Сочинение: Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Сочинение: Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).       История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака.        Теория литературы. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл.        Развитие речи. Подготовка плана сочинения и подбор цитат по одной из «вечных» тем. Анализ интертекстуальных связей стихотворения «Гамлет». Доклад по творчеству Б. Л. Пастернака.        Внеклассное чтение. Б. Л. Пастернак. «Нобелевская премия».

Сочинение: Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

  • Антиромантической
  • в повседневном, обыкновенном выражении
  • в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок
  • облик Лары глазами Юрия Живаго
  •   Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это

не высшая деятельность человека, а нечто простейшее… Точно она воду носит или чистит картошку”

  И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда”

Какой показана любовь?

—  Антиромантической: в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, как видится нам облик Лары глазами Юрия Андреевича:

1) “Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее… Точно она воду носит или чистит картошку” (ч. 9, гл. 12, с. 302).

2) “И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда” (ч. 9, гл. 13, с. 305).

3) “Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде…

она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16, с. 411).

4) Юра и Тоня на ёлке у Свентицких (ч. 3, гл. 4, с. 97).

  1. С чем связана любовь для Юрия Живаго?
  2. —  С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).
  3. Каково отношение Живаго к дому?

—  Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек.

Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).

Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?

—  Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:

Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье .

Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?

—  Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе.

Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).

Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?

1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.

Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она — Лара того романа, который я как раз начал писать в то время… Она — олицетворение радости жизни и самоотдачи”.

После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».

2) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой [5. С. 107].

3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” [6].

4) В.Шаламов: “…Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, — Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.

5) “И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).

“… заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот,

за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде… она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более,

  • чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал,
  • ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках,
  • в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках”

Сочинение: Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

” width=”640″>

  1. С жизнью дома, семьи, брачного союза и с Тоней, и с Ларой
  2. Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни
  3. Первым истинным событием после долгого перерыва было
  4. это головокружительное приближение в поезде к дому,
  5. который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек.
  6. Вот что было жизнью, вот что было переживанием,
  7. вот за чем гонялись искатели приключений,
  8. вот что имело в виду искусство — приезд к родным,
  9. возвращение к себе,
  10. возобновление существования”
  11. С чем связана любовь для Юрия Живаго?
  12. —  С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).
  13. Каково отношение Живаго к дому?

—  Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек.

Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).

Сочинение: Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

  • Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье .
  • Ю.Живаго (из стих-я № 11)
  • Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?

—  Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:

Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье .

Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?

—  Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе.

Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).

Сочинение: Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?

1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.

Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она — Лара того романа, который я как раз начал писать в то время… Она — олицетворение радости жизни и самоотдачи”.

Сочинение: Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

  1. Ольга Ивинская и Борис Пастернак
  2. После возвращения Ольги Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились
  3. её личные и деловые отношения с Пастернаком.
  4. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли,
  5. развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».

После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».

2

) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой [5. С. 107].

3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” [6].

4) В.Шаламов: “…Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, — Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.

5) “И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).

Сочинение: Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Тема любви в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго". – литература, уроки

Тема любви не нова в русской литературе. Русские писатели по-разному описывали это чувство в своих произведениях. Для кого-то любовь – это что-то таинственное, чувство, не поддающееся никаким разрушениям. Для других любовь – это разочарование, горе, чувство, приносящее только несчастья.

Борис Пастернак относится к тем писателям, для кого любовь – это единство радости и печали. В романе Пастернака «Доктор Живаго» костер любви разгорается, а затем ярко пылает во взаимоотношениях мужчины и женщины, одновременно согревая и обжигая героев своим ласкающим и трепетным огнем.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому языку на тему: Экология

Автор изображает треугольник, состоящий из сердец, охваченных пламенем, — это сердца Юрия, Тони и Лары.

Отношение Юрия к Тоне и Ларе весьма своеобразно. Оно существенно отличается от традиционного понимания данной метафорической геометрической фигуры и ее формальных аналогов в литературе. Вспомним, например, треугольник Катерина-Тихон-Борис в пьесе А.Н. Островского «Гроза», в которой Тихон – часть постыдного «темного царства», а Борис – мираж свободного луча света.

Юрий, находясь рядом с одной из любимых женщин, стремится к другой. Он не может и не хочет отдать предпочтение кому-то из них. Для него они неразрывно связаны, как утро и вечер одного дня, потому что каждая привносит что-то новое, особенное и неповторимое в его существование.

Антонина Александровна хлопочет по хозяйству, воспитывает маленького сына, то есть зарождает жизненную суету, как утро, с которого все и начинается. В письме Юре она пишет: «Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги».

Лариса Федоровна, напротив, спокойна в делах и похожа на тихий вечер, итог бурно прожитого дня: «У нее был ясный ум и легкий характер. Она была очень хороша собой. Лара была самым чистым существом на свете… и все в ней – незаметная быстрота движений, рост, голос, серые глаза и белокурый цвет волос были под стать друг другу».

  Читать бесплатно книгу Людочка – Астафьев Виктор

Каждая из этих женщин старалась быть единственной и неповторимой для своего любимого.

В определенные моменты своей жизни Юрий по-разному относился к Тоне и к Ларе. Обманывая Тоню, он не перестал любить ее «до обожания». Мир ее души, ее спокойствие были дороже ему всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше, чем ее родной отец и чем она сама.

Вот как сам автор говорит об отношении Юры к Тоне: «Идеи «свободной любви», слова вроде «прав и запросов чувства» были чужды ему. Говорить и думать о таких вещах казалось ему пошлостью.

В жизни он не срывал «цветов удовольствия», не причислял себя к полубогам и сверхчеловекам, не требовал для себя особых льгот и преимуществ. Он изнемогал под тяжестью нечистой совести».

Вообще, отношение главного героя к этим двум любящим его женщинам можно сравнить со стрелками часов, не имеющими возможности, пока они идут, перескочить через определенные промежутки времени. Ведь если бы они замерли на каком-то одном делении, то жизнь бы остановилась.

Недаром в роман введен эпизод с «тифозным часом». Может быть, говоря о нем, Пастернак подразумевал момент осознания влюбленности, ибо приход к этому состоянию у Юрия в обоих случаях осуществлялся медленно.

Искорка начала тлеть в Юрином сердце с первой встречи и с Тоней, и с Ларой, постепенно возгораясь в пламя, которое овладело его чувствами и мыслями.

Тема любви в романе Б.Л.Пастернака “Доктор Живаго”

Тема любви является ключевой темой в творчестве каждого писателя, однако каждый из них воспринимает ее по-своему. В романе «Доктор Живаго» б. Пастернак раскрывает свой взгляд на это чувство. Любовь у него противоречива и разнообразна в своих проявлениях. Главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго, русский интеллигент.

Он не без колебаний принимает революцию. Трагедия этого героя заключается в постоянных сомнениях, которые возникают у него и по отношению к любимым женщинам. Вьюга, метель, буран, появляющиеся уже на первых страницах произведения, сопровождают все события романа.

Это и очистительный ноябрьский снег, падающий на газету с первыми декретами советской власти, которую жадно читает на углу Арбата Юрий Живаго. Это и метель, в которой он, еще не знакомый с Ларой, как бы предчувствующий их встречу, впервые видит с улицы оттаявший от свечи кружок на окне.

В этом доме идет разговор между Ларой и Пашей Антиповым: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало». Это и рождественская морозная ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословила Юру и его будущую жену Тоню.

Любовь, по мнению Пастернака, такая же противоречивая и изменчивая, как и вся жизнь того времени, как вьюга, метель, буран. Говоря об отношениях между Юрием Андреевичем и Тоней, автор чаще всего обращается к понятиям любви и долга. В первую очередь, это был долг перед Анной Ивановной, которая завещала “детям” не расставаться.

Слова этой женщины сильно изменили Юрия Андреевича: «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной». Нет, нельзя говорить о том, что Живаго равнодушен к своей жене. Но любовь его совсем не такая, какую он испытывает к Ларе.

В романе «природность» этой любви постоянно подчеркивается автором. Лара у гроба Живаго думает: «Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья… Никогда, никогда, даже в минуты самого царственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее».

Лара появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара – воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…». Доктор инстинктивно стремится к этой женщине, как к части мироздания.

Он и Лара – единое целое, этого требует природа, этого требует его душа. Но любовь к Ларе бесплодна, она подчинена буре страстей. Пастернак изображает своих героев в таких «ракурсах», что читателю невольно приходится задумываться о том, что есть любовь, в чем истина. У Юрия Андреевича и Тони будет ребенок, который будет очень похож на мать Живаго.

Что же это? Почему же отношения с Ларой пустые, хотя они подходят друг другу, как никто другой? И что есть в данном случае истинная любовь? Автор не дает конкретного ответа, предоставляя читателю возможность самому найти истину. Стоит отметить, что Пастернак еще сильнее усугубляет ситуацию, введя в роман образ Марины.

Любовь к ней – некий компромисс с жизнью: «Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах». Эту женщину отличала покорность и подчинение фантазиям Юрия Андреевича.

Марина прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека». Любовь, представленная в романе, очень разная по своей сути. Здесь можно говорить о «многополярности» этого чувства. Страстно Живаго любил Лару, из-за чувства долга – Тоню. Марину же он любил, потому что так распорядилась судьба. Однако Юрий Андреевич так и не находит счастья в любви, и все, что ему остается, – пойти на компромисс с жизнью, смириться с действительностью.

Сочинение Тема любви в романе Доктор Живаго Пастернака

Тема любви в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» раскрыта многогранно, удивительно и противоречиво. Непростая судьба главного героя Юрия Живаго, интеллигента, принявшего не без некоторых сомнений революцию, усложняется ещё и бурными, запутанными любовными отношениями с его женщинами.

Чувства доктора к своим возлюбленным настолько разнообразны и противоречивы в своих проявлениях, что невольно возникают параллели, позволяющие нам сравнить его любовь с самой революцией. В этом романе автор показывает нам разные грани любви, которая может быть вечной, чистой, бережной, восторженной.

Тоня, первая жена Живаго, несмотря на то, что была очень дорога ему, стала для Юрия скорее близким другом и тихой, надёжной гаванью в жизни. Изначально, в основе их любви, лежала просьба умирающей матери Тони, которая просила их никогда не расставаться.

Влюблённость молодых людей на протяжении всей их совместной жизни, была прочной, смиренной, искренней. Жена, трепетно любившая Юрия, была ему не только опорой в жизни, матерью его сына, но и женщиной, которая, по его мнению, была ему дороже всего на свете.

Юрий тщательно оберегал душевное спокойствие своей жены и мучился невероятно тяжёлым чувством вины из-за того, что находясь рядом с ней, его тянуло к другой женщине.

Этой другой для Живаго стала Лариса Антипова. Роковая любовь к Ларе у доктора была совсем иная. Умиротворённые и размеренные чувства к Тоне дополнила всепоглощающая страсть к Ларисе.

Как будто сама судьба не давала им возможности быть вдалеке друг от друга, постоянно сталкивая их.

Несмотря на то, что они оба состояли в браках, их настолько тянуло друг к другу, что оставалось только смириться и подчиниться этой любовной тяге.

Женские образы в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Любовь всегда сопровождает героев известного писателя Бориса Пастернака.

Поэтому основной темой произведения «Доктор Живаго» стала тема любви, удивительные истории, о которых поведал автор на страницах своего романа.

Все эти удивительные и разные любовные истории происходили с главным героем. В своем романе Пастернак создал различные типы героинь, но основной персонаж только один — Юрий Андреевич Живаго.

Поэтому все любовные истории с разными женщинами сплетаются воедино вокруг него. Известно, что Пастернак вначале задумывал назвать свое произведение иначе. В первой редакции роман назван «Мальчики и девочки».

Причина этого в том, что действие романа начинается с главных героев, представленных женскими образами: Надя, Тоня. А вот другую, вторую часть произведения автор назвал «Девочка из другого круга», в которой и появляется образ совершенно новой героини – Ларисы Гишар.

В конце всего действия, когда роман медленно подходит к заключению, появляется еще один женский образ – Марина Живаго, жена главного героя.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Первой женой Юрия стала Тоня Громенко. Они вместе росли, дружили с раннего детства. Однажды Живаго смог разглядеть в друге девушку, которая оказалась каким-то сложным, непонятным, необъяснимым для него существом.

Юра влюбился, думал, что именно Тоня, такая близкая с детства, родная и хорошо знакомая, предназначена судьбой. Но не только это подтолкнуло молодых людей к браку. Умирающая мать девушки благословила их.

Анна Павловна вселила в них мысль, что они созданы друг для друга, поэтому им нельзя расставаться. Слова женщины, уходившей в другой мир, заставили посмотреть приятелей с детства совсем по-другому друг на друга. И вот тут совсем неожиданно возникло какое-то новое чувство – влюбленность.

Оба испытывали это в первый раз, и это тоже связывало их, соединяло. Но Юрий не эмоционально воспринимал свою жену, он любил ее за те чувства, запахи, которые она была наполнена.

Да, безусловно, он был ей благодарен за то, что она была не только всегда искренне с ним, была тиха, спокойна и чиста, но и оказалась надежной опорой в его жизни. Но к этому прекрасному чувство примешивалось у самого Юрия еще и другое – чувство вины за то, что он любил другую женщину.

Другой женщиной, которую полюбил герой, оказалась Лара Гишар. Воспитанной в скромной и небогатой обстановке, она была чистейшим существом. В жизни ей пришлось совсем нелегко.

Так как она вынуждена была терпеть ласки богача Комаровского, который был груб и нагл. К тому же, она ухаживала за больной и страдающей матерью, а чтобы выжить, давала частные уроки.

Читайте также:  Анализ стихотворения «сон» (м. ю. лермонтов)

Живаго и Лариса встречаются иногда, совершенно случайно, вскользь, практически не замечая друг друга.

Проходит время и жизнь сводит вместе героев на званом ужине.

Символом новой любви становится свеча, горящая каждый вечер в комнате Лары, а Живаго, которому нужно было спастись и укрыться в этой маленькой комнатушке, однажды ее видит и идет на нее. Любовь к Ларе духовна, она спасительна.

Первая близкая встреча и знакомство было интересно, и вызвало у Живаго настоящий шок. Молодая девушка прямо на балу стреляет в надоевшего ей и ненавистного Комаровского.

Но эта любовь должна пройти много испытаний, которые подготовила им судьба. Прежде всего, это страшные и суровые события в стране: гражданская война, перевороты, революция, забастовки.

Да, и их личная жизнь сложна и трудна. Так, Юрий женат, у него есть дети, и он не желает причинить им боль и страдания. Лара также замужем.

Видно, что их соединение обязательно произойдет, так как они тянутся друг к другу.

Каждый раз Лариса предстает перед Живаго по-разному. Она словно похожа на лебедя, а иногда автор сравнивает ее с рябиной.

Такой авторский прием используется, чтобы показать, как необходимы эти люди друг другу, что девушка — это воплощение природы и совершенства. А для Юрия Андреевича Лариса Федоровна — это идеал женственности и красоты.

Трагедию переживает и сама героиня: она надломлена и ее рано и преступно сделали женщиной.

Лариса думает не только о Живаго. Ожидая скорый арест, она старается позаботиться о дочери. И перед читателем открывается ее новый образ: любящая женщина превращается в прекрасную мать. Она выбирает побег с нелюбимым человеком, спасая дочь.

Вернувшись, Лара узнает, что Живаго умер, и она некогда не смогла простить себе этого поступка. Трагично оканчивается ее жизнь: однажды женщина ушла из дома и больше сюда не вернулась, и ее никто не видел.

Можно предположить, что ее арестовали прямо на улице, а умерла она в одном из северных женских концлагерей.

Но в жизни героя была еще одна, третья, женщина. Очередная жена Марина. Покорная и молчаливая, полностью подчинялась Юрию Андреевичу, принимала мужа со всеми странностями, причудами и капризами. Он опускался все ниже, но Марина все терпела и принимала.

И, может быть, в этом состоит ее подвиг, как жены, как любящей женщины. В своем романе Борис Леонидович Пастернак показал три женщины, образы которых он создал совершенно разными. Но их объединяет одно – Юрий Андреевич Живаго.

Они смогли ему подарить самое большое – свою любовь.

Популярные сегодня темы

  • Автор в своем романе делает антитезы сопоставляет такие моменты, например как война и мир, добро и зло, Семью Болконских и Курагиных.
  • Тихий Дон — это обширное произведение, включающее огромное количество действующих лиц, однако особого внимания требует семья Мелиховых — одна из главных, вокруг которой и построен весь сюжет
  • Главный герой комедии – Митрофанушка, молодой человек шестнадцати лет, которому давно пора служить, но он всё ещё находится в своём богатом дворянском доме. Из семьи у него отец, который не смеет и слова плохого сказать про сына

На землях Шотландии когда-то жили пикты. Представители этого народа отличались маленьким ростом и гордым характером. Они умели варить из вереска напиток, который был слаще мёда и крепче вина.

Однажды на рассвете в окрестностях столицы Франции рассказчик проснулся хотя и внезапно, но в прекрасном расположении духа. Он с удовольствием наблюдал за постепенным пробуждением природы

Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Доктор Живаго / Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    «Доктор Живаго» – это очень важный шаг, это большое счастье и удача, какие мне даже и не снились», – так говорил Пастернак о своем творении. Роман «Доктор Живаго» стал ключевым во всем творчестве писателя, и роль его в мировой литературе огромна.
    В произведении поднимаются многие вопросы, как общественного, так и личностного характера. Тема любви – одна из основных в произведении.

    Любовь, по Пастернаку, – божественное чувство, дарованное небесами. Любить по настоящему способны немногие избранные. Нельзя отказываться от этого чувства. Его нужно принимать с благодарностью, несмотря на все земные трудности, которую выпадут на твою долю.
    Любовная коллизия в «Докторе Живаго» во многом автобиографична.

И в жизни самого Пастернака было две женщины, которых он любил всю свою жизнь, любил по-настоящему, но очень по-разному…
    Главным героем романа является Юрий Живаго, представитель русской интеллигенции. Судьба его складывается весьма непросто, так же, как и его отношения с женщинами. Всю свою жизнь герой метался между Ларой Антиповой и Тоней Живаго. Каждую из них он любил по-особому.

Эти две женщины, по моему мнению, очень разные, но при этом обе они были равно дороги главному герою.
    Тоня отличалась простотой и какой-то трогательностью. Эта девушка, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. А как же иначе? Перед самой смертью мать Тони, Анна Ивановна, сказала обоим героям, которых считала своими детьми: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга.

Поженитесь. Вот я и оговорила вас…»
    Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий.

Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».
    Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни. Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной.

Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью – виной за любовь к другой.
    Этой другой стала для Живаго Лариса Федоровна Антипова. Любовь героя к ней – совсем иная.

На протяжении всей жизни Живаго судьба удивительным образом постоянно сталкивает их. Юрий Живаго восхищается Ларой, смелой, дерзкой, любящей. Для него эта женщина является воплощением России. Доктор не может представить своей жизни без Лары: «О как он любил ее! Как она была хороша! Как раз так, как ему всегда думалось, мечталось, как ему было надо! …

той бесподобно простой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом сверху донизу творцом…»
    Герой романа всегда ассоциирует свою возлюбленную с Россией, которая так же противоречива и многогранна.

Чем же является Лара для Юрия Живаго? Она – часть родной земли, которая, так же, как и героиня, «знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть!»
    Вот это и есть Лара. И пусть в минуты сомнения герой «наговорил» об этой женщине, все равно его любовь к ней всепоглощающая.

Чувство героя к Ларе чисто и вечно. Юрий Живаго сознает эту вечность и знает, что бежать от любви невозможно, да и некуда. Такая любовь слишком редка среди людей и дается лишь избранным: «Они любили друг друга не из неизбежности, «не опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим».

    Думаю, эти слова становятся ключевыми для понимания безграничной любви между Ларисой Федоровной и Юрием Живаго. Пастернак в своем романе создает картину удивительных отношений: простых и естественных, с одной стороны, и идеальных, вечных, с другой. Но при всем этом, так любить, как любят друг друга герои романа, способны только исключительные люди.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Доктор Живаго / Тема любви в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Сочинение Тема любви в романе Доктор Живаго Пастернака

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Любовь в романе Доктор Живаго Пастернака

Тема любви в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» раскрыта многогранно, удивительно и противоречиво.

Непростая судьба главного героя Юрия Живаго, интеллигента, принявшего не без некоторых сомнений революцию, усложняется ещё и бурными, запутанными любовными отношениями с его женщинами.

Чувства доктора к своим возлюбленным настолько разнообразны и противоречивы в своих проявлениях, что невольно возникают параллели, позволяющие нам сравнить его любовь с самой революцией. В этом романе автор показывает нам разные грани любви, которая может быть вечной, чистой, бережной, восторженной.

Тоня, первая жена Живаго, несмотря на то, что была очень дорога ему, стала для Юрия скорее близким другом и тихой, надёжной гаванью в жизни. Изначально, в основе их любви, лежала просьба умирающей матери Тони, которая просила их никогда не расставаться.

Влюблённость молодых людей на протяжении всей их совместной жизни, была прочной, смиренной, искренней. Жена, трепетно любившая Юрия, была ему не только опорой в жизни, матерью его сына, но и женщиной, которая, по его мнению, была ему дороже всего на свете.

Юрий тщательно оберегал душевное спокойствие своей жены и мучился невероятно тяжёлым чувством вины из-за того, что находясь рядом с ней, его тянуло к другой женщине.

Этой другой для Живаго стала Лариса Антипова. Роковая любовь к Ларе у доктора была совсем иная. Умиротворённые и размеренные чувства к Тоне дополнила всепоглощающая страсть к Ларисе.

Как будто сама судьба не давала им возможности быть вдалеке друг от друга, постоянно сталкивая их.

Несмотря на то, что они оба состояли в браках, их настолько тянуло друг к другу, что оставалось только смириться и подчиниться этой любовной тяге.

Лариса, с первого взгляда покорившая Юру своей красотой, казалась ему невероятно дерзкой, шалой, смелой. Он восхищён ей и не может себе представить без неё своей жизни. Любовь к этой женщине в романе красочно представлена природным происхождением.

Представ перед главным героем в разных образах рябины или лебедя, Лара является для Живаго самим воплощением природы. А всю полноту, «природную» страсть Юры и Лары, раскрывают её размышления у смертного одра любимого, что: «Они любили друг друга, потому что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья…».

Нельзя сказать, что Живаго, поглощённый новым чувством, стал равнодушен к своей жене, он по-прежнему трепетно любит её, но любовь, которую он испытывает к Ларисе, совсем не такая. Он боготворит своих женщин, но по-разному.

Его тягостные страдания из-за чувства вины перед женой за страсть к другой жене, добавляют трагизма и горести в этот любовный треугольник. С одной стороны любовь – это светлое, чистое чувство, а с другой стороны – это нечто, приносящее тоску и печаль.

Читайте также:  Биография м. а. шолохова: самое главное и основное

А сближение Живаго и ещё одним персонажем романа – Мариной, покорной и всепоглощающей, совсем не упрощает ситуацию.

Любовь Юрия к Марине показывает некое смирение с жизнью, ведь, несмотря на присутствие в его жизни такого количества любимых, пусть и по-разному, женщин, счастье Живаго так и не нашёл.

В этом и заключается трагедия главного героя – сомнения, чувство вины, душевные муки в отношениях с женщинами.

Тема любви.

Значение романа

Однажды «… очнувшись, мы … не вернем утраченной памяти» — эта мысль Б. Пастернака, высказанная на страницах романа, звучит как предупреждение и пророчество.

Случившийся переворот, сопровождавшийся кровопролитием и жестокостью, стал причиной утраты нравственных ценностей и заповедей гуманизма. Это подтверждают последующие в стране события и их анализ.

«Доктор Живаго» же отличается тем, что Борис Пастернак дает свое понимание истории, не навязывая его читателю. В итоге каждый получает возможность увидеть события по-своему и как бы становится его соавтором.

Композиция

Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Творческая история

Первый замысел романа относится еще к 17-18 годам, но серьезную работу Пастернак начал только спустя почти два десятилетия. 1955-м помечено окончание романа, затем были публикация в Италии и присуждение Нобелевской премии, от которой советские власти вынудили опального писателя отказаться. И лишь в 1988-м – роман впервые увидел свет на родине.

Несколько раз менялось название романа: «Свеча горела» — название одного из стихотворений главного героя, «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров». Как отражение одного из аспектов авторского замысла — «Мальчики и девочки».

Они появляются на первых страницах романа, взрослеют, пропускают через себя те события, свидетелями и участниками которых являются.

Подростковое восприятие мира сохраняется и во взрослой жизни, что доказывают мысли, поступки героев и их анализ.

Доктор Живаго — Пастернак внимательно относился к выбору имени — так зовут главного героя. Сначала был Патрикий Живульт. Юрий – скорее всего, Георгий-победоносец.

Фамилию Живаго чаще всего связывают с образом Христа: «Ты есть сын Бога живаго (форма родительного падежа в древнерусском языке)».

В связи с этим в романе возникает идея жертвенности и воскресения, красной нитью проходящая через все произведение.

Образ Живаго

В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго – Пастернак изображает всю его жизнь — в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков.

Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает профессию врача и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии – он начинает писать стихи – и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события.

Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.

Доктор Живаго, так же, как его товарищи, живо реагирует на все происходящее. Он отправляется на фронт, где многое ему кажется бессмысленным и ненужным. Вернувшись, становится свидетелем того, как власть переходит к большевикам.

Сначала герой воспринимает все с восторгом: в его представлении, революция является «великолепной хирургией», которая символизирует саму жизнь, непредсказуемую и стихийную. Однако со временем приходит переосмысление произошедшего.

Нельзя сделать людей счастливыми помимо их желания, это преступно и, по меньшей мере, нелепо – к таким выводам приходит доктор Живаго. Анализ произведения подводит к мысли, что человек, хочет он того или нет, оказывается втянутыми в исторический процесс.

Герой Пастернака в данном случае практически плывет по течению, открыто не протестуя, но и не принимая безоговорочно новой власти. Это-то чаще всего и ставили в упрек автору.

Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может – это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное — провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.

Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно изменить жизнь и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.

Поэтический сборник

«Стихотворения Юрия Живаго» — всего 25 — были написаны Пастернаком в период работы над романом и составляют с ним одно целое. В центре их оказывается человек, попавший в колесо истории и оказывавшийся перед сложным нравственным выбором.

Цикл открывает «Гамлет». Доктор Живаго – анализ показывает, что стихотворение является отражением его внутреннего мира – обращается к Всевышнему с просьбой облегчить назначенную ему участь.

Но не потому, что он испытывает страх — герой готов к борьбе за свободу в окружающем его царстве жестокости и насилия. Это произведение и об известном герое Шекспира, стоящем перед сложным нравственным выбором, и о жестокой участи Иисуса.

Но главное – это стихотворение о личности, которая не терпит зла и насилия и воспринимает происходящее вокруг как трагедию.

Поэтические записи в дневнике соотносятся с различными этапами жизни и душевных переживаний Живаго. Например, анализ стихотворения доктора Живаго «Зимняя ночь».

Антитеза, на которой построено произведение, помогает показать смятение и душевные муки лирического героя, пытающегося определить, что есть добро и зло.

Враждебный мир в его сознании разрушается благодаря теплу и свету горящей свечи, символизирующей трепетный огонь любви и домашнего уюта.

Основная идея

Повествование в произведении ведётся от лица одного из представителей интеллигенции. Пастернак описал все ужасы, которые настигли Россию в ту эпоху. Автор боялся признаться самому себе, что все ужасные события, которые происходят в стране — цикличны и имеют свою закономерность.

Смысл позиции писателя заключается в том, что каждый человек мог противостоять глобальным переменам, но его социальная группа всё равно бы им подверглась. Однако Юрий Живаго сам пал на самое дно и поддался издержкам социального класса. Такое поведение погубило огромное количество людей в то время.

Главная мысль произведения заключается в том, что несмотря на всё происходящее вокруг, человек должен сохранять свои моральные ценности и стараться думать о высоком. Главный герой не смог противостоять натиску и поддался ему.

Он потерял свою работу, семью, отдал женщину другому и полностью поменял образ жизни. Таким образом Пастернак хотел показать, как шаг за шагом человек отдаёт Россию новой силе.

Основная суть

Своё произведение Борис Пастернак посвятил врачу — Юрию Живаго. В самом начале романа перед читателями предстают все этапы его взросления. Сначала идёт описания трудного детства главного героя.

Ему пришлось пережить смерть отца, который покончил с собой чуть ли не на глазах своего сына. После этого мальчик попадает в семью, где его очень любят и оберегают.

Там же он впервые встречает Антонину, которая в последующем станет его женой.

Также параллельно идёт другая сюжетная линия, которая описывает жизнь Ларисы. Девочка росла в семье, где мать была взбалмошной и истеричной, а после смерти мужа завела роман с любовником, который часто навещал их семью. Однако мужчина матери часто проявлял повышенный интерес к само́й девочке, что стало причиной невольного становления Ларисы его любовницей.

Когда только началась Первая мировая война, то Юрий Живаго сразу же отправляется на фронт военным врачом. Там он впервые встречает Ларису, которая становится его помощницей. После возвращения с фронта главный герой видит ужасающую картину: город разграблен, страна признана республиканской, а его семья пытается выжить на последние гроши.

После Октябрьской революции семья Живаго перебирается в город Юрятин. В этот момент может показаться, что жизнь главного героя и его близких наконец-то идёт на улучшение. Однако в этом городе также жила Лариса, с которой у Юрия начинается роман. После этого главного героя насильно вербуют в красный партизанский отряд.

После возвращения с Партизанской войны Юрий Живаго не находит свою семью в Юрятино. Однако там он опять встречает с Ларисой, с которой у них вновь загорается страсть. Вскоре приезжает Комаровский, который умоляет главного героя отпусти Лару с ним, на что тот соглашается.

Спустя много лет после того, как Живаго потерял всё в своей жизни, он умирает в трамвае от сердечного приступа.

Тезисы

  • Человеку сложно жить в эпоху перемен, потому что она вынуждает его подстраиваться под изменяющиеся условия и выходить из зоны комфорта.
  • Перемены осложняют жизнь человека, потому что разрушают мир, к которому он привык.
  • Перемены заставляют нас становиться более гибкими и выносливыми, ведь представляют собой испытания, осложняющие жизнь.
  • Человеку трудно жить в эпоху перемен, потому что никому не нравится пересматривать свои взгляды на мир и переделывать себя, примеряясь к обстоятельствам.
  • Эпоха перемен вносит в жизнь сумятицу и неясность, порождая дискомфорт.
  • Перемены эпохального значения редко бывают положительными. Зачастую они требуют жертв и приносят хаос, ведь только разрушение может очистить пространство для новых всходов.
  • Чтобы кардинально изменить что-то, нужно убрать то, что уже есть, а значит, эпоха перемен усложнит жизнь людям своими разрушениями и «чистками».
  • Изменения требуют от человека усилий, а значит, в любом случае усложнят его жизнь. Само собой ничего не меняется.
  • Изменение всегда подразумевает действие, для которого необходимо усилие. Эпоха перемен требует напряжения воли всех людей, а значит, уж точно осложняет их жизнь.
  • Меняться всегда сложнее, чем оставить все как есть, поэтому эпоха перемен не может пройти легко и бесследно для общества. Все будут задействованы и загружены в этом процессе.

Краткий анализ

Год написания – 1945–1955 годы.История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

Ссылка на основную публикацию