Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Смысл названия романа «Преступление и наказание» заключается в выражении авторской мысли о преступнике, который требует нравственного наказания за совершенный грех. В заголовок автор вывел ключевые понятия.

На них основана вся суть произведения. Достоевский старался показать, что нравственный выбор сказывается на дальнейшей жизни человека. В романе он поднимает тему зла, добра, моральных ценностей, размышлений о жизни.

 

С самого начала пьесы автор наполняет атмосферу жизни главного героя безысходностью, нищетой. Раскольников живет один, в тесной комнатушке, в бедности. Его преследует чувство одиночества, обреченности. Персонаж ненавидит старуху, замышляет преступление. Смысл заглавия романа «Преступление и наказание» в благих намерениях человека, утратившего духовные качества.

Главный герой уверен – он поможет людям, убив процентщицу. В его мировоззрении пропадает человечность, у героя развивается комплекс величия. Он сравнивает себя с Наполеоном, проникается идеей убийства.

Родион не может остановиться в своих фантазиях, для него не имеют значения Бог, жизнь человека. После совершения преступления идеал, созданный в иллюзорном мире, разрушается.

Герой осознает, что убил невинную женщину. 

Смысл названия романа «Преступление и наказание» Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Смысл названия произведения «Преступление и наказание»

Под преступлением автор подразумевает не юридическое злодеяние. Он говорит о способности человека перешагнуть через определенную грань. Персонаж романа стремился доказать себе, что сможет преодолеть пределы нравственности. 

Писатель – истинно верующий человек. Он осуждает Родиона не только за нарушение закона юридически, но и в религиозном аспекте. Человек самостоятельно уничтожает в себе духовность, лишая другого жизни. После этого Раскольников – грешник.

Наказание – второе широкое понятие произведения. Речь идет не только о юридической каре. Смысл заглавия «Преступление и наказание» заключается в жизненном уроке, который получает персонаж. Он должен столкнуться с тяжелейшими душевными страданиями, одиночеством, отчуждением:

  • Герой борется с кошмарами;
  • Он впадает в полубезумные состояния;
  • Душу Родиона терзают муки, вызывающие фактически физическую боль;
  • Персонаж изолируется от людей, пребывает в уединении;
  • Его преследует мрачное, тяжелое ощущение.

Писатель специально использовал соединяющий союз в заглавии – «Преступление и наказание», смысл названия заключается в зависимости между двумя понятиями.

Автор размышляет, что в момент, когда совершается преступное действо, наступает расплата. После убийства персонаж мучается чувством отвращения, не столкнувшись с уголовной карой.

Он не испытывает ожидаемой радости, удовольствия, не чувствует себя великим героем.

Почему роман называется «Преступление и наказание»

Социальный результат в действии Родиона отсутствует. Он не сделал добра людям, убив процентщицу, не реализовал свои мечты. Награбленное имущество он не забрал с собой, оставив под камнем. Единственный итог – полная социальная изоляция, чувство безнадежности, вины. Суть заглавия можно выделить следующую:

  • Уголовное наказание, нравственные мучения. Для преступника менее страшна юридическая ответственность, чем терзания души;
  • Неизбежность кары. Убийца всегда будет наказан. На примере Раскольникова Достоевский показывает, что моральное угнетение наступает значительно раньше законной кары. Герой испортил жизнь себе, обрек свою семью на позор, страдания.

Смысл названия романа «Преступление и наказание» кратко – это нигилистическая идея Родиона, основанная на безнравственности; душевное, уголовное наказание за воплощение этой идеи. Автор полностью описывает процесс разрушения персонажа как личности, деформацию его мировоззрения, ценностей. 

Смотри также: Символика чисел в романе «Преступление и наказание» и ее истоки

Смысл названия "Преступление и наказание", суть и история заглавия

Главная страницаПреступление и наказание

Смысл названия романа «Преступление и наказание»
Дом Раскольникова.
Иллюстрация И. Глазунова

Роман “Преступление и наказание” является одним из самых известных произведений великого русского писателя. В этой статье представлен анализ названия романа “Преступление и наказание”: история, суть и смысл заглавия произведения.

Смотрите: 
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”
– Все материалы о Раскольникове

Версия №1: трактат Беккария

По мнению исследователей, Достоевский мог почерпнуть идею названия романа у других литераторов. Так, очень похожее название носит трактат итальянского мыслителя Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» (итал. “Dei delitti e delle pene”, 1763 г.). В 1803 году этот трактат был переведен на русский язык. Точно не известно, читал ли этот трактат Достоевский, но есть предположения, что читал. Кроме того, известно, что Федор Михайлович во многом разделял взгляды Беккариа на уголовное право и систему наказаний.

Например, Беккария был одним из первых, кто выступил против смертной казни. Как известно, Достоевский в свое время был приговорен к смертной казни по делу петрашевцев, поэтому тема смертной казни была очень важна для него. Вероятно, название романа “Преступление и наказание” было заимствовано Достоевским у Беккария, которому писатель, возможно, симпатизировал.

Версия №2: статья В. Попова Существует еще одна версия появления названия романа “Преступление и наказание”. Как известно, Достоевский некоторое время являлся редактором журнала “Время”. В этом журнале он печатал различные материалы из уголовной хроники.

В одном из выпусков журнала “Время” за 1863 год была напечатана статья В. Попова “Преступления и наказания (эскизы из истории уголовного права”). Это произошло за пару лет до выхода одноименного романа Достоевского. Вероятно, название этой статьи могло понравиться писателю и он использовал его позже для своего романа. 

Смысл и суть названия романа “Преступление и наказание”

Любопытно, что название романа “Преступление и наказание” появилось далеко не сразу. В рукописях Достоевского за 1865 г. новый роман еще носил “рабочие” названия “Под судом” и “Рассказ преступника”. Окончательный вариант названия появился ближе к концу работы над романом.

В чем смысл и суть названия романа “Преступление и наказание”? Во-первых, в своем романе Достоевский поднимает вопрос о проблемах уголовного наказания, в частности о том, что юридическое наказание не всегда пугает преступников. Эту тему писатель так же затрагивает в романе “Идиот” в лице нигилиста Ипполита. 
Во-вторых, название романа можно трактовать еще и таким образом: наказание за преступление неизбежно в том или ином виде. Вслед за преступлением всегда наступает наказание, даже если это наказание нравственное, а не уголовное. Так, самое главное наказание Раскольникова настигает сразу после преступления: герой понимает, что сломал жизнь не только своим жертвам, но и самому себе и своей семье.  

Русская литература. 10 класс

  История создания романа «Преступление и наказание». На написание романа большое влияние оказали события личной жизни автора и общественно-политическая ситуация в России 60-х годов XIX века.

  Замысел произведения возник задолго до 1866 года. Ф. М. Достоевский писал 9 октября 1859 года к брату Михаилу из Твери: «Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Однако создание «исповеди-романа» начнётся не в декабре 1859 года, как обещано в письме, а значительно позже.

  Морально надломленный после смерти жены и брата, став фактически банкротом, Ф. М. Достоевский берётся за роман. Теперь писателя волнуют не только проблемы, связанные с прошлым. Он вынужден бесконечно заниматься долгами, ходить по кредиторам, наконец, мучиться от страшной жары, охватившей Петербург в июле 1865 года (всё это отразилось в романе). 

В основу сюжета романа положено несколько громких процессов 1865—1866 годов: суд над приказчиком Герасимом Чистовым, убившим двух старух ради ограбления (август 1865 года); дело об убийстве коллежской советницы Анны Дубарасовой (август 1865 года); разбирательство о подделке облигаций профессором А. Т. Неофитовым, который таким образом хотел помочь своей матери (1866 год). Фигуранты этих дел стали своеобразными прототипами Родиона Раскольникова.

  Автор становится свидетелем того, как изменяется российская жизнь после 1861 года, как в обществе растут атеистические и социалистические настроения, становятся популярны идеи нигилизма, как уходят в прошлое традиционные православные ценности. Писатель не может остаться в стороне от этих проблем.

В черновиках «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевский под словами «идея романа» записал: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».

  Сначала Ф. М. Достоевский работал над романом «Пьяненькие» — о семье чиновника-пьяницы, а в июне 1865 года предложил А. А. Краевскому напечатать его в «Отечественных записках», но редактор отказался, сославшись на отсутствие денег.

А деньги писателю были нужны, поэтому он подписывает договор с издателем Ф. Т. Стелловским, обещая до 1 ноября 1866 года новый роман. В случае невыполнения контракта Ф. М. Достоевский терял авторские права на свои произведения.

Получив аванс и погасив неотложные долги, писатель едет за границу.

  После крупного проигрыша в августе 1865 года в Германии (в Висбадене), в маленькой комнатушке, без денег и света, «в самом тягостном положении» и «в совершеннейшем отчаянии» начинается работа над «Преступлением и наказанием». История Мармеладова уже является лишь его частью.

Пока роман задуман как «психологический отчёт одного преступления». План романа подробно был рассказан в письме М. Н. Каткову (сентябрь 1865 года): «Действие современное, в нынешнем году.

Молодой человек, исключённый из студентов университета, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.

Он решает убить её, с тем чтобы сделать счастливою свою мать , докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным . Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления.

Неразрешимые вопросы восстают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. ».

Читайте также:  Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?

  Работа над романом идёт быстро и трудно одновременно, но к сроку, назначенному Ф. Т. Стелловским, успеть невозможно, поэтому писатель вынужден на некоторое время оставить «Преступление и наказание» и за 28 дней продиктовать другой роман — «Игрок».

Только после этого работа над «Преступлением и наказанием» была продолжена. К концу ноября 1865 года уже «много готово», но первоначальный вариант был сожжён автором: рассказ от первого лица не смог убедительно раскрыть характеры героев.

Идёт переработка произведения — повествование разрастается по объёму, оно теперь ведётся не от лица Раскольникова, углубляется его философия (схема).

  В январском номере журнала «Русский вестник» (1866) опубликовано начало романа «Преступление и наказание», а работа над ним продолжится уже в Петербурге в течение всего 1866 года (роман в журнале печатается частями).

Смысл названия романа «Преступление и наказание»
Схема. История создания романа «Преступление и наказание»

Смысл названия романа Преступление и наказание (анализ заглавия) сочинение 10 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • Смысл названия романа Преступление и наказание

По замыслу Фёдора Михайловича Достоевского, роман должен был показать, что от нравственного выбора во многом зависит будущее человека. Не удивительно, что произведение вызывает часто раздумья о жизни, морали, добре и зле.

Безысходность чувствуется уже с первых страниц и слов. Раскольников живёт бедно, его комната тесна и узка. В такой обстановке Родион чувствует себя ничтожным и одиноким. Вскоре он задумывает убийство процентщицы, испытывая ненависть к ней.

Главный герой начинает считать, что преступление, которое совершит, будет благим делом, потому что старушонка, по его мнению, приносит лишь вред. Всё это сказывается на мировоззрении главного героя романа.

Раскольников начинает считать себя великим человеком, Наполеоном, а сама эта идея становится настоящей страстью. Но, к сожалению, она вскоре лишь вводит Родиона в замешательство, мешает ему жить.

Его мечты несопоставимы с реальностью, из-за этого внутренний мир бывшего студента начинает раскалываться на части. Когда же наступает момент убийства, вся теория Раскольникова начинает разрушаться, потому что из-за него умирает невиновный человек.

Наказанием для главного героя становится его совесть. Нравственные мучения — вот что ждало Родиона в дальнейшем. Он понимает, что сделал непростительную вещь, совершив убийство, но ничего не может исправить. То, во что верил Раскольников, рушится.

«Зло во имя добра» становятся лишь пустыми словами, теряют всякий смысл. Настоящим наказанием для главного героя стала не каторга, а чувство вины. Разрушение идеалов также играет немалую роль в судьбе Родиона. Он больше не знает, что будет являться правильным решением, что поможет искупить вину.

Трудно вынести те муки, которые приносит нам душа.

Название романа «Преступление и наказание» было выбрано автором неслучайно. Первая часть произведения описывает преступление, вторая — наказание.

Можно заметить, что большая часть принадлежит именно второй. Этим Ф.М.Достоевский хотел показать читателям, что каким бы не являлся проступок, наказание за него всё равно придёт.

Спасение же наступит только тогда, когда он осознает всю тяжесть содеянного.

Сочинение Смысл названия Преступления и наказания

Роман Федора Михайловича Достоевского, который носит название «Преступление и наказание» является достоянием не только русской, но и мировой классической литературы. Причем пользуется он своей сумасшедшей популярностью даже в нынешнем двадцать первом веке.

Федор Михайлович смог многогранной раскрыть дороги нравственного преобразования человеческого общества. Главным объектом исследования психолога-Достоевского был всегда человек с его мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями, поступками, желанием исправиться и продолжить лететь в бездну на самое дно общества.

Эта привязанность прослеживается почти в каждом его романе.

Произведение «Преступление и наказание» не является из ряда вон выходящим. Осиливая его, любой читатель проводит свое время в мысленном напряжении и глубоком духовном самокопании.

С первых строк романа к читателю просачивается безысходное, ничтожные, мрачное бытие главного героя, студента, Родиона Раскольникова. Федор Михайлович Достоевский подает Петербург читателю не как город, построенный в честь Петра Великого, а как место вечного мрака, дождя, холода, бедноты, нищеты и несчастья.

Среди всего этого нереально стать или остаться нормальным неравнодушным человеком. И Родион не остался. Он живет в невероятно маленькой, ветхой каморке какого-то дома на несколько копеек в день. И то – он вынужден снимать это жилье, платя и беря день в долг у старухи процентщицы – противной старушонки по имени Алена Ивановна.

Она очень сварливая, слизкая, противная и (о, Боже, совсем не удивительно!) не нравится не только одному Родиону Раскольникову. Сидя в кафе, главный герой стал невольным свидетелем разговора двух студентов, которые обсуждали Алену Ивановну, то, какая она противная, мерзкая и вообще отлично было бы, если бы ее кто-нибудь убил.

Мир ничего бы не потерял, а, наоборот, жизни тех людей, которые знает ее стали лучше.

Этот разговор стал для Родиона знаковым и символичным призывом к действию. Тут он почувствовал властителем судеб. Кто же он: тварь или человек, который может вершить судьбы других таких людей? И Раскольников идет на Преступление…

Он убивает топором Алену Ивановну и не по плану вошедшую в это время ее сестру Лизавету.

Далее на протяжении всего произведения главный герой проводит в непрерывных размышлениях о своем поступке. Самое интересное, что он четко уверен, что поступил абсолютно правильно, ведь, убив эту старуху, он смог улучшить жизнь далеко не одного человека. В итоге полицейский его все-таки смог раскусить. Раскольников отправляется на каторгу.

Такой сюжетной линией Федор Михайлович Достоевский доказывает читателю, что за преступлением, любым преступлением всегда обязательно следует наказание.

Вероятно, убийство во благо других тоже не имеет смысла. Пусть Раскольников и прикрывался, что, убив старуху, он облегчил существование бедных студентов. Но он тоже совершил грех против духовности и понес за это заслуженное наказание.

Преступление процентщицы

Наказание старухи – это ее смерть. Бессердечная женщина наживается на горе людей. Ее дом – своего рода ломбард, в котором каждая вещь плачет и рассказывает горькую судьбу ее владельца.

Хозяйка ломбарда похожа на бабу Ягу: злые глазки, шея, как куриная нога, пожелтевшая меховая кацавейка, острый нос, тряпье вместо платья. Она, как сказочный Кощей, чахнет над «золотом». Другой литературный персонаж, с которым сравнивает автор героиню, – ведьма.

Она сидит взаперти и творит свои черные дела. Богатство не приносит женщине счастья. Ее никто не видел веселой и жизнерадостной. Бессердечная женщина издевается над слабоумной сестрой, бьет ее. Процентщица, сама того не понимая, наказывается судьбой еще при жизни.

Ломбард высосал здоровье и подарил взамен тяжелую болезнь. Старуха медленно умирает от чахотки.

Образец №4

Одним из наиболее известных произведений Федора Михайловича Достоевского является психолого-социальный роман «Преступление и наказание». Почему писатель именно так назвал свое произведение?

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» рассказывает читателям об идейном убийстве, совершенном Родионом Раскольниковым. С одной стороны название романа в прямом значении характеризует концепцию сюжета. Раскольников совершает преступление и несет за него наказание назначенное судом. Однако название романа, также как и все повествование, несет и более глубокий смысл.

Главной сюжетной линией произведения является преступление, совершенное бывшим студентом Раскольниковым: убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы.

Герой совершает преступление под влиянием своей нравственной теории о неравенстве людей в этом мире.

Раскольников убежден, что люди делятся на две группы: первая группа людей, по мнению героя, материал история, а вторая ее вершители, сверхлюди, которые «право имеют». Ко второй группе людей Раскольников относит и себя.

Герой живет своей идей, она же разрушает его нравственные устои, опустошает душу. Чтобы утвердится в правоте своей нравственной теории, Раскольников совершает убийство.

Однако сразу же после смерти двух женщин, герои начинает понимать, что его утверждения изначально были неверны. Весь месяц, от совершенного убийства до признания Раскольникова терзают муки совести.

Отвергнув идею равенства людей, Раскольников совершает моральное преступление и тем самым порывает и с человечеством и с Богом.

Единственным человеком, с которым Раскольников смог общаться после совершенного преступления стала Соня Мармеладова. Хотя девушка является нравственным антиподом героя, у них много общего.

Они оба одиноки, оба героя отсоединены от общества, и главная их схожесть заключается в том, что и Соня и Родион совершают нравственное преступление против себя.

Именно Соне Раскольников признается в совершенном им преступлении.

Название романа полностью отражает смысл, который писатель вложил в свое произведение. Главный герой под влиянием своей безнравственной теории, которая сама по себе является моральным преступлением, совершает убийство.

За свое преступление Раскольников несет наказание, назначенное судом. Однако, на мой взгляд, наиболее тяжелым наказанием для героя служит разрушение его души, разрыв с обществом и с Богом.

Сможет ли герой когда-нибудь вернуться к прежней обыденной жизни? Я думаю, нет.

Преступление главного героя

Раскольников пытается применить разработанную теорию о разделение людей на два класса на практике. Он решается на преступление. Жертвой его является «тварь дрожащая», не приносящая пользы обществу. Это старуха-процентщица. Одно преступление тянет за собой другое.

Читайте также:  Анализ пьесы чехова «вишневый сад»

Родиону приходится убивать сразу двух женщин, не во время в квартире оказывается сестра алчной старухи – Лизавета. Зло, которое совершает Родион, переходит на мать. Она тяжело переживает за судьбу сына. Женщина от горя начинает болеть и умирает. Матери Раскольникова около 43-44 лет.

Она могла бы еще долго жить рядом со своими детьми, но грех, совершенный Родионом, убивает ее. Одно преступление, научно обоснованное, философски разработанное, завершается смертью 3 человек. Наказанным оказывается не только преступник. Официально наказание – это каторга.

Она легче моральных угрызений совести и мук души Родиона. Казнь пришла сразу после совершения греха.

«Не убий»

Герοя начинают терзать угрызения сοвести. Οн видит странные сны. Раскοльникοв считает, чтο эти муки есть не чтο инοе, как признак душевнοй слабοсти и трусοсти. В действительнοсти же этο страдания, кοтοрые и являются настοящим наказанием. В название свοегο рοмана Дοстοевский влοжил религиοзный смысл.

Рοдиοн Раскοльникοв нарушил две главные запοведи: «не убий» и «не вοзгοрдись». Автοр на примере свοегο герοя пοказывает, чем мοжет οбернуться этο преступление. Гοрдыня всегда считалась οдним из самых страшных грехοв и каралась сурοвο — пοлным οдинοчествοм.

Пοкушение на челοвеческую жизнь людьми наказывалοсь лишением свободы или смертью физическοй, Бοгοм — смертью духοвнοй. И тοлькο страдания вο имя искупления этих страшных грехοв, искреннее раскаяние мοгли спасти несчастных грешникοв.

Тοгда даруется им духοвнοе вοзрοждение, а значит, и душевный пοкοй.

Истοрия οднοгο студента

Сюжет рοмана οднοвременнο и прοст, и οчень слοжен. Мοлοдοй челοвек, исключенный из университета и живущий в крайней беднοсти, решился разοм выйти из сквернοгο свοегο пοлοжения. А именно убить старуху, «крοвοпийцу».

Нο если убийству пοсвящена лишь первая часть рοмана, тο в пοследующих пяти автοр пοказывает шаги свοегο герοя к наказанию.

Путь Раскοльникοва лежит через мучения, нο именнο через них οн внοвь οбретает веру в себя. Οднакο страдает на страницах рοмана не тοлькο οн, но и все οкружающие егο люди.

А именнο: Разумихин, мать, сестра Рοдиοна, Сοня Мармеладοва. Οни пытаются разгадать тайну егο трагедии.

Уроки для Родиона

Раскольников совершил страшное убийство. На первый взгляд, легко понять, в чём смысл названия книги «Преступление и наказание». Официально студент получает 8 лет каторги в Сибири.

Только настоящим наказанием для него становится не заключение в тюрьму, а душевные терзания сразу после убийства. Внутри него происходит раскол, поэтому и фамилию его можно назвать «говорящей». Он замыкается в себе, мучается в кошмарных снах.

Родион не может больше скрывать правду и сам признается в содеянном злодеянии.

Достоевский изображает как внешние изменения героя, так и внутренние:

  • дыхание;
  • мысли;
  • взгляд;
  • эмоции.

Настоящей казнью стало для студента состояние после убийства. Краткий анализ его поведения доказывает то, что расплата наступает ещё до вынесения приговора и отправления на каторгу.

Душевные терзания — настоящее наказание, от которого «губы сжались, брови сдвинулись, взгляд воспалился». Тяжело перенесла весть о содеянном сыном убийстве мать Родиона. Она слегла от тяжёлой болезни и умерла в 44 года.

Вариант 2

В название своей книги Достоевский вложил полярные оппозиции, в какой-то степени тезис и антитезис, из которых, как известно по законам диалектики, предполагаемо, но практически неизбежно, возникает синтез. Автор указал на неразрывную связь феноменов, который всегда действуют в паре.

Даже если какой-либо негативный поступок не отыскивает последствий, то возмездие приходит в человеческой душе в форме терзаний и взываний совести. Для Достоевского эта неразрывность связи является очень важной концепцией, так как указывает на одну из основных мыслей произведения.

Если есть нечто запретное, нечто неизбежно связанное с наказанием, то есть и высший закон, некие постулаты, которые не следует отрицать никому. Далее эта мысль может служить и доказательством бытия Господа. Ведь может ли кто-то иной вложить такую связь в человеческие сердца?

Вообще, в книге довольно много полярностей, между которыми автор пытается отыскать истину: практически святая Мармеладова, работающая проституткой, двойная классификация людей по Раскольникову и многое другое.

Все эти противоположности неоднозначны они не дают точного и ясного понимания, где именно «хорошо и плохо».

К примеру, Свидригайлов или Лужин являются коварными убийцами, но, по сути, они относятся к «необыкновенным людям», возникает противоречие в самой полярности.

Также и название включает нечто подобное, ведь, согласно рассуждениям самого главного героя, есть люди, которые могут преступать, но не нести при этом ответственности. Есть ли такие люди в действительности – вот, что хочет выяснить Достоевский. Возможно ли преступить тот самый принцип, некую черту, которая отделяет «тварей» в своеобразном загоне от людей более высокого порядка?

Сам автор в некоторой степени эту мысль опровергает, он самим названием указывает на неразрывную связь, где есть нарушение, там будут последствия, иначе не существует, остальное – только умствования, обуславливаемыми различными обстоятельствами различных людей.

В этом смысле Достоевский старается придерживаться позитивного воззрения и, на мой взгляд, продвигает идею высшего закона и справедливости, своеобразной мировой гармонии, которая, так или иначе, проявляется всегда и во всем.

Этот принцип, вероятно, также выражается и в простой народной мудрости, пословицах наподобие «Бог – не фраер» (простонародное, но довольно точное) или «Бог – не Тимошка, видит немножко».

Настоящий преступник

Разбалованный безнаказанностью барин совершает преступления, не задумываясь об их последствиях. Он шулер, член группы мошенников карточных игр. Шантажист Свидригайлов использует информацию о Раскольникове, чтобы добиться любви Дуни. Душегуб повинен в смерти девчонки и крестьянина.

Нет доказательств у Достоевского в этих преступлениях, но неизвестно также, две ли души погубил барин. Наказание пришло к мужчине – он совершает еще один греховный поступок, осуждаемый Богом, – самоубийство. Преступление против людей завершилось преступлением против себя – страшная судьба, подтверждающая, что нельзя избежать наказания.

Произведение великого классика точно передает реалии настоящей жизни.

Идеи Раскοльникοва

Пο теοрии главнοгο герοя, οбычный челοвек, переступив закοн, будет мучиться. Нο οн-тο себя не желает причислять к серοй массе. Οн себя стремится пοставить в οдни ряд с Напοлеοнοм. А пοтοму пοлагает, чтο ему удастся избежать наказания.

Теοрию, пο мнению Рοдиοна, прοверить дοвοльнο легкο. Нужнο всегο лишь убить, чтοбы удοстοвериться, οтнοсится ли οн к числу великих людей. Οднакο прοверка личнοсти привела егο к неутешительным результатам: еще дο сοвершения преступления οн начал испытывать тягчайшие страдания, а пοсле случившегοся сοвесть дοвела егο чуть ли не дο пοмешательства.

Смысл названия романа Преступление и наказание – Достоевского | Какой Смысл

Гений мировой литературы — Федор Михайлович Достоевский хотел продемонстрировать возможные пути морального преобразования человечества. Причем сделать это путем концентрации именно на человеке — центре жизни.

В романе «Преступление и наказание» поднимаются темы, которые больше века являются причиной для размышлений о жизни и ее ценности, о том, где кончаются границы проявления собственной воли, а также о Боге и дьяволе в душе каждого из нас.

Уже с самого начала прочтения на читателя обрушивается весь мрак и беспросветность жизни главного действующего лица — Родиона Раскольникова. Бывший студент живет в каморке у самой крыши в пятиэтажном доме. Главный прием, который использует автор в описании его быта — это ощущение тесноты.

Оказавшись в таких условиях, главный герой чувствует свою неповоротливость, одиночество и пустоту. Он чувствует как узкое пространство будто бы ограничивает его, несмотря на то, что он сам сознательно отгораживает себя от людей.

Эта тенденция к уединению поменяется только в конце — на перекрестке, куда Родион выйдет для того, чтобы просить прощения. Здесь и начнется его духовное перерождение.

Но до сих пор, будто одержимый, Раскольников слоняется по загрязненным Петербургским улицам, дурно пахнущим подъездам и темным кабакам. То действие, которое решил исполнить главный герой — полностью изменит его жизнь, разделит ее на до и после. Это стремление появилось у него в тот момент, когда он заложил у старухи-процентщицы подарок сестры — драгоценное кольцо.

Тогда Родион преисполнился ненавистью к вредной и невыносимой, по его мнению, старухе, которая наживается на чужом горе. Она может поначалу произвести не самое приятное впечатление и на читателя, так она описана недоверчивой, кашляющей и кряхтящей. В этот момент у главного героя начинает зарождаться стремление, которое в итоге приведет его к совершению преступления.

В кабаке Родион выслушивает изрядного выпившего Мармеладова, который рассказывает о своей дочери — Сонечке. Она вынуждена торговать своим телом ради того, чтобы прокормить семью. Раскольников видит в ее судьбе аналогию со своей сестрой Дуней, которая выходит замуж за нелюбимого человека. Главный герой видит в этих судьбах великую и бессмысленную жертвенность.

Итак, непростые жизненные обстоятельства и идеологические стремления главного героя в итоге рождают новую философию права. В отличие от людей действия — тех, у которых стремления к определенным вещам перевешивают все остальные моральные установки, у Раскольникова навязчивым становится стремление к самой идее.

Он начинает жить, отталкиваясь от этой идеи, а также постоянно совершенствуя ее, и в итоге совершает страшный поступок во имя нее. Но неправильная идея, которой начинает служить человек, являясь при этом цельной единицей, может привести к его расколу.

Читайте также:  Сочинение на тему «проблема исторической памяти» по тексту приставкина

Эта мысль является одной из главенствующих в романе и именно из нее вытекает выбор столь говорящей фамилии главного героя.

Родион Раскольников ведет двойное существование — одно привязано к реальному миру, а другое вытекает исключительно из своеобразной логики, которой герой сам наделил окружающие его вещи. Он не в силах отличить вымысел от реальности.

Даже когда преступление еще не совершено, читатель видит человека с подорванными нравственными ориентирами, так как мысленно он убивает старуху-процентщицу множество раз. Родион приходит к выводу о том, что кровь должна быть на его совести, исходя из его философии — он имеет на это право.

Главным ориентиром для главного героя является человек, обладающий властью и лишенный сомнений.

В итоге абстрактные мысли перетекают в реальность, приводя к страшному убийству. На моменте преступления теория Раскольникова начинает рушиться. На протяжении всего времени после убийства Родион борется с тяжелыми внутренними переживаниями.

На этом моменте начинает раскрываться смысл названия романа Преступление и наказание — ведь вслед за преступлением Раскольникова настигает наказание в виде душевных терзаний. Всю тяжесть сделанного он осознает не сразу.

Сначала главный герой стремится ответить на вопрос — получилось ли у него переступить черту, которая отделяет властного и бесстрашного властелина от «твари дрожащей». Одиночество давит на Родиона, поэтому он рассказывает обо всем Соне. Она в романе является ключом для начала духовного перерождения Родиона.

Она отрицательно относится к идее о том, что Раскольников имеет право на власть над человеческой судьбой, жизнью и смертью. Он начинает понимать всю несовершенность своей идеи, а ведь он столько времени ее оттачивал и отдался ей.

Абстрактная идея главного герой разрушается на глазах. При его рассказе об убийстве другому персонажу — Свидригайлову, тот не понимает внутренних переживаний Родиона. Свидригайлов намекает на его общность с главным героем.

По его мнению, Родион не подходит к тому, что совершать убийства по складу своей личности. Цинизм Свидригайлова приводит к дополнительным осмыслениям Раскольникова своей теории и здесь он окончательно осознает, что совершил тяжелую ошибку и преступление.

Идея главного героя пришла к окончательному краху.

Федор Достоевский рассматривает в романе проблему губительных, ложных идей на душу человека. Выходит, на сознания и деяния людей могут влиять не только окружающая их действительность, а также мысль, которая зародилась и развилась изнутри.

Главный герой столкнулся с многочисленными примерами социальной несправедливости и оказался не в силах правильно это осмыслить, что в итоге привело к неправильному решению.

На все плохое, что есть в этом мире, Раскольников восстал путем бессмысленного бунта, направленным на утверждение его эгоистических побуждений.

Признание главного героя становится поворотным моментом, в результате которого ему открывается путь к спасению. Духовные переживания, через которые прошел Раскольников, приводят к его покаянию. В результате он отправляется на каторгу. Впереди долгий путь осознания и нравственного выздоровления, в ходе которого он поймет ценность человеческой жизни и идею всеобщей любви.

Смысл названия романа в том, что, пройдя через этот путь, главный герой проходит от преступления к наказанию. Писатель обозначает идеалы, которые по его мнению, должны присутствовать в обществе, а именно — гуманизм и любовь.

Смысл названия романа "Преступление и наказание"

Сочинения

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.

“Преступление и наказание” — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога.

Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома”. Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “.

.. он был в раздражительном и напряженном состоянии… углубился в себя и уединился от всех…” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.

Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой задумал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры.

Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся па чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкаю! в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”.

И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.

Он случайно слышит разговор студента с офицером о “глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной”. Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением: “Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!” Эти слова врезаются в память Родиона.

Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства.

История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради “бесценного Роди”.

Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!”

Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “права” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков.

У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека.

Не случайно писатель выбpaл для своего героя фамилию Раскольников.

Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены.

Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит “взять кровь на себя”. Он считает, что имеет право на это.

Кумир Родиона — властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и “власть над муравейником”,

Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой.

Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смогли он переступить черту, отделяющую человека от “твари дрожащей”. Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне.

Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.

Сонечка Мармеладова отказывает герою в праве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”. Не старуху, а самого себя губит Родион.

Теория Раскольникова рушится стремительно. Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера.

Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: “…Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь.

И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление.

Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только “среда” способна влиять на поступки человека, но мысль, идея.

Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом.

Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.

Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.

Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

Ссылка на основную публикацию