Разум и чувство в рассказах «живи и помни» и «телеграмма»

Каждое произведение Валентина Распутина – это жизненная история человеческой души, в которой многие читатели нередко находят сходство, имеющие место в своей судьбе. Повесть «Живи и помни» — череда событий, в которых проявляются характеры героев, их судьбы в условиях деревенской атмосферы, где каждый стремится к обычному человеческому счастью.

В основу сюжета автор поместил побег главного героя с фронта, вокруг которого и сложились отношения героев друг с другом, проявилось их настоящее лицо. Тема войны заняла основную позицию в произведении.

Главный герой – Андрей испытывает эмоциональное выгорание в военных условиях, хотя никогда не был склонен к побегу. Он всегда честно выполнял свой долг, но однажды не устоял.

Совершив преступление, он сбегает к родным.

Одна за другой переплетаются в повести темы, близкие по своему исходу. Каждая из них несет драматизм. Тема женской доли сопровождает каждый дальнейший поворот событий. Это преданность, немыслимые душевные страдания, самопожертвование жены дезертира, которая терпеливо, с любовью поддерживает его на последующих этапах.

Автор очень точно подчеркнул мысль о том, что война не принесла никому радости. Она погубила немало людей – и тех, кто оказался в боевых условиях, и кто с нетерпением ожидал встречи с близкими, находясь в деревне. Война истерзала не только физически, но и ранила душу человека.

Но именно благодаря этому нелегкому времени люди познали не только друг друга, но главное — себя. Так, Распутин за счет яркого противопоставления супругов показал, как происходит нравственное падение одного героя и преображение внутреннего мира другого под влиянием тяжелых переживаний.

Ужасы войны привели в тупик Андрея, который неожиданно для себя поступает эгоистично. Не задумываясь о том, как изменится жизнь его близких людей, он сбегает с фронта и прячется недалеко от дома, подвергая душевным испытаниям и Настену.

Замечая, что ничего не меняется, он начинает себя ненавидеть, совершая жестокие поступки, например, убивая косулю.

Таким образом, в произведении раскрываются простые человеческие истины, что вслед за преступлением всегда следует наказание. Однако подобные действия чреваты и тем, что становятся наказанием и для невинных любящих людей.

Настена погибает вместе с не рожденным ребенком. Так судьба оставляет Андрея в полном одиночестве и в состоянии безысходности от того, что он не смог продолжить род и сберечь вторую половинку.

Из-за него жена стала изгоем, а позже выбрала выход – самоубийство.

Как представитель «деревенской прозы» В. Распутин реалистично и трогательно раскрыл историю любви в условиях войны. В названии повести автор подчеркнул как мораль истину о том, что вслед за совершенными поступками всегда приходит расплата. В любом состоянии человек должен помнить о зле, которое приносит безнравственность.

Авторское отношение в повести к героям выражается в описании героев, лексике. Он разочарован в поступке Андрея, наблюдая, как черствела его душа с каждым необдуманным шагом, и радовался тогда, когда Настене было хорошо. Но трагический конец стал неизбежностью, так как, не разделив судьбу супруги, Андрей потянул за собой на дно и невинную душу.

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В.Распутина «Живи и помни», которая сразу же после её издания в 1974 году вызвала живой интерес. – презентация

1 Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В.Распутина «Живи и помни», которая сразу же после её издания в 1974 году вызвала живой интерес и получила европейское признание.

2 В. Г. Распутин

3 Это заглавие притягивает. Здесь таится какой-то смысл. Кому и зачем предназначены эти слова? Написана в 1974 году. Экранизация повести 2007 год. Режиссёр Александр Прошкин.

4 «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твоё – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» В.Астафьев

5 Сажусь возле окна. Беру в руки книгу Распутина и забываюсь, листая страницы этой повести. Смертью жены и неродившегося ребёнка карает автор героя: «Живи и помни. Живи и помни!» Нельзя прожить врозь от народной судьбы. Бывает наказание смертью, а бывает – жизнью. Так вот и Андрей вынужден жить загнанным, озверевшим.

  • 6 Зима на 45-й, последний военный год, простояла сиротской, но крещенские морозы своё взяли, отстучали за сорок…
  • 7 Отстал с деревьев куржак, и лес совсем помертвел. В жёстком воздухе по утрам трудно было продохнуть…
  • 8 В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, исчез хороший, плотницкий топор Михеича.

9 Ёкнуло сердце у Настёны…Она чуть не задохнулась от этой мысли. Днём возила солому и всякий раз посматривала, как заворожённая, на баню снова и снова.

10 Укрылся Андрей в старом зимовье, расшурудил печку и впервые за много волчьих дней согрелся. Сюда мало кто и раньше заглядывал, а сейчас и подавно никто не полезет.

11 Вот что я скажу тебе, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. Так и запомни. Как же этот человек, честно защищавший от врагов родину, заслуживший уважение товарищей, решился на поступок, презираемый всеми?

12 Андрея взяли в первые дни войны. Долго воевал удачно. Был ранен, контужен, лежал в госпитале. Но летом 44 года пропал. – Ну как ты насмелился? – Не знаю. Невмоготу стало. Дышать нечем было. – Война кончится, – может, простят. – Нет. За это не прощают!

13 Я к тебе шёл. Не к отцу, не к матери – к тебе. И никто: ни мать, ни отец – не должен обо мне знать. Не было меня и нету. Пропал я без вести. Убили по дороге, сожгли… Я теперь в твоих руках…

14 Господи, научи, что делать! Не вынести Андрею этой вины. Так что же, отказаться от него? Это совсем надо не иметь сердца.

15 Настёна думала об Андрее, любя его горькой любовью. Она любила его жалея и жалела любя – эти два чувства неразрывно сошлись в одно. И ничего с собой Настёна сделать не могла.

16 Коней отец любил. С тех пор, как потерялся Андрей. Михеич стал чураться людей, он больше отмалчивался…Вид Михеича был измученный, безнадёжный. Так сильно сдал Михеич за один год.

17 Он здесь, Настёна. Не отказывайся, я знаю. Я ить отец ему. Дай один только и последний раз увидаться. Христом – богом молю. Хочу я спросить его, на что он надеется. А? Пожалей меня, Настёна, подмогни… И тебе легче будет.

18 Как быть? Что делать? Счастье-то, где ж оно было раньше жданное – пережданное, почему открылось только сейчас? Она взяла его ладонь и приставила туда, где начинал бугриться, уже чем-то упираясь, ребёнок.

19 Простить его – не простят: горе народное не позволит. Вину Андрея она берёт на себя. А как с таким грузом жить? Дитя рожать? Что ребёнку передать в наследство?

20 Возьми сердце в камень. Я знаю. Что тебе придётся ходить по раскалённым углям. Вытерпи, Настёна.

21 Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против всех. Она была уже чужой, посторонней…

22 Не мог мой живым остаться…смертью храбрых. А что с его храброй смертью я теперь делать буду? Их что ли кормить?

23 Гуськов однажды, чтобы спугнуть волка, от злости ответил ему своим воем. Ответил и поразился: его голос сошёлся с волчьим.

24 Огни в окнах взволновали Гускова, ему представился самовар на столе, половики под босыми ногами – пахнуло родным, и сладко и безнадёжно заныла душа – и свернулась.

25 Ночь была тихая, потёмистая. На Ангаре виделось хорошо. Настёна сняла с берега лодку, оттолкнула её…Надо успеть предупредить. Надо попрощаться. Навсегда, до других времён – неизвестно. Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?

26 Поперёк Ангары проплыла широкая тень. Далеко из воды шло мерцание, в нём струилось и трепетало небо. Сколько людей решилось пойти туда и скольким ещё решаться! – Настёна, не смей! Настё-ё-о-на!.. последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась в воду.

27 …Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краюшку. После похорон собрались у Надьки и всплакнули: жалко было Настёну. Распутин ответил так: «Ну какая же страсть, это любовь. Любовь – жертва. В страсти нет желания отдавать. В страсти есть желание получать».

28 Презентацию подготовила: Келлер Александра Сергеевна Алтайский край г. Камень – на – Оби МОУ «Лицей 4».

Разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума

Дата проведения итогового сочиненияв дополнительные сроки 01 февраля 2017 года

Примерные темы итогового сочинения

Направление 1. Разум и чувствоНаправление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Читайте также:  Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» (С.А. Есенин)

Примерные темы сочинений

  1. Как связаны между собой разум и чувство?
  2. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
  3. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г. Белинский.)
  4. Как Вы понимаете утверждение В.П. Ключевского: «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством…»?
  5. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…»?
  6. Что, по-вашему, должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
  7. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.)
  8. Как Вы понимаете слова М.М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств»?
  9. Дерзость разума или человечность спасительны для мира?
  10. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге…»?
  11. «Ум – способность только материальная, душа же живёт тем, что нашёптывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский.)
  12. Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
  13. Что сильнее в человеке: разум или чувства?
  14. Согласны ли Вы с утверждением Ф. Шиллера: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце»?
  15. Возможен ли конфликт между разумом и чувствами?

Направление 2. Честь и бесчестие

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Примерные темы сочинений

  1. Нравственный выбор человека: честь и бесчестие.
  2. Тема чести и бесчестия в русской литературе.
  3. Что такое честь и бесчестие?
  4. Как Вы понимаете утверждение А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять…»?
  5. Что значит идти дорогой чести?
  6. Идея личной чести и судьба Родины в русской литературе.
  7. Может ли честь противостоять бесчестию?
  8. «Береги честь смолоду…» (Пословица.)
  9. Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
  10. Что такое честь истинная и честь ложная?
  11. Честь и долг: как связаны эти понятия?
  12. Согласны ли Вы с утверждением Б. Паскаля: «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье»?

Направление 3. Победа и поражение

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.

Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Примерные темы сочинений

  1. Горечь поражений и величие побед.
  2. Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
  3. К чему могут привести человека поражения?
  4. В чём важность победы над собой?
  5. Путь к самому себе: победы и поражения.
  6. Может ли поражение стать победой?
  7. Может ли победа быть поражением?
  8. Победы или поражения помогают человеку найти себя?
  9. Победы и поражения героев русской литературы.
  10. Что даёт человеку чтение книг о прошедших войнах?
  11. Согласны ли Вы с утверждением Э. Хемингуэя: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»?
  12. «Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение». (Ю. Цезарь.)

Направление 4. Опыт и ошибки

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Примерные темы сочинений

  1. Какой опыт даёт человеку война?
  2. Какой жизненный опыт способствует взрослению человека?
  3. Чем для детей может быть ценен опыт отцов?
  4. Что более ценно для становления личности: приобретение опыта или преодоление ошибок?
  5. Чем для отцов может быть ценен опыт детей?
  6. «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал». (Н.А. Добролюбов.)
  7. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…»?
  8. Какие ошибки могут изменить жизненный путь человека?
  9. Как Вы понимаете утверждение А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
  10. Как нужно относиться к своим ошибкам?
  11. Какова роль дома и семьи в передаче жизненного опыта?
  12. Возможна ли жизнь без ошибок?
  13. Всегда ли «к беде неопытность ведёт»?
  14. Нужно ли признавать собственные ошибки?
  15. Имеет ли человек право на ошибку?

Направление 5. Дружба и вражда

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Примерные темы сочинений

  1. Родители и дети: дружба или вражда.
  2. Какова роль дружбы в жизни человека?
  3. «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой». (Пословица.)
  4. Дружба и вражда в жизни человека.
  5. Какую роль в становлении личности может играть дружба?
  6. Книга о дружбе, которая меня взволновала.
  7. Какие качества открывает в человеке дружба?
  8. Помогает ли дружба понять себя?
  9. Может ли дружба перерасти во вражду?
  10. Могут ли враги стать друзьями?
  11. Когда вражда может перерасти в дружбу?
  12. Согласны ли Вы с утверждением Печорина: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
  13. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». (А. Сент-Экзюпери.)
  14. Трудно (легко) ли быть настоящим другом?
  15. В чём ценность дружбы между народами?

Произведения отечественной и мировой литературы

как материал для итогового сочинения в выпускном классе

Направление 1. Разум и чувствоОтечественная литература

  1. Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско»
  2. Гончаров И.А. «Обломов»
  3. Горький М. «На дне»
  4. Горький М. «Старуха Изергиль»
  5. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
  6. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  7. Замятин Е.И. «Мы»
  8. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
  9. Куприн А.И. «Гранатовый браслет»
  10. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  11. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»
  12. Островский А.Н. «Гроза»
  13. Паустовский К.Г. «Снег»
  14. Паустовский К.Г. «Телеграмма»
  15. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  16. Салтыков-Щедрин М.Е. «Премудрый пескарь»
  17. Солженицын А.И. «Один день Ивана Денисовича»
  18. Толстой Л.Н. «Анна Каренина»
  19. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  20. Толстой Л.Н. «После бала»
  21. Тургенев И.С. «Вешние воды»
  22. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
  23. Тургенев И.С. «Первая любовь»
  24. Фонвизин Д.И. «Недоросль»
  25. Чехов А.П. «Дама с собачкой»
  26. Чехов А.П. «Ионыч»
  27. Чехов А.П. «Человек в футляре»
  28. Шолохов М.А. «Судьба человека»

Мировая литература

  1. Бронте Ш. «Джейн Эйр»
  2. Диккенс Ч. «Тяжёлые времена»
  3. Корнель П. «Сид»
  4. Оруэлл Дж. «1984»
  5. Остен Дж. «Разум и чувство», другие романы
  6. Стендаль Ф. «Красное и чёрное»
  7. Шекспир У. «Гамлет»

Направление 2. Честь и бесчестие

Отечественная литература

  1. Булгаков М.А. «Белая гвардия»
  2. Быков В.В. «Сотников»
  3. Васильев Б.Л. «Завтра была война»
  4. Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
  5. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
  6. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  7. Достоевский Ф.М. «Идиот»
  8. Куприн А.И. «Поединок»
  9. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  10. Лермонтов М.Ю. «Маскарад»
  11. Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  12. Пушкин А.С. «Выстрел»
  13. Пушкин А.С. «Дубровский»
  14. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  15. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
  16. Распутин В.Г. «Живи и помни»
  17. «Слово о полку Игореве…»
  18. Толстой Л.Н. «Война и мир»

Мировая литература

  1. Гюго В. «Девяносто третий год»
  2. «Песнь о Роланде»
  3. Скотт В. «Айвенго»
  4. Стендаль Ф. «Красное и чёрное»
  5. Стивенсон Р.Л. «Вересковый мёд»

Направление 3. Победа и поражение

Отечественная литература

  1. Бондарев Ю.В. «Берег»
  2. Бондарев Ю.В. «Горячий снег»
  3. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
  4. Быков В.В. «Обелиск»
  5. Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие»
  6. Васильев Б.Л. «В списках не значился»
  7. Гончаров И.А. «Обломов»
  8. Горький М. «Старуха Изергиль»
  9. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
  10. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  11. Лермонтов М.Ю. «Бородино»
  12. Островский А.Н. «Гроза»
  13. Платонов А.П. «Одухотворённые люди»
  14. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
  15. «Слово о полку Игореве…»
  16. Твардовский А.Т. «Василий Тёркин»
  17. Толстой А.Н. «Пётр Первый»
  18. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  19. Трифонов Ю.В. «Обмен»
  20. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
  21. Шолохов М.А. «Донские рассказы»
  22. Шолохов М.А. «Судьба человека»
  23. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

Мировая литература

  1. Льюис К.С. «Хроники Нарнии»
  2. Пратчетт Т. «Только ты можешь спасти человечество»
  3. Фицджеральд Ф.С. «Великий Гэтсби»
  4. Хаксли О. «О дивный новый мир»
  5. Хемингуэй Э. «Победитель не получает ничего». Сборник рассказов.
  6. Хемингуэй Э. «Старик и море»

Направление 4. Опыт и ошибки

Отечественная литература

  1. Алексин А.Г. «Безумная Евдокия»
  2. Астафьев В.П. «Васюткино озеро»
  3. Астафьев В.П. «Последний поклон»
  4. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
  5. Булгаков М.А. «Роковые яйца»
  6. Булгаков М.А. «Собачье сердце»
  7. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  8. Куприн А.И. «Олеся»
  9. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  10. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»
  11. Паустовский К.Г. «Телеграмма»
  12. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  13. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
  14. Распутин В.Г. «Живи и помни»
  15. Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой»
  16. «Слово о полку Игореве…»
  17. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  18. Толстой Л.Н. «Воскресение»
  19. Тургенев И.С. «Ася»
  20. Тургенев И.С. «Вешние воды»
  21. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
  22. Чехов А.П. «Ионыч»
  23. Шолохов М.А. «Тихий Дон»
Читайте также:  Мысль семейная в романе «Война и мир»

Мировая литература

  1. Бальзак О. «Шагреневая кожа»
  2. Гордер Ю. «Мир Софии»
  3. Диккенс Ч. «Большие надежды»
  4. Диккенс Ч. «Рождественская песнь в прозе»
  5. Ибсен Г. «Пер Гюнт».
  6. Мериме П. «Этрусская ваза»
  7. Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»

Направление 5. Дружба и вражда

Отечественная литература

  1. Гоголь Н.В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»»
  2. Гончаров И.А. «Обломов»
  3. Грин А.С. «Алые паруса»
  4. Железников В.К. «Чучело»
  5. Каверин В.А. «Два капитана»
  6. Куприн А.И. «Поединок»
  7. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  8. Пушкин А.С. «Барышня-крестьянка»
  9. Пушкин А.С. «Дубровский»
  10. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  11. Тендряков В.Ф. «Ночь после выпуска»
  12. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  13. Толстой Л.Н. «Юность»
  14. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
  15. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

Мировая литература

  1. Бойн Дж. «Мальчик в полосатой пижаме»
  2. Голдинг У. «Повелитель мух»
  3. Гомер «Илиада»
  4. Робинсон Дж. «Когда здесь была Марни»
  5. Сент-Экзюпери А. де «Маленький принц»
  6. Сервантес М. «Дон Кихот»
  7. Хагерюп К. «Маркус и Сигмунд»
  8. Шекспир У. «Гамлет»
  9. Шекспир У. «Ромео и Джульетта»

Реферат: Тема милосердия в современной отечественной прозе

Валентин Распутин самой природой своего таланта настроен на волну народного сознания.

Вторая особенность распутинского дара — тонко чувствовать женскую душу. Пожалуй, ни у кого из его сверстников, а шире брать, так и вообще в русской литературе, не найдется такого отзывчивого к женской душе писательского слова.

Скажем, у Василия Белова всем запомнился Иван Африканович, у Александра Солженицына — Иван Денисович, у Бориса Можаева — Фёдор Кузькин. У Распутина же — прежде всего Настёна из «Живи и помни».

«Живи и помни» – новаторская, смелая повесть – не только о судьбах героя и героини, но и о соотнесении их с судьбою народной в один из драматичных моментов истории. В этой повести затронуты как нравственные проблемы, так и проблемы взаимоотношений человека и общества, часто возникающие в годы войны, также здесь присутствуют и проблемы.

Да, повесть была высоко оценена, но далеко не все и не сразу правильно её поняли, увидели в ней те акценты, которые были поставлены писателем.

Некоторые отечественные и зарубежные исследователи определили, как произведение о дезертире, человеке, сбежавшем с фронта, предавшем товарищей. Но это результат поверхностного прочтения.

Сам автор повести не раз подчёркивал: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине…»

Исходная точка, с которой начинают жить герои Распутина на страницах повести, – простая естественная жизнь. Они готовы были повторить и продолжить движение, начатое до них, совершить круг непосредственной жизни. «Настёна и Андрей жили, как все, ни над чем особенно не задумывались», – работа, семья, очень хотели детей.

Но было и существенное различие в характерах героев, связанное с жизненными обстоятельствами.

Если Андрей Гуськов вырос в обеспеченной семье: «Гуськовы держали двух коров, овец, свиней, птицу, жили в большом доме втроём», никакого горя с детства не знал, привык думать и заботиться только о себе, то Настёна испытала многое: смерть родителей, голодный тридцать третий год, жизнь в работницах у тетки.

Именно поэтому она «кинулась в замужество, как в воду, – без лишних раздумий…» Трудолюбие: «Настёна терпела всё, успевала ходить в колхоз и почти одна везла на себе хозяйство». «Настёна терпела: в обычаях русской бабы устраивать свою жизнь однажды и терпеть всё, что ей выпадает» – основные черты характера героини.

Настёна и Андрей Гуськов являются главными действующими лицами повести. Поняв их, можно понять нравственные проблемы, поставленные В. Распутиным. Они проявляются и в трагедии женщины, и в неоправданном поступке её мужа. Читая повесть, важно проследить, как в «естественной» Настёне, оказавшейся в трагической ситуации, рождается личность с обострённым чувством своей вины перед людьми, а в Гуськове животный инстинкт самосохранения подавляет всё человеческое.

Повесть «Живи и помни» начинается с пропажи топора в бане. Эта деталь сразу задаёт повествованию эмоциональный настрой, предвосхищает его драматический накал, несёт дальний отсвет трагического финала. Топор является орудием убийства телёнка.

В отличие от обозлённой на людей матери Гуськова, лишённой даже материнского чутья, Настёна сразу догадалась, кто взял топор: «… вдруг ёкнуло у Настёны сердце: кому чужому придёт в голову заглядывать под половицу».

С этого «вдруг» всё изменилось в её жизни.

Очень важно то, что на догадку о возращении мужа подтолкнуло её чутьё, инстинкт, животное начало: «Настёна села на лавку у окошечка и чутко, по-звериному, стала внюхиваться в банный воздух… Она была как во сне, двигаясь почти ощупью и не чувствуя ни напряжения, ни усталости за день, но делала всё точно так, как и задумала… Настёна сидела в полной темноте, едва различая окошко, и чувствовала себя в оцепенении маленькой несчастной зверушкой».

Встреча, которую героиня ждала три с половиной года, каждый день представляя, какой она будет, оказалась «воровской и жуткой с первых же минут и с первых же слов». Психологически автор очень точно описывает состояние женщины во время первой встречи с Андреем: «Настёна с трудом помнила себя.

Всё, что она сейчас говорила, всё, что видела и слышала, происходило в каком-то глубоком и глухом оцепенении, когда обмирают и немеют все чувства и когда человек существует словно бы не своей, словно бы подключённой со стороны, аварийной жизнью.

Она продолжала сидеть, как во сне, когда видишь себя лишь со стороны и не можешь собой распорядится, а только ждёшь, что будет дальше. Вся эта встреча выходила чересчур неправдашней, бессильной, пригрезившейся в дурном забытьи, которое канет прочь с первым же светом.

» Настёна, ещё не понимая, не осознавая этого умом, чувствовала себя преступницей перед людьми. Она пришла на свидание с мужем, как на преступление. Начинающаяся внутренняя борьба, ещё не осознаваемая ею, обусловлена противоборством двух начал ней – животного инстинкта («зверюшка») и нравственного (свидание – преступление).

В дальнейшем борьба этих двух начал в каждом из героев Распутина разводит их по разным полюсам: Настёна приближается к высшей группе героев Толстого с духовно – нравственным началом, Андрей Гуськов – к низшей.

Ещё не осознав всё случившееся, ещё не зная, какой они с Андреем найдут выход, Настёна совершенно неожиданно для себя подписывается на заём на две тысячи: «Может, хотела облигациями откупиться за мужика своего… Кажется, о нём она в это время не думала, но ведь мог и за неё кто-то подумать». Если у Гуськова из подсознания на войне прорывается животное начало («звериный, ненасытный аппетит» в лазарете), то в Настёне бессознательно («вины она за собой всё-таки не чувствовала, не признавала»), говорит голос совести, нравственный инстинкт.

Настёна живёт пока только чувством, жалея Андрея, близкого, родного, и в то же время ощущая, что он чужой, непонятный, не тот, кого провожала на фронт. Она живёт надеждой, что со временем всё обязательно кончится хорошо, стоит лишь выждать, потерпеть.

Она понимает, что одному Андрею не вынести свою вину. «Она ему не по силам. Так что теперь – отступиться от него? Плюнуть на него? А может, она тоже повинна в том, что он здесь, – без вины, а повинна.

Не из-за неё ли больше всего его потянуло домой?»

Настёна не упрекает, не обвиняет Андрея, а чувствует свою вину перед ним, свою ответственность за него: «Что бы с ним теперь ни случилось, она в ответе», готова взять вину на себя. Этот мотив вины проходит через всю повесть. «Верила и боялась, что жила она, наверное, для себя, думала о себе и ждала его только для одной себя».

«Давай вместе. Раз ты виноват, то и я с тобой виноватая. Вместе будем отвечать. Если бы не я – этого, может, и не случилось бы. И ты на себя одного вину не бери».

И поневоле возникает вопрос: правильно ли поступает Настёна? Был ли у неё другой выход. Это неизбежно приводит к размышлению над тем, что несёт женщина в мир, в чём проявляется её мудрость. Наверное, главное – это любовь, доброта, милосердие, сострадание, жалость, способность к самопожертвованию.

Она мечтала о счастье, о любви и согласии, «причём любви и заботы Настёна с самого начала мечтала отдавать больше, чем принимать, – на то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила, которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются».

Теперь обратимся к Гуськову. Когда началась война, «Андрея взяли в первые же дни», и «за три года войны Гуськов успел повоевать и в лыжном батальоне, и в разведроте, и в гаубичной батарее».

Он «Приспособился к войне – ничего другого ему не оставалось. Поперёд других не лез, но и за чужие спины тоже не прятался. Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем.

Воевал, как все, – не лучше и не хуже».

Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и .духовными способностями.

Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.“Он боялся ехать на фронт, — говорит автор.

— Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными — с отцом, матерью, _астенной — этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири?] Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу — тогда он опять готов на что угодно”. Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.

Читайте также:  Поэзия серебряного века

В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит — преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей.

Обстоятельства оказались выше силы воли героя. Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным.

Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Незаметно писатель как бы размывает грани между «хорошими» и «плохими» героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков.

Как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов – предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой.

«…Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?» Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана Распутиным.

Настена — женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан. Настена — жертва всесокрушающей войны, жертва безвинная.

Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание — все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов – берегом мужа и берегом всех русских людей.

Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Сам же автор – добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощадно. Он старается оставить место своим героям для исправления.

Но есть такие явления и события, непереносимые не только для окружающих героев людей, а также и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие. Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.

Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Живет в совершенно ином измерении, чем люди.

Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, – чем?» Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке.

Но Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», – будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу. Но этот призыв: «Живи и помни», я уверен, обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Ведь на глазах у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей.

Повесть заканчивается авторским сообщением, что о Гуськове не говорят, «не поминают» – для него «распалась связь времен», у него нет будущего. Автор говорит о Насте как о живой (нигде не подменяя имени «телом» или « покойницей»).

«А Настю на четвертый день прибило к берегу… За Настей отправили Мишку- батрака.

Он и доставил Настю обратно на лодке… И предали Настю земле среди своих… После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настю».

Этими словами, знаменующими восстановившуюся для Насти»связь времен» (традиционная для фольклора концовка . о памяти героя в веках), заканчивается повесть В.Распутина.

Сильное художественное произведение на тему нравственности, какова повесть В. Распутина «Живи и помни», – это всегда шаг вперед в духовном развитии общества.

Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. В свое время критик Игорь Дедков, назвавший свою статью о творчестве Распутина «Продленный свет», пришел к выводу:

«Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б ни случились обстоятельства, хотя и можно. Он не разделяет мрачного взгляда на человека, на изначальную, неустранимую «порочность» его природы. В героях Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противостоящее низменному, натуралистическому ее восприятию и изображению».

Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина – «век живи – век люби».

Светлая любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли

Сочинение по повести Живи и помни Распутина

Повесть Валентина Распутина «Живи и помни» приковывает к себе особое внимание. В этой повести показано важность человеческого выбора. Особенную важность выбор наблюдается в сложные для всего народа времена, к примеру, как в этой повести — во время Великой Отечественной войны.

Человек способен иметь большие заслуги перед Родиной, перед товарищами, однако всегда все может изменится и ситуация ухудшиться из-за неправильного выбора.

В повести «Живи и помни» рассказывается про Андрея Гуськова, обычного солдата, который на своем жизненном пути свернул не туда.

В последние месяцы войны он сбежал из госпиталя, чтобы вернуться в родные места, повстречать родных и близких, война — это пройденный путь.

Он храбро служил, защищал свою родину, и Советскому союзу осталось совсем немного чтобы добить врага, однако Андрей получает ранение и его отправляют в госпиталь. На войне нужны люди, поэтому полностью не восстановившись, Андрея хотят отправить обратно на фронт.

Узнав об этом, Гуськов решается сбежать из госпиталя, он не хочет погибать в последние месяцы войны.

Его объявляют дезертиром. Это был для него настоящий приговор. Дома его ждали не родные и близкие, а милиционеры и военные. Поэтому главный герой должен был скрываться, так как в те времена дезертиров расстреливали без суда и следствия.

Единственное, кому он мог доверять — это собственной жене — Настене. Они поженились еще до войны и нельзя сказать, что это была крепкая семья. Нельзя сказать, что она его сильно любила.

Нельзя сказать, что он ее сильно любил, однако они уважали друг друга, ценили и поэтому решили пожениться. Она единственная разузнает что он в бегах и вернулся домой, но нельзя никому знать, поэтому он скрывается в лесу. Его поддержала жена, носила ему еду, одежду.

Она всеми силами пыталась спасти его, так как была порядочной и это долг жены — помогать мужу в трудные минуты жизни. Но ни с кем не могла Настя поделиться тем, что она знает. Жители села заметили, что она постоянно уходит в лес, что она носит туда еду, это вызывало большое подозрение.

Пошли слухи, что там у Насти любовник и она не верна своему мужу, Настя вынуждена была терпеть презрение со стороны окружающих, но не выдавать мужа. Она забеременела и слухи только усилились, а она продолжала помогать своему мужу. Когда слухи дошли до милиционеров, то они решили проследить за ней, когда она, в очередной раз плыла на лодке в лес к своему родному мужу.

Заметив это, она принимает решение совершить самоубийство, чтобы спасти мужа.

Андрей Гуськов — дезертир, который не дослужил пару месяцев, война кончилась и односельчане встретили с фронта всех как героев, а ему суждено было жить и помнить о том, к чему привел его побег. Живи и помни, Андрей Гуськов.

Ссылка на основную публикацию