Система образов в «Слове о полку Игореве»

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Система художественных образов в «Слове…». Русская земля – центральный образ произведения. Урок № 2 Казарцева И.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Система образов в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» – произведение огромной идейной силы, это произведение, призывающее к единству, обличающее усобицы князей,” – Д.С. Лихачев.

Система образов в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. В нем воплотились лучшие черты русского народа: любовь к родной земле, стремление к единству и независимости, мужество и бесстрашие в борьбе с врагами.

  В основе сюжета поэмы – поход новгород-северского князя Игоря против кочевников, многие годы терзавших Русскую землю.

Автор «Слова…» воспевает героизм и мужество русских воинов, самоотверженную любовь к Родине, её величие, красоту и духовную силу. 

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Главные герои «Слова о полку Игореве» Главные герои Игорь Новгород-Северский князь. Выступил в поход против половцев, его войско было разбито врагом Всеволод Брат Игоря, участвовавший в походе Святослав Великий князь Киевский, отец Игоря и Всеволода, их феодальный глава, опытный полководец, государственный деятель Ярославна Жена князя Игоря. Просит силы природы уберечь мужа от гибели

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Главный герой «Слова о полку Игореве» – князь Игорь, организатор похода русского княжества против половцев. Храбрый, мужественный русский князь, радеющий за защиту родной земли от врагов. Он желает обрести славу на поле боя и приумножить величие и честь полководцев прошлого

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Князю Игорю всего 34 года. Он молод и горяч, достоин славы. Автор желает оставить след в истории о князе, он подчеркивает такие его качества: Удаль: «…деянья князя удалого», «…удалого сына Святославовича!». Отвага: «…отважный». Храбрость: «…Святослава храбрые сыны…». Смелость: «…Святославич смелый». Мужество: «…мужество избрал себе опорой…».

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Одним из главных героев является Всеволод – младший брат князя Игоря, вместе с ним он отправляется в поход. Сильный, отважный богатырь. Настолько сильна его любовь к родной земле и отечеству, что в бою забывает обо всем на свете. Он даже не чувствует, что ранен, он не вспоминает ни о жене, ни о чести, ни о богатстве. Как и Игорь, оказывается в плену врага.

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Игорь со своим братом Всеволодом отправляются в поход. С самого начала автор погружает читателя в тревожную атмосферу: громко кричат птицы, солнце прячется за тучи, создается атмосфера напряженности. Благодаря храбрости русского войска, первый бой князья выигрывают. А утром происходит внезапная атака половцев. Оба героя оказываются в плену

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Автор описывает Всеволода храбрым и яростным воином, который без колебаний рвется в атаку. Его прозвище «бой-тур» и «яр-тур», ведь тур – это дикий бык, огромный и мощный.

Всеволод, как этот бесстрашный зверь, пускается в бой первым… Автор восхищается им, но и отмечает и его недостатки: он упрекает его в том, что в пылу битвы герой забывает о семье, друзьях и Родине.

Вместо того, чтобы реально оценить свои силы и объединиться с соратниками, герой яростно бросается в атаку и теряет большую часть войска.

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Ярославна – жена князя Игоря. В ее образе запечатлен общий портрет всех жен и матерей, верно и преданно ждущих с поля боя своих мужей и сыновей.

Образ женщины, готовой в любой момент прийти на помощь, самоотверженной и великой. Ее обращение к силам природы, передает весь патриотизм русского народа, его непобедимость.

Она становится олицетворением мудрости, единения с природой, женщиной с великой силой веры в будущее.

Святослав – мудрый и справедливый правитель земли русской. Умный и глубоко мыслящий человек, он понимал, какой вред несут междоусобные войны, и стремился к объединению Руси. Святослав осознает, что только сплочение мелких княжеств в единое целое, может создать непобедимое и могучее государство.

Сон Святослава Смысл сна Святослава: Святослав, сидящий «в Киеве на горах», грозный и великий, во сне видит себя не в Киеве — столице Киевской Руси, ее центре, а на самой окраине, у небольшого пограничного городка на юго-западе Руси — Плесньска.

Вместо «золотого стола» киевского (символа власти, силы, могущества) он оказывается во сне в погребальных санях (символ не-жизни, не-могущества, не-бытия), в которых несут его к морю — символу «того света» и одновременно — месту пребывания половцев, к ним в плен.

Во сне со Святославом происходит то, что произошло наяву с Игорем и другими князьями-участниками похода.

«Золотое слово» Святослава переходит в обращение к русским князьям; Напоминает князьям о том, как в прошлом усобицы обессилили Русскую землю и привели к гибели ее князей; Напоминает каждому из князей о его силе, уме, могуществе; Призывает князей исполниться ратного духа, объединить свои силы и вернуть Руси ее былые славу и могущество.

Автор вкладывает в уста  Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле. Суть «золотого слова» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств, что приводит сильное государство к неминуемой  гибели.

Второстепенные герои «Слова о полку Игореве» Второстепенные герои Боян Мудрый древний сказитель, воспевающий славу и подвиги русских князей Овлур Герой из вражеского стана, содействующий побегу князя Игоря из плена, бежал вместе с ним.

Автор Образ великого и талантливого патриота своей земли. Высокообразованный и неординарный человек с широким историческим кругозором. Природа Окружающая природа.

В этом произведении природа играет роль одушевленного существа, которое действует в союзе с человеком

Боян – это древнерусский певец, сочинитель песен, жил во второй половине XI века. Его песни связаны с историей XI века. Боян был знаменитым певцом в свое время.

Автор «Слова…» называет Бояна «старинным соловьем», то есть певцом из прошлого. Боян жил несколько раньше, чем автор «Слова». В своих песнях Боян воспевает подвиги и заслуги князей.

Боян сочинял песни о битвах, походах и ополчениях своей эпохи. Боян

«Слово» написано неизвестным автором в 1187 году. На протяжении двух веков со времени публикации «Слова…» выдвигаются гипотезы о том, кто (конкретное лицо или круг лиц) мог бы быть его автором. Практически все известные по летописи деятели конца XII века назывались в качестве возможных кандидатур.

Д.С. Лихачев посвятил «Слову…» несколько исследовательских работ. Он уверен, что автор близок Игорю и Святославу. Доверить свои истории князья могли только человеку из своего окружения. По мнению Д.С.

Лихачева, автором «Слова…» мог быть участник похода, попавший с Игорем в плен. Другие считают, что эти сведения получены из устных рассказов об этих событиях.

Но кем бы автор не был, он является сильным воином, тонким поэтом, патриотом русской земли.

Овлур (XII век) — крещенный половец, мать его была русской. В 1185 году помог князю Игорю Святославичу Новгород-Северскому бежать из плена и бежал вместе с ним. Упоминается в летописях, является персонажем «Слова о  полку Игореве».

В художественной системе «Слова о полку Игореве» образы природы играют огромную роль. Она выполняет двойную функцию: с одной стороны, она живет самостоятельной жизнью, описывая окружающий героев пейзаж, с другой – выступает средством выражения мыслей и отношения к происходящему автора. Таким образом, природа не просто фон, она тесно связана с жизнью героев и их поступками.

Дело в том, что человек тогда еще не отделял себя от природы. Любое природное явление могло вызвать страх, удивление, могло казаться предзнаменованием. Именно поэтому человек старался прислушиваться, приглядываться к природе.

В тексте мы находим имена старых языческих богов – Велеса, Даждь-Бога, Стрибога и других. Боян назван внуком Велеса, ветры – Стрибожьими внуками, русский народ – Даждь-Божьим внуком.

Автор таким образом напоминает читателю, что «дети природы» должны жить в согласии друг с другом

В эпизоде с солнечным затмением, во все времена считавшимся дурной вестью, сама природа как бы отговаривает Игоря от неразумного решения идти на половцев в одиночку, не попросив помощи у других князей

Природа активно помогает бежать Игорю из плена. Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми туманами под сенью дерев. Во время бегства Игоря «врани не граахуть, сорокы не троскоташа», соловьи поют песни, а дятлы путь показывают

К природе с просьбой о помощи обращается Ярославна. Она видит в ней защитницу и помощницу, просит Солнце, Ветер и Днепр помочь Игорю бежать из плена. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душевного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярославны – заклинание сил природы, которые она побуждает послужить «милому ладе»

  Сон в художественном  произведении – литературный прием, иносказание. Сон Святослава вещий, символы, использованные автором для описания сновидения, говорят о том, что Игоря ожидает поражение. «Покрывали черной пеленою», «сыпали жемчуг на полотно» – эти фрагменты предвещают скорую смерть, а колчаны «вражьего изделья» символизируют причину – поражение войска Игоря.

накрывать черной паполомой, т. е.

погребальным покрывалом, как мертвого; видеть во сне кровать —плохая примета по сонникам: к болезни или смерти; тис считался в древности самой ценной породой для гроба и в связи с этим был символом смерти; пить во сне вино, особенно мутное, — «плохая примета», «знак печали и досадного известия»; рассыпающийся жемчуг – символ слез в сновидениях Что снится Святославу? Что указывает на поражение князя Игоря?

Читайте также:  Анализ рассказа «попрыгунья» (а. п. чехов)

Большую роль в описании природы и ее смысловом значении играет символика цвета. Черный цвет используется для описания трагических событий, так как он является проявлением зла, символизирует мрак. Синий – небесный цвет, олицетворяющий высшие силы.

Черные молнии и синие тучи в небесах говорят о грядущем мраке и безысходности положения Игоря, синий здесь выступает как знак свыше. Красный цвет символизирует кровь, страдания, поэтому используется в описании образов природы во время битвы и после поражения.

Зеленый – цвет успокоения, серебристый символизирует свет и радость. Все эти цвета применяются автором в описании побега Игоря из плена.

Олицетворение (очеловечивание) — это один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами. В «Слове…» есть «одушевленные» и «неодушевленные» предметы. «Одушевленные» – это звери и птицы. «Неодушевленные» – элементы природы (реки, деревья, травы, тучи, солнце, земля)

К образам-символам «темного», «страшного», печальных предзнаменований,  относятся, прежде всего, вороны. Они всегда «грают» – громко и зловеще каркают, они «черные». «Поганый половчанин» уподобляется «черному ворону».

«Светлые» образы — это кукушка, которая «плачет», уподобляясь русской женщине, плачущей по своему мужу.

Ярославна «кукушкой» плачет на крепостной стене; соловьи, чайки, галки, дятлы, черляди, орлы и соколы — тоже являются в «Слове» светлыми образами, выразителями крепкого духа, мира, красоты.

Центральным образом является в «Слове…» земля. Это и почва, которую пашут во время мирного труда; и «Родина» – за которую каждый из дружины Игоря готов «сложить голову». Земля — это и поле сражения. А.М. Васнецов «Родина»

В «Слове…» к земле «клонятся» деревья, «свергаются» с коней мертвые воины, она гудит,  дрожит и стучит. Земля прежде всего очеловечена, она собирает в себе весь образ природы. Существует поговорка: «родная земля помогает». Наверное, поэтому у богатырей было принято носить с собой в поход горсть родной земли.

Центральным образом, главным героем «Слова…» является образ Русской земли.

Русская земля для автора символ красоты и богатства: прежде всего русский народ; Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» (пахарей), нарушенном усобицами князей; о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей; о горе всего русского народа после поражения Игоря и о радости всех жителей городов и сел при его возвращении. Войско Игоря Новгород-Северского – это прежде всего «русичи», и, переходя границу Руси, они прощаются не с Новгород-Северским княжеством, а с Русской землей в целом.

Слово о полку Игореве образы Руси, князей, женщины, дружины

Одним из величайших произведений, заслуживающих особого внимания, по праву считается Слово о полку Игореве. Центральные образы в нем следует рассмотреть подробно. Благодаря этому удастся понять основной смысл летописи.

Образы героев

Система образов Слово о полку Игореве весьма неоднозначная. В данном случае в качестве главного героя выступает именно народ. Также одно из центральных мест занимает Русская земля и живописная природа. Кроме того, весьма ярко описываются князья, дружина. Отдельного внимания заслуживают также женские образы. Также присутствует образ Бояна, выступающего в качестве песнописца.

Образ Руси и природы

Образ Родины в Слове о полку Игореве, как и природы, имеет немаловажное значение. Русские земли здесь представляются не только лишь как географическая территория. Они выступают полноценными героями летописи.

Здесь детально описываются места, где побывали князья, повстречавшаяся им на пути природа. Образ Руси занимает особое место. Русские земли учавствуют в походе и создается впечатление, что они изначально знают, как развернутся события, предупреждают Игоря о серьезной опасности. На это указывает разразившаяся гроза, закрывающая путь тьма.

Герой находятся в постоянном взаимодействии с природой, молят ее о помощи, винят в неудачах. Например, Ярославна считала, что князь потерпел поражение из-за сильного ветра, поднимающего стрелы половцем и яркого солнца, обжигающего, слепящего войско.

Природа помогает даже выразить главную мысль данного произведения – единство князей, желающих защитить родную землю.

Образы князей в Слове о полку Игореве

Изучая Слово о полку Игореве образы русских князей заслуживают детального рассмотрения. Например, Игорь представлен храбрым и мужественным. Автор его описывает как доблестного воина, способного защитить родную землю. Во благо Руси князь готов на самые сложные испытания.

Образ Всеволода в Слове о полку Игореве также положительный. Князя в летописи нельзя отделить от воинов. Это доблестный и мужественный герой, проявивший эти качества во время сражения на Каяле. В этот момент он начинает выпускать многочисленные стрелы, не думает о полученных ранах, забывает на время битвы обо всем, что для него дорого.

Правда, автор осуждает обоих князей за то, что они стремятся обрести славу. Недопустимо, чтобы честь и слава была князей ставилась выше, чем Русь. Поэтому Игорь после боя сразу возвращается в Киев и тем самым признает, что виноват перед Русской землей.

Образ Святослава в Слове о полку Игореве слоит рассмотреть более детально. По сути, автор не описывал реальную личность. Представлен идеал могущественного и мудрого правителя, который хранит славу и честь родной земли. Образ героя в Слове является идеализированным. В реальной жизни Святослав не играл столь важную роль и власть его отчасти была только номинальной.

Женщина с давних времен выступала в качестве берегини. Она дарила жизнь детям и воспитывала их, оберегала домашний очаг, угождала во всем своему супругу, трудилась в поле, всегда выглядела опрятно.

Не удивительно, что образ женщины в Слове о полку Игореве столь яркий. Княгиня Ярославна принадлежит к высшему свету, но тем не менее и ей приходится пережить множество испытаний.

Она выходит замуж за Игоря, искренне любит его, но семейное счастье длилось недолго. Спустя всего один год ее супруг попадает в плен. Она с огромным мужеством выдерживает горе, подает пример супругам дружинников.

Ярославна постоянно ждет новостей с мест сражений, искренне радуется, когда Игорю удается одержать победу.

Когда же ее любимый терпит поражение, княгиня обращается к природе, и та помогает Игорю сбежать. Образ Ярославны описывается с особым восхищением и симпатией, даже любовью.

Она испытывает настолько сильные чувства к мужу, что готова отчаянно молить о сохранении его жизни. Теперь образ княгини уже можно назвать обобщенным.

Под ним понимают всех девушек, которые переживают за судьбу своего избранника, верны ему, готовы пожертвовать собой ради него.

Образ дружины Слова о полку Игореве

Рассматривая образ дружины в Слове о полку Игореве, стоит отметить, что он представлен обобщенно. Это настоящие воины, на которых возлагает надежды правитель. Он советуется с ними, чтобы выбрать правильную стратегию.

Имена этих воинов в произведении не упоминаются. Вероятнее всего, таким образом автор хотел создать единый образ, указывающий на силу духа войска.

Если князьям сплотиться было сложно, то бойцам справиться с этой задачей не составило труда. Они смогли доказать, что сила заключается именно в единстве. Если бы князья поступили также, то смогли бы победить.

Избыточная самоуверенность неизбежно приводит к поражению.

В летописи есть упоминания о ранее совершенных воинами подвигах. Описывается высокая нравственность этих людей. Победив, они не забирали кожухи и плащи себе. Они использовали их, чтобы проще пройти было по топким местам.

Даже после того, как дружина потерпела поражение, она остается морально выше, чем победители. Они не прекращали сражение до самого конца.

Князья в произведении нередко описываются в связке с воинами. Это явно указывает на то, что дружина была не менее важной, чем сами правители. В них заключалась сила, без которой победить врага было попросту невозможно. Дружина охраняла внутренний порядок и помогала оборониться от наступающих врагов. Воины с огромной любовью относились к своей земле и в произведении воспевается их величие.

Образная система «Слова о полку Игореве»

Особенности
изображения исторических лиц в «Слове
о полку Игореве».

В
«Слове» нет одного главного героя.
Каждая часть имеет своего главного
героя. Это Игорь, Святослав, Ярославна.
Помимо главных героев есть и второстепенные,
например, образы князей прошлого в
исторических отступлениях. Каждое
историческое лицо в «Слове» изображено
по-своему.

Игорь
изображён так, как часто изображались
князья-герои воинских повестей. Это
воин и мужественный и храбрый человек.
Его желание славы очень сильно и порой
затмевает разум.

Его неразумность
заставляет автора почти не показывать
его в бою, ведь никакой героизм не может
оправдать князя, не думающего о судьбе
родной земли. Автор рисует образ Игоря
с помощью метафор, сравнений, характеристик
другими героями произведения.

Игорь
для автора пример ошибочной княжеской
политики, а похвала ему приведена только
потому, что он приехал к Святославу,
т.е. осознал необходимость единства.

Святослава
автор изображает как идеального героя.
Он противопоставлен Игорю и Всеволоду.
Его образ-образ могущественного
князя-военачальника, победившего
половцев благодаря единству. Его
характеризует также его речь: мудрые,
рассудительные высказывания, даже
пророческие. Именно он произносит
знаменитое «золотое слово» и видит
пророческий сон о гибели войска Игоря.

Читайте также:  Сочинение: Великий герой войны (ВОВ) — Александр Иванович Покрышкин

Образ
Ярославны создан на основе лирического
фрагмента-плача. Её образ-обобщение,
именно для этого выбран такой жанр для
её характеристики – чисто народный.
Ярославна изображена как некий символ
мирных русских людей, в отличие от
исторически описанных князей. Сила её
любви, которая помогает Игорю бежать
из плена, – сила всех русских женщин.

Помимо
главных действующих лиц автор изобразил
реально существующих исторических лиц,
которые являются второстепенными
персонажами в «Слове». Например, Всеволод
Святославич, брат Игоря. Он младше Игоря,
но в нём также имеется черта брата-героизм
воина.

Это единственный человек,
показанный автором в бою, причём его
действия схожи с богатырскими. Он показан
в бою как былинный богатырь, его описание
насыщено гиперболами, показана его
самозабвенность, с которой он рубит
противника.

В нём воплощены лучшие черты
воина.

Остальные
второстепенные герои показаны очень
обобщённо. Но помимо реально существующих
лиц, участвующих в бою, в «Слове» есть
образы князей прошлого, о которых
говорится в моменты исторических
отступлений.

Олег
Святославич осуждается автором: «Тъй
бо Олегъ мечемъ крамолу коваше и стрелы
по земли сеяше». Здесь 2 метафоры:
меч-оружие защитника Руси, и стрелы,
усеявшие землю вместо зёрен. Олег-сеятель
усобиц между князьями.

Князь
Всеслав Полоцкий предстаёт как человек,
наделённый сверхъестественными
способностями, «вещий». Эпизоды его
жизни переданы с помощью метафор, смысл
которых можно понять из летописи. К нему
у автора неоднозначное отношение: с
одной стороны, он участвует в междоусобицах,
и автор осуждает его, но с другой стороны,
Всеслав не раз сам становится жертвой
этих междоусобиц.

Третий
образ князя прошлого – образ Ростислава
Всеволодовича. Его характеристик почти
нет, он упомянут только в связи с его
трагической гибелью. Он гибнет от
половцев совсем юным, и автор показывает
в его образе образы многих юношей,
которых постигла та же участь после
битвы с врагами.

В
образах князей прошлого автор напомнил
читателям о пагубных последствиях
междоусобных войн .и раздробленности
Руси.

Изображение
природы.
Самостоятельным героем
«Слова» выступает русская природа.
Автору поэмы присуще народнопоэтическое
восп­риятие мира. Природа в «Слове»
как бы живет самостоятельной жизнью и
в то же время служит художественным
авторским комментарием к происходящему.
С устной народной поэзией связан в
«Слове» прием олицетворения сил природы.

Автор поэмы — христианин, но христи­анские
воззрения остаются за пределами поэзии.
Языческие представ­ления еще обладают
для него определенной эстетической
ценностью. Поэтому в «Слове» широко
представлен языческий мифологический
элемент. Языческая мифология явля­лась
для автора «Слова» поэтиче­ским
арсеналом, из которого он черпал
художественные образы.

Перед
выступлением Игоря в поход природа
предупреждает русские войска о грозящей
им опасности: «Солнце ему тьмою путь
заступаше; нощь, стонущи ему грозою,
птичъ убуди, свист зверин въста: збися
Див, кличет връху древа… Влъци грозу
въсрожат по яругам; орли клектом на
кости звери зовут; лисицы брешут на
чръленыя щиты».

Как
указывает Н. В. Шарлемань, автор «Слова»
— прекрасный знаток степной фауны и
флоры. Однако реальные образы животного
мира приобретают под пером поэта
символический смысл. Вместе с мифическим
Дивом, предупреждающим половцев о
выступлении Иго­ря в поход, силы
природы предрекают поражение русских
войск.

Символической
зловещей картиной природы открывается
описа­ние второй битвы: «…кровавыя
зори свет поведают. Чръныя тучя с моря
идут… а в них трепещуть синий млънии.
Быти грому великому! Итти дождю стрелами
с Дону великаго!»

Ветры,
Стрибожъи внуки, веют с моря стрелами
на храбрые полки Игоревы. Здесь и
отра­жение реальной обстановки—действительно,
во время боя ветер благоприятствовал
половцам — и в то же время яркий
художественный символ.

После
поражения Игоря природа скорбит вместе
с русским наро­дом: «Ничитъ трава
жалощами, а древо с тугою к земли
преклонилось».

К
природе обращается Ярославна, чтобы
развеять свою скорбь и в то же время
заставить «светлое и тресветлое»
Солнце, Ветер и Днепр Словутич помочь
Игорю вырваться из ненавистного плена.

В
связи с этим плач Ярославны как бы несет
на себе функцию магического заклинания
сил природы. Любовь русской женщины
торжествует, она заставляет эти враждебные
при выступлении Игоря в поход и битве
его войск силы служить милому «ладе».

Ласковую беседу ведет с Игорем Донец,
прославляя и оправдывая героя: «Княже
Игорю! Не мало ти величия, а Кончаку
нелюбия, а Руской земли веселиа!»
Он
лелеет князя на своих волнах, подстилая
ему зеленую траву на своих серебряных
берегах, одевает теплыми туманами под
сенью дерев.

Во
время бегства Игоря «врани не граахуть,
галици помлъкоша, сорокы не троскоташа,
полозие ползаша только; дятлове тектом
путь к реце кажут, соловии веселыми
песньми свет поведают».
А когда Игорь
в Русской земле, то «солнце светится
на небесе».
Таким образом, силы природы
принимают непосредственное и деятельное
участие в разви­тии событий.

Олицетворяя
природу, автор «Слова» добивается яркого
и поэтического выражения своей
политической мысли: самовольно выступив
в поход, Игорь нарушил свои обязанности
по отношению к Русской земле, и природа
отвернулась от него, стала на сторону
врагов; когда же Игорь, осознав вину
перед родиной, бежит из плена, чтобы
принести повинную голову Святославу в
Киев, силы природы радостно приветствуют
князя и активно помогают ему.

Образ
русской земли.
К служению интересам
Русской земли, а не корыстным, личным
призывает князей автор «Слова». Русская
земля, ее народ — «Даждьбожьи внуки»
являются основным героем «Сло­ва».
Во имя интересов родины, народа звучит
вдохновенный и страст­ный голос поэта.

Он представляет себе Русскую землю во
всей сложности политической борьбы
того времени, осмысляет ее судьбу в
широкой исторической перспективе. Его
глубоко волнуют честь и слава родины.
Вот почему поражение Игоря воспринимается
как страшное оскорбление всей Русской
земли.

И эту авторскую мысль ярко
рас­крывает поэтический образ Девы
Обиды, которая встает в силах «Даждьбожа
внука»,
т. е. русского народа.

Русская
земля в «Слове о полку Игореве» — это
не только Киев, Чернигов, Переяславль,
Новгород-Северский, Путивль и Курск,
как считают некоторые исследователи,
но и Великий Новгород, Владимир и Суздаль,
Разянь, Полоцк и Городенск, Смоленск,
Туров и Пинск, Галич и Владимир-Волынский,
Луцк и Перемышль.

И даже находя­щийся
под властью половцев далекий Тмутаракань
мыслится автором как часть Русской
земли. Ее широкие пространства ограничены
с юга морем и Дунаем, с запада — горами
Угорскими (Карпатами) и Запад­ной
Двиной, с северо-востока — Волгой, с
востока — Донцом и Ве­ликим Доном, с
юго-востока — Сулой.

Могущество
Русской земли автор «Слова» связывает
с деятельно­стью «старого» Владимира
и «старого» Ярослава, и, сосредоточивая
основное внимание на «нынешней
невеселой године»
Русской земли, он
сожалеет о том, что «того старого
Владимира уже нельзе бе пригвоздити к
горам киевским».

Страстный
патриот и гражданин, автор «Слова»
мыслит Русскую землю единым могучим
феодальным государством с политическим
центром в Киеве, государством, в котором
вассалы неукоснительно выполняют свои
обязанности по отношению к своему
сюзерену.

Необходимым
условием экономического процветания
Русской земли является мир, прекращение
усобиц, во время которых князья начинают
«про малое се великое мьлвипш».

Выразителем интересов русских
«ратаев», крестьян и ремесленников
выступает гениальный поэт, отстаивающий
общенародные интересы и осуждающий
эгоисти­ческую политику князей.

В
этом плане он противопоставлен Бояну
— придворному певцу, слагавшему спои
торжественные гимны-«славы» русским
князьям.

Образ
Бояна.
В представлении автора «Слова»
Боян — идеальный певец. Он вещий внук
бога Белеса, т. е. человек, обладающий
божест­венной силой песнопенья. Его
песни подобны трелям соловьиным.

Слагая
славу князю, Боян растекается «мысию
по древу, серым вълком по земли, сизым
орлом под облакы»,
т. е. речь его
образна, мысль его парит. Вещие персты
Боянасами рокочут с лаву князьям, касаясь
живых струн человеческой души. Он
мас­терски умеет «свивать…

оба полы
сего времени»,
т. е. соединять прошлое
с современностью, обобщать.

Боян воспевал
в песнях старого Ярослава; победителя
касожского князя Редеди храброго
Мстислава; красного Романа Святославича;
усобицы Всеслава Брячеславича, о судьбе
которого сложил он свою «припевку». Все
эти данные позволяют полагать, что Боян
жил и творил в 20—70-е годы XI
столетия.

Автор
«Слова» приводит несколько образцов
поэтической речи Бояна, размышляя о
художественной манере его изложения.
Он пока­зывает, как Боян начал бы свою
песню о походе Игоря: «Не буря соколы
занесе чрез поля широкая, галици стады
бежать к Дону Великому».
Или: «Комони
ржуть за Сулою, звенишь слава в Кыеве.
Трубы трубятъ в Новеграде, стоять стязи
в Путивле».

Судя
по этим образцам, стиль Бояна строился
на метафорических отрицательных
сравнениях, символических уподоблениях.
Этот стиль был афористичен и образен.
Автор «Слова», восхищаясь этой манерой,
избирает для себя иной путь художественного
изображения.

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»

  • «9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».
  • «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»
  • Белякова Оксана Анатольевна,
  • учитель русского языка и литературы
  • МОУ «СОШ №9» г. Воскресенска
  • Московской области
  • Цели:
Читайте также:  Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

1. Определить тему, идею произведения «Слова…», особенности системы образов, познакомиться с исторической основой произведения.

2. Воспитать любовь и уважение к отечественной литературе.

3. Развивать логику, внимание, память.

Ход урока

I. Организационный момент.

ВЫЗОВ (Слово учителя):

 Русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР Владимир Чивилихин в своем романе-эссе «Память» писал: «Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы.

Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм “Слова о полку Игореве”! Это XII век.

В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века…»

-Что такое «патриотизм» в вашем понимании? Может ли быть актуальным произведение ХII века? В чем его уникальность и ценность?

  1. 2. Устный опрос (по домашнему заданию):
  2. – Кто нашёл рукопись «Слова»?
  3. – Когда «Слово» впервые появилось в печати?
  4. – Перечислите основные черты древнерусской литературы, которые нашли отражение в «Слове».

(Рукописный характер. Соблюдение книжных канонов, литературного этикета: библейские, языческие образы; замысловатый поэтический язык (трафаретные конструкции и формы): …и поехал по чистому полю. Анонимность. Скрупулёзность в изложении исторических событий. Ретроспективная историческая аналогия. Традиционность в образной символике, нравственной оценке.)

– Какие ещё источники, кроме «Слова» повествуют об этом походе и в частности о затмении? (Ипатьевская и Лаврентьевская летописи).

– Почему переводы отличаются друг от друга, с чем это связано? (слова писались без пробелов, человеческий фактор).

– Расскажите, какие исторические события легли в основу «Слова…» (по статье учебника).

3. Историческая справка. (Слово учителя, кратко, ознакомительно, выбрать):

«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. «Слово» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы.

 Множество мелких феодальных полугосударств-княжеств враждуют между собой. Падает значение Киева как центра Русской земли.

Распад Киевского государства Владимира I Святославовича начался уже при его сыне – Ярославе Мудром в первой половине 11 века, когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении его сына Изяслава. Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли.

По завещанию Ярослава его старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В конце 11 века Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича – Олегом и его потомством.

Этого Олега Святославовича автор «Слова» назвал Олегом Гориславовичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля. Олег Гориславович был дедом Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, героя «Слова».

Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 века. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя не раз обращалась к русским князьям за помощью.

Русским князьям в начале 12 века удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги половцев уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство мирных жителей. Раздоры русских княжеств создавали удобные проходы для новых вторжений. Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.

«Слово о полку Игореве» (время создания, по мнению большинства исследователей – 1185-1188 г.г.) – великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века.

В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом из Трубежа, племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, сыном Владимиром из Путивля.

 Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря) и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка. Слайд № 12.

На следующий год князь Игорь Святославович решил пойти с малыми силами в безрассудно смелый поход на своего бывшего союзника половецкого хана Кончака, боясь, что его могут обвинить в умышленном бездействии. На пути войско Игоря было напугано затмением солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменование.

В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Князь Игорь получил рану в руку. Русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен.

Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Великий князь Киевский Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины.

Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в “Слове” — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака. Современники по-разному оценивали события похода Игоря. Ипатьевская и Лаврентьевская летопись – основные документальные источники, по-разному оценивающие этот поход. Лаврентьевская летопись этот поход резко осуждает.

Частный эпизод русско-половецких войн претворен в «Слове» в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.

4. Анализ произведения.

Перейдём непосредственно к нашей теме, к системе образов. Какие персонажи действуют в поэме? (работа с текстом «Слова…» часть 1)

Чертим таблицу в тетради, заполняем в процессе обсуждения (или распечатать каждому):

1. Анализ текста «Поход Игоря».

Ключевые образы Их толкование(работа с текстом произведения, цитаты)
Природа Солнце тьмою путь ему закрыло…Стон и скрежет в сумраке ночном…
Птицы, животные Свист зверей несется…, птицы …реют с криком жалобным…, волки завывают…
Города, народы Сула, Сурож,  Поморье
Автор О, Русская земля! Ты уже за холмом. Рассуждает о давних временах, когда
Игорь Вспала князю…мысль на умИскусить неведомого края…, знаменьем небес пренебрегая…Святославич смелый…
Воины «Куряне славные-Витязи исправные… всегда готовые к борьбе…» «изготовились к борьбе»
Князья, участвующие в походе Славный яр-тур Всеволод! В обороне крепко ты стоишь…    и т.д.

Для работы на уроке можно использовать таблицу:

Образы Где найти Выводы, заметки
Образ природы.Как природа «предупреждает» Игоря, пытается предостеречь? Какие образы живой природы возникают в Слове? Главки 3, 9, 5
Князь Игорь.Почему князь Игорь отправляется в поход? Главка 3
Автор.Присутствует ли образ автора в произведении? Дает ли он нам оценку происходящему? Как он оценивает поступок Игоря? Главка 5, 9, 15
Какие имена еще упоминаются в произведении? Все ли князья участвовали в походе? Что мы о них узнаем? Главка 11, 12,13,18
Вывод: Какой образ является главным? Вокруг какого образа разворачивается все действие? Встречали ли вы подобное в других произведениях?

5. Подведение итогов. Делаем выводы вместе. 

Выводы 1 «Система образов»

  • Природа, птицы и животные предвещают поражение, они сочувствуют Игорю и его воинам, которые бились храбро, но не смогли противостоять половцам («дикой орде»).
  • Князья смелы, Всеволод показан как былинный богатырь, а Игоря автор осуждает за непродуманное решение, не умаляя его храбрости.
  • Автор показывает битву как бы изнутри, но потом в разгар битвы он как бы поднимается над полем сражения и в лирическом отступлении вспоминает о прежних междоусобицах. Поражение Игоря можно рассматривать как следствие княжеских раздоров.
  • Образ Русской земли представлен автором настолько зримо, что мы понимаем, что подлинный герой поэмы – русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность. Раскинувшаяся на необъятных просторах, Русь страдает от междоусобных войн и набегов степных племен.
  • Автор «Слова…» первым избрал главным героем произведения Русскую землю.

 Выводы 2 «Тема патриотизма в произведении».

  • Что такое «патриотизм» в понимании автора «Слова…», человека ХII века?
  • Может ли быть актуальным произведение ХII века?
  • В чем его уникальность и ценность, значение?

6. Рефлексия: «Узнал новое – хочу изучить – было сложно»

7. Домашнее задание: Страница 22-34 читать.

Дополнительное задание – по желанию (см файл) – 2 человека, сообщить, кто подготовит: сообщения и презентации «Слово… в живописи», «Слово… в музыке».

Ссылка на основную публикацию