Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Содержание

  • 1 Печорин
  • 2 Грушницкий
  • 3 Конфликт

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Печорин

Образ Григория Александровича Печорина в какой-то степени олицетворяет самого Лермонтова, хотя поэт признавался, что это собирательный образ молодых людей его поколения. Взаимоотношения Печорина с Мери напоминают его интрижку с Сушковой, когда потребовалось расстроить брак этой девушки с Лопухиным.

Итак, Печорин. Это был молодой человек, на вид лет 23-30, хорошо сложенный физически, выносливый. Внешность, манеры выказывали в нем благородное происхождение. Походка была небрежной и ленивой.

У него были примечательные глаза. Когда смеялся Печорин, они оставались грустными. Своей примечательной внешностью он мог нравиться женщинам. У него были белокурые волосы, нежная кожа, но черные усы и брови.

Вся его внешность выдавала аристократическое происхождение, породу. Григорий Александрович воспитывался в Петербурге, начал рано выезжать в свет.

Наблюдая за высшим обществом, он научился скрывать свои эмоции, чувства, научился манипулировать людьми, но не позволял никому манипулировать собой.

В своих эмоциях проявлениях чувств был сдержан, как человек, привыкший к встречам и расставаниям. И своей сдержанностью огорчил доброго Максима Максимыча, с которым долгое время прослужил в одной из крепостей.

Грушницкий

В Пятигорске Печорин встретил Грушницкого. Он был моложе Печорина – ему был 21 год, хотя выглядит он старше. Темные волосы и смуглая кожа выдавали в нем неславянское происхождение. Провинциал, воспитанный в деревне. В армии он был совсем недавно, служил юнкером. Но своего полу-офицерского звания стыдился и потому носил солдатскую шинель.

Те, кто не знал его, были уверены в том, что Грушницкий из разжалованных офицеров. Таковых много служило на Кавказе. Это было местом, куда ссылали непокорных властям молодых людей, или дуэлянтов. На Кавказе служили декабристы и прочие вольнодумцы, поэтому над разжалованными всегда витал некий ореол героического романтизма.

Они возбуждали в обществе любопытство. После ранения в ногу Грушницкий приехал в Пятигорск лечиться. В обществе говорит много и вычурно, и на все случаи жизни обзавелся пышными фразами, которыми, как ему казалось, он покорял дамские сердца и приобретал репутацию умного человека.

Юнкер излишне эмоционален, легко поддается влиянию других людей, позволяет собой манипулировать.

Печорин в своих записках нигде не называет имени Грушницкого, подчеркивая тем самым его отождествление с окружающей его средой, отсутствие в нем индивидуальности, некоторую никчемность.

Конфликт

В начале повествования о княжне Мери отношение Печорина к Грушницкому было ироничным. Он (как и Лермонтов) слишком рано научился понимать человеческие сердца, характеры.

Ссора и последовавшая за ней дуэль позволяют сделать сравнение Печорина и Грушницкого, разобрать их характеры, принципы поведение в особых обстоятельствах.

Причиной конфликта становится московская княжна, отдыхавшая вместе с матерью здесь же, в Пятигорске. Печорин увидел ее около Елизаветинского источника. Он повел себя как типичный самец охотник.

Заметив, что княжна Мери не обращает на него решительно никакого внимания, он поставил своей целью влюбить в себя гордую барышню.

Другим концом хотел уязвить своего приятеля Грушницкого, который успел влюбиться в московскую красавицу и как павлин распустил перед ней перья. Даже прихрамывать стал заметно меньше.

Печорин, рано познавший свет, быстро раскусил княжну. Он понимал, что барышня проявляет к его товарищу интерес, как к новой кукле, которая надоест рано или поздно. Он пытался предупредить Грушницкого, чтобы тот не особо увлекался девушкой. Но как все глупые люди, Грушницкий был самоуверен до глупости.

Он уже считал Мери собственностью, хотя та ничего ему не обещала, и вообще никаких чувств, кроме сочувствия к нему не испытывала. Вокруг московской княжны здесь, на водах, вились более блистательные и более перспективные кавалеры. Даже их она держала на некотором расстоянии от себя.

Печорина в какой-то степени раздражала самоуверенность Грушницкого

Здесь, в Пятигорске Григорий Александрович повстречал Веру, женщину, которая его любила, но которая так оберегала свою репутацию, что всегда была осторожна и пуглива, как серна. Вера была замужем. Они договорились, что будут видеться в доме у Лиговских. И тогда, чтобы не привлекать внимание общественности к Вере, Печорин начал публично ухаживать за Мери.

Это приводило в бешенство Грушницкого. Однажды на балу Печорин защитил княжну от наглого пьяного капитана. Девушка была так напугана, и подавлена морально, что была готова упасть в обморок. Этот случай распахнул перед Печориным двери дома Лиговских, но Печорин нажил врагов в лице капитана, его товарищей и Грушницкого.

Тому Мери дала понять, что не только не любит его, он ей мало интересен.

Против Печорина составился заговор, целью которого было унизить Григория, сделать его посмешищем. Печорина взбесила низость Грушницкого. Низость, которая была недостойна дворянского сословия. Во времена, когда разворачивались события романа, слово честь еще не было пустым звуком. Каждый достойный дворянин бесчестие смывал кровью.

Печорин знал о заговоре, но сделал вид, что ему ничего не известно. Печорин решил отплатить Грушницкому его же монетой.

Заговорщики вначале решили «стреляться» холостыми патронами и, тем самым, заставить Печорина испугаться, а потом переиграли и вложили патрон только в пистолет Грушницкого. Это было двойной подлостью. Печорин не был трусом.

Кроме того, он был зол до ярости. Он понимал, что Грушницкий не лишен малодушия, но до последней минуты не верил, что юнкер пойдет на подлость до конца.

Ему удалось встать на маленьком отлогом пятачке таким образом, чтобы не свалиться вниз в случае ранения. Он видел, что Грушницкий целится ему в лоб, и понял, что тот не остановится. Печорин был готов простить противника, если бы тот нашел в себе силы прекратить дуэль и признаться в обмане. Даже если бы Грушницкий выстрелил в сторону, и тогда Печорин простил бы его. Но нет.

Он видел, что у Грушницкого дрожали колени. Но это происходило не от страха быть убитым. Ведь Грушницкий был уверен в собственной неуязвимости. Он колебался, какие-то остатки совести, пробужденные воспитанием, еще заставляли его колебаться. Победила все-таки душевная низость. Юнкер выстрелил, но рука дрогнула, и он попал в ногу Печорина.

Тот устоял, не свалился в пропасть благодаря придерживавшему его камню.

Возможно, мягкотелый Грушницкий был готов признаться, что в пистолете Печорина не было пули, если бы его не провоцировал капитан. Капитан хотел лишь одного: отомстить Печорину за то унижение перед товарищами, убить его чужими руками.

В этой сцене дуэли раскрываются всех героев. Вернер, секундант Печорина, был готов раскрыть карты, возмутиться, что не входило в планы Григория Александровича, и он сказал: «Может быть, я хочу быть убит…». Только умирать не собирался.

Он потребовал вложить в пистолет патрон и, как обещал, выстрелил не промахнувшись.

Печорин и Грушницкий – сравнительная характеристика (Герой нашего времени)

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов попытался противопоставить главному герою другой персонаж. Это позволило наиболее четко раскрыть характер и показать насколько не совпадают их взгляды на жизнь.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого в романе «Герой нашего времени» поможет читателю понять, что, несмотря на внешнее сходство персонажей между ними мало общего и они совершенно разные личности, но от этого наблюдать за их действиями на протяжении всего произведения еще интереснее.

Детство и воспитание

Григорий Александрович Печорин дворянин. В чьих жилах текла аристократическая кровь. Воспитание родители ему дали хорошее, как и подобает в кругу людей их уровня. Богат и образован. Житель Петербурга.

Грушницкий дворянского происхождения. Парень из народа. Провинциал. Его родители самые обычные люди. Выросший в деревне он всегда стремился уехать из родных мест, чтобы добиться чего-то в жизни, а не прозябать в глуши от скуки. Получил неплохое образование. Романтик по натуре.

Внешность

Григорий молодой юноша, лет 25. Во всем облике вырисовывалась порода. Блондин, чьи волосы вились от природы. Черные усы и брови. Высокий лоб. Карие, холодные глаза. Среднего роста. Хорошо сложен.

Бледный цвет лица. Маленькие руки с длинными, тонкими пальцами. Походка слегка небрежная. Одевался Печорин хорошо, богато. Одежда чистая, всегда выглажена.

Он не придает внешнему виду значения, не старается произвести впечатление.

Грушницкому 20 лет от роду. Черноволосый. Кожа смуглая. Хорошо сложен. Усатый. Черты лица выразительны. Любит производить впечатление. Придает большое значение внешнему виду.

Характер

Печорин:

  • рассудителен. Уверен в себе;
  • прекрасно разбирается в людях и в отношениях;
  • обладает аналитическим складом ума;
  • циник. Остроумен и язвителен на язычок. Манипулирует людьми в своих целях;
  • самолюбив;
  • сдержан в проявлении эмоций;
  • скрытный;
  • хорошо пользуется своими преимуществами.
    • Грушницкий:
  • эмоционален;
  • не умеет манипулировать людьми;
  • любит изображать из себя страдальца. Склонен все драматизировать;
  • умен;
  • себялюбив по натуре;
  • злобный и завистливый;
  • стремится всем угодить;
  • способен на предательство.
  • Роль Печорина и Грушницкого в обществе

    Печорин всегда вел себя так, словно бросал вызов себе и окружающему миру. Он разочарован жизнью. Не может найти себе место в обществе и заняться деятельностью по душе. Эти вечные поиски смысла жизни вымотали его и опустошили. Усталый и одинокий. Он высмеивает столичных аристократов, видя их пороки насквозь.

    Грушницкий наслаждается жизнью в современном обществе. Ему по душе светские вечера, где есть возможность показать себя и почувствовать себя одним из них. Для него такой образ жизни приемлем. Он к нему стремился всей душой, мечтая об этом с детских лет.

    Они похожи друг на друга, но в то же время слишком разные. Грушницкий жалкая пародия на Печорина. В стремлении угнаться за Печориным он смешон и нелеп. Характер Грушницкого раскрыл в Печорине глубину его души, основные качества натуры.

    Другие материалы по роману «Герой нашего времени»

    1. Краткое содержание
    2. Анализ главы “Бэла”
    3. Анализ главы “Максим Максимыч”
    4. Анализ главы “Тамань”
    5. Анализ главы “Княжна Мэри”
    6. Анализ главы “Фаталист”
    7. Статья Белинского о романе (кратко)
    8. Цитаты из романа
    9. История создания
    10. В чем противоречивость характера Печорина?
    11. Образ и характеристика Печорина
    12. Образ и характеристика Максима Максимыча
    13. Образ и характеристика Грушницкого
    14. Образ и характеристика Веры
    15. Образ и характеристика Бэлы
    16. Сравнительная характеристика Печорина и Вернера
    17. Отношения Печорина и Бэлы
    18. Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча
    19. Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
    20. Взаимоотношения Печорина и Мэри
    21. Женские образы в романе

    Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого — героев романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Личность главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, в частности, с Грушницким, образ которого некоторые исследователи считают пародией на Печорина. Понять, так ли это, поможет сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого.

    Читайте также:  Анализ произведения «Мы живем, под собою не чуя страны» (О.Э. Мандельштам)

    Сходство

    Общее в этих героях то, что у них дворянское происхождение, оба служили в действующей армии на Кавказе, участвовали в боях. Они офицеры (в начале главы «Княжа Мери» Грушницкий — юнкер, затем получил офицерское звание). Оба молоды, но Грушницкий моложе — ему не более 21 года, а Печорину — лет 25.

    Эти герои эгоистичны, самолюбивы, горды, хотят выглядеть в глазах окружающих достойно.

    Различия

    Печорин кажется моложе своих лет, а Грушницкий — старше, «на вид ему можно дать двадцать пять лет».

    Главное отличие Грушницкого от Печорина — желание производить впечатление романтического страдальца.

    Для этого он принимает драматические позы, ведёт речи о своём разочаровании в жизни, любит пышные, ничего не значащие фразы. Речь его быстрая, вычурная.

    Он торопится выговориться, произвести впечатление, поэтому не слушает собеседника. Ему интересен только он сам.

    Печорин ведёт себя естественно, сдержанно, не выставляет наружу своих чувств, его речь отличается точностью, остроумием. К собеседникам он прислушивается, делает для себя выводы из общения с ними и использует сведения, полученные в беседах, для своих целей.

    Главный герой считает, что цель Грушницкого — «сделаться героем романа», якобы обречённым каким-то страданиям, оттого он с особым франтовством носит свою серую солдатскую шинель.

    Печорин иронически относится к людям, подобным своему сослуживцу, «которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

    Сам он тоже свои истинные чувства привык скрывать, но не для того, чтобы казаться романтиком или кем-то другим, а оттого, что он сдержанный человек, привыкший контролировать и анализировать свои чувства и эмоции.

    Печорин постоянно находится во внутреннем конфликте с собой и обществом, а Грушницкий всегда доволен собой, находится в гармонии с «водяным обществом» Пятигорска.

    Хотя для них характерны такие общие черты характера как эгоизм, самолюбие, но если Печорин — это умный человек, сложная личность, которую понять трудно даже после прочтения романа, то у Грушницкого натура простая, заурядная, умным его назвать нельзя. Этот молодой человек привык выдавать себя за утончённую страдающую личность, но, в конце концов, он проявляет свою непорядочность и злобу.

    Взаимоотношения Печорина и Грушницкого

    Эти люди познакомились на Кавказе в действующем отряде. Печорин иронично относился к Грушницкому, его показной храбрости, когда он бросался в бой, махая шашкой, крича, но при этом зажмурив глаза.

    «Это что-то не русская храбрость!» — написал главный герой романа в своём журнале. Грушницкий почувствовал, что Печорин понял его старание казаться храбрым воином и романтическим страдальцем, поэтому не любил его.

    Тот тоже не любил этого сослуживца, но наружно они были в дружеских отношениях.

    В своём дневнике Печорин даёт Грушницкому уничижительную характеристику, он презирает его за театральные жесты, драматические позы, фразёрство.

    Причина их дуэли — ложное заявление Грушницкого, что Печорин ночью посещал княжну Мери. Сбылось предчувствие главного героя, что они когда-нибудь столкнутся на узкой дороге и одному из них несдобровать.

    Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого (таблица)

    Печорин Грушницкий
    Оба героя — молодые дворяне, служат в действующей армии на Кавказе. Их общие черты характера: самолюбие, эгоизм.
    Непростая, противоречивая, сложная личность, постоянно находящаяся в конфликте с самим собой и обществом. Личность заурядная, ординарная, находящаяся в полной гармонии с обществом и собой.
    Одинок, разочарован в жизни, истинный романтик, но не стремится это демонстрировать. Изображает из себя загадочного романтического героя, разочарованного и одинокого.
    Дуэль
    Давал сопернику до последнего момента шанс отказаться от своей клеветы и помириться. На дуэли проявилась злоба и ненависть этого человека.

    Заключение

    Образ Грушницкого позволяет увидеть незаурядность личности главного героя романа. Грушницкого называют пародией, карикатурой на Печорина, а также его антиподом. Автор подчеркивает трагизм личности истинного романтика Печорина, показывая псевдоромантизм его сослуживца.

    Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого показывает основное различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

    Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого – сочинение о сходствах и различиях

    Печорин и Грушницкий яркие представители своего времени. Несмотря на то что встречаются они как старые приятели, настоящей дружбы между ними не появляется. Противостояние героев показано в главе «княжна Мери». Грушницкий и Печорин увидели даму почти в одно и то же время. С тех пор их отношения перестали быть приятельскими, между ними зародилась волна неприязни.

    На примере отношения с Мери очень четко просматривается сравнение Печорина и Грушницкого. К этой девушке они относятся по-разному, как и ко всему женскому полу. Печорин играет с Мери, он привязывает ее к себе, заранее зная, что она ему не нужна и у них не может быть никакого совместного будущего.

    Грушницкий же не на шутку увлекается Мери. Он хочет завоевать ее сердце, делится этим с Печориным, но вместо поддержи и дружеского совета получает сильного конкурента. Это становится критической точкой в отношении приятелей. Грушницкий решает проучить Печорина, но за свою шутку поплатился жизнью.

    Вариант 2

    М.Ю.Лермонтов в своем романе “Герой нашего времени” создал немало образов, но одним из самых ярких и неоднозначных героев произведения является главный герой, Григорий Печорин.

    Печорин служит на Кавказе, он красив, умен, умеет находить общий язык с людьми и вообще достаточно легко понимает людей, может с легкостью манипулировать ими, не зависит от мнения окружающих. Первое знакомство с Григорием идет от лица Максима Максимыча.

    Так, мы узнаем, что главный герой украл девушку из родного аула. Она была нужна ему, так как была во внимании всех, чтобы потешить свое самолюбие. Печорин пробудил в Беле чувства, но, как только получил взаимность, она стала ему не нужна и вскоре погибла.

    Это изменило и сломило душу Григория, хоть и со стороны казалось, что он равнодушен к гибели девушки.

    В целом, во всем образе Печорина присутствует двойственность: в одежде- помарканность, но черты аристократа, во внешности- брови темные, волосы светлые, добился — теряет интерес, страдает, но не показывает этого.

      «Обелиск» — краткое содержание повести Василя Быкова

    Григорий равнодушен ко всему, легко отпускает прошлое, бежит от себя. У него нет того места, куда бы он мог вернуться, он одинок, так как ведет дневник своих переживаний, ему некому довериться и высказаться.

    Печорин недоверчивый, замкнутый, не делает выводов, не анализирует свои поступки. Он постепенно умирает морально, как личность. При встрече с контрабандистами он показывает, что его привлекает свобода, он не боится умереть.

    В то же время в них он пытается найти близких себе людей,но не находит места ни с одними, ни с другими, так как он чужой везде.

    Различия персонажей

    Печорин и Грушницкий являются слишком разными, чтобы обрести настоящую дружбу. Печорин циничен и холоден. Он выявляет пороки окружающих и слишком самоуверен, хотя и требователен к себе.

    Свои эмоции и чувства он не раскрывает окружающим, оставляет мысли при себе, а в разговорах предпочитает молчать, слушая, что скажут другие. Грушницкий же – пустозвон. Он любит красивые речи, довольно сентиментален и вспыльчив.

    Персонаж чрезмерно восторгается всем миром, слишком много говорит и слишком мало делает.

    Тем не менее, различия не мешают персонажам проводить вместе много времени. Грушницкий раскрывает Печорину душу. Но вместо поддержки получает высмеивание. Вряд ли такие отношения можно назвать настоящей дружбой.

    Если Печорин циничен и имеет жесткий характер, то Грушницкий слишком мягкотел. В нем отсутствует харизма, которая привлекает женщин в Печорине. Сопоставление персонажей подчеркивает зависимость линии жизни от характера. Герои находят свою судьбу за счет своих качеств.

    Сочинение Образ и характеристика Печорина

    Книга «Герой нашего времени» была написана в 40-х годах 19 столетия во времена жестокой политической репрессии. Главным героем романа является Григорий Печорин.

    Григорий Печорин – интеллигентный человек с критическим складом ума. Герой был не удовлетворен жизнью, и не видел пути обретения счастья. По сравнению с Онегиным, Печорин не плыл по течению жизни, а старался найти свой путь. Героя нельзя назвать отрицательным или положительным человеком.

    По отношению к другому человеку он был высокомерен и холоден, при этом герой не обладал инфантильностью и безвольностью. В молодом возрасте Печорин наслаждался жизнью и получал все при помощи денег. Вскоре такая жизнь ему надоела, и он пустился в свет.

    Хотя на тот момент Печорина раздражало внимание светских девушек, разговоры друзей и само общество.

    Скука заставила героя изучать и читать книги, особенно научную литературу. Вскоре книги не приносили ему радости, и он решил уехать на Кавказ.

    На кавказской земле он познакомился с Беллой, которая очаровала его красотой. Печорин принял Бэллу за ангела, который пришел ему помочь.

    Чуть позже он понял, что она никак не отличается от тех светских девушек, а ее простосердечие и невежество стали его раздражать.

    Печорин обладал противоречивым характером. Он считал, что его жизнь состоит из неудачных и грустных противоречий рассудка и сердца. Противоречивость влияет на мысли и поступки Григория. Автор полностью подчеркивает все странности героя от внутреннего до внешнего облика. Несмотря на возраст, Печорин обладал детской улыбкой.

    Герой отличался небрежной и ленивой походкой. Он имел крепкое здоровье и слабые нервы. Печорин скептически относился к людям. Печорин как разочарованный человек жил только опираясь на свое любопытство. В некотором смысле герой приносил только несчастье и сам счастья не имел. Он отрицал семейное счастье и любовь.

    При знакомстве с женщинами он был честолюбивым и тщеславным.

    Глубокие чувства он испытывал к Вере и боялся ее потерять. Герой оценивал и называл себя «нравственным калекой», которая потеряла свою хорошую половину души. Его внешние противоречия и поведения не давали Печорину жить полноценной жизнью.

    В предисловии автор написал, что Печорин является портретов с пороками всех людей 19 столетия. Трагедия заключается в том, что такой человек не способен к великим жертвам на благо общества и ради своего счастья

    Таблица сопоставления

    На примере сопоставительной таблицы можно наглядно увидеть сходства и различия персонажей, сделать выводы о каждом из них.

    Печорин Грушницкий
    25 лет 20 лет
    Богатый дворянин из столицы Бедный дворянин из деревни
    Военный, прапорщик Военный, юнкер
    Циничен Сентиментален
    Немногословен Говорлив

    Таким образом, мы видим, насколько разные персонажи, которые могли бы стать друзьями. Это подтверждают некоторые цитаты: «Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях», «Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях».

    Читайте также:  В чем драматизм судьбы Евгения Онегина?

    Получается, что за мнимыми приятельскими отношениями персонажей с самого начала скрывалась вражда, раздражение и готовность защищаться. Каждый из них чувствует некую неприязнь, которая не выражается в прямых взаимоотношениях.

    Сопоставив черты характера, возраст, положение персонажей, можно сделать вывод о том, что каждый сам строит свою судьбу. То, каким человеком ты являешься, напрямую влияет на то, как сложится жизнь.

    Схожесть характеров – не всегда означает, что дружба будет обязательной.

    Но когда дружба оборачивается конкуренцией, взаимной неприязнью и в итоге смертью одного из героев, оказывается, что приятельские отношения могут быть губительными.

    Данная статья поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого», сопоставить их схожие и различные черты.

    Образец 6

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – шедевр русской письменности. Автор создал немало занимательных образов в произведении, но главным героем является молодой дворянин Григорий Печорин.

    Печорин – человек молодых лет, уже успевший разочароваться в жизни и устать от светских встреч, внимания девушек и от своего существования в целом. Он не хочет плыть по течению жизни, а напротив, отчаянно пытается найти свою дорогу и место в жизни.

    Героя нельзя назвать положительным или отрицательным. Во взаимоотношениях с окружающими он, бесспорно, открывается читателю как жестокий, эгоистичный, властный и самолюбивый молодой человек.

    Но если разобраться с его внутренним мироощущением, то мы можем понять, что Печорин сам страдает от того, как живет.

    Скука побудила в герое желание потешаться над слабостями других людей, унижать их и ставить ниже себя. Уставший от внимания светских барышень, он хочет ощутить на себе любовь простой девушки, даже дикарки. Но разочаровывается и в ней. По безответственности Григория девушка погибает. Герой рушит жизни всех окружающих его людей, даже не стараясь это сделать.

    Опять же из-за скуки он заигрывает с невестой своего друга, молодого поэта Ленского. Ленский же оскорбляется и вызывает Печорина на дуэль. И вместо того, чтобы попросить прощения у друга за свое безнравственное поведение, Григорий соглашается на вызов и убивает приятеля.

    Герой ломает судьбы многих девушек. Княжну Мери он с усердием добивается, а после оставляет ее наедине со своим разочарованием. Лишь только одну девушку, Веру, он любит по-настоящему. Но даже ей он принес страдания, впрочем, как и всем, с кем Печорину приходилось связывать свою жизнь.

    Григорий оправдывает свое поведение временем, в котором живет. Он говорит, что общество испортило его, а он – всего лишь его жертва. Он научился лицемерить, лгать и эгоистично поступать по отношению к другим. Григорий – яркий представитель нравственно искалеченной дворянской молодежи.

    Несмотря на то, что Печорин обладает большой душевной силой, он растрачивает ее совсем не там, где нужно. Он бы мог направить свой потенциал в правильное русло, но не знает, где его дорога. Лермонтов вложил в этого героя образ всех молодых людей, не нашедших себя в этом мире.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    • для самых рациональных — Краткое содержание «Герой нашего времени»
    • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
    • для самых компанейских — Главные герои «Герой нашего времени»
    • для самых занятых — Читательский дневник «Герой нашего времени»
    • для самых любопытных — Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
    • для самых крутых — Читать «Герой нашего времени» полностью

    Тест по произведению

    Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

    А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов — талантливые писатели начала 19 века, чей гений не подлежит сомнению, а произведения и сегодня высоко ценятся во всем мире.

    Именно им принадлежит главная роль в создании особого героя, которого позже назовут «лишним человеком». Героя, который не подходит своему времени, не может отыскать в нем себя, а также мирно существовать в обществе других людей.

    Именно такими персонажами являются Евгений Онегин и Григорий Печорин.

    Онегин и Печорин — главные герои произведений «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени», характер и судьба которых в свое время остались непонятыми и непризнанными критиками и читателями, как и произведения в целом.

    На сегодняшний день с уверенностью можно заявить, что эти юноши являются очень точной картиной целого поколения молодых людей, которое росло и формировалось в довольно непростых условиях 20-30-ых годов 19 столетия.

    После смерти Александра I на престол взошел его брат Николай I, известный своей реакционной политикой, строгостью и стремлением к самодержавию.

    Бесспорно, при обоих императорах мощь империи росла и крепла, была одержана победа в Отечественной войне и ряде других, но политическая жизнь дворянского сословия была достаточно сумбурна и нестабильна. Восстание декабристов лишь усилило волнения.

    Целое поколение молодых людей не могло найти себя в измененном мире, где общественная жизнь постепенно затихала, а из всех доступных занятий в больше степени оставалось лишь праздное светское времяпровождение.

    Именно к этому поколению относятся и Онегин, и Печорин, что становится ясно с первых глав произведений. Оба героя чувствуют всепоглощающую апатию и скуку, им надоел высший свет и его примитивные увеселения. Евгений и Григорий считают себя лишними людьми, вокруг которых, как и с ними лично, не происходит ничего по-настоящему волнующего.

    Оба героя ищут утешения в любви, но каждый их романтический интерес достаточно быстро сходит на нет. На страницах «Евгения Онегина» мы видим лишь отношения Евгения с Татьяной, о предыдущих пассиях говорится лишь вскользь.

    Что касается Григория Печорина, о его любовных увлечениях можно судить по отношению к таким героинями, как Мери, Вера и Бэлла.

    Он откровенно играет с девушками, заставляет их испытывать ровно те эмоции и чувства, которые ему нужны.

    Оба героя отлично разбираются в психологии и с легкостью предугадывают действия окружающих. Манипулировать влюбленными героинями для них достаточно легко. Но если Онегин поступает с Татьяной благородно и отказывает ей во взаимности напрямую, объясняя причины, то Печорин скорее развлекается, чем испытывает настоящие чувства и заботится о чужих.

    Бэлла быстро надоедает ему, завоевание Мери больше похоже на азартную игру, а его попытка восстановить отношения с Верой лишь усиливает страдания женщины. Оба героя в итоге чувствуют горькое разочарование, с которым не могут справиться: Онегин бросается в ноги любимой женщины, Печорин скачет за Верой, теряет коня и плачет на земле как ребенок.

      Проблема раскаяния: аргументы из литературы. «Му-му», И

    Подобной схожести не наблюдается по отношению к дуэли и событиям вокруг нее. Онегин соглашается на дуэль не раздумывая, перед ней спокойно спит, а после не может выдержать случившееся и начинает свои бессмысленные путешествия.

    Печорин же о дуэли знает заранее и пользуется моментом, обдумывает грядущее событие. Перед встречей с противником он взволнован, не может уснуть, но после смерти Грушницкого спокойно прощается с остальными участниками и уходит с места происшествия.

    Прочь его гонят отнюдь не чувства, а опасность быть арестованным.

    Григория можно назвать более циничным и жестоким человеком, его неуемная энергия жаждет выхода, а не найдя его в создании и созидании обращается в разрушительную силу.

    Евгений более апатичен, он предпочитает наблюдать за течением жизни и не способен изменять пространство вокруг себя.

    Они страдают от заключения в своем времени, не представляют своей жизни в будущем и не видят смысла и высшей цели в настоящем.

    Оба героя в какой-то степени являются автопортретами самих авторов, которые заложили в них свои потаенные страхи, размышления и стремления. Пушкин и Лермонтов, как и их книжные альтер-эго, были довольно молоды, застали смену императора и события, связанные с декабристами.

    Так же, как и Печорин с Онегиным, писатели были достаточно умны, изобретательны, обаятельны и не лишены крутого нрава, так же с трудом находили свое место среди современников, часто оставались непонятыми.

    Сама эпоха диктовала им такие известные и важные для развития отечественного и мирового искусства произведения.

    Отношения между печориным и грушницким цитаты. Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого из романа «Герой нашего времени» Лермонтова

    В своем романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов изображает типичных представителей своего времени – тридцатых годов девятнадцатого века.

    Глубина и противоречивость характера главного героя наиболее отчетливо проявляется в соотнесении его с остальными персонажами, одним из которых является Грушницкий. Юнкер Грушницкий – самовлюбленный тип, которого заботит только собственная личность.

    Печорин тоже привык «баловать свое самолюбие…», но это не мешает ему внимательно изучать окружающих его людей.

    Григорий Печорин презирает высший свет с его ничтожными интересами и коварными интригами. Грушницкий же, напротив, мечтая попасть в светское общество, стремится завести знакомства с аристократами и овладеть общепринятыми манерами.

    Печорин мучительно страдает от одиночества и отсутствия в его жизни благородных целей. Для Грушницкого разочарование – лишь дань моде и шанс «поинтересничать».

    Юнкер не отличается особым умом. «Ты дурак!» — говорит ему драгунский капитан. В Григории Александровиче же мы видим живой и глубокий ум, который позволяет ему давать меткие характеристики окружающим и философски рассуждать о природе людей, дружбе, любви.

    Грушницкий – человек трусоватый. «Трус!» — бросает ему капитан. Печорин рассудительно смел: прежде чем обезвредить убийцу Вулича, он продумывает свои действия.

      Бубнов в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

    Юнкер «Говорит…скоро и вычурно…». Главный герой немногословен: «…во-первых, потому, что слушать менее утомительно; во-вторых, нельзя проговориться; в-третьих, можно узнать чужую тайну…».

    В острых моментах романа Грушницкий становится подлым и даже опасным. Отказ Мери толкает юнкера на откровенную низость: он становится источником слухов о ней.

    Накануне дуэли Грушницкий совершает новую подлость, выпуская пулю в безоружного человека. В натуре же Печорина отчетливо проявляются мужество и благородство.

    Главный герой не только «защитил… от клеветы» княжну Мери на дуэли, но и честно прервал романтическую связь с ней.

    Между Печориным и Грушницким есть определенное сходство: оба дворянского происхождения, оба военные, оба весьма самолюбивы. При этом между молодыми людьми пролегает духовная, нравственная и социальная пропасть, превращающая их в непримиримых противников.

    Дуэль

    Ложными сплетнями подлость Грушницкого не закончилась, он решает опозорить Печорина на дуэли и положить ему незаряженный пистолет. Печорин, который случайным образом узнает о коварных планах Грушницкого, не оставляет события плыть по течению и обдумывает план по предотвращению такой несправедливости по отношению к себе.

    Читайте также:  Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

    Когда в следующий раз бывшие приятели снова встречаются друг с другом, (это происходит уже на месте проведения дуэли), то Печорин повторно предлагает Грушницкому отказаться от поединка и обналичить правду по отношению к Печорину и Мари, но и в этот раз Грушницкий отвечает отказом.

    Понимая, что обоим им не выйти живыми из поединка, он показывает истинное отношение к Печорину.

    Бывший приятель утверждает, что ненавидит Печорина и трагедии в их взаимоотношениях избежать никоим образом нельзя – если они разойдутся сейчас мирно, то Грушницкий не покинет попыток лишить Печорина жизни, на крайний случай, он подстережет и нападет на поручика ночью в темноте.

    Понимая, что дуэль может быть лучшим вариантом окончания их взаимоотношений, Печорин требует предоставить ему полноценное ружье – обескураженному Грушницкому ничего другого не остается, как выполнить это требование.

    Печорин также меняет место дуэли – теперь дуэлянты должны были стреляться на краю обрыва – таким образом, смерть одного из противников была бы неизбежна – даже при незначительном ранении человек бы упал вниз, чем спровоцировал свою смерть. После выстрела Грушницкий получает ранение и погибает.

    Сочинение 2

    От того, как развиваются отношения между героями в том или ином произведении, зависит понимание, разрешение его конфликта, определение основной мысли.

    Запоминающиеся события романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в котором участниками стали Печорин и Грушницкий, содержат полные характеристики людей того поколения, чьи образы автор раскрыл на страницах романа. Противопоставление героев, демонстрация их общих черт представлены для выявления недостатков, которые портят людей, приводят к нежелательным последствиям.

    Молодость, образованность, начало военной карьеры — все, что можно пожелать любому уважающему себя, стремящемуся к блестящему будущему человеку. Именно это и есть у героев. Однако каждый из них по-разному использует представленные судьбой возможности.

    Являясь главным героем романа, Печорин привлекает к себе внимание каждого члена общества, где бы ни появился. Грушницкий всеми силами добивается внимания к себе. Помимо того, что был «хорошо сложен», пускает в ход напыщенные речи.

    Пытливость ума Печорина, наблюдательность делают его внутренний мир богаче, так как он отличается желанием и умением изучать людей, анализировать их поступки. Грушницкий «не знает людей и их слабых струн», ему не интересен процесс познания чужой души. Характерны лишь поверхностные суждения, набор красивых фраз. Заостряя внимание на себе, уверен в действии подобного способа на людей.

    Полное равнодушие к окружающим, к любви, дружбе Печорина говорит об его усталости. Любопытство вызывает только то, что на время может украсить его свободное время, избавить от скуки. Соперник с радостью окунается в атмосферу веселья и любви.

    Проводя в подсознании психологический эксперимент с людьми, находящимися рядом с ним, Печорин понимает, что зачастую вызывает у них обиду и озлобленность. Но не оставляет себя без критики, не щадит, открывая причины поступков.

    Грушницкий не способен найти в себе слабые и сильные стороны, так как его себялюбование и уверенность в достоинствах перекрывают рассудок. Он всегда пытается произвести впечатление внешностью или новым чином.

    Не видит причин для осуждения себя.

    Остроумием наделен каждый из героев, но Грушницкий «никого не убьет одним словом». Замечания же Печорина порой оскорбительны, унижают адресата.

    Вокруг главного героя романа всегда царит таинственность. Грушницкий искусственно пытается создать ее, однако он прост в любой обстановке, ничем не отличаясь от других.

    Несмотря на бесконечные мыслительные процессы Печорина, бурю эмоций, он выступает как бесчувственный собеседник, у которого «на лице ничего не заметно». Холодность, расчет, скрытность являются внешним проявлением внутренней борьбы чувств. Каждая мысль Грушницкого имеет выражение на лице. Это и страдание, и нежность, и задумчивость.

    На основании различий и сходства в характеристиках героев можно сделать вывод об ошибках людей поколения, которое хотел изобразить автор.

    Грушницкий — карикатура на Печорина

    • Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».

    • «…Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».

    • Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект-его наслаждение».

    • • В его душе нет «ни на грош поэзии».
    • • Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
    • • «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».
    • • Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.
    • • Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
    • • Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.
    • Вернер — приятель и «двойник» Печорина

    • По определению Печорина — это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».

    1. • Он «скептик и материалист».
    2. • Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
    3. • У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).
    4. • Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»
    5. Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным
    6. Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.
    7. • Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковер, накрыл ковром свою лошадь).
    8. • Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.
    9. • Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.
    10. • Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.

    • В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

    • Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.

    Вариант 3

    М.Ю.Лермонтов поставил перед собой цель изобразить в романе «Герой нашего времени» все поколение. Одним из главных персонажей, который помог раскрыть образ Печорина, это Грушницкий. Именно он возник в романе «Княжна Мери».

    В данном эпизоде здесь наиболее глубоко выявляется духовный мир персонажа. Момент, когда Печорин встречается с Грушницким, считается завязкой повести. Ведь именно тогда вся жизнь Печорина представляет собой опыт не только над собой, но и остальными людьми.

    Грушницкий же не выступает в роли изувера, с которым можно было бы вести борьбу, однако Печорин относится к нему презрительно. Почему же молодой юнкер так не нравится Печорину? Ведь это обычный юноша, мечтающий о любовных отношениях, почестях и эполетах офицера.

    Он обыкновенный молодой человек ,стремящийся играть модную тенденцию среди молодого поколения героя, который разочарован в жизни и обречен на переживания. Может быть Грушницкий, таким образом, хочет показать, насколько представлен в этом обществе Печорин, и поэтому тот, так ненавидит юнкера.

    Но он настолько фальшив, а высокомерия и двуличности как раз Григорий и не выносит.

    Отношение друг к другу

    Хотя отношения Печорина и Грушницкого внешне выглядят как искренняя дружба, в действительности это не так. Григорий, склонный скептически относиться к любому обществу, в принципе не способен на близкую дружбу с кем-либо, для него существуют лишь приятельские отношения. Однако Грушницкий не стал для Печорина даже приятелем, поскольку не вызывал в нём никакого уважения.

    Печорин, который легко проникает в чужие тайны и хорошо разбирается в людях, быстро разгадывает натуру своего собеседника и относится к нему со сдержанной иронией.

    Героя забавляет притворная отвага Грушницкого, бросающегося в бой с закрытыми глазами, преувеличенный сентиментализм и позёрство. Он замечает, что все эмоциональные и длительные монологи юнкера не более чем пародия. Грушницкому очень хочется иметь ореол романтического героя, чтобы производить впечатление на людей, этому способствует его невысокий чин.

    Сам Грушницкий тоже со временем начинает недолюбливать Печорина. Поначалу он прислушивается к его мыслям об обществе и даже ищет совета по части женщин.

    Но чем дольше они общаются, тем больше Грушницкого начинает раздражать холодность и высокомерие Печорина. Он понимает, что новый приятель видит его насквозь и потешается над его слабостями.

    Самолюбие юнкера оказывается уязвлено, теперь и он сам начинает избегать встреч с Печориным.

    Популярные сегодня темы

    Тихий Дон — это обширное произведение, включающее огромное количество действующих лиц, однако особого внимания требует семья Мелиховых — одна из главных, вокруг которой и построен весь сюжет

    Я и моя семья живем в городе. Семья наша состоит из пяти человек: папа, мама, две сестры и я. Сестренки – двойняшки, они младше меня, им по четыре года. Каждое лето, мы проводим в деревне у бабушки с дедушкой.

    Свобода является многозначным словом. Трактовать его можно по-разному. Например, можно обозначить свободу как отсутствие запретов, неограниченность действий. Одним словом, делать все то, что захочешь.

    Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой

    Настя является одной из второстепенных героинь повести под названием «Барышня-крестьянка», она работает на Лизу Муромской горничной, и единственная знает о всех ее тайнах.

    Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика)

    Действие романа «Герой нашего времени» разворачивается в Пятигорске, в городе, который Лермонтов любил и описывал его в произведении с трогательной нежностью.

    В этой части романа показаны не только взаимоотношения Печорина с женщинами, но и с приятелями, сослуживцами, даже с малознакомыми людьми.

    Лермонтов с детства отличался чрезвычайной наблюдательностью, научился читать сердца людей и благодаря этой способности он создал точные, достоверные характеристики своих героев.

      Сочинение Барон в пьесе На дне (Образ и характеристика)

    Анализируем образ Грушницкого

    Ссылка на основную публикацию