Сочинение на тему «проблема исторической памяти» по тексту приставкина

Сочинение на тему «Проблема исторической памяти» по тексту Приставкина

Кто же творец истории – цари да бояре или ремесленники и хлеборобы? Кто кузнец воинских побед — князья и полководцы или обычные солдаты, пушкари да ратники? Именно эту проблему, проблему исторической памяти, ставит Анатолий Приставкин в своем тексте.

Действительно, в истории остаются имена лишь военачальников и императоров. А как же простые солдаты, которые тысячами гибнут на поле боя? Ведь их вклад в победу, по крайней мере, не меньше.

Проблему эту автор рассматривает, рассказывая о своем посещении музея, где среди множества экспонатов, имеющих отношение к «сильным мира сего», нашелся только один документ, упоминающий только об одном солдате – пушкаре Первушке Фёдорове.

Писатель приводит и свои рассуждения, касающиеся роли солдата в любой войне, доказывая, что эта роль важнее, нежели какого-нибудь князя или полководца.

Совершенно очевидно: авторская позиция по данному вопросу заключается в том, что несправедливо пренебрежение истории по отношению к таким скромным труженикам победы, как Первушка Фёдоров и многие другие так называемые простые люди. Не только и не столько, может быть, цари вершат судьбы мира, сколько эти незаметные герои, выполняющие свой долг перед Родиной.

Я бы согласился в этом вопросе с автором, но с одной оговоркой. Разумеется, необходимо знать и помнить, сколь огромный вклад в нашу историю внесли обычные солдаты и крестьяне.

Но ведь физически невозможно помнить их всех поименно: их же и в самом деле сотни тысяч! И то, что история не донесла до нас все их имена, вполне объяснимо этим обстоятельством.

Но значит ли это, что она не донесла до нас память об их беспримерном героизме?

Мне кажется, что все-таки нет. Большинство из нас однажды задумывается о том, что у истоков Великой Победы стояли вот такие Первушки Фёдоровы, которым нет числа. И помогает нам в этом именно литература, а не история.

Я где-то читал такое высказывание: «Смерть одного человека – это трагедия; смерть тысячи людей – это статистика». Так и история оперирует большими числами, но каждый отдельный человек и должен помнить об отдельных людях: знать историю своей семьи, ее героев.

А художественная литература воскрешает для нас и тысячи других людей, потому что литературные образы всегда собирательные в той или иной степени.

Я хотел бы сослаться на роман Виктора Астафьева «Пастух и пастушка». Перед нами судьба одного из скромных героев войны. Борис Костяев ничем не отличается от множества молодых людей, чью судьбу изломала война, людей, которые подарили нам мирное небо над головой.

Сколько было таких боевых офицеров, погибших на войне? Тысячи? Десятки тысяч? Может ли каждый из нас помнить все их имена? И не для того ли Астафьев написал свое произведение, чтобы мы помнили пусть не каждого из них, но помнили о них всех, чтобы у нас появилось личное отношение к Борису, а через него – и к этим тысячам офицеров, отдавшим жизнь во имя победы?

Я знал одного человека, который изучал историю своей семьи. У него дома почти музей, все экспонаты которого касаются родственников. Этот человек мог говорить о них часами. И не было среди них ни великих изобретателей, ни писателей, ни Героев Советского Союза. Но все эти люди честно трудились на благо Отечества, сражались во время войн, работали в тылу.

  • Мне кажется, если каждый из нас будет помнить о своих родных, то это и будет лучшая память обо всех героях, обо всех, кто жил до нас.
  • Мне бы хотелось тоже найти работу, которая стала бы счастьем моей жизни.
  • Ещё примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку
  • Материал подготовила Сафонова Елена Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории, ГКОУ СКОШИ №31, г.Москва
  • Исходный текст:

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (З)Музей этот очень богат. и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря. (7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная. (8)Другая пищаль на колёсах, пушкарь у той пищали Первушка Фёдоров».

(9)И словно бы всё ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи… (10)А Первушка Фёдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колёсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелённая на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всё это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронёс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фёдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно, твоего лица.

(18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок.

(19)3а объёмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жёлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фёдоров.

(20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фёдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941!

(23)А пока ты есть, Первушка Фёдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей.

(А. Приставкин*)

* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) — русский писатель, общественный деятель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью. В эти годы пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.

Широкую известность Анатолию Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы — война, детство, жестокость мира и людей. Повесть получила мировое признание — была переведена на более чем 30 языков.

Источник:

Сочинение ЕГЭ: Проблема исторической памяти в тексте П. Ф. Нилина | Литрекон

Сочинение на тему «Проблема исторической памяти» по тексту Приставкина

(469 слов) Некоторые люди думают, что историю пишут авторы учебников и монографий, однако это драгоценное знание на самом деле передается из поколения в поколение обычными людьми. Именно эту закономерность отразил в тексте П. Ф. Нилин, размышляющий над проблемой исторической памяти. Как передать потомкам то, что пережила многострадальная родная земля?

  1. Автор описывает, как его пожилой герой обрадован тем, что приехал, наконец внук, которому можно передать военную страницу истории семьи Полыхаевых: «Не погасла с гибелью на войне двух сыновей фамилия знаменитых каменщиков Полыхаевых».
  2. В конце отрывка дед ведет молодого человека к Волге, вспоминая то, как ходил он к реке под пулями, добывая воду.
  3. Теперь же старый каменщик передает эту историю своему наследнику, чтобы тот, строя гидростанцию, помнил о том, что Волга когда-то спасала жителей Сталинграда и давала им жизнь посреди разрухи и смерти.

Чувствуя значимость момента, дед предрекает, что когда-то, когда его уже не будет, Петр покажет гидростанцию своим детям и передаст им славную историю родного края.

Поэтому семье так важно было воссоединиться именно в тот момент, чтобы старики поделились с молодежью мудростью времен и устной летописью малой родины.

Так автор показал необходимость преемственности поколений, в рамках которой зарождается и передается настоящая, не книжная, а живая история.

П. Ф. Нилин стремится донести до читателя мысль о том, что историческую память нужно передавать, прежде всего, в рамках семьи: в беседах, в прогулках, словом, в постоянном общении стариков с детьми.

Я согласен с автором, ведь преемственность поколений играет важнейшую роль в историческом воспитании молодежи. Знание того, как жила и развивалась наша родина, мы черпаем из рассказов бабушек и дедушек, которые являются универсальными носителями мудрости и житейского опыта.

Формирование исторической памяти в семейном кругу всегда было важно для наших предков. К примеру, М.Ю.

Лермонтов в стихотворении «Бородино» описал беседу дяди и племянника, где пожилой солдат рассказывает юноше о славном сражении против французской армии.

Из уст участника событий слушатель узнает реальную историю тех времен, а не сухие факты и даты из учебника. Так и передается подлинное знание жизни – из уст в уста, из поколения в поколение.

Важность исторического воспитания в семье показал и Д. И. Фонвизин в пьесе «Недоросль».

Читайте также:  Анализ стихотворения «быть знаменитым некрасиво»

Стародум подробно описывал молодежи принципы и каноны петровской эпохи, выступал в защиту идеалов просвещения и критиковал екатерининское царствование, приводя в пример преобразования Петра Великого.

Так он передавал наследнице и ее жениху историческую память, которая должна была помочь им сохранить хорошие черты прошедшего времени. В этом процессе автор видел залог развития страны.

Я благодарен автору за возможность сформулировать свою позицию и порассуждать об исторической памяти и ее формировании в рамках семьи. Задумавшись об этом, я открыл для себя важное направление воспитания ребенка, которое я обязательно буду развивать, создав свою семью.

Многомудрый Литрекон представил Вам образец сочинения на ЕГЭ 2019 года. Если Вам он не подошел, напишите причину в х, пожалуйста.

Источник:

Проблема исторической памяти по тексту Васильева (ЕГЭ по русскому)

Сочинение на тему «Проблема исторической памяти» по тексту Приставкина

Какую роль играет история в жизни человека? Этот вопрос ставит перед читателем Б. Васильев. Проблема исторической памяти является важной проблемой любого времени и не теряет актуальности и в современном мире. Ведь история всегда была, есть и будет неотъемлемым компонентом жизни, который позволяет нам познавать наше прошлое, нашу историю и культуру.

Я думаю, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывается о прошлом, о событиях, предшествующих его рождению, об их важности и могуществе.

Так, герой текста Б. Васильева прочувствовал целую эпоху от одного только прикосновения к остатку священной рощи кривичей, своеобразному памятнику истории: дубу.

Подумать только, сколько судов проплыло здесь, сколько молитв было спето богам, сколько сил было вложено в основание города, который предстает перед нами теперь. Все это в той или иной степени является частью нас.

Человек, подобно дереву, имеет корни (прошлое), ствол (настоящее) и листья (будущее). Быть может, именно поэтому связь со старейшим дубом пробуждает “вечно живую теплоту Истории”.

Автор подводит читателя к выводу о

том, что историческая память имеет немалое значение в нашей жизни, играет важную роль в становлении человека, развития в нем личности. Я полностью согласна с автором и тоже считаю, что человечество не должно забывать своих истоков.

Необходимо помнить прошлое, потому что, потеряв его, мы рискуем потерять и будущее.

Нередко в преддверии великого праздника Победы на улицах разных городов среди молодых людей проводят социальный опрос: знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, об участниках этого сражения и многом другом. К сожалению, ответы оставляют желать лучшего: молодое поколение не знает даты начала войны, имен полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге…

Проблема забвения прошлого очень серьезна, поэтому свое отражение она нашла и на страницах художественной литературы. В романе Айтматова “Буранный полустанок” рассказывается легенда о манкурте – человеке, насильственно лишенном памяти.

Он не помнил, как его имя, где прошло его детство, кто его родители, это был герой, который не осознавал себя человеческим существом. Да по сути дела он им и не являлся.

По принципу хозяина манкурт способен убить родную мать, стремящуюся вернуть ему частицу памяти, воскресить в нем человеческое начало.

Если человечество забудет историю, мы все превратимся в легко управляемых манкуртов, рабов, убийц. Допустить этого ни в коем случае нельзя!

В заключение хочу подчеркнуть, что история пропитана эмоциями, кровью и потом наших предков. Подумайте: сколько всего было сделано, чтобы каждый из нас сейчас стоял на родной земле и дышал полной грудью. Разве имеем мы право это забыть?

Источник:

Сочинение на тему “Проблема памяти”

Пример сочинения на ЕГЭ по русскому языку по тексту Приставкина [Проблема исторической памяти] | Русский язык и литература

Сочинение на тему «Проблема исторической памяти» по тексту Приставкина

Кто же творец истории – цари да бояре или ремесленники и хлеборобы? Кто кузнец воинских побед — князья и полководцы или обычные солдаты, пушкари да ратники? Именно эту проблему, проблему исторической памяти, ставит Анатолий Приставкин в своем тексте.

Действительно, в истории остаются имена лишь военачальников и императоров. А как же простые солдаты, которые тысячами гибнут на поле боя? Ведь их вклад в победу, по крайней мере, не меньше.

Проблему эту автор рассматривает, рассказывая о своем посещении музея, где среди множества экспонатов, имеющих отношение к «сильным мира сего», нашелся только один документ, упоминающий только об одном солдате – пушкаре Первушке Фёдорове.

Писатель приводит и свои рассуждения, касающиеся роли солдата в любой войне, доказывая, что эта роль важнее, нежели какого-нибудь князя или полководца.

Совершенно очевидно: авторская позиция по данному вопросу заключается в том, что несправедливо пренебрежение истории по отношению к таким скромным труженикам победы, как Первушка Фёдоров и многие другие так называемые простые люди. Не только и не столько, может быть, цари вершат судьбы мира, сколько эти незаметные герои, выполняющие свой долг перед Родиной.

Я бы согласился в этом вопросе с автором, но с одной оговоркой. Разумеется, необходимо знать и помнить, сколь огромный вклад в нашу историю внесли обычные солдаты и крестьяне.

Но ведь физически невозможно помнить их всех поименно: их же и в самом деле сотни тысяч! И то, что история не донесла до нас все их имена, вполне объяснимо этим обстоятельством.

Но значит ли это, что она не донесла до нас память об их беспримерном героизме?

Мне кажется, что все-таки нет. Большинство из нас однажды задумывается о том, что у истоков Великой Победы стояли вот такие Первушки Фёдоровы, которым нет числа. И помогает нам в этом именно литература, а не история.

Я где-то читал такое высказывание: «Смерть одного человека – это трагедия; смерть тысячи людей – это статистика». Так и история оперирует большими числами, но каждый отдельный человек и должен помнить об отдельных людях: знать историю своей семьи, ее героев.

А художественная литература воскрешает для нас и тысячи других людей, потому что литературные образы всегда собирательные в той или иной степени.

Я хотел бы сослаться на роман Виктора Астафьева «Пастух и пастушка». Перед нами судьба одного из скромных героев войны. Борис Костяев ничем не отличается от множества молодых людей, чью судьбу изломала война, людей, которые подарили нам мирное небо над головой.

Сколько было таких боевых офицеров, погибших на войне? Тысячи? Десятки тысяч? Может ли каждый из нас помнить все их имена? И не для того ли Астафьев написал свое произведение, чтобы мы помнили пусть не каждого из них, но помнили о них всех, чтобы у нас появилось личное отношение к Борису, а через него – и к этим тысячам офицеров, отдавшим жизнь во имя победы?

Я знал одного человека, который изучал историю своей семьи. У него дома почти музей, все экспонаты которого касаются родственников. Этот человек мог говорить о них часами. И не было среди них ни великих изобретателей, ни писателей, ни Героев Советского Союза. Но все эти люди честно трудились на благо Отечества, сражались во время войн, работали в тылу.

  • Мне кажется, если каждый из нас будет помнить о своих родных, то это и будет лучшая память обо всех героях, обо всех, кто жил до нас.
  • Мне бы хотелось тоже найти работу, которая стала бы счастьем моей жизни.
  • Ещё примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку

Материал подготовила Сафонова Елена Валерьевна, учитель высшей квалификационной категории, ГКОУ СКОШИ №31, г.Москва

Исходный текст:

(1)Недавно я побывал в Троице-Сергиевой лавре. (2)Я бродил по многочисленным комнатам музея, без воодушевления смотрел на бесконечные короны, да ризы, да всякие украшения одежды, и на их хозяев, тут же вправленных в рамки. (З)Музей этот очень богат. и, может, оттого нас запустили группой, заперли дверь огромным железным засовом и снаружи поставили милиционера.

(4)Так ходил я между златом с одной стороны да серебром — с другой, не зная, куда отворачиваться от неестественного блеска, которого, может быть, хватило бы для игры и перелива целому озеру Селигеру.

(5)И тут наткнулся я на оригинальную запись, вывешенную на стене. (6)Это была опись 1641 года об оружии, установленном на крепостной стене монастыря. (7)Там писалось: «На красной башне против святых ворот пищаль полуторная, медная. (8)Другая пищаль на колёсах, пушкарь у той пищали Первушка Фёдоров».

(9)И словно бы всё ожило тотчас, мне даже послышалось, как зашелестела парча, сброшенная с благородных плеч, и покатилась, звякнув, золотая пуговица, и вельможи в рамках покосились в окно — на месте ли сторожа, на посту ли пушкари, а то не приведи господи… (10)А Первушка Фёдоров вот он, сидит у полуторной пищали, что на колёсах, и поглядывает с крепостной стены спокойным оком. (11)Глаза у Первушки большие, глубокие, с синевой, руки крупные, в узлах, потому как прежде дома рубил и печки клал. (12)А рубаха самая что ни на есть домотканая, отбелённая на первых снегах, никто не сохранит эту рубаху и не положит под стекло.

Читайте также:  Анализ рассказа И. Бунина «Кукушка»

(13)Я тогда счастливо переживал радость, что время обхитрило всё это — нержавеющее и вечное и донесло до меня живой, странно волнующий образ русского пушкаря. (14)Такое настроение я пронёс через все комнаты музея, пока вежливый милиционер дважды не пересчитал нас и не открыл засова.

(15)— Ах ты, Первушка Фёдоров, — приговаривал я про себя.

(16)— Ах ты, дорогой предок мой, Первушка! (17)Я не знаю и сейчас, верно, твоего лица.

(18)На старых деревянных иконах, где на передний план, почти на рамы властно взгромоздились угрюмые князья с жестокими самодержавными лицами и их любимые кони, я только предположительно нахожу тебя, мой дорогой предок.

(19)3а объёмными плечами князя, где скорой рукой мальчика-подмастерья выписаны сто шлемов подряд или просто жёлтой охрой серпы волос, ты и стоишь там, предок Первушка Фёдоров.

(20)И ранее, и тогда, и много раз потом будет твориться эта несправедливая картина, и будут русский народ выводить общим фоном за плечами единого человека-иконы с жестокими неподвижными чертами. (21)И много раз я буду тебя угадывать, пушкарь Первушка Фёдоров, только потому, что ты не покинул свою пищаль ни в 1641 году, ни триста лет потом. (22)В 1941!

(23)А пока ты есть, Первушка Фёдоров, на земле, будет жить земля русская, будут стоять на крепостной стене меткие пушкари и будет земля наша цела заботами тех пушкарей.

(А. Приставкин*)

* Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931—2008) — русский писатель, общественный деятель. Долгие годы судьба и творчество писателя были связаны с Сибирью. В эти годы пишет документальные повести «Мои современники», «Костры в тайге», «Ангара-река» и др.

Широкую известность Анатолию Приставкину принесла повесть «Ночевала тучка золотая…» (1987), поднимающая важные нравственные проблемы — война, детство, жестокость мира и людей. Повесть получила мировое признание — была переведена на более чем 30 языков.

Проблема исторической памяти. Сочинение-рассуждение

   Какую проблему поднимает А.Т. Твардовский в стихотворении «Есть имена и есть такие даты»?

⁠________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Нам представлено стихотворение А.Т.Твардовского «Есть имена и есть такие даты», которое было написано в 1966 году.

   В своём произведении Твардовский поднимает проблему исторической памяти. Лирический герой обвиняет своё поколение в том, что оно не осознает всего масштаба подвига предков, что оно вспоминает об их героизме исключительно по праздникам: «Не замолить по праздникам вины». Он будто кричит о том, что мы обязаны чтить их память и думать об этом ежедневно: «Мы в буднях перед ними виноваты».

   Таким образом, мы видим, что лирический герой осуждает свое поколение за безответственное отношение к подвигам предков, которые пожертвовали своими жизнями ради благополучия и счастья потомков.

⁠_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   В каких произведениях русской лирике поэты обращаются к теме исторической памяти и в чём их можно сравнить со стихотворением А.Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты»?

⁠________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   Очень многие поэты обращались к теме исторической памяти в своих произведениях, например, Михаил Юрьевич Лермонтов в «Бородино», а также Александр Сергеевич Пушкин в «Во глубине сибирских руд…»

   Из стихотворения «Бородино» мы узнаём про героизм солдат, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов призывает не забывать их подвиги и чтить память воинов, отдавших свою жизнь за благополучие будущего поколения.

Поэт считает, что современное поколение не может сравниться с предыдущим («Богатыри – не вы», – пишет он). Лирический герой – участник Бородинского сражения – вспоминает, как он и его собраться обещали умереть, но не посрамить Родины.

   Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Во глубине сибирских руд…» — это обращение к участникам декабрьского выступления, целью которых было ограничение самодержавия и упразднение крепостного права.

Стихотворение посвящено храбрости декабристов, которым приходится страдать, находясь в ссылке.

Пушкин призывает читателей не забывать о смелейшем поступке восставших, которые ради всеобщего блага обрекли себя на мучения.

   Таким образом, мы видим, что и Пушкин, и Лермонтов, и Твардовский просят нас не забывать о героических деяниях наших предков и быть достойными этих поступков.

Кроме того, в произведениях отчётливо звучит мотив вины за то, что либо современное поколение беззаботно и счастливо, тогда как его отцы в могиле, либо за то, что лирический герой не вместе с теми, кто страдает сейчас, или за то, что жизнь потомков оказалась бесполезнее и бессмысленнее жизни предков.

Сочинение рассуждение на тему историческая память

? В романе Джорджа Оруэлла “1984” народ лишен истории. Родина главного героя – Океания. Это огромная страна, ведущая непрерывные войны. Под воздействие жестокой пропаганды люди ненавидят и стремятся линчевать бывших союзников, объявляя лучшими друзьями вчерашних врагов.

Население подавлено режимом, оно неспособно самостоятельно мыслить и подчиняется лозунгам партии, управляющей жителями в личных целях. Такое порабощение сознания возможно только при полном уничтожении памяти людей, отсутствии их собственного взгляда на историю страны.

История одной жизни, как и история целого государства,- это бесконечная череда темных и светлых событий. Нам необходимо выносить из них ценные уроки. Память о жизни предков должна уберегать нас от повторения их ошибок, служить нам вечным напоминанием обо всем хорошем и плохом.

Без памяти о прошлом нет будущего.

↑ Проблема нравственного выбора. Аргумент из пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных»

Герои произведения должны сделать решительный выбор, политические обстоятельства времени заставляют их сделать это. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей.

Так, Алексей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили командира…».

– как бы в полном согласии с ответственностью момента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор. Оставшимся жить этот выбор предстоит.

Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической реальности: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и всякая рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому что за большевиками мужички тучей…».

Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Тальберта, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию, и попытается построить новую жизнь с Шервинским.

Пример итогового сочинения на тему: Каковы источники формирования исторической памяти?

Пример итогового сочинения по направлению «ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ» 2020-2021.

Сочинение по теме: Каковы источники формирования исторической памяти? Что такое историческая память? Это не просто информация, сохранённая на определённом участке мозга человека. Это нечто большее, можно даже сказать, священное.

Человек может в силу своего возраста не переживать некоторые события, но знать и помнить, а затем и рассказывать о них своим детям. Откуда же берётся, как формируется в человеке эта память поколений?

Первую и главную роль в этом, мне кажется, играет семья. Люди не вечны, но они могут продолжить свою жизнь в детях и внуках. Поэтому старшие всегда рассказывают младшим о своих бабушках и дедушках, о значимых событиях, происходивших с их предками, о семейных традициях. А их дети всё это будут рассказывать своим.

Так и формируется непрерывный процесс запоминания, который является духовным стержнем всех представителей рода. Каждая семья — это маленькая частица целой страны. Всё, что происходит на родной земле, обязательно отражается на семьях. Таким образом, каждая семья несёт в себе частицу истории не только конкретных людей, но и всей страны в целом.

Таким образом складывается историческая память людей, семей и государств. Например, праздник 9 Мая для граждан любых возрастов в России является очень значимым. Великая Отечественная война принесла трагедию практически в каждую советскую семью. Из поколения в поколение передаются рассказы о фронтовиках, тружениках тыла, тяжелейших условиях жизни в эти годы и о потере близких.

Поэтому день Победы — это великий праздник и для нас, тех, кто никогда не видел эту ужасную войну.

Очень интересно и необычно, на мой взгляд, об исторической памяти рассуждает Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих знаменитых письмах к молодым читателям. Отвечая на вопрос, что объединяет людей, академик вспоминает про такие понятия, как сострадание и забота.

Родители всегда заботятся о своих детях, а позднее, когда они станут немощными, уже дети должны позаботиться о них. Забота и сострадание должны быть основными качествами человека. Заботясь о других, сопереживая и помогая, чувствуешь свою связь с людьми и всем окружающим миром.

Заботиться нужно не только о близких. Человек ответственен за всё: за других людей, за природу и животных, за Родину и даже Вселенную.

Именно такая связь с миром, такая глобальная историческая память и заставляет человека гордиться достижениями предков, сохранять памятники культуры, беречь природу, вставать на защиту своего Отечества.

  Сочинение-рассуждение Иван 4 Грозный (1533 – 1584)

Читайте также:  Анализ повести Булгакова «Собачье сердце»

Рассуждая над письмами Д.С.Лихачёва, я прихожу к выводу о том, что историческая память формируется не только как поток информации, передающийся от старших к младшим.

Это прежде всего нравственное понятие, и складывается оно из общечеловеческих ценностей, таких, как гуманизм, сострадание, уважение, стремление помочь. Ведь человек, который по-настоящему впитал в себя историю своей страны и гордится ею, никогда не будет принижать заслуги другого народа или государства, не поставит себя выше других.

Он понимает, что представитель иной национальности, народности, так же чтит традиции предков, как и он сам, и поэтому культура каждого народа достойна уважения. В подтверждение своим мыслям я хочу процитировать фразу В.Г.

Распутина: “Уважение к себе — это уважение к другим, знание себя — жажда познания других, национальная исполненность и состоятельность — первое условие всечеловечности всякого народа”. Такое уважение к другим, “всечеловечность”, и является основой формирования исторической памяти.

Примеры сочинений / Итоговое сочинение — примеры.

3

↑ Какова цена ошибки в истории? Рэй Брэдбери «И грянул гром»

Иногда цена ошибки может стоить жизни всего человечества. Так, в рассказе «И грянул гром» показано, что одна незначительная ошибка может привести к катастрофе.

Главный герой рассказа Экельс наступает на бабочку во время путешествия в прошлое, своей оплошностью он меняет весь ход истории. Этот рассказ показывает, насколько тщательно нужно подумать, прежде чем что-то сделать.

Его предупреждали об опасности, но жажда приключения была сильнее, чем здравый смысл. Он не смог правильно оценить свои способности и возможности. Это привело к катастрофе.

Проблема сохранения исторической памяти…

Сочинение ЕГЭ:

Действительно ли так важно для нас, сегодняшних, и тех, кто будет жить завтра, сохранять историческую память, передавать её из поколения в поколение? Эту философскую проблему ставит в предложенном мне тексте русский писатель Роман Сергеевич Савинов.

Отвечая на эти вопросы, публицист обращается к воспоминаниям одного из своих героев.

Автор рассказывает о подростке, который, находясь в непривычной и скучной обстановке вдали от города, на незнакомой ранее реке («Я страдал без книг, без телевизора, без друзей…»), был поражен тем, сколько эмоций и воспоминаний вызвала у приехавшего сюда старичка эта тощая, малопривлекательная речушка.

Из рассказа героя мы узнаём, что раньше «на этом самом месте стояла деревня», что слёзы пожилого человека вызваны радостью и горечью встречи с родными местами.

Читая текст, невозможно не обратить внимание на обилие восклицательных предложений: «Ничего!», «Не может быть!» Мне кажется, таким образом автор хотел подчеркнуть, как важна и для него, и для его героя проблема памяти предков, связи поколений. Не случайно в финальной части текста писатель упоминает о «чуткой человеческой памяти, которую каждый может противопоставить глухой, холодной вечности». Публицист понимает, что прошлое — «тлеющий огонек» и что наша задача « не дать холодным ветрам вечности его погасить».

Понять позицию автора несложно, обратившись к рассуждению главного героя. «Я обязан это рассказать» — этими мыслями рассказчика публицист передаёт свою просьбу к читателям: сохранять историческую память и передавать её следующим поколениям.

В том, Р.С. Савинов безусловно прав, я убедилась на личном опыте. Уже более полувека, слушая рассказы бабушек и дедушек, наша семья старается сохранить память о тяжелых годах Великой Отечественной войны. Я уверена, что от каждого из нас зависит, будут ли последующие поколения знать историю, подвиг народа, и вижу свой долг в сохранении памяти предков.

В том, что историческая память играет важную роль в жизни народа, я убедилась, прочитав рассказ Майкла Гелприна «Свеча горела». Вместе с главным героем Андреем Петровичем мы обеспокоены тем, что литература — связующая нить между поколениями — исчезает из жизни людей постиндустриального общества.

Не удивительно, что одно из важных мест в повествовании занимает робот- гувернер Максим. Если машина, несмотря на риск утилизации, обращается к литературе, значит, в книгах прошлых веков заключено самое главное — нравственность, опыт, мудрость предыдущих поколений.

Читая рассказ, понимаешь, что от каждого из нас зависит не только настоящее, но и будущее.

В свое время я с удовольствием прочитала роман Р. Брэдбери «451º по Фаренгейту». Описывая наш мир в будущем, писатель акцентирует внимание на отношении к знаниям: хранение книг стало преступлением.

Перед нами две части расколовшегося общества: городских жителей, считающих, что найдут смысл жизни в общении с «родственниками» в телевизионных стенах, и отшельников, которые отказались от всех благ и даже своих имен ради сохранения знаний. Один из них, Грэнджер, и объясняет главному герою Гаю Монтэгу цель, ради которой скитальцы запоминают наизусть целые тома произведений.

Работы Платона, Эйнштейна и других авторов сохраняются только в памяти. Меня поразила вера этих людей в то, что их знания, сохранённая в их памяти история человечества обязательно понадобятся потомкам.

Безусловно, историческая память является связующим звеном между прошлым и будущим. Именно поэтому мы должны сделать все, чтобы звенья этой цепи не разорвались.

Текст Р. С. Савинова

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

(5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой. (6)Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое – жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу.

(8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами. (9)Однажды после обеда послышался гул машины.

(10)Дядя так рано никогда не приезжал – мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку.

(14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву.

(17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил: (20)– Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня.

(23)А потом все разъехались, ничего не осталось… (24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам. (25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени – моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, – пересекали берег.

(27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз – и слизнуло целую вселенную прошлого.

(29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей… (34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса… (41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить. (По Р. Савинову*)

Еще сочинения по данному тексту

Что человек может противопоставить глухой вечности?

Ссылка на основную публикацию