Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Добро

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье будет рассмотрена проблема добра и зла: аргументы из литературы и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:

– М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

– А. С. Пушкин, «Если жизнь тебя обманет»

Добро и зло противостоят друг другу с момента сотворения нашего мира. Добро включает в себя такие качества, как отзывчивость, снисходительность, щедрость, благородство и многое другое. Зло же является противоположным и подразумевает агрессию, коварство, жадность, лицемерие.

В каждом из нас заложены как положительные качества, так и обратные. Мы сами выбираем, каким из них следовать. Добро или зло – это вечный выбор: обмануть или признаться, помочь или пройти мимо, осудить либо же понять. То, какую сторону мы принимаем каждый день, определяет нас в целом. Мы должны делать этот выбор осознанно, ведь порой он влияет на судьбу другого человека.

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: ДоброПробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания!   Перейти к выбору теста!

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер написал роман о Понтии Пилате, главным героем которого является Иешуа Га-Ноцри. Прототипом этого доброго, милосердного молодого человека является Иисус Христос.

Иешуа наблюдателен и умен, у него ясные глаза, светлая улыбка и мягкая манера разговора. Являясь воплощением бесконечного добра, герой не верит, что существуют злые люди, он заботится о других, жалеет их и помогает.

Но несмотря на то, что сам Иешуа несет лишь свет, он сталкивается со злом и несправедливостью, его обрекают на мучительную смерть. Но даже в этом он не винит никого, проявляя бесконечное всепрощение.

В стихотворении А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» поэт призывает нас не огорчаться тем обманам и унынию, что мы встречаем в жизни. В реальности мы сталкиваемся с несправедливостью, жестокостью и равнодушием, многие события оставляют след в нашей душе и мешают нам спокойно идти дальше. Но необходимо помнить, что время не стоит на месте.

Никто не застрахован от разочарований и лишений, по мелочам мы расстраиваемся каждый день. Порой чувствуем усталость от бытовых проблем или безысходность в ситуации, которую долго не можем разрешить. В такой момент главное верить, что пройдет время, и решатся все проблемы, забудутся неприятные эмоции, «день веселья» непременно настанет и все наши старания будут вознаграждены.

К сожалению, добро не всегда побеждает зло, люди склонны выбирать то, что выгодно. Мы все реже встречаем понимание, помощь и отзывчивость, люди преследуют свои цели, идя по головам.

Ежедневно мы должны решать, как поступить в той или иной ситуации, какую сторону выбрать. Мы строим свое будущее и общество, в котором живем. Необходимо помнить, что для спокойной жизни и гармонии в окружающем мире каждый из нас должен избирать дорогу добра.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема добра и зла: аргументы из литературы». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому языку на тему: Детство

  1. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» авторитетные наставления Чичикова-старшего являются мощным стимулом к формированию характера и деятельности главного героя. В списке постулатов оказались: умение угождать вышестоящим лицам, общение с людьми ради выгоды и бережное отношение к деньгам. Сила отцовского завета отразилась во взрослой жизни Чичикова.

    Он последовал завету отца, искусно освоив умение накапливать. Это следование авторитету сделало из Павла талантливого накопителя, но и несчастного человека, для которого главная цель в жизни связана с миром вещей, а деньги – единственные истинные друзья.

    Таким образом, Чичиков не только стал безнравственным человеком, который может переступить через любую мораль ради выгоды, но и одиночкой, не познавшим настоящей дружбы и любви.

  2. В аллегорической сказке Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц» в роли авторитета выступает Лис с планеты Земля, который научил друга основным принципам дружбы и любви.

    Лис не просто рассказывает принцу, как правильно нужно находить друзей и любить. Он говорит мальчику, чтобы тот «приручил» его. Только через процесс «установления уз» происходит понимание героем истин, которые проповедует Лис. Он ценой своих страданий выучивает Маленького принца, и тот возвращается к своей возлюбленной – розе – потому что когда-то он приручил и ее.

Никто не застрахован от ошибок, но ни в одной другой сфере деятельности они не обходятся так дорого, как в профессии «родитель». Чтобы воспитать счастливого ребенка нужно усвоить пять простых правил:

  • любить, хвалить и поддерживать свое чадо;
  • быть ему другом, а не строгим учителем или критиком;
  • не ограничивать во всем;
  • чаще быть рядом;
  • объяснять, наставлять, стать проводником по этому большому и незнакомому миру.

Как вы считаете, что еще нужно ребенку для счастья?Команда Фаза Роста, Фаза Роста

Проблема взросления

  1. Повесть В.Т. Тендрякова «Ночь после выпуска» наиболее полно раскрывает проблемы взросления. Переход со школьной скамьи во взрослую жизнь – это непростое время в жизни подростка.

    Лучшая ученица выпускного класса Юля Студёнцева, пользуясь возможностью высказаться на выпускном вечере за свой класс, заявила, что ей безразличны все те пути и возможности, которые перед ней теперь открываются.

    Проблема выбора пути, который определит всю дальнейшую жизнь, поиск своего призвания – это лишь один из немногих конфликтов взросления, которые отражены в повести В.Т.Тендрякова.

  2. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» повествует о проблемах нравственного развития Николеньки Иртеньева.

    Вопросы, занимающие главного героя – это вопросы самоопределения, которыми задается большая часть подрастающего поколения. К примеру, в «отрочестве» Николенька мучительно переживает возрастной разрыв со старшим братом Володей, завидует его характеру. Душевные переживания выливаются в неконтролируемые истерики, в порыве которых он бьет гувернера.

    В «Юности» главного героя занимают более тонкие проблемы: он пытается упорядочить свою жизнь, создавая «правила» и пытаясь понять вес человеческого слова. Будучи юношей, Николенька склонен схематично разделять все явления жизни. Например, в главе «Любовь» он размышляет поэтапно над тремя видами любви. Таким образом, читатель видит, как сложен и долог процесс развития личности.

Где вырастают счастливые взрослые

Счастливые взрослые вырастают в счастливых семьях. Потому так важно, чтобы ребёнок почувствовал радость детства, получил достаточно любви и внимания от своих родственников.

Ощущение безопасности, собственной нужности, постоянная забота папы и мамы влияют на познавательные способности малыша, помогая его личности гармонично развиваться.

Проблема роли детства в жизни человека и аргументы в пользу особенного влияния этого периода на успешность во взрослой жизни можно встретить в работах известных психологов: Карла Густава Юнга, Зигмунда Фрейда, Льва Выготского.

Эмоциональное развитие в раннем детстве отражается на способности противостоять стрессам, негативным влияниям в будущем, помогает научиться адекватно оценивать разных людей и уметь общаться с ними.

Основываясь на собственном и родительском опыте, малыш получает понятие о хорошем и плохом, формирует представление о семейных ценностях.

Взрослея, счастливые дети превращаются в успешных и довольных жизнью людей, способных брать ответственность за свои поступки.

  Сочинение. Времена года. Весна.Лето.Осень.Зима.

Влияние и роль детства в жизни человека

  1. Молодой монах Мцыри — ключевая фигура одноименного произведения М.Ю. Лермонтова. Он всю свою жизнь тосковал по родной земле горного Кавказа. Личная трагедия героя состоит в его невольничестве, которое не дает ему возможность вернуться к себе домой.

    Монолог юноши перед смертью содержит детские воспоминания, в которых появляются и отец, и сестры, и вечерний очаг. Но главным для Мцыри является то – что его детские воспоминания отсылают героя к мысли о призрачной и далекой свободе, к которой так стремится юная душа.

    Таким образом, детские воспоминания, связанные с чувством вольности и счастья, послужили стимулом к роковому побегу героя.

  2. Проблема влияния детских воспоминаний на человека актуализируется в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Накануне жестокого убийства молодому студенту Родиону Раскольникову снится сон-воспоминание из детства. В нем главный герой предстает маленьким мальчиком, тонко и мучительно чувствующим сострадание по отношению к убиенной пьяным Миколкой лошади. Автор неслучайно включает этот сон в повествование.

    Данное воспоминание ставит под сомнение теорию Раскольникова, говоря о том, что никто не имеет право распоряжаться чужой жизнью. Но идеологическое начало все же перевешивает в сознании Родиона, и он все-таки убивает старуху. Однако мысли из детства не отпускают его, именно они положили начало противоречию в душе преступника.

Воспитание дворянства в «Недоросле» Д. И. Фонвизина

Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» также посвящена проблеме роли детства в жизни человека. Аргументы и размышления автора показывают, какое сильное влияние оказывает на личность ребёнка его семья.

Главный герой – Митрофанушка, чьё имя стало нарицательным, перенимает жадность, жестокость и другие пороки своей матери. Он получил рабские наклонности от крепостной няни и качества тирана от собственных родителей, что отражается на его поведении и обращении с людьми.

Образ Митрофана указывает на упадок дворянского общества, вызванный неправильным воспитанием.

Детская нищета

  1. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» наиболее полно отражает проблему детской нищеты. Центральный герой, от чьего лица ведется повествование, рассказывает о неблагополучной семье и голодном детстве. Нужда толкает его к заработку посредством азартных игр в сомнительной компании.

    Жульничество одного из игроков было замечено мальчиком, после чего он был сильно избит. Положение ребенка не осталось незамеченным молодой учительницей французского Лидией Михайловной, которая тайно помогала мальчику едой. Когда личность отправителя раскрылась, Лидия Михайловна стала сама играть с главным героем на деньги, после чего лишилась работы.

    Однако даже после этого она продолжала поддерживать ученика. Но история о ее благотворительности отражает нерешенную проблему социальной защиты детей, которую многие не хотят замечать.

  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема детской нищеты показана в семье Мармеладовых.

    Дети Катерины Ивановны имели ужасающие по масштабу бедности условия существования. Они зачастую оставались голодными, что отражалось в их исхудавших лицах, они носили изношенную одежду. Наконец, картину бедности дорисовывает и само расположение комнаты семейства, которая являлась проходной и завешивалась простынями для создания иллюзии отделенности пространства.

    Нищета семьи Мармеладовых, в том числе детская нищета, побудили Соню переступить через себя и пойти «по желтому билету».

Проблема равнодушия взрослых

  1. Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» наиболее полно отражает проблему детской нищеты. Центральный герой, от чьего лица ведется повествование, рассказывает о неблагополучной семье и голодном детстве. Нужда толкает его к заработку посредством азартных игр в сомнительной компании.

    Жульничество одного из игроков было замечено мальчиком, после чего он был сильно избит. Положение ребенка не осталось незамеченным молодой учительницей французского Лидией Михайловной, которая тайно помогала мальчику едой. Когда личность отправителя раскрылась, Лидия Михайловна стала сама играть с главным героем на деньги, после чего лишилась работы.

    Однако даже после этого она продолжала поддерживать ученика. Но история о ее благотворительности отражает нерешенную проблему социальной защиты детей, которую многие не хотят замечать.

  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема детской нищеты показана в семье Мармеладовых.

    Дети Катерины Ивановны имели ужасающие по масштабу бедности условия существования. Они зачастую оставались голодными, что отражалось в их исхудавших лицах, они носили изношенную одежду. Наконец, картину бедности дорисовывает и само расположение комнаты семейства, которая являлась проходной и завешивалась простынями для создания иллюзии отделенности пространства.

    Нищета семьи Мармеладовых, в том числе детская нищета, побудили Соню переступить через себя и пойти «по желтому билету».

Лилия Васкецова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Аргументы для сочинения 15.3 на тему: Что такое детство (ОГЭ по русскому языку)

Детство – это самая светлая и чистая пора в жизни каждого человека. Трудно сказать, когда именно заканчивается детство и начинается взрослая жизнь. Этой грани просто не существует: она настолько размыта, что почти неуловима.

Мы все храним в памяти моменты из детства, ведь именно тогда всему учимся и радуемся с искренними, горящими глазами. Но Многомудрый Литрекон знает, что литературные примеры для сочинения-рассуждения 15.3 о детстве найти непросто, ведь авторы чаще описывают взрослую жизнь героев.

Вот поэтому он и подготовил для Вас интересную и полезную подборку аргументов.

  • В рассказе В. Распутина «Уроки французского» описывается детство Володи, который столкнулся с лишениями и голодом, будучи совсем еще юным мальчиком. Мама отправила его учиться в город, ведь сын демонстрировал хорошие способности к учебе. Но все то, что смогла собрать для ребенка бедная женщина, забирала себе родственница, у которой жил Вова. В итоге мальчику пришлось искать источники заработка в азартных играх, чем и воспользовалась его учительница, чтобы убедить гордого ученика принять помощь. Так, детство не всегда бывает беззаботным и радужным, поэтому необходимо ценить то, что у нас есть.
  • В произведении Л.Н. Толстого «Детство» главный герой переживает счастливую пору детства: он безмерно любит своих заботливых и красивых родителей, чувствует в сердце зарождение первых чувств к Кате, дружит с братом и другими детьми. Все домочадцы, даже учитель и слуги, опекают Николеньку и относятся к нему хорошо. Но даже такое безмятежное детство неминуемо заканчивается: умирает мама героя, и он, проводив ее в последний путь, уже не чувствует в себе легкости и радости детской поры.
  • В рассказе И. Бунина «Цифры» описывается детство любознательного и упрямого мальчика Жени. Он очень хотел узнать цифры и научиться считать, но дядя, который обещал это сделать, вновь перенес обучение на другое время. Герой обиделся, произошла ссора. Но взрослый человек вовремя понял, что ребенок не может ждать, что он по-другому видит мир и себя в нем. Дядя помирился с племянником и показал ему цифры. Этот пример показывает, как сильно дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, которые всеми силами оберегают их от трагической ранней зрелости.
  • В произведении М. Горького «Детство» главный герой пережил не самую радостную пору, будучи ребенком. Его отец умер, мать строила собственную жизнь, а дедушка, у которого он жил, нещадно порол внука и бил при нем жену. Родные дяди постоянно спорили из-за денег, и только бабушка уделяла Лексею достаточно внимания. Именно поэтому ему было очень тяжело выбиться в люди и вырваться из нужды, ведь основы для личностного роста закладываются в детстве.
  • Детство Лизы («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина ) прошло беззаботно. Она жила с любящими родителями, не знала нужды. Отец баловал дочь и жену. Но вот кормилец семьи скончался, и совсем еще юной девушке пришлось самостоятельно обеспечивать семью. Детство героини противопоставлено взрослой жизни, такой угрюмой и жестокой. Именно серьезные последствия детской беспечности столкнули ее с проблемами, вполне взрослыми. Лиза, не привыкшая к предательству, ошиблась и доверилась бесчестному человеку. Так и не достигнув моральной и психологической зрелости, она покончила жизнь самоубийством, не сумев справиться со взрослыми трудностями.
  • По-настоящему трудно сохранить безмятежность детства в военные годы, когда даже ребенок не может чувствовать себя защищенным. Так, в произведении В. Быкова «Обелиск» маленькие герои рано повзрослели и решили отомстить местным полицаям за предательство и столкнуть их машину в реку. Но боевая операция сорвалась, а юные партизаны стали пленниками. Несмотря на заступничество их учителя, ребят казнили. Но память об их детском героизме жива до сих пор.
  • В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» показано детство Митрофанушки. Герою ни в чем не отказывают, он живет исключительно для себя и ради себя. Все, что нужно ему для счастья – это сытость и праздность. Такое избалованное детство развивает леность, эгоизм в человеке. Не остается ни одной положительной черты в характере «большого ребенка». Он привыкает, что ему все дозволено, поэтому не готов меняться к лучшему.
  • Детство Гринева («Капитанская дочка» А. С. Пушкина ) воспитало в нем порядочного и честного человека. Родители передали сыну все свои ценности и жизненный опыт. Кроме того, благодаря наставничеству мудрого Савельича, Петруша Гринев познавал не только дворянскую роскошь, но и жизнь простого народа. Воспитатель учил барина бережно относиться к деньгам, демонстрировал самую сильную преданность службе, подавая хороший пример юному офицеру. Так, грамотное воспитание закладывает фундамент в личность взрослого человека.
  • Н. В. Гогольв повести «Тарас Бульба» рисует обстановку, в которой проходило детство Остапа и Андрия. Здесь, в Сечи, казаки выросли и стали настоящими мужчинами. Отец всегда воспитывал сыновей в строгости, учил их быть верными и преданными Родине. Но суровость и патриархальность нравов Сечи оказала и другое воздействие на детей: то, что Тарас бил и не уважал свою жену, отложилось в памяти Андрия. Возможно, поэтому он и предал Родину: ему хотелось жить другой, более цивилизованной жизнью. На его примере становится очевидно, что детство во многом определяет судьбу личности.
  • В. Г. Короленко в рассказе «В дурном обществе» создает образы маленьких детей, каждый из которых страдает. Вася не испытывает ни капли отеческой любви, он лишился матери в шестилетнем возрасте. Его новые друзья, Валек и Маруся, живут в подземелье, нищенствуют и голодают. Дети не ожесточились, напротив, они учат многих взрослых быть честными, в первую очередь, с самими собой, учат оставаться преданными дружбе. Детская смерть, изображенная в рассказе, заставляет задуматься о судьбе всех нищих ребят, которые не по своей вине оказались за чертой бедности. Такое детство вызывает сострадание и в то же время – гордость за силу духа таких ребят.
  • Предыдущая Банк аргументовАргументы для сочинения 15.3 на тему: Что такое смелость? (ОГЭ по русскому языку)СледующаяБанк аргументовАргументы к сочинению 15.3 из пьесы «Горе от ума» (ОГЭ по русскому языку)

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Добро

Проблема проявления доброты Сочинение № 5274923

Если выйти на мол, встретишь, несмотря на яркое солнце, резкий ветер и увидишь далекие зимние вершины Альп, серебряные, страшные.

Но в затишье, в этом белом городке, на набережной, – тепло, блеск, по-весеннему одетые люди, которые гуляют или сидят на скамьях под пальмами, щурясь из-под соломенных шляп на густую синеву моря и белую статую английского короля, в морской форме стоящего в пустоте светлого неба.

Он же сидит одиноко, спиной к заливу, и не видит, а только чувствует солнце, греющее его спину. Он с раскрытой головой, сед, старчески благообразен.

Поза его напряженно неподвижная и, как у всех слепых, египетская: держится прямо, сдвинув колени, положив на них перевернутый картуз и большие загорелые руки, приподняв свое как бы изваянное лицо и слегка обратив его в сторону, – все время сторожа чутким слухом голоса и шуршащие шаги гуляющих. Все время он негромко, однообразно и слегка певуче говорит, горестно и смиренно напоминает нам о нашем долге быть добрыми и милосердными. И когда я приостанавливаюсь наконец и кладу в его картуз, перед его незрячим лицом, несколько сантимов, он, все так же незряче глядя в пространство, не меняя ни позы, ни выражения лица, на миг прерывает свою певучую и складную, заученную речь и говорит уже просто и сердечно:

– Merci, merci, mon bon frиre![1]

«Mon bon frиre…» Да, да, все мы братья. Но только смерть или великие скорби, великие несчастья напоминают нам об этом с подлинной и неотразимой убедительностью, лишая нас наших земных чинов, выводя нас из круга обыденной жизни.

Как уверенно произносит он это: mon bon frиre! У него нет и не может быть страха, что он сказал невпопад, назвавши братом не обычного прохожего, а короля или президента республики, знаменитого человека или миллиардера. И совсем, совсем не потому у него нет этого страха, что ему все простят по его слепоте, по его неведению. Нет, совсем не потому.

Просто он теперь больше всех. Десница божия, коснувшаяся его, как бы лишила его имени, времени, пространства. Он теперь просто человек, которому все братья…

И прав он и в другом: все мы в сущности своей добры. Я иду, дышу, вижу, чувствую, – я несу в себе жизнь, ее полноту и радость. Что это значит? Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь.

Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть.

И вот он, этот слепой, зовет меня, когда я прохожу: «Взгляни и на меня, почувствуй любовь и ко мне; тебе все родственно в этом мире в это прекрасное утро – значит, родствен и я; а раз родствен, ты не можешь быть бесчувствен к моему одиночеству и моей беспомощности, ибо моя плоть, как и плоть всего мира, едина с твоей, ибо твое ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни, то есть ощущение друг друга и всего сущего!»

Не пекитесь о равенстве в обыденности, в ее зависти, ненависти, злом состязании.

Там равенства не может быть, никогда не было и не будет.

Аргументы по русскому языку к сочинению ЕГЭ..

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков. Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина.   О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в “суровые грозные годы” , – каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита­ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута – и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли­ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден­ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится.

Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил  в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила.

Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж­данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники, вывезенные в Америку, тос­ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что  душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома – чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык … Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло­жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом,  платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто­лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме­шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес­ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе­дить тебя?».

11) Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин­ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто­шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди­раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы.

Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва­ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага.

И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных  походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам,  превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои­ны станут надежным оплотом государства. 

Доброта и жестокость — как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы)

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 139078 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не за горами декабрь, а значит, до написания итогового сочинения остаётся ровно месяц.

Это не так уж мало, если учесть, что за четыре недели, изрядно потрудившись, можно написать от 5 до 10 пробных сочинений.

Данная статья посвящена одному из тематических направлений, предложенных выпускникам в 2018 году. Оно сформулировано так: сочинение «Доброта и жестокость (что это?)». Чтобы успешно написать текст по данной теме, достаточно совершить несколько простых действий.

Формулируем конкретные темы сочинения

Для начала предлагаем осмыслить заявленное направление и сформулировать 5 приблизительных тем. Это не означает, что они достанутся вам на экзамене. Зато, написав эссе хотя бы по одной-двум из них, вы приблизитесь к пониманию проблемы. Для примера возьмём следующие темы:

  1. — «Как доброта и жестокость уживаются в сердце человека?»;
  2. — «Способен ли жестокий человек на добрый поступок?»;
  3. — «Почему добрые люди становятся жестокими?»;
  4. — «Где кончается доброта и начинается жестокость в ситуации войны?»;
  5. — «Отчего дети бывают жестокими по отношению друг к другу?».

Выбирайте тему, которая вам ближе, и приступайте к следующему этапу работы.

Ищем цитаты

Разнообразить сочинение помогут цитаты. Их лучше всего поместить во вступлении к сочинению. Хорошо подобранная цитата даёт возможность оттолкнуться от неё и сформулировать собственный тезис (что это?).

  • Для связи предложений используйте выражения, построенные на основе принятия аргумента:
  • «Известный учёный высказал мысль о том, что жёлтые единороги – довольно редкие существа, и с этим нельзя не согласиться / эта мысль находит подтверждение в художественной литературе, / и жизненный опыт подтверждает это…»
  • или на основе его опровержения:
  • «Писатель предлагает рассматривать жёлтых единорогов как нормальное явление, но мы попробуем… доказать обратное / поспорить с этой точкой зрения / рассуждать иначе…»
  • Например, используя афоризм Оноре де Бальзака:
  • «Жестокость и страх пожимают руки друг другу»
  • Можно прокомментировать сочинение о причинах жестокости.
  • А цитата Льва Толстого о доброте станет лучшим началом собственного рассуждения:
  • «Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются…»

Аргументы из литературы на тему доброты и жестокости

Хорошей иллюстрацией по заявленному направлению станет поведение Пугачёва в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.

Ужасающие своей жестокостью сцены расправы повстанцев над капитаном и капитаншей сменяются эпизодом необъяснимого добродушия бунтовщика по отношению к Петру Гринёву. Что заставляет одного и того же человека быть то бессердечным, то милостивым?

Знаменитая гоголевская повесть «Тарас Бульба» рассказывает о быте казаков, цель жизни которых защищать Родину (что это?) в ратном бою. В ситуации войны мир делится на «своих» и «чужих», поэтому сердечный и справедливый в мирной жизни Тарас Бульба становится беспощадным к сыну, когда речь заходит о верности Отчизне.

Веря, что правый карает неправого, «свой» – «чужого», отец жестоко убивает собственного сына. Жестокость Бульбы обусловлена эпохой, в которой он живёт, культурой и традициями его среды.

М. Горький в пьесе «На дне» рисует образы героев, оказавшихся вне нормальной социальной среды. Все они, по разным обстоятельствам, становятся обитателями ночлежки, в которой царят жестокость, зависть, стремление к обману.

Только Лука-утешитель добр. Но на поверку его доброта оказывается недостаточной для их спасения: она растворяется в словах и не подтверждается делами. Такая доброта хуже жестокости: она становится губительной для персонажей.

Помимо названных произведений, допустимо обращаться за аргументами к:

  1. рассказу И. С. Тургенева «Му-му»
  2. его роману «Отцы и дети»
  3. роману И. А. Гончарова «Обломов»
  4. поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»
  5. рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор
  6. роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  7. роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»
  8. и другим литературным источникам.

Приступаем к работе

При написании сочинения постараемся максимально ёмко сформулировать главную мысль, проиллюстрировать её логичными, взаимосвязанными аргументами и сделать вывод, соответствующий основному тезису, озвученному вначале.

Набросаем план: «Доброта и жестокость. Сочинение». Он должен состоять из трёх элементов:

  1. — вступления;
  2. — основной части;
  3. — заключения.

Дополнительные советы принимайте здесь:

Для примера возьмём третью тему: « Почему добрые люди становятся жестокими». На черновике запишем аргументы, которые помогут проиллюстрировать злое, агрессивное поведение человека, прежде бывшего на хорошем счету.

К двум основным аргументам не лишним будет добавить третий (лучше – из западноевропейской литературы). Каждый абзац должен заканчиваться мини-выводом, а весь текст работы – обобщающим умозаключением.

Пример итогового сочинения: «Почему добрые люди становятся жестокими?»

Китайский мудрец Конфуций сказал: «Все люди рождаются добрыми». С этим трудно поспорить: младенцы не знают зависти, лукавства, лжи. Они беззащитны перед людьми и одинаково открыты для добра и зла. Почему же происходит так, что добрые люди становятся жестокими?

В любящих семьях растут спокойные сыновья и ласковые дочери. А если семья неблагополучная (родители ссорятся, занимаются только собой, пропадают совсем), детство рушится. Каким будет человек – зависит от среды, в которой он растёт. Если некто добродушный проявляет агрессию и чёрствость по отношению к другим, значит, ему сделали больно, его обидели, оскорбили, заставили разувериться в людях.

Пример тому – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель». Честно служа в своём департаменте, «маленький человек» ни о чём не мечтал, но стоило Акакию Акакиевичу пожелать новую шинель, как провидение над ним посмеялось. Шинель воспринималась чиновником как живая – так много он думал о ней, так долго готовился к новой жизни, символом которой она стала.

И вот когда шинель, наконец, перешла к нему во владение, неизвестные отобрали её. Башмачкин умер от потрясения. Призрак Акакия Акакиевича начал отбирать шинели у всех, кто ему встретится. Так Н.В. Гоголь описал модель рождения жестокости: обиженный становится обидчиком. Правда, месть происходит только после смерти героя.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема достигает апогея. Убийство старухи студентом Раскольниковым – это реакция на жестокость окружающего мира, которая тяготит героя. Кровь порождает кровь, зло не может остановить зло.

Только жертвенная любовь Сони Мармеладовой прерывает эту цепь.

Гордость уступает место раскаянию (это как?), жестокость уступает место доброте, которая жила в сердце Раскольникова ещё тогда, когда он был ребёнком.

Другой пример превращения доброго человека в жестокого иллюстрирует баллада (что это такое?) о прекрасной девушке Лорелее, записанная немецким поэтом-романтиком Клеменсом Брентано.

Речная фея Лореляйн (или Лорелея) сидит на вершине скалы и поёт сладостные песни, которые сводят с ума каждого, кто их услышит. Красота Лорелеи губительна, но она не радует девушку, ведь её сердце разбито безответной любовью. Пострадав от жестокости возлюбленного, Лорелея равнодушно губит других юношей, а потом гибнет сама. Так жестокость разрушает всё вокруг и внутри человека.

Какими бы добрыми мы ни были, жизнь посылает нам суровые испытания, и выстоять хватает сил не у каждого. Мало кто сохраняет такие качества, как сердечность и добро (что это?), на всю жизнь. Люди становятся жестокими, чтобы защитить себя от новой боли, отомстить, дать отпор тем, кто их обидел. Размокнуть этот круг может только любовь. Именно она дарит силы жить дальше.

Анализируем результаты и готовимся к ЕГЭ

Итоговое сочинение покажет, насколько вы готовы к ЕГЭ по русскому языку.

Даже если зачёт успешно получен, честно задайте себе вопросы:

  1. — Много ли литературных произведений мною прочитано?
  2. — Умею ли я подбирать цитаты и аргументы?
  3. — Получается ли у меня делать логичные выводы?
  4. — Легко ли мне далось написание эссе?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет отрицательным, есть смысл продолжать писать пробные сочинения, доводя этот навык до совершенства. Тогда часть С вашего письменного экзамена стопроцентно порадует и вас, и проверяющих.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Аргументы для сочинения (ЕГЭ по русскому языку)

Аргументация своего мнения по выбранной проблеме — одна из важнейших задач при написании сочинения-рассуждения. Поскольку аргументы из литературы оцениваются выше, очень важно подготовить их заранее. На данной странице я привожу ряд аргументов по нескольким популярным проблемам.

ПРОБЛЕМА: Подлость, предательство, бесчестие, зависть.

  1. А.С. Пушкин , роман «Капитанская дочка»

Швабрин- дворянин, но он бесчестен: мстит Маше Мироновой за отказ, во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести и достоинстве провоцирует его на измену: он переходит в стан мятежника Пугачева.

Эраст, возлюбленный героини, предал  свои чувства к девушке, выбрав материальное благополучие

  1. Н.В Гоголь, повесть «Тарас Бульба»

Андрий, сын Тараса, оказавшись в плену любовных чувств, предает отца, брата, товарищей, Родину. Бульба убивает своего сына, так как не может  жить с таким позором

  1. А.С. Пушкин, трагедия «Моцарт и Сальери»

Завистливый Сальери, завидуя успеху великого композитора Моцарта, отравил его, хотя считал его своим другом.

ПРОБЛЕМА: Чинопочитание, угодничество, раболепие, приспособленчество.

1. А.П.Чехов, рассказ «Смерть чиновника»

Чиновник Червяков заражен духом чинопочитания: Чихнув и обрызгав лысину генерала, он настолько испугался, что после неоднократных унижений и просьб умер от страха.

2. А.С. Грибоедов , комедия «Горе от ума»

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что нужно угождать всем без исключения. Это позволит подняться по карьерной лестнице. Ухаживая за Софьей, дочерью Фамусова, он преследует именно эту цель.

ПРОБЛЕМА: Взяточничество, казнокрадство

  1. Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор»

Городничий, как и все чиновники уездного города, — взяточник и казнокрад. Он убежден, что все вопросы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

  1. Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души»

Чичиков, оформляя купчую на «мертвые» души, дает взятку чиновнику, после чего дело идет быстрее.

ПРОБЛЕМА: Хамство, невежество, лицемерие

  1. А.Н. Островский, драма «Гроза»

Дикой- типичный хам, который оскорбляет всех окружающих. Безнаказанность породила в этом человеке полнейшую разнузданность.

  1. Д.И. Фонвизин , комедия «Недоросль»

Госпожа Простакова свое хамское поведение считает нормальным, поэтому люди вокруг нее «скоты» и «болваны».

  1. А.П. Чехов, рассказ «Хамелеон»

Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше него по служебной лестнице, и чувствует себя хозяином положения, перед теми, кто находится ниже .Это отражено в его поведении, которое меняется в зависимости от ситуации.

ПРОБЛЕМА: Разрушительное влияние денег ( материальных благ)на душу человека, накопительство

  1. А.П. Чехов , рассказ «Ионыч»

Доктор Старцев, в молодости перспективный и талантливый врач, превращается в накопителя Ионыча. Главная страсть его жизни- деньги, которые стали причиной нравственного разложения личности.

  1. Н.В.Гоголь, поэма «Мертвые души»

Скупой помещик Плюшкин олицетворяет полную духовную деградацию. Страсть к накопительству стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.

ПРОБЛЕМА: Вандализм, беспамятство

  1. И.А. Бунин «Окаянные дни»

Бунин и представить себе не мог, что зверство и вандализм, принесенные революцией, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую все на своем пути.

  1. Д.С. Лихачев, книга «О добром и прекрасном»

Русский академик был возмущен, когда узнал, что на Бородинском поле был взорван памятник  на могиле Багратиона. Это ужасный пример вандализма и беспамятства.

  1. В. Распутин, повесть «Прощание с Матерой»

Во время затопления деревень под воду уходили не только жилища людей, но и церкви, погосты, что является страшным примером вандализма.

ПРОБЛЕМА: Роль искусства

  1. А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин»

Фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовых газет, где публиковались главы поэмы. Значит, ободряющее слово порой было важнее пищи.

  1. Л.Н. Толстой, роман «Война и мир»

Наташа Ростова прекрасно поет, в эти моменты она становится необыкновенно красивой ,и люди, окружающие ее, тянутся к ней.

  1. А.И. Куприн, рассказ «Гранатовый браслет»

Слушая «Лунную сонату» Бетховена, Вера испытала  благодаря безнадежно влюбленному Желткову  чувство, подобное катарсису. Музыка пробудила в ней  сочувствие, сострадание, желание любить.

ПРОБЛЕМА: Любовь к Родине, ностальгия

  1. М.Ю. Лермонтов, стихотворение «Родина»

Лирический герой любит свою отчизну такой , какая она есть, и готов пройти со своим народом все испытания.

  1. А. Блок, стихотворениеие «Россия»

Для лирического героя  Блока любовь к родине подобна любви к женщине. Он верит в великое будущее своей страны.

  1. И.А. Бунин, рассказы«Чистый понедельник», «Антоновские яблоки»

И.А. Бунин в 20-м году покинул Россию навсегда. Чувство ностальгии преследовало его всю жизнь .Герои его рассказов вспоминают великое прошлое России, которое безвозвратно утеряно: историю, культуру, традиции.

ПРОБЛЕМА: Верность данному слову (долгу)

  1. А.С. Пушкин, роман «Дубровский»

Маша , обвенчанная с нелюбимым человеком, отказывается нарушить клятву верности ,данную в церкви, когда Дубровский старается ее спасти.

  1. А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, вынуждена отказать Онегину. Она стала олицетворением нравственной силы человека.

ПРОБЛЕМА: Самопожертвование, сострадание, милосердие, жестокость, гуманизм

  1. М.А Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»

Маргарита, любящая Мастера, несмотря ни на что, верна своему чувству, она готова на любые жертвы. Женщина летит на бал к Воланду, чтобы спасти любимого. Там же она просит освободить от страданий грешницу Фриду.

  1. А.И. Солженицын, рассказ «Матренин двор»

Матрена всю жизнь жила для людей, помогала им , ничего не прося взамен. Автор называет ее «правидницей», человеком, живущим по законам Бога и совести

  1. Л. Андреев, рассказ «Кусака»

Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими .

  1. М.Шолохов, рассказ «Судьба человека»

Казак Гаврила, потеряв сына, полюбил, как родного, чужого человека, врага. Ненависть к «красным» переросла в отцовскую любовь и заботу.

ПРОБЛЕМА: Самовоспитание, самообразование, самоанализ, самоусовершенствование

  1. И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

Нигилист Базаров полагал, что «каждый человек сам себя воспитывать должен». А это удел сильных людей.

  1. Л.Н. Толстой, трилогия «Детство. Отрочество. Юность»

Николенька – автобиографический герой. Как и сам автор, он стремится к самоусовершенствованию, к творческой самореализации.

  1. М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени»

Печорин в своем дневнике беседует с самим собой, оценивает свои поступки, анализирует жизнь, что свидетельствует о глубине этой личности.

  1. Л.Н. Толстой, роман «Война и мир»

Писатель показал нам «диалектику души» Болконского и Безухова, рассказал, насколько сложен путь человека к истине, правде, любви. Его герои совершали ошибки, мучились, страдали, но в этом и заключается идея самоусовершенствования человека.

ПРОБЛЕМА: Мужество, героизм, нравственный долг, патриотизм

  1. Б.Васильев, «А зори здесь тихие»

Девушки-зенитчицы, уничтожая отряд диверсантов, погибли, несмотря на численное превосходство врага.

  1. Б.Полевой, «Повесть о настоящем человеке»

Летчик Алесей Маресьев, благодаря силе духа и мужеству, не только выжил после ампутации ног  , но и стал  полноценным человеком, вернулся в свою эскадрилью.

  1. Воробьев, повесть «Убиты под Москвой»

Кремлевские курсанты , проявив мужество и героизм , выполнили свой патриотический долг, обороняя подступы к Москве. Лейтенант Ястребов- единственный, кто остался в живых.

  1. М.Шолохов, рассказ «Судьба человека»

Герой рассказа Андрей Соколов прошел всю войну: храбро сражался, был в плену, бежал. Он с честью выполнил свой гражданский долг. Война отняла у него семью, но , к счастью, судьба подарила ему встречу с Ванюшкой, ставшим ему сыном.

  1. В. Быков «Журавлиный крик»

Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оста­вил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, вы­полнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.

Ссылка на основную публикацию