Сочинение: Основные проблемы в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького

Сочинение: Основные проблемы в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя.

Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.

Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.

[/su_box]

Когда Ларре сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой», себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться «целым». Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода.

Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.

Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды — Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Изергиль, скрипучий голос которой «звучал, как будто это роптали все забытые века», рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: «В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?» только с мудростью прошлых лет.

Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью.

Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков.

И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам». Не менее важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»

Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей в рассказе проявилась и другая, не менее характерная черта горьковского творчества, – обличение трусливой косности обывателя, мещанского стремления к покою.

[/su_box]

Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но «осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.

В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма.

Источник:

В помощь ученикам

Сочинение: Основные проблемы в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького

Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, мощные и жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где «гордо реет Буревестник, черной молнии подобный»… Романтические образы М.

Горького чаруют читателя своей красотой и силой. «Рожденный ползать летать не может!» Однако не хочется в отчаянии складывать крылья, читая эти слова.

  • Ведь каждому человеку хотя бы раз в жизни хочется ощутить себя крылатым, как Буревестник и Сокол, смелым и сильным, как Данко.
  • «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам»,- этой мыслью, вложенной в уста старухи Изергиль, определяются герои романтических произведений Горького. Одни воплощают этот девиз в жизнь, другие отвергают

Сильный и смелый Данко совершает подвиг самопожертвования и любви  во имя своего племени, выводя людей своего племени к свету. Он настоящий подвижник, отдавший свое сердце людям. Данко погибает, чтобы жить в благодарной памяти людей, в их песнях и легендах.

Писатель с волнением и восторгом описывает кульминационный момент подвига: вырванное из груди сердце «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим великим факелом любви к людям, а тьма разлетелась от света его…». Данко – это образ человека, который может осветить дорогу из душного болота дикости, совершить подвиг, «не прося… ничего в награду».

Бескорыстие людей подвига воспевает Горький в образе Данко. Подвиг горьковского героя еще и в том, что он взял на себя ответственность за людей, которые погибли бы от своей неспособности к действию. Вот удивительно только, что люди этого подвига и не заметили. И даже нашелся осторожный человек, который «наступил на гордое сердце ногой».

Несмотря на это, Горький заставляет восхититься своим героем, поднимает его на недосягаемую высоту. Не случайно сюжет легенды о Данко соотносится и библейским.

Высоко предначертание человека – творить подвиги! И даже сила характера сына орла меркнет в сравнении с костром всеозаряющего сердца Данко. Ларра жесток и хищен в своем презрении к людям, которых он готов унизить и даже убить. Смел, дерзок и горд человек-птица.

Однако смелость его направлена лишь на то, чтобы противопоставить себя племени. Происхождение этой смелости в желании быть «первым на земле», в желании власти над людьми. А неуемная гордость его – это скорее гордыня индивидуалиста. Такой человек обречен на одиночество.

И если однажды в порыве отчаяния он выхватит из груди свое сердце, то отпугнет оно людей ледяным холодом.

Каков будет выбор человека – жертвовать собой ради людей или противопоставлять себя людям – это решать человеку самому. А Горький прославляет в своих произведениях характеры смелые, сильные, способные к самопожертвованию.

Источник:

Рассказ “Старуха Изергиль”

Сочинение: Основные проблемы в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького

Рассказ “Старуха Изергиль”

Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году.

Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает в себя две истории (о JIappe и о Дан – ко), которые рассказчик называет “сказками”.

Сюжет и композиция

В Бессарабии, на морском берегу, старуха Изергиль поведала рассказчику три истории. Первая – о Ларре, который был наказан за гордость. Вторая история – о жизни самой Изергиль, представленной чередой любовных историй. Третья – “сказка” о Данко, который вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить дорогу соплеменникам.

Композиция рассказа достаточно сложна,. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится натри части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). При этом каждая из них целиком подчинена одной цели – изобразить сильный тип личности, соотносимый со сверхчеловеком.

Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей. Легенды, или, как их называет Изергиль, “сказки”, о Ларре и Данко как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения.

Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Тематика и проблематика

В “Старухе Изергиль”, как и в большинстве ранних рассказов, Горький поднимает тему сильной личности и ставит философскую проблему: каким должен быть человек? возможно ли существование сильной личности? “Сказки”, рассказанные Изергиль, должны дать ответы на эти вопросы.

Первой следует легенда о Ларре, в которой представлен “антигерой”, в каком-то смысле соотносимый со сверхчеловеком Ницше. Он попирает общепринятые законы и освященные веками традиции.

Однако убийство девушки оборачивается для него страшным наказанием – вечным изгнанием. Ларра предстает как воплощение абсолютного зла.

Не случайно сюжет этой “сказки” заставляет вспомнить о вечном жиде Агасфере, который совершает преступление против Бога.

Вторая легенда – легенда о Данко. Данко тоже в определенном смысле сверхчеловек: он выделяется среди соплеменников своей статностью, смелостью и красотой. Данко знает людям цену, понимает, что они слабы телом и духом. Когда люди испугались, что не смогут выйти из болот,

То обвинили во всем Данко и тот посмотрел на своих будущих убийц с презрением. Очевидно сходство с первой легендой, где Лappa презрительно говорил со старейшинами племени. Но все же в Данко, в отличие от персонажа первой легенды, живет неугасимое пламя любви к людям, которое затмевает презрение к ним. Он вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь.

  Образ и характеристика лизы в комедии горе от ума грибоедова

Первая и последняя легенды противопоставлены друг другу не только композиционно, но и по смыслу. В них отражены два различных варианта ницшеанского типа личности. Если для Ларры имеют значение только его личные потребности и желания, то Данко на первое место ставит счастье своего народа.

Но, несмотря на противоположность, они имеют немало общего. Прежде всего, Данко и Ларра отличаются от своих соплеменников – они неординарные личности. Ларра необычайно горд и жесток, а Данко слишком смел и благороден; к тому же оба героя одиноки. И, наконец, оба очень высоко ценят свободу.

И Ларра, и Данко сродни ницшеанскому сверхчеловеку, но счастье они понимают по-разному. Данко, жертвуя жизнью, ведет за собою толпу, чтобы спасти ее, а Ларра, презирая всех, лишает людей жизни и свободы, чтобы быть свободным самому.

  1. Однако поведение смельчака Данко вызывает у толпы почти ту же реакцию, что и жестокость Ларры, – их боятся.
  2. Финал обеих легенд трагичен.
  3. Для Ларры, в котором просыпается, в конце концов, человеческое сердце, свободная, но одинокая жизнь становится мукой, а смелое сердце Данко “один осторожный человек” затаптывает в грязь.

Нужно отметить и то, что Горький эстетизирует не только образ Данко, но и Ларры. Описывая беседу Ларры со старейшинами племени, автор любуется смелостью и независимостью своего героя, несмотря на его жестокость.

Оба героя – Данко и Ларра – фигуры очень яркие, но достаточно условные и обобщенные. Видимо, не случайно произведение названо именем третьей героини – Изергиль, воплощающей в себе вполне конкретные человеческие качества.

Ее волнует только то, чего она хочет, и тот, кого она любит. И тем не менее, автор восхищается ею, как и своими сказочными и легендарными персонажами, потому что она не “примеряется” к жизни, а берет от нее все, что может.

  • Любой человек – и Изергиль это доказывает личным примером – должен стремиться к высшему, потому что в жизни “всегда есть место подвигу”.
  • (No Ratings Yet)
  • Источник:

Сюжет, композиция и проблематика рассказа Горького “Старуха Изергиль”

Рассказ “Старуха Изергиль ” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя.

Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.

Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни.

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.

[/su_box]

Когда Ларре сказали, что “за все, что человек берет, он платит собой”, себялюбец ответил, что этот закон его не касается, ибо он хочет остаться “целым”. Надменный эгоист вообразил, что он, сын орла, выше другихлюдей, что ему все дозволено и дорога только его личная свобода.

Читайте также:  Анализ повести Гоголя «Невский проспект»

Это было утверждение права на господство сильной личности, противостоящей массе. Но вольные люди отвергли индивидуалиста-убийцу, осудив его на вечное одиночество.

Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды – Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу, Данко же решил добыть ее для всего племени. И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего “я”, то Данко погиб, спасая своих соплеменников. Освещая путь вперед, смельчак “сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе”.

Изергиль, скрипучий голос которой “звучал, как будто это роптали все забытые века”, рассказала две древние легенды. Но Горький не хотел связать ответ на вопрос: “В чем смысл жизни и настоящей, а не мнимой свободы?” только с мудростью прошлых лет.

Трехчастная композиция позволила художнику установить связь между легендами, рассказанными героиней, и реальной действительностью. Повествование Изергиль о собственной судьбе, поставленное в центре произведения, служит как бы связующим звеном между преданием и реальной жизнью.

Изергиль сама встретила на своем пути свободолюбивых и мужественных людей: один из них сражался за свободу греков, другой оказался среди восставших поляков.

И потому не только легенды, но и собственные наблюдения привели ее к знаменательному выводу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда ест место подвигам”. Не менее важен и второй вывод Изергиль: “Каждый сам себе судьба!”

Вместе с воспеванием подвига во имя счастья людей в рассказе проявилась и другая, не менее характерная черта горьковского творчества, – обличение трусливой косности обывателя, мещанского стремления к покою.

[/su_box]

Когда Данко умер, его смелое сердце продолжало пылать, но “осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.

Что же смутило этого человека? Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их неустанном стремлении к свободе, и потому мещанин постарался погасить пламя, освещавшее дорогу вперед, хотя сам воспользовался этим светом, оказавшись в темном лесу.

Заканчивая рассказ размышлениями “о великом горящем сердце”, Горький как бы пояснял, в чем заключено истинное бессмертие человека. Ларра отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца.

В рассказе явственно ощущается связь с традициями романтизма.

Они проявились в контрастном противопоставлении двух героев, в использовании традиционных романтических образов (тьма и свет в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев (“Что сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко”), в патетике, напряженной взволнованности речи. Связь с романтической традицией ощущается и в трактовке отдельных тем, например, в понимании личной свободы у Ларры. В романтических традициях даны в рассказе и картины природы.

Сочинение-рассуждение Какие нравственные вопросы решает М. Горький в рассказе Старуха Изергиль?

В рассказе«Старуха Изергиль» М.Горький поднимает множество нравственных вопросов и изображает поистине ярких личностей, что характерно для романтического произведения. …

(начало есть на других сайтах, далее идет только уникальное продолжение)

Только один человек заметил это, и, опасаясь чего-то, раздавил «гордое сердце»ногой. Между легендами о Ларре и Данко Горький поместил рассказ о старухе Изергиль. В ее жизни было много романов, в которых ради нее мужчины были готовы на многое.

https://www.youtube.com/watch?v=S9Khu6R6MJc

Но однажды сама Изергиль совершила подвиг во имя любви. Будучи уже немолодой, Изергиль отправилась за Аркадэком, который оказался в плену. Рискуя своей жизнью, она смогла помочь любимому сбежать из плена. В благодарность онпредложил героине свою любовь, хоть и не испытывал к ней сильных чувств.

Однако Изергиль, отправляясь за Аркадэком, не задумывалась о получении какой-либовы годы, она лишь хотела увидеть своего любимого. Именно поэтому она отказалась от его предложения.

Таким образом, в первой части рассказа автор размышляет над вопросами гордыни и высокомерия и убеждает нас в том, что такие люди как Ларра будут наказаны вечным одиночеством.

В третьей частиГорький показывает нам безграничную любовь смелого и отважного Данко к людям, который не побоялся встать впереди людей и повести их за собой через темный лес.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

К сожалению, люди не смогли осознать, какой подвиг он совершил ради них.Но у читателя, несомненно, героизм и самоотверженность Данко вызывает восхищение и уважение.

Во второй части мы узнаем о судьбе старухи Изергиль, которая является как бы серединным персонажем. Она совершала ошибки, однако в жизни героини нашлось и место подвигам.

Таким образом, автор размышляет над вопросами подвига во имя любви и приходит к выводу, что каждый человек готов многим пожертвовать ради дорогих ему людей.

Полезный материал по теме:

Сочинение: Основные проблемы в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького

Сочинение-рассуждение Какие нравственные вопросы решает М. Горький в рассказе Старуха Изергиль?ЕГЭСтр. 1

Решу егэ

Пояснение.

Комментарии к сочинениям.

12.1. Какова роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Внесценическими называют тех персонажей, кто лишь упоминается в комедии, порой — одной фразой, на сцене они не появляются. В комедии «Горе от ума» можно насчитать таких персонажей значительно больше, чем бывает обычно в драматургических произведениях.

Против Чацкого объединяются (не на сцене, а в жизни) высмеянные им дядюшка Софьи, «любитель театра», «тот чахоточный» ненавистник грамоты, «фрейлина Екатерины Первой», княгиня Пульхерия Андревна, «Нестор негодяев знатных» и десятки других представителей светского общества. Они создают ту силу, против которой безуспешно пытается в одиночку выступить Чацкий.

Эти персонажи выполняют две основные сюжетные функции: служат поводом и объектом для насмешек Чацкого, помогая читателю ясно увидеть светское общество, и составляют реакционный лагерь, враждебный главному герою.

Одна из сюжетных функций внесценических персонажей — усиливать и обобщать впечатление, производимое происходящим на сцене.

Целый монолог Чацкого посвящен «французику из Бордо». Сюжетная функция этого персонажа — глубоко возмутить главного героя, заставить его выступить с горячей речью перед всем собравшимся у Фамусова обществом. Монолог окончательно отделяет Чацкого от фамусовского лагеря.

Слабость Чацкого в «Горе от ума» оправдана в первую очередь тем, что он одинок в противоборстве со светским обществом. Будь на сцене хотя бы один соратник Чацкого — иной была бы и расстановка сил.

После «Горя от ума» у нас остается ощущение, что если Чацкий найдет единомышленников, борьба его уже не будет столь безнадежной.

Возможные соратники Чацкого незримо присутствуют в комедии: двоюродный брат Скалозуба «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», профессора педагогического института, по словам княгини, «упражняются в расколе и безверье», а ее племянник князь Федор «чинов не хочет знать» и занимается наукой. Появление таких непонятных свету людей показывает, как меняется эпоха и ослабевают позиции Фамусовых.

12.2. В чём заключаются причины краха теории Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Теория Раскольникова — явление далеко не случайное. На протяжении всего XIX века в русской литературе не прекращались споры о роли сильной личности в истории, ее моральном облике.

Наиболее обсуждаемой в обществе эта проблема стала после поражения Наполеона. Проблема сильной личности неотделима от наполеоновской идеи.

«Наполеону, — утверждает Раскольников, — и в голову не пришло бы мучиться вопросом — можно ли убить старушонку, — он зарезал бы без всякой задумчивости».

Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело, даже с точки зрения самого Раскольникова.

Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир.

Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро.

12.3. Как легенды о Ларре и Данко помогают раскрыть проблематику рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» состоит из трех частей: легенда о Ларре, история самой старухи Изергиль и легенда о Данко.

Все три истории различны, но Горький посредством этих трех рассказов пытается дать ответ на вопрос: в чём смысл жизни? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь, как старуха Изергиль?

Ларра красив, свободолюбив, дерзок, эгоистичен, за эти качества он и поплатился.

Считая себя лучше всех, не считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из старейшин.

За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди называют его Ларра, что означает отверженный.

Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке.

12.4. Тема будущего в поэзии русского футуризма.

Поэт-революционер и бунтовщик — так часто отзывались о самом известном представителе русского футуризма. На 1912—1914 годы приходится начало творческого пути Маяковского.

И можно с уверенностью сказать, что идеи авангардного направления сформировали эстетический вкус поэта и определили его дальнейшую судьбу в литературе.

И спустя десятилетия именно с его именем в первую очередь ассоциируется деятельность футуристов.

В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества.

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1
Тема не раскрыта
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искаженаИ/ИЛИ допущены три фактические ошибки 1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибкиИ/ИЛИ авторская позиция искажена
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий 1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,НОвнутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы 2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

  1. НО
  2. есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
  3. И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается
1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения
5. Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
Допущены две-три речевые ошибки 2
Допущены четыре речевые ошибки 1
Допущено пять или более речевых ошибок
Максимальный балл 15
Читайте также:  Сочинение: История жизни Аси в повести И. С. Тургенева «Ася»
Критерии оценивания грамотностиБаллы
ГК1. Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 2
Допущены три-четыре ошибки 1
Допущено пять или более ошибок
ГК2. Соблюдение пунктуационных норм
Орфографических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 2
Допущены три-четыре ошибки 1
Допущено пять или более ошибок
ГК3. Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущены одна-две ошибки 1
Допущено три или более ошибки
Максимальный балл 5

Рассказ "Старуха Изергиль" Максим Горький: проблематика | Какой Смысл

Рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. Однако проблемы, затронутые в произведении, вызывают интерес у читателей и в наши дни. Рассказ разделён на три части.

Это три разные истории, но они связаны одной общей мыслью. Писатель пытается объяснить смысл жизни человека.

Именно для этого он использовал такие своеобразные средства в виде трёх запоминающихся ярких рассказов.

Максима Горького глубоко волновал вопрос об истинной ценности человеческой жизни. Он долго размышлял над этим понятием, анализировал его составляющие.

С помощью разнообразных образов, представленных в произведении «Старуха Изергиль, он внезапно осознал, что «свобода» и «жизнь» тесно связаны. Нельзя дать чёткого определения этим двум понятиям.

И жизнь, и свобода — это неопределённость, у которой нет точных границ. Каждый сам решает, каким будут его существование.

Произведение М. Горького открывает легенда о Ларре. Центральным персонажем истории является герой, отец которого был орлом, а мать — простой женщиной.

В первой части рассказа подробно описаны личностные качества главного персонажа. Молодой человек отличался дерзостью, гордыней, свободолюбием. Именно такого персонажа можно назвать эгоистом.

Герой не слушал никого вокруг, с презрением относился к окружающим. Но такое поведение сыграло с ним злую шутку.

Смысл первой части произведения заключается в том, что никогда нельзя ставить себя выше других. Вокруг нас находятся люди, у которых тоже есть своё мнение, свои взгляды на жизнь. Человеку, который по характеру похож на персонажа, крайне сложно жить в обществе. Герою было назначено суровое наказание за его страшный поступок.

Его изгнали из общества. Кроме того, он обрёл бессмертие, но существовать ему предстоит в полном одиночестве. Однако изначально Ларра не понял всю тяжесть и невыносимость своего положения. Он даже был рад своей свободе. Но это продолжалось недолго. Спустя время герой внезапно осознал истинный смысл жизни.

Только исправить что-либо ему уже было невозможно.

Вторую часть произведения можно назвать автобиографичной. Героиня повествует о своём существовании. Старуха Изергиль призналась, что она встречалась со многими мужчинами, как ей казалось по большой любви.

Жизнь женщины можно назвать яркой, наполненной счастливыми событиями. Она посетила много красивых мест, путешествовала за границу. Героиню можно назвать уверенной в себе, сильной женщиной, которая на первое место ставила гордость.

Она позволяла себе играть на чувствах окружающих. Героиня полностью отдавалась своим эмоциям.

Она хотела быть счастливой. Для достижения своей цели она использовала любые способы. Никто и ничто не могло ее остановить. Если отношения становились ей в тягость, она рвала все связи и прекращала общение. Раз и навсегда. Просить вернуться назад эту женщину было бессмысленно. Если она приняла решение, переубедить ее было невозможно.

Максим Горький с помощью второй части рассказа пытается показать читателю, что такое смысл жизни. В произведении мы видим размышления старухи о судьбе. Что же это такое? Что включает в себя понятие «судьба»? Женщина все же осознала, что нет никакой судьбы. Каждый сам является хозяином своей жизни. Скитаться по свету в поисках счастья бессмысленно.

Так ты никогда не добьёшься своей цели.

В заключительной части рассказа автор делится с читателями легендой о Данко. Центральный персонаж — романтик, наделённый смелостью, лидерскими качествами, мужеством. Данко был честным, открытым, искренним и свободолюбивым. Для него в приоритете было счастье народа, а потом уже его.

Герой пожертвовал собой ради благополучия окружающих, он собственноручно достал из груди своё сердце, которое осветило путь персонажам. Но люди не оценили его смелого поступка. Они просто забыли о том, что для них сделал их спаситель. Лишь искорки были напоминанием о Данко.

Славный бескорыстный персонаж испытывал симпатию к людям, он стремился помогать им, дарить тепло своего сердца. В этом и заключался смысл жизни для храброго героя.

Направлением рассказа «Старуха Изергиль» является романтизм. Максим Горький долго вынашивал идею о создании необычного произведения. Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, чтобы читатель сам определился, что же такое смысл жизни.

Для этого Максим Горький показал три истории с разными ценностями, чтобы каждый выбрал то, что ему ближе. После прочтения произведения «Старуха Изергиль» читатель задумается об истинных жизненных приоритетах.

То, что действительно важно, всегда нужно ставить на первое место.

Проблематика рассказа Горького «Старуха Изергиль» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Горький
  4. По произведению Старуха Изергиль

«Старуха Изергиль» относится к одному из произведений М.Горького, написанных в романтическом стиле. Рассказ образно состоит из трёх частей: первая часть – это легенда об гордом юноше Ларри, вторая часть описывает жизнь самой старухи, а третья часть посвящена храброму Данко.

Ларри – уникальный молодой человек. Его необычность заключается в том, что он был рождён в результате связи обычной женщины и орла. Ларри – настоящий «нарцисс», он чрезвычайно самовлюблённый юноша, сочетающий в себе такие негативные качества, как эгоизм и неуемную гордыню.

Ларри лишил жизни девушку только за то, что она отказалась пойти с ним. По его представлению, такому человеку, как он, отказывать просто не допустимо, юноша посчитал, что своим поступком она запятнала его честь.

Соплеменники Ларри, узнав о преступлении, решили наказать его, приговорив к свободе, а между тем одиночеству. Молодой человек рассмеялся им прямо в лицо, тогда он ещё не понимал весь ужас вынесенного ему приговора.

Ларри жил в одиночестве тысячу лет, он не имел ни родителей, ни супруги, ни детей. Даже родины у него не было. Он начал искать смерть, но она никак не хотела к нему приходить. Жизнь его превратилась в настоящий ад.

  Образ и характеристика Алексеева в романе Обломов сочинение

На примере этого юноши автор хотел донести до читателя, что свобода не должна ассоциироваться с одиночеством.

Настоящая свобода — это такое состояние души, когда ты живёшь в окружении близких, стараешься что-то делать для них, когда тебя любят и боятся потерять. М.

Горький призывал людей не быть такими самолюбивыми и честолюбивыми, подобно Ларри.

Вторая история рассказывает о юноше с совершенно другим характером. Вместе со своим племенем, Данко жил среди болот, в постоянной грязи, вони и сырости. Однажды он решил вывести свой народ в новые места, к новой жизни.

По дороге они заплутали и когда соплеменники начали обвинять юношу в излишней самоуверенности, Данко вырвал из своей груди сердце и высоко подняв его к небу, осветил им путь. Благодаря горящему сердцу люди выбрались из темных болот. Впоследствии оставшиеся сердечные угольки были растоптаны и думается, не случайно.

Люди просто не хотели сохранить даже память о мужественном и героическом поступке Данко, ведь этот подвиг постоянно напоминал бы им о собственной трусости.

Между этими двумя историями вплетается история жизни старухи Изергиль. Её любили многие, она – никого. Старуха жила только для себя и за это впоследствии поплатилась. Искренне полюбив сама, избранник её отверг и это нанесло огромный удар по её самолюбию.

Истина этого произведения такова: человек должен делать что-то в этой жизни во благо других, а иначе жизнь его не имеет смысла.

Сочинение 3

Главной героиней в произведении является старуха, внешне напоминающая цыганку или даже колдунью. Изергиль считает молодое поколение самыми лучшими. Она знакомит рассказчика с несколькими новеллами.

В первой новелле рассказывается о об одном юноше, который появился на свет от женщины и орла. Он гордый и самоуверенный, эгоистичный, очень любит себя. Юнона по имени Ларра смог убить девушку за то, что она не хотела с ним идти, такое поведение его оскорбило.

За такое деяние его ждало наказание в виде одиночества. Ему очень тяжело быть одиноким, он не может прожить без родного человека, ему не с кем поговорить и опереться на чье-либо плечо. Хоть Ларра всегда хотел быть свободным, но как оказалась в одиночестве это сущая западня.

В результате чего от юноши осталась только тень.

Эта новелла учит читателей быть добродушнее и думать не только о себе, но и о близких людях.

Еще одна история знакомит читателей с персонажем Данко, он является полной противоположностью первого героя. Он может принести себя в жертву ради своих близких людей. Чтобы вывести своих людей из болота, когда они заблудились, Данко вырвал себе сердце и стал им освещать путь.

Также в произведении рассказывается и о самой героини Изергиль, о ее жизни, о том, как она жила в свое удовольствие, пользовалась людьми ради своих целей, она любит только себя, но при этом ее любят многие люди. Все же ее наказала жизнь, ее любовь оказалась невзаимной.

Изергиль рассказывала о своей жизни с теплотой, она радостно вспоминала о людях, которые повстречались у нее на пути, все они были храбрые и благородные. Изергиль очень любила свободу, наслаждалась своей жизнью и красотой.

Ей не нравились слобости, и она не смирилась с недостатками людей. Она всегда была убеждена, что каждый должен найти место для совершения подвигов, иначе люди для нее были ленивыми и трусливыми.

Образ старухи соединил в себе черты и Ларра и Данко.

Рассказывая о своей жизни, Изергиль с особой теплотой вспоминает о смелых и благородных. Эти новеллы автор написал для того, чтобы люди помнили предназначение каждого человека, о том, что жизнь нам далась для того, чтобы помогать другим, а не только думать о себе.

Читайте также:  Образец и правила оформления читательского дневника

Автор поставил задачу выявить цель жизни человека и его предназначение. В каждой легенде описывается разное предназначение. В одной истории говорится о том, что можно лишить жизни другого человека, ни о ком не заботиться и быть одиноким в конечном итоге. Другая же история повествует нам о том, что можно принести себя в жертву ради спасения близких людей.

Краткое содержание

Эти истории рассказала автору морщинистая старуха, когда они сидели вдвоём на берегу моря.

История о Ларре, гордом сыне орла

Изергиль спросила, видит ли герой тени. Это бродит Ларра.

  Бальмонта. «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д

Когда-то орёл унёс девушку из одного села. И через 20 лет она вернулась вместе с сыном — потомком орла. Парень выглядел, как и все люди, только взгляд имел орлиный, холодный. Он считал себя не таким, как все, и позволял себе слишком много.

Однажды он хотел обнять дочь старейшины, а та оттолкнула его, и тогда сын орла убил девушку. Его схватили, но, осознав, что юноша считает себя лучше всех людей, решили наказать одиночеством. И нарекли его Ларрой, что означает «отверженный». Изгнанный Ларра стал воровать, и его пытались застрелить, но тщетно: юноша стал бессмертным.

Он хотел умереть и ударил себя ножом в грудь, но нож сломался. Теперь он ходит и ищет смерти, но избавления ему не дано.

История об Изергиль, любящей и страстной женщине

Звучала красивая песня, и старуха Изергиль сказала, что так красиво поют лишь красавицы. И рассказала, как сама была красавицей, днём ткала ковры, а ночью бегала к любимому — черноусому рыбаку. Потом разлюбила его и стала встречаться с рыжим гуцулом. Но гуцула повесили.

После Изергиль любила турка — целую неделю жила в гареме. Но надоело, и она сбежала с шестнадцатилетним сыном этого турка в Болгарию. Там Изергиль ранили ножом из ревности. Лечилась она в монастыре, а потом увела из монастыря одного монаха.

А юный турок умер от любви или от тоски по дому.

Монах обижал Изергиль, и один раз она швырнула его в реку. После этого Изергиль попала в руки еврея, который торговал её телом. А любила она одного пана со шрамами на лице — он защищал греческий народ. Потом Изергиль любила венгра (мадьяра).

После была «последняя игра» — шляхтич. Он очень добивался Изергиль, которой уже исполнилось на тот момент сорок лет. А добившись, бросил. Потом он попал в плен к русским, и Изергиль его спасла, но не простила. Уехала в Молдавию, вышла замуж. Год назад муж умер.

А она любит рассказывать молодым сказки.

История о Данко, который любил людей больше себя

Изергиль спросила героя, видит ли он искры. Это частицы горящего сердца Данко.

Был такой народ, который жил в лесу, но был оттеснён завоевателями к болотам. Людям было тяжело. Они уже готовы были стать рабами завоевателей. Но тут явился Данко и пообещал людям волю.

Он вёл их через лес. Путь был трудным. Когда началась гроза, люди совсем обозлились на Данко и захотели его убить.

В сердце Данко загорелась решимость довести начатое до конца, и он руками разорвал свою грудь, вырвал это горящее сердце и осветил людям путь. Так люди вышли из леса. А Данко упал и умер.

И кто-то наступил на его горящее сердце, и это сердце превратилось в искры, которые и сейчас появляются перед грозой.

По рассказу Горького Старуха Изергиль

Максим Горький является тем автором, чьи произведения почитались и в советском союзе, и в современном мире. Он писал о добром, вечном, насущном и важном.

Одним из известных произведений данного автора можно назвать повесть под названием «Старуха Изергиль». Книга подталкивает задуматься о многих важных вещах в стороне морали и нравственного воспитания. В повести рассказывается две целостные истории. В каждой из них заложен глубокий посыл, который благодаря простоте языка может уловить абсолютно каждый читатель.

Но почему произведение «Старуха Изергиль» Максима Горького пользуется популярностью даже сегодня? Что же хотел сказать автор?

По сюжету автор лежит на пляже и знакомится со старухой по имени Изергиль. Она весьма стара, зато знает много интересных и мудрых историй. Не мало интересного повидала она за жизнь. Она делится с автором воспоминаниями и легенда. Их две.

Главным героем одной из легенд является юноша по имени Ларра. Он является сыном обычной женщины и орла. Основная проблема данного рассказа – гордыня, горделивость героя. Тут Горький поднимает вопросы о настоящей и здоровой гордости и отличии ее от горделивости. Герой ведет себя отвратно: берет то, что хочет, не уважает старших.

До ручки довел он местных жителей после того, как убил девушку, отказавшую ему в любви. Старейшины приняли решение не убивать его, а наказать вечным одиночеством и бессмертием. Остаток жизни герой проводит в виде тени, которая скитается по свету неприкаянная. Он страдает из-за того, что не может умереть, но при этом он никому не нужен и никто его не любит.

Мне кажется, что Ларра заслужил такое наказание за горделивость и бессмысленный пафос.

Вторая история повествует о горящем сердце, о человеке, который пожертвовал собой, чтобы вывести людей из тьмы. По сюжету люди жили на земле, но скоро пришел другой народ, что по силам превзошел их и прогнал людей с этой территории. Народец вынужден был перейти на территорию другу.

Они стали жить в темном лесу, в которое солнечный свет почти не попадал. Люди жили и жаловались, но тут один вызвался повести их. Этим героем был юноша Данко. Люди злились на Данко, когда тот совершал ошибки и они заходили в тупики, но никто не благодарил его. Это печально.

В конечном итоге юноша вырвал свое сердце, оно горело и освещало путь идущим за ним.

Произведение Максима Горького учит не быть горделивым, а также жертвовать собой ради благих целей.

  Николай Лесков “Однодум” + возможность скачать книгу

Вариант 4

Максим Горький – русский и советский классик, чьи произведения до сих пор изучаются, читаются и цитируются. В чем причина? Она довольно очевидна. Волнующие сюжеты, интересные образы, индивидуальный стиль написания. Помимо этого, автор затрагивал некоторые эпические элементы в своих произведениях, в частности, в рассказе «Старуха Изергиль».

Структурное подразделение состоит из двух частей: о Ларре, и о Данко. Поучительных истории зачинает пожилая женщина.

Часть о Ларре начинается со следующих событий. В деревушку прилетает огромный орел с весьма тривиальной целью. Похитить одну из местных девиц и сделать ее своей женой.

Плодом их связи стал молодой красавец, с которым «птичья жена» вернулась в свою обитель. Он выглядел как Аполлон, но вместе с красотой в нем умещалось много гордости. Как-то он умертвил девушку, отвергшую его.

Наказание было суровым: Ларра был отлучен от цивилизации и обречен на вечное уединенное скитание.

Следующая часть посвящена некому Данко. В мире Данко люди невежественны и неблагодарны. Враждебное племя погнало его с занятых территорий. И тут является герой. Данко. Он предлагает двигаться на неизведанные земли, чтобы и дальше племя могло существовать. Путь был нелегок.

Многие умирали в дороге. Рос ропот, направленный против юноши. Возникла идея убить молодого поводыря и вернуться на старые занятые территории.

Данко был по-настоящему взбешен пассивностью окружающего общества и решил пойти на кардинальные меры; вырвать себе сердце и осветить дорогу идущим свои пламенным светом.

Часть о Ларре учит тому, что никогда нельзя отворачиваться от общества, нужно служить ему верой и правдой, отвергнув личные мотивы, продиктованные гордостью и эгоистичностью. В противном случае, индивид обречен на вечное одиночество.

Вторая часть о жертвенности. Она диктует то, что для общего блага нужно уметь пожертвовать собой. Личное не так важно, как общественное. Только общими жертвенными усилиями можно достигнуть больших результатов. Здесь стоит вспомнить и о героях войны, и героях труда, которые жертвовали личное время, здоровье, а порой жизнь ради общей победы.

Образец 5

В данном замечательном произведении показана реальность, в которой мечты кажутся нечто необычным и потрясающим. Благодаря данному произведению можно понять то, что в мире есть настоящие герои, которые готовы идти на подвиги, и совершать их ради своих самых близких людей.

Автор также хотел показать, что задумка по воплощению мечты, может сделать даже самого простого человека – отважным и смелым, так как вера в лучшее помогает ему лучше разобраться с собственной личностью.

Реальность и мечта отображены в данном замечательном произведении через призму замечательных повествований старушки Изергиль, которая хотела связать данные истории с частью своего существования.

В легенде про Ларру, который мечтал быть лучше остальных, рассказывается то, как сын орла и простой женщины, возжелал показать свое преимущество. Несмотря на то, что в нем не было ничего особенного и выдающегося, он считал себя выше других людей.

Когда затрагивается мечта данного персонажа, то стоит сказать, что она является темной и не прекрасной, так как она не направлена на блага человечества, неся в себе лишь ту цель, чтобы удовлетворить эгоистичные потребности.

Она была разбита о реальность тем, что он посчитал, что так как он лучше остальных, то в праве убивать. И после того, как он совершает страшное убийство, его выгоняют жить одного, для того, чтобы он понял, какого это ощущать себя ненужным.

Он остался совершенно один, и несмотря на то, что совершил попытку вернуться обратно к людям, не был принят ими.

В легенде о Данко также поднимается тема мечты и реальности. Однако, стоит сказать, что в отличие от предыдущей истории, данный персонаж является чистым и светлым человеком, который мечтал вывести население из лесов для того, чтобы сделать их свободными и равноправными. Его не остановила даже смерть.

Стоит сказать, что его сердце стало пылать потому, что его помыслы были чисты, и направлялись на совершение различных благ. Его порывы не были оценены людьми, но все-таки, он сумел реализовать свою мечту, и это стало большой наградой для героя.

Невзирая на то, что сердце было растоптано «осторожным человеком», оно разбилось на осколки, и продолжало освещать путь другим людям.

В данном великолепном произведении тема мечты и реальности раскрыта глубоко, что заставляет читателя задуматься о том, что следует вести правильную и честную жизнь, которая будет полна только хороших и светлых идей и целей.

Другие сочинения: ← Герои произведения Детство↑ ГорькийПо произведению Макар Чудра →

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

  • Предыдущая
  • Сочинения«Гранатовый браслет» анализ произведения Куприна – проблемы, жанр, смысл названия, суть повести
  • Следующая
  • Сочинения«Антоновские яблоки» анализ произведения Бунина – проблематика, особенности, план, смысл названия рассказа
Ссылка на основную публикацию