

Падение героя, его неспособность занять активную жизненную позицию сделали несчастным не только его самого, но и всю его семью.

Таким образом, при анализе «Три сестры» Чехова следует отметить, что в произведении явно звучит любимая классиком тематика — человека доброго, умного и образованного, но слабого и безвольного, ставшего причиной несчастья других, пусть и не специально.

Дополнительные образы

В драматическом рассказе Чехов рисует перед читателем противопоставление Москвы и провинции, причем в буквальном смысле понимать его не стоит.

Столица не означает нечто светлое сама по себе, а провинциальный городок не является воплощением всего негатива.

Однако героини в своих монологах мечтают о переезде, поэтому Москва становится образом-символом, означающим возможность изменить свою жизнь, сорваться с места, будто перелетная птица, обрести свободу, подняться ввысь над серой действительностью.

Но, увы, провинция, которая символизирует отсутствие душевных сил и отказ от перемен, все же оказывается сильнее.

Вторая значимая оппозиция, которую описывают литературоведы — это противопоставления гражданских и военных персонажей.

Офицеры олицетворяют собой свежую жизненную волну, это веселые и умные люди, без которых жизнь в городе станет серой и унылой.

Конечно, назвать кого-либо из них совершенством, неким авторским идеалом, будет не вполне правильно, однако именно эти простые и бесхитростные герои во многом смогли добиться того, что оказалось не по силам слабой духом интеллигенции.

Именно поэтому в конце повествования они покидают уездный городишко, где отродясь не было ничего захватывающего, и отправляются в неизвестность — то ли в Польшу, то ли в Читу. Этот момент автор специально не освещает, подчеркивая, что перед теми, кому удалось соединить силу духа, образование и стремление жить, открыт весь мир.

Ссылка на основную публикацию