Рецензия о пьесе а.н. островского «гроза»

Рецензия о пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Рецензия на произведение А. Островского «Гроза», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015». Автор рецензии: Светлана Игорева.

Классические произведения все без исключения можно назвать шедеврами литературы, ведь не зря они прошли проверку временем и миллиардами читателей. О некоторых книгах говорить легко.

Они проникают глубоко в душу и окутывают сердце. Многие истории остаются непонятыми и забываются.

А есть такие произведения, которые, врезаются в память на всю жизнь и всё время хочется возвращаться к ним вновь и вновь.

И даже не могу сказать, почему именно пьеса Островского «Гроза» стала именно таким произведением. Она уже не актуальна. Век прошлого далёк от настоящего, и многие поступки остаются непонятыми, да и ненужными. Но вот образы героев, их чувства, мысли, поступки, поведение – они неизменны и в настоящем.

Сюжет пьесы известен всем, понятен и неудивителен. То герои – Варвара, Ванюша, Екатерина, Тихон, Кабаниха, Борис, Дикой и другие –  живут среди нас. Стоит только посмотреть на окружающих и понять, что человеческая натура неизменна. И если меняется время, окружающая действительность, нравы, то черты характера  изменить не может даже время.

Очень хочется рассказать о каждом герое, но вот только очень долго и неинтересно. Поэтому просто расскажу немного о главных действующих лицах, которых мы встречаем каждый день.

Кабаниха – потрясающий образ сильной и деспотичной женщины. Она держит всех в ежовых рукавицах, и перечить ей не смеет никто. Её бояться, а самое главное уважают, хотя далеко не все. Она всегда за соблюдение традиций и на своем стоит твёрдо. Она умна, но не идеальна. И её не хватает мудрости.

И самая главная её ошибка – это контроль над собственными детьми. Она никогда не считалась с их мнение, всё и всегда должно быть только так, как сказала она. Марфа Игнатьевна позволила себе унижать своих детей, не понимая к чему это ведет. Вот так и сломался её сын Тихон, о котором я скажу позднее.

И вот образ Кабанихи мне хорошо знаком, ведь таких женщин, которые не считаются со своими детьми и всё время довлеют над своими детьми и их решениями. И причем такие женщины не видят себя со стороны и всегда уверены в своей правоте. Но некоторые находят в себе силы и растрачивают свою силу воли и духа, на более нужные и важные вещи.

Именно такие сильные женщины и добиваются очень много в жизни, они становятся лидерами и ими восхищаются. Каждая выбирает свой путь.

Варвара – умная, смелая и хитрая. Такие женщины подстраиваются под ситуацию и никогда не упустят своего. Надо быть дурой – будет дурой. Надо проявить ум – проявит ум. Варвара легко манипулирует людьми и знает самые потаенные желания. Она змея-искусительница. Мне бесконечно импонирует такой образ женщин.

И самое удивительное, что даже мать не смогла разглядеть неповиновения и мятежного духа. Варвара тот тип женщин, которым всегда претят рамки и ограничения. Только из-за духа противоречия, она пойдёт наперекор всему. И ничего удивительно, что именно она нашла в себе силы убежать из родительского дома.

И самое главное именно такому типу присуща такая черта, как чисто женская глупость.

Катерина – кто она?! Когда на уроки литературы, нам учитель доказывал, что Катерина – луч света в темном царстве, я просто недоумевала. Да, она отличается от других. Она покорна, наивна, слишком религиозна, не умна, нежна, но она грешна и истерична.  Она безропотно сносила все оскорбления свекрови, хотя и могла дать отпор.

Легко сносила все выходки мужа и даже не пыталась что-то изменить. Она просто никогда не шла против других. Она не хотела предавать мужа и сделала всё, чтобы избежать своего падения. Но стоило только вмешаться Варваре, как и ей не смогла дать отпор и почти безропотно приняла её условия игры.

А дальше в дело вступила совесть, которая просто растоптала нежную и ранимую душу. И дальше она сама довела себя до невменяемого состояния. И вот таких барышень, которые и сами не знают чего хотят, очень много. Они сами портят себе жизнь.

Вот только, сколько бы я не читала эту пьесу, всё равно не могу понять, почему Катерина не обратилась к своим родным, которые её очень сильно любили и приняли бы любое её решение.

Тихон – один из самых распространенных типов мужчин. Тряпка и алкоголик. Забитый маменькин сынок. Он никогда не заступался за свою жену, если не брать в расчет последнюю сцену пьесы. Он во всем и всегда слушал мать.

Слабый и недалекий, а ещё он очень любил свою Катерину. Он готов был её простить и даже слова бы дурного не сказал. И вот такие слабые мужчины окружат нас.

И самое страшное, что именно такие всё чаще и встречаются и прочно входят в нашу жизнь.

Ну и напоследок – Борис. Столичный красавец, который просто одним взглядом покорил нежное сердечко провинциальной девушки. Ему нет дела до сомнений Катерины.

Он наслаждается её чувствами и сам отвечает на них. Вот только ему вначале есть четкое ощущение, что любовь взаимна, то вскоре становится ясно, что столичный парень любит и ценит себя и деньги.

Вот так всегда и бывает. Прозаично, но так реально.

И как же всё же хорошо, что в нашей истории настал век эмансипации женщин, что нам позволило стать сильнее и умнее. И больше не надо зависеть от мужчин. Мы можем сами позаботиться о себе и не скрывать своего мнения и чувств, а самое главное осуждение и мнение общества уже не играет такой роли, как в прошлом.

Произведение Александра Николаевича Островского «Гроза» нужно читать хотя бы для того, чтобы ближе узнать характеры самых простых людей.

Самые свежие новинки и классные подборки книг в Вашей ленте:

Рецензия о пьесе А.Н. Островского «Гроза»Рецензия о пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Книга «Гроза»

Пронзительно сильнейшим по эмоциональному накалу оказалось для меня очередное перечитывание драмы Островского “Гроза”. Её рассматривают и как конфликт “тёмного царства” с “лучом света”, и как историю любви отчаявшейся женщины в мире несостоятельных мужчин.

А для меня “Гроза” – драма, основанная на необходимости выбора, причём драма религиозная, читать которую необходимо с осознанием, что измена – страшный грех для верующего человека, верующего так искренне, как верит Катерина.

Это всё-таки не история телесной страсти и измены тела, а история трагедии измены собственной вере.

По школьным урокам литературы Катерина больше ассоциируется с “лучом света в тёмном царстве”, так называет её Добролюбов. А “тёмное царство” – жизнь купеческого мещанского патриархального общества со своими…

Развернуть

Островский – замечательный драматург. Сметения отчаявшейся нежной беззащитной Катерины, которая любила искренне и всей душой мужчин слабых духом. Трагическая судьба молодой девушки заставила пойти ее на путь самоубийства.

Она словно задыхалась от тяжести нелицеприятных людей и их слов, что ей легче было прыгнуть и задохнуться от нехватки воздуха нежели жить в таких условиях. Катерина искренне хотела вырваться, словно птичка, на свободу, на волю.

В провинциальных городах немного людей и чаще всего кто-то про кого-то да что-то знает и мусолится это и мусолится. А если тебе попался человек мягкий так не пристыдить его- это ж как такое может быть. Такую ранимую душу не смогли спасти.

Мужчины ее были слишком слабы и эгоистичны. И только потеря любимой женщины даёт шанс мужскому началу и веру…

Развернуть 2021-09-19 22:22:32 www.livelib.ru/review/2295166

19 сентября 2021 г. 22:22

530

После прочтения у меня остались смешанные впечатления… Я знала, что Катерина совершит самоубийство ещё до того, как начала читать книгу. Могу сказать, что её персонаж мне определенно не симпатизирует, уж слишком она слабая по-моему, даже для девушки того времени. 

Развернуть

александр николаевич островский «гроза»катерина живёт вместе с мужем, тихоном кабановым, у своей свекрови по прозвищу кабаниха.эта самая кабаниха – до жути маразматичная женщина, застрявшая в прошлом. она считает, что мужчина в семье главный и перед ним надо преклоняться. что бить жену, если она не слушается мужа – абсолютно нормально.

что нужно орать, приказывать жене, а она должна лишь беспрекословно подчиняться, не смея возразить. “мы же так жили, вот и вы живите так же”. я не поддерживаю это. абсолютно. я считаю, что в семье должна царить гармония и равноправие. никто не должен тянуть одеяло на себя. мы живём не в 20, даже не в 19 веке. брак – это не рабство. брак – это гармония.

это искренность, честность, любовь.

очень жаль, что многие, в особенности кабаниха, не могут этого понять.…

Развернуть

Опять школьная программа, опять вопросы, зачем «это» школьникам.

Я в школьные времена благополучно шарахалась от Островского и вообще от пьес, теперь же внезапно открыла, что нравится мне этот Островский и его самая известная (самая?) работа.

В 16 лет ничего бы не поняла (а понимаю ли сейчас?), теперь же опыта побольше, мыслей больше, понимать не похожих на меня персонажей научилась.

«Грозу» лучше всего смотреть, а не читать, тем более есть запись замечательного спектакля Малого театра от 1977 г.

«Гроза» – это ненастье подавленных чувств, невозможность больше бояться, бегство от страха и отчаяния. «Гроза» – о невыносимости жизни без свободы.

Островский сумел ухватить вечные типажи и, отлично их перемешав, создал понятные даже в 21 веке ситуации. Даже в наше время, когда, казалось бы,…

Развернуть

Книга из школьной программы, которую я благополучно пропустила / забыла.Интересно было познакомиться с произведением, которое считают достаточно поучительным, чтобы его проходить в школе. И хотя я очень сомневаюсь всегда, нужно ли это, здесь согласится придется – пьеса многому учит тех, кто хочет научиться.

Перед нами обычная деревенька, обычная семейка, как у всех. Мигера-мамаша, от которой идут все беды. Будь она подобрее, так может и не мучались бы так ее родные. Муж – пьяница и тряпка, который делает всё, что указывает ему его маменька.

С таким мужем и в наше то время житья не будет, а уж там – где всем правит мамаша и деться некуда и понятно становится, почему такие Варя и Катя.

Катю, конечно, жалко. Натерпелась она от свекрови, где уж там нормально жить. Но и человек она сама по себе…

Развернуть

Александр Николаевич Островский оставил яркий след в русской литературе, прежде всего, благодаря своей драматургии, которая стала основой для русского национального театра.

И по сей день лучшие пьесы русского драматурга ставятся на сценах российских и мировых театров.

Кроме того, Островский предоставил широкому кругу читателей возможность увидеть жизнь русского купечества, полную внешнего благополучия, но представлявшую порой нелицеприятную картину.

Читайте также:  Можно ли оправдать измену жизненными обстоятельствами?

Не случайно писатель получил негласное прозвище – «Колумб Замоскворечья», ведь именно за Москвой-рекой селились русские купцы.
Назидательный характер пьес Островского проявлялся уже в названиях: «Не садись не в свои сани», «Свои люди – сочтемся», «Не все коту масленица». Однако «Гроза», написанная в 1860 году, стала неким символом, открывшим…

Развернуть

Решила перечитать русскую классику, потому что в школе, понятное дело, она не шла от слова вообще. И мне кажется, я прозрела. Прозрела для того, чтобы понять: в русской классике все персонажи созданы настолько отталкивающими, что хочется прыгнуть с утёса следом за ними. Никакой радости, никакого просвета, все страдают, бухают, стреляются, изменяют и прыгают с обрывов.

С одной стороны да, это характеризует место, где мы все живём. С другой стороны — и вот этим нас начинают насильно пичкать начиная с тринадцати лет. Да где уж тут в пятнадцать проникнуться, — после таких произведений понимаешь только, что другого выхода из трудной ситуации нет.

Вот, какое решение проблем предлагали русские классики из школьной программы: пойди заруби себя или кого-нибудь.

Говорите что хотите, и возможно я…

Развернуть

Вот я знала, что оно мне не понравится, и все равно взяла читать… Единственное, что осталось после прочтения “Грозы”, это недоумение. Может я так и не смогла дорасти, чтобы оценить ее по достоинству, может система ценностей и нормы морали не совпадают, но процесс ознакомления был неприятным.

Постоянно хотелось спросить героиню “А если подумать головой, а не тем, чем ты думаешь сейчас?”
Но самый главный вопрос- зачем это давать школьникам? Какие выводы они смогут сделать, кроме того, что читать это скучно, а в книге обязательно все должны страдать?! Печаль…
P.S.

– Теперь думаю, а стоит ли читать “Войну и мир”? Эта книга хотя бы короткая…

Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

Рецензия на произведение Гроза Островского

Известная пьеса Александра Островского «Гроза» покорила не одно сердце читателя, начиная с 1859 года. Автор показывает провинциальный городок, как часто его еще характеризуют – «темное царство».

В этом городишко сплошная нелюбовь и типичное скудоумие. В таких условиях проживает главная героиня – Катерина, полная противоположность семье мужа. Она постоянно находится под гнетом свекрови.

Во время отъезда мужа это доводит девушку до смелого поступка.

Пьеса вызывает разную палитру эмоций: от волнения до осуждения. Весь конфликт сосредоточен не только на любовной линии, но и на отношении старшего поколения к младшему. Увы, взрослые постоянно клюют молодых людей.

И золотой середины нет, поскольку угодить старшим не получается, что Борису, что Катерине и ее мужу Тихону.

Похоже, что только Варвару и Ивана не сильно зацепило все происходящее, либо они просто смирились… Этот конфликт поколений поражает до глубины души! Вот она бессмертная актуальность Александра Остроградского!

Проанализировав произведение, сами собой напрашиваются такой вывод: патриархат живет в умах старшего поколения, которое жёстко навязывает эти стандарты свободолюбивой молодёжи.

Их еще можно назвать птицами, главным олицетворением которых является Катерина. Образ грозы не случайно введен автором, поскольку она символизирует перелом прогнившей системы.

Также разные поколения по-разному смотрят на вещи, что есть основой для конфликта в пьесе.

Главным преимуществом пьесы можно назвать сильные и яркие образы персонажей. Даже герои второго плана без имени говорят об разных аспектах старого общества и критикуют молодежь.

Еще можно выделить отдельным плюсом цитаты, которые до сих пор остаются актуальными. Самая известная цитата Катерины: «Отчего люди не летают?» Недостатков не так много. Они не такие яркие, блекнут на фоне преимуществ.

Как правило, выделяют трагичный финал и небольшой объём пьесы.

В результате пьеса «Гроза» получилась очень символичная и актуальная даже в XXI веке.

Также это яркий пример борьбы с надеждой на лучшее, даже среди «темного царства», надеждой осветить тьму и расшатать старую и деспотичную систему образа жизни. Пожалуй, это и является главным уроком для читателей.

Жертва Катерины была не напрасной, ведь она показала, что пора меняться и система социума давно устарела и «хозяева жизни» на самом деле тираны и деспоты.

`

Рецензия на произведение Гроза

Популярные сочинения

«Гроза» отзывы и рецензии читателей на книгу????автора Александра Островского, рейтинг книги — MyBook. Страница 1

Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз,в числе слушателей были лицаи враждебно расположенные ко мне,и все единогласно признали „Бесприданницу“лучшим из всех моих произведений.

(А. Островский)

Лариса. Кабы любовь-то была равная с обеих сторон, так слез-то бы не было. Бывает это когда-нибудь?Паратов. Изредка случается. Только уж это какое-то кондитерское пирожное выходит, какое-то безэ.

Замечательная пьеса! Очень правдивая и жизненная, актуальна и в наши дни. Что и говорить, этим как раз отличается классика – она всегда будет актуальной, потому что раскрываемые в ней вопросы волновали человечество и будут волновать во все времена.

Лариса Дмитриевна Огудалова – очень впечатлительная и нежная натура. Безумно и искренне влюблена в Паратова, готова простить ему всё что угодно, он для неё идеал, Мужчина с большой буквы.

Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной.

Слова, чувства и поступки Ларисы понять легко, и даже когда она совершает глупость, оправдание ей есть и называется оно Л ю б о в ь…

Сергей Сергеич Паратов, как уже было сказано выше, идеал мужчины. Кроме шуток, идеал. То, как он себя преподносит в обществе, как умело манипулирует людьми, то уважение, которое достиг в глазах других – всё выдаёт в нём мужчину умного и обаятельного.

Только вот совсем идеальных людей не существует. Паратов относится к людям обаятельным, но порочным. Он знает, кому какие слова нужно сказать в тот или иной момент, чтобы добиться своего. Для него окружающие люди лишь игрушки, он их использует для забавы.

Всегда стремится к собственной выгоде, своего нигде не упустит.

Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно.

Вот и Ларису он использовал. Ощущая своё влияние на юную особу, он им воспользовался, очаровал её и приманил, добился своего и кинул, уехал далеко и надолго. Лариса бедная переживала, тосковала очень, а от него ни одного письма.

Лариса. Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне все вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо, вырваться отсюда.

В отчаянии Лариса решает выйти замуж за первого встречного, а им оказывается Карандышев, давно в неё влюблённый. Хотя, любовью это вряд ли можно назвать. Он человек глупый, эгоистичный, ревнивый собственник.

Не сумев добиться положения в обществе и уважения, хочет отыграться на всех, взяв в жены Ларису, которую он, в свою очередь, тоже воспринимает, как средство, а не цель. Другими словами, она для него вещь, игрушка.

Именно Карандышев изрекает бессмертную фразу в конце:

Так не доставайся ж ты никому!

В то же время, в город возвращается Паратов, первым делом навещает Ларису, чтобы узнать, любит ли она его до сих пор… А для чего ему это нужно? Для самолюбия. Жестокий, но такой прекрасный Паратов, умеет манипулировать женскими сердцами, влюблять в себя и приводить к погибели.

Паратов. А позвольте вас спросить: долго вы меня ждали?Лариса. Зачем вам знать это?Паратов. Мне не для любопытства, Лариса Дмитриевна; меня интересуют чисто теоретические соображения.

Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц…

имел ли право Гамлет сказать матери, что она “башмаков еще не износила” и так далее.

Лариса. Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас?Паратов. Что делать, Лариса Дмитриевна! В любви равенства нет, это ужне мной заведено. В любви приходится иногда и плакать.

Ах, бедная Лариса! Она наступает второй раз на те же грабли и оказывается в положении ещё более худшем, чем была до этого.

Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать.

Вожеватов и Кнуров разыгрывают её в орлянку – спорят, кто возьмёт с собой в Париж.

Кнуров – весьма почтенный господин, богатый пожилой женатый мужчина, выйграв пари, предлагает Ларисе своё спонсорство.

Вожеватов – друг детства Ларисы, молодой купец, очень неглуп. Отказывает Ларисе в какой бы то ни было помощи из-за того же самого пари.

Лариса (взглянув на Вожеватова). Вася, я погибаю!Вожеватов. Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то? Ничего не поделаешь.

Огудалова – мама Ларисы. Главным образом в жизни её интересуют только деньги. Выпрашивает у кого угодно, постоянно. Где может, выманивает хитростью. На дочь ей совсем плевать.

И, как заведено у Островского, весьма трагичный финал.

Лариса (Огудаловой). Прощай, мама!Огудалова. Что ты! Куда ты?Лариса. Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге.Огудалова. Бог с тобой! Что ты!Лариса. Видно, от своей судьбы не уйдешь. (Уходит.)

Мне пьеса безумно понравилась! Все эти персонажи встречаются и в реальной жизни, достаточно только оглянуться, посмотреть вокруг себя, проанализировать, и вы их увидите… Проблемы общества, поднятые в “Бесприданнице”, ситуации и поступки, очень трогают за душу и наводят на множество мыслей. Это классика. Это надо читать. Это про жизнь.Must read.

Все отзывы о спектакле «Гроза» – Афиша-Театры

Андрей Могучий не ставит проходных спектаклей. Каждая его новая работа равна предыдущей по уровню мощности, но во всем остальном может отличаться почти радикально.

В прошлогодней «Золотой маске», например, участвовали (и были награждены за лучшую работу режиссера) его «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева — визуально скупой спектакль, полностью построенный на диалогах и ансамблевой игре артистов.

На фестивале 2017 года показали нечто совершенно иное: готик-фолк-версию одной из самых замусоленных пьес в истории русского театра — «Грозы» Александра Островского.

У Льва Эренбурга в его знаменитой магнитогорской «Грозе» обитатели «темного царства» оказывались невероятно обаятельными и какими-то по-настоящему человечными, даже деспотичная Кабаниха у него молилась и плакала от непонимания.

Читайте также:  Аргументы на тему: Доброта и жестокость в произведении «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

В только что выпущенном, подчеркнуто современном спектакле «Грозагроза» Евгения Марчелли в Театре наций в ролях мужа и любовника Катерины выходит один и тот же актер. У Дениса Азарова в ярославском Театре им. Волкова труп не выдержавшей мук совести и бросившейся с обрыва героини оказывается под ногами игнорирующих его пешеходов; всем плевать.

А в легендарной «Грозе» Генриетты Яновской в ТЮЗе центральным персонажем стал самородок-изобретатель Кулигин в ангелическом исполнении Игоря Ясуловича.

Из всех прочих «Гроз» спектакль Могучего останется в истории главным образом благодаря своему звучанию. Здесь прописан ритм и мелодический рисунок речи каждого персонажа — без преувеличений — буквально для всего текста пьесы.

И не кем-нибудь, а большим знатоком аутентичного фольклора, именитым экспериментатором Александром Маноцковым.

Кулигин (Анатолий Петров) говорит частушками, Катерина (Виктория Артюхова) — молитвами, а Борис (приглашенный солист Михайловского театра Александр Кузнецов) вообще поет оперным голосом (местами это, конечно, очень смешно).

Удивительно, что на выходе из этой, казалось бы, абсолютно умозрительной затеи получился не какой-нибудь экстравагантный опус для театральных критиков, а зрелищный и ужасно красивый дарк-балаган, запросто очаровывающий тысячный зал.

Сбоку в партере рядом с первым рядом установлен большой барабан, в который все время колотит пушистой палкой человек в черном цилиндре. Таким образом он одновременно задает ритм исполнителям, имитирует гром и в целом не дает расслабиться.

Кроме ударника есть еще три почти безмолвных человека в цилиндрах и сюртуках; они время от времени перебегают сцену, на специальных платформочках вывозят и увозят персонажей на авансцену, таятся где-нибудь в глубине или выжидают с краю, почему-то то и дело слегка скрючиваясь всем телом.

Есть версия, что они изображают птиц Поволжья.

Забористость речитативов, усиленная костромским диалектом и скоморошьими пританцовываниями, сама по себе настолько впечатляет, что порой кажется, вообще неважно, о чем, собственно, идет речь и кто кому кем приходится.

Хоть слов из пьесы не выкинуто, общеизвестный сюжет, очевидно, тут принесен в жертву процессу преумножения фирменного мелодизма Островского. И конечно, сдиранию с него в который раз клейма бытописателя.

Создатели настаивают: Калинов — город мифический, а значит все в нем понарошку.

Могучий поместил артистов в условия двухмерного, балаганного театра, то есть совершенно не бытового, не реалистического, не «по Станиславскому».

А художник Вера Мартынов вместо очередной образной вариации набережной Волги (и самой Волги) придумала глубокую черную пустоту, изредка рассекаемую ослепительными всполохами двойной молнии.

На самой кромке сцены действуют персонажи в черных кокошниках, сарафанах, плащах и рубахах (художник по костюмам Светлана Грибанова тоже номинирована на «Золотую маску»). И только Катерина — в бьющем по глазам алом платье.

Верхняя часть портала сцены перекрыта черным занавесом (а основной занавес, специально выполненный художником Светланой Короленко в технике палехской миниатюры по мотивам «Грозы» — вообще отдельное произведение искусства; отдельное от спектакля в том числе).

Сидящие в партере счастливы — их взору открыта глубина сцены, из которой в сполохах молний периодически проступают гигантские летающие лошади и прочие обитатели сказочно-мифологического пространства, коих технически невозможно увидеть ни с бельэтажа, ни с балкона.

Во всяком случае, так спектакль БДТ уместился на сцене Малого театра на «Золотой маске».

Артисты, помещенные в узкие рамки ритмической партитуры и речевых характеристик, первый акт выдерживают в режиме этаких роботов Вертеров. Во втором в марионеточных персонажах начинают проскакивать человеческие интонации.

Комически раскорячившись, дурында Глаша резюмирует монотонную мантру странницы Феклуши про людей с песьими головами: «Нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и помёрли».

И тут же актриса Глафира Лаврова, буквально реагируя на произнесенный ей текст Островского, добавляет с сомнением уже от себя: «Или пóмерли». В другом эпизоде Борис вдруг перестает выводить томные вибрато, реагируя на взбесившегося Кудряша, от ревности выпаливающего свой монолог как из пулемета.

«Что с тобой, Ваня?» — простым человеческим голосом вдруг озаботился будто не Борис, а исполняющий его роль Александр Кузнецов. Человекоподобие через весь спектакль пронес только исполняющий Кулигина на деревянном самокате Анатолий Петров.

Грубым кажется решение центрального образа — Катерина весь спектакль ноет и заламывает руки, будто только что провалилась при поступлении на актерское.

Такая монотонность напрочь лишает роль оттенков и взрывоопасного контраста противоречивых эмоций, заложенных драматургом (целомудрие, страсть, страх, окрыленность, подавленность).

Зато с лихвой окупается в здорово придуманной сцене самоубийства: героиня Виктории Артюховой, окончательно свихнувшись, уходит из зала через партер, громко хлопнув дверью.

Отвечая на вопрос «О чем спектакль?», можно было бы небезосновательно заметить, что спектакль главным образом о том, как изобретательно режиссер Андрей Могучий ставит «Грозу» Островского.

Но есть, видимо, и какая-то более глубинная закономерность, имеющая отношение к повсеместному процессу оживления омертвелой классики. Неспроста, например, «Три сестры» Тимофея Кулябина, также участвующие сейчас в «Золотой маске», лишены слов: спектакль играется на языке жестов.

Так — буквально — реализуется пресловутая идея о том, что герои чеховских пьес друг друга не слышат; и это работает!

«Гроза» Могучего — результат аналогично буквальной реализации того, что споривший с Добролюбовым (автором статьи «Луч света в темном царстве») Аполлон Григорьев определял фигурой речи «поэзия русской жизни».

Формально же спектакль удивительно похож на то, как обычно описывают очевидцы опыты золотой эпохи советского театрального авангарда.

На то, как Игорь Терентьев раздавал акценты и диалекты персонажам гоголевского «Ревизора», Всеволод Мейерхольд ставил «Дон Жуана» Мольера при свечах, а Сергей Эйзенштейн — Островского с киноэкраном и акробатами.

На это обаяние стародавнего формализма в «Грозе» Могучего наслаивается и эхо классицизма императорского театра с заламыванием рук и напевной декламацией, и эстетика театра абсурда в представительстве скрюченных джентльменов в цилиндрах.

Словом, все то, что накопилось к настоящему моменту под грифом «старый добрый театр». Никаких контактов с реальностью при таких вводных и не предполагается, наоборот — высококлассный эскапизм. Или, выражаясь словами Бориса Юхананова, «полет над отключкой». Не это ли нужно — особенно теперь. Особенно в Петербурге.

Елена СУДАРЕВА. РАСКАТЫ ГРОМА. О драме «Гроза» А.Н. Островского – Газета День Литературы

Елена СУДАРЕВА

РАСКАТЫ ГРОМА

О драме «Гроза» А.Н. Островского

У каждого классического произведения есть время своего наивысшего пробуждения. Конечно, классика бессмертна. Но для каждого творения существуют свои заветные часы в историческом и индивидуальном времени, когда вдруг громко зазвучит ранее приглушенный, еле уловимый мотив и вырвется на духовный простор с ещё незнакомой, покоряющей силой.

Открыв недавно «Грозу» (1859) Александра Николаевича Островского (1823-1886), захотела я только немного вспомнить драму… Но чувствую, начинает, как в водяную воронку, затягивать в себя этот давно знакомый мир, не отпускает, а лишь сильнее увлекает в свои глубины. По-новому оживают знакомые сцены, открываются новые смыслы, о которых раньше и не задумывался.

Символичен диалог «механика-самоучки» Кулигина и Кудряша, молодого конторщика, который работает у богатого купца Дикого. В общественном саду на высоком берегу Волги происходит их разговор – так начинается драма “Гроза”.

Всей душой восхищается Кулигин красотой окружающего мира: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш!.. пятьдесят лет гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу». На что Кудряш отвечает: «Нешто!» – Не успокаивается Кулигин: «Восторг! А ты «нешто!». Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита».

Духовный барьер, разделяющий многих героев пьесы Островского, обозначается уже в этом первом кратком диалоге. С одной стороны – восторг перед красотой, дарованной человеку в этом мире, а с другой – полное равнодушие к ней или полное её непонимание.

А ведь драма «Гроза» именно об этом: о красоте жизни, чувства человека – и о полной глухоте к ним. И как подтверждение последних слов Кулигина явление второе в пьесе открывается безобразной руганью купца Дикого, который измывается над своим племянником Борисом.

Точно и жестко характеризует Кудряш своего хозяина и его отношение к людям: «Ему везде место (ругаться, – Е.С.). Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьевич, вот он на нем и ездит».

На том же самом месте, на высоком берегу Волги, где ещё недавно изливал свои восторги перед красотой мира часовщик-самоучка Кулигин, разыгрывается сцена унижения ближнего.

Дикой чувствует себя властителем всего города, всей Вселенной. Ему никто не указ – что хочу, то и ворочу – жизненное кредо богатого купца. И невольно возникает мысль, что неведом Дикому даже страх Божий, не то что уважение к Его творению.

Ещё в первом явлении драмы Островского в разговоре персонажей определяются два центра силы в приволжском городе Калинове – Дикой и Кабаниха (богатая купчиха, вдова). Эти два «авторитета» подавляют всех и вся в художественном мире «Грозы» и вершат надо всеми свой собственный СУД.

Поражает современность этих двух персонажей. Для них только деньги и собственная власть мерило всей жизни. Оттого раскинула пышные кроны полная разнузданность желаний и поступков – никто не указ!

Мещанин Шапкин предваряет появление на сцене Дикого словами: «Уж такого ругателя, как Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвёт… хороша тоже и Кабаниха». «Ну да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!» – вторит Шапкину Кудряш.

 В третьем явлении драмы Островского читатель-зритель узнает, что где-то там в глубине, за сценой совершается некое духовное действо, до времени скрытое от глаз.

Драматург словно раздвигает границы сцены, углубляя перспективу действия: все разговоры и восторги одних и ругань других происходят на берегу Волги, в то самое время, как в церкви города совершается вечерняя служба. «Что это? Никак народ от вечерни тронулся?» – спрашивает Кулигин.

И далее следует ремарка автора: «Проходят несколько лиц в глубине сцены». Раздаётся голос Кудряша: «Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то!».

Именно в третьем явлении уже пунктирно намечается глубинный исток грядущих трагических событий – оскудение веры, христианской любви, сострадания к человеку.

Неслучайно богослужение происходит где-то там далеко и будто никак не связано с разговорами, мыслями, поведением персонажей – участников действия, разворачивающегося на высоком берегу Волги.

Дикой с племянником появляются на сцене ещё до окончания вечерни. Кабаниха с семьей (дочерью Варварой, сыном Тихоном, его женой Катериной) входят на сцену в пятом явлении с «противоположной стороны». Поэтому трудно решить, были ли они в храме на службе или нет.

Однако так не похожа беседа персонажей (и прежде всего бесконечные нападки на своих домашних Кабанихи) на разговор людей, вышедших из церкви. Оскорбления и бесконечные нравоучения Кабанихи льются потоком.

Её разговоры о грехах молодых обижают Катерину, унижают Тихона и раздражают Варвару: «Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери».

Характерно, что слово «грех» первой в драме произносит именно Кабаниха, ежесекундно грешащая против своего ближнего каждым словом. А вот «страх» становится вторым столпом, на котором покоится её мир.

Читайте также:  Анализ романа «Женщина в песках»

 Поучая сына, как жить с женой, Кабаниха повторяет: «Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?». На что Тихон отвечает: «А зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

И тут Кабаниха, уже не сдерживаясь, разражается гневной проповедью: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?».

Не страх Божий, а страх как орудие собственной власти существует для Кабанихи и её двойника Дикого.

Но совсем другой страх знает душа Катерины, задыхающаяся в доме Кабанихи. Верующая всем сердцем Катерина боится греха, который может совершить, полюбив племянника Дикого – Бориса. Однако не людской суд, не людская молва страшит ее, а суд Божий, перед которым предстанет каждый.

«Вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх! Такой страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что», – открывается Катерина Варваре, не в силах больше хранить в себе свои чувства и помыслы.

Для Катерины церковь всегда несла свет и свободную радость: «Я до смерти любила в церковь ходить! – вспоминает она о своей жизни в доме родителей до замужества. – Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как всё это в одну секунду было».

В вере Катерина обретает гармонию мира, покой и красоту: «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

Катерина знает, что грех разрушит её светлый мир, и гнетущее предчувствие гибели не оставляет героиню. Как может, она сопротивляется возникшему чувству к Борису; как может, старается избегать их встреч, рокового сближения и измены мужу.

Не случайно так горячо молит она Тихона перед его отъездом на две недели в Москву: «Ради Бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!». И горячо взывает к его любви. Но глух Тихон. Глух он и к отчаянной просьбе жены: «Ну, бери меня с собой! Бери!.. Быть беде без тебя! Быть беде!». Не верит Тихон тяжелым предчувствиям молодой женщины, да и не до неё ему сейчас вовсе.

Только бы вырваться из-под тирании матери, из опостылевшего дома, всё забыть да загулять на воле. Не до Катерины ему и её слёз!

Словно в зеркале отражаются два прощания Катерины: сначала с мужем перед его отъездом в Москву (второе действие, четвертое явление), а потом с Борисом перед его отъездом в Сибирь (пятое действие, третье явление). Ни Тихон, ни Борис, не желают зла Катерине, но никто из них даже не пытается прислушаться к её мольбе.

Не понимает муж, что хватается она за него, как за последнюю соломинку, за последнюю свою надежду удержаться от падения, устоять перед своей любовью к Борису.

Не понимает и Борис перед своим отъездом в Сибирь просьбы Катерины: «Возьми меня с собой отсюда!».

Не хочет думать о том, что хватается она за него как за последнюю свою возможность не совершить смертный грех – самоубийство, на краю которого она теперь стоит.

Как зеркальны две попытки Катерины избежать греха, так зеркальны в драме Островского и два явления грозы. Глубокое мистическое значение приобретает природная гроза во всей драме и в судьбе Катерины.

До обморока пугается она грозы в последнем девятом явлении первого действия и объясняет свой страх Варваре: «Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться.

Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.

Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой… – вот что страшно».

И вновь разражается сильная гроза уже в четвертом действии, будто вызывая Катерину на признание.

Драматург выбрал совершенное пространство – лучшей сцены для покаяния героини, кажется, не найти: «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты, за арками берег и вид на Волгу».

На сводах в этой старой заброшенной постройке сохранились ещё фрагменты росписей, которые так и не поправляли после пожара сорокалетней давности, – об этом рассуждают двое гуляющих в галерее. Рассматривают они и росписи, на которых изображена геенна огненная, «куда едут всякого звания люди».

Вероятнее всего, место, где происходит в четвертом действии признание Катерины, – это галерея сгоревшего храма. Символично, что в Калинове, приволжском городе с богатыми купцами, никто даже не озаботился, чтобы восстановить церковь.

Запустение и разрушение храма, на останках которого ещё и прогуливаются горожане в праздничный день (а праздник означает в данном случае воскресенье – день, когда обычно посещают церковь), – явные признаки духовного оскудения и упадка веры.

Когда в галерею входят Катерина, Кабаниха с Тихоном, раздаются первые удары грома. Заслышав их, Катерина становится сама не своя. Увидев же Бориса и затем полусумасшедшую барыню с её криками – «За все тебе отвечать придется.

В омут лучше с красотой-то! Да скорей! Скорей!» – Катерина во всеуслышание признаётся в супружеской измене: «Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами!».

Открыто рассказывает она, как изменила мужу во время его отъезда в Москву и каждый вечер гуляла с Борисом Григорьевичем.

В «Грозе» Островского происходит некий парадокс – самая искренно верующая героиня, может быть, единственная во всей драме, совершает грех, который не может вынести её душа.

Видимо, ни для кого из персонажей пьесы не встаёт вопрос, а каков будет его собственный ответ пред Богом.

Ни Дикой, ни Кабаниха с их правилами и поучениями; ни Борис, ни Тихон, ни Варвара с Кудряшом, шито-крыто ведущие разгульную жизнь, – никто в драме Островского, даже полусумасшедшая барыня, пророчащая геенну огненную Катерине и всем остальным, не задаёт себе главный вопрос жизни.

И только Катерина страдает от совершенного греха. И в этом словно обнажается главный нерв драмы – БЫТЬ или КАЗАТЬСЯ. Верить всем сердцем или только изображать веру, поучая и обличая других с целью утвердить свою личную власть в этом мире.

Однако Островский не создает вокруг своей героини стену абсолютного отчуждения и непонимания. Даже Тихон, обманутый муж, в глубине души сочувствует своей жене: «Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее».

Тихон готов простить жену.

Удивителен его разговор с Кулигиным в первом явлении пятого действия! Мудрые человечные советы даёт ему Кулигин: «Как бы нибудь, сударь, ладком дело-то сладить? Вы бы простили ей да и не поминали никогда.

Сами-то, чай, тоже не без греха!». Соглашается с речами Кулигина Тихон: «Уж что говорить!.. Да пойми ты, Кулигин: я-то бы ничего, а вот маменька-то… разве с ней сговоришь!..».

Но нет управы на вершащую свой собственный земной суд Кабаниху. И не в силах больше выносить эту медленную казнь Катерина решается на последний шаг – на смертный грех самоубийства, после которого её ни в церкви не смогут отпеть, ни похоронить в церковной ограде.

«Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают?» – мучается Катерина. Она зовет смерть, но та не приходит. Автору удаётся провести свою героиню по самому краю любви, греха, покаяния и погрузить зрителя-читателя в самую глубину её душевных метаний.

Страдая от содеянного, Катерина не отрекается от своей любви к Борису: «Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила. Как мне по нем скучно!». Её любовь к Борису – единственное, что остаётся для неё в этом мире. Но даже решившись на самоубийство, Катерина всё равно верит в милосердие: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Друг мой! Радость моя! Прощай!».

Островский создаёт живой образ любящей женщины. Нет и доли фанатизма в её светлой вере. Драматург не упрощает мир и представляет в своей пьесе подлинную трагедию человеческой жизни на земле. Поэтому несмотря ни на что – именно Катерина несёт свет сердечной веры в драме “Гроза”.

Даже смерть её – превращается в последний отчаянный полёт.

Словно трагическое продолжение её монолога в первом действии, обращенного к Варваре: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.

Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь». Не в воде на дне речном найдёт Катерина свою смерть, а, как птица, бросится с крутого обрыва и, ударившись головой о якорь прямо у берега, обретёт покой.

«Жива?» – спрашивает Кабанов. «Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови», – отвечает Тихону прохожий, кинувшийся женщине на помощь.

Смерть Катерины словно пробуждает до того спящий город Калинов, и волна сострадания, жалости к погибшей будто накрывает высокий берег Волги. И персонажи, которые раньше только тихо сочувствовали, теперь открыто выражают наболевшую правду.

Кулигин, с народом принесший тело Катерины, бесстрашно бросает обличительные слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!».

Открыто обвиняет мать в гибели жены и Тихон, ведь именно Кабаниха после покаяния снохи превратила её жизнь в сущий ад.

В самом финале пьесы – обманутый муж бросается на труп жены-самоубийцы со словами: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

Пронзает внимательного читателя «Гроза» Островского и, закрыв  последнюю страницу, сам сидишь, словно громом пораженный. Такой драматизм переживаний, я думаю, не может не тронуть даже самое циничное сердце. И не перестаёшь удивляться, как удалось автору, нигде не нарушив законы жанра, создать такой силы и правды духовно-психологическую трагедию.  

Ссылка на основную публикацию