Сочинение: Смысл комедии Д.И. Фонвинзина «Недоросль»

Сочинение: Смысл комедии Д.И. Фонвинзина «Недоросль»

    Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.

), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян. 

    Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» – значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст.

Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, – Митрофану Простакову. 

    В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. 

Обратите внимание

    Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя – Вральман. 

    При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям. 

    Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале.

Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи.

Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами. 

    Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае – Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест.

  • Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову – властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще.
  • Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. 
  • Важно

    Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя.

Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков.

Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене. 

    Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А.С.Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы». 

    Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.

Смысл названия комедии “Недоросль” сочинение

Сочинение: Смысл комедии Д.И. Фонвинзина «Недоросль»

Словарь дает два определения слову “Недоросль”. Первое – “это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу”. Второе – “глуповатый юноша – недоучка”.

Я думаю, что второе значение у этого слова появилось благодаря образу недоросля – Митрофанушки, который создал Фонвизин.

Ведь именно Митрофан олицетворяет обличение полрастающих крепостников, которые с головой погрязли в глупости и невежестве.

Мать, которая потакала всем желаниям своего ребенка – воспитала из Митрофана настоящего эгоиста и деспота, не способного отвечать даже за себя и свои поступки. Уже в детстве Митрофан “проявил себя” как мог. Он не разговаривал, он “лаялся”.

Позволял себе грубо разговаривать н етолько с прислугой, но и с родной матерью. У этого человека, если его можно так назвать, настоящий крысиный характер. Свою старую няну Еремеевну он обзывает “старой хрычовкой”, хотя та все время оберегает его от опасностей, убирает за ним, кормит его.

Митрофан этого уже не замечает. Для него все так и должно быть.

На словах он смелый. ОБидеть кого-то для него – раз плюнуть. Вот на деле он показывает себя совсем с другой стороны. Митрофан жутко труслив и несамостоятелен. Хотя зачем ему быть самостоятельным? Ведь “под рукой” всегда есть мама, няня или учителя.

Митрофан очень корыстный и эгоистичный. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношение к ним Митрофана. Он живет только по такому принципу.

Даже мать н ежалеет он и теряет к ней интерес, лишь только у нее отбирают власть: “Да отвяжись, матушка, как навязалась!”. С этими словами любимый сынотказываетсЯ от матери в тяжелую для нее минуту.

  1. Конечно, мн ежалко героиню Простаковой, но ведь она сама развила и воспиталав Митрофане такое отношение к людям и к себе, в конце концов, она получила то, что заслуживала.
  2. Совет
  3. Я думаю, что именно после выхода комедии “Недоросль в свет, имя Митрофана стало нарицательным.
  4. Теперь “митрофанами” мы можем смело назвать глупого, грубого и ленивого человека, а таких в наше время, к сожалению, тоже немало.

Именно благодаря таким “митрофанам “”Недоросль” остается таким популярным и актуальным и в наше время. Это произведение может заставить нас думать и делать выводы. А не являюсь ли таким человеком и я.

Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Комедия Д.И Фонвизина была написана в 1782 году и совершила настоящий переворот  в драматургии того времени.

Впервые в русской литературе и на сцене были показаны такие важные и актуальные социальные проблемы, как крестьянский вопрос и произвол помещиков, который поддерживался властью на самом высоком уровне. Были обличены пороки дворянства, осмеяно невежество высшего сословия и их детей.

Также, первый раз на русской сцене была правдиво отражена жизнь во всех ее деталях, благодаря чему расширились  рамки классицизма, начали вводится элементы реалистического изображения.

Раскрыть замысел произведения помогает его название. “Недорослями” в 18 веке называли детей дворян, которые еще не получили письменного  документа, удостоверяющего их выучку, т.е. получения образования. Без “венечных памятей”, так назывался этот документ, они не могли поступать на государственную службу, а также вступать в брак.

У Фонвизина слово “Недоросль” приобретает ироничный, насмешливый характер. Так автор называет одного из действующих лиц пьесы – Митрофана. Юноше 16 лет, он, также как и его родители, не видит смысла в получении образования, уроки кажутся ему мукой.

Митрофан не умеет ни читать не писать, хотя, по признанию учителя Цыфиркина, он занимается с мальчиком уже не первый год. Герой предпочитает слоняться по дому, есть или проводить все время на голубятне, т.к. понимает, что его родители – дворяне, помогут устроиться ему в жизни. Так и получается.

Госпожа Простакова, узнав о том, что Софья стала обладательницей большого наследства, сразу же решает выдать ее замуж за своего сына.

Родители Митрофана, а так же его дядя – Тараса Скотинин, также невежественны, необразованны и глупы, как их чадо, поэтому “недорослями”  в некоторой степени можно назвать их всех.

Согласно традициям классицизма, герои комедии статичны, т.е. они наделены определенным набором качеств, характером, жизненными установками, которые не меняются в течение сюжета. Так, персонажи получаются “плоскими”, что позволяет наилучшим образом отобразить некоторые черты.

Всех девствующих лиц можно разделить на три группы, в каждой из которых по три мужских и одному женскому персонажу: отрицательные (господин и госпожа Простаковы, Митрофан и Скотинин), положительные (Стародум, Правдин, Милон и Софья), учителя (Цыфиркин, Вральман, Кутейкин и Еремеевна).

Считается, что свое мировоззрение и взгляд на многие моральные и социальный вопросы, Фонвизин выражает через Стародума, именного его можно назвать центральным персонажем пьесы.

Важное значение имеет имя героя. Стародум – “думающий по-старому”, т.е. его идеалы принадлежат предшествующей эпохе, времени правления Петра Первого.

Стародум критикует двор и правящего монарха (Екатерину Вторую), осуждает ее за многие политические и общественные решения.

Так, например он говорит о том, что именно из-за ее политики люди стали обращать внимание на чин или положение человека в обществе, а не на его личностные качества.

Он осуждает ее за то, что приблизила дворянское сословие к императорскому дому, стала позволять им слишком многое, и закрывать глаза на те зверства и бесчинства, которые начали твориться во многих поместьях.

Известно, что многие дворяне были грубы и жестоки со своими крепостными (это показано на примере госпожи Простаковой). Через Стародума, Фонвизин впервые в русской литературе поднимает тему отмены крепостного права, называя подобную систему рабством.

Недоросль Фонвизина. Суть и смысл

Свою комедию «Недоросль» писал Фонвизин в то время, когда образованию общества   уделялось больше внимания. Просвещение «шагало» в массы. Однако, большинство, не то что простого люда, но и дворян оставались безграмотными. Мало того, многие из них не видели и смысла в этом. Яркими представителя таких людей и являлось семейство Простаковых. Они были безграмотными.

Комедия Фонвизина освещает не только проблемы образования, но и того, как воспитывались дворянские дети в общем. Это воспитание можно назвать «темным».

Название комедии выбрано им неспроста. Недорослями в то время назывались молодые дворяне, не получившие образования. По закону, установленным еще Петром, после окончания обучения, им должны были выдаваться письменные о том свидетельства, без коих они не имели права ни на вступление в брак, ни на службу в армии.

Таковым «недорослем» и является герой комедии Митрофанушка. Мать его засуетилась о его обучении лишь тогда, когда у нее возник план на выгодную женитьбу своего отпрыска. Но то, как проходит это обучение, вызывает только смех. Да и люди обучают его вовсе далекие от науки.

Говорящие в комедии и фамилии героев. А характеры их однозначно просты: госпожой Простаковой и ее братом движет лишь личная выгода, сыну ее и вовсе все равно, что делается. Они далеки и от самого просвещения, и от высоких моральных и нравственных идеалов.

Полной их противоположность являются в комедии Софья, ее дядюшка Стародум и возлюбленный Милон. Это люди, которым присущи высокие чувства, гуманность. В них нет того своенравия, и той глупости, которая присуща Простаковым.

В противопоставлении отрицательных героев положительным Фонвизин показал различия людей, живших по укоренившимся давно уже устоям и людей общества, идущего на смену им. Но, это только начиналось. Еще долго будет старое противостоять новому, благодаря своему упрямству, отрицанию пользы и нужды этих перемен.

Это и показал автор в своей комедии: необходимость перемен и, одновременно с этим, то, как они воспринимаются большей частью людей. В этом и смысл, и суть данного произведения.

Ключевой фразой всей комедии можно назвать слова Стародума о плодах злонравия. В них и выражена автором необходимость самих этих перемен и то, что отсутствие таковых ни к чему хорошему не приведет.

Сочинение: Смысл комедии Д.И. Фонвинзина «Недоросль» Суть и смысл комедии Недоросль Фонвизина

Сейчас читают:

  • Сочинение Остап и Андрий Братья и враги 7, 8 класс
    События, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество
  • Сочинение на тему День рождения друга 2, 4, 5 класс
    Мой друг совсем недавно отмечал свой день рожденья. Я был приглашен на это мероприятие, и время пролетело очень быстро и весело.
  • Сочинение Волгоград – мой город
    Волгоград – это один из лучших городов моей страны, не только потому, что я в нём живу, а ещё и потому, что у моего города богатое и героическое прошлое. Город стоит на одной из самых больших рек мира – Волге.
  • Сочинение Добро (что такаое добро) 15.3 9 класс ОГЭ
    Как часто сегодня можно услышать характеристику «добрый человек»? Довольно редко, потому что люди не совсем точно понимают значения этого качества. Если спросить, что люди подразумевают под словом «добро», то скорее всего
  • Сочинение по картине Саврасова Зима 3 класс
    Художник показывает узкую серпантинную дорогу разделяющую картину на две не равные части. В левой части пейзажа выглядывает лес, который виден на переднем плане из-за нескольких молодых березок у обочины.
  • Сочинение Химки – мой город
    По моему мнению, у каждого человека есть свой любимый и единственный город. Который радует его глаз и греет душу. У всех любимые города разные, вплоть от Москвы до Тольятти. Очень часто любимым городом становится именно,
Читайте также:  Певец прекрасной эпохи

Недоросль смысл названия комедии Фонвизина, сочинение

Произведение Фонвизина называется весьма неординарно. Поэтому объяснить смысл названия Недоросль школьникам оказывается проблематично. Данный вопрос следует рассмотреть более детально, углубившись не только в суть самой комедии, но и в исторические факты.

Смысл названия комедии Недоросль сочинение

В сочинении смысл названия Недоросль объяснить вполне реально. Оно в данном случае обладает символическим значением. Именно в нем скрывается основная идея произведения. Автор указывает на проблемы воспитания и образования, характерные для того времени.

Говоря о том, почему комедия называется Недоросль, стоит отметить, что так ранее называли молодых людей, еще только проходящих обучение, но не получивших его. Соответственно, они еще не успели достичь определенного образовательного уровня.

Главным действующим персонажем в данном произведении является Простаков Митрофанушка. Именно через этого героя автор показывает существующую в то время проблему. Это самый что ни на есть недоросль. Его родители прилагают максимум усилий, чтобы дать сыну хоть какое-то образование, но тот упрямо не хочет учиться.

Разбираясь, почему комедия Фонвизина называется Недоросль, стоит более детально рассмотреть образ главного героя. Он привык к тому, что получает все от своей матери, которая безумно его любит. Она оберегает его от всевозможных невзгод.

Юноша считает, что наука абсолютно бесполезна, он не хочет постигать знания, считая это занятие невероятно скучным.

Ему гораздо интереснее слушать кучера и узнавать от него, как нужно вести себя в светском обществе, чем обучаться тому, что реально необходимо.

Образ Митрофана является собирательным. Под ним подразумевается все молодое поколение того времени. У них нет желания учиться. Это лентяи и невежды, которые ценят исключительно светскую жизнь.

Смысл названия пьесы недоросль кроется именно в образе главного героя. Это умственно и морально отсталый человек. Из-за его тупости кажется, что парню лет намного меньше, чем в действительности.

Он предстает перед читателем в виде избалованного и весьма недалекого ребенка, не ценящего ту заботу, которую в отношении его проявляют родители.

У него нет ни малейшего желания самому что-то делать и брать на себя ответственность за что бы то ни было.

В произведении Недоросль Фонвизин указывает на то, что у молодого человека есть явные способности, он не так глуп, как кажется. Просто юноша не стремиться развиваться и выполнять то, что должен.

Говоря же о том, как можно объяснить смысл названия Недоросль, стоит упомянуть о той обстановке, которая окружает главного персонажа и оказывает явное влияние на него. То, что в обществе появляются такие недоросли, обусловлено ошибками воспитания и недостатками самого образовательного процесса. Здесь показываются и высмеиваются эти негативные черты.

Автор показывает что нужно проводить реформы, изменять образовательную систему. В противном случае вырастить достойных личностей, способных полноценно жить в обществе, попросту не удастся.

Сочинение Смысл названия Недоросль подойдет для учащихся 8 класса.

В чем смысл названия комедии Фонвизина?

Разбираясь, почему комедия называется Недоросль, ответ следует искать в исторических данных. В восемнадцатом веке слово недоросль имело не простонародное, а официальное значение. На государственном уровне так называли всех юношей дворянского происхождения, у которых нет свидетельства об окончании образования. В то время без данного документа невозможно было поступить на службу.

Смысл названия комедии Недоросль достаточно глубокий. Ведь Фонвизин мог назвать свое произведение совсем иначе. Например, Семейство Простаковых или Маменькин сынок. Тем не менее, автор выбрал именно такое название.

С помощью него отражается главная идея всего произведения. Фонвизин хотел таким образом высмеять существующие недостатки образовательного процесса того времени.

Ведь именно из-за них появляется масса других проблем, возникающих в обществе.

Показать все это автору удается через образ главного героя. Пятнадцатилетний юноша очень ленив, при этом глуп и явно избалован. Это самый что ни на есть маменькин сынок, не привыкший самостоятельно решать возникающие проблемы, а также принимать какие бы то ни было решения.

А как вы понимаете смысл названия Недоросль? Как можно объяснить, почему автор выбрал для своей пьесы именно такое название?

Почему Недоросль называется комедией

Жанр данного произведения однозначно комедия. В пьесе отчетливо прослеживаются комедийные элементы. Например, чего только стоит одно сватовство к Софье, которое оказалось неудачным как для Скотинина, так и для Митрофана. Особого внимания также заслуживает похищение этой особы.

Комедийных ситуаций в данном произведении невероятно много. Достаточно лишь вспомнить о сценах обучения главного персонажа и сдачи им экзамена. Также комизм присутствует в репликах Скотинина, когда тот говорит о свиньях.

Стоит при этом отметить, что в произведении присутствуют не только комические ситуации. Автор также применяет обличительную сатиру, с помощью которой ему удается подчеркнуть все недостатки что существовали в то время. Именно благодаря такому подходу Фонвизину удалось ярко осветить проблему и натолкнуть на мысль о необходимости ее решения.

"Недоросль": значение комедии – Фонвизин Д.И. Литература 18 века

Комедия «Недоросль», значение которой очень велико, и смешила зрителей, и учила, и воспитывала их. В «Недоросле» Фонвизин смело выступил на борьбу с общественным «злонравием». Автор смотрел на писателя как на «стража общего блага».

Он указывал как сатирик на те недостатки русской действительности, которые волновали и беспокоили в его эпоху всех передовых, просвещенных людей России.

И проблема воспитания человека и гражданина, и неотложность пересмотра вопроса о крепостном праве, и необходимость борьбы с распущенностью общественных нравов—все это были больные, злободневные задачи времени, поставленные самой жизнью и требовавшие разрешения. Фонвизин разрешал их в духе гуманных, прогрессивных идей.

Комедия его заставляла думать над этими вопросами, будила гуманные чувства, возбуждала негодование против угнетения человеческой личности, толкала к критике деспотизма и самодержавия. Так высокая идейность комедии определила ее важную общественную роль уже в эпоху Фонвизина.

Комедия “Недоросль” значение не утеряла, однако, и в последующие эпохи. Недаром почти через полстолетия после появления комедии Пушкин называл Фонвизина «другом свободы» и писал о «Недоросле», что в нем «сатирик превосходный громил невежество в комедии народной».

Фонвизин хотел обличать людей, а не общественно-политический строй.

Однако нарисованная им картина крепостнического быта была насыщена столь горячим негодованием, что оно прозвучало мощным призывом к освобождению, — и не только к отвлеченно-просветительскому освобождению личности от невежества и бескультурья, но и к конкретно-историческому освобождению народа от его угнетателей. В этом заключалось объективное общественное значение «Недоросля», которое комедия не могла утратить, по меньшей мере, до реформы 1861 г. Фонвизин, «сатиры смелой властелин », был действительно «другом свободы» (Пушкин).

Вместе с тем широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры, острота и важность поставленных проблем возвысили эту комедию как художественный памятник эпохи. «Недоросль» — важнейшая веха в развитии русской литературы, намечавшая в нашей драматургии поиски новых путей.

Формально еще не порывая с классицизмом, используя средства народного фарса и западноевропейской предреволюционной буржуазной драмы, Фонвизин становился «одним из первых наших критических реалистов» (Горький).

Вслед за Новиковым он прокладывал пути художественному реализму Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина (провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин») и Гоголя («Ревизор»).

«Недоросль» был высшим творческим взлетом Фонвизина. После «Недоросля», уже разбитый параличом, Фонвизин пробовали еще писать в драматической форме. Сохранилось несколько попыток этого рода. В частности, дошла до нас еще одна комедия Фонвизина «Выбор гувернера». Но она далеко уступает во всех отношениях не только «Недорослю», но и «Бригадиру».

В истории русской реалистической драмы интересующая нас комедия занимает чрезвычайно почетное место. Она, во-первых, родоначальница обличительно-реалистической русской драмы, во-вторых, лучшая русская комедия XVIII века. Живые образы комедии «Недоросль» были первыми яркими опытами реализма в русской драматургии.

Из всех пьес XVIII века недаром только она прочно держится на сцене нашего театра. «Недоросль» открывает собой блестящий ряд комедий, вошедших в золотой фонд русского театра. За «Недорослем» у нас появились «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, многочисленные комедии Островского.

Фонвизин — Грибоедов — Гоголь — Островский — таков основной путь русской комедии XIX века.

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. М.: “Грамотей”, 2006

Смысл и суть комедии Недоросль Фонвизина

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Суть и смысл произведения Недоросль

Пьеса «Недоросль» является одним из ключевых произведений в творчестве Д.И. Фонвизина.

Сюжет, написанный в эпоху классицизма, не утрачивает актуальности и по сей день — ведь даже в наше время, когда, казалось бы, следует уже полностью избавиться от невоспитанности, безнравственности и глупости, эти пороки продолжают культивироваться в обществе с новой силой.

Автор «Недоросля» стремится показать, что воспитание подрастающего поколения должно проводиться только через высокие идеалы и правильные моральные постулаты.

Доносится эта мысль через противопоставление — существует целый набор персонажей (объединённых фамилией «Скотинины» — здесь налицо т.н. «говорящие фамилии», с помощью которых читатель уже может определить черты характера многих персонажей), которым чужды положительные качества.

Для Митрофана, Простаковой и Скотинина становится важной только финансовая часть брака — в то время как сама Софья понимает, что она никогда не будет счастлива в замужестве ни со Скотининым, ни с Митрофаном.

Ей по душе Милон, её возлюбленный, и если бы не вмешательство Стародума, приходящегося Софии дядей, то велика была бы вероятность получить пару, в которой сама девушка вскорости сошла бы с ума.

Обличение пороков «Скотининых» происходит через сцены жизни и реплики. В то же время остальная (просвещённая) часть персонажей помогает ещё больше обозначить негативные качества героев «Недоросли».

И хотя сами Простаковы принадлежат к дворянству, которое обязано демонстрировать самые лучшие человеческие качества, их мозг уже настроен на желание удовлетворять только самые низменные потребности. Эти люди не должны быть ответственны за чужие судьбы — и уж тем более не могут каким-то образом осуждать и критиковать других людей.

Но сама Простакова только и делает, что отпускает советы — в этом и заключается её невежественность: не понимая причины событий, тем не менее, на всё иметь свою точку зрения. Для Митрофана уготована такая же судьба — он и наследник, и преемник.

Но если бы каждый такой «недоросль» смог получить достойное образование, то вся Россия смогла бы измениться к лучшему. И сам Д.И. Фонвизин выражает надежду, что страну всё ещё можно реформировать — если начать с воспитания подрастающего поколения.

Сочинение 3

Смысл и суть тут можно одним словом обозначить – названием! И нельзя сказать, что этот недоросль главный герой, но вокруг него всё крутится. И ведь только из текста мы понимаем, что слово это в плохом смысле использовано.

Если б называлось произведение «Простушка», а речь там шла не о милой девушке, а о той, кто по своей простоте делает другим гадости, то был бы похожий эффект. Сам по себе недоросль означает, что человек до чего-то не дорос, ничего плохого в этом нет, в принципе.

Читайте также:  Тема родины в творчестве Лермонтова

Но тут дело в том, что он не дорос, а считает, будто имеет право на всё. Так себя и ведёт!

Суть в этом как раз и заключается! А смысл ещё и в том, что такое поведение будет наказано. Вообще, все вредные персонажи наказаны, добро торжествует! Мамаша его (жестокая к своим крепостным) тоже за свои поступки получает наказание.

Но я думаю, что самое страшное ей наказание, что её обожаемый сын, в которого она столько вложила энергии, сил и времени, готов от неё при первой опасности отказаться. То есть он её практически предаёт! Такое воспитание сделало из него эгоиста. Он думает только о своем благе.

Хочет только брать от мира, ничего не отдавать взамен. Не хочет усилий прикладывать. Думает Митрофанушка, что мамины деньги (или уж папины) его всегда выручат. Репетиторы ему оценки хорошие будут ставить просто так. Связи помогут жену найти… Но он не прав! Для всего этого нет прочного основания.

Чуть его проверить, так он ничего не знает. Доброго ничего не делает, талантов у него тоже нет. И друзей, конечно, нету, всех своим эгоизмом против себя настроил.

  Характеристика Костылева в пьесе На дне Горького и его образ

Есть в произведении мысль о том, что нельзя так воспитывать детей. Может быть, из Митрофана получился бы хороший человек. Никто ведь не вспоминает, что он был злым мальчишкой. А если и был, то у детей это бывает.

За ним, всё-таки, стоит его мамочка, которая мужа не уважает, портит их сына своим обожанием. Митрофан рад только поесть… Это она внушила ему мысль о его исключительности, которая ни на чем не основана. Такое бывает, но обычно такие люди сталкиваются в итоге с реальностью.

Оказывается, что они не такие уж классные, как для своих мам. Но избалованные люди всё же не агрессивны к другим так, как Митрофанушка. Он мог бы думать о себе прекрасном, что угодно.

Столкнулся бы с реальностью, убедившись, что ничего не знает… Но он ведь выпендривается, верит в своё право другими командовать.

Это очень педагогическое и моральное произведение!

Объяснение сюжета

Смысл комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина заключается в высмеивании невежества. Автор акцентировал внимание на важности воспитания. Митрофан вырос глупым, ленивым, невежественным. Его мать считает, что образование — не главное в жизни. Простакова больше всего ценит власть и деньги.

Митрофан многое позаимствовал из поведения матери. Он позволяет себе неуважительно относиться к окружающим. Юноша смелый только на словах, но на деле не может самостоятельно принять решение. Митрофан не готов вступить во взрослую жизнь из-за своей необразованности и моральной незрелости.

Смысл «Недоросля» Д. И. Фонвизина остается актуальным. Родители забывают, что они являются примером для своих детей. Ребенку нужно прививать правильные нравственные ценности. Важность родительского участия Фонвизин показал на примере Простаковой и ее сына.

Важно! Одна из тем сочинения — «Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»». В 18 веке так называли несовершеннолетних дворян. После выхода пьесы, это слово стало нарицательным. Так стали называть глупых, невежественных юношей.

Суть комедии Недоросль

Пьеса «Недоросль» написал Фонвизин. Хоть комедия и веселая, она несет, глубокий смыл. Сюжет произведения актуален до сих пор, в наши дни тоже встречаются невоспитанные, безнравственные и глупые люди

Автор в этом произведение хочет показать, что детей надо воспитывать на идеалах и морали. В произведение много говорящих фамилий – Скотинины, Простаковы.

От фамилии делается вывод, какие это люди, у них нет положительных качеств. Для людей с такими фамилиями важны были деньги.

И если бы в судьбу главной героини не вмешался её дядя, Милон, то от брака, что со Скотининым, что с Простаковым, Софья скоро бы сошла с ума.

Суть всей пьесы заключается в осуждении воспитания. Если ты не воспитан и невежествен, то положение в обществе не поможет, стать нормальным человеком. Такой человек не может влиять на жизнь окружающих людей. Образ жизни Митрофанушки, который берет от жизни все, а взамен ничего не дает разрушителен. Такая жизнь ведет к перерождению норм морали.

Смысл произведения заключен в его названии. Хоть недоросль и не является главным героям, но действие всей пьесы вертится вокруг него. Читая произведение можно понять, что слово недоросль использовано в негативном смысле.

В самом слове недоросль ничего плохого нет, оно означает, что человек маленький и просто не повзрослел для какой – то деятельности. А в произведение показан человек, который вырос, но в мыслях остался ещё ребенком. Но в итоге поведение его наказано. В принципе все вредные герои наказаны.

Результатом воспитания недоросля стал его эгоизм, он готов отказаться о матери при первой опасности.

Пьесу можно воспринимать, как пьеса воспитания. Основная мысль пьесы, противопоставление взглядов, одни – новые прогрессивные, другие – устаревшие. Писатель говорит о том, что взгляды надо менять старому дворянству, если этого не сделать, то в России будут появляться такие недоросли, как в произведении.

В произведении прослеживается мысль о том, что детей нельзя так воспитывать. Если бы Митрофана воспитывали по-другому, то из него мог получиться хороший человек.

Сейчас за ним стоит его мамаша, которая не уважает мужа, обижает прислугу и портит своего сына своим чрезмерным обожанием. Ему было внушено, что он идеален.

А столкнувшись с реальностью, понимает, что он не такой хороший, как ему говорили.

Своим произведением писатель пытается показать, что детям надо давать правильное, высоконравственное воспитание. Только в этом случае ребенок сможет стать достойным членом общества.

Идея произведения

Основная мысль «Недоросль» и идея комедии похожи между собой, они выражают антикрепостнические идеалы. В своей пьесе автор осуждает в дворянском обществе:

  • безнравственность;
  • глупость;
  • жестокость;
  • жадность.

  Сочинение рассуждение на тему моя профессия автомеханик

В авторской комедии Фонвизин смог затронуть все недостатки дворян старого поколения, и все то невежество, что тогда существовало в российском обществе.

Заканчивая пьесу, Фонвизин показал читателям, как он представляет себе победу над дворянством благодаря гуманности и справедливости закона в лице Правдина.

Вся деревня перешла под его защиту, он противник крепостных идей и отныне Простаковой запрещается доставать крепостных крестьян.

Правдин самолично расплачивается с учителями, как они того заслужили. Читатель комедии видит, что закон восторжествовал не по всей России, а только в этой деревне.

Высшие чины все еще находятся под Скотининами и Простаковами, то есть представителями морали помещиков. Они готовы на все ради собственной выгоды: лгать семье или льстить незнакомцу.

Главная идея Недоросля

На протяжении всей комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема дворянского образования. Желая сэкономить, дворяне нанимают неграмотных учителей, которые ничему не могут научить их детей.

Да и образованием они вовсе не занимались, получали деньги за времяпрепровождение с детьми. Автор показывает, что Россия начинает попросту деградировать, нанимая иностранных «учителей».

Это показывает нам, что не всё заграничное, введённое в страну, хорошо сказывается на народе.

Никто из Простаковых не имел должного образования. Митрофанушка полностью копирует поведение своих домочадцев, поэтому его мать не понимает отношения к себе и к окружающему.

Она просто не понимает, что от воспитания, полученного в семье, зависит дальнейший взгляд на мир ребёнка.

Таким образом в произведении раскрывается семейный конфликт, указывающий на то, что воспитание и образование очень важно для людей.

Идея комедии тесно переплетена с её темой. Идея заключается в том, что не нужно экономить на образовании, нельзя пускать ребёнка на самотёк.

Всегда надо искать хорошего преподавателя, дабы он давал знания, а не отсиживал положенный ему час.

Родителям необходимо уделять огромное количество времени своему ребёнку, объясняя ему, что такое хорошо и плохо, как вести себя с взрослыми и сверстниками, как правильно расставлять свои приоритеты.

Писать осуждает такое образование в России. Он надеется на то, что будут проведены соответствующие реформы по исправлению таких ошибок. Надо убирать неграмотных учителей, которые сами ещё учиться не закончили.

Фонвизина хочет сказать нам, что нужна образовательная реформа, чтобы поднять страну на новый уровень. Тогда у каждого человека будет понимание того, как относиться к людям, они будут гуманными, образованными.

Из них найдутся те люди, которые будут делать невероятные открытия на благо Родины.

Митрофанушка

Сын Простаковой Митрофанушка – тот самый недоросль, который дал заглавие произведению. Он глуп и невежественен, он не хочет учиться, хочет скорее жениться. Все, что связано с обучением, нравственностью, интересом к знаниям для него лишь скука и бессмыслица.

Он не привык жить по своим интересам, все за него решает мать. И он в свою очередь ожидает указаний и решений от нее, совершенно не имея собственного мнения. Он – бестолковый человек, из которого не вырастет ничего дельного.

Каким человеком он может стать? Невежественным, глупым, возможно жестоким.

Жанр, сюжет, композиция

Замечание 2

Комедия «Недоросль» создавалась в рамках правил классицизма. Однако жизненная достоверность персонажей обусловила возникновение нового типа комедии – реалистической.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 420 ₽ Реферат Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 260 ₽ Контрольная работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сатира и публицистика питают обличительный пафос содержания произведения. Сатира наполняет все сцены, где изображается жизненный уклад семейства Простаковой.

Сюжет комедии несложен. Фонвизин положил в основу сюжета конфликт общественно-политической жизни 70-начала 80-х годов 18 века. Это борьба с крепостницей Простаковой и лишение ее права владения поместьем.

В комедии одновременно присутствуют и другие сюжетные линии, не являющиеся основными. Это борьба Скотинина, Простаковой и Милона за Софью и соединение влюбленных друг в друга Милона и Софьи.

  Отношение между героями повести Карамзина «Бедная Лиза»

«Недоросль» — это комедия в пяти действиях. Действие событий происходит в поместье Простаковых.

Большая часть драматического действия в произведении посвящена проблеме воспитания: это и сцены, в которых происходит учение Митрофана, и основная часть нравоучений Стародума. Сцена экзамена Митрофана является кульминационным моментом в разработке темы воспитания.

Сила обличительного сарказма, заключенного в этой сатирической картине, является приговором системе воспитания Скотининых и Простаковых. Художественное своеобразие и язык произведения

Увлекательный сюжет, остроумные реплики и смелые положения, разговорная речь персонажей, насмешка над плодами французского просвещения, сатира на русское дворянское общество было новым и чрезвычайно привлекательным.

Театр стал средством социальной публично сатиры и требовал понятных персонажей и понятного языка, требовал актуальных проблем и узнаваемых коллизий. Все это есть в комедии «Недоросль», которая актуальна и сегодня.

Фонвизин, верно понимая драму как искусство слова и рассматривая ее как зеркало общества и человека, создал язык отечественной драмы. Он не считал этот язык окончательным и идеальным.

Писатель, являвшийся членом Российской академии, серьезно занимался изучением современного ему языка и совершенствованием. Писатель мастерски выстраивает языковые характеристики героев своего произведения.

Это и оскорбительные, грубые слова в речи Простаковой, и словечки солдата Цыфиркина, характерные для военного быта, и ломаная речь Вральмана, и славянские слова семинариста Кутейкина, и благородная речь Софьи, Правдина и Стародума.

Выражения из комедии «Недоросль» стали крылатыми, например «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и т.д. А имя Митрофанушки еще при жизни Фонвизина стало нарицательным, обозначая невежду и лентяя.

Готовые сочинения по комедии "Недоросль" для 8 и 9 класса

 «Недоросль» — это комедийная пьеса, которую Денис Иванович Фонвизин написал в 1781 году (впервые опубликована она была на два года позже). Она рассказывает о жизни людей, относящихся к разным социальным слоям в VIII веке.

Читайте также:  Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении ????

В произведении есть прямолинейная социально-политическая проблематика, в которой осуждается образ жизни различных представителей дворянства, а также яркие персонажи, которых можно четко разделить на положительных и отрицательных. Определить, «кто есть кто», читателю помогают говорящие фамилии и имена.

Ниже представлено несколько сочинений, охватывающих тему основной проблематики пьесы «Недоросль» и характеристики главных персонажей. Это полезная информация для школьников 9-11ых классов, которую можно использовать в написании экзаменационных работ по русскому языке и литературе.

Жизненно важные вопросы в пьесе

В комедии «Недоросль» затронута жизненно важная тема о необходимости образования.

Действие происходит в период правления Петра I (его еще называют «Петровской эпохой»), когда царь стал активно проводить реформу образования, направленную на просвещение дворянства.

Согласно политикев того времени, государству были необходимы помощники и надежная опора в лице дворян, а не бессердечные и высокомерные невежды.

Также в «Недоросле» рассматривается проблема разницы социальных слоев, которая актуальна и для нас сейчас. Фонзивин ярко показывает взаимоотношения богатых и бедных на примере дворян и крестьян.

В то время как дворяне самоутверждаются за счет своего врожденного положения (несмотря даже на малое состояние и невысокий уровень образования), крестьяне готовы даже за гроши сделать все, что им угодить.

В современном мире такое взаимодействие может происходить у работодателей (или «маленьких начальников») и работников.

Еще один важный вопрос, которому уделено внимание в пьесе – это нравственность человека. Автор на примере четкого разделения героев на положительных и отрицательных.

Среди персонажей присутствуют люди с говорящими фамилиями и именами Стародум, Софья, Правдин: они демонстрируют ценность таких качеств, как честность, благородство, воинская храбрость и умение нести ответственность за свои поступки.

Воспитание и образование в комедии

Тема образования и воспитания молодого поколения является центральной в произведении Дениса Фонвизина «Недоросль». Автор открыто говорит о том, что провинциальное дворянство не отличается высоким уровнем грамотности и эрудиции, и это делает его бесполезным в глазах общества.

Сам недоросль – Митрофанушка, в пьесе демонстрирует все негативные качества провинциальных дворян. У него отсутствует интерес к обучению («Не хочу учиться, а хочу жениться!»), нет благородных целей в жизни, он хочет получить богатство просто так, взяв в жены богатую наследницу. Желания как-то работать самому, приносить пользу стране и окружающим людям Митрофан не испытывает никакого.

Такое поведение Митрофанушки во многом является плодами воспитания его родителей. Госпожа Простакова передает сыну свои худшие качества: высокомерие, жестокость и лицемерие. От своего отца, «маленького человека», Митрофан также усваивает, что его дворянское положение – самая важная привилегия, оправдывающая любой образ жизни.

В финале Митрофан ярко демонстрирует, что он четко усвоил жесткие уроки, которые преподавали ему родители.

Он хладнокровно отворачивается от своей матери, демонстрируя эгоизм и отсутствие привязанности к собственной родне.

На примере такого поступка автор показывает, что жестокость порождает жестокость, а отсутствие образования приводит к тому, что человек не может найти достойного места в жизни.

Характеристика Митрофана

Митрофан Простаков – главный герой в пьесе «Недоросль». Он дворянин, которому всю жизнь внушали, что его социальное положение – это самое важное. Пользуясь своими привилегиями, Митрофан не задумывается, какую пользу он может приносить, и живет в свое удовольствие.

Главная черта, которая сопровождает все поступки Митрофана – недобросовестность. Она поражает все его чувства и желания, поэтому молодой дворянин уверен, что сможет получить билет в лучшую жизнь, просто женившись на Софье. Он не образован, и, соответственно, не интересен девушке, но собственное высокомерие на дает Митрофану понять, почему он не вызывает к себе симпатии.

От матери главный герой унаследовал худшие человеческие качества – малодушие, алчность, лень и жестокость.

На протяжении всей пьесы Митрофан демонстрирует их в разных ситуациях, проявляя нежелание к учебе, невнимательность к желаниям Софьи и жестокость по отношению к слугам.

В финале пьесы он даже отворачивается от собственной матери, что еще раз показывает его равнодушие к окружающим людям.

Обличение крепостного права в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

В своей пьесе Д. И. Фонвизин поднимает тему бесчеловечного отношения к рабскому положению крестьян. Автор относился к одному из тех писателей, которые были недовольны расцветом крепостного права в России, и осуждали дворян, которые позволяли себе плохо распоряжаться жизнью, здоровьем и трудом своих рабов.

На примере Простаковых Фонвизин показывает, как мало значили крестьяне для необразованных и жадных дворян. Они позволяли себе оскорбления, сравнения со свиньями и пренебрежительное отношение к людям, которые родились в другом социальном положении. На примере таких сцен автор изображал человеческие пороки: алчность, стремление утвердиться за счет других, жестокость и невоспитанность.

Пример семьи Простаковых обличает провинциальное дворянство, которое не приносило пользу государству, а только потребляло блага, произведенные их крепостными крестьянами. В тоже время, жизнь самих крестьян никак не ценилась, и господа позволяли себе жестокость и зверства по отношению к ним. Такое поведение Фонвизин считает бесчеловечным и осуждает в своем произведении.

Образы учителей Митрофана

На становление личности Митрофана во многом оказали влияние его учителя. Всего в пьесе показывается три преподавателя юного дворянина, ни один из которых на самом деле не внес вклада в повышение эрудиции Митрофана.

В образовании недоросля, в основном, участвовали три человека:

  1. Пафнутьевич ЦыфиркинКогда-то солдат армии, а теперь преподаватель «арихметики». Не может по-настоящему обучить Митрофана, но отдает себе в этом отчет и не берет денег за свои услуги. Трудолюбив и искренне старается быть хорошим наставником, но так и не справляется с этим.
  2. Сидорович КутейкинОбучался в духовной семинарии, но так и не закончил ее. Обучает Митрофана русскому и церковнославянскому языку, но не достигает успеха. Часто искажает смысл прочитанных Митрофану книг. Очень жаден и берет деньги за «обучение», но не лишен таких положительных качеств, как сочувствие и понимание.
  3. Адам Адамович ВральманБезответственный немец, который обучал Митрофана французскому языку. Когда-то был кучером на службе у Стародума, но решил стать учителем после того, как лишился работы. Понимает, что неспособен дать недорослю образование, но не хочет ничего исправлять, поэтому просто поддерживает праздный образ жизни Митрофана и пользуется невежеством его матери.

Каждый из них показан недалеким, но не злым человеком. Несмотря на некоторую жадность и высокомерие, учителей Митрофана нельзя назвать сугубо отрицательными персонажами, хоть они и помогли вырастить избалованного и необразованного человека.

Главные герои

В пьесе «Недоросль» все герои делятся на положительных и отрицательных. Автор даже дает им «говорящие» имена и фамилии, которые так или иначе отражают их характеры и ценности.

К положительным персонажам относятся:

  1. Государственный чиновник ПравдинУ него есть важная задача – понаблюдать за дворянской семьей Простаковых и определить, нет ли в них нарушений.
  2. Богатый помещик СтародумДядя Софьи. Мудрый и справедливый человек, имеющий прогрессивные взгляды на развитие общество. Является резонером пьесы (от его лица говорит сам автор).
  3. Племянница Стародума СофьяДобрая и образованная девушка, которая восхищается идеями своего дяди. Осталась сиротой и жила в семье Простаковых.
  4. Офицер МилонЧестный человек, возлюбленный Софьи. Помогает ей на протяжении пьесы и рад возможности познакомиться со Стародумом.

Отрицательные персонажи «Недоросля»:

  1. Вся семья ПростаковыхДворяне, но не имеют хорошего уровня образования. Считают, что деньги – это самое важное в жизни, позволяют себе неуважительное и даже зверское отношение к подчиненным.
  2. Митрофан (или Митрофанушка)Ссын в семействе Простаковых. Он и есть недоросль (необразованный и избалованный молодой человек, который видит жизнь только в удовольствиях и бесполезен для общества).
  3. Учителя МитрофанаКолоритные персонажи Сидорович Кутейкин, Пафнутьевич Цыфиркин и Адам Адамович Вральман, которые возомнили себя одаренными преподавателями. На самом деле не могут ничему научить и только развращают сознание молодого человека. Кутейкин даже берет незаслуженную оплату за свое «обучение» Митрофана.
  4. Тарас Скотинин Брат Госпожи Простаковой, алчный и жесткий человек. Хочет жениться на Софье.

На протяжении всей пьесы показано, как сталкиваются интересы героев, и происходит борьба за честность и справедливость.

Создание произведения

Денис Иванович Фонвизин решил написать сатирическую пьесу после того, как в 1778 году вернулся из Франции.

Там он изучал местную философию и юриспруденцию, наблюдал за социальной жизнью общества и сравнивал со своей родиной.

Вернувшись, он приступил к созданию пьесы, в которой высмеивал необразованность, алчность и бесполезность дворянства (или отдельных его представителей). Работа над «Недорослем» заняла около трех лет.

Несмотря на то, что во время первых публикаций пьеса была подвергнута жесткой цензуре, со временем она заняла очень важное место во всей русской литературе. Она входит в образовательную программу для каждого российского поколения. Даже сам Николай Гоголь во время своего обучения участвовал в постановке спектакля, где играл госпожу Простакову. 

Сюжет пьесы

Сюжет комедии «Недоросль» строится вокруг семьи Простаковых, в которой души не чают в молодом сыне Митрофане. Тот, в свою очередь, в юный возраст вступает ленивым, избалованным и жестоким человеком, который уверен, что все жизненные блага он получит в жизни просто за счет своего социального статуса.

В семье Простаковых проживает девушка Софья, которая рано осталась сиротой. Она не подвергается влиянию окружающих ее людей и вырастает добрым и начитанным человеком с разносторонними интересами. По ходу пьесы выясняется, что она является богатой наследницей своего мудрого дяди Стародума, который хочет увести девушку в Москву.

Госпожа Простакова не хочет упускать из рук такую возможность и настаивает на том, чтобы Митрофан женился на Софье и получил ее богатство. Стать женихом состоятельной невесты также хочет и брат Простаковой, Тарас Скотинин. Однако сама Софья уже имеет возлюбленного и планы на жизнь, не связанные с алчной семьей Простаковых.

Суть и смысл комедии «Недоросль»

В своей пьесе Денис Фонвизин рассказывает о том, как важно просвещение в жизни людей всех социальных статусов. Образование способствует благородству ума, что напрочь отсутствует у семьи Простаковых.

Также Фонвизин обличает пороки человека, который стремится утвердиться за счет своего социального статуса. Он показывает, к чему приводит алчность, жестокость, невоспитанность и недобросовестность в делах.

Идеи самого автора в пьесе высказывает персонаж Стародум, который недоволен укладом общества и провинциального дворянства.

Он считает, что дворян следовало бы постигать науку и учиться уважать всех, даже своих слуг, а не проводить дни в бесцельном унижении крестьян и развращающих сознание развлечениях.

Развязка сюжета

В финале пьесы госпожа Простакова решает похитить Софью против ее воли, чтобы обвенчать ее со своим сыном-недорослем Митрофаном. Их планам мешает Стародум и Милон, возлюбленный девушки, который делает ей предложение и получает согласие.

После своего провала госпожа Простакова расстраивается, но находит утешение в сыне.

Эгоистичный Митрофан, который напрочь лишен сочувствия и любви к своей семье, отвечает матери грубостью и собирается покинуть дом, чтобы поступить на военную службу.

Он хладнокровно оставляет родителей, а у читателя появляется надежда, что служба сможет со временем повлиять на его характер и даст шанс на пробуждение лучших человеческих качеств.

Сочинение по комедии «Недоросль» — это возможность для школьника рассказать о своем мнении относительно необходимости образования, взаимоотношений с разными социальными группами, и, конечно, важности нравственных установок. В своей работе ученик может подумать о том, как жизни помогает высокий уровень эрудиции и грамотности, как важно иметь четкие представления о морали, и почему слепая погоня за деньгами не приводит к успеху.

Ссылка на основную публикацию