Сочинение: образ дона в романе “тихий дон” (м. шолохов)

Многие произведения, написанные в ХХ веке, посвящались авторами теме войны. Одни описывали ужасы баталий, другие – героические поступки солдат, а третьи – внутренний душевный мир людей, которые оказались свидетелями всех непростых событий прошлого века.

Михаил Шолохов в своем романе «Тихий Дон» раскрывает перед нами целый мир, в котором сложно и запутанно переплелись судьбы героев.

Произведение можно назвать предельно философским, но одновременно и патриотическим, что дало ему возможность пройти цензуру. Присутствует в нем и глубокий подтекст, хоть и не всем удается понять его с первого прочтения.

Образ Дона в романе «Тихий Дон» имеет немаловажное значение, об этом поговорим подробнее.

Сочинение: Образ Дона в романе

История романа. Первоначальная идея

Уже в 20-х годах у Михаила Шолохова возникла идея – создать произведение, которое расскажет о простых людях, о том, как у них менялись взгляды на жизнь, как разгорался конфликт между «свояками», как зарождалась Советская власть. В 1925 году автор приступил к написанию романа «Донщина». Это было первоначальное название произведения. Шолохов и не предполагал, что события развернутся так широко, и он создаст целую эпопею.

Идея автора – раскрыть исторические условия жизни простых людей так, чтобы стало понятно, почему они привели к революции. Образ Дона в романе «Тихий Дон» предстал перед читателем как символ мощи народной, казачьей воли, широкой души.

Перемена замысла послужила тому, что роман стал называться «Тихий Дон». Авторский взгляд подразумевает и то, что в романе раскрывается быт казаков до революции и во время Гражданской войны.

Главной задачей произведения Шолохов ставит показать трагические судьбы людей, которые попали в страшный водоворот событий начала 20 века.

Работа в Вешенской

Сочинение: Образ Дона в романе

Новый замысел романа созрел у автора в 1926 году. Шолохов начал сбор материала. Для этого он поселился в станице Вешенской, объезжал ближайшие хутора, разговаривал с местными жителями, участниками революции и войны. Так накапливался материал, созревал сюжет. Для более тонкого изучения казачества Шолохов тщательно изучал материалы из архивов Ростова и Москвы. Роман публиковался по мере написания частей. Пресса не смолкала, во всех изданиях публиковались рецензии и отзывы о произведении.

Над своей четвертой книгой Михаил Шолохов работал гораздо медленнее, читатели очень переживали за судьбы героев и писали много писем автору. Был период, когда в среде литераторов возникло мнение, что роман написал не Шолохов, а какой-то убитый офицер. Рукопись якобы была найдена в его сумке.

Автору пришлось доказывать свою правоту перед ростовской комиссией, которая была специально создана, чтобы опровергнуть клевету. Произведение выдержало испытания временем, образ Дона в романе «Тихий Дон», а также другие реальные герои раскрыли всю сущность того времени. Итак, мы разобрались в истории написания эпопеи.

Теперь рассмотрим более подробно образы.

Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон»

Бессмертную эпопею «Тихий Дон» Шолохов назвал в честь могучего, несмолкающего, рокочущего Дона. И это не напрасно. Конечно же, дело не только в географии. Смысл намного важнее и глубже…

События, действительно, происходят на берегах могучей реки, и образ Дона в романе «Тихий Дон» играет немаловажную роль. Протекает река на юге России, местность эту с давних времен облюбовали донские казаки – вольнолюбивые и свободные. Дон и является символом их свободы.

Дед, отец, да и сам Григорий Мелехов, а также другие герои произведения родились и выросли в горячих степях, которые с двух сторон подступают к реке. Две природные мощи – земля и вода – повлияли на формирование характеров этих людей.

Неудивительно, что Шолохов использовал слово Дон в названии романа. Так отчего же «тихий»? Ведь описанные в романе события происходили в начале 20 века, которые никак нельзя назвать спокойными.

Миллионы людей стали жертвами революции и войны, реки были багряными от крови.

Скрыт в названии особенный смысл. Жизнь меняется, идет своим чередом, а тихие воды реки вечны и неизменны. Образ Дона в романе Шолохова «Тихий Дон» очень важен. Могучая река, которая дала жизнь сухим степям, взрастила свободолюбивых казаков, сама же приняла в свои объятья их тела.

Сочинение: Образ Дона в романе

Живой Дон

Дон может быть разным по характеру. То он спокойно катит свои воды под солнцем, а то бушует и разливается, выходя из берегов. Но какие бы события ни происходили в жизни людей, река неизменно устремляет свои воды к морю. Ничто на свете не остановит этот процесс: ни войны, ни злоба людская, никакие революции. Дон в произведении – символ стабильности и надежды.

Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» сопоставляется с могучей рекой. После многолетних скитаний он возвращается. За эти годы казак потерял отца, брата, невестку, любимую женщину. В хуторе от многих домов остались одни пепелища, друзья детства не вернулись с войны. Но Григорий берет сына на руки.

Он есть его зерно, росток, надежда на будущее. Финал романа олицетворяет продолжение жизни. Описание Дона здесь гармонирует полностью с образом вольного казака – сильного духом, прошедшего через многие нелегкие испытания на жизненном пути.

Дон еще скован льдом, но кое-где уже виднеется черная вода, река сбрасывает с себя «цепи» и несется вперед, к морю.

Наталья

Рассматривая женские образы в романе «Тихий Дон», особое внимание хочется уделить Наталье. Две женщины полюбили одного казака – классический треугольник. Наталья – законная супруга. Аксинья – жена соседа, любит Григория страстно, горячо.

Жизнь Натальи изуродована и трагична. Эта женщина глубоко нравственна, будучи невестой, она разглядывала своего нареченного влюбленными глазами. С нетерпением она считала до свадьбы дни. Удивительно, но именно застенчивая Наталья настояла на замужестве, когда родители противились этому.

Сочинение: Образ Дона в романе

Но так сложилась жизнь, что брак ее стал несчастливым. Образ Григория Мелихова в романе «Тихий Дон» раскрывает читателю своенравного казака, который покорен Аксиньей и готов идти с любимой на край света. Он честно признается Наталье, что не любит ее.

Вся семья Мелеховых встала на сторону невестки. За бескорыстность, простоту, трудолюбие все они полюбили Наталью. Она обо всех заботится, свое же горе переживает в себе. В ее лице Шолохов рисует нам образ трудолюбивой казачки, верной жены и любящей матери.

Безответная любовь

Женские образы в романе «Тихий Дон» можно охарактеризовать как полярные. Если Аксинья – боевая и горячая, то Наталья – скромная и послушная жена. Не познав семейного счастья, она находит утешение в детях.

После рождения Полюшки и Мишатки похорошела и расцвела она необыкновенно. А с какой гордостью показывала Наталья своих детей Григорию. Образ Мелихова в романе «Тихий Дон» меняется в этой сцене. Сердце его в этот момент заливает волна нежности и сострадания к своей жене.

Но и теперь он не испытал к ней любви. Притянул к себе и поцеловал в белый лоб.

В последние дни на смертном одре проявляется величие Натальиной души, ее самозабвенная любовь, мужество и нравственная чистота. Просит она надеть на нее ту самую зеленую юбку, которая нравилась Грише, а Мишатке наказывает поцеловать отца, как тот вернется. Несмотря на все обиды, которые нанес ей при жизни муж, Наталья прощает его и не держит зла.

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон»

Сочинение: Образ Дона в романе

Центральным в романе является образ Аксиньи. Женщина красива, сильна и независима, способна на пылкие чувства. Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» олицетворяет истинную казачку, которая способна принести себя в жертву ради любви.

Жизнь героини очень непроста. О связи с Григорием говорил весь хутор, что стало известно ее мужу. На его вопрос о том, правда ли это, казачка гордо созналась в своем грехе без колебаний. Способность нести ответственность за поступки подтверждает ее сильный дух. Отношения между Аксиньей и Григорием не были легкой интрижкой.

Свою любовь они пронесли через многие испытания на протяжении нескольких лет. Оба были уверены в силе своих чувств, хотя все хуторяне приняли их связь как безнравственную. Именно у Аксиньи возникли мысли порвать с условностями и покинуть хутор. Женщина, не задумываясь, шла за любимым, не задавая лишних вопросов.

Настолько сильной была ее любовь.

Григорий Мелехов

Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» многогранен. Поначалу кажется, что он – главный герой. Но потом читатель видит его примитивный кругозор, понимает, что не видит он дальше «дедовой сабли». Сразу даже не скажешь, отрицательный или положительный это персонаж. Прежде всего Григорий – правдоискатель.

Однако живет он с молодости бездумно, следует устоявшимся традициям. Родители женили его на нелюбимой девушке, как и все, он готовился к службе. Все происходило будто без его участия. Даже страстная любовь к Аксинье не перевернула его жизнь. Все шло по накатанной. В мир этот Григорий пришел не для того, чтобы проливать кровь.

Но суровые времена в его натруженные руки вложили казачью саблю.

Сочинение: Образ Дона в романе

Трагедия Григория

Образ Григория в романе «Тихий Дон» можно назвать трагичным. Последним для него испытанием в романе стала гибель любимой Аксиньи. Женщина получила пулю в тот момент, когда вдвоем с Григорием они направлялись в новую, как им казалось, счастливую жизнь. Все в душе его погибло, замерло в один момент.

Сочинение: Образ Дона в романе

В конце романа казак остается совсем один. Все дорогие ему люди оставили этот мир. Образ Мелехова в романе «Тихий Дон» собирательный.

Он объединил в себе те несчастные судьбы, которые в злые годы замирали и возрождались вновь, с новыми силами начинали жизнь.

Единственной ниточкой, связывающей Григория с жизнью, стал его сын Мишатка, родная земля, хутор и, конечно же, Дон-батюшка, сила и мощь которого передавалась казакам из рода в род.

Шолохов не создал в романе образ идеального казака. Но ему удалось описать судьбу целого поколения – сильного духом, вольного казачества.

Сочинение: Образ Дона в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов) — 2 варианта | Литрекон

Многомудрый Литрекон представляет два сочинения на тему: Образ Дона в романе «Тихий Дон». Кратко и лаконично он описывает роль Дона в книге Шолохова. Оба варианта получили высокие оценки.

Читайте также:  Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе «преступление и наказание»

Вариант 1

(424 слова) Среди писателей, осмыслявших в своих произведениях события Революции и Гражданской войны в России, одно из важнейших мест занимает Михаил Шолохов.

Его роман-эпопея «Тихий Дон» отличается почти документальной достоверностью от фантасмагорического «Чевенгура» Андрея Платонова и глубоким анализом трагедии народа от привязанного к трагедии личности «Доктора Живаго» Бориса Пастернака.

Одним из наиболее ценных достоинств „казаческой «Илиады»“ стал, конечно, образ великой реки Дон, „заглавного героя” романа.

Образ Дона заключает в себе квинтэссенцию философских идей автора. Через него Шолохов передаёт свои взгляды на ход истории в целом и на ход истории России, полной кровопролитных бунтов и народных восстаний. Дон олицетворяет непрерывное движение времени, истории, жизни.

Это движение велико и прекрасно, как велика и прекрасна эта река, так же неумолимо и необратимо, как она. Здесь выражен удивительный для писателей того времени жизнеутверждающий посыл.

Несмотря на все страдания людей, их конфликты и стычки, несмотря на несправедливость и обман, воцарившиеся в мире, Дон будет продолжать своё тихое течение.

Дон будет нести свои воды к морю, а значит жизнь будет продолжаться, и надежда на лучшее, более справедливое и счастливое будущее, не умрет. И значит, в настоящем люди не зря страдают, терпят боль и лишения.

В тексте Дон играет роль защитника казаков, который всегда на их стороне. Так, он отделяет белых казаков от пришлых красных солдат, в отступ они всегда отправляются на другой берег реки, которую не так просто перейти. Она же укрывает остатки банды Фомина: люди укрываются на одном из островков. Также буря на Дону сближает Аксинью и Григорий, а их дальнейшие встречи часто происходят у реки. 

В образе Дона выражена уверенность автора в стойкости нашей страны, которая вытерпит все, включая страшнейшие бунты и мятежи.

Река-оплот казачества отсылает память читателя к восстанию Степана Разина, донского казака, бунту Емельяна Пугачева, казака с Сибирской реки Яик — к событиям, что оставили на истории России неизгладимые следы.

Недаром им посвящены многие фольклорные и авторские произведения, такие как народная песня «Из-за острова на стрежень…» и роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка», которые отражают жестокость и беспощадность русских бунтовщиков.

Революция 1917 года и последующая Гражданская война сравниваются с восстаниями былых времен, и автор находит много сходств между прошлым и настоящим. Тем не менее, вечный Дон дает уверенность, что через все кровопролитные испытания Россия пройдёт достойно, с высоко поднятой головой.  

Как мы убедились, Шолохов не зря назвал роман именем великой реки. Тихий Дон выражает движение жизни, непрерывный ход истории, который невозможно остановить.

Образ этой реки даёт надежду на лучшее будущее и в то же время взывает к памяти о тяжелом прошлом нашего народа.

Центральный географически в пространстве романа Дон является центром системы образов произведения — с него все начинается и им же закончится. 

Вариант 2

(574 слова) Многие писатели использовали в своих произведениях образы природы. Пейзажи помогает раскрыть внутреннее состояние героев, передать их эмоции и переживания.

Картины природы меняются вместе с характерами персонажей. И знаменитый роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» не стал исключением.

Очень колоритно и выразительно описание Дона в произведении Шолохова «Тихий Дон». Какова же роль пейзажа в книге?

Неслучайно Шолохов выбрал именно такое название для своей книги. На первый взгляд,  кажется, что «Тихий Дон» является спокойной и размеренной рекой. Однако это вовсе не так. На самом деле, природная стихия, изображенная автором в романе, очень изменчива и непостоянна — подобно непростой жизни людей.

Дон, представленный в произведении, является не только фоном повествования, но также и одним из главных действующих лиц. Дон писатель наделил «живыми» качествами. Он то бурлит, багрянится от крови, то бушует, то переливается от солнечных лучей.

Дон в романе предстаёт своеобразным зеркалом, которое способно отражать все события и явления, происходящие в казачьей среде. 

1912-1922 — очень сложный период для донского казачества: революционные потрясения, Первая мировая война, тысячи погибших. Всё это оставило глубокий отпечаток не только на памяти русских людей, но и  на реке. Дон переживает за тех, кого знал с рождения, за тех, кто погиб в его водах.

Поэтому Григорий Мелехов мысленно часто возвращается к реке и нередко обретает в ней физическую защиту: именно Дон оградил белых казаков от красных, он же скрыл бунтовщиков в финале романа.

Произведение Михаила Александровича рассказывается о суровых годах из жизни русского казачества, и эта суровость передается «речными» метафорами: 

«Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами». 

В то же время образ Дона олицетворяет надежду на светлое будущее, которая так необходима во время боевых действий. Никто не может предположить, что станет с народом в будущем. Ясно лишь то, что Дон так и будет уносить воды к морю.

Река в любом случае будет продолжать движение. Это изменить неподвластно ни одной стихии. Дон выступает в произведении символом стабильности и спокойствия. Люди, наблюдая за течением реки, надеялись,  что война вот-вот закончится, и миром вновь будет править спокойствие.

Люди верили, что совсем скоро жизнь вернётся в своё прежнее русло: дом, семья, работа. Они жили этими надеждами, которые заставляли их просыпаться каждое утро. Неудивительно, что когда народу было совсем трудно, они подходили к реке и умоляли ее о помощи.

Так, Аксинья просит реку избавить ее от безответной любви. 

Безусловно, Дон является символом и олицетворением Родины, за которую героически сражались казаки. Река придавала воинам сил и выносливости. Автор показал, что Тихий Дон способен преодолеть все препятствия: войны, революции, голод, мятежи. И эта идея помогала казакам. О доме были все мысли бойцов.

Родная река представлялась идеалом красоты. И Тихий Дон отвечал тем же. Река всегда выступала в роли непобедимой силы. Как уже было упомянуто, именно Дон разделяет белых казаков от красных воинов. Река помогает солдатам, скрывая участников банды Фомина на одном острове. Дон выступает и символом любви.

Река сближает Григория и Аксинью во время бури. 

Таким образом, роль пейзажа в романе очень велика. Дон — незаменимый участник и свидетель всех происшествий,  происходивших на его берегу. Он вселял надежду у людей на великую победу. Река оказалась естественным барьером между мирным временем и военным. 

Можно утверждать, что Михаил Александрович Шолохов использовал образ Тихого Дона в своём известном романе для того, чтобы показать, что течение реки так же непрерывно, как и течение жизни и времени.

Никто не в силах остановить естественный ход времени.

Что бы не ожидало людей в будущем, они будут смотреть на реку и вспоминать о прошлом, но и не забывать и о будущем, которое должно стать непременно лучше, чем настоящее. 

Виктория Комарова

Образ Дона в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)

Образ Дона в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» очень важен: это полноправный участник и невольный свидетель всего, что происходит на его берегах. Именно река соединяет воедино мирное и военное время, а для казаков она становится символом Отчизны, за которую они сражаются.

Донские казаки в своих песнях говорят такие слова: «Ой, ты, наш батюшка, тихий Дон!» или «Ты кормилец наш, Дон Иванович!» И действительно, именно с этой рекой ассоциируется казачья судьба, хотя лихие воины и раскиданы по Днепру, Тереку, Яику.

Первоначально М.А. Шолохов хотел назвать роман «Донщина», но когда замысел эпопеи расширился, то и название изменилось на «Тихий Дон», стало символичным, характеризуя судьбу всего казачества в нелёгкие годы.

Революция, Первая мировая война, а затем и Гражданская, тысячи погибших в сражениях и ещё тысячи тех, кто не сумел найти себя в новой жизни. Всё это видит Дон.

А мы узнаём о том, что происходит с 1912 по 1922 годы из романа.

Традиция описания реки сформировалась задолго до появления шолоховского произведения. Дон упоминается в фольклоре и древнерусской литературе (вспомним, например, «Задонщину» или «Слово о полку Игореве»). Однако М.А. Шолохов по-своему переосмыслил образ Дона.

Кстати, образ Дона возникает уже в двух эпиграфах к эпопее. Сначала мы видим союз Дона-батюшки и земли-матушки. Потом же помутившиеся воды предвещают тревожное время.

Итак, какое же значение имеет этот образ в романе?

Во-первых, это способ изображения места действия и времени. Мы видим, как меняется река вместе с временами года. Зимний Дон, скованный льдом, передаёт ощущение оцепенения, весной разлив напоминает об обновлении, пробуждении жизни. Сезонные изменения — яркая иллюстрация ко всем событиям.

Во-вторых, это возможность передать красоту, широту донской земли. Причём видим мы её глазами героев. Так, Григорий Мелехов всегда держит в мыслях родной дом, донские степи.

Ведь они ассоциируются у него с беззаботным детством и юностью. Это что-то родное, которое резко противопоставлено всему чужому.

Не зря, живя в Ягодном, Григорий говорит: «По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь…» Вывод однозначный — казаки любят Дон, свою землю, поэтому их защищают.

В-третьих, образ Дона и гармоничная жизнь героев с окружающей природой приводят к мысли о вечности, устойчивости этого миропорядка, ведь крестьянская и воинская жизни вписаны Шолоховым в живой, непрерывный поток жизни природы: «А над хутором шли дни, сплетаясь с ночами, текли недели, ползли месяцы… застеклённый осенней прозрачно-зелёной лазурью, равнодушно шёл к морю Дон».

В-четвёртых, описания Дона связаны с историческими событиями. Спокойная река начинает бурлить вместе с войной, ворвавшейся к казакам: «За мысами уступов, в котлованах течение образует коловерть.

Завораживающим страшным кругом ходит там вода: смотреть — не насмотришься». В тяжёлые годы Дон всегда на стороне казаков.

Читайте также:  Петербург в Преступлении и наказании: сочинение

Так, река разделяет белых и красных или скрывает участников банды Фомина на одном из островов.

В-пятых, образ Дона, состояния природы сопоставляются с психологическим состоянием главных героев (Григория Мелехова, Аксиньи, Натальи и т. д.). То есть в описаниях природы автор отражает их характер и настроение, а не просто изображает пейзажные зарисовки.

Поэтому-то пейзаж, образ Дона так важны, ведь главный объект таких описаний — человек. Наталья берёт в руки косу, чтобы перерезать горло и освободиться от тоски, отчаяния, нелюбви к ней мужа. В этот момент Дон также освобождается от зимы, от ледяных оков.

К реке идёт Дарья, когда узнаёт о своей болезни. Над Доном в тот момент летают чайки, гуляет ветер. Такое же беспокойство на душе героини.

Постепенно река успокаивается, как успокаивается и сама Дарья: «Я вон какую жизнь прожила и была вроде как слепой…» Потом Дон же принимает отчаявшуюся женщину и как бы смывает все её грехи.

В-шестых, образ Дона символизирует саму историю России, казачества в лихие годы, целого народа, а также выражает идею текучести времени. Например, Григорий, возвращаясь домой, подходит к берегу: «Прозрачно-зелёная вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев». Мелехов выкидывает винтовку, наган и патроны.

Воды как бы смывают все прежние ошибки героя. Григорий прощается с прошлым, с годами кровавого безумия. Он вытирает руки краем шинели, чтобы чистым войти в новую жизнь, вернуться к родному дому, к земле, к сыну. Мелехов теряет Аксинью, брата, жену, невестку, друзей. Он видит вокруг разруху, пепелища.

Но не теряется и не опускает руки: у него есть сын — надежда на возрождение, спасение, на то, что жизнь продолжится. И описание Дона как бы подчёркивает эту мысль: он жив, хотя сейчас ещё видна тёмная вода, а лёд сошёл не до конца. Река изменчивая и непостоянная, как и людская жизнь.

Дон, как зеркало, отображает всё происходящее с казачеством. Но одно остаётся неизменным: Дон, что уносит воды к морю.

То есть Дон — многогранный символ. И детали, описывающие реку, несут символическое значение. Например, хрупкий, тонкий лёд, сковывающий воды, символизирует неустойчивость, шаткость, ненадёжность окружающей жизни.

Крутой спуск по берегу к воде — переломные события в истории народа, а рассыпавшиеся ракушки — сам народ, выкинутый из привычной жизни. Галька, обкатанная волнами, — символ тяжёлых испытаний, предстоящих казакам, где их также обкатает война, сначала Первая мировая, затем и Гражданская.

Стальная рябь — символ будущих событий, что произойдут в жизни казачества.

Итак, образ Дона в романе-эпопее имеет большое значение. Он отражает характер отдельных героев, выражает философию всего русского народа и конкретные взгляды автора. У реки две судьбы, две стороны — тишина, спокойствие и коловерть, буря. Эти два начала прослеживаются в судьбе Григория Мелехова, всего народа. Дон может быть мирным, а может — бурным, калечащим.

Человеческая жизнь может быть размеренной, а может — страшной, со смертями, страданиями. В то же время это рубеж, который делит жизнь на две части (мир и войну), а воды ассоциируются с потоком людских страданий. Течение Дона символизирует движение самой жизни, которая постоянно меняется, оставаясь при этом самой собой.

И лишь сам человек может решить, увидит ли он тихий Дон-батюшку или бурный поток затянет его на дно.

Сочинение Образ Дона в произведении Тихий Дон Шолохова

Великая река Дон неоднократно описывалась в произведениях русской литературы. Но только  Шолохов описал ее с такой любовью, что она становится одним из героев произведения.

События романа «Тихий Дон» происходят возле этой реки, где родились и живут ее герои – донские казаки.  Эта река, как и земля, на которой они трудились, формировали их характеры и играли в жизни огромную роль. Для них эта река была свята, ибо давала плодородие степи и жизнь всему живому, поэтому ее и называли так ласково: «Дон-батюшка».

 Дон изображен во все времена года. Этим  подчеркивается, что река может быть разной, как и жизнь. В судьбах героев постоянно присутствует эта река, которая бывает то спокойной, то взбушевавшейся.

С образом Дона связаны все образы героев в произведении, их характеры, поступки, да и внутренний мир. Так, Григория автор сравнивает с сильным, могучим Доном, и где бы он ни был,  с ним всегда мысленно был Дон.

Эта река сопровождала его с самого раннего детства, она была для него опорой и спасением. Даже свою любовь он встретил здесь. Чувства Аксиньи и Григория подчеркивают описания реки.

Да и чувства Натальи к Григорию также связаны с образом Дона, и когда она решает расстаться с жизнью, освободиться от любви к мужу, Дон также встает на дыбы: «Дон нес к Азовскому морю ледяную свою неволю».

Дон в романе выступает символом истории казачества и России. В первых главах река спокойна и тиха, как и жизнь казаков. Но когда в эту спокойную жизнь врываются войны и революции, Дон вздымается на дыбы: «Завораживающим страшным кругом ходит там вода…».  Эти два противопоставления в описании реки выражают два начала не только в судьбах главных героев, но и  всего народа.

Чтобы не случилось, Дон несет свои воды к морю и его не остановить, как не остановить и жизнь, ведь она продолжается. Потеряв  Аксинью, брата, невестку, друзей, Григорий возвращается домой.

Он видит пепелища, разруху, но не теряется. Он берет на руки сына, ведь это его надежда на спасение, продолжение рода.

В этом месте описание реки подчеркивает мысль автора о том, что есть надежда на лучшее, что жизнь продолжается.

Дон после зимы еще скован льдом, но уже в некоторых местах он растаял, пробивается и виднеется темная вода. Река жива, она проснется и  понесет свои воды дальше. Так и люди будут жить дальше на своей земле.

Конец романа говорит о том, что какие бы войны и невзгоды не выпали на долю людей, их нельзя победить, они будут продолжать свой путь, как и Дон.

Несколько интересных сочинений

Образ Дона в романе "Тихий Дон". Характеристика романа "Тихий Дон"

Эпический роман Шолохова «Тихий Дон» справедливо находится на особом месте в истории русской литературы. Автор отдал полтора десятка лет жизни на создание литературного шедевра.

Действия книги начинаются в 1912 году, перед началом первой мировой войны, и заканчиваются в 1922 году. Зная изнутри жизнь и быт казаков, Шолохов основной акцент поставил на описании казачества. Концовка эпопеи содержит в себе философский подтекст.

Автор дает главному герою право на самостоятельное решение и прохождение новых жизненных испытаний.

Главные герои «Тихого Дона»

В “Тихом Доне” герой Григорий Мелехов – противоречив и многогранен. Создается впечатление, что он главный герой. Но его «выдает» примитивный кругозор. Григорий – заплутавший искатель истины. Жизнь его с ранних лет бездумна, но подчинена следованию традициям. Страстная любовь к Аксинье не смогла в нем всколыхнуть жажду жизни. Он, будто, живет без интереса, слепо следуя устоявшимся принципам и правилам бытия. Григорий не был сторонником кровавых мер, но ему пришлось вместо плуга взять в руки саблю.
Образу Натальи в романе отведено особое место. Он связан с классическим любовным треугольником, где две женщины полюбили одного казака. Жизнь героини крайне трагична. Она трудолюбивая и работящая женщина. Даже после родов Наталья сохранила в себе все эти качества. Ее образ – образец личности незыблемых нравственных устоев. Твердость ее характера проявилось в том, что застенчивая Наталья выказала решительность в замужестве, в то время, как ее родители были против.
Аксинья – центральный образ произведения. Женщина привлекательная, сильная и независимая. Образ Аксиньи олицетворяет истинную казачку. Но также это характеристика женщины, способной пожертвовать собой во имя любви. Жизнь героини противоречива. О связи с Григорием судачит весь хутор. Отношения между Аксиньей и Григорием глубокие и полноценные. Именно она решилась переступить через условности и съехать с хутора. Она шла за любимым, ведомая любовью и страстью.

Овации и клевета

Молниеносно пришла слава к Шолохову после выхода первых двух томов. Но вместе с популярностью и всенародной любовью автора преследует масса негативной критики.

Завистники утверждали, что столь молодой писатель не способен на написание такого глубокого произведения. Ежедневно имя гения поливалось грязью. Недоброжелатели даже сочинили легенду о том, как Шолохов украл текст у настоящего автора.

На сторону мастера стали друзья, которые научно доказали, что роман на самом деле — работа Михаила.

Еще одной неприятностью стал замысел произведения. Ярых коммунистов не устраивал герой Мелихов в романе «Тихий Дон». Его политические вкусы противоречили реалиям времени. И хотя за писателя вступился сам Сталин, произведение неоднократно подвергалось беспощадной критике и изменениям. Это ранило сердце гения.

Второстепенные персонажи

Степан Астахов – молодой казак, сосед Григория Мелехова. Степан мужчина физически развитый. Автор описывает его как обладателя железных рук и свинцовых кулаков. Герой женат на Аксинье. После свадьбы у них родился ребенок, но умер, не дожив до года.
По материнской линии он турок. Отец Григория Мелехова. В молодые годы поколачивал свою жену и изменял ей. К старости одумался. По характеру мужик горячий и своенравный, но также энергичный и трудолюбивый человек. Является безоговорочным главой семьи.
Казачка в возрасте, мать семейства Мелеховых. Она работящая и гостеприимная хозяйка. Ей пришлось испытать много оскорблений и предательств от мужа. После смерти супруга и сына Петра она теряет веру в жизнь и вскоре умирает, не дождавшись Григория с фронта.
Старший брат Григория. Он с любовью и теплотой относится к своим племянникам. Когда Петр попадает на войну, его жена Дарья изменяет ему со Степаном Астаховым. Он характеризуется как покладистый и располагающий к себе человек. Даже на войне он старается извлечь выгоду для себя.
Жена Петра Мелехова. Дерзкая, острая на язык и охочая до мужчин баба. Заразившись сифилисом, кончает жизнь самоубийством, утопившись в Доне.
Младшая сестра Григория и Петра Мелеховых. Вышла замуж за Мишку Кошевого, несмотря на протесты семьи.
Тесть Григория Мелехова. Имеет четверых детей и жену. Семья Коршуновых самая зажиточная на хуторе. Мирон Коршунов гордится своим богатством. Он не всегда исполняет обещанное. С приходом советской власти Мирона арестовывают, и он теряет большую часть нажитого добра на момент гражданской войны.
Жена Мирона Коршунова, мать Натальи. Ласковая и нежная мать, послушная жена. Она понимает, что Наталья будет несчастна с Григорием, поэтому пытается робко отговорить ее от замужества, но Наталья утверждает, что только Григорий ей мил. Марья Лукинична понимает дочь, потому что понимает, что такое любовь.
Отец Мирона Коршунова, старейший член семьи Коршуновых. Дед – участник русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.
Митька друг детства Григория. Вырос в богатой семье, но труд для него дело привычное. По характеру человек строптивый и задиристый. Гордость и непокорность характеризуют его как нельзя лучше. Он человек жестокий. За работу в карательном отряде получает прозвище «дракон».
Дворянин, казак. Служит сотником Атаманского полка. Соблазняет Аксинью, которая искала утешения после смерти их с Григорием ребенка. В доме Листницких Аксинья и Григорий находились в услужении, когда решили бежать с хутора, чтобы жить вместе, оставив свои семьи.
Отец Евгения. Владелец имения Ягодное, куда поступили на работу Аксинья и Григорий. Николай Алексеевич – казачий генерал.
Герой является главным кормильцем в семье. В период гражданской войны становится рьяным большевиком. Мишка убивает Петра Мелехова. Семейство Мелеховых против его свадьбы с Дуняшей. Но они женятся, не смотря ни на что. Дуняша знает, что Мишка виновен в смерти ее брата.
Большой, неуклюжий казак, который служил в Атаманском полку. Входит в ближний круг общения Григория. Старший из всех казаков.
Старый казак по прозвищу “Брех”. Страстный рассказчик, любящий для “красоты” приврать в рассказываемых историях.
Богатый купец. В хуторе Татарском – человек пришлый, иногородний. Мохов является хозяином магазина и паровой мельнице на хуторе.
Читайте также:  Краткое содержание романа «Преступление и наказание» для читательского дневника (Ф.М. Достоевский)

Герои второго плана значатся только по прозвищам как старичок с хутора Татарского Сморчок – человек склочный и Семак – участник вешенского возмущения, по сути своей грабитель. Эти персонажи обозначаются в перечне только прозвищами. Роман Шолохова – краткое, но полное описание человеческих судеб. Все образы взяты из народа.

Концепция обрела в эпопее глубокое художественное отображение: в подлинной иллюстрации жизни народа, его быта и труда, в кратком описании участия народных масс в событиях истории. Список главных героев «Тихого Дона» – история взаимодействия людей в разных жизненных ситуациях.

  ЖЗЛ: Иван Айвазовский — родившийся у моря и прославивший его

Сочинение: Образ Дона в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)

(337 слов)

Михаил Шолохов — писатель, книги которого часто ставят на одну полку с романами Достоевского, Толстого, Лермонтова и многих других великих русских классиков.

Прежде всего, это продиктовано его тяготением к особой философской концепции, раскрывающей столкновения культур и жизненных укладов того времени.

Особенно дорог русскому читателю роман «Тихий Дон», где образ могучей реки отождествляется с течением времени, захватившим героев врасплох и унесшим их в рискованное и смертоносное плавание.

Если говорить кратко, то решающую роль здесь играет, конечно же, географический фактор: Дон — величавая река, которая раскинулась в Европейской части России. Очень давно в этих местах освоились беглые крестьяне и разбойники, которые со временем стали называть себя «казаки».

Предки Мелеховых и Коршуновых отличались свободолюбием и бунтарством, раз не побоялись сбежать от крепостного права и ссылки. Кроме того, степь закаляла и буквально накаляла их характер на протяжении многих лет. Теперь нам понятна та пылкость, та противоречивость казачьих образов.

Слово «тихий», присутствующее в названии романа, заставляет нас копнуть глубже и разобраться в самой сути данного лейтмотива.

Что же хочет сказать нам автор, который сперва разворачивает перед своими читателями сцены войн, показывает миллионы людей, погибших на поле боя, буквально проливает перед нами алые реки крови, а потом называет Дон тихим? В чем смысл названия «Тихий Дон»? Здесь как нельзя лучше раскрывается философская концепция произведения, основная мысль автора и одна из его жизненных позиций. Дон — это река, превратившая сухие безжизненные степи в плодородную почву. Это река, которая дала жизнь казакам, воспитала их, прошла путь становления с каждым из них, а потом приняла в себя множество их безжизненных тел. Разве это не характеризует её, как нечто могучее, вечное, умиротворяюще спокойное?

Автор также вкладывает в образ Дона символ стабильности и надежды, ведь несмотря на то, что происходит в мире людей, какие войны и баталии они затевают — река продолжает бить своими волнами о берега и отражать яркий солнечный свет — символ жизни, энергии и неистребимых духовных начал.

Тишиной Дон скорбит о погибших казаках. Даже шум воды застыл в минуте молчания. Эту атмосферу сожаления о пролитой крови хочет донести до нас автор, который ставит образ Дона в самый центр своего романа.

Анита Миами Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение «Славен Дон»

СЛАВЕН ДОН

Донской Край – край богатой и славной истории, щедрой природы, самобытной казачьей культуры, талантливых и гостеприимных людей.

Большое значение для Дона было и есть поле, на котором с давних времён выращивают золотую пшеницу, царицу полей – кукурузу. Украшает донскую землю желтоликий подсолнечник.

Ростовская область окружена бескрайними лугами. Выйдя в степь, мы видим великолепие трав. Посезонно сменяя друг друга, они как будто пустились в пляс. Весной, среди изумрудной зелени, затерялись синие островки ириса. По склонам оврагов рассыпались жёлтыми звёздочками лазорики.

Вот нежно волнуется сизый ковыль, приятно лаская глаз. Как фиолетовые огоньки, разбросаны по степи поникшие головки шалфея. То здесь, то там можно увидеть яркие платьица медуницы. Её тонкий аромат привлекает не только насекомых, но и людей. Как ковёр, покрывает чабрец всю степь, наполняя воздух своим пряным запахом.

И тут степь всполохнула яркими красными маками. И среди этого разнотравья есть цветок, который, как опалённый южным солнцем лиловый страж, стоит на посту — это бессмертник. Вот мимо часового проносится, гонимый суховеями, перекати- поле. Ему вослед качают своими головками посланники солнца – одуванчики.

Эти цветы растут не только в степи, но и во дворах.

Ещё Донская Земля славится своими могучими водами: озёрами, прудами, реками, заводями. Одна из самых великих донских рек – это река Дон. В народе его называют Дон – Батюшка. В небольших заводях, среди камышей гнездятся дикие утки. Для любителей рыбалки в реках огромное разнообразие рыбы: карась, карп, судак, лещ, плотва. Так же Дон является портом пяти морей.

Донская земля – это море шумящих хлебов, квадраты бескрайних полей и крик журавлиный, и гул тракторов, и шелест листвы тополей. Край мой –это горы пшеницы, донской наш подарок стране, и сердце тобою гордится и песней звенишь ты во мне!

Весной, когда цветут сады, он одевается в белое убранство. Мой город стоит в низине, на трёх реках: Северский Донец, Калитва и Лихая. Это очень живописное место. Самая большая и судоходная из рек – Северский Донец. Его правый берег, как морщинами, оврагами, в которых растут байрачные леса.

Отсюда открывается вид на пологий левый берег, который расстелился перед вами, как на ладони. На Донце есть райский островок под названием Коска. Здесь, в небольшой заводи, среди камыша гнездятся дикие утки. Город окружён бескрайними степями. Выйдя в степь, мы видим великолепие трав. Посезонно сменяя друг друга, они как будто пустились в пляс.

Весной, среди изумрудной зелени, затерялись синие островки ириса. По склонам оврагов рассыпались жёлтыми звёздочками лазорики. Вот нежно волнуется сизый ковыль, приятно лаская глаз. Как фиолетовые огоньки, разбросаны по степи поникшие головки шалфея. То здесь, то там можно увидеть яркие платьица медуницы.

Её тонкий аромат привлекает не только насекомых, но и людей. Как ковёр, покрывает чабрец всю степь, наполняя воздух своим пряным запахом.

Но однажды степь всполохнула сторожевыми костерками маков. И среди этого разнотравья есть цветок, который, как опалённый южным солнцем лиловый страж, стоит на посту. Это бессмертник. Вот мимо часового проносится, гонимый суховеями, перекати- поле. Ему вослед качают своими головками посланники солнца – одуванчики. Эти цветы растут не только в степи, но и во дворах.

Характер Натальи

С самого детства Наталья скромна и тиха. Ей не присуща импульсивность, она не будет бросаться в омут с головой. Героиня рассудительна и всегда взвешивает свои решения. Она кротка и приветлива. Несмотря на тяжелую судьбу, она никому не высказывает своей горечи и обид.

О горестях и гордости Натальи читатель узнает лишь из ее поступков. Например, героиня пытается покончить с собой после того как узнала, что не любима мужем. Она не докучает никому разговорами о своей жизни, не жалуется на судьбу, но имеет честь и гордость, соответствует собственным взглядам на жизнь.

После попытки самоубийства Наталья остается калекой, но все же возвращается к Григорию.

  Какие мечты бывают у людей? Разновидность мечты

Наталья – прекрасная мать. Ее степенный характер позволяет ей воспитывать детей и защищать их от всех бед.

Терпение, мудрость, рассудительность – эти слова подходят для Наталье как в качестве жены, так и в качестве матери. Она не была рождена для склок и разборок, ее нельзя назвать «роковой женщиной».

Именно в ней Шолохов пытается передать образ идеальной жены и матери.

Ссылка на основную публикацию