«Слово о полку Игореве»: завязка, кульминация, развязка

Автор начинает повествование, сообщая о полном соответствии рассказываемого им историческим реалиям.

Часть 1

Князь Игорь вместе со своими дружинниками ждал брата Всеволода: они собирались вместе пойти в поход на половцев. Когда настал день отправляться, князь Игорь посмотрел на солнце: светило было закрыто тенью.

Однако, несмотря на это недоброе предзнаменование, Игорь не стал откладывать или отменять поход.

После краткой речи князя войско выдвинулось в дорогу в сторону половецких земель, и на протяжении всего пути его сопровождали дурные знамения: вой волков, тревожные крики птиц, ночная гроза.

Бой с половцами дружина Игоря начала на рассвете, после ночлега в степи. Она одержала победу и забрала богатую добычу, также захватив в плен девушек-половчанок.

Тем временем половецкие ханы Гзак и Кончак направили свои войска – самые крупные силы половцев — вслед русичам, но дружина Игоря была готова к еще одной схватке.

Тут случилось еще одно недоброе предзнаменование – рассвет окрасился в кроваво-красный цвет.

«Слово о полку Игореве»: завязка, кульминация, развязка

Автор «Слова». Иллюстрация В. Фаворского

Автор несколько отступает от основного повествования, расстраиваясь, что воины рано забыли о грозных походах Олега, предка Игоря. Олег вел крупные междоусобные войны в борьбе за власть. Автор говорит, что в то время Русь видела множество сражений, однако не было среди них подобного этому.

Сражение дружины Игоря с половцами у реки Каялы было страшным и жестоким. На третий день половцы победили. Князь Игорь и его брат Всеволод, который сражался отважнее всех, попали в плен. Словно сочувствуя русичам, деревья низко склонили свои ветви, вся степь наполнилась печалью.

Трудные времена настали на Русской земле. Бессчетное число воинов погибли на поле битвы. Прекратили князья давать отпор врагам, вместо этого воюя друг с другом. Отовсюду стали идти враги на Русь, пользуясь междоусобицей.

Дорога на Русскую землю была открыта для бед и горестей Игорем и Всеволодом. Не так давно их отец Святослав разгромил половцев, взял в плен хана Кобяка, а теперь снова половцы, ничего не боясь, наступают на Русь и побеждают.

Часть 2

Великий князь Святослав в Киеве увидел тревожный сон, объяснить значение которого он не смог. Во сне его, лежащего на тисовой кровати, одевали в черное покрывало. Черпали синее вино, смешанное с горем, и пустыми колчанами крупные жемчужины на грудь сыпали. Святослав поведал боярам о своем сне, и они истолковали его так: Игорь и Всеволод проиграли битву с половцами.

«Слово о полку Игореве»: завязка, кульминация, развязка

Кадр из фильма-оперы «Князь Игорь». 1969

С горькой печалью обратился Святослав к младшим князьям, упрекая их в том, что в неподходящее время начали делить между собой земли и решили найти славу только для себя, забыв о Родине. Сам он «никому не даст гнезда в обиду», но не оказывают ему помощь князья, занятые борьбой за власть.

После поражения Игоря пришли половцы на Русь. Во время защиты Переяславля ранение получил князь Владимир.

Святослав призвал князей спасти родную землю и отомстить за Игоря с Всеволодом, которые, отправившись в поход, оказались единственными продолжателями его дела, пытаясь дать отпор половцам, а не заниматься междоусобицами.

Не понимает автор, почему еще не защищают Русь князья Ингвар, Всеволод и три Мстиславича. Призывает он выступить за землю родную и галицкого князя Ярослава – умного и сильного человека. Никто не охраняет русские рубежи: князь Изяслав Полоцкий пытается защитить их в одиночку, но погибает на поле сражения – не явились к нему на подмогу князья.

«Слово о полку Игореве»: завязка, кульминация, развязка

Битва с половцами. Иллюстрация В. Фаворского

Автор обращается ко всем князьям, говоря, что им нужно прекратить вражду и понять, что они проиграли в междоусобицах: на их родную землю пришел враг.

Он рассказывает про судьбу Всеслава, который жил в конце языческого периода. Всеслав воевал со многими княжествами и сам познал разные беды.

Идеальным защитником Родины автор называет старого Владимира, сравнивая его со своими современниками Рюриком и Давыдом, которые никогда не жили в согласии.

Часть 3

Жена князя Игоря Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Голос ее разносится до самых дальних русских границ, слышно его даже на берегах Дуная.

Печальная княгиня обращается ко всем природным силам. Она упрекает ветер в том, что он развеял ее радость, спрашивает у солнца, почему оно отвернулось от дружины ее мужа. Главную реку – Днепр – она просит сохранить любимого князя на дальней стороне. Природа будто поняла слова княгини – море всколыхнулось, а вихрь помчался в ту сторону, где был дом князя Игоря.

«Слово о полку Игореве»: завязка, кульминация, развязка

В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами

В полночь не мог спокойно спать князь, думая о том, как ему вернуться домой. Вдруг он услышал условный свист. Овлур – один из половцев – приготовил коней для побега и звал князя. Побежали они из плена.

Игорь вскоре обратился в горностая, а потом «поплыл, как гоголь, по волне, полетел, как ветер, на коне» вместе со своим помощником.

После, когда они загнали коней, Игорь полетел соколом, а Овлур побежал волком.

В полях и лесах не было слышно криков галок, сорок и ворон, соловьи же, наоборот, радостно пели вдалеке. Нужное направление беглецам указывали дятлы своим стуком.

Игорь разговаривает с рекой Донец. Река сказала, что князь несет радость на землю Русскую, возвращаясь из плена. Игорь благодарит Донец за то, что он приютил его на своих берегах и предупреждал об опасностях во время отдыха.

«Слово о полку Игореве»: завязка, кульминация, развязка

Сцена из оперы «Князь Игорь». Красноярский театр оперы и балета

Половецкие ханы Гзак и Кончак стали искать сбежавшего князя. Гзак предложил: раз улетел к гнезду сокол (то есть князь Игорь), нужно соколенка (его сына Владимира) расстрелять золочеными стрелами. Кончак сказал, что соколенка можно опутать красной девицей, на что Гзак возразил: тогда не будет ни девицы, ни соколенка: вернется он в свой терем, и русичи станут нас снова бить в поле Половецком.

Возвратился князь Игорь из плена. Его приезд на Родину автор произведения сравнивает с появлением солнца на небе. Радуются все русские люди: «песни с дальнего Дуная» доносятся до самого Киева. Удалой князь Игорь по Боричеву подъему направляется к церкви Богородицы Пирогощей.

В заключение автор прославляет храбрую дружину князя Игоря.

Урок 1: Слово о полку Игореве – 100urokov.ru

  • План урока: 
  • Краткий обзор древнерусской литературы и ее жанров
  • «Слово о полку Игореве». История открытия литературного памятника, историческая основа сюжета, проблема авторства
  • Образы русских князей Игоря и Всеволода. Образ киевского князя Святослава и его «Золотое слово»

Образы природы. Плач Ярославны. Художественные особенности «Слова»

Значение «Слова о полку Игореве» для русской культуры

Краткий обзор древнерусской литературы и ее жанров

Древнерусская литература охватывает пласт с XI в. по XVII в. Зарождение книжной литературы на Руси связано с принятием христианства как государственной религии в 988 г.

Тогда появились первые церковно-служебные и историко-повествовательные тексты из Византии, Греции, Болгарии. Благодаря созданной в 863 г. болгарскими просветителями монахами Кириллом и Мефодием славянской азбуке, эти книги стали переводить на церковно-славянский язык.

Это были Библия, Евангелие и другие богослужебные тексты.

Книги были рукописными, тексты писались на пергаменте, выделанном из телячьей кожи, украшались золотыми или серебряными окладами с драгоценными камнями, потому что они представляли собой особую ценность как источник духовных знаний. Одним из древнейших сохранившихся литературных памятников является «Остромирово евангелие» 1057 г.

Со временем на почве религиозной литературы в русской культуре под влиянием фольклора, преодолев строгие церковные каноны[1], возникает оригинальная духовная и историческая национальная литература, в которой развиваются жанры жития, летописи, поучения, слова, хождения, воинские повести и др.

Летопись – это самобытный исторический древнерусский жанр, не имеющий аналогов в византийской культуре.

Повествование в этих сочинениях велось по летам (годам), в них рассказывалось о возникновении русского государства, об основных исторических событиях, деяниях князей.

Самый древний летописный свод, дошедший до наших дней, – это «Повести временных лет», составленные монахами Киево-Печерского и Выдубецкого монастырей Нестором и Сильвестром.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Мать и материнская любовь

Житие – жанр, имеющий византийскую основу, видоизменившийся в древнерусской литературе. Это описание жизни исторических личностей, канонизированных[2] церковью.

Жития святых стали массовой литературой, которая выполняла воспитательную миссию, проповедовала праведную жизнь, определяла нравственные ориентиры, нормы жизненного поведения.

Самые известные памятники этого жанра – «Житие князей Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Александра Невского» и др.

Древнерусская повесть, в том числе и воинская, являются эпическим произведением о деяниях князей, их подвигах, военных походах. Сохранились «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Задонщина» и др.

Поучение – жанр, который имеет наставительный, проповеднический характер. В нем могут содержаться советы по военной тактике, ведению хозяйства, о том, какими качествами должен обладать человек, как правильно организовать свою жизнь. Самое знаменитое наставительное обращение к потомкам – «Поучение Владимира Мономаха».

Хождение – описание паломниками[3] своих наблюдений во время путешествия на Святую землю. Таковым является «Хождение игумена[4] Даниила», которое служило своеобразным путеводителем для других паломников. Со временем хождение теряет свою религиозную направленность. В «Хождении за три моря Афанасия Никитина» описаны впечатления тверского купца от посещения стран Востока с торговой целью.

Слово как жанр представляет собой обращение духовно-нравственного содержания или проповедь. «Слово» являлось примером торжественного красноречия, эталоном ораторского искусства. Образцом этого жанра стало «Слово о Законе и Благодати» митрополита[5] Иллариона, первое непереводное произведение XI в.,«Слово о погибели Русской земли» и др.

Иногда одно произведение могло иметь многожанровую структуру, имеющую«жанры – ансамбли» (по определению академика Д.С. Лихачева).

Например, сложно определить жанровую принадлежность «Слова о полку Игореве», это не только ораторское произведение или воинская повесть.

Авторские обращения к читателю являются еще и поучениями, а книжное повествование пронизано мотивами устного народного творчества. Сам автор называет свое творение словом, повестью и песней.

В отличие от западноевропейской средневековой литературы, истоками для которого было античное творчество, древнерусская литература создавалась не для развлечения читателя, ее целью была духовно-просветительская миссия.

Главной темой произведений древнерусской литературы был поиск смысла жизни человека, также основными темами были прославление Родины и ее защитников, осуждение раздоров, вредящих устоям государственности, вера в торжество добра.

Древнерусская литература развивалась в непростых условиях, Киевская Русь в беспрерывных войнах постоянно отстаивала свою независимость, после правления Ярослава Мудрого началась раздробленность и княжеская междоусобица. Временем была продиктована потребность в произведениях патриотической направленности.

«Слово о полку Игореве»

История открытия литературного памятника, историческая основа сюжета, проблема авторства

Известный коллекционер древних рукописей А.И.Мусин-Пушкин, работая в архивах Спасо-Ярославского монастыря, в 1792 г. обнаружил уникальный список XVI в. (рукописную копию) древнего манускрипта[6]. Само произведение, по мнению исследователей, было создано в XII в.

По повелению Екатерины II для нее была сделана копия, а в 1800 г. был опубликован первый перевод рукописи. В 1812 г., во время нашествия Наполеона в Москву, список XVI в.

погиб в пожаре вместе со всем книжным собранием Мусина-Пушкина, поэтому материалом исследования для историков, литературоведов и лингвистов остались тексты первого издания и Екатерининской копии.

Помимо исследований тайн манускрипта, существует множество переводов «Слова», самыми известными стали переводы В.Жуковского, Д.Лихачева, Н.Заболоцкого.

Все переводы являются авторскими реконструкциями[7] текста, потому что до сих пор не раскрыты некоторые темные места в содержании памятника, толкование затруднено тем, что из-за дороговизны пергамента слова записывались без пропусков, а значения многих древнерусских слов утрачено.

Исторической основой «Слова о полку Игореве» послужил поход 1185 г. на половцев Игоря Святославовича, князя новгород-северского. Это событие зафиксировано в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях. С 1183 г. по 1185 г.

киевский князь Святослав, объединившись с другими князьями, предпринял несколько походов, которые завершились поражением половцев. Игорь в этих походах не мог принять участия из-за весенней гололедицы. Оттого он решил выступить в самостоятельный поход, несмотря на малочисленность своего войска.

Вместе со своим братом Всеволодом, князем Курским и Трубчевским, сыном Владимиром и племянником Святославом он выступил против половцев. Состоялось два сражения. Первое было удачным, второе, продолжавшееся три дня, завершилось полным разгромом русских дружин. Из 5 тыс.

воинов в живых осталось около 15 человек, а князья были захвачены в плен. Воспользовавшись победой, половецкие ханы Кончак и Гзак совершили опустошительные набеги на незащищенные русские земли.

Тема поражения русского удельного князя стала основой сюжета «Слова о полку Игореве». Необычно, что живописуется разгром русского войска, а не его победа. Но по авторскому замыслу это было необходимо, чтобы на примере неудачного похода показать необходимость объединения Руси.

Одной из особенностей средневековой русской литературы была анонимность, автор по церковным канонам считал себя лишь средством божественного проявления, а не создателем произведения. Так и имя автора «Слова о полку Игореве» осталось в истории тайной.

Существует множество версий о том, кем могло быть написано «Слово». Судя по тому, в каких деталях автору были известны обстоятельства похода, скорее всего он был современником или участником событий.

Несомненно, что это был человек очень образованный для своего времени, с прогрессивными взглядами, прозорливый политик, значит, он не был простолюдином.

Автор мог быть обученным грамоте дружинником, летописцем, князем.

Есть мнение, что авторство могло принадлежать киевскому князю Святославу, потому что так мог писать человек высокого положения, хорошо знавший тех, о ком писал.

Это возможно, учитывая, как автор выражает свое отношение к героям «Слова». Даже княгиню Ефросинью Ярославну называет просто по отчеству.

Такое было позволительно только близкому человеку, родственнику или тому, кто старше или выше по положению.

Автором мог быть и монах-летописец или грамотный дружинник. Но вряд ли воин мог быть столь начитанным и обладать литературным талантом. А летописцы, хотя были очень образованными людьми, в летописях использовали иной стиль изложения событий, не столь поэтический.

Автор «Слова» присутствует как самостоятельный образ, он дает происходящему собственную оценку, делится своими мыслями и переживаниями, манера изложения событий свидетельствует о поэтическом даре сочинителя.

Повествование лирично, но с гражданским пафосом. Автор скорбит не о личных невзгодах, его мысли и чувства обращены к Родине.

Он не просто рассказывает о событиях, а постоянно вмешивается в их ход, прерывая повествование восклицаниями горечи, воспоминаниями о прошлых временах.

Композиция «Слова» кажется непоследовательной и сложной. Во вступлении автор размышляет, в какой манере ему поведать о трагедии Игоревой дружины.

Он вспоминает певца прошлых лет Бояна, который прославлял русское воинство и князей, но, восхищаясь его творческой манерой исполнения, отказывается изъясняться подобным образом.

Он хочет вести свой рассказ, следуя «былям сего времени», т.е. без вымысла, стремясь к достоверности, ничего не приукрашивая.

Первая часть посвящена походу Игоря, который начинается с картины затмения солнца, что считалось грозным знамением, но Игорь игнорирует это. Первая битва завершается победой Игоря.

Автор восхищается дружиной Всеволода и бескорыстием Игоря, который из всей добычи берет себе лишь знамена и оружие. Вероломные кочевники настигают дружину и нападают ночью.

К полудню третьего дня боя русское войско было разгромлено половцами, князя Игоря пленяют.

Вторая часть повествует о киевском князе Святославе, его вещем сне и «золотом слове», в котором он упрекает молодых Игоря и Всеволода и обращается поименно к 12 русским князьям с призывом к единению.

Третья часть начинается с плача Ярославны о воинах дружины мужа, говорится о судьбе плененного Игоря. В заключительной части рассказывается о побеге Игоря из плена и его приезде в Киев.

Образы русских князей Игоря и Всеволода

Образ киевского князя Святослава и его «Золотое слово»

В образе князя Игоря изображен человек, одержимый жаждой подвига и славы, он дерзок и безудержен. Ему не хватает рассудительности и политической зрелости.

Он храбрый воин и готов сложить голову вместе со своими дружинниками.

Осознав, какую страшную цену он заплатил за свое тщеславие,Игорь после половецкого плена едет к отчему престолу в Киев, как и библейский блудный сын. И за это раскаяние ему в конце поется слава.

Читайте также:  Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее

Весьма живописен образ князя Всеволода. Младшего брата князя Игоря прозвали за воинскую удаль и храбрость Буй-Тур ли Яр-Тур. Слова «буй» и «яр»в Древней Руси означали «неистовый» и «неукротимый», «туром» называли дикого быка.

Молодой князь Всеволод в описании боя предстает как храбрый воин, он скачет впереди своих дружинников, уверенно владеет мечом и луком, держит оборону и продолжает сражаться, даже лишившись оружия. Братья дружны и преданы друг другу.

В образе князя Святослава показан мудрый правитель. Киевский князь не раз предпринимал успешные походы против половцев, укрепляя границы русских земель. Он осознавал, к чему может привести раскол между русскими удельными князьями, которые правят по принципу «это мое – и то мое же», ища лишь личной выгоды.

В «смутном» сне Святослава проявились его тревожные предчувствия, что желание славы и молодость могут толкнуть князей Игоря и Всеволода на рискованный и бессмысленный поход. Образы-символы, увиденные во сне, предвещали беду, они были для славян плохими приметами.

Кровать предзнаменовала болезнь или смерть, черное покрывало считалось погребальным, синее отравленное вино сулило горечь разлуки, рассыпанный из вражеского колчана жемчуг – скорбь и слезы, терем без главного украшения – конька на крыше символизировал разрушение.

Крики ворона в далекой стороне, где-то у моря, были признаком беды, идущей с вражеской стороны. Сон стал пророческим.

После поражения дружин князя Игоря и Всеволода русские земли лишились защитников, стали доступны для разорения половцам.

Святослав, оплакивая гибель дружин, осуждая неразумное честолюбие князей, взывает забыть о междоусобице и распрях, «склонить стяги», «вложить в ножны мечи», т.е.

умерить гордыню и перестать враждовать между собой, не искать себе личной славы и почестей, объединиться для защиты границ своих вотчин от вражеских набегов, чтобы не допустить грабежей кочевников на русских землях.

Обращение киевского правителя к боярам автор назвал «золотым словом». Его речи присуща политическая дальновидность и государственная мудрость.

Святослав обращается с призывом сплотиться перед лицом внешнего врага, ибо поход князя Игоря показал, что жажда личной славы может привести к поражению, ослабит рубежи русских земель.

В «золотом слове» Святослава раскрывается основная идея всего произведения.

Образы природы. Плач Ярославны

Художественные особенности «Слова»

Природа в «Слове» вовлечена в действо, она очеловечена и одухотворена, вместе с героями переживает происходящее.

Солнечным затмением она предупреждает о грозящей погибели, перед вторым сражением, предвещая кровавый исход битвы, ночь стонущей грозой будит птиц и зверей, волки и лисицы воют и лают, накликая беду, орлы клекотом сзывают зверей на кости еще не павших воинов.

Во время самого сражения природа откликается на действо: зори становятся кровавыми, тучи чернеют, блистают, как оружие, синие молнии. После поражения войска природа скорбит: деревья с тоской к земле приклонились, трава поникла от жалости.

Природа сочувствует героям, пытается им помочь. Сами герои изображаются как часть природы, они сравниваются с птицами и зверями: туром, кукушкой, волком, соколом, горностаем. Образ русской природы и герои воспринимаются как единое целое.

Русская земля и ее природа представлены как одухотворенный образ защитницы, в самые трагические моменты, прерывая повествование, автор обращается дважды: «О, Русская земля, уже ты за холмом!»

С природой связано языческое восприятие мира. Ярославна, плача, ищет у заступницы природы помощи, взывает к ветру, солнцу, Днепрус просьбой пощадить дружинников князя Игоря. Стоя на крепостной стене в Путивле, она представляет себя кукушкой, которая полетит на поле брани к Каяле-реке и утрет кровавые раны милому мужу.

Не случайно плач Ярославны звучит над «великой Галицкой землей», долетает до «широкого берега Дуная», когда она стремится к донским степям, где погибло войско.

Обычно княгинь называли по отчеству, подчеркивая их родовую принадлежность. Ярославна была дочерью Ярослава Осмомысла, влиятельного галицкого князя на дунайских землях.

Она хочет, чтобы ее голос услышали в вотчине могущественного отца, надеясь на его помощь.

Но несмотря на происхождение и статус, в словах плача Ярославны переданы чувства любой любящей, преданной и самоотверженной русской женщины, ее забота и печаль. Плач Ярославны созвучен плачу всех жен павших ратников[8] «стонам» Киева и Чернигова, всей Русской земли, оплакивающей гибель русской рати.

«Слово» уникально среди других произведений русского средневековья удивительной литературной выразительностью, богатством образов, метафоричностью, символикой. Подобных произведений литературы Киевской Руси до нас не дошло.

Значение «Слова о полку Игореве» для русской культуры

Академик Дмитрий Лихачев писал о «Слове», что это лиричное, «исполненное тоски и скорби», «гневного возмущения и страстного призыва» произведение, посвященное теме защиты Родины, оно уникально сочетает в себе эпическое и лирическое начала.

Этим произведением были вдохновлены многие художники и композиторы. По сюжету «Слова» были написаны картины В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Поход князя Игоря» Н. Рериха, «Плач Ярославны» В. Перова, гравюры В. Фаворского, опера А. Бородина «Князь Игорь». Образы «Слова» встречаются в поэзии Блока, Бунина, Прокофьева и др.

Словарь

  1. 1. Канон – обязательные правила в православной церкви
  2. 2. Канонизированный – причисленный церковью к лику святых
  3. 3. Паломник – человек идущий на богомолье к святым местам
  4. 4. Игумен – настоятель монастыря
  5. 5. Митрополит – высший духовный сан в христианстве
  6. 6. Манускрипт – древний рукописный текст
  7. 7. Реконструкция (текста) – воссоздание, восстановление первоначального источника
  8. 8. Рать – войско, воинство

«Слово о полку Игореве». Анализ произведения

Самобытный русский эпос является одной из древнейших ветвей европейской культуры. Доказательством тому является «Слово о полку Игореве», которое занимает не только центральное место среди произведении древнерусской литературы, но и стоит в одном ряду с такими великими художественными памятниками, как английское «Сказание о Беовульфе» и французская «Песнь о Роланде».

Вопрос об авторстве «Слова о полку Игореве» остаётся открытым. Пытаясь проанализивать, кто же является создателем данного произведения, о нем можно сказать следущее:

  1. прекрасно знает историю, политику, культуру, географию, княжеский опыт, что указывает на его принадлежность к интеллектуальной элите, причем сфера его интересов выдает в нем человека светского;
  2. близок к княжеской среде, однако неясно, сподвижником какого из многочисленных русских князей того времени он мог быть;
  3. это человек, независимый от родовых княжеских симпатий и антипатий, он осуждает их эгоистическую местную политику и раздоры, их нежелание совместно защищать русскую землю.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Произведение написано предположительно между 1187 и 1196 гг, вскоре после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Таким образом, «Слово о полку Игореве» (или «Слово..») — это не повествование о героическом прошлом, а отклик на недавние события,описание которых служит автору поводом для размышления о судьбе Русской земли.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

Начало 1790-х гг. — обнаружение историком и археологом графом Мусиным-Пушкиным «Слова о полку Игореве» рукописном сборнике 16 в., который хранился в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря.

1795—1796 гг. — писарская копия с текста рукописи для Екатерины И. 

1800 г. — перевод рукописи, написание вступительной статьи и примечаний, публикация произведения.

1812 г. — гибель рукописи «Словака о полку Игореве» вместе со всем собранием рукописей А. И. Мусина-Пушкина во время пожара в Москве после вторжения наполеоновской армии. Копия 1800 г. является единственным источником сведений об этомпамятнике.

Исследования показали языковое и стилистическое соответствие «Слова о полку Игореве» его времени и сходство со многими памятниками русской литературы 11-13 века. («Слово о князьях», «Слово о погибели Русской земли», Ипатьевская летопись).

Кроме того, во второй половине ХХ в. были открыты произведения 14-15 вв., в которых ощутимо влияние «Слова о полку Игореве» («Задонщина»,«Сказание о Мамаевом побоище»)

«Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор, следуя книжной традиции, размышляет, какого принципа изложенияпридерживаться. Отдавая должное поэтическому мастерству сказителя Бояна, автор говорит о том, что будет вести повествование:Не гоняясь в песне за Бояном.Определяет хронологию повествования:Со времён Владимира княженьяРассказывает об Игоре, который:Напрягая разум, полный сил,Мужество избрал себе опорой.Ратным духом сердце поострилИ повёл полки родного края,Половецким землям угрожая.

  • Встреча с братом буй-туром Всеволодом.
  • Солнечное затмение — предзнаменование беды.
  • Победа войска Игоря в первой битве. Несмотря на это, плохие знамения предвещают беду: кровяные зори возвещают бедствие, туча надвигается от моря, вспыхивают  молнии кругом. 
  • Вторая битва с половцами, поражение войска Игоря.
Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Старый гений» (Н.С. Лесков)

В третий день к полудню стяги пали.

  • Символика сна: черная пелена, синее вино, вражий ворон.
  • Истолкование сна боярами — Игорь и Всеволод проиграли битву и оказались в плену:

Посмеявшись на твои седины,Подрубили половцы им крылья,А самих опутали в путины.«Золотое слово» СвятославаЗвучит из уст Святослава к князьям о единении для совместной защиты Руси:Это вы раздорами и смутойК нам на Русь поганых завели,И с тех пор житья нам нет отПоловецкой проклятой земли!

  • Лирический центр произведения.
  • Символически обобщает плач всей земли Русской о погибших и пленённых своих защитниках.
  • Ярославна вместо христианской молитвы обращается к природным силам — ветру, Днепру, солнцу, что отражает языческое представление о единстве природного и человеческого мира:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,Что клубишь туманы у реки,Стрелы половецкие вздымаешь,Мечешь их на русские полки?Побег князя Игоря из половецкого пленаСтуком кажут путь к реке.Ханы Гзак и Кончак решают судьбу Владимира, пленённого сына Игоря:Золотой стрелой его подстрелим.Возвращение Игоря на родинуАвтор поет славу князьям и дружине:Слава всем, кто, не жалея сил,За христиан полки поганых бил!Здрав будет князь и вся дружина здрава!Слава князьям и дружине слава!ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Основные образы Характеристика, роль в произведении.
Князь Игорь характер героя меняется по ходу развития действия: привлек качества личности князя (сила, мужество) вступают в противоречие с безрассудством и честолюбием (отправляется в поход на половцевдобывать себе славу)
Буй-тур Всеволод «мил брат» князя Игоря показан как могучий, грозный воин: прослеживается сходство с образами русских богатырей
Князь Святослав великий князь Киевский, мудрый правитель; патриот родной земли: порицает междоусобицы, призывает князей к объединению для защиты Руси
Ярославна жена князя Игоря, любящая супруга;истинная дочь земли Русской: печалится о всех воинах, которые не вернулись из похода
Русские воины храбрые, сильные:Добывают острыми мечамиКнязю — славы, почестей — себе!
Половцы враги Русской земли;представлены метафорическими образами: чёрный ворон, барсы лютые, серый волк Гзак
Русские князья разобщены, куют «крамолу» друг на друга. Святослав Киевский, обращаясь в «золотом слове» к князьям Рюрику и Давыду, Ярославу Галецкому, Роману и Мстиславу, Ингвару и Всеволоду Ольговичам,к трем Мстиславичам, призывает их объединиться против общего врага
Русская земля показана как живое существо, способное страдать, радоваться и печалиться. О ней радеет мудрый Святослав в своём «золотом слове», к природным силам Русской земли с надеждой и верой обращается Ярославна 
Языческие упоминаются боги: ветры — Стрибожьи внуки; русичи — внуки Даждьбога: Боян — внук Велесов; Игорь — внук Троянов; Див — мифическая птица, посланник богов; Карна и Желя — божества горя и плача в восточнославянской мифологии
Христианские упоминаются православные церкви Святой Софии в Полоцке и Успения Богородицы Пирогощи в Киеве
Боян «старинный соловей», творческий предшественник автора
Неизвестный автор живо и трепетно воспринимает всё происходящее, отчётливо выражая с помощью различных языковых средств своё отношение к героями событиям, с горечью описывает нашествие половцев на Русскую землю. Голос автора как бы сливается с голосом Святослава в его «золотом слове»
Русская природа не только показана как фон исторических событий, но и выступает действующим лицом: чувствуя предстоящее поражение князя Игоря,пытается остановить его, предупредить зловещими знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц:Солнце тьмою дорогу ему заступило.Ночь громовьими стонами птиц пробудила,Свист звериный поднялся.словно живёт заботами русских людей, печалится и радуется вместе с ними. Животные помогают Игорю сбежать из плена, оберегают его во время пути, а река Донец:

  • И на волнах Игоря качала,Берег свой серебряный устлала
  • Для него зелёною травой.
  • возвращение Игоря на родину подчёркивается сменой символики: вороны, сороки, галки, то есть птицы, олицетворявшие зло, замолчали, и настало время петь соловьям

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ

  • Разговор о настоящем дополняется авторскими отступлениями и рассуждениями о прошлом Руси.
  • Временные отступления играют художественную роль — дают возможность понять смысл истории и характеры действующих лиц. Автор ищет в прошлом примеры, аналогии.
  • Особо выделяются три части: вещий сон Святослава, «золотое слово» Святослава и плач Ярославны, которые помогают раскрыть авторский замысел. 

Главным героем произведения является не Игорь, а вся Русская земля. Именно поэтому войско Игоря это не просто воины, а «русичи». Переходя границу, они прощаются со всей Русской землёй в целом («О Русская земля! Ты уже за холмом»), а не только с Новгород-Северским княжеством. После разгрома войска Игоря вся Русь оплакивает его воинов.ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕТема: поход князя Игоря — Святославича Новгород-Северского, предпринятый им в 1185 г. против половцев вместе со своимИдея: для победы над половцами необходимо единство всех русских князей, а их стремление идти на врага, ища славы и богатства только себе, губительно для Русской земли; подчинение великому князюКиевскому будет способствовать объединению русских князей и в конечном итоге победе над врагом.Однозначно определить жанр «Слова о полку Игореве» невозможно. Сам автор называет своё произведение то песнью, то повестью, то словом. Объясняется это просто: привычная система жанров на момент создания произведения ещё не была сформирована.В «Слове о полку Игореве» обнаруживаются признаки многих традиционных жанров древнерусской литературы, а именно:

  • слово — произведение (поучения и послания) церковного красноречия;
  • торжественная речь (высокий слог обращение к князьям, дружине);
  • поучение («золотое слово» Святослава);
  • воинская повесть (описание битв);
  • героическая песнь (воспеваются подвиги русских воинов минувшего и настоящего);
  • летопись (повествование ведётся по принципу одновременности событий).

Также прослеживаются черты, присущие устному народному творчеству, в частности следующим жанрам:

  • слава (прославление князей, особенно выраженное в финале произведения);
  • плач (оплакивание печальных событий).

В «Слове о полку Игореве» представлены разнообразные выразительные средства языка (тропы и фигуры), с помощью которых автор создаёт живописную картину событий и описывает героев.Стоном стонет мать-земля сырая.И, на волнах витязя лелея,Приступая к вещему напеву,Серым волком по полю кружил,Как орёл, под облаком парил…И как барсы лютые, на насКинулись поганые с войною.Города Всеслав князьям делил,Сам всю ночь, как зверь, блуждалПо селеньям русским разлилась.

  • Эпитеты: князя удалого, печальные повести, живые струны, вещие персты, милого брата и др.
  • Гипербола:

Ты и Вому вёслами расплещешь,Ты шеломом вычерпаешь Дон.

  • Антитезы: храбрые русские воины — поганые половцы, свет — тьма, свобода —рабство.
  • Обращения:

О Боян, старинный соловей!

  • Символика: солнечное затмение — символ беды, горя, чёрный ворон — враг Стрибог — бог ветра, Даждьбог — бог солнца и плодородия, сокол — князь, Святослав — мудрый правитель, Ярославна — символ любви и верности.

На данный момент существует несколько сотен переводов «Слова о полку Игореве» на различные языки. В русской культуре сложилась особая традиция перевода этого произведения. В числе переводчиков на современный русский язык ряд крупных русских поэтов — В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл «Слово о полку Игореве» на английский язык. Известные переводы «Слова…» на русский языкпринадлежат таким крупным филологам — исследователям памятника, как Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов.СОПОСТАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫБорьба с врагами земли Русской, храбрость и мужество — воинов-защитников показаны в таких стихотворениях, как «Бородино» М. Ю. Лермонтова, «Родная земля», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» А. А. Ахматовой и др.Фольклорными мотивами наполнена поэма «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (Русь — птица-тройка).Тема патриотизма отражена в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.Тема любви к родине является ведущей в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль…», «Русь» С. А. Есенина, лирических произведениях «Россия», «Русь, цикле «На поле Куликовом» А. А. Блока.

Ссылка на основную публикацию