Самодуры в пьесе «Гроза»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Самодуры в пьесе Гроза

Очень значимым произведением для страны начала 60-х годов 19 века оказалось произведение «Гроза» Островского. Произведение было написано об обновлении как души человека, так и природы.

Островский показал, как природное явление как гроза может разрушить устои темного царства России. Главное темой создания самодуров купцов произведении было для того чтобы осудить их жестокое поведение по отношению к окружающим. Деспоты, жесткие и надменные люди , по мнению Островского господствовали в то время в России.

В вымышленном городе под названием Калинов, автор отобразил все эти жестокости.

По началу перед читателями открывается прекрасный город, расположенный на берегу реки Волги. Красотой пейзажа поначалу прикрывается истинная жизнь людей. Но не все так красиво и гладко как кажется на первый взгляд. Мы видим, что единственным человеком, который имеет ум, является механик Кулигин.

Он и называл нравы города жестокими и деспотичными. Особое внимание он уделяет неравенству, которое разделяло бедных и богатых. Так же понятно, что жажда денег и наживы, приводит к разладу и в жизни самих купцов.

Каждый из них стремится попортить жизнь другому, наговаривая на своих конкурентов, пытаясь испортить им торговлю.

Практически сразу становится понятно, что для богатых купцов самодуров, не ни какой управы. Им ни кто не указ, а деньги дают им право управлять городом Калинова. И ни кто не посмеет им перечить, потому что деньги здесь решали все.

Даже семейные отношения строились из жестокости самодуров. Самодур — в данным произведении имеет обозначение самоуверенных хамов, которые вели произвол и оставались безнаказанны. Один из влиятельных людей города был Дикой, он знал, что ни кто ему не окажет сопротивление.

Он с легкостью распоряжался жизнью своего племянника, так как тот зависел от него. Автор описывает его как хама, невежу и жадного человека, он олицетворял черты характера самодуров. Он ни когда не был чем-то доволен, с людьми разговаривать он не умел абсолютно. Бросался на всех как дикая собака.

Дикой очень любил деньги, и расставался с ними с большим трудом, это вызывало в нем еще больше злобы.

Именно по этой причине он постоянно гноил Бориса, которому должен был отдать все по завещанию. Если ему становилось что то непонятно, он вымещал свою злость на тех кто находился рядом с ним.

Он набрасывается на Кулигина, по причине своего непонимания, что тот хочет донести ему. По причине своего самодурства и невеликого ума, как многие граждане города Калинова, он утверждает, что Гроза эта ни что другое как послание свыше.

Чтобы наказать людей за их грехи и пакости.

  Что писать в теме email-письма: 80+ русских примеров

Вариант 2

В пьесе Островского «Гроза» показано самодурство отдельных лиц, которые живут ради своей наживы на других, которые держат своих подчиненных в постоянном страхе перед собой.

Кабаниха и Дикой олицетворяют беспощадную власть над народом и бессмысленную задачу всегда придерживаться старых традиций.

Жители города не знают ничего нового, они закрыты под пеленой старых принципов жизни и традиций.

Кабаниха властная женщина, имеющая сосредоточенно большое хозяйство. Ее политика имеет единоличный характер. Только она одна знает как, правильно поступать. Так же у нее имеется религиозный характер, хотя она и не верит в Бога, но склонна только к исполнению традиций.

В ее доме имеется множество икон. Показывая свою святость и правоту перед другими. В ее доме поселились богомолки и странницы, которые восхваляют хозяйку. Хотя ей и говорят лестные слова ради того, чтобы их не лишили заработка.

У Марфы Кабановой есть сын Тихон, которого учит, как правильно жить. И сын не смеет даже ей перечить. Только единственная сноха Кабанихи, Катерина имеет протест против ее нравственности.

Кулигин соглашаясь с протестом, всегда хочет внедрить что-то новое в их мир, в этих людей, которые просто потеряны в этом городе.

Еще один герой интересного сюжета, богатый купец Дикой, жаден как ни кто другой. В роле, упрямого старика. Который, всячески не дает жить своему племяннику Борису и своим родственникам. Савел Прокофьевич возомнил, что имеет власть над городом, в отличии от Кабанихи, нагло вмешивается в жизни людей.

Угрожая своему племяннику Борису, лишить его наследственности, старается этим самым манипулировать его. Его права стоят на том, что он имеет большое имение и деньги, которые в свою очередь решают все. Дикой как и остальные богатые купцы, которые утопают в роскоши, всегда тянули Россию на дно. Он вечно угрюм и озлоблен на весь мир.

Его никогда не видели улыбающимся. Так же он не образован. За всю жизнь Савел прочел ни одной книги. Не любит все новое. Он наслаждается в комфорте своей жизни. Для него скорее всего сложно понимать что-то новое. Даже прекрасно осознавая, что мешает другим жить и совершает плохие поступки. И поэтому зарывается с головой в песок в старые обычаи.

Несмотря на всю его угрюмость, свирепство он труслив, даже обычная гроза способна его напугать.

Островский дает понять, что сила в новом времени, умертвив старое, принесет новые изменения в жизни людей этого города.

История написания

Островский начинает работу над пьесой летом 1859 г. и заканчивает всего за 2 месяца. Автор решил написать это драматическое произведение после совершенного путешествия по Волге.

В основе города Калинова, где проходят события этой драмы, находятся Тверь, Осташково и Торжок, а детали были дополнены другими близлежащими населенными пунктами. Островский являлся исследователем: прежде чем написать сочинение, он записывал наблюдения о жизни обычного народа в блокнот, а затем использовал эти записи в произведении.

Некоторые считали, что сюжетная линия «Грозы» основана на настоящих событиях. Якобы проживала в Костроме девушка, которую звали Александра, ее тело нашли в Волге. У нее также не сложились взаимоотношения со свекровью. Ей было 16 лет, при этом Катерине в произведении — 19.

Обе женщины страдали от родных. У них не было детей. Также у обеих были любовники: у Александры — почтовый работник, у Катерины — Борис.

Но все действия в произведении были написаны месяцем раньше, чем это случилось в реальности, поэтому через время споры были прекращены. Люди даже считали, что у писателя получилось «предсказать будущее» в пьесе, от этого ажиотаж вспыхнул с новой силой.

В произведении находятся 2 группы жителей города Калинова.

Первая группа в «Грозе» это самодуры:

Они символизируют подавляющую власть «темного царства». Это враги нового строя.

Ко второй группе относятся:

  • Катерина;
  • Тихон;
  • Кулигин;
  • Варвара;
  • Кудряш;
  • Борис.

Это жертвы самодуров в пьесе «Гроза», подавленные, чувствующие силу «темного царства», но разными способами выражающие разоблачение и протест.

Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек».

Описание Дикого

Дикой — зажиточный купец. Деньги у него есть, однако расстается он с ними тяжело. В Калинове он является уважаемым и авторитетным человеком, которого боятся. Основная причина — богатство, он в городе является самым обеспеченным.

Образ Дикого полностью цельный. Для него не свойственны метания, сомнения, колебания. Он не ищет смысла бытия, не стремится к высотам, его не мучает совесть. Купец идет по жизни твердым шагом, не переживая, что кого-то раздавит.

Причем он невежественен и необразован. Политические и социальные события, наука, живопись ему неинтересны. Помимо этого, Дикой утверждает, что все это недостойно уважения, смешное, бесполезное. Живет он, следуя суевериям и предрассудкам. Это особо видно, когда Кулигин обращается к Дикому за помощью в установке громоотвода.

Население города боится грозы, поэтому и появляется эта идея. Но купец высмеивает Кулигина, говоря, что гроза — знак Божий, и жить необходимо правильно. Бесполезно бороться с этим «шестами да рожнами».

Деньги — единственное, что значит в жизни для Дикого. Если они к нему попали, он уже не отдаст их. Даже работникам приходится выпрашивать зарплату у него. Но это не всегда выходит, а если и получается, придется выслушивать много ругани.

Основная черта Дикого — грубость, которая прослеживается на протяжении всей пьесы. Из его уст все время сыплется брань. Он совершенно не стесняется в высказываниях, без угрызения совести оскорбляет людей.

Самодурство Дикого проявляется во всем. Но больше остальных от этого страдает его семья. Племянника Бориса он просто затравил. Поскольку тот зависит от богача в финансовом плане.

Жена купца, которая доведена до отчаяния, дрожит перед ним, умоляет всех не сердить мужа. Но выполнить эту просьбу практически невозможно. Агрессия Дикого зачастую ничем не объясняется.

Ему может не понравиться взгляд человека или обычное слово — и начинается ругань.

Если рядом самодур

Литература — дело хорошее. Но что делать в реальной жизни, когда приходится сталкиваться с самодурством?

Если это начальник, считающий, что все основано на деньгах, не бойтесь дать ему отпор. Поставить на место такого человека трудно, но возможно. Дайте ему понять, что не станете терпеть хамское отношение к себе. Когда становится совсем туго — увольняйтесь. Лучше потерять работу, чем нервы и здоровье.

Если самодурство — это типичная черта кого-то из близких, не поддавайтесь их давлению. Вам пытаются внушить, какой вы плохой: обижаете родственника, не прислушиваетесь к нему, считаете себе умнее. Признавайте — да, я плохой. Не позволяйте взрастить в вас чувство вины. Самодуру только это и нужно. Смело защищайте свои интересы и отстаивайте жизненную позицию.

Вспомним Островского

Точнее его произведение под названием «Гроза». Есть там некий Савл Прокофьевич Дикой. Фамилия у него говорящая, а нрав как раз ей под стать.

Этот Дикой был самым настоящим самодуром. Зажиточный купец, имеющий столько денег, сколько на деревьях листьев. С этим человеком всерьез считались. И сей факт импонировал Савлу. Дикой решил, что деньги решают все. Отчасти так оно и было. Мало кто мог фамильярно похлопать городничего по плечу. А Савлу Прокофьевичу это не составляло труда.

Читайте также:  Желчь, любовь и кровавое месиво бориса виана

К своим подчиненным купец относился жестоко. Жалование задерживал, порой платил совсем копейки. Работники возмущаться пробовали, но Дикой начинал буянить. Кричал, что они червяки, захочет и уничтожит всех враз.

Домашним еще хуже доставалось от богатея. Самодурство — это ужасная черта характера, от которой страдает все окружение человека. Вот и приходилось семье Дикого страдать. Сколько раз убегали они из дома или отсиживались на чердаке, когда дорогой муж и отец буянил.

Почему Савл Прокофьевич был самодуром? Да потому, что у него в руках были деньги. И он полагал, что имеет право на все. В глубине души Дикой — трусливый человек, который тушуется, когда ему дают отпор. Правда, делать этого никто не рисковал, кроме Кабанихи.

Характеристика Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова — мать Тихона и Варвары, вдова, унаследовала после смерти супруга его дело, теперь властвует.

Фамилия ей тоже очень подходит: такая же дикая и злобная, может наброситься на человека без причины. Если жертвой Дикого является его племянник Борис, то для Кабанихи это Катерина, ее невестка.

Молодая женщина ни в чем не может угодить свекрови, как ни старается.

По характеру старуха сродни Дикому, поэтому только с ним разговаривает на равных, «домашних заела поедом», в городе ее все боятся: «Маменька-то у вас больно крута…».

Она абсолютно уверена, что семья должна быть построена на страхе и подчинении старшим: «Ты не осуждай постарше себя! У старых людей на все приметы есть».

Она не особо религиозна, молится и соблюдает обряды по привычке, не вникая в их смысл и значение.

Кабаниха никогда не бывает довольной, все время брюзжит и постоянно сует нос не в свои дела.

Особенно от нее достается сыну и снохе: постоянно упрекает их в неуважении, считает, что Тихон слишком добр к жене и много ей позволяет: «Может, ты и любил мать, пока был холостой.

До меня ли тебе, у тебя жена молодая». Катерине совсем жизни не дает: и неряха она, и старших не чтит, и на мужа при людях вешается.

Проявление чувства доброты или жалости ей несвойственно. При малейшем неповиновении следует наказание. Она верит, что при соблюдении старых порядков и правил можно сохранить порядок в семье и в жизни.

Кабаниха привечает странниц и нищих, которые в ответ на ее милость вовсю расхваливают ее, их рассказы она принимает за настоящие новости.

Кабанова, как и Дикой, больше всего ценит деньги. Для нее кто богат, тот и прав. Когда дело касается коммерческой выгоды, она может повысить голос и на Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай!».

Если Дикой кричит и буйствует, то Кабаниха своей деспотичностью подчинила себе всех в округе и делает попытки управлять людьми.

Она хитра и от природы умна, чем также отличается от Дикого и опасна для окружающих.

Троекуров

А теперь рассмотрим самодурство Троекурова. Это герой романа «Дубровский». Кто написал его, не стоит напоминать.

Кирилл Петрович Троекуров — типичный самодур. Он и Дикой — два сапога пара. Оба жадные до денег и считают, что капитал решает все. Страсть к деньгам и к безграничной власти, в этом заключаются основные черты обоих персонажей.

Но если Дикой был труслив, то Троекуров довольно решительный человек. Он отличается своей отменной жестокостью. И тот, кто беднее его, ничтожество в глаза Кирилла Петровича.

Из-за своей жестокости он лишил жизни Андрея Гавриловича Дубровского. А ведь когда-то они были товарищами. Троекурову не понравилось, что Дубровский не заискивает перед ним. Тот был слишком горд и самодостаточен. Это взбесило Кирилла Петровича. И он отобрал у Андрея Гавриловича имение.

От такой вседозволенности Дубровский слег. Да так и не оправился от болезни. Но Троекурову этого оказалось мало. Он порушил жизнь своей дочери Маши. Самодурство — это отвратительная черта, которой обладал богач. Узнав, что дочь влюблена во Владимира Дубровского — сына прежнего товарища Троекурова, отец-самодур насильно выдает ее замуж. Таким образом, сломана судьба Маши и Владимира.

3076. Самодуры в пьесе Гроза сочинение Русский язык

Островский одним из первых описал самодурство русской провинции в пьесе «Гроза». Он показал, насколько властьимущие идут на произвол, ради своей прихоти, никогда не считаясь с другими. Они являются олицетворением беспощадного обращения с окружающими, абсолютной власти, утверждения устаревших устоев и традиций и полного господства мещанства.

Яркими представителями в «Грозе» показаны на примере двух влиятельных людей города на Волге, богатых купцов Дикого и Кабанихи.

Они оба признают лишь одно богатство, материальные ценности и власть. В их образах нет положительных качеств, только отрицательные: жестокость, грубость, лицемерие и коварство. Они бескультурны, темны и не образованы, а нововведение пугает их и вселяет страх.

Самодурство Дикого Савела Прокофьича выражено в постоянном ругательстве, злобе и ненависти даже к родным, которые живут в постоянном страхе, жестокости и ненависти. Он поклоняется только деньгам, ему всегда их мало и трясется над каждой копейкой. Он беспощадно отбирает наследство племянников, обсчитывает бедных.

По его мнению все люди червяки, а он если захочет то и раздавить может, и все должны ему покоряться. Он думает лишь о себе, о своей выгоде.

Дикой отступает лишь перед тем, у кого этих денег больше чем у него, а значит и власти больше. Перед сильными личностями он также пасует, чувствуя отпор.

Поведение Дикого типично для провинциального городка. Здесь представителями старого уклада губится на корню все светлое, новое и чистое.

Кабаниха Марфа Игнатьевна является ярой противницей всего нового, стремясь следовать старым традициям, обычаям и устоявшемуся укладу.

В ее доме все пропитано религиозностью, здесь часты монахини и странницы. Но веры в Бога нет, а лишь потому, что так надо, все «по порядку».

Она очень властный по натуре человек, и не приемлет никаких возражений. Она верит в свою незаменимость, поскольку молодое поколение не чтит старых устоев, и как мир будет дальше существовать, она даже представить не может.

Но она все же чувствует, что старому укладу приходит конец, поскольку молодежь пытается противостоять «темному царству», на примере ее снохи Екатерине, которая не стала жить по тем законам которые ей навязывают, и не стала приспосабливаться как остальные, а осталась верной своим убеждениям, против всего общества, против самодурства.

Нередко и в наши дни встречаются такие вот кабанихи и диких. И борьба с ними в развитии внутренних сильных качеств.

2 вариант

Произведение Островского «Гроза» является значимым, а все, потому что здесь рассказывается не только об обновлении природы, но и всего человечества в целом.

Кроме этого здесь рассказывается еще и о том, как власть выполняет только то, что нужно ей и совсем не считается с мнением других людей.

Также власть старается подчинить себе весь народ и сделать так чтобы они выполняли все, что им прикажут и совсем не задумывались хорошо это для людей и общества или нет. Еще власть старается поменять все традиции и вместо старых сделать новые.

И здесь можно рассмотреть двух главных героев Кабаниху и Дикого. Они очень похожи друг на друга. А все потому, что оба любят не только богатство, но и власть.

Если их рассматривать сверху вниз, то в них нельзя отыскать ни одной положительной стороны. В них больше всего жестокости, грубости и лицемерия. Они не умеют себя вести в обществе и стараются находиться там, где нет общества.

Также они не любят никаких новшеств и стараются избегать их.

Дикий постоянно ругается не только со всеми жителями города, но и со своими родственниками. И без ругани и ссор он не может жить ни дня.

Его родственники просто ненавидят его за это и живут в постоянном страхе, ведь не знают чего от них просто ожидать.

Он старается заработать как можно больше денег, а если нужно потратить хотя бы одну монетку, то потом очень сильно переживает, поэтому поводу. Кроме этого он старается отобрать у всех своих родственников наследство.

Он считает всех мелочными и червяками, которых он может раздавить в любой момент. А для того чтобы он этого не сделал нужно просто выполнять все что он прикажет. Он никогда не думал о людях, а думал только о выгоде.

Он старается считаться и находиться в хороших отношениях лишь с теми людьми, у которых намного больше денег, чем у него самого. И в этом случае сам прислуживает и выполняет все, что ему прикажут.

Кабаниха никогда не приветствовала новшества и всегда старается все вести по-старому, и другим навязывает свое мнение.

Постоянно в ее доме появляются не только монахини, но и странники и странницы. Вот только в самого бога она не верила и другим говорила о том, что его не существует. А поскольку она властный человек, то если ей начинают перечить, то это очень сильно раздражает.

Все сочинения

Самодуры и самодурство в драме А. Островского «Гроза»

Драма «Гроза» (1859) явилась значительным событием в общественной жизни страны в 60-е годы XIX века.

У Островского получилась пьеса о грозе, приносящей обновление в мир природы и в мир человеческой души, о грозе, разрушающей устои «темного царства» по всей России.

Цель создания образов купцов-самодуров в пьесе состояла в том, чтобы осудить их дикий произвол, деспотизм, жестокое насилие, господствовавшие тогда в современной Островскому России. А вымышленный город Калинов, как в зеркале, отразил эти «жестокие нравы».

Сразу после открытия занавеса взору зрителя являются высокий берег Волги, городской сад и гуляющие жители небольшого городка Калинова. Красота пейзажа поначалу закрывает от посторонних глаз реальную жизнь города.

Оказывается, что в чудесном городке на Волге все не так уж прекрасно, как кажется на первый взгляд. Единственный образованный человек в городе, механик-самоучка Кулигин, называет нравы города Калинова жестокими.

Читайте также:  Сочинение: Чем интересно произведение Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Главное, что вызывает его возмущение, — это социальное неравенство, закабаление бедных богатыми, власть денег и жажда наживы, Но нет гармонии и в хозяйственных отношениях между купцами.

Они пишут друг на друга «злостные кляузы», стремятся подорвать торговлю.

На богатых купцов нет никакой управы. Никто им не указ. Даже глава города не может сделать замечание Дикому. Деньги дают им право властвовать над жителями Калинова. А потому никто не может возражать богатым купцам.

Семейные отношения строятся на жестокости и деспотизме самодуров. Слово «самодур» стало синонимом грубой самоуверенности, хамства, произвола и безнаказанности. Всем известно, что Дикой — влиятельный купец города. Он может унизить и обругать человека ни за что. Он своевольничает, так как уверен в собственной безнаказанности.

Он знает, что нигде и никогда не встретит сопротивления, Дикой свободно распоряжается судьбой своего племянника Бориса, который материально зависит от него. Дикой с его грубостью, хамством, невежеством и жадностью олицетворяет основные черты самодуров города Калинова.

Он и говорить-то спокойно не умеет, бросается на людей, как цепная собака, Он постоянно всем недоволен. Но как же возрастает его злоба, когда ему надо расставаться с деньгами. Именно поэтому он так ругает и притесняет Бориса, наследство которого он должен отдать ему по завещанию.

Так же злобствует Диой, если встречается с чем-то недоступным его пониманию. Показательна сцена, когда он набрасывается на Кулигина, пытающегося рассказать ему о громоотводе.

Будучи диким и невежественным человеком, он, как и все калиновцы, убежден, что гроза не есть электричество, а божья кара, посылаемая людям в наказание за грехи. Суеверие и страх перед неведомым определяют сознание Дикого.

Еще более склонна к фанатичной религиозности богатая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. На первый взгляд она и вовсе кажется благочестивой: принимает у себя странниц, ходит в церковь, чтит заповеди божьи. В отличие от Дикого, она голоса не повышает, не орет и не ругается.

Но как бы ни прикрывалась Кабаниха благочестивыми фразами, жители города знают о ней правду. Так, например, Кулигин говорит о ее лицемерии Борису: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Правда, нужно сказать, что ее самодурство ограничено рамками собственной семьи, но зато здесь она дает себе волю.

Кабаниха безалостно притесняет своего сына. Под ее влиянием он превратился в жалкого, забитого, безвольного человека, который ничего сам не решает и все время принужден оправдываться перед матерью за какие-то несуществующие грехи. Тихон бывает свободен от власти матери лишь во время деловых поездок.

А когда он дома, то стремится запить, чтобы забыться.

Конечно, Кабаниха не так уж умна, к ней можно приспособиться. Поэтому ее дочь Варвара — смелая и хитрая девушка — без труда находит выход. Она предпочитает жить по принципу «делай, что хочешь, только бы шито-крыто было».

Жестокая и деспотичная Кабаниха, используя маску благочестия, превратила в ад жизнь не только своих собственных детей, но и жизнь невестки. Не могли быть счастливы Катерина и Тихон, ведь мать вмешивается в их дела. Тихон не может проявлять никакой самостоятельности даже в отношениях со своей женой.

Это мать ему диктует, что ему говорить, как себя вести с Катериной. Она и сцену проводов Тихона устраивает по своему разумению, отводя сыну и невестке исполнение назначенных ею ролей. Тихон, запинаясь, произносит поучения под диктовку матери. А Катерина по приказу свекрови обязана выть на крыльце после отъезда мужа.

Да, вот уж, действительно, дикие нравы в городе Калинове.

Грозна власть Диких и Кабановых, но, видно, и ей приходит конец. С горечью принуждена признать Кабаниха, что старина выводится: «В другой дом и взойти не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

Несмотря на свою безграничную власть в семье, Кабаниха ощущает внутреннюю тревогу. Она чувствует, что все идет не так, как ей хочется. Даже своему безропотному сыну она не может внушить, что семья должна страхом держаться, а не чувствами. Именно поэтому она в сцене покаяния Катерины торжествующе говорит Тихону, пытаясь убедить его в своей правоте: «Что, сынок! Вот куда воля-то ведет!».

Пошатнулись опоры, на которых держатся самодуры в Калинове. Катерина предпочитает смерть горькой жизни в неволе и бросает открытый вызов «темному царству». Варвара и вовсе бежит из дома. И даже робкий Тихон осмелился обвинить мать в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили».

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского», — писал Добролюбов. Необходимость перемен в общественной жизни страны — главная идея пьесы.

Под самодурством революционер-демократ Добролюбов понимал не только семейный деспотизм, но и всю систему общественных отношений в царской Росии, доведенную до крайности.

Пьеса Островского «Гроза» и должна была принести обновление в мир человеческих отношений, чтобы навсегда избавить людей от жестокости, деспотизма, грубости и лицемерия.

Сочинение на тему Самодуры и их жертвы в пьесе «Гроза» ( : Островский А. Н.)

Драма «Гроза» была написана А. Н. Островским в 1859 году. Писатель повествует нам о городе Калинове, про который критик Н. А.

Добролюбов сказал: «Стоит на берегу Волги, весь в зелени; с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами».

Мирный и тихий, на первый взгляд, Калинов совершенно изолирован от окружающего мира, это «темное царство», в котором господствуют свои жёсткие нравы.

Жители отдаленного города чересчур суеверны и необразованны, придерживаются вековых традиций. Всю власть в Калинове поделили зажиточные горожане, среди которых встречаются настоящие самодуры, жестокие и беспощадные. Их жертвами становятся люди, которые не всегда способны постоять за себя.

Представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются Кабаниха и Дикой. Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, вдова, имеющая двоих взрослых детей — Тихона и Варвару.

Она принадлежит к старшему поколению, поэтому не только придерживается многовековых патриархальных традиций, но и «читает наставления» окружающим ее людям и изводит их спокойным монотонным голосом.

По мнению Кабанихи, подрастающее поколение должно уважать старших, поскольку «у старых людей на все приметы есть, старый человек на ветер слова не скажет». Марфа Игнатьевна уверена, что жена должна бояться своего мужа и во всем слушаться его, ибо не будет без этого порядка в доме.

Кабанова — настоящая ханжа, которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем», даже милостыню дает не из-за доброты душевной. Кабаниха — лицемерный человек, в церковь она ходит, для того чтобы показаться набожной женщиной.

Другим представителем неограниченной власти в Калинове является купец Дикой. Дикой — гневливый и скандальный человек, который без ругани «дышать не может». Он мучает не только посторонних людей, но и своих близких, те однажды «две недели прятались по чердакам да по чуланам» от его гнева.

Однако если Дикой чувствует, что не в силах подействовать на человека, что тот внутреннее сильнее его, то очень быстро отступает. «Пронзительный мужик», — так о нём говорит Кудряш, единственный, кто способен перекричать Савела Прокофьевича. Все в городе боятся Дикого и стараются меньше контактировать с ним.

Случается и такое, что Дикой раскаивается: падает в ноги и просит прощения при окружающих. Но искренность таких поступков весьма сомнительна. Наживается Савел Прокофьевич нечестным путем: обсчитывает людей, не отдает жалованье и не возвращает долги.

Кабаниха и Дикой — друзья, которые любят поговорить по душам, они оба гнобят близких им людей и являются представителями старого времени.

Жертвами тиранов являются Катерина, Борис, Тихон, Варвара, Кудряш и Кулигин. Катерина — жена Тихона, свекровь постоянно изводит её. В детстве Катерина «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле», любила ходить в церковь и выращивать цветы, много мечтала. Но в Калинове ее жизнь изменилась.

«Все как будто из-под неволи», — отзывается она об обрядах, молитвах, занятиях калиновцев. Воля к жизни, свобода — вот протест Катерины. Она предпочитает смерть неволе, подчинению калиновскому устрою жизни. Её муж Тихон — бесхребетный и бесхарактерный человек, он во всем потакает своей матери и делает то, что она прикажет, даже бьет Катерину.

Он мечтает вырваться из окружающей его обстановки, однако не прилагает никаких усилий для этого и выражает свой протест только после гибели Катерины: «Вы её погубили! Вы! Вы!» Сестра его, Варвара, перенимает от матери лицемерие и ханжество, поэтому открыто не протестует, а руководствуется принципом «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Кудряш, возлюбленный Варвары, постепенно свыкается с нравами Калинова и не думает о настоящем положении вещей.

Механику-самоучке Кулигину мешает совершенствоваться дальше необразованность людей города Калинова: он мечтает поставить солнечные часы и громоотводы, чтобы улучшить жизнь обществу, однако Дикой считает это всяким вздором, а Кулигина и вовсе сумасшедшим.

Механик-самоучка понимает несправедливость сложившейся в городе ситуаций и выражает свой протест в открытой форме, не боясь осуждений со стороны других: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Борис — возлюбленный Катерины, единственный человек, получивший хорошее образование, и тот оказывается таким же слабовольным, как Тихон. Он стремится получить наследство Дикого, но Кулигин открывает ему глаза: «Вам наследства вашего не видать никогда». Тогда Борис подумывает о наследстве Катерины и заводит с ней скрытые отношения. Когда их связь раскрывается, Дикой грозиться отправить его в Сибирь, но герой боится рассердить дядю, ничего не предпринимает и покидает Катерину в тяжёлый жизненный момент.

Читайте также:  Сочинение какую победу вы бы назвали самой трудной для человека

Каждый из героев так или иначе изъявляет свой протест калиновским порядкам, поэтому мир «темного царства» начинает рушиться, и даже Кабаниха замечает, что старина постепенно отживает своё.

Образы купцов-самодуров в пьесе Островского "Гроза" (размышления о прочитанном)

  • ….В пьесе “Гроза” Островский еще раз “ударил по болячке”, до него пропущенной в литературе, –
  • по купеческому быту…

Огарев

О пьесе Островского спорят с тех самых пор, как она появилась на сцене, и до настоящих дней; снова и снова ее ставят в театрах, отыскивая новые режиссерские трактовки.

Сразу же после премьеры спектакля возник “спор городов” о том, с каким из них связаны события, изображенные драматургом. Например, жители Костромы рассказывали об Александре Клыковой, купеческой жене, тайно любившей местного почтового служащего. Замученная преследованиями деспотичной свекрови, от которой не мог защитить ее добрый, но слабовольный муж, она утопилась в Волге.

Костромичи настолько были уверены в том, что Островский в своей драме изобразил это трагическое происшествие, что на первых представлениях “Грозы” костромские актеры гримировались под Клыковых. Однако выяснилось, что драма была закончена Островским за месяц до происшествия, случившегося в этой семье.

Фактически в пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, предпринятого Островским весной 1856 года в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.

Поэтому можно утверждать, что образная система драмы “Гроза” повторяет общественную и семейную модель купеческого мира, доминантой которого являются такие купцы как Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой.

Именно они определяют нравственный климат в городе Калинове.

Неслучайно первое появление Марфы Игнатьевны перед зрителями как бы подготавливает рассказ Кулигина: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!…”.

Эти нравы контрастируют с волжскими красотами, противостоят им; недаром все, кто страдает от жестокости, затхлости, “дикости” калиновского мира обращают свой взгляд к природе. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”, – это почти первые слова, которыми открывается пьеса.

Произнесенные все тем же Кулигиным, они заставляют зрителя и читателя задуматься, почему же “большую привычку нужно…иметь”, чтобы жить в этом приволжском городе.

Далеко не всем такое под силу. Ведь, например, Дикому ругаться “везде место”; он “ни за что человека оборвет”. Единственный человек в пьесе, стоящий ниже на социальной лестнице, перечит этому самодуру – его работник Кудряш: “…уж я перед ним рабствовать не стану”.

Кудряш сам объясняет, в чем состоит его умение общаться со своим хозяином: “…я его не боюсь, а пущай же он меня боится…он – слово, а я – десять…”.

А была бы возможность, Кудряш и физически бы Дикого проучил: “Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”.

Уже в первом явлении мы рядом с именем Дикого слышим другое – Кабаниха. Именно она “соперничает” с Диким в самодурстве, правда, эта купчиха гораздо изощреннее в издевательстве над домашними и окружающими: “…все под видом благочестия…”.

Итак, духота калиновских нравов, которые Кулигин определил как “жестокие”, налицо.

Но большинство калиновцев относятся к своему городу терпимо и даже чувствуют себя в нем уютно, особенно, послушав рассказы странницы Феклуши; по ее словам, вокруг Калинова творится невообразимое: Литва “на нас с неба упала…и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны”.

Там живут люди “с песьими головами”, там вершат свой неправедный суд “салтан Махнут персидский и салтан Махнут турецкий”. Все ее рассказы о большом мире выстроены так, что они целиком ложатся в концепцию патриархального сознания, где центр мирозданья – благочестивый город Калинов: “…В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый”.

Оказывается, Калинов – прибежище праведников: как “салтан Махнут” ни рассудит – все неправедно, а как ни рассудят калиновцы – все праведно. И они будут судить Катерину за любовь, которая превращает героиню из одной из калиновцев в личность, противостоящую рабству.

Становится понятной природа социального конфликта в драме.

Мир, существующий по законам лжи, лицемерия ( “…по мне – делай, что хочешь, лишь бы все шито-крыто было…”), самодурства, жестокости сильного по отношению к слабому, искажающий душу человека, определяет этот конфликт.

Почему же мир купцов так беспощаден к инакомыслию? Ответ найти несложно. Патриархальный мир обречен, он на грани распада и осужден временем, этого страшатся защитники “старины”: “Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние…”, – горюет Феклуша.

Постулаты “Домостроя”, на которых базировалась патриархальная семья, устарели: нет больше мужа – главы и защитника. “Да я, маменька, и не хочу своей волей жить…”, – убеждает Кабаниху ее сын Тихон. Требование беспрекословного подчинения главе семьи как опытнейшему и мудрейшему переродилось в хамское подавление чужой воли, в ощущение бесконечной вседозволенности.

“Ну какой ты муж? Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?” – учит Кабаниха сына.

Именно поэтому эта героиня страшна не верностью старине, а самодурством “под видом благочестия”. Кто может противостоять этой силе? В пьесе смогла только одна героиня, Катерина.

Ее поступок, самоубийство, – это страшный вызов всем самодурам Калинова, для которых мнимое благочестие – непререкаемая основа.

Недаром в последней реплике Кулигина соединились и проклятья всем, кто ее погубил, и пробуждение от былой покорности (“Нечего делать, надо покориться!…”).

Очень важны в этом плане слова Тихона, завершающие пьесу: “Вы ее погубили!…Хорошо тебе, Катя!…”. Не любовная интрига важна автору – он заставляет задуматься над жизнью, где живые завидуют мертвым, да каким – самоубийцам!

Так автор в пьесе, завершающий ранний период своего творчества, “ударил” по самодурному купеческому миру, в котором назрела необходимость перемен.

14.12.2011

Образы купцов-самодуров в пьесе Островского «Гроза» на Сёзнайке.ру

А.Н. Островский в пьесе «Гроза», написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени.

Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху.

Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.

Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал.

В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его (Дикого) «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные.

Кулигин называет ее «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою.

Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом». Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит «с езуитом» вместо «с иезуитом»), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье.

Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью («Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!»), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.

Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: «Ну, ты не очень горло-то распускай!» — обращается к Дикому.

Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих.

Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.

Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.

Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.

Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.

Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее.

Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели.

Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.

Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.

Ссылка на основную публикацию