Сочинение: Признаки романтизма и реализма в произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени»

Одним из главных открытий М.Ю. Лермонтова является образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени», который много раз в своём журнале говорит о своей двойственности. Обычно такая черта является результатом влияния среды дворян и светского воспитания. Но, скорее всего, в данном случае образ Печорина – сочетание отпечатка природного и общественного.

Значит, в изображении героя есть как реализм (влияние социума на характер), так и романтизм (влияние природы, индивидуальности)

Печорин чувствует в себе две стороны личности: мыслящую и действующую. Это и есть проявление двойственности, характерной в романтическом жанре литературы.

Герои романа и весь роман в целом имеют целью раскрытие образа главного героя – Печорина. Это тоже признак романтизма, где выделен один персонаж. Также вокруг него строится композиция произведения.

Этим образом пронизан весь роман, объединённый в единое целое. Печорин изображён как уникальный человек, имеющий великий ум, стремлением к свободе, амбиции.

Поэтому этого героя можно считать романтическим героем.

Но в то же время Печорин – образ, олицетворяющий дворянскую интеллигенцию начала девятнадцатого века. Выходит, что он ещё и реалистический герой.

Печорин не лишён доброты: у Лиговских ему стало жалко Веру. Окончательное свидание с Мери захватило его настолько сильно, что он упал бы к её ногам. Григорий Александрович бросился в дом убийцы Вулича, подвергнув свою жизнь риску.

Однако же в повести «Бэла» он открывается как эгоист, холодный человек. Крадёт Бэлу, не думая, что забирает её из родного дома. Такое действие можно объяснить только глубокой любовью, которой у Печорина, конечно же, нет.

Ему безразличны чувства других, главное, чтоб не было скучно.

Но Лермонтов даёт читателю увидеть своего героя и с другой стороны – глазами автора. Именно в «Тамани» открывается весь духовный мир Печорина. Его привлекает свобода, которую воплощают в себе Ундина, Янко, слепой мальчик, которые живут вне закона. Однако Михаил Юрьевич не одобряет этих персонажей, как в романтизме, а показывает их реальную суть.

Во всей красе открывается характер Печорина в повести «Княжна мери». Повествование ведётся от лица героя. Нам представлено не просто события, а оценка поступков персонажа. Печорин разрушил отношения Грушницкого и Мери, после убивает его на дуэли. Пишет о заманчивости владения другим человеком, но не думает, имеет ли он на это право.

В завершающей роман главе «Фаталист» Печорин думает о вере и безбожии. Он, лишённый связи с богом, потерял основное – духовные ценности. Победив в борьбе с убийцей, наш герой впервые начинает действовать на общее благо. Так автор показывает шанс осознанных действий Печорина.

Лермонтов использует черты романтизма и реализма в романе, которые проявляются в образах персонажей, сюжетной линии, композиции, где олицетворение главной идеи романа – Печорин.

В произведении отдельные средства, характерные для романтической литературы, довольно точно подходят для использования в литературе реалистической. Так, двойственность отображает психологический портрет Печорина, как и пейзаж и портрет.

Сочинение по роману "Герой нашего времени" на тему: Романтизм и реализм в романе

Сочинение на тему: “Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»”

Лермонтов отталкивается от романтических моделей, сохраняя верность своему поэтическому миру. Романтическое начало выражается в том, что в центре главный герой и его мир близок авторскому (герой как alter ego автора).

Темы романа — смысл жизни, судьба и предопределение, одиночество героя и его конфликт со средой. Важны «байронические», демонические черты в характере и портрете Печорина, его соотносимость с лирическим героем Лермонтова.

Разочарование в себе и в людях, странствия, экзотическая среда, Кавказ, мир разбойников- контрабандистов, обращение к некоторым фольклорным мотивам — это тоже романтические компоненты.

Но, отталкиваясь от романтических традиций, Лермонтов выполняет и реалистическую установку: показать образ эпохи, дать углубленный психологический анализ внутреннего мира человека эпохи романтизма, показать обусловленность характера социально-историческими факторами.

В романе изображены различные социальные типы.

Печорин дает «классификацию» представителей «водяного общества»; представлены разные типы дворянства — от высшей аристократии до светской черни: офицерство, женские типы, Грушницкий — провинциал, Вернер — доктор, игрок; представлены этнические меньшинства (горцы, с их бытом и нравами); представители низших слоев населения — контрабандисты; казаки; Настя — дочка урядника в повести «Фаталист» и др. В целом воссоздается объемная картину русского общества, в которой есть место и антитезе (верхи — низы, русский дворянский официальный круг — инородцы, люди другой культуры), поскольку само место действия выбрано характерное — граница Европы и Азии. Этим роман отличается от прежних «энциклопедий русской жизни» (Грибоедов делал свой анатомический срез на материале Москвы, Пушкин оставался в основном в пределах средней полосы).

Самостоятельным социально-психологическим типом является сам «герой» своего времени Печорин, глубокий анализ внутреннего мира которого составляет цель и смысл романа.

При этом лермонтовский психологизм — наследие романтической школы, это проявляется как в приемах исследования внутреннего мира, наблюдения за душевными движениями противоречивой натуры, так и в той концепции человека, которая складывается в результате.  

В повестях «Бэла» и «Тамань» показана несостоятельность, нереалистичность романтической идеи бегства в природу или в экзотическую культуру, к полудиким, нецивилизованным народам: в обоих случаях Печорин терпит неудачу и не догадывается о причинах ее и о сути происходящего по причине ограниченности своего взгляда через призму романтических установок. В повести «Княжна Мери» интрига насыщена глубоким психологическим содержанием. Заметно влияние психологических романов Бальзака. Интрига психологически усложнена, она не просто придает интерес чтению (как в дореалистическом романе), а обнаруживает в себе сложную философскую перспективу, «будит мысль».

Ирония по отношению к романтизму, который стал модой и нашел массу подражателей, пронизывает весь роман, доходя до степени пародийности. Печорин издевается над Грушницким, который действительно выглядит комично.

В пейзажах прослеживаются пародийно-полемические отсылки к Бестужеву-Марлинскому. Истинный же романтизм, которому оставался верен Лермонтов, стал для него мостом к психологическому реализму (Достоевский, Толстой).

Сочинение Черты реализма в романе Герой нашего времени Лермонтова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Черты реализма в романе Герой нашего времени

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом.

Он является своеобразным переходом между данными направлениями, поэтому, конечно же, уже содержит в себе черты реализма. Отражается это уже в самой форме романа, так как он написан в форме путевых заметок. Она позволяет с точностью и достоверностью отражать детали быта.

Мы видим, что автор достоверно и точно рисует нам саму эпоху, а также показывает типичных её представителей разных слоёв населения. Уже сам главный герой романа, Григорий Печорин, является типизаций, о чём сообщает читателю ещё в предисловии.

Помимо этого, автор не только изображает типичных героев, но и помещает их в типичные обстоятельства, что, в свою очередь, также работает именно на реалистичность художественного изображения.

Задумка Лермонтова требовала истинного изображения действительно в произведении, а это, в свою очередь, повлияло на весь стиль романа. Произведение написано простым, понятным, лаконичным языком. Кроме того, Лермонтов отказался от метафоричных образов, которые свойственны романтизму.

К ому же, читатель с лёгкостью может заметить индивидуальность языка каждого из героев. К примеру, Максим Максимыч разговаривает простым, местами даже просторечным языком.

Подобный приём работает именно на реализм, ведь речь героя может отражать уровень его образования, положение в обществе – то есть реальное положение вещей.

Если мы обратим внимание на главного героя произведения, Григория Печорина, то сможет вполне законно назвать его романтическим героем, искателем свободы, покоя, искателем подходящей жизни. Однако в отличие от прочих романтических героев, Печорин не лишён способностей хорошего анализатора.

Он не идёт наперекор толпе из высоких побуждений, он лишь пытается развеять свою скуку, он много наблюдает за окружающими его людьми, потому ему и легко, а, следовательно, скучно играть со своими знакомыми, причиняя им страдания.

Он успешно анализирует модели поведения людей, поэтому исход для него всегда очевиден и предсказуем, он твёрдо знает, как добиться желаемого.

Но не только других анализирует Печорин, с тем же успехом он предаётся самоанализу. Автор наделяет героя умением смотреть на свою жизнь со стороны и трезво, без приукрашения, оценивать её, оценивать себя самого, свои поступки, своё поведение. Лермонтов открывает в своём романе глубокий психологизм героя, который в дальнейшем получит своё развитие именно в реалистической литературе.

Роман «Герой нашего времени» ещё не отошёл от романтизма, но всё же имеет в себе немало черт реалистической литературы.

Любовные линии

Романтика и любовь неразрывно связаны друг с другом. Они проявились в нескольких любовных сюжетных линий в романе «Герой нашего времени», которые в полной мере раскрывает романтическую составляющую произведения. Тема любви является одной из основных.

М. Ю. Лермонтов показывает читателю несколько видов этого чувства через отношения главного персонажа:

  • столичную (реалистическую);
  • естественную;
  • натуральную;
  • жертвенную.

Для этого он выбрал трех совсем разных по характеру девушек. Несмотря на их внешние и внутренние различия, жизнь всех из них закончилась трагично после встречи с Григорием Печориным, что придает особый печальный романтизм произведению.

Первая любовь главного героя — Бэла, девушка-дикарка, с самого начала возбуждает своей недоступностью массу эмоций, волнений, желаний.

Печорин насильно заставил ее себя полюбить, но вскоре понял, что любовь необузданной красавицы ничем не отличается от любви светских барышень. С разочарованием пришло и осознание, что вспыхнувшие чувства были лишь временной страстью.

Некое спасение обрела девушка, погибнув от руки Казбича. Ведь не случись с ней это несчастье, она, несомненно, умерла бы от горечи обиды и тоски.

Не менее трагичной оказалась новая любовь главного героя с княжной Мэри. Во время отношений с ней он метался в своих чувствах, и сам не понимал, искренни они или наиграны. Приводя в замешательство и себя, и Мэри, он довел бедную девушку до нервного срыва. Благодаря здравому уму, главный герой принимает решение отпустить княжну и оставить ее в покое.

Самой романтичной историей любви в произведении стали отношения между Печориным и Верой. Они оказались самыми настоящими, искренними.

Не зря автор выбрал такое имя героине, символизирующее веру в жизнь, в светлое будущее. В этот момент, читатели на миг тоже обретают веру, что Печорин сможет, наконец, обрести свою любовь.

Ведь у него к ней искренние чувства. Но и здесь главный герой не смог погрузиться в омут любви с головой.

Черты реализма, присутствующие в его характере, борются с романтичной натурой. И в итоге Печорин калечит жизнь и себе, и своей возлюбленной, принимая свое одиночество.

Читайте также:  Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» (Бунин)

Образ Григория Печорина

Молодой и привлекательный офицер Григорий Печорин стал одним из символов и ярких образов юноши XIX века. Лермонтов вложил в этот образ не только настроение того времени, но и черты характера, которые частично были свойственными и самому поэту.

В произведении отмечена следующая характеристика героя:

  • возраст Григория на момент основных действий романа примерно 25 лет.
  • внешне он был весьма недурен собой, обладал ослепительно белоснежной улыбкой, стан его был тонкий, а плечи широкие и мужественные, весь его образ выражал стать и благородство. Был кареглазым блондином с «улыбающимися» глазами и широкой улыбкой.
  • интеллигентный, богатый и образованный, он мигом влюблял в себя женщин.
  • Печорин вырос в высшем свете, был очень образованным, складно разговаривал, но при этом учёбу и чтение он считал скучными.
  • герою быстро надоедает любое новое дело, он очень непостоянный и ветреный.
  • храбрый и смелый, он при этом признаёт себя абсолютно лишённым нравственности, язвительным и острым на язык.
  • злопамятный и эгоистичный, он живёт разумом, а не чувствами, являясь истинным реалистом. Его сложно назвать романтиком, так как собственную свободу он ценит превыше всего.

Точно нельзя сказать, что Печорин — романтический герой, ведь большинство его поступков, а также отношение и к жизни, и к женщинам, говорит об обратном.

Образ Печорина в произведении «Герой нашего времени» — по сути, характеризует всё поколение того времени. Основной чертой этого поколения являлась скука. Какой была молодёжь можно судить и по высказываниям автора, что «много есть людей, говорящих то же самое» и что «нынче те, которые… скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Печорину невдомёк, что его поступки рушат судьбы других людей, что по его вине погибает и Бэла, и её отец. Он испытывает чувство жалости к девочке, но не раскаивается. Ещё до трагедии он делится с приятелем, что ему с ней скучно. Точно так же он пытался побороть скуку, играя с чувствами княжны Мери.

  Анализ рассказа И.С. Тургенева «Первая любовь»

Последняя глава

В главе «Фаталист» описано соперничество между жизнью и смертью, фатумом и долей человека, cтремление к индивидуальному своеобразию, вера в судьбу или рок. Верить в неизбежность событий или не покоряться судьбе — каждый выбирает сам.

Роман написан на основе реальных событий — это случай из жизни самого автора произведения. Главный фаталист — Печорин, предопределивший свою судьбу сам, а не только полковник Вулич.

М. Лермонтов душу центрального персонажа раскрывает постепенно, вырисовывает сложный и экстенсивный образ. В последней главе «Фаталист» автор резюмирует глубокомысленными рассуждениями облик Печорина.

По страницам произведения плечом к плечу идут реальность и романтика — две грани жизни. Если представленную информацию взять за основу личных суждений, будет проще писать сочинение по русскому языку о романтизме романа «Герой нашего времени».

Реализм романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ Максима Максимовича из романа «Герой нашего времени» незабываем. Впервые мы с ним знакомимся в предисловии к повести «Бэла». Автор встречает в пути сдержанного пожилого офицера, который подает ему полезные советы. Это Максим Максимович.

Называя «азиатов бестиями», выманивающих деньги на водку, он лишний раз убеждает нас в том, что слишком долго жил на Кавказе и хорошо знает нравы и обычаи этой страны. Максим Максимович с первого взгляда располагает к себе своей житейской мудростью, спокойной непритязательностью, умением держаться с достоинством. Он редко кому раскрывает душу, но если полюбит, то навсегда.

Словно отец родной, он опекает Белу, Печорина, подкармливает Казбича и Азамата. Потому-то и приглашает его к себе в гости мирной князь.

По происхождению Максим Максимович дворянин, но, очевидно, он из обедневшего дворянства, без влиятельных связей и денег. Несмотря на свой возраст, он всего лишь в чине штабс-капитана.

Максим Максимович не привык заискивать перед «сильными мира сего», и хотя генерал Ермолов давно в опале перед царем, Максим Максимович не боится с уважением говорить о нем вслух.

Он безобиден, простоват, поэтому ему трудно разобраться в сложных чувствах Печорина.

Одно он знает твердо — людей обижать нельзя. Когда он отговаривает Печорина от похищения Белы, понимая, что она быстро Печорину наскучит, он как бы заранее предупреждает, что добром это не кончится.

Но у него не хватает силы воли настоять на своем или отдать строгий приказ, ведь Печорин по положению в крепости является его подчиненным. Весь его протест выразился в том, что он в присутствии Печорина стал надевать мундир и не принимал его у себя, как раньше, по-домашнему.

Старый служака и порядочный человек, Максим Максимович понимает только одно, что он виноват в смерти Белы не меньше, чем Печорин, и постоянно внутренне казнит себя за это.

Он давно простил Печорина, зная, что молодые люди ветрены и недальновидны, но себя он простить не может. Спустя несколько лет он вновь встречает Печорина и с радостью готов кинуться ему на шею, потому что Григорий был ему как родной сын, но в ответ получает всего лишь несколько вежливых фраз и холодную улыбку. Максим Максимович поражен, он не ожидал того, что они встретятся как чужие люди.

По моему мнению, Печорину вряд ли была приятна встреча: ведь Максим Максимович — это молчаливый укор его далеко не благородному поступку.

Не думаю, чтоб у Печорина действительно было каменное сердце и он не мучился от сознания, что даром загубил чистую душу.

Я думаю, светский лоск, привычка глубоко прятать истинные чувства, природный такт не позволили бы Печорину расцеловаться со штабс-капитаном при встрече. Печорин, страдая от жалости к Максиму Максимовичу, умышленно отнесся к нему холодно.

Но бедному старику далеко до этих тонкостей. Он привык жить среди грубого народа, это наложило и на него самого какой-то отпечаток. Среда не всегда влияет положительно, даже если от природы у человека много добрых задатков. Конечно, одинокий человек чаще привязывается душою к людям, которые встречаются на его пути.

Своей добротой и мягкостью он покоряет, его ласковая приветливость и всепрощение — редкие качества в жестоком мире. И если автора Максим Максимыч поначалу встретил сухо, был замкнут, немногословен, то в этом сказалась обида на Печорина. Он не очерствел душой, а просто побоялся вновь к кому-нибудь прирасти надолго.

Штабс-капитан много отдал Печорину душевного тепла, поэтому-то всех молодых людей он равняет по нему.

Годы выработали в Максиме Максимовиче осторожность и наблюдательность, поэтому быть на дружеской ноге с попутчиком-автором ему не хочется, но постепенно душа его вновь оттаивает, и он рассказывает незнакомому человеку (автору) историю Бэлы. Дикая природа Кавказа тоже способствует сближению.

Картины горя, любви, борьбы встают перед автором. Трагическая развязка неминуема. По мнению многих, автор в романе — это сам Лермонтов. Если Печорин не по своей воле попал на Кавказ, то, видимо, и автор тоже изгнанник?

Автор и Максим Максимыч попадают в метель, но опытный штабс-капитан не теряется. Они останавливаются в первой попавшейся сакле, чтобы переждать непогоду. О себе Максим Максимович рассказывает довольно скупо.

Единственно, что мы узнаем, что у него нет семейства и с двенадцати лет он не. имеет известий от отца и матери. Стихотворение Лермонтова «Завещание» написано от лица старого солдата.

‘Это можно отнести и к Максиму Максимычу:

  • Но если кто из них и жив,
  • Скажи, что я писать ленив,
  • Что полк в поход послали
  • И чтоб меня не ждали.

Бэла и Печорин заменили семью Максим Максимовичу. Прошло уже пять лет, а он все помнит о Бэле, печалится о ней. Необузданные страсти лишь на время заманили скуку для Печорина, но вскоре Печорин с тоской говорит: «Я надеялся, что скука не живет под черкесскими пулями, но напрасно.

» Из этой фразы можно сделать вывод, что Максим Максимыч — храбрый человек, так как он не временно, как Печорин, а постоянно живет под черкесскими пулями. Душевная опустошенность — это не только беда Печорина, а веяние века. Штабс-капитан спрашивает у автора: «Неужто тамошняя молодежь вся такова?» И узнает, что разочарование стало модой, ему подражают, его «донашивают», как старое платье.

Сострадательная душа штабс- капитана жалеет Печорина как ребенка, который тяжело болен и сам не рад этому.

Максим Максимыч понимает, что Печорин не играл в моду, а был тоже одинок, поэтому-то он и показался ему очень близким человеком. Образ Максима Максимовича — один из лучших образов в русской литературе.

Заслуга Лермонтова в том, что он не показал его униженным и оскорбленным Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», хотя Гоголь написал этот образ позже, а показал человеком, у которого своя трудная судьба, тяжелая жизнь старого солдата, но очень доброе и чистое сердце.

Объясняя образ Печорина, В.Г.Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

Онегин — отражение эпохи 20-х годов, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия, «жестокого века». Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени.

Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было.

Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает». Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание.

Выйдя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг.

После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье».

Печорин физически сильный и выносливый человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни… непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность.

Не удивительно ли, что, «несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные?» Глаза не смеялись, когда он смеялся». Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир.

Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен:» Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья».

Читайте также:  Короткие стихи есенина о природе, которые легко учатся для детей

Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мэри), не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам.

Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории.

В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, название произведений, имена писателей и литературных героев. Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы «изведать предел подлости моего противника».

Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни. «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.

Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии.

Печоринство было типичной болезнью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака и безнадежности, появились имена истинных героев.

Они шаг за шагом прошли «кремнистый путь» борцов и явили миру образцы патриотизма и гражданского мужества.

Краткий пересказ

Сочинение Романтизм и реализм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Это грустная дума о нашем времени.

В. Г. Белинский

«Герой нашего времени» многими нитями связан с романтизмом, не утратившим еще своего значения для автора «Демона» и «Мцыри».

Преимущественное внимание к внутреннему миру человека, аналитический способ его раскрытия, психологический самоанализ героя, некоторая загадочность его прошлого, контрастность характеров, острота сюжета, нарушение хронологической последовательности в композиции, заметно выраженный «субъективный элемент», придающий эпическому жанру глубокий лиризм, — таковы художественные традиции романтизма, в той или иной форме проявившиеся в романе М. Ю. Лермонтова. Однако это не дает нам права считать «Героя нашего времени» романтическим романом, который был популярен в то время в России и на Западе. Традиции романтизма в романе Лермонтова подчинены иному художественному заданию — реалистическому — и выступают в иной функции, также реалистической. «Герой нашего времени» вместе с произведениями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя стал великим созданием русского реализма.

Романтическим решением вопросов, выдвинутых реальной действительностью, романтическим отображением процессов, происходивших в русской жизни той поры, нельзя было ограничиться. Широкое освещение этой темы требовало художественных средств реалистического романа. Так возникает «Герой нашего времени».

Откликом на критические сведения о «Герое нашего времени» явилось предисловие, написанное Лермонтовым ко второму изданию. Автор указывает основные принципы, которым он следовал в своем произведении.

Это, прежде всего, реализм, задачей которого является создание типичного образа: «Герой нашего времени… это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Лермонтов отстаивает реалистичность созданного им характера. «…

Ежели вы верили, — обращается он к читателям, — возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не верите в действительность Печорина?  Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..

» «Довольно людей кормили сластями, — возражает Лермонтов тем, кому образ Печорина казался «преувеличенным», — у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

«Герой нашего времени» поднимает очень важные для того времени вопросы. Лермонтовский роман исследует центральную проблему эпохи — проблему «деятеля», отвечающего общественно-историческим потребностям эпохи.

Принцип реализма, осуществленный Лермонтовым в «Герое нашего времени», определил и стиль романа. Отказ от метафоричности, характерной для романтического стиля, предметная точность словоупотребления, преобладание простых предложений, придающее изложению сжатость, лаконичность, — таковы основные особенности прозаической речи Лермонтова в «Герое нашего времени».

Однако в стиле романа мы видим и черты романтизма. Отказываясь от метафоричности, Лермонтов не исключает полностью слов и выражений в переносном значении. Там, где это вызывается необходимостью, он использует систему тропов, богато разработанную романтиками, в том числе и им самим.

Вот отрывок из пейзажа в «Тамани»: «Берег обрывком спускался к морю почти у самых стен ее [лачужки], и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию». Олицетворения, которыми полно это описание, не нарушая реалистического принципа пейзажной живописи, придают картине глубокую эмоциональность.

Метафорический характер носит концовка повести «Княжна Мери». Образы бурного моря и матроса, рожденного и выросшего на палубе разбойничьего брига, связаны с традициями романтизма. С традициями романтизма связано обилие афоризмов и парадоксов, которыми сопровождается повествование, особенно в «Княжне Мери»: «…

честолюбие есть не что иное, как жажда власти», «А что такое счастье? Насыщенная гордость», «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается», и т. д.

Как писатель-реалист Лермонтов в «Герое нашего времени» блестяще разрешил задачу сохранения индивидуального речевого стиля изображаемых персонажей. Автор заставил Максима Максимыча рассказать историю Бэлы простым, но очень трогатель

Сочинение: Романтизм и реализм в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени

Роман «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Он является психологическим, но также повествует о русской жизни и быте военных людей.

Данное произведение заключает в себе реалистические и романтические элементы. Лермонтов с объективной точки зрения глядит на русское бытие, подходит к ее описанию как настоящий исследователь. Два этих направления находят друг против друга в сравнении и подчеркивают самую важную проблему романа. Реализм формируется и подчеркивается во внутренностях другого жанра.

В заметках по пути использован реалистический вид рассказа. Детали быта описаны четко и достоверно, а речь проста и поэтична, также заполнена иронией и лирикой.

Глава «Бэла» точно соответствует канонам романтизма. Природа романтичен, и он предупреждает таинственные происшествия.

Основной персонаж вступает в борьбу с наружным светом и обществом: он находится в поисках любви, которая нереальна, его сердце постоянно мечется, точно какая-то стихия, он противостоит всем принятым нормам общественности.

Здесь восприимчивость мира героя очень глубокая и она разрешает ему не следовать законам, которые есть у простых людей. Печорин – это романтик. Он одинок, бесстрашен и его волю нельзя сломить.

Контрастируют романтизм и реализм в главе «Максим Максимыч». Здесь герой думает и поступает наподобие романтического героя, но Лермонтов относит его к реалистическому персонажу. Печорин находится в кризисе.

Тут Лермонтов показывает свое мастерство писателя в полной мере. Печорин изображается как одинокий, страдающий, разочарованный жизнью человек. Но историческая конкретность присутствует.

Михаил Юрьевич приближается к реалистическому изображению, противопоставляет Печорину простого, полного положительных качеств, Максима Максимыча.

В «Тамани» сюжет воспринимается двупланно. Детали его видимы, точны, реальны, но при этом он символизирует порывы главного героя: представления морей, парусов – вот где отражены мотивы романтизма. Разочаровывается герой из-за бессмысленной храбрости и романтического ощущения мира.

«Княжна Мери» является самым сильным самовыражением главного героя. Здесь герой приближен к пейзажам и природе. Она символизирует свободу и полную возможность раскрепоститься. Романтизм проявляется в его дневниковых зарисовках.

Романтика природы

Все части романа проходят в разных местах, но их объединяет Кавказ. Вольность природы гор, южного края проникает в события, меняет душу, влияет на настроение человека. Герои действуют, дыша чистым воздухом гор, ароматом растений. Все персонажи разные и природа в их восприятии меняется.

Где-то в сценах любви она красива и заманчива, как чувство к женщине. В сценах дуэли, гибели героя – она обрывиста и опасна. В главе «Тамань» – море схоже с характером контрабандистов, бушующих, выступающих против закона, вырывающих средства для пропитания у других силой своего характера.

Природой любуются не все герои романа, это тоже показательно. Понять окружающий мир тайн могут не все. Для людей, нищих душой, горы, цветы – это фон, нечто обыденное. Для тех, чья душа наполнена страстью, природа – место для отдыха измученной души (Бэла, Максим Максимович). Вдохновение черпает в ней Печорин.

Он мчится в горы от проблем, от совести, ищет в ней возможности выплеснуть желание битвы, активности и излишней эмоциональности.

Душа главного героя ищет бури и находит ее. Романтика выплескивается в описания величественных красот южной части страны.

Романтизм в героях

Образ Бэлы имеет особые черты. Романтичность натуры героини читатель видит в яркости и живости красок при отражении природы, которая ее окружает. Автор описал ее очень красивым языком.

Девушка гор, выросшая в гармонии с природой, сочетает в себе чувство гордости и собственного достоинства, тягу к свободе, природную чувственность и непосредственность любви. Насильно помещенная в чуждую среду, она раскрывает свой истинный характер и красоту внутреннего мира.

Девушка-контрабандистка Ундина неразрывно связана с романтикой разбойничьей жизни. Независимость, свободолюбие, опасность придают особый шарм, который так и манит главного героя, вызывая в нем повышенный интерес. Умение радоваться мелким победам, жить одним днем — это все то, что так притягательно и вместе с тем недоступно Печорину.

Главный персонаж имеет очень сложный, во многом противоречивый характер. Сквозь его наигранный реализм прокрадываются черты романтики. Полностью характер героя раскрывается в его дневнике. Там можно увидеть натуру с горячим сердцем, не обделенную нежными чувствами, способностью переживать. Равнодушие, холодная расчетливость и черствость — маска, которой прикрывается Печорин.

Своей многогранностью главный герой и привлекателен для читателя. Он настолько же индивидуален и мечтателен, насколько и реалистичен. Но к сожалению, победа практичности и реальности над романтичностью приносит некоторое разочарование, оставляет некий осадок после произведения и дает задуматься о многих вещах и реалиях жизни.

Таким образом, в романе к реализму можно отнести характер героя, поступки, его поведение, но его мысли, внутренние переживания — все это воплощение романтизма, который открывает в нем нежного юношу, еще способного к чутким эмоциям, любви, сопереживанию.

Романтизм пронизывает произведение на всем его протяжении, наиболее яркие акценты писатель расставил на природе, романтических сценах и характере героев.

Романтические сцены

Любовь и романтика – слова-синонимы. Красива любовь Печорина и Бэлы в начале ее проявления. Искренность дикой княжны удивительно привлекательна. Романтизмом наполнены сцены, описывающие стремление Григория покорить сердце девушки. Их роман завершается трагично. Любовь проходит.

В главе «Тамань» вся ситуация наполнена романтизмом. Она необычна и таинственна. Девушка Ундина – героиня истории, сложно представляемой реально. Красивая дикарка и слепой слуга – чем не романтика? Печорин в «Тамани» уже не тот равнодушный мужчина, который устало улыбается красавицам на водах Пятигорска.

Читайте также:  Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?

Контрабандист Янко, борющийся с морской стихией рискует своей жизнью, как герои, живущие по своим законам. Свободная жизнь контрабандистов напоминает жизнь вольных горцев. Она противопоставляется водяному обществу. Бесцельность жизни Печорина становится реальна на фоне бушующих страстями сердец других героев.

  Сочинение на тему речевой портрет моего современника

Краткое содержание произведения

Действие сюжета разворачивается вокруг жизни юного Григория Печорина, офицера, прибывшего на пограничную службу. На службе герой заводит дружбу с интеллигентным и добрым пожилым офицером Максим Максимычем, который становится невольным свидетелем не только любовных приключений Печорина, но и его жизненных неурядиц.

Однажды Григорий со своим товарищем Максим Максимычем попадают на свадебное торжество одной из дочерей черкесского князя. Там герой поддаётся чарам молодой красавицы Бэлы — младшей дочери князя. Печорин, привыкший всегда получать то, что хочет, крадёт Бэлу с торжества.

Пылкая и страстная натура девушки очень быстро наскучивает Григорию. Он охладевает к ней. В это время, оскорблённый поступком Бэлы, её пытается похитить жених. Преследование заканчивается трагедией, девушка погибает от рук жениха и гаснет на руках у Печорина.

По долгу службы, Григорию приходится часто путешествовать. В одной из таких поездок он, остановившись в Пятигорске, встречает своего старого товарища, юнкера Грушницкого.

Там же он знакомится и с возлюбленной приятеля, княжной Мери, которую решает соблазнить забавы ради и чтобы потешить своё самолюбие. Своим поступком он вызывает гнев Грушницкого.

Это становится причиной дуэли, где юнкер погибает от рук Печорина.

Во время поездки в Пятигорск Григорий встречает свою бывшую возлюбленную Веру — девушку, к которой он всё ещё испытывал романтические чувства. Девушка, несмотря на свой брак с богатым и знатным пожилым мужчиной, вновь связывается с Печориным. Обманутый муж, узнав о её измене, увозит девушку из Пятигорска.

Попытка Григория вернуть возлюбленную оказывается безуспешной. Он разочаруется в жизни.

Герой-романтик

Главный персонаж романа встает перед читателем как человек многоликий и особенный. Он индивидуален во всех своих поступках. Ничего не делает Григорий так, как положено. Реализм для него – это безысходность.

Романтика – основа его побуждений. Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» можно найти в любой главе. Печорин выясняет отношения с бывшим приятелем с помощью дуэли.

Он испытывает свою судьбу и судьбу Грушницкого, проверяет его на наличие каких-то остатков совести.

Зная, что ему пытаются подать незаряженное оружие, Печорин ждет от соперника признания. Герой не боится смерти, идет наперекор судьбе, пытаясь найти свое место в этой сложной и непонятной для него жизни.

Романтическая мечтательность погибает под жестокой реальностью, практичностью и апатией. Образ привлекает читателя, становятся понятны многие метания души.

Он настолько реалистичен, насколько мечтателен и индивидуален.

Две грани жизни, романтика и реальность, идут по страницам романа рука об руку. Написать сочинение «Романтизм романа «Герой нашего времени» станет легче, если взять предложенный материал за основу собственных рассуждений.

Своеобразие реализма в романе “Герой нашего времени” Лермонтова

Лермонтов – поэт XIX в., поэт эпохи романтизма. Все его творчество, да, собственно, и сама его биография доказывают, что дух романтизма не просто витал как модное течение – он был для Лермонтова стилем жизни, образом мышления.

Герой поэтов-романтиков – личность многогранная, постоянно рефлексирующая и сомневающаяся. Автор всегда изображает своего героя попавшим в какую-либо неординарную ситуацию, требующую выбора. Герой, следуя типичному романтическому принципу, всегда выбирает свободу, честь, достоинство.

Существует целый комплекс

единых для всех романтиков мотивов. Так, Лермонтов достойно продолжил дело поэтов, стоявших в России у истоков романтизма, – Пушкина и Жуковского, и в полной мере развил мотивы, встречающиеся у них, о чем будет сказано далее.

Но, говоря о романтизме Лермонтова, нельзя не вспомнить о таком произведении, как “Герой нашего времени”. Этот роман в равной степени можно отнести и к романтическим, и к реалистическим произведениям. Действительно, в реалистическом произведении, написанном романтиком, имеют место значительные черты привычного для него направления.

Несомненно, “Герой нашего времени”

реалистичен: исторически верно воссоздана эпоха и типичные представители разных слоев общества, главный герой находится в более или менее реальных условиях и ситуациях.

Тем не менее, в характере самого героя присутствует много чисто романтических черт, как, например, полное разочарование в окружающих людях и жизни, возвышенное одиночество и тому подобное.

Таким образом, “Герой нашего времени” можно оценивать как романтическое произведение, если рассматривать только главного героя и не касаться общественных и нравственных вопросов, затрагиваемых в нем.

Творчество романтиков основано на своего рода постулатах, которые можно отыскать в любом их произведении. Личность героя противоречива, он сторонится окружающего его общества, не находя в нем ничего близкого своей душе, да и само общество не принимает его, не понимая. Он вечно в поиске лучшего – покоя, понимания, но на его пути постоянные разочарования.

В принципе, в творчестве Лермонтова можно выделить много тонких нюансов в мотивах, но значительное число таковых также “вытекает” из тех нескольких понятий и слов-образов, вокруг которых в дальнейшем строится вся тематика.

Излюбленной лермонтовской темой, на которой основано все его творчество, является одиночество. И на примере романа “Герой нашего времени” также можно легко проследить так называемую цепочку мотивов, выделяемую в его лирике. Отправной точкой, первым звеном этой цепочки является одиночество.

Печорин, безусловно, одинок, но его одиночество качественно отличается, к примеру, от одиночества Мцыри – типично романтического героя у Лермонтова.

Оно приурочено к его жизненному опыту: он встречал многих людей и, вследствие своего “несчастного характера” или каких-либо других причин, считает себя несравненно выше почти всех из них.

Отсутствие интереса к кому бы то ни было из окружающих – Печорин считает их недостойными внимания – приводит к простой, но вместе с тем гибельной скуке.

Стоит отметить, что для Лермонтова существовало различие между разными видами одиночества: бегство или странничество он относил к так называемому добровольному одиночеству, а изгнанничество или узничество он называл вынужденным.

То есть, тот же Мцыри был вынужденным узником, а Печорин просто сам не захотел быть с людьми, разочаровавшись в них. И он путешествует, переходя от одного человека к другому и не находя в них интересного для себя; это еще один мотив – мотив пути, в поисках свободы.

Для него свобода – это жизнь среди равных ему людей, умеющих видеть пороки “всего…поколения, в полном их развитии”.

Освобождением можно было бы назвать и избавление от внутренних “злых” сил, от того порока, не имеющего имени, который не позволил развиться в его душе положительным качествам, способным развеять скуку.

Недопустимо видеть в Печорине отдельного, конкретного человека, ведь даже сам автор в предисловии заметил во избежание такой ошибки, что Печорин – это “портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего…поколения”.

Само название романа, предисловие, выразившее основную мысль Лермонтова и в своем роде пересказавшее смысл, говорит о том, что в романе автор продолжает начатые в стихотворении “Дума” размышления по поводу молодежи 30-х гг., то есть современной ему.

Если общественно-политические взгляды Пушкина, Достоевского, Толстого можно понять по их публичным высказываниям, прочесть в дневниках и так далее, то мнение Лермонтова по подобным вопросам возможно увидеть только в его произведениях. “Дума” и “Герой нашего времени” в этом смысле как бы дополняют друг друга и вкупе являют собой полную картину современного Лермонтову общества.

Эти выводы настолько серьезны, что их можно выделить в отдельный мотив – размышления над поколением. Вероятно, никто из историков не смог бы так точно передать характер поколения 30-х гг. Лермонтов же создал достаточную для понимания картину: события 14 декабря 1825 г.

оказались трагичными не только для самих декабристов, но и для этих людей; они чувствовали себя растерянными после поражения восстания, на которое возлагались такие надежды.

Если такие крайние меры оказались безрезультатными, что же тогда могут сделать они? Это вопрос угрожающе навис над молодыми людьми, некоторые из них пытались искать истину в науке и философии и, подобно Печорину, стали теми, кому Лермонтов в “Думе” дал очень емкое определение: “тощий плод, до времени созрелый”.

Главная мысль Лермонтова заключалась в том, что ненужность молодежи 30-х гг. возникла из-за ее бездействия, ибо действие есть основа жизни, по Лермонтову. Печорин, несомненный эгоист, чтобы не поддаваться скуке, развлекает себя, издеваясь и мучая окружающих, а с ними и себя самого. Причиной было желание не “застывать” на месте, а постоянно осуществлять хоть какую-нибудь деятельность.

Естественно, при таких обстоятельствах покой, которого так ищет Печорин, наступит только со смертью. Поскольку “Герой нашего времени” все-таки реалистическое произведение, то ни о какой сентиментальной исповеди и загробной жизни речи быть и не может, то есть остается только догадываться, что есть смерть для самого Печорина.

Выводы напрашиваются сами из того, что Печорин всю свою жизнь искал способ стать счастливым, а при последней его встрече с Максимом Максимычем, когда он ведет себя крайне холодно и даже неуважительно, когда читатель узнает кое-что о том, как провел Печорин последние годы, на этой встрече становится ясно, что сам Печорин осознает бесцельность своей жизни и лишь ждет смерти.

В этом случае смерть тоже является избавлением от всех житейских проблем, волнений и, главное, от скуки.

Жизнь его, в общем, состояла из того, что он от нечего делать заставлял страдать других, изучая результаты своих экспериментов.

Собственные страдания он принимал за нечто само собой разумеющееся, они ему неинтересны, в отличие от чужих, созерцание которых поддерживало его жизненные силы.

Печорин не был бы так увлечен наблюдением за душевными метаморфозами, если бы жизнь не была бы столь скучна для него; изучая других, он заполняет “вакуум” своей жизни, пытаясь хоть как-то ее разнообразить.

Итак, сравнив некоторые типично лермонтовские мотивы, можно сделать вывод о том, что деятельность этого человека привнесла в русскую литературу совершенно неожиданное сочетание двух, казалось бы, противоположных, направлений – романтизма и реализма. Его творчество уникальным образом стало “завершающим звеном” романтизма, и в то же время некоторые его произведения являются единственными в своем роде, где читатель может наблюдать переходную стадию от романтизма к реализму.

Ссылка на основную публикацию