«тихий дон» шолохова: своеобразие романа

UGC

Мировую славу и Нобелевскую премию Михаилу Шолохову принес роман о донском казачестве — «Тихий Дон». Краткое содержание эпопеи и литературоведческие заметки помогут школьникам и студентам в изучении произведения, заинтересуют любителей классики.

«Тихий Дон»: краткое содержание

Роман-эпопея «Тихий Дон», краткое содержание которого раскрывает суть исторической трагедии в контексте жизненных драм героев, — объемное произведение. Сюжет охватывает десятилетие. Литературоведы подсчитали: в тексте представлено около 900 персонажей.

В изучении романа «Тихий Дон» краткое содержание по главам — вспомогательный материал, который позволит обобщить прочитанное, проследить за судьбами главных героев.

Изложение содержания эпопеи Шолохова «Тихий Дон по главам раскрывает драматизм метаний главного героя — Григория Мелехова:

«Тихий Дон»: первая книга, часть I

События первой части знакомят читателя с главными героями:

Глава 1

Мелеховых в Татарском хуторе называют турками: родоначальник Прокофий Мелехов с турецкой войны вернулся с женой-турчанкой. Она родила сына Пантелея, у которого, в свою очередь, было трое детей:

  • Петр — старший сын, женат на Дарье.
  • Григорий — средний сын.
  • Дуняша — младшая дочь.

Невысокий, русый, курносый, Петр был больше всех похож на мать Василису. А вот турецкая кровь проявилась в страстной и бешеной натуре Григория.

Главы 2–21

Отец приказывает Гришке оставить в покое Аксинью Астахову — жену соседа Степана. Григорий влюблен и не собирается отступать. Судьба Аксиньи Астаховой дополняет краткое содержание.

«Тихий Дон» — история нравов и жизненного уклада донских казаков, в том числе непростой судьбы женщин. Аксинья, обесчещенная в 16 лет родным отцом, в семнадцать стала женой Степана Астахова. Он ревновал жену, бил и изменял ей. Аксинья тяжело работала, потеряла сына-младенца (не дожил до года).

С Григорием она становится счастливой, чувствует себя любимой. Скоро на хуторе становится известно об их связи — Степан бьет Аксинью, враждует с Мелеховыми. Пантелей решает женить Григория на работящей Наталье. Парню понравилась невеста, он предложил Аксинье расстаться.

«Тихий Дон» Шолохова: своеобразие романаКадр из фильма «Тихий Дон»: UGC

«Тихий Дон»: первая книга, часть II

Продолжает роман знакомство с новыми персонажами:

Главы 1–13

Дополнит историю Мелеховых — главных героев романа «Тихий Дон» — пересказ истории жизни купца Мохова и его детей. Сергей Платонович заработал капиталы на скупке краденного и доносительстве. Воспитанием детей — Лизы и Владимира — не занимался.

Елизавету, которая об изнанке женской жизни узнала от дворовых девок, изнасиловал Митька Коршунов. После этого он сватался к девушке, но Мохов дочь отправил учиться в Москву, на Митьку натравил собачью свору.

Григорий после свадьбы признается Наталье, что не может забыть Аксинью, и возобновляет старую любовную связь. Аксинья забеременела.

В станице появился Иосиф Штокман — бывший ссыльный, торговец швейными машинками, в дальнейшем — ставленник большевиков на хуторе. Мелехов-младший ссорится с родителями и поступает с Аксиньей на службу к Евгению Листницкому в имение Ягодное.

Главы 14–21

Штокман предупреждает казаков о приближении войны. Наталья тоскует по Григорию, пытается покончить с собой (режет себя косой), остается калекой. Аксинья на покосе рожает девочку. С декабря Григорий служит в двенадцатом атаманском полку, а его отец возвращает Наталью в свой дом.

«Тихий Дон»: первая книга, часть III

События военного времени описаны в третьей части книги:

Главы 1–19

1914 год. Наталья ждет мужа. Дуняша влюблена в Мишу Кошевого. Начинается война. Григорий Мелехов конфликтует с офицерами и сослуживцами, но в бою ведет себя геройски, переживает из-за вынужденного убийства (убил австрийца). Прибывает пополнение в полк Мелехова:

  • брат Петр;
  • Степан Астахов (грозится убить Григория в первом же бою);
  • Миша Кошевой;
  • Аникушка.

После тяжелого ранения в голову Григория награждают Георгиевским крестом. Листницкий также вступает в казачий полк. Аксинья глумится над пришедшей для разговора Натальей (просила вернуть ей мужа). Из-за скарлатины умирает дочь Мелехова и Аксиньи.

Главы 19–24

Мелехова отправляют в тыл для лечения ранения (поврежден левый глаз). Солдат Гаранжа ведет с ним революционные беседы, критикует царя за войну. За проявление строптивости (Григорий отказался отвечать члену императорской семьи во время посещения госпиталя) его на трое суток лишили провианта.

Мелехов приезжает домой, и от деда в Ягодном он узнает, что Аксинья изменяла ему с Листницким. Он вывозит сотника в поле и избивает кнутом. Дома бьет Аксинью, уходит к отцу.

«Тихий Дон» Шолохова: своеобразие романаКадр из фильма «Тихий Дон»: UGC

«Тихий Дон»: книга вторая, часть IV

Краткое содержание «Тихого Дона» (второго тома) охватывает начало революции и становление большевистской власти.

Идет 1916 год. Бунчук ведет среди солдат большевистскую пропаганду. У Григория уже четыре ордена, он тоскует по Аксинье. Наталья родила двоих детей — Мишутку и Полю.

Свергли царя, казаки присягают временному правительству, надеются на окончание войны, появляются дезертиры. Листницкий склоняет казаков на сторону генерала Корнилова. Большинство переходит к красным.

«Тихий Дон»: книга вторая, часть V

Часть станичников (Петр Мелехов, Коршунов, Прохор Зыков и др.) возвращаются к родным. Григорий — командир сотни Красной Армии, но не верит, что большевики дадут свободу казакам: Ефим Изварин ратует за автономию Войска Донского. Федор Подтелков — казак-большевик — убеждает Григория в надежности большевиков.

Григорий ранен в ногу, лечит ее дома. Отец и брат не одобряют взгляды Гришки, но тот сам переживает из-за кровавых расправ большевиков с врагами (гибель отряда Чернецова). Большевики уничтожают казачьи хутора. Начинается раскол среди казаков.

Петр Мелехов возглавляет отряд хуторских казаков в борьбе с красными. Бунчук и Подтелков попадают в плен к казакам. Их казнят. Перед смертью Подтелков обвиняет Гришку Мелехова в предательстве.

«Тихий Дон» Шолохова: своеобразие романаКадр из фильма «Тихий Дон»: UGC

«Тихий Дон»: книга третья, часть VI

Стремительно развивается история в следующих главах:

Главы 1–20

1918 год, гражданская война. В Татарском хозяйничают немцы, военный атаман округа — генерал Краснов. События происходят так:

  1. Петр Мелехов воюет против красных.
  2. Григорий — казачий сотенный, но за гуманное отношение к пленным его понижают.
  3. Аксинья возвращается к вернувшемуся из немецкого плена Астахову.
  4. После ранения и ампутации руки Листницкий женится на вдове Горчакова, возвращается в Ягодное.
  5. Пантелей мародерствует, огорчен понижением младшего сына.

Большевистские идеи все больше захватывают умы казаков. На хуторе установилась власть красных, поэтому Григорий убегает.

Главы 21–65

Штокман вместе с Мишкой Кошевым составили расстрельный список. В числе обреченных Мелеховы: Григорий исчез, арестован выздоровевший после тифа Пантелей. Красноармейцы убивают Петра, Григорий мстит им — расстреливает пленных.

Остальные герои действуют так:

  1. Казаки дезертируют.
  2. Григорий возвращается домой, сходится с Аксюткой.
  3. Штокмана убивают.
  4. Дарья мстит за смерть мужа — стреляет в Котлярова.
  5. Кошевой в отместку за смерть Ивана Алексеевича убивает старика Коршунова.

«Тихий Дон»: книга четвертая, часть VII

Читаете «Тихий Дон» в сокращении? Тогда уделите внимание части, в которой рассказано, чем закончился «Тихий Дон».

Мелехов прощается с Аксиньей: после разгрома белых исчезает с хутора, боясь расправы большевиков. После рассказа Дарьи о том, что Григорий снова сошелся с Аксиньей, Наталья делает аборт и умирает. Григорий приезжает уже после ее похорон, чувствует вину, возвращается на фронт.

Больного тифом героя привозят в Татарское. После выздоровления он покидает хутор вместе с Прохором и Аксиньей (по дороге заболела тифом). Григорий хоронит отца, повторно переносит инфекционное заболевание, из Новороссийска хочет иммигрировать в Турцию, но остается дома, вступает в Конармию, командует эскадрильей.

В станице:

  • Аксинья сближается с Мелеховыми;
  • Кошевой добивается согласия на брак с Дуняшей, возглавляет ревком;
  • мать Григория умирает.

Опасаясь расстрела за помощь белым, Гришка, возвратившись на хутор, попадает в банду Фомина, но по весне сбегает от них. Вместе с Аксиньей едет на Кубань.

На заставе Астахова гибнет от пули (после ее похорон герой видит на черном небе золотой круг солнца). Прожив в Слащевской дубраве полгода с дезертирами, не дождавшись амнистии, Мелехов возвращается в станицу.

Возле куреня его встречает Мишутка — жизнь продолжается.

Суть исторических катаклизмов, которые потрясли страну в начале ХХ века, на примере донского казачества раскрыл в романе Шолохов.

«Тихий Дон», краткое содержание которого открывает суть событий, — это многотомное произведение. Используйте пересказ как ориентир в подготовке к анализу текста.

«Робинзон Крузо»: краткое содержание, анализ произведения Дефо

«Тихий Дон»: анализ произведения

Если говорить о романе «Тихий Дон» кратко, то это произведение, в котором затрагиваются культурные, историко-политические стороны жизни донского казачества в период революции и гражданской войны. Воспользуйтесь подсказками литературоведов, чтобы оценить художественные особенности романа.

«Тихий Дон» Шолохова: своеобразие романаКадр из фильма «Тихий Дон»: UGC

«Тихий Дон»: история написания

В учебниках указано, что Шолохов «Тихий Дон» писал пятнадцать лет:

  • начал работу над произведением в 1925 году;
  • в 1927 году благодаря Серафимовичу печатают части эпопеи;
  • через десять лет три книги опубликовали полностью (в 1932 году напечатали «Тихий Дон», текст которого урезала цензура);
  • четвертую книгу подготовил к 1940 году.

Замысел у писателя родился, когда в 1925 году он жил в станице Вешенской. Он хотел описать события от Октябрьской революции до 1922 года, но начал историю Мелеховых с 1912 года.

«Тихий Дон» Шолохова: своеобразие романаКадр из фильма «Тихий Дон»: UGC

«Тихий Дон»: проблема авторства

Объем, масштабность, проработанность сюжетных линий заставили критиков сомневаться в том, что эпопею создал Шолохов, которому едва исполнилось 25 лет.

Солженицын, как и многие другие писатели, публично заявлял о том, что роман «Тихий Дон» писали несколько авторов. Экспертиза текста подтвердила, что автор эпопеи — Михаил Шолохов.

«Тихий Дон»: жанр и композиция

Литературоведы определили жанр как роман-эпопею. «Тихий Дон», сюжет которого охватывает масштабные исторические события — слом эпох, культурных традиций и порядков, показан на примере судеб конкретных людей — героев произведения.

Автор затронул общечеловеческие проблемы, создал разноплановые характеры и образы. На то, что речь идет об эпопее, указывает масштаб изображенного в романе — это основы жизни народа, которые подвергаются переосмыслению и ломке. Хутор Татарский — центр повествования, к нему стянуты все сюжетные линии.

Композиция произведения имеет циклический характер, поскольку выстроена вокруг образа главного героя — Григория Мелехова. Его характер, моральные принципы, нравственный облик, судьба — квинтэссенция народного духа.

Вспомнить основные события или составить мнение об особенностях произведения поможет краткий пересказ. «Тихий Дон» — сложный, многоярусный текст, с множеством сюжетных линий. Повествование начинается и завершается у куреня Мелеховых, охватывая десять лет жизни героев (1912–1922).

Сюжетная линия Григория — главная в произведении. Кроме нее, Шолохов развил линии:

  • Степана и Аксиньи;
    купца Мохова и его детей;
  • Петра и Дарьи;
  • Дуняши Мелеховой и Кошевого;
  • большевиков (Штокмана, Бунчука, Подтелкова);
  • Евгения Листницкого и т. д.

«Тихий Дон» Шолохова: своеобразие романаКадр из фильма «Тихий Дон»: UGC

«Тихий Дон»: проблематика

Главный замысел писателя состоял в том, чтобы показать, как меняются взгляды людей, уклад их жизни в период перестройки государства, в эпоху исторических потрясений — революций, войн.

В романе «Тихий Дон» Шолохов развенчивает миф о единстве, монолитности и кастовой замкнутости донского казачества, описывая противоречия, социальные и моральные разногласия станичников. При этом автор создает художественный портрет донских казаков: описывает их историю, дух, законы и философию жизни, ценности.

В контексте этого писатель затрагивает проблемы:

  • личного выбора и ответственности;
  • любви и моральных законов;
  • честного труда и любви к земле;
  • идеологии и общечеловеческих ценностей;
  • милосердия и жестокости и т. д.

Эти проблемы рассматривают разносторонне (в каждой сюжетной линии). Благодаря этому создается картина бурной, стремительно меняющейся в материальном и духовном плане жизни казачества. Она противопоставляется «тихому Дону» — реке, которая неспешно течет сквозь времена. Она и есть символ вечного бытия, основы которого не затрагивают не исторические катаклизмы не житейские драмы людей.

Читайте также:  Почему погибла Катерина Кабанова (по пьесе «Гроза»)?

Философские смыслы «Тихого Дона» Шолохова раскрываются в антитезе вечной и неизменной реки людям, которые только на время приходят в этот мир, страдают от собственных страстей и внутренних раздоров. Понять этот подтекст романа поможет представленный краткий пересказ.

«Собачье сердце»: краткое содержание и анализ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1852024-tihij-don-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

Художественное своеобразие романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”

Писатель должен тесно сливать идею с Формою и на нее налагать оригинальную, Самобытную печать своей личности, своего духа.

В. Г. Белинский

Роман (бессмертное произведение) “Тихий Дон” М. А. Шолохова можно считать вершиной творчества писателя, лауреата Нобелевской премии. Это роман-эпопея: изображение реальных событий и реальных исторических деятелей сочетается здесь с картинами повседневной бытовой жизни героев. С одной стороны, писатель глубоко вторгается в душевный мир человека, описывает тончайшие движения ума и сердца

своих героев, показывает сложность внутреннего мира “простого” человека, его недюжинную натуру.

С другой стороны, он дает описание крупномасштабных социальных картин, отражает трагический процесс умирания старого и рождение нового мира. При этом автор использует многообразные художественные приемы.

Композиция романа кольцевая, то есть все события начинаются на мелеховском дворе и заканчиваются там же, куда возвращается главный герой, Григорий Мелехов, после долгих метаний.

В центре романа – история семьи Мелеховых. Сквозь призму личной судьбы каждого ее члена Шолохов показывает все важнейшие этапы жизни донского казачества: накануне и в период Первой мировой войны, во время войны гражданской. Такой прием позволяет особенно остро ощутить трагизм событий той эпохи, которые словно катком, прошлись по судьбе каждого казака.

Большое место в романе занимает мир природы, в этот мир природы включены все герои Шолохова. Для Григория волосы Аксиньи “дурнопьяном пахнут, этаким цветком белым”. Дети пахнут “солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным.

И сами они… как крохотные степные птицы”. Природа спасает и очищает. Не раз, особенно после пережитых волнений, Григорий припадает к земле, словно ищет у нее защиты.

В эти минуты у него обостряется слух и зрение, он видит и полет орла, и ползущего жука, и прекрасный цветок.

Чувства героев как бы материализуются через природу. К примеру, состояние Аксиньи после одного из разрывов с Григорием сравнивается с пустым и одичалым гумном, но есть и надежда: “встает же хлеб, потравленный скотом.

От росы, от солнца, поднимается втолченный в землю стебель; сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосильной тяжестью, потом прямится, поднимает голову…” В другой раз Аксинья обращает внимание на растущий под кустом ландыш.

И будто увидела она в этом цветке всю свою прошедшую жизнь. А Шолохов, описывая сон женщины, осыпанной розовыми лепестками шиповника, словно уже предугадывает ее будущий трагический конец.

Широко использует Шолохов такой прием, как одушевление. Солнце перед восходом “томится”.

Молния сравнивается с пахарем-работником. Серые волны гальки на берегу Дона “табунятся” и т. д.

Шолоховские герои живут бурной, драматической жизнью. Иногда в силу своего природного характера. А иногда автор намеренно ставит их в центр драматических событий.

Это еще один прием, позволяющий более полно высветить разные грани человеческого характера, показать падение или, наоборот, возвышение личности. В условиях драматических поворотов, трагических ситуаций, когда рвутся привычные связи, можно увидеть истинное лицо человека, его нравственную силу, его возможности.

Язык произведения богат народной речью. Здесь и диалектизмы (баз, курень, поречье и много других), и простонародная речь (теперя, теперича, нонешний, бечь, идти пеши, окромя, тяжельше и др.), и налет заимствований из украинского языка (нехай, дюже, зараз, хорониться, трошки).

Текст также полон диалектных идиом: живет, как хохол на отживе; ходить козырем; чует кошка, чье мясо съела; молчи, как дохлая; всех слез не вычерпаешь; хлеба в закромах по ноздри; от ума отошел с перепугу и др.

Такой подход позволяет автору окунуть читателя в атмосферу станичной жизни, придать своим персонажам индивидуальные черты.

  • По речи можно определить принадлежность человека к социальной среде, оттенок характера, душевное состояние.
  • Шолохов не раз описывает, как на души людей воздействует народная песня: она очаровывает, уносит мысли вдаль, вызывает слезы, объединяет день сегодняшний с днем минувшим.
  • Язык Шолохова то суров и гневен, то нежен и печален, то исполнен крепким искрометным юмором, то скорбен и грустен.

В самом названии произведения “Тихий Дон” звучит скорбная ирония. Всем своим романом автор показывает, что Дон не тихий – он кипящий и бурный. В романе огромное число персонажей (более шестисот), большинство из них гибнет, однако несмотря на это произведение Шолохова не оставляет ощущения безысходности.

Вся совокупность использованных в романе “Тихий Дон” художественных приемов способствует этому, помогает достичь правдивости, достоверности, жизненности в изображении людей и событий.

(1 votes, average: 5.00

Художественные особенности романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Своеобразие романа Тихий Дон

Литературный стиль романа «Тихий Дон» очень разнообразен.

И не сказать, что автор сделал какое – то нововведение с точки зрения языка, однако, по всем тонкостям в общем можно однозначно сделать вывод, что он выделялся среди множества писателей того времени. Его стиль писания очень близок к тому, чтобы читатель его понимал, автор использует просторечия и диалектизмы.

Они используются как в диалогах персонажей, так и в целом в произведении. Еще одним инструментом писателя являются метафоры, которые он постоянно использует для того, чтобы читатель ощутил всю силу показываемых сцен.

При этом он описывает различные природные явления, также метафоры используются в разговорах и прочих бытовых сценах персонажей. Конечно, использование данного приема в литературе – это не нововведение, однако в то время это не было популярным явлением.

Простота повествования и литературного стиля в сочетании с тем, что предложения выстроены в кратком и лаконичном изложении. Также, стоит отметить то, что для каждой реплики героя соответствует конкретное действие.

Это создает для читателя некий эффект «напряжения», который появляется у него именно из-за того, что все происходит динамично и ускоренно.

Для того, чтобы разнообразить конструкции в предложениях, автор использует деепричастные обороты.

Также, в «Тихом Доне» сравнивается мир животного с миром человека, причем как в физиологическом, так и в духовном плане. Например, когда от изображения какого – то действа у читателя появляется чувство прямого сравнения.

Такие сравнения показывают отношения автора к природе, а также они дают исходя из ситуации понять то, насколько близок человек, или же , наоборот, он далек от нее.

Через природу синтезируются и проходят ощущения и чувства героев.

Персонажи в произведении живут достаточно бурной и активной жизнью. Благодаря этой особенности они зачастую оказываются в центре событий.

Чувства писателя при этом всем меняются в зависимости от происходящих событий. Даже в самом названии произведения «Тихий Дон» есть момент того, что это некий момент иронии того, что Дон – отнюдь не тихий, а наоборот – он бурный и активный. В произведении описано огромное количество персонажей – более шестисот человек, при этом большая часть из них погибает.

  Николай Васильевич Гоголь. История «Ревизора» на сцене

Всё это помогло автору сделать произведение чувственным и близким к обычному читателю из народу. При этом обилие художественных стилей придает произведению уникальность и утонченность.

Вариант №2

Литературная речь любовного произведения «Тихий Дон» достаточна многообразна. И нельзя сказать, что писатель придумал некоторое новшество по отношению к речи, но в то же время, по каждым деталям и мелочам можно прийти к выводу, что он отличался от большого круга литераторов той поры.

Его жанр сочинения пришелся по душе практически всем, так как написан очень понятно и доходчиво, писатель применяет разговорный язык и местные выражения. Они представлены как в разговорах действующих лиц, так и во всей в литературной работе.

К тому же еще одним средством литератора оказываются иносказания, которые он всегда применяет для того, чтобы читатели испытал всю мощь демонстрируемых эпизодов. Одновременно с этим он показывает разные природные явления. Иносказания также применяются в диалогах и других будничных эпизодах действующих лиц.

Без всякого сомнения, применение этого метода в словесности — это не новшество, но в то же время тогда это не было столь общеизвестным событием.

Естественность истории и сочинительского жанра в дополнении к тому, что фразы созданы в компактном и немногословном стиле, позволяют насладиться этим произведением.

Вдобавок, необходимо особо выделить то, что для любой фразы персонажа происходит определенное событие. Это культивирует для читателей некоторый эффект «напряжения», который возникает в нем как раз вследствие того, что все случается энергично и быстро.

Чтобы внести изменения в структурные фразы, писатель применяет фразеологические выражения.

Действующие лица в литературной работе проживают довольно яркую и энергичную жизнь. Благодаря этому они нередко появляются в гуще событий.

Эмоции автора постоянно меняются по отношению к протекающему эпизоду. Даже в самом названии произведения есть намек на то, что это некоторый момент сарказма того, что Дон — действительно не спокойный, а напротив — он стремительный и энергичный. В литературной работе изображено большое количество людей — больше шестисот личностей, при этом большинство из них умирает.

Все вышеизложенное позволило писателю создать творение душевное и доброе по отношению к обыкновенным читателям из народа. При этом богатство эстетических жанров приписывает этому литературному труду неповторимость и изящество.

Особенности жанра «Тихого Дона»

Шолохов при работе над «Тихим Доном» с самого начала понимал, что создает не просто роман. В это время его настольной книгой была «Война и мир» Л. Н.Толстого, сочетающая жанровые признаки романа и эпопеи.

«Тихий Дон», так же как «Война и мир», сочетает в себе различные жанровые принципы. Изображение жизненного потока происходит с эпопейной свободой, однако это не отменяет романного начала.

Действие произведения начинается и заканчивается у куреня семьи Мелеховых, каждый член этой семьи имеет свою историю, прослеженную автором на страницах романа. В отличие от «Войны и мира» главный герой в интересующем нас произведении один.

Григорий Мелехов переживает и личные неурядицы, и все бедствия двух войн, и их последствия. Правда, Григорий Мелехов является центральным персонажем не всех глав произведения.

Петро Мелехов, Мишка Кошевой, Иван Алексеевич, Митька Коршунов, Бунчук и другие находятся в центре авторского внимания во многих главах и даже их комплексах. Таким образом, романное начало, предполагающее внимание к человеческой индивидуальности в ее отношениях с другими, очень значимо в структуре «Тихого Дона».

Эпопея же должна быть обращена к судьбам народов, к общезначимому. Она исследует основы жизнеустройства, миропорядка. Связь событий в ней осуществляется не только и не столько за счет сюжета, сколько мироощущением, в котором общее преобладает над частным.

Действие в первой части «Тихого Дона» разворачивается неторопливо. По меркам романа не обязательно изображение двух рыбалок, поездки казаков на лагерные сборы и т.д., это необходимо для эпопеи.

Вторая часть «Тихого Дона» наиболее романна, ведь здесь изображена в первую очередь личная жизнь Григория, пристальное внимание уделено его внутреннему миру. Однако и здесь присутствуют эпизоды, ценные сами по себе, например: сцена с бугаем отца Митьки Коршунова, распоровшим шею кобылице.

В третьей части «Тихого Дона», например, описание подвига Кузьмы Крючкова — это исторический вставной эпизод. Он никак не связан с основными действующими лицами романа, его участники никогда больше не появятся на страницах произведения. Эта сцена не соответствует жанру романа, а характерна для эпопеи.

Во 2-й книге, а также большей части 3-й развитие главного романного действия несколько задерживается событиями эпоса. И далее автор уделяет много внимания историческим событиям, даже если они не имеют отношения к судьбам центральных персонажей. В седьмой части «Тихого Дона» речь идет о ходе крупных фронтовых операций, о стратегических планах воюющих сторон и т.д.

Читайте также:  Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков)

Эти исторические вставки не нужны в романе, но эпопея без них обойтись не может.

Все описанные в «Тихом Доне» события, на первый взгляд иногда несопоставимые, на самом деле тесно связаны между собой: все они оставляют след в жизни человека, в его духовной биографии. Романное и эпопейное начала в «Тихом Доне», как и в «Войне и мире», очень тесно переплетены, только единство это носит трагический характер.

Казаки всегда были сословием, чьей обязанностью являлись служба в армии, участие в войнах. Сражение предполагает необходимую жестокость, но даже в сражении существует норма поведения. Уже Первая мировая война разрушает представление об этой норме. Смерть становится обыденным явлением, жизнь обесценивается.

В этой войне органичен образ Чубатого, хладнокровного убийцы, попавшего в свою стихию, но нормальный человеческий взгляд на неприятеля как на человека в этой войне еще правомерен. Однако чем ближе революция и война Гражданская, тем все более невозможен взгляд с позиции уже найденной абсолютной истины. Автор ищет истину вместе с героями.

Он не может, не имеет нрава быть беспристрастным судьей. В Гражданской войне это невозможно.

Особенность шолоховского повествования о Гражданской войне в том, что он главным героем своего эпоса делает народ. Шолохова можно признать сторонником традиционных моральных норм.

Гражданская война во многом отменяет эти нормы, и эта отмена есть суть трагедийности «Тихого Дона». Трагедийность романа — следствие не особенностей художественного замысла писателя, а исторических событий, изображенных в нем.

Автор стремится передать трагедию, существующую в жизни, а не осуществить художественную, литературную трагедию.

Основа композиции романа-эпопеи — контраст между жизнью до революции и после нее. Разлом, произошедший в жизни страны после октября 1917 года, в «Тихом Доне» виден при сопоставлении картин мирной жизни и жизни после революции. Вековой уклад хутора разрушен полностью. Факт крушения норм коллективной жизни казачьего круга несомненен.

Таковы основные особенности жанра «Тихого Дона».

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: «Академия», 2010

Жанр, сюжет, композиция

Роман написан в достаточно редком жанре. «Тихий Дон» – это роман-эпопея.

Определение 1

Роман-эпопея – это крупное эпическое произведение, для которого характерны сложное повествование, большое количество героев и общенародных событий.

Повествование начинается с описания Мелеховского куреня. Затем постепенно писатель погружает читателя в повседневную жизнь казачьего хутора. Затем действие разворачивается за пределами хутора, захватывает фронт и империалистическую войну.

Расширение места событий сопровождается сужением времени действия. В первых двух частях время действия составляет почти два года, в третьей части – восемь месяцев.

С конца первой книги принцип двуплановости композиции становится характерной структурной особенностью. Описание быта народа чередуется с описаниями общеполитических событий и показом фронтов империалистической войны.

В композиции произведения выделяются два начала: внутреннее движение и внешнее.

Композиционное значение приобретают картины народного быта, олицетворяющие состояние покоя, которое предшествует социальному взрыву. Чередование картин, описывающих противоборствующие лагеря, является важнейшим композиционным принципом.

Действие романа «Тихий Дон» охватывает период времени с мая 1912 по март 1922 г. В романе подробно описывается жизнь донского казачества перед Первой мировой войной. Начало первой мировой войны показано в третьей части первого тома, действие которой заканчивается приездом Григория в ноябре 1914 года в отпуск и разрывом с Аксиньей, изменившей ему.

События третьей части происходят далеко от Дона. Четвертая часть начинается с октября 1916 года, до Февральской революции остается несколько месяцев и всего год до Октябрьской. Однако кульминацией романа становятся не сами революции, первая попытка установления советской власти на Дону ставшая неудачной, описывается значительно подробнее.

В шестой части третьей книги время повествования уплотняется. Книга посвящена по большей части Верхнедонскому восстанию 1919 года. В конце седьмой части Мелехов и его товарищи, которые в составе белой армии отступили до Новороссийска, остаются в городе, когда туда входят красные.

Григорий, уволенный из Красной армии, даже на родном хуторе не находит покоя и вынужден бежать. После разгрома банды Фомина, куда привел его случай, он пытается уехать с Аксиньей, однако ее гибель лишает Григория возможности начать жизнь сначала. Не дожидаясь амнистии, Григорий возвращается в свой хутор.

Там от большой семьи осталась только Дуняшка, сестра Григория и маленький сын Мишатка. Четвертая часть романа рассказывает о затянувшейся агонии семьи Мелеховых.

Тема, проблема, идея и значение произведения

Основная идея романа Шолохова «Тихий Дон» заключается в том, чтобы описать жизнь донского казачества и связать ее с историческими событиями. В эпопее охватывается период великих потрясений в истории страны, которые отразились на судьбе донского казачества.

Основные ценности казачества – это любовь к Родине, к женщине, уважение к старшему поколению и необходимость свободы. Жизнь казаков основана на двух понятиях – они одновременно являются и воинами, и хлеборобами. Казаки в произведении Шолохова показаны именно традиционными.

Вечные законы бытия, по которым живет вольное казачество, широко представлены в романе. И именно на эти законах основывается сюжет произведения.

Замечание 1

Основной темой романа-эпопеи является революция, переросшая в гражданскую войну, а также ее влияние на жизнь народа. Кроме темы революции, в романе поднимаются вечные темы любви, семьи и Родины.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Шолохов М.А. «Тихий Дон». Краткий анализ 450 руб.
  • Реферат Шолохов М.А. «Тихий Дон». Краткий анализ 240 руб.
  • Контрольная работа Шолохов М.А. «Тихий Дон». Краткий анализ 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В романе любовь проявляется в разных ипостасях. Это и страсть Аксиньи и Григория, и преданная любовь Натальи. Это и любовь и дело революции у Дуняши и Михаила Кошевого, Анны и Бунчука. Это ветреная любовь Дарьи, материнская любовь Натальи и Ильиничны к своим детям. Чувства в этом романе не такие возвышенные, но настоящие и чрезвычайно сильные.

Семья является основой для жизни всех главных героев. Именно в семье заключается их смысл существования, а дом для героев является тихой гаванью. Поэтому тема семьи в романе является одной из магистральных. Григорий постоянно хочет вернуться в семью, насладиться крестьянским бытом и забыть о войне и крови. Любовь семьи и покой отражается даже в повседневных заботах.

С темой семьи пересекается тема Родины. В первую очередь Родина – это родной хутор, семья, дом, это место, которое хочется защитить для того, что потом туда вернуться. Это является одной из причин метаний Мелехова.

Перед читателем встает также и тема казачества, которое неоднозначно приняло революцию. Для большинства казаков революция и ее последствия – настоящее бедствие, которое практически уничтожило их как общественный класс.

  • Лень читать?
  • Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
  • Задать вопрос
  • Проблематика романа Шолохова разнообразна:
  • проблема поиска правды является одной из ключевых проблем. В романе эта проблема предстает в виде выбора стороны в гражданской войне. И главный герой не может сделать этот выбор, однако жизнь заставляет выбирать. В узком смысле проблема выбора заключается в выборе главного героя между двумя женщинами.
  • проблема революции и гражданской войны в романе рассматривается с пацифистской точки зрения. Война для писателя – это трагедия. Автор поддерживает большевиков, но не рассматривает их исключительно положительно.
  • проблема кризиса нравственных ценностей раскрывается в осуждении войны, убийства, измены и распутства, трусости и подлости. Автор выступает за вечные ценности – Родину, правду, семью, любовь.
  • проблема отцов и детей.

Исследовательская работа по литературе "Своеобразие структуры романа М.Шолохова "Тихий Дон"

  • МОУ Чамеровская средняя общеобразовательная школа
  • Весьегонского района Тверской области
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
  • Своеобразие структуры
  • романа М.Шолохова «Тихий Дон»
  • Выполнила
  • учитель русского языка и литературы
  • Москвина Елена Васильевна
  • 2015

Роман М.Шолохова «Тихий Дон» – сложное, многоструктурное произведение, состоящее из четырех книг – восьми частей.

В таком формальном признаке, как деление на части, «получила свое отражение историческая основа»i. « Тихий Дон» имеет около девяноста печатных листов, – рассказывал писатель до войны корреспонденту «Известий» Исааку Экслеру, одному из первых приоткрывая завесу над историей создания романа. – Всего же мною написано около ста листов. Удалить пришлось листов десять..

. А вообще материала было так много, что одно время я подумывал о пятой книге романа»ii. Что это именно так, подтверждает четвертый том «Тихого Дона», наиболее объёмистый, в нем печатных страниц на сто больше, чем в ранее вышедших томах. Произведем несложный подсчет. В собрании сочинений М.А.

Шолохова (изд-во «Правда», 1980) четыре книги романа составляют свыше 1800 страниц печатного текста. Книга первая включает в себя три части, вторая – четвертую и пятую, третья – шестую, четвертая – седьмую и восьмую. Все книги и части примерно равны по объему, за исключением четвертой книги и шестой части, которые превышают остальные.

Третья книга имеет только одну часть (шестую), которая насчитывает 65 глав, и почти в два раза больше всех остальных частей произведения. Роман состоит из двухсот тридцати двух глав, среди которых есть главы исторические – 69 , главы, рассказывающие об истории семьи Мелеховых – 95, вставные главы – 70, главы с любовным сюжетом – 8 и т.д. (см. таблицу 1).

Количество исторических глав возрастает по мере создания текста, и больше всего их во второй и третьей книгах, так как в них рассказывается об империалистической войне, революционном движении и гражданской войне.

С введением в роман событий первой мировой войны бытовые и семейные сцены не исчезают со страниц «Тихого Дона», их примерно равное количество во всех книгах, они начинают чередоваться с батальными эпизодами. Например, во второй книге части четвертой первые четыре главы посвящены описанию империалистической войны: «Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Октябрь. Ночь.

Дождь и ветер. Окопы над болотом, поросшим ольхой»iii, а в пятой, шестой и седьмой главах рассказывается о семье Мелеховых и некоторых других семьях хутора Татарского: «Сбочь хутора Татарского, по небу, изморщенному седой облачной рябью, колесило осеннее солнце.»iv; далее снова продолжается повествование о войне: «Первую бригаду одной из пехотных дивизий, находившуюся в резерве Юго-Западного фронта…»v. Такое структурное строение глав свойственно всему роману.

Дальнейшее расширение рамок повествования, все более широкий охват событий войны и революции продолжает совмещаться с пристальным вниманием автора к местному колориту, к тем изменениям бытового и семейного уклада, которые определялись условиями переломной революционной эпохи.

Своеобразие структуры романа, чередование глав исторических и семейно-бытовых показывают, как распадается веками складывавшийся быт, ломается казавшийся незыблемым традиционный уклад.

И в этом коренном изменении привычного образа жизни казачества ощущается отзвук исторических событий, революционный, переломный характер эпохи, крутые изломы судеб, сознания и психологии героев.

Уже в первых двух частях «Тихого Дона» задается особая мерность композиционного решения огромного художественного текста: рассказ движется небольшими главками (от одной до шести страниц объемом), каждая из которых – завершенный эпизод, сценка, картина, этюд – сгущает поток жизни в избранные моменты и коллизии, созидающие в целом разнообразное, живое полотно существования хутора Татарского, семей Мелеховых, Астаховых и т.д. Экскурсия в предысторию, камерные сцены выразительно чередуются с массовыми, хоровыми, где в динамическом контрапункте выплескиваются народные голоса и мнения в самом широком и живописном диапазоне или рисуются своего рода этюды коллективной жизни, то мирной, то пошатнувшейся, осиротелой, военной, а то и вовсе порушенной на корню гражданским противоборством и остервенением.

В романе «Тихий Дон» «действие начальных глав развивается медленно, ибо внимание автора сосредоточено на тщательном, порой на этнографически точном описании быта казацкого хутора, целых семей, различных по своему социальному положению. И охват событий здесь ограничен (в первых двух частях) преимущественно жизнью хутора Татарского и поместья Ягодного»vi. Художественным пространством первой части становится, кроме дома Мелеховых, луг, поле, Дон, поместье Ягодное.

Преимущественно закрытое, замкнутое пространство первой и второй частей сменяется открытым историческим пространством – империалистической войны в третьей части, завершающей первую книгу «Тихого Дона».

Читайте также:  Что такое романтизм: кратко и понятно

«11-я кавалерийская дивизия после занятия Лешнюва с боем прошла через Станиславчик, Радзивилов, Броды и 15 августа развернулась возле города Каменка – Струмилово»vii – так начинается Х11 глава третьей части. А ХУ11 глава этой же части начинается описанием дома Мелеховых: «Мелеховы на двенадцатый день после известия о смерти Григория получили от Петра два письма сразу»viii.

В тексте романа видно, как Шолохов использует принцип «пульсирования»: пространство то сужается до изображения хутора, дома, комнаты, сеней и т.д., то расширяется до описания огромных пространств. Этот своеобразный принцип организации художественного пространства передает ритм трагического времени, его «пульс».

Противоречивая фигура донского казака поставлена перед лицом этого события общенационального и всемирно-исторического значения, перед лицом широких народных масс, участвующих в войне.

Выдвижение на первый план событий начала войны было вместе с тем выдвижением на авансцену Григория Мелехова как центрального героя «Тихого Дона» и тесно связанного с линией Григория фронтового казачества, а также проблемы взаимодействия человека и истории, вины исторических обстоятельств перед судьбой личности. Об этом говорит А.Хватов: «Проблема «человек и история» ставится в «Тихом Доне» как проблема ответственности личности перед историей и истории перед личностью»ix.

Особенностью художественной структуры третьей части является так же и то, что образ Григория в своей главной тональности здесь предельно сближен с образом повествователя. Нельзя недооценивать значение дневника погибшего в бою безымянного студента, оригинально использованный Шолоховым. «Дневник использован для развития основных тем романа»x.

Этот документ интеллигентского сознания прекрасно работает как фон, перебивка планов, своеобразная фигура сравнения, рельефно выделяющая главное – народный тип чувства и переживания.

По мнению Гуры В., «принцип двуплановости становится с конца первой книги характерной структурной особенностью «Тихого Дона».

Писатель чередует описание быта народа, его трудовой жизни с показом фронтов мировой войны, общественно-политических событий в стране, в которых участвуют его герои. Как и в «Войне и мире» Л.

Толстого, картины мира в романе Шолохова перемежаются картинами военных действий»xi.

Начиная со второй книги (четвертой части), развитие действия «Тихого Дона» резко убыстряется, структура второго тома опять-таки определяется логикой исторического развития, движения народных масс в революции.

«В шестой части «Тихого Дона» Шолохов отходит от прямого изображения исторических событий и утверждает такой способ повествования, при котором углубленный психологический анализ отдельных характеров уже играет определяющую роль (что вовсе не противоречит эпичности повествования)»xii.

Шолохов всматривается «в детали психологических переходов у своих персонажей ( впрочем, далеко не у всех)»xiii, особенно в шестой части.

Например, «Григорий всегда, сталкиваясь с неприятелем, находясь в непосредственной от него близости, испытывал все то же острое чувство огромного, ненасытного любопытства к красноармейцам, к этим русским солдатам, с которыми ему для чего-то нужно было сражаться»xiv. В связи с таким структурным строением объём шестой части превышает все остальные.

В седьмой и восьмой частях рассказывается о судьбе Григория Мелехова и истории семьи Мелеховых. Эти части составляют четвёртую, завершающую книгу, которая, как уже говорилось выше, превышает по объёму все книги эпопеи.. А по количеству глав четвертая книга самая маленькая ( их в ней всего 47).

Для сравнения: в первой – 68, во второй – 65, в третьей – 51. «Седьмая часть романа построена на сопоставлениях, а восьмая – на контрасте межу Мелеховым и хуторянами. Двухплановость и контрастность – характерные черты построения последней части романа»xv.

Последние две книги отличаются тем, что в них наибольшее количество вставных конструкций. В третьей книге их – 26, в четвертой -25. « Система вставок – от крупных глав до мелких эпизодов – вообще характерна для шолоховской художественной структуры романа .

Шолоховские вставные новеллы являются ограниченной частью образной системы. Эти вставки так тесно связаны с повествованием, что их нельзя вынуть, серьёзно не нарушая основной сюжет.

В ещё большей степени это относится к «вставным» главам (например, глава о Наталье, («рассекающая» встречу Степана с Григорием на охоте). Органичность вставок с обрамляющими эпизодами достигается единством тематики или персонажей или того и другого вместе»xvi.

Существует прямая связь между шолоховской вставной новеллой и замедлением и ускорением повествования. Все это взаимосвязано и взаимообусловлено. Обращаясь к приему вставной новеллы – рассекая ту или иную ситуацию и заполняя «разрыв» новым эпизодом – писатель замедляет повествование. Прием замедления вошел в структуру и стиль «Тихого Дона» из самой жизни.

Обширная эпопея Шолохова проникнута чувством движения. На наших глазах совершается исторический процесс. Это движение истории не только определяет построение эпопеи, проявляется в общих картинах, судьбах героев, оно влияет на структуру повествовательного языка автора.

Якименко Л. говорит о том, что «Шолохов широко использует в «Тихом Доне» авторский рассказ – предварение. Повествуя об определенных конкретных событиях, писатель часто указывает на то значение, которое эти события могут иметь в будущем»xvii.

Такой прием изображения создает ощущение эпичности исторического движения. А форма рассказа – обобщения дает возможность писателю, сохраняя всю конкретность повествования, свести воедино многие явления жизни.

В такой форме повествования наиболее отчетливо видно влияние исторически значимых событий на жизнь народа.

В романе идет течение обыденной общей жизни (как в первых частях) или хроникально-историческое повествование ( четвертая, пятая, шестая части), и в них накаляются точки эмоционального сгущения, вспыхивают особенно заряженные места текста, производящие наибольшее впечатление.

Это сцены любви, межчеловеческих отношений в семье, в малом социуме хутора или военного отряда, вообще весь ареал эроса в широком смысле слова: страсть, нежность, ревность, страдание, дружба, солидарность, переплетение человеческих характеров и судеб, например, сцена свидания в полночь Григория и Аксиньи в книге первой, части первой главе девятой, Это проводы казаков в майские лагеря в книге первой части первой главе третьей, описание отношений в семье Мелеховых в книге второй части пятой главах восьмой и девятой и т.д.; это и эпизоды индивидуального и массового насилия, издевательств над человеком и людьми, жестокости и убийства – сфера смерти, трупная изнанка жизни. Таковы полюсы романа – эрос и смерть: их противостояние, а временами и схождение – сюжет особый и важнейший; в нем чаще всего и выявляется глубинная авторская мысль о человеке вообще.

Лирические описания, развернутые диалоги, дневники (записная книжка студента, которую находит Григорий Мелехов в книге первой части третьей главе одиннадцатой), письма (пишут домой многие герои романа: Петр и Григорий Мелеховы, Евгений Листницкий и т.д.

) приказы, исторические документы, многообразие действующих лиц, главных и эпизодических (а всего их в романе по подсчетам С.М.

Семанова, восемьсот семьдесят человек), – все это художественно едино выражает основную, проходящую красной нитью через весь роман идею: раскрыть закономерности войны и революции, как трагических поворотных событий, показать их влияние на все стороны человеческой жизни.

Разрешение основных конфликтов произведения при трагическом завершении сюжета свидетельствует о композиционном искусстве Шолохова, показавшего противоречивые судьбы героев как участников всемирно-исторических событий, дела людей, в муках и крови ищущих истину.

По мнению А.И.Солженицына, «нагруженные своды такой размашистой эпопеи требуют во многих местах – художественных опор»xviii. И Шолохов предусматривает это, и расставляет более или менее равномерно вдоль повествования. Такие художественные опоры, как пейзажи, портреты персонажей и черты их характеров, внутренние и внешние жесты героев, немногие любовные сцены.

Шолохов постоянно проявляет зоркую наблюдательность за реальными фактическими деталями, явлениями, бытовыми предметами – мелкие предметные наблюдения щедро рассыпаны по книгам, автор настойчив а сборе таких наблюдений и сохранении их. «Это дает повествованию крепкую плоть»xix.

«Сухо чмокнув, лопнула толстая леса», «скрипит люлька» (кн.1, ч.1, гл.3), «внезапный клекочущий и близкий крик ворона в лесу» (кн.1, ч.2, гл. 8) и т.д. Вот «плыло в синеватой белизне солнце».

Вот «млело поле с нескошенными делянами жита, с жаворонком, плясавшим на уровне телеграфного столба»xx.

Единство художественной структуры романа-эпопеи определяется развитием всего широкого сквозного потока общего действия, основывающегося на многоконфликтном, многоплановом повествовании, на богатых и развитых общественных связях героев, в соотношении характеров которых и раскрывается основная идея произведения. Многообразие сюжетных линий или многоплановой композиции неизбежно, ибо только такое многообразие способно охватить широкий круг людей и выразить единую концепцию произведения как художественного целого.

По словам А.Бритикова, «структура романа-эпопеи не копирует историческую хронику действительности. Она вбирает историю народа, переплавленную в человеческих страстях, закодированную, так сказать, в индивидуальных судьбах. Важнее всего поэтому движение героя внутреннее – постижение им сути исторической жизни»xxi.

Структура романа-эпопеи М.Шолохова «Тихий Дон» разнообразна, многопланова. Используя разнообразные принципы построения художественного произведения, автор создает образ главного героя, Григория Мелехова, и показывает влияние истории на судьбу человека.

iЯкименко Л. «Тихий Дон» М.Шолохова. М. 1958. стр. 494-495

ii Шолохов М. Собр. соч. в восьми томах, т.8 М. 1986. стр.184.

iii Шолохов М.А «Тихий Дон» М.1991. кн.2 ч.4 гл.1 стр.310.

iv Там же кн.2 ч.4 гл.5 стр.349

v Там же кн.2 ч.4 гл.8 стр. 367

vi Маслин Н. Роман Шолохова. М. 1963. стр.62-63

vii Шолохов М.А. «Тихий Дон» книга М.1991.1, часть 3, гл. Х11. стр. 252

viii Там же к.1 ч.3 гл. ХУ11. стр.274

ix Хватов А.И. На грани в борьбе двух начал // Художественный мир Шолохова. М. 1978. стр.246

x Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова М. 1964. стр.123 – 124

xi Гура В. Как создавался «Тихий Дон» М. 1997. стр.133-134

xii Маслин Н. «Роман Шолохова» М. 1963. стр. 68

xiii Солженицын А. Приемы эпопей // Новый мир №1. 1998. стр.181

xiv Шолохов М.А. «Тихий Дон» М.1991. к.3 ч.6 гл.1Х стр.509

xv Лежнев И. Путь Шолохова М. 1958. стр.339 – 342.

xvi Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова. М. 1964. стр.125 – 127

xvii Якименко Л. «Тихий Дон» М.Шолохова. М. 1958. стр 507 – 509

xviii Солженицын А.И Приёмы эпопей // Новый мир .1998. №1 стр.189

xx Шолохов М. Тихий Дон М.1991. кн.1 ч.3 гл.5 стр.207

xxi Бритиков А.Ф. Мастерство М.Шолохова. М. Л. 1964. стр.108

П р и л о ж е н и е 1.

Таблица 1

Сводная таблица о количестве тематических глав в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон».

  1. Темы глав
  2. 1
  3. книга
  4. 2
  5. книга
  6. 3
  7. книга
  8. 4
  9. книга
  10. Всего
  11. в
  12. романе
  13. Исторические
  14. 4
  15. 28
  16. 26
  17. 11
  18. 69
  19. Об истории семьи Мелеховых
  20. 16
  21. 7
  22. 16
  23. 20
  24. 60
  25. О судьбе Григория Мелехова
  26. 10
  27. 3
  28. 11
  29. 12
  30. 35
  31. Вставные главы
  32. 8
  33. 11
  34. 26
  35. 25
  36. 70
  37. С любовным сюжетом
  38. 5
  39. 2
  40. 3
  41. 10
  42. Дневники
  43. 1
  44. 1
Ссылка на основную публикацию