Символ сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Символ сада в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

Вся Россия – наш сад.

А.П. Чехов

 Цель урока:

Общедидактическая – создание условий для осмысления темы урока

Образовательная  – анализ художественного содержания главного образа пьесы – вишневого сада, определение его связи с сюжетом и системой образов пьесы; развитие представлений учащихся о художественном своеобразии «новой драмы» А.П. Чехова

  • Развивающая  – развитие ассоциативного, образного мышления, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы
  • Воспитательная  – формирование национального самосознания, нравственных ценностей; духовное и эстетическое развитие учащихся
  • Основные задачи:
  1. познакомить учащихся с литературоведческим понятием СИМВОЛ

  2. определить основные значения символического образа ВИШНЁВОГО САДА в соответствии с авторским замыслом

  3. развивать навыки работы с художественным текстом и интерпретации драматического произведения

  4. развивать умение видеть в произведении авторское отношение к героям

  5. развивать навыки работы с таблицей, кластером

  6. формировать представление о нравственных идеалах времени А.П. Чехова

Оборудование:

  1. тексты пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

  2. афиша пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

  3. слайд – шоу с высказываниями героев пьесы о вишнёвом саде

  4. звукозапись Вокализ №5 Нежность. Сад Эдема С.В. Рахманинова

  5. фрагмент телеспектакля «Вишнёвый сад» (режиссёр Л. Хейфец, 1976 г., в роли Пети Трофимова Э. Марцевич)

  6. презентация

Ход урока:

  1. Создание условий для восприятия темы урока.

Демонстрация слайд – шоу с высказываниями героев пьесы о вишнёвом саде, звукозапись (С.В. Рахманинов. Вокализ №5. Нежность. Сад Эдема).

  1. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, целей урока. Вступительное слово учителя.

– На прошлом уроке мы начали знакомство с драматургическим наследием А.П. Чехова, и вы уже знаете, что «Вишнёвый сад» -это последнее произведение писателя, поэтому в нём его самые сокровенные мысли. Это тревога умирающего писателя о будущем России, о духовной связи поколений, о национальной культуре, о русском человеке.

Цель нашего сегодняшнего урока – проанализировать художественную природу главного образа пьесы – вишневого сада, образа, в котором воплотилась судьба России и её непреходящие духовные ценности.

  1. Актуализацияопорныхзнаний.

Фронтальный опрос по теме «Какие проблемы, важные для судьбы России, поднимает Чехов в своём последнем произведении».

– Для успешной реализации поставленной цели нам необходимо повторить материал прошлого урока.

Какие проблемы, важные для судьбы России, поднимает Чехов в своём последнем произведении? (Разорение дворянских гнёзд; разрыв духовной связи с Родиной; ответственность за будущее страны; отношение к национальному достоянию как к предмету торга; духовная разобщённость русских людей; отсутствие социальной силы, способной возродить Россию; проблема национального характера: русскому человеку трудно найти золотую середину между возвышенными стремлениями примитивным прагматизмом.)

– Мы начали наш урок с просмотра слайдов с высказываниями героев комедии о вишнёвом саде. Кому-нибудь знаком музыкальный фрагмент, который сопровождал показ?(…)Вы правы, это «Вокализ» С.В. Рахманинова – одно из самых известных и любимых публикой произведений. Его полное название «Вокализ №5. Нежность. Сад Эдема». Думаю, вы вспомнили нашу экскурсию в Ивановку.

Это тоже дворянское имение, и там тоже есть прекрасный сад. А что связывает Рахманинова и Чехова? Я просила вас посмотреть этот материал к уроку. (Сообщение учащегося: «…Через Шаляпина и МХАТ, во время гастролей театра в Ялте произошла встреча Рахманинова с А.П.

Чеховым, беседы с которым многое открыли молодому музыканту… в этих беседах для Рахманинова открылся особый уникальный путь России и значение его собственного ей служения.

Работавший в это время над замыслом “Вишневого сада”, Чехов показал Рахманинову тот нужный ему для осмысления образ уходящей России, которая неумолимо исчезает, и спасти которую невозможно, но трудиться во имя Ее – дело совести русского человека.

Эта горячо любимая, но навсегда уходящая Россия наверное связывалась в сознании музыканта с тенистым парком в потерянном родительском имении, который однажды у него на глазах наполнили деловитые мужики с топорами и пилами. И отчаянная, и, вместе с тем, спасительная мысль о рыцарской верности до конца страждущей Отчизне вновь охватила и воодушевила музыканта». Отрывок из статьи Cвященника Пафнутия Жукова,2005г.)

– Давайте в этом контексте попробуем проследить связь образа вишнёвого сада с сюжетом и композицией пьесы. Однако прежде необходимо познакомиться с новым для вас литературоведческим понятием СИМВОЛ.

  1. Формирование новых понятий.

Знакомство учащихся с литературоведческим понятием СИМВОЛ.

– Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ – символ. (Символ – (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.)

Сообщение учащегося. Составление кластера.

– Как вы думаете, какая графическая форма больше всего подойдёт для изображения образа-символа? (Кластер.)

– Теперь переверните листы, которые вы получили в начале урока. К концу урока мы должны заполнить этот кластер, определив основные значения символа вишнёвого сада.

Символ сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

  1. Первичное закрепление и применение новых знаний в стандартных ситуациях. Перенос новых знаний в новые условия.

Работа с текстом комедии. Выяснение значений символического образа вишнёвого сада. Работа с кластером.

– Какова роль вишнёвого сада в композиции пьесы? (С образом вишнёвого сала связаны основные события всех 4 действий; это сквозной образ, объединяющий всех героев пьесы.)

– Что читатель узнаёт о вишнёвом саде из 1 действия? (Это родовое имение Гаева и Раневской, и оно продаётся за долги. Уже определена дата аукциона. Лопахин предлагает план по спасению имения.)

Выразительное чтение по ролям. (Мне хочется сказать вам что-нибудь приятное… Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.)

– Чья позиция кажется вам более приемлемой? Аргументируйте.

Дискуссия учащихся. (Слабость обеих позиций.)

– Дома вы выписывали цитаты о саде. Какие цитаты выписали из 1 действия? (Аня: «Птицы поют в саду». Фирс: «В прежние времена, лет сорок – пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало… сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!..».

Лопахин: «…может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…». Варя: «Уже взошло солнце, не холодно. Взгляните, мамочка, какие чудесные деревья. Боже мой, воздух! Скворцы поют!». Гаев: «Сад весь белый.

Ты не забыла, Люба? Вот эта длинная аллея идёт прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в лунные ночи». Раневская: «О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, отсюда глядела на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось.

Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Посмотрите, покойная мама идёт по саду в белом платье!.. Никого нет, мне показалось.

Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо… ».)

– Какие значения символического образа сада есть в этих цитатах? Обобщим эту информацию в кластере. (Детство, красота, Райский сад, благополучие, дачи, источник дохода)

– Как развиваются события, связанные с вишнёвым садом, во 2 действии? (Время идёт, хозяева сада не предпринимают никаких решительных действий; Лопахина, напоминающего о торгах, никто не слышит; постепенно приближается срок продажи сада – кульминационное событие).

– Какие цитаты о саде выписали из 2 действия? (Лопахин: «Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете… И вишнёвый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, – аукцион на носу!..

Напоминаю вам, господа, 22 августа будет продаваться вишнёвый сад. Думайте об этом!..» Аня: «Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде. Я его любила так нежно, мне казалось на земле нет лучше места, как наш сад».

Трофимов

Символы в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"

Тема урока: «Символы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Цели урока:

Образовательная: расширение представления о творчестве А.П.Чехова через анализ пьесы А.П.Чехова; выявление символики в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад», определение их роли в тексте, причин использования; закрепление теоретических знаний – образ, символ

  • Развивающая: развитие ассоциативного, образного мышления,  умения анализировать, обобщать, делать выводы; развитие навыков работы с художественным текстом и интерпретации драматического произведения
  • Воспитательная: формирование национального самосознания, нравственных ценностей; духовное и эстетическое развитие учащихся
  • Задачи урока: закрепить знания учащихся о литературном понятии «символ», определить роль символов и причины их использования в пьесе «Вишневый сад».
  • Тип урока: урок-беседа, урок-исследование
  • Методы изучения: эвристический, репродуктивный, исследовательский
  • Методические приемы: постановка проблемы, совместный диалог учителя и учащихся, дискуссия, подбор аргументов, для подтверждения собственной позиции.
  • Виды учебной деятельности: чтение художественного текста, составление таблицы, беседа
  • Оборудование: текст произведения, компьютер, звуковоспроизводящая аппаратура, проектор, доска, мел.
  • Ход урока

Эпиграф: «Вся Россия наш сад». (А. П. Чехов)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем работать с пьесой А. П. Чехова «Вишневый сад». Вы уже знаете, что «Вишнёвый сад» – это последнее произведение писателя, поэтому в нём его самые сокровенные мысли. Это тревога умирающего писателя о будущем России, о духовной связи поколений, о национальной культуре, о русском человеке.  

Для начала давайте вспомним, что такое символ? Какова его художественная роль в произведении?

Символ – многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни.

В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности (миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним).

В символе тождество или сходство с другим предметом или явлением не является очевидным, не закреплено словесно или синтаксически.

Образ-символ многозначен. Он допускает, что у читателя могут возникнуть самые разнообразные ассоциации. Кроме того, значение символа чаще всего не совпадает со значением слова – метафоры. Понимание и толкование символа всегда шире уподоблений или метафорических иносказаний, из которых он складывается.

Правильное толкование символов способствует глубокому и верному прочтению художественных текстов.

Символы всегда расширяют смысловую перспективу произведения, позволяют читателю на основе авторских подсказок выстроить цепь ассоциаций, связывающую различные явления жизни.

Писатели используют символизацию для того, чтобы разрушить иллюзию жизнеподобия, нередко возникающую у читателей, подчеркнуть многозначность, большую смысловую глубину создаваемых ими образов.

  1. Кроме того, символы в произведении создают более точные, емкие характеристики и описания; делают текст более глубоким и многогранным; позволяют затронуть важные проблемы, не афишируя это; вызывают у каждого читателя индивидуальные ассоциации.
  2. Давайте поговорим о символике названия.
  3. Какова роль вишневого сада в композиции пьесы?

Что мы узнаем о поместье и вишневом саде в первом действии? Как события вокруг вишневого сада развиваются в дальнейшем?

Дома вы должны были выписать цитаты о вишневом саде. Что говорят о нем герои пьесы?

  • Давайте для наглядности составим в ваших тетрадях таблицу, и, проанализировав и осмыслив высказывания главных героев, кратко обозначим отношение каждого героя к вишневому саду.
  • Отношение к саду героев комедии
  • Раневская
  • Гаев
  • Аня
  • Лопахин
  • Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.
  •  «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
  • Сад – прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье.
  • «И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад».
  • Сад – символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться.
  • «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».
  •  Сад – надежды на будущее.
  •  «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
Читайте также:  Кого можно назвать верным другом?

Сад – воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее – вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад – источник богатства, предмет гордости.

  1.  Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода».
  2.  «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает»
  3. Как относятся к вишневому саду Фирс, Петя Трофимов?

Постарайтесь обобщить все вышеперечисленное. Как вы понимаете образ вишневого сада?

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

А как относится к вишневому саду автор? Символом чего является вишневый сад для А. П. Чехова?

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад – символ лирического, поэтического отношение к Родине.

Играет звукозапись: вокализ №5 Нежность. Сад Эдема С.В. Рахманинова

Какие эмоции вызывает у вас это мелодия? Может ли она выступать в роли символа?

Давайте вспомним, какие звуки прописаны в ремарках.

В произведениях А. П. Чехова символический подтекст приобретают не только вещи, предметы и явления окружающего мира, но и аудио и визуальный ряд. За счет звуковых и цветовых символов писатель достигает наиболее полного осмысления своих произведений читателем.

Найдите во втором действии момент, где звучит крик совы. Как вы думаете, что он символизирует?

А звук лопнувшей струны? Стук топора? Другие звуки? Прокомментируйте.

  • И снова обратимся к таблице.
  • Звуковые символы
  • Крик совы – несет реальную угрозу.

«Фирс. Перед несчастьем тоже так было; и сова кричала, и самовар гудел бесперечь» (действие II).

Звук свирели – фоновое оформление нежных чувств, испытываемых персонажем.

«Далеко за садом пастух играет на свирели. … Трофимов (в умилении) Солнышко моё! Весна моя! (действие I).

  1. Звук лопнувшей струны – воплощение надвигающейся беды и  неотвратимость гибели.
  2. «Вдруг …, звук лопнувшей струны, замирающий,
  3. печальный» (действие II).
  4. Звук топора – символизирует гибель дворянских усадьб, гибель старой России.
  5. «Слышно, как вдали стучат топором по дереву» (действие IV).
  6. Вы обратили внимание, какой цвет чаще всего повторяется в пьесе?
  7. Из всего многообразия цветов в пьесе «Вишнёвый сад» Чехов использует только один – белый, по-разному применяя его на всем протяжении первого действия.

«Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый».

При этом сад в пьесе еще только назван, показан лишь за окнами, как намечена, но не конкретизирована потенциальная возможность его гибели. Белый цвет – предощущение визуального образа.

О нём неоднократно говорят герои произведения: «Любовь Андреевна.

Весь, весь белый! О сад мой! Направо, на повороте к беседке, белое деревце склонилось, похоже на женщину… Какой изумительный сад! Белые массы цветов».

  • Продолжим таблицу:
  • Цветовые символы
  • Белый цвет – символ чистоты, света, мудрости.
  • «Гаев (отворяет другое окно). Сад весь белый» (действие I),

«Любовь Андреевна. Весь, весь белый! О мой сад!» (действие I),

  1. Цветовые пятна – детали костюма персонажей.
  2. «Лопахин. Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке» (действие I),
  3. «Шарлотта Ивановна в белом платье … проход через сцену» (действие II),

«Любовь Андреевна. Посмотрите… в белом платье!» (действие I),

«Фирс. Надевает белые перчатки» (действие I).

Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» использовал практически весь спектр символических выразительных средств: звуковую, реальную, словесную символику. Это помогает ему создать объемное художественное полотно, яркое и сценичное, со своим «подводным течением», изображающее гибель дворянских гнезд.

Искусство писателя, демократическое в самом высоком смысле этого слова, ориентировалось на обыкновенного человека. Автор доверяет уму, тонкости читателя, способности откликнуться на поэзию, стать сотворцом художника. Каждый находит в произведениях Чехова что-то свое. Поэтому он читаем и любим до сих пор.

Вы сегодня хорошо поработали. Оценки получили следующие ученики…. (озвучивание отметок)

Домашнее задание: в рамках подготовки к итоговому сочинению по пьесе А. П. Чехова, в 7-8 предложениях прокомментируйте эпиграф сегодняшнего урока: «Вся Россия наш сад».

Значение символа вишневый сад в пьесе "Вишневый сад" (А.П. Чехов)

Символ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает одно из центральных мест. Это произведение подвело черту под всем творчеством А.П.Чехова. Именно с садом автор сравнивает Россию, вкладывая это сравнение в уста Пети Трофимова: «Вся Россия – наш сад».

Но почему сад именно вишнёвый, а не яблочный, допустим? Примечательно, что Чехов делал особый акцент на произношении названия сада именно через букву «Ё», и для Станиславского, с которым эта пьеса обсуждалась, не сразу стала понятна разница между «вишневым» и «вишнёвым» садом.

А разница, по его словам, была заключена в том, что вишневый – это сад, способный приносить прибыль, и он всегда нужен, а вишнёвый – это хранитель уходящего барского быта, цветущий и растущий для услады эстетических вкусов своих хозяев.

Драматургии Чехова свойственно вовлекать в действие не только героев, но и окружающую их обстановку: он считал, что только через описание ежедневной жизни и рутинных дел возможно полностью раскрыть характеры персонажей.

Именно в чеховских пьесах появились «подводные течения» придающие движение всему происходящему. Еще одной особенностью пьес Чехова стало применение символов.

Причем эти символы имели две направленности- одна сторона была реальной, и имела весьма предметное очертание, а вторая сторона была неуловимой, ее можно только ощутить на уровне подсознания. Так произошло и в «Вишнёвом саде».

Символика пьесы заключена и в саду, и в звуках, раздающихся за сценой, и даже в сломанном Епиходовым бильярдном кие, и в падении Пети Трофимова с лестницы. Но особое значение в драматургии Чехова занимают символы природы, включающие в себя проявления окружающего мира.

Семантика пьесы и отношение героев к саду

Значение символа вишнёвого сада в пьесе, отнюдь не случайно. У многих народов цветущие вишневые деревья символизируют чистоту и юность. Например, в Китае весеннее цветение, кроме перечисленных значений, соотносится с мужеством и женской красотой, а само дерево- это символ удачи и весны.

В Японии цветок вишни – эмблема страны и самураев, и означает процветание и богатство. А для Украины вишня второй символ после калины, обозначающий женское начало. Вишня соотносится с красивой молодой девушкой, а вишневый сад в песенном творчестве – любимое место для прогулок.

Символика вишнёвого сада около дома на Украине огромна, именно он отгоняет злую силу от дома, исполняя роль оберега. Даже было поверье: если нет сада около хаты, то вокруг нее черти собираются. При переезде сад оставался нетронутым, как напоминание об истоках своего рода. Для Украины вишня – божественное дерево.

А ведь в конце пьесы прекрасный вишневый сад идет под топор. Не предупреждение ли это, что впереди не только героев, но и всю Российскую империю ждут великие испытания?

Недаром ведь, Россия сравнивается с этим садом.

  Сочинение Роль знаний в жизни человека 9 класс

Для каждого героя символ сада в комедии «Вишнёвый сад» имеет свое значение. Действие пьесы начинается в мае, когда вишнёвый сад, судьбу которого предстоит решить хозяевам, цветет, а оканчивается глубокой осенью, когда вся природа замирает.

Цветение напоминает Раневской и Гаеву их детство и молодость, этот сад был рядом с ними всю жизнь, и они просто не представляют, как его может не стать. Они любят его, они восхищаются и гордятся им, рассказывая, что их сад занесен в книгу достопримечательностей местности.

Они понимают, что способны лишиться поместья, но в их головах не может уложиться, как возможно вырубить прекрасный сад и на его месте настроить какие-то дачи. А Лопахин видит прибыль, которую он может принести, но это лишь поверхностное отношение к саду.

Ведь купив его за огромные деньги, не оставив конкурентам на аукционе ни малейшего шанса завладеть им, признается, что этот вишневый сад, лучшее, что он когда-либо видел. Торжество от покупки связано, в первую очередь, с его гордыней, ведь неграмотный мужик, каким Лопахин себя считал, стал хозяином там, где его дед и отец «были рабами».

Равнодушнее всего к саду относится Петя Трофимов. Он признает, что сад красив, он услаждает взор, придает какой-то важности жизни своих хозяев, но ему каждая веточка и листочек рассказывают о сотнях крепостных крестьян, которые трудились, чтобы сад процветал и что этот сад – пережиток крепостничества, с которым необходимо покончить.

Это же он старается донести и до Ани, которая любит сад, но уже не столь сильно как ее родительница, готовая до последнего за него держаться. И Аня понимает, что невозможно начать новую жизнь, сохранив этот сад.

Именно она призывает мать уйти, чтоб заложить новый сад, подразумевая, что необходимо начать другую жизнь, которая позволит вписаться в реалии времени.

С судьбой поместья и сада тесно связан и Фирс, прослуживший в нем всю свою жизнь.

Он слишком стар, чтобы начинать что-то заново, да и была у него такая возможность, когда крепостное право отменили и хотели его женить, но получение свободы для него стало бы несчастьем, и он прямо говорит об этом. Он глубоко привязан к саду, к дому, к хозяевам.

Он даже не обижается, обнаружив, что его забыли в пустом доме, то ли потому, что у него уже нет сил и ему безразлично, то ли потому, что понимает: старое существование закончилось, а в будущем уже ничего для него нет.

И как же символично выглядит смерть Фирса под звуки вырубающегося сада, это связано с тем, что заключительной сцене роль символов переплетается – звук лопнувшей струны тонет в звуках ударов топоров, показывая, что прошлое безвозвратно ушло.

Значение символа вишневый сад в пьесе “Вишневый сад” (А.П. Чехов)

Дорогие читатели нашего интернет-журнала «Литеровед», предлагаем вам сегодня поразмышлять вместе с нами над темой «Значение символа вишневый сад в пьесе «Вишневый сад» (А.П. Чехов)».

Одно из самых ярких и запоминающихся произведений А.П. Чехова, великого русского писателя и драматурга, чей талант продолжает радовать не одно поколение благодарных читателей, – комедия в четырех действиях «Вишневый сад». В пьесе отражается переломный момент в истории России, когда старое уже отжило свое и уходит в прошлое, освобождая место новому, которое еще не наступило.

К числу действующих лиц произведения можно с полным правом отнести и образ вишневого сада, вокруг которого разворачивается конфликт пьесы и который объединяет всех персонажей произведения. Вишневый сад – своеобразный символ, который для каждого героя заключается в чем-то своем. Под символом в литературоведении считают образ или объект, имеющий собственное значение, содержание.

Читайте также:  Анализ пьесы чехова «вишневый сад»

Вишневый сад в произведении показан весной, в мае, когда вишневые деревья цвели.

Как и несколько десятков лет назад, сад был прекрасен и напоминал райский уголок: весь белый, с нежно-белыми массами цветов, над которыми раскинулось бездонное голубое небо.

Белоснежные деревца похожи на прекрасных женщин, застывших в разных замысловатых позах. «Какой изумительный сад!», – восклицает Любовь Раневская, не в силах сдержать восторга при виде этой невероятной красоты.

Для Любови Андреевны и Гаева – это место, связанное с воспоминаниями детства и юности, предмет гордости, место благополучия, богатства и упущенного счастья. Раневская и Гаев – помещики, которые владеют вишневым садом, люди чуткие, образованные, умные. Старые хозяева безгранично любят свое имение.

Раневская отмечает, что во всей губернии если и было что-то интересное, то это их вишневый сад. Любовь Андреевна искренне восхищается им и с нежностью вспоминает, как в детстве и юности, просыпаясь по утрам, любовалась прелестью этого райского уголка.

Для нее вишневый сад совсем не изменился, а после ненастной осени и холодной зимы опять полон счастья, молодости и красоты. Когда-то выращенная в саду ягода приносила неплохой доход. По словам Фирса, старого слуги, вишню и сушили, и мариновали, и мочили, варили из нее варенье и даже отправляли на продажу в Москву и Харьков в сушеном виде.

И Любови Андреевне, и ее брату Леониду Андреевичу очень жаль терять сад, но, к сожалению, они не приучены трудиться, добиваться чего-то своим трудом, поэтому спасти от разорения этот прекрасный уголок, который связывает их с их прошлым, не могут.

Они лишены чувства ответственности, практичности, реальности, поэтому не хотят прислушаться к советам Лопахина, который предлагает сдать землю в аренду и получать доход. Брат и сестра – люди духовно богатые, такое предложение Лопахина им кажется пошлым и нечестным.

Для Ермолая Лопахина, чьи предки были крепостными крестьянами, сад – источник богатства, один из способов преумножения капитала. Для него это всего лишь земля, которую можно купить, продать, заложить или сдать в аренду. Герой не может поверить, что именно он стал новым хозяином вишневого сада, смог его купить.

Его предки когда-то были в этом имении крепостными крестьянами, бесправными рабами, которых не пускали даже на порог кухни, а сам он, малограмотный и не раз битый Ермолай, и зимой бегал босиком, так как не было у него обуви. А сейчас он ходит в лаковых ботинках и безмерно гордится тем, что сумел купить сад.

Лопахин не чувствует и не видит красоты сада, не понимает его ценности и важности для других героев. Он мечтает вырубить вишневые деревья и построить на их месте дачи, чтобы внуки и правнуки смогли увидеть новую, счастливую, по его мнению, жизнь. Новый владелец сада приглашает всех посмотреть, как ударят топором по деревьям, чтобы разрушить старую жизнь и построить новую.

Он настолько оглушен счастьем, что проявляет бестактность к прежним владельцам имения и, не дождавшись, когда они уедут, начинает вырубать вишневый сад.

Для Ани и Пети Трофимова сад связан с надеждами на светлое будущее. Молодые люди понимают, что его уже не вернуть, зато можно посадить на его месте новый, еще больше и роскошнее. Трофимов считает, что сад прекрасен, им приятно любоваться, он много значит для Любови Раневской и Леонида Гаева, а также для Ани.

Петя напоминает девушке, что когда-то ее предки владели сотнями душ крепостных крестьян, которые работали в этом саду, чтобы он рос, давал урожай. А теперь с каждого листика, ствола, с каждой веточки глядят на нее глаза этих крестьян.

Он убеждает Аню, что новую жизнь невозможно начать, не порвав со старой, не оторвавшись от вишневого сада, – пережитка крепостничества. И Аня соглашается с ним. Она уже не так любит этот сад, как раньше, уже не связывает с ним свои мечты и планы, поэтому уговаривает мать уехать, начать новую жизнь, заложив новый, еще более роскошный сад.

Однако, чтобы он процветал, сидеть сложа руки не стоит: нужно ухаживать за садом и оберегать его от всего недоброго, несправедливого, злого и безнравственного. Автор не возлагает большие надежды ни на Петю Трофимова, ни на Аню. Первого называют «облезлым барином» и «вечным студентом» за его бедность и нежелание закончить наконец учебу в университете.

Слова Трофимова так и останутся словами, так как их автор не способен к решительным действиям. А Аня еще слишком юна и наивна, чтобы без чьей-либо помощи воплотить мечты в реальность.

Для самого автора вишневый сад – это вся Россия, которая переживает не совсем простые времена, это символ безграничной любви к родине, родной природе. «Вся Россия – наш сад», – утверждает драматург устами Пети Трофимова. В этом символе воплотилась вся горечь сердечных мук самого А.П.

Чехова о невозможности сберечь красоту, богатство и прелесть сада, сохранить ее для своих потомков. Автор задается вопросом, может ли кто-то из героев спасти этот райский уголок природы – вишневый сад.

Писатель пытается примерить роль настоящего хозяина сада и бывшим владельцам, и новому хозяину сада, и молодому поколению, однако не находит среди них ни одного достойного, несмотря на их положительные качества.

Таким образом, значение символа вишневый сад многозначно. Для каждого из героев произведения он ассоциируется с чем-то своим, лишь для него одного близким и понятным. Для одних героев комедии в образе сада заключается их незабываемое прошлое, для других – счастливое будущее.

Будущее России: взгляд современника

На протяжении всей пьесы видно, что герои связаны с вишнёвым садом, кто-то больше, кто-то меньше, но именно через отношение к нему автор постарался раскрыть их значение во временном пространстве прошлого, настоящего и будущего.

Символ вишневого сада в пьесе Чехова – это символ России, находящейся на перепутье своего развития, когда смешиваются идеологии, социальные слои и многие люди просто не представляют, что будет дальше. Но это настолько ненавязчиво показано в пьесе, что даже М.

Горький, у которого постановка не вызвала высокой оценки, признал, что она пробудила в нем глубокую и необъяснимую тоску.

Анализ символики, описание роли и значения основного символа пьесы, которые были выполнены в данной статье, помогут ученикам 10 класса при написании сочинения на тему «Символ сада в комедии «Вишнёвый сад»».

Тест по произведению

Символ сада в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

В 1903 году Антон Павлович Чехов создал великолепную пьесу в четырех действиях. «Вишневый сад» и по сей день является классикой драматического жанра.

Несмотря на то, что произведение начинается в жанре комедии, к концу можно заметить (в принципе, характерное для автора) сочетание комического и трагического.

Насколько символическим является название произведения? Или же «вишневый сад» не имеет никакого двойного смысла?

  Биография Людвига Ван Бетховена: кратко, самое главное

Вишневый сад является объединительным образом в произведении. Он соединяет судьбы героев и обнажает замыслы каждого.

Сад выступает в образе конкретного палисадника, где растут деревья вишен, но также он символизирует дворянский упадок и нарастающие революционные настроения в стране. Середина пьесы пропитана грустными и пессимистичными настроениями от необходимости вырубки любимого сада главной героини.

В пьесе собрались представители трех времен: прошлого, настоящего и будущего. Прошлое время выступает в образе Раневской, которая привязана к «вишневому саду», то есть она не готова к изменениям и ее все утраивает.

Настоящее представлено в образе Лопахина, который готов к изменениям, более того, он выступает в качестве пропагандиста перемен. Будущее же выступает в роли Ани, дочери Раневской, перспективной девушке, которая пока не знает, чем она будет заниматься в жизни.

Вишневый сад выступает связующим звеном среди этих трех поколений, он — нейтральный образ, вокруг которого плетутся интриги и завязываются споры. Символичным также выступает сезон, который действует на сад: пьеса начинается весной, когда деревья цветут и заканчивается осенью, когда оголение ветвей деревьев неизбежно.

В каждом действии пьесы, практически в каждом диалоге, вишневый сад выступает главной соединительной частью героев. Конечно, кто-то связан с садом напрямую, как, например Раневская, а кто-то и вовсе не имеет никакого отношения и интереса к деревьям, как, например Петр Трофимов. Но именно отношение героев к саду раскрывает истинное значение каждого на временной ленте.

В пьесе Чехова символ вишневого сада является символом России, которая в тот момент находилась на перепутье своего развития. Идеологии, социальные слои и люди разных профессий не могли знать, что ждет их впереди.

Автор старается ненавязчиво об этом сказать в произведении, так, что даже Максим Горький, не дав высокой оценки пьесе, высказался о необъяснимом приливе тоски после прочтения Чеховского сада.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение: Значение символа Вишневый сад в пьесе «Вишневый сад» (А. П. Чехов) | Литрекон

(411 слов) Последнее драматическое произведение А. П. Чехова стало «новой драмой» в мире литературы XX века.

В пьесе мало внешних событий, все ключевые моменты происходят за пределами сцены: продажа сада, вырубка деревьев. Каждое действие влечет за собой множество последствий и влияет на судьбу героев.

Вишневый сад – ключевой герой в произведении, вокруг которого разворачиваются главные события. 

Для каждого героя образ сада имеет свое значение. Раневская и Гаев страстно любят это место из-за воспоминаний о прекрасном детстве. Они имеют множество долгов, из-за которых приходится расстаться с садом. В каждом акте слышны пустые разговоры о спасении, но нет никаких действий. Они не могут отпустить прошлое, но легко предают его, отдавая свое «райское» место под сруб. 

Аня – представитель нового поколения. После продажи сада она успокаивает мать. Говорит о том, что они посадят новый, гораздо лучше.

Для нее это место ничего не значит, она спокойно может переехать в другое, сделав его таким же, как прошлое. Петя Трофимов, как и Аня, – поколение будущего. Его не волнует судьба сада.

Люди новой эпохи могут отыскать место прекраснее и лучше, чем этот сад. Они не привязываются к прошлому, наоборот, направлены на развитие будущего. 

Лопахин – человек настоящего. Он всю жизнь мечтает заполучить сад в свои владения и видит его только в облике прибыли, ведь на нем можно построить новые дачные участки. Но психологически обретение сада значит для него гораздо больше: он, внук крепостного, теперь купил те земли, на которых были рабами его предки.

Анализируя символику сада для каждого действующего лица, можно выделить основные значения. Сад воплощает в себе несколько образов – детство, красота, духовность, место надежд, воспоминаний. Один из главных – прошлое России, обреченное на гибель. «Вся Россия наш сад» — фраза, прозвучавшая от Пети Трофимова.

Если сад – это наша страна, то что произойдет с будущем России, если на него махнут рукой Пети и Ани? Этим вопросом пропитана вся пьеса А. П. Чехова. Бывшие хозяева восхищались садом, холили и лелеяли его, но не смогли защитить, а новым людям он не особенно дорог.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «чистый понедельник» для читательского дневника (и. а. бунин)

Значит, главная проблема, поставленная автором, — это судьба России, оказавшейся в руках дельцов. 

В финале пьесы звучит звук топора, под который появляется Фрис. Он дергает за ручку дверь и понимает, что она заперта: «Заперто. Уехали. Про меня забыли». На первый взгляд, эта сцена трагична, но автор добивался не этого.

Чехов хотел напомнить, что за все действия отвечают люди. Они несут ответственность не только за судьбу прекрасного сада, но и за судьбу всей нашей страны в целом.

Поэтому если финал пьесы не устроил зрителя, он должен идти и возделывать свой вишневый сад, пока еще не поздно.

Полина Цимкина

Сочинение на тему: Символ вишневого сада в пьесе А. П. Чехова

Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой – юной и сильной жизни… За смертью и умиранием следует рождение нового, разочарованность в жизни сменяется надеждами, ожиданием перемен.

Пьеса Чехова “Вишневый сад” отражает именно такую переломную эпоху – время, когда старое уже умерло, а новое еще не народилось, и вот жизнь на какое-то мгновение остановилась,

затихла… Кто знает, быть может, это – затишье перед бурей? Никто не знает ответа, но все чего-то ждут… Точно так же ждал, вглядываясь в неизвестное, и Чехов, предчувствуя конец своей жизни, ждало и все русское общество, страдавшее от неопределенности и пребывавшее в растерянности.

Ясно было одно: старая жизнь безвозвратно ушла, на смену ей грядет иная…

Какой же будет она, эта новая жизнь? Персонажи пьесы принадлежат к двум поколениям. С поэзией грустных воспоминаний о былой блестящей жизни, навеки отшумевшей, кончается царство вишневых садов.

Скоро начнется эпоха действий и перемен.

Все герои пьесы предчувствуют наступление новой жизни, но одни ждут ее с опаской и неуверенностью, а другие – с верой и надеждой. Герои Чехова не живут настоящим; смысл их жизни заключен для них либо в идеализированном ими прошлом, либо в столь же идеализированном светлом будущем.

То, что происходит “здесь и теперь”, их как будто не волнует, и трагизм их положения в том, что каждый видит цель своего бытия вне жизни, вне “вишневого сада”, который олицетворяет саму жизнь.

Вишневый сад – это вечное Настоящее, которое связывает воедино прошлое и будущее в вечном движении жизни.

В этом саду трудились предки Раневских, чьи лица взирают на Петю и Аню “с каждого листика, с каждой ветки в саду”.

Сад – это то, что существовало всегда, еще до рождения Фирса, Лопахина, Раневской, в нем воплощена высшая правда жизни, которую никак не могут обрести чеховские герои. Весной сад цветет, к осени приносит плоды; отмершие ветки дают новые свежие ростки, сад наполнен запахами трав и цветов, пением птиц, здесь кипит жизнь!

Напротив, жизнь его владельцев стоит на месте, с ними ничего не происходит.

В пьесе нет никакого действия, а персонажи только и делают, что проводят драгоценное время своей жизни в разговорах, которые ничего в ней не меняют… “Вечный студент” Петя Трофимов безжалостно обрушивается на человеческие пороки – праздность, лень, пассивность – и призывает к активности, к труду, проповедуя “высшую правду”. Он утверждает, что непременно найдет для себя и укажет другим “путь, как дойти” до нее, до этой высшей правды.

Но в жизни он не идет дальше слов и на деле оказывается “недотепой”, который не может закончить курса и над которым все потешаются из-за его рассеянности. Аня, душа которой искренне открылась свободным стремлениям Пети, восторженно восклицает: “Мы насадим новый сад, роскошнее этого”.

Она легко отказывается от прошлого и с радостью покидает родной дом, ибо впереди у нее – “светлое – будущее”.

Но слишком призрачна и неопределенна эта новая жизнь, которую так ждут Петя и Аня, а они, сами того не сознавая, платят за нее дорогую цену! Полна смутных и неясных надежд и Раневская.

Она плачет при виде детской, произносит напыщенные монологи о своей любви к родине, но тем не менее продает сад и уезжает в Париж к человеку, который, по ее словам, обокрал и бросил ее.

Сад конечно же дорог ей, но только как символ ее увядшей молодости и красоты.

Она, как и все остальные герои пьесы, не может понять того, что никакой миф, который человек создает для себя сам, чтобы побороть страх пустоты и хаоса, – никакой миф не наполнит жизнь подлинным смыслом.

Продажа сада – это лишь видимое решение проблем, и нет сомнения в том, что мечущаяся душа Раневской не найдет успокоения в Париже, а мечты Пети и Ани не осуществятся.

“Вся Россия – наш сад”, – говорит Петя Трофимов, но если он с такой легкостью отказывается от того, что связывает его с прошлым, если он не способен увидеть красоту и смысл в настоящем и не осуществляет свою светлую мечту здесь и теперь, в этом саду, то и потом, в будущем, он едва ли найдет смысл и счастье. Мечтает о конце “нескладной несчастливой жизни” и Лопахин, который живет по законам практицизма и выгоды. Выход из положения он видит в покупке сада, но, приобретая его, он ценит в нем “только то, что он большой” и собирается вырубить его, чтобы на этом месте строить дачи.

Вишневый сад – это смысловой и духовный центр пьесы, это единственный устойчивый и неизменный, верный себе живой организм, в котором все подчинено строгому порядку природы, жизни. Вырубая сад, топор обрушивается на самое святое, что осталось у чеховских героев, на их единственную опору, на то, что связывало их друг с другом.

Для Чехова самым страшным в жизни было потерять эту связь – связь с предками и потомками, с человечеством, с Истиной. Кто знает, быть может, прообразом вишневого сада послужил Райский Сад, от которого тоже отказался человек, польстившийся на обманчивые обещания и мечты?

3676. Сочинение Символ сада для героев пьесы Вишневый сад Чехова Русский язык

Антон Павлович Чехов славится как мастер образов и изысканного литературного языка.

Помимо описания внешности и погоды, Чехов также использовал явления природы, дабы показать всю полноту настроения сюжета.

Символ вишневого сада в одноимённой пьесе Чехова является примером того, как автор смог использовать природные элементы в качестве иносказательного описания настроения своих персонажей.

Произведение появилось на свет в 1903 году.  Она представляет собой пьесу в четырех действиях.  Повествование ведется в драматическом ключе, создавая напряженную атмосферу в головах читателей и зрителей.

  За долгие годы пьеса смогла завоевать колоссальную популярность среди поклонников литературного творчества писателя.  Так как Чехов был еще и драматургом, его запомнили, как прекрасного автора сценариев для постановок.

  По произведению «Вишнёвый сад» было поставлено много пьес, пользующихся популярностью и по сей день.

Вишнёвый сад объединяет различные аспекты произведения воедино, соединяет судьбы героев и обнажая их замыслы.  Место как бы изобличает каждого персонажа, как бы сильно он не хотел спрятать все свои тайны.

Так как сад в ходе повествования увядает, в этом художественном образе можно заметить увядание дворянской культуры. Оно и понятно, ведь автор был современником глобальных потрясений, в которые была вовлечена страна.

Сад раз за разом уменьшается, символизируя дворянский упадок.  Эпизод с вырыванием красных вишен, не дающих плоды долгое время, недвусмысленно намекает на возрастающее революционные настроения.  Пьеса охватывает сразу три времени — прошлое, настоящее и будущее.

Раневская отождествляет прошлое, показывая все недостатки старого строя.  Образ настоящего запечатлен в лице Лопахина.  Он сначала не боится изменений, становясь все настойчивее в своих намерениях изменить мир.  Переломной точкой в формировании его личности является момент, когда он соглашается стать агитатором. Что касается будущего, то оно тут представлена в образе дворянской дочери Ани.

Вишневый сад связывает три поколения в едино, выстраивая чёткую цепочку образов. Сад не является действующим лицом повествования, однако именно он отражает характеры персонажей, играя роль зеркала. Использование художественных образов — сильная сторона Чехова, воплотить которую он смог именно в этом произведении. Его персонажи растут и развиваются, меняясь прямо на глазах у читателя.

Изменения рассматриваются как в поведении, так и внешнем виде персонажей. Вишнёвый сад соединяет героев, являясь не только фоном, но и зеркалом, отражающим личность каждого героя.

Вариант 2

Писатель Антон Павлович Чехов является автором ряда произведений, которые в литературной критике считаются классическими и которые обсуждаются в литературной среде. Одним из его произведений является пьеса «Вишневый сад».

Согласно мнению литературных критиков, это сочинение относится к произведениям классической литературы. Считается, что в этой пьесе автор поднимает такие вопросы и высказывает такие мысли, которые могут вызвать интерес у читателя в разные исторические периоды.

Можно встретить информацию, согласно которой сам Чехов придавал большое значение названию пьесы «Вишневый сад».

В литературной критике есть мнение, что именно через отношение придуманных автором героев к вишневому саду он высказывает свои мысли, обращается к обсуждению разных тем, делится своими размышлениями.

По сюжету пьесы в имении, которое принадлежит героине произведения Раневской, растет большой красивый вишневый сад. Этот сад согласно содержанию пьесы продается. Автор показывает отношение придуманных им героев к вишневому саду.

У Раневской и ее брата Гаева вишневый сад вызывает воспоминания об их детстве, поэтому он им очень дорог, и они не хотят его продавать. Купец Лопахин рассчитывает купить этот сад и получать в дальнейшем прибыль.

В литературной критике есть мнение, согласно которому купец Лопахин имеет деловой подход и при этом он понимает отношение к саду Раневской и Гаева, хочет помочь им не продавать сад. Представители молодежи в пьесе имеют свое отношение к вишневому саду.

Дочь Раневской Аня в целом спокойно воспринимает продажу сада, она говорит маме, что можно будет посадить новый сад, она готова к труду. Похожее отношение к вишневому саду у Петра Трофимова. Он даже хочет, чтобы сад был продан, поскольку он вызывает у него ассоциации с тем периодом, когда существовало крепостное право.

В литературной критике можно встретить мнение, согласно которому Чехов показывает значение вишневого сада для персонажей пьесы, их отношение к нему, чтобы высказать мнение о настроенности представителей разных поколений.

Представители старшего поколения Раневская и Гаев просто хотят оставить все как есть и ничего не менять. Представитель среднего поколения купец Лопахин готов к новому, предлагает разные варианты действий.

Представители молодого поколения Аня и Петр Трофимов готовы спокойно расстаться с садом и заниматься новыми делами.

Все сочинения

Ссылка на основную публикацию