Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

А.И. Покрышкин родился 6 (19) марта 1913 года в городе Новониколаевск (ныне — Новосибирск) в семье рабочего. В 1928 году окончил 7 классов школы. Работал кровельщиком. После окончания ФЗУ работал слесарем-лекальщиком на заводе.

В возрасте 12-ти лет Покрышкин, наблюдая за полетами первых самолетов, всерьез увлекается авиацией. Мечта о небе его больше не покидает. В 30-том году, несмотря на запреты отца, он покидает дом и поступает в местное техническое училище.

По окончанию обучения, которое длилось 18 месяцев, добровольно поступает в армию и попадает в Пермскую авиационную школу. Прибыв туда, Александр выяснил, что школа готовит только авиатехников. Теперь Покрышкин учится на авиамеханика.

В качестве механика Александр Иванович быстро рос в должности, но он хотел летать, а не ремонтировать. Тогда, обманом, Покрышкину удается поступить в лётную школу.

В 1933 году окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, в 1934 — Ленинградскую военно-теоретическию авиашколу.

В 1938 году он прошел годовой курс обучения гражданского пилота за 17 дней! Это позволяло ему без усилий поступить в желаемое заведение.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

В 1939 году с отличаем окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков им. А.Ф. Мясникова. Направлен служить в 55-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа. В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. Одним из первых в полку освоил истребитель МиГ-3. Выпускники Качинской авиашколы.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Самолёт P-39 «Аэрокобра» На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. 23 июня в воздушном бою с пятью “Me-109” в районе реки Прут сбил одного из них, но и сам был подбит.

С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку. В начале 1942 года полк был переведён в тыл в Заказвказье.

В числе других лётчиков освоил самолёт P-39 «Аэрокобра», даже перегонял эти самолёты из Ирана.

Особо отличился во время боёв на Кубани. Именно здесь родилась его знаменитая формула: «Высота, скорость, манёвр, огонь».

Александр Иванович придумывал и использовал тактические приемы, никем не использовавшиеся раньше, например, чтобы сломить моральный дух врага, надо вывести из боя лидера, причем его сбивал сам Покрышкин.

12 апреля в воздушном бою в районе станицы Крымской прямо на глазах командующего генерала К.А.Вершинина сбил четыре Me-109. В этот же день сбил ещё 3 самолёта.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Самолёт Белл P-39 «Аэрокобра» — Александра Покрышкина в 1943 —1944 годах.

Первая Золотая Звезда

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боёв, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника.

Немцы страшно боялись Александра Покрышкина. Было только 3 команды, которые немцы передавали в эфир без шифровок: «Achtung! Panzer!», «Achtung! Partisanen!» и «Achtung! Pokryshkin!» Стоило в бою позвать на помощь, как Покрышкин появлялся откуда-то сверху. Первую свою победу он одержал в июле 1941-го года, сбив прославленный немецкий Bf-109.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Вторая Золотая Звезда

Второй медали “Золотая Звезда” (№ 10) гвардии майор Покрышкин А.И. удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. Позже участвовал в боях над Чёрным морем и над Днепром. Покрышкин был автором многих новых тактических приёмов истребителей.

Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боёв Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам он отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолёта Его тактику и боевые приёмы распространили затем на всех фронтах. В феврале 1944 года его вызвал в Москву главком ВВС А.А.

Новиков и предложил занять должность начальника авиашколы, но Покрышкин отказался и вернулся на фронт.

Гвардии подполковник Покрышкин А.И. к маю 1944 года совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолёта противника. В мае назначен командиром 9-й гвардейской дивизии. Участвовал в боях над Прутом и Яссами, в Львовско-Сандомирской операции. А. И. Покрышкин руководит боем со станции наведения.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Третья Золотая Звезда

Третьей медали “Золотая Звезда” (№ 1) командир 9-й гвардейской дивизии гвардии подполковник Покрышкин удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками».

Александр Иванович стал первым трижды Героем Советского Союза. В списке его боевых наград кроме трех Золотых Звезд 17 орденов Советского Союза: 6 орденов Ленина, Орден Октябрьской революции, 4 — Красного Знамени, 2 — Суворова 2-ой степени.

Отечественной войны 1 степени, 2 — Красной Звезды, «За службу Родине в ВС» 3 степени, 20 — медалей нашего Отечества.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Командуя дивизией, освобождал Польшу, Румынию, участвовал в Берлинской наступательной операции. Войну закончил в Чехословакии (последний бой провёл 9 мая 1945 года над Прагой).

Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 59 (по неофициальным данным 75) и в группе 6 самолётов противника.

Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя Первого Украинского фронта.

Александр Иванович Покрышкин был великий летчик. За годы войны воспитал блестящую плеяду лётчиков. 30 его лучших учеников стали героями Советского Союза. Имя Александра Ивановича Покрышкина золотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг, Военно-Воздушных сил страны.

Годы после войны

Александр Иванович много трудился и после войны — служил на командных должностях в ПВО. В 1948 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе.

В 1949-1955 годах — заместитель командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командир 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО во Ржеве. В 1957 году окончил Военную академию Генерального штаба.

После окончания академии служил начальником истребительной авиации Северо-Кавказской армии ПВО. С 1959 года служил в 8-й отдельной армии ПВО (город Киев).

В 1961-1968 годах — командующий 8-й отдельной армией ПВО — заместитель командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО, в 1968-1971 годах — заместитель главнокомандующего Войск ПВО страны. В 1972-1981 годах возглавлял ЦК ДОСААФ СССР.16 декабря 1972 года ему присвоено воинское звание «маршал авиации».

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

А.И. Покрышкин автор книг: «Крылья истребителя», «Твоя почётная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою».

За годы Великой Отечественной войны лётчики орденоносной гвардейской авиачасти, в которой я служил, уничтожили более тысячи немецких самолётов. В журнале боевых действий вписан и мой посильный вклад: пятьдесят девять сбитых в воздухе машин врага, около шестисот боевых вылетов….

«Небо войны».

Повесть выдающегося советского военного летчика, трижды Героя Советского Союза, маршала авиации о своих командирах, фронтовых друзьях и воспитанниках 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии и своем нелегком пути в боевой авиации, о тактическом новаторстве и применении новых приемов и методов воздушного боя в годы Великой Отечественной войны, главной из которых была «формула победы».

В последний год жизни А. И. Покрышкин завершил книгу мемуаров «Познать себя в бою».

Название этой книги неслучайно перекликается с мудростью древних: «Познай самого себя», «Самое трудное — познать самого себя…» Александр Иванович на вопрос о том, не будет ли эта книга повторять предыдущую — «Небо войны», отвечал: «Это будет совершенно другая книга.

О тех же событиях, но не перечень воздушных боев, а их анализ, раздумья о развитии бойцовских качеств у летчика-истребителя, о совершенствовании его боевой выучки, мастерства».

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 в Москве в возрасте 72 лет от тяжелой болезни. В Новосибирске установлены бюст и памятник, есть станция метрополитена имени «Маршала Покрышкина». 

Памятник Герою открыт в городе Краснодаре, а на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Так же мемориальные доски установлены в Москве, Киеве и Новосибирске. Именем А.И.Покрышкина названы улицы в Москве, Новосибирске, Иркутске, Краснодаре, Ангарске и других городах. Имя Героя носит Новосибирский учебный авиационный центр.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

В 2013 году на станции новосибирского метрополитена «Маршала Покрышкина» появится музей, посвященный трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. Его открытие станет одним из самых главных событий в череде торжеств, посвященных 100-летию Новосибирска.

Мы обязаны гордиться таким земляком и хранить его память

Документальный фильм рассказывает о советском летчике-истребителе, трижды Герое Советского Союза, маршале авиации А.И.Покрышкине и его однополчанах. (Режиссер: Дмитрий Демин; год выпуска: 1985; производство: ТО «Экран»).

Александр Иванович Покрышкин — первый трижды герой СССР. Лично сбил 59 вражеских самолётов

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Имя Александра Ивановича Покрышкина наводило страх на немецких лётчиков. «Внимание, внимание! В небе Покрышкин!» — так предупреждали друг друга по радиостанции фашисткие лётчики. И боялись не зря — 59 вражеских самолётов лично сбил лётчик герой Покрышкин. Для советских людей он олицетворяет беззаветную любовь к Родине, мужество и бесстрашие. О его подвигах, о непростых взаимоотношениях с начальством и о личной жизни расскажем в данной статье.

Краткая биография Александра Ивановича Покрышкина

Город Николаевск, ныне Новосибирск. 19 марта 1913 года в семье рабочих рождается второй мальчик — Саша. Всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Саша был смышлёным парнишкой.

Мечту о небе у Саши Покрышкина породил агитсамолет Общества друзей воздушного флота. Это был купленный на пожертвования сибиряков «Юнкерс», который приземлялся на пустыре у военного городка.

Десятилетним мальчиком будущий ас впервые увидел так близко самолет.

«Буду делать все, но стану только летчиком!»

Закончив семилетнюю школу, Александр начинает работать на стройке, а после поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчик покинул отчий кров навсегда.

Через года заветная путевка в авиацию получена – он едет в Пермь.

Но, приехав учиться, Покрышкин узнает, что зачислен на курс авиамехаников, так как авиашкола была перепрофилирована с летного учебного заведения в авиационно-техническое.

Читайте также:  Образец и правила оформления читательского дневника

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович ПокрышкинАлександр Покрышкин в 1940 году

В 1932 году зачислен в Красную Армию добровольцем. И здесь начинается его путь как лётчика. Александр пишет начальству в общей сложности 44 рапорта о том, чтобы его направили на обучение летной профессии, но ответа так и не было.

Тогда он просит разрешения быть лётчиком-наблюдателем в самолете Всеволода Севастьянова «Р-1» (разведчик-1) и ему разрешают. По сути Севастьянов становится учителем у Александра Покрышкина.  Свой первый самостоятельный полет Покрышкин совершил в аэроклубе Краснодара во время своего отпуска.

Там за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Начальник клуба сказал:

Покрышкин первый, кто смог получить летное удостоверение всего за три недели

Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Через некоторое время наш герой понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт. Он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать. (Тетрадь была сохранена будущей женой Покрышкина – Марией Кузьминичной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил). В результате его кропотливой творческой работы постепенно вырабатывалась та основная формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации. Четыре элемента входили в эту формулу: ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ. Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое. Позже лётчик-ас Иван Кожедуб говорил, что внимательно изучая теорию Покрышкина применил её в жизнь и усовершенствовал.

 «Чтобы соображать в воздухе, надо готовиться к этому на земле» — одно из правил А.И. Покрышкина

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Вспоминая войну, Александр Иванович говорил:

«Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны»

Подвиги Покрышкина

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

За апрель 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении: «Внимание! В воздухе Покрышкин!»

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой…

Послевоенное время

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Личная жизнь героя

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

После войны Мария Кузьминична сильно заболела и по воспоминаниям сына Александра сказала: «Мужчине труднее быть одному, чем женщине. И мне на том свете покоя не будет, если ты будешь неухоженный. Только не женись на очень молодой. Ей нужен будешь не ты, а твое положение… » «Ну как же я смогу жить без тебя? — обнял отец маму.  — А наши дети? Да мы сделаем все, что угодно, лишь бы ты выздоровела… Даже если бы какой-то волшебник вернул мне молодость и выстроил передо мной сотню самых распрекрасных красавиц, а в самом конце поставил тебя в гимнастерке и кирзовых сапогах, какой ты была, когда мы познакомились, я выбрал бы тебя… «. Мария Покрышкина до конца дней своих считала, что ее исцелила любовь.

В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание «медными трубами» и сполна хлебнул горечи их обратной стороны – зависти чиновников к славе народного Героя.

Интересные факты из жизни Покрышкина

  • В  тайне от начальства во время отпуска за 17 дней осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен
  • Первый воздушный бой Полкрышкина закончился бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Хаос того первого дня во многом спас будущего аса, и он отделался лишь очень серьезным нагоняем от начальства.
  • С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
  • В феврале 1944 года получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
  • Президент США Франклин Рузвельт восхищенно сказал о нем: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны»
  • Служивший когда-то с Покрышкиным известный летчик Константин Сухов рассказал однажды, как, будучи во время арабо-израильской войны советским военным советником по авиации в Сирии, он предлагал сирийским летчикам провести налет на позиции противника, используя определенную тактику, а они ему: нет, мы так делать не будем, Покрышкин пишет иначе! И показывали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС на собственные деньги перевел и издал тиражом в пять тысяч экземпляров книгу Александра Ивановича «Небо войны»

Документальный фильм «Неизвестный Покрышкин. Уникальные хроники войны

Короткий видеоролик о летчике герое Александре Покрышкине

Книги Александра Ивановича Покрышкина

  • «Познать Себя в бою». А. И. Покрышкин

В книге автор много места уделяет раздумьям о развитии бойцовских качеств у летчика-истребителя – смелости, решительности, мгновенной реакции, высокой боевой выучке, преданности Родине.

Скачать книгу «Познать Себя в бою». АИ. Покрышкин

  • «Небо войны» А. И. Покрышкин

За время Великой Отечественной войны А.И. Покрышкин провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника. Рассказывая о себе, автор старается раскрыть источники героизма летчиков, прослеживает рост их мастерства.

Скачать книгу «Небо войны» А. И. Покрышкин

Александр Покрышкин: биография и подвиги небесного аса СССР

 Александр Иванович Покрышкин родился 13 ноября 1913 года в небольшом городке Новониколаевск Томской области. Ничто не предвещало того, что в бедной простой и многодетной семье родится один из самых лучших пилотов-истребителей в истории авиации. Любовь и интерес к этой науке появились еще в детстве. Как и сотни других детей Покрышкин окончил семилетнюю школу.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович ПокрышкинТрижды Герой Советского Союза, летчик, гвардии полковник Александр Иванович Покрышкин, 1945 г

Но для поступления в авиационную школу требовалось сначала получить рабочую профессию. Отец будущего аса не поддерживал стремлений своего сына, что стало причиной ухода юноши из отчего дома навсегда, Молодой Покрышкин идет работать на стройку и параллельно он поступил в техническое училище города Новониколаевск.

А вы слышали о подвигах Покрышкина?

Следом за этим было обучение в сельскохозяйственном институте на факультете машиностроения.В 1931 году Александр Иванович с успехом вступает в комсомол партии.

Военный путь

Александр Иванович понимал, что только армия может помочь реализоваться как пилоту-истребителю. По-этому, в начале июня 1932 года будущий маршал авиации вступает в ряды Красной Армии. Дальше шли месяцы и годы беспрерывного обучения в различных авиационных школах Советского Союза. Где бы Покрышкин не учился, он всегда получал диплом с отличием.

Подвиги

 22 июля 1941 года на границе Молдавии старший лейтенант Покрышкин Александр Иванович встретил немецкое вражеское нападение. Но первый боевой опыт был крайне неудачным: он подбил советский СУ-2.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович ПокрышкинЛегендарный советский Су-2

На всевозможных допросах у особистов лейтенант доказывал, что произошло это лишь потому, что данная модель была новой и он не знал, как она выглядит. Но уже через пару дней Покрышкин сбил в бою свой первый вражеский Мессершмитт.

  Александр Иванович был гениальным воздушным тактиком и стратегом. Он сразу заметил то, что техника воздушного боя советской авиации чрезвычайно устарела и значительно уступает технике вражеских войск. После каждого вылета герой авиации записывал в дневник все наблюдения и идеи. Он расписывал детально каждый вылет свой и своей группы.Именно Покрышкин разработал новую тактику ведения сражения в небе, которую впоследствии внедрили на всех фронтах.

Но особисты не забыли первый грех летчика — истребителя и в начале 1942 года его перевели в тыл на Закавказье. Ценой неимоверных просьб, Александр Иванович вернулся на фронт. С этого момента начался геройский путь пилота.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович ПокрышкинТрижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин стоит у боевого самолета. 1 октября 1942 года

Уже в начале июня 1943 года Александр Иванович сбил 7 вражеских самолетов, а к концу июня- 13. Награда не заставила себя ждать и 24 мая он получил первое звание Героя Советского Союза.

Читайте также:  Стихи про воспитателя детского сада: красивые стихотворения о профессии известных авторов

К августу 1943 года количество сбитых вражеских самолетов приблизилось к 30! За мужество и отвагу Покрышкина второй раз наградили званием Героя Советского Союза.

Отважный ас брал участие в легендарной авиа битве над Кубанью.

19 августа 1944 года, уже гвардии подполковник Покрышкин, был третий раз награжден почетным званием Героя.

 Им гордилась вся страна! Известный факт, что немцы разлетались в разные стороны, когда узнавали, что в бой вылетел Покрышкин!

 Войну летчик — истребитель окончил в Чехословакии. Последний бой с победой провел в небе над Прагой. По время Парада Победы на Красной площади Покрышкин нес знамя Первого украинского фронта.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович ПокрышкинЗнаменная группа сводного полка 1-го Украинского фронта перед Парадом Победы .

По архивным данным и воспоминаниям самого пилота, количество боевых вылетов переваливало за 600, а сбитых им лично немецких самолетов больше чем 116!

Мирная жизнь

 После окончания войны карьерная лестница выдающегося истребителя Александра Покрышкина взлетела стремительно вверх. Он поэтапно прошел все ступени карьеры военного и окончил ее в звании Маршала авиации. При этом, Покрышкин стал автором нескольких автобиографических книг.

 Известно, что будучи главою ЦЛ ДОСААФ именно Покрышкин помог известному актеру и режиссеру Леониду Быкову в организации съемок киноленты “В бой идут одни старики”. Фрагмент из фильма, в котором главный герой был подбит и ему пришлось пешком добираться до своего расположения, взят из жизни маршала. Также реальным был факт угона вражеского Мессершмитта.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович ПокрышкинКапитан советской авиации Покрышкин

 Всю свою жизнь Александр Иванович посвятил небу. До конца своих дней он активно работал, писал, занимал высокие чины. Но при этом всегда оставался добрым человеком, отзывчивым.

Колоссальную поддержку он получал со стороны своей супруги Марии Кузьминичны, с которой познакомился в далеком 1941 году. Во время войны она служила в медсанбате. Они прожили долгую счастливую совместную жизнь.

В браке родился сын Александр, который посвятил свою жизнь океанологии.

 13 ноября 1985 года Покрышкин Александр Иванович скончался и был похоронен со всеми почестями на Новодевичьем кладбище города Москвы.  Супруга маршала, пережила его на 15 лет.

 Каждого человека ведет по жизни мечта

Прикоснувшись в детстве к металлическому корпусу аэроплана, маленький светловолосый мальчишка по имени Саша твердо решил для себя, что он обязательно будет летать!

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович ПокрышкинЛегендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин

Не знал он тогда, что его мечте суждено сбыться, как не ведал о том, что станет трижды Героем Советского Союза и Маршалом авиации.

Имя героя, аса-истребителя, маршала советской авиации навеки вошло в историю нашего народа. Герои не умирают-они уходят в небо!

«Презрение к смерти»: как Александр Покрышкин прошёл путь от подручного кровельщика до маршала авиации

75 лет назад лётчик Александр Покрышкин был в третий раз удостоен звания Героя Советского Союза за подвиги в боях с немецко-фашистскими захватчиками, став первым в стране обладателем трёх высших наград.

По итогам Второй мировой войны он был вторым по результативности пилотом-истребителем среди асов стран антигитлеровской коалиции. Некоторые эксперты полагают, что его показатели могут быть выше официально признанных цифр, поскольку часть своих побед он записал на ведомых.

За годы Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв и сбил 59 вражеских самолётов. Он уделял большое внимание разработке тактики действий авиации и подготовке молодых лётчиков.

После войны Покрышкин внёс значительный вклад в развитие советской противовоздушной обороны и системы ДОСААФ. В декабре 1972 года ему было присвоено звание маршала авиации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками» гвардии полковник Александр Покрышкин был впервые в истории страны трижды удостоен звания Героя Советского Союза. К тому моменту на его счету было уже 550 боевых вылетов и 53 подтверждённые воздушные победы.

Детство

Покрышкин родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (Новосибирске) Томской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он впервые увидел самолёт Общества друзей воздушного флота.

С того дня Александр решил готовиться к тому, чтобы стать лётчиком, в частности активно занялся спортом.

В возрасте 13 лет он устроился подмастерьем к своему дяде, который считался лучшим кровельщиком в городе.

В 1928 году Александр окончил семь классов школы, после чего поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) «Сибкомбайнстроя». Его будущая стипендия была значительно ниже заработка кровельщика.

Отец разозлился и обозвал его нахлебником, а Александр собрал вещи и ушёл из дома — как оказалось, навсегда.

Однако Покрышкин продолжил поддерживать семью, даже проживая отдельно, — сначала помогал отцу, а после его смерти отправлял деньги матери.

Путь в небо

В 1931 году Александр был принят в комсомол, а год спустя вступил в ряды Красной армии и отправился на учёбу в Пермскую военную авиационно-техническую школу.

В 1933-м Покрышкин успешно её окончил и получил направление на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии имени Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде.

Обучение он прошёл с отличной аттестацией, после чего был направлен в Краснодар на прохождение службы в должности старшего авиационного техника авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Параллельно с учёбой Покрышкин занимался в планерном клубе.

Также по теме

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин «Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели

80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…

На Кубани Александр прослужил четыре года. Здесь его называли ходячей энциклопедией — он читал художественную и техническую литературу, вносил предложения по совершенствованию систем вооружения, участвовал в спортивных соревнованиях.

В 1938 году в Краснодаре Покрышкин за несколько недель прошёл подготовку по годовой программе пилота гражданской авиации. Это позволило ему получить направление в Качинскую краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова под Севастополем.

Год спустя Покрышкин её с отличием окончил, но на этом его военная карьера едва не завершилась. При проверке биографических данных всплыл факт лишения его отца избирательных прав как торговца.

Покрышкина спасли товарищи по комсомольской организации, давшие ему на собрании положительную характеристику.

Александр получил допуск к лётной службе и должность младшего лётчика 55-го истребительного авиаполка Одесского военного округа с местом дислокации в Кировограде. Во время Бессарабской операции 1940 года полк был переведён в Бельцы.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

  • Александр Покрышкин
  • © Марк Редькин/РИА Новости

Покрышкин стал одним из лучших лётчиков-снайперов в подразделении. В ходе полётов он использовал смелые манёвры, не предусмотренные программами обучения, за что в его адрес не раз звучали нарекания со стороны некоторых командиров.

«Внимание! Покрышкин в воздухе!»

Лётчик принимал участие в боевых действиях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Он быстро открыл счёт своим воздушным победам над гитлеровцами, но в начале войны по недоразумению подбил советский бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский самолёт.

Покрышкин не раз был на волосок от гибели. В одном из боёв в кабину его самолёта попала пуля, рикошетом зацепившая лётчика. Ещё несколько раз рядом с ним не взрывались сброшенные на аэродром немецкие бомбы.

Методист научно-методического отдела Музея Победы Алексей Кузьмин рассказал RT, как в начале июля 1941 года Покрышкина сбили в небе над Молдавией.

«Он посадил раскуроченную машину, травмировав при этом ногу и позвоночник. Но обошёл румынские позиции и за четыре дня вернулся в свой полк», — отметил эксперт.

В ходе боёв на юге Украинской ССР и на Дону Покрышкин выполнял задачи в интересах разведки. Предоставленная лётчиком информация о передвижении врага в районе Синельниково и под Ростовом-на-Дону помогла руководству принять меры для сдерживания противника. В районе Каховки Покрышкин и его товарищи прикрывали от ударов вражеской авиации переправу мирных жителей правобережья Днепра.

Также по теме

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин «Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза

27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…

Писатель Алексей Тимофеев в своей книге «Покрышкин» так описывает лётчика по одной из фотографий 1941 года: «Лицо Покрышкина бодрое и свежее, словно нет позади полугода боёв и страданий. Никаких морщинок и мешков под глазами. Здоровья избыток. Лётчик готов к новым боям. Кажется, есть в лице лётчика и некое презрение… Да, это презрение к смерти».

В марте 1942 года полк Покрышкина был переименован в 16-й Гвардейский истребительный авиационный. Он действовал на Южном и Северо-Кавказском фронтах. В августе Александра назначили командиром эскадрильи. 

Звёздным часом Покрышкина стали воздушные бои над Кубанью в 1943 году. Александр завёл специальную тетрадь, в которой анализировал различные тактические приёмы воздушного боя, искал оптимальные решения той или иной боевой ситуации.

В 1943 году Покрышкин получил признание как воздушный ас и обрёл всесоюзную славу.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

  • Офицеры 366-го отдельного разведывательного авиационного полка разрабатывают план операции на лётном поле в станице Пашковская на Кубани. 1943
  • © waralbum.ru

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1943 года за 354 боевых вылета, 54 воздушных боя и 19 сбитых самолётов противника (13 лично и шесть в группе)  Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

24 августа 1943 года Покрышкин получил вторую звезду Героя за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолётов противника. В дальнейшем он принимал участие в боях за Донбасс и Крым. Когда немцы слышали, что Александр вступает в бой, в радиоэфире сразу же раздавалось тревожное: Achtung! Achtung! Pokryschkin ist in der Luft! («Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе»).

В начале 1944 года лётчика вызвали в Москву и предложили занять должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации. Но уходить с фронта Александр категорически отказался. В марте его назначили командиром 16-го Гвардейского истребительного авиаполка, а в июне — 9-й Гвардейской авиадивизии.

Журнал «Смена» называл его лучшим лётчиком страны. Покрышкин участвовал в боях за Молдавию, Западную Украину, Польшу, Чехословакию и во взятии Берлина. Американский журнал комиксов True Comics в 1945-м опубликовал рассказ о советском лётчике, назвав его Sky Hawk («Ястреб небес»).

По словам Алексея Кузьмина, за 1418 дней Великой Отечественной войны Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и шесть — в группе.

Читайте также:  222. Можно ли считать честь предрассудком

Новый этап

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны Покрышкину предложили поступить в Военно-воздушную академию. Но он отказался и отправился учиться на основной факультет Военной академии имени Фрунзе, чтобы освоить незнакомые ему ранее общевойсковые дисциплины. Искусство управления пехотой и артиллерией лётчик освоил на отлично. 

Также по теме

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин «Нанёс врагу огромный ущерб»: как Иван Кожедуб стал одним из самых результативных асов антигитлеровской коалиции

75 лет назад лётчику-истребителю Ивану Кожедубу было присвоено первое звание Героя Советского Союза. Всего за годы Второй мировой…

Вскоре Александр был переведён из ВВС на должность заместителя командира истребительного авиационного корпуса ПВО. Хотя она была генеральской, звание генерал-майора Покрышкину было присвоено только в августе 1953 года.

В 1951-м он стал командиром 88-го истребительного авиационного корпуса ПВО, а через четыре года — командующим истребительной авиацией Северо-Кавказской армии ПВО.

После окончания Высшей военной академии имени Ворошилова Покрышкин возглавил 52-ю воздушную истребительную армию.

В 1959 году он занял должность заместителя командующего Киевским военным округом, а в 1968-м — заместителя главнокомандующего войсками ПВО СССР.

«Покрышкин был очень ответственным и прямолинейным человеком, он никогда не шёл на компромиссы с совестью ради личного комфорта», — рассказал в беседе с RT военный историк Юрий Кнутов.

Поэтому при переходе на политический уровень руководящей работы Покрышкин был многим неудобен. В 1972 году его перевели на весьма почётную, но не боевую должность председателя центрального комитета ДОСААФ. 16 декабря ему было присвоено звание маршала авиации. В 1981-м Покрышкин вошёл в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

  • Маршал авиации Александр Покрышкин (слева), маршал Советского Союза Георгий Жуков (в центре) и генерал-полковник авиации Иван Кожедуб
  • © Сергей Лоскутов/РИА Новости
  • По словам Алексея Тимофеева, маршал превратил ДОСААФ в прибыльную структуру, нарастил бюджет, выделенный на учебную и спортивную работу, наладил практическую подготовку специалистов для нужд оборонной сферы.
  • Умер Покрышкин 13 ноября 1985 года от онкологического заболевания, предположительно, вызванного его участием в ядерных испытаниях.
  • Как отмечает Кнутов, «помимо своих заслуг на войне, Покрышкин внёс значительный вклад в развитие советской противовоздушной обороны, помог пилотам преодолеть боязнь реактивной авиации».

«Вопрос, первое или второе место он занял по результативности как лётчик-истребитель в ходе Второй мировой войны, думаю, так и останется открытым. Многие личные победы Покрышкин записывал на своих ведомых. Сколько именно — мы вряд ли когда-либо сможем узнать точно», — подытожил Кнутов. 

Как воевал первый трижды Герой Советского Союза

 Русская семеркаРусская семерка

Не будет преувеличением сказать, что эти слова – один из ярчайших знаков признания летного мастерства и храбрости Александра Ивановича Покрышкина, советского летчика-аса, одного из самых результативных пилотов-истребителей среди летчиков стран антигитлеровской коалиции. Александр Иванович Покрышкин – первый трижды Герой Советского Союза, кавалер шести орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Суворова II степени, ордена Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды, ордена «За службу Родине в вооруженных силах СССР». Кроме того, Покрышкин был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» и многими другими. Был Покрышкин награжден и орденами и медалями США, ГДР, Болгарии, Вьетнама, Кубы, Монголии и других стран.

За годы Великой Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 — в группе. Иногда, впрочем, называют другое количество сбитых Покрышкиным самолетов, некоторые авторы уменьшают их количество, другие, напротив, несколько увеличивают.

В настоящее время привести точное число сбитых Покрышкиным самолетов не представляется возможным по ряду причин. Прежде всего, оттого, что не все сбитые самолеты в хаосе войны были должным образом задокументированы, кроме того, Покрышкин иной раз «дарил» сбитые самолеты своим ведомым.

Но, как бы там ни было, Покрышкин остается одним из самых великих летчиков-истребителей.

Началось все еще до войны. Александр Покрышкин родился в 1913 году в Новониколаевске (теперь Новосибирск), в семье рабочего. Авиацией он был увлечен с детства. После окончания школы Александр какое-то время работал на стройке, а в 1932 году пошел служить в армию.

В 1933 году Покрышкин окончил Пермскую авиационную школу, затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, и в Краснодарском аэроклубе.

В ноябре 1938 года он был направлен на учебу в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу, которую с отличием окончил в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта А. И.

 Покрышкин был распределён на должность младшего летчика в 55 истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк в 1940-м году был передислоцирован в Молдавию, город Бельцы.

Покрышкин прошел всю войну, с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945, участвовал в оборонительных операциях в Молавии, на Донбассе, в Ростовской области, в воздушных боях на Кубани, в Крыму, воевал в составе 1-го и 2-го Украинских фронтов, участвовал в освобождении Чехословакии, брал Берлин. Кроме того, в 1943 году в составе 16-го гвардейского авиаполка летал в Иран, чтобы поручить новую технику, поставлявшуюся по ленд-лизу, в боевых условиях испытывал американские самолеты и отечественные новые типы истребителей, начиная с ЯК-1.

Впрочем, эта блестящая военная карьера могла завершиться, не начавшись. И вот почему. Свой первый самолет Александр Покрышкин сбил 22 июня 1941 года. Это был … советский самолет 211-го бомбардировочного полка — легкий бомбардировщик СУ-2. Произошла такая беда по чистому недоразумению.

Дело в том, что такие бомбардировщики появились в наших частях перед самой войной и их вид был незнаком истребителям. Вот Покрышкин по недоразумению и принял СУ-2 за вражеский самолет. Будущего аса спас хаос первого дня войны он отделался нагоняем.

К тому же пилот нашего бомбардировщика выжил после падения.

Был и еще один момент, который мог стоить Покрышкину не только карьеры, но свободы и, возможно, жизни.

Это было в 1942 году. Покрышкин тогда уже был известен, как отличный летчик, командовал эскадрильей. У него возник серьезный конфликт с командиром полка Н. В. Исаевым. Покрышкин был не просто блестщим летчиком, он был новатором и теоретиком воздушного боя. Сложившуюся к этому времени тактику он считал устаревшей и много работал над более совершенными и современными подходами.

По воспоминаниям сослуживцев, он «чертил схемы, делал расчеты, применял формулы, законы аэродинамики дозвуковых скоростей. Летчикам был широко известен его знаменитый альбом типовых атак. Его землянку называли «воздушной академией». Исаев критики устаревшей тактики советской авиации не принимал.

Серия конфликтов привела к тому, что Покрышкин был исключен из партии и снят с должности. Более того, однажды имела место стычка в офицерской столовой, на основании которой было сфабриковано целое дело против Покрышкина. Оно было направлено для рассмотрения в военный трибунал.

Бог знает, чем кончилась бы эта история, если бы не заступничество комиссара полка и вышестоящего начальства. Дело было прекращено, Покрышкину вернули партбилет и восстановили в должности.

Новаторство Покрышкина заключалось в том, что он отказался от построения боя в горизонтальной плоскости, как это было до сих пор.

К этому времени появились новые самолеты, двигатели, увеличились горизонтальные и вертикальные скорости, и возникла возможность «полезть на высоту», как говорили летчики.

Формула победы в воздушном бою от Покрышкина имела такой вид: «высота — скорость — маневр — огонь».

Вот лишь один пример применения этой формулы самим Покрышкиным.

12 апреля 1943 года над Кубанью, патрулируя на большой высоте, гвардии капитан Покрышкин увидел две пары «мессершмиттов», которые находились выше его.

Это была излюбленная тактика немецких асов: нанести неожиданный удар в спину, и снова скрыться. Но Покрышкин резко взметнул он свой истребитель вверх.

Набрав высоту, перевалил его и с пикирования устремился в атаку. Меткая очередь — и один «мессер» пошел к земле.

Еще в момент набора высоты Покрышкин увидел, что пару наших истребителей атакует четверка «мессершмиттов». Он не стал атаковать ведомого сбитого им фашиста, а бросился на помощь товарищам.

Ударил снарядами по одному «мессеру», проскочил вниз, развернул самолет и пошел в лобовую на третий вражеский истребитель. Все в этой схватке решили секунды. Покрышки провел три результативные атаки — и каждая своеобразна. Сверху, снизу, лобовая атака — все было.

И в каждом положении он находил единственно правильное решение и мгновенно претворял его в действие.

К числу заслуг Александра Покрышкина следует отнести и тот факт. Что это ему принадлежала мысль использовать в качестве посадочной полосы шоссейные дороги. Это сыграло решающую роль в период боев на территории Германии.

После войны А.И. Покрышкин окончил военную академию им. Фрунзе, получил звание генерал-майора авиации, занимал должности в высшем командовании ПВО страны.

С января 1972 года он был председателем Центрального комитета ДОСААФ, с ноября 1981 года — военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Умер Александр Иванович Покрышкин 13 ноября 1985 года в возрасте 72 лет.

Ссылка на основную публикацию