Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Сострадание (таблица)

Проявление милосердия в литературе: примеры для сочинения добавить в закладки

Милосердие в литературных произведениях часто является ключевой темой. Главный герой проявляет доброту, помогая обездоленному, нуждающемуся человеку или животному, сочувствует, морально поддерживает страждущего персонажа. Такие произведения воспитывают в читателе умение сопереживать. Тема широко раскрыта писателями зарубежной, отечественной литературы. Милосердие считается более широким понятием, в сравнении с состраданием. По мнению австрийского литератора Стефана Цвейга, сочувствие можно разделить на два типа:

  • Сострадание, основанное на сентиментальности, малодушии человека. Характерная особенность – стремление человека быстрее забыть о страждущем, чтобы не концентрироваться на неприятных мыслях;
  • Сочувствие истинной природы. Один из видов милосердия. Человек стремится оказать помощь, найти выход из ситуации, поддержать.

Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Сострадание (таблица)

Сострадание в литературных произведениях часто противопоставляют равнодушию. Писатель моделирует ситуацию, в которой проявляется истинное лицо героя.

Он оказывается перед моральным выбором – помочь человеку или оставить его в беде. Русская литература часто позиционирует милосердие в качестве христианского понятия. Только Бог может действительно помочь человеку.

Библейский смысл заключается в доброжелательном отношении, понимании, заботе о ближнем.

Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Сострадание (таблица)

В каких произведениях проявляется милосердие

Произведения о сострадании и милосердии привлекают внимание к человеческим качествам. Они учат нас не отказывать нуждающимся, поддерживать обездоленных.

Яркий пример – рассказ «Юшка», который написал Андрей Платонов. Он посвящается больному, слабому человеку, страдающему от насмешек толпы. Когда персонаж умирает, всплывает истина.

Мужчина всю жизнь поддерживал сироту, отдавая ей последнее.

Здесь явно виден нравственный мотив. Он предостерегает людей от издевательства над другими. Никто не знает их жизни изнутри, не может судить о причинах, которые заставляют человека выглядеть, действовать, поступать определенным образом.

Проявление милосердия в литературе описал Распутин Валентин в книге «Уроки французского». История о молодой учительнице, оказывающей помощь ученику. У ребенка нет денег на еду, ему приходится зарабатывать копейку игрой. Женщина старается, не ущемляя достоинства школьника, помочь ему найти выход.

Про совесть пишут многие авторы, стараясь уберечь читателя от ошибки, подсказать правильное решение проблемы. Проявление сострадания – важная человеческая черта, которая делает мир добрее. 

Примеры милосердия в литературе для сочинения

Рассмотрим несколько примеров произведений, посвященных милосердию:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Автор уверен, только совестливый человек может быть милосердным. Любое доброе дело – порождение следующего добра. Повесть рассказывает о том, как Гринев заблудился в непогоду и был спасен незнакомцем. В благодарность он отдал теплый тулуп спасителю, чтобы человек не замерз. Через время выяснилось, что этим незнакомцем был Пугачев. Он вспомнил историю с тулупом и сохранил жизнь Петру.
  2. Федор Достоевский «Преступление и наказание». Милосердием со стороны Сони Мармеладовой стала поддержка мачехи, отца и маленького ребенка. Ее поступок способствовал моральному очищению. Она стала примером для Раскольникова, который, оценив действия Сони, решил раскаяться в убийстве. 

Примеры сострадания в литературе для сочинения

Тест включает вопросы о примере сострадания в русской литературе. Рассмотрим два произведения:

  • «Бедная Лиза» Николай Карамзин. Отрицательный герой Эраст стал причиной смерти Лизы. Она не смогла пережить помолвки любимого, так как жила чувствами. Героиня всю жизнь заботится о тяжело больной маме, которой требуется постоянный уход. Она милосердный человек, чьи добрые качества не смог оценить по достоинству возлюбленный. Автор направляет наш взгляд на способность Лизы сострадать больной женщине, сравнивая с бессердечностью Эраста;
  • «Недоросль» Денис Фонвизин. Писатель четко разделил персонажей на негативных и положительных героев. Помещики – крепостники, необразованные, грубые. Они не умеют сострадать другим, предпочитают честить слуг и заботиться о собственных благах. Воспитанные, положительные герои, наоборот, проявляют заботу, милосердие к окружающим. 

Вариант сочинения в формате ЕГЭ о проблеме милосердия по тексту О.Г.Лонгурашвили (вариант 35 из сб.И.П.Цыбулько)

  1. Каждому человеку нужна поддержка, забота и внимание, тем более в трудных обстоятельствах так важно знать, что можно на кого-то рассчитывать. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главному герою была необходима помощь, ведь, совершив убийство, он так долго не мог прийти в себя.

    Родион заболел, видел страшные сны и жил мыслью, что рано или поздно его преступление будет раскрыто. Но по отношению к нему Соня Мармеладова проявила чуткость и милосердие, узнав о его ужасном состоянии. Девушка помогла герою не сойти с ума, убедила сознаться и покаяться.

    Благодаря поддержке Сони, Раскольникова перестала мучить совесть.

  2. В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова проявила милосердие по отношению к раненым солдатам. Отзывчивая героиня отдала раненным подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи.

    Так же девушка заботилась об умирающем Андрее Болконском. Доброе сердце Наташи помогало героям в трудные минуты. В сложных обстоятельствах понимаешь, как необходимо милосердие. Ведь иногда именно чуткость и сострадание могут нас по-настоящему выручить.

  3. Настоящее милосердие способно выручить не только окружающих, но и самого человека, проявляющего чуткость. В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов, узнав, что его родные погибли, остается совершенно один. В конце рассказа он встречает оставшегося одиноким мальчика Ваню.

    Главный герой решает представиться осиротевшему ребенку его отцом, тем самым спасая и его, и себя от тоски и одиночества. Милосердие Андрея Соколова дало Ване и ему самому надежду на счастье в будущем.

В предложенном для анализа тексте Александр Павлович Владимиров поднимает проблему милосердия. Милосердие – одно из самых важных качеств человека. Но далеко не всем людям оно свойственно.

Автор рассказывает про героя, перед которым стоит сложный выбор: убить антилопу ради спасения больной дочери или проявить милосердие и пощадить животное. Если человек милосерден, то для него сложно будет проявить жестокость и погубить животное.

Писатель заостряет внимание на том, что Савушкин не смог убить антилопу, когда увидел рядом с ней беззащитного детёныша. При виде ребёнка, нуждающегося в помощи или защите, редкий человек способен нанести ему вред.

Его восхитил героизм матери, вставшей на пути человека с ружьём, оставшейся рядом с детёнышем, закрывая его своим телом и от палящего солнца, и от всех других бед. Так поступали матери во все времена. Спасали своих детей, или жертвовали своей жизнью ради спасения дорогого чада.

  Ж. Санд “Индиана”: о чем книга, главные герои романа

Эти два примера показывают, что, в какой бы ни был ситуации человек, он всегда останется милосердным. Мы понимаем, что подобный поступок дался герою рассказа с трудом, возможно, подобный выбор не был логичен, но Савушкин был милосердным, и не мог позволить лишить кого-то жизни, ради спасения другой.

Автор считает, что человек должен проявлять милосердие даже в самых сложных для него ситуациях.

Я полностью согласен с мнением автора, люди, способные в критической ситуации думать не только о себе, достойны уважения. Можно привести пример из рассказа А.

Платонова «Юшка», герой которого был готов жертвовать всем, даже самым необходимым, чтобы облегчить существование девочке-сироте, помочь в становлении.

Он долгое время носил одну и ту же одежду, а все заработанные деньги отдавал на обучение сначала ребёнка, а потом взрослой девушки.

Таким образом, очень важно оставаться милосердным человеком и не думать только о себе.

Читаемое в разделе:

  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема ценности жизни
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Увлечение подростков виртуальным общением
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Проблема воспитания подрастающего поколения
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Роль детства в формировании личности
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Отношение к иностранным заимствованиям в русском языке
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Сыновняя благодарность и любовь к родителям
  • Сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Подмена непреходящих ценностей духовной культуры

Ранее опубликованные в разделе:

  • Проблема детской нищеты. По тексту А.И. Куприна
  • Проблема равнодушного отношения к людям с ограниченными возможностями
  • Нравственное падение людей. Сочинение ЕГЭ по тексту Чехова
  • Проблема ревности. Сочинение ЕГЭ по тексту Долининой
  • Проблема отношения к деревенской языковой традиции по тексту В.Г. Распутина
  • Проблема роли детства в становлении личности человека. По тексту Шефнера

Новые материалы раздела:

  • Проблема милосердия и сострадания к людям по тексту Новикова
  • Родительская безусловная любовь по тексту А.П. Владимирова
  • Что помогает нам не пасовать перед жизненными трудностями

Равнодушие и милосердие

  1. К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения.

    Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.

  2. Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине.

    Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них.

    Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.

  3. Милосердие способно действительно спасти многих, и литература подтверждает эту мысль.

    В пьесе Александра Островского «Гроза» к Катерине плохо относится свекровь Кабаниха, а супруг главной героини не заступается за жену. От одиночества и отчаяния молодая женщина тайно ходит на свидания с Борисом, но потом все же решает признаться в этом мужу в присутствии его матери.

    Не встретив понимания и милосердия, девушка осознает, что идти ей некуда, поэтому решает броситься в воду. Если бы герои проявили к ней милосердие, она бы осталась жить.

Великодушие и сострадание Марии в повести «Матерь человеческая»

Беременная женщина, главная героиня, повести В. Закруткина осталась на сожженном немцами хуторе одна. Мария решила жить в несгоревшем погребе своего дома и увидела там раненого немца. Он был совсем молоденький. Мария почувствовала ненависть к нему.

Она как будто наяву увидела повешенного мужа и сына Васятку, палачей-фашистов. «Полураздавленным, недобитым гаденышем» представлялся сейчас Марии этот немецкий солдат. Она сжала вилы так, что пальцы побелели, и начала разговаривать с ним. Женщина спрашивала его, за что убили ее родных и других хуторян.

Она была убеждена, что сейчас он ответит за все. Женщина, замахнувшись, уже подняла вилы, отвернулась и… вдруг услышала, как немец назвал ее мамой. Когда Мария очнулась, она почувствовала, как немец гладил ее ладонь и рассказывал ей о себе.

Женщина слушала его и, хотя не знала языка, чувствовала, что тот рассказывал о своей семье и о том, как он попал на фронт и что с ним случилось.

И настрадавшаяся женщина поверила ему и ужаснулась тому, что хотела его убить. Так чувство мести покинуло Марию. Она осмотрела его раны и, скрывая правду о смертельной ране, успокоила юношу, сказав ему, что он будет жить.

Женщина с болью и жалостью думала о его детстве, сравнивая его со своим Васяткой, о том, кто виноват в смерти людей, о том, как будет страдать его мать. Она напоила его молоком, принесла сена и, беседуя с ним, узнала его имя.

Когда он умирал, Мария назвала его именем своего сына. Она плакала и просила не покидать ее. Женщина долго держала холодеющие руки юноши, потом закрыла ему глаза. Ей было очень жаль юного врага-солдата, умершего от смертельной раны.

Человек, глубоко чувствующий беду другого, даже такого, который причинил ему неимоверные страдания, способен на великодушный поступок – на заботу об этом человеке.

Умение сопереживать как положительная черта

  1. Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж.

    В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон).

    И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия.

    А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.

  2. Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня.

    Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.

Милосердие как самопожертвование

  1. Многие литературные герои проявляют милосердие не только словами, но и совершают какие-либо действия. Именно так поступает главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда свое заслуженное желание от Воланда тратит не на возвращение любимого, а на то, чтобы помочь Фриде, которую встретила на балу у Сатаны.

    Марго прониклась горем девушки и доказывает, что ее сострадание не ограничивается переживаниями. Поэтому Маргарита загадывает, чтобы Фриде больше никогда не напоминали об ее удушенном ребенке. Отныне женщине не будет подаваться платок, а все потому, что хозяйка Весеннего Бала героически проявила чуткость и милосердие.

  2. Милосердие означает готовность помочь людям словами, действиями, а иногда даже и жертвами. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» сразу выделяется образ Данко, проявившего заботу о народе.

    Только чтобы люди не сдавались врагу и смогли выйти из темного леса, Данко разорвал свою грудь, вынул оттуда сердце и осветил путь односельчанам, не обращая внимания на упреки. Любовь к человечеству и милосердие героя помогли племени преодолеть все преграды на пути, а сам Данко погиб, зато в последние минуты он был по-настоящему счастлив.

  3. Милосердие может быть выражено по-разному: и в словах, и в поступках. В романе Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев дарит безвестному казаку тулупчик, и потом читатель догадывается, что любезность героя впоследствии спасла его от виселицы.

    На самом деле казак – это Пугачев, который не забыл помощь главного героя, поэтому тоже идет на милосердие в ответ: дарит жизнь и Петру, и его невесте. Очевидно, что это качество не только спасает людей, но и делает их лучше, ведь передается от одного к другому.

Необходимость проявления сочувствия

  1. Милосердие всегда будет оценено, особенно если оно проявляется в тяжелых обстоятельствах. Вспомним рассказ Александра Солженицына «Матренин двор». Перед нами героиня с тяжелой судьбой, но светлой душой. Ее муж не вернулся с войны, дети умерли маленькими, а она болела и жила одна.

    Тем не менее, Матрена всегда проявляла милосердие к окружающим даже в жестких условиях тоталитаризма. При жизни ее не поняли, но после смерти тот человек, который, будучи рассказчиком, жил у нее дома и описывал ее быт и нрав, осознал важнейшую социальную роль этой женщины.

    «Не стоит село без праведника» — писал он, определяя значимость отзывчивой старушки для всего поселения. Ее образ он увековечил в своем рассказе.

  2. Даже в любовной лирике Лермонтова можно наблюдать мотив милосердия, или, вернее будет сказать, его отсутствия в жестоком мире.

    В стихотворении «Нищий» автор, конечно, пишет о чувствах, которые остаются «обмануты навек». Однако Лермонтов сравнивает это состояние с ситуацией нищего, просящего лишь кусок хлеба. По отношению к бедняку не было проявлено ни капли милосердия, а только положен камень «в его протянутую руку».

    Как и лирическому герою, нищему, были необходимы помощь и сострадание, однако оба они встретились лишь с жестокостью окружающих.

Мария Воробьева Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение по ЕГЭ. По тексту Морозова о животных

Друг, ты чей? (по Морозову)

Морозов ставит проблему взаимоотношений людей и животных.

Данная проблема всегда актуальна, потому что рядом с нами живут «братья наши меньшие». Отношение к ним разное. Одни люди, действительно, относятся к животным, как к братьям.

Другие равнодушно проходят мимо, выбрасывают на улицу надоевших «друзей», убивают, калечат. Вот и автор рассказывает о собаке, которая ищет друга, а человек проходит мимо.

Морозов говорит, что о преданности и любви собаки много написано, контакты с ней благотворно влияют на людей, само присутствие животного оказывает оздоровительное действие.

Позиция автора такова: он утверждает, что самое важное для собаки – «быть другом для человека», а люди должны учиться жить в соответствии со своим законом – человеческим, «который известен с самых давних времён как Кодекс Чести». С такой точкой зрения нельзя не согласиться.

Вспомним рассказ Л. Андреева «Кусака». Дети летом на даче приручили бродячую собаку, которая никогда прежде не знала ни ласки, ни сытости, а теперь привязалась к людям, поверила, что и она кому-то нужна.

Увы! Лето закончилось, люди уехали, а бедная Кусака осталась опять одна. И не только голод грозит ей. Она осмелилась полюбить, готова была быть преданной, служить человеку.

Писатель заставляет задуматься о себе, о «братьях наших меньших.

Обратимся к известной всем повести Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Образцом преданности, верности человеку был Бим. Он очень страдал, когда остался без хозяина. Тяжёлое время настало для Бима.

Разные люди встречались на его пути: и добрые, и злые. Читатель вместе с собакой проходит долгий и трудный путь и горько сожалеет о смерти друга. Никого не оставляет равнодушным история Бима.

Она учит человека жить по законам чести и совести.

В заключение хотелось бы сказать, что нужно бережно относиться к животным, видеть в них друзей, учиться у них преданности и любви.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Сострадание (таблица)

Аргументы к сочинению по проблеме милосердия

В романе Александра Сергеевича Пушкина раскрывается проблема милосердия на примере центрального образа Емельяна Пугачёва через взаимоотношения с Петрушей Гринёвым. В начале своего самостоятельного пути Пётр в буран встречает Пугачёва – безвестного беглого казака. Встреча в стихии стала символичной.

Восстание, которое позже возглавит Пугачёв, объявивший себя Петром III, тоже окажется стихией, из которой выйти целым и невредимым поможет Гринёву милосердный поступок. Подаренный когда-то тулупчик станет тем шагом милосердия, который впоследствии спасёт Петра от виселицы. Милосердие Пугачёва не в пример масштабней, чем добро молодого барина.

Сначала самозванец дарит Петруше жизнь, а потом спасает его невесту. Так добрые дела становятся проявлением милосердия.

2. М.А. Шолохов «Тихий Дон»

Роман Михаила Александровича Шолохова повествует о самом жестоком и кровавом времени, в водовороте которого гибнут люди. Остервенение противоборствующих сторон кажется безграничным. Подтёлков расправляется без суда и следствия с Чернецовым, расстреливает пленных. Затем таким же образом поступают казаки с ним.

Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова – брата своего друга, казачьего атамана. Казаки сопровождают красного командира Лихачёва и издеваются над конвоируемым пленным самым жестоким образом: вырезают глаза, отрубают конечности, и только потом зарубают насмерть. Цепь кровопролитий пытается остановить Григорий Мелехов.

Он стремится прервать цепь жестокостей: спасает пленных, спешит вслед за отправленными через все казачьи станицы большевиками, желая избежать кровопролития и спасти Мишку и Ивана Алексеевича. Но он не успевает. Мольбой о милосердии звучат строки, когда пленные обращаются к конвоиру с просьбой попить.

Он наливает им воды в корыто, из которого пьёт скотина, пасущаяся в степи. Встав на колени, Иван Алексеевич поднимает глаза к небу, к этому бездонному вечному небу, словно вопрошая о милосердии. Но небо молчит. Нет милосердия в такое жестокое время. Однако на милосердие способны только старики и дети.

Об этом свидетельствует поступок казачки, подобравшей пленного молодого большевика, прикинувшегося сумасшедшим; плачущий ребёнок да старик, наливший воды в корыто для страждущих. Лишь проявивший милосердие способен на звание человека.

3. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Тема милосердия одна из главных в романе М.А. Булгакова. Она проходит через все временные пласты. В Ершалаимских главах в истории Иешуа вопрос о милосердии является главным: заслуживает бедный философ казни или прощения? Для Понтия Пилата этот вопрос оказывается неразрешимым.

Желая спасти бродячего нищего, он неспособен принять верное решение, обрекая Иешуа на смерть, а себя на страдания. Вопрос милосердия актуален в любое время. Воланд, пришедший на землю Москвы, пытается найти милосердие в сердцах граждан «нового» социалистического государства.

Ничего не меняется, несмотря на декларацию других ценностей: они также жадны, корыстны и завистливы, как две тысячи лет назад. Однако Воланд делает вывод, что милосердие стучится и в их сердца. Только когда жестокость становится слишком явной: в тот момент, когда конферансье Бенгальскому отрывают голову в театре Варьете.

Даже на балу у сатаны Маргарита просит милосердия для Фриды, задушившей собственного сына, которая страдает столько лет. Каждый достоин сочувствия и милосердия. Именно милосердие спасает людей в самых страшных жизненных ситуациях.

4. В. Тендряков «Хлеб для собаки»

В страшные годы сталинского тоталитаризма десятки тысяч крестьян были раскулачены. Обречённые на голодную смерть, они умирали на станциях следования на место ссылки. Главный герой рассказа – мальчик Володя Тенков – не может не проявлять милосердия. Совесть не позволяет ему есть спокойно обед, приготовленный мамой.

Он мечтает поделиться с голодными из пристанционного скверика: шкилетниками и слонами. Однажды ему это удаётся, он выносит кусок хлеба и картошку и отдаёт всё это богатство первому встречному слону. Но на другой день пришла Отрыжка – страшная, изуродованная женщина – и обманом забрала у мальчика подачку, приготовленную для другого.

Через день добрый десяток убогих нищих уже ожидал Володю во дворе. Страх и отвращение победили милосердие. Он закричал и прогнал всех голодных. Отец сурово сказал мальчику, что всех ему не накормить. И тогда ребёнок начал носить хлеб бродячей собаке. Она брала хлеб и убегала.

А Володя кормил свою совесть и проявлял милосердие, так необходимое в это страшное время.

Проблема проявления сострадания Сочинение № 5164040

(1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.

(3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.

(5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.

  • (7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.
  • (8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.
  • (9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:
  • — А у тебя тут какие новости?

— (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.

(12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.

— (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?

— (19)Не слыхал… — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.

— (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.

— (22)По радио, что ль, слыхали?

— (23)Какое радио… (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала…

— (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..

— (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.

— (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?

— (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию… (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.

— (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.

— (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.

— (45)И вы ей подали?

— (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.

— (48)Да-а… — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?

— (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.

— (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.

— (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.

— (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.

— (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.

— (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.

— (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.

— (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?

— (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.

— (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?

(70)Баба Дуня недолго подумала.

— (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.

(73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.

(75)А внук объяснял:

— Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.

— (82) Она слезьми кричала…

— (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.

— (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.

— (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.

— (95)Ну да… — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.

— (97)Ох, бабаня, бабаня… (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.

— (101)Ашаул… — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.

— (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.

— (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же… (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.

— (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие…

(111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.

— (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь… — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.

(114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.

(По Б. Екимову)

Сочинение ЕГЭ – Проблема утраты милосердия по тексту Д. Гранина

Даниил Гранин, русский писатель, поднимает очень важную нравственную проблему исчезновения милосердия в обществе. Он считает, что чувство милосердия «отторгнуто нашей жизнью, а изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности». Полностью разделяю мнение писателя. Чувство милосердия – это показатель здоровья общества.

Только духовный человек может быть милосердным. А что будет представлять собой общество бездуховных, безнравственных людей? Даже страшно представить. Думается, что прав автор и в том, что милосердие – чувство «врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой». Но если человек не использует его, оно потихоньку исчезает. Душа должна трудиться, преодолевая эгоизм, скупость, равнодушие.

А это сложно. Истинно милосердных людей, готовых отказаться от чего-то, поделиться, помочь всегда, а не от случая к случаю. И милосердие воспитывать надо с раннего детства. Причем не только словами, а личным примером. Тогда для человека такое поведение станет привычным укладом его жизни. Хотя новое время скоростей, образа жизни не оставляют порой возможности даже с соседями познакомиться.

Все спешим. Своих забот хватает. Тут некогда проявлять милосердие. Но это все отговорки черствых, равнодушных, себялюбивых людей. Есть ведь и те, кто работает волонтером в хосписах, ходит в больницы, где лечатся больные дети, готовит подарки для пожилых людей в домах престарелых. И делают это от души, не ставя себе это в заслугу. Я считаю, таких людей высоконравственными.

Нельзя позволять душе «лениться».

«Сочинение о милосердии (по статье Д. Гранина)»

Тема статьи Д. Гранина нравственность, а точнее одна из ее составляющих — милосердие. Автор статьи поднимает интересную проблему: является ли чувство милосердия устаревшим? Свои рассуждения писатель начинает с тезиса, что милосердие устарело.

Аргументом является то, что даже в словаре слово «Милосердие» отмечено как устаревшее и в подтверждение своей мысли приводит пример, когда в г. Ленинграде была переименована улица Милосердия. Для того чтобы мы понимали как важна эта проблема автор рассказывает о том что милосердие — «древнее необходимое чувство, свойственное всему живому». В конце своих размышлений Д.

Гранин приходит к выводу о том, чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни его необходимо тренировать. Автор убежден: «изьять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности». Он уверен, что люди способны к состраданию, оно дается нам при рождении вместе с душой и как все нравственные чувства слабеет, если им не пользоваться.

Позиция самого Д. Гранина ярко выражена в последнем абзаце: автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе — необходимость. Автор не обличает, не критикует, он обращает наше внимание на то, как дорого чувство милосердия.

Такое отношение писателя не случайно, будучи совсем молодым, он прошел великую Отечественную войну и видел много примеров проявления милосердия, спасших жизни людей. Я с интересом прочитал статью Д. Гранина и искренне заинтересовался этой проблемой. Ведь в современном обществе многие люди забыли, что такое милосердие.

Я считаю, причиной является то, что с переменной власти, развалом СССР, в годы перестройки много людей было обмануто. В связи с этим народ стал менее доверчивым и более безжалостным, тем самым изжив милосердие в своих сердцах. В дальнейшем это отразилось на воспитании последующего поколения. Но по моему мнению, немало людей склонны к состраданию и проявляют милосердие.

Я знаю историю, свидетелем которой был. В детской онкологии, когда маленькой девочке нужна была срочная пересадка костного мозга, врачи долгое время не могли найти донора. После рекламы, опубликованной в СМИ, откликнулся молодой человек, полностью подходивший по всем требованиям, он согласился помочь и отдать часть своего костного мозга.

Первый забор стволовых клеток прошел для него тяжело: молодой человек испытывал ужасную боль. Позже оказалось, что взятого количества не хватило и нужно еще, иначе ребенок умрет, но кроме того в этот раз нельзя было применять анестезию из-за риска здоровью. Несмотря на это молодой человек согласился снова отдать часть костного мозга.

Благодаря этому девочка выжила и была благополучно выписана домой. Подводя итог, скажу, что статья заставила меня задуматься о нравственности, а точнее об одной из её составляющих — милосердии. Безусловно, в наше время, когда общество почти совсем забыло о взаимопомощи и к чужому горю относится равнодушно, все же остается лучик надежды, что люди поймут, как важно милосердие в нашей жизни

Пример 2

В наше время люди все чаще стали забывать о доброте. Предложенный текст Даниила Александровича Гранина не может оставить равнодушным, так как в нем поднимается такая проблема, как утрата милосердия. Привлекая внимания читателей к данной проблеме, советский писатель пишет о том, как чувство милосердия, одно из составляющих нравственности, стало забываться людьми.

Даже сам термин «милосердие» постепенно стал «устаревшим и непопулярным». Автор приводит в пример изничтожение милосердия во времена раскулачивания. Милосердие стали запрещать, «даже сочувствие невинно арестованным запрещалось.» Эти слова имеют глубокий смысл и демонстрируют, до какого абсурда могут дойти попытки изъятия милосердия.

Его последствием, по мнению автора, может быть лишение человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Затем, Даниил Гранин приводит пример из детства. Он вспоминает, как его отец всегда подавал нищим медяк и учил его делать также. Отец писателя никогда не рассуждал, притворяется человек или нет, «раз нищий — надо подать.».

Это было неким упражнением милосердия, которое, к большому сожалению, «заросло, заглохло, оказалось запущенным» в наши дни. Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что утрата милосердия опасна, так как милосердие — это одно из важнейших действенных проявлений нравственности человека. Милосердие намеренно уничтожали и вытравляли в непростые периоды истории нашей страны.

Оно могло помешать проявлению жестокости и беззакония по отношению к тем, кто по определенным причинам оказывался неугоден существующему режиму. Еще одной причиной утраты милосердия, по мнению автора, является тот факт, что в современном мире оно все чаще не находит практики. Я согласна с точкой зрения автора.

Сейчас люди стали забывать о доброте и милосердии, оно стало тяжелым и неугодным для многих. К большому сожалению, сегодняшние реалии не позволяют с полной уверенностью сказать, что искреннее, бескорыстное милосердие действительно все еще существует. Причиной этому служит множество факторов, но исторический контекст и изменения моральных ценностей человечества являются основными.

Нельзя не вспомнить рассказ А. Солженицына «Матренин двор». Героиня с тяжелой судьбой всю жизнь хранила свет в душе. Она потеряла мужа на войне и детей, болела и жила совершенно одна. Однако, несправедливость жизни и жесткие условия тоталитаризма не смогли затмить и остановить ее милосердие по отношению к окружающим.

Это доказывает, что даже такие причины, как непростая ситуация в стране и непростая судьба не остановят по-настоящему светлые и добрые порывы души. Таким образом, важно несмотря ни на что воспитывать и поддерживать в себе милосердие.

Сочинение рассуждение на тему милосердие по тексту гранина

Текст ЕГЭ Д. Гранина о милосердии. Примерный круг проблем.

(1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал… (3)Упал неудачно, хуже некуда: сломал переносицу, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, недалеко от дома, где я живу. (6)С большим трудом поднялся… (7)Лицо залито кровью, рука повисла плетью.

(8)3абрёл в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. (9)Куда там — она продолжала хлестать, и я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. (10)И говорить-то не могу — рот разбит. (11)Решил повернуть назад, домой. (12)Я шёл по улице, думаю, не шатаясь.

(13)Шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестело от крови. (14)Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. (15)Народу на улице было много. (16)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (17)Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались.

(18)Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (19)Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи… (20)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (21)Надо добираться до дома. (22)Позже я раздумывал над этой историей.

(23)Могли ли люди принять меня за пьяного? (24)Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (25)Но даже если бы и принимали за пьяного… (25)Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось: упал, ударился.

(26)Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (27)3начит, стремление пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало обычным явлением, а «меня это не касается» стало убеждением? (28)Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей; поначалу я злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя.

(29)И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. (30)Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя.

(31)Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в собственном поведении: желание отойти, уклониться, не ввязываться… (32)И, уличив себя, начал понимать, каким привычным стало это стремление, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. (33)Раздумывая, я вспоминал и другое.

(34)Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (35)Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (36)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… (37)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы.

(38)Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры. (39)И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. (40)Но постепенно оно исчезло. (41)Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.

(42)Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. (43)Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: «Вот вы в „Блокадной книге“ пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади — и все шли мимо, никто не остановился, не поднял её.

(44)Как же это так?» (45)Обида и даже упрёк мне звучали в их словах. (46)И в самом деле, что же это с нами происходит? (47)Как мы дошли до этого? (48)Как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие? (49)Как это стало обычным, нормальным? (50)Я уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль.

(51)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (52)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. (53)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве, — всегда давал мне медяк и говорил: поди подай.

(54)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело страшновато, — подавал. (55)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (56)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. (57)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

(58)И, как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. (59)Упражняется ли милосердие сегодня в нашей жизни?..

(60)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (61)Толчок, призыв к нему? (62)Всегда существовали и будут существовать разные возможности для проявления милосердия человеческого, которые нужно использовать. (63)Не только в чрезвычайных, аварийных случаях необходимо проявление милосердия, оно должно находить своих адресатов и в обычной жизни. (64)Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей! (По Д. Гранину) Даниил Александрович Гранин (1919-2017 гг.) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.Примерный круг проблем: 1. Почему сегодня люди способны оставить нуждающегося в помощи человека без внимания? К чему приводит нежелание проявлять милосердие? 2. Как относились к нуждающимся в помощи в военное время? 3. В чем принципиальное различие в отношении к нуждающимся в помощи людям в военное и мирное время? 4. Как сохранить милосердие в сердцах людей? 5. Как пробудить милосердие? 6. Когда необходимо проявлять милосердие? Существуют ли возможности для проявления милосердия сегодня? Пример сочинения “Когда необходимо проявлять милосердие”

Ссылка на основную публикацию