Психологизм в рассказе Чехова «О любви»

6. Закрепление полученных знаний.

Беседа по рассказу.

– Ребята, а вам интересно было читать этот рассказ? О чем вы задумались, прочитав его? (Каким должен быть человек, чтобы стать счастливым? Какую роль могут сыграть сомнения в жизни человека? Какую роль играет любовь в жизни человека? Всегда ли любовь может осчастливить человека?)

– Кто является рассказчиком и героем в рассказе?

– Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою? (Помещиком Алёхин становится вынужденно. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это вопрос чести имени, задача глубоко нравственная.

Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения»,- говорит он. Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей.

Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна)

– Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его? (Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство».

  Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали.

Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко  и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.

Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную.

И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден.

Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его)

-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?

(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь»)

– Какова судьба их взаимного чувства?

(В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».)

Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании. В чем проявляется неумение современных молодых людей жить и ненормальность самой жизни? Докажите это.

(Алехин, умный, добрый, чистосердечный человек, общительный, обра­зованный, знающий языки, имеющий наклонность к «кабинетной работе», к науке, к искусству, к комфорту, – спит в сенях, ест в людской кухне, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, хлопочет по хозяйству, к которому относится с отвращением, живет в полном одиночестве, ску­чает, сохраняя и преумножая доходы имения, которое ему не нужно. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.)

–  Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

(И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония – отсутствие согласия, соответствия, разлад).

Дисгармонична не только жизнь Алехи­на, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним ка­чествам».)

–  Какое значение имеют картины природы в рассказе?
(Картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, простора, гармонии, разнообразия, в противоположность той жизни, ко­торую ведут герои.

Залитое лунным светом, тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далекой перспективе (в серый пасмурный день); широкий, злой и холодный плес (в дождливую погоду), все это приобретает здесь, как и в других чеховских пейзажах особую окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состоя­ние, настроение которого природа оказывает свое воздействие, заставля­ет его то почувствовать свою слабость, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красотой, чувство восторга и гор­дости родиной: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась крот­кой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».)

–  Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

– В этом учебном году вам уже приходилось читать о любви. Какое это было произведение? ( «После бала» Л.Н.Толстого) Что их объединяет? (Тема любви, но только герои этих произведений испугались этого чувства и не стали счастливыми)

– Наши герои полюбили друг друга. В чем они похожи? Что натолкнуло их к этой любви? (Одиночество, неудовлетворенность жизнью)

– Почему, по-вашему, герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? ( С одной стороны, страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой – это новая форма футляра в человеческой жизни. С другой стороны – герои осознали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в обществе как высшие ценности)

– Как автор относится к своим героям? (Он романтизирует отношения героев, рисует с теплым чувством, приглашает нас к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне)

– Культура 19-начала 20 века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности. Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла! Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией  к рассказу А.П.Чехова?

  • Отвечают на вопросы, делают выводы, анализируют произведение.
  • Выполняют работу с текстом.
  • Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
    Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
    Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей, умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения
  • извлечение необходимой информации из текст

Психологизм рассказа а.п. чехова о любви

Невозможно без описания содержания произведения начинать творческий анализ Чехова. «О любви», как и все рассказы писателя, отличается увлекательным и необычным повествованием.

У главного героя Алехина служит горничная Пелагея, влюбленная в хулигана и пьяницу Никанора – повара. Замуж девушка идти не хочет, а возлюбленный не может жить с ней во грехе из-за своей набожности. Это часто порождает ссоры между ними.

Являясь непосредственным свидетелем происходящего, Алехин пускается в рассуждении о любви. По его мнению, это чувство не терпит каких-либо законов и в каждой личности проявляется по-своему. Однако русский человек постоянно стремится все усложнять, поэтому не может просто любить и предпринимать попытки ввести какие-то правила.

Затем Алехин рассказывает о своей любви. Его история началась в имении Софьино, куда он приехал после окончания учебы. Однако отец оставил вместе с имуществом после своей смерти еще и немалый долг, поэтому Алехину приходится начинать работать.

Дела героя постепенно налаживаются, и его избирают в мировые судьи. Теперь Алехин часто ездит в город, что доставляет ему немалое удовольствие: общение с обществом привлекает его.

У Алехина даже появляется друг – Луганович, в чью жену, Анну Алексеевну, герой и влюбляется. В семье Лугановичей молодому человеку рады, он близко сближается с семейной парой.

Читайте также:  Аргументы: Верность и измена в повести «Тарас Бульба»

Супруги проявляют о нем беспокойство и заботу, даже предлагают дать деньги взаймы, чтобы вернуть кредиторам. Однако Алехин отказывается.

  Билеты. Вариант 3. Билет 5. Старшая Эдда.

Героя терзают мысли о том, как могла Анна Алексеевна выйти замуж за такого заурядного человека, как Луганович.

Анна и сама влюбляется в молодого человека, но они оба вынуждены скрывать свои чувства.

Со временем у семенной пары появляются дети, Алехин продолжает навещать друзей, ходит с Анной Алексеевной гулять и в театр, что вызывает нелицеприятные сплетни.

Характер Анны начинает меняться, женщина становится раздражительной, нервной, иронично-язвительной, она понимает, что обречена и на дальнейшую несчастную жизнь. Вскоре Лугановичи решают переехать в западную губернию. Анна едет первой, и Алехин вызывается ее проводить. Когда женщина заходит в поезд, герой понимает, что она забыла корзинку.

Он направляется в купе, чтобы вернуть оставленную вещь, и тут Анна целует его. Герои обнимаются, плачут и признаются в своих чувствах, они наконец понимают, что все препятствия, мешающие им быть вместе, смешны. Алехин проезжает с Анной одну станцию, потом выходит из поезда и возвращается домой.

С этого момента герой живет по-прежнему, много работает и не пытается сделать свое существование счастливым.

Краткое содержание

Рассказ Чехова «О любви» входит в трилогию рассказов, написанных в Мелихово, и начинается он с завтрака, в котором принимают участие два охотника, и мелкопоместный помещик Алехин. За завтраком господа решили посплетничать и обсудить влюблённость крепостной девушки красавицы Пелагеи к набожному повару Никанору, обладающему буйным нравом. Так они и стали говорить о любви.

Алехин начал свой рассказ с утверждения, что невозможно объяснить каждый случай общепринятыми мерками и суждениями, что необходимо индивидуализировать каждую историю любви. И русским людям несвойственно поэтизировать любовь, а только украшать её роковыми вопросами.

Любовная история Алехина началась с того, что он приехал Софьино, чтобы заняться сельским хозяйством и посредством своих тяжёлых трудов рассчитаться с долгами отца.

Самым приятным событием в его жизни в имении стало знакомство с товарищем председателя окружного суда Лугановичем и его молодой, интеллигентной и обаятельной супругой Анной Алексеевной.

Знакомство состоялось ранней весной и вскоре в каждый свой приезд в город Алехин обязательно навещал семью Лугановичей. К нему в этом доме привыкли, и он привык, входил уже без доклада и был своим человеком.

Отношение к Анне Алексеевне у Алехина с первого дня было восторженным, он, только увидев её, уже имел впечатление чего-то важного и необыкновенного.

И в своём рассказе охотникам Павел Константинович отзывается об Анне Алексеевне только восхищённо, не жалея самых приятных по отношению к ней эпитетов.

Супруга Лугановича также осталась неравнодушной к Алехину, и она и её супруг сильно беспокоились о его делах и здоровье.

Шли годы, чувства Анны Алексеевны и Павла Константиновича крепли, но их воспитание и забота о ближних не позволяла влюблённым перейти в своих отношениях запретную черту.

У Анны Алексеевны началось расстройство нервов, она постоянно имела дурное настроение и стала испытывать к Алехину странное раздражение.

Как обычно случается в жизни, всему приходит конец. Лугановича назначили в одной из западных губерний председателем, куда он и отбыл со своими детьми, а Анна Алексеевна по настоянию врачей отправилась в Крым.

При проводах Анны Алексеевны на железнодорожном вокзале, Алехин без каких-либо дурных намерений зашёл к ней в купе и, наконец, их объяснение в чувствах друг другу состоялось.

Только расставаясь навсегда, они сумели выразить свои истинные чувства, не обременяясь правилами общества и семейными ценностями.

Каковы представления о любви в рассказе

Алехин в рассказе даёт оценку любовным чувствам людей, как в самом начале повествования, так и в конце. Если, только начав свой рассказ, Алехин говорит о том, что вопросы, касающиеся личного счастья, можно истолковывать как угодно, то в конце своего повествования о твёрдо заявляет, что все обстоятельства, которые мешали им любить были ненужными, мелкими и обманчивыми.

Он убеждён в том, что в любви нужно исходить «от высшего», и не стоит вовсе рассуждать о своих чувствах, а только действовать.

С одной стороны, мнение главного героя можно расценить как смелое, в чём-то безрассудное и самоотверженное, но с другой стороны, как не вспомнить в этом случае сокрушительную любовь Анны Карениной и тот печальный финал её жизни, который произошёл благодаря её отринувшим досужие рассуждения чувствам.

Тайна любовной истории чеховских героев так и не находит своего разрешения, в рассказе не даются рецепты, как же нужно поступать, когда влюблённость невозможно реализовать в действительность, читателю представляется только вариант событий, когда влюблённые придерживаются определённой линии поведения, согласно принятым правилам общества.

Главный герой

Необходимо также рассмотреть образ героя, прежде чем начинать анализ Чехова. «О любви» — это рассказ-монолог. Мы слышим лишь голос главного героя, автор же совсем себя не проявляет.

Главный герой рассказа – Павел Константинович Алехин. Он умный, порядочный и интеллигентный человек. Его жизнь безрадостна и одинока. В подтверждение своим рассуждениям о том, что любовь не имеет законов, герой рассказывает историю своей любви.

Именно нравственные законы и сомнения в правильности своих действий помешали ему и Анне быть вместе. Но все то время, пока семейная пара жила в городе, возлюбленные нестерпимо мучились и страдали.

А понимание того, что у любви нет преград, пришло слишком поздно и принесло только новую боль.

В этом рассказе трагичен жизненный реализм, как и во многих других, которые написал Чехов. Произведение «О любви» наполнено не радостью и счастьем, как представляется по названию, а одиночеством, болью и безысходностью.

Краткая история создания рассказа «О любви» Чехова

Рассказ «О любви» написан Антоном Павловичем Чеховым летом 1898 года, когда он жил в имении Мелихово. Это произведение — одно из последних в творчестве писателя, так как в 1904 году Чехов скончался после продолжительной болезни.

Произведение было опубликовано в августе 1898 года, в одном из выпусков журнала «Русская мысль». Несмотря на то, что у Чехова имелось много псевдонимов, рассказ был подписан своим именем.

«О любви» является последней частью «маленькой трилогии» — серии рассказов, в которую также входят «Человек в футляре» и «Крыжовник», написанные Чеховым в то же время.

Все три рассказа, помимо общих персонажей, объединяет одна тема — «жестокая бессмыслица жизни». Герои Чехова не могут жить так, как хотелось бы.

«О любви» отразило личную драму писателя, поэтому интересно проследить историю создания этого текста.

  Карьера Ругонов – краткое содержание романа Золя

Появление замысла

Идея для рассказа появилась у Чехова за несколько лет до его написания. Фрагменты будущего произведения обнаружены в записных книжках автора с 1895 по 1898 год. Фраза об одиноких людях, которые ходят в рестораны и в баню для разговоров, положила начало будущему рассказу. Уже в этом фрагменте определяется одна из главных тем «О любви» — одиночество человека.

Помимо лирических и философских рассуждений, среди заметок встречается описание главной героини рассказа — Луганович Анны Алексеевны, жены судейского чиновника. Также в записных книжках есть монолог другого героя «О любви» — Алехина Павла Константиновича. В словах про тихое грустное чувство и про объятья в вагоне угадывается финальная сцена произведения.

Вместе с идеями для рассказа «О любви» Чехов вносил в записные книжки задумки для других своих произведений, в том числе для «Крыжовника». Сказались на персонажах «О любви» и увлечения писателя. Например, в рассказе Алехин усердно занимается сельским хозяйством — точно также трудился Чехов в своей усадьбе в Мелихове.

Читайте также:  Любимая героиня Толстого в романе "Война и мир"

После «О любви» Чехов планировал написать продолжение, но по окончанию работы над циклом рассказов у него случился творческий кризис.

В своих письмах брату Александру и возлюбленной Авиловой (о которой речь пойдет далее) Чехов сокрушался, что ему надоело писать и он не знает, как с этим быть.

Ему удалось возобновить работу спустя несколько месяцев, в ноябре. Но к продолжению «маленькой трилогии» Чехов уже не вернулся.

Прототипы главных героев

Произведение «О любви» автобиографично. В основу истории о несчастной любви Алехина и Луганович легли отношения Чехова с писательницей и мемуаристской Лидией Алексеевной Авиловой. Об этом можно узнать из воспоминаний самой Авиловой, в книге «А. П. Чехов в моей жизни». В рассказе «О любви» она увидела отражение своего десятилетнего романа с писателем.

Чехов и Авилова встретились благодаря общему знакомому, издателю Сергею Николаевичу Худякову. После этого они много переписывались и периодически встречались.

Авилова была замужем и имела детей от человека, которого глубоко уважала, но не любила — как и Анна Алексеевна из рассказа. И Чехов, испытывавший к ней чувства, не мог разрушить семью ради личного счастья.

Трагедия Чехова и Авиловой повлияла на создание «О любви».

О том, что главные герои рассказа списаны с нее и Чехова, Авилова упоминала и в своих дневниках. В доказательство она приводила тот факт, что Чехов подписал одно из своих писем к ней как Алехин.

Но подтвердить это Авилова не могла, так как уничтожила данное письмо. Затем она переписала его по памяти, подражая почерку Чехова, но потом снова сожгла.

Авилова объясняла это тем, что если бы копия письма обнаружилась после ее смерти, то людям было бы непонятно, зачем она создала подделку.

Версия Авиловой о прототипах рассказа «О любви» вызывала неоднозначную реакцию. Например, сестра Чехова, Мария Павловна, утверждала, что многое в мемуарах писательницы правдиво, но отношение брата к ней, возможно, не соответствовало действительности. Но были и те, кто поверил Авиловой и проникся ее историей — например, Иван Бунин.

  • Насколько публикация полезна?
  • Нажмите на звезду, чтобы оценить!
  • Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Анализ произведения

Сложен и неоднозначен в понимании авторской позиции творческий анализ Чехова. «О любви» — рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.

Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.

  Сочинение Мое отношение к поэтам 19 века 8 класс

Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.

Конспект урокаА.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Цели:1) расширить представление обучающихся о личности А.П. Чехова; проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья;

  • 2) способствовать развитию навыков выразительного чтения, анализа текста;
  • 3) способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека;
  • Ход урока:

1. Рассказ подготовленного ученика о семье Чехова. 

Отец писателя Павел Егорович Чехов (1825—1898) прослужил свыше 10 лет в колониальном магазине богатого купца, выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вёл собственные дела. Семья Чехова была богата талантами и дала миру нескольких писателей и художников.

В 1857 году Павел Чехов открыл собственную лавку.

Незадолго до начала купеческой деятельности он женился на восемнадцатилетней девушке — Евгении Яковлевне Морозовой, положив начало многочисленной, талантливой семье.

  17 января (29 января)1860 года в доме Чеховых в Таганроге родился третий сын, Антон, — будущий писатель. Всего в семье Павла Егоровича Чехова было шесть детей: Александр, Николай, Антон,Иван, Мария, Михаил.

Павел Егорович, отец Антона Павловича, был «коммерсантом», как он солидно называл себя, по профессии и художником — по душе. Его одарённость была разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Он писал красками, занимался иконописью. Антон Павлович говорил о себе и своих братьях и сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Пожалуй, самым сильным увлечением Павла Егоровича была созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. С присущей ему настойчивостью и дотошностью он добивался, чтобы его хор был лучшим в городе. Он набрал певчих из кузнецов; партии дискантов иальтов исполняли его сыновья. Именно хор, а не торговля, составлял подлинный интерес его жизни.

Когда Антон Павлович говорил: «В детстве у меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего, самый образ жизни детей Павла Егоровича был не очень детским: это был почти каторжный трудовой режим.

Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра до 11 вечера, заботу о ней Павел Егорович нередко целиком возлагал на сыновей, день его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, в частности Антоша портняжил.

Он должен был с малых лет приучаться и к счетному делу, а главное — к искусству торговли, в которое входило и почтительное обращение с покупателями и знание приемов «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства, — как писал в своих воспоминаниях старший брат Антона Павловича, Александр Павлович.

— Покойный Антон Павлович прошел из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. Ребенком он был несчастный человек».

Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически. Порки были частым явлением в семье. И, однако, было бы неправильно рисовать жизнь семьи Павла Егоровича только темными красками.

Нельзя забывать о смягчающем влиянии матери, Евгении Николаевны, как нельзя забывать и о том, что влияние Павла Егоровича на своих детей было далеко не только отрицательным. Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его.

Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.

2. Слово учителя: Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву. Антон сначала остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь и учебу, высылал небольшие денежные переводы семье. Затем и он переехал в Москву. Здесь началась его взрослая самостоятельная жизнь: врачебная практика и писательское творчество.

Еще в Таганроге, в гимназии, Чехов пробовал писать в гимназических журналах. Писать – это было его внутренней потребностью. Будучи студентом медицинского факультета университета, на первом курсе Чехов начинает сотрудничать в  различных московских и петербургских журналах.

Молодой Чехов  сочинял короткие юмористические рассказы и публиковал их под многочисленными псевдонимами. В 1883 году вышли в свет первые сборники рассказов Чехова «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы».

В своих рассказах Чехов средствами юмора старался показать пошлость окружающей жизни, показать людям, как плохо, неинтересно они живут, чтобы излечить их от этого. Чехов не случайно стал врачом, он хотел лечить людей и физически, и морально.

Хотел выпрямлять души людей, а не только врачевать их болезни.

3. Рассказ подготовленного ученика «Рассказы А.П. Чехова о любви»

Помимо юмористических рассказов, у Чехова есть много произведений о любви. Какие пленительные женские образы рисовал он в рассказах «Дама с собачкой», «Жена» и др.

В рассказах Чехова о любви проявилась еще одна особенность его как писателя-рассказчика – психологизм (записать определение в тетради: полное, подробное и глубокое изображение чувств и эмоций, мыслей и переживаний литературного героя). А. П.

Чехов стремится в своих рассказах  проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Его интересует обыденная, каждодневная жизнь обыкновенных людей.

Читайте также:  Аргументы на тему: Искусство и ремесло в романе «Мастер и Маргарита» (М. А. Булгаков)

Но ведь обыденность и «творит личность», и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы «маленького» обывательского существования, осмыслить их и помочь человеку жить осознанно.

Особого внимания, по мнению писателя, достойна душа влюбленного человека, ведь именно «влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», «только влюбленный имеет право на звание человека».

А в рассказе «О любви» устами главного героя Чехов скажет: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель,  или не нужно рассуждать вовсе».

4. Сообщение подготовленного обучающегося:

Рассказ «О любви» был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль» вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник». Эти три рассказа составили цикл, который получил название «Маленькие трилогия» или «Трилогия о «футлярной жизни».

Рассказы объединены общей проблемой: человек и обстоятельства, его мечты и возможность их реализации в реальной жизни.  Чехов представляет различные варианты «футляров», в которые персонажи добровольно заточают себя.

В рассказе «Человек в футляре» герой, учитель Беликов, защищает модель общественных отношений, исключающую свободное проявление чувств и эмоций. Он живет по принципу: «Как бы чего не вышло».

Смерть Беликова приводит его к идеалу: гроб, в котором он кажется довольным, – долгожданный, самый надежный футляр, позволяющий спрятаться от жизни.

Герой рассказа «Крыжовник» заключает себя в футляр мелких чувств и интересов, футляр прошлого, никчемного существования. Верхом мечтаний оказывается крыжовник, выращенный на собственном участке и удовлетворяющий физиологическую потребность героя в еде. В конце он теряет человеческий облик и становится похожим на свинью.

Заключительный рассказ трилогии «О любви» повествует о самом страшном футляре. Любящие друг друга люди даже себе не могут признаться в своих чувствах. Жизнь превращается в мучение, зато соблюдены общественные приличия.

5. Беседа по рассказу «О любви»

– Что мы узнаём  об Алёхине из  его рассказа о жизни в Софьине? (Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством.

Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу».

«Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)

– О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной? (Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)

– Как развивались отношения между героями? (Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)

– Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну? (Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)

6. Словарная работа

– Что такое счастье? В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».В «Советском энциклопедическом словаре»  счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».

7. Продолжение беседы по рассказу «О любви»

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

– Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? (На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним.

Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин.

Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)

– Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? (Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)

Какое значение имеют картины природы в рассказе? («Серое небо и деревья, мокрые от дождя» – пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.

В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало».

Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)

– Что мешает счастью героев? Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

-Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

– В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья? (Например, в повести И.С.

Тургенева «Ася») – Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди? (Ответы обучающихся)

8.Чтение статей учебника «О героях рассказа А.П. Чехова «О любви» (стр. 57-58); «А.П. Чехов и его понимание историзма» (стр. 58)

9. Слово учителя: Каждый из нас должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Дорогие ребята! Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной и хочу, чтобы в вашей любви не было сомнений, как у героя рассказа Чехова.

  1. Любовью дорожить умейте,
  2. С годами дорожить вдвойне.
  3. Любовь – это не вздохи на скамейке
  4. И не прогулки при луне.
  5. Все будет: и слякоть, и пороша,
  6. Но вместе надо жизнь прожить.
  7. Любовь с хорошей песней схожа
  8. А песню нелегко сложить.

– Как вы понимаете эти строки Николая Доризо(Ответы учеников).

– Каждое произведение Чехова – это тайна, которую можно разгадывать вновь и вновь. С годами приходит жизненный опыт, меняется восприятие жизни, и, взяв в руки томик Чехова, вы откроете для себя что-то новоеПутешествие к Чехову не кончается…

«У русских, — писал Набоков, — была своего рода игра – делить своих знакомых на тех, кто любит Чехова, и тех, кто не любит. Те, кто не любил, считались не того сорта». Будем надеяться, что с каждой новой чеховской датой, с выходом в свет его книг, людей «того сорта» станет больше. И вы пополните эти ряды.

10. Подведение итогов урока

– О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»? – К каким выводам вы пришли?

11. Домашнее задание: письменно ответить на вопросы: «кто прав и кто виноват в безысходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

12. Комментирование и выставление оценок.

Ссылка на основную публикацию