Сочинение: В чем трагедия Печорина? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман «Герой нашего времени» — один из самых значимых для русской классической литературы, а в образе Печорина автор сумел отобразить трагедию целого поколения.

Лермонтов утверждал, что персонаж собирательный. И он писал о тех, кого сам встречал в 30-е годы XIX века.

Сочинение «В чем трагедия Печорина?» станет ответом на этот все еще актуальный вопрос, ведь «лишние люди» появлялись во все времена.

Сочинение: В чем трагедия Печорина? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Образ Печорина

Григорий Александрович Печорин — неоднозначный персонаж. Он одновременно и привлекает, и отталкивает.

Лермонтов старался показать его умным и красивым молодым человеком, но в глазах других он выглядит странным. Герой молод, богат и полон амбиций.

Но весь его ум, энергичность и талант не находят себе применения и растрачиваются в никуда. Сердце героя пустует. Григорий живет без надежды на что-то лучшее.

Он постоянно предается самоанализу и отчасти напоминает Евгения Онегина. Григорий не может разглядеть и смысла в своем существовании и всегда рассматривает себя отдельно от общества. Печорину все надоело, а этот мир кажется скучным. Мужчина пренебрежительно к себе относится.

«Авось, где-нибудь умру на дороге! Что ж? Умереть так умереть. Потеря для мира небольшая, да и мне самому порядоч­но уже скучно».

Печорин

Лермонтов предлагает читателю детальное описание внешности Григория Александровича. Это дает возможность лучше понять его характер и осознать, в чем трагедия Печерина.

У него редкое сочетание темных глаз и светлых волос, широкие плечи, но худые бледные пальцы рук, а также темные усы. Особенно собеседников при встрече с ним поражали его глаза, что отдают холодным блеском и не смеются, когда он смеется.

Автор говорит, что это признак глубокой внутренней грусти или злого нрава.

Сочинение: В чем трагедия Печорина? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Образ Григория трудно отнести к положительному или к отрицательному. У персонажа есть все задатки, чтобы стать действительно добрым человеком.

Кажется, он самостоятельно сделал выбор в сторону «нравственного калеки», который взял на себя смелость распоряжаться судьбами других.

Григорий совершенно равнодушен к таким явлениям, как любовь и дружба, и исключает их из своей жизни. Может быть, именно в этом выборе заключается трагедия его образа.

Проблема влияния общественности на человека и его судьбу является одной из ключевых в романе. Ведь, будучи молодым, Григорий был полон надежд. В нем жила вера на совершение жизненного подвига. Он рисовал себе высокие идеалы и хотел их достичь, но в течение жизни от них осталась одна лишь усталость.

Сочинение: В чем трагедия Печорина? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Печорин — трагический образ сильной, мыслящей личности. Его поведение — истинный плод его времени. В нем Лермонтов отобразил типичные пороки своей эпохи:

  • индивидуализм,
  • скуку,
  • презрительность.

Тема, затронутая в романе Лермонтовым, актуальна и на сегодняшний день. Время и общество влияет на людей и меняет их вне зависимости от их собственных желаний.

Но все же выбор собственного «Я» и то, каким оно будет, остается за самим человеком во все времена. Легко пойти за массами и сделать из себя «нравственного калеку», не знающего сочувствия и любви.

Но, чтобы противостоять этому напору, необходима истинная красота и мощь души, а также твердость характера.

В чем трагичность судьбы печорина? сочинение 9 класс

Печорин является очень противоречивым персонажем. Он наделен массой положительных качеств. Все при нем: он красив и богат, воспитан и образован. Григорий тщательно следит за своей опрятностью, никому не грубит, не хамит.

Казалось бы, все положительные качества воспитанного светского человека говорят о том, что он может быть счастлив. Он уверен в себе и не сомневается в своих действиях и поступках. Но самое страшное, что есть в этом персонаже – отсутствие умения чувствовать. Этот персонаж – циник и эгоист.

Он не чувствует ответственности за судьбы и жизни других людей, способен ради собственной прихоти играть с судьбами тех, кто хорошо к нему относится.

Герой не способен любить. Сам он постоянно чувствует скуку, понимает силу своего эгоизма, называет себя «нравственным калекой». Но он не испытывает чувства вины по этому поводу. Зная, что душа его зачерствела, он не предпринимает ничего для того, чтобы исправить ситуацию.

Он склонен к самоанализу, но и это не оправдывает его. Печорина нельзя назвать счастливым человеком. Он постоянно испытывает скуку. Ради удовлетворения этого ощущения, он пренебрегает чувствами других людей, а вот сам совсем не способен их испытывать.

Наверное, трагедия всего поколения заключается в этом – неспособности испытывать настоящие чувства, ведь это настоящий дар, который присущ только человеку.

Это можно назвать как личной трагедией, ведь такого человека просто жалко, так и трагедией для окружающих, ведь именно они страдают от цинизма и эгоизма таких людей, как Печорин.

Сочинение «Трагедия Печорина» (по роману «Герой нашего времени»)

Судьба целого поколения молодежи 1830-х годов нашла отражение в судьбе Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Автор утверждал, что Печорин – это его современник, каким он его «понимает и… часто встречал».

Лермонтов писал, что это «портрет, составленный из пороков… поколения в полном их развитии».

Изображая Печорина, Михаил Юрьевич хотел выяснить, почему одаренные, талантливые люди не находят себе применения, почему они вынуждены впустую растрачивать свои силы, почему остаются одинокими…

Автор описывает сцены, в которых герой предстает перед нами в различных жизненных обстоятельствах. Это помогает лучше раскрыть суть Печорина и людей, подобных ему. С этой же целью Михаил Юрьевич показывает его в среде представителей различных слоев общества (среди контрабандистов, горцев, «водяного общества»).

Почему же Печорин везде приносит окружающим лишь страдания? Ведь он обладает большим умом, он талантлив, в душе этого героя таятся «силы необъятные». Ответ на этот вопрос можно дать, познакомившись с Печориным поближе.

Он вырос в дворянской семье, получил обычное для своего времени и круга образование и воспитание. Из исповеди героя мы узнаем, что, освободившись от опеки родных, Печорин начал искать удовольствий.

Когда он вошел в большой свет, он стал весело проводить время и ухаживать за светскими красавицами. Однако он быстро разочаровался в такой жизни, и тоска овладела героем. Тогда он решил читать книги, заниматься наукой. Но вскоре и это ему надоело.

Затем Печорин поехал на Кавказ, решив, что «скука не живет под чеченскими пулями».

Где бы ни появился наш герой, он всегда становится для окружающих «топором в руках судьбы». К примеру, Печорин ищет опасных приключений в повести «Тамань», из-за чего страдают «мирные контрабандисты», налаженную жизнь которых он разрушает.

В повести «Бэла» наш герой рушит жизнь Бэлы, а также отца этой девушки и Казбича. В «Княжне Мери» с героями происходит то же самое. В «Фаталисте» умирает Вулич, смерть которого предсказал Печорин.

А в повести «Максим Максимыч» старик, веривший в молодое поколение, совершенно разочаровывается в нем.

Я считаю, что главная причина трагедии Печорина заключается в системе его ценностей. В дневнике герой признается, что для него радости и страдания людей являются пищей, которая поддерживает его силы. Это говорит об эгоистичной натуре Печорина.

Создается впечатление, что этот герой ставит серию экспериментов, общаясь с людьми. И все эти эксперименты завершаются неудачно.

К примеру, Печорин прямо говорит Максиму Максимычу, что ему одинаково надоедают невежество дикарки и кокетство знатной барыни, поэтому любовь первой немногим лучше любви второй. В беседе с Вернером он признается, что не вынес из жизненной бури ни одного чувства, лишь несколько идей.

Печорин говорит о том, что давно живет головой, а не сердцем. Он с любопытством наблюдателя разбирает свои поступки и страсти. Даже к собственной жизни Печорин относится «без участия», а уж судьбы других его и подавно не волнуют.

На мой взгляд, именно из-за равнодушного отношения к людям этот герой не находит себе места в жизни. Скука и разочарование Печорина связаны с тем, что он не способен чувствовать. Оправдывая себя, сам герой говорит, что такова была его участь с детства. Все пытались найти в нем признаки дурных свойств – и они появились. В результате Печорин стал «нравственным калекой».

Я считаю, что в самом названии произведения заключен ответ на вопрос, в чем состоит трагедия Печорина.

«Герой нашего времени»… Это название, с одной стороны, подчеркивает типичность этого героя для 1830-х годов, а с другой – говорит о том, что Григорий Печорин – порождение своего времени.

Михаил Юрьевич Лермонтов считает, что трагедия Печорина заключается в невостребованности временем его талантов, ума, его жажды деятельности.

Трагедия поколения

Но проблема заключается не только в самом характере Печорина. Роман не зря носит такое название, ведь в нем отразилась трагедия целого поколения.

Лермонтов отмечал, что он не раз встречал в жизни людей, похожих на Печорина, а возможно и сам к ним относится. Они имеют массу возможностей, но не чувствуют себя счастливыми.

Они живут в период смены эпох, когда старое уже отжило, а новое еще не ясно. Именно поэтому проблемой поколения является глобальная скука, неприкаянность, черствость.

Сочинение 3

Михаил Юрьевич Лермонтов в своём произведении показал Печорина в образе «лишнего человека». Уже в первой части произведения «Бэла» читатель наблюдает трагизм этого героя.

Печорин – «лишний человек». Жизнь для него обыденна, ему скучно жить, хотя он молод. В любом новом занятии ему становится скучно, и персонаж ищет уже другие яркие впечатления, способные украсить его жизнь.

Так, помним его поездку на Кавказ, где он встречает новых людей – Максима Максимыча, Азамата и его привлекательную сестру Бэлу. Печорин влюбляется в юную девушку и похищает её с помощью её брата Азамата. Бэла дарит свою любовь Печорину.

Вроде бы, вот оно счастье, но и здесь ему становится тоскливо. Ему надоедает черкешенка. Печорин равнодушен к своей возлюбленной. Девушка обижается на холодность любимого и не понимает, что с ним. За этой картиной наблюдает Максим Максимыч.

В итоге сюжет заканчивается драматично – Бэла умирает на руках любимого. И ему остается лишь покинуть те места, чтобы не напоминать об этом событии.

Трагедия Печорина заключается в его постоянно скуки, от которой страдают окружающие люди, его любя. Печорин что-то ищет в жизни, чего сам не знает. От его мимолетного увлечения страдают все, а он отправляется дальше, в поисках чего-то лучшего и неведомого. Печорин вмешивается в чужие судьбы и впоследствии ломает их.

Он не способен задержаться на одном месте, ему необходимо менять места, менять лица, действия. Ему все быстро надоедает, что делает любое занятие скучным. И он отправляется дальше. Если кто-то ищет, обретя что-то ценное и стоящее, останавливается и держится за это, то Печорину это не дано.

Он не может определить, где это окончательное место и где его занятие. Если что-то найдет ценное, все равно его не оценит, так как не умеет ничего ценить. Он будет страдать дальше от скуки и обыденности.

Даже с Бэлой, где у них были взаимные отношения, верный друг и любимое занятие, Григория Печорина все равно одолела грусть, скука и апатия.

Читайте также:  Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» (Бунин)

Его трагизм объясняется тем, что он относится равнодушно к окружающим людям. Он был безразличен к Максиму Максимычу, когда не стал с ним разговаривать после долгой разлуки. Его верный друг был рад встречи, соскучился по другу. Но Печорин был равнодушен к разговору с ним.

Григорий Печорин – истинный герой нашего времени, который не способен оценить людей по – достоинству, в бесконечных поисках себя и любимого дела. Эти люди так и останутся в любом обществе и в любой эпохе.

Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича↑ ЛермонтовОтношения Печорина и Грушницкого →

«Нравственный калека»

Когда Печорин заводит с кем-либо разговор о себе, он постоянно дает понять, что знает, насколько он бесчувственен и сам страдает от этого.

При разговоре с Максимом Максимычем он упоминает, что испытывает большую скуку, и его можно пожалеть.

Разговаривая с Мери, он говорит о том, что общество сделало его таким, не принимая добрых чувств, видя в нем только зло и негатив. Именно поэтому он сделался «нравственным калекой».

Но по его поведению нельзя сказать, что он жалеет об этом и хочет что-либо изменить. Он принимает себя таким, каким он стал, хоть и склонен к постоянному самоанализу. Чувство настоящей дружбы и любви чужды Печорину, он сознательно отвергает их. Именно в этом трагизм судьбы Печорина, ведь этот человек так и не познал чувств, ради которых по-настоящему стоит жить.

Данная статья поможет написать сочинение «В чем трагичность судьбы Печорина».

В чем заключается трагизм судьбы печорина?

План

  1. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
  2. Лермонтовский герои — человек трагической судьбы;
  3. Отношение к герою автора;
  4. Моё отношение (рассуждение);
  5. Одиночество героя;
  6. Отношение к другим героям (причины);
  7. К чему (на что?) способен Печорина?
  8. В чём же трагизм Печорина?

В школе мы знакомимся с М.Ю. Лермонтовым в первую очередь как с поэтом. Однако заслуживают читательского внимания не только его стихи, но и прозаические произведения, среди которых наиболее известен роман «Герой нашего времени».

Произведение «Герой нашего времени» имеет большую ценность в литературе, истории и даже психологии человеческой души.

Ведь Лермонтов создал образ Григория Печорина, который символизирует собой не только отдельно взятую личность, но и целое поколение молодых людей лермонтовской эпохи. Кроме того, роман глубоко психологический.

Неспроста автор построил уникальную композицию произведения, описав события в неправильной хронологии. Именно таким образом перед читателем открывается вся гамма характера и судьбы главного героя.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

Самой главной темой произведения стала тема лишнего человека. Именно таким и представлен в книге главный герой романа — Григорий Печорин. Этот человек — выходец из дворянской семьи, приученный к хорошей жизни и светскому обществу.

Он умен, образован, обаятелен, но очень скучает среди роскошных балов и званых ужинов. Печорину наскучил не только высший свет, но и вся жизнь в целом. Не радует его ни внимание красивых девушек, ни развлечения, ничего, в свои молодые годы.

Этот человек с трагической судьбой, потому как он везде чувствует себя лишним и чужим.

Авторское отношение к Печорину не совсем ясно. С одной стороны ему нравится острый ум и искренность в дневниковых записях героя. С другой стороны вряд ли автор понимает Григория Печорина. Печорин — очень противоречивая фигура, а потому и мнение о нем весьма противоречиво. Поэтому автору хотелось, чтобы каждый читатель создал собственное мнение о персонаже.

Мне же Григорий Печорин изначально не понравился как человек. Он показался мне холодным, жестоким и эгоистичным. Но со временем, ближе к финалу романа, Григорий Печорин раскрывается как личность искренняя, способная любить и ищущая смысл жизни. Мне даже жаль этого героя.

Печорин очень одинок, несмотря на то, что его постоянно окружают люди. Максим Максимыч был очень привязан к герою, Григория так же любили и девушки. Но никем из них Печорин не был понят. А ведь Григорий способен на многое. Он обладает большой жизненной силой и энергией, которые, к сожалению, пущены не в то русло.

Трагизм судьбы Печорина заключается в том, что этот человек родился не в то время. В ту эпоху молодым и талантливым людям был закрыт доступ во многие сферы жизни, им нельзя было жить так, как хотелось и высказывать то, о чем хотелось кричать. Потому все благие намерения, все таланты и амбиции Печорина использовались не по назначению.

В чем трагедия печорина? сочинение, реферат

Сочинения

В чем трагедия Печорина?

  • Сочинение

Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” был создан в эпоху правительственной реакции, когда подавлялись всякая свободная мысль, всякое живое чувство. Это мрачное десятилетие породило новый тип людей — разочарованных скептиков, “страдающих эгоистов”, опустошенных бесцельностью жизни. Таков и лермонтовский герой.

Он наделен острым аналитическим умом, силой характера, своеобразным обаянием, в его душе таятся “силы необъятные”. Но на совести его много зла. С завидным постоянством, сам не желая этого, Печорин причиняет окружающим людям страдания. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы.

Он сталкивает своего героя с разными людьми: горцами, контрабандистами, “водяным обществом”. И везде выявляется неординарность, сила личности Печорина. Он жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, “необъятным душевным силам”, но историческая действительность и психологические особенности его характера обрекают его на трагическое одиночество.

Жажда действия, интерес к жизни, бесстрашие и решительность толкают его в “Тамани” на поиски опасных приключений, которые заканчиваются разрушением налаженного мирка “мирных контрабандистов”. Неудачей оканчивается и попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы.

Печорин откровенно признается Максиму Максимычу в том, что “любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”.

Такого человека, как Печорин, не может удовлетворить любовь простой девушки. Он стремится к чему-то большему. Его богатый и сложный внутренний мир не в состоянии постичь ни прекрасная “дикарка” Бэла, ни добродушный Максим Максимыч. Именно рассказ старого штабс-капитана впервые знакомит нас с этим загадочным героем.

При всей своей симпатии к Печорину Максим Максимыч сумел заметить лишь некоторые странности “тоненького прапорщика”. Его возмущает кажущееся безразличие Печорина после смерти Бэлы. И только по вскользь оброненному замечанию, что “Печорин был долго нездоров, исхудал”, можно догадаться о подлинной силе его переживаний.

В повести “Максим Максимыч” автор дает возможность пристально вглядеться в оригинальную внешность Печорина, которая приоткрывает сложность и противоречивость его внутреннего мира. Обращает на себя внимание редкое сочетание белокурых волос и черных глаз, широких плеч и бледных худых пальцев.

Но особенно поражает его взгляд: глаза его “не смеялись, когда он смеялся”. Автор делает вывод: “Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”. Загадку печоринской натуры помогает понять дневник героя, его искренняя и бесстрашная исповедь.

Повести “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист” показывают, что Печорин, обладая незаурядными способностями, не находит им применения. Особенно отчетливо это проявляется во взаимоотношениях героя с людьми своего круга, с “водяным обществом” Пятигорска.

Печорин на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые “пьют — однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку”.

Григорий Александрович отлично видит ничтожество Грушницкого, мечтающего при помощи солдатской шинели “сделаться героем романа”. В поступках Печорина чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании “живых струн сердца человеческого”.

Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях, умело используя их слабости. В разговоре с Вернером он признается: “Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою”.

Все же, вопреки его собственным утверждениям, Печорин способен к искреннему большому чувству, но любовь героя сложна. Так, его чувство к Вере с новой силой пробуждается именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая понимала его.

Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Погибает Бэла, страдает Мери, несчастлива Вера. История с Грушницким — иллюстрация того, что необъятные силы Печорина тратятся впустую на цели мелкие и недостойные его. То же мы видим в повестях “Бэла” и “Тамань”.

Вмешательство Печорина в жизнь горцев губит Бэлу и ее отца, делает Азамата бездомным абреком, лишает Казбича любимого коня. Из-за любопытства Печорина рушится ненадежный мирок контрабандистов. Застрелен на дуэли Грушницкий, трагически обрывается жизнь Вулича.

Что же сделало Печорина топором в руках судьбы”? Сам герой пытается найти ответ на этот вопрос, анализируя свои поступки, свое отношение к людям. Наверное, причина трагизма Печорина во многом коренится в системе его взглядов, с которыми мы знакомимся в дневнике.

Он не верит в дружбу, потому что “из двух друзей всегда один раб другого”. По его определению, счастье — это “насыщенная гордость”.

Это изначально неверное утверждение толкает его к бешеной погоне за “приманками страстей”, которая, по сути, и составляет смысл его жизни.

Григорий Александрович признается в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом раскрывается его беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, и перед самим собой за бездарно прожитую жизнь.

Но попытаемся разобраться в причинах такого печоринского взгляда на жизнь.

Безусловно, это связано с действительностью 30-х годов XIX века, когда были убиты надежды на коренные преобразования в стране, когда молодая дворянская интеллигенция, не видя возможности приложения своим силам, растрачивала жизнь впустую.

Одаренность Печорина, его изощренный аналитический ум возвышали его над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя замкнуться в кругу собственных переживаний, разрывая его связи с обществом. В этом, мне думается, беда Печорина, трагизм его судьбы.

В чем трагедия печорина? сочинение для 9 класса

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. В чем трагедия Печорина?
Читайте также:  Как раскрыть тему «Между прошлым и будущим»

«Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», показанный через главного героя, офицера Григория Печорина. Читатель уже в первой части «Бэла» видит трагедию этого персонажа.

Григорий Печорин – типичный «лишний человек». Он молод, привлекателен внешне, талантлив и умен, однако сама жизнь кажется ему скучной. Новое занятие вскоре начинает ему надоедать, и герой пускается в новые поиски ярких впечатлений. Примером тому может быть та же поездка на Кавказ, где Печорин знакомится с Максимом Максимычем, а после – с Азаматом и его сестрой Бэлой, красавицей-черкешенкой.

Григорию Печорину мало охоты в горах и общения с жителями Кавказа, и он, влюбленный в Бэлу, похищает ее при помощи брата героини, своенравного и гордого Азамата. Юная и неокрепшая умом девушка влюбляется в русского офицера.

Казалось бы, взаимная любовь – что еще нужно герою? Но вскоре ему и это становится скучно. Страдает Печорин, страдает Бэла, обиженная невниманием и холодностью возлюбленного, страдает и Максим Максимыч, наблюдающий все это.

Немало бед пропажа Бэлы принесла и семье девушки, а также Казбичу, который хотел на ней жениться.

Эти события заканчиваются трагически. Бэла погибает почти на руках Печорина, и тому остается только покинуть те места. От его вечной скуки и поисков пострадали люди, которые никак не касаются героя. А «лишний человек» отправляется дальше.

Достаточно одного этого примера, чтобы понять, как Печорин из-за своей скуки способен вмешаться в чужие судьбы. Он не может зацепиться за что-то одно и держаться за это всю жизнь, ему нужна смена мест, смена общества, смена занятий. И все равно ему будет надоедать действительность, и все равно он отправится дальше.

Если люди ищут что-то и, обретя цель, успокаиваются на этом, то Печорин не может определиться и найти свой «финиш». Если он остановится, он все равно будет страдать – от однообразия и скуки.

Даже в случае с Бэлой, где у него была взаимная любовь с юной черкешенкой, верный друг в лице Максима Максимыча (ведь старик готов был помогать Печорину) и служба, Печорин все равно вернулся к своему состоянию скуки и апатии.

  Краткое содержание “Ночи исцеления” (Борис Екимов)

Но найти свое место в обществе и жизни герой не может не только потому, что ему быстро становится скучно любое занятие.

Он равнодушен ко всем людям, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч».

Не видевшиеся пять лет люди не смогли даже поговорить, ведь Печорин с абсолютным безразличием к собеседнику старается поскорее закончить встречу с Максимом Максимычем, который, кстати, успел соскучиться по Григорию.

Можно с уверенностью сказать, что Печорин, как истинный герой нашего времени, способен найтись в каждом из современных людей. Равнодушие к людям и бесконечные поиски себя останутся вечными чертами общества любой эпохи и страны.

9 класс

Вариант 2

Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.

Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести.

Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе.

При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.

Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.

Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.

Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.

Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.

Трагедия личности

Набор собственных качеств – это выбор каждого. Печорин спокойно, холодно и рассудительно анализирует собственное поведение. Он знает, как заставить страдать других, и не поступается принципами, когда ради собственной игры ему приходится ломать чужие судьбы.

В сложности задачи он видит вызов, и не останавливается перед моральным выбором, хотя реальной значимости дела нет никакой. Из-за его прихотей гибнут и страдают люди, но его не останавливает это. Печорин способен оценивать себя объективно, но сознательно снова и снова не делает выбор в пользу нравственности.

Все это похоже на некий эксперимент над собой. Трагедия заключается в том, что выбор в пользу цинизма сделан сознательно.

Сочинение 3

Михаил Юрьевич Лермонтов в своём произведении показал Печорина в образе «лишнего человека». Уже в первой части произведения «Бэла» читатель наблюдает трагизм этого героя.

Печорин – «лишний человек». Жизнь для него обыденна, ему скучно жить, хотя он молод. В любом новом занятии ему становится скучно, и персонаж ищет уже другие яркие впечатления, способные украсить его жизнь.

Так, помним его поездку на Кавказ, где он встречает новых людей – Максима Максимыча, Азамата и его привлекательную сестру Бэлу. Печорин влюбляется в юную девушку и похищает её с помощью её брата Азамата. Бэла дарит свою любовь Печорину.

Вроде бы, вот оно счастье, но и здесь ему становится тоскливо. Ему надоедает черкешенка. Печорин равнодушен к своей возлюбленной. Девушка обижается на холодность любимого и не понимает, что с ним. За этой картиной наблюдает Максим Максимыч.

В итоге сюжет заканчивается драматично – Бэла умирает на руках любимого. И ему остается лишь покинуть те места, чтобы не напоминать об этом событии.

Трагедия Печорина заключается в его постоянно скуки, от которой страдают окружающие люди, его любя. Печорин что-то ищет в жизни, чего сам не знает. От его мимолетного увлечения страдают все, а он отправляется дальше, в поисках чего-то лучшего и неведомого. Печорин вмешивается в чужие судьбы и впоследствии ломает их.

Он не способен задержаться на одном месте, ему необходимо менять места, менять лица, действия. Ему все быстро надоедает, что делает любое занятие скучным. И он отправляется дальше. Если кто-то ищет, обретя что-то ценное и стоящее, останавливается и держится за это, то Печорину это не дано.

Он не может определить, где это окончательное место и где его занятие. Если что-то найдет ценное, все равно его не оценит, так как не умеет ничего ценить. Он будет страдать дальше от скуки и обыденности.

Даже с Бэлой, где у них были взаимные отношения, верный друг и любимое занятие, Григория Печорина все равно одолела грусть, скука и апатия.

Его трагизм объясняется тем, что он относится равнодушно к окружающим людям. Он был безразличен к Максиму Максимычу, когда не стал с ним разговаривать после долгой разлуки. Его верный друг был рад встречи, соскучился по другу. Но Печорин был равнодушен к разговору с ним.

Григорий Печорин – истинный герой нашего времени, который не способен оценить людей по – достоинству, в бесконечных поисках себя и любимого дела. Эти люди так и останутся в любом обществе и в любой эпохе.

Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича↑ ЛермонтовОтношения Печорина и Грушницкого →

Сочинение: Трагедия Печорина в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

(418 слов) М. Ю. Лермонтов в психологическом романе «Герой нашего времени» изображает представителя нового поколения дворянства — Григория Печорина.

Этот персонаж стал вершиной творчества писателя и одним из самых значимых образов русской литературы.

И хоть первое столкновение с ним производит однозначно отталкивающее впечатление, по мере развития сюжета мы начинаем осознавать глубину характера героя Лермонтова и, главное, трагедию этого человека.

В первых главах он предстаёт перед нами настоящим чудовищем, которое уничтожает всё вокруг себя, теша своё самолюбие и борясь со скукой. Печорин не способен заранее просчитать результаты своих действий или же не считает это необходимым, и в конечном итоге губит целую семью вместе с девушкой, которой искренне признавался в любви.

При этом главный герой не показывает ни малейших признаков раскаяния. Но за это Григория нужно не осудить, а пожалеть, ведь он равнодушен не столько к окружению, сколько к себе. Ему не жаль своей жизни, поэтому он так невнимателен по отношению к чужим. Это подтверждают, к примеру, события из главы «Фаталист», где он рискует собой, чтобы проверить судьбу.

Таким образом, в осознании собственной ненужности кроется причина его трагедии.

Глава «Княжна Мери» уже в полной мере раскрывает образ главного героя. В ней автор показывает нам презрение, с которым Печорин относится к окружающему его высшему свету. Он чувствует фальшь и низость, которые царят там. Однако автор вводит в повествование юнкера Грушницкого.

Тот копирует отстранённость и холодность главного героя, благодаря чему вливается в собравшийся на курорте высший свет.

Это становится крайне унизительным ударом для Печорина, ведь юнкер своим позёрством может разрушить образ самого Григория, которому противна сама мысль, что те, кого он презирает, начнут относиться у нему так же снисходительно и благодушно, как и к Грушницкому.

Печорин бросает все силы на то, чтобы уничтожить репутацию своего кривого зеркала и в итоге убивает соперника, разбивает сердце молодой княжне и создаёт непреодолимую пропасть между собой и людьми, чтобы вернуться к своему возвышенному, но абсолютно бессмысленному существованию. В этом и заключается главная трагедия героя.

Ясно осознавая неправильность существующего порядка вещей, он не способен жить вне этого порядка, окончательно оторваться от ненавистного ему общества и начать прокладывать свой собственный путь. Печорин не выходит за пределы рамок, созданных средой. Только чувство противопоставления себя всем моральным нормам и законам помогают герою видеть в своей жизни хоть какой-то смысл, но без своего антагониста он – ничто. Григорий отрицает и разрушает, но не в силах ничего создать.

Печорин — это олицетворение болезни, которой было поражено русское дворянство девятнадцатого века. Писатель видел, как оторванные от реальности, изнеженные и пустые молодые дворяне разлагают социум, ведут его к неизбежной катастрофе, и предостерегал своих современников от надвигающейся опасности.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам краткое сочинение-рассуждение для 9 класса, чтобы Вы лучше поняли замысел романа Лермонтова. Но если Вам что-то не нравится в этой работе, напишите свое мнение в х.

Читайте также:  Краткое содержание «Евгения Онегина» для читательского дневника

Михаил Щепин

Обольститель

Так от чего все-таки все связанное с ним так трагично заканчивалось? И все вроде бы происходило не специально, а как бы ненароком, даже совершенно случайно, иногда под маской благородности, так сказать, из чистых побуждений.

Многие из его близкого окружения хотели видеть в нем надежного покровителя и друга, но общением с ним они просто отравлялись. Отчасти на этом и построена повесть «Герой нашего времени».

Трагедия Печорина заключается и в том, что он это понимал, но не хотел ничего предпринимать, никого ему не было жалко, никого он никогда по-настоящему не любил и серьезно не привязывался.

Окунемся в его биографию, которая подробно свидетельствует о его дворянском происхождении и о том, что образование и воспитание он получил абсолютно типичное для своего круга. Как только он почувствовал свободу от опеки родных, сразу же пустился в погоню за удовольствиями светского общества, где не обошлось и без приключений.

Став сразу на путь обольстителя женских сердец, он стал заводить романы направо и налево.

Но когда он добивался своего, ему мгновенно все наскучивало, он быстро разочаровывался в том, что вчера его еще так влекло, не давало покоя и будоражило воображение, а сегодня ему уже ничего не было нужно, он резко становился холодным и равнодушным, расчетливым и жестоким эгоистом.

Трагедия поколения

Как влияет время на человека? В 30-е годы ХХ века, когда писалось произведение, нравственность и мораль действительно обесценились. Печорину скучно жить, он не преследует никаких высокоморальных целей.

В его времени нет великой идеи, за которую хочется жить, к которой хочется стремиться, ради которой необходимо быть нравственным человеком. Печорин наделен многими положительными качествами. Но само время диктует условия их использования. Например, у Печорина есть прекрасное качество целеустремленность.

Но использует он его не во благо обществу, а на удовлетворение собственных прихотей. Попутно он захватывает с собой и ломает множество жизней и судеб.

Причина трагедии для него кроется в обществе. По его мнению, именно оно сделало из него «нравственного калеку». Он понимает свою деградацию, видит себя изнутри. Но он привык так жить, и уже не способен вернуться в русло хорошей, нравственной, праведной жизни. Цинизм и холод в глазах стали для него маской, за которой ему удобно прятаться от самого себя.

Трагедия поколения в том, что талантливым, образованным людям нечем себя занять. Само время диктует условия, в которых личность с задатками положительного героя становится потерянной.

Эта тема актуальна и сегодня. Время влияет на людей, хотят они того или нет. Но необходимо помнить, что выбор собственного «Я» остается за каждым.

Можно пойти на поводу у общества, стать «нравственным калекой», обречь себя на трагедию. Но чтобы противостоять этому течению, требуется сила и твердость характера.

Стать героем своего времени – значит отличаться от сверстников в положительную сторону, а не уподобляться массе, собирая в себе все отрицательные качества.

Данная статья поможет ученикам 9 класса написать сочинение «В чем трагедия Печорина».

  Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Образ Печорина

Печорин – очень противоречивый персонаж, которого сам автор показывает умным, красивым, образованным. Но Печорин является странным в глазах других людей.

Он сознательно делает выбор в пользу циничности, холодности, бесчувственности. Он играет судьбами других людей, и признается, что ему это нравится.

Он пренебрегает такими чувствами как любовь и дружба, которые всегда являлись самыми приоритетными. Возможно, именно в этом выборе заключается трагедия Печорина.

Героя нельзя назвать положительным, также как и к отрицательным его нельзя отнести однозначно. У Печорина есть все задатки для того, чтобы стать действительно хорошим персонажем. Но сам он выбирает путь «нравственного калеки».

В беседе с Мери он признается, что общество сделало его таким. Именно эта проблема и является одной из основных в произведении.

Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина?»

Пропустить и перейти к содержимому

Сочинение представляет собой анализ взаимосвязи характера и судьбы главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григория Александровича Печорина. Итак, в чем трагедия этого человека?

Он весел, галантен, умен, беспощаден и жалок,
И непредсказуем: то лед, то огня полыханье,
Чем сводит с ума ослепительно юных весталок

Зоя Ященко

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Печорин имеет дворянское происхождение, воспитание и образование соответственно. Он, подобно пушкинскому Онегину, изрядно устал от светской суеты и ее условностей и пытается искать свой путь в жизни, отличный от общепринятых канонов.

«Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно известной книге».

Этот человек постоянно тяготится скукой, в равной степени обременяющей его в наслаждениях и печалях. Выбирая карьеру военного, он надеется на разнообразие ощущений, но его ждет разочарование:

«Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями — напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, — и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду».

Григорий Александрович бесспорно обладает пытливым умом и глубокой проницательностью. Но, к несчастью, эти свойства характера оказывают ему плохую службу. Ум граничит с неуемной въедливостью, проницательность, обращенная внутрь себя самого, приводит к безграничным разочарованиям и все большей душевной пустоте.

Печорин давно уже не живет сердцем, прислушиваясь лишь к голосу разума и, по собственному его выражению, смеется надо всем и более всего — над чувствами.

То, что речь идет прежде всего о чувствах его собственных («Я иногда себя презираю… Не оттого ли я презираю других?») — решительно никому не известно, и со стороны герой производит практически однозначно негативное впечатление.

Насмешки над самим собой видны читателю из дневника, а прочие персонажи романа не осведомлены о тонкой душевной работе, безостановочно творящейся в уме Печорина.

Он прекрасно понимает, сколько несчастья приносят его поступки окружающим его людям; видит и то, что сам страдает от своего склада ума, но справедливо подмечает, что никому от этого легче не становится.

Собственно, поэтому его душевные порывы, порой страдальческие, не могут служить оправданием его поступков, ибо совершаются таковые в полном разумении всех возможных последствий.

Ему не жаль никого другого в первую очередь по причине того, что он не способен испытывать жалости и к себе самому.

Печорин не без горечи отмечает, что в жизни им движут идеи, но не эмоции; он оценивает свои действия сурово и жестко, но «без участия», будто бы со стороны. Проявляется двойственность его натуры в том, что одна ее часть словно живет жизнью самого героя, а вторая — едко ее комментирует и осуждает. Они неразрывны, и баланс между ними весьма хрупкий.

Отрицательным персонажем его считать трудно по той причине, что мы-то, читатели, как раз прекрасно видим, каких душевных терзаний стоит ему все его существование. Он не способен испытывать подлинное счастье, поскольку это категория скорее эмоциональная, нежели материальная, а чувства Печорина извращены и задавлены.

То ли речь идет об определенной психологической травме, полученной в обществе (в диалоге с княжной Лиговской он подмечает, что окружение его всегда было склонно переворачивать с ног на голову свойства его личности), то ли просто такая врожденная печальная особенность мировосприятия — Бог его знает.

При этом и положительным героя назвать язык не поворачивается после всего того, что нам становится известно из событий романа.

Есть такая категория людей, наверняка даже имеющая свое терминологическое определение, мне не известное — это люди, которые в принципе не способны быть счастливыми. И их несчастье органически вплетается в их судьбу, становясь будто бы своеобразным аналогом счастья. Трагедия Печорина в том числе в несоответствии внешнего — внутреннему.

Эмоции здорового человека в нем преломляются, преобразуясь в патологическую страсть проживания двойственной жизни, включающей объективные события и субъективную их оценку, причем чаще всего ярко негативную.

Он отказывает себе в возможности жить в согласии со своим язвительным внутренним скептиком, довольствуясь взглядом на происходящее со стороны и свысока.

«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Вообще, на мой взгляд, наиболее точно героя характеризует следующее его высказывание:

«Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Налицо и противоречивость натуры, и болезненное самоуничижение.

Так что, увы, не оставил М.Ю. Лермонтов своему любимому персонажу перспектив для счастливой жизни. Что могло бы ждать его впереди, не умри он в молодом возрасте? Женитьба? Вряд ли.

Это в любом случае не могло бы продлиться сколь-либо долго: непременно встретилась бы очередная восторженная барышня или вспыльчивый офицер, и все понеслось бы по новой… Блестящая военная карьера? Если учесть, что Печорин не труслив по натуре, а также мало дорожит собственной жизнью — вполне вероятно.

Но снова — недолго: повышение в чине наверняка вновь потребовало бы определенной игры по чужим правилам, а это не про него. Значит, снова скандал, дуэль… Покой нам только снится, иначе говоря. Покой для Лермонтова вообще тема особая, неотъемлемая от его лирического героя, этим пронизано все творчество поэта.

Печорин действительно был классическим примером лишнего человека в обществе: ни оно ему не было нужно в его реальном виде, ни он ему.

Такие люди всегда были, есть и будут, независимо от времени, в котором они, говоря языком персонажа, имели несчастие родиться. Однако, наверное, герой М.Ю.

Лермонтова был первым среди них, чей психологический портрет мы имели возможность увидеть на страницах, официально признающих право такого человека на существование.

Ссылка на основную публикацию