Сочинение на тему: Роль пейзажей в романе Льва Толстого «Война и мир»

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Сочинение на тему: Роль пейзажей в романе Льва Толстого «Война и мир» Сочинение на тему: Роль пейзажей в романе Льва Толстого «Война и мир»

Введение

Использование
писателем картин природы всегда обогащает его творчество в идеологическом и
художественном плане. Ландшафт может выполнять различные функции: Это
необходимо для тонкого психологического анализа состояния героев, для
валоризации картин события, для яркого описания среды, в которой используется то
или иное действие.

Картины природы могут быть использованы для выражения любого
представления об авторе или его чувствах и переживаниях, играть идеологическую
и композиционную роль, т.е. способствовать раскрытию идеи произведения.
Создавая тот или иной пейзаж, можно судить об отношении писателя к своим
персонажам, его взглядах на природу, их роли в жизни общества и человека.

Поэтому ландшафт является одним из основных средств психологического анализа.

Природа для Толстого

Для Толстого природа — это высшая мудрость, воплощение нравственных идеалов и истинных ценностей. Естественный», любящий природу человек был идеалом писателя.

Поэтому одной из важных характеристик персонажей Толстого является их отношение к природе.

Она органично вписывается в жизнь «ищущих» героев Льва Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает им переосмыслить, пересмотреть и даже изменить свою жизнь.

С
точки зрения философа Толстого, природа олицетворяет величие и вечное обновление
жизни, добрые начала бытия, и таким образом, по воле автора, становится
свидетелем и участником духовных поисков героев.

Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Пейзаж
играет главную роль в романе «Война и мир», он помогает писателю
показать всю мелочность и нелепые мечты принца Андреаса фон Рума, … На поле
боя перед лицом смерти князь Андреас понял, что идолы и слава далеки от
истинного смысла жизни.

«Над ним было не что иное, как небо — высокое,
неясное, но все еще неизмеримо высокое, с мягкими ползучими серыми облаками…
Да! Все пустые, все обманчивые, за исключением этого бесконечного неба. Ничего,
ничего, кроме него.

Но нет ничего, ничего, кроме тишины, тишины… И слава
Богу!» Теперь, когда он так близок к своему кумиру — Наполеону, — князь Андрей
понимает всю незначительность этого «маленького человека», которому
он подражал.

Всё это поверхностно и незначительно по сравнению с тем, что
происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл
жизни в служении семье и воспитании сына. Князь Андрей верит, что его жизнь
окончена. Нет надежды на счастье.

Как
бы отголоски его мыслей, старый могучий дуб стоит в цветущей березовой роще.
Его сука высовывается в разные стороны, уродливая на фоне молодых берез.

Дуб,
кажется, говорит: «Весна, любовь и счастье! И как можно не устать от одних
и тех же глупых, бессмысленных обманов… Нет ни весны, ни солнца, ни
счастья…» «Да, он прав, этот дуб прав тысячу раз, — подумал князь
Андрей, — пусть другие, молодые люди, снова отдадут себя этому обману, и мы
знаем, что жизнь, наша жизнь окончена! Он решил жить спокойно и безмятежно,
жить в его возрасте, никому не причинять вреда, заботиться о близких, выполнять
свой отцовский долг.

Но
как радикально изменились мысли князя Андрея после посещения Отрадного и
встречи с Наташей. Ее ночная беседа с Соней, которую князь случайно услышал,
открывает ему душу этой девушки. Ее энтузиазм и восхищение жизнью невольно
переносится на Болконский. Он начинает понимать ценность жизни, каждый ее
момент.

На обратном пути он видит тот же самый дуб, но какой! «Старый дуб,
полностью преображенный, протянувшийся с палаткой пышного, темно-зеленого
цвета, немного покачивался в лучах вечернего солнца. Ни кривых пальцев, ни
болезненных пятен, ни старой скорби и недоверия — ничего не было видно.

«Да, это тот же самый дуб», — подумал принц Андрей, и он вдруг нашел
неразумное весеннее ощущение радости и обновления.

Вся
жизнь течет в сознании принца. Он уверен, что сейчас не время
«хоронить» себя. Он полон сил, ему всего тридцать один год, он может
не только помогать своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей
понимает, что он способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, ему
нечего хоронить себя в деревне, он должен ехать в столицу, где проходит
политическая жизнь.

Примечательно,
что только лучшие герои Толстого близки к природе, они чувствуют свою связь с
природой, свое «духовное родство». Отрицательные герои далеки от
природы, от всего природного и красивого. Они не только не воспринимают природу
с ее величественной и спокойной красотой, но и даже не подозревают о ее
существовании.

Таким
образом, Лев Толстой содержит описание природы не только как фона, природы —
актера, который помогает раскрыть лучшие качества любимых героев, подчеркивая
их духовность, высокие импульсы и стремления.

Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

Природа
помогает Болконскому переосмыслить или даже внезапно изменить свою жизнь,
становится импульсом для духовного исцеления в кризисные моменты его жизни.

Раненый
в Аустерлице, князь Андреас видит над собой «высокое небо, неясное, но все
еще неизмеримо высокое, над которым мягко ползут серые облака».

И военный
подвиг, который только что совершил Болконский, и битва, которая продолжается
рядом с ним, и даже боль от его ранений угасают на заднем плане в сознании
героя.

Он переживает моменты безграничной внутренней гармонии, его душа
открывает очень простые, до сих пор непонятные истины: «Как я мог не
видеть перед этим высоким небом? И как я счастлива, что наконец-то узнала его.
Да! Все пусто, все обманчиво, кроме этого бесконечного неба».

После
травмы и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего
оцепенения, мечтает ни о чем, ничего не ждет от жизни.

По дороге в Отрадное он
видит «огромный, два дубовых пояса, со сломанными… сучки и сломанная
кора, заросшая старыми ранами», которая «злобный и презренный
урод» стоит между другими деревьями. Автор описывает старое дерево глазами
князя Андрея: герой видит в дубе воплощение собственной души.

Дуб как бы
говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», — а в голове у героя
ползут грустные мысли: О, он хочет «жить своей жизнью, не делая зла, не
беспокоясь и не загадывая желаний».

В
Отрадном Болконский впервые встречается с Наташей, а ночью, когда он открывает
окно, невольно становится свидетелем разговора с Соней.

Таинственная и
радостная красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, пробуждает
воображение («Чтобы она присела на корточки и улетела»).

Она пытается
порвать со своей прозаичной подругой, объяснить свою невыразимую красоту
зловещей чудесной ночью, но Соня отвечает «неохотно». Но в душе князя
Андрея возникает «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

По
возвращении из Отрадного Андрей снова сталкивается с дубом, который «так
странно и запоминаемо поразил его», но на этот раз старое дерево предстает
перед ним как бы в другой форме: «Старый дуб, полностью преображенный,
протянул палатку сочной, темно-зеленой млели, слегка раскачивающейся в лучах
вечернего солнца. Ни костлявых пальцев, ни болей в горле, ни старой грусти, ни
недоверия — ничего не было видно. Сочные, молодые листья прорвались сквозь
вековую твердую кору без узлов… «И князь Андреас вдруг обнаруживает
желание жить с другими и для них, понимает, что «жизнь в тридцать один не
курят».

В
«Войне и мире» пейзаж также показан в традиции Пушкина — с точки
зрения хозяина, жизнь которого освещена традиционными развлечениями природы.

Перед тем, как охотиться на волка, Николай Ростов увидел «такое утро,
которое не могло быть лучше для охоты: как будто небо таяло и тонуло в землю
без ветра».

Единственным движением в воздухе было спокойное движение
сверху вниз, с микроскопическими каплями или туманом, спускающимся вниз.
Прозрачные капли, подвешенные на голых ветвях сада… Земля… … сплавленная
с тусклой и влажной крышкой тумана. «

Следует
отметить, что только лучшие герои Толстого близки к природе, чувствуют связь с
ней. Негативные персонажи далеки от природы, от всего природного и красивого.
Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой,
но и даже не подозревают о ее существовании.

В романе «Война и мир»
читатель никогда не увидит в лоне природы Елену, Анну Павловну, Юлию Карагину,
князя Василия, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее
высокого значения. Психически опустошенный, морально уродливый, когда говорят о
природе, это напряженно и неправильно.

Но главные герои романа воспринимают
этот гармоничный мир совершенно иначе, близко к идеалу писателя —
«естественного человека». Эти люди духовно прекрасны, ищут счастья,
внутренне близки к людям и мечтают о полезной деятельности. Их жизненный путь —
это путь страстного стремления, ведущего к истине и добру.

Читайте также:  Любовная лирика маяковского: письмо татьяне яковлевой

Богатство
внутреннего мира этих героев Толстого раскрывается через их восприятие природы.

Пейзаж в исторических событиях

При
освещении исторических событий, повлиявших на упадки мировой истории, Толстой
использует образы природы, чтобы понять смысл и значение события, дать ему
моральную оценку. Панорама, которую Пьер видел утром перед битвой, и описание
Бородино-Зеро после битвы оцениваются Толстым с точки зрения историка,
летописца, философа и патриота.

Толстой
изображает пейзаж под таким углом, что призывает читателя сделать выводы о
природе самой войны. Писатель был стойким противником войны и видел в этом
бессмысленное и жестокое насилие против естественного хода истории. Ландшафт в
романе должен подтвердить обоснованность этой позиции.

Когда
Пьер поднялся на холм, он замер в восхищении: «На горизонте были видны
далекие леса, которые завершают панораму, выточенные точно из драгоценного
желто-зеленого камня, с их изогнутой линией вершин…».

В результате битвы
мирный, дружелюбный, разноцветный пейзаж сменяется мрачным, безрадостным
образом.

После Битвы на Лугах и Зеро, «где сотни лет собирали урожай и
пасли скот, крестьяне», пропитались кровью и смертью.

Картина
лунной ночи в Отрадном, небо Аустерлица и Бородинского нуля, охотничьи картины
и описание старого дуба — классические, непревзойденные образцы пейзажной
живописи, которые принесли имя Толстого в гармонию с именами великих русских
мастеров пейзажа.

Заключение

Таковы
функции пейзажа в романе Льва Толстого «Война и мир», для
реконструкции которого автор использовал различные художественные элементы.
Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал образы природы,
соответствующие духовным переживаниям того или иного образа, или сопоставлял
душевное состояние героев и природу, чтобы оттенить глубину внутреннего
возбуждения персонажей.

Таким
образом, пейзаж помогает анализировать душевное состояние героя, картины
природы рисуют окружение, в котором происходят события, выражают мысли, чувства
и переживания самого писателя. И, конечно же, яркие, красочные картины природы,
созданные писателем, художественно красивы.

Список литературы

  1. Роман «Война и мир
  2. 250 золотых сочинений для школьников и абитуриентов
  3. Биография Л.Н.Толстого
  4. Гр.ЛевТолстой,великийписательстраныРусской,впортретахгравюрахкартинахскульптурахкарикатурахи т.д./композиция.Пл.НКрасновиЛМВульф
  5. Энциклопедия Википедии
  6. Русский биографический словарь.

Сочинение на тему: Роль пейзажей в романе Льва Толстого «Война и мир»

Сочинение на тему «Роль пейзажных описаний в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Курагины, лишенные внутренней душевной жизни, не изображаются в единстве с природой. В противовес им князь Андрей, Наташа, Пьер понимают и любят природу.

«Да, это тот самый дуб», — подумал князь Андрей; и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему.

И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему». Дуб, сначала сухой и уродливый, а потом зеленый, словно помолодевший, — яркая метафора.

Душа князя Андрея, как и этот дуб, распустилась, ожила, позеленела. Природа возродила князя Андрея к жизни своей силой.

Под Аустерлицем природа действует на него своим величием, вечностью и бесконечностью, ночью в Отрадном — своей красотой и поэзией. После тяжелого душевного кризиса, безнадежности и отчаяния в душе князя Андрея Болконского появляются новые проблески жизни. Это происходит ранней весной.

Описание осенней природы связано с охотой в Отрадном. «Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей, но… уже были зазимки, утренние морозы заковывали смоченную дождями землю». Эта картина русской осени видна и в сценах охоты, и в пляске Наташи у дядюшки.

Описание зимней лунной ночи своим ярким блеском гармонирует с настроением Николая, Сони, Наташи. «Тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны». «Алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон».

Контраст между светлой и ясной природой, дающей радость, и ужасом поля боя очень ярко показан в пейзажном описании утра Бородинской битвы: «Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов».

Пьер видит панораму бородинского поля: «Косые лучи яркого солнца… кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени.

Дальше леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте… Ближе блестели золотые поля и перелески».

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена сочинения

А затем эту чудесную картину среднерусской природы сменяет страшный вид поля: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами на утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и на изнуренных и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

Полному изгнанию французов созвучны и пейзажные описания: «Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь». В лесу выслеживали французские отряды партизаны во главе с Денисовым.

Дожди, и затем снег и морозы не ослабляют русскую армию в целом, но слабые, непривычные французы гибнут здесь, вызывая своей беспомощностью, едкие насмешки русских. Но русские солдаты, кормившие полузамершего француза, радовались, забыв, что он недавно был их врагом.

«И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой».

Словно сама природа сочувствует,проявлению доброго, человеческого чувства.

Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему. Каждому из любимых толстовских героев в свое время открывается «высокое бесконечное небо» — символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков.

Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир».

Пейзаж в романе Война и Мир

Лев Толстой часто использует затейливые картины природы, как эффективное художественное средство передать чувства персонажа. Роль пейзажа в романе «Война и мир» заключается в возможности понять состояние героя, подчеркнуть атмосферу происходящих событий. Величием, чистотой, естественностью деревьев, облаков, автор передает сущность настоящих жизненных ценностей.

Небо над Праценскими высотами

При Аустерлицком сражении князь Болконский поднимает упавшее знамя, останавливает паническое отступление солдат. Полковнику удается вернуть людей, но он получает ранение, падает на землю. Теряя сознание, Андрей видит перед собою высь. Над человеком, испытывающим боль, плывут мрачные тучи темного цвета.

Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — …совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба.

Ничего, ничего нет, кроме его…

Автор лаконично делит эпитеты на категории: изображающие форму, передающие эмоциональную составляющую сюжета и подчеркивающие трагичность патриотического поступка командира.

Герой анализирует контрастное сочетание небесного пейзажа и кровавой картины, происходящей на земле: поле усеяно телами убитых, страдающих увечьями.

Происходящие внизу войны – это массовые убийства, которые нужны эгоистическим стремлениям правителей. Люди рождаются для других целей – жить созиданием добра, справедливости, мира. Пейзажем Лев Толстой передает не столько описание неба, он оценивает формирующиеся нравственные идеалы героя.

Дуб весной

К образу дуба Лев Толстой обратился, передавая мрачное настроение князя Болконского, переживающего кончину жены, поражения австрийских сражений. Природа просыпалась после зимней спячки.

Березы, молодая поросль леса, красовались белизной, почки издавали запах свежести. Трава зеленела особо ярко на фоне весеннего неба и солнечных лучей. Птицы пели, приветствуя теплую пору года. Пестрые цветы застелили лужайки сплошным ковром.

Все радовалось приходу весны и оживало вместе с ней.

Перед взором князя возник дуб, старец, по сравнению с березами, выше их вдвое, намного больше по обхвату ствола. Кора, местами кем-то содранная или отпавшая, оставила плешивые пятна, поросшие мхом.

Только изуродованные суки торчали, как свидетели богатого жизненного опыта. Силуэт был некрасивый, растопыренный, грустный. Казалось, ничто не интересует этого дуба, ни до чего ему нет дела.

Вся радость, бурлившая вокруг, была не для него.

Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Болконский сравнивал себя с дубом, испытания сломали его.

Читайте также:  Стихи про пдд, правила дорожного движения для детей, школьников: детские стихотворения

События сражений, в которых он принимал участие, изменили его отношение к военному делу, а потеря жены повергла в глубокое горе.

Андрей принял твердое решение не проникаться суетой, дожить жизнь в спокойной душевной пустоте, как дуб, который стоит, но не распускает листья.

Дуб летом

После встречи с юной графиней Ростовой душа героя встрепенулась, ему захотелось жить. По дороге домой, уже в июле, князь искал глазами силуэт знакомого дуба у края дороги.

Но чуть не пропустил дерево, потому что оно преобразилось. Крона стала темно-зеленой, листва шумела уверенно, жизнеутверждающе, переливая оттенками в вечерних лучах солнца.

Было видно, что дуб согрелся, он довольно колыхал могущественными ветками.

Картина предстала прекрасная, под густой листвой не стало видно ран, обломанных сучьев. Жизнь промелькнула перед Болконским, состоящая из коротких мгновений, как печальных, так и победоносных. Перед ним возникло свежее лицо Наташи Ростовой, которая умела любить всех и все вокруг, раскрывая этим смысл счастья.

Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей.

С этого момента мужчина меняет свою жизнь.

Руководимый желанием делиться боевым опытом во благо государства, Болконский занимается составлением нового военного устава. Вместе с министром обороны Сперанским Андрей осуществляет армейские реформы, начиная новый этап своей жизни.

Зерно романтического влечения к девушке Наташе уже брошено в его душу и скоро взойдет. Образ дуба в этом эпизоде автор изобразил, как символ возрождения.

Природа глазами Наташи

Ночь в Отрадном запала в душу Андрею великолепием и одухотворенностью. В ней созидательная сила будущего, вдохновение на новый жизненный этап, который для Болконского является сложным выбором. Фраза, которая заставила мужчину влюбиться еще не осознанно, на уровне чувства, не поднявшегося на поверхность сознания, не оформившейся в мысль, звучала из уст Наташи так:

Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!

  • Особо трепетно Лев Толстой описывает ночь перед Рождеством, когда семья Ростовых едет на святой ужин. Из-под пера автора дорога превращается в сказочный путь:

Вот какой-то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких-то зверей.

Реферат на тему: Пейзаж в романе война и мир

Использование писателем картин природы всегда обогащает его творчество в идеологическом и художественном плане. Ландшафт может выполнять различные функции: Это необходимо для тонкого психологического анализа состояния героев, для валоризации картин события, для яркого описания среды, в которой используется то или иное действие.

Картины природы могут быть использованы для выражения любого представления об авторе или его чувствах и переживаниях, играть идеологическую и композиционную роль, т.е. способствовать раскрытию идеи произведения. Создавая тот или иной пейзаж, можно судить об отношении писателя к своим персонажам, его взглядах на природу, их роли в жизни общества и человека.

Поэтому ландшафт является одним из основных средств психологического анализа.

Образ дуба как аллегория

Свою роль в становлении характера и его описании играет и аллегория дуба. Это дерево символ силы, мужества, непобедимости русского народа. В романе же он подчеркивает основные черты Андрея Болконского.

Впервые персонаж встречается с деревом в момент, когда его мучили тревоги, он был подавлен и не готов принимать важные решения. В это время дуб показывается старым, чахлым и полностью высохшим. Он так же, как и человек, пережил буран, пургу и ветра.

Но в скором времени мужчина встречает свою новую любовь. Он обновляется, начинает вновь радоваться жизни и менять что-то в ней. И дерево чудом оживает, распускает листья и начинает отпускать новые ветви. Оно показывает новую весну в жизни человека во всех ее красках.

Но функция прекрасных пейзажей не только в том, чтобы передать настроение героев. Читатель через изображение природы может прочувствовать трагедии и события, которые происходят в произведении, прикоснуться к реалиям жизни, описываемой в повести.

Природа для Толстого

Для Толстого природа — это высшая мудрость, воплощение нравственных идеалов и истинных ценностей. Естественный», любящий природу человек был идеалом писателя.

Поэтому одной из важных характеристик персонажей Толстого является их отношение к природе.

Она органично вписывается в жизнь «ищущих» героев Льва Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает им переосмыслить, пересмотреть и даже изменить свою жизнь.

С точки зрения философа Толстого, природа олицетворяет величие и вечное обновление жизни, добрые начала бытия, и таким образом, по воле автора, становится свидетелем и участником духовных поисков героев.

Князь Андрей и красота небосвода

Если разобраться с тем какое значение имеет пейзаж в романе, то можно понять, что он важен не только для читателя, который с его помощью может понять настроение персонажей и их основные черты характера.

Также природа и ее описание крайне важны для самих героев, которые при помощи красивых пейзажей и взгляда на них принимают наиболее важные решения в своей жизни.

Даже первый поцелуй Наташи Ростовой сопровождается ярким солнечным светом и теплым ветерком.

Образы природы огромную роль сыграли в становлении Андрея Болконского и перемене его взглядов на жизнь. Чтобы показать развитие характера князя, автор использует пейзажные образы, которые в дальнейшем стали яркими символами.

Символический смысл имеет взгляд Болконского, направленный в небо, во время обдумывания своих мыслей. В это время молодой человек испытал крушение своих прежних чаяний и идеалов, а также осознание истинной сущности человеческих отношений. Пейзаж помогает показать:

  • насколько глубоки внутренние психологические переживания героев;
  • как сильно они хотят найти своем место в жизни.

Читатель может вместе с князем смотреть в небо и понимать его действие на мысли и переживания молодого человека. Ведь в этот момент нет ничего, кроме этого бескрайнего небосклона, нет ничего важнее тишины и той красоты, которой он восторгается. Именно глядя на то, как плывут белоснежные облака, мужчина понимает, насколько важна жизнь в любом ее проявлении.

Роль пейзажа в романе «Война и мир»

Пейзаж играет главную роль в романе «Война и мир», он помогает писателю показать всю мелочность и нелепые мечты принца Андреаса фон Рума, … На поле боя перед лицом смерти князь Андреас понял, что идолы и слава далеки от истинного смысла жизни.

«Над ним было не что иное, как небо — высокое, неясное, но все еще неизмеримо высокое, с мягкими ползучими серыми облаками… Да! Все пустые, все обманчивые, за исключением этого бесконечного неба. Ничего, ничего, кроме него.

Но нет ничего, ничего, кроме тишины, тишины… И слава Богу!» Теперь, когда он так близок к своему кумиру — Наполеону, — князь Андрей понимает всю незначительность этого «маленького человека», которому он подражал.

Всё это поверхностно и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит истинный смысл жизни в служении семье и воспитании сына. Князь Андрей верит, что его жизнь окончена. Нет надежды на счастье.

Как бы отголоски его мыслей, старый могучий дуб стоит в цветущей березовой роще. Его сука высовывается в разные стороны, уродливая на фоне молодых берез.

Дуб, кажется, говорит: «Весна, любовь и счастье! И как можно не устать от одних и тех же глупых, бессмысленных обманов… Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» «Да, он прав, этот дуб прав тысячу раз, — подумал князь Андрей, — пусть другие, молодые люди, снова отдадут себя этому обману, и мы знаем, что жизнь, наша жизнь окончена! Он решил жить спокойно и безмятежно, жить в его возрасте, никому не причинять вреда, заботиться о близких, выполнять свой отцовский долг.

Но как радикально изменились мысли князя Андрея после посещения Отрадного и встречи с Наташей. Ее ночная беседа с Соней, которую князь случайно услышал, открывает ему душу этой девушки. Ее энтузиазм и восхищение жизнью невольно переносится на Болконский. Он начинает понимать ценность жизни, каждый ее момент.

На обратном пути он видит тот же самый дуб, но какой! «Старый дуб, полностью преображенный, протянувшийся с палаткой пышного, темно-зеленого цвета, немного покачивался в лучах вечернего солнца. Ни кривых пальцев, ни болезненных пятен, ни старой скорби и недоверия — ничего не было видно.

«Да, это тот же самый дуб», — подумал принц Андрей, и он вдруг нашел неразумное весеннее ощущение радости и обновления.

Читайте также:  Краткое содержание повести Александра Пушкина «Выстрел». Главы 1, 2

Вся жизнь течет в сознании принца. Он уверен, что сейчас не время «хоронить» себя. Он полон сил, ему всего тридцать один год, он может не только помогать своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что он способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, ему нечего хоронить себя в деревне, он должен ехать в столицу, где проходит политическая жизнь.

Примечательно, что только лучшие герои Толстого близки к природе, они чувствуют свою связь с природой, свое «духовное родство». Отрицательные герои далеки от природы, от всего природного и красивого. Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой, но и даже не подозревают о ее существовании.

Таким образом, Лев Толстой содержит описание природы не только как фона, природы — актера, который помогает раскрыть лучшие качества любимых героев, подчеркивая их духовность, высокие импульсы и стремления.

Образ дуба

Развитие характера Андрея Болконского осуществляется с помощью описания этого дерева. Оно несет большую символическую нагрузку, отождествляет собой могущество, непобедимость. Князь приходит к дубу дважды, поэтому можно разделить влияние дерева на жизнь главного героя на 2 этапа:

Такое разделение происходит, поскольку князь Андрей меняется на протяжении всего романа. Трансформация состояния дерева показана глазами Болконского. В нем он видит своего союзника, который разделяет его боль и мысли.

Толстой использует этот образ, чтобы приоткрыть внутренний мир Андрея, ведь он не рассказывает о своих переживаниях.

В переломные моменты в жизни князя именно через состояние дерева читатель понимает, что творилось в его душе.

Андрей Болконский подходит к дубу в первый раз с мрачным настроением, он переживает смерть жены и поражения в австрийских сражениях.

После зимней спячки дерево было засохшим и старым, таким же автор изображает состояние героя. По сравнению с березами дуб во много раз выше, кора у него местами содранная или отпавшая.

Силуэт его некрасивый и грустный, казалось, все радости этого мира были не для него.

Таким же перед читателем предстает и Андрей: он подавлен, обезнадежен и не знает, может ли продолжить свое дальнейшее существование. Главный герой сравнивал себя с дубом. Произошедшие события сломали его: сражения изменили отношение к войне, потеря жены привела к глубокой депрессии и горю.

Когда судьба дала шанс любви и духовного возрождения, Андрей Болконский чувствует прилив сил и уверенность. Он понимает, что жизнь преподнесла ему вместо всех проблем графиню Ростову, которая подарила ему заново красоту окружающего мира.

Однажды, возвращаясь домой, Андрей искал знакомый силуэт старого истощенного дерева и чуть не пропустил его, ведь оно преобразилось:

  • листья стали темно-зеленого цвета, обрели «живой» вид;
  • дуб начал шевелить своими могущественными ветками;
  • под густой кроной не было заметно ран, которые раньше заполняли его облик.

Тогда Андрей Болконский решил, что его жизнь еще не кончена, ему ведь всего тридцать один год, он не может взять и прекратить только начатый путь. Перед его глазами встал облик Наташи Ростовой, которая видела в этом мире лишь хорошее. Но главное то, что она умела любить и учила этому всех.

С момента встречи с дубом жизнь главного героя меняется на до и после. Он дал ему возможность понять, что еще не все кончено. Болконский начал готовиться к дальнейшим сражениям, осуществлять новые реформы, в его жизни настал следующий этап. Образ дуба в романе необходим, ведь он несёт в себе символ возрождения.

Влияние природы на образ Андрея Болконского и других героев

Природа помогает Болконскому переосмыслить или даже внезапно изменить свою жизнь, становится импульсом для духовного исцеления в кризисные моменты его жизни.

Раненый в Аустерлице, князь Андреас видит над собой «высокое небо, неясное, но все еще неизмеримо высокое, над которым мягко ползут серые облака».

И военный подвиг, который только что совершил Болконский, и битва, которая продолжается рядом с ним, и даже боль от его ранений угасают на заднем плане в сознании героя.

Он переживает моменты безграничной внутренней гармонии, его душа открывает очень простые, до сих пор непонятные истины: «Как я мог не видеть перед этим высоким небом? И как я счастлива, что наконец-то узнала его. Да! Все пусто, все обманчиво, кроме этого бесконечного неба».

После травмы и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, мечтает ни о чем, ничего не ждет от жизни.

По дороге в Отрадное он видит «огромный, два дубовых пояса, со сломанными… сучки и сломанная кора, заросшая старыми ранами», которая «злобный и презренный урод» стоит между другими деревьями. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе воплощение собственной души.

Дуб как бы говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», — а в голове у героя ползут грустные мысли: О, он хочет «жить своей жизнью, не делая зла, не беспокоясь и не загадывая желаний».

В Отрадном Болконский впервые встречается с Наташей, а ночью, когда он открывает окно, невольно становится свидетелем разговора с Соней.

Таинственная и радостная красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, пробуждает воображение («Чтобы она присела на корточки и улетела»).

Она пытается порвать со своей прозаичной подругой, объяснить свою невыразимую красоту зловещей чудесной ночью, но Соня отвечает «неохотно». Но в душе князя Андрея возникает «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».

По возвращении из Отрадного Андрей снова сталкивается с дубом, который «так странно и запоминаемо поразил его», но на этот раз старое дерево предстает перед ним как бы в другой форме: «Старый дуб, полностью преображенный, протянул палатку сочной, темно-зеленой млели, слегка раскачивающейся в лучах вечернего солнца. Ни костлявых пальцев, ни болей в горле, ни старой грусти, ни недоверия — ничего не было видно. Сочные, молодые листья прорвались сквозь вековую твердую кору без узлов… «И князь Андреас вдруг обнаруживает желание жить с другими и для них, понимает, что «жизнь в тридцать один не курят».

  Сочинение на тему смысл жизни в романе война и мир

В «Войне и мире» пейзаж также показан в традиции Пушкина — с точки зрения хозяина, жизнь которого освещена традиционными развлечениями природы.

Перед тем, как охотиться на волка, Николай Ростов увидел «такое утро, которое не могло быть лучше для охоты: как будто небо таяло и тонуло в землю без ветра». Единственным движением в воздухе было спокойное движение сверху вниз, с микроскопическими каплями или туманом, спускающимся вниз.

Прозрачные капли, подвешенные на голых ветвях сада… Земля… … сплавленная с тусклой и влажной крышкой тумана. «

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки к природе, чувствуют связь с ней. Негативные персонажи далеки от природы, от всего природного и красивого. Они не только не воспринимают природу с ее величественной и спокойной красотой, но и даже не подозревают о ее существовании.

В романе «Война и мир» читатель никогда не увидит в лоне природы Елену, Анну Павловну, Юлию Карагину, князя Василия, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого значения. Психически опустошенный, морально уродливый, когда говорят о природе, это напряженно и неправильно.

Но главные герои романа воспринимают этот гармоничный мир совершенно иначе, близко к идеалу писателя — «естественного человека». Эти люди духовно прекрасны, ищут счастья, внутренне близки к людям и мечтают о полезной деятельности. Их жизненный путь — это путь страстного стремления, ведущего к истине и добру.

Богатство внутреннего мира этих героев Толстого раскрывается через их восприятие природы.

Пейзаж в исторических событиях

При освещении исторических событий, повлиявших на упадки мировой истории, Толстой использует образы природы, чтобы понять смысл и значение события, дать ему моральную оценку. Панорама, которую Пьер видел утром перед битвой, и описание Бородино-Зеро после битвы оцениваются Толстым с точки зрения историка, летописца, философа и патриота.

Толстой изображает пейзаж под таким углом, что призывает читателя сделать выводы о природе самой войны. Писатель был стойким противником войны и видел в этом бессмысленное и жестокое насилие против естественного хода истории. Ландшафт в романе должен подтвердить обоснованность этой позиции.

Когда Пьер поднялся на холм, он замер в восхищении: «На горизонте были видны далекие леса, которые завершают панораму, выточенные точно из драгоценного желто-зеленого камня, с их изогнутой линией вершин…».

В результате битвы мирный, дружелюбный, разноцветный пейзаж сменяется мрачным, безрадостным образом.

После Битвы на Лугах и Зеро, «где сотни лет собирали урожай и пасли скот, крестьяне», пропитались кровью и смертью.

Картина лунной ночи в Отрадном, небо Аустерлица и Бородинского нуля, охотничьи картины и описание старого дуба — классические, непревзойденные образцы пейзажной живописи, которые принесли имя Толстого в гармонию с именами великих русских мастеров пейзажа.

Ссылка на основную публикацию