Проблема искусства в повести «Портрет»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Проблема и тема искусства в повести Портрет

Произведение «Портрет» учит тому, что искусство (равно, как и идея) не продается за деньги, оно не может быть куплено.

Чем же является само искусство и творчество в данном произведении? Во-первых, примером того, что может быть утрачено, если ставить собственное обогащение выше духовного.

Гоголь показывает, что свои способности не стоит зарывать в землю, нельзя распылять, и, конечно же, нельзя забывать про него в погоне за приличным состоянием. Оно словно ориентир жизни.

Можно сказать, что искусство в понимании Гоголя, преломляется на две половины. Одна – это чистые порывы, которые рождает талантливая личность. Главное удовольствие для таких, особенных людей – идея.

Зачастую именно подобные личности называются творцами и живут ради того, чтобы реализоваться, сделать этот мир краше, чище за счет своих произведений. А вот вторая категория – это люди, для которых творчество – это работа.

Соответственно, здесь нет души, есть лишь монотонное проделывание идентичных действий, подобное конвейеру.

Конечно же, автор дает понять, что творчество ради гонораров не стоит и ломаного гроша. Что касается Чарткова, даже собственный учитель предупреждает его о том, что лучше бы творить для души, а не для заработка. Поскольку так можно погубить талант. Ведь нельзя расходовать его попусту.

Герой следует этой, правильной доктрине, но нужда вынуждает его начать зарабатывать на своем искусстве. Ситуация в его семье нормализуется, денег уже хватает на достойное существование. Но возникает и минус – прежняя радость от творчества навсегда покидает героя.

Осуществляя гонку за наживой, человек растратил все свои идеалы, амбиции и мечты. Его уже не будоражит то, во что он верил… Ему скучно.. Неимоверно скучно… А после приходят злоба и зависть. В итоге герой сходит с ума от тоски по искусству.

На мой взгляд, проблематика творения в том, что Чартков слишком поздно понимает, что никакое состояние не заменит ему прежнего удовлетворения и радости, того чувства, что испытывает настоящий творец. Возможно, изначально он также не знает, что такое «настоящее творчество» и осознает это несколько позднее, чем стоило бы.

Бедность зачастую вызывает желание стать богатым. Но для творческой единицы эти границы размыты. Главное – возможность творить для души, а не ради славы и богатства.

С одной стороны, Чарткова нельзя обвинять. Он начал продавать свое творчество ради того, чтобы иметь кусок хлеба. Но, возможно, чтобы не утратить творческого начала и идеалов, ему стоило прекратить погоню за состоянием несколько раньше, чтобы жажда наживы не убила в нем все, что он ранее ценил.

Сочинение 3

Николай Васильевич Гоголь был гениальным писателем, который поистине мог своими произведениями произвести на читателя невероятный эффект. Все его истории довольно необычны и мистически.

Этот человек был полностью поглощён какой-то неизведанной магией, о которой никто и в помине не мог знать. Жаль, конечно, что так рано Николай Васильевич ушёл.

Возраст 33-х лет — это возраст Христа, ещё можно было столько всего написать и затронуть сколько умов, молодых и старших, глупых и умных. Чтобы ещё мог придумать этот гениальный писатель? Этого нам уже не узнать.

В повести «Портрет» затронута одна из вечных тем- это тема Искусства. Искусство никогда не даёт унывать человеку, а порой и спасает от гибели. Автор большое значение отдаёт искусству, а если по сути то боготворит его.

В сюжете произведения рассказывается история молодого дарования — это художник Чартков, который не может представить и дня без искусства. Учитель ещё в самом начале предостерегает ученика, чтобы тот не стал одним из модных художников, чтобы сохранил свой уникальный талант.

Однако, задушенной вечной бедностью Чартков променивает свой талант на успех и богатство. Просто, на тот момент деньги, которые парень нашёл, стали спасением и вроде бы немного денег не помешало, при нынешних условиях. Только вот Чартков не сумел пройти испытания на прочность.

Он окончательно продал себя, талант за деньги, которые сегодня могут быть, а завтра их уже нет.

Но спустя время, понимает, что картины, которые написал это абсолютная бессмыслица и от таланта уже след простыл. Теперь остаётся завидовать другому талантливому юноше. Правда, ненависть съедала изнутри главного героя.

Таким образом, работа под портретами людей из светского общества оказалась материально выгодной, но душевно главный герой очерствел и по сути предал искусство, которым раньше восхищался. Это отразилось и на душе.

Наступила невероятная пустота, которую ничем не заполнить. Вот к чему может привести погоня за славой и деньгами. Не стоит продаваться за золотые монеты. Ведь есть что-то намного ценнее денег и славы.

Да, без денег не проживёшь, но если следовать зову сердца, то обязательно можно найти выход из любой ситуации.

Тема искусства в повести «Портрет» (Н. В. Гоголь)

Литеровед представляет краткое сочинение «Тема искусства в повести Н. В. Гоголя «Портрет», которое раскрывает проблему самореализации художника.

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» впервые была опубликована в сборнике «Арабески». Потом автор изменил ее, ослабив фантастическую сторону, и включил в сборник «Петербургские повести».

Пять повестей, входящих в сборник, объединены одной идеей, характерами героев, мировоззрением писателя и образом Петербурга. Город поразил Гоголя картинами глубоких социальных контрастов.

Здесь искажены отношения, гибнут таланты и вдохновение, торжествует пошлость. Личные впечатления автора легли в основу «Петербургских повестей».

Повесть «Портрет» рассказывает о трагедии художника, который пожертвовал талантом и искусством в угоду золотому тельцу. Главный герой повести – художник Чартков. Это молодой человек благородного происхождения, но живет небогато. В начале произведения мы видим его одетым в старую шинель, немодное платье. Гоголь характеризует его как человека, который предан искусству.

Он живет на Васильевском острове, в одном из беднейших районов Петербурга. Его небольшая квартирка с низкими потолками одновременно играет роль студии. У него есть помощник Никита, который подметает пол, оттирает краску, является его натурщиком. Жилье Чарткова холодное с замерзавшими окнами, но он не обращает внимания на неудобства. Он всецело поглощен искусством.

Чартков – талантливый художник, но пока не нашедший свой стиль. Его кисть отличается наблюдательностью, соображением. Профессор отмечает в нем нетерпеливость и предупреждает, чтобы он не превратился в «модного» художника. Человек, имеющий талант, должен его развивать, а не отвлекаться на сиюминутные удовольствия.

Талантливые произведения требуют много труда и времени, только тогда им обеспечена долгая жизнь. Когда художник начинает писать за деньги, он часто выполняет чужие замыслы и теряет себя, а вместе с тем и талант. Он начинает писать быстро, поверхностно, безыдейно, желая заработать все больше денег. Профессор замечает в ученике желание развлекаться, модно одеваться.

Ему не хочется, чтобы Чартков утратил мастерство.

Когда молодой художник брался за кисть, он забывал обо всем на свете. Увлеченный работой, он не думал ни о еде, ни о воде. В такие дни он отрывался от работы как «от прекрасного прерванного сна». Он изучал искусство именитых художников Рафаэля, Тициана, наблюдал за их манерой письма. Благодаря ежедневным занятиям у него развивался вкус.

Когда же нужно было платить за квартиру, кончались кисти и краски, он завидовал богатым художникам. Именно в такое время он зашел в картинную лавку. Среди старых полотен, валявшихся на полу, он нашел портрет старика.

Казалось, что живописец подметил выражение его лица в минуты какого-то судорожного движения. Чартков понял, что это работа художника высокого класса.

Складывалось впечатление, что картина не окончена, но глаза, смотрящие на него с портрета, были живыми, они словно заглядывали в душу.

Чартков купил этот портрет за бесценок. Хозяин словно хотел избавиться от него, а художник потом удивился, зачем он его купил. Это было какое-то наваждение. Он истратил на него последние деньги.

Придя домой, он корил себя за покупку. Ночью ему привиделось, что старик с портрета ожил и, считая деньги, потерял один сверток, который тут же подобрал Чартков.

Утром оказалось, что за рамкой картины действительно были спрятаны червонцы.

Жизнь бедного художника с того дня переменилась. Случилось то, чего так опасался профессор: Чартков стал модным художником. У него отбоя не было от богатых клиентов. Он обзавелся великолепной мастерской и забыл о нужде. Только одновременно он забыл и о настоящем искусстве.

Однажды на выставке он увидел картину своего старого товарища, который остался предан искусству и усердно работал, оттачивая мастерство. Картина была великолепна.

Когда Чарткова попросили высказать свое мнение о ней, он ничего не смог сказать и со слезами выбежал из зала. Перед ним ожили картины его молодости. Он вспомнил трудную жизнь, пересмотрел свои творения, подтвердившие наличие таланта.

Нашелся и страшный портрет, который Чартков считал виновником своей не сложившейся карьеры. Он велел выбросить его, но легче не стало.

Чартковым овладела лютая зависть ко всем талантливым живописцам. Все накопленные средства он тратил на покупку лучших полотен. Принося домой, он их зверски уничтожал. Он стал злобным, желчным. Старые знакомые избегали встречи с ним. Он перестал что-то понимать и чувствовать, кроме душевной боли, которая терзала его ежечасно. Это была духовная смерть. Вскоре его постигла смерть физическая.

Чартков стал жертвой жажды наживы. Свою лепту в его нравственное падение внесло и общество, которому не нужны талантливые полотна. Чартков, подчинившись его влиянию, отказался от искусства ради бездушного ремесла. Он не смог противиться этому. Такова была судьба многих талантливых людей в Петербурге. Город завлекал их яркой жизнью и потом не отпускал.

Чарткову было немало отпущено природой, он мог бы стать великим живописцем, он и сам понимал это. Овладевшее им корыстолюбие подавило в нем стремление к прекрасному. Он утратил интерес к искусству, желание творить. «Все чувства и порывы обратились к золоту», — говорит автор.

Служение искусству требует не только таланта, но и силы, стойкости, мужества. Художник должен понимать, что он не просто пишет картины, он несет ответственность за свои творения перед обществом.

У Чарткова не было моральной основы, что послужило причиной того, что он разменял свой талант на мелкую монету.

Деньги доставили ему почет и славу, но лишили вдохновения, свободы, творчества, а вместе с этим радости и счастья.

Взгляды Гоголя на искусство отличаются пока еще романтической патетикой. Суждения его резки, оценки — прямолинейны.

Во всем этом угадывалась свойственная молодости запальчивость, отнюдь не всегда учитывавшая сложность и противоречивость явления. Гоголю импонирует яркость и контрастность красок романтической поэзии и живописи.

Его увлекает возможность внезапной сменой красок потрясти зрителя или читателя, произвести эффект.

Уместно бы здесь еще раз напомнить слова Гоголя об «истинном эффекте, который заключен в резкой противоположности», и красоте, которая «никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте» (VIII, 64).

Романтическое сознание молодого Гоголя отличалось резко выраженной гражданственностью. Рано возникшее в писателе ощущение трагической неустроенности жизни толкало его к раздумьям о причинах повсеместно торжествующей дисгармонии, вечного «раздора» между мечтой человека о счастье и невозможностью ее осуществить.

Читайте также:  Анализ стихотворения «из-под таинственной, холодной полумаски» (м.ю. лермонтов)

Гоголь страстно искал путей к гармонии земного существования и видел в художественном творчестве мощный рычаг к ее достижению.

Свойственное романтизму восторженное поклонению искусству, убеждение в его безграничных возможностях содействовать очищению человеческой души от всей скверни и дроби повседневной антипоэтической действительности — все это весьма импонировало Гоголю и вполне соответствовало его собственному мироощущению.

Романтический идеал Гоголя формируется на основе критического отношения к современной действительности и вступает с ней в непримиримый конфликт. Поэтизация личности вела к утверждению культа художника-творца, пекущегося о благе всех людей.

Образ поэта-художника предстает воплощением нравственной силы, душевной стойкости, гуманизма. Эстетическая сфера и социальная всегда у Гоголя взаимосвязаны.

Искусство осознавалось им как очень сильное орудие нравственного воспитания людей, способное отвратить их от зла, от пошлости и мелочного практицизма, а также возбудить в них порыв к самосовершенствованию, к красоте, к идеалу.

Разделяя в первой половине 30-х годов некоторые принципы романтизма, Гоголь вместе с тем остался чужд тому пафосу субъективизма и отрешенности от объективной действительности, который был характерен для многих романтиков, русских и западноевропейских.

Он восторженно оценивает «чудную, магическую силу» романтических поэм «необъятного» Пушкина, «напитанных Кавказом, волею черкесской жизни и ночами Крыма» (VIII, 51), но с серьезными оговорками принимает поэзию И. И. Козлова.

Отмечая несомненную одаренность этого поэта, Гоголь, однако же, корит его за чрезмерную сосредоточенность на малом мире своей собственной души, за отрешенность его творчества от большого мира «внешней жизни». «Он весь в себе», — пишет Гоголь.

И эта самоизоляция имеет своим следствием неотвратимое обеднение и истощение всей художественной плоти его стихотворчества: «Лица и герои у него только образы, условные знаки, в которые облекает он явления души своей» (VIII, 154). Гоголь воспринимал романтизм не безоговорочно, он тонко и точно улавливал не только сильные его стороны, но и слабые, мешавшие художнику в полной мере раскрыть многообразие и противоречия реального мира.

В формировании эстетических взглядов Гоголя, как и Белинского, большую роль сыграл Пушкин — художник и критик.

Статья Гоголя «Несколько слов о Пушкине», которую он начал писать в 1832 или 1831 году, представляет огромный интерес.

В этом выдающемся теоретическом выступлении Гоголя не только впервые раскрывается общенародное значение творчества Пушкина, но и затрагивается ряд важнейших вопросов эстетики: реализма и народности, формы и содержания.

Перейти на страницу: 2

Выбор идеалов

Получив от судьбы внушительную сумму, Чартков решает потратить ее на развитие собственного таланта. Он вкладывает ее в рекламу, которая приносит ему много богатых клиентов. Но в погоне за заработком, богатством и славой Чартков теряет свой талант.

Ему становится скучно писать портреты, а вернуться к истинному искусству он уже не может. Ведь ему наскучило держать кисть, он стал обычным ремесленником, у которого просто был навык. А настоящее искусство навсегда закрыло от него свои двери.

Так один портрет сломал всю жизнь художника.

Тема творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Сочинение по литературе

Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только

тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…

Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна».

Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником.

И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:

Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.

В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти.

Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений.

Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.

И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.

И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность.

Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека.

Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.

В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.

Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех.

Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника.

И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:

Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.

Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.

Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.

28 Проблема искусства и художника в «портрете» Гоголя

Повесть Гоголя
«Портрет»
делится на две
части.

В первой
говорится
о неком молодом
художнике Чарткове,

увидевшем портрет старика в каком то
захолустном магазинчике, и этого
живописца зацепили глаза старика, они
были настолько выписаны, что казались
просто живыми.

На последние деньги он
купил этот портрет, и принеся его домой
ему показалось, что старик, изображенный
на портрете, сам полностью живой и
вот-вот вылезет из портрета. Между тем
у Чарткова была
мечта

разбогатеть и стать модным живописцем.

И в эту же ночь ему снится, будто старик
вылез из своего портрета, и показывает
мешок, в котором множество свертков с
деньгами. Художник незаметно прячет
один из них. На следующее утро он и
вправду находит деньги.

И после этого
момента его дела идут в гору, он и вправду
становится модным художником, но его
работы лишаются индивидуальности, и
как последствие, художник лишается
таланта.

Однажды его просят раскритиковать
картину одного молодого художника, и
Чартков видит талант молодого художника
и в ужасе понимает, что променял
талант на деньги.

И тут он начинает скупать все картины
талантливых художников с целью уничтожить
их. Все это время ему мерещатся глаза
старика. Вскоре он умирает ни оставив
после себя ничего.

Вторая часть
рассказывает об аукционе на котором
продается эта картина. Многие хотят ее
купить, но один человек говорит, что
портрет должен достаться ему, так как
он давно его искал. Человек, купивший
портрет рассказывает невероятную
историю.

Давным-давно жил в Петербурге
некий ростовщик, отличавшийся от прочих
возможностей ссудить какую угодно сумму
денег. Но странная особенность – все,
кто получал от него деньги, заканчивали
жизнь печально. Однажды ростовщик
попросил художника, отца покупателя,
изобразить его.

Но чем дольше художник
рисует, тем больше отвращения испытывает
к старику. Когда портрет оказывается
нарисованным, ростовщик говорит, что
теперь будет жить в портрете, вечером
следующего дня умирает.

В самом художнике
происходит перемены: он начинает
завидовать таланту ученика… Когда же
портрет забирает приятель, художнику
возвращается покой. Вскоре выясняется,
что и приятелю портрет принес несчастье,
и он его продал. Художник понимает,
сколько беды может принести его творенье.

Приняв, постриг в монахи, завещает сыну
найти и уничтожить портрет. Он говорит:
Кто заключает в себе талант, тот чище
всех должен быть душою. Люди, слушающие
рассказ, оборачиваются к портрету, но
его уже нет – кто успел украсть его. Так
заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

. «Портрет» –
повесть о
судьбе художника

и борьбе
добра и зла в душе человека
.
Автор использует традиционный мотив:
деньги, богатство в обмен на
душу
.

Повесть
затрагивает многие проблемы: борьба
добра и зла в душе человека, власть денег
над человеком, но самая главная
проблема назначения искусства

(искусство истинное и мнимое) .

В этом
произведении мы встречаемся с тремя
живописцами: это молодой
Чартков
,
иконописец
и его сын.

О Чарткове
рассказано в первой части. Он предстает
перед нами довольно талантливым, но
бедным и ропочущим на свою судьбу. Герой
повести «Портрет» — молодой одаренный
художник Чартков — беден.

Гоголь рисует
неприхотливый быт художника, скудную
обстановку его жилья, ветхое платье.

в
его характере, как проницательно подметил
профессор живописи, учитель Чарткова,
есть нетерпение, он склонен поддаваться
чарам, соблазнам

В обычной жизни
слабости принимают иной вид: его «уже
начинает свет тянуть», на шее повязан
«щегольской платок», а на голове красуется
«шляпа с лоском». Ему хочется кутнуть,
щегольнуть. Но до поры до времени «он
мог взять над собою власть», пока не
произошел случай, круто повернувший
его судьбу.

Читайте также:  Стихи про рождение дочки: красивые стихотворения о появлении девочки поэтов классиков

Молодой художник
обижается на то, что модные живописцы
рисуют несколько “картинок” и
получают большие деньги, а он вынужден
жить в бедности и безызвестности. И
вдруг он попадает в небывалую ситуацию:
он получает все, о чем мечтает через
таинственный портрет.

Он не сразу
поддается искушению, а сначала решает
купить манекенов и гравюр и серьезно
заняться искусством. Но в нем заговорили
22 года и юность. Внутренний голос и
желания художника противостоят его
рассудку.

Он бросается покупать ненужные
вещи, тратит деньги на недоступные ранее
удовольствия.

Почему же
деньги оказались сильнее таланта
художника
То
есть у Чарткова есть талант и желание
учиться, но другая часть его души жаждет
мгновенного успеха и славы. И именно
эта часть пересиливает первую. Поводом
для этого стали дьявольские деньги,
которые толкали Чарткова к славе, но за
которые ему пришлось заплатить своим
талантом. В итоге человек морально
падает.

Художник, отец
рассказчика второй части совершил грех,
написав портрет ростовщика. Он уходит
в монастырь и становится отшельником.
Здесь человек проходит путь не от таланта
к гибели,

а от совершения
греха до восхождения к добру
.
Проведя долгие годы в молитвах и постах,
он наконец берется за кисть и пишет
рождество Иисуса.

Иконописец дает
наставление двадцатилетнему сыну, тоже
художнику, который собирается в
путешествие в Италию. Этот художник Б.
такой же молодой как и Чартков, но как
мы видим из описания его на аукционе,
это был немодно одетый молодой человек,
которому чужды все светские потрясения
и которого не волновала мода.

Он, получив
от отца просьбу найти и уничтожить
портрет, приходит на аукцион.

В повести судьбы
трех художников

объединяет портрет
ростовщика,

который в конце таинственным образом
исчезает с аукциона. Мы видим в поэме
двух совершенно разных художников,
судьбы которых связаны одним портретом.

Но в первом случае художник проходит
путь от таланта к гибели, а во втором –
путь от совершения греха к добру. Гоголь
говорит об ответственности художника
за свое творение; главная цель живописца
– «пробуждать чувства добрые» .

Автор
показывает читателю, каким должен быть
настоящий художник: «кто заключил в
себе талант, тот чище всех должен быть
душою» .

Гротесковое,
фантастическое начало

присутствует и в повести «Портрет»,
которая вошла в сборники «Арабески» и
«Петербургские повести» и считается
наиболее романтической. В ней встает
несколько проблем:
нравственной

ответственности художника перед собой
и искусством, зависимости
таланта от моды и денег
,
а также дьявольской
сущности искусства
.

Выразительной
параллелью, проясняющей мысль Гоголя,
служит один эпизод из второй части.
Пришедший к художнику (отцу рассказчика)
ростовщик сказал ему: «Нарисуй с меня
портрет. С необыкновенным рвением он
принялся за работу, но, нарисовав глаза,
не мог докончить портрета, почувствовав
«тревогу непостижимую». С тех пор он
изменился. Однажды он принялся писать
новое полотно.

Все единодушно предрекали
ему победу в конкурсе, как «вдруг один
из присутствовавших членов, если не
ошибаюсь, духовная особа, сделал
замечание, поразившее всех. «В картине
художника, точно, есть много таланта,—
сказал он,— но нет святости в лицах;
есть даже, напротив того, что-то демонское
в глазах, как будто бы рукою художника
водило нечистое чувство».

Все взглянули
и не могли не убедиться в истине сих
слов».

Овладевшее душою
дьявольское наваждение непроизвольно
и как бы незаметно для самого художника
(и человека) проникает в его произведения.
И никакой талант не может изменить
кощунственного содержания. Напротив,
талант всемерно раскрывает смысл
нечистых побуждений, хотя для неопытного
или «околдованного» взгляда такой смысл
может оставаться непроясненным.

Сама
по себе одаренность еще ничего не говорит
о человечности или бесчеловечности
искусства. Гуманность, по мысли Гоголя,
содержится в сердце, в чувствах, в натуре
художника.

Но вследствие этого трудно
различить человеческое (на языке Гоголя
— христианское, Божественное) и
нечеловеческое, дьявольское, демоническое:
то и другое может быть изображено искусно
и мастерски.

Художник превратился
в ненавистника искусства, уничтожающего
произведения своих талантливых собратьев.

Демоническое (Гоголь сравнивает взгляд
Чарткова со взором василиска, а его с
гарпией, отравляющей все вокруг, с
демоном, ненавидящим и презирающим мир)
начало растет и ширится, приобретая
фантастические размеры: портрет «двоился,
четверился в его глазах: все стены
казались увешаны портретами, вперившими
в него свои неподвижные, живые глаза».
Довершают разрушение личности болезнь,
припадки бешенства и ужасная смерть.

Фантастическое,
выявляющее страшную власть демонического
начала, служит у Гоголя предупреждением
о необходимости хранить духовность,
серьезно и ответственно относиться к
нравственным достоинствам и гуманистическому
содержанию личности.

Итак, начав писать
ради денег светские портреты и став тем
самым модным художником, Чартков
преисполнился злобой и завистью ко
всему прекрасному и в припадках безумия
начал уничтожать произведения искусства.

Таким образом,
социальная проблема золота, которое
губит художника, осложняется в повести
собственно эстетической проблемой:
цели и назначения художника.

Поэтому
Гоголь прибегает к приему «сравнительного
жизнеописания», дав, по контрасту с
историей Чарткова, историю художника-схимника,
осознавшего высокую религиозную сущность
искусства и наставляющего в финале
своего сына: «Намек о божественном,
небесном рае заключен для человека в
искусстве, и потому одному оно уже выше
всего.

И во сколько раз торжественный
покой выше всякого волненья мирского,
во сколько раз творенье выше разрушенья;
во сколько раз ангел одной только чистой
невинностью светлой души своей выше
всех несметных сил и гордых страстей
сатаны, во столько раз выше всего, что
ни есть на свете, высокое созданье
искусства.

Все принеси ему в жертву и
возлюби его всей страстью, не страстью,
дышащей земным вожделением, но тихой
небесной страстью; без нее не властен
человек возвыситься от земли и не может
дать чудных звуков успокоения. Ибо для
успокоения и примирения всех нисходит
в мир высокое созданье искусства».

По контрасту к
истории Чарткова развертывается
предыстория портрета. С другим художником
происходят те же превращения: он тоже
почувствовал зависть к ученику. Но, в
отличие от Чарткова, он понял тайные
причины своего падения и освободился
от власти портрета.

Причину он отыскал
в себе самом, хотя она пришла к нему
извне вместе с ростовщиком, заказавшим
свое изображение.

Однако художник принял
заказ, как бы впуская демонское начало
в свою душу, и, следовательно, возложил
на себя полную ответственность за
необдуманный поступок.

Гоголь «Портрет»: тема искусства и ремесла в повести, художественный замысел, характеристика главного героя

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Тема искусства в повести Портрет

Тема искусства в повести Н.В.Гоголя «Портрет» играет доминирующую и связующую роль.

В «Портрете» Гоголь поднимает вопрос, чтό есть подлинное искусство и чтό – только видимость искусства, а само таковым не является.

Художник и его жизнь, его место в обществе, его цели в искусстве и его карьера; художник и черты его характера, его душевный облик, его духовность, стиль его работы и стиль его жизни – таков круг вопросов, поставленных Гоголем. И все эти вопросы объединяются темой искусства.

В повести рассказывается об истории одного портрета. В повествовании присутствуют характерные для гоголевского стиля мистические элементы, которые тесно переплетаются с элементами реалистическими.

Текст содержит достаточно много небольших отступлений в виде рассуждений по теме искусства. Эти рассуждения носят философский и философско-религиозный характер, хотя язык прост и легок для восприятия.

В конце повести автор подводит всем этим рассуждениям окончательный итог.

Состоит повесть из двух частей. В первой части рассказывается о том, как молодой, подающий большие надежды, но чрезвычайно бедный художник, по фамилии Чартков, случайно приобрел портрет, который круто изменил и всю его жизнь, и его самого.

Портрет дал Чарткову все, о чем нищий, никому не известный художник мог только лишь мечтать: деньги, признание в обществе, славу, комфортные условия жизни и т.д. Но он забрал у художника главное – его талант. Заканчивается первая часть на трагической ноте: портрет приводит Чарткова к безумию и гибели.

Во второй части описаны жизнь и творческий путь другого художника – того, кто создал этот роковой портрет. Здесь же поднимается и тайна завесы над тем, кто был изображен на портрете. Человек с широкими скулами, чьи глаза на портрете получились, как живые, и которые несли несчастье людям, при жизни был ростовщиком.

  Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне Горького

Этот ростовщик обладал огромными деньгами. Вместе с деньгами, которые он ссужал, к людям приходили беды и несчастья.

Незадолго до смерти он возжелал быть запечатленным на портрете и выбрал для этой цели бедного талантливого художника.

Ростовщик считал – и в этом он, как это следует из содержания повести, ничуть не ошибался, и в этом его мнение явно совпадает с позицией автора, – что сила искусства настолько велика, что оно может сделать его бессмертным. Так оно и получилось.

Ростовщик продолжил свою жизнь на портрете, и, как был он сущим демоном при жизни, так и остался им на полотне, и, как приносил он людям несчастья при жизни, так и продолжал приносить их, будучи уже лишь собственным художественным изображением.

Художнику, написавшему его портрет, ростовщик денег, кстати, не заплатил. Но само присутствие портрета повлияло на художника так, что он сделался завистливым, и из-за завистливости чуть не загубил и себе, и одному из своих учеников и жизнь, и карьеру. Но, в отличие от Чарткова, он сумел выбраться из трясины греха.

Потеряв жену и дочь, в чем автор тоже явно усматривает пагубное влияние портрета ростовщика – произведения искусства, гениально изображающего самое низменное, пагубное, демоническое, что может быть в человеке, – художник уходит в монастырь и принимает постриг.

Через десяток лет сын художника, посетивший его в монастыре, обнаруживает отца и внешне, и внутренне совершенно преображенным. Художник спасся от проклятия написанного им портрета.

Почему же тогда не удалось спастись Чарткову? Чартков нашел деньги, спрятанные в раме портрета, принял их, а вместе с ними он мало-помалу принял и всю ту злую энергию, которую заключали портрет и неправедно нажитые деньги. Один за другим пришли пороки: лень, алчность, чревоугодие, сребролюбие и гордыня.

Чартков внутренне оказался слабее, он не смог противостоять этим порокам, потому печальный конец, если следовать авторской логике, был неизбежен. Разбогатев, Чартков стал ленивым и жадным, он начал стремиться к большим барышам, использовать в работе шаблонные приемы, дешевые эффекты. Иными словами, он превратил искусство в ремесло.

Он опустился на такую низкую ступень, что полностью потерял талант, и вернуть этот талант обратно было уже невозможно.

Позиция Гоголя в вопросах связи искусства с нравственностью творца близка пушкинской. Между строк «Портрета» явно прочитывается крылатая фраза из «Моцарта и Сальери» Пушкина: «Гений и злодейство – вещи несовместные». Гоголь развивает и углубляет эту мысль, перенося ее на искусство в целом.

Читайте также:  Герои романа Толстого «Война и мир» (система образов)

История создания

Повесть имеет сложную историю. Ее создание — трудный литературный процесс. Напечатав в 1835 году первую редакцию «Портрета», отмеченную печатью острых идейных и художественных противоречий, писатель в 1842 году переделал ее, создав вторую, исправленную версию, значительно отличающуюся от первоначальной.

Образ человека искусства — поэта, художника или музыканта — занимал центральное место в романтических романах 30-х годов.

Художник выступал как представитель высокого романтического мира искусства, как носитель чувств и настроений, недоступных толпе. В своем сочинении «Портрет» к психологии художника и анализу его взаимоотношений Гоголь подошел по-новому глубоко и реалистично.

Гоголевский художник

Пока гоголевский герой Чартков был верен своей профессии, он неутомимо изучал натуру, стремился постичь ее законы.

Художественное творчество представлялось ему не экстатическим порывом вдохновения, но постоянным трудом, основанным на изучении природы и обусловленных ею законов искусства.

Стремясь правдиво запечатлеть на полотне образ своей юной заказчицы, сумев верно уловить и передать ее черты, Чартков испытывает высокое артистическое наслаждение.

И наоборот, его измену своему художественному призванию Гоголь изображает как отказ от изучения натуры и ее правдивой передачи на полотне. Таким образом, изображение творческого процесса в первой части гоголевского «Портрета» кратко характеризуется:

  • насыщенностью и глубоким реалистическим содержанием;
  • противоречием с условными идеалами романтической теории искусства 20−30 -х годов.

Взаимоотношение героя и общества

Столь же новаторски и необычно, как к теме отношения искусства и действительности, автор «Портрета» подошел к проблеме взаимодействия общества и творчества. Его молодой герой находится в постоянной зависимости :

  • от хозяина квартиры;
  • от полиции;
  • от своих заказчиков.

Но еще важнее, что он не романтический избранник, противостоящий низкой толпе, а ее детище, доступное соблазнам. В сочинении по повести Гоголя «Портрет» необходимо это подчеркнуть.

Прежде чем Чартков предал свое призвание, он уже носил в себе психологические элементы, которые сделали возможной его измену искусству. Они были порождены влиянием окружающего мира, где успех, деньги и чины ценятся несравненно выше, чем труд художника.

Сочинение Искусство в повести Портрет

Поскольку главный герой первой части этой повести — молодой художник Чартков, искусство в ней играет очень большую роль. Или, точнее, речь идет о двух его видах, о двух разных искусствах.

В самом начале мы видим героя подающим большие надежды, но бедным. Залюбовавшись в лавке одной из картин, портретом неизвестного старика, он не может даже заплатить назначенные за нее хозяином 75 копеек. Впрочем, тот, чтобы не терять уходящего покупателя, уступает и отдает за двугривенный.

Принеся картину домой и повесив на стену, художник в ту же ночь видит кошмарный сон: старик будто бы ожил, вышел из рамы, расположился в его комнате и считает золотые монеты. Это золото очень привлекает Чарткова, втайне мечтающего о богатстве. А на следующий день в портрете случайно обнаружился тайник, и из него выпал сверток с червонцами, точь-в-точь такой же, как во сне.

Часть полученных денег Чартков использует для публикации в газете заказной статьи об его талантах. Статья привлекает множество состоятельных заказчиков. И он поддается тому самому соблазну, от которого ранее предостерегал его профессор: становится модным живописцем.

Богатство и успех радуют художника в течение многих лет. Но однажды, увидев доставленную из Италии картину одного из друзей своей молодости, Чартков будто прозревает. По-настоящему гениальное произведение показывает ему, что он предал истинное искусство ради коммерческого, погубил свой талант, лишился возможности когда-нибудь написать такой же шедевр.

Попытки вернуться к прежнему стилю оказываются тщетными. И тогда, мучимый завистью, несостоявшийся творец начинает скупать лучшие, самые талантливые картины исключительно для того, чтобы их уничтожить. Потратив на свою борьбу против настоящего творчества весь имеющийся капитал, Чартков мучительно умирает с явными признаками безумия.

Из второй части мы узнаем предысторию всего случившегося. Таинственный старик, оказывается, был ростовщиком, причем его деньги каким-то таинственным образом разрушали жизнь всех заемщиков. Опасаясь адских мук, этот ростовщик обратился к одаренному самоучке для написания портрета, чтобы затем каким-то мистическим образом перенести свою душу в этот портрет, и жить в нем даже после смерти.

Здесь автор, прибегнув к гротескному преувеличению, вновь подчеркивает исключительную силу искусства и его способность менять человеческие судьбы.

Другие сочинения: ← Образ Руси в поэме Мёртвые души↑ ГогольАнализ повести Старосветские помещики →

Противопоставление понятий искусство и ремесло

Сочинение по рассказу «Портрет» Гоголя должно отразить противоборство таких определений как «искусство» и «ремесло». Автору это удалось показать на примере своего персонажа Чарткова. Главный аргумент в сочинении Гоголя «Портрет» — проблема творчества истинного и ложного. С этого начинается повесть:

  • обескураженность Чарткова вызывают полотна в лавочке, от которых народ приходит в восхищение. Герой про себя дает определение им: «дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусства»;
  • интуиция художника заставляет остановиться его перед портретом старого человека и оцепенеть. Он почувствовал мощь кисти живописца, творца рисунка.

Созидатель по природе, Чартков уловил несхожесть между искусством, этим творческим порывом души, активным по своей натуре, и ремеслом, способом зарабатывания, по внешнему виду приспосабливающимся под вдохновение.

Но быть на службе у искусства, быть одарённым и понимать творческий мир — это разные вещи. Растерял все свои способности талантливый Чартков в гонке за капиталами, популярностью и престижем.

Изобилие денег и известность обеспечили ему комфорт, но притупили чувства. Жизнь поставила перед ним право решения выбрать искусство или ремесло. Он предпочел второе.

И уничтожил свое дарование полностью.

Он сознаёт, что обменял свой талант на сомнительные почести и роскошь. Понимает он и то, что дар его не может совершенствоваться дальше. Осознание этого сделало его обозлившимся на весь белый свет человеком.

Выбор идеалов

Получив от судьбы внушительную сумму, Чартков решает потратить ее на развитие собственного таланта. Он вкладывает ее в рекламу, которая приносит ему много богатых клиентов. Но в погоне за заработком, богатством и славой Чартков теряет свой талант.

Ему становится скучно писать портреты, а вернуться к истинному искусству он уже не может. Ведь ему наскучило держать кисть, он стал обычным ремесленником, у которого просто был навык. А настоящее искусство навсегда закрыло от него свои двери.

Так один портрет сломал всю жизнь художника.

Встреча Чарткова с шедевром

Стремительный успех не принес Чарткову счастья. Все оказалось миражом, иллюзией. Все превратилось в пустое при встрече с подлинным шедевром. Его потрясло присланное из Италии творение друга юности.

Поражен был не только он (цитата): «Вошедши в залу, Чартков нашел уже целую огромную толпу посетителей, собравшихся перед картиною. Глубочайшее безмолвие, какое редко бывает между многолюдными ценителями, на этот раз царствовало всюду».

Все то время, которое Чартков промотал на трату средств и самозабвение от популярности, его друг отдал часть своей жизни настоящему искусству и усердному труду, пренебрегая земными радостями и ложными успехами. Сочинение на тему «Портрет» Гоголя должно привлечь внимание к мнению драматурга: только избавившись от суетности и мнимых ценностей, можно создать действительно идеальный эстетический образец.

Фамилия художника в рассказе не названа, как и имя. Слово Гоголя в повести «Портрет», которым он назвал его — Творец, Мастер, абсолютно верно.

Вариант 2

Поветь «Портрет» была написана Н.В.Гоголем в 1834 году. Основной темой произведения является тема искусства. В повети оно отражено в двух противопоставленных друг другу областях: чистое творчество, данное человеку свыше и корыстное искусство, направленное на обогащение.

В первой части повести автор рассказывает о судьбе молодого художника Чарткова. Герой подает большие надежды, учитель Чарткова предостерегает молодого художника, чтобы он не растратил свой талант в пустую. Главный герой живет не богато. Однажды на последние деньги он покупает картину с изображением ростовщика.

В раме картины Чартков находит спрятанный там клад. Перед героем встает выбор: посвятить себя творчеству, продолжить развитие своего таланта или прославится, делая работы на заказ. И герой выбирает второй путь.

Вскоре Чартков рисуя посредственные портреты, похожие друг на друга, смог разбогатеть, прославить свое имя и, кажется, добиться от жизни всего, о чем мечтал. Но однажды герой увидел полотно своего талантливого друга-художника. Товарищ Чарткова развивал свой талант, достиг совершенства в написании картин.

Главный герой чувствует всю бездну своего падения. Он пробует снова вернуться к творчеству, но оказывается слишком поздно. Вскоре герой умирает.

Совсем по-другому сложилась судьба художника, который написал зловещий портрет. Этот человек был очень талантливым и вот однажды он решил изобразить на своем полотне духа тьмы, воплощение которого он видел в соседе-ростовщике.

Ростовщик давал людям деньги на выгодных, как изначально казалось, для них условиях. Однако когда сумма подлежала возврату, то возрастала «неимоверно». Трагично складывалась и судьба людей после сделки с ростовщиком.

Художник приступил к написанию портрета соседа, но закончить работу он не смог. Им овладевали тягостные чувства, художник стал замечать перемены в себе: завидуя таланту своего ученика, он начал портить его картины.

После трагедии случившейся с семьей художника он отправляется в монастырь, где ищет способы самоотвержения. Наконец художник снова берет в руки кисть, пишет рождество Иисуса. Его творение – чудо, наполненное святостью.

Таким образом, в повести тема искусства раскрывается с двух противоположных сторон. Чарткова и неизвестного художника судьба заставляет сделать выбор, посылая героям испытания. И если первый герой отнесся к своему таланту, как к способу материального обогащения. То неизвестный художник напротив, не нажив больших богатств, сумел сохранить душу, обретя в своем творчестве спасение.

Размышления автора о творчестве

Во время работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних творений он пришел к реализму, но еще не до конца понял потенциал нового для себя направления.

В повести «Портрет» литератор пытается понять, в чем предназначение истинного искусства. Действительно ли его задача в зеркальном отображении показать реальность.

Или оно обязано обрисовывать действительность образами, влияя на мысли и чувствования человечества, совершенствовать его.

Портретист во второй части произведения чрезмерно приблизился к реальности, создал глаза ростовщика натуральными, показав, что зло пришло в мир и привело многих людей к гибели. В сочинении-рассуждении по повести Гоголя «Портрет» надо об этом обязательно упомянуть.

Автор отвечает за плоды своих трудов. Роль художника в искусстве огромна. Гоголь в «Портрете» акцентирует внимание на мысли, что только с чистыми помыслами и добрым сердцем можно сотворить настоящий шедевр, будь то литература или живопись, которые смогут облагородить человеческую душу, озарить ее светом и радостью.

Ссылка на основную публикацию