Почему Родион убил старуху-процентщицу?

Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей преступления.

Основными причинами по которым образованный молодой человек решается на преступление являются его теория о «необыкновенных» людях, а также желание разбогатеть и помочь своей семье.Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».

По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

«Я только в главную мысль мою верю.

Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»— Раскольников в разговоре с Соней. Часть 3, глава V

Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой. Тем не менее он никак не объясняет в чем именно заключаются его «великие цели и идеи».

«Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес.

»— Следователь Порфирий Петрович. Часть 6, глава II

Раскольников был очень бедным человеком. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить университет, так же как и его друг Разумихин, но в отличии от последнего, Раскольников ничего не делает чтобы изменить свою жизнь. Ранее он давал частные уроки, но бросил и это занятие. С тех пор, он целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает. Когда служанка Настасья упрекает его за это, Раскольников заявляет что не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:— Что делаешь?— Работу…— Каку работу?— Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.— Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.— Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.— А ты в колодезь не плюй.— За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.— А тебе бы сразу весь капитал?Он странно посмотрел на нее.— Да, весь капитал, — твердо отвечал он помолчав.

— Часть 1, Глава III

Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории.

О том, что решающее значение для совершения преступления имели деньги пишет и сам Достоевский в письме к издателю М. Н. Каткову:

«Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. »— Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) – 15 (27) сентября 1865 г

Мнения о том, что первостепенную роль играла именно нажива, придерживался и знаменитый критик Д.И. Писарев:

«Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть, при первом удобном случае, к бесчестным средствам обогащения.

В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим карманам.»— Д. И.

Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)

Накануне преступления Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в доме Свидригайловых из-за того, что взяла в задаток деньги чтобы выслать их брату.

Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь:

«Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет.

Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти.

Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья… (Он говорил как будто заученное).

А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра… ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!..» — Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV

Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.

При этом, зная о бедственном положении его родных, Раскольников не работает и принимает деньги которые присылает ему мать, беря их в под процент у местного купца.

Сам Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а желание доказать самому себе, что согласно его теории он относится к «необыкновенным» людям:

«Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества.

Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю…

Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» — Раскольников. Часть 5, глава IV

Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

«— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?» — Раскольников. Часть 5, глава IV

Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой Лизаветой.

Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла. Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить:

Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.

— Раскольников. Часть 5, глава IV.

Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

«Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе.

— Тем, что он — злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна.

Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно!» — Раскольников. Эпилог. Часть 2

2

2

Почему Раскольников убивает? Причина чрезвычайно запутанна.

Если верить тому, что довольно оптимистично хочет доказать Достоевский, Раскольников был прекрасным молодым человеком, преданным, с одной стороны, семье, с другой — высоким идеалам, способным к самопожертвованию, добрым, великодушным, усердным, однако слишком мнительным и гордым — настолько, что готов был полностью замкнуться в себе, не нуждаясь в каких-либо сердечных отношениях. Этот очень добрый, великодушный и гордый молодой человек отчаянно беден.

Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности, спасти сестру, которая собирается выйти замуж за богатого негодяя, желая помочь ему закончить университет.

Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек, подчиняющийся неизвестно кем выдуманным нравственным законам, а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности, муки совести и во имя благой цели (помощь семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.

Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так что он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств.

Обратите внимание на фашистские идеи, которые развивает Раскольников в своей «статье»: человечество состоит из двух частей, толпы и сверхчеловека, большинство должно повиноваться установленным нравственным законам, но одиночкам, вставшим над толпой, должна быть дана свобода устанавливать свои законы.

Сначала Раскольников заявляет, что Ньютону и другим великим ученым следовало бы принести в жертву сотни человеческих жизней, окажись эти человеческие жизни помехой на пути к их открытиям. Позже он почему-то забывает об этих благодетелях рода человеческого, сосредоточив свое внимание на совершенно ином идеале.

Все его тщеславные устремления сосредоточены на Наполеоне, в котором он видит сильную личность, правящую толпой, посмевшую «подобрать» власть, только и ждущую того, кто «посмеет». Так незаметно происходит скачок от честолюбивого благодетеля человечества к честолюбивому тирану-властолюбцу.

Перемена, достойная более тщательного психологического анализа, чем мог предпринять вечно торопившийся Достоевский.

Еще одна излюбленная идея нашего автора заключается в том, что преступление доводит преступника до душевного ада, неизбежного удела всех злодеев. Одинокие внутренние страдания, однако, к искуплению не ведут.

Искупление приходит лишь через страдание на людях, вынесенное на суд общества, через намеренное самоуничижение и позор на глазах у ближних — только они могут принести страдальцу прощение, искупление, новую жизнь и тому подобное. Таков путь, который должен пройти Раскольников, но вернется ли он к преступлениям — неведомо.

Вспомните его идею о свободной воле, о преступлении, совершаемом во имя самого преступления, о праве самому создавать для себя нравственные законы. Удалось ли Достоевскому внушить ко всему этому доверие? Сомневаюсь. Прежде всего, Раскольников — неврастеник, а искаженное восприятие любой философской идеи не может ее дискредитировать.

Достоевский скорее бы преуспел, сделав Раскольникова крепким, уравновешенным, серьезным юношей, сбитым с толку слишком буквально понятыми материалистическими идеями.

Но Достоевский прекрасно понимал, что из этого ничего не получится, что если бы даже подобный уравновешенный молодой человек проникся нелепыми идеями, перед которыми не устояла слабая психика Раскольникова, здоровая человеческая природа удержала бы его от умышленного убийства. Ибо отнюдь не случайность, что все преступники у Достоевского (Смердяков в «Братьях Карамазовых», Федька в «Бесах», Рогожин в «Идиоте») не в своем уме.[13]

Чувствуя слабость своей позиции, Достоевский притягивает всевозможные мотивы, чтобы подтолкнуть Раскольникова к пропасти преступных искушений, которая, как мы обязаны верить, разверзлась перед ним стараниями немецкой философии.

Унизительная бедность, не только его собственная, но и горячо любимой сестры и матери, готовность сестры к самопожертвованию, низость и убожество намеченной жертвы — такое обилие попутных причин показывает, что Достоевский и сам чувствовал шаткость своих позиций.

Кропоткин очень точно заметил: «За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли бы он сам или человек вроде него быть доведен до совершения преступления, как Раскольников, и какие сдерживающие мотивы могли бы помешать ему, Достоевскому, стать убийцей. Но дело в том, что такие люди не убивают».

Я полностью подписываюсь и под утверждением Кропоткина, что «…люди вроде судебного следователя или Свидригайлова принадлежат к области романтического изобретения». Я пошел бы дальше и добавил к ним Сонечку Мармеладову.

Соня ведет свое происхождение от тех романтических героинь, которым не по своей вине пришлось жить вне установленных обществом рамок и на которых общество взвалило все бремя позора и страданий, связанных с их образом жизни. Эти героини никогда не переводились в мировой литературе с тех пор, как в 1731 г.

добрый аббат Прево вывел их в образе Манон Леско — гораздо более изысканном и потому более трогательном.

У Достоевского тема падения, унижения не покидает нас с самого начала, и в этом смысле сестра Раскольникова Дуня, и пьяная девочка, мелькнувшая на бульваре, и добродетельная проститутка Соня — все они сестры из единой достоевской семьи заламывающих руки героинь.

Страстная убежденность Достоевского в том, что физическое страдание и смирение исправляют человеческую природу, коренится в его личной трагедии: должно быть, он чувствовал, что живший в нем свободолюбец, бунтарь, индивидуалист изрядно стушевался за годы, проведенные в Сибири, утратил природную непосредственность, но упорно считал, что вернулся оттуда «исправленным».

Раскольников убивает старуху-процентщицу

Раскольников берет топор

Крадучись спустившись по лестнице, бывший студент взял из дворницкой топор и укрепил его в петле. Он следовал по улице не спеша, чтобы не вызвать подозрений.

Где-то часы пробили половину восьмого. Время бежало поразительно быстро. Раскольников шел, как на казнь.

На лестнице старухиного дома ему посчастливилось незамеченным пройти мимо маляров, которые работали в квартире на втором этаже, распахнув входную дверь. Он еще сомневался в своем решении, но позвонил к процентщице.

Дверь открыли не сразу: подозрительная хозяйка прислушивалась, — но после третьего звонка запор сняли.

Роскольников уже в квартире старухи

Раскольников почти силой заставил недоверчивую Алену Ивановну впустить его в квартиру и, сказав, что принес обещанную папиросочницу, подал ей сверток. Стараясь развязать узлы, она отвернулась к окну.

Раскольников ударил топором старуху. Убил.

Он расстегнул пальто, высвободил топор и, чувствуя слабость в руках, ударил ее обухом по голове. Старуха вскрикнула, но очень слабо. Тогда он изо всей силы упарил ее еще два раза. Кровь хлынула, и тело повалилось навзничь.

Родион, стараясь не запачкаться кровью, вытащил из старухиного кармана связку ключей и побежал в спальню. Когда он судорожно подбирал ключ к комоду. Возникло желание все бросить и уйти, но было поздно.

Вдруг ему показалось, что процентщица еще жива. Он бросился к ней, схватил топор, замахнулся, но та была действительно мертва.

Заметив на шее трупа шнурок, Раскольников, перемазав руки кровью, с трудом разрезал его, достал засаленный, туго набитый кошелек и, не глядя, сунул его в карман.

Он возился с ключами, но те не подходили. Наконец удалось открыть сундук, где среди старухиной одежды лежали золотые вещи. Раскольников стал набивать ими карманы, но вдруг услышал. что в соседней комнате кто-то ходит. Он схватил топор и вышел из спальни.

Раскольников убил также Лизавету — случайного свидетеля.

В комнате стояла Лизавета с узлом в руках. Увидев страшного незнакомца, она задрожала и стала отодвигаться в угол. Он бросился на нее, а несчастная даже руки не подняла, чтобы защититься.

Родион ударил ее по черепу острием и сразу разрубил всю верхнюю часть лба почти до темени. Она так и рухнула. Раскольников растерялся, заметался по комнате, потом побежал в прихожую.

Ему стало страшно, он осознал всю нелепость и безобразие совершенного им, в нем поднялось отвращение к содеянному.

Одумавшись, он увидел, что руки его — в крови. На кухне он вымыл руки и топор в стоявшем там ведре с водой и вытер их о белье, сушившееся на веревках. Осмотрев свою одежду. он ничего не заметил на ней, только на сапогах были пятна. Сообразив, что надо бежать, он вышел в прихожую и только сейчас заметил, что дверь в квартиру приоткрыта.

Раскольников скрылся с места преступления

Он долго стоял у двери и прислушивался. На лестнице раздались шаги. Раскольников вложил топор в петлю и, притворив дверь в квартиру, неслышно закрыл ее на запор. Незваный гость, тяжело отдышавшись («Толстый и большой, должно быть», — пронеслось в голове у Родиона), позвонил несколько раз, потом начал дергать дверь.

У убийцы кружилась голова, он чуть не упал, но опомнился. Человек, решив, что хозяйки заснули, продолжал звонить и дергать дверную ручку. Подошел еще один, судя по голосу — молодой человек.

Мужчины решили, что если дверь заперта изнутри и хозяйки не открывают, значит, с ними что-то случилось. Молодой велел толстому остаться, а сам побежал за дворником. Раскольников обомлел.

Но вскоре толстому надоело стоять, и он тоже пошел вниз.

Родион осторожно снял запор и стал спускаться по лестнице. Вдруг послышались голоса и шаги. Раскольников успел прошмыгнуть в раскрытую дверь квартиры, из которой маляры уже куда-то ушли.

Выждав, пока люди поднялись наверх, он побежал вниз. Мало что соображая, он уже поднимался к себе в каморку, как внезапно вспомнил, что не занес топор в дворницкую.

Сделав это, он никем не замеченный, вернулся к себе и без сил упал на диван.

Сочинение Почему Раскольников убил старуху-процентщицу

Такой жертвой во имя идеи становится старуха процентщица. Звали ее Алёна Ивановна. Была она вдовой мелкого чиновника. Тощая, словно высушенная годами, бабка маленького роста, которой около шестидесяти лет.

Болезненного вида, возможно, не один год страдающая распространённой в то время чахоткой. Из её горла постоянно вырывается кашель или кряхтение.

Глаза маленькие и злющие, нос как клюв, волосы лоснятся от масла и собраны в жиденькую косичку.

https://www.youtube.com/watch?v=RXwXF68TRZM

На шее Алёна Ивановна носила подобие платка, на плечи набрасывала дряхлую кофту, подбитую пожелтевшим от старости мехом. Но нищета старухи — визуальный обман, процентщица зарабатывала весьма неплохие деньги, не выходя из дома, выдавая наличные под залог.

Цену за предложенные ценные вещи назначает бессовестно крохотную (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические.

Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату. За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила.

За мелочность, скупость и злобу её прозвали ведьмой. И не было во всем мире ни одного человека, который был бы ей дорог.

Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже поколачивала беднягу. И даже отказала ей в наследстве.

…Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души…

История

В 1799 году угловой участок был приобретён фабрикантом Иваном Вальхом у жены архитектора Джакомо Тромбара (итал. Giacomo Trombara).

В 1800 году на участке был построен доходный дом с двумя дворами (на пересечении проспекта Римского-Корсакова (до 1923 года — Екатерингофского), набережной канала Грибоедова (до 1923 года — Екатерининского) и Средней Подьяческой улицы). С ноября 1816 по август 1818 года в доме жил А. С.

Грибоедов, в гостях у которого бывали декабристы. «Квартира у меня славная; как приедешь, прямо у меня остановись, на Екатер канале у Харламова мосту, угольный дом Валька»

, — писал Грибоедов С. Н. Бегичеву 9 ноября 1816 года[5]. Во времена Грибоедова дом был двухэтажным, каменным, с высоким полуподвалом и двухэтажными флигелями во дворе. По свидетельству С. Н. Бегичева, в«угольном доме Валька» был составлен план и написаны первые сцены комедии «Горя от ума»[3][К 1].

В 1833 году владельцем дома был губернский секретарь Н. И. Эрнс, по проекту архитектора А. И. Лидерица осуществивший надстройку внешних корпусов до четырёх этажей и сменивший двухэтажные флигели во дворах трёхэтажными. В середине XIX века доходный дом приобрела у наследников Эрнса жена действительного статского советника Н. П. Гербаневская.

Впоследствии владельцы дома менялись[3]. В 1902 владельцем стал инженер-строитель Н. И. Полешко, спроектировавший и надстроивший выходящую на канал часть до семи этажей и добавивший зданию мансарду. В 1910 году мансарду и седьмой этаж пришлось разобрать, поскольку стены и перекрытия здания не выдерживали нагрузки.

Основа здания и стены нижних этажей сохранились со времён Грибоедова[3].

Роль в сюжете

Раскольников выбирает эту старуху в качестве своей жертвы, ведь она вызывает у окружающих лишь страх и отвращение. Он надеется выкрасть у неё деньги и заодно «испытать» себя, доказав, что он способен на «поступок».

Отвратительную, болезненную бабку, которая итак скоро распрощается с жизнью, вряд ли кому-то станет жалко. К несчастью, незапланированной жертвой становится Лиза, никому не причинившая зла. Достоевский подчёркивает — убийство любого из людей есть преступление законов нравственности.

Так вдребезги разбивается теория Родиона Раскольникова об оправданности убийства «высшими» людьми и людей «никчёмных».

Вариант 2

Раскольникову многое не нравится в мире, где он живет и поэтому он старается разными способами противостоять против всех этих перемен и сделать так чтобы и другие люди противостояли, как и он против остальных.

Кроме этого ему не нравилось еще и то, что он жил в постоянной бедноте, а ведь ему хотелось совсем другой жизни, но ничего менять при этом не хотел. И всего несколько человек, которым удается получить все деньги, которых не получают другие люди.

Они живут в свое удовольствие и у них всегда хватает денег для того чтобы воплотить не одну свою мечту. А вот у Родиона такой возможности нет. И поэтому он всю свою жизнь жил и живет в бедности.

Также у него есть давняя мечта, которую ему больше всего на свете хотелось осуществить. Раньше он учился в университете, но для продолжения учебы требовались деньги, а поскольку у мужчины их не было, то и учить дальше его никто не собирался.

Поэтому он был вынужден бросить университет и просто бродил по улицам Петербурга. А иногда он снимал комнату у одной старухи, которая любила брать проценты. А поскольку денег у него не было, то ему приходилось отдавать все, что у него есть.

А теперь давайте вернемся к самому главному вопросу: почему же он убил эту самую старуху? Неужели ничего нельзя было сделать?

А ведь когда он учился на первом курсе, то писал статьи, в которых рассказывал про бедных и богатых людей. При помощи данной статьи можно было придумывать новые законы и правила и не давать другим людям нарушать эти самые законы.

Сам себя Родион также относил к великим людям, но помимо этого ему еще хотелось побывать среди и простаков, и только убив старуху, ему удастся опуститься на их уровень. Старуху он не относил ни к одной из категорий. И поэтому за убийство это также не считал. Она не стоит того чтобы жить на этой земле. И когда он убьет ее, то избавит мир от несправедливости.

Вот только все получилось совсем наоборот, а такого поворота наш главный герой никак не ожидал. Убив старуху он убил себя. И теперь уже ничего вернуть или решить по-другому нельзя.

Кроме этого теперь ему никогда не изменить этот мир, а также не изменить свою жизнь, а ведь он так этого хотел. Раскольников находится среди зла.

Этим он хотел проверить себя, но только совершив зло он понимает, что мир нельзя изменить, если постоянно совершать злодеяния или насилие. А ведь любовь может творить чудеса и менять полностью не только одного человека, но и весь мир.

Другие сочинения: ← Тема любви в литературе↑ ДругиеАнализ произведения Достоевского Бесы →

Спор студента с офицером о старухе

…Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

— Слушай дальше.

С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!..

Нищета и бедственное положение семьи

Сам Родион находится в крайне бедственном состоянии – у него нет работы, денег, зато есть огромный долг за жильё. Сестра Дуня вынуждена выйти замуж за подлеца Лужина, которого она не любит.

Это “сделка” призвана улучшить положение семьи, спасти мать и брата от нищеты. Раскольников искренне любит сестру и страдает от невозможности спасти её от ужасного решения.

Кроме того, накануне преступления Родион узнаёт о семье Мармеладовых, о Соне и её унизительном положении.

Наташа Ростова – характеристика в таблице с цитатами, характер героини

Пытаясь спасти всех, борясь за правду и справедливость, молодой человек убеждает себя в неизбежности и великой необходимости избавления мира от ужасной старухи.

Обстоятельства складываются так, что Раскольников случайно подслушивает разговор, в котором незнакомые обсуждают старуху-процентщицу, её жадность, говорят о том, как она издевается над собственной сестрой. Этот разговор становится знаком свыше, который приводит к окончательному решению.

В тот же вечер Родион узнаёт, что на следующий день, около семи вечера, старуха будет дома одна. Паззлы складываются в общую картинку – дороги назад уже нет.

Примечания

  1. 1234 Анциферов, 1923.
  2. 123 Лурье, 2012.
  3. 123456Марголис А. Д. История и современность: Избранные очерки. — М.: Центрполиграф, 2014. — 320 с.

    — (Всё о Санкт-Петербурге). — ISBN 978-5-227-05328-2.

  4. 123 Дом старухи-процентщицы. Занимательный Петербург (9 сентября 2013). Проверено 16 марта 2020.
  5. Письмо А. С. Грибоедова С. Н. Бегичеву, 9 ноября 1816 // Грибоедов А. С. Сочинения / Подгот. текста, предисл. и коммент. В. Орлова. — М.; Л.

    : Гослитиздат, 1959. — С. 499.

  6. Бегичев С. Н. Записка об А. С. Грибоедове // А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. — М., 1929. — С. 9. Архивировано 13 сентября 2011 года.
  7. Алёна Ивановна («Преступление и наказание»). Федор Михайлович Достоевский: Антология жизни и творчества. Проверено 16 марта 2015.

  8. Канава — канал Грибоедова;

    -я улица

    — Екатерингофская (просп. Римского-Корсакова) (

    Фридлендер Г. М.

    Примечания //

    Достоевский Ф. М.

    Собр. соч.: В 15 т. — Л.: Наука, 1989. — Т. 5: Преступление и наказание. — С. 555.).

  9. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Ч. I, гл. 1
  10. Бродский И. Путеводитель по переименованному городу // Сочинения Иосифа Бродского. — СПб.: Пушкинский фонд, 2001. — Т. 5. — С. 60—61.
  11. Петербург Достоевского. Peterburg.ru. Проверено 16 марта 2015.
  12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12 февраля 2001 г. N 7 «О Перечне вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (недоступная ссылка — история ). Bazazakonov.ru. Проверено 16 марта 2020. Архивировано 2 апреля 2020 года.
  13. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 21 июля 2009 года № 10-22 «О включении выявленных объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»
  14. Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга по состоянию на 14 января 2014 г. Архивная копия от 18 июля 2014 на Wayback Machine (№ 258)
  15. Включён в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (утверждён приказом КГИОП от 20 февраля 2001 года № 15 с изменениями на 1 декабря 2010 года).
  16. Арсеньева З. Семьсот тридцать шагов вслед за Раскольниковым. Вечерний Петербург (24 июля 2009). Проверено 16 марта 2020.
  17. Корнеева Т. В квартире старухи-процентщицы живет бывший милиционер. Московский комсомолец (СПб.) (5 февраля 2015). Проверено 16 марта 2015.

Литература

  • Анциферов Н. П. Петербург Достоевского. — Пг.: Изд-во «Брокгауз-Ефрон», 1923. — (Репр. изд.: М.: Книга, 1991)
  • Белов С. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. — М.: Просвещение, 1985. — 240 с. — 335 000 экз.
  • Лурье Л. Я. Петербург Достоевского: Исторический путеводитель. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 352 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9775-0748-6.
  • Марголис А. Д. История и современность: Избранные очерки. — М.: Центрполиграф, 2014. — 320 с. — (Всё о Санкт-Петербурге). — ISBN 978-5-227-05328-2.

Литературное наследство

В 2001 году Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга включил дом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» (№ 85)[12], в 2009-м — в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (№ 59)[13][14]. памятник архитектуры (вновь выявленный объект)[15]

Дом включён в экскурсионные программы по городу, но создание музея в нём не планируется[16][17]. На фасаде со стороны Средней Подьяческой улицы установлена мемориальная доска с информацией об охранном статусе дома и о том, что в нём жил А. С. Грибоедов.

Кто на самом деле убил старуху процентщицу? Вспоминая уроки литературы

Неужели не ясно, что старуху убил Порфирий Петрович?

И почему об этом нет исследований и статей?..

Ну или я не нашла. Приходится своим умишком доходить.

Нет, Раскольников, конечно, собирался ее убить. Точнее, теоретизировал. Право, мол, имею, старуха вредная, а я Наполеон, и т. д. А тут вдруг — хоба! убили! И как раз старух, и как раз топором. А у него температура.

Лихорадка. Интоксикация. Он уже сам не понимает, что было, а что вообразилось. Перемешал. Может, и правда, я убил? Ну как-нибудь в бреду. Ведь хотел же. Топорик, может быть, даже завел.

И вот — трупы, следствие, переполох.

Но он же совершенно больной. И физически, и душевно. Или психически. У него же по описанию все время температура, наверное, 38. И психика совершенно расшатана.

Плюс гнусный климат, ужасные условия, плохое питание и всевозможные невзгоды. В Петербурге вообще трудно зимой рассудок при себе удержать.

И вот он статейку-то написал, и даже в уме себе представлял: как он старуху убьет, потому что ему можно, он право имеет. Воображение изощрилось до деталей.

Но не убил — куда ему? Он же от слабости по стеночке ходит, все время в полубреду. И нервы. Он к ней только на разведку сходил — заложил папиросочницу, и то от впечатлительности чуть не помер. Да еще Лизавета все время там крутилась, ее куда? Он их и не убивал, и никогда бы не убил. Воображение одно, и лихорадка. И семейных неурядиц выше крыши.

А тут Порфирий. Ходит, нагнетает. Ничего прямо не говорит, но что-то знает. И НЛП какое-то применяет. Ее, говорит, наверное, убил кто-то из раскольников. И смотрит: вздрогнет? хорошо… Намекает, намекает Раскольникову, что он подозреваемый.

«Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!» И статью ту самую «…имел удовольствие прочесть». «Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

«Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!» — гипнотизирует. Плетет паутину.

Много ли больному сознанию надо? И топтуна подослал, который «убивец, убивец» — подсказывать. У него же были оперативники, агенты всякие.

Но просто так шептать «убивец» — это было бы примитивно: нееет — потом, когда уж он вполне уверился, что убил, Порфирию ж этого мало — ему надо, чтобы Родион признался! Поэтому он с поистине демонической хитростью подсылает этого же «прохожего», что убивцем называл, — и тот извиняется: мол, зря сказал, прости! Ведь уже другой несчастный признался!

Тут уж больная голова Раскольникова совсем уезжает… Мало что убил, так еще и другого кого-то на каторгу пошлют! А что он убил — его уже Порфирий вполне убедил.

Ему даже мерещилось, что он деньги спрятал сначала за обои, потом под камушек, но сколько было денег, что характерно, не знал: потому что у него и не было никаких денег.

Так что даже следствие потом решило, что он малость не в своем уме: ну как это, ограбил и не посмотрел сколько добыл?!

Он и был не в уме… И свел с ума его коварный Порфирий Петрович. А триста рублей подложить под камушек следователю было нетрудно. И наводящими вопросами заставить бедного больного «указать место». Для такого иезуита, как Порфирий, это уж было просто.

Все это в романе прописано совершенно ясно.

Так что преступление Раскольникова было вовсе не в убийстве — да об этом и писать бы не стоило, делов-то, старуха-другая. Пять старушек — рублик.

Достоевский на каторге всяких убийц повидал, если они о чем и жалели, так о том, что попались. Но преступление Раскольников все-таки совершил.

Преступление Раскольникова в том, что он теорию построил про Сверхчеловека и Недочеловека — уж мы-то знаем, до чего такие теории доводят.

А вульгарное ограбление и убийство двух старух — это сделал Порфирий Петрович. Статейку Раскольникова прочитал — и понял: вот на кого я убийство-то повешу. Удобнее кандидата не найти. Да как изящно все обставил, тонко, со вкусом. Все продумал, выбрал жертву, обмотал паутиной — и методично осуществил. И ведь ушел от расплаты.

Но он никаких таких теорий не разводил — денежки-то у старухи неплохие водились. По тем временам.

Какие преступления нельзя простить Сочинение № 12242292

       

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

06.10.2021 17:29:45

Анна Глазунова

    На протяжении всего существования человечества совершались преступления. Они были как тяжёлой степени, например убийство, предательство Родины, так и лёгкие, такие как кража или хулиганство.       Исходя из этого, нельзя не задуматься над вопросом о том, какие преступления нельзя простить. На мой взгляд, никакие  преступления не достойны прощения, потому что человек нарушает естественный ход вещей, а для человека это непозволительно.
          Чтобы доказать свою точку зрения, приведу пример из произведения Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Там главный герой Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу из-за нехватки денег. Но, он лишил жизни не одного, как планировал, а двух людей. Второй жертвой оказалась сестра Алёны Ивановны. Родион находится в постоянном страхе перед законом и сознаётся в содеянном далеко не сразу.  Несмотря на то, что в итоге он признал свою вину, из эпилога становится ясно –  убийца не раскаивается. Преступление, совершённое героем данного романа, нельзя простить, так как он убил людей, а значит, вмешался в чужую жизнь, что для человека непростительно.
          Но не только намеренное преступление не заслуживает прощения. Например, возьмём рассказ Р. Брэдбери «И грянул гром». С одной стороны случайное убийство бабочки и провинностью назвать нельзя. Однако именно это  изменило будущее в худшую сторону. Маленькое, казалось бы, ничего не значащее событие обернулось ужасным злодеянием против человечества. А виноват был во всём всего лишь один человек. Это доказывает, что хоть Экельс и не специально провинился, но простить это преступление нельзя, так как оно нарушило правильный ход вещей и это привело к печальным последствиям как для него, так и для окружающих.
    Таким образом, следует отметить, что любые  преступления нельзя простить. И не важно, имеют ли они цель, или это чистая случайность, потому что в любом случае судьбы людей  изменяются, и это уже неисправимо. Рецензент: Марина Владимировна Волкова

Здравствуйте, Анна!

Вам удалось создать работу, отвечающую требованиям. Вы знакомы со структурой сочинения. Обратите внимание, что ФИПИ рекомендует в ИС стремиться к 350 словам.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.Тема раскрыта. Во вступлении ответ на вопрос дан.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Аргумент 1:  предпринята попытка осмысления произведений в аспекте заявленной темы. Но допущены фактические ошибки и искажение позиции автора произведения. Анализ скудный, поверхностный, практически заменён пересказом.

Там главный герой Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу из-за нехватки денег.

Основной причиной убийства стало вовсе не это. Почему тогда герой так и не пркоснулся к деньгам старухи потом? Спрятал под камень и не тронул.

Но, он лишил жизни не одного, как планировал, а двух людей.

Трёх людей: Лизавета была беременна.

Несмотря на то, что в итоге он признал свою вину, из эпилога становится ясно –  убийца не раскаивается.

Авторская позиция искажена. Перечитайте ещё раз эпилог романа. Аргумент 2 не соответствует теме. Смысл рассказа Р.Брэдбери другой: незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия.

 Описание “эффекта бабочки” (появился даже термин, называющий происходящее) приведено в стихотворении Самуила Маршака «Гвоздь и подкова», основанном на старинной английской пословице.

Не было гвоздя —Подкова пропала.Не было подковы —Лошадь захромала.Лошадь захромала —Командир убит.Конница разбита —Армия бежит.Враг вступает в город,Пленных не щадя,Оттого, что в кузницеНе было гвоздя.

К3 (логика и композиция) + 1 баллСтруктура силлогизма ТЕЗИС-ДОВОД-ВЫВОД выдержана.

На протяжении всего существования человечества совершались преступления. Они были как тяжёлой степени, например убийство, предательство Родины, так и лёгкие, такие как кража или хулиганство.       Исходя из этого, нельзя не задуматься над вопросом о том, какие преступления нельзя простить.

Нарушение абзацного членения- красная строка не нужна.

Второй жертвой оказалась сестра Алёны Ивановны. Родион находится в постоянном страхе перед законом и сознаётся в содеянном далеко не сразу.  

Связь между предложениями отсутствует.

К 4 (речь)+ 1 балл

На протяжении всего существования человечества совершались преступления. Они были как тяжёлой степени, например убийство, предательство Родины, так и лёгкие, такие как кража или хулиганство.       Исходя из этого, нельзя не задуматься над вопросом о том, какие преступления нельзя простить.

Ощущение, что нахожусь в зале суда. Стиль сочинения не должен напоминать приговор. Канцеляриты надо убирать.

Исходя из этого, нельзя не задуматься над вопросом о том, какие преступления нельзя простить. На мой взгляд, никакие  преступления не достойны прощения, потому что человек нарушает естественный ход вещей, а для человека это непозволительно.

повторывещи= предметы ЭТО- что именно? На что указывает местоимение?

Чтобы доказать свою точку зрения, приведу пример из произведения Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Там главный герой Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу из-за нехватки денег.

ТАМ- где?

из эпилога становится ясно –  убийца не раскаивается. Преступление, совершённое героем данного романа, нельзя простить, так как он убил людей, а значит, вмешался в чужую жизнь, что для человека непростительно.

тавтология

Это доказывает, что хоть Экельс и не специально провинился, но простить это преступление нельзя, так как оно нарушило правильный ход вещей и это привело к печальным последствиям как для него, так и для окружающих.

повтор слова ЭТО (обратите внимание, как много раз Вы его используете и чаще всего неуместно)НЕГО- кого или чего? Двусмысленность при употреблении личного местоимения.

И не важно, имеют ли они цель, или это чистая случайность, потому что в любом случае судьбы людей  изменяются, и это уже неисправимо.

повтор

К5 (грамотность) + 1 балл

Орфография

И не важно, имеют ли они цель, или это чистая случайность

В этом случае предпочительнее слитное написание: утверждается неважность, а не отрицается важность.

хоть Экельс и не специально провинился

неспециально= случайно

Пунктуация

из эпилога становится ясно – убийца не раскаивается.

Двоеточие: второе ПП дополняет смысл первого.

С одной стороныЗПТ случайное убийство бабочки и провинностью назвать нельзя.

Вводная конструкция обособляется

простить это преступление нельзя, так как оно нарушило правильный ход вещей ЗПТ и это привело к печальным последствиям как для него, так и для окружающих.

ССП

  • Грамматика
  • Общий вывод по работе
  • Итак, Анна, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом произведений и речью.
  • Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл – 5 Зачёт

Возврат к списку

Ссылка на основную публикацию