Война и мир — роман Толстого, который стал шедевром русской литературы. Там автор использует разные образы, создает множество персонажей, где переплетаются судьбы как вымышленных героев, так и реальных, исторических.
Среди всех фигур важное место отведено образу Наполеона, которого автор упоминает уже вначале своего романа. Его личность активно обсуждается в салоне, где собрался весь бомонд. Многие герои им увлекаются, восхищаются его стратегиями, его упорством.
Однако есть и те, кто не поддерживал его и называл преступником.
Создавая образ Наполеона, писатель дает неоднозначную характеристику герою, краткую оценку которого мы отразим сегодня в своем сочинении.
Создавая образ Наполеона в Войне и мире, писатель показывает историческую личность с нескольких ракурсов. Мы видим Наполеона как полководца, что был военно силен, эрудирован, был человеком с опытом и талантом, которые проявлялись в военном деле и в его стратегиях.
Многие герои в начале романа восхищаются им, однако тут же мы видим в лице Наполеона деспотизм, тиранию и жестокость. Для многих некогда кумир превращается в отрицательного героя, что был опасен не только для других стран и народов, но и для самой Франции в целом.
Образ Наполеона
Толстой же открыл свое отношение к французскому императору уже во второй части, где развенчивает ореол величия Наполеона. Вообще в своей работе автор часто повторяет описание Наполеона, где применяет к нему такие прилагательные, как низкий, не так красив, толст, неприятен.
Он пишет, что это толстый человек с большим животом и широкими толстыми плечами. У него жирные ляжки, толстая шея и полное лицо. Ко всему прочему Наполеон наделен негативными чертами. Читая произведение, понимаешь, насколько он был страшным и жестоким человеком, который верил в свою сверхеловечность и решил вершить судьбы людей.
Он самоуверен, эгоистичен, самовлюблен, напыщен и надменен.
Как-то даже становится жаль такого человека, что является немного ущербным и нравственно бедным. Ему чужды любовь, нежность, незнакомы радости жизни, даже получив фото сына, Наполеон не смог по-человечески, по-отцовски проявить радость, лишь имитация чувств.
Наполеону Бонапарту не были интересны судьбы людей, для него люди, что пешки на шахматной доске, где ему оставалось лишь двигать фигуры. Он по трупам к своим целям и могуществу, это человек, как выразился Болконский, испытывает счастье от несчастья других людей.
Наполеон принес на землю войну, а значит не заслуживает он величия и почета. Толстой в своем романе развенчивает личность Наполеона, как завоевателя, развенчивает культ сверхчеловека представляя его в работе избалованным и капризным, жестоким тираном, что не умеет читать в умах людей и в их душах.
Сочинение на тему: ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Перед тем как приступить к написанию романа «Война и мир», Л. Толстой изучил множество исторических трудов российских и иностранных ученых, подлинных документов. Он говорил, что есть существенная разница между тем, как используют исторический материал ученый и художник. Л.
Толстой утверждал, что искусство может свободно проникать в самые отдаленные эпохи и передавать главную сущность прошедших событий и людей, которые в них участвовали.
Он считал, что «история-наука» делает упор на частностях и подробностях событий, ограничивается внешним описанием событий, а «история-искусство» охватывает и передает общий ход событий, одновременно проникая в глубину их внутреннего смысла и значения.
Мы всегда должны помнить эти замечания Л. Толстого при оценке образов исторических лиц и исторических событий, описанных в романе «Война и мир». И в первую очередь это касается образа Наполеона Бонапарта. Многие критики и даже великие писатели (например, А. Чехов и Э. Хемингуэй) выражали свое несогласие с образом французского императора, созданным Л.
Толстым. Они считали, что великий русский писатель увлекся обличением захватчиков и недооценил полководческий гений Наполеона. Но вот известная немецкая писательница А. Зегерс говорила, что образ Наполеона из романа Л. Толстого «Война и мир» помог ей понять сущность идеологии гитлеризма, основанной на культе силы и прославлении сверхчеловека-завоевателя.
Спор о значении и роли Наполеона для истории Европы начинается буквально на первых страницах «Войны и мира» и заканчивается только в эпилоге. В начале романа его ведут между собой гости салона мадам Шерер. Тон разговора задает хозяйка салона Анна Павловна Шерер.
Фрейлина двора и приближенная императрицы Марии Федоровны, она как будто выражает придворную точку зрения на французского императора и его политику и «подсказывает» своим гостям, что можно, а чего не следует говорить о Наполеоне.
Так, уже в беседе с первым своим гостем, князем Василием Курагиным, мадам Шерер заявляет: «Нет, я вам вперед говорю, если вы мне не скажете, что у нас война, если вы еще позволите себе защищать все гадости, все ужасы этого Антихриста (право, я верю, что он Антихрист), — я вас больше не знаю, вы уж не мой друг…»
Постепенно в салон Шерер прибывают новые гости, и она подбрасывает им ту же тему — обсуждение Наполеона.
Все они должны в полном согласии с мнением Анны Павловны говорить, что Наполеон — Антихрист, выскочка, узурпатор, человек низкого происхождения, не имеющий никаких прав на титул французского императора.
Содействовать утверждению подобного взгляда на Наполеона призваны и специально приглашенные гости — виконт Мортемар и аббат Морио. И все идет своим чередом, по заранее определенному сценарию.
Но лишь до тех пор, пока в разговор не вступает Пьер Безухов. Он говорит, что в случае с казнью герцога Энгиенского была государственная необходимость и что «Наполеон не побоялся принять на себя одного ответственность в этом поступке».
Милая плавная беседа превращается в горячий спор, который приводит мадам Шерер в испуг, а большинство ее гостей в трепет. Пьер пытается доказать, что Наполеон — великий человек, сумевший подняться над революцией». Он «подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее — и равенство граждан, и свободу слова и печати».
Пьер указывает на прогрессивные идеи в политике Наполеона и подчеркивает их значение для прав человека, эманципации от предрассудков, равенства граждан.
Со всех сторон на Пьера посыпались упреки, обвинения в якобизме. Все это привело Пьера в замешательство и поставило в тупик. На помощь ему приходит князь Андрей.
Он принимает сторону Пьера, пытается примирить стороны и как бы подводит итог салонному спору: «Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале…, где он чумным подает руку, но… но есть другие поступки, которые трудно оправдать».
Так говорят и думают герои романа «Война и мир». Но для самого Л. Толстого в Наполеоне не было ничего привлекательного. Великий русский писатель считал французского императора и полководца человеком с помраченными умом и совестью. По мнению Л.
Толстого, это и явилось причиной того, что все поступки Наполеона «были слишком противоположны правде и добру». Поэтому и во многих сценах романа перед нами возникает не образ государственного деятеля, умеющего читать в умах и душах людей, а избалованный, капризный и самовлюбленный позер.
Так, например, в сцене приема русского посланника Наполеон «взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть мимо него». Л. Толстой говорит, что Наполеона «не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него.
Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».
Подобное поведение Наполеона и его манеру «смотреть мимо» людей мы видим и в других сценах романа. Например, в эпизоде с польскими уланами: чтобы угодить французскому императору, они бросаются в реку Вилию, начинают тонуть, а Наполеон даже не смотрит в их сторону. Или описания его полного равнодушия к убитым, раненым и умирающим во время объезда Аустерлицкого поля после битвы.
С особенной силой и предельной откровенностью Л.
Толстой обличает Наполеона в эпизоде, когда французский император с самодовольным видом, находясь на Поклонной горе, любуется панорамой Москвы и думает: «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица…» Он ждет боярскую депутацию с ключами от города, но в результате оказывается в жалком и смешном положении. Наполеон и помыслить не мог в ту минуту, что это есть конец и его политической, и его военной карьеры завоевателя.
В романе Л. Толстого «Война и мир» Наполеон развенчивается как завоеватель.
Великий русский писатель показывает неизбежность краха притязаний Наполеона на создание всемирной империи под его верховной властью.
Тем самым он развенчивает культ любой сильной личности, культ «сверхчеловека». Эта тенденция переросла в болезнь, которая в 20 веке вызвала настоящую мировую эпидемию, мутируя в различные «измы».
На этой странице искали :
- образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир сочинение
- образ наполеона и тема бонапартизма в романе война и мир
- образ наполеона в романе война и мир
- сочинение Образ Наполеона и тема бонапартизма в романе Война и Мир
- образ наполеона и тема бонапартизма в романе
Сохрани к себе на стену!
Наполеон Бонапарт — образ и характеристика героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» наряду с вымышленными героями действуют исторические лица.
Образ Наполеона, созданный Толстым, не стоит считать сугубо документальным, так как роман относится к художественным произведениям, при написании которых может использоваться субъективное мнение и художественная выдумка.
Об этом полководце в романе говорится с первых строк почти до последних. Писатель разносторонне раскрывает образ Наполеона, а в эпилоге представляет своё мнение об этом человеке.
Портрет: описание внешности, речи, манер поведения
Наполеон в описании Толстого — невысокий человек с полным, моложавым лицом. Автор отмечает, что в 1812 году лицо Бонапарта было жёлтое и опухшее, а фигура — потолстевшая, с выставленной вперёд грудью и животом — имела осанистый, представительный вид.
Наполеон по национальности был итальянцем, поэтому, будучи раздражённым, энергично жестикулировал. Ходил он быстрыми твёрдыми, решительными шагами, немного откинув назад голову.
Говорил Бонапарт резким голосом, «отчеканивая каждый слог».
Характер и поступки
Наполеон представлен в романе как жестокий завоеватель, поставленный историей во главе захватнических войн. Он показан как человек эгоистичный, лишённый нравственного чувства, равнодушный к людям. Бонапарту присущ эгоцентризм, он считал, что всё в мире зависело только от его воли.
Интересовало его лишь то, что происходило в его душе. Он любит власть и поклонение своему «величию».
Мнимое величие Толстой показал, описав, как Бонапарт обозревал Москву, стоя на Поклонной горе, и был уверен, что скоро к нему придёт делегация «бояр», чтобы вручить символические ключи от столицы.
Наполеон равнодушен к окружающим, но он хочет выглядеть в их глазах великим человеком, которому присущ не только выдающийся ум, но и высокие чувства. В сцене, когда перед Бородинским сражением Бонапарту привезли из Парижа портрет его сына, и он театрально любовался им, видна вся фальшь и позёрство этого человека. Наполеон понимал, что его слова и действия в этот момент будут историей.
Бонапарт привык, что его поведение, действия, слова вызывают восхищение у окружающих, и это ещё больше развило в нём тщеславие, уверенность в своей правоте всегда и во всём.
Отношение к войне и солдатам
Наполеон называл войну своим ремеслом и считал, что её нужно вести по правилам. Он жаловался в 1812 году Кутузову и императору Александру I, что русские ведут войну не по правилам. «Дубина народной войны», не учитывая этих правил, обрушилась на армию французов.
Бонапарт перед сражениями для поддержания у своего войска боевого духа произносил пафосные речи. Они записывались, чтобы сохранить их для истории.
Наполеон не появлялся на местах сражений даже в ключевые моменты, располагался подальше от этих мест, поэтому его распоряжения часто не выполнялись, так как либо то, о чём он распоряжался, было уже сделано, либо не могло быть выполнено из-за объективных причин.
Наполеон относился равнодушно не только к судьбе своих солдат, но и вообще к своей армии. Главной заботой его было всегда выглядеть величественно. Но ему пришлось забыть о своём величии при бегстве из России. Он ехал в тёплой шубе, оставив позади своих гибнущих и замерзающих солдат. Так Россия развеяла в прах мечты Наполеона о его мировом господстве.
Отношение Толстого к Наполеону
Л. Н. Толстой считал Бонапарта ограниченным человеком потому, что он был озабочен только своей славой, лишён правды и простоты, был равнодушен к людям.
Своё мнение о том, каким образом Наполеону удалось стать императором Франции и завоевать множество европейских стран, Толстой изложил в эпилоге романа (часть 1, глава 3). Там он подчеркнул, что власть этому человеку дали «миллионы случайностей» и что успеху в войнах тоже сопутствовали счастливые для Бонапарта случайности.
Но после Бородинского сражения вместо них появилось «бесчисленное количество обратных случайностей», которые были уже не за, а против наполеоновского нашествия.
Толстой считал, что «Бородинское сражение было первое, которого не выиграл Наполеон» (том 3, часть 2, глава 28). По его мнению, это сражение было дано не по воле Бонапарта, а потому что измученные походом голодные французы хотели в Москве «найти пищу и отдых победителей».
Автор романа «Война и мир» полагает, что Бонапарт не распоряжался ходом Бородинского сражения, поскольку из его диспозиции не было исполнено ничего, и он не видел, что там происходило. Он лишь, как пишет Толстой, «спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося начальствования» (том 3, часть 2, глава 28).
Вывод
Образ Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» – это образ ограниченного человека, который обрёл власть и воинскую славу благодаря случайностям. Таким его представил автор. Главные герои романа, сначала восхищённые Наполеоном, впоследствии в нём разочаровались и уже не считали его великим.
Образ Наполеона, представленный Толстым, критически восприняли некоторые писатели, например, А. П. Чехов и Э. Хемингуэй. Они считали, что автор романа «Война и мир» недооценил его полководческую гениальность.
Характеристика образа Наполеона может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Образ и характеристика Наполеона в романе Толстого Война и мир сочинение
Многие русские писатели в своих произведениях упоминают исторических личностей. В своем произведении Толстой описал Наполеона Бонапарта. Полководец имел неприметную внешность и был полным. У полководца постоянно выпирал живот. Руки героя были толстыми и маленькими. Лицо сильно располнело.
Глаза были выразительными, а лоб широким. При невысоком росте полководец имел полные плечи, ноги и руки. Толстой называл Наполеона жирным. Его внешний вид был лишен шика. Полководец одевался довольно типично как все люди той эпохи. Наполеон имел резкий голос и всегда четко выговаривал каждое слово.
Он ездил верхом на своем арабском коне.
Главной чертой императора была чрезмерная самовлюбленность. Он всегда ставил себя выше других. Автор не отрицал превосходства и таланта героя, но при этом считал, что тот стал императором по чистой случайности. Простых жителей, не добившихся каких-либо высот, Наполеон считал недостойными его величия.
Также в полководце присутствуют эгоцентризм и эгоизм. Писатель подчеркнул избалованность Бонапарта. Во время своего становления Наполеон довольствовался малым, но став императором отдалился от солдат, выбрав комфорт и роскошь. По мнению автора, император не принимал советов и не учитывал мнения, кроме собственного.
Император считал, что добился больших успехов среди всех.
В эпопее Толстого Наполеон не имеет эмпатии и никаких эмоций. Данные черты он проявлял по отношению к своим солдатам. Он интересовался делами своей армии только от скуки, а не оттого, что он хотел помочь солдатам. При разговоре с армией полководец проявлял высокомерие. По словам автора, его показную заботу замечал каждый солдат.
В целом, Толстой выражает негативное отношение к образу императора. Интеллект и черты характера полководца говорили о том, что он не приложил особого труда, чтобы добиться успехов. В глазах писателя Наполеон является выскочкой и обманщиком.
Автор считал, что Бонапарт просто хотел самоутвердиться. Полководец готов пойти на самые подлые поступки ради того, чтобы добиться своего. Гениальность исторической личности была простой выдумкой и полнейшим обманом.
Наполеон мог совершать нелогические поступки и побеждал на войне по чистой случайности.
В романе образ Наполеона является противоположностью Кутузову. Бонапарт не отличался положительным характером. Единственным его достоинством был военный опыт.
Благодаря своим знаниям он побеждал на многих битвах. При сопоставлении героя с настоящим Бонапартом читатели могут заметить некую разницу.
Наполеон был очень образованным человеком и обладал навыками в области политики и в военной отрасли.
2 вариант
Роман «Война и мир» заслуженно считается самым лучшим творением титана русской литературы Льва Николаевича Толстого.
Многие читатели с большой серьезностью относятся к событиям, описанным в книге, как к документально зарегистрированным бумагам.
Но они забывают о том, что, как и в любом литературном произведении, в романе «Война и мир» присутствуют элементы художественного вымысла для создания более четкой, яркой и красивой картины.
Толстой использовал в своем романе-эпопеи большое количество персонажей. Их насчитывается около пяти сотен, из которых около двухсот– реально существовавшие люди. Большое количество исторических личностей в романе позволило сделать ему действительно важным для мировой литературы и тяжелым для чтения, восприятия неподготовленному читателю.
Одним из героев романа, существовавших в самом деле, является Наполеон Бонапарт. Он относится к числу абсолютно отрицательных героев «Войны и мира». Автор уделил достойное количество слов на описание и характеристику этого героя.
Наполеон Бонапарт, по описаниям Толстого, не владеет красивой внешностью. У него грузное тело, оплывшее лицо. Лев Николаевич пишет, что в 1805 году Наполеон не был таким некрасивым и объемным, а лицо его было даже худым.
Но в 1812 году (нападение на Россию) Наполеон стал выглядеть противно: он располнел, приобрел большой жирный живот, который выпирался вперед.
Поэтому с большим сарказмом Лев Николаевич Толстой называет Бонапарта «сорокалетним брюшком».
Несмотря на то, что лицо Наполеона выглядело довольно молодо, оно было располневшим. Лоб был широкий, а глаза, как ни странно, выразительные. А руки его были коротенькие, пухленькие и бледные. Про ноги Толстой пишет то же самое. Выражая свое искреннее отвращение к данному персонажу, писатель называет его «жирным».
Одежда Наполеона вроде бы типична для того времени, однако она отличается какой-то изюминкой.
Наполеон обладает едким голосом, он хорошо произносит каждую букву. Кроме того, этот человек прекрасно знает военное дело. Он пытается развиваться всесторонне, читая книги.
Наполеон как бы является противопоставлением Кутузову.
По характеру Наполеона можно отнести к гадким людям, ведь он плохо обращается со своими солдатами. Этот герой – самовлюбленная до мозга костей личность. Наполеон считает, что он лучше всех.
Таким образом, Лев Николаевич мастерски представил Наполеона Бонапарта с худшей стороны в своем лучшем произведении.
Характеристика Наполеона
Наполеон Бонапарт – историческая личность, автор произведения уделяет ей большое внимание. Герои романа относятся к нему неоднозначно. Великий полководец Франции у одних вызывает восхищение, а других отвращение.
Бонапарт прошел через многое: поднял революцию, пришел к власти, завоевал многие земли. Герой был очень большого мнения о себе. В его планах было завоевание русских земель и Европы.
Наполеон был слишком самоуверен, это его и сгубило.
Судьба Бонапарта невероятно интересная. Наполеон, как и все, начинал с обыкновенных низов, при первой же возможности герой смог завладеть властью. Его сногсшибательные победы будоражили не только французов, но и другие народы. Фигура Наполеона приводила в восторг многих военнослужащих. Например, Андрей Болконский мечтал о таком же взлете, какой был у Бонапарта.
Многие возводили Бонапарта в ранг кумира. Однако, мало кто задумывался о том, какие жертвы и разрушения стояли за этим героем. Он скорее был страшен, чем прекрасен. Лев Николаевич знакомит читателей с другой стороной характера полководца.
По сравнению с Кутузовым можно отметить ряд отрицательных качеств. Михаил Илларионович был истинным патриотом, которого интересовали заботы родного государства.
Кутузов делал всё, чтобы уберечь как можно больше подчиненных. Бонапарта же интересовала только собственная слава. Наполеон предпринимал всё, чтобы прославиться ещё больше.
Ему было безразлично сколько жертв и разрушений принесет вторжение на чужие территории.
Бонапарт был помрачен мыслями о власти и величии. Он грезил мыслями о порабощении Российской империи и Европы. Наполеона не волновало сколько судеб будет сломано от его нашествия. Матери потеряли сыновей на этих жестоких и кровопролитных войнах. Нарушился мирный ход жизни. Многие дома и селения были уничтожены.
Андрей Болконский по началу восхищался Бонапартом, мечтал стать таким же, как его кумир. Однако, встреча с Наполеоном нисколько не впечатлила Болконского. После ранения он лежал и смотрел в небо Аустерлица. Бонапарт проходил мимо и похвалил подвиг Андрея. Герой даже не шевельнулся. Он понял, что гонка за славой – полнейшая глупость.
Внешность Бонапарта отталкивает. Выражение его лица отражало тщеславие и гордость. Наполеон был невысокого роста, плотного телосложения с уродливым лицом. Герой всегда считал, что всеми его действиями должны восхищаться. Юные русские бойцы мечтали собственноручно убить французского полководца.
Несколько интересных сочинений
Война и мир. суд над бонапартизмом
СУД НАД БОНАПАРТИЗМОМ.
Как к оценке поступков отдельных людей, так и к оценке исторических событий Толстой подходит с критериями добра и зла. Развязывание войны он считает величайшим проявлением зла: …
Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Писатель употребляет нравственные понятия и не говорит о явлениях социальных и экономических.
Этими принципами оценки исторических событий, и в частности войны, определяются и методы ее изображения.
В стихотворении Я к вам пишу случайно, право… Лермонтов, рисуя кровавую битву, восклицал:
…Жалкий человек! Чего он хочет? Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем?
В оценке и в изображении войны Толстой близок Лермонтову. Как и Лермонтов, он рисует незаметных, рядовых участников сражений – истинных героев (вспомните лермонтовское стихотворение Бородино). Как и Лермонтов, он противопоставляет жестокому делу войны мирную жизнь природы, которая дарует радость всему живущему на земле. Так рисовал войну великий писатель еще в Севастопольских рассказах.
Война всегда страшное дело. Но Толстой понимает, что участие в этом страшном деле может быть чудовищным преступлением и может быть вынужденной самозащитой, делом тяжким и кровавым, но необходимым, а значит, героическим и благородным. Поэтому писатель всю силу своего обличения направляет против тех, кто ведет захватнические войны.
Изображение в романе Наполеона и, шире, бонапартизма помогает нам понять, какие исторические силы порождают войну.
Познав величие вечного, доброго и справедливого неба, князь Андрей в бреду представляет себе тихое семейное счастье в Лысых Горах. Он уже наслаждался этим счастьем, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение.
В этой оценке Наполеона и той роли, которую он играет в жизни людей, разрушая их простое счастье, обнажена моральная сущность бонапартизма. Толстой не анализирует бонапартизм как явление историческое. Но писатель с исключительной глубиной обнажает психологию бонапартизма во всех его проявлениях.
В главе о Достоевском мы уже говорили о том, какое значение в эпоху 60-х годов имело обличение бонапартизма.
Индивидуализм, безмерное властолюбие, жажду славы и почестей в сочетании с тупым равнодушием к людям, по трупам которых можно спокойно шагать к власти, – вот что осуждает Толстой с позиций чистого нравственного чувства.
И хотя в своих теоретических рассуждениях Толстой утверждает, что причина, вызывающая войны, людям неизвестна, бонапартизм он рисует так, что заставляет читателя задуматься об истинных причинах войн, страданий и взаимного истребления людей.
Наполеон изображен в романе остро сатирически. Внешность этого великого человека ничтожна и смешна.
Толстой не раз повторяет определения маленький, малый ростом, снова и снова рисует круглый живот императора, жирные ляжки коротких ног его.
Здесь применяется характерный для Толстого прием: постоянное повторение какой-то одной выразительной особенности портрета (вспомним губку с усиками маленькой княгини, лучистые глаза княжны Марьи, великолепные плечи Элен).
Писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона. Особенно резко вырисовывается одна его черта – позерство1. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он сделал вид задумчивой нежности, жест его грациозно-величественен.
Наполеон уверен: все, что делает и говорит он, есть история. И даже такое отнюдь не величественное явление, как дрожание икры левой ноги, выражающее его гнев или беспокойство, представляется ему значительным, историческим. Дрожание моей левой икры есть великий признак,- заявляет император.
По мере того как развертываются исторические события, все отвратительнее становится внутренний и внешний облик Наполеона. В период Аустерлицкого сражения он еще сохраняет человеческие черты: …
на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Но годы идут. Новые сражения, новые трупы. Лицо остается холодным и все больше оплывает жиром.
И вот в день Бородинской битвы мы видим страшно изменившийся, отталкивающий облик императора -желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом.
Главный аргумент, который выставляет писатель против тех, кто считал Наполеона великим, заключается в следующем: Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. В оценке деяний исторической личности писатель применяет уже знакомый нам нравственный критерий. Вслед за Пушкиным он утверждает, что гений и злодейство – две вещи несовместные.
Автор Войны и мира осудил бонапартизм не только в лице Наполеона. И представители высшей бюрократии, и штабные офицеры, и всесильный Аракчеев, и тихонький Берг – все они жадно тянутся, ползут, рвутся к власти, к почестям, к материальным благам, забывая при этом о добре, справедливости и правде и лишь на словах заботясь о России… Страшная язва властолюбия и карьеризма разъела их души.
Вот одна небольшая, но выразительная сценка. Кровавая переправа через Энс. Полковой командир Ростова Богданыч получил приказание зажечь мост. Он направляет своих гусаров под ураганный огонь, на верную гибель.
Штабные офицеры удивляются, зачем полковник послал так много людей, когда тут бы двух молодцов послать, все равно бы.
Но опытный в делах службы карьерист Жерков объясняет действия Богданыча: Как вы судите! Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст? А так-то, хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить. Наш Богданыч порядки знает.
- Операция удалась.
- – Доложите князю, что я мост зажигал,- сказал полковник торжественно и весело.
- – А коли про потерю спросят?
– Пустячок!- пробасил полковник,- два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.
Не правда ли, это маленький Наполеон? Разница только количественная: Бонапарту нужно мировое господство, а Богданы-чу – орден.
Таких маленьких наполеонов мы часто встречаем в романе. Вспомним Василия Курагина, Бориса Друбецкого, Берга и всех тех, для которых в мире не существовало ничего, кроме их успехов. Таковы и государственные деятели вроде Растопчина. Толстой подчеркивает, что властолюбцы, мнящие себя вершителями судеб народных, чужды пароду и далеки от него.
Об этом свидетельствуют, например, знаменитые растопчинские афишки. Подделываясь под народную речь, Растопчин писал свои афишки фальшивым, шутовским языком.
Но в то время как народ с недоумением относился к пошлым словам, аристократам нравилось, как Карпушка подтрунивал над французами, говоря, что они от капусты раздуются, от каши перелопаются, от щей задохнутся, что они все карлики и что их троих одна баба вилами закинет.
Не зная народа, Растопчин и близкие ему лица убеждены: только им ведомо, что надо и чего не надо народу. Чиновник, читающий афишу Растопчина, в которой граф обманывает москвичей, утверждая, что Москва сдана не будет, говорит: Для народа это нужно.
На самом деле слова о народе не более чем маска. Растопчин и ему подобные озабочены лишь собственным благополучием. Вспомним сцену расправы с Верещагиным, жизнью которого Растопчин пожертвовал, чтобы самому спастись.
Между тем он уверен: Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. И Наполеон считал, что он должен был делать то, что делал, во имя славы французской нации.
Произнося свой суд над бонапартизмом, Толстой пишет: С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобными, не успокаивая себя этою самою мыслью. Мысль эта есть le bien publique , благо других людей. Толстой обличает бонапартизм как страшное общественное зло.
Он показывает, что за громкими фразами больших и маленьких тиранов о народном благе таится звериный эгоизм, бесчеловечность, стремление оправдать преступления, совершаемые во имя корыстных целей.
Еще по данной теме::
- ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ Чтоб жить честно. Мне смешно вспоминать, как я думывал и как вы, кажется,…
- ТОЛСТОЙ Л.Н. – ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК ХУДОЖНИК, МЫСЛИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК Лев Толстой прожил долгую жизнь, он скончался на восемьдесят третье…
- СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ. СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ. Когда началась осада Севастополя англо-французскими и турецкими войс…
- ИСТОЧНИКИ ИЗ ЖИЗНИ, РАССКАЗА «ПОСЛЕ БАЛА» ИСТОЧНИКИ ИЗ ЖИЗНИ, РАССКАЗА «ПОСЛЕ БАЛА» Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского нача…
- ИСТОРИЯ НОВОЮ ЗАМЫСЛА (ВОЙНА И МИР, 1863-1869). ИСТОРИЯ НОВОЮ ЗАМЫСЛА (ВОЙНА И МИР, 1863-1869). Толстого захватывают важнейшие вопросы эпохи: …